В России увеличили действующую экспортную квоту на сложные минеральные удобрения. Это позволит производителям вывозить на экспорт невостребованные остатки продукции при полном обеспечении потребностей внутреннего рынка.
Постановление об увеличении квот подписал глава кабмина Михаил Мишустин. Объем квоты на вывоз сложных минеральных удобрений увеличен с 7,3 млн тонн до 7,6 млн тонн. Экспортные квоты действуют до 30 ноября включительно.
Распределением объемов увеличенной квоты между участниками внешнеторговой деятельности займется Минпромторг. Экспортные квоты на минеральные удобрения не распространяются на поставки в Южную Осетию и Абхазию.
В приморских субъектах ДФО призывают пересмотреть объемы финансирования по программе «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ). На расположенные к местам рыбного промысла районы до 2027 года запланировано лишь 3,2% средств, адресуемых на поддержку социальной инфраструктуры, и это крайне недостаточно. Вместе с тем на фоне ухудшающегося финансового положения нуждаются в помощи рыболовецкие предприятия, которые остаются основой экономики многих прибрежных поселений.
В феврале текущего года в послании Федеральному собранию глава государства акцентировал внимание на необходимость социального развития муниципалитетов, которые являются базой рыболовной отрасли, напомнил зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков (в Палате регионов представляет Магаданскую область). В частности, правительству РФ было поручено часть средств из собранных по результатам распределения квот на вылов крабов адресовать на поддержку сельских и рыбацких поселений.
По итогам состоявшихся в рамках II этапа крабовых аукционов федеральный бюджет получил 221,2 млрд руб., а на развитие инфраструктуры прибрежных районов в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2024 году предусмотрено бюджетное ассигнование в 2,3 млрд руб. К тому же весомую часть этой помощи съедает логистика при завозе необходимых товаров и прочих грузов в труднодоступные районы.
Судя по дальнейшим планам, темпы финансирования особых изменений не претерпят. В целом на поддержку территорий по линии Минсельхоза России и Росрыболовства на 2024-2026 годы предусмотрено 108,1 млрд руб. или почти половина средств, вырученных от аукционов, но на прибрежку на этот период отводится всего лишь 3,5 млрд руб., проинформировал сенатор.
«На наш взгляд этот уровень представляется несопоставимо низким», – подчеркнул Анатолий Широков. По его словам, в Совфеде высказываются за необходимость приоритизации финансирования прибрежных территорий в рамках госпрограммы КРСТ.
В дальневосточных регионах, где исторически сложились центры рыбопромышленного хозяйства, потребности в развитие социальной инфраструктуры с учетом сложившейся за последние десятилетия отсталости поселков достаточно высокие. Так, для прибрежных рыбацких населенных пунктов Камчатки в приоритетном порядке требуется создание объектов на сумму 12 млрд руб. Речь идет о строительстве 6 школ, 4 детсадов, 3 спортивных сооружений, одной больницы, 17 многоквартирных домов, участков дорог и т.п.
«Такого финансирования от рыбохозяйственных компаний прибрежная инфраструктура давно не получает. И конечно, сегодня там социальная инфраструктура изношена. Безусловно, есть наши партнеры, есть компании, которые осуществляют вклад в социальное развитие, занимаются благоустройством, строят школы и садики, но, конечно, этого не хватает. Мы катастрофически не успеваем за ветшающим износом всей социальной инфраструктуры», – сетует зампред правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Определенные меры поддержки предлагаются федеральным центром, однако существует региональная специфика, что не позволяет учесть все нюансы при распределении госфинансирования. По той же КРСТ, уточнила представитель Камчатки, для того, чтобы получить финансовую помощь, происходит своего рода конкурс, отбор между т.н. опорными пунктами.
Само понятие опорный пункт закреплено законом, а вот понятие рыбацкий, прибрежный поселок – нет. Из 20 рыбацких поселений на полуострове под критерии опорников попадают шесть населенных пунктов.
«Если говорить о том, в какую конкуренцию мы вступаем потом по всей РФ, мы ее никогда не выдержим. У нас априори большая часть прибрежная часть поселков в принципе никогда не будет соответствовать требованиям опорников. Так исторически сложилось, что там не проживает больше 3 тыс. человек. Это маленькие поселки и одно градообразующее предприятие», – обращает внимание Юлия Морозова.
Власти региона направляли в ФОИВы просьбу изменить критерии для рыболовецких поселков или выделить под их развитие отдельный лимит, но ответа пока не получено, сказала чиновник.
В числе прочих мер – для поселкообразующих организаций важно сохранение льготы по уплате сбора за пользование водными биоресурсами, отмечает председатель Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольга Булкова, причем на постоянной основе. В 2027 году завершается ее применение, тогда как возможность платить по льготной ставке дает рыбакам возможность поддерживать прибрежку.
Судьба ряда рыбацких поселений во многом зависит от сохранения и поддержки малых форм хозяйствования. Количество подобных предприятий в отдельных регионах сократилось до минимального значения. При этом их роль уменьшилась до такой степени, что добыча и переработка рыбы в них перестают быть основным видом хозяйственной деятельности, а местные жители имеют возможность вылова ВБР только в рамках любительского рыболовства, заявил Анатолий Широков.
«Сокращение числа малых рыбохозяйственных предприятий вызвано в том числе, отсутствием у них возможности осуществления рыболовства всего перечня видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство или прибрежное рыболовство, в результате чего осталось незначительное число предприятий, занятых в лососевом промысле три месяца в году», – свидетельствует сенатор.
Сегодня малые хозяйства, продолжает он, в большинстве своем не имеют возможности осуществления прибрежного вылова объектов, в отношении которых установлен общий допустимый улов (минтай, сельдь, камбала, палтус), по причине закрепления долей квот добычи на них за представителями крупного бизнеса и невозможности конкуренции с ними в аукционах.
В федеральных ведомствах указывают на определенные подвижки в отрасли за последние годы. К примеру, в рамках I этапа инвестквот построено 25 рыбоперерабатывающих заводов в Дальневосточном и Северном бассейнах, из которых десять – непосредственно в сельской местности, вблизи от мест добычи ВБР, сообщил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац. По II этапу запланировано строительство 11 фабрик по переработке рыбе, в том числе семь – в небольших городах или поселках. Это должно обеспечивать развитие прибрежных территорий.
Между тем вопрос, связанный с привлечением малого бизнеса к объемам рыб, на которые распространяется общий допустимый улов, достаточно сложный, признает Евгений Кац. «У нас долевые принципы наделения ресурсами по видам, на которые ежегодно определяется ОДУ, распределены между всеми пользователями. Поэтому предоставление прав сверх ОДУ не допускается. Вопрос движения этих долей может быть связан, к примеру, с проведением этих аукционов по изъятым долям, – говорит представитель Минсельхоза. – Но мы настаиваем, и Росрыболовства активно занимается этим направлением, на том, чтобы все-таки информационно, экономически вовлекать эти [малые] компании в добычу т.н. неОДУемых видов, которые, может быть, не такие ликвидные, как виды, по которым ОДУ устанавливается, но там нет таких ограничений».
Для малых и средних предприятий, в свою очередь уточнил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, в рыбном промысле действует повышающий коэффициент к исторической квоте – 1,2. Ежегодно рассматривается перечень таких компаний. В то же время при изменении законодательства произошли недоработки нормативной базы. Пока такая мера поддержки для малых хозяйств не играет особого значения, но как только будут реализованы инвестпроекты по II этапу, это будет ощутимая добавка, заверил Василий Соколов.
Однако в Дальневосточном бассейне практически не осталось по-настоящему независимых игроков в этом сегменте, не аффилированных с крупным бизнесом, утверждает замглавы Росрыболовства. «Когда говорят, что для малых и средних предприятий нужно выделить какие-то объемы, к сожалению, многие из них входят в группы компаний, куплены крупными предприятиями… Мы внимательно рассматривали предложения Магаданской области, там было большое количество МСП примерно 15 лет назад. И еще до инвестквот произошло очень серьезное укрупнение, почти все МСП оказались куплены крупным бизнесом, некоторые существовали как независимые, но входили в группы компаний, были полностью подконтрольны», – рассказал Василий Соколов.
Еще один волнующий представителей отрасли и прибрежных регионов вопрос связан с нововведением, которое вступило в силу 1 сентября 2024 года, по перезаключению договоров пользования рыболовными участками по анадромным видам рыб.
Компаниям дается возможность получить район промысла без торгов на 20 лет, но при этом нужно внести плату в бюджет. В этой связи предусмотрена небольшая рассрочка: 40% размера платежа подлежит внесению при заключении договора, остальные 60% необходимо внести равными долями в течение последующих двух лет.
Региональные чиновники и отраслевые ассоциации не раз обращали внимание на то, что установленный порядок взимания платы за право пользования участком может стать тяжелым финансовым бременем для рыбохозяйственных предприятий и привести к их закрытию, что как следствие негативно отразится на социально-экономическом положении прибрежных районов ДФО. О том, чем может обернуться для рыбаков новый порядок, EastRussia писала в июне этого года.
В частности, по Камчатке общий платеж оценивается в 127 млрд руб. Большая часть средств должна поступить в федеральный бюджет, при этом в казну региона – 25 млрд руб.
