Пианино установили на Комсомольской площади Хабаровска. Поиграть на музыкальном инструменте могут все желающие.
Это подарок городу от неравнодушных хабаровчан. Инструмент находится напротив собора Успения Божией Матери. Чтобы защитить пианино от дождя, сделали прочный навес. С его установкой помогли социально ориентированные предприниматели, сообщает пресс-служба администрации Хабаровска.
Арт-объект поможет улучшить настроение горожанам, которые будут играть или слушать музыку. Еще одна цель установки – повысить туристическую привлекательность Хабаровска.
«Мы стараемся разрабатывать новые решения для того, чтобы улучшить туристическую привлекательность Хабаровска. Людям нравятся такие необычные вещи. В разных городах нашей страны и за рубежом есть арт-объекты, которые радуют местных жителей и гостей из других населенных пунктов. В нашем мы решили установить пианино. Оно поможет творческим горожанам проявить себя, а прохожим насладиться музыкой», – отметил мэр Хабаровска Сергей Кравчук.
Пианино уже прошло «боевое крещение». На церемонии открытия новой локации в городе присутствовали ученицы музыкальной школы № 1. Они сыграли классические и современные композиции и остались довольны состоянием инструмента и тем как оно настроено.
«Мы часто гуляем с подругами. В дальнейшем планирую сюда приходить, здесь собирается много людей, а для публики всегда очень приятно выступать», – сказала воспитанница музыкальной школы № 1 Анна Ширяева.
Отмечается, что творческим жителям города дали полный карт-бланш. Весь теплый сезон на инструменте можно играть, устраивать мини-концерты, проводить фотосессии. А если у кого-то появится желание украсить пианино или как-то по-особенному стилизовать, то эту инициативу поддержат в администрации.
Ранее пианино установили возле стадиона на набережной и в аэропорту Хабаровска.
В эфире хабаровской краевой радиостанции «Восток России» вот уже на протяжении 15 (!) лет выходит программа, посвящённая рок-музыке, в том числе, дальневосточной. За это время радио-шоу приобрело практически культовый статус и армию поклонников из десятков стран – благодаря online-трансляции позывные с берегов Амура слушают по всему миру. Гостями проекта стали звезды мирового уровня: Uriah Heep, Sepultura, Limp Bizkit, а также российские рок-монстры – от «Арии» до «Гражданской обороны».
28 ноября 2024 года в одном из музыкальных клубов Хабаровска пройдёт трибьют-вечеринка, где выступят местные группы и гости из Владивостока.
В преддверии события бессменный автор программы Максим Малков рассказал EastRussia не только о музыке, но также об увлечениях, миграции внутри Дальнего Востока и планах на будущее.
— Как всё началось-то?
— Всё началось в сентябре 2009 года. До этого я вёл программы «Лабиринт звука» на «Востоке России» и «Old school» на «FM-Хабаровск». Когда объединили эти две волны, появилась необходимость в авторском материале, и мы с Витей Бодровым придумали «MaxiRock». Мы от этого в названии и «плясали»: «MaxiRock» = Макс.
Справка ER: Настоящее имя Максима Малкова – Михаил. Максим – эфирный псевдоним, который он использовал, чтобы «развести» двух ведущих с одинаковой фамилией на двух радиостанциях.
— Но большинство людей сегодня думают, что ты как раз Максим…
— Это нормально, у многих есть псевдонимы. Те, кто знает, что я Михаил – подыгрывают, обращаются «Максим».
— Изначально какой формат у программы был?
— Эфир был каждый день с 20 до 21, а лет пять назад мне сказали сократить часы, и я выбрал объединенный формат: два раза по два часа. Первый час – рубрики, второй час, как правило, интервью.
— Как ты отбираешь гостей не из числа дальневосточных рокеров?
— Соцсети: они либо сами пишут, либо я могу найти какую-то группу, заинтересовался, пишу им сам. Кроме того, сейчас почти у всех есть менеджеры, которые занимаются продвижением молодых групп: они набирают с десяток групп, у них есть наработанные контакты по России. Они мне пишут, говорят, что есть такие-то группы, послушайте — подойдёт ли для эфира. Я им отвечаю: да, давайте или нет, не будем.
Владислав Ткачев, «Красный дождь» (Владивосток, выступают на 15-летии «MaxiRock»)
«MaxiRock» это как тайное заклинание, которое открыло двери для нашей группы «Красный дождь» в мир музыки, сыграл важную роль в развитии нашей группы, предоставив платформу для представления нашей музыки широкой аудитории. Это не только возможность выступить, но и шанс взаимодействовать с другими музыкантами, обмениваться идеями и вдохновением.
Роман Шутов, Cekta kidz (Хабаровск)
На момент появления программы «MaxiRock» группа «Cekta kidz» уже достаточное время существовала. Поэтому особую роль для нас она не сыграла, но я уверен, что для многих более молодых коллективов она явилась, возможно, настоящим генератором.
— Участие в твоей программе бесплатное?
— Абсолютно.
— Но по какому-то принципу ты их все же отбираешь… Нравится – не нравится? Вкусовщина?
— По большому счёту да, но я ориентируюсь, чтобы были представлены все жанры: прог-рок, панк, хотя всё равно получается преобладание металлической музыки, но эти музыканты более активные просто. Как-то так получается, что металлисты, видимо, более идейные и более продуктивные: сами пишут, сами навязываются в хорошем смысле этого слова.
— За эти 15 лет какие предпочтения в музыке на твой взгляд были у слушателей?
— В мире и в России это по-разному происходит. Была лет пять назад волна инди-музыки, они не делали тяжёлую музыку, но были припанкованные немного, альтернативные. В некоторых преобладал женский вокал, это чувствовалось. Сейчас в России, мне кажется, на волне панк-рок, он новой жизнью зажил. А металл всегда был.
— А по материалу для программы есть какие-то ограничения?
