В Минвостокразвития определились с четырьмя потенциальными площадками для международной территории опережающего развития. Они расположатся в Приморье, Хабаровском крае, ЕАО и Приамурье.
Как рассказал первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, речь идет о площадке «Западная» около Владивостока, «Ровная» в Амурской области, «Нижнеленинское» в Еврейской автономной области т острове Большой Уссурийский на Амуре в черте Хабаровска. Площадки определены в непосредственной близости к пограничной инфраструктуре.
Главной особенностью ТОР «Международная» станет ее создание на основе международного договора и участие иностранных инвесторов. Основное требования к резидентам – стоимость проектов должна начинаться от 500 млн рублей.
Законопроект о международных территориях опережающего развития проходит второе чтение в Государственной думе. Инициатива предусматривает новые виды льгот для иностранного бизнеса, но, в то же время, обязует предпринимателей производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Обозреватель East Russia разбирался в особенностях и перспективах нового преференциального режима.
Законодательная инициатива о международных территориях опережающего развития (МТОР) поступила в Государственную Думу в конце 2023 года и сегодня находится во втором чтении. Новый преференциальный режим будет введён путём внесения поправок в законы «О территориях опережающего развития в РФ», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Налоговый кодекс. Президент Владимир Путин заявил о необходимости ускорения создания международных территорий опережающего развития. Он дал поручение кабмину и Госдуме ускорить работу над законопроектом по созданию МТОР.
Согласно законопроекту, МТОР – это территория опережающего развития (ТОР), создаваемая для реализации инвестиционных проектов совместно с иностранными партнёрами в пределах в Дальневосточного федерального округа (ДФО). Площадь МТОР составит не более 20 кв. км., что, согласно пояснительной записке к законопроекту, достаточно для размещения 10–20-ти промышленных комплексов.
Цели МТОР – создание благоприятных условий для международного сотрудничества и реализации совместных
с иностранными партнёрами инвестиционных проектов, а также стимулирование деятельности в сфере промышленности. Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая, комментируя задачи введения нового преференциального режима, заявила, что «необходимо на уровне федерального закона создать условия, при которых МТОР создадут в лице Российской Федерации и наших дальневосточных регионов те субъекты, которые станут интересны иностранным инвесторам».
Законопроект предусматривает, что резиденты МТОР должны инвестировать в свои проекты не менее 500 млн рублей. При этом создаваемые предприятия должны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Однако уже сейчас слышны заявления о том, что действие МТОР необходимо распространить и на транспортно-логистические проекты. Резиденты нового преференциального режима получат расширенные по сравнению с обычными ТОР льготы. Предполагается, что предприниматели будут на 10 лет освобождены от зачисляемой в федеральный бюджет части налога на прибыль, а также от транспортного налога.
Важным инструментом для инвестора является возможность «засекретить» сведения о своей деятельности будучи резидентом МТОР. «Думаю, что данная опция разработана из-за геополитической обстановки, – рассуждает исполнительный директор Союза резидентов преференциальных режимов Александр Головко, – и в первую очередь для того, чтобы крупные иностранные компании имели возможность вести бизнес в России, не опасаясь вторичных санкций».
В настоящее время законопроект находится на доработке в Государственной Думе, в связи с чем перечень льгот для резидентов МТОР может быть расширен. Недаром срок завершения приёма предложений по проекту переносился сначала с 15 февраля на 15 марта, а затем – и на 30 августа. Со слов главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, длительная работа над нормативным актом вызвана желанием властей сделать режим МТОР максимально привлекательными для иностранных инвесторов.
Согласно сообщениям «Востокгосплана» и заявлениям официальных лиц, в настоящее время рассматриваются 4 пилотные площадки МТОР: «Западная» в Приморском крае, «Ровная» в Амурской области, «Нижнеленинское» в ЕАО, «Остров Большой Уссурийский» в Хабаровском крае.
