Правительство РФ уменьшит налогообложение для компаний, добывающих полезные ископаемые, необходимые для высокотехнологичных отраслей. Налог будет зависеть от содержания в концентрате металлов и мировых цен на них.
Речь идет о металлах, которые используют для высокотехнологичных отраслей: электроники, электротехники, металлургии, машиностроения, медицины, космической сферы. Производители такого сырья будут применять единую ставку НДПИ 6%.
Благодаря этим мерам в распоряжении производителей останется дополнительно 250 млн рублей в год, которые могут быть направлены на расширение инвестиций и на собственное развитие.
В следующем году вступают в силу новации по расчету и взиманию платы за перезакрепление мест промысла на новый срок без торгов. В центре внимания вопрос, быть ли рассрочке по внесению платежа, а также, как должен распределиться сбор между уровнями бюджетной системы. Власти Камчатки уже заявили об угрозе массового банкротства дальневосточных предприятий при переоформлении рыболовных участков, если плата будет взиматься единовременно. В федеральных министерствах не возражают против рассрочки, но готовы ее предоставить не на столь длительный срок, как того хотели бы рыбаки.
У лососей свои нюансы
В июле 2023 года были приняты изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», которые, в том числе, касались новых правил подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком без торгов на долгосрочный период. Однако механизм взимания платы за закрепление места промысла, предложенный Минсельхозом РФ, получил широкий резонанс. Инициатива ведомства о единовременной 100-процентной оплате за перезаключение договора на 20 лет вызвала немало вопросов в отрасли, которая на сегодняшний день характеризуется высокой закредитованностью.
Рыбаки заявили, что введение одномоментного платежа будет крайне обременительным, причем наиболее сильно это может отразиться на тех, кто занимается промышленным ловом лососевых.
«Краткосрочность лососевой путины в дополнении с очень высокой долей рутинного ручного труда на ставных неводах всегда означает наличие избыточного запаса рабочей силы, чего нет на других видах промысла. С учетом дефицита трудовых ресурсов это очень высокий уровень условно-постоянных издержек, которые невозможно уменьшить в условиях небольшого промысла…Это означает, что в себестоимости есть величина, которую невозможно уменьшить», – пояснил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев.
При этом структура лососевого промысла серьезно отличается от минтаевого, трескового или крабового, где порядка 80-85% вылова приходится на 20 крупных компаний. Тогда как в добыче красной рыбы такие игроки занимают не более 40%. Основными участниками лососевой путины выступают небольшие предприятия, для которых цена и доступность кредитных ресурсов совершенно иная, обратил внимание Герман Зверев.
Кроме того, этот сегмент отрасли более высокорискованный из-за существенных колебаний объема добычи лососей. Во время лососевой путины 2020 года было добыто 299,7 тыс. т, 2021-го – 538,7 тыс. т, 2022-го – 272,1 тыс. т, 2023-го – 608,3 тыс. т. К примеру, коэффициент изменчивости вылова горбуши в пять раз выше аналогичного показателя для минтая.
Вместе с тем само введение платежей отраслевым сообществом даже не обсуждается, заверил президент ВАРПЭ: «Плата за пользование рыболовными участками, как фискальный платеж, необходима. Здесь нет никаких разногласий с Росрыболовством, Минсельхозом, Минфином».
Стоит сказать, бюджетный эффект от нововведения в 2025-2045 годах оценивается в 341,7 млрд руб., подсчитал Центр отраслевой экономики Научно-исследовательского института (НИФИ) Минфина.
Размер имеет значение
Согласно подготовленной методике, суммарный платеж при заключении договоров пользования рыболовными участками для добычи лососей может составить 92 млрд руб. При этом ориентировочный размер сбора по 97 базовым предприятиям на Камчатке (на долю этого региона приходятся основной объем вылова красной рыбы) – 66,2 млрд руб. или в среднем 683 млн руб. на одно юрлицо.
Расчеты показывают, что единовременный платеж приведет к совокупному убытку только для рыбаков Камчатского края в размере 70,6 млрд руб. Создаются серьезные риски банкротства для 59 предприятий в период с 2025 по 2027 год. «Эти законодательные изменения, в таком виде, в каком есть сейчас, полностью разрушат рыбную отрасль в Камчатском крае», – подчеркнула зампред регионального правительства Юлия Морозова.
По ее словам, при 100-процентном внесении платы две трети предприятий закрываются сразу в течение трех лет.
Соответственно, выходом видится возможность разбивки сбора на две части: первая вносится сразу, вторая – в течение определенного периода. Рассматривается несколько подходов: плата частями (25% в 2025 году, остальные 75% пропорционально объему вылова на протяжении 20 лет), равными платежами на протяжении 20 лет и плата пропорционально выловленному объему рыбы.
Немаловажный вопрос – как должен распределиться сбор между региональным и федеральным бюджетами. В частности, власти Камчатки предлагают направлять 25% платежа, который будет вноситься разово, в казну РФ. 75% платы должно пойти региону, и эту сумму можно будет внести с рассрочкой на все 20 лет действия договора.
