В Приморье автолюбители заметили истощенного дальневосточного леопарда. Специалисты национального парка «Земля леопарда» и сотрудники краевого министерства природы приняли решение отыскать животное, чтобы оказать ему помощь.
В нацпарке «Земля леопарда» уточнили, что хищника не раз видели у трассы в Уссурийске, в десятках километров от парка, где обитает дикая популяция редких животных. Сейчас состояние кошки вызывает у специалистов опасения, поэтому в парке приняли решение организовать поиски леопарда. В дальнейшем планируется, что животному окажут ветеринарную помощь и, при необходимости, отправят на реабилитацию.
На сегодняшний день в национальном парке «Земля леопарда» обитает 129 взрослых особей и 14 котят дальневосточного леопарда. Имеет охранный статус «на грани исчезновения».
Август 2023-го россиянам, и в особенности дальневосточникам, запомнится паводками катастрофической силы, которые затопили сотни домов и нарушили транспортное сообщение в Приморье. Отдыхающих на пляжах юга Дальнего Востока, оказавшихся заложниками стихии в курортной Андреевке, пришлось эвакуировать военным морякам – их вывезли на борту большого десантного корабля «Николай Вилков». Герой, в честь которого назван корабль, 78 лет назад погиб в боях за острова Курильской гряды – Николай Вилков совершил подвиг, за который получил звание «Герой Советского Союза». В дни окончания военных действий на Дальнем Востоке в сентябре 1945-го мы вспоминаем дальневосточных героев.
По рождению Николай Вилков дальневосточником не был, он им стал, когда очутился на Камчатке. Свой трудовой путь, родившийся в 1918 году в далекой от Дальнего Востока Ивановской области юноша, начал, конечно же, текстильщиком – на фабрике «Парижская коммуна».
Затем был речной техникум и работа на речных судах: сначала на Волге, потом на Енисее, затем на Ангаре, где он дослужился до помощника капитана парохода «Максим Горький». В 1939 году Николай Вилков перешел в военно-морской флот. Служил на Петропавловской военно-морской базе Тихоокеанского флота.
Когда началась советско-японская война, Вилков числился боцманом плавбазы «Север» в звании старшина первой статьи. Война эта была скоротечной, но кровопролитной. Особенно сложно было штурмовать Курильские острова, которые японцы сильно укрепили - десант высаживался прямо в море, многие попросту не доплывали, а кто выбирался на сушу, попадал под шквальный огонь противника. Причем, не только пулеметов, но и танков «Ха-го», «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха», которые до сих пор можно встретить на острове Шумшу.
18 августа десант, в составе которого был и Николай Вилков, штурмовал укрепленные позиции японцев на Шумшу: здесь располагалась пехотная бригада, крепостной артиллерийский полк и до 60 танков.
В итоге восемь японских танков были подбиты, десант двинулся вглубь острова на высоту 171, но его остановил кинжальный огонь двухамбразурного дзота, которые, кстати, стоят на острове до сих пор. Вилков и матрос Петр Ильичев подползли к дзоту и попытались забросать его гранатами, но это не помогло. Тогда они повторили подвиг, который уже не раз свершался на полях Великой Отечественной и советско-японской войн – закрыли амбразуру своими телами: Вилков бросился на правую амбразуру, Ильичев – на левую.
Их похоронили здесь же, на высоте 171.
К 1945-ому о подвигах Гастелло и Матросова знали практически все: фронтовые газеты сделали свое дело, неделей ранее появился свой – «дальневосточный Матросов» – Николай Голубков, который на второй день советско-японской войны закрыл собой амбразуру японского дзота в китайском городе Фуюань, его освобождала Краснознаменная Амурская флотилия. Должен был такой герой появиться и на Курилах, в итоге их оказалось двое.
Кстати, изначально Ильичеву не было присвоено вообще никакого звания. Его подвиг много позже «раскопал» журналист Александр Гритченко, который со слов очевидцев восстановил детали того боя и написал книгу «Путь к подвигу». Благодаря его стараниям, в 1958 году подвиг матроса признали на официальном уровне и присвоили Ильичеву звание «Герой СССР».
Николаю Вилкову звание Героя Советского Союза дали практически сразу же - 14 сентября 1945 года, ему также вручили Орден Ленина и «Золотую звезду». Мемориальные доски в его честь установлены в городах, где он успел «отметиться»: Наволоках, где родился, Нижнем Новгороде, где учился в речном техникуме, Иркутске, где бороздил Ангару, Петропавловске-Камчатском и Вилючинске, где служил.
Но, пожалуй, самое значимое увековечивание памяти для моряка – это корабль, названный в его честь.
Большой десантный корабль «Николай Вилков» «появился на свет» тоже далеко от Дальнего Востока – на заводе «Янтарь» в Калининграде. Всего было построено четыре корабля этой серии, «Николай Вилков» ее замкнул. Кстати, свое имя корабль получил еще на стапелях. Построили его в рекордные сроки – за два года, уже в начале 70-х он отправился нести службу на Тихоокеанском флоте.
Практически сразу начались дальние походы: Индийский океан, Эфиопия, Персидский залив, Вьетнам, Окинава. Были даже боевые столкновения: на рейде Адена БДК обстреляли из пулеметов, пришлось выгнать на аппарель танки, а в Южно-Китайском районе ночью пираты приняли военный корабль за гражданский сухогруз (он действительно на него похож, так как за основу проекта был взят «мирный» сухогруз) и пытались автоматной очередью остановить его. Каким же было удивление пиратов, когда по ним был открыт ответный огонь из зенитной корабельной артустановки.
