Завод по производству вентиляционного оборудования начнет работу в рамках ТОР «Приморье» в 2026 году. Компания «ВАЕР-ВОСТОК» получила статус резидента и планирует выпускать на предприятии вентиляторы, чиллеры, кондиционеры, компрессоры и другое оборудование.
Как сообщает пресс-служба КРДВ, продукция компании с большим опытом работы в сфере машиностроения, производства вентиляционного оборудования, а также производства автоматики будет предназначена для объектов промышленности, медицинских организаций, жилых комплексов и спортивных сооружений. Планируемая мощность завода(на нее он должен выйти к 2027 году): более 8 тыс. единиц продукции в год. Инвестор вложит в проект 511 млн рублей. После запуска объект появится 90 новых рабочих мест.
Ожидается, что завод будет состоять из двух цехов площадью по 1, 5 тыс кв. м каждый. В них будут специальные зоны для лазерной резки, гибки, сварки, сборки оборудования, а также склад готовой продукции.
Продукция будет отвечать всем современным требованиям, в том числе может быть интегрирована в системы «умного дома».
Новый резидент ТОР «Приморье» получит налоговые льготы и административные преференции. Также КРДВ предоставит земельный участок в льготную аренду, обеспечит подключение к системам газо-, водо- и электроснабжения, водоотведения и ливневой канализации.
По данным КРДВ, резиденты ТОР «Приморье» реализуют 120 проектов. Бизнес вложил в экономику региона более 39 млрд рублей, создал 3,2 тыс. рабочих мест.
Обеспечение продовольственной безопасности в регионах — одна из приоритетных задач, которые ставит президент Владимир Путин перед губернаторами. В Хабаровском крае аграрии получают компенсацию части затрат на семена, ГСМ, покупку техники и запчастей, племенного скота и другие гранты. Но этого, с одной стороны, мало, с другой — у фермеров нет гарантированного сбыта, а значит, инвестировать, например, в увеличение поголовья рискованно. При этом самообеспеченность молоком в регионе — всего около 8 %. Развиваться и наращивать производство местной молочной продукции мог бы помочь госзаказ. С таким предложением аграрии обратились к депутатам Законодательной думы края.
Сельскохозяйственное предприятие «Вектор» работает в Киинске (район имени Лазо) с 2015 года. Крупный инвестпроект возник на базе обанкротившегося Краевого государственного унитарного сельхозпредприятия (КГУСП). Новый хозяин начал с того, что погасил долги предшественника по зарплате и стал возрождать молочное животноводство. Сейчас «Вектор» — это порядка 600 голов крупного рогатого скота, ежедневный надой — 8,5 тонны молока, стабильная работа для 50 жителей ближайших сел. Там трудятся единственные в Хабаровском крае роботы голландской фирмы Lely, которые компенсируют нехватку доярок и без стресса кормят и доят коров. Опыт у предприятия колоссальный, есть куда расти, но развитие упирается в сложности с реализацией.
— Главная проблема — это сбыт готовой продукции, — говорит руководитель сельхозпредприятия «Вектор» Сергей Гоманюк. — Сейчас мы производим до 30 % всего сырья в регионе — скоро выйдем на 10 тонн в день. И этот объем могут принять в переработку всего два крупных предприятия в крае — «Дакгомз» в Комсомольске и «Переяславский молочный завод» у нас в районе имени Лазо. И вот тут уже возникает вопрос цены. У нас сырье принимают примерно по 50 рублей за литр, плюс край субсидирует еще 12 рублей на каждый килограмм реализованного молока. Но это покрывает где-то 85 % затрат на производство. А торговые сети у нас ведут свою политику продовольственной безопасности и сами диктуют производителям, что они будут брать и в каком количестве, а что — нет. При этом то же молоко на полках в три раза дороже, чем сырье, которое сдаем.
Конкурировать в ценовой политике с той же Амурской областью Хабаровскому краю сложно, признают фермеры. Там под животноводство занято гораздо больше площадей, земли суше — даже если их затапливает, нет такого урона. В районе имени Лазо, говорит Сергей Гоманюк, в прошлом году практически не удалось заготовить сено коровам на зиму — дожди вымочили многолетние травы, техника не смогла выйти на уборку в поля. Если сравнивать, например, затраты на солярку для тракторов — в нашем регионе ее нужно в три раза больше, чем в Амурской области. Эти и другие обстоятельства усложняют и без того непростое положение фермеров.
— Торговые сети интересует только цена — им важно деньги зарабатывать, а не то, чем мы детей будем кормить, — продолжает руководитель ООО «Вектор». — Если учредители этой торговой сети живут не в Хабаровском крае, будут ли они беспокоиться о здоровом и свежем молоке для местных малышей? Мы же хотели бы возродить детскую молочную кухню — помните, была в советское время? И направлять наши объемы молока конкретно в детские сады, больницы, школы — для начала Хабаровска, а потом и края. И молодежь будет расти на натуральном и качественном молоке, и у нас будет гарантированный сбыт по госзаказу. Понимаю, что мы все ограничены 44-ФЗ, и кто меньше цену предложил, тот и работает. Но именно для этого мы и обращаемся к депутатам, а через них — к правительству региона и страны. Если изменить законы сложно — вот еще предложение: у нас есть олигархи, которые занимаются добычей золота, меди, олова. Давайте возложим на них обеспечение детсадов молоком. Банки говорят, что у них маржинальность — 60 %, у нас не такая — по прошлому году она была на уровне 7 %. Перетрясем деньги и посмотрим: они получают лицензии, добывают полезные ископаемые — пусть берут на баланс, скажем, совхоз и гарантируют поставку 100–200 тонн молока ежемесячно. Те же дети, которые будут рождаться и получать это молоко в детском саду, вырастут здоровыми — и потом к ним же пойдут работать.
