В России в ближайшие три года намерены удвоить потребление минтая. Для этого запущена большая рекламная кампания, в которой принимают участие известные блогеры. Кампания уже охватила 50 млн человек.
Увеличению потребления на внутреннем рынке также способствует рост уловов – так, в прошлом году российские рыбаки выловили рекордное количество минтая за последние 25 лет: 1,96 млн тонн. Таким образом минтай занимает в общенациональном вылове почти 36%.
Напомним, минтай добывают только на Дальнем Востоке. Очередная путина стартовала 1 января. На промысле работает более 80 единиц крупного и среднего рыбопромыслового флота. Ежесуточный вылов по экспедиции составляет 7,6 тыс. тонн.
Инновации в пищевой индустрии являются ключевым элементом развития отрасли, несмотря на представления о том, что изобрести что-то новое в этой сфере в настоящее время почти невозможно. Современные технологии и изменения вкусов потребителей открывают множество возможностей для разработки новых продуктов, таких, как лапша из фарша минтая.
В октябре прошлого года президент России Владимир Путин дал поручение правительству представить предложения по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года. Один из пунктов поручения включает популяризацию потребления рыбной продукции, стимулирование ее потребление детьми и подростками, увеличение доступности рыбной продукции для потребителей и стимулирование глубокой переработки ВБР. Росрыболовство поставило задачу перед руководством подведомственных вузов подключиться к выполнению этого поручения.
В числе многих энтузиастов вызов принял и студент КамчатГТУ Артем Бойко — в составе команды исследователей департамента «Пищевые биотехнологии». Научный руководитель проекта — доцент кафедры «Технология пищевых производств» Майя Благонравова.
Разработка рецептуры привела к созданию трех вариантов продукта: сублимированная лапша (наподобие лапши «Доширак»), готовая замороженная лапша (требует разморозки в микроволновой печи) и сушеные рыбные макароны (необходима варка в течение десяти минут). При этом рыбная лапша есть в трех вариантах вкуса. Основной – обычный, не очень насыщенный рыбный вкус — как рыба на пару. Второй — нейтральный, это для тех, кто не любит вкус рыбы, но хочет правильно питаться. Третий — со вкусом и цветом кальмара. Чтобы добиться такого эффекта, второй участник группы разработчиков создал специальный обогатитель, на который уже оформлен патент. При этом сама по себе лапша из минтая — это экологичный высокобелковый продукт, аналогов которого в России не существует.
По словам главного разработчика инновационного продукта Артема Бойко, основой выбора предмета разработки стали вкусовые привычки потребителей. Макаронные изделия всем привычны и очень популярны, особенно в сублимированном виде — из-за скорости приготовления.
«Лично я люблю лапшу, но не это стало основным фактором, определившим предмет наших разработок. У нас на Камчатке белорыбица особой популярностью не пользуется — то ли люди не умеют ее готовить, то ли из советского прошлого осталось мнение, что минтай — это еда для кошек. А ведь это — основной объект российского рыболовства, добыча которого составляет около двух млн тонн в год. Мы решили попробовать объединить несовместимое — животный белок и макаронные изделия. На данном этапе у нас получилось», — рассказывал Артем Бойко.
В будущем к основному продукту планируется присоединить добавки в виде сушеных камчатских водорослей, овощей и различных соусов. Все определит потребитель в результате дегустаций. Но главная ценность нового продукта — в его составе.
«Обычные макароны, если смотреть на пищевую ценность — довольно бесполезный продукт, а белковые изделия гораздо приятнее и полезнее для организма. В составе нашей продукции животный белок, жирные кислоты омега-3 и омега-6, коллаген, селен – все, что есть в диком минтае, мы сохраняем в продукте. Рыбную муку не используем. Сырье — рыбный фарш, который измельчается до состояния пасты. Используя различные регуляторы, посредством экструдеров мы создаем лапшу, термообрабатываем и доводим до готовности. Далее идут процессы консервации – либо заморозка, либо сублимация. Делаем акцент на готовой продукции для удобства потребителя. Пищевую ценность этот быстрый перекус представляет однозначно», — говорит Артем.
Что касается сроков годности продукта — предполагается, что для сублимированной продукции это составит от пяти месяцев до года, для мороженой — при правильном хранении — до четырех месяцев, для твердых изделий – пока не завершена разработка, образцы не взяты для определения микробиологических показателей в динамике. Тут нужно подходить осторожно, ведь рыба — это скоропортящийся продукт, даже в условиях серьезной обработки.
До конца мая этого года разработчики планируют подать документы на патент, в котором главным фигурантом будет учебное заведение, однако имя основного разработчика будет на первом месте, что даст ему право на возможность с ним работать. В планах у Артема, который получил грант на разработку в Фонде содействия инновациям в размере 500 тыс. рублей, — сделать это темой своей диссертации в будущем и, возможно, открыть свое производство рыбной лапши на Камчатке. Однако сначала, после разработки бизнес-плана, он предложит идею производства крупным камчатским компаниям-рыбопереработчикам, которые уже проявляют заинтересованность в разработке.
«Хорошо, что интерес есть к продукту и со стороны масс-медиа, и со стороны крупных рыбопромышленников, и потребителей. Это аргумент в пользу того, что наш продукт будет востребован. Это очень мотивирует и вдохновляет. Совмещать учебу, подработку и этот проект довольно сложно. Планирую и дальше развивать свою профессиональную деятельность в этой стезе — буду работать инженером-технологом и поступлю в магистратуру. Я загорелся этой идеей, и даже если большие компании не рискнут, я буду сам заниматься производством, продвигать и продавать», — заверил Артем и сообщил, что при благоприятном прогнозе на местный рынок рыбные макароны выйдут в конце 2025 года.
В рыбопромышленных регионах Дальневосточного ФО фиксируется рост добычи водных биоресурсов. По итогам лососевой путины 2023 г. объем вылова к концу октября на Дальнем Востоке составил 608 тыс. тонн, что в 2,2 раза превысило показатель прошлого года и на 13% больше, чем в нечетном 2021 г. В том числе Камчатский край обеспечил 491 тыс. тонн лососевых (около 84% дальневосточного вылова), в Сахалинской области вылов превысил 69 тыс. тонн, в Хабаровском крае было добыто свыше 28 тыс. тонн лососевых (рекордный показатель за последние 20 лет), в Магаданской области – около 15 тыс. тонн, в Приморском крае – более 1,7 тыс. тонн.
Следует также отметить, что дальневосточные филиалы ФГБУ «Главрыбвод» в январе-сентябре на 13% перевыполнили план по выпуску лососевых – за отчетный период для воспроизведения в водоемы было выпущено свыше 201,7 млн экземпляров лососевых видов рыб (план – 177,97 млн). Больше всего лососевых выпущено в Сахалинской области – свыше 110 млн штук. Сотрудники Амурского филиала выпустили более 46,4 млн мальков (на 23% больше плана). Приморский филиал завершил выпуски лососевых в объеме 8 млн экземпляров. Сотрудники Охотского филиала (Магаданская область) перевыполнили план на 27%, направив в водные объекты более 12,6 млн мальков лососевых. Значительный объем в общем выпуске составляет кета и горбуша.
В дальневосточных регионах растет объем вылова пелагических видов рыб. По данным на начало ноября, вылов сардины иваси превысил показатель аналогичного периода 2022 г. на 92%, составив 354 тыс. тонн. При этом в связи с активным промыслом в Южно-Курильской зоне был скорректирован рекомендованный объем иваси – на 400 тыс. тонн (до 884 тыс. тонн). Вылов скумбрии в Дальневосточном бассейне составил 8,7 тыс. тонн.
