В столице Хабаровского края дан старт Окружному патриотическому форуму. На него съехались представители 27 регионов с Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Программа форума состоит из лекций, семинаров, встреч и мастер-классов. Перед началом учебного года предстоит обсудить вопросы наставничества, педагогической работы в системе гражданско-патриотического воспитания. Об этом сообщает пресс-служба дальневосточного полпреда.
Ключевой темой форума в Хабаровске стал научно-технический прогресс в развитии патриотического воспитания. Участники внесут свои идеи по развитию ФГБУ «Роспатриотцентр». Они могут лечь в основу стратегии, рассчитанной до 2030 года.
Также в рамках форума пройдет военно-историческая реконструкция.
В рамках мероприятия «Россия — это мы!» Сергей Цой, который также является доверенным лицом кандидата в президента РФ Владимира Путина, ведет откровенный разговор с нефтяниками, от работы которых зависит стабильность и благополучие миллионов россиян.
Сергей Цой встретился с сотрудниками Комсомольского НПЗ, которые вместе со своими хабаровскими коллегами обеспечивают топливом все регионы Дальнего Востока. Оба завода перерабатывают порядка 13 млн тонн нефти в год, производя при этом широкую линейку разнообразных видов горючего — от автомобильных бензинов и дизеля до судового и авиационного топлива.
Во время разговора Сергей Цой напомнил о важности, которую сейчас приобрел Дальний Восток и внимании, которое уделяется ему президентом России.
«Владимир Путин своевременно обратил внимание на необходимость снижения зависимости от Запада и развитие экономических отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас же мы видим, что это решение было стратегически верным. Азиатско-Тихоокеанский регион развивается быстрее, чем все остальные части мира. Появляются новые возможности. Энергосистема России сохранила стабильность вопреки введенным в отношении страны санкциям и отказу европейских государств от российских энергоносителей», — сказал Сергей Цой.
Справка
За последние девять лет, начиная с 2014 года, проекты, реализуемые с помощью мер государственной поддержки, дали Дальнему Востоку 3,7 трлн рублей фактических инвестиций, введено 745 новых предприятий, создано 134 тыс. рабочих мест.
Хабаровский край, как и другие регионы ДФО, в полной мере ощутил на себе поддержку федерального центра. Валовый региональный продукт по итогам прошлого года приблизился к 1 трлн 250 млрд рублей. Собственные доходы краевого бюджета с 2020 года увеличились на 47 млрд рублей по сравнению с 2022 годом, а общий доход вырос на 16%, достигнув 125 млрд 900 млн рублей. Регион вошел в число лидеров по темпам роста инвестиций.
Особые экономические зоны, такие как ТОР (Территория опережающего развития) и СПВ (Свободный порт Владивосток) признаны инвесторами лучшими инструментами для привлечения частных инвестиций в макрорегион. В настоящее время в крае действуют 125 резидентов ТОР и СПВ. Общий объем потенциальных инвестиций заявлен на уровне 508 млрд рублей, создается более 20 тыс. рабочих мест. Фактически резиденты особых экономических зон вложили в экономику края 230 млрд рублей, открыто свыше 10 тыс. рабочих мест.
Благодаря курсу на экономические реформы и грамотному оперативному управлению значительно улучшилась жизнь россиян, был практически полностью погашен госдолг, созданы стабфонд и система страхования вкладов. Безработица снизилась до рекордных значений, а ВВП вырос в разы.
Несмотря на противодействие недружественных стран и введенные санкции, российская экономики активно развивается, наращивая свой потенциал. Промышленность страны работает стабильно, налажены новые каналы поставок сырья и компонентов, выстроены связи с надежными, заинтересованными партнерами. Отечественные компании успешно заменяют импортную продукцию и организуют производства там, где раньше были западные бренды. Речь идет как о потребительских товарах, например, мебель, обувь, одежда, бытовая химия, косметика, парфюмерия и т.д., так и о высокотехнологичной продукции. В частности, об авиационной и автомобильной технике, создании поездов.
«Стремление России вести независимую внешнюю политику было воспринято Западом как прямой вызов сложившемуся однополярному мироустройству, в котором США считают своим правом решать все по собственному усмотрению, не учитывая интересы других стран. Глава государства уверен, что избавление от диктатуры, целью которой является превращение других стран в экономические колонии, а также построение справедливого многополярного миропорядка неизбежно. Мир постепенно избавляется от финансово-экономической модели, которая пытается превратить в так называемые экономические колонии целые регионы, лишить их ресурсов для развития.
Россия сейчас сражается не только за свою свободу, но за свободу всего мира. Сейчас мы наблюдаем с вами, как разрушается диктатура одного гегемона. Она пошла, что называется, вразнос и стала опасна для окружающих. Россия сегодня находится в авангарде формирования более справедливого мироустройства. Поэтому без сильной России прочный мировой порядок невозможен», — отметил Сергей Цой.