С таким подходом согласны в Минвостокразвития, сообщил директор департамента инвестиционного развития и международного сотрудничества ведомства Олег Вахтин. «Камчатский край – это большинство вылова, большинство переработки, поэтому с учетом опыта региона и тех предприятий, которые есть на его территории, наверное, за флагманскую позицию надо брать эту позицию», – считает он.
Согласно анализу, если единовременно выплачивать 25% платежа, а остальные с определенным временным лагом, размер убытка рыбаков сокращается с 70,6 млрд руб. до 20,9 млрд руб., проинформировал Герман Зверев. При этом все предприятия из зоны риска банкротства выходят.
Платеж на двоих
В Министерстве сельского хозяйства РФ не возражают против рассрочки по взиманию платы. На данный счет проводились консультации с Минфином, показавшие, что это возможно, уточнил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Евгений Кац. Такая инициатива должна быть законодательно закреплена, как и по вопросу распределения поступлений платы между регионами и федеральным бюджетом, добавил он.
Парламентарии подготовили концепции соответствующих законопроектов. Правда, потребуется еще их оформление и обоснование.
Что касается пропорции деления платы между федеральным и региональным бюджетами, то по инициативе распределения большей части сбора на уровень региона вряд ли будет достигнуто согласие, выразил сомнение первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. «Порядка 70 млрд руб. выпадение из федерального бюджета, кто нам согласует это? Напряжение бюджета достаточно серьезное, думаю, это вызовет сложности», – сказал сенатор.
Он предложил разбивку платежа: 70% – в федеральный бюджет, 30% – в региональный. «Это цифра как-то обоснована, потому что существует комплексная программа развития сельских территорий, по которой, как доложило Министерство сельского хозяйства, определенные деньги на муниципальные районы, приближенные к океанам и морям, даются. Более того они не всегда осваиваются», – обратил внимание Сергей Митин.
Относительно периода рассрочки предлагается ограничиться тремя годами. «Будь моя воля, я бы сказал 20 лет. Но как это сделать, не представляю, как чиновник. Потому что есть бюджетный цикл, бюджетный процесс… просто нашим коллегам из других министерств будет хороший повод нам отказать», – пояснил парламентарий.
В свою очередь сенатор от Камчатского края Борис Невзоров утверждает, что рассрочка на три года по большому счету не даст рыбакам ничего. Поэтому дальнейшая проработка вопроса с регионами и федеральными органами исполнительной власти, по всей видимости, будет продолжена.
Подходы налоговой службы к борьбе с дроблением бизнеса необходимо пересмотреть, считают в бизнес-сообществе. По оценкам экспертов, нередко санкции применяют к предприятиям, которые не получают необоснованной налоговой выгоды от «сомнительных схем». И в этой связи объявленная президентом амнистия за дробление бизнеса, хотя и является важной и нужной мерой, радикально на ситуацию не повлияет. Как сегодня предприятия дробят бизнес, какую позицию ФНС занимает в отношении нарушителей, и какие меры способны улучшить налоговый климат, разбиралась редакция EastRussia.
О том, что необходимо разработать параметры амнистии за дробление бизнеса, Владимир Путин объявил в ходе послания Федеральному собранию 29 февраля. Речь идёт о «некрупных компаниях, которые при фактическом росте бизнеса вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации».
На каких условиях реализуется поручение президента, ещё неизвестно — проект об амнистии находится в разработке. Пока ФНС работает без изменений.
Налоговый консультант Галина Ткаченко отмечает, что глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров выделяет борьбу с дроблением бизнеса и серыми зарплатами как актуальные направления работы ведомства в текущем году.
«Если раньше в приоритете были незаконные вычеты по налогу на добавленную стоимость, сегодня эти нарушения отработаны в рамках камеральных проверок. Налоговая очень активно занялась именно дроблением бизнеса, и я это вижу в своей работе», — комментирует эксперт.
За неполные шесть лет объём налоговых доначислений из-за дробления предприятий, оспариваемых в судах, составил более 56 млрд рублей. Об этом ранее сообщала налоговая служба. Последние громкие дела связаны с именами известных блогеров Лерчека и Елены Блиновской. В Приморском крае одним из резонансных стало дело крупной сети ресторанов быстрого обслуживания «Репаблик».
Схемы оптимизации налоговых издержек применяются в разных отраслях и видах деятельности от торговли до сферы услуг.
Предприятия дробят на юрлица и ИП, используют франшизы, торговые площади сдают в аренду родственникам, чтобы оставаться на упрощённой системе налогообложения (УСН). Выгода очевидна: на УСН предприниматель в зависимости от выручки платит 6-15% налогов. Но как только его доходы превышают определённый лимит, он обязан перейти на общую систему налогообложения – ОСН, а значит, в полном объёме вести бухгалтерский и налоговый учёт и уплачивать НДС, налог на прибыль либо НДФЛ и нести другие расходы.
Если налоговая инспекция выявляет схему дробления бизнеса, она доначисляет налоги, исходя из совокупной выручки предприятий плюс штрафы — 40 % от доначисленной суммы налога и пени. В результате нарушитель должен заплатить в бюджет не 6%, а в разы больше, (платится 20 % НДС путём расчёта: доход:120 х 20, а кроме того, 20% налог на прибыль либо 13 — 15 % НДФЛ (для ИП), причём за три предыдущих календарных года и текущий период 2024-го (сроки, которые учитывает камеральная проверка).
