Правительство РФ усилит контроль за управляющими компаниями в многоквартирных домах. При лишении УК лицензии ее учредитель (с долей уставного капитала, превышающей 50%) будет вноситься в реестр дисквалифицированных лиц.
Соответствующее постановление подписал глава кабмина Михаил Мишустин. Ранее в такой реестр вносился только генеральный директор лишенной лицензии управляющей компании.
Дисквалифицированный учредитель не сможет инициировать создание новой УК пока не будет исключен из реестра (минимум в течение трех лет). Также дисквалифицированный гендиректор УК теперь не сможет становиться учредителем такой компании с долей в уставном капитале более 50%.
Ранее сообщалось, что в России должны появиться единые стандарты услуг управляющих компаний и их стоимости. Такую меру предусматривает плана реализации Стратегии развития стройотрасли до 2030-го года.
В приморских субъектах ДФО призывают пересмотреть объемы финансирования по программе «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ). На расположенные к местам рыбного промысла районы до 2027 года запланировано лишь 3,2% средств, адресуемых на поддержку социальной инфраструктуры, и это крайне недостаточно. Вместе с тем на фоне ухудшающегося финансового положения нуждаются в помощи рыболовецкие предприятия, которые остаются основой экономики многих прибрежных поселений.
В феврале текущего года в послании Федеральному собранию глава государства акцентировал внимание на необходимость социального развития муниципалитетов, которые являются базой рыболовной отрасли, напомнил зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков (в Палате регионов представляет Магаданскую область). В частности, правительству РФ было поручено часть средств из собранных по результатам распределения квот на вылов крабов адресовать на поддержку сельских и рыбацких поселений.
По итогам состоявшихся в рамках II этапа крабовых аукционов федеральный бюджет получил 221,2 млрд руб., а на развитие инфраструктуры прибрежных районов в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2024 году предусмотрено бюджетное ассигнование в 2,3 млрд руб. К тому же весомую часть этой помощи съедает логистика при завозе необходимых товаров и прочих грузов в труднодоступные районы.
Судя по дальнейшим планам, темпы финансирования особых изменений не претерпят. В целом на поддержку территорий по линии Минсельхоза России и Росрыболовства на 2024-2026 годы предусмотрено 108,1 млрд руб. или почти половина средств, вырученных от аукционов, но на прибрежку на этот период отводится всего лишь 3,5 млрд руб., проинформировал сенатор.
«На наш взгляд этот уровень представляется несопоставимо низким», – подчеркнул Анатолий Широков. По его словам, в Совфеде высказываются за необходимость приоритизации финансирования прибрежных территорий в рамках госпрограммы КРСТ.
В дальневосточных регионах, где исторически сложились центры рыбопромышленного хозяйства, потребности в развитие социальной инфраструктуры с учетом сложившейся за последние десятилетия отсталости поселков достаточно высокие. Так, для прибрежных рыбацких населенных пунктов Камчатки в приоритетном порядке требуется создание объектов на сумму 12 млрд руб. Речь идет о строительстве 6 школ, 4 детсадов, 3 спортивных сооружений, одной больницы, 17 многоквартирных домов, участков дорог и т.п.
«Такого финансирования от рыбохозяйственных компаний прибрежная инфраструктура давно не получает. И конечно, сегодня там социальная инфраструктура изношена. Безусловно, есть наши партнеры, есть компании, которые осуществляют вклад в социальное развитие, занимаются благоустройством, строят школы и садики, но, конечно, этого не хватает. Мы катастрофически не успеваем за ветшающим износом всей социальной инфраструктуры», – сетует зампред правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Определенные меры поддержки предлагаются федеральным центром, однако существует региональная специфика, что не позволяет учесть все нюансы при распределении госфинансирования. По той же КРСТ, уточнила представитель Камчатки, для того, чтобы получить финансовую помощь, происходит своего рода конкурс, отбор между т.н. опорными пунктами.
Само понятие опорный пункт закреплено законом, а вот понятие рыбацкий, прибрежный поселок – нет. Из 20 рыбацких поселений на полуострове под критерии опорников попадают шесть населенных пунктов.
«Если говорить о том, в какую конкуренцию мы вступаем потом по всей РФ, мы ее никогда не выдержим. У нас априори большая часть прибрежная часть поселков в принципе никогда не будет соответствовать требованиям опорников. Так исторически сложилось, что там не проживает больше 3 тыс. человек. Это маленькие поселки и одно градообразующее предприятие», – обращает внимание Юлия Морозова.
Власти региона направляли в ФОИВы просьбу изменить критерии для рыболовецких поселков или выделить под их развитие отдельный лимит, но ответа пока не получено, сказала чиновник.
В числе прочих мер – для поселкообразующих организаций важно сохранение льготы по уплате сбора за пользование водными биоресурсами, отмечает председатель Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольга Булкова, причем на постоянной основе. В 2027 году завершается ее применение, тогда как возможность платить по льготной ставке дает рыбакам возможность поддерживать прибрежку.
Судьба ряда рыбацких поселений во многом зависит от сохранения и поддержки малых форм хозяйствования. Количество подобных предприятий в отдельных регионах сократилось до минимального значения. При этом их роль уменьшилась до такой степени, что добыча и переработка рыбы в них перестают быть основным видом хозяйственной деятельности, а местные жители имеют возможность вылова ВБР только в рамках любительского рыболовства, заявил Анатолий Широков.
«Сокращение числа малых рыбохозяйственных предприятий вызвано в том числе, отсутствием у них возможности осуществления рыболовства всего перечня видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство или прибрежное рыболовство, в результате чего осталось незначительное число предприятий, занятых в лососевом промысле три месяца в году», – свидетельствует сенатор.
Сегодня малые хозяйства, продолжает он, в большинстве своем не имеют возможности осуществления прибрежного вылова объектов, в отношении которых установлен общий допустимый улов (минтай, сельдь, камбала, палтус), по причине закрепления долей квот добычи на них за представителями крупного бизнеса и невозможности конкуренции с ними в аукционах.
В федеральных ведомствах указывают на определенные подвижки в отрасли за последние годы. К примеру, в рамках I этапа инвестквот построено 25 рыбоперерабатывающих заводов в Дальневосточном и Северном бассейнах, из которых десять – непосредственно в сельской местности, вблизи от мест добычи ВБР, сообщил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац. По II этапу запланировано строительство 11 фабрик по переработке рыбе, в том числе семь – в небольших городах или поселках. Это должно обеспечивать развитие прибрежных территорий.
Между тем вопрос, связанный с привлечением малого бизнеса к объемам рыб, на которые распространяется общий допустимый улов, достаточно сложный, признает Евгений Кац. «У нас долевые принципы наделения ресурсами по видам, на которые ежегодно определяется ОДУ, распределены между всеми пользователями. Поэтому предоставление прав сверх ОДУ не допускается. Вопрос движения этих долей может быть связан, к примеру, с проведением этих аукционов по изъятым долям, – говорит представитель Минсельхоза. – Но мы настаиваем, и Росрыболовства активно занимается этим направлением, на том, чтобы все-таки информационно, экономически вовлекать эти [малые] компании в добычу т.н. неОДУемых видов, которые, может быть, не такие ликвидные, как виды, по которым ОДУ устанавливается, но там нет таких ограничений».
Для малых и средних предприятий, в свою очередь уточнил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, в рыбном промысле действует повышающий коэффициент к исторической квоте – 1,2. Ежегодно рассматривается перечень таких компаний. В то же время при изменении законодательства произошли недоработки нормативной базы. Пока такая мера поддержки для малых хозяйств не играет особого значения, но как только будут реализованы инвестпроекты по II этапу, это будет ощутимая добавка, заверил Василий Соколов.
Однако в Дальневосточном бассейне практически не осталось по-настоящему независимых игроков в этом сегменте, не аффилированных с крупным бизнесом, утверждает замглавы Росрыболовства. «Когда говорят, что для малых и средних предприятий нужно выделить какие-то объемы, к сожалению, многие из них входят в группы компаний, куплены крупными предприятиями… Мы внимательно рассматривали предложения Магаданской области, там было большое количество МСП примерно 15 лет назад. И еще до инвестквот произошло очень серьезное укрупнение, почти все МСП оказались куплены крупным бизнесом, некоторые существовали как независимые, но входили в группы компаний, были полностью подконтрольны», – рассказал Василий Соколов.