По словам Александра Головко, приоритетными площадками являются две из четырёх пилотных МТОР. «В данный момент идёт разговор о первоочередном запуске площадок в Приморье и Амурской области, – рассказывает Александр, – хотя мне, как жителю Хабаровского края, хотелось бы, чтобы первый режим МТОР появился в нашем регионе, как вариант, на острове Большой Уссурийский».
Александр Королёв, кандидат политических наук и заместитель директора Центра комплексных и европейских исследований Высшей школы экономики, считает идею создания МТОР разумной и перспективной. «В странах Азии есть масса примеров, когда запуск особых экономических зон значительно повышал конкурентоспособность региона и становился реально работающим механизмом», – рассуждает эксперт. Однако учёный предостерегает, что режим МТОР может препятствовать достижению технологического суверенитета. «Приход иностранных инвесторов в МТОР поможет увеличить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако данный факт может избавить отечественные компании от необходимости вести самостоятельные разработки технологий, что ещё больше отдалит нашу страну от достижения технологической независимости», — считает эксперт.
Артём Лукин, кандидат политических наук и профессор ДВФУ отмечает, что законопроект является далеко не первой попыткой привлечения зарубежного бизнеса в ДФО. «В 2014 году на Дальнем Востоке уже создавался режим ТОР, который, если кто-то забыл, был заявлен как инструмент привлечения иностранных инвесторов, – вспоминает эксперт. «Однако иностранные капиталовложения в дальневосточные ТОРы в существенных объёмах так и не пришли. Сейчас в лице МТОР разрабатывается новый преференциальный режим для инвесторов из-за рубежа. Однако почему он должен оказаться более успешным?» – задаётся вопросом учёный. «Проблема в том, что почти все секторы и участки экономики ДФО, да и России в целом, где можно получать хорошие гарантированные прибыли, уже поделены. Там действуют российские компании, преимущественно связанные с государством. Китайцев и других иностранцев туда просто так никто не пустит», – рассуждает эксперт. «Полагаю, что в каждом конкретном случае все будет решать оценка инвестором соотношения потенциальных прибылей и разнообразных рисков – рыночных, инфраструктурных, регуляторных, политических. Если мы сумеем минимизировать риски для инвесторов, то МТОР будут иметь гораздо больше шансов на успех. Однако решение этой задачи уже выходит далеко за рамки МТОР», – подытожил учёный.
Александр Головко считает, что МТОР, в первую очередь, будут интересны китайским компаниям, которые уже имеют какое-то отношение к российскому рынку или рассматривают возможность на него зайти. «Считаю, что новым преференциальным режимом воспользуется часть компаний из КНР, которые уже поставляют свою продукцию в Россию, – прогнозирует эксперт. «Более того, есть китайские инвесторы, которые ранее проявляли интерес к обычным ТОР, однако заходить в Россию боялись из-за угрозы попадания в санкционные списки», – поделился опытом Александр.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.
В рамках IX Восточного экономического форума состоялась сессия «“Муравьев-Амурский 2030”: кадры для стратегического развития Дальнего Востока», где глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, представители правительств регионов ДФО и выпускники программы обсудили ее результаты и перспективы.
Время сильных
«Муравьев-Амурский 2030» – программа подготовки управленцев нового поколения, которые готовы посвятить себя госслужбе на Дальнем Востоке. Программа стартовала только в 2022 году, а результаты уже впечатляют: выпускники первых двух потоков работают на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, достигая реальных результатов. Конкурс для поступления на программу стремительно растет с каждым годом.
Цель у программы достаточно амбициозная – к 2030 году подготовить 300 сильных управленцев для улучшения качества жизни на Дальнем Востоке. Чтобы ее реализовать, нужен уникальный подход к обучению. И этот подход был найден: подготовка курсантов сочетает работу над реальными проектами развития регионов с полным погружением в их специфику, наставничество опытных управленцев из высших эшелонов власти, персональное развитие, изучение истории и культуры Дальнего Востока и международное сотрудничество. Выпускников ждет трудоустройство на госслужбу и в институты развития Дальнего Востока, где они должны отработать минимум два года.