При существующем подходе без привлечения кредитных ресурсов никто из промысловиков не сможет обеспечить плату, говорит Юлия Морозова. Но если будет кредитная нагрузка, срок выхода компаний на прибыль растянется и в среднем составит 14 лет. «И за эти 14 лет наш бюджет потеряет около 50 млрд руб. Что же это за выигрыш такой: мы потеряем 50 млрд, а 25 млрд в теории выиграем. Очевидно, что за счет [нехватки бюджетных] средств мы не сможем развивать наши рыбацкие поселки», – рассуждает зампред правительства Камчатского края.
Чтобы избежать негативного сценария, нужна большая рассрочка при внесении платы. Кроме того, в Хабаровском крае предлагают для предприятий малого и среднего бизнеса ввести понижающий коэффициент при определении размера платы за пользование рыболовным участком. «У нас тоже тяжелые условия осуществления деятельности в отдаленных районах. И та концепция, которая формируется сейчас по внедрению мер последующей поддержки, может привести к тому, что и поддерживать будет некого, потому как предприятие не сможет обеспечить финансовую возможность внесения платы и потеряет возможность осуществления промысла», – подчеркнул и.о. председателя комитета рыбного хозяйства Хабаровского края Денис Чуришка.
У бизнеса действительно есть запрос на определенные послабления при оплате платежей, отметил Евгений Кац, поэтому в нормативную базу могут внести коррективы. «Исходим из того, чтобы учесть все возможные варианты, чтобы более эффективно и более реально было для рыбохозяйственных предприятий», – заверил он, уточнив, что в этом процессе заняты другие ведомства и не исключены разногласия по данному вопросу.
Безусловно, предлагается принимать во внимание состояние рыбопромышленного комплекса. Отрасль с точки зрения финансовой ситуации переживает не легкие времена. Кредиторская задолженность рыбопромышленного комплекса превысила 1 трлн руб. Усугубляют картину проблемы со сбытом морепродуктов на внешних рынках.
Например, значительную долю в экспортных поставках занимает продукция из минтая (это, прежде всего, мороженая рыба, филе, сурими, икра), вместе с тем динамика отправок по видам товаров в уходящем году была неоднородной. В частности, произошло торможение экспорта филе минтая. Это связано с тем, что основным экспортным рынком для данного вида продукта являются страны Европы, где наблюдается стагнация и действуют ввозные пошлины на российскую продукцию.
По мороженому минтаю основным рынком является КНР. Конъюнктура по экспорту здесь так же не очень благоприятна. «Китай постепенно утрачивает ту роль главного перерабатывающего цеха в мировом рыбном хозяйстве, которую он занял четверть века назад после вступления в ВТО. Издержки производственные в Китае растут, привлекательность процессинга снижается, поэтому видим в последние десять лет, что объем экспортируемого минтаевого филе из КНР в денежном выражении уменьшился на треть», – проинформировал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Как следствие, переговорные позиции китайских импортеров сырья в итоге становятся жестче, что влияет на цену российской рыбы, которая опустилась на минимум за последние 20 лет. Это повиляло на то, что экспорт из РФ сократился на 11% – с $2,2 млрд до $1,9 млрд.
Непросто обстоят дела в других сегментах промысла. Так, объем добычи краба в России стабилен, но экономическая ситуация становится хуже. «Ряд игроков рынка и регуляторы слишком оптимистично оценивали доходность крабового сегмента. В текущем году цена на краба на экспортных рынках снижается, поэтому доходность этого сегмента оказалась существенно меньше», – рассказал Герман Зверев.
Если на краб сохранится экспортная пошлина в следующем году, а такая вероятность существует, то состояние краболовов будет особенно тяжелым, потому что они самые закредитованные промысловики, уточнил он. В качестве позитивного момента можно отметить увеличение продаж крабовой продукции внутри России: на внутренний рынок прибавилось не менее 1,5 тыс. т краба.
«Это хороший рост. Но на экономику предприятий это кардинального влияния не оказывает», – уточнил президент ВАРПЭ.
На Дальнем Востоке продолжается вылов в рамках нереста красной рыбы. В Росрыболовстве отмечают, что лососевая путина текущего года, начавшаяся 1 июня, превышает показатели за последние три года. К середине июля (к 18 июля) объем выловленного на Дальнем Востоке в ходе путины лосося достиг 120 тыс. тонн, что на 65% больше, чем за аналогичный период нечетного 2021 г. Порядка 80% от общего объема улова традиционно обеспечивает Камчатка, где к середине июля было добыто 107,5 тыс. тонн (рост на 61% по сравнению с 2021 г.).
Увеличение вылова лососевых наблюдается и в остальных регионах. В Магаданской области объем добычи достиг 5,6 тыс. тонн (рост в 2,9 раз), на Сахалине – 3,2 тыс. тонн (рост на 19%), в Хабаровском крае – 1,6 тыс. тонн (рост в 4,9 раза), в Приморском крае – 1,1 тыс. тонн (рост в 13 раз). При этом в Приморье комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб во второй раз за год увеличила квоты на вылов горбуши, разрешив добыть еще 600 тонн (в целом разрешенный вылов горбуши вырос на 1,2 тыс. тонн). В Чукотском АО было добыто 270 тонн.
Первая с начала лососевой путины экспортная партия была оформлена на Камчатке 7 июля – 416 тонн красной рыбы направлено в Республику Корея. Всего с начала года экспорт камчатской рыбной продукции вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. При этом наибольший объем был направлен в Южную Корею – 25 тыс. 409 тонн. В Китай было направлено за данный период 21 тыс. 262 тонны, в Германию – 2 тыс. 468 тонн. Небольшие экспортные партии были также направлены в Испанию, Данию, Индонезию, Португалию.
Логистика и переработка
Тем временем рост экспортных поставок рыбной продукции отмечается в Приморье и на Сахалине. Приморское межрегиональное управление Россельхознадзора оформило к середине июля на экспорт 11 450 партий рыбы и морепродуктов, что на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее крупным импортером выступил Китай, куда было поставлено с начала года 514 189 тонн, что в 2,7 раз превысило объем прошлогоднего экспорта за соответствующий период.
Также крупными импортерами рыбы и морепродуктов из Приморья и с Сахалина являются Южная Корея (331 812 тонн), Япония (10 050 тонн), Нигерия (7 575 тонн) и Таиланд (6 293 тонн). В число наиболее востребованной у импортеров продукции входят минтай, треска и живой краб.
Что касается организации поставок, то текущим летом правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока одобрила льготное финансирование за счет корпорации ВЭБ.РФ двух инвестиционных проектов по хранению, перевалке и транспортировке рыбной продукции из ДФО.
В частности, ООО «Евразийский рыбный центр» рассчитывает построить на полуострове Назимова во Владивостоке специализированный рыбный порт с причальной инфраструктурой, железнодорожными и автомобильными подходами. Проект предполагает увеличение мощностей перевалки рыбной продукции до 230 тыс. тонн в год. Проект включает создание холодильного склада мощностью 25 тыс. тонн единовременного хранения, бассейн для передержки краба на 200 тонн, склад рефрижераторных контейнеров и теплый склад для генеральных грузов.
Компания «Рефсервис-Восток» тем временем планирует создать нового железнодорожного оператора для организации перевозок рефрижераторных грузов с использованием рефконтейнеров и изотермических вагонов. Предполагается, что оператор организует перевозку рыбной продукции из дальневосточных регионов в центр страны, а также обратную доставку продовольственных грузов на Дальний Восток. При этом в настоящее время на Дальнем Востоке не наблюдается дефицита и перегрузки существующих мощностей хранения. Загрузка холодильных мощностей в Приморье составляет на сегодняшний день 21,8%.
Следует отметить, что в июне на полях ПМЭФ камчатские власти заключили соглашение о сотрудничестве с Минвостокразвития, «Рыбным союзом»[1] и крупными российскими торговыми сетями («Лента», «Вкусвилл», «Гиперглобус») для продажи камчатской рыбы (минтая, горбуши, сельди) в центральных регионах страны. В рамках эксперимента запланированы прямые поставки продукции, выпуск продукции под собственными торговыми марками сетей и контроль цен со стороны участников проекта в целях ограничения наценки.
Тем временем в сфере создания рыбоперерабатывающих предприятий, в Сахалинской области, на острове Итуруп, продолжается строительство рыбоперерабатывающего комплекса «Ясный» ЗАО «Курильский рыбак» (холдинг «Гидрострой»[2]). Работы начались в 2021 г. В создание комплекса уже вложено свыше 1,06 млрд рублей. Завод включает транспортную схему по приемке рыбы-сырца с плавучих средств по трубопроводу к приемным бункерам в цех переработки, автоматизированные линии по переработке рыбы, линии по выпуску филе, фарша-сурими и морозильный комплекс. В настоящий момент комплекс работает в тестовом режиме. Завод рассчитан на переработку 430 тонн лосося и 600 тонн минтая, производство 350 тонн готовой продукции в сутки. Икорные мощности составляют 15 тонн икры зернистой соленой и 35 тонн икры мороженой в сутки. Единовременно на заводе может храниться до 3 тыс. тонн готовой продукции.
