Власти китайского города Фуюань подтвердили открытие пассажирского сообщения по Амуру с Хабаровском с 10 июня. В преддверии этого в Фуюане прошли учения межведомственные учения по организации работы погранперехода.
Как сообщает Biang.ru, в учениях приняли участие сотрудники пограничного контроля, управления речной безопасности, полиции, комитета по контролю за распространением заболеваний, управления речного порта Фуюаня, экспедиторских компаний и управления по гигиене и здравоохранению города. В ходе учений отрабатывались действия при досмотре въезжающих пассажиров, с выборочным ПЦР-тестированием около 5% всего пассажиропотока. Также в тестовом режиме российским туристам выдавались групповые визы.
При пересечении границы туристам необходимо будет сканировать QR-код, разъясняющий процедуру прохода через пункт пропуска.
Напомним, Фуюань – ближайший к Хабаровску китайский город, расстояние до него по Амуру составляет 65 километров.
Санкционное давление не помешает развитию сотрудничества Китая и Дальнего Востока России. К такому выводу пришли участники пленарного заседания Российско-Китайского Делового совета «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества». Глобальные игроки китайского рынка и представители российского бизнеса собрались во Владивостоке, чтобы обсудить совместные планы.
Исторический рекорд
С 27 июля по 5 августа в Приморском крае проходит деловой визит китайской делегации. Представители 15 крупных компаний из КНР посетили регион для участия в диалоге с местным бизнес-сообществом и органами власти. Среди них такие гиганты, как «КитайСтрой», China Railway Construction Company, «Хуасюнь Групп Ру», НЗС, «Джили Моторс», «Гэчжоуба Русс» и другие.
Бизнес-миссия организована на основе договоренностей председателя «Российско-Китайского Делового Совета» Геннадия Тимченко и губернатора Приморского края Олегом Кожемяко при поддержке Чрезвычайного и Полномочного Посла Китайской Народной Республики в Российской Федерации Чжан Ханьхуэя, администрации президента РФ, Торгово-промышленной палаты РФ и Фонда Росконгресс.
В Приморье делегация встретилась с региональным руководством, представителями институтов развития, посетила ведущие предприятия края и провела переговоры с потенциальными партнёрами.
Самым масштабным мероприятием в рамках визита стало пленарное заседание «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества», объединившее сотни российских и китайских предпринимателей, в том числе по видеоконференцсвязи. Российско-Китайский Деловой Совет представлял исполнительный директор РКДС Евгений Маркин. Модератором диалога выступил директор Агентства международного сотрудничества Приморья Алексей Старичков.
Как отметила в своём приветственном слове генеральный консул Китая во Владивостоке Пяо Янфань, российско-китайские отношения «наращивают обороты», качество делового сотрудничества улучшается по всем направлениям. За прошлый год товарооборот двух стран преодолел отметку 140 млрд долларов, побив исторический рекорд. В первом полугодии текущего года объёмы двусторонней торговли достигли 80 млрд 675 млн долларов, прирост составил 27,2%.
Товарооборот Дальневосточного федерального округа и Китая в прошлом году вышел на уровень 13 млрд 891 млн долларов, увеличившись на 28%. При этом 40% объёма денежных потоков приходится на Приморский край.
Небывалый энтузиазм
Г-жа Пяо Янфань подчеркнула, что китайская экономика «выделяется своей стойкостью, потенциалом и большим полем маневрирования». В 2021 году ВВП Китая превысил 114 трн юаней, что приблизительно составляет 18 триллионов долларов. Несмотря на вспышки коронавируса и непростую международную обстановку, вызвавшие рост инфляции, в текущем году Китай увеличил ВВП на 2,5%.