Еще один волнующий представителей отрасли и прибрежных регионов вопрос связан с нововведением, которое вступило в силу 1 сентября 2024 года, по перезаключению договоров пользования рыболовными участками по анадромным видам рыб.
Компаниям дается возможность получить район промысла без торгов на 20 лет, но при этом нужно внести плату в бюджет. В этой связи предусмотрена небольшая рассрочка: 40% размера платежа подлежит внесению при заключении договора, остальные 60% необходимо внести равными долями в течение последующих двух лет.
Региональные чиновники и отраслевые ассоциации не раз обращали внимание на то, что установленный порядок взимания платы за право пользования участком может стать тяжелым финансовым бременем для рыбохозяйственных предприятий и привести к их закрытию, что как следствие негативно отразится на социально-экономическом положении прибрежных районов ДФО. О том, чем может обернуться для рыбаков новый порядок, EastRussia писала в июне этого года.
В частности, по Камчатке общий платеж оценивается в 127 млрд руб. Большая часть средств должна поступить в федеральный бюджет, при этом в казну региона – 25 млрд руб.
При существующем подходе без привлечения кредитных ресурсов никто из промысловиков не сможет обеспечить плату, говорит Юлия Морозова. Но если будет кредитная нагрузка, срок выхода компаний на прибыль растянется и в среднем составит 14 лет. «И за эти 14 лет наш бюджет потеряет около 50 млрд руб. Что же это за выигрыш такой: мы потеряем 50 млрд, а 25 млрд в теории выиграем. Очевидно, что за счет [нехватки бюджетных] средств мы не сможем развивать наши рыбацкие поселки», – рассуждает зампред правительства Камчатского края.
Чтобы избежать негативного сценария, нужна большая рассрочка при внесении платы. Кроме того, в Хабаровском крае предлагают для предприятий малого и среднего бизнеса ввести понижающий коэффициент при определении размера платы за пользование рыболовным участком. «У нас тоже тяжелые условия осуществления деятельности в отдаленных районах. И та концепция, которая формируется сейчас по внедрению мер последующей поддержки, может привести к тому, что и поддерживать будет некого, потому как предприятие не сможет обеспечить финансовую возможность внесения платы и потеряет возможность осуществления промысла», – подчеркнул и.о. председателя комитета рыбного хозяйства Хабаровского края Денис Чуришка.
У бизнеса действительно есть запрос на определенные послабления при оплате платежей, отметил Евгений Кац, поэтому в нормативную базу могут внести коррективы. «Исходим из того, чтобы учесть все возможные варианты, чтобы более эффективно и более реально было для рыбохозяйственных предприятий», – заверил он, уточнив, что в этом процессе заняты другие ведомства и не исключены разногласия по данному вопросу.
Безусловно, предлагается принимать во внимание состояние рыбопромышленного комплекса. Отрасль с точки зрения финансовой ситуации переживает не легкие времена. Кредиторская задолженность рыбопромышленного комплекса превысила 1 трлн руб. Усугубляют картину проблемы со сбытом морепродуктов на внешних рынках.
Например, значительную долю в экспортных поставках занимает продукция из минтая (это, прежде всего, мороженая рыба, филе, сурими, икра), вместе с тем динамика отправок по видам товаров в уходящем году была неоднородной. В частности, произошло торможение экспорта филе минтая. Это связано с тем, что основным экспортным рынком для данного вида продукта являются страны Европы, где наблюдается стагнация и действуют ввозные пошлины на российскую продукцию.
По мороженому минтаю основным рынком является КНР. Конъюнктура по экспорту здесь так же не очень благоприятна. «Китай постепенно утрачивает ту роль главного перерабатывающего цеха в мировом рыбном хозяйстве, которую он занял четверть века назад после вступления в ВТО. Издержки производственные в Китае растут, привлекательность процессинга снижается, поэтому видим в последние десять лет, что объем экспортируемого минтаевого филе из КНР в денежном выражении уменьшился на треть», – проинформировал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Как следствие, переговорные позиции китайских импортеров сырья в итоге становятся жестче, что влияет на цену российской рыбы, которая опустилась на минимум за последние 20 лет. Это повиляло на то, что экспорт из РФ сократился на 11% – с $2,2 млрд до $1,9 млрд.
Непросто обстоят дела в других сегментах промысла. Так, объем добычи краба в России стабилен, но экономическая ситуация становится хуже. «Ряд игроков рынка и регуляторы слишком оптимистично оценивали доходность крабового сегмента. В текущем году цена на краба на экспортных рынках снижается, поэтому доходность этого сегмента оказалась существенно меньше», – рассказал Герман Зверев.
Если на краб сохранится экспортная пошлина в следующем году, а такая вероятность существует, то состояние краболовов будет особенно тяжелым, потому что они самые закредитованные промысловики, уточнил он. В качестве позитивного момента можно отметить увеличение продаж крабовой продукции внутри России: на внутренний рынок прибавилось не менее 1,5 тыс. т краба.
«Это хороший рост. Но на экономику предприятий это кардинального влияния не оказывает», – уточнил президент ВАРПЭ.
На конкурс «100 лучших товаров России» в этом году заявились сотни предприятий со всей страны. Победителями стали те, кто смог доказать: их продукция — это не просто товар, а история упорства, мастерства и стремления к совершенству. Среди таких победителей — три компании из Хабаровского края, каждая из которых пишет свою историю успеха, несмотря на сложности с логистикой, на отсутствие дешёвых кредитов и другие непростые экономические условия.
Звание лауреатов и дипломантов конкурса «100 лучших товаров России» получили три предприятия Хабаровского края: артезианская вода «Источник» и куриное яйцо, произведённые в Комсомольске-на-Амуре, а также торт «Премиум» и десерт «Абрикос» хабаровской компании «Новоторг».
Взять кондитерскую высоту
Компания «Новоторг» открыла свой первый кондитерский цех в Хабаровске в 1997 году. Начинали с нескольких наименований тортов и пирожных развились до крупной фабрики. Сегодня в портфеле предприятия — сотни рецептов, 180 из которых запущены в производство.
Коллектив из 130 человек ежедневно выдаёт полторы тонны сладкой продукции, которая разъезжается по Хабаровскому краю, ЕАО и Приморью. Но секрет популярности — не в объёмах, а качестве и мастерстве. В копилке «Новоторга» не меньше 20 наград, в том числе и всероссийских, и международных конкурсов. Нынешний год не стал исключением.
— В 2023-ем мы запустили в работу торт «Премиум» — в этом году он получил «серебро» на конкурсе «100 лучших товаров России», — рассказывает генеральный директор компании «Новоторг» Алексей Коваленко. — Ещё наши новинки: торт «Мятный восторг», «Лавандовый» — это всё линейка премиум-класса. В 2025-ом году хотим заменить порядка 8 позиций, это что касается тортов и пирожных. А ещё парочка идей есть сделать продукцию, скажем так, не свойственную нашей компании, но пока детали раскрывать не будем.
В последнее время предприятие показывает стабильный прирост продаж — примерно 5-7% от года к году. Связано ли это с возросшим уровнем стресса у россиян, который, как известно, принято заедать сладким, сказать затрудняются. Но отмечают — проблемы с импортом не сказались ни на ассортименте, ни на качестве товара. Работают, в том числе, и с местными производителями. «Дакгомз», «Переяславский молочный завод» стабильно поставляют молочку, яйцом частично обеспечивает племптицезавод «Хабаровский».
Ещё один продукт «Новоторга» — десерт «Абрикосовый» — удостоился высшего звания «Лауреат» конкурса. Антон Ольвинский, главный технолог предприятия, помог холодному десерту обрести новую упаковку, чтобы радовать хабаровчан даже зимой.
