Елизовский районный суд на Камчатке приговорил гендиректора столовой, где отравились более 40 рабочих, к штрафу. За оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, женщина заплатит 280 тыс. рублей.
Инцидент произошел год назад - в декабре 2023. Строители, которые занимались возведением нового пассажирского терминала, были госпитализированы с отравлением после ужина в столовой общежития. Она находится на территории строящегося объекта.
Как сообщает следственное управление СКР по Камчатскому краю, суд установил, что гендиректор не обеспечила соблюдение работниками столовой правил гигиены и санитарных норм. Приговор в законную силу не вступил.
В декабре вся страна начинает готовиться к Новому году, что связано не только с приятными, но и с довольно затратными для бюджета покупками. После декабрьских праздников наступает короткий рабочий январь, и каждый год мы осознаем это лишь тогда, когда последние средства уже потрачены на праздничный стол и наряд для торжества. Эксперт НСПК Мария Точилова поделилась несколькими советами о том, как подготовиться к наступающему году заранее в декабре.
— На что обратить внимание, чтобы в декабре финансово подготовиться к следующему году?
— В преддверии Нового года многие торговые сети устраивают распродажи, а банки напоминают о различных бонусах по своим программам лояльности. В свою очередь Система быстрых платежей также предлагает своим пользователям выгодные и интересные предложения. Они доступны в программе лояльности на сайте vamprivet.ru. После регистрации пользователям открываются различные акции и предложения от платежной системы «Мир» и Системы быстрых платежей, а также от федеральных и региональных партеров программы лояльности «Привет!». На сегодняшний день число участников нашей программы лояльности составляет около 80 млн россиян, среди них и жители Хабаровского края. В среднем в день на сайте размещено порядка 200 различных выгодных предложений и для пользователей СБП, и для держателей карт «Мир».
— Какие интересные предложения сейчас действуют для хабаровчан?
— До середины декабря при оплате через СБП можно получить кешбэк рублями при оплате покупок в аптеках, а многие предложения будут работать даже весной следующего года. Так, пользователи смогут выгодно оплатить стильную одежду. Но, на мой взгляд, сейчас особенно стоит обратить внимание на акцию, связанную с оплатой проезда. Она завершится 31 декабря 2024 года. Воспользовавшись ей сейчас, в январе не придется думать об очередной статье расходов. Тут можно сказать – готовьте сани заранее, чтобы в январе передвигаться по городу разве что по взмаху карты. И сейчас я говорю про пополнение «Единой Транспортной Карты» через СБП.
— Какие преимущества предоставляет пополнение «Единой Транспортной Карты» через СБП для пассажиров Хабаровского края?
— При пополнении транспортной карты через СБП онлайн, пользователи получают кешбэк в размере 20%. Это позволяет пассажирам значительно снизить свои расходы на проезд. Ее можно пополнить выгодно в декабре для того, чтобы использовать при оплате весь январь. Так, выгода пассажиров общественного транспорта Хабаровского края с начала старта акции в сентябре превысила 1 млн рублей. Кроме того, пополнение транспортных карт онлайн экономит и время — увеличить баланс можно в несколько кликов по дороге, например, на работу. Это особенно актуально в декабре, когда у людей появляются предпраздничные хлопоты и хочется все успеть сделать как можно оперативнее. Напоминаю, акция продлится до конца года.
— Как проходит процесс пополнения «Единой Транспортной Карты» через СБП? Какие основные шаги нужно выполнить пользователю?
— Процесс пополнения проходит через мобильное приложение «Транспортная карта» или сайт t-karta.ru. Пассажиру нужно ввести данные своей транспортной карты и сумму пополнения, а затем выбрать СБП как способ оплаты. После завершения платежа 20% от потраченной суммы вернутся на банковский счет пользователя в течение минуты. При этом максимальная сумма, которую может вернуть пользователь, — это 1000 рублей в месяц. Так, если пополнить транспортную карту на 2000 рублей, то 400 рублей вернется обратно на счет. Обязательно перед пополнением проверьте регистрацию в программе лояльности на сайте vampivet.ru. Там же можно узнать все подробности акции.
— Какие выгоды, по вашему опыту, получают пассажиры, активно использующие технологичные способы оплаты?
Национальная система платежных карт активно развивает различные инновационные способы оплат на транспорте, что позитивно сказывается на росте безналичной оплаты. Для россиян это быстро и удобно – достаточно нажать на кнопку в смартфоне или приложить его к платежному инструменту. Сегодня к таким технологическим сервисам относится и Система быстрых платежей — сервис Банка России. Изначально с его помощью люди могли переводить деньги между счетами в разных банках по номеру телефона. Но теперь через сервис СБП можно оплачивать абсолютно любые услуги, товары в интернете и розничных магазинах. В этом году мы активно внедряли СБП как способ оплаты проезда, в частности и при пополнении баланса транспортных карт. А благодаря нашей программе лояльности еще несколько недель до самого конца года жители Хабаровского края могут получать кешбэк 20% рублями.
