Девять предприятий Приморья, которые занимаются строительством и ремонтом судов, а также производством сопутствующих компонентов и оборудования, станут участниками судостроительного кластера на юге региона.
Как рассказали EastRussia в правительстве регоина, среди таких предприятий ССК «Звезда», «Кораблестроение и композиты», Дальзавод, Славянский СРЗ, Приморский металлургический завод, «ВРК Сапфир», завод «Варяг», «Дальприбор», и «Бриз ПАМП». Предполагается, что количество участников кластера будет увеличиваться, что в свою очередь способствует развитию сотрудничества между компаниями и увеличению объемов производства отечественной продукции.
Объединение предприятий в кластер позволит создать локальную технологическую сеть, которая обеспечит эффективную реализацию их продукции. Для судостроительных компаний присоединение к такому кластеру и его включение в реестр Минпромторга откроет доступ к различным государственным мерам поддержки, таким как льготные займы, снижение страховых взносов, налоговое и таможенное облегчение, а также субсидии на частичное возмещение затрат при осуществлении совместных проектов. Кроме того, они смогут получить компенсацию до 50% расходов на сумму до 150 млн рублей на приобретение первых партий отечественных комплектующих, произведенных участниками этого объединения.
Управляющей компанией предложено назначить «Промышленный парк Большой Камень». Представители Корпорации развития Приморского края подчеркнули, что у них уже есть опыт в создании подобных промышленных объединений, и теперь они планируют применить его в судостроительной сфере.
В регионах Дальнего Востока за одиннадцать месяцев 2023 г. был зафиксирован рост объема строительных работ (на 1,6% по округу). Лидерами по динамике (Таблица 1) стали Чукотский АО (рост более чем в два с половиной раза), Магаданская область (рост на 70,8%), Хабаровский край (рост на 48,1%). При этом показатели в данных регионах были обусловлены в первую очередь промышленным и инфраструктурным строительством. В денежном эквиваленте лидирующие позиции по объемам строительных работ в ДФО (Таблица 2) занимают Амурская область, Иркутская область, Якутия, Хабаровский и Приморский края.
В сфере жилищного строительства (Таблица 3) наибольший рост в январе-ноябре минувшего года наблюдался в Бурятии (+32,6%), Чукотском АО (+29,7%), Хабаровском крае (+26,8%) и Амурской области (+26%). По количеству квадратных метров введенного жилья в январе-июле 2023 г. (Таблица 4) наибольшие объемы сданы в Иркутской области (420,1 тыс. кв. м), Приморском крае (261,8 тыс. кв. м), Якутии (189 тыс. кв. м), Хабаровском крае (148,3 тыс. кв. м), Сахалинской области (145 тыс. кв. м).
В сентябре вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев поручил Минстрою и Минвостокразвития проработать дополнительные меры по стимулированию строительства на Дальнем Востоке, в связи с тем, что в настоящее время существенных временных затрат требует получение разрешения на строительство и оформление документации. Тем не менее в минувшем году уже отмечалось сокращение сроков получения разрешений на строительство. В среднем по ДФО срок сократился на 9 дней – до 74 дней (в среднем по РФ – до 78 дней). Быстрее всего получить разрешение можно в Магаданской области – 47 дней, дольше всего процесс занимает в Хабаровском крае (113 дней).
Также сократились сроки подключения объектов к электросетям. В среднем по Дальнему Востоку они сократились на четыре дня – до 57 дней (в среднем по России – до 64 дней). По данному показателю лидирует Сахалинская область, где процесс занимает 31 день, тогда как самое длительное подключение наблюдается в Еврейской АО – 118 дней. Общий срок получения в аренду земельного участка по Дальнему Востоку сократился на 25 дней – до 45 дней (в среднем по стране – тоже составляет 45 дней), срок постановки на кадастровый учет в ДФО уменьшился на пять дней – до 25 дней (в среднем РФ – также 25 дней). Меньше всего времени занимает процесс получения земельного участка в аренду и постановки на кадастровый учет в Амурской области – 25 дней на оформление аренды и 16 дней на постановку на кадастровый учет.
Напомним, что одной из мер поддержки строительства доступного жилья в ДФО стала программа «Дальневосточный квартал». Компания ООО «СЗ Дальневосточный» (совместное предприятие девелоперских компаний DARS ульяновского предпринимателя Д.Рябова[1] (51%) и UNIKEY (49%)) в декабре минувшего года стала победителем конкурса на выбор застройщика в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Хабаровске. Объект предполагается возвести в Железнодорожном районе города, на улице Аэродромная, на месте бывшего аэродрома ДОСААФ, который в 2022 г. было решено перенести. До 2033 г. предполагается поэтапно возвести более 250 тыс. кв. м жилья, из которых не менее 20% от общей площади квартир будет предоставлено к выкупу для социальных нужд. Ввод в эксплуатацию первой очереди строительства в объеме не менее 50 тыс. кв. м намечен на конец 2026 г.
Новый жилой квартал рассчитан на проживание около 10 тыс. человек, кроме того, проект предполагает обустройство 5 тыс. машиномест. Помимо того, запланировано строительство социальной инфраструктуры – трех детских садов на 800 мест и школы на 1,2 тыс. учеников. В строительство жилого комплекса планируется инвестировать около 30 млрд рублей.
Екатеринбургская компания «TEN Девелопмент» С.Трофимова в декабре 2023 г. приступила к строительству жилого комплекса «Экополис» в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Хабаровске (Индустриальный район, в южной части города). На территории в 11 га предполагается возвести 170 тыс. кв. м жилья. Проект жилого комплекса включает пять очередей со строительством жилых домов высотностью до 25 этажей. В рамках шестой очереди будет возведен детский сад.
Также КРДВ и ООО «СЗ «Проект-Страна-3» (входит в ГК «Самолет»[2]) подписали в сентябре минувшего года на ВЭФ соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству жилья в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Сахалинской области – в ТОР «Южная», в городе Корсаков. Объем инвестиций в проект составит 65 млрд 822 млн рублей. Сроки реализации проекта – 2023-46 гг. Общая площадь жилья должна достичь 460 тыс. кв. м. Также инвестор намерен построить шесть детских садов, две среднеобразовательные школы, новые объекты торговли и обслуживания, десять многоуровневых паркингов, детские и спортивные придомовые площадки, проложить сеть велодорожек и прогулочных пешеходных зон.
Предполагается развивать в ДФО строительство арендного жилья. В минувшем году программа «Доступное арендное жилье» заработала в двух регионах Дальневосточного ФО – в Приморском крае (Владивосток) и в Чукотском АО (Анадырь). Во Владивостоке первые арендные квартиры появились в жилом комплексе «Айвазовский» (микрорайон Патрокл). Застройщиком выступает краснодарская ГК «Девелопмент-Юг». В данном ЖК планируется заселить 42 арендные квартиры. В Анадыре готовы к заселению 40 арендных квартир в ЖК «Ягодный» (застройщик – анадырская компания «Темп»).
Арендное жилье на льготных условиях предполагается предоставлять молодым специалистам в возрасте до 35 лет, сотрудникам предприятий оборонно-промышленного комплекса, военнослужащим. Стоимость льготной аренды во Владивостоке должна составить 9 тыс. рублей в месяц (при рыночной ставке 45 тыс. рублей), в Анадыре – 15 тыс. рублей (при рыночной ставке 46 тыс. рублей). Строительство льготного арендного жилья в регионах финансирует ДОМ.РФ, на эти цели в 2023 г. было направлено 30 млрд рублей. Объем финансирования из федерального бюджета составляет 87 млрд рублей.
Напомним, что в целом в ДФО предполагается построить 10 тыс. новых арендных квартир. При этом в Минвостокразвития сообщают о рассмотрении возможности выкупа арендного жилья по прошествии десяти лет (после завершения программы).
Новые жилые комплексы в регионах возводятся с привлечением кредитного финансирования, новые соглашения были подписаны осенью минувшего года. Банк ДОМ.РФ откроет для группы компаний «РИА» (принадлежит правительству Якутии) кредитную линию с лимитом 37,8 млрд рублей для строительства микрорайона «Спортивный» в Якутске. Общая площадь микрорайона должна составить 497 тыс. кв. м. Ввод в эксплуатацию первой очереди намечен на четвертый квартал 2025 г., а полностью реализовать проект предполагается к 2035 г. Застройщик приступил к возведению первого 12-этажного дома в августе 2023 г. Соглашение с банком предусматривает финансирование строительства 46 многоквартирных домов, в том числе для расселения из ветхого жилья. В настоящее время на застраиваемой территории расположен 161 многоквартирный дом, дома подлежат расселению и сносу (155 домов признаны аварийными). На проектируемой территории также запланировано возведение детского сада, двух школ, многофункционального спортивного комплекса, отеля и теплого гаражного комплекса.
