Минфин готовит законодательную инициативу, согласно которой перевод пенсионных накоплений с договора обязательного пенсионного страхования в программу долгосрочных сбережений будет происходить быстрее.
Перевод пенсионных накоплений с договора ОПС в программу долгосрочных сбережений должен происходить между фондами в течение года. Это заявил замминистра финансов Иван Чебесков, говорится на сайте Минфина.
По словам чиновника, многие граждане не знают, что у них есть такие накопления. Те, кто знает, могут ждать перевода около пяти лет. Сейчас необходимо в разы ускорить этот процесс. В Минфине готовятся предложения, чтобы перевод происходил по так называемому фиксингу, то есть от даты начала договора. Это позволит повысить конкуренцию между НПФ.
С 1 января 2024 г. в России работает программа долгосрочных сбережений. Средства на счету будут формироваться не только из собственных взносов. К ним добавятся софинансирование государства, инвестиционный доход и по желанию можно перевести пенсионные накопления. Участники программы могут получать налоговый вычет. Воспользоваться накоплениями можно через 15 лет или по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Сбережения можно забрать и досрочно — в особых жизненных ситуациях.
Иван Маньковский более 20 лет помогает «ненужным» людям — тем, кто остался без всякой поддержки: одиноким старикам, лежачим больным, у которых нет или от которых отказались родственники, и просто тем, кому некуда идти. Он организовал в пригороде Хабаровска два приюта, хотя сам предпочитает называть их общежитиями. Крышу над головой, пропитание и уход здесь получают и те, кого называют бомжами, и те, кого больницы выписывают «в никуда». Тот, у кого есть пенсия, вносит за проживание плату, тем, у кого ее нет, приют предоставляют на условии участия в жизни сообщества — готовка еды, хозработы. Конечно, если человеку позволяет это здоровье.
К Маньковскому за помощью обращаются и те, кто жильем обеспечен, но кому сложно обеспечить себя: инвалиды, проживающие в селах Хабаровского района. Чтобы помочь им финансово, Иван Маньковский решил создать целевой капитал — аккумулировать большой объем средств, на проценты с которых инвалидам будет выплачиваться доплата к пенсии в 5000 рублей.
Целевой капитал (ЦК), или эндаумент, это механизм, используя который, НКО могут стабильно обеспечивать свою деятельность. Работает это так: за счет пожертвований аккумулируется большая сумма денег и отдается в управление финансовой организации. Само тело капитала по российским законам не может использоваться в течение 10 лет, а вот проценты с капитала идут на прописанные заранее цели. Это могут быть и прямые выплаты нуждающимся людям, финансирование различных мероприятий — от обучения до покупки необходимого оборудования.
Пример: университет, благотворительный фонд или больница хочет иметь стабильный доход в будущем. Вместо того, чтобы просто потратить пожертвования или бюджетные деньги сразу, они складывают их в специальную «копилку» — эндаумент.
Эти деньги не тратятся, а инвестируются: кладутся в банк, покупаются акции, облигации и т.п. То есть — работают. А уже доход от этих вложений — проценты, прибыль — тратится на цели организации: стипендии студентам, ремонт зданий, проведение исследований, помощь нуждающимся и т.д.
Это похоже на то, как если бы человек положил деньги на вклад и тратил только проценты, а не саму сумму.
По российскому законодательству НКО, чтобы сформировать целевой капитал, должна собрать не менее 3 млн рублей в течение одного года. Срок начинает исчисляться со дня поступления на счет НКО первого пожертвования. Полтора миллиона Иван Маньковский уже собрал.
Иван Маньковский решил создать целевой капитал, чтобы доплачивать инвалидам первой группы, проживающим в Хабаровском районе, по 5 тыс. рублей в месяц к их пенсии.
Почему Хабаровский район? Иван сам живет здесь, в селе Петропавловка. По роду деятельности ежедневно сталкивается с людьми, которые оказались на грани: безнадежно больные, брошенные старики, вышедшие из мест заключения и оказавшиеся ни с чем, и те, кого называют «бомжами». Однако помогать приходится и тем, у кого есть крыша над головой.