В текущем году о росте экспорта рыбной продукции отчитались Хабаровский край, Еврейская АО и Магаданская область. В январе-октябре данные регионы направили на экспорт 6,7 тыс. тонн рыбной продукции, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в КНР было направлено 3,5 тыс. тонн, в Республику Корея – 1,7 тыс. тонн, в Японию – 1,4 тыс. тонн. За январь-август экспорт рыбы и рыбопродукции Камчатского края и Чукотского АО вырос на 12% по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 г., на экспорт было оформлено 2 104 партии рыбы и морепродуктов общим весом 84 270,1 тонн.
Стартовал второй этап распределения инвестиционных квот. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в октябре продало права на добычу краба на 214,27 млрд рублей на аукционах, прошедших в рамках второго этапа распределения инвестиционных квот (16-18 октября). На участие в аукционах было подано 160 заявок, реализовано 27 лотов, победителями стали 13 компаний. Ни одна из компаний после получения новых квот не превысила установленный антимонопольным законодательством порог доминирования в 35%. Доля квоты закрепляется за компаниями на 15 лет. В зависимости от лота победители должны построить в РФ краболовные суда длиной более 50 м или логистические комплексы.
Самым крупным добытчиком краба на Дальнем Востоке остается ГК «Русский краб» (в аукционах участвовала дочерняя компания «Владкраб»), ей с учетом новых квот будет принадлежать 24,1% (18,3 тыс. тонн) от общей квоты на добычу краба в Дальневосточном бассейне. Прежде доля группы в общем объеме крабовых квот составляла 15,6% (11,8 тыс. тонн). Компания приобрела семь лотов стоимостью 57,1 млрд рублей. Годовой объем добычи крабов по данным лотам может превысить 6,3 тыс. тонн.
ООО «Островной краб» (подконтрольно УК «ДВ Рыбак» (Владивосток), в числе акционеров – А.Байгужин, А.Галкин, О.Симчук, ООО «Сбербанк инвестиции») приобрело четыре лота стоимостью 33,55 млрд рублей с объемом добычи в 3,66 тыс. тонн крабов в год. Также в число победителей аукционов вошли ООО «Восток» (принадлежит Н.Кожемяко, сыну губернатора Приморского края О.Кожемяко), структуры ГК «Антей» И.Михнова, ООО «Север» (Хабаровский край, подконтрольно М.Петрушину – владельцу «Сигма Марин Технолоджи»), «Феникс» (Камчатский край, подконтролен владельцам «Океанрыбфлота» В.Пономарёву и И.Евтушку), «Тихрыбком» М.Котова (Магадан), «Амуррыбпром» (подконтролен хабаровскому предпринимателю А.Ро).
С учетом новоприобретенных квот лидерами крабового рынка, помимо ГК «Русский краб», являются «Сигма Марин Технолоджи» (11,8%, 8,9 тыс. тонн) и «Антей» (10,8%, 8,2 тыс. тонн). Итоговая цена продажи квот в рамках второго этапа крабовых аукционов превысила доходы от аукционов первого этапа распределения инвестиционных квот в полтора раза – в 2019 г. объем поступлений в бюджет от реализации квот составил свыше 142 млрд рублей.
Тем временем Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) и Сбербанк предлагают Минсельхозу увеличить срок действия инвестиционных квот на вылов, в связи с тем, что более 80% запланированных к строительству судов, законтрактованных на первом этапе инвестиционной программы, пока остаются на стадии реализации и могут не завершиться в отведенный 8-летний срок (максимальные временные рамки) в связи с необходимостью пересмотра стоимости контрактов, перепроектированием и заменой судового комплектующего оборудования и дефицитом финансовых средств для достройки. Сбербанк и ВАРПЭ выступают за разработку механизма увеличения срока пользования инвестиционными квотами для инвесторов, готовых к значительному пересмотру условий судостроительных контрактов в части стоимости.
Стоит отметить, что Минпромторг доработал проект изменений Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, включив в него продукцию судостроения. В него вошли более 360 наименований продукции (оборудование разной степени сложности, в том числе энергетические установки, судовые системы, широкий спектр оборудования для обработки рыбной продукции). Это позволяет доработать постановление №719 (о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, где установлены баллы локализации для различного оборудования, в том числе необходимые для участия в госзакупках или получения субсидий) в части установки комплектующих российского производства в состав нового судна или объекта морской техники.
Важным требованием к судам является их соответствие уровню локализации строительства, но прежде оно распространялось только на суда-краболовы. Инвесторы при этом сталкиваются со сложностями при прохождении процедуры подтверждения российского происхождения построенного судна и оборудования. Новые коды ОКПД позволят учитывать больше позиций, операций и сырья для расчета уровня локализации. Доработка постановления №719 также предполагает отсрочку повышения минимального требуемого уровня локализации строительства судов рыбопромыслового флота. В частности, в действующей версии до 30 июня 2023 г. требовалось не менее 2300 баллов локализации, с 1 июля 2023 г. – не менее 2900 баллов, с 1 июля 2025 г. – не менее 3400 баллов.
Проект изменений в постановление предполагает возможность сдвинуть вышеназванные пороги на два года. Сходное смещение предусмотрено и для рефрижераторных судов – требование к достижению 3200 и 3750 баллов предлагается сдвинуть с 1 июля 2023 г. и 1 июля 2025 г. соответственно на два года, сохранив действующий норматив в 2500 баллов. Данные изменения направлены на избежание риска расторжения договоров на инвестквоты в связи с неисполнением требования по локализации.
Рыбопромышленники обеспокоены ростом экспортных пошлин. ВАРПЭ в октябре попросила Минсельхоз инициировать изменения в законодательство для освобождения судового топлива от применения повышающих коэффициентов при расчете вывозных пошлин. Изменения предлагается внести в постановление правительства № 1637 от 5 октября, которым был скорректирован подход к определению ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды нефтепродуктов. На вывоз судового топлива из РФ должен применяться повышающий коэффициент – 50 тыс. рублей за тонну.
Рыбопромышленники опасаются, что введение пошлины приведет к удорожанию промысла и увеличению себестоимости производства российской рыбной продукции. Причина заключается в том, что при ведении промысла в удаленных от морских портов районах (в Охотском, Беринговом, Баренцевом морях и др.) суда обычно не возвращаются в порт до окончания рейса, который может длиться до полугода. Так происходит в период Охотоморской минтаевой путины в январе-апреле, когда добывается около 1 млн тонн водных биоресурсов. Судовые запасы доставляются в районы промысла, и в море же производится заправка судов топливом. Воды исключительной экономической зоны РФ не относятся к таможенной территории страны. Прежде вывоз судового топлива с массовой долей содержания серы не более 1% не облагался таможенной пошлиной, а постановление распространило на данную категорию действие экспортной пошлины.
В связи с этим в ВАРПЭ ожидают повышения стоимости бункеровки российскими танкерами на 50 тыс. рублей за тонну. При этом на долю судового топлива приходится до 30% себестоимости рыбной продукции. Сильнее всего увеличение затрат угрожает промыслу социально значимых и доступных видов рыбы (минтай, сельдь, сардина иваси, путассу, мойва). С позицией ВАРПЭ согласны в Ассоциации добытчиков минтая (АДМ, президент – А.Буглак), где полагают, что рост стоимости топлива отразится на финансовом состоянии предприятий.
До введения пошлины стоимость топлива у российских бункеровщиков составляла 565-600 долларов США за тонну. Бункеровку рыбопромысловых судов на Дальнем Востоке также осуществляют южнокорейские, японские и китайские компании. Ранее цена на такую бункеровку была более высокой – 622-685 долларов за тонну. После введения пошлины с 5 октября цена на российское судовое топливо выросла не менее чем на 515 долларов, и российская бункеровка стала дороже на 65% по сравнению с южнокорейской, японской и китайской.
Кроме того, вступление в силу Международной конвенции по предотвращению загрязнения от судоходства (MARPOL) предполагает запрет на использование судового топлива, массовая доля серы в котором превышает 0,5%. В случае отсутствия решения о продлении отсрочки данного требования, с 1 января 2024 г. рыболовные судна на Дальнем Востоке должны будут переходить на низкосернистое топливо, стоимость которого выше на 15-20%.
