В селе Амга Амгинского района Якутии 20 июня прошло торжественное открытие XVII республиканского Ысыаха Олонхо. Церемония началась с традиционных обрядов встречи почетных гостей и дарования белой благодати.
Глава Якутии Айсен Николаев установил символ Ысыаха Олонхо «Ытык Дуоҕа» - церемониальный жезл - на священном сэргэ (ритуальном коновязном столбе), объявляя о начале праздника. Он поздравил якутян с Ысыахом Олонхо и выразил благодарность жителям Амги за великолепную организацию праздника, который они подарили всей республике.
Айсен Николаев передал слова президента Владимира Путина, который, побывав в Якутске, выразил восхищение стремлением якутян к сохранению и развитию своей культуры. Президент отметил, что это стремление заметно как у старшего, так и у молодого поколения, и поблагодарил жителей Якутии за их преданность традициям, передавая поздравления с Ысыахом.
Глава Республики отметил, что эпос Олонхо признан шедевром человеческого наследия. «Мы не просто сохраняем наш Олонхо, но и интегрируем его в современную культуру. Сегодня мы увидели, как цирковое представление и Олонхо объединились, показывая нам пример прекрасной культуры народа саха и всей Якутии», — сказал он.
Айсен Николаев выразил уверенность, что добро в эпосе Олонхо всегда побеждает зло, и слова священного алгыса обязательно достигнут бойцов, которые защищают родину. Он пожелал им силы и скорейшего возвращения домой с победой.
Старейшина Амгинской земли Михаил Алексеев благословил начало XVII Ысыаха Олонхо. Продолжились традиционные обряды благословения, поклонения покровителю конного скота Солнечному Дьөһөгөй Айыы Тойону и кумысопития.
Гостям и участникам показали театрализованное представление по мотивам олонхо Устина Нохсорова «Дыырай Бэргэн». С приветственным словом выступили первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александр Жирков и глава Амгинского района Степан Кузьмин.
Торжество завершилось массовым осуохаем, объединяющим гостей и участников этого значимого события.
Каждый год праздник собирает более 10 тысяч человек из всех улусов республики. В этом году участие принимают делегации из 32 улусов, состоящие из 2 тысяч человек, включая 1,5 тысячи участников конкурсов и спортивных мероприятий. В организации и проведении задействовано более 3,5 тысяч человек, более тысячи принимают участие в церемониях открытия и закрытия. Всего в дни праздника ожидается участие более 15 тысяч человек.
С 2006 года Ысыах Олонхо проводится в различных районах республики. В 2025 году национальный праздник пройдет в Нерюнгринском районе.
Главная елка Приморья ждет гостей на Площади Борцов революции. Здесь же в новогодние каникулы состоятся самые массовые гуляния. В праздничной программе конкурсы, концерты, фейерверки.
А еще во Владивостоке на линию курсирует праздничный трамвай. Нарядный вагон с украшенной елкой будет ходить по маршруту № 6 до 7 января.
На Камчатке от фейерверка отказались. Зарядиться новогодним настроением в центре Петропавловска-Камчатского можно на новогоднем фуд-корте. Шатры с продукцией от камчатских предпринимателей расположились на площади у стелы «Город воинской славы». Там же можно заглянуть в резиденцию Деда Мороза. Работать фуд-корт будет каждый день до 8 января включительно.
В столице Хабаровского края, по традиции, в центре города установили две елки. Одна из них находится в парке «Динамо».
Как рассказали EastRussia в администрации города, в этом году парк сияет ярче прежнего, гирлянд стало еще больше, а камзол знаменитого Гулливера украсили светодиодами. Кроме елки на главной аллее в парке можно полюбоваться работами участников традиционного конкурса ледовых скульптур «Амурский хрусталь».
Вторая елка расположена на площади Ленина. В этом году убранство площади выдержано в классическом стиле. Здесь установлены более 20 арт-объектов и 20-метровая ель. Для детей оборудовали три горки. Тут же с 1 по 8 января можно посмотреть парад сказочных персонажей и посетить фестиваль-ярмарку «Амурфест.Зима». А еще можно сфотографироваться и поиграть с символом Хабаровского края – китолетом. «Час с Китолетом» пройдет 4 и 6 января с 15.00 до 16.00.
Главную елку Колымы на Театральной площади Магадана по традиции открывал парад Дедов Морозов. Тут программа праздничных мероприятий столицы Магаданской области.
В Биробиджане елка установлена на центральной площади города. Там расположились фигуры с иллюминацией: русские тройки с каретой и санями и пухлые снегири. Но главный элемент украшения – это гигантская арка с минорой. В ней одновременно горят 36 тыс. лампочек.
Сказка пришла и в центр Южно-Сахалинска. Елка и шатер установлены на главной площади у Дома Правительства. На оформление ушло 4 км гирлянд! Местные жители загадывают тут желания.
В Благовещенске новогодняя ель украшена игрушками и пятиконечной звездой, от которой лучами расходится гирлянда. Также площадь украсили светящимися арками, одна из которых напоминает полумесяц со звездой.
Вечером 31 декабря небо над Амуром озарит новогодний салют. Как сообщили EastRussia в правительстве Амурской области, запускать фейерверк будут в Китае, в районе острова Большой Хэйхэ. Посмотреть его можно 31 декабря, в 20:00-20:30 по амурскому времени. Кроме того, на главной телебашне Приамурья появится яркая фраза «С Новым годом!» на двух языках.