Реклама. АО «НСПК»
ИНН 7706812159
erid: LjN8K2SJx
На Дальнем Востоке предполагается сохранять меры социальной поддержки, в частности направленные на обеспечение доступности жилья с помощью льготных кредитных программ, а также расширение возможностей аренды. Продление действия дальневосточной ипотеки со ставкой 2% годовых, в частности, должно снизить влияние отмены других льготных программ. Тем не менее в регионах существуют опасения относительно введения дополнительных ограничений банками в связи с повышением ключевой ставки ЦБ. Между тем оценивать эффект от программы льготной аренды, в рамках которой в городах началось возведение домов, пока рано. В большинстве регионов Дальнего Востока сохраняется естественная убыль населения, в то время как федеральные власти намерены оценивать работу губернаторов в том числе по данному показателю.
На фоне сохранения действия льготной ставки дальневосточной ипотеки в 2024 г. зафиксирован рост объемов выдачи ипотечных кредитов в рамках программы «Дальневосточная ипотека» – на 30% относительно января-октября 2023 г., до 190 млрд рублей. За данный период кредит оформили 36,8 тыс. человек. В том числе на прирост повлияло некоторое изменение условий – с 1 июля текущего года увеличен максимальный размер займа, расширены категории получателей (учителя, врачи, военнослужащие-участники СВО, с 2025 г. программа также будет распространена на работников сферы культуры).
При этом от региональных властей поступают предложения, касающиеся дополнительных корректировок программы. Так, депутаты парламента Камчатского края в ноябре предложили федеральному правительству изменить условия выдачи ипотечных кредитов в интересах созаемщиков. По текущим правилам, гражданин, выступивший созаемщиком или поручителем по льготному кредиту, в дальнейшем не имеет права оформить на себя льготную ипотеку. Согласно предложениям камчатских депутатов, созаемщик, не являющийся супругом или супругой, после выплаты ипотечного кредита, по которому он выступает поручителем, должен иметь возможность оформить льготную ипотеку для приобретения собственного жилья.
Тем временем власти Приморского края рассматривают возможность введения собственной льготной ипотечной программы, отличающейся условиями от дальневосточной. Губернатор края О.Кожемяко в декабре сообщил об обсуждении с вице-премьером, полпредом президента в ДФО Ю.Трутневым возможности предоставления регионам полномочий по разработке таких ипотечных программ, которыми могли бы воспользоваться категории граждан, не охватываемые действием дальневосточной ипотеки. Ю.Трутнев при этом поручил Минфину, Минвостокразвития совместно с Банком России, ДОМ.РФ и кредитными организациями не допустить ограничений в оформлении гражданами дальневосточной ипотеки в результате отклонений от базовых условий кредитования банками (повышение минимального размера первоначального взноса, взимание комиссий с застройщиков и граждан, ограничения по кредитованию ИЖС).
В регионах возводятся дома по программе льготной аренды, предполагающие, что плата составит треть арендной ставки (треть финансируется – из федерального бюджета, треть – из регионального). В целом по ДФО предполагается построить не менее 10 тыс. таких квартир для льготной аренды. В частности, первый многоквартирный дом по программе «Доступное арендное жилье в Дальневосточном ФО» в Хабаровском крае в октябре был сдан в Комсомольске-на-Амуре. Предполагается, что взять жилье в аренду в нем можно будет со второго квартала 2025 г. В целом в регионе планируется построить 2,1 тыс. арендных квартир.
Что касается переселения из аварийного жилья, то с 2019 г. в Дальневосточном ФО переселено 104,8 тыс. человек, расселено около 2 млн кв. м, в том числе 386,5 тыс. кв. м за счет собственных средств регионов. Наибольший объем аварийного жилья расселен за данный период в самых проблемных регионах - Якутии (749,43 тыс. кв. м), Сахалинской области (563,14 тыс. кв. м) и Амурской области (141,24 тыс. кв. м). Задачу по расселению домов, признанных непригодными для проживания до 2017 г., уже выполнили Сахалинская и Магаданская области, Камчатский край. В данных регионах началось расселение аварийного жилья, которое было выявлено после января 2017 г.
В утвержденный президентом РФ В.Путиным обновленный перечень показателей, по которым в дальнейшем будет оцениваться эффективность работы губернаторов, включен в том числе уровень рождаемости. На Дальнем Востоке в настоящее время продолжает фиксироваться спад рождаемости. В целом в ДФО в январе-августе 2024 г. зарегистрировано 49 211 новорожденных (что на 2 740 меньше, чем за аналогичный период годом ранее). В том числе в Приморском крае за данный период родилось 10 258 детей (меньше на 411 человек по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.[2]), в Хабаровском крае – 7 631 младенцев (-299), в Якутии – 7 193 (-287).
