Ученикам хабаровских школ разрешили сегодня, 5 февраля остаться дома из-за циклона. Решение отправлять ребенка на занятия или нет принимают родители.
Как сообщили в управлении образования Хабаровска, отсутствие на занятиях сегодня не будет считаться пропуском. Между тем, школы продолжают работу в обычном режиме, но на уроках преподаватели не планируется изучение новых тем.
В управлении отметили, что, согласно прогнозу, снег и метель сохранятся до конца учебной недели. Информация об организации обучения в последующие дни будет дана позже по фактической погоде.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Минобрнауки края, свободное посещение сегодня и в школах Амурского и Комсомольского района. В Ванинском районе свободное посещение в начальной школе п. Октябрьский, а в школах п. Ванино, п. Токи, с. Датта, обучение будет осуществляться дистанционно (для 5-11 классов). Аналогичная ситуация в школах Советско-Гаванского района: автобусы не ходят, метель очень сильная. В Солнечном районе на дистант ушли ученики с 5 по 11 классы школы п. Горный, так как автобус не смог отвезти детей в Солнечный по погодным условиям.
Напомним, уроки во всех школах Южно-Сахалинска сегодня будут проходить в дистанционном режиме из-за снежного циклона. Детские сады продолжат работу в штатном режиме.
С начала года на проведение текущих ремонтов в хабаровских школах городской бюджет выделил более 200 млн рублей. В основном фокусе работ – ремонты кровель, систем отопления, благоустройство прилегающих территорий, а также приведение в соответствие санитарным нормам, нормам пожарной и антитеррористической безопасности.
Наиболее проблемные объекты, по которым были обращения от педсостава и родителей учащихся, постоянно находились в фокусе внимания городских властей
Так, в школе «Открытие» 1949 года постройки требовался ремонт кровли – из-за изношенности материалов она сильно протекала. За лето её полностью поменяли – из городского бюджета Хабаровска на эти работы выделено восемь млн рублей. Проверили новую кровлю не только эксперты – испытал её на прочность и прошедший накануне ливень: подтеков не обнаружено. В следующем году в этой школе планируют отремонтировать фасад – тоже за счет средств муниципального бюджета. В «Открытии» уже установлена система охраны: камеры видеонаблюдения по периметру и дверь с электронным замком.
В школе №1, которая была построена на улице Юности в 1965 году, также готова система безопасности, а все классы приведены в порядок. Также ведутся работы по ремонту дворовой дороги от ул. Королева к этой школе. Благоустройство тротуара, по которому дети идут в школу, уже завершено. По просьбе учителей школы №1 и расположенной неподалеку частной школы, которую они адресовали мэру Хабаровска, обустроена стоянка для автомобилей.
«Всегда готов идти навстречу педагогам. Но только теперь нужно облагородить эту парковку. Например, высадить вокруг живую изгородь из кустарников. Это украсит территорию», – сказал мэр Хабаровска Сергей Кравчук, добавив, что его заместитель Александр Прохорец займется этим вопросом.
Лицей «Ритм» был построен в 1967 году. Тут обучается больше тысячи школьников. В текущем году здесь установили современную систему комплексной безопасности. Внутри помещения появилась 31 видеокамера, снаружи – 18. Здание лицея оборудовано «тревожной кнопкой» для вызова групп быстрого реагирования. На безопасность учебного заведения было потрачено три млн рублей, из которых 1,2 млн выделили из муниципального бюджета. Также приведен в порядок подъездной путь к лицею.
В школе №47 Роспотребнадзор выявил нарушения санитарных требований к помещению пищеблока. За 8,5 млн рублей городского бюджета был проведен капитальный ремонт помещений, где хранятся продукты и готовится еда. Также приобретено новое оборудование, на которое был потрачен один млн рублей по распоряжению мэра Хабаровска. В первом корпусе муниципального учреждения идет монтаж модульных спортивных залов.
Как отметил Сергей Кравчук, на сегодня все 70 школ Хабаровска получили паспорта готовности к началу учебного года.
«Мы побывали во всех образовательных учреждениях, на которые поступали жалобы в период, когда дети находились в пришкольных лагерях. В некоторых учебных заведениях завершаются ремонты. Мной поставлена задача, чтобы до начала нового учебного года их закончили», – сказал глава Хабаровска.
До начала учебного года завершится установка домофонов, видеонаблюдения и сигнализации на пяти объектах. Идут работы по капремонту системы отопления в школе № 1 поселка Березовка, полному ремонту кровель в трех учреждениях. В течении учебного года в случае необходимости ремонтные мероприятия в школах продолжатся с учетом соблюдения норм безопасности.
Продолжается в Хабаровске и работа по обеспечению образовательных учреждений лицензированной охраной. В 30 учреждениях безопасность обеспечивают частные охранные предприятия. До конца года обеспечены лицензированной охраной будут еще 19 образовательных учреждений.