Сегодня «Николай Вилков» постоянно участвует в учениях от Приморья до Чукотки. А иногда, как сейчас, оказывает помощь и гражданскому населению.
Но были и другие «Николаи Вилковы» на воде – два речных труженика на Ангаре, названные в его честь, но их уже давно списали. Или, к примеру, рыболовный траулер, где капитаном был его друг, тоже Герой, но социалистического труда, Константин Числов. Он служил на Камчатке вместе в Вилковым, вместе из Авачинской бухты отправились штурмовать Курилы.
Позже, не раз проходя Первым курильским проливом, Числов выходил на капитанский мостик и в бинокль рассматривал Шумшу – остров, где в братской могиле остался его друг и боевой товарищ. Примечательно, что в капитаны судна, названного в честь его друга, Числов попросился сам. Тогда он уже командовал «передовиком» рыболовного промысла – траулером «Соликамск», но решил перейти на «отстающего», на «Николая Вилкова». Через девять месяцев Числов вывел экипаж судна в лидеры.
Позже Числов пригласил мать Николая побывать на борту траулера, названного в честь его сына, выслал е денег на дорогу. Женщина, несмотря на преклонный возраст, приехала на полуостров. И все время крестилась и молилась за рыбаков, хотя это и было не принято в Советском Союзе.
Потрясения 2022 года затронули все сферы жизни, включая медицину. В Хабаровском федеральном кардиоцентре нашли ответ на все вызовы – в том числе и на санкционные. Главный врач Евгений Россейкин рассказал EastRussia, как сам пациент может помочь в процессе импортозамещения при операции по замене клапана (спойлер – не деньгами!) и какие у Центра есть поводы для гордости.
Евгений Россейкин, главный врач Хабаровского Федеральногоцентра сердечно-сосудистой хирургии
фото: EastRussia
Стационарный оптимизм
Извлечь максимум из возможного – так можно описать настрой коллектива Хабаровского кардиоцентра. С первых дней работы этого медучреждения, помимо решения чисто профессиональных медицинских задач, пришлось справляться с великим множеством сопутствующих, которые, впрочем, так или иначе влияли на главное предназначение Центра – оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Что это за задачи? Это и перенос неправильно проложенных труб в подвалах, и необходимость наладить собственную водоподготовку, и осознание того, что запроектированных в здании операционных не хватает, а значит нужно проектировать и строить новые. Это не просто «снести перегородки» – это решение целого комплекса вопросов по подведению отсутствующих в проекте коммуникаций, это соблюдение строжайших санитарных норм. А тут начинается пандемия и Центру нужно на пустом месте создать свою ПЦР-лабораторию… Продолжать можно долго.
И, видимо, благодаря полученной закалке, когда часть стран объявила о вводе санкций в отношении России, в Центре не было ни намёка на нервозность. Стали думать и придумывать – что можно и нужно сделать, чтобы ни в коем случае не останавливать прием пациентов и проведение операций. Что из расходников и оборудования можно заменить на отечественные аналоги, что-то закупить в Китае, Индии, других дружественных странах.
«Механические клапаны мы уже много лет используем только отечественные, - говорит Евгений Россейкин. - Биологические клапаны тоже делают у нас в стране. Есть отечественные компании, выпускающие стенты хорошего качества. Что касается «большой хирургии», тут много что заменяется нашими изделиями.
В рентген-хирургии тоже многое заменяется отечественной продукцией – и высокотехнологичные катетеры, баллоны и тому подобное. В аритмологии мы также стараемся максимум позиций заменить отечественными изделиями, или ищем альтернативы, например, в Китае.
Когда тебя прижимают, ты вынужден что-то придумывать. С одной стороны это, конечно неудобно, с другой стороны – хорошо: находятся новые пути, часто более эффективные».
Принять участие в импортозамещении могут сами пациенты, которым необходима замена клапана. Они бывают механические, биологические, есть такие, которые можно сделать из того, что есть у самого пациента – из сердечной сумки, оболочки, которая окружает сердце. Из неё делается аортальный клапан. Технологию предложил японский автор – Озаки, операция получила его имя. В России её могут сделать считанные кардиоцентры, и хабаровский – в их числе.
Оперирует главврач
фото: пресс-служба Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии
«Это сложная технология, но если мы говорим об импортозамещении, или про то, где найти деньги, то вот вам ответ, - поясняет Евгений Россейкин. - Мы можем меньше закупить клапанов, делать больше операций Озаки, а высвободившуюся сумму направить на другие направления. Жизнь ставит нам условия, мы на них реагируем, становясь в итоге умнее и изобретательнее».
Свобода манёвра есть практически всегда, считает главврач. Надо просто её видеть и уметь воспользоваться. Вот пример: кардиоцентр получает от государства четко определенную сумму, которая складывается из просчитываемых параметров. Учитываются все возможности учреждения – оборудование, количество специалистов, их профиль и тп. Каждая операция имеет свою цену, и количество операций каждого типа прописано в плане. Однако если проанализировать деятельность кардиоцентра за прошлый год, можно увидеть, что по факту операций сделано больше, чем намечалось. Как это происходит?