Россия находится на пороге исторических событий, стране как никогда нужна стабильность, выдержка, а главное — сильный лидер, который способен противостоять однополярному несправедливому миру. Уступить внешнему давлению, значит потерять страну, независимость, национальную идентичность и культурный код, который создавался веками, уверен Сергей Цой.
Именно культура и духовные ценности объединяли россиян в годы тяжелейших испытаний. Напоминанием об этом стала концертная программа, созданная усилиями и талантом народной артистки Аниты Цой, которая вместе с вокальным трио «Реликт» дает концерты в рамках тура «Россия — это мы!». Анита Цой рассказала, что это личное прочтение музыкального материала, ставшего частью истории страны. Песни, которые знает каждый, рассказы о судьбе отдельного человека на войне.
В нынешней ситуации такие произведения, как «Журавли», «Темная ночь», «На безымянной высоте», «Эх, дороги», «Нам нужна одна победа» и многие другие обрели особое звучание, которое заставило слушателей заново прочувствовать всю глубину этих песен, ощутить себя частью огромной страны.
В Санкт-Петербурге завершил свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) – саммит, который традиционно воспринимается как площадка для обсуждения международной и федеральной экономической повестки. Однако этот контекст все чаще увязывается с происходящим на Дальнем Востоке Росси. О том, какие вопросы дальневосточной повестки обсуждались на ПМЭФ и с каким багажом команды территорий ДФО вернулись в свои регионы – в материале посетившего форум обозревателя EastRussia.
В условиях нынешних экономических и политических реалий, граничащие со странами Восточной Азии регионы Дальнего Востока привлекают к себе все большее внимание на таких мероприятиях как ПМЭФ. Логистика, газоснабжение, запуск новых производств и креативных кластеров – вот далеко не полный список вопросов, обсуждая которые спикеры поднимали вопросы развития ДФО.
Важным событием ПМЭФ стала презентация национального рейтинга инвестиционного климата, подготовленного Агентством стратегических инициатив. Сразу два дальневосточных субъекта, Сахалинская и Магаданская области, вошли в десятку регионов-лидеров. Сахалин занял 4-е место, показав уверенный рост по ряду ключевых показателей: снижению административных барьеров, качеству инфраструктуры, уровню поддержки предпринимательства. Магаданская область расположилась на 9-й строчке рейтинга, продемонстрировав положительную динамику в доступности трудовых ресурсов и скорости получения разрешительной документации.
Другие дальневосточные регионы, хоть и не поднялись на лидирующие строчек по сумме всех критериев, заняли уверенные позиции по отдельным направлениям рейтинга. Так, Амурская область вошла в топ-5 по «защите бизнеса», Республика Саха (Якутия) – по «инженерным сетям и коммуникациям», Хабаровский край – по «развитию рынка и конкуренции».
На ПМЭФ прозвучал ряд инициатив по решению инфраструктурных и энергетических проблем Дальнего Востока. В частности, власть и эксперты осознают сохраняющийся регионе дефицит газа, что тормозит развитие промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. Особо остро нехватка данного сырья ощущается в сфере потребительского доступа населения. Со слов министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, сегодня Дальний Восток газифицирован лишь на 28%, в то время как средний показатель по стране достигает 75%. Для исправления ситуации правительству РФ уже поставлена задача к 2030 году увеличить уровень газификации ДФО вдвое.
Другим вектором энергетического развития Дальнего Востока станет обновление существующей инженерно-отопительной инфраструктуры. Так, на форуме ВЭБ.РФ подписал с компанией «Интеллектуальные коммунальные системы» соглашение о совместном инвестировании 9 млрд рублей в модернизацию котельных п. Ванино Хабаровского края и г. Фокино Приморского края. Реализация проектов рассчитана до 2046 года.
На полях Петербургского международного экономического форума в Санкт-Петербурге заключено несколько десятков соглашений о реализации новых проектов на Дальнем Востоке в сфере туризма, лесной промышленности, логистики, образования, социальной поддержки.
Так на Дальнем Востоке предусмотрено создание единого оператора морских круизных судов и маршрутов – АО «Русская круизная компания». Соответствующее соглашение подписано руководителем Росморречфлота А.Тарасенко (бывший врио губернатора Приморского края и экс-премьер-министр Якутии), гендиректором ФГУП «Росморпорт» С.Пылиным и председателем совета директоров московского АО «КС - Стратегический альянс» К.Шубским.
Предполагается, что компания-оператор займется организацией морских круизов, покупкой и управлением круизными речными судами, формированием полного пакета туристических услуг. Согласно планам, круизные маршруты должны охватить Сахалин, Курильские острова, Камчатку и Приморье. Росморречфлот совместно с Росморпортом разработали программу развития морского круизного туризма в целях реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
АФК «Система» намерена построить логистический комплекс со складом временного хранения на приграничном острове Большой Уссурийский в Хабаровском крае, который видится центром сотрудничества России и Китая. Соглашение было заключено губернатором региона Д.Демешиным с главой корпорации В.Евтушенковым. Также АФК «Система» намерена участвовать в управлении Сахалинским государственным университетом (СахГУ) и развитии научно-образовательного кампуса «СахалинТех», в том числе в вопросах развития беспилотного транспорта в регионе и формировании водородного кластера, что является приоритетом областной власти.