«В условиях сложной международной ситуации значимость Дальнего Востока для всей России усиливается, - отметила Пяо Янфань. – Планируется совершенствование пограничной инфраструктуры, рассматриваются возможности создания трансграничной территории опережающего развития, формируется более благоприятная бизнес-среда. Все это вливает новую струю жизненных сил в китайско-российское сотрудничество. Отрадно, что обе стороны проявляют небывалый энтузиазм и усиливают взаимодействие на центральном и региональном уровне, как между ведомствами, так и отдельными предприятиями. Стороны полны решимости, выявляя взаимодополняющие преимущества и устраняя узкие места, наращивать сотрудничество в областях торговли, инвестиций, производства, логистики, инфраструктуры, инноваций, туризма и других отраслях».
Генконсул также сообщила о возможности возобновить авиасообщение между Владивостоком и Китаем в скором будущем. Приморские власти подали ходатайство об открытии рейса Владивосток-Пекин. «Мы уже видим свет в конце туннеля», - отметила г-жа Пяо Янфань, добавив, что на сегодняшний день выполняются 8 коммерческих рейсов из Москвы в китайские города.
Первый вице-губернатор Приморского края Вера Щербина обозначила стратегическую важность российско-китайского партнёрства в условиях санкций. Доля Китая во внешней торговле Приморского края ежегодно составляет около 50%. В прошлом году торговый оборот Приморья и КНР превысил 5 млрд долларов. Китайский капитал участвует в 43 проектах, реализуемых на территории края, с объемом инвестиций 7 млрд рублей или 46% от всех иностранных инвестиций. Более 20 лет региональное руководство ведет совместную работу с китайскими коллегами в области развития торговли, инвестиций, туризма, сельского хозяйства, рыбной отрасли, образования, научно-исследовательской деятельности.
«Ситуация, которая сложилась в текущем году, в очередной раз демонстрирует конструктивный и устойчивый характер российско-китайских отношений. Из-за санкционного давления западных стран на Россию наблюдается перестроение транспортно-логистических цепочек на Восток. Приморский край активно участвует в формировании транзитных грузопотоков, в том числе по актуальному сейчас направлению перевозок из Китая в западную часть России и Республику Беларусь», - сообщила Вера Щербина.
Новое направление грузоперевозок представляет транспортная группа FESCO. В июне текущего года компания запустила регулярный контейнерный поезд FESCO Minsk Shuttle по маршруту Владивосток – Минск. Основу грузопотока сервиса составляют товары народного потребления, химические грузы, продукты питания и другое. В обратном направлении грузы будут отправляться как в Россию, так и в страны Азии. Также в июле FESCO отправила первый публичный контейнерный поезд из Шанхая в Москву.
Что касается экспорта, Щербина отметила огромный потенциал в части расширения торгово-экономического сотрудничества с Китаем: «Мы можем предложить нашим китайским партнерам на экспорт экологически чистую продукцию сельского хозяйства, свинину, сою, мед, морепродукты, а также продукцию лесопереработки, включая шпон и щепу. Готовы поставлять в Китай грузовые и пассажирские вертолеты Ка-62 от завода «Прогресс»».
Кроме того, власти Приморья предлагают китайской стороне рассмотреть возможность реализации инвестпроектов в рамках особых налоговых режимов – ТОРов и свободного порта Владивосток. Это могут быть новые предприятия по производству спецтехники, комплектующих, электроники и бытовой техники, современных автомобилей.
«Отношения между Россией и Китаем вступили в самый лучший период в нашей истории», - заключила Вера Щербина.
Глобальные проекты
Следующая часть пленарного заседания была посвящена презентациям китайских компаний. Так, участники смогли ближе познакомиться с возможностями ООО «КитайСтрой» - российской дочки CSCEC, одного из глобальных игроков в области коммерческого и промышленного строительства Китая с оборотами в триллионы юаней. На российском рынке «КитайСтрой» занимается строительством зданий и сооружений, ремонтно-отделочными работами, реконструкцией исторических памятников.
В Приморье компания рассматривает проекты инфраструктурного строительства (скоростные развязки, объездные дороги, мосты), а также коммерческой и жилой недвижимости. В ходе бизнес-миссии «Китайстрой» провел переговоры о возможном участии в строительстве рекреационной зоны на Мысе Черепахи в бухте Муравьиная Приморского края. Кроме того, ожидается, что дочка CSCEC примет участие в реализации проекта ООО «СЗ «Зелёный бульвар» по строительству микрорайона «Зелёный угол» во Владивостоке.
