Общепит и производителей продуктов обяжут проходить санитарные проверки Роспотребнадзора каждые три года. Результаты этих проверок необходимо будет размещать на витринах кафе и ресторанов.
Как сообщают «Известия», Союз потребителей РФ предложил поправки в законодательство, усиливающие контроль за организациями общественного питания. Инициатива уже отправлена в федеральную службу для оценки.
По словам председателя союза Петра Шелища, проверка будет включать оценку соблюдения обязательных санитарных требований к чистоте на производстве и среди сотрудников. Эти правила охватывают широкий спектр, включая раздельное хранение продуктов питания и соблюдение температурных режимов при их изготовлении, наличие санитарных книжек у работников и состояние воды.
Шелищ напомнил, что в июне более 300 человек заразились ботулизмом после употребления готовой еды. Все пострадавшие ели салат лобио от компании «Локалкитчен» или салат с тунцом, яблоком и фасолью от «Гастропорта». Роспотребнадзор сообщил, что производитель использовал привозную воду, а не проточную, и у работников не было медицинских книжек, также были обнаружены и другие нарушения.
Петр Шелищ подчеркнул необходимость таких проверок, поскольку в России действует мораторий на контроль компаний со стороны Роспотребнадзора. Служба может проводить надзор только в случаях форс-мажора: при угрозе здоровью и жизни потребителей на основании жалоб или по решению прокурора, которое также требует обоснования.
Результаты проверок должны быть доступны покупателям, считает Союз потребителей РФ. Например, в виде оценки, размещенной на витрине заведения, а также на сайте федеральной службы.
Эксперт добавил, что такая практика уже применяется в Нью-Йорке, где общепит демонстрирует результаты проверок регулятора на своих вывесках.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что предложенные нормы помогут потребителям самостоятельно оценивать риски покупки продуктов и еды, а также станут эффективным инструментом конкуренции среди производителей.
Пока законопроект не поступил в Роспотребнадзор, сообщили в службе. Оценка документа будет проведена только после его получения.
Макса Восьмого — Максима Александровича Кассапа — на Камчатке знают если не все, то почти все. 48-летний шоумен, музыкант, радиоведущий с семнадцатилетним стажем, душа компании, счастливый муж и отец двоих детей, йог, вегетарианец и пропагандист здорового образа жизни в 2016 году вместе с супругой открыл экопекарню «Вегетория». Продукция быстро завоевала камчатского потребителя, и каждый год выпускает вкусные новинки, которые быстро залетают в топ. Предприниматель рассказал EastRussia, как пришёл к своему делу, чего достиг, к чему стремится.
— Максим, почему, имея богатый опыт в масс-медиа, ты решил стать пекарем? Несомненно, это весьма достойное занятие, но интересно как ты к этому пришел.
— После ухода с работы в медиахолдинге мы вместе с женой открыли магазин здорового питания. Мы вегетарианцы, нашли свою аудиторию, и именно от них получили запрос на «здоровый» хлеб. У наших друзей в Новокузнецке есть маленькая пекарня, где пекут бездрожжевой хлеб, они дали нам первые рецепты и раскрыли секреты производства. Региональный фонд поддержки предпринимательства, просмотрев наш бизнес-план, на удивление очень быстро выдал грант на развитие пекарни. Никто не имел ни малейшего опыта в производстве хлеба, но мы просто были уверены, что на Камчатке нужен такой хлеб — без дрожжей, консервантов, стабилизаторов и улучшителей — на ржаной и пшеничной живой закваске.
— Какой хлеб любят на Камчатке и что еще в ассортименте «Вегетории»?
— У нас более 50 наименований продукции. Помимо разных видов хлеба, это и печенье, и хлебцы, и пирожки, круассаны, крекеры, сухарики. Отличная намазка для хлеба – песто из черемши. Его мы тоже производим по собственным рецептам. Наш первый хлеб — «Чешский», родоначальник нашей пекарни, этот рецепт серого хлеба с добавлением семян подсолнечника и кориандра мы оставили в первоначальном виде, а все остальные привезенные рецепты видоизменили, плюс разработали собственные. В каждом регионе свои предпочтения по хлебу. У нас на Камчатке любят темный ржаной хлеб.
— Хлеб с черемшой – звучит заманчиво. Расскажи, пожалуйста, подробнее о локальных продуктах, которые входят в ваши рецептуры.
— Вывели темный ржаной хлеб с добавлением черемши, назвали «Берингийский». Именно этот хлеб берут с собой в гонку каюры, он мягкий, с душком черемши, хорошо хранится, всем понравился. Это один из наших самых популярных сортов. А первый хлеб, который мы испекли с использованием местного продукта, — это хлеб «Камчатский» с морской капустой. Он быстро понравился камчатцам. Ламинария – колоссально полезный продукт. Также в сотрудничестве с камчатскими учеными делаем хлеб «Морской» с добавлением альгинатного геля – это продукт переработки камчатских бурых водорослей. Польза невероятная! На вид этот гель неприглядный, и применять его в пищевой промышленности было сложно, однако в хлебе он нашел свое место. В каждую ржано-пшеничную булку мы добавляем 50 граммов альгинатного геля. Хотим сертифицировать его для школьного и дошкольного питания.
Также мы прорабатываем идею использования наших камчатских ягод. Так, в сотрудничестве с компанией «Юнет», которая создала термостабильный джем из жимолости, выпускаем круассаны. Они тоже сразу попал в топ, выиграли кучу наград. Нас интересует и шикша, и голубика, и другие камчатские дикоросы. Вот с папоротником тоже делаем начинку для пирожков – папоротник тушеный с тофу.
— Часто ли участвуете в конкурсах, какие есть награды?
— С первого года открытия принимаем участие в конкурсе «Лидер качества Камчатского края». Ежегодно представляем свои новинки. Комиссия проверяет сертификацию, оценивает органолептику, упаковку, и для нас само участие — показатель того, что мы делаем все правильно. А когда дают награду, мы понимаем, что все делаем еще и хорошо! Также принимаем участие в премии «Лидер качества XXI века». Почти все наши хлеба имеют медали. Есть и экологический сертификат. Никаких вредных добавок, смесей для выпечки не используем, у нас все натуральное без дрожжей. Все честно: закваска, мука, вода, дикоросы.