По словам Галины Ткаченко, суммы доначислений обычно стартуют от 20 млн рублей. Известен случай, когда предпринимателю из Уссурийска доначислили 130 млн рублей налогов.
Если же нарушитель не хочет, чтобы в отношении него было заведено уголовное дело по результатам налоговой проверки, он обязан самостоятельно сдать налоговые декларации и донести свою позицию налоговому органу. И здесь обычно начинаются судебные разбирательства, когда налогоплательщик пытается доказать, что дробил бизнес не для получения налоговой выгоды. Как правило, безуспешно.
Регулярно в новостную повестку попадают резонансные дела, связанные с предполагаемым дроблением бизнеса. Так, налоговая инспекция заподозрила в незаконной оптимизации известное предприятие «Приморский кондитер» (ООО «Примкон»). По результатам выездной проверки в 2019 году компании доначислили более 43 млн налога на добавленную стоимость плюс штрафы и пени. Фискальный орган посчитал, что «Примкон» уменьшил налоговую базу, оформив магазины на аффилированных лиц — вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Однако суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с такой позицией. Инспекции не удалось доказать, что дробление производилось исключительно с целью уменьшения налоговой нагрузки, а не в целях ведения предпринимательской деятельности.
В подобной ситуации оказался и ритейлер, депутат думы Хасанского муниципального района, известный меценат Александр Кучкин. В 2021 году в офисе его компании состоялась выездная проверка с участием людей в форме, похожей на СОБРовскую. Налоги предпринимателю доначислили на том основании, что торговые помещения он сдавал в аренду собственной сестре, позже инспекция определила и других лиц, которые могли быть причастны к дроблению бизнеса. В результате сумма налоговых обязательств выросла до 78 млн рублей.
Пожалуй, самое резонансное в Приморье дело 2023 года началось обысками у директора сети ресторанов Republic (компания «Инстрой»). Предприятию доначислили 83 миллиона рублей налога. Во время обыска по месту жительства подозреваемого следователи изъяли более 23 млн рублей и свыше 12 тысяч долларов США. А в феврале налоговая инспекция подала иск о банкротстве должника в Арбитражный суд Приморского края. Последним решением суда от 14 марта 2024 года производство по делу о признании ООО «Инстрой» несостоятельным (банкротом) прекращено. «Уполномоченный орган через канцелярию суда представил в материалы дела дополнения к заявлению, в которых указывает, что должником было произведено полное погашение задолженности», — следует из материалов дела.
И тем не менее, нередко ответственное лицо действительно думает, что оптимизирует свою деятельность в соответствии с законом.
«Например, предприниматель открыл ИП и одновременно значится директором юридического лица. ИП находится на упрощённом режиме, юрлицо – на общем режиме налогообложения, при этом они занимаются одним и тем же видом деятельности. Но когда клиенту надо, допустим, выставить счёт с НДС, это делает юрлицо. И налоговая по результатам проверки складывает вместе доходы ИП и юрлица и доначисляет налоги. Сейчас в моей практике это происходит достаточно часто. Учитывая, что доначисления по общему режиму начинаются от 20 млн рублей, малому бизнесу очень тяжело нести такую нагрузку. Думаю, до президента донесли актуальность этого вопроса, что малый бизнес часто не с целью ухода от налогов, а просто по незнанию попадает в подобные ситуации», — говорит Галина Ткаченко.
В то же время предпринимательские объединения считают проблемой отсутствие, по их оценке, чётких критериев дробления бизнеса в законодательстве. Так, «Опора России» предлагает пересмотреть подходы фискального органа к работе с налогоплательщиками в этом отношении и основным критерием сделать получение необоснованной налоговой выгоды. Если предприятие не сэкономило на налогах вследствие дробления бизнеса, значит, и строгих санкций к нему применять не следует, считает руководитель комитета приморской «Опоры России» по налогам и налоговому администрированию Александра Гомзякова.
«Одна из главных головных болей предпринимателей — они переживают, что их будут подозревать в дроблении бизнеса. С одной стороны, действительно, есть налогоплательщики, которые дробят бизнес, чтобы снизить налоговую нагрузку и получить необоснованную налоговую выгоду. С другой, те методы, которыми пользуется наше государство в отношении предполагаемых нарушителей, достаточно усреднённые, и очень часто под критерии дробления бизнеса попадают предприниматели, которые не получают налоговой выгоды от того, что имеют несколько предприятий», — поясняет эксперт.
Собеседница подчёркивает, что есть виды деятельности, которые требуют лицензирования и могут вестись только юридическими лицами. Например, юрлицо необходимо для торговли алкоголем. В ряде случаев бизнес дробится с целью диверсификации рисков, ведь те же штрафы во многих случаях для ИП ниже. Очень часто индивидуальному предпринимателю проще получить какие-либо разрешения. «Вариантов много, но, когда налоговая инспекция начинает искать в деятельности предприятия признаки необоснованной налоговой выгоды, она подходит к этому достаточно формально», — акцентирует Александра Гомзякова.