Новые перспективы сотрудничества открываются и в области автопрома. Эксклюзивный дистрибьютор бренда Geely в России ООО «Джили Моторс» расширяет дилерскую сеть и приглашает к сотрудничеству партнеров. «Джили Моторс» - дочка Geely International Corporation, которая представляет на международном рынке одного из десяти крупнейших автопроизводителей Китая Geely Holding Group. В структуру холдинга входят Geely Auto, Volvo Car Corporation, Drivetrain Systems International (DSI) - один из крупнейших мировых производителей трансмиссий. На Дальнем Востоке компания планирует открыть дилерские центры в Благовещенске и Южно-Сахалинске.
Сегодня российский рынок практически свободен от конкуренции для китайского автопроизводителя. Европейское направление закрыто в связи с санкциями. Власти США запретили экспорт автомобилей и мотоциклов в Россию. Япония ввела эмбарго на экспорт дорогих стоимостью от 6 млн иен, и спрос на китайский автопром растет рекордными темпами. По некоторой информации, рассматривается возможность открытия дилерских центров Geely во Владивостоке и Хабаровске.
После пленарного заседания состоялись встречи делегации с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко и главой Владивостока Владимиром Шестаковым. Обсуждались перспективы расширения сотрудничества и необходимость увеличения грузопотока. «Мы рассчитываем на помощь и содействие Российско-Китайского Делового Совета во взаимодействии с китайскими коллегами, направленном на увеличение товарооборота и развитие приграничных связей. Надеюсь, что данный визит послужил площадкой для установления крепких партнёрских связей», – заявил глава Приморья.
Следующая масштабная встреча российской и китайской сторон состоится на Седьмом Восточном экономическом форуме, который пройдёт во Владивостоке с 5 по 8 сентября.
Как и все в Поднебесной, история местного винокурения и культура пития насчитывают много тысячелетий. Главным принципом культуры употребления спиртного в Китае является не отказ от крепкого алкоголя, а умение пить, сохраняя контроль над языком и конечностями, не падая лицом в салат или в лужу с грязью. Человека из грязи вытащить можно, но нельзя вытащить грязь из человека — говорят жители Поднебесной.
Например, знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э., пили помногу, но это не мешало им вести беседы и музицировать, сочинять стихи и призывать к уходу от мирской суеты. В период Троецарствия в царстве Вэй, где и жили мудрецы, за власть боролись два могущественных клана; по сути, это была гражданская война. Идеи мудрецов противоречили взглядам, господствовавшим тогда в обществе. Приходилось демонстрировать свою аполитичность, изображать из себя чудаков и пьяниц, чтобы избежать жесткого контроля со стороны властей, философствовать, создавать произведения искусства, не имеющие отношения ни к политике, ни к творящемуся хаосу вокруг. Это тот случай, когда пьянство спасало жизнь. На то они и мудрецы.
Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось. А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения.Развитие въездного туризма – одно из стратегических направлений государственной политики РФ. К 2030 году на Дальнем Востоке планируют принимать вдвое больше иностранных туристов – до восьми млн человек. В макрорегионе, утратившем около 80% турпотока во время пандемии, делается большая ставка на привлечение иностранных туристов. В фокусе – близлежащие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Министр экономического развития РФ Максим Решетников считает, что коронавирус, хоть и создал много проблем, но развернул взгляд на сферу туризма внутри страны, заставив переосмыслить собственные возможности и начать их актуализировать. Строятся новые средства размещения разного формата, создаются уникальные точки притяжения для туристов, включая сложные горнолыжные и пляжные курорты.
