В Приморье автолюбители заметили истощенного дальневосточного леопарда. Специалисты национального парка «Земля леопарда» и сотрудники краевого министерства природы приняли решение отыскать животное, чтобы оказать ему помощь.
В нацпарке «Земля леопарда» уточнили, что хищника не раз видели у трассы в Уссурийске, в десятках километров от парка, где обитает дикая популяция редких животных. Сейчас состояние кошки вызывает у специалистов опасения, поэтому в парке приняли решение организовать поиски леопарда. В дальнейшем планируется, что животному окажут ветеринарную помощь и, при необходимости, отправят на реабилитацию.
На сегодняшний день в национальном парке «Земля леопарда» обитает 129 взрослых особей и 14 котят дальневосточного леопарда. Имеет охранный статус «на грани исчезновения».
Август 2023-го россиянам, и в особенности дальневосточникам, запомнится паводками катастрофической силы, которые затопили сотни домов и нарушили транспортное сообщение в Приморье. Отдыхающих на пляжах юга Дальнего Востока, оказавшихся заложниками стихии в курортной Андреевке, пришлось эвакуировать военным морякам – их вывезли на борту большого десантного корабля «Николай Вилков». Герой, в честь которого назван корабль, 78 лет назад погиб в боях за острова Курильской гряды – Николай Вилков совершил подвиг, за который получил звание «Герой Советского Союза». В дни окончания военных действий на Дальнем Востоке в сентябре 1945-го мы вспоминаем дальневосточных героев.
По рождению Николай Вилков дальневосточником не был, он им стал, когда очутился на Камчатке. Свой трудовой путь, родившийся в 1918 году в далекой от Дальнего Востока Ивановской области юноша, начал, конечно же, текстильщиком – на фабрике «Парижская коммуна».
Затем был речной техникум и работа на речных судах: сначала на Волге, потом на Енисее, затем на Ангаре, где он дослужился до помощника капитана парохода «Максим Горький». В 1939 году Николай Вилков перешел в военно-морской флот. Служил на Петропавловской военно-морской базе Тихоокеанского флота.
Когда началась советско-японская война, Вилков числился боцманом плавбазы «Север» в звании старшина первой статьи. Война эта была скоротечной, но кровопролитной. Особенно сложно было штурмовать Курильские острова, которые японцы сильно укрепили - десант высаживался прямо в море, многие попросту не доплывали, а кто выбирался на сушу, попадал под шквальный огонь противника. Причем, не только пулеметов, но и танков «Ха-го», «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха», которые до сих пор можно встретить на острове Шумшу.
18 августа десант, в составе которого был и Николай Вилков, штурмовал укрепленные позиции японцев на Шумшу: здесь располагалась пехотная бригада, крепостной артиллерийский полк и до 60 танков.
В итоге восемь японских танков были подбиты, десант двинулся вглубь острова на высоту 171, но его остановил кинжальный огонь двухамбразурного дзота, которые, кстати, стоят на острове до сих пор. Вилков и матрос Петр Ильичев подползли к дзоту и попытались забросать его гранатами, но это не помогло. Тогда они повторили подвиг, который уже не раз свершался на полях Великой Отечественной и советско-японской войн – закрыли амбразуру своими телами: Вилков бросился на правую амбразуру, Ильичев – на левую.
Их похоронили здесь же, на высоте 171.
К 1945-ому о подвигах Гастелло и Матросова знали практически все: фронтовые газеты сделали свое дело, неделей ранее появился свой – «дальневосточный Матросов» – Николай Голубков, который на второй день советско-японской войны закрыл собой амбразуру японского дзота в китайском городе Фуюань, его освобождала Краснознаменная Амурская флотилия. Должен был такой герой появиться и на Курилах, в итоге их оказалось двое.
Кстати, изначально Ильичеву не было присвоено вообще никакого звания. Его подвиг много позже «раскопал» журналист Александр Гритченко, который со слов очевидцев восстановил детали того боя и написал книгу «Путь к подвигу». Благодаря его стараниям, в 1958 году подвиг матроса признали на официальном уровне и присвоили Ильичеву звание «Герой СССР».