Последний день уходящего года столица Чукотки – Анадырь оказалась во власти циклона. Порывы ветра достигают 35 – 40 м/с. Но елка на главной площади выполнена с учетом климатических особенностей, хорошо укреплена, поэтому пурга не должна испортить праздник жителям и гостям округа.
Новогодняя елка на главной площади Якутска — площади Ленина — открылась одной из первых в стране. Церемония проходила с участием Хранителя мирового холода Чысхаана. Кстати, площадь Ленина открылась в этом году после реконструкции, работы шли почти год.
В Чите главная елка Забайкалья встречает гостей на площади Ленина. Здесь обустроили целый ледовый городок — с двумя катками — для взрослых и детей, горками и аттракционами.
Места проката коньков, мастер-классы, концертные программы, спектакли и даже спортивные активности по всему Забайкалью можно найти на интерактивной карте сайта «Культура 75». Она поможет запланировать новогодние выходные для всей семьи.
Главную ель Бурятии поставили на Площади Советов в Улан-Удэ. Традиционный ледовый городок заселили герои сказок Пушкина — среди двадцати восьми ледяных скульптур леший, русалка, кот ученый, старик со своей золотой рыбкой, три девицы под окном и другие персонажи.
Для детей также построены четыре безопасных ледяных горки: две большие и две для совсем маленьких гостей.
Всех с Новым 2025-ым!!!!
Открыли студию «Отдыхай-Зажигай» две подруги, переехавшие в Петропавловск-Камчатский из небольшого поселка на побережье полуострова. Алена Мартынова, 33 года, по образованию инженер-технолог рыбной продукции, по специальности не работала. Сразу после окончания вуза загорелась идеей открыть студию по организации праздников. Общую мечту воплощали вместе с подругой детства – встретились в Петропавловске, подрабатывая в одной компании аниматорами. Подруга – Татьяна Ворсина, 33 года, по образованию журналист, работала на местном телевидении, воспитывает двухлетнего сына. Обе девушки являются основными аниматорами студии.
– Алена, что для вас значит эта работа, почему вы стали аниматором?
– Когда искала работу в 2011 году, увидела объявление о вакансии аниматора. Я даже не знала точного определения этого слова, но интуитивно понимала, что это – человек, развлекающий детей. Мне это было знакомо, интересно, ведь я такой деятельностью занималась еще в школе, и в институте, когда подрабатывала. Теперь я понимаю, что это мое призвание, я нашла себя. Моя работа – моя жизнь и я каждый день дарю радость! Не простые эмоции, а именно счастье. Это очень важно, особенно на Камчатке, где так не хватает развлечений. Детям нужно дарить детство!
– Расскажите поподробней, как вы развлекаете детей, чем заинтересовываете?
– Если сухо и просто – то родители заказывают у нас праздники – дни рождений, выпускные из детсадов, школьные выпускные, новогодние вечеринки. Мы их организовываем и предоставляем пространство для проведения, у нас есть полностью оборудованный для детей стильный красивый клуб со множеством активностей, с неоном и светомузыкой. Ну а если подробнее, то без лишней скромности скажу, что все наши гости от нас в восторге!
У нас несколько форматов развлечений. Основное – это анимационная программа, когда персонажи в ярких костюмах выходят к детям и проводят интерактив. Например, супергерой сообщает, что какой-то злодей украл все подарки, и нужно всем вместе их найти, и мы с ребятами отправляемся в путешествие на поиски подарков. Второй вариант – модные сейчас программы на экране. Появился такой тренд – аниматором выступает популярный блогер на экране, он ведет разные игры, дает задания, логические задачи, ребусы, учит, например, танцевальным движениям – детям очень нравится новый формат. Третий вариант – летом мы проводим активности на улице – квесты, пенные вечеринки и прочее на дачах и базах отдыха. И, наконец, наше любимое – шоу-программа. Любой праздник мы дополняем шоу. Например, есть блестящая дискотека, где дети бросаются блестками, закапываются в них и веселятся. Шоу мыльных пузырей – и дети и взрослые обожают. И наши фирменные – фантастик-шоу, дрим-шоу, шоу спецэффектов. Все секреты раскрывать не буду, но расскажу, что существует дрим-страна, где можно загадать желание, а прилетающая прекрасная фея его обязательно исполнит. У нее яркий красивый наряд, синие волосы, светящиеся крылья, поставленный танец, особенная специально подобранная музыка, ее движения сопровождаются подсветкой и светомузыкой. Можно сказать, это театрализованное представление. Шоу-программы – это наши оригинальные авторские сценарии, которых больше нет ни на Камчатке, ни в России. Из спецэффектов самый любимый всеми – это снег. Снег в помещении с потолка всегда вызывает на Камчатке огромный восторг!
Помимо всего этого есть много приятных дополнений, которые делают праздник более насыщенным – сахарная вата, неоновый бокс с игрушками, откуда каждый ребенок может взять себе подарок, пиньяты с вкусняшками, аквагримм, бьюти-бар для девочек – все это украшает любой праздник.
– Ну вот и мне захотелось к вам на праздник! Вы для взрослых что-то устраиваете?
