В Дальневосточной распределительной сетевой компании начали реализацию программы подготовки кадрового резерва руководителей. Программа обучения разработана под руководством гендиректора АО «ДРСК» Александра Бакая. В обсуждении программы подготовки кадрового резерва активное участие принимал советник первого заместителя гендиректора ПАО «РусГидро» Юрий Андреенко.
Первыми в программе «Подготовка кадрового резерва для руководителей АО «ДРСК» принимает участие группа работников Амурских электрических сетей. После обучение пройдет во всех филиалах компании.
Обучение сотрудников будет проходить очно по направлениям: «Управленческое и личностное развитие», «Информационная безопасность и финансово-хозяйственная деятельность» и «Производственная эффективность».
Читать лекции и проводить практические занятия будут ведущие сотрудники АО «ДРСК» и преподаватели энергетического факультета АмГУ. Кроме того, психолог из БГПУ проведет занятия по личностному росту, коммуникациям, технологии постановки целей, конфликтологии и ряду других тем.
Решить реальную проблему бизнеса, получить при этом опыт, новые связи, работу и заработок — такой посыл транслирует хабаровский нетворкинг «Куб» студентам из IT-сферы. Полуфинал третьей итерации этого конкурса собрал 18 команд, которые в конкуренции друг с другом создавали решения для задач, поставленных «кейсодателями»: представителями хабаровских предприятий различного профиля и масштаба.
Их замечаешь сразу: озираются, настороженные, но не испуганные. Недоумённый взгляд, дескать: «Что я здесь делаю?». Скованные угловатые движения, ходят по двое-по трое. Многие в очках: сказываются годы, проведенные перед монитором. В основном юноши. Белый верх, темный низ, иные даже в пиджаках. Некоторые — не близко, но знакомы — видимо с предыдущего конкурса. Переговариваются:
— Чей кейс работаете?
— «Невады».
— А что там у них?
— Техподдержку для своих с ИИ замутить. А вы?
— VR-тема: макеты виртуальных вывесок для «Бот Сада».
Несколько десятков таких персонажей, очень похожих на компьютерных фриков, шушукаются, рассевшись по диванчикам, в ожидании начала мероприятия. И почти каждый из них может уже по большому счету не волноваться за своё трудоустройство. Они — полуфиналисты действа под названием «Куб 3.0» — конкурса инноваторов, как его определяют организаторы. Это значит, что они прошли предварительный отсев, их идеи показались достаточно здравыми и продуманными, чтобы оказаться в «лонглисте», и их взяли «на мушку» потенциальные работодатели — представители малого и среднего бизнеса Хабаровска.
— Мы разослали запросы в реальный сектор экономики, действующему бизнесу — рассказывает Дмитрий Симон, один из организаторов конкурса, замдиректора по развитию инноваций «Агентства привлечения инвестиций развития инноваций Хабаровского края». — Бизнес представил нам кейсы, то есть свои потребности, свои проблемы, которые у них существуют в их производстве, в их организации. Компании самые разные: рекламно-производственная фирма, производитель электротехнической продукции, Хабаровский судостроительный завод, сеть кофеен, предприятие, которое занимается металлообработкой, крупная локальная торговая сеть…
Хабаровский судостроительный завод, например, хочет оптимизировать у себя управление складом. То есть им нужно информационное решение, которое позволит в цехах и на складах правильно проводить инвентаризацию. И вести учет складского оборудования в том числе, оборудование, которое находится на складе. Запросы самые разные.
В прошлом году победителем стала команда, решившая проблему хабаровской рекламно-производственной компании, связанную с оповещением о перегоревших элементах в световых конструкциях — вывесках, табло, витринах. Пример: заказал клиент большую крышную конструкцию с названием своей фирмы, её установили не на том здании, где находится организация, а в другой локации. Любая техника имеет свойство ломаться, и, наверное, каждый видел странные или комичные вывески, у которых погасла одна буква и смысл слова поменялся. Теперь нужно представить, что таких вывесок сотни, если не тысячи. Случайный прохожий усмехнётся и вряд ли будет искать контакт организации, у которой из-за «выпавшей» буквы поменялось название, звонить, сообщать о поломке. И пока информация дойдёт до производителя может пройти много времени.
Вот такую проблему и решили победители «Куба 2.0». Они за полтора месяца собрали полноценный программно-аппаратный комплекс с подключением к интернету: написали софт, что-то спаяли, что-то использовали готовое, создали работающий прототип, функционал которого полностью удовлетворил заказчика: когда перегорает или выходит из строя какой-то элемент световой конструкции на телеграм-бот приходит сообщение. Кстати, сотрудничество команды и рекламщиков продолжается, создатели устройства работают над получением патента — оказалось, что продукт крайне востребован и имеет хорошие перспективы для реализации по всей стране.
— Это и есть главная ценность конкурса для студентов: они здесь знакомятся с кейсодателями, возможно, с будущими работодателями, или как эта вот команда с вывесками — они создали свой стартап, — рассказывает со-организатор конкурса Ярослав Радинский, руководитель диджитал агентства RASA. — Наша личная цель это все-таки привлечение молодых талантливых инженеров и айтишников к этому конкурсу. Ну и, конечно же, дальнейшее трудоустройство их у нас в компании.
Мы в целом топим за то, чтобы молодые таланты видели, что через такие конкурсы и обществу, и государству не все равно на них, чтобы они не уезжали. Наша глобальная цель, конечно, сделать так, чтобы они не уезжали, потому что это огромная боль.
Организация конкурса стала попыткой создания собственного HR-бренда, продолжает Ярослав Радинский. В «Куб» уже выстроилась очередь из представителей малого и среднего бизнеса, которым нужны и конкретные решения проблем, и специалисты. У МСП не так много возможностей искать, находить, привлекать узких специалистов разного профиля.