Для безопасного передвижения детей к местам учебы около образовательных учреждений будут обновлены разметки пешеходных переходов, спилены ветки, закрывающие обзор знаков пешеходного перехода.
Во всех общеобразовательных учреждениях города организовано горячее питание. В 16 школах учеников кормят самостоятельно, в 54 школах прибегают к услугам предприятий общепита на аутсорсинге. Все меню обновлены с учетом возраста и физиологических потребностей школьников. Согласно указу главы государства, все учащиеся начальных классов получают питание бесплатно.
Внимание к новым педагогическим кадрам – отдельный аспект подготовки к учебному году. Городские власти прилагают максимум усилий, чтобы в сентябре в хабаровских школах приступили к работе молодые учителя. Ежегодно в образовательные учреждения приходят более 100 молодых специалистов, всего сегодня там работают около 300 начинающих педагогов. В Хабаровске существует практика – давать молодым учителям служебное жильё, которое после десяти лет работы в общеобразовательном учреждении квартира достаётся педагогу. Ежегодно администрация города передаёт ключи от служебных квартир 10 молодым учителям.
Торжественные линейки ко Дню знаний пройдут 1 сентября во всех школах города. В новом учебном году за парты сядут около восьми тысяч первоклассников. Все они получат в подарок азбуку «Хабаровск от А до Я» – в ее разработке принимали участие и сами школьники: вместе со взрослыми они делали иллюстрации, писали стихи и тексты.
– Татьяна Борисовна уже совсем скоро начинается пора ЕГЭ и ОГЭ. Насколько по Вашим наблюдениям к этому готовы школьники, учителя и школы Хабаровска?
– Готовность на все 100%! Учитывая, что все-таки мы уже 21 год работаем в режиме сдачи единого госэкзамена, накопленный опыт позволяет с уверенностью сказать – мы готовы.
Конечно, каждый год случаются ситуации, когда вносятся какие-то изменения в процессы, в организацию или технологии меняются, и, конечно, наша задача вовремя на все эти процессы отреагировать.
Мы успешно провели на днях последнюю – федеральную – генеральную репетицию ЕГЭ: были задействованы все 23 пункта сдачи экзамена в наших школах. Кстати в этом году есть существенные изменения в технологии проведения. Раньше мы получали материалы из регионального центра оценки качества, затем мы их развозили по школам, там выдавали по аудиториям, организаторы раздавали школьникам. Теперь все КИМы (контрольные измерительные материалы – прим. ред.) приходят по сети Интернет. Приходят на компьютерный терминал прямо в аудитории, где сдаётся экзамен. Они распечатываются тут же – при детях, раздаются, а потом, когда экзамен заканчивается, бланки здесь же, в аудитории, сканируются и также по Интернету отправляются на проверку.
Для готовности учеников сделан максимум возможного – это и подготовка в части повторения материалов, и тренировки ЕГЭ. Некоторые родители начинают говорить нам: «Вот зачем эти тренировки?! Вы детей накачиваете, тренируете, а они от этого волнуются!», якобы мы тем самым создаём дополнительные стрессовые ситуации. На это мы отвечаем так - репетиции и тренировки нужны для того, чтобы ребёнок на экзамене сел спокойно, и у него движения были отработаны до автоматизма, чтобы он на формальные действия по заполнению бланков не терял время, а занимался непосредственно содержанием тех вопросов, на которые ему нужно отвечать.
От таких простых моментов как корректное заполнение бланка зависит результат экзаменов. Если вдруг какие-то цифры не указаны, поставлены не там, то результат всего экзамена может быть не засчитан.
– Тренировки, это хорошо, конечно, а что показывают срезы знаний? В прошлые годы было много опасений из-за дистанционного обучения, что из-за него могло пострадать качество подготовки.
– К счастью весь этот год мы вообще учимся без использования тех самых технологий дистанционных. Мы учимся в очном режиме весь учебный год и это оптимальный режим. В прошлом учебном году нам приходилось отдельные классы переводить на «дистант», но и он у нас был урожайным на высокобалльные работы. Мы получили 31 «100-балльный» результат. Такого не было никогда в истории города Хабаровска! Было 80 работ получивших оценку 95 баллов. Очень верим, что в это этот год тоже не станет исключением.
Да, вы верно заметили, что тренировки работают не столько на проверку знаний, сколько на отработку технических моментов. Для того, чтобы увидеть, как дети готовы, проводятся различного рода текущие промежуточные аттестации, контрольные работы, тесты, пишутся сочинения, изложения. Учитель видит при этом динамику, видит пробелы. В ситуации, когда, например, большинство детей в классе не справились с конкретным заданием в контрольной работе, а у нас практически каждая тема так или иначе входит в задание по ЕГЭ, учитель делает вывод, что нужно вернуться, отработать этот вопрос с ребятами повторно и идти дальше.