— Да, конечно. К примеру, есть спорные коллективы, играющие black-metal, либо вызывающие слишком, либо какие-то такие прям сатанисты, и чтобы не оскорблять чувств верующих, не все команды ставлю. Бывают тяжелые команды, экстремальные – тогда я предупреждаешь просто изначально, что музыка не для всех.
— А ты сам любитель чего?
— Я воспитан на классике мирового хард-рока конца 60-х – начала 70-х.
— А ты сам какого года выпуска?
— 1983.
— Ты, по идее, должен был попасть в волну гранж-музыки.
— Старший брат повлиял. Гранж, конечно, я тоже слушаю, но то, что было в 80-х – для меня это было близко: Mötley Crüe, Scorpions, Cinderella, Metallica, Slayer, Pearl Jam. Все эти группы выпускали новые альбомы, и ты их тут же слушал, но при этом оставалась музыка 70-х — такая, казалось, далекая. И ты хотел о ней узнать больше. К примеру, ты знаешь, что есть группа Slayer, и ты думаешь: а были же еще какие-то тяжелые команды на рубеже 60 - 70-х годов? И ты начинаешь копаться, это всегда мне было интересно.
— А ты кто по образованию?
— Филолог, учитель русского языка и литературы. Закончил в 2004 году пединститут в Уссурийске, сейчас он уже закрылся.
— Но сам ты из Арсеньева? Ты и Олег Чубыкин, который когда-то играл в группе «Тандем», а сейчас построил неплохую сольную карьеру. Вы знакомы были?
— Нет. Он уже тогда во Влад уехал (Владивосток – прим авт.). О нем только легенды ходили. Мой приятель играл у него в группе, когда Олег еще в Арсеньеве был и играл в ресторанах.
— А как в Хабаровске ты оказался?
— Закончил институт, здесь у меня друзья были, они позвали, мол, приезжай. Я и поехал.
— К музыке ты какое-то профессиональное отношение имеешь? Играешь на инструментах? Учился в музыкальной школе?
— Нет, я «идейный человек». Я просто очень люблю рок-н-ролл, поэтому дарю его людям, собираю людей по интересам. Играть могу только на бубне.
Юрий Вязанкин — с 90-х годов по середину «нулевых» он и ТО «Искра» организовывали ежегодный трехдневный фестиваль рок и альтернативной музыки, на который съезжались десятки команд со всего Дальнего Востока и Восточной Сибири):
«Хочу пожелать Малкову здоровья, терпения и максимум креатива, потому что освещать рок-н-ролльную деятельность, или роковую деятельность — крайне тяжело. В России рок это эстрадная музыка. Есть рок-н-ролл — это то, чем занимался я, что из себя представлял фестиваль, который я проводил. Это разные цели и задачи. Что касается музыкальной критики, то я считаю, что у нас её нет в силу необразованности».
— Вернемся к программе. У тебя есть «фишка», когда ты берешь интервью у мировых звезд. Технически как это происходит: где находишь, как договариваешься, чем «цепляешь»?
— Это также менеджеры, только международные, которые работают с европейским и южноамериканскими рынками. Они также сидят в соцсетях, также мне пишут, и я подтверждаю. Они скидывают варианты групп, скидывают варианты времени, мы смотрим — есть проблема в том, что очень большая разница во времени, и если удобно, то мы соглашаемся.
— Мы?
— Да, мне помогает технически Алексей Шидловский — без него бы вообще ничего у меня в эфире не было, он и винил подключает (периодически в «MaxiRock» проходят «Виниловые вечера», когда музыка в эфир идет непосредственно с виниловой пластинки — прим. автора), и звонки для интервью через Telegram или Skype. Переводчиком выступают Влад Уланов, но сейчас все больше Виктор Андреев. Виктор Бодров помогает с оформлением, «одеждой», художественные советы дает.
— А чем ты, будучи со своей аудиторией на Дальнем Востоке России, можешь быть им интересен со своим эфиром?
— Есть определенные условия контракта с лейблами, которые заинтересованы — чем больше музыкальных журналистов возьмут у них интервью, тем лучше, это же продвижение. Они смотрят на географию, поэтому они заинтересованы в российской аудитории. Понятно, что это не основная аудитория, но для них это огромная страна, большая площадка. Второй момент: рок и металл – это всегда была фанатская тема, эта музыка живет за счет фанатов, прежде всего, а преданные фанаты есть везде. Музыканты понимают, что на любви фанатов держится их творчество, их заработок.
— На музыке у нас, здесь, на Дальнем Востоке, можно зарабатывать?
— Я смотрю на некоторые команды, которые в таком узком андеграундном сегменте неплохо держатся. Они, может быть, и не станут звёздами, но показывают неплохие результаты. Например, группа «Братство бобра» —казалось бы, русский сегмент металла, но они нашли какую-то свою нишу, уже гоняли с концертами в Москву и Санкт-Петербург. Наверное, бешеные деньги на этом не заработаешь, но по крайней мере на самоокупаемость выйти можно.
Еще отличный пример — группа «The Starkillers», они неоднократно уже в туры ездили по всей России. Они грамотно распределяют экономические составляющие: реклама в соцсетях, таргетинг. Правильно с точки зрения геолокаций выстраивают туры и перемещения.
— А музыкальной журналистикой?
— Это не про зарабатывание. Это, скорее, про любовь к музыке, страсть. Объясню на примере: недавно группа «Воля и разум» выпустила новый альбом, а там на вокале Михаил Серышев – один из моих любимых музыкантов, он раньше в группе «Мастер» играл. И я беру у них интервью! Интервью прослушали, причем, неплохо.
— Это сколько?
— Для аудиоподкаста в «В Контакте» больше сотни это уже хорошо. А есть же еще другие площадки. Потом люди тебе «спасибо» пишут за интервью, и ты доволен, что все по горячим следам сделал, с крутыми музыкантами пообщался – тебе хорошо, и людям тоже.