Между тем в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев, нередко лоббирует интересы «Русской рыбопромышленной компании») не разделяют опасений по поводу негативных последствий от введения пошлины. В Ассоциации указывают, что большинство судов бункеруются в режиме открытой границы[1]. На этом фоне в Росрыболовстве признают наличие рисков дополнительной финансовой нагрузки на промысловые компании из-за пошлины, предлагая более детально изучить возможности нивелировать возможное негативное влияние.
Что касается развития инфраструктуры для рыбной торговли, то в Приморском крае приморская рыбодобывающая компания «Тройка»[2] запустила цифровую платформу для оптовой продажи рыбы Fishplace. На платформе зарегистрировались 150 предприятий – рыбные компании и холодильные склады Приморского, Камчатского, Хабаровского краев, Сахалинской области. Платформа позволяет работать со складами, вести учет продукции и размещать рыбу на продажу.
Резидент СПВ, компания «Дельта-сервис» (принадлежит совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку), в приморском Артёме построила склад-холодильник для хранения пищевой продукции мощностью 95 тыс. тонн продукции в год. Объем инвестиций составил 1,1 млрд рублей. Тем временем в камчатском поселке Авача (в составе Петропавловска-Камчатского) после капитальной реконструкции в конце октября были введены в эксплуатацию два причала на побережье бухты Моховая (ФГУП «Нацрыбресурс») в рамках развития портовой рыбохозяйственной инфраструктуры в порту Петропавловск-Камчатский. Объем капитальных вложений составил около 1 млрд рублей. Глубина причалов позволяет принимать все типы рыбопромысловых судов. В целом перевалка рыбной продукции в порту Петропавловск-Камчатский по итогам трех кварталов текущего года выросла на 3,5% по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года, составив порядка 91 тыс. тонн.
Наконец, сахалинская ТОР «Южная» в октябре была расширена в целях реализации в Корсакове проекта строительства рыбоперерабатывающего комплекса крупной сахалинской компании «Гидрострой» мощностью до 500 тонн в сутки с жиромучной установкой, оборудованием для выпуска филе и холодильником на 5 тыс. тонн продукции. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2024 г. Объем инвестиций оценивается в более чем 5,4 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Постановлением правительства России от 5 сентября 2007 г. № 560 утвержден порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ. Разрешение на неоднократное пересечение государственной границы российскими рыбопромысловыми судами выдается пограничным органом в порту, где зарегистрировано судно. Для его получения владельцу судна необходимо представить в пограничный орган письменное заявление о выдаче разрешения с приложением пакета необходимых документов.
[2] Учредители – П.Маркин, Ю.Беликова, В.Каханова.
Вряд ли у кого-то при упоминании минтая происходит столь же активное слюновыделение, как, например, при словах «кижуч», «семга», «палтус». Рыбка с простоватым вкусом, довольно жестким мясом и ограниченными вариантами приготовления – так большинство россиян представляет себе эту дикую белую рыбу. Тем интереснее было выяснить и лично попробовать, как сумеют обыграть «рыбу для кошек» шеф-повара ведущих ресторанов Владивостока в своих авторских блюдах в формате Первого в России гастрономического фестиваля минтая «О!Мега Вкус».
Фестиваль начался еще 14 мая в ресторанах города, его уличная часть открылась в четверг, 25 мая и завершилась 28 мая, ресторанная продлится до 4 июня.
«Минтайный променад» разместился под открытым небом на самой популярной прогулочной зоне города – Спортивной набережной. Здесь выстроили целый городок с павильонами для ресторанов и столиками для посетителей. Вход в зону фестиваля бесплатный. Организаторы серьезно подошли к безопасности и порядку: перед тем, как начать пробовать блюда, необходимо каждому пройти металлоискатель и секьюрити.
Ароматы рыбных блюд ощущаются сразу на входе под праздничной аркой: смесь терияки, традиционной русской ухи, кляра, пряностей, томатного соуса, дымка от дровяных печей и сладостей. Любопытство уже на этом этапе захлестывает воображение так, что невольно ускоряешь шаг, чтобы скорее оценить старания поваров. В этом году в фестивале участвуют больше 20 ресторанов, кафе и даже точек быстрого питания.
Дегустацию решено было начать с классики жанра. Рыбацкая уха из двух видов рыбы – минтая и лососем и суп по-дальневосточному с минтаем, кижучем, гребешком, кальмаром от «Ностальгии» оправдали ожидание: горячий наваристый бульон, знакомый вкус, душистый аромат.
Из традиционного обязательно нужно было попробовать скоблянку дальневосточную из морепродуктов и рыбы. Ее предлагала сеть ресторанов «Пицца хаус». Готовили скоблянку здесь же, на дровяной печи в открытом чане. И, надо сказать, вкусовые рецепторы ликовали: блюдо получилось фантастически объемным по вкусу и очень нежным.
У шефа удалось выведать и другие хитрости приготовления скоблянки. Для нужного вкуса в блюдо необходимо добавить кориандр, а также унаги или устричный соус, а вот рыбу лучше предварительно замариновать, потом обвалить в крахмале и обжарить кусочками на сковородке. Когда соусная масса будет готова, добавить к ней минтай. Но самый главный секрет: долгое, или, как выразился Владимир, «вечное» тушение именно на дровяной печи – дымок дает ни с чем не сравнимый результат.
Классический на Дальнем Востоке плов с морепродуктами готовят повсеместно, но сеть японских ресторанов TOKYO сопроводила рис, креветки, мидии, кальмар и минтай соусом терияки с яблочным маринадом и японским сэндвичем кацу-сандо с минтаем. Божественно вкусно.
Нужно сказать, что фестивальные порции небольшие, поэтому можно попробовать сразу много позиций от разных рестораторов, но, конечно, все за один раз не осилить. Подача – традиционная уличная, в одноразовой посуде. Цены – от 200 до 500 рублей за порцию, будь то вариант перекуса или полноценное горячее блюдо.
После классики мы перешли к креативной кухне, поскольку вкусовые сосочки языка к тому времени были максимально готовы к самым смелым экспериментам.
Интересными, но вполне ожидаемым показался у «Сестёр Ким» жареный минтай в пряно-соевом соусе, а вот лепешки с минтаем и блины из острой маринованной кимчи от них же – настоящая экзотика.
«Виноваты звёзды» представили не только экспериментальный минтай фри в сопровождении соуса «сладкий чили», но и расширили морскую тематику папоротником с гребешком, ухой из форели и ламинарии, скоблянкой, яичной лапшой с крабом.
ZUMA отличилась «миндальным минтаем» и «нежным минтаем» в тонком кляре с хворостом из морской капусты – оригинально.
В уже упомянутой «Ностальгии» превосходными показались биточки из минтая и кальмара, которые сопровождались птитимом в шафрановом соусе.
Популярная сеть автокафе Coffee Machine порадовала завертоном с минтаем горячего копчения, завертоном с минтаем и соусом из черемши, завертоном с дальневосточным кальмаром, а также минтаем в кляре с водорослями и соусом «две икры».
И если сочетания в духе азиатской кухни с отголосками традиций из СССР были вполне объяснимыми и закономерными, то десерты с минтаем – это точно вызывает восторг хотя бы беспрецедентной смелостью сочетаний продуктов.
HOUSE BAKERY предложила неожиданные варианты легкой закуски: песочный мини-пирог с минтаем и заварные пышки с печенью минтая.
Кроме ресторанов, свежемороженую продукцию из минтая представила «Русская рыбопромышленная компания» - это филе по 340 рублей за килограмм, фарш за 180 рублей, кусковая рыба (140 руб.) и тушка (120 руб.).