– Мы занимаемся, в основном, детскими праздниками. Но также по запросу готовим вечеринки и для взрослых. Но это индивидуальные разработки под конкретного клиента, а детские у нас заготовлены, и мы их постоянно пополняем. Мероприятия проводим почти каждый день, а по выходным бывает и несколько заказов. Пик сезона – в декабре (Новый год) и в мае (выпускные).
– Что сейчас в тренде на детских вечеринках?
– Сейчас на волне – Хагги Ваги и Кисси Мисси. Это – страшные монстрики, но дети их обожают. Хоть они и монстры, мы не делаем программу страшной – в конце всегда будет хэппи-энд либо что-то поучительное. Также популярны Уэнсдэй, Куроми, «Цифровой цирк» – все трендовое у нас есть. Но, надо сказать, не всё заходит на Камчатке. Например, на материке были очень популярны Барби после выхода фильма. Мы сделали Барби-шоу, но тут оно не так зашло... Самое популярное сейчас, как и в прошлом году – Уэнсдэй, вот до сих пор на волне. Пользуются популярностью и классические персонажи – супергерои и принцессы. Всего у нас около 100 персонажей. В команде около десяти человек, включая администраторов.
– Вы проходили профессиональную подготовку для работы с детьми?
– Как таковой профподготовки для аниматоров нет. Но каждые полгода мы ездим на разные форумы по всей России, на слеты аниматоров, где собираются около 200-300 человек из нашей сферы. Обмениваемся своими наработками, фишками, ходим на мастер-классы, слушаем лекции психологов, коучей и профессионалов нашей сферы. Лично я была на таких форумах 21 раз. Заряжаемся там, и о себе рассказываем коллегам из других городов, а по приезду домой начинаем креативить. Мы обучились всему, что знаем и умеем, вкладывая много денег.
– Можете раскрыть секрет взаимодействия с ребенком, который, скажем, очень стеснительный в обществе или пришел без настроения?
– Таких ситуаций у нас практически не происходит. Самое главное – работать от души, не просто надеть костюм, выйти к детям и сделать свое дело. Нужно действительно поверить в сказку, в персонажа, которого играешь, и говорить искренне, от сердца и души с ребенком. Когда они это видят, то отдают свои эмоции и энергию взамен, у них блестят глаза и они верят персонажу. Всегда все хорошо проходит. Но я точно знаю, как привлечь внимание детей и как взаимодействовать с родителями.
– Как можете в целом охарактеризовать индустрию развлечений для детей на Камчатке?
– Развлекательная индустрия здесь страдает: мало мест, куда можно пойти с ребенком. Даже детских площадок не хватает. Но у нас есть около десятка детских студий — наших конкурентов в Петропавловске. Как правило, все, что тут появляется, быстро надоедает – у нас маленький город. Появилось детское заведение – и все идут туда, а через год там уже все неинтересно и …испорчено. Мы понимаем, что у нас одна и та же аудитория, и нам необходимо постоянно развиваться – чтобы не надоесть. И мы всегда можем удивить гостей, даже тех, кто у нас был полгода назад.
Каток на льду Амура, иллюминация в центре города и Рождественские колядки – как праздновали Новый год и Рождество в дореволюционном Хабаровске?
Кукла Варя и замороженные мандарины
Больше всего, конечно же, Рождества ждали дети: после обязательных святок, посещения церкви наступала самая приятная пора – елка и подарки. В Хабаровске «елок» было несколько: общественная, для гимназисток и кадетов. Как правило, ее посещал генерал-губернатор, который и вручал подарки. Сергей Михайлович Духовский, к примеру, любил приходить с супругой Варварой Федоровной.
Вот, что она писала по этому поводу в своем дневнике, который вела с раннего детства:
«30 декабря в нашем атаманском зале была устроена елка для гимназисток и для кадет; мы обедали по этому случаю в три часа, а в пять стали уже собираться дети с их родителями. Сначала мальчики и девочки попарно прошлись по залу полонезом, а затем я начала раздавать девочкам подарки, разложенные кругом елки, а муж наделял ими кадет».
Примечательно, что у детей заранее узнавали, какие бы подарки они хотели получить. Для этого, к примеру, однажды нарядили дворника гимназии Дедом Морозом, которому девочки передавали специальные билетики, где и был указан желаемый подарок. У девочек, как правило, это были куклы или зеркало.
Опекали Духовские и сирот: заезжали в приют, где также вручали подарки. Варвара Духовская в один из таких визитов отметила в своем дневнике девочку, которая проявила себя, как настоящий дипломат. Когда генерал-губернатор спросил её: «Как куклу назовешь?», ответила: «Варей».
Были в Хабаровске «в чести» и, выражаясь современным языком, корпоративы: их устраивало практически каждое сообщество. К примеру, в кадетском корпусе в новогодние праздники проходил танцевальный вечер с живыми картинами, в 10-м батальоне – солдатский спектакль, а в общественном собрании водружали огромную елку, куда приглашали воспитанников двух городских училищ. В качестве угощения для них приготовили «диковинку» – мандарины. Правда, они были замороженные: по-другому в те годы фрукты, да и многие другие продукты, доставить в Хабаровск было попросту невозможно.
Елки, кстати, устраивали практически все купцы и торговцы средней и мелкой руки. Среди предпринимателей считалось зазорным не потратить деньги на благотворительность.