— Вот Сбербанк или Яндекс, или Альфа-банк приходят в ВУЗы, говорят свои названия и сразу к ним выстраиваются в очередь, потому что их знают, — делится Ярослав. — И они, на самом деле, весь рынок IT пылесосят в России. Со 2−3 курса талантливые ребята, как правило, уже либо где-то работают, либо имеют какой-то предконтракт с большими компаниями.
Нам очень тяжело с ними конкурировать, поэтому нам приходится делать в 2−3 раза больше активности для привлечения внимания именнов к HR бренду нашей компании. Поэтому нам важно участвовать в таких конкурсах.
— Да, действительно, это глобальная проблема, поиска и набора в команду новых специалистов, — подтверждает Дарья Митюшкина, заместитель директора РПК «Ботанический сад». — Квалифицированных спецов на местах не хватает. И это проблема не только Дальнего Востока, но и всей страны. И мы очень плотно работаем и с техникумами, и с колледжами, и с ВУЗами, чтобы найти и принять на работу таких специалистов.
Один из таких специалистов — Михаил Карпухин, капитан команды «Кинза», двадцатилетний студент третьего курса Дальневосточного государственного университета путей сообщения. В различных конкурсах и хакатонах участвовал не единожды, в «Кубе» уже второй раз. Выделяет это состязание, дескать, решаешь не абстрактную задачу, а вполне себе реальную, взятую из жизни. К тому же есть прямой контакт с заказчиком с потенциалом дальнейшего сотрудничества. Правда, есть и некоторый скепсис.
— Мне кажется, что кейсодатели приходят как бы в надежде получить супердешёвый, чуть ли не бесплатный софт, за который они не готовы платить реальные деньги, — говорит Михаил. — Они получают решение своей проблемы, но они для себя уже определились, что они полную стоимость платить не готовы.
— Зачем тогда вы здесь?
— Во-первых, закрыть гештальт. Первый раз мы не победили, нужно пройти дальше и победить, — Во-вторых, было бы вообще бы замечательно продать свой продукт. Ведь у нас всё с первой строки, с названия файлов, полностью наше приложения: их два, фронт-энд и бэк-энд, но естественно в основе используются всемирно известные фреймворки.
Опасения Михаила насчёт скаредности опровергает в заочной дискуссии — в разговоре с корреспондентом EastRussia — Галина Журавлёва, IT-директор группы «Невада» (имеет сеть из 19 000 торговых точек по всему Дальнему Востоку, включая продовольственные магазины у дома и гипермаркеты — прим. ред.).
— Свою задачу мы одновременно дали Сберу и на «Куб». И хотим посмотреть, какое даст решение корпорация с многовековой историей, и молодые люди, которые вот только-только закончили учебу, которые ещё не зашорены всякими корпоративными ценностями и вот этим всем. Ценник Сберу мы выставили тот же самый, что и ребятам, но интереснее, безусловно, развивать молодых местных специалистов, а не Сбербанк. Сбербанк пусть за счет других развивается.
Нам интересно с ребятами. Задача, которую мы дали, она очень маленькая. Потому что давать большую на подобный конкурс смысла нет. Две недели, ну, даже месяц, это ни о чем, нормального решения не сделать. Поэтому мы дали маленькие точечные задачи, посмотреть, как ребята справляются, что у них они мысли в правильном направлении, чтобы дальше уже вместе с ними развивать продукт в штате или за штатом — здесь не важно, как им удобнее, но вместе с ними развивать их разработку.
Хотите знать, чем завершится битва идей и команд? Следите за материалами EastRussia. Финал «Куба 3.0» состоится 31 мая 2024 года.
Не без сложностей, но поступательно реализуется Программа модернизации первичного звена здравоохранения в Хабаровском крае. Местному минздраву удаётся постепенно «гасить долги», накопившиеся за время пандемии и экономических потрясений, вызванных санкциями. Идут закупки оборудования, автотранспорта, строятся новые и ремонтируются старые фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), но кто будет там работать?
О том, как идет материально-техническая модернизация первичного звена здравоохранения депутатам Законодательной думы Хабаровского края, сообщили представители регионального минздрава и минстроя. Как рассказала замминистра здравоохранения Хабаровского края Елена Белозерова, на реализацию Программы модернизации с 2021 по 2025 гг. заложено 8,1 млрд рублей. Это деньги, которые можно расходовать по четырём направлениям:
– строительство и реконструкция объектов здравоохранения;
– капитальный ремонт зданий медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и центральных районных больниц;
– приобретение автомобильного транспорта (кроме автомобилей скорой медицинской помощи) для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:
– приобретение медицинского оборудования в рамках реализации программы.
В 2022 году сразу несколько пунктов намеченного плана оказались сорваны, и Хабаровский край был оштрафован за «недостижение результатов проекта по результатам строительства объектов». Региону пришлось уплатить в федеральный бюджет взыскание в размере 39,6 млн рублей за то что из 10 запланированных, в эксплуатацию были введены всего два объекта.
В 2023 году удалось немного наверстать – ФАПы в Марусино, Фёдоровке и Восходе уже работают, плюс три ФАПа – в сёлах Пушкино, Шереметьево и Быстринск, а также лаборатория в Нелькане – должны открыться до конца года. В дальнейших планах – возведение 12 объектов, семь из них рассчитывают ввести в эксплуатацию в 2024 году, остальные будут строиться с переходом на 2025 год.