Следует напомнить, что «Гидрострой» уже располагает на Курилах (остров Шикотан) крупным рыбоперерабатывающим заводом мощностью 1 тыс. тонн готовой продукции в сутки (мороженые минтай и сайра, филе различных видов рыб, минтаевая икра мороженая и соленая), с холодильными площадями, рассчитанными на 5 тыс. тонн единовременного хранения. На Итурупе расположен еще один уже действующий комплекс «Гидростроя» – «Рейдово», рассчитанный на выпуск 400 тонн готовой продукции в сутки.
Крабовые квоты
Тем временем в ФАС обеспокоены возможной монополизацией добычи краба и некоторых видов рыбы в результате второго этапа распределения квот. ФАС направила соответствующее обращение в Минсельхоз. Оценка была дана в рамках подготовки к заседанию правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса, намеченному на 25 июля. Напомним, что в рамках второго этапа программы инвестиционных квот предполагается перераспределить еще 50% всех прав на добычу краба и 24% - прав на добычу минтая, сельди и ряда других видов рыбы на Дальнем Востоке.
В Счетной палате указывают, что монополизация грозит серьезным уроном для отрасли в случае введения санкций в отношении крупных держателей квот, что остановит экспортные поставки и доступ к валюте. В настоящее время крупнейшими владельцами квот являются «Русская рыбопромышленная компания», ГК «Норебо», «Гидрострой» и «Океанрыбфлот».
В конце прошлого года Госдума приняла разработанный Росрыболовством и Минсельхозом закон, предусматривающий реализацию второго этапа перераспределения квот на добычу водных биоресурсов с 1 января 2023 г. (аукционы должны пройти в августе-сентябре). В данном документе предусмотрено изъятие в текущем году у пользователей всех квот на вылов крабов, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, закрепленных за ними по историческому принципу до 2033 г.
Следует также отметить, что в июле крабодобывающее владивостокское ЗАО «Тефида», ведущее промысел на Дальнем Востоке, лишилось квот на добычу 580 тонн камчатского краба, краба синего и краба-стригуна по решению Росрыболовства. Поводом для лишения квот стало наличие у компании иностранного бенефициара или инвестора (США).
Основным владельцем данной компании является А.Козлов (г. Владивосток). В 2005 г. он обвинялся в нелегальном промысле биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ и продаже добытых крабов в США. В 2018-22 гг. А.Козлов занимал руководящие должности в американских компаниях Marine Fishing International (Inc) и Marine Fishing International (LLC). Суд счел их иностранными инвесторами, контролировавшими «Тефиду».
Тем не менее в компании заявили о намерении обжаловать решение Росрыболовства. За приобретение четырех лотов на добычу краба компания ранее заплатила более 1 млрд рублей. Суды двух инстанций отказали «Тефиде» в удовлетворении апелляционного заявления. Компания намерена обжаловать решение в кассации, рассмотрение дела назначено на сентябрь.
Между тем рыбодобывающим бизнесом на Сахалине заинтересовался известный столичный предприниматель С.Бачин[3]. Подконтрольное ему ООО «Фусса» в июле стало владельцем сахалинской рыбопромышленной компании «Алаид». Квоты «Алаида» позволяют добыть в текущем году 2,5 тыс. тонн минтая, 3,38 тыс. тонн трески, 2,28 тыс. тонн морского гребешка. Выручка компании в 2022 г. составила 1,263 млрд рублей, чистая прибыль – 255 млн рублей. При этом гребешок («Алаиду» принадлежит 22% в общем объеме квот на него) и треска не вошли во второй этап программы инвестиционных квот, что повышает актуальную устойчивость работы компании.
«Алаид» также ведет добычу лососевых и управляет перерабатывающим комплексом на Сахалине мощностью до 90 тонн продукции в сутки. В 2020 г. компания запустила еще один завод в Северо-Курильске (остров Парамушир), рассчитанный на переработку 150 тонн сырья в сутки (трески, камбалы, палтуса, наваги). Стоимость приобретения С.Бачиным компании не называется, по предварительной информации она могла составить 50-65 млн долларов США (4,53-5,89 млрд рублей по курсу ЦБ на 19 июля). Напомним, что компания С.Бачина «Васта Дискавери» занимается туристическими проектами в ДФО (туристический комплекс «Три вулкана» на Камчатке).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Некоммерческая организация, объединение производственных предприятий рыбной промышленности. Объединяет компании Defa Group, «Балтийский берег», «Гуд Фиш», «Европром», «За Родину», «МаксиФиш», «Меридиан», «Русское море», «РОК-1», «Проморе».
[2] Бенефициар – бывший сенатор от Сахалина А.Верховский.
[3] Глава совета директоров курорта «Роза Хутор», председатель совета директоров компании «Агранта», основатель сельскохозяйственного холдинга «АгриВолга», генеральный директор «Васта Дискавери».
К концу мая текущего года в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне было выловлено более 1,55 млн тонн рыбы, что на 6,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По результатам охотоморской путины на Дальнем Востоке вылов минтая вырос на 16% по отношению к прошлому году, вылов сельди – на 5%, вылов трески – на 7%. Вылов минтая составил 1,06 млн тонн, его основной объем был освоен в Охотском море. Объем вылова тихоокеанской сельди достиг 233,8 тыс. тонн, трески было добыто 62,6 тыс. тонн, камбалы – 30,5 тыс. тонн. Следует напомнить, что в минувшем году уже был достигнут значительный объем улова минтая – 1,9 млн тонн. В настоящее время береговые производственные мощности на Дальнем Востоке способны переработать до 1 млн тонн минтая.
Тем временем рыбопромышленники обеспокоены с ситуаций по добыче кальмара в ДФО. Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП, президент – Г.Мартынов) в апреле попросила Росрыболовство[1] сохранить квоты на вылов командорского кальмара в Северо-Курильской зоне предприятиям, которые не освоили их в 2020-22 гг., но все же выставляли для промысла флот. В течение последних лет общий допустимый улов на данный объект промысла составляет порядка 85 тыс. тонн, объемы запасов за весь период наблюдений колеблются от 190 тыс. тонн до 415 тыс. тонн. Такие данные свидетельствуют об изменчивости численности кальмара и промысловой обстановки. При этом, согласно федеральному закону «О рыболовстве», недоосвоение квот может послужить основанием для расторжения договора о закреплении за пользователями долей квот.
Основными районами промысла командорского кальмара в Северо-Курильской зоне являются воды, прилегающие к островам Симушир, Кетой, Парамушир и Онекотан. Стоит отметить, что за период промысла кальмара в Северо-Курильской зоне отмечалось несколько периодов крупного спада. В частности, в 2015 г. вылов данного ресурса достиг минимального уровня в 43,4 тыс. тонн. Аналогичные проблемы возникали также в 2021-22 гг.
Помимо квот, существующих в рамках второго этапа программы инвестквот, власти Магаданской области в конце мая предложили установить региональные квоты для вылова водных биоресурсов в целях обеспечения населения прибрежных районов доступной рыбной продукцией. Глава департамента рыбного хозяйства Магаданской области А.Таболин высказал такое предложение в Совете Федерации на совещании о совершенствовании законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
В рамках инициативы предлагается наделить субъекты малого и среднего предпринимательства правом на осуществление прибрежного рыболовства по региональным квотам. На данный момент регион никак не регулирует прибрежное рыболовство. Магаданскую инициативу также поддержали в агентстве по рыболовству Приморского края (глава – В.Корко).
В июне началась лососевая путина. Прогнозируемый вылов тихоокеанского лосося в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в текущем году составляет 512 тыс. тонн, из них более 380 тыс. предполагается добыть в районе Камчатского края. Напомним, что в 2021 г. (вылов лосося сравнивается по четным и нечетным годам) объем вылова лосося на Дальнем Востоке составил 539 тыс. тонн, из которых 440 тыс. тонн пришлось на Камчатку.
При этом правительство Камчатки и Всероссийская ассоциация рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) настаивают на необходимости принятия мер по повышению природоохранного статуса нерестовых рек Камчатки. Минсельхоз РФ весной подготовил приказ об образовании рыбохозяйственной заповедной зоны «Река Опала» (Усть-Большерецкий район Камчатского края). Такая зона представляет собой водный объект с прилегающей территорией, где устанавливается особый режим хозяйственной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства. В частности, на таких территориях должны быть запрещены разведка и добыча полезных ископаемых, судоходство, транспортировка углеводородов трубопроводным транспортом, сплав древесины, сброс сточных вод, строительство гидроэлектростанций, рубка лесных насаждений, распашка земель, хранение и распыление пестицидов и агрохимикатов, выпас сельскохозяйственных животных, строительство автозаправочных станций и станций технического обслуживания, складов ГСМ, строительство промышленных объектов, размещение кладбищ и объектов размещения различных отходов.
Документ может оказаться прецедентным, поскольку камчатская река станет первой в РФ, которую признают рыбохозяйственной заповедной зоной. Биологическое обоснование необходимости создать рыбохозяйственную заповедную зону на этой реке ранее подготовил Камчатский филиал ФГБНУ ВНИРО, по информации которого в Опале нерестится до 13 видов рыб, значительная часть из них является ценными промысловыми объектами.
Следует отметить, что на этом фоне сменился владелец крупного камчатского рыбодобывающего предприятия. Владельцем компании «Витязь-Авто» стал краснодарский предприниматель Е.Свистула – в мае формально принадлежащее ему ООО «Восточный актив» (Краснодар) получило 99% «Витязь-Авто», а еще 1% стало принадлежать ему напрямую.