В последнюю неделю декабря, с наступлением Рождества Хабаровск становился городом ряженых. Они ходили друг к другу в гости, к соседям, поздравляя с наступающими праздниками и получая небольшие подарки. Правда наряжаться разрешалось далеко не всем – нижним чинам, как бы сейчас сказали, «рекомендовалось» оставаться в форме.
Высшие чины и знать на Рождество ходили на божественную литургию в Успенский собор – тот самый, который в 20-е годы ХХ века разрушили и из его кирпичей построили пожарную каланчу (стоит до сих пор).
Новый Год по-взрослому
Для взрослых на Новый год устраивались маскарады и танцевальные вечера. 1901 год, к примеру, встречали в Общественном собрании, а вечером 1 января «избранное общество» приглашалось в дом генерал-губернатора, где устраивался маскарадный бал. Формат настолько понравился горожанам, что маскарады стали проводить чаще – и в честь других праздников, а потом и вовсе в обычные дни. Была даже своего рода конкуренция между Общественным (читай – гражданским) и Военным собранием в части организации мероприятий. Военные выигрывали – у них было собственное здание с просторным залом.
Готовились к праздникам, как и сейчас, загодя: примерно в начале декабря в единственной газете «Приамурские ведомости» (кстати, учрежденной Духовским) появлялись коммерческие объявления, гласящие, что в тот или иной магазин завезли новогодние товары: елочные игрушки, украшения. Парикмахерские и ателье объявляли о приеме заказов на пошив новогодних костюмов. Одним из самых популярных был костюм Амура.
В числе популярных зимне-новогодних забав было и катание на собачьих упряжках. Для этого в город специально приезжали гольды (так называли нанайцев, а заодно иногда и других коренных жителей – орочей, ульчей), которые устраивали гонки на замерзшем льду Амура (гонки эти, кстати, очень любил генерал-губернатор). За плату они катали всех желающих и даже работали в качестве такси.
Вообще, увеселительные мероприятия сильно зависели от погоды: мороза и ветра. В частности, именно из-за холодов в новогодние праздники в Хабаровске не проводились военные парады, как это было принято в западных регионах страны, а вот оружейные салюты (вместо нынешних фейерверков) были и были долгожданными. Кстати, именно оружейный выстрел извещал о том, что наступил Новый год (вроде боя курантов на Спасской башне сейчас).
А вот распивать спиртные напитки, несмотря на холод, возбранялось. За этим строго следили полицмейстеры, особенно на мероприятиях для простолюдинов – были и такие, для них устанавливали елку возле народного катка у Алексеевской женской гимназии, куда люди попроще приходили пешком, чтобы поглазеть на наряженное дерево и тех, кто катается на коньках.
Кстати, одно время – в начале ХХ века – каток устраивали прямо на льду Амура: выбирали место, где торосов поменьше, расчищали площадку и за небольшую плату пускали посетителей. Здесь же можно было отведать чая из самовара, с бубликами.
В прорубь!
Впрочем, для всех «выпивох» был вполне себе выход – нырнуть в прорубь. Помните, как генерал в «Сибирском цирюльнике»? Собственно, этим и заканчивались празднества – после недельного загула «холодный душ» в Амуре возвращал к рутинной жизни. До следующего Рождества и Нового года…
Празднуют день рождения Хабаровска по традиции в последние выходные мая. Учитывая, что год юбилейный, праздничная программа растянулась на несколько дней. Корреспондент EastRussia отправился на улицы «виновника торжества» в ретроавтомобиле, чтобы попробовать объять необъятное.
Отправился я на арт-фестиваль «Счастливый Хабаровск» вместе с клубом «80'S Old School Autoclub» – сообществом любителей праворульных японских машин, выпущенных в 80-х годах прошлого века. И хотя формально я не подходил под заявленный формат клуба - мой «Чайник» (Toyota Chaser) 1979 года выпуска – в ряды владельцев олдскульных машин меня взяли с охотой.
Мой новый знакомый Михаил на «Тойота Креста» координирует своих по месту, которое нам определили для выставки:
– В автобусном кармашке, прямо перед «Саппоро».
Стоящий рядом молодой парень недоуменно оглядывается по сторонам в поисках неведомого ему «Саппоро». Замечая это, объясняю:
– Вот это здание, где сейчас ресторан «Пани Фазани», новодел, его «воткнули» аккурат между двумя дореволюционными зданиями. А строили его японцы, здесь был один их первых японских ресторанов в современном Хабаровске – «Саппоро», было это в конце 80-х. Как раз наши «Кресты» и «Чайзеры» тут могли парковаться.
Хотя беглый опрос соучастников выставки показывает, что машины в Хабаровске очутились разными путями и некоторые не так давно: «Кресту» Михаил пригнал из Благовещенска, я своего «Чайника» с Сахалина, красная «Тойота Супра», которая стала настоящим магнитом для зрителей, приехали с Камчатки. Все-таки Хабаровск – центр Дальнего Востока, а любители ретро машин готовы проделать немалый путь, не говоря уже о бюджетах, которые приходится тратить на восстановление авто.
– Это же машины из нашего детства! – говорит дама лет 30, рассматривая вместе с сыном и мужем наши машины.