В списке незавершённых дел 2021-2022 годов – капитальный ремонт ЦРБ Тугуро-Чумиканского района и закупка 100 единиц медицинского оборудования. Как пояснила Елена Белозерова, причиной тому стало удорожание намеченных к закупке агрегатов. Программа версталась по ценам 2019 года, а пандемия и скачки цен, вызванные волатильностью рубля, заметно повлияли на стоимость необходимой аппаратуры. На ремонт больницы охотников не нашлось из-за сложностей в логистике – на аукционы правительства края не вышел ни один подрядчик. Впрочем, ситуация должна разрешиться – краевой бюджет выделил 345 млн рублей, которых не хватало на покупку оборудования, также было принято решение о корректировке проектно- сметной документации по реконструкции больницы – этот вопрос будет стоить дополнительные 115 млн рублей.
Финансирование 2023 года в объёме 1 млрд 354 млн рублей осваивается своим чередом – на 18 млн рублей куплено 17 автомобилей, на 401,92 млн рублей (при плане 421,1 млн) – приобретено оборудование, на капремонт 16-ти зданий и объектов потрачено 391,2 млн рублей, восемь из них вводятся в эксплуатацию. Ещё 524,2 млн рублей направлены на строительство и реконструкцию 9 объектов.
С новым строительством далеко не всё гладко и не только потому, что всё дорожает. Как рассказал и.о. министра строительства Хабаровского края Алексей Дубов, иногда умеют удивить местные администрации, выделяющие участки под строительство ФАПов.
– В Ванинском районе в посёлке Уська-Орочская столкнулись с тем, что земельный участок вообще находится в зоне подтопления, и по сути, в процессе исполнения государственного контракта пришлось менять земельный участок, хорошо, что нашли выход, чтобы не расторгать контракт, – отметил и.о. министра. – В посёлке Харпичан земельный участок предоставлен на склоне горы, скальный грунт. По сути, скала сплошная. Как следствие очень сложные земляные работы, бесконечно там работает гидромолот под подготовку основания под здание ФАПа и под устройство внутриплощадочных коммуникаций.
Не допустить срыва сроков ФАПов в эксплуатацию поможет модульная технология их возведения. Одно из хабаровских предприятий поставило на поток изготовление таких конструкций, так что готовый ФАП нужно только доставить по нужному адресу и подключить к инженерным сетям – хотя и это в условиях поселений непросто, но по сравнению с капитальным строительством модульные здания значительно удешевляют и ускоряют процесс.
Но, как оказалось, в модульности ФАПов кроется подвох - движимое имущество не может быть жильём. Даже поставленные на подготовленную площадку, подключенные к водопроводу и электричеству такие здания не могут использоваться как жилые помещения. Почему это критично? Потому что ставит крест на практике, когда ФАП проектировался и строился как капитальное строение «два в одном»: в одной половине здания шёл приём пациентов, а другая половина становилась квартирой для медработника.
«Жилье предполагает все-таки возведение капитальных объектов строительства, это другая сфера правоотношений, – отметила Ирина Зикунова, спикер Законодательной думы Хабаровского края. – Есть предложения, связанные с тем, чтобы все-таки в работу на уровне региона был вовлечён тот жилой фонд, который сейчас находится в распоряжении у муниципалитетов. Такие предложения поступили в Законодательную думу Хабаровского края, в частности, от Амурского муниципального района: о передаче для распоряжения данными объектами строительства. Где-то есть оставленные объекты жилья, где-то есть те, которые находятся в собственности муниципалитетов. Вопрос состоит в том, чтобы действительно передать полномочия по распоряжению объектами жилья от муниципального уровня краевому уровню».
В 2023 году нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны 463 медицинских работника. При этом здравоохранение края получило всего пять служебных квартир, две квартиры предоставлены по договорам коммерческого найма, плюс из муниципального жилищного фонда предоставлено 16 квартир.
На предыдущих обсуждениях Программы модернизации первичного здравоохранения в Думе неоднократно обсуждались причины кадрового дефицита медработников в удалённых территориях. Причём их не хватает не только на селе но и в городах: в Николаевске-на-Амуре, Амурске, Советской Гавани.
По информации краевого минздрава специалистов здравоохранения как высшего, так и среднего звена не хватает в Ванинском, Вяземском, Комсомольском, Николаевском, Ульчском муниципальных районах края. В нескольких сёлах Нанайского района медпомощь оказывается только в определённые дни – сюда приезжают медики из районного центра.
По состоянию на начало 2023 года медицинскую помощь жителям края оказывали 4 982 врача и 9 904 медработника. Хотя бы частично решить проблему кадрового дефицита призваны программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Их суть в том, что тем медикам, кто согласится отработать на селе пять лет, государство выплачивает определенную сумму. На Дальнем Востоке выплаты составляют 2 млн рублей для врачей и 1 млн - для среднего медперсонала (фельдшера скорой медицинской помощи, медицинские сестры, акушерки и фельдшера ФАПов). Это выше, чем в других российских регионах, но все же недостаточно для привлечения кадров в труднодоступные районы. Из 17 районов, в которых действует программа, 12 относятся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, что делает их не привлекательными для трудоустройства с учетом имеющегося размера выплат.
Программы действуют с 2012 года и уже помогли за этот время закрепить в районах края 435 врачей и 98 медработников. Однако только за 2019 - 2022 годы численность врачей снизилась на 333 человека, средних медицинских работников - на 1 018 человек.
По информации краевого же минздрава, озвученной в июле на Совете председателей представительных органов городских округов и муниципальных районов при Законодательной думе Хабаровского края, 125 человек – практически треть (29%) от числа привлеченных по «земским программам» – уволились, не отработав пяти лет.