Про срезы этого года могу сказать, что они показывают нормальный стабильный уровень наших детей. Тот, кто учится стабильно постоянно, тот и показывает знания и хороший результат.
– Сколько всего выпускников сдаёт ЕГЭ? Как выглядят их предпочтения? Какие предметы из необязательных более популярны, какие менее?
– У нас 3 с лишним тысячи сдающих ЕГЭ – это главным образом выпускники этого года, школьники и выпускники средних учебных заведений прошлых лет, кто по каким-то причинам не сдавал раньше, либо хочет передать.
Традиционно русский язык сдают все – это обязательный предмет. Из тех, что можно выбирать, на первом месте обществознание. Это связано с тем, что большинство вузов принимают этот экзамен в качестве одного из основных.
Радует нас то, что больше детей выбрали в этом году информационные технологии – 836 человек, против 500-600 годами ранее. Мы видим, что в целом растёт интерес к изучению информационных технологий. Хабаровский край нацелен на подготовку кадров инженерной направленности, в IT-сфере и школа идёт, что называется «в ногу», в нужном направлении.
Мы работаем над тем, чтобы инженерное образование в школах Хабаровска стало востребованным. В этом году открываем в двух школах классы судостроительной направленности – это школа МЧС и 7-ая гимназия. Это будет наш первый опыт, мы уже заключили сетевые договоры с Тихоокеанским государственным университетом, с Хабаровским колледжем водного транспорта и с Хабаровским судостроительным заводом.
В этом году пусть немного, но выросло количество детей, сдающих профильную математику – таких у нас 1400. Это тоже говорит о том, что математические знания сегодня в топе, их востребованность повышается, ребятам они нужны и для жизни, и для поступления, поэтому они их выбирают.
Остальные предметы традиционно узкой и специфичной направленности: понятно, что химию биологию выбирают те, кто собирается поступать в медицинский, право, историю – те, кто идёт на социально-гуманитарные дисциплины.
– В месяцы перед ЕГЭ традиционно возрастает спрос на репетиторов. Это происходит не только в Хабаровске, но и по всей стране. Как Вы думаете – почему это происходит, может ли это быть связано с тем, что не хватает подготовки к экзамену в школе? Насколько востребованы платные услуги в школах?
– Да, мы видим, что наши дети пользуются услугами репетиторов, пользуются в течение всего учебного года, иногда, начиная с первого класса. Больше здесь, конечно, вопросы к родителям, у которых есть определённая тревожность, что ребёнок знает меньше, чем, допустим, его сосед по парте. Здесь нужно оценивать свои возможности и ожидания ребёнка. Как быть, если ты ожидаешь от ребёнка, что он будет у тебя отличником по всем предметам, а он гуманитарий и ему математика не даётся? Он прекрасно ориентируется в гуманитарных науках, он прекрасно пишет сочинения, он рассуждает, он лидер в организации мероприятий, но математика это не его? И даже если родители нанимают репетитора, мы же понимаем, что 100 баллов по математике ребёнок не получит. То есть тут нужно понимать, чего ожидают родители и ребёнок от репетитор. Если это желание подтянуть до определённой планки, это одно. Кто-то пользуется услугами ВУЗовских преподавателей, чтобы справиться с заданиями повышенной сложности – из части «С», там уровень олимпиадных задач. А если мы говорим о том, что ну просто это дань моде, то ну, наверное, это не совсем правильно.
Мы очень много с родителями разговариваем на эту тему, мы провели очень много встреч в части подготовки к ЕГЭ. Приглашали психологов, которые разъясняли родителям, что они в первую очередь должны сами определиться, чего хотят, и чётко понимать, чего ожидают от ребёнка. Лишь тогда принимать решение – нужен репетитор и для чего.
Что касается платных услуг в школе, то сегодня это очень широкий спектр образовательных услуг, это не только репетиторство, это скорее меньшая часть. Очень много выбирают ребята творческих услуг платных, спортивные какие-то секции, гимнастика, хореография. Репетиторство в школе есть, но оно не в топе, оно не так востребовано, потому что есть определённые часы во внеурочной деятельности, где ребёнок может бесплатно получить помощь от учителя.
– Кстати про учителей. Что можно сказать о педагогическом составе хабаровских школ? Изменился ли он за последние год-два? Если «да», то как?
– Конечно, всегда хочется, чтобы соблюдался баланс молодости и опыта. Это практически 90% успеха, когда есть и молодые педагоги, к которым тянутся дети, которые зажигают своим позитивом, какими-то современными технологиями, и когда есть категория учителей, которые могут передать накопленный колоссальный опыт. У нас нет у нас пока ещё идеального баланса, есть перекос в сторону возрастного состава, соотношение примерно 55% на 45, может 60 на 40, но мы стремимся к тому, чтобы опыт и молодость гармонично сочетались в наших педагогических коллективах.