«Все это должно быть поддержано соответствующей транспортной инфраструктурой. Наша цель – сделать страну комфортной, в первую очередь, для граждан России, но мы всегда рады гостям. Побывав один раз в России, иностранные туристы должны приезжать вновь. Надо устранять проблемы с безналичными платежами – международные платежные системы Visa, Master-card у нас не работают, но можно пользоваться Union pay, китайскими системами, можно открыть счет в российском банке – будет эмитирована виртуальная карта, которой можно пользоваться по приезду как в физическом, так и виртуальном формате», – рассказал Решетников.
Одна из давних проблем в части привлечения иностранных гостей – за границей мало знают о наших достопримечательностях и туристических возможностях. Недостаток продвижения страны на внешних рынках тормозит массовый поток туристов из-за рубежа. В Минэке эту проблему осознали и поставили себе в повестку на 2024 год.
Есть и проблемы со въездом, но они решаются. С 1 августа заработала электронная виза – за август въехало уже 30 тыс. иностранцев (большинство из Китая). Заработали соглашения групповых безвизовых поездок с Ираном и КНР, идет работа по таким же соглашениям с Индией.
«Полную отмену виз уже предложили Кувейту, Бахрейну, Оману, Саудовской Аравии, Малайзии – там, где возможен, в том числе, прирост туристов премиум-класса», – добавил глава Минэкономразвития.
По данным Российского союза туриндустрии, в среднем доход от одного иностранного туриста в России составлял в доковидном 2019 году 318 долларов, что сильно отстает от среднемировых значений (1 270 долларов). В 2019 году наша страна получила от экспорта туруслуг 11 млрд долларов, однако в целом отрасль демонстрирует отрицательный платежный баланс. Россияне потратили на свои поездки в другие страны 264 млрд долларов.
По словам президента Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, россияне по тратам в магазинах беспошлинной торговли занимают третье место в мире после США и Китая – и это объясняет, почему наши туристы востребованы во всех странах мира.
«Мы сталкиваемся со значительным отрицательным торговым сальдо по статье “путешествия”. Отрицательное сальдо в туризме является результатом проигранной конкуренции – причем как за иностранного, так и за внутреннего туриста. Мы должны понимать, что мы конкурируем со всем миром. Нам очень нужен платежеспособный турист и для этого надо создавать конкурентноспособный на международном рынке турпродукт. И если он станет привлекательным для международного рынка – мы сразу выиграем конкуренцию и на внутреннем, и удержим значительную часть денег внутри страны и сократим объем импорта», – рассказал Уманский.
Эксперт предупредил, что с волной развития внутреннего туризма есть риск получить ограничение платежеспособного спроса – в будущем российских путешественников получится привлекать только бюджетным предложением, которое не обеспечит конкуренции на выезде и не удержит желающих отправиться за рубеж.
В настоящее врем я активно работает программа модульного отелестроения, а дорогих высококонкурентных отелей в стране всего 500. Количество номерного фонда в РФ сейчас находится на уровне – мы в пятерке ведущих стран. Но о качестве приходится сожалеть, отмечает Уманский.
По словам эксперта, невозможно обеспечить высококлассный отдых и развлечения для россиян в России, если опираться только на внутренний спрос, который очень мал.
«Мы должны ориентироваться на внешний рынок, а это запустит паровозом и внутренний», – резюмирует Илья Уманский.
Крупной дальневосточной дестинацией является Приморский край. По итогам 2022 года регион посетило более трех млн туристов, в этом году ожидается более 3,5 млн гостей. Количество иностранных туристов составило в этом году уже больше 50 тыс. – это китайские граждане.
Пассажирские и грузовые рейсы в Россию выполняются из 31 государства, Россия летает в 24. В начале сентября восстановлено отсутствовавшее 30 лет авиасообщение с Мьянмой, которая стала 38-й страной, с которой Россия возобновила прямые авиарейсы. В октябре будут возобновлены из Новосибирска и Владивостока в Лаос. Идет работа над возобновлением прямого сообщения с Индонезией. В январе 2024 года планируется открыть прямой рейс из Владивостока в Сибу (Филиппины).
Руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский поделился готовым кейсом для привлечения зарубежных туристов на примере работы с Республикой Корея.
Сначала в регионе определили самую мобильную и платежеспособную аудиторию в Корее – это молодые люди в возрасте 19-25 лет.
«Мы решили идти через лидеров общественного мнения для данной аудитории – прежде всего, мы начали съемки музыкальных видеоклипов, привлекая в популярные места Приморья популярных в Корее исполнителей – все эти локации стали сразу же мелькать в соцсетях корейских туристов. Второе – корейские телешоу очень популярны, и ТИЦ Приморья привозил съемочные группы, беря на себя часть транспортных расходов, таким образом, представители региона оказывались на экране многомиллионной аудитории – поток туристов шел по следам. Также мы для блогеров устраивали фан-туры – их подписчики шли за ними. Когда аудитория там нас узнала, мы перешли к работе напрямую с авиакомпаниями – привезли туркомпании, показали все наши туристические ресурсы и в 2019 году в пик летнего сезона количество рейсов во Владивосток из аэропортов Кореи доходил до десятка в сутки. Также мы использовали круизный туризм как средство продвижения на зарубежных рынках», – рассказал Арсений Крепский.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».
Лазовский район Приморья живет морем и тайгой. И никого не удивляет, что в фермерских хозяйствах там наряду с картошкой и овощами выращивают и саженцы дальневосточных деревьев, и кустарников, и лекарственные травы. Однако прибыль от этих культур не так велика, как хотелось бы местным аграриям. Все чаще они прибегают к проверенному способу – расширению спектра деятельности.
Диверсификация экзотики
В 2018 году семья с говорящей фамилией Флоря зарегистрировала неподалеку от поселка Лазо лесопитомник «Земледар». На семи семейных гектарах растут в основном эндемики, по большей части декоративные. Это хвойные и лиственные кусты и деревья - кедр корейский, разные виды пихт, боярышники, яблони, груши. А еще есть травы и женьшень. Оранжереи с ним занимают примерно 1,5 га, и каждый год их площади увеличивают. А под пологом леса тоже размещены около 1,5 га женьшеня.
– Теплицы мы используем как маточники, под пологом леса условия, приближенные к природным, – рассказывает растениевод и ландшафтный дизайнер Анна Флоря. – Хотя корню жизни лучше в лесу, но там его могут объедать дикие животные, повреждать насекомые. В оранжереях мы стараемся все обезопасить. Женьшень и выращиваем из семян, и высаживаем корни, им теперь от 10 до 15 лет. Раньше семенной фонд покупали – сейчас свой. Вот уже третий год мы изготавливаем продукцию на своем корне.
На первом месте – мед с женьшенем. Затем – сухая настойка для самостоятельного приготовления, это высушенный корень в бутылке, который можно залить водой либо спиртом по приложенной инструкции. Еще одно направление – травяные сборы, фиточаи на основе различных собранных и выращенных трав. Основной делают на базе иван-чая, с ягодами шиповника и боярки, часто используют лист элеутерококка, на всей продукции написаны рецепты. И, разумеется, в продажу идут саженцы.
Женьшень дает предприятию примерно половину прибыли. Увеличить доходность от него хотят тремя путями - расширением площадей, поставками на фармпредприятия (в нынешнем году планируют выйти на одно такое во Владивостоке) и привлечением туристов. С этого июля питомник проводит экскурсии для тех, кто хочет увидеть, как растет целебный эндемик и пройти по женьшеневой тропе. Есть шанс, что самым заинтересованным позволят самим выкопать для себя корень. Это еще обсуждается –женьшень из земли извлекают долго.
Пока турпоток тормозит стихия – один за другим Приморский край накрывают тайфуны. В соседней с «Земледаром» мараловодческой «Заповедной долине» к этому относятся спокойно: август в Лазовском районе всегда не сезон, в это время дальневосточники стараются поехать на море. Туристов – пеших – здесь ждут в сентябре–октябре. Отёл на ферме прошел, панты срезаны. В этом году их общий вес составил около 250 килограммов. Но в плюс «Заповедная долина» не вышла.