В 2023 году по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» планируется привлечь 78 специалистов, в том числе 55 врачей и 23 средних медицинских работника. По информации федерального кадрового портала hh.ru, в Хабаровском крае открыто 2 900 вакансий в сфере медицины и фармацевтики (в это количество входят вакансии и частного сектора). Это самый высокий показатель среди регионов ДФО.
В ДВФУ стартовал первый обучающий модуль программы подготовки государственных управленцев новой волны «Муравьев-Амурский 2030». Для России этот опыт первый и абсолютно уникальный.
Приветствуя участников программы, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал, что в настоящее время по Российской Федерации нет аналогичной обучающей программы, сопоставимой по задействованным ресурсам. Во-первых, материальным – по словам министра, программа очень дорогая. Во-вторых, человеческих: в Совет наставников вошли губернаторы 11 дальневосточных регионов, а координатором выступила Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики
«Потому что у вас будет самая сложная работа - развивать Дальний Восток. Вы получите лучшее образование, помноженное на внимание и опыт ваших наставников. Я даже не знаю, что поставить впереди – образовательную программу или опыт людей, таких как все наши губернаторы, мои заместители или я», - сказал он.
Впервые о проекте объявили на Восточном экономическом форуме в 2021 году, а ее разработка началась еще раньше. Образовательной частью «Муравьев - Амурский 2030» занимались эксперты ведущих российских высших школ — Московской школы управления Сколково, РАНХиГС, ДВФУ. Обучение проходит на базе Дальневосточного федерального университета во Владивостоке.
фото: пресс-служба ДВФУ
«Благодаря Минвостокразвития России, КРДВ, нашим партнерам - университетам Сколково и РАНХиГС сделано все для того, чтобы первая такая программа как «Муравьев - Амурский 2030» была реализована на территории Дальнего Востока, в нашем университете. Лучшие наставники, лучшие кейсы, самые крутые задачи есть. Все остальное в ваших руках», - заявил в ходе встречи исполняющий обязанности ректора ДВФУ Борис Коробец, отметив, что раньше не видел ни одной настолько ориентированной на практику программы обучения.
Название программы отсылает к исторической фигуре – графу Николаю Муравьеву-Амурскому, генерал-губернатору Восточной Сибири, человеку, сыгравшему важнейшую роль в освоении Дальнего Востока, а также его современникам. Как заметил Алексей Чекунков, в свое время были люди, которые делали невероятное: открывали новые земли, строили новые города, и руководители программы надеются, что среди ее выпускников будут люди, которые смогут оставить сопоставимый след.
Но пока они только в начале пути, хотя многие не добрались даже до старта. Заявки на участие подали больше 2300 человек, на остров Русский во Владивостоке, где проходил заключительный этап конкурса приехали 130, а финал вышли только 55. Среди них 35 мужчин и 20 женщин. Средний возраст участника программы – 31 год. Профессии самые разные - от экономики и финансов до географии и IT. 16 человек имеют опыт госслужбы. Большая часть – 34 человека - жители ДФО, но есть и представители Москвы, Санкт-Петербурга и других самых разных российских регионов.
фото: пресс-служба ДВФУ
Участники программы будут учиться год, за время которого пройдут 8 обучающих модулей. Затем им предстоит минимум два года проработать на муниципальной или государственной службе в одном из дальневосточных субъектов, фронт работ определят с учетом потребностей субъектов и рекомендаций наставников.
Учеба будет проходить с «погружением в регион» для того, чтобы слушатели «Муравьева» могли своими глазами увидеть происходящее. Поскольку первым в списке стало Приморье, то его и «изучат» первым. Буквально на следующий день после старта участники поедут на предприятия, работающие в территории опережающего развития «Надеждинская».
Регионы приготовили для участников программы собственные кейсы из сложных экономических и острых социальных проблем, которых на Дальнем Востоке достаточно. На широкую аудиторию они не озвучивались, но, возможно, что среди них будет, например, решение задач, связанных с развитием туризма в регионах ДФО. Несмотря на перспективы туристического бума в большинстве регионов не происходит. По словам Чекункова, в мире сейчас есть понимание того, что важным товаром становятся впечатления, эмоции. На Дальнем Востоке возможны активности, невозможные нигде в мире, но не везде есть люди, которые могут это «упаковать и продать».
Это касается и Камчатки, куда участники программы тоже поедут. Там их, к слову, ждет восхождение на вулкан – и это тоже часть обучения, так как российский чиновник новой формации должен не только уметь решать интеллектуальные задачи, но и быть сильным, выносливым, способным преодолевать себя.
Не исключено, что «международный кейс» предложит «курсантам» руководство Бурятии. Глава республики Алексей Цыденов рассказал о развитии туризма на Байкале и преимуществах того, что Бурятия является пограничной территорией - «это выход на Монголию и Китай, усиление многостороннего взаимодействия, развитие международной торговли, логистики». Кроме того, он заметил, что хорошие специалисты всегда найдут работу и развитие в республике.
- Например, 50% всех запасов цинка России – в Бурятии, сегодня крупнейший в республике инвестпроект – развитие Озерного ГОКа по добыче цинка и производству цинкового концентрата реализуется на десятилетия вперед. Единственное в стране место добычи нефрита — это Бурятия, у нас сосредоточено 95% всей добычи нефрита России. Самая экономически эффективная и экологически чистая добыча урана в России и в мире – это подразделение «Росатома» – Хиагда, здесь также очень хорошие перспективы по развитию и приросту. Высокотехнологичная продукция – Улан-Удэнский авиазавод, это единственный завод, который производил вертолеты и самолеты всех типов, и сейчас является основным производителем вертолетов и главным экспортером вертолетной техники в России. Самый большой на Дальнем Востоке завод по производству металлических и мостовых конструкций и самый большой в России локомотивовагоноремонтный завод - тоже находятся в республике, а значит - нам нужны управленцы, технические и другие специалисты, - пояснил он.