Между тем губернатор Сахалинской области В.Лимаренко подписал соглашение с главой ООО «РВБ» (объединенная компания Wildberries&Russ) о строительстве логистического центра маркетплейса в Южно-Сахалинске. Сахалинский логистический центр станет пятым проектом компании в ДФО. Комплекс площадью 150 тыс. кв м также строится в Приморском крае (Владивосток), запланировано строительство логистических центров «РВБ» в Хабаровском крае (173 тыс. кв. м), Амурской области (120 тыс. кв. м) и Забайкальском крае (свыше 200 тыс. кв. м). Напомним, что в феврале текущего года таможенно-логистический центр другого крупного российского маркетплейса, Оzon, был открыт в Благовещенске (его площадь составляет 4 тыс. кв. м), а в 2023 г. Оzon ввел в эксплуатацию логистический комплекс в Хабаровске площадью 47 тыс. кв. м.
В Амурской области планируется строительство ветроэлектростанции. Инвестор — компания «Росатом Возобновляемая энергия» приступил к проработке выбранных для реализации проекта участков. Одна из территорий, где предварительно планируют строить ветроэлектростанцию, находится в Завитинском округе. Мощность ВЭС может составить до 150 МВт. Ее ввод в эксплуатацию планируется в 2027-2028 годах.
Также губернатор Приамурья Василий Орлов, РусГидро и администрация Благовещенска подписали соглашение о совместной работе в области дальнейшего развития системы теплоснабжения столицы региона. Благодаря соглашению планируется подключать к теплоснабжению объекты, строящиеся в рамках мастер-плана города, который утвердил Президент России.
Бурятия
Республика Бурятия на полях форума заключила четыре соглашения. Одно из них — с компанией «Водоход» — предусматривает предоставление туристических судов для развития круизного движения на Байкале.
Еще одно соглашение подразумевает создание локальной энергосистемы на основе малых ГЭС в Республике для обеспечения электроэнергией центров обработки данных. Инвестором выступит Производственное объединение «Радиан», а технологическим партнёром АО «МНТО ИНСЭТ». Проекту будет оказана поддержка со стороны Правительства Республики Бурятия и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).
Подписано также соглашение с ГТЛК по внедрению стандарта качества при пассажирских перевозках общественным транспортом. Регион уже подал заявку на 30 автобусов среднего размера с мерами господдержки, субсидированием из федерального бюджета. Соглашение с Российским университетом социальных технологий, прежде всего, направлена на социализацию ветеранов СВО.
Еврейская автономия
В багаже команды правительства Еврейской автономной области (ЕАО) — контракт на строительство солнечной сетевой электростанции мощностью 600 МВт. В него вложат около 60 млрд рублей.
Переговоры с председателем совета директоров управляющей компании «РОСТ» Сергеем Рукиным завершились соглашением о реализации проекта строительства тепличного комплекса для выращивания овощей и ягод в поселке Смидович. Общий объем инвестиций в проект составит около 9 млрд рублей, что позволит создать более 300 новых рабочих мест.
Кроме того, с генеральным директором Корпорации МСП Александром Исаевичем достигнута договоренность о выделении специального лимита в размере 600 млн рублей для льготного кредитования бизнеса в регионе. Также было принято решение о снижении минимального размера кредита, обеспечиваемого «зонтичным» поручительством Корпорации МСП, с 50 до 10 млн рублей. Новые меры поддержки начнут действовать с июля текущего года.
Забайкальский край
ПМЭФ-2025 для забайкальской делегации был омрачен сложной обстановкой с ландшафтными пожарами в регионе. Губернатору Александру Осипову пришлось даже досрочно прервать работу на форуме, чтобы вернуться в Читу для организации работ по тушению возгораний.
Тем не менее он успел подписать соглашение о создании Многофункционального комплекса «Восточные ворота Забайкальск — Маньчжурия» с руководителем компании Виктором Емецем. Проект масштабный, направлен на системное благоустройство и экономическое развитие Забайкалья. Комплекс планируем построить до 2030 года. Инвестиции в проект составят 50 млрд рублей. Будет создано 13 тысяч новых рабочих мест.
Подписано еще два соглашения — с ВТБ и «Альфа-Банком». ВТБ будет повышать доступность банковских услуг на всей территории Забайкалья. «Альфа-Банк» примет участие в развитии и внедрении современных банковских технологий и банковской инфраструктуры.
Также подписано сотрудничество с Ассоциацией аптечных учреждений «СоюзФарма». И.о. вице-премьера правительства Забайкалья Виктория Бессонова подчеркнула, что это сотрудничество открывает региону доступ к передовым решениям в аптечном деле.
