Этим летом национальный парк «Берингия» дал возможность туристам исследовать горбатых китов. За сезон парк посетили свыше 2500 человек.
В правительстве Чукотского автономного округа рассказали, что туристический сезон начался позже запланированных сроков из-за холодного лета. Тем не менее, в парке обновили инфраструктуру – открыли новую кухню-столовую, оборудовали понтонный причал, установили крытую беседку для отдыха.
Но главным событием сезона стало исследование горбатых китов. Гости парка на лодках выходили в море, фотографировали китов, а затем проводили идентификацию по каталогам. Такое экологическое просвещение вызвало у туристов живой отклик, гости делились впечатлениями от увиденного на морских прогулках, обменивались информацией, смотрели презентации и видеоматериалы о жизни чукотских гигантов.
Заместитель директора по экологическому просвещению и туризма нацпарка «Берингия» Максим Антипин отметил, что гости вели не просто наблюдение за китами – состоялась практически научная работа «в полях». Туристы узнали, как происходит погружение китов, как живут млекопитающие в естественной природе обитания, и, конечно, увезли на память много потрясающих фотографий.
В 2024 году национальный парк «Берингия» стал популярным направлением не только среди жителей Чукотки, но среди туристов из разных уголков России. Подобные просветительские акции в парке планируется проводить и в следующем году.
В числе главных задач операторской компании – обеспечение надежности поставок в отдаленные районы Крайнего Севера и достижение более высокой экономической эффективности перевозок в сравнении с существующими схемами доставки. Однако дефицит судов-снабженцев сегодня является главным вызовом при организации северного завоза.
Минвостокразвития совместно с «Росатомом» в этом году запускает пилотный проект в рамках создания единого морского оператора для доставки социально значимых грузов в районы Севера с тем, чтобы уже в следующем распространить данный опыт на другие регионы РФ. Работу этой компании («Русатом Арктик») планируется обкатать на Чукотке. Отметим, что ЧАО ежегодно завозит порядка 230 тыс. т угля, 170 тыс. т нефтепродуктов, около 7-8 тыс. т продуктов питания и товаров первой необходимости.
К настоящему времени разработан план-график завоза в автономный округ, определяются соисполнители морской доставки. «Поставлена задача – обеспечить перевозку порядка 160 тыс. грузов. В первую очередь это ГСМ – 154 тыс. т плюс контейеризированный груз, который меньше по объему, но при этом не менее важный: продукты, медикаменты», – пояснил спецпредставитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов.
Ожидания от работы единого оператора связаны если не со снижением стоимости перевозки, то хотя бы с ее предсказуемостью. Безусловно, актуален вопрос гарантии наличия флота, отмечают в администрации Чукотки, поскольку цена фрахта может меняться скачкообразно. «Это было в 2021-2022 году. Произошел скачок, и просто не было кораблей, на которых можно было совершить доставку. Из-за этого цена менялась непонятным образом», – рассказывал ранее заместитель губернатора ЧАО Константин Солонский.
Проблемы возникали и позже. В 2023 году ставка фрахта могла подпрыгнуть на 80%, свидетельствует глава Чукотки Владислав Кузнецов. «Это мгновенно сказывается на цене товара, который приобретают люди», – констатирует он.
До сих пор отношения между северным регионами и перевозчиками, как правило, строились на годовой основе. В рамках соглашения с единым оператором на первых порах запланирован трехлетний контракт (в перспективе же он рассчитан на 15 лет). «В течение трех лет логистическая составляющая у нас изменяться не должна. Там есть небольшие изменения на сумму инфляции, но не более того», – заверил губернатор.
В свою очередь Минвостокразвития разрабатывают единую информационную систему по северному завозу, которая позволит сделать более прозрачными расходы, отслеживать издержки по всей стоимостной цепочке.
Справка:
Согласно «Росатому», суточная стоимость фрахта судов при доставке ГСМ по направлению Мурманск/Архангельск – Певек в 2022 году составляла – 1,5 млн руб., в 2023-м – 1,8 млн (+18%), в 2024-м – 2,3 млн (+27,8%), в 2025-м – 2,9 млн (+29%).
Фрахт при доставке нефтепродуктов из Находки в 2022 году оценивался в 420 тыс. руб., в 2023-м – 650 тыс. (+54,8%), в 2024-м – 1 млн (+53,8%), в 2025-м – 1,5 млн (+50%).
Сегодня наблюдается колоссальный спрос на услуги судовладельцев, говорит Владимир Панов. По Северному морскому пути растут грузоперевозки, в прибрежной арктической зоне реализуются инвестпроекты, которые нужно снабжать необходимыми материалами и оборудованием. При этом за последние десять лет для СМП не построено ни одного судна снабжения. Средний возраст таких кораблей на Севморпути составляет 26 лет (31% этого флота старше 30 лет, еще 58% эксплуатируются 20-30 лет).
Дефицит флота толкает вверх цену фрахта, тогда как стоит задача по созданию условий для долгосрочных отношений участников перевозочного процесса, ведь тарифы по северному завозу будут регулироваться государством, обращает внимание представитель «Росатома».
Сначала структура госкорпорации, ответственная за северный завоз, планирует привлекать сторонний флот. «Мы предложили всем судовладельцам заключить с нами трехлетние договора. Они, во-первых, фиксируют стоимость перевозки и [фрахта] судна. При этом прогнозируется стоимость на следующий год. Там есть индексация, она в рамках согласованных параметров с регионом. Это позволяет определить хотя бы не долгосрочный, но впервые подход к среднесрочным обязательствам всех сторон», – рассказал Владимир Панов.