Вот уж действительно: из нашего, дальневосточного детства!
«Японки» из 80-х оказались не единственными автоэкспонатами на ставшей на несколько часов пешеходной зоной главной улице Хабаровска Муравьева-Амурского. Неподалеку расположились отечественные машины, начиная с 40-х годов прошлого века. Это музей «Авторетро-100» экспонирует свои экземпляры. Хабаровчане часто видят их на всевозможных городских и краевых праздниках. Недавняя прогулка у «Авторетро-100» была на День Победы.
Через пару кварталов – «громкие» машины: студии автозвука на колёсах, поражающие всех децибелами. Неподалеку еще «японки», но посвежее и тюнингованные – у таких, как правило, «зверь» под капотом и красивая аэрография.
На «Счастливый Хабаровск» мог заявиться к участию любой клуб, сообщество или компания. И с каждым разом, складывается впечатление, что участников становится все больше. В этот раз их набралось около сотни. Чтобы познакомиться с ними поближе, закрываю «Чайника», беру фотоаппарат и идут по Мур-Амур (так для краткости хабаровчане называют улицу Муравьева-Амурского).
На одном из перекрестков девочки-гимнасты выполняют в воздухе всевозможные упражнения. Всегда поражался – как они не боятся? Тут же «летают» в воздухе велосипедисты, скейтеры и парни на самокатах с маленькими колесиками, для которых на проезжей части установили рампы и боксы.
По соседству художники пишут портреты горожан, у бывшего Центрального гастронома любители Средневековья демонстрируют своих доспехи и предлагают зрителям принять участие в шуточных сражениях. Те, кто соглашался, с азартом «дубасили» противника мягким подобием меча. Пешеходные дорожки отвели для всевозможных арт-мастерских, где можно попробовать смастерить что-либо самому или приобрести готовый хенд-мейд у тех, кто это делать умеет.
После обеда Муравьева-Амурского наполняется людьми, получается эдакое «людское море».
В числе зрителей был и мэр Хабаровска Сергей Кравчук, он каждый год приходит на «Счастливый Хабаровск», считая его «визитной карточкой» Дня города.
–Прекрасный фестиваль. Он показывает, насколько разносторонние люди живут в нашем родном городе! Дорогие хабаровчане, от души поздравляю вас с юбилеем краевой столицы! Благодаря вам наш город растёт и развивается, – поздравил хабаровчан Сергей Кравчук.
Говорят, мэр успел осмотреть все площадки и даже поучаствовал в благотворительных акциях. А я вот не успел - начался ливень! Надо сказать, что по всем признакам день обещал быть солнечным и жарким, поэтому многие не стали брать зонтики. Вот им-то (а их оказалось большинство) и пришлось искать убежища под козырьками, карнизами и крышами. Давно такой картины не наблюдал в Хабаровске: тысячи людей стоят вдоль стен зданий, но при этом все довольные и улыбаются. Лично мне это напомнило первые кадры фильма «Июльский дождь» режиссера Марлена Хуциева.
На какое-то время Мур-Амур опустела, хотя некоторым ливень не помешал принимать ванную из мыльной пены или просто танцевать.
Впрочем, дождь закончился и «людское море» вновь вернулось, уже до самого вечера.
Во второй празднично-выходной день из всего разнообразия мероприятий мы выбрали прогулку-квест «Любимый город». Место старта: городские пруды. Задача: прочитать вопрос из конверта, понять, какое место зашифровано, дойти или добежать до него, найти на месте агента и получить следующее задание. Можно брать подсказки из этого же конверта, но за это с команды снимаются баллы.
«Какая знаменитая историческая личность была взята под охрану государством в 1960 году?»
Так звучит наш первый вопрос. Понятное дело, что речь идет о памятнике, который взяли под охрану. Моя версия: Ерофей Хабаров на привокзальной площади, его как раз к 100-летию Хабаровска установили. Но коллеги по команде отвергают версию – слишком далеко, все места в радиусе километра. Что ж, тогда Владимир Ильич на пл. Ленина, как раз неподалеку. Через несколько минут пыхтения в горку убеждаемся, что версия была правильной.
Потом были «Балалайка и Пипа» на Амурском бульваре, нулевой километр трассы Чита – Хабаровск и «Белый дом» опять же на площади Ленина. Нашу победную спесь сбил финальный вопрос, который звучал так: «Место, где собираются братья и сестры». Конечно же, мы ринулись к Успенскому и Спасо-Преображенским соборам, хотя все в итоге оказалась гораздо ближе – это была аллея побратимских связях на прудах.
Примечательно, что в нашей команде из пяти человек двое оказались гостями из Приморья. Владимир и Ася приехали в Хабаровск из Арсеньева, он - студент ТОГУ, она – медицинского колледжа. На вопрос «почему не ДВФУ?» отвечают, что хотели подальше от родителей, почувствовать себя самостоятельными. Что ж, это тоже в духе Хабаровска – наш город всегда был студенческим и с большим числом приезжих.
С днем рождения, Хабаровск!
О чем говорит нанайский орнамент, как рыбья кожа превращается в ткань, береста — в тарелку для горячего супа, и почему у нанайских кукол нет глаз? Секреты нанайских мастериц, их истории стали основой серии роликов «Тайны ремесел Приамурья», которую сняли хабаровские документалисты. В одной из поездок компанию съемочной группе составила корреспондент EastRussia.