Заслужила свое достойное внимание на выставке вкусов Морская ферма Гребенниковых, предлагавших к продаже парной гребешок, который выращивается в бухте Витязь Хасанского района – культового туристического места Приморья с лазурным морем и могильными соснами.
«Мы продаем парной гребешок, нам его привозят день в день прямо с морского огорода, он слегка подморожен в ледяной воде, для того, чтобы он находился в анабиозе для сохранения всех вкусовых и питательных качеств», – поделилась тонкостями представитель фермы Анастасия Короткова.
Кстати, только на фестивале удалось выяснить, что минтай довольно часто называют «серебряным лососем» за богатейшее сочетание полезных веществ, необходимого количества легкоусвояемого белка, одновременно это – диетический продукт. Узнать об этом, а также о том, как выбрать минтай и о тонкостях его приготовления смог любой желающий на мастер-классах, которые все четыре дня вели профильные эксперты.
Принятие законопроекта о реализации второго этапа программы распределения инвестиционных квот в рыбной отрасли вызвало противоречия в отраслевом сообществе в связи с опасениями передела на рынке, закрытия небольших предприятий и монополизации. В то же время предполагается также реформировать механизм предоставления квот в сфере добычи лососевых.
На регионы Дальнего Востока приходится более 70% вылова рыбы в РФ – при этом в 2022 г. ДФО экспортировал рыбной продукции на 4,18 млрд долларов США, чтона 1,8% превысило результат 2021 г. Основными экспортными рынками для дальневосточной рыбы являются Южная Корея, Китай, Япония. Основой рыбного экспорта для Приморского и Камчатского краев, Сахалинской области стала мороженая рыба, а ракообразные – для Хабаровского края, Магаданской области и Чукотского АО. По данным Росрыболовства к 31 декабря 2022 г. общий объем добычи водных биоресурсов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составил 3,49 млн тонн. В том числе в 2022 г. на Дальнем Востоке было добыто свыше 1,92 млн тонн минтая (на 182 тыс. тонн больше, чем в 2021 г.) и 471 тыс. тонн тихоокеанской сельди (рост на 56,5 тыс. тонн по сравнению с 2021 г.).
Занимающий первое место по экспорту Приморский край в минувшем году экспортировал рыбной продукции на 1,746 млрд долларов, что на 1,7% превысило результат 2021 г. В том числе мороженой рыбы было экспортировано на 808,7 млн долларов. Камчатка отправила на экспорт рыбопродукции на 1,023 млрд долларов, увеличив результат на 11,8% (в том числе мороженой рыбы было экспортировано на 703,6 млн долларов). Идущий третьим Сахалин увеличил экспорт в стоимостном выражении на 16,9% (до 780,7 млн долларов). Экспорт рыбопродукции из Хабаровского края вырос в 2022 г. на 1,4% – до 476,2 млн долларов. Хотя стоимость экспорта рыбы из данного региона выросла на 32,8%, до 219 млн долларов, экспорт ракообразных снизился на 17,2%, до 224,9 млн долларов. Следует также отметить, что Сахалин и Приморье по итогам десяти месяцев 2022 г. отчитались об экспорте 39 тыс. тонн краба.
Два региона существенно сократили экспорт. Магаданская область экспортировала рыбопродукции всего на 74,2 млн долларов, это на 60,2% ниже, чем в 2021 г. Так, экспорт ракообразных из региона сократился на 78,5%, до 32,1 млн долларов. Чукотский АО отправил на экспорт продукции лишь на 2,3 млн долларов, что на 73,5% меньше, чем в 2021 г. (основа экспорта – ракообразные).
В декабре 2022 г. Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил законопроект о реализации второго этапа распределения инвестиционных квот в рыбной отрасли, разработанный Минсельхозом и Росрыболовством. Для инвестиционных квот на рыбу было выделено 44% объема исторических квот – 20% для первого этапа (Дальневосточный и Северный бассейны), 4% – дополнительно для первого этапа в Дальневосточном бассейне и 20% – для второго этапа в Дальневосточном бассейне. Кроме того, предполагается распределить 50% общего допустимого улова крабов на аукционах с инвестиционными обязательствами.
Закон наделяет правительство правом устанавливать предельный объем инвестиционных и исторических квот в отношении отдельных видов водных биоресурсов в отдельном рыбохозяйственном бассейне. Данный объем может быть распределен по результатам аукционов. Все же из закона была исключена норма, предусматривающая механизм инвестиционных квот в отношении моллюсков и прочих беспозвоночных. В то же время в законопроект включена норма о предельном размере доли квоты у одного пользователя в целях исключения монополизации добычи отдельных видов водных биоресурсов и крабов.
В договор на инвестиционные квоты в отношении рыбы предполагается включать особое условие – производить ежегодно в течение двух лет подряд на построенном заводе рыбную продукцию в объеме, эквивалентном 60% объема квот пользователей. Помимо того, вводится механизм сохранения «исторической квоты» в отношении рыбы и крабов для субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях защиты интересов малых и средних предприятий в рыбном промысле предлагается применять повышающий коэффициент к «исторической квоте» – 1,2. В документ была также внесена норма, в соответствии с которой инвестиционную квоту второго этапа может получить только пользователь, зарегистрированный в прибрежном субъекте РФ, тогда как прежде обязательной регистрация была только в отношении квот на крабов.
Руководители ряда рыбопромышленных объединений просили перенести на более поздний срок строительство промысловых судов в рамках второго этапа и проведение крабовых аукционов – на начало 2026 г. (вместо 1 января 2023 г.). Соответствующее открытое письмо к депутатам Госдумы подписали президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Г.Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) А.Буглак, председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки В.Галицын, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера К.Древетняк, президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков, президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО) М.Козлов, председатель Магаданской ассоциации рыбопромышленников М.Котов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Г.Мартынов, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края С.Рябченко и президент Российского союза работодателей-рыбопромышленников С.Тимошенко. Они отметили, что большинство корректировок[1] к законопроекту во втором чтении касалось именно переноса сроков строительства судов и проведения аукционов по крабовым квотам. Данные поправки, тем не менее, не были учтены.
В комитете Госдумы по аграрным вопросам (председатель – В.Кашин, КПРФ) указывали на то, что правительство придерживается позиции отказа от переноса сроков законопроекта[2]. Представители отраслевых сообществ настаивали на том, что поправки не предлагают перенос вступления в силу закона в целом, а лишь отдельных его норм. Несмотря на это, поправки, относившиеся к срокам, все же не были одобрены.
В ВАРПЭ продолжают выражать обеспокоенность риском существенных задержек по строительству рыболовных судов в рамках программы инвестиционных квот. В ассоциации указывают на то, что строительство рыбопромысловых судов завершится в 2030-31 гг., а строительство краболовов – в 2026-27 гг. Готовность судов на текущий момент составляет 18-61%. При этом из 57 судов по 24 судам отсутствуют комплекты оборудования, по 17 судам строительство приостановлено, а по трем – не было начато.
По данным ВАРПЭ, проблемы возникли на предприятиях ОСК в Санкт-Петербурге – у «Адмиралтейских верфей» (заказ для РРПК на десять судов со сроком сдачи до конца 2025 г.) и «Северной верфи» (заказ для ГК «Норебо» на десять судов до 2025 г.). Проблема заключается в том, что поршневая группа, топливная аппаратура и коленчатые валы для судов изготавливаются в Германии, и их поставки после введения санкций находятся под вопросом. Верфи нашли единственного производителя дизелей большой мощности в КНР, однако контракт с ним еще не подписан. Глава ВАРПЭ Г.Зверев заявил о риске необходимости полного перепроектирования строящихся судов.