Мы заключили в этом году больше целевых договор с нашим университетом на подготовку учителей - уже сейчас заключили 60 договоров. В прошлом году было вот на это время где-то порядка 40, но все ещё продолжается, пока приёмная компания не закончится. Напомню, что целевое обучение, это можно сказать, бесплатное обучение. Кроме того мы на уровне муниципалитета своим студентам, которые сдают сессию хорошо по итогам сессии платим стипендию в 3 000 ₽. Пусть это небольшая прибавка, но это тоже стимул.
Материальное благополучие учителя всегда в фокусе нашего внимания. Это и зарплатные вопросы, и жилищные. Что касается зарплат, то это в большей степени, конечно, вопросы не муниципального уровня, есть повышающие коэффициенты учителям на уровне федерации и края. А вот что касается квартир, конечно, Хабаровск, наверное, это флагман в этой части. Больше 230 квартир за последние 10 лет вручены нашим учителям, и они остаются в приоритете. В этом году мэр города принял решение не 10 квартир, как было традиционно, а сразу 15 выделить школьным педагогам. Этим мы можем удержать особенно молодого учителя. У нас сегодня большое количество молодых специалистов, которые только два года отработали в школе, а уже имеют своё собственное жильё.
– А сколько всего учителей в Хабаровске?
– У нас всего в отрасли 10 100 человек. Из них 6 с лишним тысяч это педагоги, это воспитатели, учителя, организаторы, педагоги дополнительного образования, узкие специалисты, логопеды, дефектологи, психологи. Именно школьных учителей, «предметников» – порядка 4 500.
– И, конечно же, хочется знать как пройдут «Последние звонки» и выпускные вечера?
– «Последний звонок» пройдёт у нас 23 мая. Очень многие родители задают вопрос: «Почему? Раньше традиционно 25 мая его проводили?». Мы отвечаем, что раньше мы сдавали обычные экзамены, начинались они с 1 июня и 25 мая был традиционным днём «Последнего звонка». Сейчас его проведение привязано к графику Единого государственного экзамена. Надо подготовить школы, надо детям подготовиться, и поэтому в канун ЕГЭ мы не можем проводить «Последние звонки». В этом году у нас первый ЕГЭ 26 мая, и для «Последнего звонка» выбрано 23 мая.
Выпускной вечер, вы знаете, наверное, мы много лет традиционно проводили в общегородском формате в «Платинум Арене». Это было всегда торжественно, трогательно, традиционно с какими-то сюрпризами, новинками каждый год. Но пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь, три года мы от этого праздника отказывались, но в этом году мэр Хабаровска Сергей Анатольевич Кравчук принял решение, что выпускному в «Платинум арене» снова быть! Он будет наполнен такими же сюрпризами, как был наполнен раньше, рассказывать про них, думается не уместно – они на то и сюрпризы. Но я думаю, что ни один выпускник не пожалеет, что в его жизни был такой праздник и что он именно так он сможет попрощаться со школой – получить аттестат в её стенах и побывать на общегородском празднике, где встретиться с такими же ребятами, со своими друзьями из других школ.
– Все школы должны быть там в обязательном порядке?
– Мы говорим, конечно, что это общегородской праздник, и нам хочется, чтобы все школы были там. Но «хочется» это один вопрос, а второй, и, может быть, даже более важный вопрос – это обеспечение безопасности в этот день. Ведь все службы завязаны на то, чтобы обеспечить безопасность детей в этот день – мы работаем со всеми службами с МВД, прокуратурой, Росгвардией, ГИБДД. Если родители отказываются от участия в этот день, то тогда вопрос: «Кто обеспечит безопасность ваших детей в выбранную вами дату?». Думаю, все хотят в этот день радоваться, зная, что за вопросы безопасности отвечают профессионалы, чтобы праздник ничто не омрачило, чтобы от прощания со школой и первого шага во взрослую жизнь остались только светлые и тёплые воспоминания.
В январе 2024 года мощная сахалинская метель прогремела на всю Россию, и даже попала в международные сводки новостей. Несколько суток взаперти, закрытый аэропорт, перебои со связью и скорые-вездеходы — вот данность, с которой жителям островного региона приходится мириться каждую зиму. А после того, как циклоны уходят, гигантские объемы снега приходится убирать не один месяц. Редакция EastRussia выяснила, как на самом большом острове страны ликвидируют трехметровые сугробы и почему отказываются от современных технологий.
Особые погодные условия, которые обеспечивают Сахалинской области один из самых высоких показателей интенсивности зимних осадков, диктует географическое положение: море со всех сторон в любое время года приносит неожиданные «сюрпризы». Но северная часть острова Сахалин в большей степени испытывает на себе влияние воздушных масс с материка — здесь преобладает муссонный климат умеренных широт, характерный для Хабаровского края, южной части Магаданской области и юго-запада Якутии. Малооблачная и холодная зима с умеренным количеством осадков сменяется относительно теплым летом с достаточными, а иногда и избыточными дождями.
