Корабелы Восточной верфи спустили на воду судно-краболов «Андрей Басаргин». Шестое судно проекта 03141 строится в рамках программы инвестквот.
Как сообщили в Объединенной судостроительной корпорации, краболовы проекта 03141 строятся на Восточной верфи с 2019 года. В проект заложена концепция универсального модульного комплекса. Он может использоваться как для добычи и перевозки живого краба, так и замораживать продукцию в море и транспортировать ее на берег.
Судно также можно использовать как ярусолов и креветколов. Оно обладает неограниченным районом плавания и ледовым классом, позволяющим работать в мелкобитом льду толщиной до полуметра.
Новый краболов назван в честь известного дальневосточного кораблестроителя Андрея Георгиевича Басаргина.
В марте сообщалось, что на два года планируют продлить строительство краболовов по программе «квоты под киль». Увеличить срок с пяти до семи лет предлагают для тех, чьи квоты были проданы на первом этапе аукционов.
С соответствующим предложением выступил Минсельхоз России. В пояснении к постановлению говорится о том, что строительство 19 судов, представленных в рамках первого этапа инвестквот, не уложилось в установленный пятилетний срок, это лишь что 47,5% от общего числа.
Госкорпорация «ВЭБ.РФ» намерена выделить средства на создание судоремонтного завода ООО «Рем-Нова ДВ» (ГК «Норебо» В.Орлова) в Петропавловске-Камчатском. Проект был признан приоритетным для финансирования за счет средств госкорпорации. Объем финансирования должен превысить 600 млн рублей. Судоремонтный комплекс планируется оснастить оборудованием для докового, надводного и навигационного ремонтов и технического обслуживания всех видов рыбопромысловых судов. Ожидается, что завод будет осуществлять более 150 ремонтов ежегодно.
В 2022 г. судоремонтная компания «Рем-Нова ДВ» получила статус резидента ТОР «Камчатка». Реализацию первого этапа проекта предполагается завершить к концу 2024 г., второго – к 2027 г. Планируемый объем инвестиций в проект составляет порядка 4,5 млрд рублей. В Петропавловске-Камчатском рыбопромышленному холдингу «Норебо» уже принадлежит ООО «Терминал Сероглазка». Данный проект предполагает развитие рефрижераторного морского терминала (расположен в одноименной бухте в Авачинской губе, входит в состав морского порта Петропавловск-Камчатский) для рыбопромышленных компаний с обслуживанием рыбопромышленных судов и предоставлением услуг по доставке рыбной продукции.
Минпромторг в октябре передал АО «Восточная верфь» (Владивосток) «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Единоличным владельцем предприятия стал входящий в ОСК Амурский судостроительный завод (АСЗ), расположенный в Хабаровском крае. «Восточная верфь» оказалась первым активом, перешедшим в управление ОСК после передачи корпорации под управление ВТБ в августе текущего года. Прежде основным акционером «Восточной верфи», созданной на базе Владивостокского судостроительного завода, являлся бывший депутат приморского парламента Г.Лазарев. В октябре прошлого года предприятие направило в арбитражный суд заявление о признании банкротом. «Восточная верфь» строит суда для ВМФ, пограничных сил и рыбопромыслового флота, военная техника также направлялась на экспорт.
Тем временем новую судоверфь для производства пассажирских, прогулочных и туристических судов из композитных материалов планируется создать в Южно-Сахалинске, в рамках ТОР «Южная» (для реализации проекта границы ТОР расширены в октябре текущего года). Инвестором выступит компания «Верфь Юматекс – Восток» (АО «Юматекс», входит в ГК «Росатом»). Объем инвестиций оценивается в 1,7 млрд рублей. Окончание строительства намечено на 2026 г. Верфь должна стать первым предприятием «Юматекс» на Дальнем Востоке. Судостроением из композитных материалов в РФ занимаются Средне-Невский судостроительный завод, «Северная верфь» (ОСК).
Следует отметить, что Минпромторг в сентябре направил в Минфин предложение о возмещении с 2024 г. дальневосточным судостроителям 20% затрат на постройку кораблей для гражданского флота валовой вместимостью до 8 тыс. регистровых тонн (к таковым относится большинство рыбопромысловых судов). Предполагается, что дальневосточные судостроительные заводы смогут возместить 20% от контрактной цены без НДС на одно судно, но не более предельного размера, который для судостроителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составляет 2 млрд рублей, на других территориях ДФО – не более 1 млрд рублей. Решения по данному вопросу пока не было принято.
Тем временем беспокойство рыбопромышленников вызывает отставание по срокам строительства нового рыбопромыслового флота. Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) и Сбербанк в связи с этим предложили Минсельхозу увеличить срок действия инвестиционных квот на вылов водных биоресурсов. В ВАРПЭ указывают на то, что более 80% запланированных к строительству судов, законтрактованных на первом этапе инвестиционной программы, еще остаются на стадии реализации и могут не завершиться в пределах максимально отведенного 8-летнего срока. Риски отставания от сроков обусловлены необходимостью пересмотра стоимости контрактов, перепроектированием и заменой судового комплектующего оборудования, а также дефицитом финансовых средств для достройки.