Новые горизонты
В ходе пленарной сессии ВЭФ-2024 Владимир Путин отметил важность и востребованность программы.
«С 2022 года в регионе работает программа "Муравьев-Амурский" для подготовки кадров на государственную службу. Ее действие расширено и на Арктику. Программа востребована, конкурс высокий – до 80 человек на место… И мы обязательно продлим программу "Муравьев-Амурский" как минимум до 2030 года», – заявил президент.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в рамках сессии обратил внимание участников, что продление программы и расширение ее действия на Арктику – это не только успех, но и новый вызов. Поэтому важно проанализировать, что получается в процессе подготовки курсантов, а какие моменты требуют доработки.
От первого лица
В ходе сессии представители правительств Приморского и Камчатского края, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа, а также выпускники программы, которые уже трудятся в этих регионах, поделились опытом взаимодействия друг с другом , адаптации молодых управленцев на госслужбе и первыми успехами, призвав талантливых квалифицированных молодых людей пробовать свои силы и поступать на программу, а затем приезжать работать на Дальний Восток.
Обращаясь к курсантам и выпускникам программы, Алексей Чекунков подчеркнул, что они выбрали путь служения людям, и крайне важно не забывать об этом.
«Очень не хотелось бы, чтобы хоть кто-то из присутствующих в этой аудитории считал себя элитой. Вообще плохое слово. Быть лидером в любой группе, быть руководителем по-настоящему можно только если вас такими признают люди: коллеги, люди, которым вы служите… Вы выбрали этот путь для того чтобы сделать жизнь людей лучше».
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков открыл авторский медиапроект "Служители и Созидатели". Информация о проекте сначала велась в телеграм-канале министра, а с недавнего времени – еще и в одноименном сообществе в VK.
Масштабной преамбулой к проекту стала публикация Алексея Чекункова в РБК, где федеральный министр рассуждает о предложенной им концепции «патриотического социализма», в которой основными движущими силами экономики становятся Служители и Созидатели.
"Я много встречал эти два архетипа — служителей и созидателей — в поездках по Дальнему Востоку и Арктике, – пишет Алексей Чекунков в статье в РБК. – Директора заводов и начальники железных дорог, командиры на космодроме и учителя в техникуме, руководители строек и инспектора заповедников, врачи и госслужащие".
"Первый - Служители. Те, кто Служат другим людям. Учат, лечат, оберегают. Второй - Созидатели. Кто создает новые предприятия, новые произведения, новые технологии", – отмечает министр.
По информации EastRussia, к настоящему времени состоялось уже несколько интервью Алексея Чекункова с людьми, которые относятся к одному из этих двух архетипов – Служителей или Созидателей. Интервью проходят в ходе рабочих поездок министра в регионы Дальнего Востока и Арктики.
Первым же интервью, опубликованным в специально созданном сообществе в VK, стала беседа с главврчом медцентра ДВФУ Олегом Паком. Как его представляет сам господин Чекунков, "русский кореец, потомственный дальневосточник, родом из советского Узбекистана, состоявшийся как врач на российском Дальнем Востоке. Главврач медцентра ДВФУ. В терминах нашего проекта он настоящий Служитель. Служит людям, возвращает им здоровье".
Интервью с Олегом Паком длится 20 минут. Сначала Алексей Чекунков расспрашивает Олега Пака о его истории, семье, отношении к работе. Затем предлагает "поменяться местами" – назвать те действия, которые собеседник предпринял бы, если бы сам находился на посту министра по развитию Дальнего Востока. Олег Пак отвечает, что на этом посту сосредоточился бы на развитии медицины, образования, и предпринял бы все усилия, чтобы "избавить Владивосток от пробок". Но ключевое, по мнению Олега Пака, это именно развитие медицины: обладая конкурентоспособностью на уровне кадров, Владивосток сегодня может предложить полноценное современное обслуживание в сфере здравоохранения "на уровне западных регионов", если в городе будет построена новая клиника на 2000 мест. EastRussia предлагает к просмотру полную запись беседы.