Предложение аграриев к депутатам придумать механизм, который позволит обеспечить гарантированный сбыт готовой продукции, поддержал глава Верхнебуреинского района Алексей Маслов.
— Госзаказ сегодня — один из лучших выходов из сложившейся ситуации. Все-таки я говорю о бюджетных учреждениях — это школы, детские сады, где мы можем вас поддержать. Мы обратились к депутатскому корпусу, чтобы придумать механизм, при котором без конкурентных процедур сможем закупать молоко и молочные продукты у наших фермеров. Да, возможно, мы проиграем три рубля на разнице в стоимости, но мы однозначно выиграем на здоровье наших детей. Потому что то, что сегодня мы привозим в школы и детские сады за самую низкую цену, — поверьте, я, например, своим детям не рекомендую это пить. Здесь проигрывает и здоровье детей, и наши местные фермеры. Поэтому я считаю, что это поле для обсуждения. Если мы выработаем единое мнение, то и розничная продажа будет не нужна: они будут кормить наших детей качественным продуктом и, соответственно, находиться в позитивном экономическом состоянии.
Переработчики молока — «Переяславский молочный завод» — тоже испытывают трудности с реализацией своей продукции. Предприятие с расчетной мощностью 45 тыс. тонн сейчас работает в полсилы — загруженность составляет 42 %. Производству новых видов кисломолочной продукции, йогуртов, мешают требования торговых сетей, считают на заводе.
— К нам зашли федеральные сети, и у них идет открытая война друг с другом. Я сам неоднократно присутствовал на переговорах с сетями, с менеджерами, которые принимают решение о закупках: кого и каким объемом брать, — рассказывает Алексей Сарафинос, директор ООО «Молочный комбинат Переяславский». — Так вот, они открытым текстом говорят: «Нам все равно, что вы там наливаете в пакеты и бутылки, вы нам дайте нормальную цену — и мы вас возьмем». Но мы же понимаем: качественно — не может быть дешево. И мы не можем себе позволить выпускать некачественную продукцию.
Другой момент — снижается доля поставок цельного молока. В 2021 году у нас было 7 поставщиков натурального сырья, в 2022-м — 6, в 2023–2024 — осталось 5 производителей, а в 2025 году у нас сейчас всего 2 поставщика. При этом мы умудряемся выпускать отборное молоко без использования сухого. Эту линию мы запустили в 2023 году, но как выпускали полторы тонны в неделю, столько же и сейчас производим, хотя можем больше. А все потому, что торговые сети не изъявляют желания реализовывать местное. Более того, сейчас в крае по поручению губернатора Дмитрия Демешина реализуется проект поддержки наших производителей — «Сделано в Хабаровском крае». Но, заходя в супермаркет, например, в Переяславке, вижу: под этой табличкой стоит продукция приморского «ГринАгро», а не «Переяславского молочного завода». Директора магазинов ссылаются на мерчендайзеров производителей, которые перемещают указатели. Но я считаю, что они просто гонятся за ценой, и это недоработка нашего министерства промышленности, которое должно более плотно работать как с федеральными, так и с локальными сетями. А для поставки продукции в социальные учреждения края по госконтракту мы могли бы выпускать молоко и кисломолочку в более дешевой упаковке — черно-белой, обезличенной. Ведь главное будет не заманить покупателя ярким товаром, а дать детям доступное и качественное молоко.
В приоритете, как подчеркивают депутаты Законодательной думы края, — обеспечение продовольственной безопасности региона, развитие отрасли, чтобы закрыть потребности жителей края в собственной, качественной и вкусной молочной продукции. Пока же ситуация оставляет желать лучшего.
— В 2024 году показатели отрасли составляли 1,5 % в валовом региональном продукте — это чуть менее 7 % от всего дальневосточного производства и 0,3 % от РФ. Это, мягко говоря, очень скромные цифры, — отметил Николай Шевцов, председатель Законодательной думы Хабаровского края. — Агрохолдинги с запада не смогут пока накормить всю страну. К тому же цена продукции с учетом логистики и сроков доставки все равно проигрывает местной. Чтобы поддержать аграриев региона, законодатели подготовили в Минвостокразвития и федеральный Минсельхоз несколько рекомендаций. Например, предложение об увеличении федеральной поддержки до 50 % от капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов, направленных на строительство тепличных и животноводческих комплексов. Эта поддержка позволит нашей продукции быть конкурентоспособной с крупными агропромышленными комплексами западных регионов.
И все же отрасль животноводства остается привлекательной для сельхозтоваропроизводителей. В регионе работает 11 крупных хозяйств, заходят новые инвесторы. Компания «Сервис-Агро» поэтапно разрабатывает в Зоевке района имени Лазо 6 тысяч гектаров заброшенных сельхозземель — проводит мелиорацию. Земля нужна предприятию для выращивания кормов. В перспективе — строительство коровника первой очереди на 1200 голов КРС.
— Для нас сейчас администрация района имени Лазо готовит участок, оперативно переводит землю под коровники в другой статус, там есть некоторые заминки, — рассказывает руководитель «Сервис-Агро» Игорь Капырин. — Обещают все решить до конца апреля. После этого начинаем проектировать коровник на 1200 голов, потом будем дополнять до 3200 коров. Вообще, важно еще и то, какие породы коров у нас тут будут жить. Недавно ездили на запад — краевой Минсельхоз организовал экскурсию для получения опыта, мы были в Калининградской и Московской областях. Там люди реально зарабатывают на молоке. Понятно, что поддержка от властей есть, и очень хорошая, но они и сами вкладываются. Конечно, климатические условия, кормовая база, культуры — все отличается. Но мы получили информацию и будем подбирать для себя такие породы коров, которые здесь будут чувствовать себя комфортно. Что касается рабочих рук — да, с этим в Хабаровском крае напряженная ситуация, но мы не опускаем рук. Достраиваем городок, в котором будут жить на поселении заключенные — они будут у нас трудиться: строить коровники, возделывать поля, доить коров, а мы им будем платить зарплату. Думаю, 2025 год станет для нас ключевым.
