В рамках ВЭФ-2024 губернатор Приморья Олег Кожемяко рассказал о том, как шесть городов региона будут развиваться при помощи мастер-планов. Среди них – Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Уссурийск и Арсеньев.
Объем выделенного финансирования составит 1,4 трлн рублей, при этом большая часть будет реализована в проектах ТОР, СПВ и объектах естественных монополий. Кожемяко отметил, что 70 объектов будут введены в эксплуатацию до конца года. Предусмотрены мероприятия, направленные на увеличение экономического потенциала городов, улучшения качества городской среды, а еще губернатор добавил, что в приоритете строительство «легкого метро».
Приморские пчеловоды до сих пор оправляются от последствий прошлогодних проблем — массового заболевания и падежа пчел. При этом с оптимизмом смотрят в будущее — рассчитывают на хороший медосбор от липы. Об ожиданиях от нового сезона, проблемных вопросах отрасли и способах их решения рассуждает председатель союза пчеловодов Приморского края Рамиль Еникеев.
Уже с конца прошлого года Союз пчеловодов Приморского края вместе с нашей наукой начал работу по выяснению причин произошедшего. Вместе с Приморским аграрным университетом и НИИ Роспотребнадзора им. Сомова провели и проводим исследования на выявление вирусных заболеваний. Мне пришлось слетать в Москву, включиться в работу ветеринарной секции РАН. Организовали учёбу для наших ветеринарных специалистов с помощью лучших российских учёных.
Ситуацию взял на контроль заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко и министр сельского хозяйства региона Андрей Бронц. Учитывая, что пчеловодство является одной из важных отраслей в регионе, губернатором Олегом Кожемяко было принято решение о создании АНО "Агентство по развитию пчеловодства Приморского края". На данный момент проходит его регистрация в органах юстиции. Эта организация и будет работать над тем, чтобы устранить причины произошедшего коллапса.
В этом году прогнозируется неплохой медосбор с липы, при условии что погода "не подкачает". Но главная задача – это восстановление поголовья пчёл. Некоторые пчеловоды, потерявшие полностью пасеки, решили оставить это занятие. Увы, но у нас до сих пор нет ни одного племенного хозяйства по Дальневосточной породе пчелы, и приходится искать различные варианты восстановления пасек. Но, наши депутаты сейчас разрабатывают меры поддержки для пчеловодов, которые смогут помочь пережить этот период.
Мы категорически против завоза в регион пчёл других пород, тем более, что выжившие пчёлы – это наиболее сильный материал в плане иммунитета и жизнестойкости. Скажу также, что такие кризисные ситуации случаются в пчеловодстве с определённой цикличностью — примерно раз в 25-30 лет.
Между тем, к сожалению, не спадает накал напряжения и в вопросе сохранения главного нашего медоноса – липы. Погода устоялась, пчеловоды выезжают "на разведку" в тайгу и видят печальную картину: пеньки на месте лип, которые росли и были кормовой базой для их пчёл на протяжении нескольких лет. Уже поступает информация из нескольких районов, будем работать с ней. Единственное правильное решение, по мнению жителей таёжных поселков, пчеловодов, учёных – ограничение заготовки древесины липы, по примеру нашего кедра (сосны Корейской).
Прогнозируем, что цены на мёд в новом сезоне останутся на уровне прошлого года. Всё зависит от липового медосбора. Надеемся ,что он будет неплохим. Два года подряд без липового нектара – мы такое не заслужили.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!
Есть в Арсеньеве Приморского края сопка с заурядным названием Обзорная. До 1973 года она, как и горная река, что берет начало на склонах Восточного Синего хребта Сихотэ-Алиньских гор, называлась Халазою. С 70-х годов там пытаются создать центр горнолыжного туризма, и, кажется, создатели самого первого здешнего спуска смогут увидеть «город-сад» в ближайшее время. При этом у местных жителей есть вопросы к тому, как идет процесс превращения райцентра в рай для горнолыжников.
Справка
Арсеньев — расположен в центре Приморья, в окружении Сихотэ-Алиньского хребта, в долине реки Арсеньевка. Население: 47 тыс. человек, чуть более 30% — пенсионеры. Расстояние до Владивостока 262 км по железной дороге и 242 км по автодороге, которая связана с магистралью Хабаровск – Владивосток. Градообразующие предприятия Арсеньева — ПАО ААК «Прогресс» — выпускает ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», и ПАО «Аскольд» — производит трубопроводную арматуру для судостроения и судоремонта.
Сопка планов и надежд
Идеей привлечения в город туристов озадачился еще Арсеньевский горисполком — в середине 60-х годов минувшего века. Представленный в Центральный совет по туризму «Эскизный проект туристическо-спортивного комплекса на сопке Халаза» получил одобрение и был дополнен позицией «горнолыжная трасса», после чего перед городом открылась перспектива развития по типу грузинского горнолыжного курорта Бакуриани.