Еще один жилой комплекс в Якутске предполагается возвести в рамках ТОР на территории Якутского речного порта. Застройщиком выступит ООО «Специализированный застройщик «Речной порт «Якутск», подписавшее соглашение с КРДВ. Общий объем инвестиций должен составить 53 млрд рублей. Общая жилая площадь в новом микрорайоне составит 363 тыс. кв. м.
ВТБ также профинансирует ряд проектов в ДФО. Соглашения с застройщиками были подписаны в сентябре 2023 г. на ВЭФ. Банк представит ООО «Специализированный застройщик «Олимп-Камчатка»[3] (резидент ТОР «Камчатка») финансирование объемом 5,7 млрд рублей для строительства жилого комплекса в Петропавловске-Камчатском. Девелопер рассчитывает возвести с привлечением кредитных средств более 100 тыс. кв. м жилья. Одним из первых проектов должен стать ЖК «Олимп» на территории в 8 га. Он предполагает возведение девяти 16-этажных домов на 1,5 тыс. квартир общей площадью 104 тыс. кв. м с подземным паркингом. Сдача комплекса в эксплуатацию намечена на первый квартал 2028 г.
Кредитная линия ВТБ с лимитом 3,8 млрд рублей будет открыта специализированному застройщику «УНР 2020» (группа компаний «Патрокл», один из крупных застройщиков Приморского края, связанный с экс-губернатором региона С.Дарькиным) для строительства жилого комплекса во Владивостоке. На берегу Амурского залива предполагается возведение комплекса из двух 25-этажных домов. Жилой комплекс общей площадью 35 тыс. кв. м рассчитан на 620 квартир. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на второй квартал 2027 г.
Финансирование ВТБ получит проект девелоперской компании Unikey (ГК «Руал», Казань[4]) по строительству жилищного комплекса бизнес-класса в Хабаровском крае. Жилой квартал площадью 20 тыс. кв. м в историческом центре Хабаровска планируется сдать в эксплуатацию в третьем квартале 2026 г. Застройщик уже запустил в Хабаровске три проекта – ЖК «Начало», квартал Stories, квартал Green. Кроме того, Unikey планирует в 2024 г. запустить проекты во Владивостоке и Биробиджане (соглашения были подписаны на ПМЭФ в 2023 г.).
Также ВТБ финансирует строительство второй очереди жилого комплекса «Горизонт» в Южно-Сахалинске (в юго-восточной части города, между планировочным районом Хомутово вблизи аэропорта Южно-Сахалинска и селом Лиственничное). Финансирование в размере 4,2 млрд рублей предоставлено АО «Сахалинское ипотечное агентство» (принадлежит правительству Сахалинской области). Общий бюджет строительства составляет 6,1 млрд рублей. Первая очередь жилого комплекса была сдана в ноябре 2023 г., вторая очередь планируется к сдаче в 2025 г. Первая очередь включала строительство 20 четырехэтажных домов площадью 63 тыс. кв. м, двух детских садов на 240 мест каждый, школы на 550 мест. В рамках второй очереди будет построено 15 жилых домов общей площадью 58,4 тыс. кв. м. Предполагается, что после реализации двух очередей в жилом комплексе будут проживать более 1,6 тыс. семей.
Компании, реализующие новые девелоперские проекты, становятся резидентами преференциальных режимов. В частности, в сентябре правительство РФ расширило границы ТОР «Якутия». Режим ТОР был распространен на проект поэтапной комплексной застройки квартала «Воинская часть» (на территории бывшей военной части[5]) в микрорайоне «Звездный» (Якутск). В данный проект предполагается инвестировать 14,63 млрд рублей и завершить его в 2028 г. Застройщиком выступит уже упомянутая выше компания «РИА», заключившая на ВЭФ соглашение о сотрудничестве с КРДВ. В микрорайоне «Звездный» на территории 68,5 га планируется построить 30 многоквартирных домов высотностью от 2 до 8 этажей и общей площадью 263 тыс. кв. м. В данном микрорайоне намечено строительство двух детских садов на 630 воспитанников, двух школ на 1 980 учащихся, поликлиники на 600 посетителей, крытого катка с многофункциональным спортивным залом. Также в рамках ТОР в Якутске планируется построить и запустить в 2027 г. проектно-производственный домостроительный комбинат. Объем инвестиций оценивается в более чем 1,2 млрд рублей.
Кроме того, в сентябре 2023 г. статус резидента СПВ получила строительная компания «Горшкова 24», входящая в состав ГК ФСК «Регион» В.Воронина. Компания выступает специализированным застройщиком ЖК «Флагман» во Владивостоке (микрорайон Снеговая Падь). Объем инвестиций в проект превышает 4 млрд рублей. Строительство семи высотных жилых корпусов планируется реализовать в три очереди в 2023-29 гг. В настоящее время ведутся строительно-монтажные работы в рамках первой очереди.
Программа «Дальневосточная ипотека» также направлена на увеличение объемов строительства жилья. В программу предполагается внести изменения. По итогам прошедшего в сентябре Восточного экономического форума президент РФ В.Путин поручил увеличить размер максимального кредита в рамках «Дальневосточной ипотеки» с 6 млн до 9 млн рублей. Кроме того, поручено расширить ее на всех работников оборонно-промышленного комплекса (независимо от возраста и семейного положения).
Напомним, что изначально программа была доступна молодым семьям (где оба супруга не старше 35 лет), а также гражданам не старше 35 лет с детьми в возрасте до 18 лет (включительно). В июне 2022 г. правительство распространило действие программы на медиков и учителей, проработавших на Дальнем Востоке не менее пяти лет (вне зависимости от возраста и семейного положения). Кроме того, в ноябре 2023 г. действие «Дальневосточной ипотеки» было также распространено на Арктическую зону РФ (программа стала называться «Дальневосточная и арктическая ипотека»).
Новые производства строительных материалов в регионах тоже пользуются федеральными и региональными мерами поддержки. Так, резидент СПВ ООО «Дальневосточный завод инновационных энергоэффективных материалов»[6] (ДВЗИЭМ, Владивосток) планирует инвестировать свыше 350 млн рублей в организацию производства строительных плит из силиката кальция, стекломагнезитового листа и фиброцементной плиты на территории приморского промышленного парка «Большой Камень». Соответствующее соглашение инвестор заключил с управляющей компанией промпарка на ВЭФ осенью минувшего года. Объем производства должен составить до 800 тыс. кв. м готовых изделий в год.
ООО «Домостроительная компания» в декабре получило статус резидента СПВ с проектом по производству домокомплектов из бетонных панелей для индивидуального жилищного строительства в городе Спасске-Дальнем Приморского края. Проект предполагается запустить в 2024 г. В год инвестор намерен выпускать 110 домокомплектов. Объем инвестиций составит 113 млн рублей. Еще один резидент СПВ в Приморье (г. Артём), компания ООО «ОК Сити ДВ» рассчитывает запустить производство оконных и дверных конструкций из ПВХ и алюминия мощностью до 27 тыс. стеклопакетов ежемесячно.
Наконец, в конце декабря наблюдательный совет Фонда развития промышленности Иркутской области одобрил льготный заем в размере 15,3 млн рублей[7] (на пять лет) производственно-коммерческому предприятию «Горная компания» (г. Слюдянка) на приобретение оборудования для измельчения мрамора и выпуска микрокальцита мелкой фракции. Предприятие занимается выпуском микрокальцита - порошка из мрамора, который используется для производства сухих строительных смесей. Микрокальцит самых мелких фракций применяется для производства красок и пластика.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-ноябрь 2023 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
107,8 |
Сибирский федеральный округ |
101,6 |
Иркутская область |
95,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
121,6 |
Чукотский авт. округ |
259,4 |
Магаданская область |
170,8 |
Хабаровский край |
148,1 |
Еврейская авт. область |
130,3 |
Амурская область |
126,9 |
Республика Саха (Якутия) |
121,1 |
Забайкальский край |
116,4 |
Приморский край |
111,4 |
Сахалинская область |
100,9 |
Республика Бурятия |
94,0 |
Камчатский край |
76,6 |
Таблица 2. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-ноябрь 2023 года, млн рублей.