— Десерт «Абрикосовый» у нас делается из сушёной кураги, сахара, воды, лимонной кислоты. Он востребован летом — мы реализуем продукт на развес в рожках. В прошлом году я участвовал в разработке задачи сделать его всесезонным. Для этого приобрели полуавтоматическую дозирующую машину, теперь производим его в индивидуальной упаковке круглый год.
Когда бизнес сталкивается с бедой: возрождение комсомольской птицефабрики
В числе победителей всероссийского конкурса «100 лучших товаров» и комсомольская птицефабрика. В 2022 году на предприятии зафиксировали вспышку птичьего гриппа — опасного вируса, который почти поставил крест на местном яйце. В Комсомольске-на-Амуре объявили режим ЧС, в радиусе 5 километров была уничтожена вся птица, которую выращивало население. Согласно требованиям ветеринарной безопасности все поголовье кур — порядка 500 тысяч особей— уничтожили. Но предприятие возродилось и вновь выращивает молодняк и производит яйцо.
— Это было непростое время, — вспоминает акционер комсомольской птицефабрики Людмила Кузнецова. — Финансовой поддержки у нас не было практически, но была мощная поддержка от края по другим направлениям. На тот момент объём производства яйца на птицефабрике был 130 миллионов, и заместить его было практически невозможно.
Мы ощущали свою ответственность и перед населением, и перед правительством края. Был момент — во время режима ЧС нельзя разгружать вагон на территории, которая попадает в зону карантина. И я пришла в управление РЖД договариваться, чтобы вагоны, которые пришли на комсомольскую птицефабрику, перенаправить в Хабаровск. Говорю — с нами беда случилась. И все очень сочувствуют, входят в положение и говорят — как же мы без «Ромашки» будем? (В Комсомольске-на-Амуре ячейка отборных яиц на 30 штук имеет этикетку «Ромашковое поле», - прим. автора). — Восстанавливайтесь побыстрее. И мы просто не могли обмануть надежды людей.
На восстановление ушло меньше года — вспышка птичьего гриппа случилась в октябре, а в июле уже получили новое поголовье для производства куриного яйца. Теперь на фабрике продолжают наращивать выпуск яйца и особое внимание уделяют его качеству.
— Мы привлекаем лучшие умы в зоотехнике и производстве кормов, — продолжает Кузнецова. — Используем растительные биодобавки — тот же самый омега-3 и омега-6. И на 26-ой российской агропромышленной выставке «Золотая осень 2024» в Москве получили 8 дипломов и одну золотую медаль — именно за наши яйца с добавками.
Выживать в непростых экономических условиях, конечно, сложно. С такой ключевой ставкой, говорит Людмила Николаевна, не просто продолжать инвестпроект. Но в развитии не останавливаются, этому способствует статус резидента ТОР комсомольской птицефабрики. В этом году к запуску готовят новый цех, который позволит увеличить производство куриного яйца ещё на 12 млн штук в год.
— Из мер поддержки у нас осталась региональная субсидия в виде компенсации понесённых затрат на произведённое и реализованное яйцо — 400 рублей на 1 тысячу штук. Льготное кредитование сегодня недоступно — всё из-за той же высокой ключевой ставки. Экономические условия у всех непростые, не только у нас, но мы стараемся, поскольку предприятие большое, сотрудников много, мы сегодня увеличиваем заработную плату, чтобы создать сотрудникам все условия, чтобы они работали и гордились своим трудом.
О сложностях ведения продовольственного бизнеса многое может рассказать и заместитель директора по коммерческой части комбината детского питания «Молочный край» Ольга Ковач. По совместительству она входит в общественный совет при минсельхозе края и не понаслышке знает, как непросто бывает расти и развиваться местному производителю.
— Постоянно сталкиваемся с проблемой доставки, логистики. Выросли цены на сырьё. Все мы знаем, что сливочное масло, например, за год уже 60% прибавило в стоимости. Растёт в цене картон, упаковка.
Вот сейчас, с 1 января вступит в силу запрет на использование трёх видов ПЭТ-упаковки, той, которая не подлежит переработке. И придётся производителям опять подстраиваться, менять стандарты... Мы должны будем переоборудовать линии, вложимся в модернизацию производства, придётся, видимо, увеличить цену продукции.
Обидно, что многие не выдерживают конкуренции, местные заводы закрываются. С того момента, как в Хабаровском крае ввели обязательную маркировку молочной продукции, у нас уже три завода местных закрылось: в Вяземском довольно большое предприятие, «Бифидум», и в Биробиджане «БиПиКо» был.
Мы пока работаем — ведь кто накормит наших детей, кроме нас? Такие конкурсы, конечно, помогают производству, — продолжает Ольга Ковач. — Продвигают на полки торговых сетей, выделяют из общего ряда производителей.
Конкурсы как стимул для роста
Конкурс «100 лучших товаров России» поддерживает отечественных товаропроизводителей, способствует повышению доверия потребителей к отечественной продукции и услугам, ускоряет импортозамещение, помогает найти новых деловых партнёров. Такие же задачи и у бренда «Сделано в Хабаровском крае»
— Мы создали региональный бренд и под ним продвигаем нашу продукцию не только в крае, но и за пределами нашего региона, — отметил начальник отдела проектного управления и экспорта краевого минсельхоза Константин Яковцев. — Сейчас очень активно ведётся работа по экспортным поставкам продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион, потому что там имеется большой спрос на нашу продукцию.
В Китайской Народной Республике очень любят кондитерские изделия из Хабаровского края, из Российской Федерации, поэтому сейчас мы также активно работаем в этом направлении с производителями. И, возможно, даже компания «Новоторг» уже скоро отправит свои десерты в страны АТР.
С 2025 года регионы Дальнего Востока ужесточат миграционную политику – иностранцам запретят отдельные виды деятельности от курьерских услуг до некоторых производств. Как это повлияет на рынок труда, и что сегодня эксперты думают о миграционном вопросе, выясняло EastRussia.
Регионы Дальнего Востока взяли курс на ужесточение миграционной политики. В Хабаровском крае с 2025 года запретят привлекать иностранных граждан с патентами в качестве водителей общественного транспорта и такси. Также им будет запрещено трудиться на предприятиях, оказывающих услуги электро-, газо- и водоснабжения, работать по найму на физлиц.
Соответствующее постановление за подписью губернатора Дмитрия Демешина от 7 ноября включает шесть видов деятельности. Среди них указаны регулярные перевозки пассажиров междугородним транспортом и запрет на труд в частных хозяйствах, которые производят товары и услуги для собственного потребления.
Подобные ограничения с 2025 года установят в Камчатском крае, Сахалинской области и других субъектах. Самую жёсткую позицию занял Приморский край. Сейчас инициатива проходит оценку регулирующего воздействия. В списке — 41 вид экономической деятельности. Под запрет попадают сбор, хранение и утилизация отходов, производство лекарств, практически все виды перевозок, курьерские услуги. Мигранты с патентами не смогут работать на некоторых производствах, в сфере образования (ОКВЭД 85), здравоохранения (ОКВЭД 86), социальных услуг (ОКВЭД 88).
Появившийся в открытом доступе проект документа вызвал большой резонанс. Не все оценили его положительно. Так, у предпринимателей возникли замечания относительно фактически полного запрета на работу иностранцев в сфере автобусных перевозок и услуг такси.
«Более 80 процентов автопарка попадёт в простой, что я считаю существенными материальными издержками. Это только в моей организации, а у нас около 100 автомашин. У коллег в целом ситуация такая же, насколько мне известно. Получится ли со временем урегулировать проблемы с водительским составом и в какой срок, ответить сложно. Не исключаю риски прекращения деятельности ввиду больших издержек и отсутствия поступлений средств», — такой оценкой поделился владелец одной из компаний, предоставляющих услуги легкового транспорта.
Предприниматель Владимир Колесников считает, что запреты негативно влияют на качество пассажирских перевозок. Подобные меры в Приморье вводились в 2024 году — тогда постановление губернатора учитывало только 7 видов деятельности, включая автобусные перевозки.