Естественная убыль населения в ДФО фиксируется в большинстве регионов, кроме Якутии и Чукотского АО. В данных регионах самый высокий в ДФО коэффициент рождаемости – 10,8 и 10,4 соответственно. Самый низкий коэффициент рождаемости в ДФО фиксируется в Магаданской области (7,5), Еврейской АО (7,8) и Приморском крае (8,5). Тем не менее в Приморье показатель все же соответствует среднероссийскому (8,5). Якутия, Чукотка, Забайкальский край, Бурятия, Сахалин и Камчатка обеспечивают более высокий коэффициент рождаемости, чем в среднем в ДФО (9,4).
Таблица 1. Показатели естественного движения населения, январь-август 2024 года
Регион |
Коэффициент рождаемости |
Естеств. убыль/прирост населения |
Российская Федерация |
8,5 |
-4,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
9,4 |
-3,7 |
Республика Саха (Якутия) |
10,8 |
2,7 |
Чукотский авт. округ |
10,4 |
0,0 |
Забайкальский край |
10,2 |
-4,0 |
Республика Бурятия |
9,9 |
-2,2 |
Сахалинская область |
9,9 |
-4,3 |
Камчатский край |
9,5 |
-2,9 |
Хабаровский край |
9,0 |
-5,0 |
Амурская область |
8,9 |
-5,3 |
Приморский край |
8,5 |
-5,8 |
Еврейская авт. область |
7,8 |
-7,0 |
Магаданская область |
7,5 |
-4,9 |
Проблема транспортной доступности остается актуальной для Дальнего Востока. К концу года возникли проблемы при согласовании между Минтрансом, Росавиацией и Минфином предоставления в 2025 г. субсидий на перелеты между центральной частью страны и Дальним Востоком (постановление правительства №215) и субсидий для авиакомпании «Аврора» на обслуживание социально значимых маршрутов в ДФО (постановление правительства №1172). На перелеты из центральной части РФ на Дальний Восток и в Калининград на 2025 г. в проекте бюджета заложено 11,1 млрд рублей, а на социально значимые перелеты внутри ДФО – 7,2 млрд рублей.
Действующие условия предоставления субсидий на перевозки предполагают, что заявки на их получение должны быть объявлены не позднее 1 октября, на рассмотрение отводится не менее месяца. Росавиация, как правило, начинала принимать заявки к 1 сентября и завершала прием до 1 октября, средства распределялись до 1 декабря. К этому времени авиаперевозчики составляли расписание полетов с 1 января следующего года и открывали продажи билетов на субсидируемые рейсы.
Из-за того, что к середине ноября билеты на ряд направлений 2025 г. не поступали в продажу, региональные власти обеспокоились сокращением финансирования, грозящим ростом стоимости билетов, а также закрытием маршрутов с низкой рентабельностью. В связи с этим Минтранс поручил авиакомпаниям открыть продажи авиабилетов по льготным направлениям на 2025 г., отметив, что все программы льготных пассажирских перевозок продолжат действовать в 2025-27 гг., что предусмотрено проектом федерального бюджета (по 24,6 млрд рублей в год), а до конца текущего года все необходимые процедуры будут завершены.
Стоит отметить, что за январь-сентябрь 2024 г. авиакомпании по программам субсидирования продали более 4,7 млн билетов и перевезли 3,9 млн человек. Программы охватывают в совокупности 429 маршрутов, которые обслуживают 26 авиакомпаний. При этом список субсидируемых маршрутов может расшириться. В ноябре власти Камчатского края сообщили об обсуждении с Минтрансом возможности включения в число субсидируемых маршрутов перелета между Петропавловском-Камчатским и Владивостоком (в настоящее время в список субсидируемых входят только перелеты между Петропавловском-Камчатским и Москвой, а также Петропавловском-Камчатским и Новосибирском). Между тем цены на перелет с Камчатки во Владивосток могут достигать 70 тыс. рублей в экономическом классе.
Возникают сложности при реализации программ газификации в отдельных регионах. Так, в Забайкальском крае перенесены сроки газификации Читы, предполагающей автономную газификацию свыше 13 тыс. частных домовладений СПГ из Якутии. Изначально завершение работ было намечено на 1 октября 2024 г., но осенью текущего года оно было перенесено на середину сентября 2025 г. Более 9 млрд рублей на реализацию проекта предусмотрено из федерального бюджета. К середине октября общая готовность проекта составляла 58%, построено порядка 250 км газопроводов из 500 км запланированных. Ориентировочный объем поставки газа потребителям после завершения проекта оценивается в 7,849 млн куб. м в год.
Ранее произошла смена владельца компании-оператора газификации – ООО «АврораГаз» (реализует проект в рамках концессионного соглашения). Объем вложений концессионера составляет 1,835 млрд рублей. Прежде «АврораГаз» через ООО «Восточно-арктическая нефтегазовая корпорация» (ВАНК) принадлежала С.Неверову (55%, находится под следствием по подозрению в мошенничестве) и С.Кравцову (45%). В марте 2024 г. компания продана дагестанскому предпринимателю О.Кадиеву. При этом ВАНК является ответчиком по делу о банкротстве.