Активы «Витязь-Авто» включают завод по переработке лососевых мощностью 120 тонн готовой продукции в сутки в поселке Озерновский Усть-Большерецкого района (на реке Озерная) и рыболовный участок по добыче нерки (нерка – второй по маржинальности водный биоресурс после крабов). На 2023 г. за компанией закреплены квоты на добычу 8,7 тыс. тонн минтая, свыше 2,5 тыс. тонн камбалы, 2,9 тыс. тонн наваги и 1,3 тонн палтуса. В 2018 г. компания «Витязь-Авто» построила в рамках программы инвестиционных квот завод по производству филе и фарша из минтая мощностью порядка 100 тонн в сутки (в селе Устьевое Соболевского района). Стоимость активов компании в феврале была оценена в 160 млн долларов.
До 17 мая владельцем «Витязь-Авто» являлся ее основатель – бывший депутат Заксобрания Камчатского края И.Редькин (ему принадлежало 50% уставного капитала), еще по 25% принадлежали его деловым партнерам – совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку и Е.Пономаревой (супруга сенатора от Камчатского края В.Пономарева).
Новый владелец Е.Свистула прежде не был связан с проектами в рыбопромышленной отрасли, он работал преимущественно в сфере сельского хозяйства[2], предположительно в интересах бывшего главы Минсельхоза РФ и экс-губернатора Краснодарского края А.Ткачева. При этом зимой 2023 г. сообщалось о наличии у А.Ткачева интереса к развитию рыбного бизнеса на Камчатке.
Что касается развития рыбоводства, то ВТБ весной предоставил среднесрочное льготное финансирование по программе Минсельхоза ООО «Янтарное»[3] в размере 80 млн рублей. Средства будут направлены на строительство завода для разведения лососевых в устье нерестовой реки Баклановка в Долинском районе Сахалина. Плановая мощность завода составляет 5 млн мальков кеты в первый год, а далее – до 20 млн штук ежегодно. Запуск предприятия намечен на сентябрь текущего года.
Производственный процесс предусматривает осеннюю закладку икринок лосося в инкубатор, спустя шесть месяцев мальки должны быть выпущены в акваторию моря. Через 2,5 года взрослые особи вернутся в устье нерестовой реки.
Компания ООО «Янтарное» ведет добычу лососевых пород рыбы в Долинском районе на восточном побережье Сахалинской области, а также круглогодично добывает красноперку, мойву, навагу, сельдь, корюшку и морскую капусту. На собственной базе предприятие производит мороженую рыбу, соленую лососевую икру, рыбные консервы, салат из морской капусты.
В Приморье продолжается ввод новых мощностей по хранению рыбной продукции. В текущем году запланировано завершение первого этапа строительства регионального оптово-распределительного центра (ОРЦ) «Приморский» в рамках ТОР «Надеждинская». После его ввода общие мощности для хранения рыбы в крае увеличатся на 37 тыс. тонн. Полностью центр должен быть завершен до 2026 г. Напомним, что в прошлом году в Приморье были сданы новые холодильные комплексы мощностью единовременного хранения 7 тыс. тонн во Владивостокском морском рыбном порту и 15 тыс. тонн в Большом Камне (ГК «Доброфлот»).
Во Владивостоке также планируется создать новые мощности по перевалке рыбы. Связанная с ГК «Антей» компания «Евразийский рыбный центр» (ЕРЦ, принадлежит[4] А.Пинчевскому[5] – деловому партнеру основного владельца «Антея» И.Михнова) рассчитывает построить во Владивостоке портовый комплекс для обслуживания грузов рыбной отрасли. Участок территории на полуострове Назимова был приобретен компанией на аукционе за 3,46 млрд рублей (при стартовой цене в 1,26 млрд рублей).
Приобретенная площадка уже располагает частью инфраструктуры – ЕРЦ приобрел вместе с территорией причал, три железнодорожные ветки и 35 объектов движимого имущества, прежде находившиеся в федеральной собственности[6]. По условиям торгов, инвестор должен построить холодильный склад мощностью не менее 10 тыс. тонн хранения рыбы и продуктов питания, а грузооборот комплекса после окончания работ составит 360 тыс. тонн в год. ЕРЦ намерен инвестировать в проект 9 млрд рублей и завершить работы в 2026 г.
Решение «Антея» по развитию нового актива частично связано с планами по участию во втором этапе распределения инвестиционных квот на краба, а кроме того, и с наличием на сегодняшний день сложностей с реализацией краба в Северном рыбохозяйственном бассейне (после запрета США на поставки российской продукции) и обусловленной этим заинтересованностью в расширении активности в Тихоокеанском бассейне.
Следует отметить, что в 2022 г. был зафиксирован рост поставок крабовой продукции из РФ на рынок АТР – на 36% по сравнению с 2021 г., до 56,4 тыс. тонн. В том числе в КНР было поставлено за прошлый год 23,4 тыс. тонн крабов (рост на 41%), в Республику Корея – 18,7 тыс. тонн (рост на 39%), в Японию – 14,3 тыс. тонн (рост на 24%). Стоимость импортированной российской крабовой продукции в долларовом выражении в Китае составила 770 млн долларов США, в Южной Корее – 464 млн долларов, в Японии – 350 млн долларов. В США поставки прежде осуществлялась преимущественно через третьи страны (главным образом, через Нидерланды), но во втором полугодии 2022 г. они также прекратились.
Проблемным остается вопрос субсидирования поставок рыбной продукции на внутренний рынок – в западную часть страны. Ассоциация добытчиков минтая (АДМ, президент А.Буглак) в начале июня обратилась к вице-премьеру В.Абрамченко с просьбой увеличить финансирование программы субсидирования железнодорожных тарифов на перевозку минтая с Дальнего Востока в центральные регионы РФ.
Напомним, что программа субсидирования железнодорожных перевозок мороженого минтая и филе была запущена в 2021 г. во время введения ограничений экспорта в КНР в период пандемии. На сегодняшний день стоимость перевозки минтая с Дальнего Востока составляет порядка 20 рублей за 1 кг (20-25% отпускной цены на мороженый минтай). Субсидирование составляет 6 рублей за 1 кг. Но Минсельхоз приостановил согласование заявок на перевозку в связи с исчерпанием лимитов. По итогам первого квартала года на внутренний рынок было поставлено 71 тыс. тонн минтая, тогда как потенциал на весь год оценивается в 200 тыс. тонн. В АДМ высказывают опасения по поводу повышения тарифов на перевозки рефрижераторными контейнерами в июле после начала лососевой путины (на 15-30%). В свою очередь, увеличение стоимости перевозок ведет к росту конечной стоимости рыбы и последующему падению спроса, а следовательно, и привлекательности внутреннего рынка для поставщиков.
В текущем году лимит на перевозку рыбы по субсидии (51 тыс. тонн) был исчерпан уже к середине апреля. В ВАРПЭ необходимый объем субсидирования перевозки минтая в настоящее время оценивают в сумму не менее чем 500 млн рублей. В ассоциации ожидают, что мера позволит доставить около 70 тыс. тонн продукции из ДФО в центральные регионы. Напомним, что с конца 2021 г. на субсидию было направлено более 1 млрд рублей (частично средства поступили от аукционов по продаже долей квот). Пока наблюдается рост объемов перевозки рыбы с Дальнего Востока (по железной дороге, в первую очередь в направлении Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга) – в январе-апреле было перевезено 250,6 тыс. тонн, что на 11,5% превысило результат за аналогичный период прошлого года.
В то же время у рыбоперерабатывающих производств возникают финансовые затруднения. В Камчатском крае банкротство грозит рыбоперерабатывающему заводу «Сокра» (г. Елизово). Сбербанк в мае подал иск к заводу о признании его банкротом. Данному предприятию принадлежат квоты на вылов в текущем году порядка 3,9 тыс. тонн камбалы, 6 тыс. тонн минтая и 1 тыс. тонн трески. В год завод выпускает более 15 тыс. тонн продукции, он также располагает флотом из девяти судов. Сбербанк располагает долей в предприятии. 51% в компании принадлежит камчатскому предпринимателю А.Обедину[7], 44% – С.Андрееву, 5% – у компании «Сбербанк инвестиции».
Хотя сумма долга предприятия Сбербанку не раскрывается, в 2021 г. сообщалось, что банк выдаст РПЗ «Сокра» кредит на 3,8 млрд рублей на строительство трех рыбодобывающих судов и рыбоперерабатывающего завода в рамках программы инвестиционных квот. Участие в программе предполагает, что компания принимает финансовые обязательства, но получить права на добычу она может только после сдачи объектов. При этом сроки сдачи проектов в условиях санкций откладываются. Траулеры для «Сокры» строятся на «Верфи братьев Нобель» в Ярославской области (г. Рыбинск). По предварительным данным, финансирование строительства было приостановлено компанией в начале текущего года, и из трех запланированных судов были заложены только два. Ни одно из судов не спущено на воду.
Помимо строительства крупных заводов в ДФО также вводятся небольшие мощности по переработке. Резидент ТОР «Чукотка» ООО «Саргас»[8] построило в районе косы Николая (Иультинский район) модульный мини-завод по первичной переработке рыбы мощностью 10 тонн лосося и икры в сутки, инвестировав 15 млн рублей. Розничные поставки, помимо Чукотского АО, предполагается осуществлять во Владивосток и Хабаровск. На предприятии выпускается потрошенная рыба и соленая красная икра. В дальнейшем инвестор намерен наладить выпуск копченой и вяленой рыбы.