«Мы не работаем так, что на конкретную методику выделили определенное количество денег и мы должны «налечить» на всю сумму, - рассказывает Евгений Россейкин. - Нет, мы делаем всё, что необходимо, и всегда проводим тщательную калькуляцию, чтобы по возможности минимизировать затраты, конечно же, не в ущерб пациенту. Высвобождающиеся средства перекрывают затраты на пациентов сверх квоты. А за счет того, что у нас большое количество пациентов, у нас есть возможность оперировать тех больных, от которых многие медицинские организации отказываются, понимая, что его лечение обойдётся в 2-3 раза дороже».
В Хабаровске МРТ сердца делают только в Центре
фото: пресс-служба Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии
Понимая, что кардиоцентр - последняя инстанция, что если здесь откажут, пациенту больше некуда будет обратиться, тут берут на себя не только экономические риски, но и клинические: самых тяжёлых пациентов, «отказников». Тех, кому в других больницах помочь не смогли.
Кому и чем помогают
«Мне очень нравится вот такое сравнение, – говорит Евгений Владимирович – есть в Барселоне футбольный стадион «Камп ноу», он вмещает 100 000 человек, именно столько прошло всего пациентов через наш Центр с момента открытия. А в Санкт-Петербурге есть «Газпром Арена» - он вмещает чуть больше 60 000 человек – это пролеченные нами жители Хабаровского края».
Стадион Камп-Ноу (сверху) и Зенит-арена
Из «открытых» высокотехнологичных операций на сердце и сосудах чаще всего приходится делать аортокоронарное шунтирование. Среди «закрытых» лидирует ангиопластика со стентированием коронарных артерий. Помогают здесь и пациентам с врожденными пороками сердца, имплантируют кардиостимуляторы. Лечат и мерцательную аритмию. Это очень сложная операция, которая требует проведения картирования сердца, чтобы понимать, в каких очагах происходит сбой ритма. Затем производится прижигание этих зон, чтобы предотвратить прохождение этого патологического сигнала.
В этом году в Центре освоили альтернативу аортокоронарному шунтированию: ротаблацию – операцию по удалению атеросклеротических коронарных бляшек при тяжелом, сложном кальцинозе, когда они твердостью не уступают камню. Ротаблатор - это алмазный бур, который подводят к бляшке и он размалывает её на мельчайшие фрагменты, открывая просвет сосуда.
Приезжают в Центр не только дальневосточники, хотя в первую очередь, конечно же, они. Приезжают пациенты и из Нижнего Новгорода, и из Москвы. Любой гражданин РФ, вне зависимости от территории проживания, может попасть на лечение в Центр, всё, что нужно для этого сделать - направить документы на заочную консультацию. Столь же впечатляющ, как и география, возрастной диапазон пациентов – тут лечат всех, и новорожденных, и тех, кому за 90 лет.
У хирургов Центра есть успешный опыт помощи новорождённым - всего на вторые сутки их жизни
фото: пресс-служба Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии
В год через Центр проходит от 8 тысяч пациентов – включая дневной стационар, где тоже оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь. В 2022 году лечение получили около 11000 человек.
Сердечные радости
Какие бы не случились потрясения, важно делать своё дело, добиваться достижения целей и тогда появятся поводы для законной гордости, считает Евгений Россейкин. Эти поводы могут быть как внушительных размеров, так и совсем небольшими, но тоже очень-очень важными. Вот, например, гордостью всего коллектива стало строительство новой рентген-операционной для дневного стационара. Чтобы воплотить это, пришлось напрячься всем и каждому. Другой повод – не менее масштабен – новый ангиограф.
«Но не только новая техника предмет моей гордости, - говорит Евгений Россейкин. – Вот вы были в операционной, обратили внимание на цветные линии на полу? Они определяют положение всего движимого инвентаря в каждый период времени – перед операцией, когда привозят больного, когда операция проводится. Это, казалось бы мелочи, но очень важные мелочи. Они исключают ненужные усилия, экономят время, создают комфорт в работе, и, в конечном итоге, влияют на результат операции. Подъехать с пациентом к столу – это целая наука, так чтобы и врачам было удобно, и чтобы аппаратуру дорогостоящую не задеть.
Те самые цветные линии на полу операционной
фото: EastRussia
Конечно, в этом списке и новые технологии, уникальные операции, которые мы, благодаря им, можем проводить. Тот же Озаки, про который я уже рассказывал. Безусловно, это тоже повод для моей, для нашей общей гордости. И то, что мы делаем малоинвазивные вмешательства – без рассечения грудной клетки. Например, операции по замене клапана через бедро, операции при аневризме аорты с новыми технологиями, и рентгенэндоваскулярная хирургия у нас работает (рентгенэндоваскулярная хирургия - операции на сосудах, когда контроль за действиями хирурга ведётся с помощью высокотехнологичного рентгеновского оборудования – прим. ред.). Если на чистоту – многие поводы для гордости будут понятны только профессионалу и их перечисление займёт много времени. Поэтому просто скажу – практически все существующие современные технологии используются в нашем Центре, мы не занимаемся трансплантацией сердца в силу других причин, не в силу технических, хотя делать мы это умеем.