Чтобы добраться до села Джари нужно пересечь Троицкое: два населенных пункта на берегу Амура практически слились в одно целое. Их разделяет только табличка с коротким названием одного из древнейших нанайских поселений. Археологические находки утверждают, что люди на этой земле жили со времен неолита. Несмотря на рассыпанные по селу офисы маркетплейсов и филиалы сетевых магазинов, национальная культура держится здесь устойчиво: большинство местных жителей до сих пор помнят каково это — зимой носить ботинки из рыбьей кожи.
В путь длинной 200 километров съемочная группа из Хабаровска отправилась, чтобы встретиться с редчайшим специалистом — Валентиной Бельды. Она — один из немногих оставшихся мастеров по работе с рыбьей кожей. Ее легендарные халаты из рыбьей кожи приобрели известность далеко за пределами Хабаровского края и даже страны. Пока за окном автомобиля мелькают столбики, отсчитывающие километры, расспрашиваю Яну Коробицыну — режиссера серии роликов «Тайны ремесел Приамурья» — зачем она это делает.
«Есть общее представление о культуре народов Приамурья — нанайцев, ульчей, удэгейцев. Ну узоры волнообразные, ну халаты из рыбьей кожи носили. Но это все сложно представить в реальности, понять, как они это все делали, для чего и насколько это было сложно. Подробного, наглядного, современного материала — нет. А хочется показать богатство и философию культуры, которая развивалась здесь задолго до нашего появления на этой земле. И развивается до сих пор! Развиваются технологии, развиваются и творческие методы», — делится Яна.
По сравнению со «столичным» Троицким (Троицкое – районный центр Нанайского района – прим. ред), Джари — кажется совсем небольшим. Перед встречей с мастерицей удается спуститься к реке. Нам везёт: берег полон людей — сегодня рыбный день. Ловля здесь сменяется отдыхом, поочередно, день через день. Незнакомцев с камерами встречают с интересом: когда узнают к кому приехали, радуются: Валентина Бельды — здесь легенда.
Валентина Бельды с рыбьей кожей начала работать в 40. Как она сама любит говорить: «с возрастом ощутила, что кровь зовет». Когда женщина захотела освоить древнее ремесло, оказалось, что в Хабаровском крае осталась всего одна мастерица. Выделывать рыбью кожу — тяжелый труд. И когда бытовая необходимость отпала, им мало, кто хотел заниматься.
Снять кожу, очистить от жира, постирать и обработать в растворе, высушить, затем снять чешую и — самое тяжелое: промять, довести до состояния ткани. Все это занимает не один день, а если изделие большое, то и не одну неделю или даже месяц и год. Но оказалось, что для мастерицы кожа сома дороже ее личного времени.
«Начала я с маленьких изделий: сувениры начала делать. В детстве я видела, как мои бабушка и дедушка носили олочи, обувь. Я призадумалась: мои дети и внуки не видели этого. И мне стало жалко эту кожу, например, большого сома на какие-то чехлы тратить. Я подумала, что надо показать, какую одежду носили наши предки. И я перешла на традиционную одежду», — рассказывает Валентина Бельды.
Еще одной мастерицей, согласившейся передать секреты ремесел своего народа стала известная дальневосточная художница Елена Киле. Около 30 лет назад ее приняли в Международное объединение художников ЮНЕСКО. Ее работы хранятся в государственных и частных коллекциях шести стран мира, в том числе США и Японии.
«Нанайская кукла «Акоан» больше чем игрушка. Это пособие по взрослению. Играя, девочки усваивали правила, они представляли, как они бы хотели жить, когда повзрослеют. А игрушек из рыбьих костей у меня была коллекция. Армия медведей из лобных костей сома и арсенал бабочек из плавников амура», — поделилась Елена Киле.
Рядом с разбросанной берестой разных оттенков и размеров, Елена чувствует в своей стихии. Перерыв во время съемок — время выпить кофе. Ложки под рукой не оказалось — мастерица незаметно для всех вырезает ее из обрезков материала. Незапланированный мастер-класс по изготовлению чайной ложечки из бересты ускользнул от камер, но не от удивленных глаз съемочной группы.
«Береста — удивительный материал. Теплый и на взгляд, и на ощупь. В доме, где много бересты — приятно находится», — поделилась Елена Киле.
И Елена Киле и Валентина Бельды стремятся поделится своим мастерством, чтобы сохранить свою культуру. Валентина ведет кружок в Межпоселенческом центре нанайской культуры, надеясь, что в ком-то все-таки проснется тяга заниматься традиционным ремеслом.
«А кто после меня будет шить? Вот веду кружок и учу. Может не сейчас, но потом вспомнят. По крайней мере я навык даю. Главное, чтобы дело предков не ушло», — поделилась Валентина Бельды.
«Нанайская культура — это мой воздух, моя еда, мои мозги. Все нанайское, так как я выходец из нанайского народа — для меня дорого. И я точно знаю, что когда люди понимают культуру друг друга, то они понимают друг друга. Ради этого и стоит знакомиться с особенностями разных народов», — поделилась Елена Киле.