— «Вегетория» – это в первую очередь бизнес или продвижение идеи здорового питания?
— Для нас это в первую очередь идея, которая больше похоже на служение, чем на бизнес. Идея в том, чтобы дать камчатцам питаться правильными полезными продуктами. Мы маленькая пекарня в маленьком городе и всегда готовы идти навстречу своим покупателям. Это не суперликвидный бизнес, но в целом окупается. Главное, что это хорошее, правильное дело.
— Масштабироваться пока не собираетесь?
— Выходить в другие города России пока не хотим. Мы планируем остаться уникальной пекарней, камчатской фишкой и достопримечательностью. Но технологиями и рецептами делимся: по нашим рецептурам делают хлеб во Владивостоке, в Хабаровске заинтересовались.
— Есть какая-то глобальная идея на будущее развитие?
— Наши планы — продолжать делать вкусный и полезный хлеб. Хочется обновить техническую базу, оборудование, запустить новые виды хлеба, безглютеновую продукцию, развивать линейку продуктов без сахара. Расширяемся вглубь! Чай начали делать с ягодами. Магазины здорового питания есть. Хочется кафе вегетарианского питания открыть. Но это в долгосрочных планах.
Рыбные консервы продолжают дорожать в России. За что платит конечный потребитель, и почему инвестиционные процессы в отрасли никак не способствуют развитию консервированного производства рыбной продукции, выясняло EastRussia.
По 300 рублей за банку
В общероссийских масштабах производство консервов демонстрирует восстановительный рост — в 1 квартале 2024 года выпущено рыбных консервов почти 145 млн условных банок (+7,5%), а пресервов — 78 млн условных банок (+24,4%). Такими данными делится некоммерческая организация «Рыбный союз».
Однако не все регионы ДФО вписались в общероссийскую статистику. Так, за 1 квартал 2024 года в Приморском крае произвели 26,3 млн банок консервов и пресервов (89,9% к аналогичному периоду прошлого года). В 2023-м году этот показатель был на уровне 28,5 млн банок, а в 2022-м — 35,9 млн.
Глава ГК «Доброфлот» Александр Ефремов связывает восстановительный рост на рынке консервов с уходом западных поставщиков. «Рост рынка рыбных консервов обусловлен прежде всего сокращением на полках магазинов иностранных продуктов питания. Западная пищевая промышленность, более продвинутая в использовании современных технологий консервирования, не использует упаковку в жестяную консервную банку, а больше используется пищевая химия — различные пищевые консерванты. Использование пищевых консервантов намного дешевле для производителя, и продукция «не спрятана» в дорогостоящую жестяную банку, поэтому для неискушенного потребителя рыбные пресервы более привлекательны. Происходит это из-за того, что потребитель в массе своей не читает этикетку, на которой написан состав пищевой химии, которая используется при производстве того или иного продукта. После того, как сократился импортный ассортимент продуктов, российский потребитель вернулся к традиционным российским рыбным консервам, которые производятся по очень старой технологии без пищевой химии где свежая рыбы сохраняется только за счет вакуума и нагрева в жестяной банке.
При этом цены на консервы в России с октября 2023 года по март 2024 года в среднем выросли на 13 процентов. Как ранее подсчитал аналитический центр компании «Русский рыбный мир», тихоокеанская сардина иваси прибавила в стоимости 23-25%, сельдь — 12-15%, скумбрия — 8-10%, горбуша — 6-7%. А по статистике аналитического портала «Продажи.рф», с мая 2023-го по май 2024-го года средняя цена за банку выросла на 30 процентов и составила 258,9 рубля.
Рост цен и снижение объёмов производства эксперты объясняют совокупностью факторов. Часть из них связаны с состоянием запасов промысловых видов рыб. Например, высокие цены на горбушу спровоцировал «неурожайный год», рассказывает глава компании «Торговый дом «Камчатский меридиан» Евгений Карпов.
«Сегодня оптовые цены на прошлогоднюю горбушу установились в районе 200 рублей за килограмм. В этом году подход обещает быть слабым — у рыбаков «неурожай», поэтому и горбуша такая дорогая», — комментирует он.
С 24 июня во Владивостоке начинаются отгрузки небольшими партиями первой горбуши (НР – неразделанной) и нерки. «По этим позициям в Москве ситуация по сбыту тяжелая: неразделанная рыба 2023 года практически не продается по цене от 180 руб/кг и выше, а на ВЛДВ (порт Владивосток) свежая горбуша неразделанная предлагается по цене 270 руб/кг, в Москве свежая горбуша предлагается по аналогичной цене. Похожая ситуация с неркой», — сообщает «Русский рыбный мир».
Высокую стоимость консервов из иваси ранее эксперты объясняли возросшим экспортом в Китай. Однако в этом году улов обещает побить все рекорды, что должно отразиться на ценах. «Русский рыбный мир» делится последними данными промысловой обстановки и объёмов подхода рыбы в порт Владивосток (ВЛДВ/КМЧ) — больше 11,1 тысяч тонн на судах, 12,2 тысячи тонн на перегрузке.
Кредитов на триллион
Но есть и системные проблемы, которые закладываются в себестоимость продукции. Общую ситуацию в рыбохозяйственном комплексе во многом определяет инвестиционная политика, отмечает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Отрасль вступила на инвестиционный путь развития. В обмен на квоты инвесторы обязуются построить новые краболовы, перерабатывающие комплексы, холодильные мощности и транспортно-рефрижераторный флот. При этом, кроме краба, в инвестиционной программе участвуют и другие объекты промысла — в основном минтай и сельдь, так что растущие издержки производителей закладываются в конечную стоимость продукции.
Для того, чтобы выполнить свои инвестиционные обязательства, участники программы используют банковские кредиты. По данным правительства Приморского края, уровень просроченной кредиторской задолженности предприятий рыбохозяйственного комплекса растёт рекордными темпами — на 1 марта 2024 года показатель в Приморье составил 178,3 млн рублей, а дебиторской задолженности — 192,6 млн. Тогда как в 2022-м году цифры были намного ниже — 13,5 и 87,6 млн рублей.