Журналистка и поэтесса из Хабаровска Дарья Уланова на протяжении шести лет возвращает городу память о его забытых жительницах. Она изучает архивы, открытые источники, книги, находит в них «спрятанную» информацию о заслуженных хабаровчанках, а после – составляет краткую и емкую биографическую справку, с фотографией и публикует в Интернете.
Проект «Памятник землячке» рассказывает жителям Хабаровска о тех женщинах, которые двигали в этом городе медицину и образование, культуру и искусство, науку, предпринимательство и благотворительность. Парадокс, но женщин, которые совершили прорыв, почему-то забывают… И главная задача проекта «Памятник землячке» – отвоевать их имена у забвения.
— Дарья, неужели женщин, которые внесли серьезный вклад в развитие Хабаровска, забывают? В это трудно поверить…
— Мне тоже было сложно, но, к сожалению, это так. Оказывается, первые воспоминания о Хабаровске написала женщина. Первый профессиональный театр создала женщина. И первый кукольный тоже. Первая операция на открытом сердце — женщина, первый микрохирург уха — женщина, первая женская гимназия — ну кто же ещё. Эпидемиолог Лия Верета изобрела противоклещевой иммуноглобулин, который спасает от энцефалита, искусствовед Клавдия Белобородова почти в одиночку возродила искусство коренных малочисленных народов Севера, жена приамурского губернатора Варвара Духовская, оказывается, дважды обогнула Земной шар! Всё это я знаю сейчас, когда перелопатила гору источников. А когда проект «Памятник землячке» только зарождался, я находилась в неведении. Я узнавала о новых и новых персонах и была в шоке от того, какие достойные женщины жили на территории Хабаровского края и какой значимый вклад внесли в его развитие. И не понимала почему об этом так мало говорится.
— А как родился проект?
— Проект родился случайно. Мы с приятельницами как-то придумали сделать фото с женским памятником в городе и поняли… что в Хабаровске его просто нет! Мультяшных персонажей на городских прудах и Февронию на набережной не считаем. Но нам очень нужна была тогда фотография с женским памятником – мы задумали сделать необычный календарь. Из ситуации вышли нестандартно: выпилили силуэт из фанеры и фотографировались.
Эта «фанерная дама» позже и стала символом проекта. После того, как мы закрыли гештальт, и все же сделали фото для календаря с женским памятником, я начала ресёрч. Поскольку я работаю с информацией, мне было интересно найти что-то про наших землячек, которые жили в этом городе и совершали открытия. Так один восторг сменялся другим и меня затянуло. Я увидела в этом миссию – передавать информацию дальше, доносить до широкой общественности, «заражать» интересом к нашей истории. Хочу отметить, что на начальном этапе, да и до сих пор, меня поддерживал муж. Кто знает существовал бы этот проект, если бы не он.
— Что происходит с проектом сейчас, что в него входит?
— Проект просветительский, поэтому в первую очередь это социальные сети. Там публикуется информация, которую мне удалось найти о женщинах. Информацию я собираю сама, но подписчики тоже могут предложить кандидатуру. В паблике во ВКонтакте и телеграм-канале я размещаю краткие биографии, прикрепляю фото, если его удалось найти. За шесть лет я написала биографическую справку о 40 хабаровчанках, которые внесли весомый вклад в развитие города. Постепенно из онлайна я стала переходить в оффлайн. В 2019 году мне пришло в голову, что неплохо бы организовать прогулки, что-то вроде экскурсий.
Для этого мне пришлось даже пройти обучение в школе экскурсоводов. Я очень надеюсь в этом году сделать четвёртый прогулочный маршрут, давно его обещала. У меня есть подписчики, которые были прям на всех мероприятиях, и им нужно что-то новое. Очень мотивирует. Также в рамках проекта проводятся лекционы и онлайн-встречи. Все это я провожу за донаты.
Удивительно, но послушать про выдающихся хабаровчанок интересно не только тем, кто живет в этом городе. Онлайн подключаются из других регионов и даже из-за рубежа. Лекционы слушают во Владивостоке, Уфе, Питере, Москве, Литве, Сербии и, по-моему, один раз подключались из США. И мы продолжаем развиваться, добавляем новые рубрики. Вот буквально на днях попробовали новый формат — историческое чаепитие.
— Когда проект выйдет за рамки просвещения и на смену «фанерной даме» придет настоящий памятник?
— Установка первого женского памятника в Хабаровске – это масштабная цель, которая стоит у проекта. Когда все начиналось, я ради интереса посчитала и выяснилось, что в столице Хабаровского края больше 20 мужских памятников, а женских – 0. Учитывая просветительскую работу, которая велась все эти годы, можно с уверенностью сказать, что хабаровчане готовы к появлению в городе нового монумента.
Голосование за первый памятник женщине шло очень активно. В списке было 11 кандидаток. Со внушительным отрывом победила Лия Верета, которая вместе с командой создала иммуноглобулин против клещевого энцефалита. Сейчас мы занимаемся поиском и согласованием места. Стоимость изготовления ростового монумента — около двух миллионов рублей. Это без разработки эскиза, транспортировки и подготовки площадки. Приятно, что многие интересуются и даже предлагают помощь.