В то же время с оценками ВАРПЭ не соглашаются в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (включает «Русскую рыбопромышленную компанию» и связанные с ее акционерами предприятия[3], предприятия холдинга «Норебо»[4], т.е. политически самых влиятельных игроков на рынке). Президент ассоциации А.Осинцев отмечает, что крайние сроки сдачи рыбопромысловых судов составляют 2025-28 гг., а сдачи краболовных судов – 2025 г. В этой ассоциации заявляют об уже учтенных задержках из-за сбоев в поставках оборудования и необходимости перепроектирования, что было выражено в увеличении нормативного срока на постройку рыбопромысловых судов с пяти до семи лет.
Тем временем на совместном собрании работодателей и профсоюзов рыбной отрасли[5] в декабре была принята резолюция, в которой отмечалось, что перераспределение квот на добычу рыбы и краба не позволит рыбопромышленникам исполнять взятые на себя обязательства по сохранению рабочих мест и повышению оплаты труда. В резолюции отмечается, что второй этап приведет к перераспределению 633 500 тонн водных ресурсов на Дальнем Востоке, квот лишится 116 предприятий. В связи с этим, по оценкам авторов резолюции, будут простаивать более 140 судов, свыше 7 тыс. человек лишатся работы.
Прежде Росрыболовство, Российский союз работодателей-рыбопромышленников (РСРР, президент – Г.Зверев) и профсоюз работников рыбной отрасли заключили трехстороннее соглашение, предусматривающее запрет на увольнение более 10 человек в течение 30 дней из отдельных подразделений компаний (из каждого подразделения можно уволить не более чем по 10 человек каждый месяц). Соглашение также декларировало обязательства по повышению сотрудникам зарплат. В настоящее время РСРР и профсоюз работников рыбной отрасли заявили о невозможности исполнения обязательств в полном объеме и настаивают на приостановке действия документа.
В Росрыболовстве не согласны с этой резолюцией. В ведомстве настаивают на том, что второй этап распределения инвестквот, напротив, будет способствовать сохранению рабочих мест и увеличению их количества за счет создания нового флота. Также в Росрыболовстве указывают на то, что доходы бюджета от проведения аукционов составят 200 млрд рублей. С выводами резолюции не согласились и в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, где полагают, что резолюция дезинформирует работников отрасли.
При этом с инвесторов, строивших рыбные заводы в рамках программы инвестиционных квот, Росрыболовство намерено взыскать штрафы за нарушение договора, заключающееся в переработке менее 70% от полученной квоты. Так, претензия на сумму 1,97 млрд рублей была направлена камчатскому ООО «Витязь-Авто», подконтрольному собственникам «Океанрыбфлота» и семье Редькиных. Инвестиционная квота «Витязь-Авто» на 2020 г. составляла 14,26 тыс. тонн минтая и сельди, а на 2021 г. – 14,47 тыс. тонн. Таким образом, компания в 2020-21 гг. должна была выпустить 9,98 тыс. тонн и 10,13 тыс. тонн продукции соответственно. Тем не менее фактически было произведено 8,11 тыс. тонн в 2020 г. и 5,99 тыс. тонн в 2021 г. В случае неуплаты штрафа Росрыболовство намерено обратиться в суд.
По мнению Г.Зверева, заводы, выпускающие продукцию более глубокой степени переработки, не могут выполнить требование производства на уровне 70% от объема квоты, поскольку из 1 тыс. тонн улова получается 220-230 тонн филе. По этой причине другие участники программы инвестиционных квот могут столкнуться со штрафами. К настоящему времени в рамках программы построен 21 завод.
В ВАРПЭ сумму предполагаемых штрафов оценивают в 6-6,5 млрд рублей, что сравнимо с объемом инвестиций в предприятия. В качестве решения проблемы Г.Зверев предлагает разрешить использование в нормативе переработки квоты компаний, входящих в один холдинг с инвестором. Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота А.Осинцев в свою очередь сообщил, что замечания учтены для второго этапа инвестквот. По его словам, правительство определит расчет нового показателя исполнения обязательства по производству в 60% от квоты с учетом норм выхода готовой продукции.
Между тем Росрыболовство намерено разработать новый механизм предоставления прав на рыболовные участки для добычи анадромных видов рыб. Предполагается ввести новый порядок организации промысла таких рыб, который подразумевает распределение квот по принципу инвестиционного нормирования. Инвестиционное нормирование при распределении лососевых участков предполагает сохранение объема квот по историческому принципу за компаниями, инвестировавшими в развитие прибрежной переработки и строительство рыбопромысловых судов.
Пока промышленная добыча лососевых ведется на специальных рыболовных участках, при этом с 2008 г. договоры для их использования заключаются на конкурсной основе на срок от 10 до 25 лет (по усмотрению комиссии региона). В целом на Дальнем Востоке сформировано 1,6 тыс. морских участков для добычи анадромных видов рыб. Из них под промысел исключительно лососевых отведено 1,5 тыс. участков (добыча горбуши, кеты, нерки, кижуча, чавычи, гольца). Сроки договоров с действующими пользователями для большинства лососевых участков истекают в 2027-28 гг.
Разработанные два года назад поправки в закон «О рыболовстве» предусматривают, что участки, по которым ранее были заключены договоры пользования, не будут выставляться на аукционы. Поправки были приняты Госдумой в первом чтении в начале 2021 г., однако в дальнейшем при доработке была убрана четкая формулировка, из-за чего участники отрасли стали опасаться применения аукционов ко всем участкам, в том числе и к тем, где уже были вложены инвестиции в создание инфраструктуры. Таким образом, «исторические» пользователи участков могли потерять преимущество.
Весной 2021 г. поправки были приняты во втором чтении, тогда же при подготовке к третьему чтению принятие законопроекта было заморожено на фоне имеющихся противоречий. Летом 2022 г. сенатор от Магаданской области А.Широков призвал Минсельхоз обеспечить возможность добросовестным пользователям участков продлевать договоры без проведения торгов. Для решения вопроса об условиях распределения участков при Росрыболовстве была создана межведомственная рабочая группа, первое заседание которой прошло в конце декабря минувшего года.
Росрыболовство планирует предусмотреть возможность для пользователей участков, исполнивших свои инвестиционные обязательства, заключать договоры на новый срок (25 лет) без проведения торгов. При этом четкие критерии для определения добросовестности рыбодобытчиков все еще не определены. В Росрыболовстве полагают, что для этого следует собрать предложения регионов.
Росрыболовство предлагает определять инвестиционный норматив с помощью умножения среднего вылова за пять лет на стоимость рыбы. Исходя из него может утверждаться инвестиционный коэффициент. На глав регионов будет возложена ответственность за осуществление контроля над выполнением инвестиционных обязательств компании. В ВАРПЭ допускают, что инвестиционными объектами для добытчиков лососевых могут быть не только промысловые суда, дополнительные холодильные мощности и рыбоперерабатывающие заводы[6], но и социальная и транспортная инфраструктура, частные заводы по воспроизводству лососевых (учитывая сокращение естественных запасов). ВАРПЭ поддерживает необходимость изменений, но указывает на опасения рыбопромышленников по поводу возможного передела в лососевом сегменте отрасли и призывает учитывать региональные особенности. Также существуют опасения создания дополнительной нагрузки для отрасли в условиях повышения ставок сбора за пользование водными биоресурсами в 2023 г.[7]
Наиболее сложная ситуация складывается на Сахалине, где, в отличие от Камчатки, договоры на пользование участками зачастую не включали инвестиционные обязательства. Большинство договоров там было заключено в 1990-е гг., не предусматривало каких-либо дополнительных требований, а в 2009 г. данные договоры были переоформлены. Кроме того, сахалинские участки, как правило, не имели четко закрепленных с помощью географических координат границ.
По итогам 2022 г., выручка лососевого сегмента рынка в целом составила 59,8 млрд рублей. Основным районом промысла тихоокеанских лососей является Камчатский край (50% всего вылова). На Сахалин приходится свыше 30% объемов добычи.