Регион |
Сумма |
Российская Федерация |
12 638 958,4 |
Сибирский федеральный округ |
1 371 339,7 |
Иркутская область |
268 797,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
1 156 466,8 |
Амурская область |
288 644,7 |
Республика Саха (Якутия) |
231 634,3 |
Хабаровский край |
158 843 |
Приморский край |
146 360,2 |
Сахалинская область |
93 839,6 |
Забайкальский край |
64 607,9 |
Республика Бурятия |
56 256,7 |
Магаданская область |
41 744,1 |
Камчатский край |
30 699,5 |
Чукотский авт. округ |
24 418,2 |
Еврейская авт. область |
19 418,6 |
Таблица 3. Строительство жилых домов (с учетом домов на участках для ведения садоводства), январь-ноябрь 2023 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,0 |
Сибирский федеральный округ |
110,6 |
Иркутская область |
111,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
118,8 |
Республика Бурятия |
132,6 |
Чукотский авт. округ |
129,7 |
Хабаровский край |
126,8 |
Амурская область |
126,0 |
Магаданская область |
121,4 |
Приморский край |
118,6 |
Забайкальский край |
115,1 |
Камчатский край |
112,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Сахалинская область |
110,6 |
Еврейская авт. область |
90,7 |
Таблица 4. Строительство жилых домов (с учетом домов на участках для ведения садоводства), январь-июль 2023 г., тыс. кв. м общей площади жилых помещений.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация, млн. кв. м |
36,3 |
Сибирский федеральный округ |
3 019,4 |
Иркутская область |
420,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
998,7 |
Приморский край |
261,8 |
Республика Саха (Якутия) |
189,0 |
Хабаровский край |
148,3 |
Сахалинская область |
145,0 |
Республика Бурятия |
103,0 |
Забайкальский край |
81,7 |
Амурская область |
39,5 |
Еврейская авт. область |
17,0 |
Камчатский край |
11,3 |
Магаданская область |
2,1 |
Чукотский авт. округ |
- |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Являлся генеральным директором Корпорации развития Ульяновской области (с 2009 г.), считается одним из наиболее состоятельных предпринимателей данного региона. Прежде работал в ульяновском правительстве – был министром инвестиций и внешних связей, заместителем председателя областного правительства (при экс-губернаторе С.Морозове).
[2] Акционеры – экс-миноритарий «Русской аквакультуры» М.Кенин, П.Голубков, совладельцем одной из компаний группы («Самолет две столицы») является М.Воробьев – брат губернатора Московской области А.Воробьева. По этой причине холдинг принято связывать с именем подмосковного губернатора и его окружения.
[3] Учредитель – камчатский предприниматель И.Редькин.
[4] Принадлежит татарстанскому предпринимателю, депутату совета Мамадышского муниципального округа республики Р.Баязитову и депутату Госсовета Татарстана А.Хабибуллину.
[5] После расформирования воинской части земельный участок площадью 68,5 га был передан в республиканскую собственность.
[6] Владелец – З.Головина.
[7] Ставка составит 1% на первые три года и 3% - на оставшиеся два года.
В Хабаровском крае продолжается строительный бум – к 2026 в регионе должны довести количество ежегодно сдаваемых квадратных метров жилья до миллиона. В этом году ожидают сдачу 450 тысяч м². Краю также нужны ФАПы, школы, больницы, детские сады и другие социальные объекты. Казалось бы – на этом фоне перспективы у Хабаровского домостроительного завода самые радужные. Но пока производство загружено примерно на 10%.
Хабаровский домостроительный завод – это огромные производственные цеха, которые раскинулись на площади больше 20 гектаров. На предприятии действует полный цикл создания стеновых панелей по финской технологии – начиная от сушки и пропитки пиломатериалов, заканчивая сборкой готовых корпусов. За почти 40 лет работы – завод построили в середине 80-х – здесь выполнили сотни заказов: для Амурской области и ЕАО, для Сахалина, Камчатки, Тынды, строили в 2000-х вахтовый посёлок в пустыне Каракум. Вот только из Хабаровского края заявок почти нет. В июне сдали корпуса для детских лагерей «Созвездие» и «Шарголь» и тишина…
– Мы выпускаем утеплённые панели и строим здания, которые могут выдерживать температуру от плюс 60 до минус 60, – говорит директор по общим вопросам хабаровского домостроительного завода Анатолий Трубчик. – Делаем на заводе домокомплекты, привозим на место и возводим дома, амбулатории и детские сады. Строим сами, потому что у нас гарантийные обязательства на сданные объекты – 5 лет. После наводнения 2013 года мы строили дома для подтопленцев в Амурской области, в посёлке Волково порядка 30 домов возвели. Президент Владимир Владимирович Путин приезжал туда, дома наши похвалил. Мы обустраивали Благовещенский, Зейский районы, всё вовремя сдавали. А что касается Хабаровского края, к нам тогда, в 2013-м, пришли из краевого министерства строительства, сказали – надо сделать домокомплекты для Амурского района. Наши проектировщики всё просчитали, квадратный метр вышел тогда 42 тысячи рублей. Сейчас, к слову, он тоже один из самых низких – 60 тысяч. Ну, мы тогда домокомплекты в расчёте на 5 домов произвели, но за ними тогда так никто и не приехал…Но они тоже пошли в дело. К нам обратился тогда ещё губернатор Амурской области Олег Кожемяко. И предложил проект в Архаринском районе. Мы справились несмотря на то, что дома для подтопленцев там требовались разные по квадратуре, что от нас до места тоже было полтысячи километров. Отправили специалистов, они посмотрели грунты, определились с типом фундамента. И мы, не смотря на все эти сложности, не вышли за рамки 42 тысяч рублей за квадратный метр.
Детские сады, поликлиники, амбулатории, бытовки для вахтовиков, малоэтажные – до 3-х этажей – жилые дома собирают из производимых на заводе стеновых панелей. В цехе деревообработки пиломатериалы сушат и обрабатывают био- и огнезащитным составом. После этого дереву не страшны ни высокие температуры, ни жучки. Еще одна негорючая составляющая стеновых панелей – каменная вата, которую сюда поставляет хабаровский филиал компании «Технониколь». Ремонтно-механический цех занят сваркой металлоконструкций. Там местные Кулибины разрабатывают нестандартные изделия из железа. Например, сейчас там варят и собирают пандусы и ограждения к ним для ФАПов, которые строят для Амурской области. В месяц на предприятии могут создать 10 тысяч квадратных метров жилья – или пять трёхэтажек по 24 квартиры в каждой. Дома собираются из блоков, их количество может доходить до 200. В 90-е заводу приходилось несладко, но основной костяк специалистов смогли сохранить. Не было заказов на дома – делали хлебные киоски для хабаровского предприятия «Колос-пром», разрабатывали и производили заправочные станции, цветочные павильоны. Тогда же в 90-х после приватизации домостроительный стал акционерным обществом открытого типа. Все сотрудники завода – его акционеры. Ежегодно вся полученная прибыль по общему решению вкладывают в модернизацию предприятия.
В этом году перед Хабаровским краем стоит задача построить и сдать 400 тысяч квадратных метров жилья. В профильном министерстве допускают, что эта цифра будет больше. За полгода 2023 уже построено 227 тысяч м², это в 1,5 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сейчас краевой минстрой вновь проявляет интерес к хабаровскому домостроительному. На заводе недавно побывал исполняющий обязанности министра строительства Алексей Дубов. Он отметил, что предприятие вошло в промышленно-строительный кластер Хабаровского края, а значит, у завода хорошие перспективы, как минимум, на налаживание кооперационных связей между участниками кластера.
– Предприятие знаем давно, его возможности впечатляют – 120 тысяч м² стеновых панелей здесь можно собирать в год, – отметил и. о. министра. – Мы сейчас прорабатываем меры поддержки для резидентов строительного кластера.