— У тебя обратная связь от твоих гостей есть? Наверняка же ты им своим эфиром дал какой-то толчок…
— Для молодых групп, я думаю, авторитетность какая-то все же есть. Многие приходят на эфир, а до этого раньше даже радио не слушали – для них попасть на радио это что-то новенькое. Для кого-то интервью в «MaxiRock» вообще первое интервью в жизни.
— С благодарностями потом звонят, пишут?
— В этом году был фестиваль «Рок над Амуром», и там выступала московская группа «TattooIN». Казалось бы, вот они приехали в Хабаровск выступили, получили первое место, будут записываться, а я с ними 6-7 лет назад еще интервью делал. И ты понимаешь, что теперь группа появляется в каких-то новостях, анонсах «Наше радио», приехала выступать на фестивале, и ты думаешь: растут музыканты.
— Кроме программы «MaxiRock» у тебя какие-то внеэфирные проекты есть?
— Нет. Иногда веду музыкальные тусовки, когда зовут: благотворительные или дружеские.
— Подкасты? Соцсети? Музыкальное блогерство?
— Нет. Мне музыки хватает в эфире. И если бы я что-то делал вне эфира, это было бы похожим продуктом. В эфире все сказано уже. Еще преподаю радиожурналистику в Тихоокеанском государственном университете.
— Какие дальневосточные команды тебе наиболее интересны?
— Мне интересны те группы, которые к музыке преданно относятся, живут этим, причем, не обязательно ради денег, а ради высоких идеалов. Тут я могу выделить «The Starkillers», «Братство бобра», «Dark Hunt». В любом случае, ко всем коллективам ты так или иначе проникаешься, когда готовишься к интервью, отслушиваешь материал.
— А сколько приходится материала отслушивать?
— Альбома четыре в день я слушаю.
— Где и как слушаешь?
— На работе, в наушниках.
— А дома, для себя?
— Люблю винил, это из детства. Но, в основном, конечно же, онлайн, музыкальные хостинги. Это не «трушно», но удобно.
— На хобби время остается?
— В «Mortal Kombat» на «Sega» люблю играть.
— У вас была классная история – фестиваль «MaxiRock», CD выпускали, потом она прекратилась. Почему?
— Мы провели его в прошлом и в этом году (см материал EastRussia «Максимум рока»), было около 20 групп в последний раз. До этого 10 лет был перерыв. Будем и дальше делать, но, скорее всего, будем проводить осенью.
— А что вообще дальше у «MaxiRock»?
— Надеюсь, что дальше будет больше эксклюзива, интересных команд. Постараюсь больше звезд отечественной и мировой музыки привлекать. Еще хочется к винилу и бобинам какие-то необычные «извлекатели музыки» добавить в эфире.
В 90-х в последние выходные марта хабаровский «политен» (тогда Политехнический институт, а ныне – Тихоокеанский государственный университет) превращался в одну большую концертно-тусовочную площадку: в актовом зале проходил Дальневосточный фестиваль рок и альтернативной музыки «Весенний драйв». В отсутствии интернета и других доступных сегодня каналов связи, для музыкантов и публики это был чуть ли не единственный шанс встретиться, поиграть и послушать. В «нулевых» «Весенний драйв» закончился, на смену ему пришли всевозможные фестивали в разных городах Дальнего Востока, но ничего постоянного так и не появилось.
Сегодня ситуация несколько изменилась: только в Хабаровске стали проходить три постоянных фестиваля: «Старпорт» (в 2024 году состоится во второй раз) в здании бывшего аэровокзала, «Рок над Амуром» на открытой площадке перед ареной «Ерофей» и Maxi Rock fest, который начинался еще в 2011 и был реанимирован в прошлом году.
Площадкой нынешнему — пятому — Maxi Rock’у по традиции стал бар Crossroads. За три дня на его сцене выступили 19 команд со всего Дальнего Востока: от Улан-Удэ до Петропавловска-Камчатского. Это, кстати, главное требование для участников фестиваля — группа должна быть дальневосточной. Отбирали участников в течение нескольких месяцев путем народного голосования и экспертного мнения жюри.
Корреспондент EastRussia в первый день фестиваля узнал у организаторов и музыкантов — что движет ими в сторону Хабаровска (и других подобных площадок) во времена электронных площадок, соцсетей и iTunes?
Громко – не значит «хорошо»
Открыть фестиваль выпало молодым — во всех смыслах — исполнителям: группе «Процесс 2.0» из Хабаровска. Немного понервничав, настраивают инструменты, подбадривают сами себя. Впрочем, организаторы сразу обозначили их: новички.
С первых аккордов становится ясно: парням еще необходимо поработать над звуком/исполнением и другими артистическими атрибутами. И понять самое главное: громко — не значит «хорошо».
Спускаюсь в гримерку, чтобы пообщаться с музыкантами: Даниил Потемкин, вокал, Влад Кононенко, бас, Дмитрий Кононенко, соло-гитара.
Ребята между собой обсуждают свое выступление, которое, как оказалось, аж третье на их счету.
— Опыт, в первую очередь, получили, — в один голос говорят музыканты. — Молодой группе сложно попасть на какие-либо концерты, потому что «старички» везде, а тут (на Maxi Rock – ER) молодых зовут, это здорово. Но на таких площадках мы и набираем аудиторию. А еще осознали все свои ошибки, самый главный вывод — репетировать и еще раз репетировать, сыгранность нужна.
Вспоминается хабаровская группа «Мраморный морж» - парням было по 15-16 лет, когда они первый раз выступали на публике в клубе «Т-34». На тот концерт жарким июльским летом они пришли вместе с родителями, а потом ребята уехали в Москву, где одно время успешно сотрудничали с лейблом «Легкие».
Организаторы фестиваля: Макс Малков, Виктор Бодров (оба – радиостанция «Восток России»), Денис Рублевский (группа The Starkillers, которая, кстати, выросла из таких вот фестивалей – сегодня этот коллектив из Хабаровска один из немногих дальневосточных может позволить себе полноценное сольное турне по всей стране. EastRussia расскажет о группе, как только музыканты вернутся с гастролей) и Константин Коротков.