В Иркутской области и Бурятии важным является вопрос о возобновлении промысла омуля на Байкале. На озере планируется наладить искусственное воспроизводство омуля. Соответствующее поручение дала вице-премьер В.Абрамченко в апреле по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам охраны Байкала. Для возобновления промышленного рыболовства предполагается довести объемы промыслового запаса данного вида ресурса до 10 тыс. тонн.
В связи с этим по поручению вице-премьера Росрыболовство совместно с Минприроды, ФГБНУ «ВНИРО» и Сибирским отделением РАН должны дополнительно проработать вопросы автоматизированного учета численности байкальского омуля и определения целевого результата (10 тыс. тонн) с оценкой вклада каждого вида популяций омуля в восстановление его запаса и оценкой необходимости воспроизводства всех популяций омуля, а также достаточности личинок и молоди омуля с учетом реконструкции Большереченского рыбоводного завода в Бурятии (Кабанский район, ФГБУ «Главрыбвод»), который на сегодняшний день является единственным предприятием по воспроизводству популяции посольского глубоководного омуля. Ожидается, что после реконструкции, завершение которой намечено на лето 2024 г., объем выпуска достигнет 1,25 млрд личинок байкальского омуля и 2,5 млн молоди. В 2023 г. предприятие предполагает выпустить в озеро 820 млн личинок омуля.
Контроль за ходом реконструкции организует проектный офис федерального проекта «Сохранение озера Байкал» (нацпроект «Экология») совместно с Росрыболовством и правительством Бурятии (с ежемесячными докладами правительству). Должен быть также проработан вопрос определения дополнительных районов для возможного осуществления любительского лова байкальского омуля и вопрос развития искусственного воспроизводства и пастбищного рыбоводства байкальского омуля в крупных водоемах Бурятии и Иркутской области (кроме Байкала).
Наконец, согласно поручению, Росрыболовство совместно с Минтрудом, Минобрнауки и правительствами регионов до 15 июня проработает вопрос подготовки кадров для рыбоводных заводов, их трудоустройства и осуществления мер поддержки со стороны регионов (включая обеспечение жильем).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Заявление было сделано на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета во Владивостоке.
[2] В частности, весной 2022 г. учрежденная им компания ООО «Земельный резерв» выкупила у чешской компании PPF Group воронежский агрохолдинг «РАВ Агро».
[3] Владельцы – Л.Усатова, М.Ильина.
[4] 1% непосредственно у А.Пинчевского, 99% у подконтрольного ему ООО «Портовые проекты».
[5] Бывший вице-губернатор Сахалинской области, бывший заместитель гендиректора ОАО «Оборонстрой» (структура подконтрольного Минобороны «Оборонсервиса» (с 2014 г. «Оборонсервис» переименован в АО «Гарнизон»)). Также был заместителем директора ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» (входит в АО «ННК» Э.Худайнатова) и председателем совета директоров ОАО «Московский завод Кристалл» (производство алкогольной продукции).
[6] Было закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Дирекция по строительству в ДФО» Управления делами президента РФ.
[7] А.Обедин ранее подвергся уголовному преследованию в связи с ситуацией вокруг другого камчатского предприятия – Петропавловской судоверфи (в 2018 г. была выкуплена на торгах камчатским рыбопромышленником Н.Куйбидой). На судоверфи А.Обедин являлся генеральным директором. В 2021 г. ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями при заключении заведомо невыгодных договоров займа для предприятия с ООО «ДВ-Рыбка», из-за которых верфь лишилось ликвидного недвижимого имущества[7] (уголовное дело против А.Обедина было возбуждено по заявлению Н.Куйбиды, обвинившего делового партнера в рейдерском захвате предприятия).
[8] Принадлежит магаданским предпринимателям Д.Макарову и С.Садикову (совладельцы магаданского ООО «Восточный транзит»).
На мировом рынке угля в настоящее время складывается неблагоприятная конъюнктура, в связи с чем компании могут пересматривать производственные планы и инвестиционные программы. Хотя дальневосточные производители сталкиваются с меньшими затратами на логистику, преимущество в текущих условиях имеют компании, располагающие собственными портовыми и железнодорожными мощностями. Добыча шельфового газа в ДФО сохраняется на уровне прошлого года. В рамках газификации регионов и планов по увеличению экспорта создается новая газотранспортная инфраструктура.
В марте текущего года доходность экспорта угля в восточном направлении стала отрицательной. Так, нетбэк (чистая выручка экспортера за вычетом логистики) на кузбасский уголь (5500 ккал на кг) на условиях FOB Восточный к 30 марта сократился до 358 рублей за тонну (на 17,8% за неделю). Снижение происходит с начала года. Для энергетического угля калорийностью 6000 ккал на кг нетбэк на условиях FOB Восточный на конец марта оставался положительным – 568 рублей за тонну, но все же снижался (показатели на 30 марта на 10,6% меньше, чем неделей ранее).
В течение десяти месяцев 2024 г. цена на энергетический уголь калорийностью 6000 ккал на базисе FOB Дальний Восток находилась на уровне 100 долларов США за тонну, сократившись почти на 30% с начала 2023 г. В начале 2024 г. цена была на уровне 101 доллар за тонну, а в 2023 г. – 135 долларов за тонну. К середине марта 2025 г. цена на энергетические угли на базисе FOB Дальний Восток снизилась до 56-83 долларов за тонну в зависимости от калорийности. Цены на металлургический уголь сократились до 113-114 долларов за тонну в зависимости от марки.
На этом фоне в марте 2025 г. заметно упал экспорт угля из крупных портов. В частности, объемы угольного экспорта в портах Находка и Восточный снизились на 21% относительно марта 2024 г., до 3,7 млн тонн (суммарно). В то же время в годовом сопоставлении выросли поставки из других дальневосточных портов – Ванино, Посьет, Вера и Суходол (суммарно в марте из них экспортировано 3,9 млн тонн угля).
Спрос на энергетический уголь в КНР ослаб из-за значительных накопленных запасов и развития собственной добычи[1]. Спрос на коксующийся уголь сдерживают проблемы в секторе недвижимости КНР и связанное с этим сокращение объемов выплавки стали, а также возвращение на китайский рынок угля из Австралии. Кроме того, в Китае по-прежнему действует импортная пошлина на российский уголь в размере 3-6%.
В апреле-мае текущего года ожидается рост спроса на уголь со стороны Индии (в целом ожидается, что объем экспорта российского угля в данном направлении достигнет 40 млн тонн в год к 2030 г.). Но при этом Индия с начала текущего года ввела импортные квоты на коксующий уголь с содержанием золы менее 18% (будут действовать в течение первого полугодия). Они будут распространяться на импорт из 11 стран, включая Россию, и составят 710 тыс. тонн ежеквартально в первой половине 2025 г.
Дополнительные проблемы для предприятий угольного сектора, помимо сокращения спроса и снижения цен, создают платежи по процентам из-за высокой ключевой ставки Центробанка, рост стоимости добычи, на который влияет удорожание оборудования, комплектующих и запчастей для техники, увеличение стоимости оплаты труда. Также российским экспортерам приходится предоставлять покупателям на экспортных рынках дисконты, обусловленные риском вторичных санкций для контрагентов. По итогам 2024 г. сальдированный убыток российских угледобывающих предприятий составил 112,6 млрд рублей против прибыли в 2023 г. в размере 374,7 млрд рублей. Росстат оценил долю убыточных компаний угольной отрасли в 2024 г. в 53,3% (в 2023 г. она была оценена в 31,5%).
На Дальнем Востоке угольные компании все же несут более низкие логистические затраты при экспортных поставках через восточные порты. Более выгодными позициями обладает, в частности, компания «Эльгауголь» А.Авдоляна, располагающая собственной железнодорожной веткой (Тихоокеанская железная дорога введена в эксплуатацию в 2024 г.)[2] и портовыми мощностями (порт Эльга в Хабаровском крае). В феврале 2025 г. в компании объявили о запуске одиннадцатой обогатительной фабрики обогатительного комплекса «Эльгинский» в Якутии. Суммарная годовая мощность всех фабрик составляет 38,5 млн тонн концентрата. По итогам 2024 г. добыча на Эльгинском месторождении (Нерюнгринский район) выросла на 36,2% относительно 2023 г., до 28,6 млн тонн угля. Объемы обогащения составили 31,5 млн тонн. Другой якутский производитель угля, АО «ХК «Якутуголь» (группа «Мечел») за 2024 г. увеличил объем добычи на 1,4 млн тонн относительно 2023 г., до 4,5 млн тонн.