Что касается позиции налоговой службы, ранее в одном из интервью глава ФНС Даниил Егоров говорил, что к теме установления критериев дробления бизнеса ФНС уже подступалась, но безуспешно. Исследование опыта других стран относительно дробления бизнеса, по его словам, также не принесло результатов. «Они говорят очень просто: мы идем из принципов взаимозависимости. Если под тобой есть «зонтик» компаний, неважно, кто и чем занимается, мы смотрим через собственность», — цитировало Егорова РБК.
Примечательно, что фискальная политика в России за последние годы претерпела серьёзные изменения. Ещё в 2020 году малый бизнес платил ЕНВД (единый налог на вмененный доход) с площади, не было ни онлайн-касс, ни системы маркировки «Честный знак», сегодня ситуация изменилась коренным образом. И бизнесу нелегко справляться с возросшей нагрузкой. В 2023 году уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов создал рабочую группу из региональных уполномоченных, в рамках которой был подготовлен специальный доклад по практике налогового администрирования и его влиянии на предпринимательскую деятельность. Риски привлечения предпринимателей к ответственности за дробление бизнеса при оптимизации налогообложения в докладе обозначены как одна из главных проблем, рассказывает приморский бизнес-омбудсмен Марина Шемилина.
«Во-первых, сегодня мы не видим чётких критериев дробления бизнеса. Во-вторых, есть случаи, когда предприниматели работают по определённой схеме не один год, считая, что таким образом оптимизируют налоги, налоговая инспекция принимает все декларации, отчёты и не задаёт вопросов. А потом почему-то выясняется, что налогоплательщик — нарушитель, который занимается дроблением бизнеса. И мы очень рады, что президент нас услышал и подчеркнул, что нужно думать о том, как стимулировать развитие бизнеса, а не тормозить его», — комментирует бизнес-омбудсмен.
В УФНС по Приморскому краю отмечают, что налоговая обычно идёт навстречу предпринимателям при выявлении подобных нарушений и даёт им возможность избежать штрафов, погасив задолженность. Об этом говорит и Марина Шемилина.
«Как правило, налогоплательщику предлагают во избежание штрафных санкций подать уточненную декларацию за прошлые периоды и с нового периода начать работать по-новому. Кто-то из предпринимателей идёт на это, оплачивает доначисленные налоги и закрывает вопрос. В противном случае налоговая проводит камеральную проверку — тогда уже появляются штрафы, и предприниматель в судебном порядке начинает их оспаривать. Отмечу, что в нашей практике крайне мало случаев, чтобы налоговая была принципиально не права, как правило, речь идет об уменьшении размера предъявляемых претензий», — рассказывает омбудсмен.
Марина Шемилина также подчеркнула, что для придания амнистии системного эффекта, а не точечной выгоды, необходимо выработать новую консолидированную позицию по корректировке действующих условий применения специальных налоговых режимов и парамертам «бесшовного» перехода со спецрежимов на общий режим налогообложения.
В каком виде будет действовать амнистия, пока неизвестно. Ожидается, что нарушителей освободят от штрафных санкций, но совершенно точно речи не идёт о полном прощении всех доначисленных налогов, поясняют источники агентства. И вопросы, обозначенные выше, с помощью амнистии не решить. Здесь необходимы другие меры.
«Амнистию президент объявил в рамках закона о контрольно-надзорной деятельности, то есть амнистируют нарушения, которые не находятся в рамках Налогового кодекса. Дело в том, что за одно и то же нарушение предпринимателя штрафуют дважды — по Налоговому кодексу и Кодексу об административных правонарушениях. Соответственно, контрольно-надзорный орган простит те нарушения, которые предусмотрены Административным кодексом», — уточняет Александра Гомзякова.
При этом некоторые опытные предприниматели не советуют коллегам спешить в ФНС с чистосердечным признанием. «Дело в том, что амнистии для предпринимателей не в первый раз объявляются, но я никогда не рекомендовал собственникам своей компании участвовать в этих мероприятиях. Как говорится, чистосердечное признание — это прямой путь на чёрную скамью», — анонимно делится своим мнением крупный приморский бизнесмен.
Отметим, что по результатам контрольно-аналитической работы ФНС в 2023 году в бюджет поступило 400 млрд руб. (+2,3% по сравнению с 2022 годом). Более половины этих поступлений (218 млрд рублей) налогоплательщики заплатили самостоятельно, без проведения налоговых проверок.
Проект изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий ограничения для резидентов преференциальных зон в части налоговых льгот, вызвал широкий резонанс. Оппоненты Минфина опасаются снижения инвестиционной привлекательности таких режимов. Против выносимых на обсуждение поправок выступает и Минвостокразвития.
Свести к одному
Минфином разработан законопроект, касающийся налогового регулирования преференциальных режимов. Документ предполагает в рамках льготного налогообложения ограничения для новых резидентов с 1 января 2025 года. В частности, предлагается ограничить сумму налоговых льгот (обычно речь идет о налогах на прибыль, имущество и землю) размером фактических расходов на капитальные вложения и НИОКР.
«Это связано с принципом справедливости. Мы, как государство, инвестируем рубль в виде налоговых расходов. Уважаемый бизнес, будьте добры, инвестируйте тоже рубль…Сам критерий один к одному является достаточно мягким», – говорит директор департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина РФ Денис Борисов.