– У нас еще не вполне рентабельная структура стада, – говорит гендиректор питомника Александр Арнаут. – Деньги приносят панты, это основное направление хозяйства. А это самцы. На сегодняшний день у нас в хозяйстве самцов, которые шли под срезку в 2023 году, 56 голов из общего количества в 300. На следующий год прибавление – 19 голов: если не выбракуем кого-то, не будет падежа. Думаю, еще года три, и у нас структура стада поменяется, и можно будет говорить о рентабельности.
Из пантов в питомнике делают настойки на меду. Реализуют в основном в Приморском крае, сотрудничают с музеем трепанга во Владивостоке, есть точка продаж в Находке, недавно такую и открыли в Санкт-Петербурге. Но главный сбыт – на ферме. Еще деньги приносят экскурсии и сдача домиков туристам. База отдыха появилась тут в прошлом году. Ее доля в бюджете «Долины» – 50 процентов. Столько же дают панты и мясо (изредка, при выбраковке). Пока совокупный доход окупает примерно 70 процентов затрат.
В 2022-ом ферма уже была близка к самоокупаемости, но сентябрьский тайфун размыл дороги и туристический сезон не состоялся. И «Заповедная долина» разработала новый проект – пантовые ванны. Причем не сезонные, а круглогодичные. Подала заявку в Минсельхоз РФ на грант по агротуризму. Краевой этап она прошла, рассмотрение в Москве назначено на сентябрь. Если проект одобрят, финансирование придет в феврале. В мае оттает земля, в июне все будет отстроено, и в июле можно будет запускаться.
Шаг за шагом
«Земледару» тоже оказало помощь государство – Министерство туризма РФ. Оно выделило растениеводам субсидию, на которую и была создана женьшеневая тропа и разработан новый турмаршрут. Система поддержки в сфере вообще развита широко: туристический мастер-план макрорегиона «Дальний Восток» включает в себя развитие инфраструктуры в каждом субъекте федерации. Та же «Заповедная долина» в 2021-ом получила десятимиллионный грант, выиграв конкурс регионального департамента туризма.
– Нам очень сильно помогают администрация Приморского края и Лазовского района. Руководство с большим пониманием относится, - рассказывает Александр Арнаут. – В 2021-ом мы направили средства на гостевые домики. А в 2022 году тоже по линии туризма получили субсидию на возмещение затрат. У нас было благоустройство территории, входной зоны. Мы сделали там столики для посетителей, это еще не кафе, но место, где гостям можно посидеть и съесть то, что привезли с собой.
Непосредственную отдачу от туризма получает район – в первую очередь как новые рабочие места. В «Заповедной долине», к примеру, семь постоянных работников (те, кто ухаживает за животными, администратор на базе отдыха) и 15-20 – выполняющих временные работы. Это экскурсоводы, как правило, молодежь, в летнее время школьники, в остальное - студенты, выпускники школ и вузов. Школьники работают и на заготовке веников. Если стартует проект пантовых ванн, почасовую работу получит и врач-терапевт.
– Поселок наш таежный, живем вдалеке от больших городов. Все в основном занимаются огородами, растениеводством, саженцами теми же. И мы решили все это как-то использовать для создания новых рабочих мест и привлечения молодежи. В будущем планируем сотрудничать с различными сельхозинститутами, чтобы студентов на практику присылали, - рассуждает Анна Флоря. – Развивать район мы хотим. Чтобы не отток людей шел из нашего поселка, а наоборот, чтобы ехали к нам и отдыхать, и работать.
Министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц:
– Сельский туризм в Приморье – достаточно новое направление. Так, к настоящему моменту в министерство сельского хозяйства Приморского края за поддержкой обращались семь крестьянско-фермерских хозяйств.