Руководители автотранспортных предприятий сообщают, что при этом запрете нехватка водительского состава на муниципальных маршрутах составила в среднем 20-25 процентов. Соответственно, увеличилось количество жалоб со стороны пассажиров. О дефиците администрация Владивостока уведомила краевое правительство в обращении за подписью вице-мэра Евгения Бавина.
При этом нельзя не отметить, что и в Хабаровске, и в Приморье проекты постановлений поддержали большинством голосов.
«Снизится конкуренция на рынке трудоустройства. Масса российских граждан хотят оказывать услуги водителей такси и общественного транспорта, но иностранные специалисты демпингуют размер заработной платы. Нередко они готовы работать в нарушение Трудового кодекса, при этом «черные» заработные платы перечисляют себе домой», — так выразил свою позицию один из участников обсуждений.
Только в Хабаровском крае за первое полугодие 2024 года выявлено более 6 927 административных правонарушений в сфере миграции. Часто это работа без разрешительных документов. Также мигранты могут трудиться не по виду деятельности, указанному в документе. За отчётный период нарушителей миграционного законодательства оштрафовали на 17 720 000 рублей. Такой статистикой поделилось Управление МВД России по Хабаровскому краю.
В 2023 году из региона в судебном порядке выдворили 894 иностранных гражданина. Въехал в Хабаровский край 12 481 иностранец. Гражданство получили 3 943 человека, из них в упрощённом порядке — 3 907.
Оформлено 6 220 разрешений на работу (+51 процент по отношению к 2022 году).
И здесь возникает вопрос, достаточно ли мер принимается в сфере миграционного контроля. Некоторые участники обсуждений считают, что необходимы более радикальные решения.
«Нужен запрет на деятельность не только обладателям патента, а всем иностранным специалистам, осуществляющим трудовую деятельность без надлежащего подтверждения профессионального образования. Также следует запретить осуществление рыночной и мелкооптовой торговли, ведь нередко высококвалифицированные специалисты въезжают таковыми, а после арендуют авто или прилавок», — предложил один из участников обсуждений.
«Помимо этого, нужно принять акт, по которому мигранты могут приезжать на работу только по приглашению конкретного юридического лица, которое также будет нести солидарную ответственность за действия своего специалиста», — считает другой участник.
Встаёт вопрос о том, насколько миграционная политика соотносится с кадровым голодом на Дальнем Востоке.
Согласно Росстату, в Хабаровском крае безработица на конец июня составила 0,34 процента. Это тревожная статистика, которая означает, что экономике не хватает рабочих рук.
Немногим лучше ситуация в Приморье, где каждое третье рабочее место, создаваемое новыми предприятиями, по словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, остаётся незанятым. В то же время к 2030 году в ТОРах и свободном порту Владивосток планируется создать 230 тыс. рабочих мест, из них уже в наличии 120 тыс.
Опросы работодателей показывают, насколько велика проблема дефицита кадров.
«Из-за роста курса доллара и санкций очень сложно, а чаще невозможно привлекать иностранную рабочую силу», — рассказал глава группы компаний «Доброфлот» Александр Ефремов.
«Ситуация на рынке труда очень тяжёлая. Мигрантов не привлекаем в связи с низкой квалификацией», — прокомментировал глава компании «Акватехнологии» Сергей Слепченко.
Глава ассоциации рестораторов и отельеров Хабаровского края Станислав Никишин рассказал, что проблема стоит так остро, что некоторым предприятиям может грозить закрытие из-за кадрового голода. Кроме того, нехватка человеческого капитала приводит к росту стоимости услуг.
При этом работодатели подчёркивают, что в первую очередь, не хватает квалифицированных сотрудников. И здесь вводимые запреты не принесут макроэкономического эффекта. Нужно в корне менять миграционную политику.
«Нам нужно десятилетие не ужесточения миграции, а максимальной лояльности к мигрантам», — считает экономист и демограф, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев.
По его оценке, на Дальний Восток необходимо привлечь не менее 2-3,5 млн человек русскоговорящего населения. Для этого требуются соответствующие стимулы.
«Дальний Восток — самая автомобилизированная территория. Представьте, что цена на бензин для автомобилистов снижается до уровня 10 процентов надбавки на себестоимость топлива, и стоит он не 50-60 рублей за литр, а 10-20. Что происходит дальше? Снижаются транспортные тарифы, стоимость перевозок, дешевеют товары. Пользуясь всем этим, люди обретают большую мобильность и могут перемещаться по территории региона с небольшими затратами. То же самое касается тарифов на электроэнергию, стоимости земли, жилья, образования. Может показаться, что мы получим неподъёмные для российского бюджета цифры, но на самом деле, с учётом населения 8 млн человек в масштабах страны это, скажем так, сущие копейки. Вы увидите, как сюда потянутся не только из стран СНГ, но также Москвы и других крупных городов», — прокомментировал Юрий Авдеев.
По словам эксперта, приток человеческого капитала будет способствовать изменениям демографической структуры населения.
«В 90-е мы потеряли 1,7 млн человек в возрасте от 15 до 49 лет, а кроме того, более 1 млн детей в возрасте до 14 лет. Это означает, что производство на Дальнем Востоке в ближайшие 10 лет будет суженным, и перекрыть дефицит можно только миграционным притоком», — пояснил собеседник.
Затронул экономист и тему льготных режимов ТОРов, которым в 2024-м году исполнится 10 лет. По его словам, вместо того чтобы обеспечить развитие обрабатывающих производств, преференции способствовали увеличению ресурсно-экспортного потенциала.
«В результате четыре процента занятых в добывающих отраслях сегодня обеспечивают 27 процентов валового регионального продукта. А порядка 7-8 процентов занятых в обрабатывающих отраслях — лишь 2-3 процента ВРП. Соответственно, инвесторы вкладывают свои средства в добычу, сырьё уходит за границу, и цепочек добавленной стоимости в регионе не создаётся. То есть работы много, а результат минимальный. Поэтому, прежде чем говорить об ужесточении миграционной политики, давайте сначала ужесточим всё, что связано с соотношением между добывающими и обрабатывающими отраслями», — комментирует эксперт.
Регионы Дальнего Востока уже достаточно давно живут за счёт иностранной рабочей силы, отмечает он. Это происходит под влиянием собственного демографического курса, взятого с 2007 года, когда был подписан указ о концепции демографической политики Дальнего Востока до 2025 года. Стратегической целью является стабилизация численности населения Дальнего Востока на уровне 8,3 млн человек к 2020 году и его увеличение до 8,6 млн человек к 2025 году.
В этом году концепция заканчивает срок своего действия. Но в демографическом плане ситуация осталась на уровне 1989 года несмотря на то, что изменился масштаб экономики, и Россия заняла четвертое место в мире по паритету покупательной способности.
«Мы запустили сюда мигрантов, полагая, что все вопросы, связанные с их трудоустройством, как-то урегулируются сами собой. Но в ответ на нерешённую задачу появились резиновые квартиры и криминальные структуры, которые решали эти задачи за нас. Самое главное, выросла социальная напряжённость, а ужесточения ведут к тому, что рынок труда схлопывается ещё больше. Поэтому приоритетом номер один должно стать привлечение сюда качественной миграции. За пределами страны остаются миллионы наших соотечественников, которые говорят и думают по-русски и хотели бы приехать на Дальний Восток. Но им миграционные службы не рады. И здесь необходима абсолютная лояльность миграционной политики», — говорит Юрий Авдеев.
Отметим, что ситуация на рынке труда ускорила темпы роста зарплат. К примеру, водителям автобусов в Приморье предлагают зарплату до 120 тысяч рублей в месяц.
По данным Росстата, на Дальнем Востоке среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в I квартале 2024 года составила 88 946 рублей и возросла по сравнению с I кварталом 2023 г на 17,5 процентов, реальная начисленная заработная плата увеличилась на 8,3 процента. Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше составила 4,1 млн человек. Миграционный отток оценивается в 1,1 тысячи человек.