— Эта идея зрела у меня давно, лет двадцать. Я всегда думал, как можно реально помочь людям, особенно пожилым, инвалидам, которым просто не хватает денег на базовые потребности. Вся суть в стабильных, пусть и небольших, выплатах. Начать хотим с Хабаровского района. В Минсоцзащиты края нам сообщили, что здесь у нас проживает 1761 инвалид I группы. Если каждому выплачивать по 5000 рублей в месяц, нужно 8,8 миллиона рублей ежемесячно. С доходностью 10% годовых, необходим размер целевого капитала — около 1,05 миллиарда рублей.
Расчёты:
Понимая, что в короткие сроки такую сумму не собрать, Иван с помощниками склоняются к постепенному масштабированию. Начать с одного села, затем охватить инвалидов другого и так далее. Цель: показать, что механизм работает – люди реально получают выплаты. Потенциальные жертвователи и общественность узнают истории реальных людей, получающих доплату, и, по задумке команды Маньковского это позволит активнее собирать средства.
— Выплаты планируем начинать сразу же, как заработает целевой капитал, — говорит Иван. — К примеру, если будет собрано 3 миллиона рублей и получен доход 10% (300 тысяч в год), это даст возможность помогать 5–6 людям. Да, сначала охват будет небольшой, но важно, чтобы процесс начался. Когда первые выплаты пойдут, люди начнут верить, и мы сможем расширяться.
Начало сбора уже стартовало, необходимые для формирования целевого капитала зарегистрированы в январе 2024 года: на счету уже 1,5 млн рублей. фото: EastRussia
По данным Национальной ассоциации эндаументов на конец 2024 года объем активов, находящихся в управлении различных финансовых институтов, составил более 155 млрд рублей. В подавляющем большинстве — порядка 60% — это целевые капиталы вузов. На Дальнем Востоке первопроходцем стал ДВФУ.
Сейчас эндаументы различных направлений есть во многих субъектах ДФО 2014 — в Бурятии существует целевой капитал «Варк», созданный для поддержания национальной культуры, в Якутии, помимо эндаумента СВФУ, создан ЦК «Дети столетия», имеющий целью помогать семьям в республике, в Хабаровском крае свои эндаументы имеют Тихоокеанский госуниверситет и Дальневосточный государственный университет путей сообщения.
С благотворительными целями ЦК создаются реже. Один из примеров — созданный в 2022 году хабаровской организацией «Чужих детей не бывает» эндаумент «Дети Дальнего Востока». Проект стартовал 12 лет назад с разовой помощи детским домам. Постепенно подключались другие направления — помощь одиноким мамам, приемным семьям. Сейчас организация предоставляет целый спектр услуг: это и прямая материальная помощь, и проживание в кризисном центре, и юридические консультации, и обучение. За последний год на эти цели потрачено более 30 млн рублей, полученных в качестве пожертвований и грантов. В итоге пришли к решению создать целевой капитал.
— Мы озаботились тем, что работа у нас ведется системная, с ежедневными расходами и немаленькими, — рассказывает председатель общественной организации «Чужих детей не бывает» Ольга Лим, — а гранты и пожертвования — это такая история временная: сегодня есть, завтра нет, а все везде оплачивать надо.
Поэтому мы стали искать системные способы финансирования. Рассматривали несколько вариантов, и все их внедрили. Это, например, социальный бизнес: у нас есть свои бизнес-проекты, социальные, благотворительные, которые тоже приносят постоянный доход. Небольшой, но приносят. Это и платные услуги, которые мы можем оказывать, и в том числе мы организовали целевой капитал как возможность финансовой подушки в случае каких-то серьезных проблем.
Но сначала создателям целевого капитала пришлось пройти обучение, которое перевернуло их представление об эндаументе.