— Шесть лет для проекта – это серьезный срок. Что поменялось за это время?
— Просветительский проект «Памятник землячке» работает как круги на воде, которые расходятся от камешка, который мы бросили. Побывал школьник на экскурсии, заинтересовался, рассказал одноклассникам или родителям какой-то факт – это уже победа. Например, что Зинаида Савченко – единственная на Дальнем Востоке женщина, которая работала капитаном речных судов. Есть библиотеки, которые хотят делать встречи и занятия про хабаровских женщин. Совсем недавно, насколько я знаю, проект обсуждали на заседании городского союза женщин.
История каждой женщины вдохновляет и даёт силы, помогает верить в себя! Это в том числе стимул для молодежи не уезжать, потому что они будут понимать: если останутся и сотворят что-то великое здесь, то их тоже будут помнить и называть в их честь улицы, ставить памятники. Важно помнить о наших землячках, потому что это восстановление исторической справедливости.
В 2024 году Россия, обладающая балансовыми запасами графита более 100 млн тонн, произвела 20 тыс. тонн этого минерала. Доля РФ в мировом производстве не превышала 1,5%. Положение должно измениться с активной разработкой Союзного месторождения в ЕАО, на которое приходится весомая часть разведанных запасов графитовых руд в стране. Одновременно в Амурской области готовится к запуску производство искусственного графита, синтезируемого их нефтяного кокса.
Основу графитной отрасли РФ пока составляют месторождения Тайгинское (разрабатывает ООО «Карьер») и Курейское (ООО «Красноярскграфит») на территориях Челябинской области и Красноярского края. Вместе с тем приближается ввод в промышленную эксплуатацию Тополихинского участка Союзного месторождения, работы на котором осуществляет ООО «Дальневосточный графит» (входит в группу «Магнезит»). Его запасы оцениваются почти 13 млн тонн.
«Сегодня нас не может не радовать [готовящийся запуск] Союзного – одного из крупнейших месторождений кристаллического графита в мире, освоение которого способно усилить позиции России на рынке стратегических минерально-сырьевых запасов», – заявил основатель и глава Creon Group Фарес Кильзие.
Освоение Союзного началось в 2011 году. Ввод в строй горно-добывающего комплекса, расположенного близ села Амурзет, неоднократно переносился. Тем не менее, «Дальграфит» планирует запустить в этом году в промышленную эксплуатацию карьер и обогатительную фабрику ежегодной производительностью 40 тыс. тонн. Сейчас продолжаются пусконаладочные работы, сообщил на состоявшейся 27 февраля конференции «Графит» руководитель направления анализа инвестиционных проектов группы «Магнезит» Илья Кушнерев.
Объем инвестиций к настоящему времени составляет около 10 млрд рублей. На первых порах на Союзном будут получать рядовые марки графита.
«Большая часть продукции нашей огнеупорной компании – это оксидноуглеродистые изделия. Соответственно мы являемся крупнейшим потребителем графита, – пояснил менеджер. – Наше потребление может составлять до десяти тыс. тонн в год, поэтому для акционеров было важно иметь собственную сырьевую базу».
Собственно, графит как природного, так и искусственного класса, обладает обширным перечнем областей применения – от производства карандашей до ядерных ректоров. Это важный элемент в оборонно-производственном комплексе, металлургии, нефтехимии, производстве электротехники и т.д.
Уже в ходе разработки Союзного возникла идея о более высоких переделах графита, уточнил Илья Кушнерев. По его словам, у инвестора есть амбиции создать производство анодных материалов и высокочистого графита. Это предусматривается на втором этапе проекта (2025-2027 годы). Новые мощности позволят удовлетворить рост потребности в графитовой продукции высокотехнологичных марок у изготовителей литий-ионных батарей.
Сегодня главными драйверами развития спроса на анодные материалы являются аккумуляторы для разных видов транспорта, в первую очередь электромобилей, и системы накопления энергии для альтернативной энергетики. Как отмечает представитель «Магнезита», для России важно иметь отечественного поставщика, поскольку на рынке представлены исключительно зарубежные производители (Китая, Японии, Республики Корея, Евросоюза), а из-за санкционных ограничений импорт компонентов затруднен даже из КНР.
Графит безальтернативен, без него невозможен выпуск электромобилей, систем накопления энергии, средств индивидуальной мобильности, вторит генеральный директор Green Drive Сергей Яковлев. Графит занимает наибольшую долю в удельном весе материалов, необходимых для производства литий-ионных аккумуляторов. Так, по данным за 2024 год, среднее содержание графита в батарее электрокара составило 66 кг. Для сравнения, карбонита лития в аккумуляторе нужно всего 9 кг.
Помимо поставок на внутренний рынок, в «Магнезите» видят у Союзного определенный экспортный потенциал, в первую очередь за счет поставок в СНГ и Китай, который, хотя и обладает обширной ресурсной базой, является крупнейшим потребителем стороннего сырья, уточнил Илья Кушнерев.
Действительно, запасы графита КНР превышают 500 млн тонн. В 2024 году мировая добыча минерала составила 1,6 млн тонн, из которых 1,2 млн тонн дал Китай.
Немалая часть сырья – 55% запасов кристаллического графита – сосредоточена в провинции Хэйлунцзян. Ключевые месторождения расположены в районе городов Цзиси, Муданьцзян и Хэган.
В провинции создана полная производственная цепочка от добычи до переработки, включая производства высоких переделов, которые объединяются в специализированные кластеры.