Николаю Вилкову звание Героя Советского Союза дали практически сразу же - 14 сентября 1945 года, ему также вручили Орден Ленина и «Золотую звезду». Мемориальные доски в его честь установлены в городах, где он успел «отметиться»: Наволоках, где родился, Нижнем Новгороде, где учился в речном техникуме, Иркутске, где бороздил Ангару, Петропавловске-Камчатском и Вилючинске, где служил.
Но, пожалуй, самое значимое увековечивание памяти для моряка – это корабль, названный в его честь.
Большой десантный корабль «Николай Вилков» «появился на свет» тоже далеко от Дальнего Востока – на заводе «Янтарь» в Калининграде. Всего было построено четыре корабля этой серии, «Николай Вилков» ее замкнул. Кстати, свое имя корабль получил еще на стапелях. Построили его в рекордные сроки – за два года, уже в начале 70-х он отправился нести службу на Тихоокеанском флоте.
Практически сразу начались дальние походы: Индийский океан, Эфиопия, Персидский залив, Вьетнам, Окинава. Были даже боевые столкновения: на рейде Адена БДК обстреляли из пулеметов, пришлось выгнать на аппарель танки, а в Южно-Китайском районе ночью пираты приняли военный корабль за гражданский сухогруз (он действительно на него похож, так как за основу проекта был взят «мирный» сухогруз) и пытались автоматной очередью остановить его. Каким же было удивление пиратов, когда по ним был открыт ответный огонь из зенитной корабельной артустановки.
Сегодня «Николай Вилков» постоянно участвует в учениях от Приморья до Чукотки. А иногда, как сейчас, оказывает помощь и гражданскому населению.
Но были и другие «Николаи Вилковы» на воде – два речных труженика на Ангаре, названные в его честь, но их уже давно списали. Или, к примеру, рыболовный траулер, где капитаном был его друг, тоже Герой, но социалистического труда, Константин Числов. Он служил на Камчатке вместе в Вилковым, вместе из Авачинской бухты отправились штурмовать Курилы.
Позже, не раз проходя Первым курильским проливом, Числов выходил на капитанский мостик и в бинокль рассматривал Шумшу – остров, где в братской могиле остался его друг и боевой товарищ. Примечательно, что в капитаны судна, названного в честь его друга, Числов попросился сам. Тогда он уже командовал «передовиком» рыболовного промысла – траулером «Соликамск», но решил перейти на «отстающего», на «Николая Вилкова». Через девять месяцев Числов вывел экипаж судна в лидеры.
Позже Числов пригласил мать Николая побывать на борту траулера, названного в честь его сына, выслал е денег на дорогу. Женщина, несмотря на преклонный возраст, приехала на полуостров. И все время крестилась и молилась за рыбаков, хотя это и было не принято в Советском Союзе.
Потрясения 2022 года затронули все сферы жизни, включая медицину. В Хабаровском федеральном кардиоцентре нашли ответ на все вызовы – в том числе и на санкционные. Главный врач Евгений Россейкин рассказал EastRussia, как сам пациент может помочь в процессе импортозамещения при операции по замене клапана (спойлер – не деньгами!) и какие у Центра есть поводы для гордости.
Евгений Россейкин, главный врач Хабаровского Федеральногоцентра сердечно-сосудистой хирургии
фото: EastRussia
Стационарный оптимизм
Извлечь максимум из возможного – так можно описать настрой коллектива Хабаровского кардиоцентра. С первых дней работы этого медучреждения, помимо решения чисто профессиональных медицинских задач, пришлось справляться с великим множеством сопутствующих, которые, впрочем, так или иначе влияли на главное предназначение Центра – оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Что это за задачи? Это и перенос неправильно проложенных труб в подвалах, и необходимость наладить собственную водоподготовку, и осознание того, что запроектированных в здании операционных не хватает, а значит нужно проектировать и строить новые. Это не просто «снести перегородки» – это решение целого комплекса вопросов по подведению отсутствующих в проекте коммуникаций, это соблюдение строжайших санитарных норм. А тут начинается пандемия и Центру нужно на пустом месте создать свою ПЦР-лабораторию… Продолжать можно долго.