Мнение
Комментирует экс-начальник Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю, эксперт в сфере миграции Владислав Звычайный
Самое ключевое, на что неоднократно указывало наше экспертное сообщество – пока уполномоченным органом в сфере миграции является МВД - кардинальных положительных изменений мы скоро не увидим. По разным причинам. В том числе и по тем же, что еще 20 лет назад сподвигли руководство страны создать гражданскую Федеральную миграционную службу в статусе министерства.
После ликвидации ФМС в 2016 году ее функции и полномочия были вновь переданы в МВД. Но, помимо полиции, вопросами интеграции и адаптации мигрантов в наше общество, самоотверженно, но малыми силами, занимается Федеральное агентство по делам национальностей. ФАДН в регионах не имеет своих обособленных подразделений. Поэтому государственная миграционная политика должна реализовываться и через местные региональные органы власти, через общественные объединения.
Сегодняшняя “точка кипения” нашего общества из-за катастрофически неудовлетворительной работы с мигрантами, вновь указывает на то, что до тех пор, пока в России опять не появится отдельное миграционное ведомство, так и будет это «дитя без глаза у семи нянек».
Работа Миграционных центров в регионах, где миграционная ситуация развивается активно — это необходимость. Поэтому задача создания таковых на основе государственно-частного партнерств было прописано в первой Концепции государственной миграционной политики, разработанной до 2025 года. Но в Дальневосточной столице, всегда привлекавшей наибольшее среди ДВ регионов количество трудовых мигрантов, нет такого центра. Где в одном месте комплексно решались бы все вопросы мигрантов, включая санитарный контроль. Всё это было во Владивостоке до 2016 года в Миграционном центре на ул. Командорской. Сейчас же, работа с мигрантами разбросана по районам города и края – отсюда и ослабление контроля за коррупцией и другие известные проблемы.
На автодорогах России насчитывается порядка 6 тыс. мостов в аварийном состоянии. Не менее 1/6 из этого количества относится к дорожной сети в Дальневосточном федеральном округе. EastRussia разбиралась, насколько регионы могут побороть эту проблему.
Справка:
Согласно данным Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами, ДФО лидирует среди остальных федеральных округов по количеству находящихся в аварийном и предаварийном состоянии капитальных мостов, путепроводов, эстакад на дорогах регионального значения. Таких на начало 2024 года насчитывалось 1520 сооружений. При этом 595 объектов находились в предаварийном, 925 – в аварийном состоянии.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги», завершающийся в 2024 году, не снял остроту проблемы состояния искусственных сооружений. Особенно это актуально для дорожной сети регионального подчинения. «В настоящее время к нам поступили материалы о состоянии мостов и путепроводов в 17 субъектах РФ. Эта информация позволяет сказать, что проблемных объектов большое количество», – констатировал на недавнем заседании рабочей группы по мониторингу реализации нацпроекта БКД заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации Александр Трембицкий.
В числе таких регионов – Приморье, где происходили происшествия с обрушением автодорожных сооружений. В крае только региональных мостов насчитывается 1620 единиц, основная масса которых построена в 1950-1970-х. Из них 459 – в аварийном и 636 – в неудовлетворительном состоянии.
На 44 объекта моста разработана документация, которая прошла экспертизу. Стоимость работ оценивается порядка 35 млрд руб., сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Алексей Игнатенко. При этом по искам прокуратуры надлежит реконструировать 260 сооружений, на сумму больше 100 млрд руб.
«Эти решения вступили в силу. Приморским краем выполняется, естественно в рамках бюджета, как реконструкция мостовых сооружений, так и ремонт. В текущем году у нас в реконструкции семь мостов и два путепровода, которые идут через Транссиб. Путепроводы дорогие: один стоит 1,2 млрд руб., второй – порядка 500 млн», – сообщил А. Игнатенко.
Проблему усугубляют частые циклоны. Почти каждый год край накрывают мощные тайфуны, смывающие мосты, разрушающие дорожное полотно. На это приходится изыскивать средства дополнительно. Дорожный краевой фонд в текущем году составляет порядка 25 млрд руб., и регион достигнет целевого показателя программы БКД – доведение доли автомобильных трасс регионального значения, отвечающих нормативным требованиям, выше 50%.
Между тем если темпы реконструкции мостов в Приморье останутся такими, как есть, вопрос с приведением всех объектов к нормативу растянется на многие десятки лет. «По всем программам, везде мы работаем, но привести всё в нормативное состояние без поддержки федерального центра не получится», – резюмирует приморский министр.
Регионы при получении средств по нацпроекту БКД вправе их тратить на автодороги или мосты. На практике выбор не прост. «Кто-то из субъектов говорит, давайте не будем эти деньги окрашивать, потому что у нас с мостами всё хорошо», – рассказывает начальник управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов.
Возникает ситуация, когда в регионе с мостовыми сооружениями обстоит тяжело, но и с автодорог финансы не перекинешь. Как отметил вице-премьер правительства Забайкальского края Алексей Гончаров, это правильно, когда субъект сам определяет, что ему именно ремонтировать и строить, однако денежные средства все равно ограничены. «Если мы деньги направляем на строительство моста, мы тогда не выполняем показатель по БКД. То есть наш нормативный показатель остается на том же уровне, а учитывая, что мосты есть достаточно протяженные и капиталоемкие, это требует достаточно огромного количества средств», – поясняет чиновник.
Кроме того, большой блок вопросов касается реконструкции аварийных сооружений, которые находятся на балансе муниципалитетов. Как правило, у них нет достаточных денег и специалистов даже для подготовки проектно-сметной документации.
В целом по стране на дорогах разного значения количество искусственных сооружений в аварийном состоянии оценивается порядка 6 тыс., информирует замдиректора департамента строительства правительства РФ Григорий Волков. В связи с этим одной из ключевых задач нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», стартующего в 2025 году, станет их замена и ремонт.
Представители регионов указывают на необходимость создания в рамках этого нацпроекта отдельной программы по приведению мостов и путепроводов в нормативное эксплуатационное состояние. С этим согласны в Росавтодоре. Как отмечают в ведомстве, по состоянию на 2023 год на сети автомобильных дорог регионального значения насчитывалось 35 тыс. мостов общей протяженностью 11,8 млн погонных метров. По данным диагностики, которые собраны в субъектах РФ, аварийных и предаварийных – почти 4,4 тыс. сооружений или примерно 13%. Требуемая сумма – порядка 400 млрд руб.
«Это тот блок задач, который мы видим первоочередным и когда обсуждаем с субъектами наличие отдельной программы. Здорово бы такую программу иметь», – пожелал Радик Фаразутдинов.
Пока что обеспечены финансированием 1,2 тыс. сооружений на 2025-2027 годы. Как известно, одним из приоритетов в дорожной политике станет развитие опорной сети дорог, к которой относятся региональные и межмуниципальные трассы. Сегодня в работоспособном состоянии находится чуть более 3 тыс. сооружений, относящихся к ней, или 55,4%. В предаварийном – 370 (6,8%), аварийном – 258 (4,7%). Но что вызывает отдельную тревогу, так это серьезное число неудовлетворительных сооружений – их насчитывается 1,8 тыс. (33,1%). «Это говорит о том, что ещё немножко и, если мер не принимать, достаточно большая доля мостов будет в критическом состоянии», – не исключает гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) Игорь Старыгин.
В 2024 году в рамках реализации нацпроекта БКД в нормативное состояние будут приведены 677 мостов и путепроводов. Если смотреть по цифрам, то проблема с аварийными и предаварийными объектами на опорной сети в ближайший период вполне решаема. «Но какой процент из этих мостов, которые сейчас в работе, в каком они состоянии находятся и где те приоритеты. Относятся ли они к аварийным и предаварийным или иным – к сожалению, не сегодня информации нет», – сетует И. Старыгин.
В этой связи РАДОР внёс свои предложения. Первое — при разработке и согласовании программ развития дорожной инфраструктуры в обязательном порядке нужно определять объекты, которые находятся в аварийном/предаварийном состоянии и уделять им первостепенное значение. Во-вторых, средства на приведение сооружений к нормативу должны выделяться в более ранние сроки (по опорной сети – к 2028 году) и в достаточном объёме.