Тем временем в Петропавловске-Камчатском в ноябре началось финансируемое за счет средств федерального бюджета строительство регазификационного комплекса сжиженного природного газа, который должен обеспечить поставки СПГ потребителям в регионе в объеме до 446 тыс. тонн (эквивалент 620 млн куб. м природного газа). Ранее правительство РФ согласовало выделение в 2023-25 гг. Камчатскому краю субсидии в размере 12 млрд рублей. Работы планируется завершить к концу 2026 г. К этому времени также силами ПАО «НОВАТЭК» предполагается построить плавучую составляющую проекта – терминал, регазификационную установку и суда-газовозы за 30-40 млрд рублей. В дальнейшем морская часть комплекса должна быть передана «Газпрому» для эксплуатации (по договору лизинга или по договору купли-продажи). Источником газа для газификации должен стать шельфовый проект «Газпрома» «Сахалин-2».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[2] В Приморском крае показатель количества новорожденных в 2023 г. оказался самым низким с 1990 г. (15 949 детей).
Лососевая путина 2024 года на Дальнем Востоке завершилась с худшим за 20 лет результатом. Это сказалось на ценах не только на рыбу, но и на красную икру. Одно из главных блюд новогоднего стола многим россиянам оказалось не по карману. Почему так произошло и чего ждать дальше, рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Вылов лососей в 2024 году стал самым низким за последние 20 лет. Низкие уловы совпали со скачком издержек лососевых предприятий. Все это поставило производителей в очень сложную ситуацию – просто повысить цены на продукцию для них сейчас не выход.
«В стабильной экономической ситуации снижение объема предложения для производителя компенсируется увеличением цены. И его экономические показатели, его выручка, прибыльность драматически не меняются. Но за четыре последних года в производственные затраты в лососевом сегменте выросли в полтора раза. Главным образом роль сыграл рост затрат на оплату труда, потому что колоссальную роль в добыче играет ручной малоквалифицированный труд. Из-за значительного роста производственных затрат произошло стремительное увеличение кредиторской задолженности: за семь лет задолженность добытчиков лососей перед банками выросла с пяти млрд рублей до 110 млрд. Это очень огромный рост, и это означает, что ежегодно во втором квартале предприятия берут большие кредиты, чтобы подготовиться к путине», — сообщил на пресс-конференции в ТАСС Герман Зверев.
Похожая ситуация складывается у добытчиков лосося на Аляске. Там экономический доход, который лососевые предприятия получили в этом году – самый низкий с 1975 года. Глава ВАРПЭ отмечает, что плохие подходы лососей – это такая глобальная тенденция, которая заставляет задуматься о выработке единых подходов к управлению рыболовством.
Существенное снижение вылова в этом году случилось и у добытчиков трески. За 10 лет объем добычи трески в мире сократился более чем в два раза. В 2014 году мировой вылов этого вида рыбы составлял 1 840 000 тонн, а в этом году – чуть больше 800 000. Свою негативную лепту вносят сложности с поставками рыбы в Европу, трудности с расчетами и экспортная пошлина.
«Также на экономику наших предприятий негативно повлияли не совсем выверенные формулировки законодательства, которые регулируют работу береговых заводов по производству трески. Поэтому мы в текущем году, к сожалению, не смогли получить адекватную нашей доле вылова ценовую премию», – рассказал Зверев.
Низкий улов лососевых повлиял и на продажи красной икры. В ноябре розничные цены на нее составляли семь-восемь тыс. рублей за килограмм, сейчас ценник еще выше. Однако, по словам президента ВАРПЭ, такие цифры вполне адекватные и нужно привыкать к новым ценникам.
«Есть такие расхожие оксюмороны: горячий снег, живой труп, правдивый лжец. Выражение «дешевая икра» – из этого же разряда. Лососевая икра даже в Советское время была качественной, но весьма дорогой: 140-граммовая баночка в начале 80-х годов стоила 4 рубля 20 копеек, а килограмм икры – 30 рублей, и это при среднемесячной зарплате 100-110 рублей. Получается, что килограмм обходился в треть месячной зарплаты, и при этом ее было не достать», — объяснил Герман Зверев.
По его словам, сейчас даже с учетом скачка цен, произошедшего из-за самой плохой за 20 лет лососевые путины, розничная стоимость красной икры для потребителя колеблется от 8,5 тыс. до 9,5 тыс. рублей за килограмм – 11% от средней зарплаты.
Герман Зверев отмечает, что три-пять лет назад в России существовало искаженное ценообразование на лососевую икру, из-за чего стоимость деликатеса представлялась доступной. Связано это с теневой добычей. Не менее 10% на рынке представляла браконьерская икра – 1000-1500 тонн.
«Эта икра, которую воровали у будущих поколений, безжалостно уничтожая рыбу, оставляя могильники на берегах камчатских рек. Эта икра поступала в торговлю и снижала уровень цены. Значительная часть икры реализовывалась фирмами-однодневками. Это еще не менее 10-15%. Еще один поток – это некачественная икра, которую реализовывали сомнительные производители. В этом году начался процесс маркировки икры. В ходе этого проекта уже зарегистрировались не менее 70 производителей икры, которых раньше не было вообще, их не существовало», — сообщил глава ВАРПЭ.