Один из организаторов фестиваля — Макс Малков — подчеркивает: движ, в том числе, и задуман для того, чтобы дать возможность заявить о себе начинающим группам.
— Музыканты должны выступать перед публикой, а на деле по всему ДФО далеко не у всех есть шанс выступать. К примеру, в Благовещенске есть свой какой-то фестиваль, но группы из этого города к нам едут с удовольствием: здесь площадки другого уровня, возможностей и аудитории больше, для групп это важно, — рассказывает Максим Малков.
В первый фестивальный день из Благовещенска была группа «КрахЪ». Свой стиль определяют как «анархоролл». Группа не первый день на сцене, имеет своего слушателя. На фестивали вроде MaxiRock`a приезжают ради аудитории.
— Это то, что нам самим интересно. Это не заработок. Сыграем здесь, кому-то понравится, 10-20 человек к нам присоединится, вот и весь результат, — размышляет гитарист Ярослав Румянцев.
— Мне интересен живой контакт с публикой. Обмен энергией. Нам в кайф покататься, поиграть. Общение с людьми, знакомство. Потом к нам приезжают другие группы, — поделился вокалист Данил Буйницкий.
На фестиваль музыканты приезжают за свой счет (к примеру, перелет Петропавловск-Камчатский – Хабаровск - Петропавловск-Камчатский на одного человека обойдется в 32 тыс. рублей), гонорар за выступление не получают, организаторы оплачивают лишь сутки проживания. Но коллективы это не останавливает: в этом году на Maxi Rock было подано свыше 90 заявок. Причина банальна — по всему Дальнему Востоку не так много площадок для выступления.
Справка: Среди постоянных музыкальных фестивалей, которые проводятся на Дальнем Востоке, музыканты выделяют «VRox» (проходит в дни проведения Восточного экономического форума во Владивостоке, одно время идейным его вдохновителем был Илья Лагутенко), два фестиваля в Хабаровске (помимо Maxi Rock) – «Рок над Амуром» (проводится за бюджетные средства, с привлечением хедлайнеров типа Вячеслав Бутусов, «Пикник», Чиж и Ко, но также и с участием молодых коллективов со всей страны) и «Старпорт», и «Крылья» на Сахалине (в этом году на острове появится еще одна площадка).
Что касается раскрутки через интернет, соцсети и другие электронные сервисы, то по мнению организаторов фестиваля, это не всегда действенный метод.
— На такой PR тоже нужен определенный талант и финансы. Группа может быть хорошая, а подписчиков мало. А на таких фестивалях музыканты общаются между собой, знакомятся. Потом ездят в другие города с ответными концертами. Это движуха, — рассказал Макс Малков.
— Продвигать себя на электронных площадках — очень тяжёлая задача, — подтверждает лидер группы Chthonic Suffering Дмитрий Ерыкалов. — Большинство дальневосточных групп выкладывают свой материал самостоятельно, без привлечения лейблов и т.д. Работа со студиями, реклама и т.д. стоят немалых денег, многие группы пока просто не могут себе этого позволить. Со временем, достигнув определённой репутации и успеха, коллективы упираются в потолок и тогда уже возникает необходимость привлечения сторонних людей и организаций в продвижении музыки. А сейчас популярность группы на электронных площадках в какой-то степени прямо пропорциональна количеству аудитории, которую удаётся привлечь на концертах.
Мы — группа молодая можно сказать: собрались в конце 2020 года под именем Three stripes jackets. Было множество смен состава, в настоящий момент оригинальных участников группы не осталось. Актуальный стиль музыки можно охарактеризовать как смесь Hardcore и Death metal. Наша аудитория достаточно разношёрстная, начиная с достаточно закрытой локальной хардкор-тусовки, заканчивая широким слушателем, любящим разные направления тяжёлой музыки.
В фестивалях участвуем в первую очередь для самореализации. По сути возможность выступить на концерте — это возможность поделиться с публикой своим творчеством, получить обратную связь, убедиться, что то, что мы делаем в кайф не только нам самим.
Кстати, на сцену Дмитрий вышел на костылях и напичканный металлом в буквальном смысле: пару недель назад получил сложный перелом ноги, но и такая травма — не повод отказаться от участия в MaxiRock'e. Это, пожалуй, самое показательное доказательство востребованности рок-фестов.
Премьера Симфонии №1 «Космос» авторства Петра Дранги с участием нейросети состоялась на Приморской сцене Мариинского театра в рамках культурной программы VIII Восточного экономического форума 10 сентября. «Я бы хотел, чтобы наше взаимодействие с искусственным интеллектом происходило во благо, эти слова есть и в самой симфонии… Это ни в коем случае не соревнование и не соперничество, а именно сотрудничество… Искусственный интеллект – не замена человека, а его друг и помощник», – прокомментировал композитор Петр Дранга.
Нейросеть, визуализированная на авансцене в образе техно-матрешки с инсталлированной колонкой, сочиняла мелодию параллельно со звучанием оркестра, дополняя тем самым авторскую музыку. Тембр для нее выбрали довольно монотонный, чтобы на фоне богатой оркестровой палитры, с которой по звучанию ничто не может конкурировать, четко прослеживалась мелодия, то есть главная мысль и работа ИИ.
«В Сбере много внимания уделяется развитию искусственного интеллекта, это одно из самых топовых и перспективных направлений. Мы использовали нейросеть SymFormer, показали ей партитуры Петра и обучили ее. То есть нейросеть в режиме реального времени импровизировала на основе той информации, что она получила», – пояснил главный эксперт по технологиям, руководитель управления экспериментальных систем машинного обучения Сбера Алексей Минин.
Так как ИИ перерабатывал и генерировал композиторский текст здесь и сейчас, то финальную версию симфонии впервые слышали не только зрители, но и музыканты, и сам автор. На каждом следующем выступлении техно-матрешка будет сочинять новую партию, а значит, звучание никогда не повторится.