Однако законопроект о донастройке налоговых льгот вызвал отрицательные отзывы. Высказываются опасения, что это может привести к ухудшению условий применения префрежимов, в том числе таких, как территория опережающего развития, Свободный порт Владивосток и Арктическая зона РФ.
Справка: По данным Минвостокразвития, за счет преференциальных зон на Дальнем Востоке и в Арктике к реализации запланировано более 3,5 тыс. проектов с объемом заявляемых инвестиций 9 трлн руб. и созданием 298 тыс. рабочих мест. В экономику макро-региона уже вложено 3,7 трлн руб. На сегодня реализовано 833 проекта.
По состоянию на 11 октября 2023 года в рамках режима ТОР осуществляют деятельность 742 резидента с общим объемом инвестиций по соглашениям 5,5 трлн руб. (фактически осуществлено инвестиций в размере 2,6 трлн руб.), в эксплуатацию введено 227 предприятий. В рамках режима СПВ действуют 2 тыс. резидентов с объемом инвестиций по соглашениям 1,6 трлн руб. (405 млрд руб.), введено в эксплуатацию 451 предприятие. В рамках режима АЗРФ зарегистрировано 664 резидента с объемом инвестиций по соглашениям 824 млрд руб. (109 млрд руб.), введено в эксплуатацию 138 предприятий.
Первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов подчеркнул, что законопроект не в полной мере учитывает социально-экономические особенности отдаленных регионов. «Принятие такого решения на наш взгляд негативно повлияет на резидентов, а именно на субъектов малого и среднего бизнеса, а также на инвесторов, реализующих инвестпроекты в отраслях с низким объемом капвложений. Это сфера услуг, общественного питания, туризм, IT-сфера и т.д., где относительно небольшие инвестиции, но большое количество людей. А одна из основных льгот, которая там есть – это страховые взносы – 7,6% на десять лет», – рассказал он.
Другой вопрос вызывает перечень ограничения номенклатуры финансовых средств, признаваемых капиталовложениями для расчета максимальной величины налоговых льгот. К примеру, предлагается не учитывать затраты, связанные с приобретением легковых автомобилей, прогулочных судов, организацией спортивных объектов, но, что более важно, с реконструкцией и строительством жилья.
«То есть мы развиваем Удокан (крупнейшее месторождения меди – прим. ред.) и там же строим жилые кварталы. То же самое относится в Амурскому газоперерабатывающему заводу, где «Газпром» строит огромное количество жилья, чтобы [работающие] люди там жили. И это предлагают не рассматривать при расчете инвестиций», – обеспокоен первый замглавы Минвостокразвития.
В условиях высокой волатильности представляется сомнительной целесообразность применять льготный механизм лишь при выполнении резидентом контролируемых показателей. «Если инвестор не выполняет условия по годам инвестиционного соглашения, которое заключается с ним, то в следующем году он не может рассчитывать на налоговые льготы. Понимаю, есть разные инвесторы, но мы же не можем не принимать во внимание те объективные факторы, которые у нас складываются по ходу жизни. Кто прогнозировал кризис, СВО, увеличение стоимости денег? Кто прогнозировал ключевую ставку в 15%, ставку по займу в 17-20%», – подчеркнул Гаджимагомед Гусейнов.
От сумы и от маржи
Как заверили в Минфине, за счет разработанной совместно с ФНС автоматизированной системы «Эффективность льгот» есть возможность получать независимую оценку того, как налоговые послабления влияют на финансово-экономические показатели налогоплательщиков. Так, сообщил Денис Борисов, в рамках дальневосточных ТОР по ряду отраслей операционная рентабельность превышает 30%, в то время как в среднем по российской экономике эта величина оценивается в 12-15%.
«Было бы все хорошо, мы не против, но проблема в том, что такие доходности получаются в условиях, когда по сути государство фактически субсидирует через налоговые расходы такой высокомаржинальный бизнес. Оно нам надо?», – считает представитель Минфина.
По его данным, три года назад объем налоговых расходов по ТОР в ДФО был более 10 млрд руб., в 2021-м он превысил 20 млрд, и есть прогноз на дальнейшее увеличение.
В Министерстве финансов не видят опасений по поводу ухудшения инвестиционной активности. Принцип, когда размер налоговых льгот ограничен фактическими капвложениями, уже реализован в региональных инвестиционных проектах (РИП) и специальных инвестиционных контрактах (СПИК), уточнил чиновник.
«Когда мы выдвигали эти условия, мы собирали статистику – у подавляющего числа резидентов уровень инвестиций кратно превышает объем получаемых ими налоговых льгот. Они все соответствуют этим критериям», – сказал Денис Борисов.
Между тем свои возражения высказали в Министерстве экономического развития РФ. «У меня 50 особых экономических зон, в них фактически инвестировано 1 трлн руб., а налоговых льгот на 124 млрд руб. Минфин, верните остальные деньги, если по такой логике идти», – рассуждает заместитель министра Дмитрий Вахруков.
По его мнению, цель стимулировать больше инвестиций на самом деле теряется в этой инициативе и более очевидной становится цель борьбы с недобросовестными резидентами. «Хорошо, покажите их нам. Принесите список этих резидентов, отдайте в регионы, в Минэк, и мы их выгоним, если они недобросовестные», – заявил Дмитрий Вахруков.