Что касается юга Сахалина и Курил, им «повезло» оказаться на границе с поясом умеренного морского климата, который формируется над океанами, после чего движется на запад и северо-запад. При нежарком лете и относительно теплой зиме этот климат отличается в том числе неравномерным распределением осадков. Жителей южных районов Сахалинской области не удивит, например, семидневный дождь без перерыва. Зимой же непременно случается минимум две метели с сугробами выше человеческого роста. Первый серьезный снегопад приходится на середину/конец января, второй — на конец февраля или первую неделю марта. К этому островитяне привыкли, но таких объемов снега, как в первый месяц 2024 года, люди не видели давно. Впрочем, об этом EastRussia подробно расскажет ниже.
Почти «Послезавтра»
Снегопад, который обрушился на юг острова месяц назад, неожиданностью для людей не стал: за несколько дней специалисты Сахалинского УГМС объявили о том, что 23 января из Японского моря выйдет глубокий циклон. Прогноз сбылся на все 100%: остров накрыло метелью с видимостью до 500 метров и меньше, порывистым ветром до 25-30 м/с и похолоданием. Ожидаемый объем осадков составлял до 80 мм, но это была лишь первая волна. Уже 23 января стало известно, что на ближайшие трое суток непогода на Сахалине сохранится, а метель усилится — специалисты прогнозировали до 100 см снега в эти дни.
Основной удар стихии на себя приняли Анивский, Корсаковский, Долинский, Холмский районы и Южно-Сахалинск. Фактический разгул непогоды превысил все предполагаемые цифры: на юге Сахалина местами намело сугробы высотой до трех метров и выше. Подъезды многоквартирных домов оказались заблокированными, снежные завалы поднимались выше первого этажа. Перекрыты были и выезды из дворов, и улицы, и проезды по основным магистралям муниципалитетов. Большая часть работающих граждан, школьники и студенты оставались дома несколько суток, а сотрудникам предприятий жизнеобеспечения пришлось жить на месте службы несколько дней. Из-за циклона полностью «встала» сеть островного транспорта: главный аэропорт региона в Южно-Сахалинске был закрыт для приема и отправки рейсов три дня, все автобусы и поезда отменили из-за невозможности движения, закрыли морские линии Сахалин — материк и Сахалин — Курилы. В вынужденном простое оказались отделения почтовой связи и магазины. Еще одной досадной неприятностью стали неполадки с мобильной связью и интернетом: все операторы, работающие на Сахалине («Билайн», МТС, «Мегафон», Yota и Tele2), а также большинство местных провайдеров регистрировали сбои в сети. На трое суток юг Сахалина оказался в почти полной изоляции.
«Мы чувствовали себя как в голливудском кино: за окном было почти “Послезавтра”. Настоящий апокалипсис: снега намело выше козырька подъезда, из окон ничего не было видно. Чтобы выйти из квартиры во двор, мы вместе с соседом толкали входную дверь почти 20 минут. А когда, наконец, сумели ее открыть, перед нами была трехметровая белая стена. Достали лопаты и начали прокапывать “коридор”, потом наткнулись на чью-то машину — так мы поняли, что докопали до дворовой парковки. Ориентация в пространстве была нулевой. Слышали только голоса соседей: они так же откапывали хоть какой-нибудь выход. В итоге мы с соседом более-менее „пробили“ пространство вокруг того автомобиля, на который наткнулись, и залезли на него. Сверху уже начали разбрасывать снег, проложили что-то вроде тропинки в сторону выезда из двора. Потом по этой тропинке раскапывали коридор для всех. Метель закончилась где-то после обеда в пятницу, 26 января. Но до магазина я добрался только в воскресенье — всем двором копали выход. Только 1 февраля до нас добрался трактор нашей управляющей компании и начал выгребать снег», — поделился с EastRussia житель Южно-Сахалинска Даниил Анисимов.
Подобных историй на юге Сахалина в конце января было сотни. Все федеральные телеканалы так или иначе затронули ситуацию, в которой очутился остров: материала в социальных сетях было предостаточно. Местные жители щедро делились фотографиями и видеороликами «выживания» на фоне стихии: в Рунет попали и героический поход за пиццей, и импровизированные снегоступы из фанерных листов, и барахтающиеся в рыхлых сугробах собаки, и транспорт скорой медицинской помощи на гусеничном ходу. Хватало и снегоходов: на Сахалине этот транспорт есть у многих жителей, и во время циклона хобби островитян послужило на благо маломобильному населению.