За год до 8000 пациентов проходят через операционные и дневной стационар Центра
фото: EastRussia
Если вы походите, посмотрите, как у нас тут всё организовано, то вы людей в коридорах слоняющихся не увидите. Все заняты. Все в операционных, в лабораториях, в диагностических кабинетах. Всё работает как механизм, как часы – из операционной пациента вывезли, убрали, навели порядок, 30 минут – и завозится следующий пациент. В рентген-хирургии 15 минут исследование сделали, вывезли, завезли другого… и так на всех уровнях, во всех отделениях. Происходит такой круговорот, насыщенный к тому же такими технологиями, о которых лет 30 назад мы и не мечтали. Всё постоянно в движении! А движение, как известно – жизнь!»
Как и во многих муниципальных образованиях в стране, в Хабаровске создан штаб по оказанию помощи и содействия мобилизованным и их семьям. Большое внимание уделяется именно семьям тех, откуда мужчины отправились уже в зону специальной военной операции. Уже приняты конкретные решения – семьи мобилизованных освобождены от платы за посещение муниципальных детских садов, школьники – обеспечены горячим бесплатным питанием. На встрече с журналистами мэр Хабаровска Сергей Кравчук рассказал, что уже сделано и что еще готова предпринять администрация города.
Накануне делегация представителей администрации Хабаровска во главе с мэром посетила учебный центр военнослужащих. Мобилизованные и их командиры рассказали, как идет подготовка, сообщили о том, какую именно поддержку хотелось бы получить. Во время встречи мэр Хабаровска Сергей Кравчук передал бойцам два специализированных пикапа УАЗ, которые можно будет задействовать для широкого круга задач. Кроме техники бойцы получили собранные жителями города тёплые вещи, спальные мешки, связанные энтузиастами-рукодельниками носки из натуральной шерсти. На встрече военнослужащие и представители мэрии договорились поддерживать постоянную связь, чтобы в случае необходимости организовать приобретение и передачу мобилизованным всего, что потребуется.
По инициативе мэра сотрудники администрации Хабаровска перечислят однодневный заработок на специальный счет, который был открыт по решению Совета ветеранов Хабаровска. На нём аккумулируются денежные пожертвования организаций и жителей города. Это прозрачный счет – на сайте администрации постоянно публикуется информация: сколько средств поступило, на что они были потрачены.
– Также я дал поручения, рассмотреть оставшиеся средства в бюджете и скорректировать муниципальные закупки, – рассказал Сергей Кравчук журналистам. – От каких-то закупок мы откажемся, чтобы собрать средства в пользу СВО для приобретения оборудования, техники, обмундирования для мобилизованных.
Городской штаб координирует свои действия с аналогичной краевой структурой, чтобы избежать дублирования и несогласованности. Вместе с этим некоторые отрасли экономики и производства, отдельные предприятия малого и среднего бизнеса переориентируются на выпуск товаров и продуктов двойного назначения. Так цеха по пошиву одежды закупают материалы, необходимые для пошива ассортимента по заказу учебного центра, где находятся мобилизованные хабаровчане.
Некоторые муниципальные контракты уже аннулированы, за счёт этого удалось аккумулировать порядка 13 млн рублей бюджетных средств на нужды мобилизованных. При этом социальные траты не затрагиваются, отметил мэр Хабаровска. В некоторых случаях средства перебрасываются с проектов и работ, в реализации которых нет срочности, и они могут быть исполнены в следующем году.
– В частности мы рассматриваем возможность отказаться от строительства новой городской доски почёта, - пояснил Сергей Кравчук. – Хотя это то, что надо делать – у нас осталось место всего для двух почетных граждан, и дальше негде будет размещать следующих. Вопрос, повторюсь, пока ещё на рассмотрении, ведь это всё не просто так – это проект, это госэкспертиза, это размещение заказа, выполнение всех процедур, предусмотренных федеральным законодательством. Однако переориентация экономики и бюджета города на нужды СВО – это для нас сегодня приоритет.
По предварительным подсчётам новая доска обошлась бы в примерно 50 млн рублей, если будет принято решение об отказе, эти деньги также пойдут на поддержку всех военнослужащих, мобилизованных и их семей.
Льготы для семей начнут действовать с 1 ноября 2022 года. Помимо бесплатного посещения муниципальных детсадов – эта льгота распространяется на детей всех военнослужащих, находящихся в зоне спецоперации, семьи мобилизованных получат единоразовую выплату 20 тыс. рублей на подростков, закончивших школу и не достигших 18 лет. Доплату получат семьи, в которых дети дошкольного возраста, не посещают детские сады и находятся на семейном обучении, также им будет предоставлена возможность бесплатно отдохнуть в летнем лагере. Уже сейчас – с 1 ноября – на подобные льготы могут рассчитывать 694 ребёнка из семей мобилизованных.
Для каждой семьи, глава которой отправился в зону СВО, в мэрии собираются создать «социальный паспорт», в котором будет собрана информация обо всём, что этой семье необходимо.
– Наши специалисты придут в каждую семью, - сообщил Сергей Кравчук. – Они спросят, в чём нужда: где-то надо может быть просто отремонтировать кран, оказать содействие в приобретении медикаментов, кому-то нужна няня, кому-то может необходима помощь психолога. Мы сделаем всё, чтобы мужчина, который ушёл по повестке или добровольцем, понимал – его семья находится под присмотром.
– Я дал поручение подготовить подарки от мэрии для тех детей, чьи отцы отправились в зону СВО, – добавил мэр Хабаровска. – Мы не будем отказываться от украшения города к Новому году, потому что дети ждут праздника. Мы будем экономить, я запретил проводить новогодние корпоративы в муниципальных бюджетных учреждениях, хотя они и проводятся на личные средства, но иллюминация праздничная, установки и оформление на площадях – это надо делать, потому что и на празднике происходит единение нашего народа.