«В целом, по нашим оценкам, закредитованность рыбной отрасли приближается к 1 трлн рублей. Это не может не отразиться на себестоимости продукции и её стоимости для потребителя. Мы всегда говорили, что инвестиционные процессы приведут к тому, что за всё заплатит конечный покупатель», — поясняет Георгий Мартынов.
Минтай вместо трески, сельдь вместо сайры
Учитывая себестоимость сырья, на рынке остаётся высокой доля фальсификата. Как выяснило Роскачество, более половины категории консервов, заявленных как тресковые, на самом деле произведены из минтая, который стоит в два с половиной раза дешевле трески. Похожая ситуация отмечается с популярными консервами из сайры.
«Качественные консервы из сайры достаточно дорогие. На этом фоне существует масса разных подделок, где пишется «сайра по-приморски» или просто «сайра», хотя на самом деле это либо сельдь, либо дальневосточная сардина иваси. Такая продукция не представляет угрозы здоровью, но вводит в заблуждение покупателя. Конечно, легальные рыбаки этим не занимаются. Наоборот, мы боремся с фальсификатом и стараемся выявлять недобросовестные компании, потому что обманывать потребителя недопустимо, и фальсифицированные товары подрывают конкурентоспособность легальной качественной продукции», — комментирует Георгий Мартынов.
Высокую стоимость консервов из сайры производители объясняют ситуацией в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. К российским берегам подошла дальневосточная сардина иваси — её биомасса с каждым годом увеличивается. В связи с нехваткой кормовой базы сайру вытесняет в открытый океан, где она образует разреженные скопления. В открытом океане промысел этого ценного объекта ведут Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань и ещё ряд стран. Объёмы вылова сосредоточены за пределами российской экономической зоны, а у российской стороны отсутствует флот для добычи сайры в таких условиях, поэтому производители консервов вынуждены закупать сырьё в сопредельных странах.
Консервы из сайры могут подорожать
«Что касается промысла сайры, то здесь тоже неутешительные новости. Китайским рыбакам пока не дали разрешение на промысел рыбы на период сентябрь–декабрь 2024 года. Пока разрешен вылов только летней рыбы. Но такое сырье паразитологически опасное. В связи с чем ввоз сайры в РФ с датами вылова июнь–июль запрещен», — сообщает «Русский рыбный мир».
К слову, консервы из иваси дешевле, чем из сайры. Например, в дальневосточной розничной торговой сети «Самбери» консервированная сайра продаётся в районе 270-290 рублей за банку, а иваси — в районе 100 рублей. Насытить российский рынок ещё более доступной продукцией из иваси мешает дисбаланс экспорта и внутреннего потребления, считают производители. Большая часть рыбы перерабатывается в муку и жир и отправляется за рубеж, что в том числе связано с особенностями промысла.
«Думаю, надо популяризировать консервы и пресервы из дальневосточной сардины иваси, но здесь, опять-таки, есть определённые сложности. Сегодня иваси добывают в основном траловым промыслом. Рыба достаточно жирная, мягкая, нежная — в трале она давится, и только 10-14 процентов улова можно использовать в пищевом производстве. Всё остальное идёт на муку и жир», — рассказывает Георгий Мартынов.
Для производства качественной консервированной продукции необходимо развивать промысел кошельковыми неводами, подчёркивает он: «На Дальнем Востоке этим успешно занимается группа компаний «Доброфлот», но, чтобы расширить рынок, стратегия развития отрасли должна предвидеть такие моменты, потому что, как мы считаем, самое главное — насытить консервами внутренний рынок, а уже потом смотреть на реализацию за пределами нашей страны».
Инвестквоты мимо банок
Так же на цены и объёмы производства влияет логистика. Самые вкусные консервы изготовлены непосредственно в море. Если обратиться к Морской доктрине Российской Федерации, подписанной президентом несколько лет назад, в разделах, касающихся рыбохозяйственного комплекса, прямо указано, что необходимо строить флот для работы за пределами исключительной экономической зоны, в мировом океане, с возможностью переработки на месте промысла.
Однако, несмотря на наличие этих положений в доктрине, на практике они пока не находят должного применения. В России и на Дальнем Востоке считанные единицы таких плавзаводов. Крупнейшая плавучая рыбоконсервная база «Всеволод Сибирцев» группы компаний «Доброфлот» остаётся единственной в стране, способной перерабатывать около 650 тонн сырой рыбы в сутки.
В то же время, по оценкам рыбопромышленников, инвестиционные процессы, которые происходят сегодня в отрасли, никак не сказываются на стратегии развития консервированного производства рыбной продукции. Даже на заводах, построенных в рамках инвестиционных квот, консервирование программой не предусмотрено.
«В настоящее время мы обращаемся к правительству Российской Федерации с предложением внести соответствующие изменения в проекты постановлений, которые предусматривали бы в том числе выпуск полуфабрикатов, пресервов и консервированной продукции на заводах, построенных в рамках инвестиционной программы. Будет правильно использовать инвестиционные квоты не только для производства филе минтая и фарша сурими, но и консервов. Тем более, что консервы можно делать не только из сайры и дальневосточной сардины иваси, но также из минтая, сельди и камбалы в разных заливках. Например, раньше большой популярностью пользовались консервированные тефтели из рыб частиковых пород рыб. Это и другие направления имеют большие перспективы, но сначала необходимо поправить некоторые нормативно-правовые акты, предусмотренные правительством РФ», — комментирует Георгий Мартынов.
Северяне, живущие на землях уникальной природы и богатейших запасов ископаемых в силу различных условий и логистических факторов испытывают дисбаланс важнейших нутриентов в организме из-за недостатка солнца, фруктов и овощей. Организовать полноценное питание в этих районах непросто и часто очень дорого.
Свой вклад в поддержку здоровья и устранения общего дисбаланса в питании жителей северных и дальневосточных территорий вносит компания «Арктик фуд», созданная в 2021 году. Уже в 2023 году её продукт — «Арктик-Трофи» — получил золотую медаль на конкурсе производителей в рамках выставки «Петерфуд» в номинации «Инновационный проект».