«Сразу же, как только циклон развернулся, мы объявили в социальных сетях акцию „ВьЮжный десант“ для всех, у кого есть снегоход и желание помочь людям. Мы развозили всем, кто попросит нас о помощи, товары первой необходимости — воду, хлеб, какую-то простую еду, лекарства. Заявок было очень много — у кого-то закончились таблетки, у кого-то продукты. Выйти в магазин или аптеку люди не могли из-за того, что все было заметено. И вот мы на снегоходах ездили по муниципалитету с пакетами, развозили по заявкам заказы. Несколько сотен человек выручили», — рассказал директор МАУ «Центр молодежных инициатив» города Южно-Сахалинска Олег Гортованов.
Волонтерская помощь оставалась актуальной для жителей южных районов Сахалина и после того, как циклон оставил остров в покое: снега намело столько, что некоторым людям пришлось оставаться взаперти больше недели. Дорожные службы все это время работали в круглосуточном режиме, расчищая основные трассы и главные улицы городов — Южно-Сахалинска, Анивы, Корсакова, Долинска, Холмска. А вот проезды к близлежащим селам и деревням отнюдь не были задачей первой важности. И если медицинскую помощь населению частных секторов удалось обеспечить благодаря содействию ГУ МЧС по Сахалинской области, то бытовые нужды пришлось покрывать добровольцам.
Миллионы снежных «кубов»
С даты начала циклона до публикации этого текста прошел ровно один календарный месяц. Однако, как сообщает специальный корреспондент EastRussia с места событий, до сих пор значительная часть выпавшего за те трое суток снега остается на улицах населенных пунктов. Почти две недели ушло у муниципальных служб на расчистку проездов и полноценный запуск наземного общественного транспорта — автобусы запускали поочередно и с корректировками маршрутов. До сих пор расчищены не все пешеходные дорожки и тротуары: местами они уже утоптаны до состояния жесткой корки, кое-где успели растаять во время недавней февральской оттепели и снова замерзли.
Самый большой объем снегоуборочных работ — в Южно-Сахалинске: островная столица до сих пор, спустя месяц, продолжает расчищать сугробы и нагружать десятки КамАЗов. С 24 января по 5 февраля дорожники вывезли с улиц города почти один млн кубометров снега, работая все это время в круглосуточном режиме. А по данным на 16 февраля, как уточнили в администрации городского округа, объем сгруженного снега составил 3,12 млн кубометров. Все это после вывоза из города складируют на трех полигонах.
«Всего на территории городского округа “Город Южно-Сахалинск” функционируют три территории для временного складирования снежных масс: “Северный полигон”, “Южный полигон” и площадка для временного складирования снежных масс на земельном участке городской ТЭЦ-1 — полигон “Золоотвал”», — рассказали EastRussia в администрации Южно-Сахалинска.
Наибольший объем нагрузки на себя принял полигон «Южный» — к середине февраля туда вывезли почти два млн кубометров снега. Расчисткой и транспортировкой в городском округе занимаются шесть организаций, крупнейшая и самая загруженная из которых — завод строительных материалов имени М. А. Федотова, муниципальное предприятие, которое не так давно возглавлял Алексей Римша. Сейчас он в статусе вице-мэра курирует все вопросы расчистки, ремонта и обслуживания уличной дорожной сети в Южно-Сахалинске. Также на улицах областного центра и в пригороде работают пять подрядных организаций. Укомплектованность подрядчиков спецтехникой для уборки снега едва ли не лучшая на Дальнем Востоке и в большинстве регионов России — суммарно 425 единиц техники, в том числе: 39 автогрейдеров, 99 погрузчиков, 31 трактор МТЗ, 20 снегороторов, 191 самосвал и 43 комбинированные дорожные машины.
Помимо этого, мэрия Южно-Сахалинска периодически нанимает технику частных предприятий в помощь подрядчикам. Свое оборудование есть и у местных управляющих компаний. В планах на следующий сезон — закупка еще минимум десяти единиц техники для завода имени Федотова, в том числе пяти снегороторов белорусского производства.
На фоне впечатляющего технического оснащения удручает процесс утилизации вывезенных осадков. В островном регионе (и, в частности, в Южно-Сахалинске) до сих пор используют банальное складирование собранного снега на полигонах, где с наступлением тепла он постепенно тает. В то же время в региональных центрах материковой России давно и плотно используют более современную технологию — плавку. Снегоплавильные установки выпускаются на отечественных заводах, причем как в масштабной, так и в мобильной конфигурации. Подобное оборудование разрабатывает, в частности, ООО «ВНИИСтройДорМаш» — научно-исследовательский институт дорожного и машиностроения. По их заказам и чертежам работают производители сельскохозяйственной, складской и коммунальной техники, изготавливая в том числе снегоплавильни. Одним из таких является, например, Краснокамский ремонтно-технический завод в Пермском крае. Собственные разработки есть у ООО «Балтекс.СПб», ООО «ПромТехСнаб» и других предприятий.