«Халаза станет жемчужиной» — так называлась статья Б. Васильева, опубликованная в местной газете «Восход» в январе 1967 года. Каким виделся туристический комплекс более полувека назад? Массово туристов должны были доставлять автобусы, для тех же, кто воспользуется личным автотранспортом, планировалось построить гараж на десять автомобилей. На базе «Салюта» — экс-пионерского лагеря завода № 116 — намеревались возвести пятиэтажную гостиницу на 250 мест, а также кинотеатр, пункт проката, спортзал с бассейном, теннисный корт, площадки для футбола и волейбола. На вершине сопки, откуда открывается великолепная панорама города, устроители видели высокогорное кафе. Трассы скоростного спуска, места катания для любителей, большой трамплин, канатная дорога с вагончиками протяженностью один км от «Салюта» до вершины Халазы. На базе лесхозовского хвойного питомника планировалось создать прогулочную лесопарковую зону.
Работы по предварительному изысканию проекта успешно состоялись, после чего... он благополучно затерялся в столичных коридорах. Однако вне зависимости от этого обстоятельства горнолыжный спорт зародился в Арсеньеве силами энтузиастов. Все началось с прибытия на завод «Прогресс» профессионального горнолыжника из Иркутска Валерия Боковникова, ставшего тренером на общественных началах. Он собрал вокруг себя единомышленников, и они самостоятельно, забыв испросить разрешение городских властей, прорубили первую просеку и проложили горнолыжную трассу. Спортсмен из первого состава Сергей Казаринов начал тренировать детей. А официальная история ведет отсчет с марта 1977 года — с акта госприемки первой очереди горнолыжной трассы.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Сергей Казаринов, спортсмен-горнолыжник, ныне пенсионер:
— Этого события город ждал полвека. В Арсеньеве подрастает спортивная смена. Когда к нам поедут спортсмены со всей страны, сам факт существования горнолыжного курорта современного станет хорошим внутренним стимулом для самосовершенствования. В феврале впервые проходили зимние Международные спортивные игры «Дети Приморья». Уже сегодня ясно, что после реконструкции Обзорная сможет принимать соревнования самого высокого уровня.
Сопка Обзорная закаляла настырных, а в самые драматические моменты спасала от депрессии и давала надежду. В 90-е годы, когда заводы едва сводили концы с концами, заводчане получали зарплату хлебом и сковородками, администрация вернулась к идее сделать Арсеньев туристической Меккой. Идею поддержал бывший тогда губернатором Сергей Дарькин, но дело сдвинулось с мертвой точки лишь после личной встречи руководителя горнолыжной базы Александра Юшина с Владимиром Путиным. Горнолыжку оборудовали буксировочным подъемником и спецтехникой для выравнивания трассы. В бытность Владимира Миклушевского установили систему оснежения.
Сегодня на Обзорной четыре трассы: высокогорный спуск протяженностью 1 800 метров, еще два спуска суммарно на 3 900 метров, учебная трасса в 300 метров. Есть еще склон для тюбинга. Все трассы оснащены буксировочными подъемниками. С декабря по март включительно, благодаря наличию системы искусственного оснежения, снег гарантированно имеет место быть. За эти четыре месяца Обзорную посещают около 15 тыс. человек.
Проект «Белая гора»
Глобальный проект по созданию в Арсеньеве современного горнолыжного курорта получил основу два года назад, когда на шестом Восточном экономическом форуме было подписано концессионное соглашение между Минэкономразвития и инвестиционным агентством Приморского края с одной стороны, и компанией ООО «Приморье СпортОтельИнвест» — с другой. Примерный объем вложений — десять млрд рублей.
«В целом, это должен быть центр притяжения зимнего отдыха всего Приморья. Он предусматривает комплексный подход к созданию не только горнолыжных и беговых трасс, но и реконструкцию автодорог, создание железнодорожного маршрута, чтобы это было удобно жителям Приморья. Все это даст возможность развития рекреационного направления в городе Арсеньеве», — отметил губернатор Приморья Олег Кожемяко.
Проект был презентован на сессии «Инвестиционный потенциал Приморского края», проводимой в рамках Международной выставки-форума «Россия» на территории ВДНХ, в 2023 году.
В географическом плане место реализации проекта «Белая гора» — обширная территория площадью более 170 гектаров, вытянувшаяся на четыре км с севера на юг и на 600 метров в средней части с востока на запад, от подножия Обзорной по южному склону, далее по поясу сопки, устремляясь к вершине. Главное изменение коснется протяженности лыжных трасс. На южном склоне Обзорной она увеличится до 11 км, а на ранее неиспользуемом северо-западном склоне будет проложено еще 18, плюс к ним — трассы для санок и тюбинга. Одна из канатных дорог кресельного типа соединит вершину сопки с «Салютом». Будет создано много летних спортивных объектов: два бассейна, детские площадки для скейта и роликов, веревочный парк, веломаршруты, тропы для пешего туризма и скандинавской ходьбы, парковки общей вместимостью одна тыс. автомобилей, и это далеко не полный перечень.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Кирилл Перфильев, студент Приморского индустриального колледжа:
— Пока я не вижу предпосылок для перемен. Через длительное время за счет развития горы Арсеньев станет более привлекательным для молодежи. Молодежь будет оставаться в городе, возможно даже увеличится население.