Испытание арктическим питанием
«Кто как ест — тот, так и работает», — народная мудрость, отшлифованная вековым опытом, актуальна и сейчас, а уж в регионах с суровым климатом — особенно. Питание затрагивает каждого человека, без исключений. Это фундаментальная потребность. От его качества зависят здоровье и благополучие людей, живущих и работающих в условиях экстремальной среды. В Арктике здоровью человека противостоят сразу несколько факторов: это и суровый климат, и нарушение циркадных ритмов из-за полярного дня и полярной ночи, и недостаток кислорода — в Арктике разреженная атмосфера. К этому перечню надо ещё добавить повышенный уровень радиации и воздействие магнитных бурь и электромагнитных полей.
Коренные народности приспособились к таким условиям, в том числе с помощью питания, богатого белком. Но у так называемого пришлого населения, которое приехало в районы Крайнего Севера на работу, такое питание вызывает повышение уровня холестерина. К тому же мало кто отважится отведать ферментированное мясо моржа или тюленя — знаменитый копальхен, или другие северные деликатесы. Поэтому для участников полярных экспедиций и вахтовых работников разрабатывается особый сбалансированный рацион.
Ежегодно более миллиона россиян участвуют в освоении Арктики и Северного морского пути, преимущественно работая вахтовым методом. Врачи отмечают, что среди них часто встречаются заболевания органов зрения, вызванные воздействием ветра, осадков, продолжительного летнего дня и полярной ночи. Чтобы предотвратить эти проблемы, рекомендуется употребление продуктов, насыщенных витаминами А и В2. Растительный витамин А, известный как провитамин каротин, превращается в ретинол под воздействием ферментов в желудочно-кишечном тракте. Чтобы улучшить усвоение каротина из овощей, таких как морковь или томаты, их следует употреблять с добавлением сметаны, что способствует лучшей ассимиляции полезных веществ. Также термическая обработка увеличивает усвоение каротина из продуктов.
Витамин В2, который играет ключевую роль в поддержании зрения в условиях низкой освещенности и помогает глазам адаптироваться к изменениям света, содержится в пшене. Наряду с этим, плохое зрение часто сопровождается эмоциональным напряжением. Снизить его помогает антистрессовый витамин В1.
Все эти и другие полезные ингредиенты содержатся в овощах, продуктах животного происхождения, но их доставка в районы Арктики и Крайнего Севера — дело сложное и дорогое. Медики и диетологи десятки лет разрабатывают спецрационы, трудятся над тем, чтобы северяне могли полноценно питаться, максимально упростив получение ими всех необходимых микроэлементов и витаминов.
Просто добавь воды
Наблюдения ученых показали, что жители удалённых посёлков вынуждено едят в большом количестве консервы, концентраты. Тип питания у них становится углеводно-липидным: хлеб, макароны, полуфабрикаты, сладости. Продукт «Арктик-Трофи» был разработан специально для восполнения дефицита белка, витаминов и минералов у жителей территорий Арктической зоны РФ. Он адаптирован к российским и международным рекомендациям и имеет высокий профиль безопасности, разрешен к применению у детей с трех лет. При ежедневном употреблении продуктов, богатых клетчаткой и углеводами, а также с дефицитом белков, инновационная пищевая добавка помогает компенсировать потерю микронутриентов в горячих блюдах и обеспечивает естественный насыщенный вкус еды.
В декабре 2023 года в рамках реализации проекта НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» была проведена научно-исследовательская работа по теме «Разработка инновационных полифункциональных продуктов питания промышленного образца» по оценке эффективности использования специализированного диетического профилактического питания промышленного производства «Арктик-Трофи» для приготовления первых и вторых блюд в рационе вахтовых рабочих Крайнего Севера с целью поддержания их здоровья и высокой работоспособности на протяжении всей вахты.
Исследователи проанализировали домашнее питание 72 вахтовых работников, стандартное питание во время вахты, и питание с использованием инновационного подхода. В продуктовых наборах участников исследования было недостаточно мясных и рыбных продуктов, яиц, овощей, фруктов, нерафинированных растительных масел, сливочного масла и обогащенных сортов хлеба. Вместе с тем участники исследования употребляли слишком много колбасных изделий, майонеза и продуктов со скрытым сахаром. Анализ на выходе показал положительную динамику в обеспечении организма макро- и микроэлементами, такими как фосфор, цинк, железо, а также витаминами А, В1, В2, В3, В6, В9, С, Е, пантотеновой кислотой, у-линоленовой кислотой, аминокислотами (триптофан, треонин), глутатионом и коэнзимом Q10. Результаты исследований также выявили положительные сдвиги в показателях метаболизма, состоянии эндокринной, костно-суставной и сердечно-сосудистой систем.
Как рассказала коммерческий директор компании «Арктик фуд» Виктория Маенкова, если включить «Арктик-Трофи» в блюда меню организованного питания, это обеспечит удовлетворение физиологической потребности в витаминах (А, Е, С, витаминов группы В) и минералах (Zn, Fe, I). Это создаст необходимую защиту организма и поможет сохранить трудоспособность и увеличить активное трудовое долголетие в сложных климатических и производственных условиях Арктической зоны.
«Специализированное питание было разработано в первую очередь для жителей арктических регионов, которые могут испытывать дефицит витаминов, белков и минералов, что приводит к нарушению баланса в организме. Оно также подходит спортсменам, любителям активного туризма, военным, морякам, сотрудникам МЧС, рыбакам и охотникам. Продукт можно давать детям старше трех лет, если у них нет аллергии на какие-либо компоненты. Чтобы приготовить питательный напиток, нужно растворить пару таблеток в кипятке. Вкус этого напитка приятный, напоминает мясной бульон. Удобная упаковка таблеток по усвояемости эквивалентна 200 граммам говядины. Если добавить в воду картофель, зелень и таблетку, получится вкусный суп. Этот продукт можно использовать для приготовления еды для большой группы людей», — рассказывает она.
Этот пищевой продукт соответствует требованиям для продуктов «северного завоза» и подходит для питания в отдаленных населенных пунктах и для вахтовых работников в Арктике и ДФО. Он восполняет дефицит витаминов и минералов, прост в использовании, позволяет быстро готовить первые и вторые блюда, имеет небольшой вес и объем, а также долгий срок хранения.