Хотя транспортными компаниями подтверждена возможность предоставить флот под северный завоз, единый оператор может столкнуться с проблемами фрахта. «Когда идешь в судоходную компанию у всех один вопрос, что на сегодняшний день работать в режиме очень короткого, непрогнозируемого заказа невозможно», – признает спецпредставитель по вопросам развития Арктики.
Самый большой дефицит складывается по танкерам. «Мы столкнулись с ситуацией, когда у нас договоренность есть с одной судоходной компанией, а там говорят, мы нашли более выгодный контракт и т.д. Это узкое место должны закрыть в ближайшие два года», – подчеркнул Владимир Панов.
Единому морскому оператору предстоит сформировать такую финансово-экономическую модель, чтобы начать строительство собственных судов, добавил он, поскольку нехватка снабженческого флота влечет риски для обеспечения северного завоза.
С этим согласен первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. «Единому оператору нужен свой флот, но мы не должны конкурировать на рынке фрахта», – уточнил замглавы Минвостокразвития.
Без господдержки в этом деле не обойтись, поэтому будут подготовлены предложения, которые окажут положительное влияние на становление перевозчика.
Между тем повышенного внимания требуют не только морские пути в Арктике. Значительная масса грузов на север доставляется по рекам. «У нас пока, к сожалению, всего лишь около 11% северного завоза идет через море», – информирует глава Якутии Айсен Николаев.
У речного транспорта также накопилось немало проблем. Это и пресловутый вопрос устаревания флота. В Республике Саха рассчитывают изменить ситуацию благодаря запуску верфи в поселке Жатай. Мощности должны были ввести еще в 2020 году, но по ряду причин, в том числе вследствие изменения проекта, сроки неоднократно переносились. Тем не менее сейчас завершается I этап строительства, и в апреле на Жатайской верфи, в канун дня основания республики, ожидается закладка первого судна. Как известно, предприятие уже получило контракт на постройку малотоннажного парома.
В перспективе мощности верфи позволят вводить в эксплуатацию до 10 речных и морских судов ежегодно. Впрочем, нынешняя кредитно-денежная политика в стране может скорректировать эти планы.
«Понимаем, что при нынешних ставках, отсутствия долгосрочного льготного финансирования обновление/реновация флота, наверное, опять ляжет на плечи регионов. Скажут, вы же строили, вам надо, стройте дальше корабли. Но устаревание флота – это системная проблема, в том числе с точки зрения экологии», – отметил Айсен Николаев.
Еще одной острой проблемой судовладельцев Ленского бассейна является реализация требований технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, согласно которым нефтеналивные суда грузоподъемностью более 200 т, не имеющие двойных бортов и двойного дна, будет запрещено эксплуатировать.
В настоящий момент Минтранс России ужесточает требования ко всему флоту, продолжает Айсен Николаев, в том числе к судам река-море, участвующим в арктической навигации. Но если на эти корабли ставить второе дно, есть риск, что они не смогут ходить по малым рекам. Низкие уровни воды для речников и путейцев Ленского бассейна становятся обычным явлением. Ежегодное маловодье, приводящее к снижению уровней воды ниже проектных отметок, наблюдается как на участках основной магистрали – Лене, так и на ее притоках и арктических реках Яне и Индигирке.
«Понятно, мы там мазут не возим, там перевозятся другие виды топлива, гораздо менее опасные. Мы сейчас в активной переписке с правительством страны», – сообщил руководитель республики.
Минтранс не готов идти на послабления, но обещает учитывать региональную специфику, дал понять заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай. Он напомнил, что до сих пор на Черном море из-за разлива мазута действует режим ЧС. Для малых рек, где ходят однокорпусные суда, любая катастрофа может обернуться большими проблемами.
«Арктика – это регион еще более уязвимый, там природа восстанавливается намного тяжелее. И здесь идти на существенное нарушение безопасности [в части] конструкционных особенностей судов мы точно не сможем», – заявил замминистра.
В то же время он заверил, что будет принята во внимание безальтернативность внутренним водным путям на севере, чтобы не остановить перевозки.
Путешествие по Чукотке – это настоящее приключение. Будь то морское путешествие на корабле, катание на вездеходе по летней тундре или полет на вертолете – всегда нужно быть готовым к неожиданностям и трудностям. Но все усилия окупаются при прибытии: ожидают впечатляющие виды и природная красота. Одним из таких мест является прибрежное село Мейныпильгыно, где обитают гостеприимные морские зверобои.
Мейныпильгыно – это национальное чукотское село, находящееся в 246 км от Анадыря. Название происходит от чукотского слова «мэйныпилгын» – «большая горловина, устье». Как сообщает ArcticRussia, село расположено у устья реки Майна, недалеко от побережья Берингова моря, на широкой приморской косе между озерами Пекульнейским и Ваамочкой. В Мейныпильгыно проживает около 500 человек, 98% из которых – коренные народы Севера, в основном чукчи. В селе до сих пор сохраняются традиционный образ жизни и занятия местных жителей, которые связаны с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Также Мейныпильгыно известно своим творческим коллективом – национальным ансамблем «Дружба».
Ежегодно в селе проводят День кита. Это традиционный праздник, посвященный зверобойной добыче. Накануне мероприятия морские «охотники» ловят кита, чтобы затем торжественно разделить его. Местные жители собираются на праздновании, чтобы обменяться продуктами и угостить соседей и гостей. У туристов, приезжающих в это время в Мейныпильгыно, есть уникальная возможность попробовать китовое мясо, поскольку по законам России его нельзя купить, но можно угоститься у коренных народов Чукотки. Также на празднике будут обряды, песни танцы в праздничных традиционных нарядах.