Снижение добычи угля фиксируется в Чукотском АО – как каменного (поставляется на экспорт), так и бурого (реализуется на внутреннем рынке региона). Компания «Берингпромуголь» в январе-феврале текущего года получила на месторождении Фандюшкинское поле 222,6 тыс. тонн каменного угля, на 3% сократив результат по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. «Берингпромуголь» располагает собственными портовыми мощностями для экспортных отгрузок. Добывающее бурый уголь ОАО «Шахта Угольная» за два месяца года на Анадырском месторождении добыло 2,5 тыс. тонн твердого топлива, что на 70% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Стоит отметить, что в январе-феврале 2025 г. погрузка добытого на Дальнем Востоке угля на железную дорогу (ДВЖД) снизилась – на 3,1% относительно аналогичного периода 2024 г., до 5,6 млн тонн. Отгрузки твердого топлива осуществлялись с Эльгинского месторождения, Нерюнгринского месторождения в Якутии, Ургальского месторождения в Хабаровском крае, Сугодинско-Огоджинского месторождения в Амурской области. В том числе с Эльгинского месторождения на ДВЖД за отчетный период было отгружено 2,9 млн тонн, с Ургальского месторождения (АО «Ургалуголь», СУЭК) отгрузка составила более 1,2 млн тонн, с Сугодинско-Огоджинского месторождения («Огоджинская угольная компания», «Эльга») отгружено свыше 276 тыс. тонн, с Нерюнгринского («Якутуголь», «Мечел») – 592,1 тыс. тонн. При этом объем угольного экспорта с Дальнего Востока за два месяца года вырос на 4,4% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,7 млн тонн (во многом этому способствовала работа частной Тихоокеанской железной дороги).
Тем временем в Приморском крае «Углеобогатительная фабрика разреза «Западный» рассчитывает построить углеобогатительный комплекс мощностью 924 тыс. тонн в год на территории Ильичевского каменноугольного месторождения Раздольненского каменноугольного бассейна (Октябрьский муниципальный округ), инвестировав 43,8 млн рублей. Уголь инвестор намерен поставлять на внутренний рынок (в частности, на Артёмовскую ТЭЦ) и на экспорт в Китай.
Участок «Западный фланг» Ильичевского месторождения в промышленную эксплуатацию запускала компания «ДВ Логистик» в 2019 г. (с объемом добычи 200 тыс. тонн в год). В 2002-12 гг. добычу каменного угля на месторождении вело ООО «Разрез Пореченский» (на соседнем участке – «Западный 1»), производя до 80 тыс. тонн в год. Прогнозные ресурсы угля на участке «Западный фланг» оцениваются в 1 млн тонн (категория Р2).
Что касается добычи природного газа на Дальнем Востоке, то по итогам января-февраля 2025 г. на шельфовых сахалинских проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» добыча сохранилась на уровне аналогичного периода 2024 г. За два месяца в рамках проекта «Сахалин-1» было добыто 1,6 млрд куб. м газа, в рамках проекта «Сахалин-2» - 2,94 млрд куб. м. Добыча в феврале также соответствует уровню февраля прошлого года – около 0,7 млрд куб. м на «Сахалин-1» и 1,4 млрд куб. м на «Сахалин-2».
Экспорт нефти через порт Козьмино (Приморский край), откуда отгружается премиальный сорт ВСТО из нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», по итогам 2024 г. вырос на 4,5% относительно 2023 г., до 44,7 млн тонн. На данном направлении основными покупателями являются Китай и Индия.
В сфере газификации регионов в марте текущего года «Газпром» ввел ряд объектов газовой инфраструктуры в Приморском и Хабаровском краях. Так, в Приморье были запущены газопровод-отвод и «ГРС-2 Владивосток», что создало условия для газификации всероссийского детского центра «Океан» во Владивостоке и более 2,6 тыс. домовладений в двух микрорайонах города, где возводится новое жилье – Пригород-1 и Пригород-2. От «ГРС-2 Владивосток» запланировано проведение газопровода-связки в целях повышения надежности газоснабжения абонентов Владивостокского городского округа.
В Нанайском районе Хабаровского края введены в эксплуатацию ГРС «Вознесенское» и межпоселковый газопровод, рассчитанные на газификацию нового Малмыжского горно-обогатительного комбината («Амур Минералс») в рамках ТОР «Хабаровск». Также в Хабаровском районе «Газпром» запустил ГРС «Калинка», с помощью нее предполагается газифицировать около 9,7 тыс. домовладений в селах Калинка, Сергеевка, Восточное, Малиновка, Князе-Волконское, Благодатное, Дружба и Некрасовка.
Кроме того, положительное заключение Главгосэкспертизы получил проект насосной станции на газопроводе «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» «КС-6 «Хабаровская» в Хабаровском крае (район им. Лазо). С помощью межрегиональной газотранспортной системы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» протяженностью 1,8 тыс. км осуществляется доставка газа с шельфа Сахалина потребителям Хабаровского и Приморского краев, планируется осуществлять экспортные поставки в КНР (строится газопровод-отвод). «Газпром» также расширяет пропускную способность газопроводной магистрали за счет увеличения компрессорных мощностей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Добыча угля в Китае в 2025 г. может вырасти на 1,5% относительно 2024 г., до 4,82 млрд тонн, после роста на 0,8% в 2024 г. относительно 2023 г. Ожидается, что импорт угля в КНР в 2025 г. сократится на 1,9%, до 525 млн тонн.
[2] Протяженностью 531 км и пропускной способностью на первом этапе в 30 млн тонн в год.
В части дальневосточных регионов растет объем добычи угля. При этом на экспортных рынках для российского угля складывается неблагоприятная конъюнктура, в связи с чем производители сталкиваются с трудностями в вопросах логистики и сбыта. В меньшей степени проблемы коснулись Якутии, где один из крупнейших производителей коксующегося угля создает собственную транспортную инфраструктуру для поставки продукции на экспорт. Поставки природного газа в КНР из Якутского и Иркутского центров газодобычи достигли планового показателя. Тем временем сохраняется спад производства в рамках шельфовых проектов на Сахалине.
В сфере добычи угля на Дальнем Востоке значительный рост наблюдается в Якутии. В республике добыча угля в прошлом году выросла на 28% относительно 2023 г., составив рекордные для региона[1] 49,4 млн тонн. В частности, в 2024 г. Эльгинский угольный комплекс («Эльгауголь») на Эльгинском каменноугольном месторождении (Нерюнгринский район) выпустил 28,6 млн тонн угля, что на 33,6% больше, чем в 2023 г. К концу 2025 г. ожидается достичь общей производственной мощности Эльгинского обогатительного комплекса в 38,5 млн тонн в год (рост на 34,6% к текущей).
Также лидерами добычи угля в республике являются компании «Колмар», «Якутуголь», «АнтрацитИнвестПроект», «Долгучан», «СТС-Уголь» и «Телен». «Колмар» в минувшем году произвел 13,1 млн тонн угля на Денисовском и Инаглинском ГОКах, что на 14% больше, чем в 2023 г. По итогам года Якутия впервые заняла второе место в стране по объемам угледобычи (после Кемеровской области), а на Дальнем Востоке республике по данному показателю принадлежит первое место. На экспорт из Якутии в прошлом году направлено 26,4 млн тонн угля.
В Чукотском АО добыча каменного угля в 2024 г. выросла на 7% относительно 2023 г., составив 1,713 млн тонн. Она ведется на месторождении Фандюшкинское поле в Анадырском районе (ООО «Берингпромуголь»[2]), где реализуется проект по увеличению объемов добычи на лицензионном участке Беринговского каменноугольного бассейна до 2 млн тонн угля в год.
ОАО «Шахта Угольная» на Анадырском буроугольном месторождении произвело за год только 77,7 тыс. тонн угля, увеличив результат на 3% по отношению к 2023 г. Весь объем твердого топлива недропользователь поставляет на внутренний рынок – предприятиям АО «Чукотэнерго» (Анадырской ТЭЦ и Эгвекинотской ГРЭС).
В Хабаровском крае АО «Ургалуголь» (АО «СУЭК») за 2024 г. произвело более 10,34 млн тонн угля, что на 10% больше, чем в 2023 г. Уголь предприятие добывает на разрезах «Буреинский», «Правобережный», шахте «Северная». К 2029 г. недропользователь рассчитывает увеличить мощность разреза «Правобережный» с 6 млн до 12 млн тонн угля в год.
Напротив, в Амурской области по итогам 2024 г. зафиксировано небольшое снижение объемов угледобычи – на 0,48% относительно 2023 г., до 4 млн 440,3 тыс. тонн угля. При этом в добыче каменного угля отмечается рост – «Огоджинская угольная компания» («Эльгауголь») произвела на Сугодинско-Огоджинском месторождении (Селемджинский район) 1 млн 525,3 тыс. тонн каменного угля, увеличив результат на 9,3% относительно 2023 г.
В то же время добыча бурого угля в Приамурье в минувшем году снизилась на 4,9% относительно 2023 г., составив 2 млн 915 тыс. тонн. АО «Амурский уголь» (холдинг «Русский уголь») по итогам прошлого года добыло 2,9 млн тонн бурого угля, сохранив объем на уровне 2023 г. – в том числе 2,3 млн тонн произведено на Ерковецком разрезе одноименного буроугольного месторождения (Октябрьский район), что на 10% больше, чем в 2023 г. Недропользователь планирует увеличить мощность этого разреза до 3,6 млн тонн в год. На Северо-Восточном разрезе Райчихинского месторождения в минувшем году произведено 550 тыс. тонн угля. Добыча на данном активе постепенно сокращается, что и повлияло на общий результат Амурской области. К 2028 г. «Амурский уголь» намерен завершить добычу на Северо-Восточном разрезе в связи с истощением запасов. Добываемый уголь поставляется в полном объеме на внутренний рынок - предприятиям АО «Дальневосточная генерирующая компания» (Благовещенской ТЭЦ, Райчихинской ГРЭС). Еще 60 тыс. тонн бурого угля за минувший год в регионе обеспечили ООО «Альянс» (Архаринский район) и ООО «Дальвостуголь» (Райчихинск, Прогресс).