Программу предполагается продолжать, так как вопрос кадров едва ли не самый –болезненный в ДФО.
«Выпуская по 50 хорошо подготовленных человек в год, не просто теоретически подготовленных, но погруженных в повестку, за 10 лет мы получим 500 человек, которые будут руководить крупными предприятиями, городами, регионами», - резюмировал Алексей Чекунков.
Корреспондент EastRussia еще раз побывал в Тынде, чтобы на месте выслушать все «за» и «против» в этой истории от ее непосредственных участников и местных жителей.
- Представляете, у нас часы на мэрии висели, так она их в ломбард сдала! – рассказывал нам водитель, крутя «баранку» по заснеженным и морозным улицам Тынды.
Таких «людоедских» баек об экс-мэре Марине Михайловой я услышал еще несколько. И все – исключительно от водителей. Впрочем, этому есть объяснение: камнем преткновения во всей этой только начавшейся, но уже громкой истории стала центральная улица 30-тысячного города – Красная Пресня.
Ее пару лет назад решили реконструировать - в 2024 году Байкало-Амурская магистраль отметит свое 50-летие. Тында, как столица БАМа, будет принимать гостей со всего мира, не исключен визит первого лица государства, поэтому – необходимо соответствовать. Из областного и федерального бюджетов было выделено 600 млн рублей, на эти деньги необходимо было заново заасфальтировать почти два километра дороги, а также провести благоустройство.
Есть улицы центральные
Красная Пресня – центральная улица Тынды, она отходит от федеральной трассы А-360 «Лена» и проходит практически через весь город. На ней расположены торговые центры, храм, полиция, четыре 16-этажки, которые считаются неофициальным символом «города посреди тайги», сама мэрия, а из окна градоначальника можно воочию наблюдать за ходом работ.
Сначала все шло бойко: техника, рабочие, объезды. Красная Пресня практически на всем своем протяжении имеет две проезжие части, разделенные «зеленым островком», на котором росли тенистые деревья. Каждая проезжая часть имеет по две полосы. Одним словом, нормальная такая широкая дорога. Так вот по всей Красной Пресне сняли асфальт, деревья на «островке» и вдоль обочины спилили, а потом «что-то пошло не так».
Так сейчас выглядит Красная Пресня
- Все расковыряли, пылища, город раком встал. Кому такое понравится? – сетовал наш водитель в Тынде. – А деньги разворовали! А этого нельзя было делать, ведь к стройке такое внимание пристальное, юбилей БАМа на носу!
Строительный период в Тынде начинается в мае, поэтому реконструкцию Красной Пресни разделили на два этапа: демонтаж и монтаж. Второй этап должен был завершиться осенью 2022-го, чего, к сожалению горожан, не случилось. Тогда прокуратура назначила проверку, которая выявила ряд нарушений, вылившихся в уголовные дела.
Дела судебные
Сначала был арестован руководитель подрядной организации - ООО «Карьер-А». В декабре мэр Тынды Марина Михайлова добровольно сняла с себя полномочия градоначальника, а через несколько дней ее арестовали и поместили в СИЗО Благовещенска.
- Орган предварительного следствия вменяет в вину Михайловой приемку и оплату фактически отсутствующих материалов на сумму более 131 млн рублей, - рассказал EastRussia адвокат, ведущий дело экс-мэра, Каро Жамкочан. - Вместе с тем, в первоначально предъявленном обвинении нет ссылки на подписание ею актов выполненных работ формы КС-2, как способа совершения преступления.
По словам Каро Жамкочаня, из обвинения следует, что Михайлова дала устные незаконные указания подчиненному принять и оплатить не результаты выполненных работ, а строительные материалы, и в последующем без фактической проверки она приняла данные материалы.
Собственно, вокруг этих стройматериалов, которые завозили для дальнейшего ремонта, и крутится вся история: обвинение уверено, что «заплатили за воздух» - никакие материалы никто не завозил, защита вообще настаивает на том, что в ее непосредственные обязанности не входила приемка товаров и выполненных работ на объекте капитального ремонта.
- Данный объект курировал один из ее заместителей, который докладывал ей о наличии строительных материалов и о необходимости их оплаты. Также была организация, осуществляющая строительный контроль на указанном объекте, - подчеркивает Каро Жамкочан.
Кстати, на допросе Марина Михайлова заявила, что подпись в актах выполненных работ формы КС-2 – не ее. Сейчас защита подала ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы.
Дом в Анапе
Тында, хоть и большой по дальневосточным меркам городок, но все же маленький – все друг про друга в курсе, все всё знают. Ну, или думают, что знают.
Когда арестовали Михайлову, горожане со знанием дела стали говорить, что за несостоявшийся, но оплаченный ремонт Красной Пресни (вернее, части ремонта) Михайловой подрядчик через другую компанию построил в Анапе домик у моря. И, мол, она ездили проверять ход строительства во время отпуска. Так это или нет – предстоит выяснить следствию.
- Марина Михайлова - женщина сильная и будет до конца бороться за свое честное имя, - подытожил адвокат Каро Жамкочан. - Всем тындинцам и неравнодушным гражданам, которые переживают и поддерживают ее, она просила выразить слова искренней благодарности.
Тем временем, ремонтом Красной Пресни займется другой подрядчик – АО «Асфальт». Эдакая палочка-выручалочка областного значения, которая не раз была задействована на сложных и проблемных объектах. То, что реконструкция Красной Пресни теперь будет проходить в «ручном режиме» анонсировал губернатор Приамурья Василий Орлов. Активные работы должны начаться уже в мае, до этого времени подрядчику предстоит закупить и завезти необходимый материал. Контрольный срок завершения работ на объекте – 1 сентября 2023 года.
