Первые встречи в рамках всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» прошли в Хабаровске. На площадках саммита представители отрасли, различных ветвей власти, экспертного сообщества обсудят развитие туризма в регионах ДФО – от решений, призванных повысить привлекательность региона для россиян, до привлечения зарубежных гостей в рамках медицинского туризма.
Первая же дискуссия - «Культурный код Дальнего Востока: новое прочтение» обнажила одну из основных проблем – вопрос идентификации Дальнего Востока как территории, аккумулирующей в себе не только природные красоты. Как подчеркнул модератор сессии, управляющий партнер Pan Pacific Agency, генеральный директор издательства «Пятый Рим» Дмитрий Щербаков, у туристов сейчас формируется новый запрос на глубинное прочтение дальневосточных регионов, на поиск культурных и исторических особенностей, которые раскрывали бы уникальность полученного опыта.
Участники обсуждения выделили два основных направления, способных стать магнитами для любознательных путешественников, и оба они завязаны на людей населявших Дальний Восток раньше и живущих здесь сейчас. Во-первых, это этнографический туризм, который в ДФО имеет множество граней – от быта и обычаев малочисленных коренных народностей, до погружения в образ жизни крупных национальных республик – Бурятии и Саха (Якутии». Во-вторых, неоспоримый интерес для приезжающих на Дальний Восток представляет обширный пласт местной истории, связанной с первопроходцами, открывателями территорий, которые впоследствии стали частью России.
Директор музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Виктор Шалай (Владивосток) отметил противоречивость информации, с которой сталкивается любой, кто начинает интересоваться вопросами становления дальневосточных территорий.
- Когда открываешь в интернете практически любую страницу, повествующую о Приморском крае, узнаёшь, что Владивостоку 162 года исполняется в 2022 году, а Приморскому краю – 84, - заявил Виктор Шалай. – Начнёшь читать о Камчатском крае, выяснишь, что он появился в 2007 году, хотя свою историю как часть России он ведет с 1697 года, когда сюда добрались казаки Атласова.
Градус дискуссии резко повысился, когда и спикеры и аудитория попытались выяснить, каким может быть новое прочтение культурного кода Дальнего Востока, при том, что пока само по себе наличие и наполненность этого кода вызывает много вопросов.
- Прежде чем презентовать и продавать Дальний Восток туристам, необходимо его узнать самим продавцам и жителям Дальнего Востока, - заявил руководитель туристического клуба «Край света» Константин Рябинкин. – Мы плохо знаем свою собственную историю, как мы можем продавать то, о чем сами не имеем представления?! Мы водим экскурсии по окрестностям Хабаровска для подростков и узнаём, что фамилии Поярков, Атласов – для них пустой звук!
На ещё один проблемный аспект создания культурного кода макрорегиона указала Алла Джан-Ша, руководитель проектов АНО «Городское экспертное сообщество» (Хабаровск).
- Я считаю, что надо созданием этого кода должны работать эксперты и работать не только на таких встречах, - сказала она. – Это работа на несколько месяцев, методичная, желательно оплачиваемая, и это не должно быть государство. У меня по роду деятельности есть опыт создания презентации Хабаровского края как территории, когда продюсерский центр, которым я руковожу, проводил здесь медийную компанию, сопровождавшую Чемпионат мира по хоккею с мячом. Был разработан бренд-бук, созданы смыслы, но после завершения чемпионата один губернатор сменил другого, пришел третий, и увы, все наработки дальнейшего развития не получили.
Единодушны участники дискуссии были в одном – культурный код Дальнего Востока должен стать отражением всего многообразия территории, без посещения которой нельзя осознать всё величие России.