«Годовая мощность производства провинции – это 754 тыс. тонн, включающая более 20 продуктов глубокой переработки графита. Это не только анодные материалы, но еще графен, плюс графитовая бумага, смазочные материалы – целая линейка продуктов», – перечислил генеральный директор фонда «Инвестиционное агентство ЕАО» Михаил Юркин.
По его словам, китайский бизнес проявляет большую заинтересованность в сотрудничестве с россиянами. В частности, представляются перспективными связи с промышленным парком в Хэгане. Там работают 37 предприятий, которые производят 80% анодных материалов для аккумуляторов в Китае.
Хэган намерен стать глобальным центром зеленой высокотехнологичной графитовой промышленности, говорит Михаил Юркин. В этой связи власти провинции и города готовы содействовать развитию совместно с Россией научных разработок и производств в сфере новых графитовых материалов и графена. Китайская сторона предлагает создание совместного индустриального парка с использованием новых механизмов международной ТОР.
«Интерес Китая – это концентрация графита. Кроме того, это трансфер технологий: Россия достаточно далеко продвинулась в части научно-исследовательской базы по переработке графита», – рассуждает представитель ЕАО.
Стоит сказать, конкуренция на международном рынке усиливается. Китай сейчас доминирует как в добыче минерала, так и в производстве анодного материала на основе синтетического и природного графитов. Между тем за последние три-пять лет активизировалась организация цепей поставок графитового сырья вне КНР, рассказал главный специалист отдела анализа минерально-сырьевого комплекса Всероссийского НИИ минерального сырья им. Федоровского (ВИМС) Сергей Прыгов. В результате сформирована крупнейшая сырьевая база в африканских странах (Мадагаскар, Мозамбик, Танзания), а также значительно увеличены объемы ресурсов в Канаде, Австралии, США, северной Европе (Финляндии, Швеции, Норвегии).
По некоторым оценкам, потенциальная мощность новых экспортеров графита из Африки суммарно превысит текущий потенциал Китая уже в 2025-2026 годах, что даст основание Мадагаскару, Мозамбику и Танзании в совокупности стать основными мировыми поставщиками минерала высокого качества.
Если вернуться к Дальнем Востоку, то в Амурской области, поселке Прогресс, реализуется пилотный проект по созданию анодных материалов для литий-ионных аккумуляторов. Его инициатором выступает ООО «ТранзитСервисРесурс».
Поскольку у компании нет природного ресурса, но она занимается трейдингом нефтепродуктов, в качестве исходного материала будет выступать нефтяной (игольчатый) кокс, который послужит для получения синтетического графита, сообщил гендиректор ООО «МПГ» (партнер проекта) Евгений Мизитов. Сырье будет поступать с Омского НПЗ (входит в «Газпром нефть»).
Тренды показывают, что доля анодных материалов класса «искусственный графит» с 2015 по 2023 год увеличилась в мире почти вдвое, до 85%.
«Считается, что с 2030 года произойдет следующий прорыв: если сейчас драйвер – электромобили, то затем будут хранилища энергии. Например, Китай [за счет альтернативных источников] собирается кардинально поменять структуру своего распределения электроэнергии, там готовится своего рода революция, китайцы упорно движутся в этом направлении», – обращает внимание Евгений Мизитов.
Будущее предприятие, получившее название Амурский завод углеродных материалов (АЗУМ), разместилось на базе бывшего авторемонтного завода Минобороны, приобретенного летом 2024 года.
«Там имеется в хорошем состоянии большой цех, у которого достаточно высокие потолки в отдельных пролетах, что позволит разместить реакторы. Под это мы его брали», – пояснил гендиректор МПГ.
Производственная мощность АЗУМ составит 300 тонн в год, с возможностью увеличения объема до пяти тыс. тонн – у предприятия есть площади для расширения производства.
Пять тыс. тонн анодного материала – это потребность одной гигафабрики, отмечает Евгений Мизитов. Кто выступит заказчиком, к примеру компания «Рэнера» (входит в ГК «Росатом») или «Транспорт будущего», занимающиеся производством систем накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах, сейчас в стадии изучения.
Выбор в пользу площадки в поселке Прогресс, уточнил менеджер, продиктован тем, что Амурская область является энергоизбыточным регионом и располагает удобной логистикой по отношению к Китаю, откуда планируется завозить компоненты, в частности связующие, для получения конечного продукта.
Вполне возможно, что производствами в Амурской области и ЕАО планы по становлению графитовой отрасли в ДФО не будут исчерпаны. Не переданные в освоение месторождения графита есть в Бурятии и Республике Саха. В настоящее время в Якутии ведется геологоразведка, поисковое бурение. На исследование пришло около 700 проб рядовых марок графита, проинформировала заведующая технологическим отделом ВИМС Светлана Ануфриева, после чего предполагается выход на защиту в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых.
В 2025 году страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. К этому знаковому юбилею и в ответ на многочисленные просьбы коммуникационное агентство PressPass переиздает настольную стратегическую игру «Аляска - Сибирь. Секретный аэродром», посвященную подвигу советских летчиков во время Великой Отечественной войны.
Игра создавалась в сотрудничестве с Музейным центром «Наследие Чукотки» и задумывалась как возможность познакомить подростков с малоизвестными фактами героической эпохи. В ее основе лежит история воздушной трассы Аляска – Сибирь, информация о которой оставалась засекреченной вплоть до 90-х годов. Даже сегодня этот удивительный эпизод отечественной истории известен немногим.