Регионы хотят постоянства
Реализация законопроекта станет дополнительным барьером на пути к привлечению инвестиций и в целом деятельности преференциальных зон, как эффективного инструмента развития экономики страны, полагает директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Михаил Лабудин.
«Исходя из опыта ОАЭ или стран ЕАЭС, преференциальные условия свободных экономических зон работают на привлечение инвесторов, а не наоборот. Только за последние недели мы получили информацию от представителей ОЭЗ, что порядка 20 проектов на сумму 15 млрд руб. находятся в зоне риска», – сказал Михаил Лабудин.
Подсчитано, что в случае принятия предложений Минфина потери инвестиций могут составить 236 млрд руб., проинформировал председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. От регионов поступило 200 негативных отзывов на данный пакет поправок, уточнил он.
Сенатор предлагает снять этот законопроект с обсуждения в нынешней редакции и в координации с предпринимателями и главами субъектов РФ разработать новый документ. «На моем комитете мы его зарубим, не дадим положительного заключения», – пообещал он, добавив, что регионы крайне заинтересованы в том, чтобы у них льготные режимы существовали в прежнем качестве дальше.
Как бы то ни было, поправки Минфина заставили свежим взглядом посмотреть на преференциальные зоны, в том числе в ДФО. Сенатор Андрей Епишин предлагает распространить режим ТОР на весь Дальний Востоке. При этом, убежден он, надо сосредоточить льготы на тех проектах, которые создают постоянные рабочие места, закрепляют население на той или иной территории. Многие добывающие производства, предусматривая, главным образом, вахтовый метод работы, не сильно помогают регионам с точки зрения демографии, пояснил сенатор.
С ним согласен Гаджимагомед Гусейнов. «Сейчас у нас нет ограничений по расширению границ ТОР, но получается, все процессы, связанные с расширением границы занимают порядка шести месяцев. Но без расширения границы ТОР инвесторы не вкладывают деньги. Все, что будет [сделано] до ТОР, инвестор потом не сможет предъявить к возмещению. Следовательно, получается, что границы ТОР являются естественным препятствием для привлечения инвестиций на Дальний Восток», – заключил представитель Минвостокразвития.
Законодатели Забайкальского и Хабаровской краев на рубеже 2022—2023 годов решили пересмотреть налоговые режимы для недропользователей. В Забайкалье депутаты решили повысить с 2023 года налоговые ставки для добывающих компаний, которые станут резидентами ТОР или являются участниками РИП, а в Хабаровском крае – наоборот, понизить их для шести золотодобывающих компаний, инвестирующих в разработку месторождений на территории региона. Со вторым вариантом согласились не все.
Режим или нажим?
Тут нужны некоторые пояснения. ТОР – территория опережающего развития в особо оговоренных границах, резиденты ТОР реализуют на ней инвестиционные проекты, заключая специальных контракты (соглашения) с КРДВ (Корпорация развития Дальнего Востока). РИП – региональный инвестиционный проект. Как правило, региональные власти ведут реестры РИПов, а получить статус участника (инвестора) РИПа могут предприятия и организации из приоритетных с точки зрения региона отраслей.
На Дальнем Востоке для большинства регионов именно недропользование (добыча полезных ископаемых –олова и вольфрама, золота и меди, графита и платные, угля и нефти) является таким приоритетом. Специальные инвестиционные контракты (СИК) власти заключают с инвесторами, в них прописываются обязательства тех и других.
Для инвесторов это не только деньги (финансирование), но и создание рабочих места, сроки строительства объектов на тех или иных участках недрах и их запуска. С точки зрения налогов все режимы (ТОР, РИП, СИК) преференциальные, льготные для инвестора, но размеры и значения налоговых льгот могут колебаться в зависимости от параметров проекта, федеральной и региональной доли в том или ином налоге (налоги на прибыль, на имущество, страховых взносы и т.п.).
В Забайкальском крае в конце прошлого года решили, что пришло время изменить ставки налога на имущество и на прибыль для добывающих предприятий-участников ТОР и РИП. Правительство региона за счет этой меры планирует получить 10 млрд рублей поступлений в бюджет (только от повышения налогов для Быстринского проекта «Норникеля»).
Романсы и финансы
Министр финансов Забайкальского края Вера Антропова на заседании комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Забайкальского края рассказала, что изменения налоговых ставок затронут только добычу полезных ископаемых, а не перерабатывающие производства. Законопроектом предусматривается рост налоговой нагрузки для новых участников как ТОР, так РИП.
До этого года для новых резидентов РИП в Забайкалье в первые пять лет работы действовала ставка налога на прибыль в 0%, теперь она повышается до 5%. Ставку налога на прибыль во второй половине первого десятилетия работы подымают с 10% до 13%.
Ставки налога на прибыть для резидентов ТОР тоже выросли с 2% до 5% и с 10% до 12% в первую и вторую половину первого десятилетия работы над проектом. Налоги на прибыль не повышаются для уже зарегистрированных участников ТОР и РИП.
Исключение в регионе сделали только для Быстринского проекта «Норкникеля», в этом случае повышение ставок заранее согласовали с руководителями предприятия. Для него ставка вырастет с 0% до 3% и с 10% до 12% соответственно.