В первую очередь это компенсация логистики, то есть поставка сырья на наши предприятия должна компенсироваться, по нашей оценке, за счет средств бюджетной системы. Это позволит повысить конкурентоспособность продукции, которая будет здесь производиться. Ну и второе направление, оно тоже очень важное – это компенсация энергозатрат, ведь не секрет, что они на Дальнем Востоке выше среднего по стране. Получается такая не совсем честная конкуренция, ведь весомую роль в любом производстве играют именно энергозатраты. Мы просим федеральные власти сделать для резидентов нашего кластера компенсацию энергоресурсов до 50%. Сейчас в промышленно-строительный кластер, который поручил создать президент РФ Владимир Путин в ходе ВЭФ в 2021 году, входит уже 23 предприятия. Они выпускают продукцию, которая по многим пунктам может заместить иностранную. Мы видим, что у домостроительного завода огромный потенциал. В Хабаровском крае необходимо построить порядка 40 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов). Рассматриваем возможность часть заказов на их изготовление передать этому предприятию.
Как раз сейчас на домостроительном заводе заканчивают сборку трёх ФАПов для Амурской области. Рабочие завершают отделку: красят специальной краской стены, укладывают плитку. Каждый пункт состоит из 8 модульных блоков, их соберут уже на месте. Общая площадь одного ФАПа – чуть больше 100 квадратных метров. Всё бы хорошо, но это на сегодняшний последний заказ в портфеле завода. Ещё пару недель, модульные домокомплекты отправятся заказчику и всё, простой?
– Пока завод загружен примерно на 10%, я имею в виду именно производство, – продолжает Анатолий Трубчик. – Сами видите – цеха пустые. Мы, конечно, не отчаиваемся, работаем сегодня активно по портфелю заказов, перспектива есть, и она неплохая перспектива, но, к сожалению, новых подписанных контрактов на сегодняшний день пока нет.
Хотелось бы, чтобы более активно велась работа именно со стороны бюджета. Что я имею в виду. Это строительство на селе: школ, детских садов, ФАПов, жилья для работников, для учителей, для медицинских работников. Чтобы народ не уезжал из деревень. Здесь нужна политическая воля, воля губернатора. Михаил Дегтярёв приезжал к нам на завод в 2020, будучи врио. Ждём перемен. В июне вступили в промышленно-строительный кластер, планируем наладить кооперационные цепочки с другим хабаровским предприятием «Мастер Плит», они тоже выпускают негорючие стеновые панели. Кроме того, мы разработали несколько вариантов быстровозводимых конструкций для флагманского проекта «Дом дальневосточника». Стоимость квадратного метра в таком доме невысока относительно других предложений рынка, а построить его можно практически за пару недель.
Предприниматель Дмитрий Иваньков рассказал EastRussia о том, как организовал мини-завод по производству мульчи из коры лиственницы — новой продукции для дальневосточного рынка. О том как живёт и развивается мелкий бизнес, который только открывает свое производство, с чем приходится сталкиваться и преодолевать в масштабировании процессов?
В лесной отрасли Дмитрий Иваньков трудится больше 20 лет. Работал в найме, но два года назад ушёл с поста заместителя директора крупной лесозаготовительной компании и открыл своё дело, вложив и применив для этого весь свой опыт и знания в области лесного хозяйства.
— Почему именно мульча? Когда пришла мысль ей заняться?
— В 2022 году мы занимались кедровым орехом: перерабатывали кедровую шишку, чтобы получить орех, из которого затем выращивали посадочный материал. Возникло очень много кедровой шелухи, не знали, куда её девать. Решили сжечь у себя на предприятии в котельной. Тут моя мама увидела и говорит: «Дачники за этим бегают!». Я тогда не понимал, но смеха ради разместил объявление на Авито — по 100 рублей за мешок. На следующий день у меня был шквал звонков. В итоге продал около 20 «кубов». Одна из последних клиенток меня спрашивает:
— У вас есть кора лиственницы?
— Кора? Для чего?
Она объяснила, я ей привез и подумал: раз надо ей, значит, необходимо и другим. Расфасовал по мешкам, заработал «сарафан» и пошли первые клиенты. Тогда я поверил в себя, привёз сырьё с заводов, начал фасовать. Правда, тогда ещё не было сортировки, убирали крупный мусор (ветки, коряги), и всё.
Прошлый год я «ехал» на тех же рельсах, а осенью посидел, подумал, вник и принял решение купить сортировочное оборудование, привёз его из Челябинска. Началась работа в зиму с 2023 на 2024 год. Привез 130 «кубов», потом ещё несколько поставок по 40-50 «кубов» (из одного кубометра сырья получается около 18 мешков товарной коры – прим. ред.).
Все крутили у виска, хихикали, не понимая, для чего кора. На самом деле, кто разбирается, все прекрасно понимают и охотятся за этим. Ведь вся кора, которая появлялась до этого в Хабаровском крае, приезжала из Сибири — там люди этим уже давно занимаются, благоустройство территории на западе страны у застройщиков и частных лиц — норма жизни. Получается, эта мода докатилась до Дальнего Востока.
— Итак, мульча — она для чего?
— Ключевых моментов два – благоустройство и борьба с сорняками. Под мульчей из коры лиственницы растения лучше зимуют, нет стрессовой заморозки корней, земля при этом «дышит», не надо убиваться с прополкой. Если человек все сделал правильно: убрал сорняки, застелил укрывным материалом, затем насыпал мелкой первой фракции мульчи (размер коры такой фракции — от пыли до трех см — прим. ред.), то сорняки уже не прорастут. А сверху можно фракцию покрупнее насыпать.
Базовый слой хорошо держит влагу, в наших климатических условиях, когда летом очень жарко, это здорово помогает. Верхний слой — примерно два см — высыхает, а вот снизу достаточно долго держит влагу.
Мульчу делают из дуба, но его заготавливают мало и не окоривают (окорка — процесс удаления коры с бревна — прим. ред.) промышленным образом. Березовая кора не пойдёт — слишком лёгкая, её сдует. А вот лиственница у нас является самым долгогниющим деревом, соответственно, максимально долго сохраняется внешний вид коры. К тому же, это отличный антисептик: в самой коре содержится масса химических элементов, которые являются естественным природным антибиотиком.
Застройщики, которые строят многоквартирные дома, сегодня не имеют права сдать дом без благоустройства прилегающей территории. Всё чаще для этого стали использовать кору. Благодаря тому, что к нам пришли такие федеральные застройщики, как «Пик», «Талан» и другие — эта мода докатилась и до Дальнего Востока.
В прошлом году я выиграл тендер на обновление зон на площади им. Блюхера в Хабаровске. Годом ранее «Пик» её благоустраивал и использовал мульчирование. Любой материал — кора или щепа — требует обновления, потому что выгорает на солнце, также её дети вытаптывают.
— Где берёте сырьё?
— Сырьё беру на заводах по переработке древесины. Сырьём является кора, которая получается от окорочного оборудования: заходит бревно по конвейеру, специальным оборудованием снимается кора — она является сильным абразивом, который тупит пилы.
Одно дело, когда у тебя маленькая пилорама, другое – когда стоит мощный деревообрабатывающий завод, через который проходит десятки тыс. бревен, поэтому для них дешевле сначала производить окорку бревен, а потом уже распиловку. Снятую кору кто-то использует на нужды отопления: административных зданий или сушильных камер, а кто-то вынужден её утилизировать.
— Почему заводы сами тогда не производят мульчу?
— Не хотят распыляться. Для них это мелочь, у них своих проблем хватает. Относительно маржинальности деревообрабатывающего завода это несопоставимые деньги.
— А с какими сложностями приходится сталкиваться?
— Самое сложное на сегодня – логистика: за бугром телушка – полушка, да перевоз – пятачок. Логистика на сегодня очень дорогая. Целенаправленно отправлять транспорт для перевозки коры — это не бюджетное мероприятие, очень дорого. Приходится искать попутный транспорт. К примеру, если отвозить кору во Владивосток, то чтобы фуру туда отправить — необходимо около 80 тыс. рублей заплатить за доставку. При этом в розницу мешок у меня стоит 450 рублей, а раскидывать затраты на логистику — это приведёт к увеличению цены. Хотя в Хабаровске такая же кора в мешках, привезённая из Сибири, продаётся по цене выше одной тыс. рублей.
Также сложно не влететь в минус с качеством сырья: могут привезти кору, среди которой много щепы, она уже будет нетоварной. Ещё сложно договориться с заводами о поставке сырья, так как большинство не понимает, для чего это надо.
Это только кажется, что берёшь кору лопатой и по мешкам расфасовываешь – куча нюансов, проблем. Вплоть до того – где взять людей? Проблема выйти на торговые сети маленькому производителю.
— Вот привезли кору на завод. Что дальше?