Помогать другим – процесс естественный, но вызывающий вопросы, когда помощь «обезличена»: помочь тому, кого не знаешь сложнее, чем знакомому. А уж если деньги собирает организация, фонд… вопросов становится ещё больше. По просьбе EastRussia на самые частые из них отвечает Надежда Янкелевич, директор по коммуникациям БФ «Нужна помощь».
Я бы на самом деле не ставила вопрос таким образом. Благотворительность существует не вопреки, а как поддержка государства, даже в самых благополучных и развитых странах мира. И на мой взгляд благотворительность — один из важных институтов гражданского общества. Жертвуя деньги, мы участвуем в решении социальных проблем, которые нас волнуют, ведь ответственность за то, что вокруг нас, лежит прежде всего на нас самих. Да, конечно, мы платим налоги. Но органы государственной власти, которые эти налоги распределяют, — это такая большая и неповоротливая машина, которая не может оперативно реагировать на изменения во всех сферах жизни общества, тем более в такой огромной стране, как наша. И здесь мы, как граждане своей страны, можем делать то, что в наших силах, ведь всё-таки действие лучше бездействия.
Например, чтобы решалась проблема бездомных животных, должны быть и неравнодушные люди, которые забирают животных с улицы, и волонтерские сообщества, которые организуют передержки и оказывают помощь большому количеству животных, и благотворительные организации, которые знают, как помогать правильно. Они проводят исследования, заключают договоры с профильными клиниками, обучают волонтеров, проводят просветительскую работу и вовлекают больше и больше людей, лоббируют появление необходимых законов, над которыми как раз работает государство. Принимая, например, закон об ответственном обращении с животными, запускаются механизмы защиты животных на уровне всей страны, что влияет на соблюдение принципов гуманности.
Приведу еще пример. В прошлом году в нашем издательстве «Есть смысл» вышла книга «Все мои ребята», автобиография ВИЧ-активистки Рут Кокер Беркс, запустившей первую в США программу добровольной помощи ВИЧ-инфицированным. Беркс вовлекалась в судьбу больных людей, затем стала правозащитницей и сделала очень многое для популяризации знаний о ВИЧ и дестигматизации этой болезни. Что привело к тому, что ВИЧ-повестка стала одним из пунктов в предвыборной кампании Клинтона и впоследствии привела к тому к тому, что проблему ВИЧ начали решать на государственном уровне.
И вот благодаря работе благотворительных организаций, локальных активистов и волонтеров появляется общественный диалог, и государственная система начинает эффективнее работать над решением социальных проблем, эффективнее распределяются наши с вами налоги.
Ну и, наверно, важно отметить, что есть функции, которые закреплены сугубо за государством, и благотворительные организации эти функции на себя не берут.
Вообще, благотворительный фонд — это лишь один из видов некоммерческой организации (НКО).
У НКО есть несколько организационно-правовых форм, все они прописаны в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Самые распространенные: ассоциация, общественная организация, автономная некоммерческая организация, или АНО, и благотворительный фонд.
Если мы говорим именно о фонде, то у него обязательно должна быть благотворительная программа. Это такой документ, в котором подробно описаны цели и задачи фонда: кому и как он помогает, на какой территории, кто и на каких условиях может обратиться за помощью.
У фонда должен быть Совет (высший коллегиальный орган управления) и это важное условие долгосрочного устойчивого развития организации. К его компетенциям относятся важнейшие вопросы управления, такие как определение стратегии, бюджетное планирование, утверждение благотворительных программ. От состава совета фонда зависит качество его работы, а значит, и работы всего фонда.
Попечительский совет — еще один орган. Он следит за работой организации: контролирует распределение денег и решения других органов, смотрит, чтобы фонд соблюдал законы. Члены попечительского совета имеют доступ к финансовой отчетности фонда и могут запрашивать у директора любые документы, связанные с деятельностью организации. То есть они могут гарантировать своей репутацией, что деятельность фонда эффективна, прозрачна и соответствует закону.
И, конечно, у фонда есть и директор. Он назначается советом и несет ответственность за выполнение принятой стратегии.
В любом фонде работают люди. Состав команды зависит от направления деятельности организации, но хорошо бы чтобы были юрист и бухгалтер, чтобы с документами всегда все было впорядке, фандрайзер и пиар-менеджер, чтобы привлекать доноров и вовлекать больше людей в решение той социальной проблемы, которой занимается организация.
У любого фонда есть бюджет на год, который состоит из разных статей доходов и расходов. Здесь все индивидуально и зависит от организации. Отмечу только, что чем больше разных источников доходов (это разовые и регулярные пожертвования физических лиц, пожертвования юридических лиц, гранты, коммерческая деятельность и пр), тем устойчивее организация.
Пожертвования, которые собирают благотворительные фонды, они тратят на свою деятельность. И это помощь непосредственно подопечным и административные расходы. Чтобы решить, например, проблему бездомности людей, недостаточно просто построить какие-то хостелы или обеспечить едой каждого бездомного человека, нужно помогать людям уйти с улицы — оформлять документы, помочь найти работу, социализироваться. Важно, чтобы люди в принципе не оказывались на улице, а значит надо рассказывать своей аудитории о том, как становятся бездомными, привлекать внимание к этой проблеме, бороться со стигмой в отношении бездомных людей, они не «сами виноваты», рассказывать, как помогать правильно и не навредить и тд.