На этом фоне Минпромторг в ноябре доработал проект изменений Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, включив в него продукцию судостроения. В обновленный классификатор вошли более 360 наименований продукции, в том числе энергетические установки, судовые системы, широкий спектр оборудования для обработки рыбной продукции. Изменения позволяют доработать постановление №719 (о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ), установившее баллы локализации для различного оборудования, в части установки комплектующих российского производства в состав нового судна или объекта морской техники. Баллы локализации необходимы для участия в госзакупках или получения субсидий.
Прежде соответствие уровню локализации распространялось только на суда-краболовы. Инвесторы при этом сталкиваются с трудностями при прохождении процедуры подтверждения российского происхождения построенного судна и оборудования. Новые коды ОКПД позволяют учитывать больше позиций, операций и сырья для расчета уровня локализации. Кроме того, доработка постановления №719 предполагает отсрочку повышения минимального требуемого уровня локализации строительства судов рыбопромыслового флота. В действующей версии требовалось набрать не менее 2300 баллов локализации в срок до 30 июня 2023 г., с 1 июля 2023 г. – не менее 2900 баллов, а с 1 июля 2025 г. – не менее 3400 баллов. Изменения в постановление предполагают возможность сдвинуть вышеназванные пороги на два года. Такое же смещение сроков предусмотрено для рефрижераторных судов – требования к достижению 3200 баллов и 3750 баллов предлагается сдвинуть на два года – с 1 июля 2023 г. и 1 июля 2025 г. соответственно, сохранив действующий норматив в 2500 баллов.
Что касается построенных судов в последнее время, то в ноябре-декабре Находкинский судоремонтный завод в Приморье спустил на воду краболовные судна «Залив Шелихова» и «Мыс Наварин» для группы компаний «Антей» И.Михнова. Краболовы рассчитаны на хранение до 120 тонн живого краба. В целом заказ включает восемь судов (общий объем инвестиций – 16 млрд рублей), первые три были спущены на воду в 2022 г.
С отставанием от графика продвигается строительство Жатайской судоверфи в Якутии. Летом в Совете Федерации заявили о готовности помочь республике во взаимодействии с федеральными органами в вопросе привлечения дополнительных средств на строительство предприятия, первую очередь которого изначально предполагалось ввести в текущем году. Об этом сообщил председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.Шевченко (представляет Оренбургскую область) в ходе посещения строящейся верфи в августе. Отставание по срокам в правительстве региона объясняют удорожанием строительно-монтажных работ и строительных материалов в 2020-21 гг. (контракты были заключены с учетом цен на строительные материалы 2018 г.). В целом на завершение строительства необходим 1 млрд рублей.
Строительная готовность объекта по состоянию на август составляла 70,1% (без учета оборудования). Осуществляется строительство блока корпусных производств. Министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии В.Сивцев сообщал о планах поставить вопрос перед федеральным правительством для выделения дополнительных средств в соответствии с пересмотренной проектно-сметной документацией. При этом поставка оборудования также является проблемным вопросом. Экс-директор «Жатайской судоверфи» П.Накул отмечал, что переговоры ведутся с китайскими поставщиками (не конкретизируя, с какими именно).
Кроме того, в сентябре власти Якутии попросили президента РФ передать в собственность региона 100% акций верфи. Глава республики А.Николаев отметил, что соответствующее обращение о включении предприятия в план приватизации направлялось в правительство, но не было одобрено. В случае передачи 100% акций в собственность региона власти республики готовы взять на себя обязательство привлечь недостающее финансирование и достроить верфь. После обращения В.Путин поручил правительству РФ и органам исполнительной власти Якутии рассмотреть возможность передачи акций и принять соответствующие меры до 31 декабря 2024 г. Также по поручению президента в 2024 г. должно быть обеспечено завершение первого этапа проекта по созданию верфи.
Напомним, что на Жатайской судоверфи планируется ежегодно строить 10 речных судов, модернизировать 6 судов, утилизировать по два списанных судна, выполнять 432 тыс. нормо-часов ремонта и межнавигационного обслуживания.
В Приморском крае планируется модернизировать инфраструктуру бухты Находка для проведения в том числе судоремонтных работ. Соглашение было подписано на полях ВЭФ между КРДВ и резидентом СПВ АО «Приморский завод». В реализацию проекта предполагается инвестировать около 6,3 млрд рублей. Обновить производственную базу предприятия предполагается до 2028 г.