Красная Пресня. Когда-то деревьев здесь было раза в два больше
Не везет нам с мэрами…
Марина Михайлова стала мэром Тынды в результате прямых выборов осенью 2018 года. Нового главу теперь будут выбирать в 2023-м. Первые претенденты уже появились, но активная избирательная кампания пока не началась, на кого и на что будет сделана ставка – неясно.
- А вообще нам с мэрами не везет! – продолжает свой рассказ наш водитель. - Один, как Ельцин себя вел, пил на рабочем месте – доходило до того, что он все светофоры «пропил» - демонтировал под предлогом того, что они устарели, и продал в «Нюрку» (город Нерюнгри в соседней Якутии, расположенный в 200 километрах на север от Тынды – ER).
Аэропорт Нерюнгри («Нюрка»)
- А хорошие-то были мэры? – спрашиваю его.
- Были. Марк Шульц. При нем мы хорошо жили.
Марк Шульц был мэром Тынды дважды – с 1992 по 2004 годы, и с 2008 по 2012 годы. Умер на своем посту. На здании мэрии ему одному установлена памятная табличка.
- К нам Путин приедет! – это одна из первых фраз, которую я услышал, когда мы только приехали в Тынду. Предположение имеет под собой почву: в столице БАМа уже сейчас вовсю готовятся к 50-летию Байкало-Амурской магистрали – юбилей случится летом 2024 года, но к торжественной дате предстоит сделать многое, как это водится в нашей стране: где-то что-то подкрасить, подлатать, а то и вовсе решить старые закоренелые проблемы. Чем живет город посреди тайги – мы пытались понять за сутки, что там провели.
Авиа vs. ж/д
В «город железнодорожников», «столицу БАМа» из Хабаровска сегодня попасть проще всего… по воздуху. Субсидируемые тарифы в действии: билет в Тынду можно купить за 2,5 тысячи рублей. Правда, его практически нельзя сдать или обменять, и лететь придется или на Ан-24, или на L-410, но это все равно быстрее и удобнее, чем больше суток на поезде или машине (хотя есть товарищи, которые проезжают 1300 километров за 11-12 часов). Примечательно, что рейсы выполняет АК «Ангара» (Ан-24) или «Сибирская легкая авиация» («СиЛа», L-410) – партнёры единой дальневосточной авиакомпании «Аврора».
По пути в Тынду и обратно самолет на часок садится в Благовещенске. Билет Тында – Благовещенск стоит четыре тысячи, поэтому многие берут тот самый – субсидируемый – за 2,5 до Хабаровска, но выходят в Благовещенске.
Объявление в аэропорту Тынды
Подлетая к Тынде, ничего, кроме сопок и хвойных деревьев, не увидишь – город реально посреди тайги находится, да и сам аэропорт в 20 километрах от него.
Аэропорт Тынды
Пока пассажиров ведут по «бетонке» к зданию аэровокзала, можно оценить масштабы строительства: трехэтажное здание по площади сравнимо с вокзалом в Благовещенске. Вот только сотовой связи в аэропорту нет.
Тында посреди тайги или тайга посреди города
Через Тынду проходит федеральная трасса «Лена», ведущая в Якутск и далее в Магадан. Это благоприятно сказывается на продовольственном обеспечении: в Тынде давно распробовали якутскую рыбу – омуль, чир, а также качественное забайкальское мясо, которое десятками тонн везут на север.
Но ни автотранспорт, ни авиация, конечно же, не вытеснят железную дорогу. Тында был, есть и будет городом железнодорожников до «мозга костей». Железная дорога – главный работодатель, налогоплательщик и двигатель всего. Кстати, переориентация грузовых потоков здесь особенно ощущается: вся «Тында-грузовая» забита составами – лес, контейнеры. Местные подтверждают – работы в этом году стало заметно больше.
Дым из трубы
Как и любой город, Тында издалека угадывается по дымящимся трубам: в ноябре здесь уже снега по колено, -14, но по ощущениям вполне комфортно. Дым из трубы – результат работы местной котельной, хотя, по сути, это полноценная мини-ТЭЦ. Здесь работают почти 500 человек, многие из которых трудятся десятилетиями, есть и свои рабочие династии.
Кстати, она частная – в свое время ее передали от железной дороги муниципалитету, а город заключил концессионное соглашение. Теперь тепло и горячая вода (кстати, круглый год! Таким, к примеру, Улан-Удэ и Петропавловск-Камчатский похвастаться не могут) – в руках ООО «ЖДК-Энергоресурс». Чтобы жители быстрее запомнили, на трубе ночью загораются огромные зеленые буквы ЖДК.
Топят котлы углем Нерюнгринского месторождения, в самые лютые морозы, когда доходит до -55, сжигают по 25 вагонов. От этого в округе много угольной пыли и сажи, поэтому «голубая мечта» мэра Тында – перевести котельную на «голубое топливо».
- Мы уже давно мечтаем газифицировать нашу котельную. Дело в том, что отдельные семьи платят до 15 тысяч рублей за теплоснабжение. Плюс выбросы в воздух вредных веществ от угольной котельной. Поэтому и мы, и «ЖДК-Энергоресурс» надеемся на то, что придет газ на нашу котельную, у нас тепло станет гораздо дешевле, экологичнее и это даст импульс к развитию новых производств в нашем городе, - делится своими мечтами мэр Тынды Марина Михайлова.