В конце прошлого года Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) выдвинула инициативу о начале субсидирования перевозки рыбы с Дальнего Востока автотранспортом в другие регионы. Соответствующее письмо было направлено вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу. В Ассоциации также попросили отменить для рыбохозяйственных предприятий оплату в рамках системы «Платон», так как в условиях загруженности железной дороги автомобильный транспорт остается наиболее доступным для доставки рыбы и рыбной продукции.
В настоящее время стоимость перевозки автотранспортом менее конкурентоспособна, поскольку в 1,5 раза выше железнодорожной из-за высоких затрат на топливо и на оплату в рамках системы «Платон». Льгота на перевозку распространяется только на потрошеного минтая железнодорожным транспортом (субсидируется из расчета 6 рублей на килограмм продукции). Данная мера была введена летом 2021 г. на фоне дефицита холодильных мощностей на Дальнем Востоке и введенных ограничений на поставку продукции в КНР.
Следует отметить, что в сфере добычи красной рыбы появляются новые инвесторы. В частности, в начале текущего года структура ПАО АФК «Система» (ООО «УК Камчатка Проект») приобрела камчатскую рыбодобывающую компанию «Лойд-Фиш» у прежних владельцев Ю.Логиша и Р.Шайхова. Предприятие, специализирующееся на добыче и переработке красной рыбы, расположено на западном побережье Камчатского полуострова. Активы компании включают девять рыболовных участков, 16 судов, два рыбоперерабатывающих завода мощностью 440 тонн в сутки. В 2021 г. выручка компании составила 1,66 млрд рублей, чистая прибыль – 877 млн рублей.
«Лойд-Фиш», наряду с приобретенными ранее «Системой» компаниями ООО «Кристалл Фиш», ООО «Хангар» и ООО «Заря», была включена в интегрированный рыбопромышленный холдинг «Восход». Собственная добыча и переработка холдинга достигает 30-45 тыс. тонн тихоокеанского лосося в год. Холдинг формируется «Системой» с 2021 г. – напомним, что тогда корпорация вошла в капитал «Зари», получив 49% компании (позднее доля была увеличена до 90%). В 2022 г. АФК «Система» приобрела 75% в «Кристалл Фиш» и 90% в «Хангар». Приобретение «Лойд Фиш» расширяет зону вылова холдинга.
ООО «Кристалл Фиш» было создано в декабре 2012 г. Его активы включают четыре рыболовных участка и четыре рыболовецких судна. Выручка компании в 2021 г. составила 591,79 млн рублей, чистая прибыль – 341,28 млн рублей. ООО «Хангар» было зарегистрировано весной 2013 г., компании принадлежат четыре рыболовных участка, пять промысловых судов и новый рыбоперерабатывающий завод в поселке Крутогоровский (Соболевский район) мощностью 180 тонн продукции в сутки. Выручка предприятия за 2021 г. составила 348,45 млн рублей, а чистая прибыль – 60,05 млн рублей.
Между тем резидент ТОР «Камчатка», ООО «Вывенское»[8], осенью прошлого года завершило второй этап реконструкции и технического переоснащения береговых рыбоперерабатывающих мощностей в камчатском селе Вывенка (Олюторский район). Общий объем инвестиций в проект составил около 420 млн рублей. Первый этап проекта включал техническое переоснащение завода, второй – модернизацию производственных и бытовых помещений. Предприятие получило международные сертификаты соответствия стандартам MCS и EC. Переработка сырца на заводе достигла 320 тонн в сутки, в сезон выпускается порядка 6,5 тыс. тонн продукции (нерка, кета, кижуч, чавыча, горбуша блочной и штучной заморозки, лососевая икра, молоки красной рыбы).
Рыбопромышленники также обеспокоены ростом штрафов в отрасли. Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, объединяет структуры «Русской рыбопромышленной компании»[9], «Русского краба» и ГК «Норебо») предложила смягчить правила учета упакованной в море рыбы в связи с тем, что в настоящее время рыбопромышленники могут получить штраф в том числе и при небольших расхождениях с заявленными данными. В правилах рыболовства на Дальнем Востоке планируется прописать возможность 5%-го отклонения при сверках пограничной службой ФСБ веса упакованной рыбной продукции с показателями, переданными капитаном во время добычи и производства.
В настоящее время правила все же допускают минимальные расхождения в отношении рыбы и рыбопродукции, однако в минувшем году ФСБ начала штрафовать участников рынка при обнаружении таких отклонений. Так, компания «Т Краб» была оштрафована на 56 тыс. рублей за неучтенные 23 кг конечностей краба-стригуна, а компания «Акрос» получила штраф в 53 тыс. рублей за 493 кг филе минтая. В АСРФ настаивают на том, что норма об отклонении должна распространяться как на переработанный, так и на упакованный товар.
[1] Поправки подготовили Законодательная дума Хабаровского края, Сахалинская областная дума, Законодательное собрание Камчатского края, фракция ЛДПР, группа депутатов, представляющих Приморский край, Якутию, Магаданскую область, Чукотский АО, Хабаровский край и Мурманскую область, группа сенаторов, представляющих рыбодобывающие регионы.
[2] В профильный комитет Госдумы поступил соответствующий ответ заместителя председателя правительства Д.Григоренко.
[3] В том числе ЗАО «Интрарос», ООО «Востокрыбпром», ООО «Примкраб», ООО «Русский Минтай», ООО «РМД ЮВА 1».
[4] В том числе АО «Карат-1», АО «Акрос», АО «Карельские морепродукты»», АО «Рыбпроминвест», АО «Таурус», АО «Эридиан», АО «Мурманский траловый флот».
[5] Организовано Российским союзом работодателей-рыбопромышленников (РСРР) и Центральным комитетом Российского профсоюза работников рыбной отрасли на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
[6] Строительство инфраструктуры на самом участке часто затруднено необходимостью получать большой объем разрешительной документации, тем не менее, владельцы крупных рыбоперерабатывающих заводов получали право на расположенные рядом участки.
[7] В частности, ставка сбора за 1 тонну горбуши повышается до 7,9 тыс. рублей с 3,5 тыс. рублей.
[8] Владельцы – А.Куликов, И.Куликова.
[9] В декабре прошлого года Г.Франк продал долю в 29,9% в РРПК и вышел из состава участников организации. 99,9% долей уставного капитала компании принадлежат группе «Ост инвест холдинг». Г.Франк был включен в санкционный список Минфина США, в 2022 г. он также продал 70,09% в РРПК и 70,1% в ГК «Русский краб».
На Сахалине уже месяц как началась лососевая путина, и по традиции она стартовала с открытия лова симы. Вишневый лосось (или канадский, как называют его здесь нелегальные продавцы) — в своем роде уникальная рыба, и островитяне — одни из немногих дальневосточников, кому ежегодно достается счастье ее добычи, да еще и собственноручно. Чем же так примечательна сима, как ее ловить и что приготовить из филе самого южного вида тихоокеанского лосося — в обзоре EastRussia.
«Вишневый лосось» — именно так название этих холоднокровных переводится с японского языка. Кроме того, ход симы совпадает с цветением сакуры в островном регионе. А еще (и это, пожалуй, самая очевидная причина для второго имени) в брачный период на теле рыбы появляются полосы насыщенно-красного, почти вишневого цвета. Сима остается одним из самых интересных видов холоднокровных для научного наблюдения — самый южный и наиболее тепловодный представитель тихоокеанского лосося водится лишь у азиатского побережья Тихого океана и является одним из малочисленных, а потому особенно ценных.
Уникальность этой рыбы в том, что она (единственная из дальневосточных собратьев) может не только нереститься, но и питаться в пресной воде. В то время как самки, отметав икру, обычно погибают, самцы могут поучаствовать в размножении еще и на следующий год. А молодь симы еще минимум год находится в пресных водоемах, набирая там силу, и лишь потом уходит в соленый океан.