Наука даёт добро
«Арктик-Трофи» состоит из натуральных ингредиентов без стабилизаторов и консервантов. Он выпускается в компактной таблетированной форме в тубах (удобно для дозирования дома и в походе) и в виде порошка в зип-пакетах (для организаций общественного питания). По составу порошок и таблетки идентичны. В изготовлении продукта для стабильности витаминно-минерального состава и энергетической ценности питания используются жиры и белки. Его можно использоваться также при выпечке и приготовлении повседневных блюд. Ограничений по количеству приема в сутки нет.
«Выполненные научные исследования показали, что «Арктик Трофи» обладает стресс-протекторным эффектом, так как восполняет недостаток витаминов, минералов и белка в организме. Это помогает предотвратить стресс и восстановить баланс нутриентов. Если человек не получает достаточное количество зелени, фруктов и овощей, дисбаланс становится постоянным. «Арктик Трофи» можно употреблять и в обычных условиях жизни, но это скорее дополнительное удобство, чем необходимость. Продукт уникален, так как не имеет аналогов. В качестве альтернативы можно использовать лечебное питание, но это уже совсем другие цены и состав. Спортивное питание также имеет другой состав и направлено на набор мышечной массы, в то время как “Арктик Трофи” обеспечивает организм только необходимыми витаминами и минералами. Его заменой может послужить только полное замещение мясом и рыбой, овощами и фруктами», – отмечает Виктория Маенкова.
ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора подтвердил, что продукт «Арктик-Трофи» прошел все необходимые юридические и гигиенические проверки, и безопасен для применения.
В 2017 году приморский Артём стал чайной столицей Дальнего Востока — здесь открылась первая и до сих по единственная в ДФО чаеразвесочная фабрика компании «Джей Ти». За это время здесь произвели более 5 млрд чайных пакетиков, скоро будет выпущен шестимиллиардный. Уникальность производства ещё и в том, что сырьё сюда приходит морем напрямую из Индии. Это чай, выращенный главным образом на высокогорных плантациях штата Ассам. Он славится особо крепким настоем и ярко выраженным ароматом и давно нашел почитателей в лице дальневосточников и сибиряков.
В каждом уголке фабрики «Джей Ти», а это здание площадью 5 тыс. кв метров, пахнет чаем, но на складе запах такой сильный, будто оказался внутри только-только открытой пачки чая и вдыхаешь аромат листа, помнящего солнце Индии. По-другому здесь пахнуть и не может — в год через это помещение проходит 2 тыс. тонн сырья. Большая его часть фасуется в пакетики, 15 % отправляется к покупателям в рассыпном виде. На складе особый режим вентиляции: чай очень гигроскопичен, моментально поглощает влагу из воздуха, а это ведёт к утрате вкусовых качеств. Кроме того чайный лист легко впитывает посторонние запахи, поэтому его максимально защищают от внешнего влияния.
В «чайном» портфеле «Джей Ти» и крупнолистовой, и листовой, и гранулированный, пакетированный черный и зеленый чаи, а также чаи с добавками. Бренды «Золотая Виктория», «Индус», «Голд Бонд», «Король Джунглей» знакомы, пожалуй, каждому дальневосточнику. Сырье 100% индийское, основной объем с плантаций штата Ассам. Для нескольких видов гранулированного чая используется сырье из южной Индии, местности Нилгири – чай там отличается особой терпкостью и дает насыщенный, темно-красный настой. Отгрузка производится пароходами из чайной столицы Индии — города Калькутта. Большая часть выпускаемой продукции относится к среднему ценовому сегменту.
— Наши клиенты, это главным образом дальневосточники и немного сибиряки, — рассказывает генеральный директор ООО «Джей Ти» Танмай Чакрабарти. — Мы единственный завод от Петропавловска-Камчатского до Иркутска. По-моему, даже до Новосибирска. Наша задача российский рынок поставить качественный индийский чай по доступной цене, и компания этим занимается с 2002 года. Сначала возили уже фасованный продукт, в 2017-м стали резидентом СПВ, в этом же году в сентябре заработала фабрика.
Преференциальный режим радикально упростил и удешевил организацию производства. Компания получила налоговые каникулы на пять лет — в этом периоде не взимался налог на прибыль, и до сих пор имеет существенные льготы по социальным выплатам в бюджет — в четыре раза ниже по сравнению с базовыми ставками.
Меры поддержки помогли и быстро «встать на ноги», и отладить все бизнес-процессы. Это оказалось очень кстати, когда из-за геополитической ситуации, компания оказалась перед необходимостью перестройки логистических цепочек. До последнего времени фабрика получала фильтр-бумагу для пакетиков из США и Европы, а нить из Израиля. Сейчас пришлось переориентироваться на китайских поставщиков.
Несмотря на сложности и в целом достаточно консервативный рынок в «Джей Ти» придумали как разнообразить чайное меню россиян.
— Мы хотим расширить ассортимент, — говорит Танмай Чакрабарти. — На чайном рынке придумать что-то новое сложно, но у нас есть идеи на этот счёт: мы обратили внимание, что в России очень много пьют чай, и не только в чистом виде. У нас есть уже чай с добавками, а будет ещё чай быстрого приготовления. То есть в пакетиках будут ремиксы: порошок на основе натурального чайного листа с ароматическими добавками. Работает это как кофе «три в одном»: добавляешь кипяток и получаешь чай латте, чай с молоком, чай с разными вкусовыми оттенками.
В планах также оптимизировать хранение и перемещение сырья на складе, чтобы иметь возможность увеличить запасы и быть готовыми оперативно нарастить производство. Сейчас мощности предприятия загружены на 75-80%, потенциал для расширения есть.
— Чаеразвесочная фабрика — один из первых резидентов свободного порта Владивосток, — отметил Виталий Пономарёв, директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ. — За прошедший период, а это более семи лет они показали, чего может добиться резидент, инвестор с помощью тех мер поддержки, которые существуют на Дальнем Востоке. Вложено более 260 млн рублей, создано 60 рабочих мест, и мы увидели, как из небольшого предприятия резидент организовал настоящую фабрику, которая снабжает своей продукцией весь Дальний Восток вплоть до Байкала.
В целом же, режим свободного порта Владивосток действует в 22 регионах, в 22 муниципалитетах Дальнего Востока. Более 2 000 резидентов запланировали реализацию своих инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 1 трлн 700 млрд рублей, планируется создание больше 100 000 рабочих мест. В настоящее время уже 480 млрд вложено и создано около 60 000 рабочих мест. Хочу обратить внимание, что более 500 уже проектов реализовано, из них 30 в области пищевого производства и связанных с ним отраслей. Эти проекты обеспечивают в первую очередь продовольственную безопасность, комфортные условия жизни людей, обеспечение качественной продукцией питания и сопутствующими товарами.