Мечты и планы
А еще мэр мечтает о том, что к юбилею БАМа наконец-то смогут завершить переселение из ветхого и аварийного жилья. В бараках до сих живут 1 097 семей, в том числе, и первостроители магистрали. Многие, конечно, уехали, но ветеранов БАМа в Тынде еще достаточно: входят в общественный совет, участвуют в жизни города, который когда-то сами строили.
Памятник первостроителей(ям)
Возводили, кстати, по проекту «Мосгидротранса»: удобная компоновка улиц и широкие проспекты, а еще доминанты в виде четырех 16-этажек на Красной Пресне – их даже иногда используют в качестве визуализации логотипа города.
Неофициальный символ Тынды: 16-этажки на Красной Пресне
Вот только городскую ливневку не сделали. И теперь это – еще одна «хотелка» к юбилею. Уже, кстати, нашли подрядчика на проектно-сметную документацию.
Красная Пресня
- Но Тында не выглядит запущенным городком, - говорю я Марине Михайловой.
- Мы видим наш город изнутри, - парирует мэр.
Здесь воедино сплелись советское наследие, православный новодел и суровая реальность.
Вообще, надо отдать должное, местные власти не сидят, сложа руки. Уже два раза становились победителем во всероссийских конкурсах среди малых городских поселений. Теперь вот ждут приз в 85 млн рублей, их потратят на ремонт и благоустройство парка.
Тында спортивная
А еще каток залили. Спустя два года простоя заработал горнолыжный спуск «Усть-Корал». Запустить заново спортивный объект помогла единая субсидия от Минвостокразвития России. В футбол между собой трудовыми коллективами играют.
Мэрия Тынды
Есть даже свои спортивные звезды всероссийского масштаба. К примеру, Сергей Шалыгин – предприниматель, владелец сети местных магазинов «Флагман».
На баннерах почему-то указан 1975 год
Уже больше 10 лет он на своей старенькой «восьмидесятке» (Toyota Land Cruiser в 80-м кузове) наряду со звездами автоспорта мирового уровня участвует в Silkway rally – это гонка серии Dakar. Из-за COVID-19 гонки встали на паузу, а Сергей, чтобы не терять форму (речь даже не про физическую) освоил параплан: отучился в Иркутске и теперь «ловит ветер», сигая с сопки и паря над Тындой.
Сергей Шалыгин (в красной футболке)
Тында культурная
Мэр Тынды Марина Михайлова раньше работала журналистом, поэтому про «информирование населения» знает не понаслышке, сама ведет Telegram-канал.
Из него узнаю про общественный совет, где встречаю знакомую фамилию - Александр Кулак. Это лидер рок-группы «Azazello».
CD группы "Azazello". Фото adream55
Классический пример, когда группа больше известна за пределами своей родной страны, музыканты выпустили с десяток альбомов, в том числе на французском лейбле Musea Records, а за океаном распространением их материала занимается американская компания Melodic Revolution Records.
Праздник к нам приходит
Будет ли Кулак выступать в честь 50-летия БАМа? Пока неясно, программа только верстается. Но она уже обширная: федеральная, областная, городская, у минтранса своя, отдельная. Правительством Российской Федерации утвержден образец медали «За верность БАМу».
- Думаю, что Тында - обновленная, красивая, сияющая будет встречать гостей и радовать всех нас. И да, мы ждем первое лицо государства, это ведь большой государственный праздник, - резюмирует наш разговор Марина Михайлова.
Благие вести с Черной реки - название китайского города Хэйхэ в переводе «черная река» - пришли 10 июня: по трансграничному автомобильному мостовому переходу Благовещенск-Хэйхэ открылось движение. Правда, пока только грузовое - доступен переход сейчас только для российских автомобилей, если точнее – то исключительно для фур с контейнерами. Да и те могут ездить там со множеством ограничений. Мост работает в тестовом режиме, и пока для многих участников ВЭД процесс перевозки не вполне ясен. Заполняли пробелы на встрече предпринимательского сообщества с представителями организаций, отвечающих за функционирования перехода. Она прошла в рамках работы Экспортного совета Амурской области.
Справка:
Общая площадь мостового перехода на территории России и Китая составляет более 160 гектаров, общая протяженность с подъездными дорогами – 20 км, длина основной конструкции – моста через русло Амура – 1 080 метров (ровно по 540 метров с российской и китайской сторон). Мост двухполосный, как и подъездные пути, которые не имеют съездов. Расчетная нагрузка на наиболее загруженную ось грузового авто на подъезде к мосту не должна превышать 11,5 тонн. Допустимые габариты транспортных средств составляют до четырех метров в высоту, 2,5 метров в ширину и 20 метров в длину. Дорога оснащена автоматизированной системой информирования водителей, а также камерами фото- и видеофиксации скоростного режима.
Ежегодная пропускная способность мостового перехода – два млн пассажиров, 315 тыс. транспортных средств, допустимый товарооборот – четыре млн тонн грузов. Временная схема пункта пропуска «Кани-курган» в настоящее время допускает обработку максимум 190 фур в сутки (пока не создадут постоянный пункт пропуска). Сейчас он работает с 8 утра до 24 часов без выходных и праздников. Впоследствии перейдет на круглосуточный режим работы.
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
Как рассказал заместитель директора филиала компании по развитию и строительству моста «Амур (Хэйлунцзян)» Роман Ушаков, общий объем инвестиций в строительство мостового перехода составил 20 млрд рублей, он построен по механизму концессии, поэтому плата за проезд предусмотрена в течение всего срока концессии – 19 лет.