Принцип работы установок основан на создании тепловой завесы над плавильной камерой. Источником тепловой энергии, с помощью которой снег превращают в воду, служит пламя горелок, работающих на дизельном топливе, и отработанные горячие газы, которые проходят через специальную трубу. Растаявший до состояния жидкости снег из плавильной камеры по насосам поступает в выходную трубу. Талая вода орошает еще твердую снежную массу в камере и разрыхляет его, ускоряя смену агрегатного состояния. После того, как снег полностью растаял, вода сливается в канализацию. Такая станция может работать без перерыва до восьми часов, а на плавку одного кубометра снега нужно около трех литров дизтоплива. Еще одно преимущество мобильных снегоплавилен — в том, что они адаптированы к любому источнику электроснабжения, в том числе к автономным бортовым электростанциям. А транспортировать такую станцию к месту, где необходимо убрать и утилизировать снег, можно на автомобилях МАЗ и КамАЗ. Кроме того, снегоплавильни наносят минимальный вред экологическому фону города.
«Загрязнение сточных вод, куда сбрасывается талая вода, сведено к минимуму. Выхлопы системы нагрева выводятся по отдельной коммуникации, с продуктом плавления снега они не перемешиваются. Возможный мусор, который попадает в снег, отлавливает встроенная система фильтрации. В выхлопных газах после сгорания дизельного топлива содержание вредных веществ минимально, так как горелки работают в стабильном режиме. Кроме того, объем вредных выбросов в атмосферу города существенно снижен за счет того, что для вывоза снега нужно гораздо меньше транспорта. Также на экосистему положительно влияет сокращение площадей снежных полигонов: плавка снега на местах подразумевает, что его не нужно везти за пределы города и сгружать на площадку для естественного таяния», — уточнил директор КРМЗ Дмитрий Теплов.
Технология плавки снега более десяти лет используется в Санкт-Петербурге: в северной столице более десятка стационарных снегоплавилен. Помимо камер с нагревом и горелками, они оборудованы дробилками, песколовками и автоматической системой управления насосами (для регулировки потоков воды).
«ГУП “Водоканал Санкт-Петербурга” использует 11 стационарных снегоплавильных пунктов. Принцип их действия заключается в том, что тепло сточных вод позволяет растапливать снег, попадающий в снегоприемные камеры. Сточная вода имеет температуру около +16 градусов даже зимой. Образующаяся талая вода, смешиваясь со сточной, по коллекторам поступает на канализационные очистные сооружения, где проходит полный цикл очистки. За сутки 11 СПП Водоканала способны растопить не менее 66 тыс. кубометров снега, что позволяет заметно уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. В сезоне 2022/23 года наши ССП переработали более 1,5 млн кубометров снежных масс. Работаем с ними с 2012 года. Все снегоплавильные пункты оборудованы новой системой измерения объема снежных масс, принцип действия которой построен на бесконтактном лазерном сканировании снега в кузове автомобиля. Данная система позволяет максимально точно установить объем принимаемого снега», — уточнили в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Снегоплавильные станции — верный помощник городских служб и в Новосибирске. Здесь вывезенный с улиц снег грузят в специальные камеры, где встроенные турбины создают пороговую температуру плавления — +2 градуса. Талая вода попадает в камеру очистки, а после фильтрации от мусора сливается в канализацию. За три минуты одна установка способна переработать содержимое одного КамАЗа с высокими бортами, или десять тонн снега. К слову, по такому же принципу утилизируют снег в Москве и Ханты-Мансийске. От традиционного вывоза на полигоны в этих городах власти пока не отказываются, но к дальнейшему внедрению снегоплавилен вполне расположены.
Несмотря на очевидные плюсы подобного метода, у него находятся и противники. Так, в Томске посчитали, что снегоплавильные установки слишком дороги, да и их работа делает услугу по утилизации снега «золотой». Бывший мэр города Иван Кляйн даже заявлял об этом в СМИ: по подсчетам его команды, вдвое дешевле вывезти снег на полигон и оставить таять в естественных условиях. И это не говоря о том, что сама установка для плавки с очистными сооружениями и защитой обойдется не менее чем в 100-200 млн рублей, не считая расходов на топливо и электричество. По мнению экс-главы Томска, снегоплавильни могут быть рентабельны разве что в мегаполисах, где выгоднее переплавить снег на месте, а не везти его на полигон через весь город.
К аналогичному мнению пришли и в Екатеринбурге, и в Иркутске. В последнем отказ от таких технологий в 2013 году стал вызовом для молодых ученых ИрГТУ. Аспирант кафедры «Инженерные коммуникации и системы жизнеобеспечения» Юрий Матосов и магистрант Татьяна Матосова разработали энергоэффективную мобильную установку на солнечных батареях, которая могла перемещаться на собственных колесах и использовала автономные источники электричества. По предварительным расчетам, изобретение должно было удешевить уборку и вывоз снега в городе примерно на 60% с увеличением скорости очистки территорий в два-три раза. А сама установка тогда стоила около 150 тыс. рублей. Однако проект реализовать не удалось.