В поисках здоровых перекусов для себя и своего малыша Светлана Ишкова занялась изготовлением чипсов из фруктов и пастилы с помощью обычного бытового дегидратора. Спустя считанные месяцы она открыла дело, арендовала мини-цех и оснастила его на выигранные грантовые 500 тыс. рублей необходимой техникой, а теперь запустила линейку батончиков «Снэки со вкусом Хабаровского края». Ничем хоть близко похожим на предпринимательство в свои 25 лет Светлана раньше не занималась, а по образованию она юрист. Просто, когда решила открыть дело пришла в хабаровский центр «Мой бизнес» и спросила: «А расскажите, как…».
В небольшой комнате, которая гордо зовётся мини-цех, постоянно стоит негромкий гул от сушильных шкафов, а воздух насыщен ароматами апельсинов, яблок, груш, ягод… ещё чего-то непонятного, но вкусного. Невысокая девушка в шапочке и спецкостюме колдует над миской:
— Семена льна… семечки тыквенные… подсолнечные… кунжут и сироп топинамбура…
Так рождаются флаксы — зерновые крекеры, энергетические батончики, одним словом — полезная и здоровая замена бутерброду и чипсам. В них не зашкаливают углеводы, нет холестерина, жиры только полезные, включая Омегу-3, и большая порция витаминов группы А, В, D и Е.
— Сахара ни грамма! — категорически восклицает Светлана Ишкова, хозяйка этого островка вкусной и здоровой пищи, мама полуторагодовалого малыша и новоиспечённый предприниматель: зарегистрировалась в сентябре 2023 года. — Ни в одном из наших продуктов нет сахара. Даже в пастиле — ни мёда, ни сахара. Только вот в батончиках сироп топинамбура, который разрешён даже диабетикам.
Польза, натуральность и сохранение естественного вкуса — это те самые «три кита», на которых Светлана строит своё дело. Началось всё с глубоко личного — у малыша появились проблемы с кожей. Тогда-то как раз и родилась идея приготовить лакомство, но такое, которое бы не содержало химии и было бы максимально здоровым. Сначала, конечно, были поиски в магазинах, на рынках… Пастилу, например, найти не проблема, но один производитель, не стесняясь, подсыпает крахмал, другой также щедро добавляет сахар, усилитель вкуса, консервант. История знакомая всем, кто хоть раз читал то, что написано на этикетке.
В других случаях, рассказывает Светлана, всё основательно заливается мёдом, который вроде бы и полезен — хотя та ещё углеводная бомба, но забивает напрочь вкус других компонентов – будь то орехи или фрукты. Потому-то и пал выбор на дегидрацию — причём бережную.
— У меня процесс сушки идёт на 40 градусах, занимает он примерно 12 часов, — рассказывает Светлана. — Это позволяет максимально сохранить и полезные ингредиенты, и вкус. Я хочу, чтобы мои фруктовые чипсы из яблок были как яблоки, из апельсинов — как апельсины, а не как такие, которые пересушены, крошатся, и только отдалённый аромат напоминает о первоначальном вкусе оригинального продукта!
Это сейчас у Светланы два больших промышленных дегидратора с массой настроек, датчиков, постоянным контролем за процессом, а начинала она с обычного бытового «агрегата». Понятное дело, что угощала всех родных, друзей, близких, и когда накопилась критическая масса комплиментов, подумала: «Если это так хорошо, почему бы не поделиться этой вкусной пользой с другими? Почему не сделать на этом бизнес?». Идея практически со скоростью мысли преобразовалась в действия. И первым из них был поход в центр «Мой бизнес».
— По образованию я юрист, с красным дипломом, — продолжает рассказ Светлана. — Считаю, что я успешный юрист, и юриспруденция не только помогла мне, в становлении как личности, появлении каких-то амбиций, но и сейчас она мне помогает в производстве и организации бизнеса, хотя раньше я работала в найме — в группе компаний, которая занималась переработкой лома, отходов драгметаллов. И всё же как предприниматель я была абсолютным, ничего не знающим новичком.
Такие абсолютные новички, у которых из активов одна лишь идея, составляют внушительный пласт обращающихся в центр «Мой бизнес». Здесь работают, помогают, консультируют, учат, конечно же и тех, кто уже основательно стоит на ногах, но для начинающим здесь выделен особый ресурс.
— Преимущество центра «Мой бизнес» как раз в том, что мы на всех уровнях осуществления предпринимательской деятельности оказываем разный спектр услуг, — говорит Ксения Вязникова, директор центра «Мой бизнес». — Интересно и с начинающими поработать, к тому же, кто, если не мы, кто, если не центр оказания поддержки в качестве одного окна, сможет поддержать начинающего предпринимателя? Вывести его на тот уровень, который он желает, подсказать, дать ему знания, то есть мы— это не только про деньги история, а ещё и про знания. Также плотно мы работаем и с уже действующим бизнесом, у которого есть опыт, потенциал роста, который тоже может поделиться опять же с начинающими, поработать в некоторой коллаборации с ними. Плюс получить от центра «Мой бизнес» какую-то финансовую поддержку, масштабироваться до такого уровня, чтобы выйти на экспорт.
Светлана пришла в «Мой бизнес» в статусе самозанятой, и после цикла консультаций, обучения, поняла, что при все плюсах такого способа работы, есть и минусы. Самый очевидный — невозможность участвовать в больших мероприятиях типа городских, краевых ярмарок.
— Дело в том, что у граждан, которые зарегистрированы в качестве самозанятых, нет возможности получить декларацию соответствия, — поясняет Светлана. — А это та самая разрешительная документация, которая позволяет продукции выйти на, на уровень продажи через магазины, через сети и так далее. И вот я осенью зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, и получила эти документы в феврале. Так что у меня сейчас путь свободен!