"Чтобы поделиться их историями и их духом с остальным миром, мы сложили разговоры с такими людьми в проект «Служить и Созидать» в моем телеграм-канале. Я верю, что эти примеры дают ответ на вопрос, «кто» будет выступать катализатором развития и цементировать наше общество в будущем. Вместо неприжившихся «бизнеса»/«предпринимателей», увязших в заботе правоохранителей, на первый план выйдут созидатели — более альтруистичные и патриотичные, но не менее конкурентные, чем охотники за прибылью", – анонсирует Алексей Чекунков продолжение своего авторского медиапроекта.
По итогам Национального рейтинга 2024 года восемь из 11 дальневосточных регионов вошли в топ-15 субъектов РФ с наилучшими результатами инвестклимата. ДФО в целом смог улучшить свои позиции, поднявшись на третью строчку, при том, что в 2022 и 2023 был пятым. Что нужно сделать, чтобы сохранить поступательное движение, обсудили на прошедшей в Хабаровске стратегической сессии Агентства стратегических инициатив (АСИ) представители различных уровней власти и бизнес-сообщество.
Предваряя стратсессию, Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО отметила положительную динамику территорий региона — все субъекты выросли в динамике индекса нацрейтинга: Амурская область прибавила 13,7 баллов, Сахалинская область — 3,85, Приморье — 9,31, Хабаровский край — 12,74, Забайкалье — 6,33, Камчатка — 13,61, Республика Бурятия — 17,47, Магаданская область — 9,71, Еврейская АО — 15,57, Республика Саха (Якутия) — 9,75 и Чукотский АО — 13,59.
«У нас ни один регион не упал. Все выросли в интегральном индексе, но только два не изменили позиции — Забайкалье и Сахалинская область. При этом Сахалинская область у нас уже на протяжении определенного периода времени входит в топ-5 по России, и это очень тяжело удерживать такую позиции, поэтому понятно, почему место осталось без изменения», — отметила Светлана Курилова.
Более 150 участников из всех 11 регионов ДФО, включая заместителей глав правительств, министров экономического развития, уполномоченных по защите прав предпринимателей, руководителей инвестиционных агентств, а также представители бизнес-сообщества разбились на группы, чтобы за час обменяться мнениями о текущих узких местах и способах их преодоления. Обсуждения шли по направлениям «Инженерная инфраструктура и коммунальные услуги», «Регистрация бизнеса и налогообложение», «Финансовые услуги», «Международная торговля», «Трудовые нормы». Результаты мозгового штурма, каждая из импровизированных команд представила на суд Светлане Чупшевой, руководителю АСИ в финале сессии.
В треке «Инженерная инфраструктура и коммунальные услуги» ключевым моментом единогласно признана необходимость оцифровки инженерных сетей, без которой бизнес тратит драгоценное время как на получение информации, так и на получение техусловий присоединения к той или иной инфраструктуре. Причем цифровизация необходима как в отношении магистральных сетей, так и внутриплощадочных, отметил спикер профильной группы, заместитель председателя правительства Сахалинской области Антон Зайцев.
Следующим шагом должна стать интеграция всех основных региональных систем с Национальной системой пространственных данных (НСПД), в которой был бы представлен весь перечень слоев, связанных с энергетической и прочей инфраструктурой, с земельными участками, в увязке с генеральными планами, проектными планировками по территории. Необходимо подключить к этой системе ресурсоснабжающие организации. Это дало бы возможность всем заинтересованным сторонам беспрепятственно и оперативно получать необходимые услуги, связанные с технологическими подключениями.
Отдельно Антон Зайцев отметил необходимость сокращения разрешительных процедур, требующихся для проведения земляных работ.
«Мы предлагаем перевести в единое цифровое пространство и получение разрешения на проведение земельных работ, чтобы исключить это безумное — не побоюсь этого слова — количество процедур, а их 30, которые сейчас предпринимателям нужно пройти при получении разрешения на проведение земельных работ.