Для Камчатки ПМЭФ завершился заключением соглашение со Сбером о реализации проекта «Карта жителя Камчатского края». Цель – заменить множество различных пластиковых карт – проездные, скидочные, школьные ски-пассы – на одну универсальную банковскую карту «Мир».
Кроме того, проведены переговоры с компанией «НОВАТЭК» о ходе строительства регазификационного комплекса сжиженного природного газа в бухте Раковая. Реализация проекта позволит снизить зависимость Камчатки от дорогого привозного мазута и сделать бюджет более сбалансированным.
При поддержке правительства Камчатки достигнута договоренность между компанией Торсиотест и китайской судоходной компанией Newnew Shipping Line о строительстве транспортного судна для региона.
В рамках ПМЭФ-2025 губернатор Сергей Носов провёл ряд переговоров с представителями крупных компаний и инвесторов с целью расширения сотрудничества и запуска новых проектов. Один из ключевых документов подписан с АФК «Система» — ведущей российской компанией, инвестирующей в реальный сектор экономики.
Соглашение предусматривает совместную работу в различных сферах — от информационных технологий до экологии и туризма. Среди приоритетных направлений — создание центра обработки данных, развитие туристической инфраструктуры, внедрение геоаналитических решений и систем мониторинга лесных пожаров.
Один из основных результатов Приморья на Петербургском форуме этого года – соглашение с Хабаровским краем, Забайкальем и Амурской областью о проведении совместного конкурса на контракт со встречными инвестиционными обязательствами – офсетного контракта.
В соответствии с контрактом в 2027 году в Приморском крае будет создано производство датчиков непрерывного мониторинга глюкозы, которые в количестве 582 тысяч штук до 2035 года будут равномерно поставляться среди жителей регионов-участников соглашения. Объем инвестиций должен быть не менее 400 миллионов рублей, максимальная стоимость закупки 2,6 миллиарда рублей. Это первый в России межрегиональный офсетный контракт сразу на четыре региона.
Хабаровский край стал одним из главных выгодоприобретателей от ПМЭФ среди субъектов ДФО — в обще сложности регион заключил 12 соглашений с предполагаемым объемом инвестиций 80 млрд рублей. Так, с правительством РФ губернатор Дмитрий Демешин заключил соглашение об освоении и развитии Большого Уссурийского острова – этот проект невозможен без участия федерального центра.
С Российским экологическим оператором заключено соглашение, направленное на увеличение доли отходов, направляемых на вторичную переработку. Это позволит не только сократить количество свалок в будущем, но и в обозримой перспективе перейти к реновации существующих объектов. Ряд встреч с пивоваренными компаниями зафиксировали их намерение развивать свой бизнес в Хабаровском крае и наращивать экспортный потенциал, а значит, увеличивать и налоговую базу. Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин и председатель Совета директоров, президент АО "Альфа-Банк" Олег Сысуев заключили соглашение о сотрудничестве, направленном на социально-экономическое развитие Хабаровского края.
Кроме того, как сообщил Дмитрий Демешин, четыре инвестора проявляют интерес к созданию аффинажного завода в регионе. Для размещения объекта рассматриваются площадки в Хабаровске и Амурске.
На полях форума были подписаны стратегически важные соглашения для Чукотского автономного округа. Они направлены на реализацию инвестиционных проектов, сферу науки и образования, транспортировку грузов. Самое крупное соглашение — по освоению месторождений «Ленотап» и «Секущее». Только на первом этапе общий объем инвестиций в экономику округа составит более 1,1 млрд рублей.
Кроме того, подписан договор между «Росатом Арктика» и АО «Чукотснаб» о транспортировке нефтепродуктов для Чукотки в этом году. Данное соглашение — гарант своевременной доставки топлива в рамках северного завоза.
В рамках форума делегация Чукотки провела ряд встреч с потенциальными партнерами и инвесторами. С компанией «New New Shipping» обсуждались перспективы развития портов Певек и Провидения. На встрече с руководителем Аналитического центра при Правительстве РФ Константином Калининым достигнута договоренность о совместной работе по повышению качества жизни жителей округа. С представителями ПАО «Сбербанк» речь шла о сотрудничестве по созданию добывающей компании АО «Золото Чукотки». Более того, были и международные встречи. Делегация региона встретилась с представителями Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, стороны рассмотрели перспективы экспорта продукции, производимой в округе.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и группа «ВИС» договорились о партнерстве в рамках проекта по строительству автомобильного моста через реку Лена в Якутии. РФПИ намерен финансово поддерживать проект до 2040 г. Кроме того, правительство Якутии и «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) договорились о совместной работе по обновлению общественного транспорта в Якутске. До 2030 г. предполагается при содействии ГТЛК приобрести для города 234 автобуса.
Всего делегация Якутия подписала 21 соглашение на общую сумму порядка 58 млрд рублей. Партнёрами Якутии выступили крупные федеральные компании, субъекты Российской Федерации и представители иностранных государств. Тематика соглашений охватывает ключевые направления развития региона — от энергетики и науки до финансовой устойчивости и цифровизации.