По его словам, сейчас рынок красной икры стал приходить в норму, но ситуацию в этом году усугубила плохая путина, из-за чего цены оказались значительно выше прошлогодних. По прогнозу ВАРПЭ, в 2025 году ситуация выровняется, дальнейшего повышения цен не произойдет.
При покупке красной икры Герман Зверев посоветовал выбирать розничные магазины с хорошей репутацией. Если же потребитель решил приобрести деликатес через Интернет-сервисы, то лучше доверять тем, кто давно работает на рынке и не заманивает суперскидками.
Стабильным остается крабовый промысел. Однако экономическое состояние в этом секторе не самое радужное – оно показывает, что ряд игроков рынка и регуляторы слишком оптимистично оценивали доходность этого бизнеса. В 2024 году цены на крабы на экспортных рынках снижались, доходность существенно уменьшалась. Герман Зверев отметил, что если экспортная пошлина сохранится в 2025 году, то состояние этого сегмента будет особенно тяжелым.
«Крабовые добытчики – самые закредитованные добытчики в нашей стране. Свыше 600 млрд рублей они должны банкам, причем значительную часть этой суммы они должны будут выплатить в следующем году. Плюс на горбу у них висят обязательства по строительству краболов – это тоже серьезные издержки», – подчеркнул президент ВАРПЭ.
По прогнозам на 2025 год, есть неплохие природные основания по вылову. Рыбодобытчики рассчитывают, что объем добычи лососевых будет больше, чем в нынешнем году. По их оптимистичным оценкам, он составит 250-320 тыс. тонн.
С экономической точки зрения у ВАРПЭ есть два сценария: инерционный, основанный на том, что вылов будет таким, как его прогнозируют, при этом не произойдет резкой эскалации ключевой ставки, новых шоковых запретов или санкций, не будет продлена экспортная пошлина; и шоковый вариант, основанный на том, что все эти факторы произойдут.
«Возникнут новые дополнительные ограничения на экспорт, останется экспортная пошлина, ключевая ставка будет расти, и в этом случае шоковый вариант приведет к резкому снижению выручки и к торможению прибыли. В инерционном варианте в секторе рыбодобычи мы прогнозируем размер выручки порядка 750 млрд рублей, а в секторе рыбопереработки – порядка 450 млрд рублей. В случае шокового варианта мы считаем, что выручка останется примерно на уровне текущего года», – подытожил Герман Зверев.
Убедившись на собственном опыте, как сложно управлять бизнес-процессами, разработчики СМАРТ ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) создали программный продукт, помогающий сократить издержки, повысить эффективность и увеличить прибыль предприятий малого, среднего и микробизнеса. О том как создавалась система, почему и кому она пригодится EastRussia рассказал глава компании Артем Петухов.
– Артем, расскажите о своей компании: вы работаете только над автоматизацией бизнеса или есть другие направления?
– Наша компания Смарт Юнит была основана в Якутске в 2012 году. С этого же года мы стали резидентом технопарка «Якутия». На старте нас было двое, мы прошли путь от программиста и руководителя проектов в ведущих российских компаниях до собственного бизнеса. Занимались хардваром (аппаратной составляющей — прим. авт.), но поняли, что это очень затратно и сконцентрировались на софте. Проектов у нас очень много – например, мы создали систему противодействия лесным пожарам, техногенным пожарам, логистическую схему северного завоза, систему мониторинга авиационных двигателей, которую презентовали президенту Владимиру Путину этим летом и получили очень высокую оценку от него. Сейчас расширяем и углубляем ERP-систему.
– Что такое ERP-система простыми словами?
– На самом деле это не так сложно, как может показаться. ERP-система – это комплексная система управления предприятием. Экосистемное решение, которое позволяет автоматизировать все основные направления деятельности компании: управление проектами, производством, командой, заказами, продажами, организует складской учет, финансовую аналитику, документооборот. Все, что нужно предприятию, мы автоматизируем. На рынке сейчас много разных решений: CRM-системы – для управления продажами, есть системы для бухгалтерии, для документооборота, но все они разрозненные, неудобно пользоваться большим количеством систем. Мы как раз пошли в сторону максимальной интеграции, чтобы человек использовал всего одну систему автоматизации в работе.
– Как работает система автоматизации на примере конкретного предприятия?
– Есть очень хороший кейс – наш клиент Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина. Они используют все модули системы. Как все работает: поступает заказ на печать буклетов или календарей – тут же продажник формирует заказ онлайн, в момент его формирования он может посчитать стоимость заказа и проверить наличие материалов. Раньше, чтобы этот заказ исполнить, сотруднику типографии нужно было вначале сходить на склад, уточнить, есть ли в достаточном количестве краска, бумага, потом сходить в цех и узнать, свободно ли оборудование. Теперь он это все может сделать в режиме онлайн. После того как принимает заказ, он переводит его в статус производства – и начинается работа. Начальник производственного цеха может отследить работу на каждой стадии. В момент передачи готовой продукции на склад коммерческий отдел видит, что все готово и заказ можно отгружать клиенту. В блоке финансовой аналитики учитывается, сколько материалов израсходовано, сколько времени потрачено, сколько брака.