Помимо знаний — но тут уже во многом заслуга и самой Светланы — получилось с подачи центра «Мой бизнес» разжиться стартовым капиталом в 500 тыс. рублей. Именно такого размера грант выиграла начинающая бизнесвумен в конкурсе молодых предпринимателей. Собственно, на эти деньги и был арендован цех, приобретено оборудование.
Помогли в Светлане в центре «Мой бизнес» и с требованиями Роспотребнадзора справиться — как никак пищевое производство, это не шиномонтаж! И даже с поиском названия для бренда и его регистрацией плечо подставили.
— Мой бренд называется «Loxia», и вот как всё было, — рассказывает Светлана. — Сначала я хотела название «Juicy snack», но пришла на очередную консультацию в центр «Мой бизнес», и мы проверили по открытым базам Роспатента: это название оказалось занято. Сейчас в России зарегистрировано порядка 900000 товарных знаков, и очень сложно придумать что-то новое. Мы стали думать, как же будет называться наш бренд и случился виток в сторону Хабаровского края, в сторону нашего колорита: мы стали изучать наших местных птичек, зверушек. И как раз-таки «Loxia» — это по латыни клёст. У нас есть такая птичка клёст-еловик, которая водится на Дальнем Востоке, и вот она стала основой нашего бренда.
Опять же в центре «Мой бизнес» Светлане посоветовали присмотреться к местному сырью, которое может стать основой, или ингредиентом для конечного продукта. В результате родился грантовый проект «Снэки со вкусом Хабаровского края» — энергетические батончики в составе которых и местная актинидия, и кедровый орех, и даже ламинария с побережья Охотского моря. Кстати, дизайн упаковки, рисунки для неё создала хабаровская художница Анна Плахотник.
Резонный вопрос: что дальше? О чём голова болит у молодой мамы и предпринимателя? Конечно же о продажах.
— Я очень надеюсь, что в ближайшее время мои фрипсы, пастила и флаксы появятся в магазинах, — делится Светлана. — Мне очень хочется, чтобы мой товар появился в наших каких-то аутентичных магазинах, которые тоже придерживаются философии пользы, продвижения бренда Хабаровского края. И конечно же будет доставка — буквально со дня на день заработает сайт, на котором можно будет выбрать и заказать доставку. В идеале, конечно, хотелось бы выйти на торговые сети, где я смогу реализовывать продукт, затрачивая минимальное количество времени на контакт с клиентом.
«А как же семья?!» — воскликнет дотошный читатель. Удивительно, но Светлане удаётся быть успешной и здесь, сохранять баланс между бизнес-производственными процессами и семейным уютом. Главное, считает наша героиня — правильно всё спланировать и распределить время.
— У меня получается держать этот баланс, быть мамой ребёнка, которому год и восемь месяцев, быть женой, которая любит, накормит, погладит, и быть предпринимателем! — уверенно заявляет Светлана. — При этом мне кажется, что я забочусь не только о своей семье, но и забочусь о людях, которые заботятся о своём здоровье посредством своего продукта.
Конечно же я не пропадаю на работе. Есть и выходные, и свободное время, более того, у нас есть семейные традиции — семейный ужин. Мы с родителями встречаемся, садимся за стол, обсуждаем, как прошла наша неделя. Делимся, выезжаем куда-то на природу.
Муж очень помогает. Мне даже кажется, что больше меня переживает за дело, потому что он понимает, что я девочка, что где-то я слишком эмоциональна и что это непростой труд, даже очень тяжёлый временами — в буквальном смысле. Вы сейчас видите уже готовую продукцию, и она весит немного, а за ней стоит и доставка, и подъём тяжёлых коробок. Я же покупаю фрукты оптовыми партиями по 20, 40, 50 килограммов. Вот ты купил, а муж на работе. Надо же как-то занести, входишь партиями, носишь…
На килограммы уже идёт и вес выпускаемой продукции — а ведь она «худееет» по сравнению с сырьём в десятки раз. Пока ежедневный выпуск составляет 20 килограммов. Про наращивание объемов Светлана говорит с осторожностью, надо наладить сбыт. Не хочет, чтобы залеживались полезные перекусы. Хотя у них и долгий срок хранения — 12 месяцев, но чем меньше полежало, тем больше пользы. А это главная философия Светланы Ишковой.
Рыба судовой заморозки дойдет до покупателя с Дальнего Востока в максимально короткие сроки. Транспортировка этой ценной продукции без опасности размораживания, а значит, без снижения качества, стала возможной благодаря так называемой НХЦ – непрерывной холодильной цепи. Накануне в Московской области в городе Электроугли ее замкнул ввод в эксплуатацию первой очереди холодильно-складного комплекса. Эксперты признают – продовольственная безопасность государства вышла на новый уровень.
Технологии холода
Дальневосточные минтай, сельдь, лемонема поступят на столы жителей столичного региона из мультитемпературного холодильного терминала, который возвела в Богородском городском округе «РРК Логистик» (входит в группу компаний «ТИГР»). Комплекс с собственной транспортной инфраструктурой, рассчитанный на 15 тыс. тонн единовременного хранения, стал первым для группы компаний логистическим хабом за пределами ДФО.
«Логистическо-складской комплекс предназначен для приемки, хранения, комплектации и отгрузки замороженных рыбных продуктов. Ожидаемые инвестиции для завершения всего проекта составят приблизительно 1,7 млрд рублей, а количество рабочих мест превысит 100», — подчеркнул заместитель председателя правительства Московской области — министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Владислав Мурашов.
Реализация проекта заняла два года. В производство уже вложено 1,2 млрд рублей. Три морозильные камеры нового комплекса оборудованы системами стеллажного хранения на пять ярусов с инновационной системой загрузки-выгрузки «Шаттл» и поддерживают температуру до -25 градусов. Среднетемпературная камера предназначена для грузов, которым требуется охлаждение до -5 градусов.
Все технические решения направлены на поддержание непрерывной холодильной цепи — терминал создан как часть единого мультимодального сервиса транспортировки грузов с Дальнего Востока. Уровень технологий, как отметил в ходе церемонии открытия комплекса президент ПАО «ТИГР» Сергей Дарькин, «позволяет достаточно успешно конкурировать не только с самыми лучшими холодильными системами нашей страны, но и всего мира».