«Мы хотели, чтобы машина была готова к использованию при низких отрицательных температурах, не продувалась и не промерзала. Хотели доработать конструктивную часть установки, которая позволит увеличить теплооборот внутри устройства. Это был аспирантский проект, мы его представляли и в университете, и на выставке, и даже получали небольшой грант на реализацию. Однако проблемы начались уже на стадии испытания опытного образца: не удалось полноценно его запустить, чтобы проверить работу снегоплавильной станции в полном цикле. В целом проект никого так и не заинтересовал, продолжать работу мы не смогли. А потом закончился и срок действия патента на систему. В итоге идею реализовать не удалось», — рассказал EastRussia Юрий Матосов.
Еще одну ставку на экологичность сделали инженеры из Санкт-Петербурга. Компания «Балтекс СПб. Строительство и реновации» представила на отечественном рынке собственную разработку — снегоплавильную установку Eco Smart на базе теплового насоса, с использованием энергии атмосферного воздуха. Ни горелок, ни сжигания топлива, ни выхлопных газов в изобретении нет — только экологически чистое тепло. Однако стабильная работа устройства слишком зависит от температуры воздуха на улице (рекомендованный порог — в пределах −10 градусов), что осложняет эксплуатацию в регионах с холодной зимой.
В ответе мэрии говорится, что от снегоплавилен как от перспективной технологии отказываются из-за того, что зимних осадков чересчур много, и станции плавки просто не будут успевать справляться с объемом работы.
«В разное время администрация Южно-Сахалинска рассматривала возможность приобретения снегоплавильной станции для полигона “Северный” — изучался опыт городов, в которых они действуют, а также установки различной мощности: стационарные и мобильные. Для примера, мобильные установки способны перерабатывать по 3 самосвала снега в час, при этом за минуту только на один снежный полигон Южно-Сахалинска снег завозят шесть и более машин. В настоящее время принято решение продолжать использовать способ утилизации снега путем складирования на сухом снежном полигоне. Рассматривается вопрос организации дополнительного полигона в Ново-Александровске», — сообщили EastRussia в мэрии Южно-Сахалинска.
Анализируя факты, нельзя не отметить: с непредсказуемой сахалинской природой никакие деньги не поспорят. Хотя оснащенность крупнейшего города Сахалина техникой для уборки снега действительно впечатляет: в климатических условиях региона иначе просто невозможно.
С другой стороны, достаточно сопоставить публично озвученные объемы снегоуборочных работ. В то время как в Южно-Сахалинске за неполный месяц после мощного январского циклона вывезли исключительно на полигоны более трех млн кубометров снега — и убрали, к слову, далеко не все сугробы, — в том же Санкт-Петербурге 11 современных плавильных станций утилизировали вдвое меньший объем за весь прошлый зимний сезон. Простейший математический расчет показывает: островному городу с населением меньше 200 тыс. человек исключительно плавка снега будет обходиться каждый год минимум в два раза дороже, чем второму по значимости населенному пункту России. А глубина казны на западе и востоке страны несопоставима: бюджет Южно-Сахалинска на 2024 год составляет 34,9 млрд рублей, Санкт-Петербурга — 1,18 трлн рублей.
Сколько денег сейчас тратит главный город Сахалина на уборку снега, сложно сказать даже местным властям. На запрос EastRussia об объемах финансирования, выделенного из муниципального и областного бюджетов на мероприятия по уборке снега в 2022, 2023 и 2024 годах, в мэрии островной столицы ответить не смогли.
«В связи с тем, что с подрядными организациями заключаются трехгодичные контракты на круглогодичное содержание улично-дорожной сети (все виды работ), высчитать объем финансирования, предусмотренный на мероприятия именно по уборке снега в черте городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2022-2024 годы не предоставляется возможным», — сообщили EastRussia в администрации Южно-Сахалинска.
Тем не менее, посчитать расходы на утилизацию снега путем складирования его на полигонах — а сюда входит и эксплуатация техники, и зарплата рабочих, и закупка топлива, и техобслуживание, и еще много других расходов — мэрии города все же не помешает. Как минимум, стоит сравнить итоговые цифры с экономическими потерями Южно-Сахалинска за время вынужденного простоя сотен торговых точек и учреждений по оказанию платных услуг, изоляции платежеспособного населения и транспортного коллапса. Возможно, размеры упущенных из-за капризной погоды налоговых поступлений мотивируют представителей власти если не пересмотреть свое отношение к внедрению снегоплавильных технологий, то хотя бы поискать альтернативные методы более оперативной расчистки города. Жителям Южно-Сахалинска от них точно хуже не будет.