Чтобы узнать больше об истории и быте аборигенов, можно посетить местный Музей культуры и быта, основанный в 1991 году на общественных началах при Национальной школе искусств села Мейныпильгыно. Музей впечатляет аутентичностью своих экспонатов и предлагает полное этнографическое описание чукотского этноса, предметы оленеводческой культуры и другие элементы чукотского быта.
Мейныпыльгино – отправная точка для множества туристических маршрутов вглубь Чукотки. В северных отрогах Мейныпыльгинского хребта Корякского нагорья находится озеро Майниц – крупное высокогорное озеро тектонического происхождения, одно из самых красивых на Чукотке. Оно входит в состав Южно-Чукотского федерального заказника и в Анадыро-Колымского бассейнового округа. Глубина озера составляет 120 метров, а площадь – 60 кв. км.
Озеро является отличным местом для рыбалки: в нем обитают нерка, мальма, кета, чир, горбуша, голец Таранца, камчатский хариус, сиг-пыжьян, тонкохвостый налим, обыкновенный валек, щука, речной гольян, слизистый подкаменщик и девятииглая колюшка. Река Ныгчеквеем, впадающая в озеро, и вытекающая Гытгывеем также являются местами для икроносов. Активная фаза нерки начинается в конце июля и продолжается до середины августа. Обилие нерки и кедровый лес привлекают в окрестности озера большое количество бурых медведей.
По берегам озера расположены ольховые леса, смешанные с кедровыми и ерниками. Окрестности озера богаты разнообразными растениями – около 200 видов сосудистых растений, включая охраняемые виды.
Лучшее время для посещения озера – конец августа или начало сентября. Путешествие туда возможно в рамках организованного тура. Рыбачить можно с берега или на лодке, также предлагается подводная охота при наличии соответствующего снаряжения. Для ночевки предусмотрены специально оборудованные кемпинги.
Часто кажется, что путешествия по арктической природе — это сложные экспедиции, требующие опыта, специального снаряжения и хорошей физической подготовки. Часто это действительно так, однако есть несколько мест, которые подходят для умеренно спортивных людей. Два из таких мест на Чукотке — гора Дионисия и мыс Наварин.
Гора Дионисия, расположенная в 20 км от Анадыря, представляет собой остаток древнейшего вулкана. Коренные обитатели Чукотки называют гору Темлян — «сломанное острие». Как сообщает ArcticRussia, существует несколько легенд, объясняющих это название. По одной из них, у подножия горы произошла большая битва с пришельцами, в ходе которой сломали много копий. По другому преданию, две женщины нашли у горы костяную иглу и, не поделив ее, сломали острие. Третья легенда рассказывает о том, что гора — это тело силача Темыля, погибшего в поединке с другим богатырем Вэлвылевытом.
На склоне растет множество цветов, если повезет, можно увидеть зайцев и лисиц, по дороге – срывать морошку, чернику и другие ягоды. В 2012 году ученые обнаружили вблизи горы ископаемую флору эпохи палеогенового периода. Находка насчитывает более 21 вида высших растений.
На высоте около 300 метров открываются живописные виды на Анадырский лиман, Канчаланские лиманы, Золотогорье,и залив Онемен, за которым виднеется Рарыткинский хребет. Летом до горы можно добраться на квадроцикле или велосипеде. Для подъема не нужно особое снаряжение, но потребуются физические усилия. Восхождение займет от двух до четырех часов.
Мыс Наварин находится на юге Чукотки и омывается Беринговым морем. Местные жители называют это место Роратын, что означает «колбаса». Южная граница Анадырского залива проходит через мыс, который является самой южной точкой Чукотки.
Это самое ветреное место в России — на мысе фиксируют максимум среднегодовой скорости ветра, а также повторяемости штормов и ураганов. Также там часто бывают туманы и дожди. Климат на мысе суровый: средняя годовая температура составляет -4 °C, а максимальная +8 °C. Несмотря на суровость, мыс Наварин — одно из красивейших и удивительных мест Чукотки. Там располагается птичий базар — самый шумный, пестрый и веселый на Дальнем Востоке. В скалах мыса собираются орланы-белохвосты, на берегу можно увидеть самое южное лежбище сивуча, а в акваторию мыса мигрируют серые киты.
В районе мыса Наварин обитает краснокнижный черношапочный сурок – эндемик Корякского нагорья. Горы и высокие морские террасы как ковром укрыты пятнистыми разнотравно-кустарничковыми и разнотравными мохово-лишайниковыми тундрами. При впадении в море мелкие ручьи формируют водопады и каньоны длиной от 100 до 300 метров. С отрогов хребта открывается вид на Берингово море.
Мыс в 1828 году нанес на карту экипаж шлюпа «Сенявин» под командованием Ф. П. Литке. Возвышенность назвали в честь победы русского флота в Наваринском сражении. В 1934 году в этом месте начала действовать метеостанция губа Гавриила — одна из первых на Чукотке радиометеорологических станций восточного участка Севморпути.
Примерно в 12 км от мыса, в бухте Грейга, в 1986 году установили маяк. На высокой морской террасе по правому берегу лагуны Орианда найдена стоянка древних людей. Невысокие холмы – места землянок и полуземлянок живших на этом берегу кереков. Сохранились уникальные наскальные рисунки со сценами охоты древних людей на оленей. Возраст изображений насчитывает около двух тыс. лет.
Добраться до мыса из Анадыря можно сначала авиатранспортом до Беринговского, а затем на вездеходе или лодке местных жителей. Проще всего посетить мыс Наварин в ходе круиза.