У нас [в Сахалинской области], кстати, есть положительный опыт — мы смогли это сделать, и в этом году практически все муниципальные образования завершили эту работу. Бизнес это сразу ощутил. Если раньше им приходилось в 30 "окон" самостоятельно ходить и получать на бумажном листочке согласования, то сейчас, когда заявка в едином информационном пространстве, все стороны проставляют галочки и уже в течение 10-тидневного срока предприниматель получает разрешение. Есть случаи, когда получает отказ, но это всегда обоснованно, и он может подать вторую заявку и сэкономить не один, не два, даже не три месяца своего времени», — рассказал спикер.
В условиях высокой ключевой ставки особенно востребованными бизнесом становятся любые меры поддержки со стороны региональных финансовых и микрофинансовых организаций, гарантийных Фондов. Однако их финансовые возможности ограничены, и чтобы их расширить, институтам развития необходима докапитализация. Эту точку зрения группы, занимавшейся направлением «Финансовые услуги», представила председатель правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Необходимы также следующие шаги:
— расширение возможностей Корпорации МСП в плане прямых гарантий;
— снижение критериев для микро- и малых предприятий (упрощение требований по объему входных инвестиций, увеличение сумм и сроков возврата заемного финансирования);
— возвращение Программы №1818 — субсидирование процентных ставок резидентам ТОСЭР и свободного порта Владивосток;
— возобновление «промышленной ипотеки и других льготных программ.
«В целом было бы целесообразно провести масштабную ревизию требований, предъявляемых к малому и микробизнесу, который запрашивает поддержку, — подчеркнула Юлия Морозова. — Быть может какие-то требования окажутся излишними, или их можно было бы убрать в этот сложный финансовый период».
Кроме того, бизнес жалуется на организационные сложности в части получения финансовой поддержки, в частности на долгое оформление. Это отчасти происходит из-за того, что региональным институтам развития приходится посылать много запросов в различные инстанции, чтобы убедиться в благонадежности получателя.
«Сегодня наши институты и микрофинансовые организации, региональные фонды не являются полноценными участниками Региональной системы межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ) и не могут ей воспользоваться. Если бы они стали субъектами этой системы, срок прохождения проверочных мероприятий сократился бы», — указала Юлия Морозова. Кроме того, хорошим подспорьем стало бы формирование единого ресурса с реестром мер поддержки всех субъектов РФ.
В числе необходимых мер для улучшения инвестклимата на Дальнем Востоке участники трека «Регистрация бизнеса и налоги» назвали дистанционное оформление электронной цифровой подписи в электронном формате. Это особенно актуально в условиях удаленности многих населенных пунктов в таких регионах, как республика Саха, Хабаровский край, Бурятия. Отсутствие подобного сервиса блокирует возможность оперативного открытия юридического лица, что снижает привлекательность территории для бизнеса.
В части уплаты налогов поступило предложение ввести для вновь перешедших с упрощенной системы налогообложения УСН на работу с НДС месячный мораторий на блокировку счетов и введение штрафных санкций. Так как с 1 января 2025 года компании на УСН тоже стали плательщиками НДС, многие из них столкнутся со сложностями по сдаче отчетности, и, как следствие, с высоким риском блокировки счетов и остановки деятельности. В такую ситуацию может попасть большое количество предпринимателей по всей стране, и было бы разумно дать им больше времени для осознания новых реалий и адаптации к изменившимся условиям.
В проблемном списке направления «Международная торговля» оказались сразу несколько узких мест, начиная с дефицита необходимой инфраструктуры и сложностями с прохождением таможенных процедур, их закрытостью для бизнеса, заканчивая сбоями в организации международных автомобильных перевозок и трудностями в международных расчетах.
Одним из способов решения проблемы с нехваткой современных пунктов пропуска и некачественных подъездных путей к ним, участники мозгового штурма посчитали возможность выделения дополнительного финансирования на эти цели за счет таможенных платежей. 5-10% от собираемых государством таможенных сборов было бы достаточно на модернизацию пунктов пропуска и приведение в порядок автомобильных дорог, однако такая мера требует законодательной проработки на федеральном уровне.