При решении проблемы разумно применять дифференцированный поход, то есть упор делать на те территории, где обстановка с мостами наиболее сложная, как в ДФО, указывает эксперт. «Когда некоторые регионы говорят, что нет необходимости целевого финансирования по приведению мостов в нормативное состояние, у них, видимо, всё хорошо. Но точно так же в других регионах ситуация более критическая. С такими подходами выделять всем одинаково пропорционально не совсем верно», – рассуждает генеральный директор РАДОР.
С учетом масштаба проблемы решать её следует активнее. В этой связи Григорий Волков призвал профессиональное сообщество обратить внимание на упрощение требований к строительству мостовых сооружений: «При наличии типовых проектов застройщики готовы возводить такие объекты».
Стареющих объектов в стране столь много, что возможно стоит взять на вооружение китайский опыт в части перехода на новые конструкции мостов, оптимизируя строки модернизации или строительства, предлагает представитель Совфеда от Иркутской области Сергей Брилка.
«Может быть, увеличить пролетное строение этих мостов…Мы зачастую работаем максимум 24-метровыми пролетными строениями и начинаем в воде возводить опорные столбы и т.п. Может есть смысл подключить нашу науку? Сегодня есть примеры такого строительства, когда возводятся большие пролеты: опору с одной стороны возвели и с другой, затем надвинули [пролетные конструкции]. И всё значительно дешевле, быстрее, красивее. Нам китайцы это демонстрируют просто с термоядерной скоростью», – отметил он.
Ещё одна актуальная тема для Дальнего Востока в области дорожной политики – строительство транспортных развязок при пересечении железных дорог. Растущий объем перевозок по Восточному полигону приводит к длительному закрытию железнодорожных переездов, что негативно отражается на автомобильном движении.
«У нас в Забайкальском крае 173 населенных пункта перерезаны БАМом и Транссибом. К чему это приводит на сегодняшний день? Стопорится работа экстренных служб, происходят различные аварии. Тем более после реконструкции БАМа и Транссиба у нас количество пар поездов вырастет более чем в два раза. И эта ситуация усугубляется», – рассказал Алексей Гончаров.
К настоящему времени «Российскими железными дорогами» совместно с регионами, МВД и Минтрансом РФ определены переезды с высокоинтенсивным движением поездов и автотранспортных средств. Первоочередную необходимость в создании в стране развязок в разных уровнях монополия оценивает в 278 сооружений.
Что касается железных дорог Восточного полигона, то предлагается возвести 42 автомобильных путепровода. Это даст возможность закрыть 39 переездов, сообщил заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Сергей Антонов. В том числе 6 сооружений предполагается к вводу в Забайкалье, 9 – в Бурятии, 6 – в Амурской области, 10 – в Приморье, 9 – в Иркутской области, 2 – в Красноярском крае.
Все объекты капиталоемкие, и сакраментальный вопрос – из каких источников взять финансирование. Регионы, особенно с несбалансированным бюджетом, потянуть такие стройки самостоятельно не смогут, подчеркивает вице-премьер Забайкальского края. Потребность Забайкалья он оценивает в 12 путепроводов, на что нужно 9,5 млрд руб. «Понятно, что из средств краевого бюджета мы эту сумму не найдем. Мы уже в рамках специального казначейского кредита в этом году приступаем к строительству двух путепроводов в городской агломерации», – сказал Алексей Гончаров. Логичным шагом он видит разработку отдельной целевой программы с участием федерального бюджета.
В качестве одного вариантов финансирования одно время рассматривалась инвестпрограмма РЖД, даже звучали предложения отразить в проекте развития Восточного полигона затраты на путепроводы. Однако в монополии высказываются за иное решение: на финансирование строительства автодорожных путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей и автодорог целесообразно направлять бюджетные доходы от акцизов, уплаченных РЖД при закупке дизтоплива. В компании информируют, что прогнозный размер акцизов в цене закупаемого перевозчиком топлива в 2024-2025 годах превысит 50 млрд руб.
Между тем замена железнодорожных переездов (большинство из них обслуживает РЖД) на путепроводы может в будущем обернуться дополнительной нагрузкой для территорий. Часть действующих автомобильных путепроводов находится на балансе «Российских железных дорог», и компания в последнее время ведет кампанию по их передаче местным властям. Как правило, крупные субъекты не возражают против этого. Подписывается соответствующий договор, а если нужно привести объект в нормативное состояние, холдинг изыскивает на это средства, уточнил Сергей Антонов. Но немало сооружений расположено в небольших муниципальных образованиях. Муниципалы, ссылаясь на нехватку средств на содержание подобных объектов, принимать их отказываются.
Передача путепроводов муниципалитетам – вопрос спорный, считает Александр Трембицкий. «Понятно, что для РЖД – это непрофильный актив. С другой стороны, есть такие муниципальные образования, что “Российским железным дорогам” контролировать и содержать такой объект, отдельно взятый, гораздо проще в бюджетном плане, чем какому-то муниципалитету», – заключил сенатор.
На III Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске представители бизнеса и власти во время сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений» обсудили перспективы развития этой территории, заострив внимание на сроках создания погранперехода и транспортной инфраструктуры, а также на нерешённых вопросах с защитой острова от наводнений и остром дефиците туристических мощностей, который появится с ростом турпотока с китайской стороны.
Развитие острова Большой Уссурийский имеет свою долгую историю с большими ожиданиями и не увенчавшимися успехами. Однако события последних пяти лет ускорили интеграционные процессы России на Востоке, развитие о. Большой Уссурийский получило «новую жизнь».
В мае 2024 года, в ходе визита Президента РФ Владимира Путина в КНР, подписана единая концепция развития острова (документ не обнародован, сведения, содержащиеся в нём, имеют характер ограничительного распространения). Во время IX Восточного экономического форума Президент поставил задачу – запустить совместный с КНР проект в 2025 году. Однако, несмотря на высокий уровень контроля со стороны государства, а также международный характер, сохраняется неясность с развитием ключевых отраслей и сроками готовности запланированных проектов.
Для лучшего понимания вопроса и важности протекающих социальных, экономических и политических вопросов, необходимо обратиться к исторической справке, отражающей политический курс нашего государства «Поворот на Восток» и конкретные инициативы связанные с реализацией принципа «Один остров – две страны».
Историческая справка:
В 1860 году по итогам подписания между Российской и Цинской империями «Пекинского договора» установлена восточная граница между Россией и Китаем. В 1920-1930-е годы Большой Уссурийский вместе с соседним островом Тарабаровым и окружающими их мелкими островами использовали для защиты Дальневосточных рубежей СССР от расширяющегося в Маньчжурии военного присутствия милитаристской Японии.
4 октября 2008 года по окончании демаркации российско-китайской границы часть острова Большого Уссурийского был официально передан Китаю. Обе стороны полностью урегулировали все пограничные вопросы и перешли к двухстороннему сотрудничеству по развитию острова.
Концепции развития о. Большой Уссурийский
Первый проект развития о. Большой Уссурийский разработан в 2006 Санкт-Петербургским институтом урбанистики. Ключевые проекты этого плана: строительство транзитной автомобильной и железной дорог с западной стороны (через Большой Уссурийский остров). Сам остров предлагалось застроить одноэтажными зданиями (создать коттеджный поселок премиум сегмента), а также организовать зону объектов свободной торговли и высокотехнологичного производства.
В 2010 году Правительство Хабаровского края опубликовало Концепцию проекта «Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)». Новый документ предусматривал комплексный подход с проведением финансовой аналитики и детализации проектов. Концепция основывалась на 3 этапах: создание деловой, рекреационной и жилой зоны. Ключевыми проектами плана являлись: конноспортивный клуб, парк аттракционов с возрастными зонами, этнографические и национальные деревни, гостиничный комплекс, торгово-развлекательный и культурный центр, логистический центр, бизнес–центр, Восточноазиатский центр делового сотрудничества.