– Насколько повысилась эффективность типографии с использованием автоматизации?
– Производительность у них выросла на 46%, а прямая экономия составила шесть млн рублей в год. Ежегодная экономии сырья выросла до 12%. Эффект очень классный. Раньше у них главной проблемой была коллективная ответственность – никто не хотел брать на себя вину за брак, например. Теперь все прозрачно, каждый наряд закреплен за определенным человеком. Люди стали более ответственно относиться к своей работе.
– Много ли у вас клиентов и интересантов?
– Клиентов пока немного. Реальные продажи систем мы только начинаем – около 15 клиентов по этому направлению. Планируем выход на иностранные рынки параллельно с российским. Есть уже тестовые запуски в ЕС, Индии и Китае. С госорганами начали работать – у правительства Якутии тоже есть потребность в части управления проектами и финансовой аналитики.
– Для каких предприятий полезен ваш продукт? Доступен ли он для предприятий малого и микробизнеса?
– Стоит отметить, что крупнейшие системы класса ERP – такие как SAP, AXAPTA, ORACLE (ушедшие из России) могут позволить себе использовать только такие гиганты как Газпром, РЖД, АЛРОСА. А средние, малые компании и тем более микробизнес никогда этого не смогут – слишком дорого. Мы поняли, что эту нишу мы можем занять и создали доступные системы ERP-класса непосредственно для среднего бизнеса, МСП и микро. Кстати, для микробизнеса у нас есть бесплатный тариф с полным функционалом. Небольшие предприятия могут всю жизнь сидеть на бесплатном тарифе. Это наша маленькая дань небольшим предприятиям, ведь мы и сами начинали как микро бизнес – нас было двое – и мы знаем, как тяжело маленьким компаниям приходится на старте. Сейчас такое время – даже самые маленькие предприятия должны заниматься анализом. Например, если Газпром потеряет 500 млн рублей – им будет неприятно, но не критично, а если маленькое предприятие потеряет 500 тыс. – для них это будет катастрофа. Очень важно считать доходы, расходы, понимать ценообразование. При использовании ERP все это считается автоматически.
– В какой момент предприятию лучше прибегнуть к ERP-системе? С нуля или в процессе деятельности?
– Это не принципиально. Можно запускать систему и с нуля, и в процессе. Тут главная идея в том, чтобы система работала не для руководителя или продажника, а для всех сотрудников. Повышается эффективность за счет того, что происходит быстрый обмен данными между направлениями, и эти данные абсолютно точные.
– А сами вы в своей деятельности используете свою разработку?
– На самом деле мы и стали первыми своими клиентами – около семи лет назад мы создали систему управления проектами, перебрав до этого все, что было доступно на рынке. Сделали свою первую версию, позже показали ее типографии, им понравилось. По их запросам мы добавляли разные модули. Создали систему и поняли, что имеем отличный продукт. Решили его масштабировать. Мы вложили в проект много денег и сил, и теперь делаем на него большую ставку.
– Сколько человек работает в Смарт Юнит?
– У нас в штате 35 человек. Мы сторонники маленьких, но эффективных команд. Например, ВКонтакте разработали десять человек, в Телеграмме работают около 30 человек. Количество не всегда переходит в качество. Сейчас наша команда занимается разработкой новых модулей системы – эйчар, модуль закупок, маркетинг и ремонты оборудования.
– В Якутии очень сильный ИТ-кластер. Как у вас складываются отношения с конкурентами?
– В Якутии конкуренции в ИТ-сфере нет, мы все друг друга знаем и дружим. Рынок огромный и про конкуренцию говорить не приходится. Скорее – о дефиците ИТ-компаний. Работы много – всем хватает.
Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», рассказал EastRussia, что привлекает игроков логистического рынка в ДФО и с какими сложностями им приходится здесь справляться.
Дальний Восток – это важный центр притяжения для логистических компаний. Богатые природные ресурсы и выгодное географическое положение открывают возможности для грузоперевозок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это стало особенно актуальным из-за переориентации транспортных потоков с запада на восток. Благоприятные условия создаёт и растущая экономика Дальневосточного федерального округа (ДФО), а также огромные вложения в валовой региональный продукт (ВРП). Так, за 5 лет, с 2019 по 2023 год инвестиции составили 11,3 трлн руб. или 9% общероссийского объема. При этом 29% от этих вложений направляется на развитие транспортно-логистического комплекса региона.
Поэтому в последние годы игроки логистического рынка активно наращивают свое присутствие на Дальнем Востоке. Наша компания не исключение: в 2023–2024 годах открыли новые терминалы в Белогорске и Петропавловске-Камчатском, увеличили площади складов в Благовещенске, Уссурийске, Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре, а также запустили более 100 новых направлений автодоставки в населённые пункты.