Повысить качество и скорость оформления трансграничных перевозок могла бы и целевая модель работы органов, контролирующих внешнеэкономическую деятельность. Она могла бы базироваться на примере нацрейтинга — с картированием всех процессов и назначением целевых показателей. Кроме того, нужно смелее внедрять экспериментальные режимы перемещения и торговли, такие как бондовые зоны на территории ДФО, совместный досмотр грузов на одной стороне.
Завершая стратсессию Светлана Чупшева отметила высокую продуктивность всех ее участников.
«Хорошие предложения были сделаны, очень полезные особенно в свете того, что в этом году мы запускаем новый цикл работы, связанной с инвестиционным климатом. Президентом поставлена задача создать конкурентноспособную российскую юрисдикцию, привлекательную для инвесторов, для бизнеса с учетом лучших мировых, российских и региональных практик, — отметила она. — Поэтому сегодня обсуждали вопросы, связанные с международной торговлей, трудовыми спорами, регистрацией предприятий, налоговым администрированием, все, что касается доступа к инфраструктуре, подключения к инженерным сетям. Решали, как сегодня выстраивать процессы на уровне регионов, чтобы сокращать временные и финансовые затраты для бизнеса, как выстроить бесшовный пользовательский путь для инвестора, для предпринимателя, чтобы он смог быстрее реализовать свой инвестиционный проект, а регион смог бы быстрее получать налоги от этих проектов. Поэтому я считаю, что очень полезно прошли все мероприятия, и очень многое реализовано в Хабаровском крае.
Есть очень много практик и решений, которые интересны не только регионам ДФО, но и в целом на федеральном уровне. Поэтому мы многое взяли на карандаш».
Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин, также подчеркнул важность высказанных на стратегической сессии предложений, ценность самого мероприятия, которое впервые прошло на территории региона.
«Залог успеха в инвестициях — это все-таки командная работа. Командная работа органов власти, Агентства стратегических инициатив, экспертных групп, бизнеса. И здесь очень важно умение АСИ в объединении этих усилий. Эта сессия способствовала тому, чтобы мы узнали лучшие практики других регионов, методологию реализации этих практик, использования геоинформационных систем для того, чтобы они были полезны для каждого инвестора, который хочет что-то развить на территории Хабаровского края».
В минувшем году на снижение производственных показателей агропромышленного комплекса Дальнего Востока влияли неблагоприятные погодные условия (дожди, тайфуны, паводки, переувлажнение почвы), а также вспышки вирусных заболеваний сельскохозяйственных животных на крупных предприятиях и в фермерских хозяйствах. При этом регионы намерены в ближайшие годы все же добиться существенного повышения уровня самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией. Основные ожидания связаны с реализацией проектов строительства крупных животноводческих и тепличных комплексов.
По предварительным данным, сельскохозяйственное производство на Дальнем Востоке в 2024 г. сократилось на 3,3% относительно 2023 г., что в целом соответствует общероссийскому негативному тренду (-3,2%). Небольшой рост производства сельскохозяйственной продукции был зафиксирован только в двух регионах – в Амурской области (+0,6%) и Хабаровском крае (+1,3%). Больше всего сократилось производство сельхозпродукции в прошлом году в Магаданской области – на 14,2%.
В Приморском крае, который является дальневосточным лидером по объемам производства скота и птицы (на убой), по данным категориям в 2024 г. было зафиксировано наиболее значительное в округе сокращение – на 24,7%, до 81,5 тыс. тонн. На формирование отрицательной динамики повлияли вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в регионе – в 2023 г. на крупном свиноводческом комплексе «Русагро – Приморье» (около 20% приморского производства свинины), а в минувшем году – в небольших фермерских хозяйствах. Напомним, что свинину в крае также производят ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье»). Хотя краевой Минсельхоз ставит цель добиться достижения самообеспеченности региона мясом собственного производства на 100% к 2028 г., пока данный показатель составляет только 48,5%. Также в крае в прошлом году снизилось производство молока – на 2,7% относительно 2023 г., до 132,8 тыс. тонн.