Среднестатистический россиянин уверен, что Арктика – это всегда серо и холодно, работать там толком негде, отдыхать – тем более и добраться туда практически нереально. Да, есть белые медведи и северное сияние… но в целом овчинка выделки не стоит. Впрочем, мифы и стереотипы о пятой части территории Российской Федерации постепенно отступают стараниями органов власти, туроператоров и энтузиастов региона. Медленно, но верно образ российской Арктики начинает обретать новые черты в сознании россиян. Приключение, дух первопроходцев-открывателей, преодоления себя и сурового пространства и экзотика – таков стремительно развивающийся бренд Арктики, которая становится доступнее по мере активного развития главного морского транспортного коридора Арктики – Северного морского пути.
Чукотка как яркий самобытный представитель российской Арктики может предложить туристу необыкновенное природное великолепие, но в части индустрии гостеприимства регион находится в процессе становления. Есть уже и гостиницы и глэмпинги, рестораны, строятся горнолыжные курорты, однако их пока недостаточно для массового туриста. Причем не стоит забывать, что гости, приезжающие на Чукотку – не новички-путешественники. Дальний Восток и Арктика получает туристов, которые побывали во многих странах мира и регионах России, и которым есть, с чем сравнивать. Провести свой первый отпуск на Крайнем Севере решаются не многие.
Врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отмечает, что такой туризм сопряжен с логистическими и инфраструктурными сложностями, однако свою весомую лепту вносит и суровый климат, и непредсказуемая погода.
«Едущий сюда человек имеет определенную авантюрную жилку – иначе он поехал бы в более комфортную территорию. Сюда человек едет за приключениями. И природа ему их предоставляет. Люди едут и для того, чтобы прикоснуться к другому образу жизни, к другой ментальности. Нам важно, чтобы впечатления от великолепной природы не испортили инфраструктурные моменты. Чукотка отличается от других регионов и именно такие отличия люди хотят видеть, а наша задача – это показывать», – считает глава округа.
Владислав Кузнецов также предложил создать региональный бренд на основе переменчивой погоды – разработать альтернативные маршруты для туристов, которые из-за нелетной погоды или шторма не смогли попасть в те локации, которые планировали. Компенсировать неудобства от непогоды, предлагая не менее интересные направления.
В Якутии, например, туристов привлекают турами по наблюдению за северным сиянием, рыбалкой и охотой, активными экстрим-турами, программами по местам кочевья коренных народов, круизами на теплоходе до самого северного порта России – поселка Тикси и не только.
В Мурманской области туристы тоже могут понаблюдать за северным сиянием, за китами, заняться фридайвинг, или посетить различные событийные мероприятия, гастротуры с локальным колоритом и многое другое.
Замначальника комитета по туризму Мурманской области Марина Кошелева отметила, что из существующих 121 проекта, развивающегося в Арктике, 74 проекта приходятся на Мурманскую область, причем 90% – в сфере туризма.
«Арктика – сейчас это экзотика, она везде звучит. Люди хотят ехать, растут инвестиции. Каждый имеет право на отдых. И наша задача реализовать право граждан отдыхать на Севере!», – добавила она.
Все арктические территории по-своему уникальны, но, безусловно, имеют ряд различий. Объединяют их идентичные проблемы – главной точкой преткновения является инфраструктура, вернее сложности в ее возведении. Непростая логистика удорожает стройматериалы, к тому же и строительный сезон очень короткий – 2-3 месяца.
Замглавы Минвостокразвития Павел Волков напомнил, что вся территория АЗРФ является преференциальным режимом.
«Арктика требует особого подхода к регулированию, особенно это важно для эффективного привлечения инвесторов и компаний, которые смогли бы создать условия для продвижения туристической отрасли. В Арктике сегодня действуют преференции, которые позволяют реализовать свой проект с наименьшими рисками. Программа "Арктический гектар" также используется в целях туризма. Турист должен быть готов к форс-мажору, и принимающая сторона должна быть готова чем-то его занять. То, что мы видим, нужно пропагандировать и показывать. Вместе с этим необходимо работать над качеством предоставления туристических услуг», – добавил он.
Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо активнее обмениваться практиками регионов, отдельно отметив возможности круизного туризма и активного использования малой авиации. Общее мнение: у туризма в Арктике – большое будущее.
Увидеть огромный хвост кита, бьющий по морской глади, или подплыть к такому гиганту на расстояние вытянутой руки мечтают миллионы, но воплотить мечту в жизнь получается у немногих. Один из счастливчиков – фотограф из Москвы Валентин Морозов. Поездка на Шантарские острова в Хабаровском крае позволила ему увидеть морских исполинов и победить в конкурсе «Дальний Восток – земля приключений» в номинации «Лучшее путешествие с морским животным». В интервью EastRussia победитель рассказал о приключениях в бухте Врангеля и о составляющих успешного видео.
– Валентин, вы уже бывали на Дальнем Востоке или поездка на Шантары была первой?
– Я бывал на Дальнем Востоке: на Курильских островах, в Забайкальском крае, в Якутске, посещал Южный Сахалин.
– Получается, вы опытный путешественник по Дальнему Востоку.
– Можно и так сказать, но мне кажется, что мало опыта. Просто есть некоторые города в списке посещенных.
– А на Шантары вы ехали именно к китам?
– Да, все верно. Меня впечатлило то, что есть такое место на Дальнем Востоке, где обитают киты, где можно с ними поплавать на сапе.
– Путешествие на Шантары – удовольствие не из дешевых. Полученные впечатления, эмоции окупили поездку?
– На 100% окупили. Я вначале думал о том, что поездка на Шантарские острова – это дорого, но уже давно понял, что за эмоции надо платить – они инвестируются в будущее, остаются с тобой на протяжении всей жизни. Вот поэтому я точно могу сказать, что это того стоит. Да, конечно, отчасти это дорогая поездка, но она точно окупается эмоциями.