ПМЭФ-2025 подтвердил: несмотря на удалённость, регионы Дальнего Востока всё активнее занимают своё место в повестке российской экономики, а реализуемые проекты позволяют субъектам ДФО укрепляться в роли «мостов» в страны Азии. Поэтому форум лишний раз подтверждает, что «поворот на восток» невозможен без интенсивного развития самого Дальнего Востока.
С 18 по 20 мая в Хабаровске прошёл масштабный Российско-китайский форум, который объединил деловую и культурную повестку. В рамках форума состоялся фестиваль «Два берега — один Амур», открытый для всех желающих. На набережной стадиона имени Ленина развернулся импровизированный китайский квартал, работала ярмарка мастеров и проходили творческие выступления. Яркое шоу, народные ремёсла и гастрономические традиции двух стран сделали мероприятие заметным событием в культурной жизни региона.
Фестиваль «Два берега — один Амур» развернулся на набережной стадиона имени Ленина. Он длился все три дня работы форума.
Пространство превратилось в стилизованный китайский квартал с традиционными красными фонариками, декоративными элементами и фигурами драконов. Вход на фестиваль был свободным.
«Сердцем» фестиваля – стала сцена на Комсомольской площади. На ней пели и танцевали творческие коллективы России и Китая. Изюминкой фестиваля стало выступление Китайского акробатического цирка.
Рядом с китайским кварталом расположилась «Славянская ярмарка». На ней большим спросом пользовались изделия местных мастеров.
– Все интересуются коллекционными изделиями из ореха и березы. Их выполнил художник Иван Бельды. Некоторые изделия выполнены из цельного куска дерева. Люди ищут склейку, им не верится, что это выполнено из цельного куска. Цена от 15 тыс. рублей, – рассказала Ольга Аистова, руководитель хабаровского городского отделения АКМНС.
Гости из КНР, приехавшие в Хабаровск на форум, отдали должное сбитню, сваренныму по старинному русскому рецепту и медовым пряникам.
Почти все продавцы на ярмарке подготовились и торговали в русских народных нарядах.
– Я делаю ароматные пряные пряники с добавлением меда и специй. Конкретно на форум я изготовила пряники в русском стиле. Например, дымковская игрушка. А еще были пряники с надписью: «Хабаровск». Их разобрали почти все, – рассказала Екатерина Орлова.
Также на фестивале работал кинотеатр под открытым небом, в котором можно было посмотреть фильмы о красотах Хабаровского края и не только. Гости сидели в комфортных креслах-мешках.
Развитие Большого Уссурийского острова, разделенного между Россией и Китаем, выходит на новую фазу. На первом Российско-Китайском форуме в Хабаровске обсуждались планы создания здесь уникального формата сотрудничества — от высокотехнологичных производств до туристических кластеров. Однако даже при политической воле двух государств реализация задуманного требует активных решений, новых подходов и баланса между экономикой, интересами бизнеса и экологией.
Совместное развитие Большого Уссурийского острова — тема, которая звучит в российско-китайских переговорах уже не первый год. Но лишь недавно трансформация острова перешла в практическую плоскость — после того как в мае 2024 года президент России Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали Единую концепцию освоения территории.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, в приветственном слове участникам форума охарактеризовал остров как «уникальную территорию».
«Один остров, два государства — к общей согласованной формуле его развития мы шли 20 лет. Сегодня же уже идет строительство с обеих сторон. Российская часть готовится к запуску нового пограничного пункта пропуска к 2028 году».
Пассажиропоток через новый пункт пропуска может превысить 1,4 млн человек в год, а грузопоток — 1,3 млн тонн. Как отметил министр, экономический эффект возможен только при запуске «нового режима ведения предпринимательской деятельности международными территориями опережающего развития (МТОР). Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении Государственной Думой и должен стать федеральным законом летом этого года».
«Мы также считаем очень перспективным направлением сотрудничество в области науки и технологий. Китайские компании уже проявляют интерес к созданию совместных высокотехнологичных предприятий», — добавил министр.
Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин предложил создать на Большом Уссурийском специальный правовой режим — с акцентом на высокие технологии, интернет-коммерцию, креативные индустрии.
«Это позволит апробировать возможности специального права, валютных и клиринговых расчетов, ускорения регистрации иностранных компаний, одобрения инвестиций. Такой режим предполагает упрощенный формат таможенных процедур и взаимообмен технологиями. Технологиями, которые мы видим возможным реализовывать на нашем совместном острове.
То есть это опытно-конструкторские научные исследовательские работы, которые, я надеюсь, российские и китайские молодые ученые будут совместно реализовывать на острове. Тут же будут организованы сборочные производства. Сначала будут построены индустриальные парки, ориентированные на прикладные задачи. Позднее они смогут эволюционировать в полноценные научные центры», — подчеркнул он.
Кроме того, для поддержки проектов на Большом Уссурийском Дмитрий Демешин предложил создать совместную российско-китайскую инфра-платформу со штаб-квартирой в Хабаровске, чтобы координировать процессы в часовом поясе региона.