В то же время работа на Дальнем Востоке сопряжена с серьезными вызовами. Одна из наиболее острых проблем — это дефицит рабочей силы, характерный и для остальных регионов страны. Так, в ДФО за первые 10 месяцев 2024 года спрос на работников склада вырос на 49,8%, а потребность в водителях категорий B, C, а также E увеличилась на 48,8%.
К решению проблемы компания подходит комплексно. Например, по всей России у нас работает специальная реферальная программа «Приведи друга». Как результат — 25% персонала было принято благодаря ей. Также мы стремимся предоставить возможность для профессионального роста и развития всем сотрудникам. Для этого разработана система обучения и наставничества, есть онлайн и офлайн-курсы повышения квалификации. Например, водитель может стать бригадиром смены, либо перейти на должность механика или тренера по экономичному вождению.
Помимо этого, на Дальнем Востоке наблюдается нехватка качественных складов: большинство из имеющихся складских помещений представлены старым советским фондом. Поэтому в сотрудничестве с арендодателями мы иногда реконструируем здания и укрепляем инфраструктуру.
Климатические условия также существенно влияют на логистику в регионе. Штормы в море могут приводить к задержкам отправлений при транспортировке грузов на Камчатку и Сахалин. Проблему представляют и характерные для некоторых частей Дальнего Востока обильные осадки. Например, совсем недавно ДФО накрыла «буря столетия», когда в Благовещенске за ночь на 26 ноября выпало рекордное за последние 97 лет количество снега, серьёзно осложнив движение автомобильного транспорта.
Несмотря на погодные условия, мы постоянно оптимизируем наши логистические схемы и сокращаем сроки доставки. Например, во втором полугодии 2024 года нам удалось уменьшить время перевозки с 8 до 6 дней на маршруте Владивосток – Чита, с 10 до 8 дней — на маршруте Благовещенск – Барнаул, с 15 до 13 дней — на маршруте Казань – Владивосток.
Логистический бизнес на Дальнем Востоке активно развивается. Так, с начала 2024 года грузооборот «Деловых Линий» по ДФО — входящий и исходящий — вырос более чем на 10%. При этом одним из основных драйверов развития рынка логистики в регионе по-прежнему остаются авиаперевозки. В этом году с июня по октябрь мы запустили порядка 7 тыс. новых направлений доставок по воздуху в Сибирь и на Дальний Восток, в самые удаленные и труднодоступные населенные пункты. Спрос на перевозки, как и требования к срокам и качеству, растут, компании делают все, чтобы достичь максимального результата для клиентов.
На протяжении последних четырёх лет показатель ежегодной заболеваемости онкологическими заболеваниями в Хабаровском крае постоянно растёт. В 2020 году зафиксировано 5 392 случая, в 2021-м — 5 792, в 2022 — 5 981, в минувшем 2023 уже 6 304. Эти данные отчасти говорят об улучшившейся выявляемости новых случаев, однако при этом, по данным минздрава региона, диагноз часто ставится уже на поздних стадиях заболевания.
Летальных случаев также с каждым годом становится больше, хотя и не в таких же пропорциях. По данным ежегодников «Злокачественные новообразования в России (заболеваемость и смертность)», которые приводит проект «Если быть точным», в 2020-м году в крае умерли 2590 человек, в 2021-м — 2576, в 2021 — 2520, и в 2023 от болезней, связанных со злокачественными новообразованиями скончались 2676 жителей региона. Происходит это на фоне проблем со строительством онкодиспансера в Комсомольске-на-Амуре и изношенностью оборудования Краевого центра онкологии в Хабаровске.
Ситуация в онкомедицине региона в августе 2023 года стала предметом негодования федерального министра. Михаил Мурашко раскритиковал работу руководителей здравоохранения Хабаровского края за провалы в работе. Помимо того, что регион не выполнил ни одного целевого показателя федеральной программы, из выделенных региону 3 млрд рублей на борьбу с онкозаболеваниями в 2022-м не было освоено 500 млн рублей.
В ноябре 2023 года проблемы в оказании помощи онкологическим больным в Хабаровском крае дошли до Президента. Во время совещания Владимира Путина с членами правительства руководитель исполкома Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Михаил Кузнецов заострил внимание главы государства на долгострое онкодиспансера в Комсомольске-на-Амуре.
«Должны были сдать до 2021 года, теперь срок сдачи новым подрядчиком – в 2024-м, а также оснащение оборудованием онкологического центра в городе Хабаровске. В самом Хабаровске оборудования не хватает», — сообщил он.
В октябре 2024 проблемы с помощью онкобольным в регионе вновь всколыхнули информационное пространство. Депутат Госдумы от ЛДПР Василина Кулиева после жалоб пациентов на работу Краевого центра клинической онкологии в Хабаровске, направила запросы в различные инстанции, в том числе губернатору края с просьбой взять ситуацию на контроль. К ситуации подключился зампред комитета по здравоохранению ГД РФ Сергей Леонов, свою проверку начала прокуратура.