Руководитель дирекции творческих проектов Фонда Росконгресс Екатерина Иванова отметила: «С моей точки зрения, наш с вами совместный эксперимент вполне удался. Мы еще раз показали, что мы не только страна, музыку и искусство которой всегда очень любили и уважали в мире, но мы и высокотехнологичная страна. Концерт, зрителем которого мы стали сегодня, действительно, первый в мире».
После выступления Петр Дранга оценил творчество искусственного интеллекта на пятерку: «Как соавтор он мне понравился, думаю, я с ним не раз зажгу». Интересно, что бы ему ответила нейросеть.
Елена Зиновьева с сыном стали победителем в номинации «Неограниченные возможности» второго сезона Всероссийского конкурса «Дальний Восток – Земля Приключений». Мама 12-летнего Сережи рассказала о туристических достижениях непоседливого путешественника по Камчатке.
Сережа – незрячий с рождения. Ослеп он по вине врачей – родители сумели это доказать, создав прецедент в России. Спустя три года мытарств по судам и инстанциям было вынесено решение о компенсации в 9 млн рублей. На эти деньги родители мальчика купили квартиру в Москве, чтобы Сережа смог в будущем жить там в городе с лояльной к слепым среде. Сейчас подросток учится в специальной школе в Москве, вместе с мамой они живут там 8 месяцев в году, а на лето всегда возвращаются в Петропавловск-Камчатский, где живут папа, старшие брат и сестра Сережи.
– Елена, как часто вы путешествуете вместе с сыном?
– Путешествуем очень часто, с его рождения – сначала конечно были вынужденные перелеты в борьбе за его глаза – в год по пять перелетов в одну сторону. Между этими перелетами летали отдыхать чаще за границу, но летом всегда путешествуем по Камчатке. Это наш любимый сезон, есть возможность воссоединиться с природой, Сереже показываем горячие источники, поднимаемся на вулканы (не на вершину, конечно), ходим на рыбалку, за ягодами, осваиваем греблю на лодке. В этом году хотим научить его кататься на сапе по озеру. Тут мне и самой придется осваивать, чтобы ему лучше объяснить, как правильно стоять на сапе и как грести веслом, для этого я сама закрываю глаза и пытаюсь все проделать, не опираясь на зрение.
– Что для Сережи самое ценное в путешествиях
– Ему важен результат. Мы, зрячие, когда идем в походы, то наслаждаемся шикарными видами, а для него это недоступно, ему надо все трогать, так как руки заменяют глаза, чтобы составлять картину мира. Поймал навагу – надо ощупать, нарвал наощупь ягод – попробовать, прикоснуться к каждому камешку, на дерево залезть, зарыться в горячий песок, побегать от волн, искупаться в термальных источниках.
Так он лучше развивается и понимает природу. На большие расстояния не ходим – тяжело. Мне приходится очень много говорить, рассказывать обо всем вокруг, рассказывать какой мир и объяснять законы природы. Я его глаза. Попробуйте закрыть глаза и поймете, что мир незрячего не такой красочный, пока вам кто-то что-то о нем не расскажет, не вдохновит. Он все запоминает, впитывает. Часто возвращаемся в те места, где уже были – ему, чтобы вспомнить, надо вернуться, он не может помнить наши путешествия так, как помним их мы, имеющие зрение. Когда проходим те же маршруты, он не только вспоминает, но и открывает что-то новое – он взрослеет, мировоззрение меняется, иначе смотрит на мир. Наши путешествия всегда проходят очень позитивно. Сереже очень нравится ходить в походы, он радуется, в голове представляет и улыбается.
– Как он сам описывает свои ощущения в путешествиях?
– Сережа очень молчаливый, скромный. И среди зрячих детей бывают те, кто охотно общается и открыт ко всем, а бывают немного замкнутые и неразговорчивые. Сережа просто улыбается. Он привык слушать и молчать. Хотя он многое знает, у него математический склад ума, он может объяснить, например, как заходит солнце, знает физику и географию, изучает высшую математику, он прекрасно объясняет и хорошо развит для своего возраста. Занимается плаванием, играет на синтезаторе, у него прекрасный слух и голос – преподаватели в музыкальной школе за него борются.
– Вам в целом тяжело приходится в путешествиях или вы уже опытные туристы и все отлажено?
– В походы с нами ходит папа, он и лодку надует, и костер разведет, пока мы с Сережей исследуем местность. Муж живет на Камчатке, работает, а в Москву к нам прилетает на время, но летом мы всегда вместе. Еще всегда с нами наша собака джек-рассел-терьер по кличке Джек. Завели мы его исключительно для Сережи. У него до школы столько энергии было! Раньше был лабрадор, но тот очень спокойный, а Джек настолько же энергичен, насколько и Сережа, они вместе бегают. Причем, собака понимает, что ребенок незрячий, заботится о нем, носки подбирает, которые он не туда положит. В походах Сережа абсолютно во всем помогает – дрова собрать, тяжести унести, мусор убрать.
За грибами ездим и ягодами – Сережа, когда устает, садится в машину – и каждые 10 минут нам сигналит, чтобы мы могли ориентироваться и не потерялись. Положа руку на сердце, конечно это все очень тяжело. Меня понимают только те, кто сталкивался с незрячими детьми. И у самой здоровья нет, инсульт был и онкология. Но я со всем справилась. Отдохнуть смогу, наверное, только когда Сережа вырастет и женится.
– Как Сережа адаптируется к новым местам?
– С адаптацией сложностей не возникает. Он ориентируется в новом помещении очень быстро, достаточно только рассказать, где что находится, и он идет обследовать пространство. На улице предпочитает ходить без трости – хочет быть как все. Но я все же настаиваю – нужно, чтобы окружающие понимали, что перед ними незрячий человек.
– Как вы узнали о конкурсе?