При этом вопрос приоритетного вывоза угля из регионов на экспорт в направлении восточных портов по железной дороге в текущем году вызвал противоречия в связи с тем, что на 2025 г. квота была выделена только Кузбассу (не менее 54,1 млн тонн угля). Из других регионов уголь будет вывозиться на условиях правил недискриминационного доступа (без отдельных приоритетов). Напомним, что в 2024 г. в рамках приоритетной третьей очереди было вывезено 99,3 млн тонн экспортного угля из шести регионов, включая Иркутскую область, Бурятию и Якутию. В 2025 г. уголь будет вывозиться в предпоследней категории очередности, что ослабит позиции угля из Иркутской области и Бурятии на Восточном полигоне относительно других грузов. Для вывоза угля из Якутии «Эльга» построила частную Тихоокеанскую железную дорогу, но она предназначена только для продукции Эльгинского месторождения.
В рамках поддержки угольной отрасли в целом правительство в ноябре 2024 г. приняло постановление, отменившее с 1 декабря 2024 г. экспортную пошлину на коксующийся уголь[3] (курсовые экспортные пошлины действовали с октября 2023 г.) и продлившее до конца 2024 г. мораторий на действие экспортных пошлин в отношении антрацита и энергетического угля. С 1 января 2025 г. пошлины на антрацит, коксующийся и энергетический уголь перестали действовать.
В Минэнерго РФ решения по отмене пошлин связали с финансовыми проблемами отрасли. В январе-сентябре 2024 г. убытки российских угольных компаний были оценены в 202,5 млрд рублей, что в 4,1 раза больше, чем за аналогичный период 2023 г. Прибыль угледобытчиков за январь-сентябрь составила 111,2 млрд рублей, сократившись на 73,7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Доля прибыльных компаний отрасли за девять месяцев прошлого года составила 48% против 64,9% годом ранее, тогда как доля убыточных предприятий отрасли достигла 52% (ранее – 35,1%). Трудности предприятий отрасли обусловлены санкционными ограничениями (в SDN-лист США включены в том числе предприятия «Колмар», «СУЭК», «Мечел», «Эльга»), ограниченной пропускной способностью железных дорог и снижением мировых цен на уголь[4], а также сокращением поставок угля в Китай[5], являющийся значимым направлением экспорта.
Среди проектов угледобычи, направленных на внутреннее потребление, статус резидента ТОР «Бурятия» в январе получила компания ООО «Угольный разрез» («Интер РАО»[6]). Предприятие планирует увеличить до 3,5 млн тонн в год объемы добычи на Окино-Ключевском буроугольном месторождении (Бичурский район) и объемы отгрузки бурого угля для снабжения Гусиноозёрской ГРЭС[7] (группа «Интер РАО»[8], Гусиноозёрск, Селенгинский район, установленная электрическая мощность 1 224 МВт, тепловая мощность – 224,5 Гкал/ч). Реализация проекта запланирована до 2028 г. Также инвестор намерен построить железнодорожные пути общей протяженностью 80 км от месторождения до действующей железной дороги. Объем инвестиционных вложений в проект оценивается в 13,7 млрд рублей.
В конце минувшего года был достигнут проектный показатель поставок газа в Китай по магистральному газопроводу «Сила Сибири» - 38 млрд куб. м в год. Напомним, что поставки начались в 2020 г. В первый год работы по газопроводу было поставлено 4,1 млрд куб. м газа, в 2021 г. поставки увеличились до 10,39 млрд куб. м. За 2022 г. поставлено 15,4 млрд куб. м газа, а в 2023 г. объем поставок достиг 22,73 млрд куб. м. Ресурсной базой газопровода являются Чаяндинское (Якутия) и Ковыктинское (Иркутская область) месторождения.
Добыча газа в ДФО в рамках сахалинских шельфовых проектов в 2024 г. снизилась по сравнению с 2023 г. Проект «Сахалин-1» за прошлый год сократил добычу на 7,9% относительно 2023 г., до 8,97 млрд куб. м. В рамках проекта «Сахалин-2» добыча газа снизилась на 3%, до 16,23 млрд куб. м. Производство СПГ на Дальнем Востоке в 2024 г. составило 10,212 млн тонн, что на 2% меньше, чем в 2023 г. Почти весь объем обеспечен за счет проекта «Сахалин-2».
В декабре 2024 г. в соответствии с распоряжением правительства РФ квота поставок на Дальний Восток газа с проекта «Сахалин-2» (Пильтун-Астохское и Лунское месторождения, оператор – «Сахалинская энергия» «Газпрома») была увеличена на 140 млн куб. м (на 14%) в 2024 г. и на 200 млн куб. м (на 20%) в 2025 г. Ранее квота на поставку газа с проекта была утверждена на уровне 1 млрд куб. м за период 2024-30 гг. Соответственно, благодаря изменениям в 2024 г. поставки составили 1,14 млрд куб. м, а в 2025 г. квота будет составлять 1,2 млрд куб. м.
Увеличение квоты направлено на рост производительности завода СПГ в рамках проекта «Сахалин-2», для дальнейших поставок в Камчатский край. В 2023 г. «Сахалин-2» выпустил более 10 млн тонн СПГ (160 партий СПГ). Более половины данного объема было направлено в Японию и около 25% - в КНР[9]. Известно, что в апреле 2024 г. по объемам приобретения СПГ проекта «Сахалин-2» Китай опередил Японию. Стоит отметить, что добычные лицензии на Лунский и Пильтун-Астохский участки в Охотском море были продлены с 19 мая 2026 г. по 19 мая 2031 г.
Тем временем в Петропавловске-Камчатском в декабре началось строительство регазификационного комплекса СПГ на территории бухты Раковая. Строительство наземной части полностью финансируется за счет средств федерального бюджета[10]. Работы планируется завершить к концу 2026 г. К этому времени также должно быть завершено строительство плавучей составляющей проекта – самой регазификационной установки и морских судов-газовозов компании ПАО «НОВАТЭК» (30-40 млрд рублей).
Ожидается, что строительство комплекса обеспечит поставки СПГ для нужд энергетики Камчатского края в объеме до 446 тыс. тонн (620 млн куб. м природного газа) в год в рамках программы газификации региона, предполагающей сокращение количества угольных и мазутных котельных. Построив морскую часть комплекса, «НОВАТЭК» должен передать ее «Газпрому» для дальнейшей эксплуатации по договору лизинга либо договору купли-продажи.
Между тем, сроки продажи доли американской компании ExxonMobil в проекте «Сахалин-1»[11] (месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги, Лебединское) в декабре 2024 г. были продлены до 1 января 2026 г. (в соответствии с указом президента РФ). ExxonMobil принадлежало 30% нефтегазового шельфового проекта, в октябре 2022 г. компания вышла из него. Помимо ExxonMobil, в проекте участвовали «Роснефть» через свои организации «РН-Астра» (8,5%) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%), японский консорциум Sodeco (30%) и индийская государственная нефтяная компания ONGC Videsh (20%). Ранее предполагалось, что доля ExxonMobil перейдет российскому юрлицу в течение четырех месяцев после выхода иностранной компании из проекта, но затем срок был продлен до октября 2023 г., еще позднее – до 1 января 2025 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] За время добычи в РФ и в СССР.
[2] Весной прошлого года активы, ранее принадлежавшие австралийской Tigers Realm Coal, были приобретены компанией «АПМ-Инвест» М.Бузука (бывший топ-менеджер УК «Металлоинвест» и «СУАЛ-Холдинг», был гендиректором швейцарской Investment Partner AG, реализующей проекты совместно с группой «Ренова»). В настоящее время М.Бузуку также принадлежит компания «Булатовский базальт» (добыча базальта в Архангельской области).
[3] С 1 мая 2024 г. правительство отменило пошлины на энергетический уголь и антрацит, но пошлины на коксующийся уголь были тогда сохранены.
[4] К середине января 2025 г. цены на российские энергетические и коксующиеся угли с отправкой во всех портах снизились до 60–87 долларов за тонну для энергетического угля, до 118–121 долларов за тонну для коксующихся углей.
[5] В 2024 г. поставки российского угля в Китай сократились на 7% относительно 2023 г., до 93,86 млн тонн.
[6] Учредитель – ООО «Интер РАО Стройинвест».
[7] Гусиноозерская ГРЭС обеспечивает до 85% электропотребления Бурятии. Электростанция также снабжает потребителей соседних регионов – Иркутской области и Забайкальского края. В Бурятии ГРЭС полностью закрывает потребности в тепловой энергии города Гусиноозёрск (административный центр Селенгинского района).
[8] Принадлежит «Интер РАО – Электрогенерация».
[9] 80% газа, направляемого на экспорт с проекта законтрактовано, на спотовый рынок с проекта поступает только 20% газа.
[10] Правительство РФ согласовало выделение в 2023-25 гг. Камчатскому краю субсидии в размере 12 млрд рублей на строительство регазификационного терминала.
[11] Оператором проекта является ООО «Сахалин-1». Управляющим нового оператора является дочернее предприятие «Роснефти» «Сахалинморнефтегаз-шельф».