– А походные условия проживания и сложная дорога не смазывают впечатления? Не было желания плюнуть на все и уехать домой?
– Нет, на самом деле я привык к таким условиям, потому что я и в пешие туры ходил на десять дней, и на поезде десять дней ездил. Поэтому для меня такие походные условия, как на Шантарах – комфортные. Хочется иногда какого-то социального детокса, в таких путешествиях его получаешь. Иногда такого хочется, но максимум на месяц. Если больше, то не знаю, как проживу в таких условиях.
– В ролике вы говорите, что сложнее всего было спать в палатке во время шторма. А что еще доставляло неудобства, с чем приходилось бороться?
– На самом деле мне хотелось выйти еще куда-то дальше, не находиться в одном и том же месте, в одной бухте. Хотелось поменять локации, но из-за того, что была непогода, было невозможно выбраться и переместиться на более далекое расстояние. Еще одна сложность для меня – морская болезнь. Когда мы перемещались из одной бухты в другую, я боролся с ней. Ни у кого больше в команде ее не было, только у меня, поэтому все внимание было направлено на меня. А мне наоборот не хотелось, что на меня смотрели.
– Судя по тому, как вы бодро выглядите в ролике, получилось справиться с морской болезнью и ее последствиями.
– В первый раз, когда мы пять часов перемещались, это было сложно, я ехал с закрытыми глазами. Мы все время шли по морю медленно, и я справился с морской болезнью просто каким-то чудом.
– Видимо удача вам сопутствует, ведь вам еще и с погодой повезло. Бывает, что из-за туманов, из-за непогоды ни китов, ни моря не видно.
– Где-то за две недели до нашего приезда на Шантарах был сильнейший шторм, у туристов палатки снесло. Я подписан на одного блогера, и он публиковал видео снесенных палаток. Туристов тогда переместили в домики, они спали на кухне и, конечно, не ходили к китам. А нам реально с погодными условиями повезло. Вообще погода прекрасна в разных состояниях – и когда очень дерзкая и величественна, и когда спокойная.
– Увидеть китов – у многих мечта детства. А как в вашем случае?
– Не могу сказать, что это была прямо мечта детства, потому что мне казалось, что это нереально, что это какая-то сказка. Я знаю, что это есть, но я не думал, что сам смогу оказаться на месте людей с фотографий, где они плавают на сапах рядом с огромными китами. Когда я увидел в интернете такое фото, то сразу поставил себе цель – поплавать рядом с китами, увидеть их вживую.
– Каково, когда они проплывают на расстоянии вытянутой руки?
– Это оказалось страшно. Когда увидел размер кита под собой, у меня немножко тревога случилась. Все эмоции увеличились в десять раз уже после поездки, когда я начал осознавать, что со мной произошло: кит проплыл подо мной, я увидел, как он прыгает, видел то, что многие никогда в жизни не видели. Это настоящее вау. До сих пор не верится, что это было со мной.
– Вы видели китов не единожды, потом, наверное, уже не так было страшно?
– Да, киты появлялись каждый день, и было, действительно, уже не так страшно.
– Видео снимали по профессиональной привычке или специально для конкурса?
– О конкурсе я не знал, мне прислали ссылку где-то за неделю до его начала. И я подумал, что сниму видео. Я по профессии фотограф, но у меня есть оборудование и для видеосъемки: дрон, экшн-камера. Это мое хобби, но я не увлекался съемкой видео с путешествий. Но в этот раз решил организовать видеосъемку для конкурса.
– Вы называете свой дрон «Везунчик». Все ли ему удалось снять, что вы хотели? Повезло ли ему?
– Перед путешествием на Шантары у меня была поездка во Владивосток. Я был в бухте на острове Русский, и, представляете, разбил свой дрон в первый же день поездки. Сломались две лопасти, но, слава богу, что во Владивостоке нашелся мужчина, который мне продал другие лопасти. Просто не представляю, что бы я делал в бухте без дрона, потому что с берега видно китов, но с высоты птичьего полета они вообще по-другому смотрятся. Я специально назвал дрон «Везунчиком», чтобы он точно никогда не разбился, но, к сожалению, произошел такой случай.
– Но все равно повезло, что нашлись другие лопасти.
– Да, конечно. Мне все привезли, и буквально через пять часов у меня уже все было новенькое.
– Ваш ролик сопровождается закадровым текстом. Порой написать его – самое сложное во всем фильме. Как вы справлялись с этой задачей?
– Сквозь слезы и страдания (смеется). Я столько раз пытался собрать все мысли в текст, посидеть, перечитать, переписать, понять, что я хочу рассказать. Вы сделали правильный акцент на этом, потому что на текст я потратил, мне кажется, больше всего усилий.
– Победа в конкурсе была неожиданной или чувствовали, что должны занять первое место в своей номинации?
– Я смотрел ролики других участников и понимал, что вижу качественный материал, что другие авторы могут победить со своими путешествиями. Я верил в то, что меня заметят с таким путешествием, потому что мало таких видео, где вокруг тебя столько китов. И самое забавное, что в бухте я был с группой из Хабаровска, и там была супружеская пара, которая рассказала мне, что участвует в конкурсе про видео о путешествии на Дальнем Востоке.
– Часто люди говорят, что не хотят участвовать в этом конкурсе, потому что побеждают в нем участники, у которых есть видео с дрона, у кого техника профессиональная. Как считаете, только ли это залог успеха?