Китайская часть острова и близлежащие к нему территории постепенно развивались, реализуя туристические и экологические проекты. К 2013 г. был построен туристический комплекс «Восточный полюс Китая» знаменующий тот факт, что остров считается самой восточной точкой КНР. В комплекс вошли «Площадь Солнца», гостиница, «этнографическая деревня», в которую специально переселили несколько нанайских семей. В 2017 году на китайской части Большого Уссурийского создан Хэйлунцзянский национальный природный заповедник «Хэйсяцзыдао», который, согласно китайским источникам, посетило уже свыше 6 млн. туристов.
На III Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске представители бизнеса и власти во время сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений» обсудили перспективы развития этой территории.
И.о. министра экономического развития Хабаровского края Валентина Филоненко отметила:
«В прошлом году в Шанхае, в ходе заседания рабочей российско-китайской группы были утверждены координаты размещения пунктов пропуска на российской и китайской стороне.
Что касается Российской части острова, с точки зрения государственных инвестиций работа разбита на три блока: 1) непосредственно строительство подъездной автодороги к пункту пропуска от моста через амурскую протоку 2) строительство инфраструктуры включающее в себя создание насыпной площадки и проектирование пункта пропуска 3) возведение непосредственно самого пункта пропуска».
В первую очередь государственная повестка рассматривает открытие пункта пропуска и создание транспортной инфраструктуры, а затем уже развитие рекреационной составляющей острова. При этом Валентина Филоненко опровергла информацию о поступлении 500 миллионов рублей на строительство подъездной дороги к пункту пропуска — ранее информация о первом транше публиковалась в СМИ. Она уточнила: «Выделение денежных средств на строительство пункта пропуска заложено в национальный проект "Транспорт" на период 2025-2030 года. С учётом бюрократических издержек, физическое строительство первого этапа (дороги) запланировано на апрель-май 2025 года».
В дальнейшем, информация по строительству дороги уточнилась в ходе совещания губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина с главой с Роставтодора Романом Новиковым в г. Москве. В ходе совещания стало известно, что проект подъездной дороги в 4,15 км уже прошёл госэкспертизу, а строительство будет осуществлять федеральное дорожное агентство Росавтодор. По предварительным оценкам, грузооборот через пункт пропуска оценивается в 1,3 млн. тонн, а турпоток – от 1,5 до 2 млн человек в год. При этом по оценкам экспертов, пропускная способность моста, связывающего Большой Уссурийский с материковой частью РФ, составит до 500 автотранспортных средств в сутки.
«Мы понимаем, что часть груза, скорее всего, будет идти в транзит, но часть будет оставаться в Хабаровском крае, в самом Хабаровске, — указал Максим Кузема, председатель ассоциации «Национальная Ассоциация Грузоперевозчиков», — и этот груз нужно будет обрабатывать. Поэтому на сегодняшний момент уже сейчас нужно подумать о том, чтобы распределить грамотно транспортные потоки по Хабаровску, по краю, и подготовить складскую, транспортную инфраструктуру, чтобы этот груз у нас здесь не устроил коллапс».
О развитии инфраструктуры на территории о. Большой Уссурийский, а также экономических проектах рассказал и.о. директора «КРДВ Хабаровск» Иван Середин:
«В этом году, в ходе прибытия в Хабаровский край министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, состоялось совещание с заинтересованными лицами. На повестке совещания, были выдвинуты задачи по разработке мастер-плана развития о. Большой Уссурийский, создание ТОР на территории острова. Разработку мастер-план осуществит консалтинговая компания “Стрелка”. Планируется, что в 2025 году он будет выведен на утверждение. Документ предусматривает создание парка дружбы, строительство логистического центра, зоны конгрессно-выставочной деятельности, а также зоны дьюти-фри.
Что же касается создания ТОР на острове, мы уже вышли на этап согласования проекта с Правительством РФ. Скорее всего, под ТОР подпадет не только территория о. Большой Уссурийский, но и прилегающие к нему территории»
С учётом имеющихся намерений и предложенных инициатив, без ответа остаются критично важные вопросы.
Во-первых, соотношение реальных сроков открытия пункта пропуска с нашей и китайской стороны. Что касается российской части острова, то на текущий момент известно, что проект Минтранса РФ предусматривает ввод в эксплуатацию погранперехода в 2029 году. В свою очередь, Президентом РФ стоит задача открыть пункт пропуска к 2026-2027 году. В свою очередь, китайская сторона заявляет, что на их территории пункт пропуска появится в 2026 году и физически они уже приступают к его строительству в апреле-мае 2025 года. При этом в интервью EastRussia министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков обозначил, что погранпереход должен заработать в 2026 году.
Во-вторых, сохраняется неопределённость в части создание условий для участия бизнеса в развитии острова, с учётом его возможных подтоплений. На сегодняшний день на территории острова Большой Уссурийский неподтопляемыми считаются территория бывшего военного городка и часть сельскохозяйственной территории. Ранее рассматривался вопрос о строительстве дамбы, однако из-за высокой стоимости от проекта отказались. Председатель межрегионального отделения объединения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось отметил:
«Если не фантазировать сейчас, что мы за три года решим вопрос с подъёмом уровня основной территории острова или с гидрозащитой, исключающей её подтопление, то, наверное, самое логичное решение — это вынос основных логистических мощностей на территорию коренного берега, то есть на “материковую” часть». Пока что, в проекте развития острова планируется обеспечить защиту от подтоплений только территорию пограничного пункта пропуска.
В-третьих, спикеры отметили неготовность инфраструктуры Хабаровского края к существенному увеличению товарного и туристического потоков, прогнозируемых с запуском погранперехода. Вопрос требует глубокого анализа, ведь речь идёт не только о создании логистических центров и обеспечении номерного фонда, но и подготовке кадров во всех отраслях.
Важный аспект, на котором заострили внимание участники сессии — соотношение грузового потока через остров, с позицией КНР по использованию китайской части острова в качестве заповедника с фокусом на экологическом туризме. С учётом перехода политики КНР к восстановлению экологии на территории страны, насколько будет готов Китай к загрузке нового пункта пропуска грузовыми и товарными потоками.
«Территория китайской части острова развивается как парк водно-болотистых угодий, потому что они помогают сохранять самое большое разнообразие пернатых. Чтобы сохранить эту экосреду власти КНР делают упор на безуглеродное, максимально щадящее для природы освоение острова», — отметила Валентина Филоненко.
В целом же современный подход государственных органов и бизнес среды к развитию острова сохранил многие элементы предыдущих планов и проектов. С учётом важности реализации данного проекта, а также его контроля на высоком уровне и межгосударственного характера, с уверенностью можно говорить, что Большой Уссурийский наконец-то получит свое долгожданное развитие.
Во время XIV Всероссийского съезда востоковедов, который прошел во Владивостоке, ведущие ученые этой научной отрасли выступили с лекциями перед студентами ДВФУ. В кооперации с пресс-службой университета EastRussia удалось расспросить доктора исторических наук, заместителя директора по научной работе Института востоковедения РАН (Москва) Валентина Головачева о роли востоковедения в происходящем процессе поворота России на Восток.
— Валентин Цуньлиевич, какие основные вызовы стоят перед современным востоковедением, китаеведением и что нужно сделать, чтобы их преодолеть?
— В плане функциональном – как сделать свою профессиональную работу по-настоящему нужной, отвечающей требованиям времени, востребованной и эффективной. В материальном плане основным вызовом остается недофинансирование, из-за чего ученые и преподаватели вузов вынуждены размениваться на подработки и отвлекаться от основной работы, требующей максимальной сосредоточенности и творческих усилий. Основным вызовом постсоветского периода остаются и кадры, то есть подготовка молодых специалистов и обеспечение должной преемственности между поколениями профессиональных востоковедов.
— И как преодолеть эти вызовы?
— Конечно, для этого надо усиливать государственную поддержку, разрабатывать новые действенные стратегии развития востоковедения и китаеведения. Нужно повышать авторитет преподавателей и улучшать условия их работы в вузах. Нужно возрождать и совершенствовать лучший опыт организации базового образования в вузах и расширять возможности для регулярных стажировок в изучаемых странах, привлекать молодежь в науку. От всех этих мер прямо зависит успех решения тех задач, которые стоят сегодня перед востоковедами.