Министерство разработало порядок предоставления грантов «Агротуризм» в форме субсидий на развитие сельского туризма в Приморском крае, и в марте 2023 года правительство региона его утвердило. Этот грант предоставляется однократно. Он может быть направлен на приобретение или строительство средств размещений туристов, развлекательной инфраструктуры сельского туризма, подключения к электрическим, водо-, газо- и теплосетям, приобретение и монтаж оборудования.
Отбор претендентов и утверждение размера гранта осуществляет Минсельхоз России. В 2023 году грант «Агротуризм» получили два сельхозтоваропроизводителя: ИП ГКФХ Пахомова Е.В. «Сыр от альпийских козочек» (сумма гранта – около 9,6 миллиона рублей) и КФХ Юрченко А.Б. «Клевое местечко» (1,4 миллиона рублей).
Современный горнолыжный комплекс мирового уровня под Хабаровском готовится принять гостей уже в ноябре-декабре 2023 года. «ентральным объектом будущего круглогодичного спортивно-туристического комплекса общей площадью 360 гектаров станут горнолыжные спуски.
Горнолыжный комплекс сможет принимать до 7,5 тыс. человек ежедневно. По оценкам специалистов, общий поток гостей с 2025 года составит 200 тыс. человек в год.
ГЛК «Хехцир» получил своё название по одноименному горному хребту на юге Хабаровского края. Возводится горнолыжка хотя и с чистого листа, но отнюдь не на пустом места: примерно в границах бывшей горнолыжной базы «Спартак», которая не работает с 2017 года. Однако от старой базы осталось только направление трассы для спуска.
Из Австрии, Германии, Италии, Китая и регионов России доставлено новейшее оборудование от мировых лидеров обеспечения горнолыжных систем. Строительные работы якорный инвестор проекта – АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» – начал в 2021 году за счет собственных средств и привлеченных кредитов. В создание первой канатной дороги уже вложено больше 1 млрд рублей, общая сумма вложений оценивается в 17,2 млрд рублей.
На склонах горы запланировано обустройство 11 трасс разной сложности, общей протяженностью более десяти километров. К активной фазе строительства «Хехцира» приступили в 2022 году. Сегодня уже вырисовывается четкая объемная картинка объекта.
К началу горнолыжного сезона 2023-2024 будут работать две трассы, протяженностью 1300 и 1200 метров, шириной 50 метров. Один склон уже готов на 100 %, второй – на 80%. По всей протяженности трасс установлены опоры освещения отечественного производства.
Подняться на трассы можно по кресельной канатной дороге. Опоры подъемников уже смонтированы. На высоте 500 метров над уровнем моря установлена приводная станция, которая будет запускать всю канатную дорогу, внизу – второй движущий механизм, а также площадки для посадки в кабины и гараж для кресел. Непрерывно курсировать будут 55 четырехместных кресельных подъемника с подогревом. Весовая нагрузка одного подъемника составляет 340 кг – все кресла испытания прошли успешно. Люди будут в них садиться с интервалом восемь секунд, скорость подъема – пять метров в секунду. За час добраться наверх по канатной дороге смогут 1400 человек.
Перепад высот между нижней и верхней станциями составляет около 300 метров. Канатная дорога имеет 14 металлических опор, установленных на бетонных фундаментах. В состав конструкции входят траверсы с балансирами, которые укомплектованы датчиками для обеспечения безопасности при эксплуатации.
Как отметил глава Хабаровска Сергей Кравчук, эта канатная дорога может обеспечить пять спусков.
«Уже смонтированы опоры подъемника, практически трасса готова, заканчиваются работы по укладке труб оснежения на склонах. Практически горнолыжный спортивный комплекс “Хехцир” к началу зимнего сезона готов. Эту работу мы проводим совместно с правительством Хабаровского края – здесь идет комплексное развитие. Круглогодичный спортивный курортный центр, который расположится на 360 гектарах, которые необходимо будет осваивать и строить новые трассы – это именно то, что будет привлекать не только жителей Хабаровского края, но и гостей из других регионов. Хабаровск вскоре сможет претендовать на звание столицы горнолыжного спорта на Дальнем Востоке».