И, видимо, благодаря полученной закалке, когда часть стран объявила о вводе санкций в отношении России, в Центре не было ни намёка на нервозность. Стали думать и придумывать – что можно и нужно сделать, чтобы ни в коем случае не останавливать прием пациентов и проведение операций. Что из расходников и оборудования можно заменить на отечественные аналоги, что-то закупить в Китае, Индии, других дружественных странах.
«Механические клапаны мы уже много лет используем только отечественные, - говорит Евгений Россейкин. - Биологические клапаны тоже делают у нас в стране. Есть отечественные компании, выпускающие стенты хорошего качества. Что касается «большой хирургии», тут много что заменяется нашими изделиями.
В рентген-хирургии тоже многое заменяется отечественной продукцией – и высокотехнологичные катетеры, баллоны и тому подобное. В аритмологии мы также стараемся максимум позиций заменить отечественными изделиями, или ищем альтернативы, например, в Китае.
Когда тебя прижимают, ты вынужден что-то придумывать. С одной стороны это, конечно неудобно, с другой стороны – хорошо: находятся новые пути, часто более эффективные».
Принять участие в импортозамещении могут сами пациенты, которым необходима замена клапана. Они бывают механические, биологические, есть такие, которые можно сделать из того, что есть у самого пациента – из сердечной сумки, оболочки, которая окружает сердце. Из неё делается аортальный клапан. Технологию предложил японский автор – Озаки, операция получила его имя. В России её могут сделать считанные кардиоцентры, и хабаровский – в их числе.
Оперирует главврач
фото: пресс-служба Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии
«Это сложная технология, но если мы говорим об импортозамещении, или про то, где найти деньги, то вот вам ответ, - поясняет Евгений Россейкин. - Мы можем меньше закупить клапанов, делать больше операций Озаки, а высвободившуюся сумму направить на другие направления. Жизнь ставит нам условия, мы на них реагируем, становясь в итоге умнее и изобретательнее».
Свобода манёвра есть практически всегда, считает главврач. Надо просто её видеть и уметь воспользоваться. Вот пример: кардиоцентр получает от государства четко определенную сумму, которая складывается из просчитываемых параметров. Учитываются все возможности учреждения – оборудование, количество специалистов, их профиль и тп. Каждая операция имеет свою цену, и количество операций каждого типа прописано в плане. Однако если проанализировать деятельность кардиоцентра за прошлый год, можно увидеть, что по факту операций сделано больше, чем намечалось. Как это происходит?
«Мы не работаем так, что на конкретную методику выделили определенное количество денег и мы должны «налечить» на всю сумму, - рассказывает Евгений Россейкин. - Нет, мы делаем всё, что необходимо, и всегда проводим тщательную калькуляцию, чтобы по возможности минимизировать затраты, конечно же, не в ущерб пациенту. Высвобождающиеся средства перекрывают затраты на пациентов сверх квоты. А за счет того, что у нас большое количество пациентов, у нас есть возможность оперировать тех больных, от которых многие медицинские организации отказываются, понимая, что его лечение обойдётся в 2-3 раза дороже».
В Хабаровске МРТ сердца делают только в Центре
фото: пресс-служба Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии
Понимая, что кардиоцентр - последняя инстанция, что если здесь откажут, пациенту больше некуда будет обратиться, тут берут на себя не только экономические риски, но и клинические: самых тяжёлых пациентов, «отказников». Тех, кому в других больницах помочь не смогли.
Кому и чем помогают
«Мне очень нравится вот такое сравнение, – говорит Евгений Владимирович – есть в Барселоне футбольный стадион «Камп ноу», он вмещает 100 000 человек, именно столько прошло всего пациентов через наш Центр с момента открытия. А в Санкт-Петербурге есть «Газпром Арена» - он вмещает чуть больше 60 000 человек – это пролеченные нами жители Хабаровского края».
Стадион Камп-Ноу (сверху) и Зенит-арена
Из «открытых» высокотехнологичных операций на сердце и сосудах чаще всего приходится делать аортокоронарное шунтирование. Среди «закрытых» лидирует ангиопластика со стентированием коронарных артерий. Помогают здесь и пациентам с врожденными пороками сердца, имплантируют кардиостимуляторы. Лечат и мерцательную аритмию. Это очень сложная операция, которая требует проведения картирования сердца, чтобы понимать, в каких очагах происходит сбой ритма. Затем производится прижигание этих зон, чтобы предотвратить прохождение этого патологического сигнала.