Пожертвования фонды собирают на расчетный счет. К форме пожертвования на сайте обязательно должна быть прикреплена оферта, с которой донор должен согласиться.
Ну и конечно, все фонды регулярно отчитываются о своей работе: это и ежегодные отчеты в Минюст, ежемесячные финансовые и содержательные отчеты, размещенные на сайте, отчеты, которые фонды отправляют своим донорам, где рассказывают о том, что же им удалось сделать благодаря их поддержке.
Часто мы чувствуем бессилие, сталкиваясь с какой-то проблемой: близкий человек заболел раком, родился ребенок с особенностями развития, подруга столкнулась с домашним насилием, у вашего дедушки деменция, вы нашли бездомное животное на улице и не знаете, как ему помочь… Мы не знаем, куда нам обратиться? что нам делать? поможет ли нам кто-то? как мы сами можем помочь? как не навредить?
Вот здесь нам как раз и могут помочь благотворительные организации. Они создают инфраструктуру для помощи другим. В них работают профессионалы, которые знают, как помогать правильно. Они следят за последними тенденциями в своей области, проводят исследования, работают, что называется, в полях. И вот такие организации должны быть в каждой области, в каждом городе, каждом районе, чтобы любой человек, с какой бы проблемой он не столкнулся, мог получить помощь и помощь оказать.
Кроме того, чем выше роль благотворительных организаций в решении социальных проблем, чем выше уровень вовлеченности людей, тем больше внимание власти к этим проблемам.
Мне кажется, что самое главное — подходить к вопросу выбора фонда критически. Не расставайтесь со своими деньгами просто так.
Первое, что мы можем сделать, проверить, не собирает ли организация на личные карты. На сайте должны быть размещены банковские реквизиты организации, и не должно быть номеров личных или бизнес-карт.
На сайте должны быть все учредительные документы: устав, описание программ организации, размещены финансовые и содержательные отчеты, аудиторские заключения. Организация регулярно публикует новости или на сайте, или в своих социальных сетях.
Также вы можете проверить, есть ли организация на одной из платформ: «Нужна помощь», «Добро.Mail.ru», «Благо.ру», «Все вместе», «Сбер.Вместе», «Помощь рядом». На этих платформах размещены фонды, которые уже прошли проверку, а значит они точно не мошенники. Также на платформе «Если быть точным» можно посмотреть
сразу все фонды, которые верифицированы вышеупомянутыми платформами, а также те фонды, которые получали гранты.
Существует такой старый и довольно вредный стереотип о том, что в благотворительности должны работать только волонтеры, а все собранные деньги должны идти непосредственно на помощь. Но на мой взгляд, это такая логическая ошибка. Если мы остановимся на минуту и действительно об этом подумаем, то поймем, что привлечение к работе в благотворительных фондов профессионалов, оплата их труда не уменьшает объем средств, которые идут непосредственно на помощь людям, а увеличивает его.
Если фонды будут работать на волонтерских началах, то не смогут никому помочь, ведь волонтеры — это люди, которые занимаются помощью в свободное от основной работы время, тогда как для сотрудников фондов развитие благотворительной сферы и есть основная работа, и она не может быть бесплатной.
А если зарплата будет рыночной, то в благотворительность будут приходить больше людей с хорошим образованием и релевантным опытом работы. Они помогут развивать благотворительность качественнее, и социальные изменения произойдут гораздо быстрее.
И давайте не забывать, что на административные расходы благотворительная организация в принципе может тратить только 20% от полученных пожертвований...
Работа некоммерческих организаций в России строго регулируется. Все фонды обязаны каждый год отправлять отчеты в Минюст, получать аудиторские заключения о своей работе, на сайте должен быть размещен устав организации, описание ее программной деятельности. При нарушении требований закона Минюст может ликвидировать НКО. Организация собирает средства на расчетный счет, а не на личную карту. И если все это вы видите на сайте фонда — вы можете ему доверять.
Второе, когда вы оформляете пожертвование, вы соглашаетесь с офертой. Обязательно читайте текст оферты, там прописано, куда организация потратит ваши деньги. В оферте, например, может быть отдельно прописано, что если денег пришло больше, чем нужно конкретному подопечному, излишки могут направить на помощь кому-то другому. Если организация потратит деньги на иные цели, вся сумма будет обложена налогом, а также у вас появится возможность отменить пожертвование и вернуть деньги обратно.
И ещё. Благотворительные организации, которые вы поддерживаете, часто присылают своим жертвователям отчеты о том, сколько денег им поступило за отчетный период и как они ими распорядились, что сделали благодаря их поддержке.
На самом деле каждый рубль действительно важен. Одним из лучших примеров того, что небольшие пожертвования большого количества людей превращаются в огромную помощь для подопечных благотворительных фондов, стала наша акция «Рубль в день». Эта акция стартовала в 2018 году. Ее суть заключается в том, что люди могут оформить ежемесячное пожертвование на очень маленькую сумму — всего 30 рублей в месяц. За последние 2 года благодаря акции мы собрали более 200 миллионов рублей для благотворительных фондов со всей России.
Поэтому не существует каких-то больших или маленьких пожертвований, и любая, даже самая маленькая сумма, это повод для гордости собой, ведь главное в благотворительности — это не деньги, а люди. Мы проводники социальных изменений и каждый из нас делает то, что ему по силам. И чем больше нас будет тем больше помощи мы можем оказать.