Новая логистика
О необходимости создать в России замкнутую холодильную цепь доставки рыбопродукции говорилось не одно десятилетие. В 2022 году был даже создан проект Федерального закона об НХЦ. Но задача была непроста: требовалось не только использовать несколько видов транспорта, но и поддерживать нужную температуру груза на всех этапах пути. Решение сумела найти группа компаний «ТИГР».
ГК «ТИГР» дала старт новым логистическим возможностям, новым транспортным схемам, новой географии поставок с Дальнего Востока по всей России
Впервые в стране она в качестве единого оператора объединила все звенья цепи: рефрижераторный флот, портовые мощности, холодильные склады с собственными железнодорожными путями и поездами, а также парк контейнеровозов, обеспечивающих поставки до двери конечного получателя. Для реализации финишного этапа даже разработан отдельный проект под названием «Последняя миля».
При этом поставки рыбы из зон вылова в Охотском и Беринговом морях организованы не только на восток и запад России (Владивосток, Москва, Московская область), но и в порты Китая (Далянь и Циндао) и Африки. Причем в единое логистическое время и по единому тарифу. Он включает в себя все затраты на всем пути груза: и логистику, и хранение, и оформление документов. Так рыба придет на прилавки с минимальной стоимостью.
«Это окончание большой, длинной цепочки, которую мы долгие годы выстраивали для того, чтобы конкурировать не просто в нашей стране, но и на мировых рынках, — заявил Сергей Дарькин. — Очень многие про это говорили, мы впервые это сделали. Мы соединили места добычи рыбы с местами потребления. Это не просто холодильная цепочка, это, в первую очередь, продовольственная безопасность нашей страны. И мне очень приятно, что мы это смогли осуществить».
Восток-запад-восток
Холодильный кластер ГК «ТИГР» обеспечивает единовременное хранение свыше 60 тыс. тонн рыбопродукции: 33 тыс. тонн хранятся во Владморрыбпорте, 12 тыс. — в Находке, свыше 15 тыс. тонн — в Электроуглях. Благодаря возможности применения различных температурных режимов подмосковный комплекс может оказывать услуги холодного хранения любой охлажденной и замороженной продукции.
«К терминалу, где могут храниться не только рыба и морепродукты, проявляют интерес многие компании: производители заморженного хлеба, например, или мороженого, — сообщил директор «РРК Логистик» Ильдус Халиков. – Комплекс наш сейчас самый современный в России, у него усиленные стены с высокой изоляцией, качественное инновационное оборудование энергоэффективные компрессоры. И главное, мы предоставляем полный сервис интермодальных перевозок».
Для того, чтобы удешевить стоимость доставки холодильных грузов с востока на запад, ГК «ТИГР» намерен строить подобные комплексы и в других российских регионах. Следующий проект складского холодного терминала намечен к реализации в Тульской области. Предполагается также и обратная загрузка контейнеров: из центральной части России на Дальний Восток поедет другая продукция.
«Кроме того, мы планируем здесь, в Подмосковье, строить в дальнейшем завод по переработке рыбопродукции и завод по подготовке продуктов поступления в розничные сети, — раскрыл перспективы развития Сергей Дарькин. — Это будет большой проект для центральной части России. Ни в коем случае мы, конечно, не забываем про Дальний Восток — для ДФО также разработано много инновационных проектов, которые связаны с логистикой, в первую очередь с холодильной цепочкой».
Цифры
более 60 тыс. тонн грузов позволяют хранить одновременно холодильные мощности ГК «ТИГР»
более 100 млн долларов вложила ГК «ТИГР» в развитие рыбопромышленной отрасли
Дословно
Михаил Синев, президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС)
«Уже четыре года мы плотно работаем со СМИ, проводим конференции и круглые столы, выступаем в рабочих группах Торгово-промышленной палаты, Государственной Думы и Совета Федерации. Чтобы понять, как эффективно внедрить НХЦ в РФ, мы изучили опыт других стран в этом направлении. Среди них Великобритания, Индии, Франция и т.д. Итогом этого исследования стало написание проекта Федерального закона о Непрерывной цепи в Российской Федерации. Сейчас продолжается активная работа по внедрению НХЦ, так как создание этой системы будет способствовать сохранению питательных свойств продуктов, улучшению их срока годности и в целом обеспечит нашей стране продовольственную безопасность».
Элементы
Транспортный флот ГК «ТИГР» способен перевозить до 500 тыс. тонн рыбопродукции ежегодно.
Перегрузочные мощности Владивостокского морского рыбного порта – ключевого звена мультимодального сервиса по доставке рыбной продукции — составляют 7,5 млн тонн грузов различных номенклатур в год. Уже на протяжении трех лет группа компаний Владморрыбпорта остается лидером по перевалке рыбопродукции в России. Контейнерный терминал Владморрыбпорта входит в пятерку крупнейших контейнерных терминалов страны, его вместимость — более 12 тыс. ТЭУ (Twenty-foot Equivalent Unit, двадцатифутовых контейнеров). В этом году контейнерооборот достигнет 500 тыс. ТЭУ.
Открытая база бункеровки рыболовного флота в Находке (общая площадь свыше 34 тыс. кубометров) обеспечивает перевалку 160 тыс. тонн рыбной продукции.
В инфраструктуру ГК «ТИГР», помимо причальных сооружений и собственных холодильных складов, входят также три тыловых железнодорожных терминала: «ПИК» и «Фреш терминал» в Артеме, а также «Терминал Хлебная база» недалеко от Уссурийска (Приморский край). Они специализируются на перевалке грузов, требующих сохранения температурного режима. Площадь терминалов — 88,4 тыс. кв. метров. Они ежесуточно отправляют два ускоренных холодных контейнерных поезда со станций примыкания Угольная и Уссурийск. Основными направлениями поставок являются Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург.
ПАО «Тихоокеанская Инвестиционная Группа» (ГК «Тигр») — группа компаний, реализующая на территории ДФО высокодоходные проекты, которые способствуют привлечению инвестиций в региональную экономику. Рыбопромышленная отрасль — одна из сфер бизнес-интересов ГК «Тигр». В нее входят рыбодобывающие компании, рефрижераторный флот, два собственных порта во Владивостоке и Находке, холодильные мощности во Владивостоке, Находке и Московской области, «холодная» транспортная инфраструктура железнодорожные пути, собственный парк контейнеровозов.