Такое наследство досталось назначенному 29 октября 2024 года нынешнему министру здравоохранения Хабаровского края — пока ещё с приставкой и.о. — Станиславу Мальцеву (он стал третьим и.о. главы минздрава за год). Спустя месяц после назначения он, выступая перед депутатами Законодательной думы Хабаровского края подвёл итог: основная цель регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» — снижение смертности населения до 185 случаев на 100 000 населения в 2024 году — не достигнута.
Три недели назад — 11 ноября — губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин сообщил в своём ТГ-канале: «Наш краевой онкоцентр получит до конца года дополнительно почти 192 млн рублей. Соответствующее распоряжение о выделении финансирования в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» подписал глава кабмина Михаил Мишустин».
Теперь минздраву и онкоцентру надо определиться с приоритетами. 192 миллиона — сумма внушительная, но и цена высокотехнологического оборудования исчисляется десятками, а то и сотнями миллионов рублей. Согласно справке, предоставленной EastRussia, список нуждающегося в ремонте и/или замене оборудования таков:
— Линейный ускоритель (ЛУ) Elekta «Synergy» 2014 года (используется для лучевой терапии) не работает с 15.11.2024г. Требуется дорогостоящий ремонт. Срок эксплуатации закончен, износ 100%;
— Линейный ускоритель «Halcyon» 2021г. не работает с 09.10.2024г. Ремонт затруднен из-за сложной и длительной логистики вышедшей из строя платы из-за рубежа (3 мес.), — ожидается прибытие в Россию;
— Два гамматерапевтических аппаратов SagiNova для брахитерапии выведены из эксплуатации с 16.11.2024г. в связи с окончанием назначенного срока эксплуатации источника ионизирующего излучения кобальт-60 (Со60) 22.11.2024 г. (пациентов для проведения лучевой терапии в условиях дневных стационаров направляют в ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» и ГАУЗ АО «Амурский областной онкологический диспансер»);
— Магнитно-резонансный томограф 2013 года выпуска, для исследования молочной железы, вышел из строя 16.08.2024г. Требуется дорогостоящий ремонт. Срок эксплуатации закончен, износ 100%. Подана заявка в министерство здравоохранения Хабаровского края на замену аппарата;
— магнитно-резонансный томограф 2024г., вышел из строя 26.11.24г. (пациентов направляют в КГБУЗ «Краевая клиническая больница», имени профессора С.И. Сергеева МЗХК, КГБУЗ «Краевая клиническаябольница» имени профессора О.В.Владимирцева МЗХК, ООО Медицинский центр «Мед-арт»);
— Аппарат для рентгенографии цифровой (маммография) введён в эксплуатацию в 2016 году и вышел из строя 07.10.24г., пациенты были сразу перераспределены. (пациенты из Хабаровска получают этот вид диагностики в поликлиниках по месту жительства, иногородние маршрутизируются в ООО «Эр энд Эм медицинский центр» г. Хабаровска).
В процессе монтажа, подготовке к вводу в эксплуатацию при этом находятся:
— Новый линейный ускоритель TrueBeam: проводятся пуско-наладочные работы. Ориентировочно - ввод в эксплуатацию конец декабря 2024 года, приём пациентов конец января 2025 года.
— Новый компьютерный томограф Philips - в настоящее время завершена подготовка помещения для его установки. Монтаж запланирован на 05-06 декабря 2024.
На это оборудование, а также на систему эндоскопической визуализации для проведения колоноскопии было выделено 402 млн рублей.
Лучевую терапию онкоцентр сейчас в состоянии обеспечить для 80 пациентов ежесуточно — лечение проводится с помощью ускорителя «Theratron Equinox 100». Однако в апреле 2025 года его работа будет прекращена из-за исчерпания срока службы источники ионизирующего излучения. Пока работает, однако тоже запланирована под замену установка спиральной компьютерной томографии — за последнюю неделю проведено 798 исследований (в день - 43 пациента).
Оборудование ПЭТ-центра в строю, хотя в системе циклотрона и были неполадки, их удалось устранить. За неделю исследование проходят 200-220 пациентов.
Если в процессе обеспечения необходимым оборудованием прогресс намечается, то в плане работы с людьми — и с медицинским персоналом, и с пациентами — направление движения хотя и понятно, но вопросов пока больше, чем ответов.
В разговоре с депутатами Законодательной Думы Станислав Мальцев отметил: «Мы недостаточно работаем с первичным звеном, у нас малая выявляемость онкозаболеваний на ранних сроках, то есть, когда у пациента первая, вторая стадия. Диспансеризация населения у нас иногда проводится недостаточно качественно, и мы этих пациентов всё-таки пропускаем. Поэтому много пациентов, которые поступают на лечение в третьей-четвёртой стадии, когда прогноз неутешительный, ожидаемый прогресс лечения, продолжительность жизни и её качество значительно снижаются».
В крае сейчас работают 72 врача-онколога, и из них половина в первичном звене. Не хватает по оценке и.о. министра как минимум 10 специалистов. Куда более острый дефицит медработников среднего звена, впрочем, это проблема всех медицинских направлений.