В этом году в Центре освоили альтернативу аортокоронарному шунтированию: ротаблацию – операцию по удалению атеросклеротических коронарных бляшек при тяжелом, сложном кальцинозе, когда они твердостью не уступают камню. Ротаблатор - это алмазный бур, который подводят к бляшке и он размалывает её на мельчайшие фрагменты, открывая просвет сосуда.
Приезжают в Центр не только дальневосточники, хотя в первую очередь, конечно же, они. Приезжают пациенты и из Нижнего Новгорода, и из Москвы. Любой гражданин РФ, вне зависимости от территории проживания, может попасть на лечение в Центр, всё, что нужно для этого сделать - направить документы на заочную консультацию. Столь же впечатляющ, как и география, возрастной диапазон пациентов – тут лечат всех, и новорожденных, и тех, кому за 90 лет.
У хирургов Центра есть успешный опыт помощи новорождённым - всего на вторые сутки их жизни
фото: пресс-служба Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии
В год через Центр проходит от 8 тысяч пациентов – включая дневной стационар, где тоже оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь. В 2022 году лечение получили около 11000 человек.
Сердечные радости
Какие бы не случились потрясения, важно делать своё дело, добиваться достижения целей и тогда появятся поводы для законной гордости, считает Евгений Россейкин. Эти поводы могут быть как внушительных размеров, так и совсем небольшими, но тоже очень-очень важными. Вот, например, гордостью всего коллектива стало строительство новой рентген-операционной для дневного стационара. Чтобы воплотить это, пришлось напрячься всем и каждому. Другой повод – не менее масштабен – новый ангиограф.
«Но не только новая техника предмет моей гордости, - говорит Евгений Россейкин. – Вот вы были в операционной, обратили внимание на цветные линии на полу? Они определяют положение всего движимого инвентаря в каждый период времени – перед операцией, когда привозят больного, когда операция проводится. Это, казалось бы мелочи, но очень важные мелочи. Они исключают ненужные усилия, экономят время, создают комфорт в работе, и, в конечном итоге, влияют на результат операции. Подъехать с пациентом к столу – это целая наука, так чтобы и врачам было удобно, и чтобы аппаратуру дорогостоящую не задеть.
Те самые цветные линии на полу операционной
фото: EastRussia
Конечно, в этом списке и новые технологии, уникальные операции, которые мы, благодаря им, можем проводить. Тот же Озаки, про который я уже рассказывал. Безусловно, это тоже повод для моей, для нашей общей гордости. И то, что мы делаем малоинвазивные вмешательства – без рассечения грудной клетки. Например, операции по замене клапана через бедро, операции при аневризме аорты с новыми технологиями, и рентгенэндоваскулярная хирургия у нас работает (рентгенэндоваскулярная хирургия - операции на сосудах, когда контроль за действиями хирурга ведётся с помощью высокотехнологичного рентгеновского оборудования – прим. ред.). Если на чистоту – многие поводы для гордости будут понятны только профессионалу и их перечисление займёт много времени. Поэтому просто скажу – практически все существующие современные технологии используются в нашем Центре, мы не занимаемся трансплантацией сердца в силу других причин, не в силу технических, хотя делать мы это умеем.
За год до 8000 пациентов проходят через операционные и дневной стационар Центра
фото: EastRussia
Если вы походите, посмотрите, как у нас тут всё организовано, то вы людей в коридорах слоняющихся не увидите. Все заняты. Все в операционных, в лабораториях, в диагностических кабинетах. Всё работает как механизм, как часы – из операционной пациента вывезли, убрали, навели порядок, 30 минут – и завозится следующий пациент. В рентген-хирургии 15 минут исследование сделали, вывезли, завезли другого… и так на всех уровнях, во всех отделениях. Происходит такой круговорот, насыщенный к тому же такими технологиями, о которых лет 30 назад мы и не мечтали. Всё постоянно в движении! А движение, как известно – жизнь!»