Экология, по словам губернатора, должна стать не сдерживающим, а формирующим фактором. Освоение территории призвано стать образцом синергии технологий и природы.
«Сохранение экологической повестки острова стоит в абсолютном приоритете. Производство, которое там появится будет основано на чистых, интеллектуальных технологиях. Индустриальные парки, которые я привел в пример — это опытно-конструкторские работы, новые формы электронных технологий, они никоим образом не противоречат экологической повестке.
Нам не хотелось, чтобы это место — остров Большой Уссурийский — было чисто туристическим. Нам бы хотелось обмениваться и туристической, и культурной, и научной мыслью. А для того, чтобы обмениваться научной мыслью, нам нужны опытные площадки».
Воплощение этих идей потребует создания масштабной инфраструктуры, как на самом острове, так и на «материковой» части Хабаровска. На Большом Уссурийском появится парк Дружбы, патриотический парк «Общая победа». Краевому центру нужны 4- и 5-звездочные гостиницы. В планах также объединенная набережная длинной почти 10 км, деловой центр «Хабаровск-Сити».
Цзян Сяоян, Генеральный консул КНР в Хабаровске, выступил подчеркнуто дипломатично:
«Под стратегическим руководством председателя Си Цзиньпина и президента Путина российско-китайские отношения переживают лучший период за всю историю. Большой Уссурийский может стать модельной территорией взаимодействия в новой эпохе».
Консул отметил, что власти китайских провинций, граничащих с Россией, поддерживают проекты развития на острове.
«Один остров, две страны — это спящий красавец. Пора проснуться. Я полностью поддерживаю оценку губернатора Дмитрия Демешина о том, что этот триггерный проект существенно усилит динамику партнерства Хабаровского края и в целом России с Китаем. Это безусловно создает новые возможности для бизнеса и торговли. Будучи Генеральным консулом КНР в Хабаровске, считаю своей важнейшей экономической задачей приложить все усилия для скорейшего открытия пунктов пропуска на нашем общем острове».
Это мнение разделяет и Чжоу Лицюнь, председатель Союза китайских предпринимателей в России. По его словам, остров может стать витриной российско-китайского партнерства, но для этого необходимо исключить барьеры, которые тормозят инвестиции, — в первую очередь юридические и финансовые. Чжоу Лицюнь сослался на опыт 20 крупных китайских компаний, ведущих бизнес в России.
«Они обозначили ряд проблем: первое — это, конечно, огромные проценты на кредиты в банках. Ставки рефинансирования тоже очень высокие, 25−26%. Эти цифры для нас, конечно же, очень неудобны. Второе — это утверждение процедур и сертификация. Сейчас приходя предприятия, которые хотят производить, например, автозапчасти, но у них большие трудности с сертификацией. Это сдерживает наше торговое сотрудничество. Третье — это управление: китайским специалистам, которым нужно приезжать в Россию для работы, испытывают сложности с получением трудовых карт, с разрешением на работу в России. Поэтому мы предлагаем, чтобы наши правительства прилагали больше усилий, устраняя эти препятствия, обеспечивая более благоприятные условия для предпринимателей», — указал Чжоу Лицюнь.
Дмитрий Вахруков, заместитель министра экономического развития России, отметил, что проведение форума, посвященного развитию Большого Уссурийского острова, — важный шаг к укреплению сотрудничества с Китаем. Здесь пересекаются экономические и территориальные интересы двух стран, и Хабаровск стал точкой их практического объединения. Поддержка на уровне лидеров государств придает дополнительный импульс развитию двусторонних инициатив.
По словам замминистра, Китай остается ключевым партнером России на внешнеэкономической арене. По итогам 2024 года объем взаимной торговли достиг рекордных $240 млрд. Цель — увеличить этот показатель до $300 млрд к 2030 году. Это достижимо даже с учетом сохраняющихся ограничений, если выстроить устойчивые каналы взаиморасчетов и движения капитала.
8 мая 2025 года подписано обновленное межправительственное соглашение о поощрении и защите капиталовложений между Россией и КНР. Документ закрепляет новые стандарты защиты инвесторов и реализации совместных проектов. При этом в портфеле российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству уже 86 проектов на сумму более $200 млрд. В их числе — строительство «зернового коридора», газохимического комплекса, объектов по переработке попутного газа.
Отдельного внимания заслуживает туризм. Он не только усиливает гуманитарные связи, но и имеет выраженное экономическое измерение — стимулирует развитие транспортной и туристической инфраструктуры. Большой Уссурийский имеет все шансы стать образцом взаимодействия в туризме между Россией и Китаем.
По мнению Дмитрия Вахрукова, исходя из территорий и возможностей, которые открывает Дальний Восток для путешествий, его доля в общем туристическом потоке страны пока не соответствует его возможностям. Она составляет более 5 процентов, хотя по темпам роста макрорегион находится в лидерах.
В прошлом году, количество туристов, которые посетили Дальний Восток, выросло на 17 процентов и это выше, чем в среднем по стране.