– В позапрошлом году впервые что-то услышала, потом забыла и перед Новым годом случайно наткнулась на информацию в интернете. Подумала, почему нет? У меня много съемок за лето прошлого года. И попробовала склеить фильм, освоила простенькую программу, научилась обрезать, вставлять фото и видео. Подложенная в ролике музыка – именно то, что подходило тогда под мое настроение: грусть оттого, что лето прошло, что ребенок подрастает, что не видит этот прекрасный мир…. Много эмоций было вложено. Сначала отправила своим близким – все смотрели и плакали. Я думала, что на наш фильм внимания не обратят, такой он простой, домашний. Но, как видите, обратили.
– Какой вы получили приз и как порадовали Сережу?
– Приз – 75 тыс. рублей и большой рюкзак со снаряжением для туристического похода. Сережа мечтал о печатной машинке Брайля, необходимой ему для учебы, которая стоит 150 тыс. и которую я ему пообещала с призовых денег. Он расстроился, что на машинку не хватает. Но папа ее купил еще перед награждением, ее должны были доставить на следующий день. Когда мы ему об этом сообщили, он так обрадовался! Знаете, его всегда выдают глаза – хоть они и не видят, но они начинают светиться от радости и счастья.
– Будете еще в этом конкурсе участвовать?
– Сережа хочет. Но для этого мне надо учиться делать более профессиональные фильмы. Я очень рада, что у нас появился проект про путешествия на Дальнем Востоке. Хочу сказать, что, хоть у Сережи будущее только в Москве, уезжать с Камчатки он не хочет. Всегда говорит, что хочет домой – на Камчатку.
Увидеть огромный хвост кита, бьющий по морской глади, или подплыть к такому гиганту на расстояние вытянутой руки мечтают миллионы, но воплотить мечту в жизнь получается у немногих. Один из счастливчиков – фотограф из Москвы Валентин Морозов. Поездка на Шантарские острова в Хабаровском крае позволила ему увидеть морских исполинов и победить в конкурсе «Дальний Восток – земля приключений» в номинации «Лучшее путешествие с морским животным». В интервью EastRussia победитель рассказал о приключениях в бухте Врангеля и о составляющих успешного видео.
– Валентин, вы уже бывали на Дальнем Востоке или поездка на Шантары была первой?
– Я бывал на Дальнем Востоке: на Курильских островах, в Забайкальском крае, в Якутске, посещал Южный Сахалин.
– Получается, вы опытный путешественник по Дальнему Востоку.
– Можно и так сказать, но мне кажется, что мало опыта. Просто есть некоторые города в списке посещенных.
– А на Шантары вы ехали именно к китам?
– Да, все верно. Меня впечатлило то, что есть такое место на Дальнем Востоке, где обитают киты, где можно с ними поплавать на сапе.
– Путешествие на Шантары – удовольствие не из дешевых. Полученные впечатления, эмоции окупили поездку?
– На 100% окупили. Я вначале думал о том, что поездка на Шантарские острова – это дорого, но уже давно понял, что за эмоции надо платить – они инвестируются в будущее, остаются с тобой на протяжении всей жизни. Вот поэтому я точно могу сказать, что это того стоит. Да, конечно, отчасти это дорогая поездка, но она точно окупается эмоциями.
– А походные условия проживания и сложная дорога не смазывают впечатления? Не было желания плюнуть на все и уехать домой?
– Нет, на самом деле я привык к таким условиям, потому что я и в пешие туры ходил на десять дней, и на поезде десять дней ездил. Поэтому для меня такие походные условия, как на Шантарах – комфортные. Хочется иногда какого-то социального детокса, в таких путешествиях его получаешь. Иногда такого хочется, но максимум на месяц. Если больше, то не знаю, как проживу в таких условиях.
– В ролике вы говорите, что сложнее всего было спать в палатке во время шторма. А что еще доставляло неудобства, с чем приходилось бороться?
– На самом деле мне хотелось выйти еще куда-то дальше, не находиться в одном и том же месте, в одной бухте. Хотелось поменять локации, но из-за того, что была непогода, было невозможно выбраться и переместиться на более далекое расстояние. Еще одна сложность для меня – морская болезнь. Когда мы перемещались из одной бухты в другую, я боролся с ней. Ни у кого больше в команде ее не было, только у меня, поэтому все внимание было направлено на меня. А мне наоборот не хотелось, что на меня смотрели.
– Судя по тому, как вы бодро выглядите в ролике, получилось справиться с морской болезнью и ее последствиями.
– В первый раз, когда мы пять часов перемещались, это было сложно, я ехал с закрытыми глазами. Мы все время шли по морю медленно, и я справился с морской болезнью просто каким-то чудом.
– Видимо удача вам сопутствует, ведь вам еще и с погодой повезло. Бывает, что из-за туманов, из-за непогоды ни китов, ни моря не видно.
– Где-то за две недели до нашего приезда на Шантарах был сильнейший шторм, у туристов палатки снесло. Я подписан на одного блогера, и он публиковал видео снесенных палаток. Туристов тогда переместили в домики, они спали на кухне и, конечно, не ходили к китам. А нам реально с погодными условиями повезло. Вообще погода прекрасна в разных состояниях – и когда очень дерзкая и величественна, и когда спокойная.
– Увидеть китов – у многих мечта детства. А как в вашем случае?
– Не могу сказать, что это была прямо мечта детства, потому что мне казалось, что это нереально, что это какая-то сказка. Я знаю, что это есть, но я не думал, что сам смогу оказаться на месте людей с фотографий, где они плавают на сапах рядом с огромными китами. Когда я увидел в интернете такое фото, то сразу поставил себе цель – поплавать рядом с китами, увидеть их вживую.
– Каково, когда они проплывают на расстоянии вытянутой руки?
– Это оказалось страшно. Когда увидел размер кита под собой, у меня немножко тревога случилась. Все эмоции увеличились в десять раз уже после поездки, когда я начал осознавать, что со мной произошло: кит проплыл подо мной, я увидел, как он прыгает, видел то, что многие никогда в жизни не видели. Это настоящее вау. До сих пор не верится, что это было со мной.
– Вы видели китов не единожды, потом, наверное, уже не так было страшно?
– Да, киты появлялись каждый день, и было, действительно, уже не так страшно.