Игрокам предстоит повторить маршруты военных летчиков Советского Союза, которые в 1942–1945 годах перегоняли истребители, бомбардировщики и транспортные самолеты из Фэрбанкса, что на Аляске до Красноярска. Происходило это в рамках договора между США и СССР по так называемому ленд-лизу: программе экономической и военной помощи в борьбе с фашизмом. Военная техника, продовольствие и прочие грузы поставлялись по трем основным маршрутам: через Баренцево море, по сухопутному коридору через Среднюю Азию и Дальний Восток. Воздушная трасса Аляска – Сибирь соединяла две страны через Аляску и Чукотку. Американские пилоты перегоняли технику через территорию США, а в Фэрбанксе эстафету принимали советские летчики. Далее маршрут пролегал через воздушное пространство Колымы, Якутии и Сибири и завершался в Красноярске.
9 октября 1941 года было принято секретное постановление о формировании воздушной трассы. К июню 1942 года СССР и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу. И уже осенью 1942 года по Алсибу полетели первые самолеты: бомбардировщики Б-25 «Митчелл», бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон», истребители П-39 «Аэрокобра» и П-63 «Кингкобра», транспортные самолёты Си-47 «Дуглас», учебно-тренировочные самолёты Т-6 «Тексан» и гидросамолёты «Каталина».
Всего за 10 месяцев вдоль будущей воздушной трассы была создана сеть из 11 аэродромов, которые строились с нуля. Возводились также метеостанции, создавались узлы связи, уточнялись полетные карты
— Создание военной стратегической «настолки» стало для нас по-настоящему увлекательным опытом, — рассказывает Александра Агафонова, одна из разработчиков и тестировщиков игры. — В ходе работы разгорались жаркие споры: участники команды предлагали разные идеи, несколько раз полностью перерабатывали механику. «Не хочется делать очередную “бродилку”», — говорили одни. «Пусть ход определяет не кубик», — предлагали другие. В итоге родилась такая концепция: пусть игроки сражаются не друг с другом, а со стихией — погодными условиями.
Механика получилась совершенно уникальной. В основе стратегии лежит тактическое планирование: игроку предстоит грамотно выбирать последовательность перегонки самолетов из своего звена. Например, транспортный «Дуглас» может пролететь всю игровую карту за один раз, но ему необходимо выполнить важную миссию — доставить груз в определенные населенные пункты. А вот маленький истребитель «Аэрокобра» может преодолевать только короткие расстояния и сильнее зависит от погодных условий. Поэтому прежде чем сделать ход, игрок сверяется с метеосводкой, которая обновляется каждый раунд, а также проверяет, есть ли свободные посадочные площадки на ближайших аэродромах. Посадка — это всегда риск. Удалось ли самолёту приземлиться, в игре решает бросок кубика.
— Правила игры достаточно простые, — продолжает Александра, — но вместе с тем заставляют думать комплексно, учитывать множество факторов. Например, есть ограничения по вместимости аэродромов, так на запасном аэродроме может сесть только один самолет. И если он занят, игроку приходится выбирать другой, но тут надо учитывать расстояние до него, и, конечно же погоду. Нужный аэродром может оказаться в зоне неблагоприятных метеоусловий, и, в худшем случае, самолет может отправиться в исходную точку.
Как «работает» погода? Карта поделена на метеозоны по шкале от 2 до 6, и чем выше число, тем сложнее ситуация. Если аэродром вне этих зон — отличные новости! Можно садиться без проблем. Но если цель оказалась в зоне с плохой погодой, придется довериться судьбе и бросить кубик. Чтобы посадка прошла успешно, нужно выбросить число, равное или больше номера зоны.
Например, игрок решил приземлиться в зоне 4 («ливень»). Если на кубике выпало 4, 5 или 6 — посадка удалась! А вот если 1, 2 или 3 — увы, придётся вернуться в Фэрбанкс и попробовать еще раз.
Игра основана на реальных исторических событиях. Разработчики консультировались с детскими психологами, историками, специалистами в области авиации. Приглашенный эксперт помогал воссоздать обстановку военных лет, собирая крупицы информации об «Алсибе» — даже сегодня этих данных очень мало.
В комплект игры вошла историческая брошюра, рассказывающая об эпохе, героях-летчиках, их подвигах, трагических и удивительных случаях. На игровой карте и коробке среди нарисованных персонажей есть образ летчика с Чукотки. Его прототипом стал Тимофей Елков — кавалер ордена Красного Знамени, один из первых комсомольцев Уэлена и первый военный пилот чукотского происхождения. Он героически погиб в воздушном бою на Карельском перешейке в июне 1944 года. В память о нем в поселке Угольные Копи установлен памятник.
Или вот другой реальный случай: в декабре 1942 года летчик Дьяков, перегонявший американский истребитель, совершил вынужденную посадку в районе Верхоянского хребта. Температура -40! Ему удалось найти кое-какие припасы в охотничьих зимовьях, затем еду ему сбрасывали с самолетов. В итоге после 34 дней в глухой тайге его нашли местные жители и вывезли на оленьих упряжках в «цивилизацию», самолет пришлось бросить.
— Когда игра, как мы думали, уже была готова, мы предложили поиграть в нее мальчишкам, — вспоминает Александра. — И они смогли ее улучшить! Точнее их замечания. Нашим юным тестировщикам показалось мало интриги и секретов. Поэтому пришлось вводить в игру систему радиограмм с засекреченными приказами и экстренными заданиями. Эти нововведения сделали процесс еще более динамичным, а финал — по-настоящему непредсказуемым.
В числе первых покупателей игры премьерного издания оказались – к удивлению разработчиков — реальные авиаторы: пилоты и авиаконструкторы. Экземпляры того тиража разлетелись моментально, и теперь к выходу в свет готовится ещё один выпуск. Будущим игрокам предлагается стать соучастниками процесса издания игры — стартовал сбор средств на краудфандинговой платформе. Здесь можно оформить предзаказ и получить игру дешевле, чем она будет в рознице, можно внести небольшую сумму и получить сувениры, связанные с игрой.