Гостей здесь ждут не только из соседних регионов. От хабаровского международного аэропорта до новой туристической локации всего 40 километров, и примерно 30 до еще не построенного, но запланированного погранперехода на острове Большой Уссурийский.
В настоящее время заканчиваются работы по укладке труб оснежения на склонах. Уже пройдено 950 метров из 1200. Проложено более двух км труб системы искусственного оснежения, доставлены пять современных снегогенераторов Titan с высокой производительностью снега – до 110 м3/ч.
По словам директора департамента муниципальной собственности администрации Хабаровска Евгения Соловьева, система оснежения поможет основной сезон начинать раньше, а заканчивать позже.
«С учетом непростых грунтов и необходимости считаться с близостью заповедной зоны, эта работа ведется очень бережно и аккуратно. Усилия стоять того: система позволит помимо увеличения продолжительности сезона катания до 4,5 – 5 месяцев обеспечить соответствие горнолыжных трасс мировым требованиям».
Чтобы продлить сезон пришлось обустроить пруда-накопитель объёмом 13 тыс. кубометров. В него из специально пробуренных скважин будет поступать вода, которая по трубам через систему фильтров поднимется вверх через сеть колодцев глубиной 13 метров, превратится в искусственный снег. Насос обеспечивает подачу воды до самой верхней точки системы оснежения – 500 метров над уровнем моря. Наполнение пруда происходит за счет вод поверхностных вод, а также за счет двух подземных скважин.
Для обеспечения нужд горнолыжного курорта смонтированы две электроподстанции. На площадке обустроят парковку на 300 машин.
В будущем, с развитием масштабного спортивно-туристического комплекса, потребуется решить задачу его транспортной доступности.
Евгений Соловьев уточнил, что уже сейчас продумываются варианты разработки маршрутов общественного транспорта таким образом, чтобы он позволил быстро и удобно доехать до комплекса.
«Возможно, будет организована работа шаттлов – автобусов, которые будут курсировать между Хабаровском и «Хехциром». Несмотря на то, что горнолыжный комплекс – удовольствие не из дешевых, в администрации города убеждены, что это тот случай, когда экономия средств становится приоритетом. Мэр Сергей Кравчук не раз подчеркивал, что мы, прежде всего, создаем комплекс для людей. Возможно, его окупаемость будет более долгой, но это – второй вопрос. А на первом месте – социальная задача большой значимости».
На строительную площадку уже доставили уличный терминал для приема оплаты и выдачи ски-пассов. Платежный терминал позволит приобрести электронный пропуск на улице, если будут большие очереди. Оплата через терминал предусмотрена банковской картой. Примерное количество обслуживающего персонала для работы горнолыжного комплекса – 25 человек.
Курорт мирового уровня «Спортивно-туристический комплекс «Хехцир» является опорным проектом единой стратегии развития Хабаровского края. Губернатор региона Михаил Дегтярев обозначил его как флагманский проект. На территории также будет расположен биатлонный стадион с общей длиной лыжных трасс 9,5 км – там можно проводить региональные, федеральные соревнования и – в перспективе – международные. Планируется создание зоны рекреации: гостиничный комплекс, домики для семейного отдыха, детские комплексы развлечений. Чтобы минимизировать убытки вследствие сезонности, летом в зоне экстрима предусмотрена возможность кататься на велосипедах, роликах, квадроциклах, в рекреационной зоне будут построены бани, организована рыбалка, летом будет возможность по экотропам совершать пешие прогулки профессионалам и начинающим, предусмотрены и площадки для воздухоплавателей.
В планах также – интеграция с проектом Большой Уссурийский остров. Гости из КНР смогут на автобусах приезжать на «Хехцир» из Фуюаня – самого восточного города Поднесбесной – пусть даже на один день. По оценке экспертов, по окончании всего строительства и при полной загрузке ежегодная выручка круглогодичного комплекса приблизится к двум млрд рублей.