– Я считаю, что можно выиграть за счет эмоций, за счет интересного рассказа, за счет локации, потому что если у тебя путешествие, например, на вулкан, то это уже более выигрышно. Техника даст картинку, но может не дать никакого смысла. Недостаточно просто красиво что-то показать, важна начинка, суть. Техника – это бонус, а эмоции – точно шанс на победу. Даже сейчас я понимаю, что если бы переснимал ролик, то больше давал бы эмоций и каких-то рассказов, историй.
– Не хотите снова попробовать свои силы в следующем году?
– К сожалению, призерам нельзя участвовать в следующем сезоне конкурса.
– А если бы была возможность, приняли бы снова участие, может в другой номинации?
– Да, конечно. Вообще я бы с радостью посетил Дальний Восток зимой. Обязательно хочу побывать на Камчатке и на Чукотке. Мне многие говорят, что на Чукотке сурово, но меня это и привлекает больше всего. Хочется застать сложную погоду, посмотреть на это все. И очень хочу в Магадан, там такие красоты. Меня все это привлекает. Хочется отправиться в экспедицию по Дальнему Востоку, снимать ее. Я после участия в этом конкурсе увидел смысл в создании видеороликов про путешествия, потому что путешествую уже очень давно, но почему-то ленюсь или смущаюсь записывать ролики, говорить в них, делиться информацией, эмоциями, опять же. А теперь понимаю, что все это не зря, это дает свой отклик. Думаю, что нахожусь на правильном пути. Я рад, что сейчас все силы направлены на Дальний Восток, на его популяризацию, на его доступность.
– Валентин, дайте совет тем, кто, может быть, хотел участвовать в конкурсе, но засомневался и передумал.
– Советую обязательно участвовать в этом конкурсе, потому что, как говорится, лучше пожалеть, что попробовал, чем жалеть, что не попробовал. Мне еще нравится фраза о том, что лучшие кадры сняты на наши глаза, но я считаю, что все надо записывать на видео, делать фото, потому что через несколько лет это приносит безумные приятные эмоции и воспоминания о прожитых годах. И со временем эти эмоции увеличиваются в несколько раз. Я смотрю на предыдущие поездки, вспоминаю их благодаря каким-то кадрам, потому что память стирает какие-то фрагменты, вспоминаю, какие эмоции я переживал в этот момент. Поэтому настоятельно рекомендую записывать, снимать, делиться получившимся на конкурсе «Дальний Восток – земля приключений». Появится новое окружение, люди с общими интересами, возможно, вы найдете новых друзей, с которыми будете в дальнейшем путешествовать. Мне поездка на Шантары подарила друзей, с которыми я продолжаю общаться. Ведите архивы жизни, чтобы потом однажды сесть, пересмотреть их и сказать, что это все было не зря. И обязательно нужно делиться этими архивами, чтобы и других вдохновить, и показать, как прекрасна природа, как прекрасен мир.
Мишань — небольшой китайский город недалеко от российско-китайской границы. Здесь нет толп туристов и суеты мегаполисов, зато есть уютные улицы, ароматная уличная еда, бодрящие спа, вежливые продавцы и местное вино, которое не покидает пределы провинции. Город живет своим размеренным ритмом и предлагает редкий для приграничного Китая опыт — путешествие с акцентом на атмосферу, а не на суету.
Мишань маленький. Различные источники дают настолько непохожие данные о численности его населения (от десяти тысяч человек в 2010 году до почти 340 тысяч в позапрошлом), что остается вывести некое среднеарифметическое, забыть о цифрах и просто получать удовольствие. Мишань милый. По всем критериям это идеальный город для приграничного туризма – с национальным колоритом, вкусной едой, приятными покупками, отличными спа и очень гостеприимными местными жителями.
Для групповых туров из России Мишань открылся в 2017 году. Он избежал наплыва тех наших соотечественников, что ехали в ближний Китай, который для дальневосточников «не заграница», накачаться спиртным как не в себя, и начинали пить еще в пути. Мимо него прошло и время высокой покупательной способности рубля, когда все те же одиозные персонажи вели себя в приграничье словно интервенты. Такие застрявшие в начале 2000-ых типы встречаются и сейчас, но практически всегда получают окорот от своих же в группе. Времена изменились.
Такого понятия, как «кирпичи» (или, в другом варианте дальневосточного сленга, «помогаи») в Мишане тоже не существует. Вообще. Нет ни спроса, ни предложения. Путевки недороги, а рынки и магазины ориентированы сугубо на местного покупателя. Нет зазывал, приставал, вывески на русском идут дубляжом. Причем по большей части как для своих, информативные – про то, какие есть акции и скидки, про гололед и часы работы. Мишаньцы относятся к приезжим из РФ по-добрососедски, и число туристических групп постоянно растет, особенно в последние месяцы. В 2024-м пассажиропоток через погранпереход превысил 100 тысяч человек — рекорд.
Сейчас Мишань стабильно каждую неделю принимает как минимум три-четыре туристических группы из Владивостока, Уссурийска и приморского села Камень-Рыболов. Выезд по субботам – на три дня, по вторникам и пятницам – на четыре. Две владивостокские турфирмы – «Уссури-Трэвел» и «ВДКтур» подхватывают на ж-д вокзале Уссурийска хабаровчан и комсомольчан. Впрочем, ехать на три дня – это, как говорится, ни о чем – в дни приезда и отъезда львиная доля времени уйдет на дорогу. Бывает, что, выезжая на рассвете, в Мишань приезжают днем, а бывало, и вечером.