Увеличению производства собственной мясной продукции в Приморье должны способствовать новые проекты. В 2024 г. вьетнамская TH Group приступила к основной фазе строительства животноводческого комплекса с общим поголовьем 10 тыс. коров в Яковлевском муниципальном округе. Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на 2027 г. Инвестиции в создание комплекса и молокозавода мощностью переработки 60 тыс. тонн молока в год составят более 20 млрд рублей.
В Приморском крае в минувшем году фиксировалось заметное снижение сбора зерна – на 13,8%, до 425,6 тыс. тонн, а также картофеля – на 10,4%, до 146,3 тыс. тонн. Напротив, производство овощей увеличилось за год на 28,7%, достигнув 91,2 тыс. тонн. Сои в крае (основная экспортная культура региона) за минувший год было собрано 207 тыс. тонн, что на 43,5% меньше, чем годом ранее (урожай собран с 152,5 тыс. га, тогда как в 2023 г. – с 269 тыс. га). Причиной сокращения стало уменьшение посевных площадей из-за дождей и переувлажнения почвы (план по посеву был выполнен только на 51%).
Следует отметить, что в целом на Дальнем Востоке в прошлом году в 3,5 раза выросло производство семян подсолнечника, составив 7,9 тыс. тонн (в весе после доработки). Выращивание данной культуры сосредоточено в Приморском и Забайкальском краях, но цифры именно по данным регионам отдельно не уточняются. Тем не менее на Дальний Восток приходится лишь небольшая часть общего урожая подсолнечника в стране. В целом сбор данной культуры в РФ в прошлом году превысил 16,5 млн. тонн, снизившись на 4% относительно 2023 г.
Кроме того, в Приморском крае планируется организовать производство сельскохозяйственной техники – резидент СПВ ООО «Европа-Азия Дальний Восток»[1] намеревается выпускать на предприятии в поселке Пограничный до 70 единиц техники в месяц, инвестировав в завод 147,5 млн рублей. На земельном участке площадью 194 тыс. кв. м планируется построить производственный цех, площадки для хранения открытого и закрытого типа, а также административно-бытовой комплекс, служебное жилье для сотрудников. При этом марка выпускаемой техники пока не уточняется.
На Дальнем Востоке за 2024 г. было произведено 1,2 млрд яиц, что на 0,9% выше показателя 2023 г. Лидером по темпам роста производства на птицефабриках в 2024 г. стал Хабаровский край – как в ДФО, так и по стране в целом. В крае было выпущено 337,7 млн штук яиц, что на 44,5% больше, чем в 2023 г[2]. В регионе действуют три птицефабрики – АО «ППЗ «Хабаровский», АО «Птицефабрика «Комсомольская» и занимающееся выращиванием и реализацией перепелиной продукции ООО «Промоптторг». При этом на птицефабрике «Комсомольская» в 2022 г. из-за вспышки гриппа птиц было уничтожено все поголовье птиц, так что в минувшем году удалось достигнуть уровня производства 2021 г., что и создало общий эффект восстановительного роста в регионе.
Рост в сфере производства куриных яиц в 2024 г. относительно 2023 г. был также зафиксирован в Магаданской области (на 21%), Забайкальском крае (на 6,7%) и Чукотском АО (на 4,5%). В Иркутской области рост производства данного вида продукции составил 2,8%. Снижение выпуска яиц было отмечено в Приморском крае (на 3,4%), Камчатском крае (на 19,7%), Еврейской АО (на 8,6%) и Сахалинской области (на 67,3%).
Тем временем птицефабрика «Уссурийская»[3] в Приморском крае намерена в текущем году увеличить производственные мощности до 280 млн штук яиц в год (в настоящее время – 141 млн яиц в год). При этом в прошлом году на птицефабрике произошла частичная гибель поголовья (55,86 тыс. голов) из-за аварийного отключения электроэнергии и водоснабжения в августе. «Уссурийская» обеспечивает 70% производства куриных яиц в крае, благодаря увеличению производства предполагается довести уровень самообеспеченности региона по куриному яйцу до 70% (на сегодняшний день – 53%).