Уже создано шесть роликов о ремеслах Приамурья. Все можно посмотреть в группе «Арт-отдел» в социальной сети Вконтакте. Ролики создаются при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Кроме съемочной группы тайны ремесел впитывают педагоги хабаровского Дома культуры имени Горького. В рамках проекта «По следам шамана» они учатся вышивать, кроить ткань и выделывать рыбью кожу — чтобы потом передать знания своим ученицам, вместе сшить коллекцию одежды и поставить спектакль с национальной хореографией.
Съемочные часы для меня пролетели как пара минут, на обратном пути, перегруженные впечатлениями все больше молчали. И когда в ночном небе световое марево огней Хабаровска, пришла мысль: «А ведь это было путешествие во времени!». Делюсь с Яной.
«Так и есть! Мы словно побывали в другом мире: в котором смешивается древнее и современное. Через в целом цивилизационно устроенный быт виднеется национальное, привычное, старинное этническое. Снимая ролики, мы не знаем, насколько широкой аудитории они будут интересны. Однако хочется передать суть и философию народа, которое воплощается через их ремесло. Народа, с которым мы живём по соседству, на одной земле. И если не рассказывать об этом, то никто об этом и не узнает».
Много-много солнца и морозы, которые ударили в ночь перед фестивалем унтов, высоченное голубое небо и смеющиеся покупатели: русские и буряты, которые 16 октября, пришли на площадь Ленина в Чите не просто так. Всё это Забайкалье с его напитанным веками смешением культур, вплетённых друг в друга и в природные ритмы. Всё это пятый юбилейный фестиваль унтов.
— Мы уже на площади! — рапортует мне в трубку одна из коллег-журналисток, которая приехала на площадку почти на час раньше нужного: продажи у длинных рядов, уставленных унтами всех цветов, с огромными толстыми войлочными подошвами для вахтовиков и аккуратными белыми носочками женских моделей должны были начаться в 11 утра, в 12 часов планировалось открытие.
Час разницы на морозе в Забайкалье — это критично. Тем более после резкого похолодания с сухим морозом, которое пришло ночью. Табло на читинских остановках показывало минус 20 градусов. Но напугал ли мороз мастеров, приехавших из разных уголков Забайкальского края и Бурятии соревноваться в своём умении?
Конечно, нет. Уже в половине одиннадцатого утра тут была суета: выставлялись модели — важно было поставить их так, чтобы бисер на голяшках, пришитый затейливыми узорами, блестел ярче, а голенища мужских пар пленяли потенциальных покупателей суровостью и теплотой.
Булату Цыденжапову чуть больше тридцати лет. С раннего детства он любил сидеть рядом с отцом, который шил унты и тем самым дарил людям тепло. Семья жила в славящемся мастерами по производству унтов селе Укурик Хилокского района в Забайкалье.
— Самостоятельно заниматься пошивом я начал в восьмом классе, когда начал обеспечивать себя, — рассказывает Булат.
Он вспоминает, что это ремесло было любимым делом не только у его отца, но и у дедушки. Секреты качественной работы здесь, как и во многих ремесленных династиях, передаются из поколения в поколение. Окончив школу, он выучился на железнодорожника, проработал три года, а потом решил: всё, хватит.
— Не потому что на железной дороге тяжело работать, я работы не боюсь. просто понял, что не моё это, и всё, — чуть улыбается мужчина.
— Все верха делают женщины, мне помогает жена. У бурят рукоделие в крови, я не знаю ни одной семьи, где бы руками что-нибудь не делали. Детям стоит только подсказать, подтолкнуть к делу, и всё. Весь верх: орнамент, подклад, а также сборка на жене, а наколотку, формировку: задники (внутренняя или промежуточная деталь верха обуви, которая располагается в пяточной части над каблуком и поддерживает форму изделия. Придаёт обуви жёсткость и помогает сохранить форму), ранты (полоска кожи, резины или пластика, проходящая по периметру подошвы обуви), войлок, подошву, обточку и подгон делаю я. Цена унтов зависит от стоимости камуса, войлока и всего остального. Всё суммируется, добавляется стоимость работы. Камус везут родственники и друзья, которые занимаются разведением оленей — это, как и пошив унтов, тоже семейное дело.
— Он всё время шьёт, шьёт, работает — трудится круглыми днями. Бывает, и ночью работает, — говорит про мужа Дарима Цыденжапова.
Сейчас семья живёт в городе Улан-Удэ, столице Бурятии, но свои корни, село Укурик, Булат помнит очень хорошо. Как и то, что главное в удобстве будущих унтов зависит от сырья — камуса — и от рук мастера.
При этом и у «женской», и у «мужской» частей пошива есть свои секреты и особенности.
— Больше всего я люблю собирать камус, совмещать по цветам. Вот, например, этот. Он со своей «родинкой», особенный, — Дарима Цыденжапова берёт в руки удивительной красоты унт, в окрасе которого снежно-белый цвет плавно, как будто кто-то аккуратно мешает молочную пену кисточкой, переходит в кофейный. — Самое главное, чтобы сборка была ровной, чтобы нигде ничего не торчало, чтобы переходы между цветами были плавными, а передняя часть — гладкой. Вот, например, эти. Точь-в-точь таких вторых вы не найдёте. Как придумывается рисунок? Сначала мы делаем трафареты. потом из кожвинила всё это вырезаем, клеим и прошиваем на машинке. А вышивку орнамента мы делаем на машинке с помощью компьютера.