— Дальше мы её с помощью специального оборудования сортируем по фракциям. Всего их четыре: от пыли до крупной коры свыше десяти см, фасуем в 60-литровые мешки и продаем, если надо — обеспечиваем доставку.
— Фасовка по 60 литров. Почему?
— 75% клиентов — женщины, именно они чаще всего занимаются садом и огородом. Такой мешок в среднем весит, в зависимости от влажности коры, 10-12 кг, то есть его женщина сможет поднять сама. Также удобно для транспортировки.
— Основные инструменты продажи?
— Социальные сети: WhatsApp, Telegram. «Сарафанное радио» здорово работает. Сейчас разрабатываю сайт и буду «бить» по Интернету.
— Есть клиенты, которые приходят не в первый раз?
— Это мои любимые клиенты. Они приводят своих друзей, знакомых.
— Кто ваш покупатель?
— Женщина, которая использует мульчу на даче или в частном доме. Не на последние деньги покупают. Когда у человека есть деньги, он начинает думать, как сделать мир вокруг себя красивее.
— Получается, это сезонный бизнес?
— Абсолютно. Продажи стартуют в начале апреля. Дачники — как рыбаки: у них начинает всё чесаться: скорее бы на землю к себе. Последняя продажа — в конце октября.
— Аналоги у коры, мульчи есть?
— Да, это щепа и опилки. Я, кстати, щепой начал заниматься, сейчас планирую её красить. Правда, мнения разделились: одни говорят, что это классно, другие — что некрасиво. Хотя запрос от людей есть.
— Есть страх конкуренции?
— Нет. Здоровая конкуренция только помогает. В любом случае это производство, на всю страну более-менее крупных производителей около десятка. И они работают по принципу взаимовыручки. К примеру, мне звонит коллега из Сибири и говорит: «На меня вышел клиент из Владивостока, но мне везти туда свою кору дорого. Давай, ты ему свою отправишь, а мы с тобой решим по прибыли?».
— Каковы были стартовые расходы, как быстро планируете окупиться и выйти в плюс?
— Вложения составили около двух млн рублей на старте, плюс дополнительные постоянные вливания на приобретение и логистику входящего сырья (кора навалом). На сегодня оборот коры (из исходного сырья в товарную продукцию) составляет около 200 кубометров в месяц. Надо понимать, что это только первый сезон. Предприятие должно выйти на оборот товарной продукции на уровне примерно 450-600 «кубов» в месяц минимум.
Фонд заработной платы работников составляет примерно 300 тыс. рублей в месяц. Сейчас работают постоянно два человека, плюс привлекаются дополнительные сотрудники на погрузо-разгрузочные работы, привлекается сторонняя техника в аренду на почасовые работы — перемещение коры по складу входящего сырья.
Доходность позволяет предполагать, что расчётное время окупаемости вложений составит примерно четыре месяца, то есть по сути — за первый сезон окупятся первоначальные вложения, в зиму предприятие будет работать на склад, нести постоянные затраты на ФЗП, аренду складских и производственных площадей, электроэнергию и прочие расходы. А со следующего сезона — примерно конец марта 2025 года — пойдёт продажа «в плюс». Но и из этих денег часть средств будет вкладываться в развитие, расширение парка техники и механизмов.
— Что необходимо для масштабирования бизнеса?
— Увеличить мощность производства. Приобрести погрузчик. Объёмы нужны, для этого необходимо выйти на торговые сети и другие регионы Дальнего Востока.
— Какими-то мерами господдержки пользуетесь?
— Не очень в это всё верю. Хотя любая поддержка хороша, особенно невозвратные средства. Хотелось бы, чтобы в Хабаровске, к примеру, занялись красивым благоустройством города и использовали, в том числе, кору. Но пока ноль, чиновники вообще не понимают, что такое кора и как её можно использовать, поэтому бесконечно косят траву. Газоны, конечно же нужны, но не повсеместно ведь. Надеюсь, что мне удастся пробить эту стену, и наши города станут красивее.
— Как думаете, получится разбогатеть на этом деле?
— Это у меня однозначно в планах!
— Удачи!
— Спасибо.
На Дальнем Востоке планируется формировать производственные кластеры в сфере судостроения и судоремонта, включающие в том числе предприятия по выпуску комплектующих. Кроме того, в макрорегионе предполагается развивать направление композитного судостроения. Тем не менее часть крупных старых верфей нуждается в модернизации и дополнительных инвестициях, рассматривается возможность их специализации для определенных типов судов.
Приморские горизонты
В Приморском крае предполагается создать судостроительный кластер. Наиболее крупным отраслевым предприятием региона и Дальнего Востока в целом является судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне (консорциум АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк»[1]), который должен стать ключевым участником планируемого кластера. В 2023 г. на «Звезду» пришлось 22,9% всего тоннажа сданных в РФ судов[2]
(второе место после предприятий «Объединенной судостроительной корпорации»). Также в приморский кластер должны войти компании, специализирующиеся на производстве сопутствующих компонентов и оборудования, ремонте.
О намерении вхождения в кластер, помимо «Звезды», заявили компании «Кораблестроение и композиты»[3] (строительство морских яхт, катамаранов, маломерных судов), «Дальзавод»[4], Славянский судоремонтный завод[5], Приморский металлургический завод, «ВРК Сапфир»[6], завод «Варяг», «Дальприбор», «Бриз ПАМП»[7]. В краевом правительстве рассчитывают, что объединение позволит предприятиям снизить логистические издержки и гарантировать реализацию продукции.
Портфель заказов ССК «Звезда» включает порядка 60 судов. На воду к настоящему времени спущены 13 судов, включая четыре танкера типа «Афрамакс» общим дедвейтом 450 тыс. тонн, строятся 23 судна. Суммарный дедвейт заказов составляет более 3 млн тонн. В том числе «Роснефть», заключив со «Звездой» эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на новую морскую технику и суда на мощностях верфи, заказала 26 судов.
В текущем году или в 2025 г. на ССК «Звезда» могут быть сданы два танкера-газовоза. Хотя суда спущены на воду, на сроки сдачи может негативно повлиять ужесточение санкций – верфь в феврале текущего года была включена в SDN-list США. Для «НОВАТЭКа» на верфи строятся 15 танкеров повышенного ледового класса Arc7. При этом южнокорейская компания Samsung Heavy Industries в конце 2023 г. прекратила производство блоков и оборудования для 10 из 15 СПГ-судов, строящихся на «Звезде».
Напомним, что для нужд судостроительного комплекса до 2030 г. в Большом Камне (бухта Суходол) планируется построить и ввести в эксплуатацию Приморский металлургический завод. Производительность предприятия должна составить 1,5 млн тонн в год. Оно будет включать две очереди – сталепрокатное производство (прокатный стан 5000) и трубопрокатное производство (трубный стан). Предполагается, что основной продукцией завода будет стальной, в том числе крупноформатный, листовой прокат (до 4,2 м шириной и до 24 м длиной), а также трубы большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов в объеме 200-220 тыс. тонн в год.
Объем инвестиций в создание завода оценивается в 160 млрд рублей (по информации, озвученной в декабре прошлого года властями региона), тогда как в 2020 г. глава «Роснефти» И.Сечин оценивал его стоимость в 2,2 млрд долларов (или 198 млрд рублей по курсу доллара на 19 декабря 2023 г.). Проектирование металлургического завода началось в конце 2021 г. Учредителем компании ОО «Приморский металлургический завод» (ПМЗ) выступает консорциум «Современные технологии судостроения» (СТС), владеющий «Звездой».
Камчатский судоремонтный кластер
Тем временем в Камчатском крае запланировано создание судоремонтного кластера. Он может быть запущен во втором квартале 2026 г. ВЭБ.РФ примет участие в финансировании проекта. Ожидается, что ежегодно кластер будет обслуживать 33 доковых и 120 надводных ремонтов. Общая стоимость реализации проекта оценивается в 3 млрд рублей. Госкорпорацией ВЭБ.РФ выделены первые 331 млн рублей. Проект входит в мастер-план развития Петропавловска-Камчатского.
Стоит отметить, что в прошлом году в Камчатском крае было впервые построено рыболовное судно – сейнер «Апача» проекта МРС-150 для «Рыболовецкого колхоза им. Ленина». Объем инвестиций в строительство превысил 1,23 млрд рублей, судно построено компанией «Торсиотест»[8] (Петропавловск-Камчатский). Судно является головным из шести заказанных сейнеров для данного рыбопромышленного предприятия.