Вероника Отрохова, студентка Приморского индустриального колледжа:
— Открытие горнолыжного курорта создаст огромный стимул для молодых арсеньевцев оставаться здесь жить, а также стимул переезжать к нам молодежи из соседних сел. Я думаю, за курортом последует строительство жилых домов, социальных учреждений, мест для развлечений. Спортивное и культурное развитие даст возможность после учебы искать призвание в этом городе.
Бывшая территория детского оздоровительного центра «Салют» станет курортной деревней. Планируется создать 250 мест в гостиницах разных типов от отеля, размещенного в трехэтажном здании, до пятизвездочной виллы под кедрами с тремя спальнями. Предусмотрены даже бюджетные варианты по типу кемпинга.
В курортной деревне построят презентабельный ресторан, на вершине сопки — панорамное кафе, но перекусить можно будет также в гостинице, спа-центре, казачьем хуторе. Последний представит усадьба во всем убранстве, музей, площадка, где вживую будут демонстрироваться приемы традиционного боевого искусства казаков. Будет там и ипподром, и летняя площадка по типу эстрадной, рассчитанная на без малого полтысячи человек, творческие мастерские. Особо стоит сказать о парках. Лесопарк с естественным произрастанием деревьев и кустарников ждет незначительное благоустройство, а вот аллеи, которые вытянутся вдоль улиц, высадить только предстоит, как равно и создать лотосовое озеро, в замыслах есть и такое.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Олеся Зорина, хозяйка семейного кафе «Пилигрим»:
— С началом зимнего сезона у нас резко повышается число посетителей. А когда заработает горнолыжный курорт, да еще и межсезонный, полагаю, спрос на наши услуги станет стабильно высоким. К большому наплыву посетителей мы готовы, ждем! С точки зрения бизнеса это выгодно, но я хочу отметить, речь не только про деньги. Новые лица помогают создать атмосферу с налетом интриги, ведь люди к нам приходят не только поесть, но и пообщаться, познакомиться.
Пока все идет по плану
Реализация проекта предполагает два этапа. На первом (октябрь 2023-2024 года) построят две канатные дороги, новые трассы на южном склоне с современной системой оснежения, начнется возведение всех объектов инфраструктуры. На втором этапе (2025-2026 года) планируется прокладка трасс и устройство канатной дороги на северо-восточном склоне и завершение всех работ.
«С ООО "РТС-Строй" заключен контракт на подготовительные работы, который сейчас находится в стадии исполнения. Срок исполнения – апрель 2024 года. Все работы будут выполнены в срок», — прокомментировал гендиректор подрядной организации Алексей Тарасов
Ранее пресс-служба Арсеньевского городского округа также сообщала, что в ходе рабочей встречи губернатора края Олега Кожемяко с председателем правительства края Верой Щербиной и исполнительным директором ООО «Приморье СпортОтельИнвест» Николаем Шленцовым, отмечалось: «работы по реализации проекта идут строго по графику, также по плану идет производство оборудования для канатных дорог».
Как это выглядит на практике? Работы начались в четвертом квартале 2023 года. На территории ДОЦ «Салют» демонтированы все панельные корпуса и хозяйственные постройки, подготовлена строительная площадка, идет накопление стройматериалов. Через дорогу, где прежде был бассейн на реке, на месте пляжа и прилегающего участка вырублен кустарник и расчищена площадка под автостоянку на 200 автомобилей. Рядом с «Салютом», где недавно был лес, продолжается очистка территория под возведение объектов курортной деревни. По направлению к Обзорной пробита широкая просека. Оборудование для первой линии канатной дороги уже поступило, опоры кресельного подъемника ждут монтажа, строительство фундамента под опоры начато.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Константин Хананов, депутат Арсеньевской городской думы, заместитель атамана Приморского отделения Уссурийского казачьего войска:
— С момента перестройки это самый масштабный проект, реализуемый на территории нашего города. Только положительные ожидания: развитие городской инфраструктуры, местного бизнеса в сфере торговли и услуг, повышение доходной части городского бюджета, рабочие места, проект предусматривает создание полутысячи рабочих мест.
Минусы тоже есть. Осенью 2021 года, то есть, за два года до начала работ по проекту был ликвидирован детский оздоровительный центр «Салют». И это в условиях, когда альтернативы «Салюту» исполнительная власть не предложила. Действие на опережение в данном вопросе идет в разрез с запросами жителей города, по факту многие семьи лишились возможности обеспечить детей качественным недорогим отдыхом.
Во имя светлого будущего арсеньевцы вынуждены терпеть и другие неудобства: на улице Советской, связывающей федеральную трассу с сопкой, в расчете на автопоток туристов загодя расширили и расчистили дорожное полотно за счет... тротуара. Теперь пешеходы ходят по дороге и гадают — может, когда курорт заработает, Арсеньев станет для них таким же комфортным, как и для приезжих туристов?
Валовый региональный продукт по итогам прошлого года приблизился к 1 трлн 250 млрд рублей. Собственные доходы краевого бюджета с 2020 года увеличились на 47 млрд рублей по сравнению с 2022 годом, а общий доход вырос на 16%, достигнув 125 млрд 900 млн рублей. Уровень госдолга за последние три года снизился с 69% до 47% от доходов.