Напомним, что на предприятиях Камчатки и Сахалина в прошлом году происходили вспышки высокопатогенного гриппа птиц, что привело к гибели поголовья и необходимости его восстановления. На Камчатке в результате вспышки заболевания в октябре было уничтожено около 239 тыс. кур на птицефабрике АО «Пионерское» (принадлежит региону). Новое поголовье было доставлено на фабрику в январе 2025 г. из Екатеринбурга. Первую продукцию предполагается выпустить в продажу в конце весны, а выход на полную мощность намечен на ноябрь 2025 г. Работу по восстановлению поголовья осуществляет также и наиболее крупная на Сахалине птицефабрика «Островная» (принадлежит региону), пострадавшая от гриппа птиц в феврале прошлого года. К концу декабря 2024 г. поголовье кур превысило 160 тыс. голов, объем производства превысил 120 тыс. яиц в сутки (до вспышки заболевания предприятие производило 250 тыс. яиц в сутки).
На Дальнем Востоке планы по увеличению уровня самообеспеченности овощной продукцией связаны с проектами создания тепличных комплексов. В феврале в Камчатском крае был официально открыт тепличный комплекс «Камчатский» (ГК «Теплицы регионов»[4], ТОР «Камчатка», агропромышленный парк «Зеленовские озерки») площадью 3,6 га по выращиванию огурцов (два сорта) и помидоров (три сорта). Первый урожай комплекса составил 500 кг огурцов. В проект было инвестировано 2,98 млрд рублей. Его мощность должна достигнуть 2,8 тыс. тонн овощей ежегодно.
На некоторых дальневосточных предприятиях отрасли в начале текущего года происходили ЧП, которые повлияют на производственные результаты в ближайшей перспективе. В Приморском крае в январе произошел пожар в одном из цехов на предприятии по производству куриного мяса «Агроптица»[5] (наиболее крупный производитель мяса птицы в крае), в результате чего было утрачено 3% поголовья – уничтожено пожаром 22 тыс. голов, еще около 12 тыс. голов вынужденно забито. В 2024 г. «Агроптица» выпустила 19 тыс. тонн продукции (97% от всего объема производства в регионе). Поголовье птицы единовременного содержания на предприятии составляет около 1,2 млн голов.
В Белогорске Амурской области в конце января в производственном помещении маслоэкстракционного завода «Амурский» произошел взрыв, в результате которого погиб работник предприятия. СУ СК РФ по Амурской области возбудило уголовное дело о нарушении правил безопасности при ведении работ. В компании при этом настаивают на соблюдении условий промышленной безопасности на заводе. Ход и результаты прокурорской проверки были поставлены на контроль прокурором Амурской области Р.Пантелеевым.
Мощность МЭЗ «Амурский» составляет 240 тыс. тонн сои в год. После взрыва на заводе был введен режим ЧС локального характера, а руководство предприятия сообщило о приостановке производства соевого изолята как минимум на четыре месяца. На заводе продолжится выпуск кормового шрота, соевого масла, комбикормов и соевого лецитина. При этом намеченную на лето 2025 г. реконструкцию цеха изолята решено перенести на более ранний срок, в связи с чем обновленные производственные мощности планируется запустить в июле текущего года.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владивосток, учредитель – китайский предприниматель Яо Я.
[2] Большие темпы роста были зафиксированы в Архангельской области (+33,9%) и Республике Марий Эл (+28,1%).
[3] Учредитель – Е.Разник.
[4] Принадлежит инвестиционному фонду «РЕАМ Менеджмент» М.Сиволдаева.
[5] Компания в 2019 г. запустила птицеферму на базе обанкротившейся птицефабрики «Михайловский бройлер» в поселке Заводской. Владельцы – В.Хе (97%) и ООО «Сбербанк инвестиции» (3%).