— Мы подали заявку в фонд Владимира Потанина. Обучение проходило на базе Московской школы управления «Сколково», длилось два с половиной года и за это время у нас кардинально изменилось понимание сути целевого капитала, — продолжает Ольга Лим. — Ранее мы воспринимали эндаумент как некую «подушку безопасности», которая поможет организации пережить сложные времена. Однако в ходе обучения стало ясно: чтобы капитал действительно мог выполнять такую функцию, его объем должен составлять не менее ста миллионов рублей. Наши три миллиона, собранные с большим трудом, в этом контексте выглядели почти символически. Один из лекторов, успешный предприниматель, метко охарактеризовал эндаумент как «плевок в будущее» — вклад, адресованный следующим поколениям.
Эта идея глубоко нас зацепила. Мы начали мыслить стратегически: не на три, пять или даже десять лет вперёд, а на тридцать, пятьдесят и более. Это стало новой философией нашей работы. Так появился эндаумент с символичным названием — «Дети Дальнего Востока». Мы создали его с расчётом на будущее: чтобы спустя десятилетия дети нашего региона имели устойчивую финансовую опору для реализации социальных и образовательных программ.
На начало 2025 года объем целевого капитала «Дети Дальнего Востока» — около 13 миллионов рублей — по меркам сферы поддержки детства это считается вполне достойным уровнем. Инвестиционный доход, полученный за прошлый год — порядка 300 тыс. рублей. Эти средства было решено не использовать.
Организация придерживается стратегии накопления: инвестиционный доход не изымается, чтобы основное тело капитала продолжало расти и в будущем сформировался действительно устойчивый финансовый ресурс. К тому же на фоне ежегодных расходов в размере уже упомянутых 30 миллионов, эффект от использования инвестиционного дохода практически неощутим в общем бюджете.
Уверенность в том, что за год собрать минимально необходимые по закону три миллиона у команды Ивана Маньковского есть, гораздо сложнее определить, с кого начать выплаты.
Пока рассматривается два подхода: первый — по очередности регистрации в программе, второй — по уровню нуждаемости (например, слепые, лежачие, без родственников). Но любая градация, уверен Иван, должна быть четко прописана до начала выплат, иначе возникнет недоверие, которое может загубить инициативу на корню.
— Да, на старте сумма целевого капитала не позволит охватить всех инвалидов I группы одновременно. По одному из вариантов — а они еще обсуждаются — первые выплаты получат те, кто первым зарегистрируется. Это будет зафиксировано в договоре, вступление в программу означает попадание в очередь на получение выплат. Все будет максимально прозрачно — счет открыт, информация доступна, любой сможет видеть текущий баланс и понимать, на каком этапе находится программа.
Мы понимаем — есть риск, что кто-то может посчитать себя несправедливо обойденным. Поэтому с самого начала будет четкая коммуникация: в памятке и договоре будет указано, что при недостатке средств выплаты идут по очередности. При этом никто не обязан вносить деньги — программа абсолютно бесплатна для получателей, и регистрация не влечет за собой никаких обязательств.
Коммуникация с потенциальными получателями выплат — еще одна сложность. Далеко не все люди с инвалидностью активно пользуются интернетом. Возможности у социальной защиты ограничены, обзвонить всех просто физически невозможно. Пока придумали передавать информацию через почтальонов, соцработников или родственников. Например, человек может получить уведомление вместе с пенсией. Также рассматривается вариант волонтерской сети, особенно в отдаленных селах.
Уже сейчас создается карта — сколько инвалидов I группы в каких селах Хабаровского района проживает. Чтобы понимать, сколько потребуется волонтеров на месте. Например, в Некрасовке — 20 человек, значит, нужны как минимум 10 волонтеров, чтобы они пришли ко всем в один день. Пожилые люди часто недоверчивы, объяснение потребует времени.
Параллельно создается сайт, на котором будет отражаться информация по формированию капитала, по датам начала выплат, очередности. В лучшем случае, они начнутся не раньше, чем через два года: если к январю 2025-го капитал будет собран и передан в управление, весь 2026-й год он будет работать на создание процентов, и только в 2027 первые получатели могут рассчитывать на прибавку к пенсии. Дальше в планах — охватить инвалидов первой группы всего Хабаровского края — на конец 2024 года это 23688 человек. Целевой капитал для этого должен быть порядка 14 миллиардов рублей.