— Благодаря решению нашего президента о реструктуризации мы смогли полностью уйти от коммерческих кредитов, — отметил Михаил Дегтярёв. — Сегодня мы должны коммерческим банкам 0 рублей. В 2020 году такие кредиты превышали 35 миллиардов, сейчас — 0. Это даёт нам возможность дополнительно направлять на развитие края более двух миллиардов рублей ежегодно, которые раньше мы платили за кредиты в банке.
Федеральные и региональные меры помогли увеличить доходы населения, из зоны бедности вышли около 30 000 человек. Рост розничной торговли в прошлом году составил 6%, что свидетельствует о повышении покупательской способности. Уровень безработицы достиг исторического минимума, а ключевыми драйверами развития региона остаются основные отрасли, в частности обрабатывающая промышленность. По данным 11 месяцев прошлого года, в авиастроении наблюдался рост более чем на 8%, в судостроении – на 26%. Государственный оборонный заказ выполняется в полном объеме и даже с опережением, что стало возможным благодаря личной поддержке президента Путина.
Событием национального масштаба стали первые полеты полностью импортозамещенного Суперджета-100, собранного на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Юрия Гагарина. Лайнер готов, и в настоящее время ожидается окончание сертификации двигателя ПД-8. Работа продолжается также над проектом развития малой авиации, включая строительство самолетов «Байкал». В январе стартовала круглосуточная работа по возведению сборочных цехов в Комсомольске-на-Амуре, планируется завершение работ до конца года и запуск производства в следующем году.
На Амурском судостроительном заводе в прошлом году был заложен десятый корвет, ведется строительство малых ракетных кораблей и подготовка к заказу фрегатов. В прошлом году паром «Александр Деев» вышел на линию Ванино-Холмск, а второй паром «Василий Ощепков» находится в стадии завершения. На Хабаровском судостроительном заводе в прошлом году были сданы два краболова по программе «Квоты под киль».
Объемы в металлургическом производстве продолжают расти, ожидается увеличение на 22%. Завод «Амурсталь» освоил новые экспортные рынки, включая Китай, Филиппины и Вьетнам.
Грузооборот за два года увеличился почти на 11%. Продолжается модернизация Восточного полигона РЖД, строится Тихоокеанская железная дорога и порт «Эльга» в районе мыса Манорский в Тугуро-Чумиканском районе. За полтора года в непроходимой тайге было уложено 350 километров путей, первый причал порта уже готов, и в этом году ожидается тестовый прием первого океанского балкера.
Благодаря модернизации Восточного полигона, провозная мощность БАМа и Транссиба увеличилась до 173 млн тонн в год. На участке Комсомольск-на-Амуре – Ванино с 2008 года объем перевозок увеличился в пять раз и составил 40 млн тонн.
Масштабное строительство продолжается и в портах Советская Гавань и Ванино. По проектам компаний «Ванинотрансуголь» и «Дальтрансуголь» планируется увеличение мощности по перевалке угля до 64 млн тонн в год.
В 2022 году инвестиции в экономику края составили более 281 миллиарда рублей, а к концу 2023 года этот показатель достиг 364 млрд. Рост составил почти 150%, что вывело регион на третье место в стране по этому показателю.
С момента запуска режима ТОР и СПВ в крае привлечено 126 резидентов с проектами, создающими 20 000 рабочих мест. Общий объем инвестиций ТОРа и СПВ превысил полтриллиона рублей. В 2023 году было заключено еще 18 соглашений с планируемым объемом инвестиций свыше 48 млрд рублей и созданием 2 500 высокооплачиваемых рабочих мест.
В процессе реализации находятся два крупных проекта: Малмыжский горно-обогатительный комбинат, являющийся крупнейшим в России предприятием по производству концентрата меди, и Амурский оловянный металлургический комбинат. Это ведет к изменению структуры экономики региона. В этом году начинается строительство Дальневосточного автобусного кластера в Хабаровске с планами производства до 1000 машин в год.
Продолжается развитие крупной логистики — в Хабаровске запустили крупнейшие на востоке центры обработки отправлений «Озон» и «Почта России», а скоро стартуют проекты компаний «X5» и «Wildberries».
Продолжительность жизни в регионе впервые превысила 70 лет, составив 70,5 года. За последние десять лет младенческая смертность снизилась в 3,5 раза, а количество многодетных семей увеличилось в два с половиной раза, достигнув 23 500, в которых воспитывается почти 79 000 детей.
Регион улучшил свои позиции в национальном рейтинге инвестиционного климата: краю вошёл в 14-ую из 37 групп и за два года поднялся с 8-го на 4-е место среди субъектов ДФО.
Сфера малого и среднего предпринимательства также демонстрирует рост: здесь занято более 210 000 человек, что составляет треть экономически активного населения, а количество самозанятых превысило 66 000, что почти в два раза больше установленного в стратегии показателя. Введены льготы по упрощенной системе налогообложения для предприятий в сфере производства, ИТ, туризма и креативных индустрий, что привело к увеличению их количества. 39 организаций края являются участниками нацпроекта «Производительность труда», а более 2000 человек прошли бесплатное обучение основам бережливого производства.