Благотворительные акции, которые, например, приурочены к Новому году, это такой отличный способ начать участвовать в благотворительности. Многие российские фонды запускают тематические акции, и согласно исследованию сервиса «Яндекс.Деньги» и фонда «Нужна помощь», число переводов в пользу НКО накануне праздника растет — особенно в пользу детей-сирот, людей с инвалидностью и пожилых людей. Это важная помощь для благотворительных организаций, но все-таки она требуется не только перед Новым годом, или во время других праздников, — пожертвования нужны всегда.
И действительно важны любые пожертвования: и разовые, и регулярные. Однако у регулярных платежей есть большое преимущество — они дают фондам возможность планировать работу на несколько месяцев вперёд, оказывать не разовую, а системную помощь. Именно за счет регулярных платежей организация может открывать новые программы, увеличивать объем оказываемой помощи.
Если вы, например, приняли участие в акции и пожертвовали сто рублей на лечение бездомной собачки, вы помогли одной собачке. Но если вы оформили регулярное пожертвование на 100 рублей в месяц — фонд может потратить ваши деньги на лечение других собачек, которые нуждаются в помощи, а еще, например, заняться просвещением и рассказывать, как заботиться о домашних животных,, чтобы на улице оказывалось меньше собачек и кошечек..
Вообще, регулярные пожертвования — это и просто очень удобно. Они автоматически списываются с карты. При этом нет необходимости, чтобы владелец карты каждый раз подтверждал перевод — ему просто за несколько дней будет приходить напоминание о том, что скоро средства будут списаны. Рекуррентные (регулярные) платежи помогают людям без лишних усилий и временных затрат поддерживать благотворительные организации, которые вам нравятся.
Одна из наших больших задач, как благотворительных организаций, сделать помощь другим доступной каждому. И сегодня существует миллион и один способ участвовать в благотворительности.
Вы можете перечислить свой кэшбек на благотворительность, или баллы и бонусы из разных приложений.
Вы можете стать, например, медиа волонтером и рассказывать своей аудитории о том, что делает ваш любимый фонд. Не стоит недооценивать этот вид помощи, потому что, чем больше людей будет знать про этот фонд, тем больше потенциальных сторонников у него будет.
Вы можете покупать благотворительный мерч, товары, которые созданы руками подопечных благотворительных организаций. У нас на «Есть смысл» мы как раз собираем такие организации. Благотворительный мерч — это еще и способ привлечь внимание людей к социальным проблемам, которые нас волнуют.
Можно еще, например, стать интеллектуальным или pro bono волонтером, и жертвовать свое время, опыт и навыки. Можно зарегистрироваться на таких площадках, как например, Pro Charity, а можно просто написать фондам, которые вам нравятся и предложить свою помощь.
Вообще, вариантов для волонтерства в благотворительности очень много и это зависит от того, что вам интересно, каким количеством времени вы располагаете. Можно, например, быть авто волонтером, можно разбирать вещи на
В технопарке «Якутия» привыкли, что к ним с проектами и идеями приходят, как правило, IT-специалисты, ученые, изобретатели, а тут на пороге появился настоящий полярник. Представился Николаем Находкиным, сказал, что представляет ООО «Безопасная Арктика», до этого долгое время возглавлял Службу спасения республики Саха (Якутия). В новой для себя роли решил воплотить в жизнь все то, что не успел, будучи главным спасателем Якутии. Название компании говорило само за себя – Находкин с коллегами предлагали технологии, позволяющие спасать жизни людей в бескрайней Арктике.
Представьте себе такую картину: человек поехал за грибами, увлекся процессом и заблудился. Быстро стемнело. Похолодало. Страшно. На второй день «потеряшка», сбившись с курса, сильно далеко ушел в противоположную сторону от своей машины. Отчаяние. Безысходность. И тут – автомобильный гудок! Через пять минут еще один, затем третий, теперь уже совсем ясно, куда идти, а, вернее, бежать. Гудки работают автономно, круглосуточно и в любую погоду.
Придя на звук, человек обнаруживает на дереве пластиковую трубу, а в ней записку примерно такого содержания: «Иван Иванович, мы вас ищем, оставайтесь на месте, за вами придут». И действительно - через три часа максимум на месте появлялся спасатель.
Маяк "Находка" с запиской
Описанное действо не что иное, как работа ноу-хау якутских спасателей под названием «Находка» (естественно, по фамилии руководителя Находкина). Выглядит конструкция сердито и дешево: ПВХ-труба с вмонтированным в нее гудком от «КАМАЗа», да в придачу светодиодная лента, мигающая в сумерках - от прожектора отказались, т.к. в Якутии светлые ночи. Все это работает автономно: издает громкие звуки, светит – одним словом, привлекает к себе внимание. Ими, через 3-4 км окружается местность, где потерялся человек. «Потеряшка» больше всех хочет выйти к людям и обязательно выйдет гудок.
Придумать «Находку» заставила жизнь и сложность поисков: люди в Якутии терялись (и теряются) с завидным постоянством, территории – огромные, а спасателей не так много. Вот и пришлось выдумывать.
- Сначала мы думали, что сможем все вопросы с помощью беспилотников закрыть – сверху-то все-все видно. Ещё в 2011 году создали эскадрилью беспилотников, но вскоре поняли, что это не панацея: то туман, то облачность. Тогда-то и пришлось разработать и дополнительно к ним внедрить поисково-спасательный маяк «Находка», - рассказывает Николай Находкин.