«С 2023 года вместо нулевой ставки ГОК будет платить налог по ставке 3% - и это принесет в краевую казну дополнительный доход в размере 1,9 миллиардов рублей. В последующие пять лет с 10% ставка будет увеличена до 12% - объем ожидаемых доходов составляет 8 миллиардов рублей, -- рассказала Вера Антропова в парламенте.
Нагрузка увеличивается и в части налогов на имущества, также для новых участников ТОР и РИП. «С января 2023 года для добывающих компаний—участников РИР в первые пять лет ставка не изменится, она остается на уровне 1,1%. Корректируем последующие пять лет — с 1,1 до 1,5%», -- рассказала Антропова парламентариям.Она добавила, что для новых резидентов ТОРов ставки налога для имущества подымутся с 0,3% до 0,5% и с 1,3 и 1,5% соответственно.
«Основная задача правительства края – стимулировать развитие перерабатывающей промышленности. Поэтому для переработки оставляем льготы, по добыче полезных ископаемых ставки несколько увеличиваем, но они тоже остаются льготными. Бюджету очень нужны доходы», -- сказала глава Минфина Забайкальского края.
Драйверы роста
Между тем Минэкономразвития Забайкальского края рассчитывает в 2023 году увеличить промышленное производство в регионе на 3,5% к уровню 2022 года. Там подсчитали, что основной рост обеспечит производство концентратов из полезных ископаемых, добываемых на территории региона.
«Считаем, что основное влияние на увеличение промышленного производства окажет добыча полезных ископаемых, занимающая наибольшую долю в структуре промышленного производства — 75,5%. Рост объемов будет обусловлен увеличением производства золотосодержащих, медных, железорудных, свинцовых и цинковых концентратов», -- рассказала первый заместитель министра экономического развития региона Жаргалма Бадмажапова.
По ее словам, в 2023 году в крае планируется открытие и расширение производств, поддержанных региональными властями в три предыдущие года. В Минэкономразвития Забайкалья отметили, что рост объема промышленного производства в 2022 году составил 102,5% к уровню 2021 года.
Забайкальский край присоединился к Дальневосточному федеральному округу в 2018 году. За это время в крае были созданы две ТОР -- «Краснокаменск» и «Забайкалье». В них вошли более 50 резидентов. Предполагаемые инвестиций – свыше 200 миллиардов рублей без учета второй очереди Удоканского месторождения. Уже инвестированы в проекты развития более 100 миллиардов рублей. Планируется создание 10 600 рабочих мест, создали – около 5000.
Крупнейшие проекты, реализуемые на территории Забайкалья, связаны с добычей полезных ископаемых. Это строительство разреза по добыче каменного угля на Зашуланском месторождении в Красночикойском районе; освоение Удоканского месторождения меди и Уконикского месторождения золота; вывод на проектную мощность золотодобывающего предприятия на месторождении «Наседкино» в Могочинском районе; строительство горно-обогатительного комбината по производству золоторудной продукции и железной руды на месторождении «Железный кряж» в Калганском районе; освоение Аргунского и Жерлового месторождений и строительство рудника №6 на Приаргунском производственном горно-химическом объединении.
По словам министра экономического развития региона Александра Бардалеева, среди участников РИПов -- ГРК «Быстринское», «Рудник Александровский», «Горнорудная компания Дархан», «Байкалруд», «Удоканская медь». «Рост объемов производства отмечен по добыче полезных ископаемых – 3,4 % в связи с увеличением добычи металлических руд на 3,7 %. Прочих полезных ископаемых - на 2,3 %, предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых возросло на 7,7 %, добыча угля увеличилась на 1,9%», -- сообщал глава Минэкономразвития по итогам 11 месяцев 2022 года.
Инвестиции в будущее региона
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов по итогам ВЭФ-2022 в интервью «Интерфаксу» рассказал о соглашении на 60 млрд рублей инвестиций об освоении Култуминского полиметаллического месторождения (687 400 тонн меди, 132,7 тонны золота, 1100 тонн серебра, 35,3 млн тонн железа, прогнозные ресурсы – 487 100 тонн меди, 134,6 тонны золота, 1300 тонн серебра и 6 млн тонн железа и Чинейского месторождения ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд, которое долгие годы не разрабатывалось. Это проект принадлежит компании «Восток ГеоСервис» Владислава Свиблова.
На базе Култуминского золото-железо-медного месторождения (север края) планируется создание предприятия по производству медного золотосодержащего концентрата, а также сплава Доре. Разработка месторождения будет вестись открытым способом, а производительность ГОКа составит до 10 млн тонн руды в год. Первую руду планируют получить в 2024 году. Компания «Восток ГеоСервис» получила лицензию на Култуминское весной 2022 года по итогам аукциона. Цена превысила 2,6 млрд рублей.
С золотодобывающей компанией Nordgold власти Забайкалья подписали соглашение о разработке месторождения Бахтарнак, прогнозные ресурсы которого по Р1+Р2+Р3 оцениваются в 74 тонны рудного золота. Быстринское месторождение (юго-восток края) разрабатывается открытым способом. Отработка ведется на двух карьерах - Верхне-Ильдиканском и Быстринском-2, еще два карьера Медный чайник и Южно-Родственный будут введены в 2030 году.