За прошлый год более 200 километров автодорог были приведены в нормативное состояние, а в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» — более 720. На сегодняшний день 80% дорог в агломерациях соответствуют нормативу, что в два раза больше показателя последних трех лет.
Стали более доступными мвиаперевозки — с 2020 года действует программа льготных билетов для жителей северных районов, предоставляющая четыре перелета в Хабаровск, Николаевск и обратно по спецтарифу, который не повышался с момента запуска программы. Стоимость билета для взрослых составляет 4 500 рублей, для детей — 3 000. В прошлом году на эту программу было выделено более 215 млн рублей на компенсацию, обеспечив перевозку более 41 000 человек.
Для молодежи, пенсионеров и людей с инвалидностью с прошлого года действует тариф со скидкой 50%. И еслиранее он был доступен только с мая по сентябрь, теперь он действует круглый год. За год этой льготой воспользовались почти 8 000 пассажиров, а сумма субсидии составила 37,5 млн рублей.
В итоге, в прошлом году регион досрочно превысил показатель стратегии развития края, увеличив внутрирегиональный пассажиропоток до 100 000 человек, при этом количество рейсов выросло в полтора раза. За последние три года в абсолютных цифрах это составило плюс 258 рейсов, что способствовало расширению внутрирегиональной сети.
Активно наращивается строительство жилья: по последним статистическим данным, за прошлый год было введено 578 000 кв. метров, что является максимальным показателем с советских времен. Значительный вклад в это внесли программы льготного кредитования, развёрнутые по инициативе Президента страны, включая Дальневосточную ипотеку. С начала реализации программы было заключено почти 13 000 договоров на сумму более 58 млрд рублей. По решению главы государства программа была продлена и расширена, включив в неё работников оборонно-промышленного комплекса Дальнего Востока.
Президент поставил задачу достичь планки ввода жилья в 0,8 квадратных метра на человека, что для региона означает примерно 1 000 000 квадратов в год. Регион уверенно движется к этому показателю, основные перспективы которого заключаются в комплексной жилищной застройке Хабаровской агломерации. В работе находится шесть перспективных участков общей емкостью более четырех млн кв. метров. В прошлом году регион присоединился к программе «Дальневосточный квартал», потенциал которой составляет дополнительные 700 000 квадратных метров.
Работа ведется и по ликвидации аварийного жилья. За последние пять лет было расселено более 4 000 человек, из которых 2 700 проживали в домах, признанных аварийными до 1 января 2017 года, и около 1 600 – в домах, признанных аварийными после этой даты. В прошлом году было сдано шесть многоквартирных домов в различных районах, включая Бикин, поселок Токи Ванинского района, Пивань и Селихино Комсомольского района, а также на улице Аэродромной в Хабаровске. Весной планируется завершить благоустройство. Президент России поддержал запрос о выделении дополнительных средств на расселение людей из бараков на Проспекте 60-летия Октября в Хабаровске, и в настоящее время ведется работа с Правительством России в этом направлении по поручению Президента.
Новая страница в развитии Дальнего Востока – это реновация 25 городов, началом которой стали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Было учтено 1000 предложений при разработке планов, которые были представлены президенту, после чего Правительство России утвердило их 29 декабря своим постановлением. На сегодняшний день в Хабаровской городской агломерации реализуется уже 10 проектов на общую сумму почти 20 млрд рублей. Правительство поддержало проекты по Дальневосточной концессии, включая Дальневосточный художественный музей, и в этом году начинается строительство Дальневосточного центра отдыха и оздоровления детей. Также разработан долгосрочный план развития Комсомольска-на-Амуре, предусматривающий пять направлений на сумму 12 млрд рублей.
— Максим Андреевич, на Дальнем Востоке работает много банков — и крупных федеральных, и местных. Что МКБ может предложить компаниям и жителям?
— Дальний Восток переживает важный период. Регион обрел новую роль, так как развитие российско-азиатского сотрудничества будет сильно влиять на будущее всей страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Чтобы этот потенциал реализовать, по нашим оценкам, потребуется на горизонте до 2033 года инвестировать более 7,2 трлн руб.
Но вопрос не только в деньгах. На Дальнем Востоке действительно достаточно банков, готовых закрыть разные вопросы с финансированием. И МКБ, который является одним из крупнейших банков России и занимает лидирующие позиции в работе с корпоративными клиентами — в их числе.
Но мы считаем, что сегодня банк должен помогать своим клиентам по вопросам, которые выходят за рамки обычного финансирования. Для этого люди, работающие в банке, должны знать отрасль, понимать, что в ней происходит, какие в ней тренды. Они должны обладать экспертизой, необходимой, для структурирования сложных сделок. Чтобы реализовать потенциал развития Дальнего Востока, о котором мы с вами говорим, потребуется умение быстро и качественно предоставлять инвестиционное кредитование и проектное финансирование, делать сделки по слияниям и поглощениям.