– Видео снимали по профессиональной привычке или специально для конкурса?
– О конкурсе я не знал, мне прислали ссылку где-то за неделю до его начала. И я подумал, что сниму видео. Я по профессии фотограф, но у меня есть оборудование и для видеосъемки: дрон, экшн-камера. Это мое хобби, но я не увлекался съемкой видео с путешествий. Но в этот раз решил организовать видеосъемку для конкурса.
– Вы называете свой дрон «Везунчик». Все ли ему удалось снять, что вы хотели? Повезло ли ему?
– Перед путешествием на Шантары у меня была поездка во Владивосток. Я был в бухте на острове Русский, и, представляете, разбил свой дрон в первый же день поездки. Сломались две лопасти, но, слава богу, что во Владивостоке нашелся мужчина, который мне продал другие лопасти. Просто не представляю, что бы я делал в бухте без дрона, потому что с берега видно китов, но с высоты птичьего полета они вообще по-другому смотрятся. Я специально назвал дрон «Везунчиком», чтобы он точно никогда не разбился, но, к сожалению, произошел такой случай.
– Но все равно повезло, что нашлись другие лопасти.
– Да, конечно. Мне все привезли, и буквально через пять часов у меня уже все было новенькое.
– Ваш ролик сопровождается закадровым текстом. Порой написать его – самое сложное во всем фильме. Как вы справлялись с этой задачей?
– Сквозь слезы и страдания (смеется). Я столько раз пытался собрать все мысли в текст, посидеть, перечитать, переписать, понять, что я хочу рассказать. Вы сделали правильный акцент на этом, потому что на текст я потратил, мне кажется, больше всего усилий.
– Победа в конкурсе была неожиданной или чувствовали, что должны занять первое место в своей номинации?
– Я смотрел ролики других участников и понимал, что вижу качественный материал, что другие авторы могут победить со своими путешествиями. Я верил в то, что меня заметят с таким путешествием, потому что мало таких видео, где вокруг тебя столько китов. И самое забавное, что в бухте я был с группой из Хабаровска, и там была супружеская пара, которая рассказала мне, что участвует в конкурсе про видео о путешествии на Дальнем Востоке.
– Часто люди говорят, что не хотят участвовать в этом конкурсе, потому что побеждают в нем участники, у которых есть видео с дрона, у кого техника профессиональная. Как считаете, только ли это залог успеха?
– Я считаю, что можно выиграть за счет эмоций, за счет интересного рассказа, за счет локации, потому что если у тебя путешествие, например, на вулкан, то это уже более выигрышно. Техника даст картинку, но может не дать никакого смысла. Недостаточно просто красиво что-то показать, важна начинка, суть. Техника – это бонус, а эмоции – точно шанс на победу. Даже сейчас я понимаю, что если бы переснимал ролик, то больше давал бы эмоций и каких-то рассказов, историй.
– Не хотите снова попробовать свои силы в следующем году?
– К сожалению, призерам нельзя участвовать в следующем сезоне конкурса.
– А если бы была возможность, приняли бы снова участие, может в другой номинации?
– Да, конечно. Вообще я бы с радостью посетил Дальний Восток зимой. Обязательно хочу побывать на Камчатке и на Чукотке. Мне многие говорят, что на Чукотке сурово, но меня это и привлекает больше всего. Хочется застать сложную погоду, посмотреть на это все. И очень хочу в Магадан, там такие красоты. Меня все это привлекает. Хочется отправиться в экспедицию по Дальнему Востоку, снимать ее. Я после участия в этом конкурсе увидел смысл в создании видеороликов про путешествия, потому что путешествую уже очень давно, но почему-то ленюсь или смущаюсь записывать ролики, говорить в них, делиться информацией, эмоциями, опять же. А теперь понимаю, что все это не зря, это дает свой отклик. Думаю, что нахожусь на правильном пути. Я рад, что сейчас все силы направлены на Дальний Восток, на его популяризацию, на его доступность.
– Валентин, дайте совет тем, кто, может быть, хотел участвовать в конкурсе, но засомневался и передумал.
– Советую обязательно участвовать в этом конкурсе, потому что, как говорится, лучше пожалеть, что попробовал, чем жалеть, что не попробовал. Мне еще нравится фраза о том, что лучшие кадры сняты на наши глаза, но я считаю, что все надо записывать на видео, делать фото, потому что через несколько лет это приносит безумные приятные эмоции и воспоминания о прожитых годах. И со временем эти эмоции увеличиваются в несколько раз. Я смотрю на предыдущие поездки, вспоминаю их благодаря каким-то кадрам, потому что память стирает какие-то фрагменты, вспоминаю, какие эмоции я переживал в этот момент. Поэтому настоятельно рекомендую записывать, снимать, делиться получившимся на конкурсе «Дальний Восток – земля приключений». Появится новое окружение, люди с общими интересами, возможно, вы найдете новых друзей, с которыми будете в дальнейшем путешествовать. Мне поездка на Шантары подарила друзей, с которыми я продолжаю общаться. Ведите архивы жизни, чтобы потом однажды сесть, пересмотреть их и сказать, что это все было не зря. И обязательно нужно делиться этими архивами, чтобы и других вдохновить, и показать, как прекрасна природа, как прекрасен мир.
Беседой с Дианой Абазовой из Амурска — обладательницей первого места конкурса «Дальний Восток — Земля приключений» в номинации «Лучшее детское путешествие» —EastRussia начинает серию интервью с победителями этого творческого состязания.
На суд жюри «Дальний Восток — Земля приключений» в 2024 году любители путешествий прислали 664 фильма. Это в три раза больше, чем в дебютном 2022-ом. Участники боролись за главный приз в три млн рублей. Его получил москвич Илья Большаков за путешествие на потухший вулкан Креницына на Курилах.
12-летняя школьница и начинающий блогер Диана Абазова из Амурска рассказала EastRussia, в чем секрет ее успеха и какие «фишки» нужно использовать в съемке, чтобы стать лучшим, и правда ли, что на горе Маглой есть призраки.