Специалисты ВНИРО тщательно отслеживают сезонную миграцию этого вида рыб и ее нерестовый ход — он продолжается с начала апреля до начала июля, а пика достигает в первой половине июня. На Сахалин сима заходит в преддверии майских праздников, и именно в День весны и труда местные рыбаки-любители празднуют старт ее добычи.
К рыбному месту — по входным билетам
В 2024 году лов вишневого лосося в островном регионе официально разрешен в течение полутора месяцев — с 1 мая по 15 июня. При этом фактический интервал, в котором симу можно добыть легально, разный для жителей северо-востока, юго-запада и юга Сахалина — с 1 мая по 10 июня для Углегорского и Томаринского района, с 5 мая по 5 июля в Смирныховском районе, с 15 мая по 15 июня на побережье залива Анива.
Чтобы удить без риска нарушения закона, необходимо приобрести путёвку — в каждом районе право продажи разрешающих документов получили местные рыбколхозы. Заплатить придется за каждый добытый хвост, причем цена разнится в зависимости от территории рыбалки.
фото: ВНИРО
Так, в Углегорском районе стоимость путевки начинается от 100 рублей — именно в такую сумму оценивают здесь каждую рыбину. Если охотники за вишневым лососем по совпадению являются пенсионерами, ветеранами СВО или инвалидами I и II группы, им оформят «входной билет» бесплатно. Удить симу разрешается на участке от устья реки Надеждинка до устья Сергеевки.
В Томаринском районе рыбаков приглашают на берег реки Красногорка — лов разрешен на участке от устья и вверх по течению на расстоянии 1 км. Путёвки, правда, придется приобретать на другой стороне острова, в Долинском районе, и заметно дороже: за добычу трех хвостов симы здесь возьмут 500 рублей, а вышеуказанным льготникам предоставят лишь скидку в размере 50%.
В Анивском районе участков для любительской рыбалки больше, но и стоимость путевок выше. Чтобы ловить симу на реке Тамбовка (от устья и на 2 км выше по течению) или на Урюме (от моста на 1, 5 км вверх по течению), островитяне платят 300 рублей за хвост. Пенсионерам и прочим льготникам сделают скидку в 30% от суммы. Зато приобрести путёвки можно на три дня вперед, и этим активно пользуются рыбаки-любители, которые заезжают к устью рек на все выходные. Желающим поудить на Лютоге (от лагеря «Сахалинский Артек» до притока реки Счастье) предлагают путёвки по 500 рублей за три хвоста, а льготникам — по 300 рублей за такой же улов.
Самая дорогая симужья рыбалка — в Смирныховском районе Сахалина. Чтобы выйти за лососем на участок реки Лангери от устья и на 2 км вверх по течению, местным жителям и гостям муниципалитета придется заплатить 400 рублей за каждый пойманный хвост. Зато купить путевку можно не только на месте, но и в Южно-Сахалинске, что является безусловным бонусом для прибывающих в регион туристов. Главное — соблюдать правила лова. Удить можно только удочкой либо спиннингом. Сети, «кошки» и прочие приспособления запрещены.
Рыбалка за сотни километров
Кстати, о гостях: ловля симы в Сахалинской области уже привлекает поклонников рыболовного туризма. Соседи из дальневосточных регионов и приезжие из отдаленных субъектов России с большим азартом отправляются на ловлю первой в сезоне красной рыбы.
«Если рыбалка на тунца и краба в Сахалинской области уже давно известна, то на симу спрос с материка начал расти в последние пару лет. К нам приезжают гости из Хабаровского края, из Приморья, из Амурской области. Там вся известная красная рыба — это кета и горбуша. Ну или, может быть, в пивном магазине нерку копченую купят. А сима — это деликатес, это редкость. Она и ловится по-особенному, и вкус у нее свой. Один раз попробовал — не забыл. Но лов симы на Сахалине идет в короткие сроки, поэтому надо успевать. Вот с 1 мая у нас открылась официально возможность поймать вишневого лосося, и человек 50 я уже возил на такую рыбалку», — поделился сахалинский предприниматель в сфере туризма Михаил Ивашев.
Опытные рыбаки отмечают: сима — рыба не для начинающих, к ней нужен особый подход. Вишневый лосось клюет на натуральную наживку — любит червей, мясо креветки и «тампоны» из лососевой икры (свежей или соленой), по настроению может предпочесть личинки ручейника. Сима весьма избирательна даже к цвету блесны: бывалые рыболовы выезжают к месту добычи с целым арсеналом снастей, подбирая их прямо в процессе лова.
«Это хитрый лосось, вредный. Еще и осторожный: пока поймаешь, извертишься. Мало того, что с наживкой надо угадать — сима что попало не возьмет, она привередливая. Так еще и „убегает“ от рыбака. Сейчас проще всего поймать симу нахлыстом, но для этого специальное удилище нужно, да и учиться забросу надо. Не умеете — ловите с бомбардой. Это специальный поплавок, тяжелый, основательный. К нему обязательно хорошую леску, а на большой дистанции лова — шнур, мушку. С опытом научитесь „чувствовать“ рыбу, а там и хороший улов пойдет. Сима, правда, рыба непростая. Но если с ней справитесь, любую другую поймать будет куда легче», — рассказала островная рыбачка-любительница Наталья Конькова.
Лосось в законе
Главное правило, которое стараются соблюдать сахалинские рыбаки во время симужьей путины: улов, который скоро окажется в тарелке, непременно должен быть добытым собственноручно. Впрочем, это не только негласная традиция на острове, но и вполне реальное требование контролирующих инстанций.
Промышленного лова симы в Сахалинской области нет, а для любительского в 2024 году эксперты СахНИРО определили допустимую квоту добычи в 70 тонн, причем по состоянию на 28 мая рыбаки едва-едва пересекли рубеж в 900 кг.
Официально вишневого лосося можно ловить хоть каждый день, главное — купить путевку и не превышать обозначенный (и оплаченный) лимит хвостов. А вот реализовать эту рыбу по закону нельзя — допускается только употребление в пищу в личных целях. Правда, браконьеры это требование игнорируют: в местных чатах то и дело встречаются объявления о продаже симы. За килограмм просят от 700 рублей, конечная цена зависит от свежести улова. Встречается вишневый лосось и на рынках Южно-Сахалинска: стоимость стартует уже от 900 рублей, а рыба именуется «канадским лососем». Видимо, это оммаж близкому родственнику симы — чавыче, которая также считается деликатесом. Пресечь незаконную торговлю рыбой сложно: и полиция, и Роспотребнадзор, и специалисты профильных муниципальных департаментов физически не могут отслеживать все каналы сбыта. А их, в силу специфики мессенджеров и социальных сетей, много.
И все же, несмотря на флер незаконности, симу на Сахалине очень уважают — не зря именно она открывает ежегодно сезон лососевой путины. У опытных рыбаков даже есть своя примета: если вишневый лосось хорошо зайдет в реки, а хвосты будут крупными, то и горбушовая путина заладится. А сима, если повезет, может достигать 10 кг на хвост — это ли не удача?
На вкус и цвет
Вишневый лосось гастрономически не похож на распространенную горбушу и кету. Мясо симы жирное, нежное и сочное, с более слоистой структурой. Поэтому, чтобы насладиться вкусом, готовить свежий улов нужно как можно быстрее. На Сахалине симу жарят, солят или коптят. Весьма популярна она и в виде барбекю. Но все же засолка, особенно «быстрая», остается у островитян любимым способом приготовления: заправленную набором специй рыбу уже через сутки можно есть, наслаждаясь тающим на языке филе. Специально для читателей редакция Eastrussia.ru публикует классический рецепт закуски из симы.
Разделайте симу. Удалите голову, плавники, хребет и внутренности. Если вы предпочитаете «чистое» филе, снимите кожу с чешуей. Мясо промойте.