Николай Находкин
Разработка, как говорится, «зашла»: с помощью «Находки» уже во время тестовых испытаний нашли шестерых «потеряшек». Причем, изделие усовершенствовали – если изначально спасатели каждые три часа объезжали маяки, то потом в них установили кнопку обратной связи, нажав которую, человек мог связаться со спасателями. А еще стали оставлять возле маяков немного провизии и бутылки с водой.
Когда якутские инноваторы отправились в западные регионы России на всевозможные конкурсы со своей «Находкой», то поняли, что не только «попали в тренд», но и обошли своих конкурентов-коллег, у которых на разработки были многомиллионные бюджеты, а тут северяне со своей трубой…
Маяки помогают расширить зону охвата поиска, но при этом снизить число задействованных в поисках людей, которых и так сильно не хватает, если человек потерялся в каком-нибудь отдаленном улусе или населенном пункте, а таких в Якутии больше трехсот (!).
Набрать нужное для поисков число людей получается далеко не всегда
Один же маяк (к слову, стоимостью сорок тысяч рублей) покрывает территорию поиска в четыре квадратных километра и может использоваться многократно, много лет. Изначально стоимость была сильно и ниже, но увеличилась из-за электронной начинки – теперь маяк передает свои координаты, уровень заряда аккумулятора, передает информацию о срабатывании кнопки SOS, а также ретранслирует радиосигнал от соседнего маяка, поэтому работает даже там, где нет сотовой и спутниковой связи.
Дальше – больше. Команда Находкина разработала технологию, которая позволяет отправлять SMS-сообщения на рации в отсутствие сотовой или спутниковой связи. Как это работает, Николай Находкин проверил на себе:
- Поехали с мужиками на рыбалку за 400 километров от Якутска. Только приехали на озеро, расположились, расслабились, как приходит SMS-сообщение от супруги: «КАМАЗ» нас переехал. А она должна была дочку в аэропорту встречать. Ну, я аж подпрыгнул на месте! Тут, конечно, не до отдыха было. Оказалось, все банально, во дворе мусоровоз, разворачиваясь, поцарапал бампер на ее машине…
Все эти технологии Николай Находкин теперь предлагает внедрить в Арктике, где и расстояния кратно больше, и людей значительно меньше. Поэтому к своим разработкам он хочет добавить автономности: к примеру, маяки оборудовать солнечными батареями, пьезо-элементами, ветрогенераторами и поставить на всех необитаемых островах и по арктическому побережью Якутии. Рано или поздно - пригодятся, уверен Николай. К примеру, когда они шли с острова Беннетта, то получили ориентировку, что по ходу их движения пропала лодка с двумя людьми на борту. К слову, их до сих пор не нашли, а, быть может, они где-то умирают от голода на одном из многочисленных безлюдных островов. В бытность Находкина главным спасателем Якутии были случаи, когда люди в Арктике выживали по два месяца.
Еще одна разработка, которая по мнению Находкина, может помочь выжить в Арктике -спутниковые таксофоны. Их уже также опробовали в Якутии – установили в зимовьях, охотничьих избушках, чтобы в случае крайней необходимости можно было дозвониться на «большую землю». А чтобы люди не баловались и не звонили «просто так», исходящий звонок завязали на службу 112. Правда, с введением санкций спутниковые телефоны перестали работать, а своего пока не придумали.
Применять авиацию при поисково-спасательных работах в Арктике – не всегда эффективно, уверен Николай Находкин. Слишком переменчива погода на побережье и в Северно-Ледовитом океане, да и попросту летчик может не увидеть чего-то на огромной территории. А вот специальные тепловизоры применять – это годное дело. Эту технологию тоже опробовали в континентальной Якутии.
- У нас тепловизоры такие были, что след лося за счет разницы температур на мари в тайге могли засечь. Также и в Арктике, - вспоминает Находкин. – Но я ушел со службы и нашу эскадрилью беспилотников закрыли, многие ребята разъехались, кто-то в концерн Калашникова перешел работать.
Эскадрилья беспилотников
Есть в этом и экономический эффект: если в среднем на организацию масштабных поисков требуется около 600 тысяч рублей (это без учета авиации), то беспилотники могут существенно снизить эти траты.
Давайте договариваться
На прямой вопрос – что нужно сделать для безопасного освоения Арктики, Николай, не раздумывая, ответил: договариваться. В Арктике большое количество всевозможных служб, каждая из которых отвечает сугубо за свой сектор. К примеру, морские спасатели спасают только на море, а если те самые двое на моторной лодке с заглохшим мотором причалили к острову, то, извините, это уже забота другой службы. Пограничников? Но они лишь следят за тем, чтобы соблюдался погранрежим. У минобороны свои задачи. Местные власти? Эти – да, за всех переживают, но, увы, не имеют ни сил, ни средств.
- Нет согласования и общего межведомственного алгоритма проведения поисково-спасательных работ в Арктике на федеральном уровне. Договариваться службам между собой необходимо. По-другому нельзя. Ну, и технологии нужны. Наши, в том числе. Надеюсь, мы в ближайшее время наладим серийное производство и маяков «Находка», и других приспособлений. Сделаем вместе Арктику безопасной, - резюмирует Николай Находкин.