Региональные и маломерные
В регионах существует несколько проектов создания некрупных производств маломерных судов. В Корсакове Сахалинской области в текущем году предполагается начать строительство верфи композитного судостроения. Реализацией данного проекта намерен заняться композитный дивизион госкорпорации «Росатом» — «Юматекс».
Объем инвестиций в проект оценивается в 7 млрд рублей. Верфь в Корсакове вошла в число проектов, которые получат финансирование корпорации ВЭБ.РФ. Ожидается, что предприятие начнет выпуск продукции в 2025 г., а на 2028 г. намечен выход на проектную мощность (выпуск до 50 судов в год). Предприятие должно производить суда с корпусами из композитных материалов – моторные и парусные прогулочные катамараны, скоростные катера, пассажирские и туристические катамараны, рассчитанные на 50-150 человек, рыболовные суда.
Также резидент ТОР «Хабаровск», ООО «ФПИ»[9], в Хабаровском крае в феврале приступил к реализации проекта по созданию завода по производству судов из композитных материалов. Его заявленные мощности несколько уступают корсаковскому проекту на Сахалине. На предприятии планируется выпускать не менее шести коммерческих и 12 частных судов в год (прогулочные, спортивные суда, лодки). В проект предполагается инвестировать более 90 млн рублей. Запуск производства и выпуск первой продукции намечен на 2026 г., выход на проектную мощность — на первый квартал 2027 г.
При этом, хотя композитные материалы считаются более безопасными, чем стальные, устойчивы к коррозии металла, легче, позволяют брать больше грузов (при аналогичном стальным водоизмещении) и экономичней по расходу топлива, их широкое применение не предусмотрено для холодного климата. В частности, композитные суда не имеют ледового класса, поскольку нормативная база российского судостроения создана под стальное производство. Композитным судостроением в России занимается «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ) в Санкт-Петербурге, входящий в ОСК.
В Надеждинском районе Приморского края планируется организовать небольшое производство маломерных судов — катеров, яхт, прогулочных лодок. Проект в статусе резидента ТОР «Приморье» реализует ООО «Русская судостроительная компания»[10]. Объем инвестиций составляет 15,6 млн рублей. На предприятии также планируется осуществлять гарантийное и техническое обслуживание, замену комплектующих, ремонт корпусов и двигателей.
В январе текущего года указом президента РФ в собственность Якутии были переданы ранее находившиеся в федеральной собственности акции АО «Жатайская судоверфь». Условием для передачи стало обязательство властей республики принять меры по завершению в 2024 г. первого этапа реализации инвестиционного проекта по созданию модернизированной Жатайской судостроительной верфи. Якутское правительство и руководство верфи письменно гарантировали, что обеспечат финансирование объекта в полном объеме, проконтролируют привлечение внебюджетных средств и проследят за ходом завершения реализации инвестпроекта. После этого глава республики А.Николаев поручил ускорить завершение первого этапа строительства. Передачу акций в собственность Якутии федеральное правительство должно обеспечить в 12-месячный срок, а в 15-месячный срок – обеспечить согласование условий соглашения между РФ, Якутией и АО «Жатайская судоверфь» о его развитии.
По состоянию на конец 2023 г. верфь была готова на 64,4%. На объекте осуществлялись внутренняя отделка помещений, бетонирование полов, смонтированы ворота и электроосвещение. На первый этап проекта было выделено более 5,7 млрд рублей – в т.ч. около 4,1 млрд рублей из федерального бюджета, 750 млн рублей из регионального. На предприятии предполагается строить до десяти речных и морских судов ежегодно.
На фоне санкционных ограничений сдвигаются сроки сдачи рыбопромышленных судов, которые строятся в рамках программы инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов. В проекты строительства судов требуется внесение изменений в связи с необходимостью поиска аналогов оборудования или увеличения срока поставок, возросших затрат на логистику. В связи с этим срок строительства краболовов в рамках программы инвестиционных квот, проданных в рамках первого этапа аукционов, планируется продлить с пяти до семи лет. Подготовлен соответствующий проект изменений в постановление правительства №1191 от 22 июля 2023 г. Ранее в Росрыболовстве заявляли об ожиданиях по завершению строительства всех строящихся в рамках первого этапа инвестквот 105 судов (построены 22 судна).
Кроме того, в феврале текущего года постановлением правительства был скорректирован перечень этапов строительства судов, которые должны быть локализованы в России. Из материалов российского производства должен быть сформирован корпус судна, в РФ должна осуществляться разработка необходимых для строительства конструкторских и технологических документов. Новый порядок касается уже спроектированных и строящихся на российских верфях судов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот.
В декабре прошлого года на «Находкинском судоремонтном заводе» было спущено на воду краболовное судно — шестое для ГК «Антей» в рамках инвестквот. В целом на НСРЗ заложено восемь краболовов для «Антея». В конце марта текущего года «Восточная верфь» («Амурский судостроительный завод», ОСК) во Владивостоке спустила на воду краболов «Пума», построенный по программе инвестквот для компании «Восход». Ранее по сходным проектам на верфи уже было построено четыре краболовных судна. Предприятие также строит еще четыре краболова для группы компаний «Сигма Марин Технолоджи».
Напомним, что в октябре прошлого года «Амурский судостроительный завод» (АСЗ. Комсомольск-на-Амуре) стал единоличным управляющим органом «Восточной верфи», а Минпромторг приостановил права акционеров (основной акционер и бывший владелец предприятия Г.Лазарев являлся основным акционером с долей 29%, еще 5,75% принадлежало А.Мирошниченко[11]).
При этом «Восточная верфь», наряду с Амурским и Хабаровским судостроительными заводами, относится к числу неэффективных верфей «Объединенной судостроительной корпорации». Согласно одобренной правительством в начале текущего года стратегии дальнейшего развития ОСК, дальневосточные верфи компании могут быть специализированы на определенном типе судов, что должно обеспечить серийность производства. В ОСК при этом подчеркивали, что намерены сохранить все дальневосточные производства, нуждающиеся в модернизации. Тем не менее в корпорации не уточняли подробностей плана относительно данных производств.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Современные технологии судостроения».
[2] В 2023 г. «Звезда» передала заказчику ПАО «Совкомфлот» танкер «Восточный проспект», состоялась церемония спуска на воду первого танкера-челнока ледового класса Arc6 «Валентин Пикуль» и танкера-газовоза СПГ класса Arc7 «Сергей Витте».
[3] Учредитель – В.Зуев, также владеющий ООО «Кают-компания», которое специализируется на ресторанной деятельности.
[4] Владивосток, учредитель – А.Колобов.
[5] Подконтролен депутату приморского Заксобрания Д.Текиеву.
[6] Большой Камень, принадлежит сингапурской компании «Риг Ресерч Пте. Лтд».
[7] Владивосток, учредители – И.Семенов, В.Поречин.
[8] Учредитель – Ю.Херсонский.
[9] Учредитель – Б.Мавланов, также владеющий туристическими компаниями «Дальневосточные экспедиции», «Центр путешествий ДВ», «Центр морских путешествий».
[10] Владелец – И.Пронович, у которого ранее уже был проект по строительству маломерного флота – ООО «Производственное объединение алюминиевые лодки» (на данный момент находится в состоянии ликвидации). И.Пронович является совладельцем ООО «Элкор» (село Прохладное в Надеждинском районе), специализацией которого заявлено производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры.
[11] Другие владельцы акций не раскрывались, но ранее по 5,5% и 5,9% были у И.Мирошниченко и О.Мирошниченко соответственно. Кроме того, 15,36% акций принадлежали АО «Тихоокеанская электротехническая компания».
Изменения в федеральный закон о семеноводстве и новые правила локализации производства семян в России призваны снизить зависимость от западных поставщиков. Как сегодня решается эта задача, и есть ли научная база для прорыва, выясняло EastRussia.
Сложности посевной
Регионы Дальнего Востока готовятся к посевной. Ранее проходили сообщения о том, что Якутия, Камчатка и Еврейская автономная область находятся в красной зоне по обеспеченности семенами зерновых культур, а в Приморье, Хабаровском крае и Амурской области сложным остается вопрос с посевами кукурузы.
Национальный семенной альянс (НСА) отмечает проблемы с ввозом импортных семян после того, как Россия ввела квоты на семенной материал из недружественных стран до конца 2024 года. Ограничения коснулись картофеля, пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, соевых бобов, подсолнечника и сахарной свеклы. Общий объем импорта семян этих культур в рамках квоты составит 33,1 тыс.