Практически за любой услугой Социального фонда России жители Хабаровского края и ЕАО могут обратиться не только в клиентские службы регионального Отделения СФР, но и через портал Госуслуг. А за многими услугами обращаться вообще не требуется, поскольку они будут оформлены автоматически. Как повышается качество социальных услуг Социального фонда, какие преимущества появились у их получателей, и что теперь назначают беззаявительно? Об этом EastRussia рассказала управляющий Отделением Социального фонда России по Хабаровскому краю и ЕАО Ирина Звержеева.
— Ирина Гаврииловна, в чем заключаются основные итоги деятельности регионального Отделения Соцфонда, и на что сейчас нацелена ваша работа?
— Социальный фонд создавался для того, чтобы сделать предоставление услуг и сервисов более удобным и качественным. Объединение двух фондов в один позволило жителям Хабаровского края и Еврейской автономной области получать услуги доступно, удобно и бесшовно в режиме 24/7 в рамках «одного окна» по любому каналу связи: по телефону единого контакт-центра, по привычным адресам в единых клиентских службах, МФЦ и на портале Госуслуг. Специалисты клиентского обслуживания фонда всегда помогут и ответят на все вопросы, связанные с предоставлением мер поддержки по линии СФР.
Мы заботимся о своих клиентах, поэтому сохранили прежние даты получения назначенных выплат. Наряду с совершенствованием привычного, мы начали оформление новых мер поддержки, оптимизировали процессы предоставления по уже существующим сервисам, приняли новые функции, а также сократили сроки принятие решений по назначению и выплате по большинству услуг.
В год семьи в социальной сфере много задач, требующих нашего внимания и клиентоцентричности. Мы постоянно совершенствуем качество оказания государственных услуг и клиентского обслуживания. Сегодня самый быстрый и максимально удобный формат получения наших услуг — это беззаявительный. Он подразумевает, что человеку вообще не требуется обращаться в фонд.
Совершенствуются электронные сервисы. Благодаря им, все, что надо оформить в Социальном фонде, люди могут получить, не выходя из дома.
Так решается важнейшая задача, которая стоит перед Отделением СФР это — предоставление жителям края и автономии помощи от государства в простой и удобной форме. На это нацелено сегодня предоставление услуг по принципу социального казначейства.
— Что входит в это понятие?
— Предоставление услуг по принципу социального казначейства это — назначение мер поддержки в проактивном режиме, то есть в беззаявительном порядке при наступлении у граждан жизненных обстоятельств. И к этому же принципу относится предоставление услуг только по одному заявлению от граждан без необходимости для них представлять подтверждающие документы. Все это позволяет в кратчайшие сроки оказывать финансовую поддержку нашим землякам, в том числе семьям с детьми.
— За какими услугами жителям края и ЕАО вообще не нужно обращаться, потому что Социальный фонд их оформляет сам, без их участия? И как это происходит практически?
— Таких услуг уже значительное количество. В инициативном порядке Отделение СФР оформляет страховые номера индивидуальных лицевых счетов (СНИЛСы) на новорожденных, выдает сертификаты на материнский (семейный) капитал. За этими услугами не нужно обращаться. От родителей ничего не требуется. По факту регистрации рождения ребенка в органах ЗАГС, Отделение СФР проактивно открывает на него индивидуальный лицевой счет (ИЛС) и отправляет его СНИЛС в личный кабинет мамы на портале госуслуг. С этим электронным документом ребенка семье доступно оформление детских пособий, получение медицинской помощи и др.
Также беззаявительно и автоматически в течение 5 рабочих дней после поступления в Социальный фонд сведений из ЗАГС мы оформляем материнский капитал и направляем электронные сертификаты в личные кабинеты мам на портале госуслуг. Напомню, что материнский капитал семьи получают на первенцев в размере 630 тыс. руб., а при рождении второго ребенка, сумма его увеличивается до 833 тыс. руб.
Благодаря такому подходу родители избавлены от необходимости сбора документов и визитов в МФЦ или клиентскую службу СФР, и могут больше времени уделить новорожденному.