На Удоканском медном месторождении в первую очередь было вложено 100 млрд рублей, вторая потребует в два раза больше вложений. Удокан – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире неразработанных месторождений меди. Мощность первой очереди ГМК на Удокане составит до 15 млн тонн руды с выпуском до 135 тыс. тонн меди в год. С учетом второй очереди объем переработки возрастет до 40 млн тонн руды в год. Стоимость I очереди освоения Удокана оценивалась в $2,9 млрд, II очереди - в $4 млрд.
Чинейское месторождение – одно из крупнейших в мире по запасам и прогнозным ресурсам железных и медных руд. Месторождение состоит из Магнитного участка (титаномагнетитовое месторождение, доказанные запасы 1 млрд тонн) и Рудного участка (медь и металлы платиновой группы, прогнозные ресурсы 80-114 млн тонн руды). «Забайкалстальинвест» затратил в 2004-2020 годах на геологоразведку месторождения 865 млн рублей. Планируется разработка Голевского месторождения свинцово-цинковых руд в Каларском районе, сообщил тогда губернатор Осипов.
На Забайкалье приходится более 10% полезных неуглеводородных ископаемых страны, уточнил глава края, добавив, что уровень изученности запасов - очень низкий. «Месторождений много: золоторудные, урановые, цветных металлов, 3 млрд тонн угля», -- сказал Осипов. В качестве примера освоения недр он привел золоторудное месторождение Наседкино, строительство ГОКа и инфраструктуры на котором заняло чуть больше года.
По словам губернатора, строительство второй очереди Удоканского проекта может начаться в 2024 году. По его оценке, в горнодобывающей отрасли «ничего критического не наблюдается». Осипов назвал горную добычу скелетом экономики региона наряду с транспортно-логистической отраслью. Обе демонстрируют бурный рост, отметил он.
Глава краевого Минэкономразвития оценивал инвестиции по проектам, которые обсуждались с заинтересованными сторона на ВЭФ-2022, в 150 млрд рублей. «Добыча полезных ископаемых является локомотивом в части рабочих мест и средней зарплаты на предприятии, которая порой приближается к 100 000 рублей. Плюс реализация проектов дает работу рядом с этими проектами – это порядка 30-40% от численности персонала, занятого на самих предприятиях», -- отмечал после ВЭФ Александр Бардалеев.
Хабаровский вариант: льготы золотодобытчикам в обмен на инвестиции
Законодательная дума Хабаровского края в конце января проголосовала за распространение льгот при реализации инвестиционных проектов на флагманские золотодобывающие компании. В перечень таких компаний попали шесть золотодобытчиков, работающих на территории региона.
Золотодобытчикам предложили налоговые льготы в виде снижения ставки по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Инициатива исходила от краевого правительства. Претендовать на облеченную налоговую загрузку смогут не все проекты, а только те, что соответствуют одновременно нескольким условиям.
Это должен быть РИП в сфере добычи руды или производства драгметаллов и объемом инвестиций не менее 2 млрд рублей за пять лет. Заявления на включение в краевой реестр РИПов нужно подать до июля 2023 года, а запустить производство не позже, чем через 6 лет после включения в реестр. Льгота по налогу на прибыль будет работать, согласно закону, до 1 января 2029 года. Льготы по налогам власти предоставят по инвестиционному соглашению, где будут оговорены обязательства инвестора.
Первый заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края Андрей Ковальчук, выступая в краевом парламенте объяснил необходимость предоставления льгот снижением цен на золото и прибыли у золотодобывающих компаний, ростом затрат на производство, ужесточением условий привлечения банковского финансирования, сложностью и высокой стоимостью разработки новых месторождений на отдаленных территориях. В частности, в Ульчском, Верхнебуреинском, Аяно-Майском, имени Лазо и Полины Осипенко районах.
Потери краевого бюджета от льгот оцениваются в 7,8 млрд рублей, а предполагаемые доходы после завершения льготного периода в 18,5 млрд рублей. Заместитель председателя краевого правительства, министр экономического развития края Виктор Калашников настаивал в парламенте на том, что в условиях высокой неопределенности в экономике золотодобывающую отрасль нужно стимулировать. По его оценке, среди месторождений есть экономически нерентабельные, но если компании остаются и продолжают работать в регионе, то и край будет в плюсе.
«Край принимает на себя долгосрочные налоговые расходы. Это щедро. В то же время есть ожидания: создание в ответ производственной базы, которая будет генерировать и финансовые результаты, и занятость, и социальную поддержку территорий, на которых действует данное предприятие», -- сказала по поводу закона, внесенного правительством региона спикер краевой думы Ирина Зикунова.
Депутат Максим Кукушкин счел потери бюджета неоправданными и высказался против законопроекта. В своем Telegram-канале он объяснил неприятие льгот для золодобытчиков: «Опять видим поддержку крупных компаний, которые усиленно вычерпывают ресурсы, в частности, золото с нашего региона». По мнению оппозиционного депутата, шесть золотодобывающих компаний могут порадоваться: «при росте цены на золото они получат ещё более солидные доходы». Кукушкин отметил, что поддержка в этом случае пойдет не наукоемким, не импортозамещающим, а ресурсодобывающим предприятиям.