Но как показал мониторинг агентства, в регионах проблемы связывают не с квотами, а с затрудненной логистикой — переориентация грузопотоков на Восток требует тщательного планирования перевозок, в первую очередь, железнодорожным транспортом. Эту задачу субъекты решают совместно с руководством РЖД.
«Конечно, возникали сложности с транспортировкой, но семенами овощных и зерновых культур, кукурузы мы сегодня обеспечены полностью, на подходе картофель. Главное сейчас — решить вопрос с доставкой минеральных удобрений российскими железными дорогами, так как ЖД-пути перегружены, и сроки поставок под вопросом», — рассказал министр сельского хозяйства Приморья Андрей Бронц.
В Камчатском крае, который относится к зоне рискованного земледелия из-за климатических особенностей, логистические проблемы решают с помощью новых правил организации Северного завоза. В 2024 году аграрии региона планируют увеличить посевные площади зерновых более чем на 30% и задействовать под яровой сев 6,2 тыс. гектаров. В ЕАО площади полей останутся на уровне прошлого года и составят свыше 132 тыс. га.
Новые правила для иностранных компаний
При этом логистика посевного материала меняется. Отрасль селекции и семеноводства встала на путь импортозамещения, и все больше аграриев поддерживают отечественного производителя.
В обновленной доктрине о продовольственной безопасности РФ 2020 года указано, что не менее 75% посевных площадей в РФ должно быть занято сортами отечественной селекции, поясняет директор ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» Алексей Емельянов. Важнейшие изменения в федеральный закон о семеноводстве и новые правила локализации производства семян в России вступили в силу в 2023 году. Нововведения призваны снизить зависимость от западных поставщиков.
«Также и семеноводство должно быть размещено и развиваться на территории региона и страны в целом. Должна произойти локализация производства, даже если речь идет о сортах зарубежной селекции. И если какие-то иностранные компании хотят присутствовать на российском рынке, по новым правилам они обязаны разместить свое семеноводческое предприятие на территории РФ», — комментирует Алексей Емельянов.
То есть иностранцы не могут больше автономно работать в России. По новым правилам зарубежная компания должна создать семеноводческое хозяйство на Дальнем Востоке совместно с российским научным учреждением либо частной российской компанией. И доля российского совладельца в уставном капитале нового предприятия не может составлять меньше 51%. Вместе они будут вести селекцию, семеноводство, создавать конкурентные гибриды той же кукурузы и их реализовывать.
«Кто-то из иностранных компаний уже пошел по этому пути, кто-то отказался, потому что готов обеспечивать работой только селекционеров в своей стране. Но процесс запущен. Россия поставила условие, чтобы интеллектуальный продукт с высокой добавленной стоимостью оставался внутри страны и работал на российскую экономику. И если на Дальнем Востоке эти изменения пока не так ощущаются, в европейской части немецкие и другие компании уже организовали свои селекционные и семеноводческие центры, производят сорта и гибриды и называют их российскими», — комментирует Алексей Емельянов.
А что у нас российское
Несмотря на уход некоторых западных игроков Россия все еще работает с компаниями из Голландии, Германии и других стран, которые продолжают снабжать семенами российских аграриев, рассказывает Андрей Бронц.
«Фактически до 70% посевов кукурузы в Приморском крае — это иностранные гибриды производства Европы. Мы их завозим с запада России. Часть иностранных семян покупаем на юге, где зарубежные компании имеют свои семеноводческие предприятия», — уточняет министр.
В то же время работа по импортозамещению ведется. Например, в прошлом году Приморский край закладывал опыты посевов кукурузы, поставленных из семеноводческих хозяйств Кабардино-Балкарии. «Царица полей» в этом году займет 86 тыс. га посевных площадей региона. Из них порядка 27 тыс. засеют гибридами отечественного производства.
Благоприятная статистика — по зерновым. Среди таких культур, как ячмень, овес и пшеницам, более 80-90% посевных площадей занято сортами отечественной селекции, в том числе производства ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки».
«Стратегической угрозы, что посевная не состоится, нет», — отмечает Алексей Емельянов.
Гречиха на 100% отечественная. В посевах сои на сорта отечественной селекции приходится 61% площадей, согласно данным Россельхознадзора за 2023 год. Как поясняют производители, соя — самоопыляемая культура, технология выращивания у нее проще, чем у кукурузы, поэтому не составит труда развернуть производство любых сортов в нужных объемах.
Что касается картофеля, 80% выращивается в личных подсобных хозяйствах населения; доля отечественного производителя на картофельных полях оценивается в 35-50%.
«Наше научное учреждение единственное на Дальнем Востоке сохранило всю научно-обоснованную систему семеноводства по схеме семеноводства картофеля на оздоровленной безвирусной основе. Весь процесс происходит здесь, в Приморье, и угрозы того, что посевная не состоится, нет. Можно говорить только о расширении ассортимента и улучшении специфических качественных показателей сортов», — комментирует Алексей Емельянов.
С рисом сложилась неоднозначная ситуация. В посевах риса лишь 30% — отечественного производства, а 70% — это так называемые несортовые посевы. Дело в том, что в Госреестр охраняемых селекционных достижений РФ по Дальнему Востоку допущены только российские сорта. "Несортовые" 70% — это семена, нелегально завезенные из-за рубежа, в основном, из Китая. Их могут ввозить в страну под видом товарной продукции, потом они попадают на поля, репродуцируются и распределяются между хозяйствами. Данный процесс не узаконен и мешает отечественной продукции выдерживать конкуренцию с большим стратегическим другом — Китаем.
Но самая непростая ситуация сложилась с кукурузой. В регионах Дальнего Востока посевы отечественных семян кукурузы составляют от 16 до 35%. И хотя доля российских гибридов растёт, есть объективные причины, усложняющие импортозамещение.
«Это культура наукоемкая и требующая значительных капиталовложений. как в научную работу, так и в семеноводство, — поясняет Алексей Емельянов. — Между тем российская наука выживала 30 лет и продолжает выживать. Финансирование у нее ниже, чем у фундаментальной науки, все эти годы наши сотрудники получают зарплату меньше, чем в других научных учреждениях».
Поддержать науку
До санкций на российском рынке семян кукурузы лидировала компания «Пионер» из США — трансатлантический гигант с миллиардным финансированием и большими научными подразделениями, где собраны лучшие селекционеры со всего мира.
«А теперь представьте маленькую лабораторию из трех женщин с мизерным финансированием, которые должны осуществить мировой прорыв и победить компанию "Пионер". Это все равно, что выпустить на ринг начинающего боксера в легкой весовой категории против чемпиона мира в тяжелом весе», — приводит пример Алексей Емельянов.
Андрей Бронц соглашается, что долгие годы в селекцию и семеноводство не вкладывали достаточно средств, и приоритетом было скорее количество опубликованных научных статей в зарубежных изданиях, а не количество местных сортов на полях сельхозпроизводителей.
«Сегодня ситуация начинает меняться. Приходит осознание, что науку должно содержать государство, и часть этих средств окупится, когда хозяйства будут выплачивать роялти создателю сорта. Не зарубежные компании будут пытаться заработать на нас, а местные научные институты будут работать для страны, появятся новые частные компании, которые займутся селекцией и семеноводством, потому что сегодня эти направления уходят в частный бизнес», — говорит Андрей Бронц.
По его словам, правительство Приморья ведет переговоры с китайскими инвесторами, которые планируют производить на территории региона гибриды кукурузы, а также семена риса и сои. Вести бизнес они готовятся уже по новым правилам локализации производства семян в России.
«Считаю, надо работать в параллели. Тянуться к лучшему, и использовать генетические достижения иностранных компаний», — акцентирует министр.
Собеседники соглашаются, что пока изменения в отрасли носят законодательный характер. Тогда как вопрос финансирования остается открытым и требует политической воли.
«Помимо нашего уссурийского Центра агробиотехнологий в Приморье, селекцией занимается подразделение в селе Суражевка Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства. Сегодня его материальное положение очень тяжелое. Мы не раз просили Всероссийский институт обратить внимание на дальневосточную науку, так как у нее своя специфика, и она нуждается в особой поддержке. Но с 2019 года по всем обращениям движения нет», — говорит Андрей Бронц.