В инициативном порядке Отделение устанавливает выплаты людям с инвалидностью: пенсию и ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).
Для демобилизованных ветеранов специальной военной операции, получивших инвалидность, мы проактивно выпускаем электронные сертификаты на всю номенклатуру технических средств реабилитации (ТСР), указанных в индивидуальной программе реабилитации и абилитации. Сегодня электронный сертификат является самым оперативным вариантом получения ТСР. Он позволяет приобрести нужное изделие в короткие сроки и учесть пожелания человека с инвалидностью по всем параметрам изделия.
Кроме того, традиционно в проактивном режиме проводятся перерасчеты пенсий в связи с индексациями, прекращением трудовой деятельности пенсионеров, а также лицам, достигшим 80-летнего возраста.
Наиболее массовая услуга это — выплата в проактивном режиме пособия по временной нетрудоспособности. Ранее для его получения работнику необходимо было сообщить работодателю номер листка нетрудоспособности и предоставить заявление. Затем работодатель отправлял сведения для назначения и выплаты пособий. Сегодня на основании сведений из информационной системы выплаты пособий по нетрудоспособности Отделение СФР производит проактивно. Поэтому, для получения пособия работникам не нужно обращаться с заявлением на его установление. С начала текущего года в таком порядке Отделение оплатило жителям Хабаровского края и ЕАО свыше 180 тысяч листков по временной нетрудоспособности.
Проактивно проходит информирование граждан, достигших 40- 45 лет, об их стаже и пенсионных коэффициентах. Эти сведения необходимы им для понимания, как формируется их будущая пенсия. Уведомления поступают в личный кабинет на портале госуслуг.
Также в текущем году мы начали беззаявительно назначать пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетним. Отделение получает все необходимые сведения из государственных информационных систем в рамках межведомственного взаимодействия и назначает выплату в течение 5 рабочих дней. Поэтому теперь законному представителю ребенка не нужно лично обращаться за установлением такого вида пенсии. Извещение ему направляется в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении пенсии. Доставка пенсии происходит тем же способом, что и ранее назначенные Отделением выплаты. Если пенсия устанавливается впервые, тогда нужно подать заявление о способе доставки. Для этого есть удобный электронный сервис на портале Госуслуг. Но при желании можно обратиться с заявлением в клиентскую службу СФР или в МФЦ. С начала года в Хабаровском крае и автономии беззаявительно назначены пенсии по потере кормильца 350 детям, не достигшим возраста 18 лет.
С этого года также беззаявительно проводим перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и по инвалидности за работу на Севере.
Но по большинству услуг СФР от граждан пока ещё требуется подать заявление. При этом самые массовые оформляем без каких-либо документов. Их мы запрашиваем сами в порядке межведомственного взаимодействия.
— К их числу, наверное, относится единое пособие? Сколько жителей края и области его уже получает?
— В крае и автономии единое пособие получают 1 500 беременных и родители на более 115 тыс. детей до 17 лет. Пособие назначается по принципу социального казначейства. В подавляющем большинстве случаев заявителю достаточно подать только электронное заявление. Наши специалисты сами проверяют сведения через межведомственные запросы.
Это пособие объединило существовавшие ранее меры поддержки семей с детьми и было трансформировано в современную выплату, которая теперь предоставляется в более простом удобном формате. Первое, что появилось с его введением – это непрерывная поддержка семьи с момента беременности и до окончания школы. Ни одно детское пособие в России раньше не захватывало такой длительный период. К тому же с появлением единого оператора у семей есть ряд преимуществ, которых не было прежде. Теперь им удобно обращаться в «одно окно». Действуют единые условия оформления. Есть возможность указать всех детей в одном заявлении и оформить выплату сразу на каждого ребенка на одинаковый срок. Процесс установления пособия прозрачен, т.к. заявитель оперативно получает обратную связь в виде уведомлений о статусе заявления. Рассмотрение заявлений проходит быстро — не более 10 дней, получение первой выплаты через 5 дней после решения. К тому же установлен единый день доставки пособий для получателей через банк: 3 числа каждого месяца.