— Давайте считать. В 7 утра выезд из Владивостока, далее Уссурийск и прямая дорога до Турьего Рога — это четыре с половиной часа, ну, плюс-минус, это зависит от мастерства водителя и состояния дороги, — пишет в одной из интернет-групп, посвященных Мишаню, пользователь под ником Кот Кеша. - На границе вы будете в 11-11.30 по российскому времени, по китайскому это 9-9.30 — начало работы их пункта пропуска. На нашей границе автобусы начинают запускать в 11.
Туристические автобусы проходят границу в порядке живой очереди, пропуская перемещающиеся строго по расписанию рейсовые, большей частью примавтодоровские, или транспорт с детскими танцевальными коллективами. Каждый проходит границу примерно час. В идеале. В реальности – как повезет. Всегда может возникнуть что-нибудь непредвиденное типа засунутого не туда паспорта (ищет один, ждет вся группа, а ее – все остальные), а там и обеденный перерыв на таможне. Совет один – накачать фильмов, запастись вкусным и терпеть.
И это стоит того! В Мишане особая атмосфера. Лучше всего ее отражает информационный стенд на трех языках на одной из центральных улиц: «Мишань – город китайского очарования». Провинциальный, северный, сравнительно молодой. Здесь нет достопримечательностей с тысячелетней историей, зато есть уникальный объект индустриального туризма — винный завод. В Мишане выращивают самый северный в Китае виноград и делают уникальный местный айсвайн — десертное вино из подмороженного винограда. Ничуть не хуже, чем в Германии или Канаде.
— Наша компания занимается производством не только десертного и сухого вина, но еще водки, настойки, коньяка, чая, – рассказывает руководитель ООО «Сенхай» Ван Вэнь Хуэй, выбравший для общения с российскими туристами имя Петя. – Наш завод – полного цикла. Мы сами выращиваем и виноград, и травы, которые добавляем в настойку, сами собираем, сами перерабатываем, сами выдерживаем, перерабатываем и сами продаем. Ледяное вино делаем белое, красное и с травами, виноград для него снимаем в конце ноября – начале декабря, в первое достаточно холодное утро.
Такого вина в мире мало – сбор винограда, говорят знатоки, возможен только в течение нескольких часов. Мишаньское (очень достойное) вообще не продается за пределами Китая, причем разбирается по предварительным заказам еще собственно в провинции Хэйлунцзян. Роста объемов айсвайна тут не планируют – делают только для своих. На заводе после дегустации с пустыми руками не уходит никто. Бутылка белого айсвайна в подарочной упаковке там стоит 100 юаней, в одном из городских магазинов – столько же, в остальных чуть дороже, и дальше наценки только растут.
Монетизация экскурсий – дело святое. Турист по определению человек, готовый покупать. Но только в том случае, если не чувствует себя обманутым в ожиданиях и получает такие впечатления, о которых хочется сохранить память. В приграничном Китае с этим, как говорится, не очень. И дело даже не в том, что объекты показа нехороши, тут как раз все в порядке. Беда в экскурсоводах, вернее, в переводчиках. Российские руководители групп китайского практически не знают, и экскурсий не ведут.
Мишаньские же представители принимающей стороны хотя и упорно трудятся над великим и могучим, пока не так владеют им так, чтобы экскурсии можно было назвать полноценными.
Посещение винзавода же не оставляет россиян равнодушными благодаря знаниям и харизме Ван Вэнь Хуэя. Петя превосходно говорит по-русски и высокопрофессионален. Он улыбчив, приветлив, увлечен виноделием и откровенно гордится своим предприятием. Кстати, до пандемии винные туры были еще интереснее. Многие дальневосточники, оценившие и полюбившие Мишань, хотели бы повторения программы.
— Раньше экскурсии была продолжительной, почти на весь день, потому что кроме завода мы выезжали и на виноградники, и на плантации по выращиванию лекарственных трав, которые добавляются в вино и настойки, — вспоминает 26-летняя путешественница из Владивостока Оксана. – Иногда удавалось попасть на сбор винограда и даже в нем поучаствовать. Получали тогда огромное удовольствие. Петя говорит, он рад будет возобновить эти поездки, если туркомпании обратятся к нему с такой просьбой.
Пока же экскурсионный пакет Мишаня, как бы это помягче сказать, своеобразен. Китайская сторона, естественно, хочет заработать. И прикладывает для этого множество усилий.
— Мишаньские туры короткие. Для трехдневных поездок, особенно если путевка куплена летом как подарок ребенку, можно потратить день на выезд в аквапарк, — советует перворазникам опытная Оксана. — Обзорную экскурсию по городу лучше устроить себе самостоятельно, и лучше не в первый вечер, и, может быть, даже не в первый приезд. В маленьком Мишане легко ориентироваться, поездка в городских автобусах стоит всего юань (наменяйте заранее, сдачи не дают), такси по городу - шесть.
Потеряться невозможно. Для вящей гарантии хорошо взять в гостинице визитку и показать ее таксисту или просто прохожему. Помогут. Мишаньцы до сих пор фотографируются на улицах с россиянами, в супермаркетах подсказывают, какой товар лучше, вовлекают в танцы и тренировки. А у продавцов и большинства молодежи в телефонах установлены русско-китайские программы-переводчики. Но время экскурсий наступает у туристов только после главного.
Еда в Мишане вкусная. И ее много. Разной. И дорогая она только в паре туристических точек питания, которые, взяв на вооружение опыт Суйфэньхэ, готовят нечто псевдокитайское под российские пищевые привычки. Ну и русские блюда тоже. Многим, кстати, удобно, особенно если нужно накормить детей. Но самое лучшее – поступить, как советуют все путеводители, и ходить в заведения для местных. Они повсюду. А в центре параллельно главной торговой улице идет так называемая «улица еды».