Приготовьте смесь для засолки. На одну часть сахара возьмите 3 части соли, лимонный перец и розмарин по вкусу. Хорошо перемешайте.
Уложите филе рыбы в тару. Каждый слой покройте смесью для засолки, ровным слоем толщиной 2-3 мм. Самым верхним слоем обязательно должны быть специи.
Накройте тару плотной крышкой и уберите в холодильник. Через сутки рыбу можно доставать и есть, предварительно отряхнув от специй.
Хранить уже засоленную симу нужно в растительном масле: уложите рыбу в контейнер и залейте сверху, после чего поставьте в холодильник. В таком состоянии деликатес можно держать еще несколько дней.
Чтобы пообщаться с владельцем усадьбы «Манома» Павлом Писановым, за ним нужно буквально «охотиться». «Окно» для разговора нашлось лишь в начале рабочей недели, в перерыве между наплывами туристов. Пандемия и санкции сделали так, что туристический поток в отдельно взятой усадьбе вырос процентов на 30, работы невпроворот.
187 километров по федеральной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре и еще шесть по «гравийке»: 2,5 часа и вот нас у калитки встречает Павел с супругой Анной, а также работник усадьбы в русском национальном костюме с подносом, на котором разносолы и напиток собственного производства на березовом соке и меду – отдых начинается сразу!
– Мы всех наших клиентов называем «гости». Вы же к нам в усадьбу приезжаете, не просто на базу отдыха, мы здесь живем и даем возможность пожить нашей жизнью пару дней, ощутить окружающую природу, - рассказывает Павел.
Усадьба «Манома» находится в Анюйском национальном парке, в месте слияния трех горных рек: Манома, Ховалген и Анюй.
Река Манома
Первый колышек Павел забил здесь 20 лет назад, оставив в Хабаровске квартиру и бизнес (у Павла был свой автосервис). Привела его сюда непреодолимая тяга к рыбалке, у Павла она с самого детства.
– Я в детстве жил в Новосибирске. И однажды, когда мне было лет пять, ушел на речку Иня, там какой-то мужик ловил на «закидушку» мелкую рыбешку и складывал ее в трехлитровую банку. Так вот, я несколько часов наблюдал за этими рыбами в банке, удивляясь, что там, под водой, настоящая жизнь! А еще я тогда впервые увидел милицейский ГАЗик с синей полосой и мигалкой – это родители меня искали, – вспоминает Павел.
С тех пор Павел все свободное время проводил или на рыбалке, или в мечтах о рыбалке. Учиться пошел в мореходку во Владивостоке, поближе к морю, а, значит, и к рыбе. Закончил «учебку», получил визу и «открытое плавание», но преподаватели дали совет: «Паша, ты так любишь рыбалку, зачем тебе море? Езжай на Амур, это богатейшая, красивая река. Если захочешь в море потом, то в любой момент обратишься к своим однокурсникам, они через 5-10 лет станут капитанами судов и с радостью возьмут тебя. Но любовь к рыбалке ты сможешь реализовать только на реке».
Так Павел Писанов очутился на берегах Амура, где, впрочем, река и море для него «соединились» – Павел служил на проводке подводных лодок из Комсомольска-на-Амуре, где их строили, в сахалинский морской порт Москальво. Потом был бизнес в Хабаровске, но все время – страсть к рыбалке.
Оставить все и окончательно переехать в Нижнюю Маному Павла убедил… директор американской страховой компании AIG, который открывал в Хабаровске филиал (AIG – крупнейшая в мире страховая компания, специализируется на страховании жизни богатых людей, клиенты AIG – 90 млн человек по всему миру, в том числе почти 90% участников списка Forbes – примечание EastRussia).
– У них так принято, что на открытие нового филиала всегда приезжает «генеральный». Офисы они открывают в городах-миллионниках, либо в городах с динамично растущим населением. В Хабаровске как раз тогда было все динамично, – вспоминает Павел.
Через два дня после Хабаровска директор AIG должен был лететь в Японию. Местные власти, тогда губернатором региона был Вячеслав Шпорт, его, конечно же, стали приглашать в поездки и на всевозможные объекты.
– Принимающая сторона – сотрудники компании AIG в России – понимали, что его будут «раскручивать» как возможного инвестора, и это поставит его в неловкую ситуацию. Тогда босса решили «спрятать» на пару дней у меня в Маноме, – продолжает Павел.
Павел рассказывает, что все было как в детективе: директор AIG с двумя помощниками, оставив портфели и телефоны на столике в ресторане «Саппоро» в самом центре Хабаровска, вышли через черный ход и сели в расхлябанный грязный «Галлопер» (корейский аналог японского внедорожника Mitsubishi Pajero – прим. EastRussia), на котором и прикатили в Маному.
– Я еще удивился тогда, что такой человек и на «Галлопере», – продолжает Павел. – Правда, когда через два дня он уезжал, то «реабилитировался»: за ним приехали черные «Мерседесы», возле которых, положив руку на крышку багажника, стояли сопровождающие. Был конец октября, шел первый осенний снег, «Мерсы» и парни, пока мы прощались, медленно покрывались снегом, было красиво. А еще сопровождающие все, как один, были похожи на Игоря Верника.
Того американского гостя Павел вывозил в зимовье в тайге, где они заночевали. Иностранец часами смотрел, как идет на нерест лосось, как кормится хариус, как в поисках добычи над рекой кружит орлан, а после дал совет, который окончательно определил дальнейший вектор жизни Павла.
– Павел, бросай все в городе. Твое – это природа и рыбалка, – сказал американец. – Я много, где был и думал, что меня уже ничем не удивить, но ты показал мне дикую природу. Продолжай, у тебя хорошо получается.
После того визита Павел окончательно перебрался в Маному и полностью посвятил себя усадьбе. Теперь за год его гостями становятся около двух тысяч человек, среди которых немало состоятельных и именитых. В их числе был и известный боксер Николай Валуев, с ним связан один забавный случай.
В Казани открывали большой завод и по этому поводу устроили банкет. За столом сидел один из крупных банкиров – инвестор завода и хвалился, как хорошо отдохнул прошедшим летом на Дальнем Востоке в одной приветливой семье в глухой тайге. Проходивший мимо Валуев поинтересовался: не про Маному ли идет речь? Пауза и недоумение в глазах присутствующих.
Впрочем, считает Павел, популярность усадьбы вполне объяснима: для гостей из западных регионов это, считай, край света. Кругом тайга, полная зверей, реки, в которых большое разнообразие рыбы, причем, практически круглый год. И, конечно же, радушие и гостеприимство хозяев.
Ценник? Для одних «кусачий», для других – терпимый: номер от пяти тысяч, выезд на рыбалку – две тысячи с человека, но с гарантией улова – со своими «мухами» (приманка для рыбы – EastRussia) или «хозяйскими», снасти можно свои, а можно и в аренду взять, баня – три тысячи, чан – пять, запеченная ауха – три, час аренды снегохода – три тысячи… в итоге тысяч по 15-20 с «носа» в день может набежать.
По словам Павла и его супруги Анны, за эти 20 лет турист сильно поменялся, стал внимательнее относиться к природе, старается сохранить ее и показать детям. Многие семьями приезжают в «Маному» второй и третий раз. Особенно любят отцы привозить своих сыновей, чтобы те ощутили вкус рыбалки – в Анюе или Маноме рыбу поймает каждый, а если повезет, то и тайменя - тигра горных рек – можно вытащить.
Люди хотят быть ближе к природе, даже просят забор убрать вокруг базы, чтобы можно было из окна любоваться горной рекой. С учетом этого в «Маноме» сейчас строят гостевые домики с панорамными окнами, обращенными на реку.
А еще Павел с Анной начали строить базу отдыха вблизи Ванино, на берегу Татарского пролива. Все-таки море Павла, судя по всему, до конца не опускает…