– Диана, поход на гору Маглой это твой первый поход? Можешь рассказать, как это было?
– Путешествие на гору Маглой, которая считается священной у нанайцев, мы совершили вместе с мамой. Это был мой первый поход, и я рада, что он был с мамой. В 2023 году она ходила одна на гору Сюмнюр, так сказать, на разведку. Меня она с собой не взяла. Говорит, ей надо было убедиться, что для ребенка это безопасно. Я, конечно, тогда очень огорчилась. И вот, когда она вернулась и стала делиться впечатлениями, я сказала: «Все, на следующий год мы идем вместе!». Так и вышло. У нас в Амурске есть Татьяна Кирилова, она очень любит горы, особенно Эльбрус, и водит экскурсии. Мы записались в ее группу. Снаряжения у нас не было особо, поэтому с миру по нитке собирали. У нашей семьи много друзей, и когда мама бросила клич, с нами поделились палаткой, спальником, рюкзаками. Все, что было нужно, привезли прямо домой.
— Обычно в твоем возрасте стремятся быть самостоятельными и отдалиться от родителей…
— Ой, это точно не про нас. Мама мой самый лучший друг. У нас хорошие взаимоотношения, поэтому болезнью подростков «я взрослая» я не заболела. Вообще я хочу сказать, что это путешествие сплотило нас с мамой еще больше. Я увидела ее с новой стороны. Восхищение вызвало то, как она легко может перестроиться с комфортной городской жизни на суровую походную и чувствовать себя при это хорошо.
Наталья Абазова, мама Дианы
– В этом походе я увидела свою дочь с новой стороны. Она мне всегда предлагала помощь, поддерживала и переживала за меня. Это очень трогательно. Мы и до этого были сплоченные, но сейчас появилось еще одно общее приятное воспоминание. Я поддерживаю своего ребенка во всех начинаниях. У нас дом заставлен оборудованием для съемки: штативы, кольцевые лампы, какие-то подсветки, шнуры. Кто-то, возможно, ругался бы, а я, наоборот, поощряю, что она снимает и монтирует. Мне кажется, что детям нужно давать больше свободы.
— А когда ты шла в поход ты знала, что будешь снимать ролик для конкурса «Земля приключений»?
— Нет, я даже не знала, что есть номинация «Лучшее детское путешествие». Я просто поставила себе творческую задачу – снять длинное горизонтальное видео, мини-фильм о путешествии. Знаете, такой вызов самой себе. Я увлекаюсь видеосъемкой и делаю в основном короткие вертикальные ролики, например, для Тик-Ток. Длинными видеороликами не занималась никогда и мне хотелось попробовать себя в этом жанре. Я написала сценарий. Планировала части своего видео, что буду говорить и когда, сколько примерно секунд будет длиться каждая часть, писала слова, которые буду говорить. Но снять все четко по плану не получилось. Ожидание и реальность немного не совпали. Приходилось импровизировать. Режиссерская находка, когда я стою у подножия горы Маглой, а потом вместе со зрителем при помощи монтажа быстро «спускаюсь» вниз, родилась на месте. И вот когда ролик был готов, наша хорошая знакомая рассказала о конкурсе, что, оказывается, там есть номинация для детей. Я отправила и забыла. Изначально я снимала для ВК и Youtube, чтобы родственники и одноклассники могли зайти и посмотреть. Но, к сожалению, цифры там оставляют желать лучшего: около сотни. Я немного расстраивалась из-за этого, ведь столько труда вложено в мини-фильм. Когда раздался звонок, и в трубке сказали о приглашении в Москву на церемонию награждения, я честно скажу, подумала, что это какой-то прикол.
— Одним из самых ярких моментов ролика стал тот, где ты говоришь про привидение. Ты действительно что-то такое почувствовала или это было по сценарию?
– Я в мистику не верю. Но многие в группе говорили, что им кажется будто кто-то возле них ходит. Моя мама говорила, что когда она ночью выходила из палатки и подходила к костру, то ей казалось будто сзади кто-то стоит и дышит. Раньше гора Маглой считалась шаманской. Только шаманы могли на нее взбираться и проводить там обряды, поэтому у этого места сильная энергетика, там происходят разные странности. И еще по легенде там ходит призрак погибшего члена экипажа самолета, обломки которого до сих пор на горе. Хоть я ничего такого не чувствовала, но не вставить этот момент фильм не могла. Это очень важная часть.
– Как тебя встречал родной город после возвращения из Москвы?
— Возвращение в родной Амурск с победой из Москвы произвело фурор в школе. Но только среди учителей. Они все так сильно радовались! А у одноклассников самый первый вопрос: сколько денег выиграла? Отвечаю как есть – 75 тыс. рублей. В общем, у них радость больше за деньги. На эти деньги я купила iPhone 16. Старому телефону уже лет шесть, он уже сильно тормозил и там память перегружена. Какой новый ролик на него сниму, пока не знаю. Возможно, когда мы поедем отдыхать летом, я что-то сниму.
— Диана, а ты уже решила кем хочешь стать когда вырастешь?
— Мне столько всего хочется и нравится! Хочу стать моделью, актрисой, архитектором. Я занимаюсь профессионально в художественной школе уже семь лет. Раньше ходила на танцы, а сейчас у меня две спортивных секции. Это чир спорт, в нем я уже три года, и карате, где я с конца прошлого года. Уже сдала на оранжевый пояс.
Мама говорит, что я целеустремленная и упорная, а мне, наоборот, кажется, что я занижаю свою самооценку. Если я что-то сделала, то я часто недовольна результатом. Для меня это хорошо, потому что я стараюсь каждый раз сделать еще лучше, преодолеть себя.
Конкурс «Дальний Восток – Земля приключений» будет продолжен и в 2025 году. Об этом полпред ДФО Юрий Трутнев рассказал в интервью телеканалу «Россия-24». А это значит, что начинать съемку можно уже сейчас. О начале приема заявок будет объявлено дополнительно.