— Помогает ли принцип социального казначейства семьям, которые хотят распорядиться материнским капиталом?
— Да. Этот принцип успешно работает и для владельцев маткапитала. Мы договорились с банками, что при оформлении кредита они сразу принимают документы о распоряжении материнским капиталом. Поэтому при оформлении ипотечного кредита владельцу сертификата на материнский капитал достаточно подать только одно соответствующее заявление в банке. В некоторых банках это можно сделать даже в мобильном приложении.
Если кредит оформлен до приобретения права на материнский капитал, родители также могут обратиться в свой банк или же подать заявление о распоряжении маткапиталом на портале госуслуг.
Удобнее стало родителям при оплате материнским капиталом образования детей.
Раньше семьям требовалось представить в фонд копию договора об оказании платных образовательных услуг из учебного заведения. Теперь, родителям достаточно подать только заявление о распоряжении. Информацию о договоре на обучение Отделение запрашивает у учебной организации самостоятельно. Для этого Отделение заключило соглашение с более 500 образовательными организациями, в их числе - вузы, средние специальные, дошкольные учебные организации.
Также для оформления ежемесячной выплаты из материнского капитала семье достаточно подать только одно заявление в Социальный фонд на портале Госуслуг.
— Какие электронные услуги наиболее востребованы у людей старшего поколения?
— Заметно, что наше старшее поколение активно осваивает электронные сервисы Социального фонда. Например, популярен сервис на портале госуслуг «О доставке пенсии». Пенсионер в любой момент может подать электронное заявление и изменить способ доставки пенсии, выбрав для себя наиболее удобный. Этот же сервис помогает пенсионеру сообщить об изменении реквизитов счета.
Бывают ситуации, когда пенсионеру нужно уточнить размер пенсии, например, после индексации или после прекращения трудовой деятельности. Для этого достаточно заказать электронную справку о размере пенсии или о выплатах за определённый период.
Кроме того, жители края и ЕАО могут оформить пенсию в один клик на портале Госуслуг. Но при условии, что сведения в индивидуальном лицевом счете будущего пенсионера содержатся в полном объеме. Чтобы в этом убедиться, ему нужно заранее изучить информацию из индивидуального лицевого счета. Он содержит сведения о заработанном стаже и пенсионных коэффициентах. Это те параметры, от которых зависит право на страховую пенсию по старости и её размер. Если все сведения отражены в полном объеме, остается только направить в региональное отделение Социального фонда России электронное заявление о назначении пенсии. А о сборе документов и визите в клиентскую службу можно не беспокоиться.
Справка
Отделение СФР по Хабаровскому краю и ЕАО в 2024 году проактивно оплатило
180 тысяч листков по временной нетрудоспособности работникам предприятий Хабаровского края и ЕАО,
3,6 тысяч пособий по беременности и родам,
2,1 тысячи единовременных пособий при рождении ребенка жителям края и автономии,
назначило более 1,7 тысячи ежемесячных денежных выплат,
350 детям пенсию по потере кормильца,
сформировало более 1,8 тысячи государственных сертификатов на материнский капитал.
Пенсионные продукты НПФ предназначены именно для того, чтобы формировать накопления в течение длительного срока. На пенсии-то мы рассчитываем жить долго, соответственно откладывать на этот период нужно не один или два года, а 10-15 лет. Сегодня накопления на пенсию надежно защищены – застрахованы Агентством по страхованию вкладов по аналогии с банковскими вкладами, но на более крупную сумму - 2,8 млн рублей.
Исторический опыт показывает, что доходность, которую получают НПФ, инвестируя накопления в надежные ценные бумаги, на длинном горизонте обгоняет инфляцию. То есть, накопления не обесцениваются и даже, напротив, прирастают, хоть и не большими темпами. Отсюда можно сделать вывод, что копить в негосударственном фонде выгодно.
С другой стороны, популярность НПФ среди населения остается пока невысокой, в том числе из-за практики незаконных переводов между разными фондами в прошлом. Совсем недавно еще одна жительница Магадана подала иск о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании от 2018 года.