— Почему краудфандинг? Потому что мы любим пользоваться этим инструментом, — поясняет Александра. — У нас там лояльная аудитория, и плюс краудфандинг дает людям, которые ищут какие-то интересные проекты, поучаствовать в них, поддержать. Кроме того, мы издательство небольшое, и, хотя мы любим создавать игры — у нас есть и другие, например про шпиона на БАМе — это не основная наш деятельность, поэтому нам нужно стороннее финансирование.
За время войны по Алсибу военные летчики доставили около 8 000 боевых машин, которые внесли важный вклад в победу над врагом. 115 пилотов погибли во время этих перелетов. Память об их подвиге теперь живет и в проекте «Аляска – Сибирь. Секретный аэродром».
— После выхода игры мы получили мощную обратную связь, — рассказывает Александра. — Одни признавались, что они впервые услышали о существовании Алсиба, о его героях, другие заново открыли для себя географию дальневосточных рубежей нашей страны, а некоторые писали о том, что хотели бы посетить эти места славы лично. Такие отзывы для нас лучшая награда. Это значит, что нам удалось пробудить интерес к героическому прошлому нашей страны, протянуть ту самую нить памяти в наши дни.
В 2016 году улан-удэнка Арюна Цыбикова открыла первый бурятский этно-маркет «ZAM». И это не просто магазин, а площадка, в которой лучшие мастера Бурятии могут поделиться своими творениями. На сегодняшний день, это самый популярный магазин по продаже национальной одежды и атрибутики с множеством эксклюзивных картин и скульптур. Ассортимент товаров разнообразен, есть фирменные футболки, национальные костюмы, шопперы, худи и много чего ещё. Всего магазин представляет 17 наименований групп товаров.
Арюна запустила свой бизнес в 30 лет, восемь лет назад. Финансовую помощь оказали родители, у которых также есть собственное дело. Этно-маркет расположен прямо в центре города – в нескольких метрах от центральной площади в Улан-Удэ. Бизнес-идея пришла предпринимателю, когда она жила и работала в Москве. За это время девушка успела закончить Финансовый университет при Правительстве РФ, получить учёную степень и поработать в Администрации Президента РФ.
— Я ходила по коридорам власти, наблюдала за людьми, которые работают там десятилетиями и спрашивала себя: «Хочу ли я быть похожей на них?» и решила, что такая профессия мне не очень близка. Хотелось создать свою систему, в которой всё сделаю по-своему. Несмотря на то, что я стала кандидатом экономических наук, поступила на журфак в МГУ, и там во мне открылась творческая жилка. Начала сочинять стихи, фотографировала, писала статьи и уже не могла остановиться.
После ухода с госслужбы Арюна отправилась путешествовать за границу. Спустя два месяца, собравшись с мыслями, будущий предприниматель вернулась в Москву, где организовывала встречи с творческими людьми и проводила мастер-классы. Однако такой формат её не устраивал, поскольку каждую встречу приходилось создавать с нуля.
— За границей меня все спрашивали: «Ты китаянка?», тогда меня это очень задевало, и я им на пальцах объясняла, кто мы такие. Я хотела, чтобы у меня была футболка на которой будет надпись «Я из Бурятии», ну или что-то в этом роде. Полученный опыт в Москве помог мне осознать, что мне нравится общаться с творческими людьми, нравятся вещи ручной работы. Мне хотелось, чтобы атмосфера праздника была ежедневной. Тогда я начала думать о таком помещении, где мастера могли бы презентовать свои товары. Прописала в блокноте все бизнес-процессы, которые могла предугадать в тот момент. Приехав в Бурятию, уже знала, к кому обратиться, чтобы запустить собственное дело.
На открытие бизнеса Арюне потребовалось около полугода. Немало усилий было приложено к названию будущего бренда, ведь как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Хотелось, чтобы оно было короткое, громкое и легко запоминалось. Перебрав множество вариантов, выбор пал на ZAM, что в переводе с бурятского языка означает — «Путь».
— Мы совместно с преподавателями языковой кафедры и учёными составили список из бурятских слов. Очень долго мучились, исписали четыре А4 листа с двух сторон. Потом, когда уже надо заказывать вывеску, спросила себя, какие магазины я вообще знаю? Ну «ГУМ» и «ЦУМ». Вот, должно быть такое же и увидела в словаре «Зам». Смысл проекта – помогать мастерам на их творческом пути, предоставить им место, куда они могут приносить свои работы, а также подчёркивать ценность их труда. Для меня это очень важно, потому что каждый человек проходит свой жизненный путь.
А вот с подбором персонала вышло чуть попроще. В этно-маркет приходили волонтёры, которым нравилась идея магазина и помогали Арюне справляться с поставленными задачами. Вскоре эти люди стали первыми сотрудниками уникального проекта. Прибыль магазину приносит комиссия, взымаемая с мастеров, за проданные товары и реализация собственного ассортимента.
— Спустя время в Улан-Удэ после нас открылись и другие этно-маркеты, а это именно то, чего мы хотели. Каждый день появляются новые мастера — они уходят с нелюбимой работы и зарабатывают на своём хобби. Это значит, что у нас получилось запустить ту самую «волну», которая с подвигла мастеров и модельеров получать со своего любимого дела доход. Это большое благо для меня.