«В течение первых двух месяцев мост будет функционировать в тестовом режиме, который подразумевает комплексную проверку функционирования всех систем. Взимания платы за проезд в этот период не будет. Оплата в дальнейшем на пунктах на российской стороне будет проводится в рублях, на китайской – в юанях. Ее размер зависит от категории машины исходя из высоты и количества осей. Максимальная стоимость проезда с российской стороны составит 9 450 рублей, с китайской для аналогичного авто – 830 юаней. Оплату принимают как наличными средствами, так и банковскими картами», – добавил Роман Ушаков, пояснив, что платить перевозчикам придется за одну машину дважды – на российской стороне и на китайской.
Для предотвращения заторов при прохождении контроля вводится система электронной очереди через сайт amurbooking.com. Сервис заработает ориентировочно в первую неделю июля. Водитель должен будет заранее прибыть в буферную зону ожидания, после чего транспортное средство проследует в пункт взимания платы, откуда выезжает непосредственно в пункт пропуска. Подробную информацию можно найти на сайте компании «Амур (Хэйлунцзян)», а получить оперативную консультацию по телефону 8 (4162) 77-26-17.
Федеральная таможенная служба разработала меры, позволяющие уйти от таможенного транзита при перемещении грузов от пункта пропуска до территории «ТЛТ Каникурган», что должно помочь сократить время совершения операций. Также прорабатывается внедрение концепции «иного места прибытия». Она заключается в прохождении всех таможенных процедур не в пункте пропуска, а на территории ТЛТ.
Ведущий специалист отдела эпиднадзора регионального Роспотребнадзора Светлана Гашинская рассказала о требованиях, предъявляемых ко всем водителям, выезжающим по мосту в Китай, которые будут жестко контролироваться. Так, водитель должен самостоятельно проводить дезинфекцию кабины машины как до выезда из РФ, так и по возвращению, иметь при себе не менее десяти пар перчаток, маски, антисептики, запас бутилированной воды, продовольствие (за исключением скоропортящихся товаров), пакет для отходов. Выходить из кабины авто на территории КНР водителям не разрешается, нельзя даже открывать окна.
«Перевозчикам также необходимо иметь сертификат о вакцинации от коронавируса. При любом проявлении симптомов инфекционного заболевания, водитель будет помещен в изолятор на территории пункта пропуска, где ему смогут оказать помощь, а транспортное средство – на санитарную стоянку. Будет дежурить скорая», – добавила она.
О других ограничениях рассказала начальник отдела международных связей и внешних связей регионального Минэкономразвития Ольга Коровкина. ПЦР-тестирование и термометрия не проводятся, но китайские власти требуют предъявлять «код здоровья» через приложение в WeChat.
«Важно, что на первом этапе работы мостового перехода транспортные средства обязаны возвращаться день в день, без ночевки. Если не успел загрузить контейнер – то в любом случае нужно возвращаться. Международные перевозки осуществляются 20-ти или 40-футовыми контейнерами. Тягачи и прицепы должны быть заблаговременно зарегистрированы в Главном таможенном управлении КНР. Информацию китайской стороне подает агентирующая компания. Оформление водителей осуществляется бесконтактно», – сказала Коровкина.
После проезда по мосту автомобили и контейнеры проходят двухэтапную дезинфекцию, после чего проезжает в зону разгрузки. Привезенные в КНР российские контейнеры будут проходить семидневный карантин. Загрузка импортных товаров происходит в другом, отдельном терминале. Информацию о регистрационном номере машины, основной номенклатуре грузов, а также фотографии водителя, его визы и основной страницы паспорта необходимо за сутки отправлять китайской стороне через агентирующую компанию. В день въезда дополнительно подаются данные о температуре водителя и номер «кода здоровья».
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
Относительно номенклатуры ввозимых в КНР грузов, сообщается, что пока под запретом мясо, морепродукты, зерно, соя, фрукты, семена растений, необработанная древесина и животные. Китайские ведомства решают вопрос с расширением номенклатуры разрешенных видов продукции. В региональном Россельхознадзоре пояснили, что сейчас внедряются нормы закона о системе прослеживания зерна и продуктов его переработки –– с 1 июля этого года добровольно можно вносить информацию о партиях зерна при вывозе и ввозе на территорию РФ, с 1 сентября это будет обязательная процедура. Ограничения по вывозу зерновых культур и сои действуют до 30 июня.
«Что касается производителей продуктов питания, желающих поставлять свои изделия на рынок КНР, то в таком случае их предприятия должны быть аттестованы в реестре экспортеров информационной системы “Цербер”. Эти данные в дальнейшем передаются в Главное таможенное управление КНР для аттестации, срок действия такой лицензии составляет пять лет», – рассказала замглавы регионального Управления Россельхознадзора Татьяна Хромченко.
Ространснадзор будет проверять у водителей права, свидетельство о профессиональной компетенции международного автоперевозчика, карту для тахографа, соблюдение режима труда и отдыха, наличие предрейсового медосмотра. Требования к транспортному средству – должен быть в реестре автомобильных перевозчиков, наличие путевого листа, свидетельство о регистрации, полис ОСАГО, документы на груз, инструкция по эксплуатации тахографа и наличие самого тахографа, предрейсовый контроль технического состояния, соблюдение весогабаритных параметров.
В правительстве Приамурья отметили, что в течение всего тестового периода работы мостового трансграничного перехода принимают все жалобы, замечания и предложения от предпринимателей, чтобы максимально гладко интегрировать новый инфраструктурный объект в жизнь и работу его эксплуатантов. Для тех, кто не готов пока воспользоваться новым автомобильным пунктом пропуска «Кани-Курган», в Амурской области с 11 июня возобновился пропуск грузовых судов через смешанные пункты пропуска Благовещенск — Хэйхэ и Поярково — Cюнькэ.