Сопредседатель межрегионального отделения общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО, председатель комитета по внешнеэкономической деятельности, председатель подкомитета по таможенной логистике, член Генерального совета «Деловой России» Эльвира Кускова рассказала в интервью EastRussia о текущих тенденциях и перспективах для дальневосточников участников ВЭД.
— Эльвира Юрьевна, Китай, самый емкий, самый большой рынок в мире и традиционно дальневосточные предприниматели стараются туда попасть. Какие сейчас в этом направлении есть перспективы, сложности? Какие тренды вы видите в целом для участников ВЭД на Дальнем Востоке?
— Может прозвучит парадоксально, но сейчас для многих предприятий рынок Китая и вообще рынок любого экспорта с точки зрения внешнеэкономической деятельности часто на втором плане. Поясню: в силу санкционного давления и ухода некоторых зарубежных компаний, на которые опирался внутренний потребительский рынок нашей страны, российские компании забирают эти объемы и перестраивают свою деятельность с прицелом на внутрироссийский рынок. Не то чтобы им не хотелось выходить на внешние рынки, но все, что касается ВЭДа, это определенная специфика, требующая особых компетенций и сходу, легко и просто, как взаимодействие внутри своей страны, наладить взаимодействие с зарубежными партнерами, естественно, не получается.
— К этому добавляются трудности с расчетами…
— Трудности с расчетами, к сожалению, есть, и это очень деликатная тема, которая не может быть публичной. Потому что, если мы находим какие-то решения в отношении переводов за границу, они, во-первых, должны коррелироваться с действующим законодательством, это первично, а второе — это некий потенциальный риск санкций на наши поставки. При этом импорт идет, государство действительно прикладывает максимальное количество усилий, чтобы процесс не останавливался, чтобы нивелировать потенциально отсроченные риски для предпринимателей в отношении последствий санкций, по платежам, но это не публичная информация, так как мы должны сохранять некую информационную безопасность для того, чтобы быть на шаг впереди наших иностранных оппонентов.
— Если говорить про количество участников ВЭД на Дальнем Востоке, их становится больше, меньше или оно держится на каком-то одном уровне?
— Хочу подчеркнуть такой момент — хотя у нас, дальневосточников, есть, казалось бы, преимущество территориальной близости с Китаем, тем не менее с позиции налаживания бизнес-процессов это абсолютно не быстрая история, в которой очень много факторов и нюансов. Начиная с банальных вещей: ментальности, культурной интеграции. Хотя мы дружественные страны, Китай стратегический партнер, но там, впрочем, точно так же, как и здесь, все очень серьезно относятся к выбору партнеров, проверяют репутационные, иные риски, смотрят насколько бизнес «белый», насколько он работает в правовом поле.
Второй момент: почти всегда все начинается с небольших сделок: у нас очень много кейсов, когда мы выбираем партнера и вынуждены начинать с небольших объемов, очень маленьких сумм, нивелируя таким образом финансовые риски.
И здесь существует серьезное затруднение: Китай уже стал неким промышленным гигантом с точки зрения производительности, объемов потребления любых номенклатурных групп, и там есть определенная специфика: если ты хочешь взаимодействовать с производителем, ты должен закупать, условно говоря, от миллиона единиц какой-то позиции, а наш внутренний рынок на такие объемы не готов. Поэтому появляется необходимость в межгосударственных, отраслевых соглашениях, когда наше государство договаривается об особых условиях для наших производителей и поставщиков.
Кроме того, сейчас устойчивый тренд на объединение между странами: БРИКС — это прекрасный показатель того, что Россия задала вектор в отношении международной интгеграции с дружественными странами. Это дает возможность нам уже быть интересными в экономическом плане, нашим союзникам, условно некому сообществу, которое уже взаимодействует в условиях новой экономической реальности, объединены одной проблематикой с точки зрения вот этих вот новых вызовов и так называемой новой экономики.
Если говорить про Дальний Восток, то я неоднократно подчеркивала коллегам, что для Китая регион, который находится за его границей, по большому счету не имеет какого-то приоритетного значения. Для них мы едины — что Приморский край, что Хабаровский, Амурская область, ЕАО или Москва, Калужская область или Краснодарский край. Там работают обычные экономические принципы: где быстрее, у кого есть требуемые объемы и дешевле цена.
Что же до количества участников ВЭД, то их число растет, увеличиваются объемы поставок, динамика роста положительная.
— Насколько сложно сейчас стать субъектом ВЭД?
— Субъектом ВЭД непросто стать, и сложно быть. Буквально в декабре прошлого года, на заседании экспортного совета при губернаторе Хабаровского края Дмитрии Демешине, в котором я приняла участие как член Генсовета «Деловая Россия (ДР)» и председатель комитета по внешней экономической деятельности и подкомитета по таможенной логистике, я озвучила актуальную проблематику ВЭД и высказала наши предложения от ДР, направленные на поддержку предпринимателей, которые планируют заняться экспортно-импортной деятельностью. Я приводила элементарные примеры, как бизнесмен с 20-летним опытом внутри страны пытается заняться внешнеэкономической деятельностью, совершает ошибки, получает штрафы и… для некоторых видов бизнеса это, как говорится, начали и на этом закончили. Я озвучила коллегам, и представителям таможни, прокуратуры, налоговой службы, тезис про то, что в самом начале пути в сфере ВЭД очень многие бизнесмены, причем неважно сколько им лет, какой опыт — с вероятностью 99% они допустят первые ошибки, недополученная прибыль будет 100%, возможно, последуют какие-то начисления, штрафы и все прочее. Поэтому крайне необходимо, чтобы контрольно-надзорные органы проводили как можно более частую разъяснительную работу с предпринимателями, которые начинают в отраслевом смысле новое направление — ВЭД.
Чтобы не было ситуации, когда человеку «бьют по рукам» из-за того, что он оказался недостаточно сведущ в каком-то вопросе. Предприниматели и так загружены операционной деятельностью, а контрольный орган в превентивном порядке может дать эффективную оценку, заранее проинформировать по тем или иным потенциально возможным действиям. И этот должно происходить максимально оперативно
— Но ведь и у прокурорских работников, налоговиков тоже огромный фронт работы. Как они будут оперативно еще и просвещать?
— Объясню: вот наши уважаемые юристы работают с точки зрения правоприменительной практики. Появился новый, нормативно-правовой акт, и мы все ждем разъяснения как себя вести в той или иной ситуации. И поэтому я коллегам и предложила такой формат разъяснительной работы, когда публикуются конкретные примеры из бизнеса, без фамилий, без имен, без названий компаний: предприниматель обратился, получил такой-то ответ, такую-то реакцию на основании таких-то документов.
Предприниматель прекрасно понимает с какими контролирующими органами будет взаимодействовать в момент старта бизнеса в ВЭД, или работы с зарубежными партнерами. Он заходит на сайт соответствующих структур и изучает этот вопрос. При этом, он в самом начале этого пути оценивает свои риски, и это будет прекрасная возможность для того, чтобы он мог обучиться актуальному опыту и существующей сегодня практике до начала своих бизнес-процессов.
А сейчас как — предприниматель начинает пользоваться сарафанным радио, искать советов у коллег, которые, скажем, делали что-то год назад, а сейчас уже все по-другому.
— Что бы вы порекомендовали дальневосточным предпринимателям, которые планируют начать внешнеэкономическую деятельность, организовать экспорт своей продукции, например?
— Я бы рекомендовала всем российским бизнесменам, а не только дальневосточникам, с точки зрения роста в ВЭДе, в том числе и в экспорте, обращать внимание не только на рынки Китая, не идти по «якобы простому» пути, только потому что Китай ближе и казалось бы понятнее. Есть прекрасно растущие рынки: Индия, Африка, Иран, Объединенные Арабские Эмираты.
Они кажутся, вроде бы как, далекими, но, если ты разберешься, они абсолютно открыты к взаимодействию с точки зрения отработки запросов экспорта-импорта, в отношении поставок уже готовой продукции.
Если Китай — это мощная история в отношении промышленности, и они открыто говорят, извините, наша экономика диктует, в первую очередь, получение от вас сырья, то у коллег из других стран, в том числе и озвученных мною, ненасыщенный рынок потребления, на котором наши производственные номенклатурные группы будут очень востребованы. Те же страны Африки, Индия — это огромная доля рынка, причем не с таким уж серьезно развитым производством. Да, они тоже молодцы, тоже активно развиваются во внешнеэкономической деятельности, но при этом у них сохраняется устойчивый спрос на готовую продукцию. У российских товаропроизводителей, которые рассматривают продвижение своей продукции на экспорт, надо искать способы коммуникации через деловые объединения, через торговые представительства РФ для выхода на рынки этих стран. Торгпреды РФ прекрасно отрабатывают с точки зрения запросов российских предпринимателей, анализа рынков и дают обратную связь: либо да — ваша номенклатурная группа нужна местному рынку, либо нет.
Внешнеэкономическая предпринимательская деятельность в нашей стране предоставляет сейчас поистине огромные возможности. На наших глазах формируется новая экономическая реальность, формируются новые рынки и устанавливаются экономические связи с новыми странами. Но в тоже время ВЭД требует от российских предпринимателей полного погружения в его специфику, понимания культурно-ментальных особенностей местного бизнеса, знания законодательной, правоприменительной и регламентирующей практики РФ и государств-партнеров.