— Что дает взаимодействие с зарубежными партнерами? Это «калибровка стандартов», это больше обмен опытом, или что-то еще?
— «Калибровка стандартов» или «сверка часов» позволяет обмениваться лучшим опытом и говорить с зарубежными коллегами на одном языке. Хотя у нас могут быть разные подходы и разные взгляды, мы должны уметь понимать друг друга и договариваться друг с другом. Лишь в этом случае может возникнуть эффект синергии, позволяющий синтезировать усилия всех сторон и решать общие проблемы гораздо более эффективно.
— С учетом нынешнего разворота России на Восток, какие отрасли видятся наиболее перспективными именно в востоковедении? Что в приоритете — экономика, политика, культура? И в части географии — фокус на Китай и Японию или какие-то другие ключевые страны?
— Настоящие востоковеды всегда «повернуты» на Восток, потому что это их судьба, это их жизнь и работа. Никуда им разворачиваться не нужно, просто нужны нормальные условия для профессиональной работы. Кроме того, мы живем в эпоху глобализации, когда уже исчезает любое искусственное противопоставление Востока и Запада. Сегодня Запад содержит в себе Восток, а Восток содержит в себе Запад. Они взаимодействуют и соприсутствуют друг в друге. Так называемые «люди Востока» и «люди Запада» живут теперь по всему миру, которому остается лишь одна возможность – развернуться лицом к самуму себе. Для России «поворот на Восток» тоже предполагает новый взгляд и на внешний мир, и на самих себя глазами друзей и партнеров. Реализация таких подходов невозможна без участия востоковедов. Что касается географии, то фокусы могут быть разными, но все страны – в том числе и Китай, и Япония — являются по-своему ключевыми.
— Какие именно отрасли сейчас особенно актуальны?
— Экономика, политика и культура – все это неотъемлемые стороны нашей жизни, которые одинаково приоритетны, а внимание к ним должно находиться в гармоничном балансе. Культура в широком смысле включает в себя и экономику, и политику. Поэтому знание культуры — это «волшебный ключ», который помогает решать любые проблемы. Безусловно, нам нужны востоковеды, имеющие компетенции в специальных областях знания, таких как право, экономика, финансы и так далее. К овладению этими специальностями можно идти через освоение «микро-компетенций», цель которых — выработать навыки овладения любыми компетенциями. Ведь хороший востоковед не должен быть «узким специалистом». Он должен быть многогранным, иметь способность адаптироваться и овладевать любыми компетенциями в нужное время, в нужном месте.
— Как по-вашему, что проще — востоковеду освоить финансы, право, политику и другие аспекты, или же политику, финансисту или правоведу проще освоить восточный язык и погрузиться в восточный менталитет?
— Думаю, оба пути одинаково трудны, потому что любой человек может стать профессионалом лишь в том случае, если посвящает своему делу всю жизнь. Чтобы стать хорошим востоковедом, нужно потратить на это свою жизнь. Чтобы стать хорошим экономистом или юристом, тоже нужно потратить на это всю жизнь. «Синтезировать» востоковедение с иными специальностями жизненно необходимо. Каждый путь к этому по-своему труден, поэтому не стоит противопоставлять их вообще. Я уверен, что хороший экономист вполне может стать хорошим востоковедом, и наоборот. У нас есть успешные востоковеды, имеющие специальности и ученые степени экономистов, юристов и даже биологов. А один коллега, уже будучи дважды доктором наук в области истории и политологии, готовится защитить третью докторскую диссертацию в области права. По-моему, это замечательный пример профессиональной универсальности! К этому нужно стремиться всем. Я тоже стремлюсь, по мере возможности, расширять свои профессиональные горизонты, хотя многого пока еще не достиг.
— Какие регионы наиболее перспективны сейчас в плане изучения? И можно ли вообще говорить о том, что есть более перспективные регионы на Востоке, а есть менее перспективные?
— Я уже сказал, что пространство со-развития охватывает сегодня весь мир. В последние десятилетия наибольшим спросом пользуется все, что связано с так называемым «китайским миром», который тоже стал теперь уже глобальным: китайские автомобили (кстати, очень хорошие) заполонили российские дороги и все быстрее завоевывают весь мир, как и всевозможные китайские гаджеты. Поэтому я думаю, что мы живем в таком глобальном мире, где потенциально перспективны все регионы.
— Сближение России и Китая, которое мы сейчас наблюдаем, дало что-то нашей науке? Появились ли новые источники литературы или возможность пользоваться недоступными ранее архивами?
— Конечно, у нас появились огромные новые возможности: во-первых, контактов с нашими коллегами, во-вторых, работы с архивами и доступа к научной литературе. Сегодня мы можем дистанционно и бесплатно или почти бесплатно пользоваться огромнейшими цифровыми базами научных данных, созданными в Китае. Китайцы в этом плане опережают нас, так как последовательно вкладывают в науку огромные средства. С другой стороны, имеются и барьеры, потому что не все документы и материалы архивов доступны для зарубежных ученых в Китае. И наши российские архивы тоже не всегда доступны для зарубежных коллег. Но есть и немало примеров успешного двустороннего сотрудничества, основанного на двустороннем информационном обмене.
— Всероссийский съезд востоковедов впервые за всю его историю — с 1997 года — проходит во Владивостоке. Это говорит о том, что Россия действительно развернулась на Восток? Ведь где, как не во Владивостоке, на Камчатке или на Сахалине проводить съезды востоковедов?
— Конечно, это важное событие и важный признак общего разворота на Восток. В целом XIV съезд востоковедов России подготовлен и проводится во Владивостоке на великолепном уровне! История общества востоковедов России началась не в 1997 году – оно было создано в 1900 году и воссоздано Е.М. Примаковым в 1979 году. Но этот съезд действительно проходит во Владивостоке впервые. Коллегам из западных районов нашей страны гораздо труднее доехать до Владивостока, но зато сюда удобно добираться из востоковедных центров Сибири и Дальнего Востока – Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Читы, Благовещенска и Хабаровска. Думаю, что мы идем в правильном направлении, а первый съезд во Владивостоке свидетельствует и о растущем внимании к Востоку, и о готовности востоковедов нашей страны поддержать развитие востоковедения на Дальнем Востоке. Я убежден и надеюсь, что это первый, но далеко не последний съезд востоковедов во Владивостоке, что такие встречи будут снова проводиться и во Владивостоке, и в Хабаровске.
— Какую роль ДВФУ вы видите в этом процессе — в становлении востоковедения в том русле, которое сегодня так требуется России?
— ДВФУ может и должен играть ключевую роль. Мне кажется, что сегодня нашему университету (это, кстати, и моя Alma Mater) необходимо активнее усиливать связи с академической наукой, с Российской академией наук, в том числе и с Институтом востоковедения РАН, где я сегодня работаю. Наш институт уже второй год успешно сотрудничает в рамках проекта «Приоритет-2030» с МГИМО(у). Мы очень надеемся развивать подобное сотрудничество и с другими вузами, например, с ДВФУ!
— Вы говорите про науку, но государство хочет видеть прикладные решения: если это научные исследования, то они должны приносить практическую пользу и их можно было оперативно внедрить в бизнес-среду…
— Одной оперативности мало. У государства есть интересы краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. И эти интересы требуют четкой координации. Нельзя никоим образом продвигать прикладные исследования в ущерб фундаментальным исследованиям, так как прикладные исследования произрастают из фундаментальных. Бизнес может определять оперативную научную повестку, но наука может определять перспективы бизнеса на десятилетия вперед. В случае востоковедения мы обычно говорим не про фундаментальные, а про «классические» исследования, которые, даже если это не всем очевидно, исключительно важны и для бизнеса, который приходится вести в специфичной «восточной» среде. Все это мы очень хорошо видим на примере Китая, где современное руководство активно использует традиции, постоянно цитирует китайских классиков, обращается к примерам из древней китайской истории. Чтобы адекватно понимать смыслы, намерения и цели китайских партнеров, мы тоже должны хорошо знать и понимать китайскую историю и культуру. Такой подход необходим и для «поворота» России в отношении всех стран и регионов Востока.