В целом эксперты считают, что дальневосточная аграрная наука остро нуждается в государственном участии. Такие учреждения, как Дальневосточный НИИ сельского хозяйства в Хабаровске, ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» в Уссурийске могут и должны стать площадками для научного прорыва.
Подойти рационально
Алексей Емельянов подчеркивает, что связанные с импортозамещением глобальные вызовы требуют четкого алгоритма действий. Во-первых, необходимо определить исходную точку — реальное положение дел в отрасли и обозначить пути решения поставленных задач. Во-вторых, соблюдать новый порядок локализации семян на территории РФ, прописанный постановлением правительства № 754.
По его словам, и частные, и государственные научные учреждения должны скооперироваться и выбрать площадку для широкого агроэкологического испытания кукурузы, чтобы принять решение, где организовывать семеноводство — на Дальнем Востоке или в регионе с более благоприятными природно-климатическими условиями.
«В России есть субъекты с кукурузно-калибровочными заводами, материально-технической базой и квалифицированными кадрами. Возможно, именно в таком регионе стоит заниматься семеноводством кукурузы. А здесь изучать гибриды и наблюдать за ними на постоянной основе. Хотя я не отрицаю возможности семеноводства на Дальнем Востоке, но это потребует существенных материальных затрат и в целом создания селекционно-семеноводческого комплекса по кукурузе», — комментирует Алексей Емельянов.
Подсадили на иглу
Со своей стороны, сельхозпроизводители ДФО отмечают успехи отечественной селекции и семеноводства. Член краевого экспортного совета при губернаторе Приморского края, директор ООО «Агрофонд-П» ведет животноводческое хозяйство в Находке и вот уже десять лет работает только с отечественными сортами кормовых культур.
«Считаю, что российская наука способна обеспечить качественными сортами такие хозяйства, как наше. Сою мы выбираем только приморской селекции Центра агротехнологий. Прекрасного качества высокобелковый сорт "Муссон", сорта "Приморская 81", "Приморская 86" отличаются повышенным содержанием протеина и дают хорошие урожаи. Закупаем ячмень сорта "Восточный" и кукурузу на зерно, семена Краснодарского кукурузо-калибровочного завода», — рассказывает Сергей Дудник.
Раньше хозяйство работало с компанией «Пионер», но шесть лет назад перешло на районированные сертифицированные сорта кукурузы кубанской селекции. Они дают урожай не меньше, чем продукция трансатлантической корпорации, при этом в два с лишним раза дешевле.
«Когда начинали работать с "Пионером", компания сначала предлагала самую низкую цену, но постепенно увеличила ее в разы. Нас подсадили на иглу, и абсолютно правильное решение, что сегодня мы уходим от этой зависимости — во всяком случае по сое, кукурузе и ячменю успехи большие», — рассказывает Сергей Дудник.
Собеседник говорит о силосной кукурузе. Направления использования этой культуры очень разнообразны, и в силосном отечественные производители, действительно, преуспели. Однако с экспортно-ориентированными сортами еще предстоит поработать.
Отметим, что в 2024 году на Дальнем Востоке посевы вырастут на 76 тыс. гектаров. Об этом ранее сообщал Минсельзхоз. Увеличатся площади под выращивание экспортных и кормовых культур, картофеля и овощей открытого грунта.
В 2017 году приморский Артём стал чайной столицей Дальнего Востока — здесь открылась первая и до сих по единственная в ДФО чаеразвесочная фабрика компании «Джей Ти». За это время здесь произвели более 5 млрд чайных пакетиков, скоро будет выпущен шестимиллиардный. Уникальность производства ещё и в том, что сырьё сюда приходит морем напрямую из Индии. Это чай, выращенный главным образом на высокогорных плантациях штата Ассам. Он славится особо крепким настоем и ярко выраженным ароматом и давно нашел почитателей в лице дальневосточников и сибиряков.
В каждом уголке фабрики «Джей Ти», а это здание площадью 5 тыс. кв метров, пахнет чаем, но на складе запах такой сильный, будто оказался внутри только-только открытой пачки чая и вдыхаешь аромат листа, помнящего солнце Индии. По-другому здесь пахнуть и не может — в год через это помещение проходит 2 тыс. тонн сырья. Большая его часть фасуется в пакетики, 15 % отправляется к покупателям в рассыпном виде. На складе особый режим вентиляции: чай очень гигроскопичен, моментально поглощает влагу из воздуха, а это ведёт к утрате вкусовых качеств. Кроме того чайный лист легко впитывает посторонние запахи, поэтому его максимально защищают от внешнего влияния.
В «чайном» портфеле «Джей Ти» и крупнолистовой, и листовой, и гранулированный, пакетированный черный и зеленый чаи, а также чаи с добавками. Бренды «Золотая Виктория», «Индус», «Голд Бонд», «Король Джунглей» знакомы, пожалуй, каждому дальневосточнику. Сырье 100% индийское, основной объем с плантаций штата Ассам. Для нескольких видов гранулированного чая используется сырье из южной Индии, местности Нилгири – чай там отличается особой терпкостью и дает насыщенный, темно-красный настой. Отгрузка производится пароходами из чайной столицы Индии — города Калькутта. Большая часть выпускаемой продукции относится к среднему ценовому сегменту.
— Наши клиенты, это главным образом дальневосточники и немного сибиряки, — рассказывает генеральный директор ООО «Джей Ти» Танмай Чакрабарти. — Мы единственный завод от Петропавловска-Камчатского до Иркутска. По-моему, даже до Новосибирска. Наша задача российский рынок поставить качественный индийский чай по доступной цене, и компания этим занимается с 2002 года. Сначала возили уже фасованный продукт, в 2017-м стали резидентом СПВ, в этом же году в сентябре заработала фабрика.
Преференциальный режим радикально упростил и удешевил организацию производства. Компания получила налоговые каникулы на пять лет — в этом периоде не взимался налог на прибыль, и до сих пор имеет существенные льготы по социальным выплатам в бюджет — в четыре раза ниже по сравнению с базовыми ставками.
Меры поддержки помогли и быстро «встать на ноги», и отладить все бизнес-процессы. Это оказалось очень кстати, когда из-за геополитической ситуации, компания оказалась перед необходимостью перестройки логистических цепочек. До последнего времени фабрика получала фильтр-бумагу для пакетиков из США и Европы, а нить из Израиля. Сейчас пришлось переориентироваться на китайских поставщиков.
Несмотря на сложности и в целом достаточно консервативный рынок в «Джей Ти» придумали как разнообразить чайное меню россиян.
— Мы хотим расширить ассортимент, — говорит Танмай Чакрабарти. — На чайном рынке придумать что-то новое сложно, но у нас есть идеи на этот счёт: мы обратили внимание, что в России очень много пьют чай, и не только в чистом виде. У нас есть уже чай с добавками, а будет ещё чай быстрого приготовления. То есть в пакетиках будут ремиксы: порошок на основе натурального чайного листа с ароматическими добавками. Работает это как кофе «три в одном»: добавляешь кипяток и получаешь чай латте, чай с молоком, чай с разными вкусовыми оттенками.
В планах также оптимизировать хранение и перемещение сырья на складе, чтобы иметь возможность увеличить запасы и быть готовыми оперативно нарастить производство. Сейчас мощности предприятия загружены на 75-80%, потенциал для расширения есть.
— Чаеразвесочная фабрика — один из первых резидентов свободного порта Владивосток, — отметил Виталий Пономарёв, директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ. — За прошедший период, а это более семи лет они показали, чего может добиться резидент, инвестор с помощью тех мер поддержки, которые существуют на Дальнем Востоке. Вложено более 260 млн рублей, создано 60 рабочих мест, и мы увидели, как из небольшого предприятия резидент организовал настоящую фабрику, которая снабжает своей продукцией весь Дальний Восток вплоть до Байкала.
В целом же, режим свободного порта Владивосток действует в 22 регионах, в 22 муниципалитетах Дальнего Востока. Более 2 000 резидентов запланировали реализацию своих инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 1 трлн 700 млрд рублей, планируется создание больше 100 000 рабочих мест. В настоящее время уже 480 млрд вложено и создано около 60 000 рабочих мест. Хочу обратить внимание, что более 500 уже проектов реализовано, из них 30 в области пищевого производства и связанных с ним отраслей. Эти проекты обеспечивают в первую очередь продовольственную безопасность, комфортные условия жизни людей, обеспечение качественной продукцией питания и сопутствующими товарами.