2020-й год стал для этно-маркета настоящей проверкой на прочность. Из-за пандемии коронавируса магазин пришлось закрыть. ZAM перестал приносить доход, а соответственно платить зарплату сотрудникам было нечем. Однако коллеги не стали увольняться, а наоборот всячески поддерживали идейного вдохновителя. Так, им пришла идея развозить персональные заказы по адресам. Также магазин вошёл в список пострадавших от ковида и получил возможность платить налоги по льготной ставке.
— Помню эту планёрку. Мы сели на подоконниках, я говорю своей команде: «Ребят, доходов нет, но зарплату вам я платить должна. У нас остались запасы, но потом их не станет. Если вы уволитесь, я всё пойму и не стану вас удерживать». Моя команда сказала, что останутся со мной и продолжат работать. Ребята ездили и доставляли интернет-заказы. Меня тогда это очень тронуло.
Арюна признается, что в силу своего характера, управление бизнесом долгое время давалось ей тяжело. Будучи руководителем, она чувствовала неуверенность в себе, стеснялась уточнять непонятные моменты у подчинённых, «терялась» в бюрократическом поле. Однако со временем ей удалось подавить психологическую нагрузку.
— Я не чувствовала себя хозяйкой бизнеса. Как будто я отвечала только за внешнюю сторону: пошуметь, раскрутить проект, привлечь клиентов, создать пиар в информационном поле. А внутренняя сторона бизнеса лежала на плечах менеджеров и бухгалтеров. Долгое время у меня было такое состояние, что я не имею прав на ZAM, поскольку деньги на развитие бизнеса дали мои родители, а я ничего не сделала. Сейчас я чувствую, что это мой бизнес и могу на него влиять.
В 2016 году ZAM запустили отдельный проект «Лекторий ZAM». Он представлял собой отдельный зал в котором проводились лекции по буддийской философии, семинары и мастер-классы. Каждый мог прийти туда со своей творческой идеей и поделиться ей с окружающими. Некоторые мероприятия проводились на платной основе. Спустя четыре года проект прекратил своё существование из-за низкой рентабельности.
— Творческое пространство «ZAM» было продолжением моих московских фестивалей. В основном там проводились лекции и мастер-классы. Это было хорошее наивное время, но спустя несколько лет, проект приносил только минусы, нескончаемый поток мороки. Поэтому его решили закрыть.
Ежедневно этно-маркет ZAM посещают от 100 до 300 человек в день. Средний возраст посетителей от 30 лет и выше. Однако средний возраст, заказывающих товары через социальные сети, варьируется в районе 18-35 лет. Доставка осуществляется в любую точку мира.
В планах у ZAM систематизировать работу этно-маркета и создать собственный интернет-магазин.
После повышения ключевой ставки покупатели недвижимости столкнулись с проблемами. Многие отложили покупку или вовсе отказались от нее из-за изменения требований к заемщикам, стоимости квадратных метров и т.д. Коснулось это и Дальнего Востока. Какая ситуация складывается на рынке недвижимости и как вести себя покупателям и продавцам жилья, рассказала полномочный представитель Российской гильдии риэлторов в ДФО Татьяна Клюс.
– Рынок недвижимости сейчас переживает непростые времена: покупательская способность снижена, ставки кредитования высокие, государственные программы меняют условия. Все эти изменения, конечно, коснулись и рынка недвижимости Дальнего Востока.
Понятно, что «Дальневосточная ипотека» помогает выживать рынку ДФО, но стоимость квадратного метра в строящемся жилье высокая и не укладывается в бюджет, выделяемый льготной программой. Соответственно покупателям нужны деньги и на первоначальный взнос, и на дальнейшую отделку квартиры, так как все квартиры в новостройках в основном продаются в сером или белом ключе. Пока снижение стоимости новостроек на рынке не наблюдается. Мы уже, конечно, видим выгодные предложения застройщиков в виде рассрочки платежа и оплаты траншами, но стоимость квадратного метра пока не снижается.
Что касается вторичного рынка жилья, то снижение стоимости вторичного жилья, конечно, наблюдается. Не очень быстро, но цена падает. На площадках, как правило, стоит завышенная цена, а внося предложение, покупатель занижает стоимость процентов на 15, и продавец соглашается на такое предложение. В основном покупают за наличный расчет, остаток, как правило, добирают потребительским кредитом или ипотекой, но на небольшую сумму.
Рынок индивидуального жилищного строительства пока встал, оформление ипотек по госпрограммам на ИЖС непростое и не все подрядчики соглашаются строить по условиям банка. Но надеемся, что наши партнеры в Сбербанке, сейчас отладят процесс выдачи ипотеки на ИЖС.
Делая анализ рынка и экономики в целом, хочу сказать, что откладывать покупку или продажу недвижимости не стоит. Если для вас актуально какое-то действие с недвижимостью, нужно делать здесь и сейчас. Сегодня можно выгодно купить квартиру на вторичном рынке, сделав предложение выгодное для вас. Для того, кто собирается продавать недвижимость, сегодня хорошее время в дешевом сегменте. Например, районы, которые плохо продавались в обычном рынке, сейчас продаются в первую очередь и практически без снижения стоимости.
Многие положили деньги под проценты, но анализируя экономику в целом, видно, что рубль дешевеет, а все вокруг дорожает, при этом недвижимость сохраняет капитал. Что касается новостроя и строительства ИЖС, здесь вообще снижение стоимости не ожидается, обязательно нужно использовать возможность ипотек с государственной поддержкой. Моя рекомендация клиенту: сейчас, конечно, нужно воздержаться от базовой ипотеки, но опять же есть варианты снижения ставки в банках, рефинансирования ипотеки, закрытие ипотеки после продажи недвижимости. Просто нужно обязательно все просчитывать и подобрать лучший вариант. Поэтому обращайтесь к профессионалам за консультацией.