«Это говорит о том, что потенциал начинает раскрываться, начинает реализовываться. Что касается Хабаровского края, то действительно, если говорить про полтора миллиона туристов к 2030 году, это удвоение. Но мне кажется, что это не вполне амбициозная цель для Хабаровского края, с учетом того объема инфраструктурных проектов, которые планируются к реализации. Уже строятся гостиницы, запланировано много нового строительства, которое мы будем поддерживать.
Подводя итоги, можно выделить три стратегических направления сотрудничества: формирование устойчивой инвестиционной среды, развитие межрегиональных связей и поддержка точечных отраслевых проектов в рамках российско-китайской комиссии. Чем активнее работают регионы, тем выше отдача от партнерства», — резюмировал Дмитрий Вахруков.
Сквозной посыл форума: Большой Уссурийский остров — это не просто территория. Это тест на зрелость российско-китайского сотрудничества. Амбициозный проект может и должен задать новую, образцовую модель трансграничного развития. Как она будет реализовываться — будет видно к следующему форуму: все основания для его проведения есть.
12-13 декабря в Санкт-Петербурге пройдёт арктическое общественное событие – XIV Международный форум Арктика: настоящее и будущее имени А.Н. Чилингарова. В мероприятии примут участие представители региональных и федеральных органов власти, деловых кругов, научных, образовательных и некоммерческих организаций, а также зарубежные эксперты.
О том, что ожидает участников события, рассказал EastRussia вице-президент МОО «Ассоциация полярников» Андрей Грачёв.
— В текущем году к названию Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» добавилось имя известного полярника Артура Чилингарова. Это дань памяти?
— Форум всегда был Чилингаровским. Артур Николаевич – основатель форума, на протяжении 14 лет являлся председателем его оргкомитета и идейным вдохновителем.
Благодаря его работе форум увеличил масштабы, расширил круг обсуждаемых тем и вышел на значимые результаты. Выдвигаемые на форуме общественные предложения ложились в основу базовых документов, определяющих стратегическое развитие Арктической зоны.
Закрепление имени выдающегося полярника и государственного деятеля по инициативе арктической общественности в названии форума позволит объединить и продолжить дело Артура Николаевича. В условиях современных вызовов развитие Арктики становится национальным приоритетом на весь 21 век, наша задача – преумножить работу в этом направлении.
— Главной темой форума в этом году станет «Человекоцентричная Арктика как приоритет», с чем это связано?
— Как известно, Арктика – одна из последних нетронутых кладовых мира. Долгое время макрорегиона рассматривали в первую очередь как сырьевую базу, где население занято на добыче полезных ископаемых в смежных сферах деятельности.
На нашем форуме мы не раз подчёркивали, что развитие Арктике тесно связано с тем, насколько его жителям комфортно жить, работать, отдыхать, создавать семьи и так далее. В основе темы форума лежит идея о том, что арктическое законодательство и проекты должны развиваться с учётом потребностей людей, которые живут и работают на Крайнем Севере.
Для раскрытия темы определены четыре тематических направления: «Экономика и транспорта как сервис», «Технологии и наука как механизм», «Среда для жизни как ценность» и «Народосбережение как основа».
— Ключевые вопросы форума — это достижение национальных целей развития в АЗРФ. Почему выбраны такие акценты?
— В текущем году президент Владимир Путин определил национальные цели развития России до 2030 года. Главой государства поставлена задача повысить благосостояние и качество жизни. Как макрорегион с уникальными экономическими, социальными, нормативными, климатическими и логистическими особенностями, Арктика требует особых подходов к её решению. Поэтому программа форума ориентирована на содействие реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года в АЗРФ. Ключевые вопросы форума, на которые предстоит дать ответы в ходе сессий – это пути достижения целей, поставленных в мае текущего года президентом страны, в условиях Крайнего Севера. Практически завершено формирование нацпроектов, обсудим их реализацию в Арктике на форуме.
— Какие ключевые тренды в развитии Арктической зоны РФ наблюдаются сегодня и как они отражены в программе?
— Сейчас на первое место вышел вопрос необходимости актуализировать стратегические документы, определяющие развитие российской Арктики. Стратегия развития Арктической зоны РФ, другие фундаментальные документы разрабатывались и утверждались в другой международной реальности и сегодня требуют уточнения. Поэтому в каждой сессии форума будут проанализированы разделы Стратегии и выдвинуты предложения по их актуализации. Одним из результатов работы форума станет проект Резолюции с инициативами участников. Итоговая Резолюции, после дополнения в субъектах РФ, будет направлена в федеральные органы власти.
— Каким актуальным темам уделено внимание в программе форума?
— По-прежнему остро стоит вопрос достижения технологического суверенитета в Арктике и привлечения кадров. Поэтому в рамках форума пройдёт целый ряд сессий, посвящённых развитию систем связи, судостроения, уточнению потребностей промышленности и направлений работы науки. Запланирована отдельная кадровая конференция.