И это как раз то, что мы готовы предложить нашим клиентам. При этом наши главные преимущества — отраслевая экспертиза и скорость, умение оперативно реагировать на любые запросы и задачи, которые стоят перед клиентом.
Кстати, на Дальнем Востоке наш банк работает не первый год, мы реализовали несколько проектов. Например, финансирование строительства таможенно-логистического терминала Кани-курган, который является частью проекта развития транспортно-логистической инфраструктуры Дальнего Востока и финансирование проекта по модернизации системы уличного освещения в Благовещенске с использованием технологии «Умный город». Его реализация позволит сократить расходы города на наружное освещение более чем на 50%. В Приморском крае выдали банковские гарантии на строительство 2-х рыбоперерабатывающих заводов, сейчас в работе 6 сделок в области слияний и поглощений.
В 2023 году мы открыли офис в Благовещенске и планируем дальше развивать взаимодействие с дальневосточными компаниями. Вообще, несмотря на то, что в нашем названии присутствует «московский», мы активно сотрудничаем с регионами — и на уровне бизнеса, и с региональными властями — в Уральском федеральном округе, в Екатеринбурге, Северо-Западном регионе и в Ленинградской области и ряде других.
На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) мы заключили соглашения о сотрудничестве с Правительством Амурской области, Чукотского автономного округа, Республики Коми, Еврейской автономной области и Клубом молодых промышленников. После подписания сразу начали обсуждать конкретные проекты в агропромышленном секторе, туристической, фармацевтической и добывающей отраслях.
В зависимости от потребностей каждого региона в партнерстве с Министерствами экономического развития регионов, региональными инвестиционными агентствами, фондами развития регионов и АО «Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики» находим оптимальные решения, например, привлекаем инвесторов, специализирующихся на определенной теме или отрасли, выдаем требуемое финансирование.
— Как вы оцениваете состояние различных отраслей? Каким из них ваш приход может быть полезен? Чем?
— В отраслях, связанных с экспортом нефти и газа, в металлургии требуется модернизация, чтобы переходить постепенно на производство по созданию продукта с добавленной стоимостью. Например, продавать не газ, а полипропилен. Сегодня нужно максимально сконцентрироваться на том, чтобы из производимых нами простых базовых вещей создавать готовый продукт с высокой степенью переработки, который можно экспортировать.
На некоторых предприятиях уже ведутся работы по модернизации производств, будут увеличиваться объемы геологоразведки в регионе и развиваться проекты, связанные с добычей и переработкой газа. В таких проектах важно не только финансирование отдельного проекта, которое мы, конечно, предоставим, но и готовность к комплексным решениям. Например, когда финансирование предоставляется на весь операционный цикл предприятия: от добычи и переработки газа, до его транспортировки покупателю и получения выручки. Для клиента это удобно, потому что он может более гибко реагировать на сложности, которые могут возникнуть на определенном этапе операционного цикла.
Большим потенциалом, в том числе экспортным, обладает сельское хозяйство. ДВФО — лидер по производству сои в России, в прошлом году здесь собрали порядка 2,3 млн тонн сои, почти 40% от всего урожая этой культуры в стране! А соевые бобы и соевое масло — ключевые статьи агроэкспорта Дальнего Востока. Основной покупатель — Китай, который при этом является также главным покупателем соевых бобов на мировом рынке.
ДВФО также экспортирует рыбу в другие регионы страны и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По состоянию на 20.12.2023 общий объем вылова (по всей стране) превысил 5,18 млн тонн (+9,3% г/г) по данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи (ЦСМС), подведомственного Росрыболовству. При этом в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне объем вылова увеличился до 3,91 млн тонн (+14,7% г/г). Преобладающие виды рыбы: минтай, лосось, сельдь.
У МКБ хорошая экспертиза в этих отраслях, недавно мы закрыли одну из крупнейших сделок в истории российского агропромышленного рынка. И мы активно работаем с государственными программами поддержки бизнеса, включая программы Минсельхоза, поэтому оперативно проконсультируем и поможем сельскохозяйственным предприятиям с получением льготного финансирования, что очень актуально с учетом текущего уровня ставки рефинансирования и, соответственно, ставок по кредитам.
Справка
МКБ (Московский кредитный банк) является крупнейшим негосударственным публичным банком в России и входит в список системно значимых кредитных организаций, утвержденный ЦБ РФ. Занимает 6 место среди всех российских банков по размеру активов (5 трлн рублей по итогам 9 месяцев 2023 года).
Универсальный частный банк, предоставляющий широкий спектр банковских и инвестиционно-банковских услуг для корпоративных клиентов, малого бизнеса и физических лиц, в том числе услуги private banking.
МКБ занимает сильные позиции в корпоративном сегменте бизнеса: 7 место по размеру кредитного портфеля и 6 место по размеру привлеченных средств юрлиц.
Московскому кредитному банку присвоены высокие рейтинги надежности: АКРА A+(RU); Эксперт РА ruA+; НРА АА-|ru|
— Сегодня ключевая ставка в России 16%. Обслуживать такой долг может быть трудно, поэтому мы рекомендуем брать кредиты только если есть четкое понимание, что доходность бизнеса позволит его собственнику выплатить займ и остаться в плюсе.