— Вариантов просто бесчисленное количество. Местная кухня отличается от традиционной северной, привычные нам блюда имеют душевный домашний оттенок, - продолжает Оксана. – В мишаньском списке «must eat» с народными ценами – малатан и пельмени, здесь популярна сетка «Танцующий пельмень». Стоит поесть в мусульманской лапшичной. А десерты изумительны практически в любой кондитерской. В последние годы здесь торты и пирожные стали не только шикарны на вид, но и прекрасны на наш европейский вкус.
Для отдыха наиболее популярны два варианта — демократичная сауна «19 юаней» (это начальная цена за вход, остальные расходы пишутся на браслет) и новенький водный дворец в гостинице «Ханка». И, наконец, покупки. В городе китайского очарования есть какое-то количество брендовых точек (дорого, бывают скидки), однако основная торговля идет за счет государственных (тут их называют социальные) магазинов с низкими ценами, скидками и лотереями. Частники везут вещи в основном из Кореи, причем в единичных экземплярах, что гарантирует покупателям неповторимый аутфит.
Те, кто бывает в Мишане часто, говорят в один голос – вот ничего не планировали приобретать, только отдохнуть, а набрали всякого нужного столько, что пришлось покупать сумки и всерьез опасаться перевеса. Как выбрать это самое нужное в мире иероглифов? Нужно знать, куда пойти и что купить. В этом очень помогает чат «Мишань в моем сердце», в вольном переводе «Мишань, во ай ни – я тебя люблю». Его в ноябре 2023 года создала 28-летняя Марина Котова из Владивостока.
— Назвала я его «Мишань в моем сердце». Об этом городе очень мало информации, а я ей обладаю, потому что очень давно и очень часто туда езжу, решила поделиться с другими людьми. Подписчиков на тот момент было немного, 50 или 100 человек, — вспоминает Марина. — Сейчас уже более шести тысяч. Так получилось, что канал стал очень живым — благодаря подписчикам. То есть они очень хорошие люди, очень деятельные люди. Они часто помогают друг другу, даже без помощи модератора.
Этот канал и связанные с ним («Цзиси в моем сердце», «Марина в Мишане») отвечают на вопросы новичков, отчитываются о проверенных местах, дают обзоры товаров, рассказывают об удачных и неудачных покупках. Там даже есть игра, помогающая лучше узнать город и наладить общение с горожанами. Марина Котова говорит, много думала, как сделать так, чтобы китайцы и русские друг с другом взаимодействовали. И в первый раз оставила для подписчиков10 юаней в фудкорте в подземной галерее у Ли Син, одной из поваров-продавщиц.
Чтобы их получить, нужно было по видеоинструкции первым прийти к Ли Син и сказать: «Мишань, во ай ни». Потом оставляла 10 юаней в других кафе, прятала в парках, у памятников, в храме. Сейчас готовит подписчикам новый сюрприз, какой — пока секрет.
Места, которые вам понравятся
От Марины Котовой - любознательным путешественникам
Прогулка по городу
Если именно ходить пешком, можно много чего увидеть. Практически шаговой доступности от центра есть площадь «12 арок». Мишань тоже очень интересен, можно погулять, зайти в любые проулки, архитектура очень разная, даже некоторые рядом стоящие дома друг на друга не похожи.
Медовая гора
Она находится в пригороде Мишаня, ехать примерно минут 30-40. Подниматься вверх два часа, и на вершине ты ощущаешь очень большой прилив эмоций и видишь просто нереальные красоты. Открывается вид на озеро Ханка вдали. Рядом ветряки, которые всегда видно, когда мы едем на автобусе в сторону Мишаня. Гора прямо над ними. Пагода, ради вида на которую, кстати, все туда и идут.
Парк лотосов
По-китайски называется парк Хэся. Интересная архитектура у него. Его можно посетить и летом, и зимой. Летом можно увидеть озеро, различные скульптуры по периметру парка. Там можно посидеть на лавочках, подышать свежим воздухом, покататься на катамаранах. Зимой — прокат коньков, тюбинговая трасса – место, где хорошо провести время и отдохнуть.
Парк каллиграфии
В основном здесь стоит побывать в летнее время и в начале осени. При входе — озеро с лотосами. Есть очень красивые прогулочные площадки, этническая атмосфера. Галереи с каменными досками, с каллиграфией — более 2000 работ известных мастеров Китая. Есть галерея, которая похожа на лабиринт. там очень живописно, можно даже просто приехать устроить фотосессию.
Буддийский храм Хунфа
Это место посещают все туристы. Храм на самом деле не очень большой, по сравнению с теми, что в других приграничных городах, но в нем чувствуется умиротворение и спокойствие.
Рядом с храмом находится музей Северо-Восточной авиационной школы. На улице находятся самолеты разных моделей и военная российская техника. Внутри (вход свободный) находятся различные артефакты, относящиеся к обучению военных летчиков.
Там рассказывается об их достижениях, об их наградах, о том, как они воевали.
Ну и вообще много полезной исторической информации.
Озеро Ханка
Многие китайцы приезжают в Мишань для того, чтобы увидеть Ханку. И я считаю, что русским туристам тоже стоит сделать это именно с китайской стороны. Там расположена большая видовая площадка, ее можно посетить только в летнее время. Но вид открывается очень хороший, атмосферный. Очень красивые фотографии получаются.
Плюс практически рядом располагается Музей озера Синкай (это китайское название озера Ханка). В этом музее очень много информации о быте людей, которые населяли этот район, о растительности, которая там была раньше и теперь, птицах, рыбах, животных. Все наглядно, есть интерактивные элементы.
Еще советую посетить аквакультурную ферму. Тоже очень классно сделаны площадка, парк, прогулочные зоны.