Отдельно отмечу острый вопрос миграционной политики на Севере, который будет обсуждаться в разрезе решения проблемы дефицита кадров.
Важна тема оказания качественной медицинской помощи на Севере – разрабатывается стандарт «Арктической медицины».
В центре внимания ответственного бизнеса задачи по сохранению культы и образа жизни коренных народов.
Впервые на форуме в формате сразу нескольких мероприятий будет рассмотрен вопрос креативных индустрий, пройдёт сессия по теме развития киноиндустрии и театральной отрасли как бизнеса и досуга.
— Как сейчас развивается концепция опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ?
— Владимир Путин поручил выделить порядка 100 миллиардов рублей на реализацию проектов мастер-планов дальневосточных и арктических городов России. Форум станет мероприятием, где можно будет обсудить мастер-планы перед окончательным утверждением, которое ожидается в начале следующего года. Поэтому сразу несколько сессий посвящены реализации данного инструмента городского развития и созданию комфортной среды в населённых пунктах.
— Севморпуть развивается как глобальный транспортный коридор – какое место в программе форума отведено теме главной арктической магистрали?
— В рамках Форума традиционно пройдёт отдельная конференция по вопросам развития Севморпути. Значение магистрали ежегодно возрастает не только для жителей Севера, но и для всей страны и мирового судоходства в целом. Поэтому заглавная тема конференции: «Северный морской путь. Больше, чем Арктика». Конференция будет состоять их трёх частей, посвящённых развитию экономики и инфраструктуры, безопасности и прогнозируемости судоходства, модернизации арктического флота.
— Молодёжная площадка форума – проект «Встреча поколений», каковы его задачи?
— Действительно, просветительский, профориентационный проект «Встреча поколений», реализуемый Международным гуманитарно-просветительским центром «Полюса Земли» Ассоциация полярников и поддержанный президентом РФ Владимиром Путиным продолжит работу в качестве молодежной площадки форума.
В рамках мероприятия пройдёт один из этапов проекта, в нём примут участие 800 школьников из Санкт-Петербурга и ближайших регионов. Будет организовано взаимодействие школьников с ветеранами-полярниками, членами действующих полярных экспедиций и представителями специальностей, востребованных в Арктической зоне, с целью передачи ценного опыта и в качестве профориентационной работы с молодыми людьми, стоящим перед выбором профессии.
Дальний Восток в 2023 году стал лидером среди макрорегионов России по притоку туристов. В этом году гостей меньше не становится, однако есть факторы, которые сдерживают развитие отрасли. О главных из них на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент АТОР, заместитель гендиректора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям «ТТ-Трэвел» (бренд FUN&SUN) Александр Сирченко.
- Чартерная программа создала на Дальнем Востоке пик сотрудничества между региональными и федеральными туроператорами, органами власти и бизнесом. Но только чартерами развитие туризма не ограничивается, поэтому мы работаем и на блоках мест, и продаем индивидуальные туры. Чартеры – не панацея от всех бед, и я не раз об этом говорил. Туризм способен развиваться и делать это успешно на основе любой другой перевозки, в зависимости от специфики региона – не только авиационной, но и железнодорожной или даже автобусной.
Дальний Восток без сомнения очень интересен с точки зрения туризма. Главный вопрос — как его продвигать. По моему мнению, в первую очередь нужно создавать уникальный туристский продукт, который будет привлекательным и будет обладать высокими качественными характеристиками. Речь здесь о качественных услугах, качественной инфраструктуре. Эти характеристики уже являются элементом продвижения, потому что у хорошо собранного и упакованного турпродукта будет большее преимущество перед другими.
На форуме задели вопрос, почему отельеры или авиакомпании идут навстречу федеральным, а не региональным туроператорам. А все потому, что возможностей у федерального туроператора значительно больше – информационных, маркетинговых, финансовых. К примеру, чтобы поставить чартер в регион, нужна значительная сумма в качестве депозита. Авиакомпания не полетит, не получив его, а для маленького регионального туроператора такой депозит неподъемен. Точно так же с отелями. Маленький бизнес обеспечивает загрузку отеля на 5-10%, а федеральный туроператор способен выкупить все места и предоставить отельерам более выгодные условия. Такие нюансы тоже влияют на качество турпродукта.
Я сторонник межрегиональных маршрутов, иногда даже трансграничных. Ведь интересно, например, прилетая во Владивосток или в Хабаровск, отправиться дальше в Китай, или прилетая на Сахалин, отправиться в Японию. А сейчас появилась возможность из Владивостока отправиться в Северную Корею — на самолете или на поезде. Межрегиональные и трансграничные маршруты интересны разнообразием впечатлений. В этом их главное преимущество. Да, по цене они дороже, чем посещение
одного региона, но полученные впечатления все компенсируют. К тому же в таких поездках можно совместить посещение природных достопримечательностей с архитектурными, культурными и гастрономическими. Но здесь многое зависит от специфики самого региона, потому что страна у нас большая и не всегда можно успешно реализовать межрегиональные маршруты.