Тем более, что сейчас есть механизмы, которые позволяют привлечь в бизнес необходимые средства по более низкой цене.
Например, документарные операции. Мы не раз помогали нашим клиентам структурировать сделки через авансы или через отложенные платежи, когда можно не брать кредит, но воспользоваться механизмами отсрочки. Покупатель по импортному контракту использовал аккредитив для расчетов и смог договориться на отсрочку с китайским поставщиком на 30 дней, а вместо кредитной ставки в размере 18% компания заплатила всего 2%.
Другой вариант — воспользоваться льготным кредитованием в рамках государственных программам поддержки бизнеса.
Есть и нестандартные решения.
— Что вы имеете в виду под нестандартными решениями?
— Например, структурировать свою операционную модель таким образом, чтобы сократить потребность в заемном финансировании.
Среднему бизнесу, а таких компаний большинство в дальневосточном регионе, главное находиться рядом с крупными компаниями или рядом с понятным рынком сбыта. Если вы поставляете товары или услуги крупной компании, у которой достаточно большой кредитный риск, нужно постараться снизить его. Например, получить предоплату и этой предоплатой авансировать закупки.
У МКБ традиционно сильные позиции в сегменте крупного корпоративного бизнеса, а в 2024 году мы планируем этот опыт использовать в работе с предприятиями среднего бизнеса, так как видим будущее за этим сегментом.
— А можно подробнее о программах господдержки, как они работают?
— Конечно. Государственные программы направлены на стимулирование импортозамещения, экспорта, поддержку конкретных отраслей в различных регионах. Эти программы позволяют сделать проекты окупаемыми и рентабельными в непростых рыночных условиях, что особенно важно для инфраструктурных проектов и при создании новых производств.
Например, вы сельскохозяйственная компания и привлекаете финансирование на дальнейшее развитие своего производства, планируете закупить новое оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции. По условиям государственной программы Минсельхоза РФ вы можете получить фиксированную льготную процентную ставку от 1% до 5% годовых на срок более 1 года. По обычному кредиту в среднем процентная ставка на рынке сейчас начинается от 18%.
Мы проконсультируем, на какую государственную поддержку может рассчитывать ваш бизнес и оперативно поможем подать документы для участия в подходящей программе. МКБ аккредитован по всем основным программам, включая программы Минсельхоза, Минцифры, Минпромторга, Минэкономразвития.
— Учитываете ли вы особенности Дальнего Востока в своей работе? Адаптируете ли как-то под них свои инструменты?
— Конечно, отраслевая структура экономики Дальнего Востока весьма разнородна. Если Приморский край специализируется на торговле, логистике, то Камчатский край — это уже про рыбную промышленность, Амурская область — это растениеводство, энергетика.
И инструменты, которые подходят для южной части районов Хабаровского, Приморского края или Амурской области, могут не подходить для Чукотки, Сахалина или Якутии. Поэтому очень важна географическая и отраслевая специфика.
Мы ищем индивидуальные решения, учитывая особенности регионов и факторы, которые могут влиять на реализацию проекта. Например, мы всегда стараемся спрогнозировать, захеджировать и застраховать все возможные риски. Ведь чем меньше рисков в проекте, чем лучше они застрахованы, тем ниже ставка для заемщика.
Приведу пример из нашей дальневосточной практики. Мы финансировали один из проектов крупной корпорации, целью которого было обеспечение строительства линии электропередач. Обоснование строилось на данных, полученных ещё в советское время, плюс к этому ЛЭП должна была проходить через места поселения коренных народностей. Мы не могли подтвердить геологические изыскания почвы, которые были проведены учеными более 35 лет назад, и захеджировать эти риски, поэтому порекомендовали компании принять их на себя. В результате клиент получил сравнительно невысокую ставку по кредиту: первоначальная ставка была понижена на 1/3.
Или другая ситуация, финансируя лизинг техники в Якутии, мы четко понимаем, что эта техника через 5-7 лет не вернется. Она не будет далее эксплуатироваться в Поволжье или в Центральной России. Она будет использована только в Якутии, потому что у неё усиленное отопление, двойные-тройные стёкла, способность выдерживать максимальную нагрузку на севере России. Кредит будет более дорогим в обслуживании, поэтому для таких случаев важны меры государственной поддержки.
— Что значит повышение ключевой ставки для обычных граждан? Что им делать со сбережениями?
— В последние два года мы сконцентрировали свои усилия на повышении качества клиентского сервиса, развиваем цифровые каналы, обновляем сеть отделений и банкоматов так, чтобы наши клиенты могли в приятной атмосфере решать свои финансовые вопросы, выходим в новые регионы, где до этого банк не был представлен. В МКБ одни из лучших условий по вкладам.
Что касается высокой ключевой ставки, мы считаем, что сейчас хорошее время для того, чтобы воспользоваться вкладами. Вы можете разместить средства под высокую ставку, которая по прогнозу большинства специалистов останется такой минимум до середины этого года. Сегодня шикарные ставки по вкладам в рублях.