Орнамент — единственное, что в производстве унтов в Забайкалье и Бурятии может делаться автоматизированно, всё остальное: набивка, просушка, работа по размеру будущих унтов и многое другое — исключительно ручная работа.
— Можно ли унты подбирать по сезону: осенью носить одни, а с наступлением холодов —- те, что теплее? — спрашиваю Булата.
Он внимательно смотрит на меня, как будто удивляясь вопросу.
— Нет, они одеваются только в морозы от минус двадцати до минус семидесяти градусов. Это очень тёплая обувь. У меня сколько друзей на вахту ездит, и все говорят, что без унтов на вахте делать нечего, они просто спасаются унтами.
Даши-Цырен Балбыров шьёт унты 40 лет, начал это делать ещё в школе в 7 классе. Он тоже из села Укурик.
— До пятидесяти градусов, — кивает он на мужские унты с толстенной подошвой, — спокойно выдержат.
На одну пару унтов у мастера уходит от одной недели работы. Высокие мужские стоят в Забайкалье от 35-40 тысяч рублей, женские унты — от 30 тысяч, цены на аккуратные полуботинки из камуса начинаются от 25 тысяч.
Сыновья в этом деле занимаются выкройками и вырезанием подошв.
— Если ребёнок не захочет что-то делать, насильно же не заставишь. Моим 15 и 16 лет, они помогают. Стараемся их стимулировать: чем больше и лучше поработал, тем больше «стимула» получил. И нас также в детстве «стимулировали», - посмеивается он на морозе.
Даши-Цырен рассказывает, что раньше в Читинской области, которая стала частью Забайкальского края, Укурик был одним из редких сёл со столькими мастерами по унтам. Шили в основном массивные лётные унты, которые очень быстро разбирались военными, чабанами и всеми теми мужчинами, кто работал на холоде, а таких в области было большинство.
— Верх у них был из натуральной овчины, а внизу они были кожаные. Это были в основном мужские унты. Только после, через какое-то время, у нас стали шить из камуса и появились женские, Даши-Цырен говорит мастер, который до сих пор живёт в родном селе и уезжать оттуда не планирует.
Соелма Цибикжапова вспоминает, что, когда была маленькой, унты шила её бабушка. Они тогда были в основном собачьи.
— Мы занимаемся этим из поколения в поколение. Унты шили наши бабушки, наши родители: мои и мужа. Мы все с одной деревни, из Укурика, а сейчас живём в Бурятии. Если считать наш род по мастерам, то я Даши-Цырен это четвёртое поколение тех, кто унты шьёт. Моим родителям сейчас по 67-68 лет, и они тоже занимаются этим с детства. Мы им говорим, что сейчас уже нужно отдыхать, а они всё равно работают, делают уже для себя, — говорит мастер.
Она вспоминает, что помогать старшим начала с десяти лет: детям сначала доверяли распарывать полушубки из овчины, из которых шили подклад для унтов, потом разрешили вырезать его, затем научили набивать изделие на лекала, крючковать и «садить» украшения.
— Чем мы были старше, тем больше нам доверяли родители. Мне очень нравится Все свои изделия я привезти не смогла, много работ ушло в Монголию, с которой мы сотрудничаем. Создавать и придумывать модели я очень люблю. Из камуса северного оленя мы стараемся создавать именно новое, делать модели унтов и ботинок, очень любимых сейчас молодёжью. Я и две моих помощницы называем себя дизайнерами. Помощниц я набирала сама, и у нас производством занимается целая команда из 15 человек. В месяц мы производим около 500 пар, каждую из которых в мастерской делают 2-3 дня.
Соелма берёт в руку полуботинок с рисунком, которого я не видела нигде на этом фестивале, и я тут же начинаю жалеть, что пришла на фестиваль, выложив банковскую карту и не запомнив пароль для перевода.
Обладателем Гран-при пятого юбилейного фестиваля унтов стал Батор Аюров из Улан-Удэ — ему уже вечером, когда после покупателей ряды товаров изрядно опустели, приз вручали на сцене.
Лучшим мастером женского дизайна унтов стала его землячка Жанна Цыбикова, за лучший дизайн мужских унтов наградили Зинаиду Очирову, а лучшим мастером дизайна детских унтов стала жительница Читы Марина Гундарева.
Не обошли награды и героев этого материала: Даши-Цырен Балбыров стал обладателем награды за лучшую семейную мастерскую, а Соелма Цибикжапова получила специальный приз фестиваля — сертификат на 10 тысяч рублей на проживание в лэнд-арт парке «Тужи».
Но не это главное.
В морозном дыхании поздней забайкальской осени, которая уже так похожа на суровеющую зиму, в этот день так отчётливо чувствовалась сила передаваемого из поколения в поколение мастерства, которым владели люди, жившие на этой земле много лет назад и сумевшие передать это умение своим потомкам. Маленькие дети в домах до сих пор берут в руки иголки, чтобы согреть теплом своей работы сотни лётчиков, чабанов, пасущих на склонах овец, работников горнорудной отрасли, водителей, золотодобытчиков и многих, многих других. И главное в этом фестивале, конечно, то, что эта игра в тонких детских пальцах с каждым годом будет держаться всё крепче и увереннее, будет жить, как и традиция этого ремесла.