Подобные истории о незаконных переводах пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ или из одного частного фонда в другой были характерны для 2016-2018 годов. Недобросовестные пенсионные агенты пользовались пробелами в законодательстве, чтобы зарабатывать комиссионное вознаграждение за каждого нового клиента – ведь НПФ, принимающий клиента, не был осведомлен об отсутствии его согласия на перевод.
Проблема незаконных переводов была решена на государственном уровне еще 5 лет назад, что позволило сделать рынок более прозрачным:
– с начала 2019 года НПФ стали получать информацию о клиентах, решивших сменить фонд. Это позволило выяснять у клиента действительность его намерений;
– НПФ, привлекающий клиента, стал обязан информировать его о возможных потерях инвестдохода при досрочном переходе (речь идет о том, что менять страховщика без потери инвестдохода можно не чаще, чем раз в 5 лет);
– заявление о намерении перейти из НПФ в НПФ или СФР застрахованный должен подавать до 1 декабря текущего года в территориальный орган СФР лично либо в электронной форме через портал «Госуслуги»;
– привлечение агентов для перевода средств пенсионных накоплений теперь запрещено на законодательном уровне;
– с 11 декабря 2023 года обращения в связи с незаконными переводами пенсионных накоплений можно урегулировать в досудебном порядке – с помощью финансового уполномоченного. Его решения обязательны для исполнения фондами.
В результате принятых государством мер на пенсионном рынке остались только проверенные и надежные участники. Они нацелены на то, чтобы добиться доверия граждан. Например, один из крупнейших в России частных пенсионных фондов «Будущее» ещё до радикальных законодательных изменений изменил бизнес-стратегию, фокусируясь на оздоровлении инвестиционного портфеля, повышение его доходности, а также полностью отказался от работы с посредниками.
«В 2014-2018 годы незаконные переводы были проблемой. Пострадали не только граждане, но и пенсионные фонды, репутации которых был нанесен ущерб. С тех пор в России изменились законодательные требования к деятельности НПФ, рынок претерпел серьезные изменения, и фактически на нём сегодня работают только надежные участники. Очень важно донести это до граждан – формировать свои сбережения в негосударственных пенсионных фондах можно выгодно и безопасно», – рассказали в НПФ «Будущее», который входит в ТОП-10 крупнейших НПФ России. Сегодня клиентами фонда являются более 4 млн граждан, из них 20 тысяч человек уже получают дополнительную негосударственную пенсию.
По данным ЦБ, более 36 млн человек доверяют НПФ свои пенсионные накопления в рамках ОПС (обязательное пенсионное страхование) и 6 млн человек являются клиентами по НПО (негосударственное пенсионное обеспечение, т.е. делают самостоятельные отчисления на специальный пенсионный счет или принимают участие в корпоративных пенсионных программах работодателей).
У пенсионных продуктов НПФ есть свои преимущества, о которых мы упоминали выше: они нацелены именно на долгосрочные накопления к какому-то событию в жизни, в том числе к выходу на пенсию, и застрахованы государством. По информации Банк России, доходность вложений пенсионных накоплений в НПФ за девять месяцев 2023 года составила 10,9% годовых. Она третий квартал подряд в этом году опережает показатели инвестирования пенсионных накоплений СФР. Это связано с наличием в портфелях НПФ акций, которые оказались более прибыльными в этот период. Доходность размещения пенсионных резервов НПФ — 10,1% годовых. Инфляция в этот период была на уровне 6,2% годовых.
В добровольных накоплениях более гибкие и условия для клиентов: формировать сбережения можно, начиная с любого возраста старше 18 лет, сумма и частота регулярных взносов определяется клиентом самостоятельно, как и срок выплат накопленных средств.
С 2024 года НПФ будут реализовывать программу долгосрочных сбережений (ПДС). В новом сберегательном продукте помимо вышеперечисленных преимуществ заложены еще и уникальные для финансового рынка преференции – например, софинансирование государством взносов участника программы.
Словом, инструментов для того, чтобы создать для себя финансовый запас на будущее, хватает, главное, не принимать скоропалительных решений, изучить продукты, почитать отзывы и сделать правильный выбор.