Для компаний, которые ведут в МКБ зарплатный проект, для их сотрудников действует повышенная ставка по вкладам (18,5%) и пониженная — по кредитам наличными. Они также могут получить бесплатную кредитную карту с льготным периодом до 4 месяцев.
А для клиентов сегмента premium и private мы рекомендуем обратить внимание на вклады в юанях и драгоценные металлы. Юани — хороший вариант для валютной диверсификации, а золото позволяет защититься от инфляции.
— Поговорим о вкладах. В условиях высокой ключевой ставки, что делать, если у вас уже лежат деньги на неплохой ставке, но появилось предложение с ещё более высоким процентом?
Ставки еще долго будут оставаться на высоком уровне, и вы сможете ими воспользоваться. Если до окончания срока действия вашего вклада остался месяц или меньше, смысла перекладывать деньги прямо сейчас нет.
Если вы понимаете, что на горизонте от полугода и выше пока можете сберегать, посчитайте, сколько процентов вы потеряете, если закроете вклад прямо сейчас, и сколько заработаете, когда переложите деньги под более высокую ставку. Если получается, что даже с потерей процентов вы выигрываете существенно, есть смысл.
— Чего ждать в 2024 году?
Мы ожидаем, что в результате проведения текущей денежно-кредитной политики Банка России инфляция будет постепенно замедляться и к концу года снизится до 5%. В базовом сценарии во втором полугодии регулятор может перейти к снижению ключевой ставки, что повлечет за собой восстановление отложенного спроса на кредитование: в первую очередь со стороны компаний, ориентированных на экспорт. На фоне улучшения мировой конъюнктуры на рынках в странах — торговых партнерах они будут увеличивать свои производственные мощности, и им потребуется финансирование, которое можно получить по более привлекательным ставкам.
В розничном сегменте темпы роста кредитования за год по сравнению с прошлым будут более умеренными. В ипотеке ожидаем увидеть увеличение спроса на региональные ипотечные программы, семейную и ИТ-ипотеку.
Проникновение юаня в экономику продолжит расти, и больше людей будут воспринимать китайскую валюту в качестве финансового инструмента для сохранения или диверсификации своих средств. К уже существующим инструментам расчетов с юанем на российском рынке, например, валютному свопу в юанях Банка России и еврооблигациям в юанях, будут добавляться новые. Этому, в том числе будет способствовать увеличение количества внешнеторговых контрактов в юанях на фоне дальнейшего развития взаимоотношений между Россией и Китаем.
Доля юаня в структуре экспорта России уже выросла с 0,4% в январе 2022 года до 34,5% в ноябре 2023 года. В импорте ситуация еще более выраженная: доля юаня выросла с 4% в январе 2022 года до 36,4% в ноябре 2023 года.
Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.
«Образ Якутии сегодня меняется. Этому способствует и сама выставка достижений «Россия». Она констатирует свершившийся факт нового облика самого большого региона страны. И экспозиция Якутии призвана познакомить жителей страны с последними нововведениями и развеять сложившиеся стереотипы.
Многие россияне до сих пор мало знают о далекой дальневосточной республике. Все могут вспомнить про набившие оскомину холод, алмазы и оленей. Благодаря экспозиции посетители поймут, что Якутия – это про новые технологии, современные подходы в улучшении качества жизни.
Акцент при демонстрации достижений на мобильные приложения и игры, кино и мультипликацию естественен. Высокие технологии востребованы. Якутия доказывает, что можно быть центром цифровых разработок, находясь на Крайнем Севере. Это та привилегия, которая республика, похоже, стремится забрать себе. И реальный успех в этой области можно достичь, забыв, что за стеной минус 40.
При этом даже в условиях экстремально низких температур это регион, который осваивает и вдыхает жизнь в, казалось бы, непригодные для жизни территории. Свидетельство тому – демонстрируемая реакторная установка для первой в мире атомной станции малой мощности, которую строят в арктическом районе республики. Руководство Якутии добивалось этой чести. Поскольку возможность эффективного развития здесь высока, то, следовательно, и потребность в энергетике тоже немалая. АСММ здесь также выступает в роли символа будущего, который обозначает собой новый виток развития.
Ну и, конечно же, венчает образ будущего Якутии Ленский мост, распоряжение о строительстве которого отдал Президент. Завершив этот архисложный проект, республика станет еще и логистическим центром, что еще недавно было бы странно себе представить. Мост имеет значение только если до и после него идет дорога. Через Якутию пойдет транспортный путь, она перестанет быть ледяной горой, куда можно только прилететь. Главное, что регион, отделенный от «большой земли», станет ее частью, то есть ближе ко всем жителям нашей страны.
Очевидно, это успешное позиционирование. Якутия на выставке предстает инновационной, современной, но не забывающей, на какой земле она находится. Регион демонстрирует свое лицо, прорисованное значительно детальнее. Это все та же республика, но понятная, с той новизной, которой нам не хватало. О ней пока знают действительно мало. Теперь благодаря выставке, я надеюсь, будут чуточку больше».