Приморский судоремонтный завод («Приморремрыбфлот») действовал с 1957 г. В 80-х гг. прошлого века на предприятии осуществлялось до 100 ремонтов в год, а численность персонала достигала 6,5 тыс. человек. В 1992 г. ППСО «Приморремрыбфлот» был преобразован в открытое акционерное общество, а в 1994 г. началась его реорганизация, которая завершилась в 1998 г. В 2001 г. были проведены переговоры о строительстве на территории «Приморского завода» нефтебункеровочной базы и достигнута договоренность о создании предприятия ЗАО «Трансбункер-Находка» с участием «Группы компаний «Трансбункер» и ОАО «Приморский завод». Судоремонт на предприятии осуществлялся в незначительных объемах, производственные мощности сдавались в аренду.
Между тем в бюджете на 2024-26 гг. сокращены средства на строительство атомных ледоколов (проект 10510) – почти на 10 млрд рублей за три года (в соответствии с принятым проектом бюджета на 2024-26 гг.). Ледоколы должны быть построены на мощностях ССК «Звезда» в Приморском крае (Большой Камень).
Так, средства, выделенные на строительство головного сверхмощного ледокола «Лидер» (120 МВт), уменьшатся на 5,24 млрд рублей, на строящиеся третий и четвертый серийные ледоколы типа «Арктика» (60 МВт) – на 0,56 млрд рублей, на пятый ЛК-60 – на 2,36 млрд рублей, на шестой – на 1,36 млрд рублей. Финансирование строительства судна атомно-технологического обслуживания (используется для перегрузки топлива) предлагается снизить на 0,91 млрд рублей.
В соответствии с планом развития Северного морского пути до 2035 г. (опубликован в августе 2022 г.) объем бюджетного финансирования «Лидера» на 2022-27 гг. составляет 99 млрд рублей, третьего и четвертого ледоколов на 2022-26 гг. – 16,5 млрд рублей (суммарно), атомно-технологического судна – 24,8 млрд рублей, пятого ледокола – 56,6 млрд рублей, а шестого – 61,3 млрд рублей. В Минпромторге при этом ранее отмечали существенное удорожание строительства ледоколов (без уточнения цифр). По предварительным данным, пятый и шестой ледоколы могут подорожать минимум в два раза от цены госконтракта. Общая стоимость госконтракта на строительство «Лидера» может вырасти на 70 млрд рублей – до 199,6 млрд рублей, а сроки сдачи судна на судоверфи «Звезда» в Большом Камне (Приморский край) могут сдвинуться на два года. Контракт на строительство «Лидера» был заключен в апреле 2020 г., дата окончания работ намечена на декабрь 2027 г. По состоянию на декабрь 2023 г. готовность ледокола составляла 11,14%.
В том числе рассматривается возможность привлечения средств для строительства ледокольного флота из внебюджетных источников. Окупаемость проекта и возврат привлеченных средств планируется обеспечить за счет увеличения спроса и роста эффективности услуг по ледокольной проводке (обеспечение коммерческой скорости и предсказуемости сроков). При этом эксперты отрасли не исключают, что при реализации этой модели стоимость сервиса по ледокольному обеспечению придется существенно увеличить, что противоречит намерению привлекать на Севморпуть судовладельцев, в том числе иностранных.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Отраслевое сообщество готовится к заседанию согласительной комиссии по проекту федерального закона о втором этапе реализации инвестиционных квот на добычу водных биологических ресурсов. Нашумевший законопроект должен пройти второе чтение 14 декабря. Участники рынка считают, что его принятие может нарушить планы дальневосточных инвесторов, скажется на платежеспособности предприятий и поставит под угрозу закрытия перерабатывающие производства. В то время как сторонники инициативы уверены, что доходы рыбаков позволяют изменить правила игры, а ресурсные игроки смогут принять на себя новые инвестиционные обязательства. «По сути, борьба идёт за интересы местного бизнеса», - отмечают источники в отрасли.
Второй раунд
Государственная Дума 14 декабря рассмотрит во втором чтении законопроект о совершенствовании механизма распределения инвестиционных квот на добычу водных биологических ресурсов. С 6 по 9 декабря (точная дата пока неизвестна) должно состояться заседание согласительной комиссии под председательством зампреда Государственной Думы Алексея Гордеева. Отраслевое сообщество, представители субъектов РФ, ГосДумы, Совета Федерации и правительства РФ обсудят возможные корректировки в проект закона, который рыбаки сегодня называют своей главной проблемой.
Напомним, что документ, разработанный Росрыболовством и Минсельхозом, предусматривает изъятие в 2023 году у пользователей всей квоты вылова крабов, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, закрепленной за ними по историческому принципу до 2033 года. Затем состоится второй этап распределения инвестиционных квот в обмен на развитие добычи, переработки и строительство флота. Предполагается дополнительно выставить на аукционы 20% общих допустимых уловов (ОДУ) рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 50% ОДУ определенных видов крабов (то есть 100% краба), а также 100% ОДУ таких водных биоресурсов, как морской гребешок, трубач, морские ежи серые, морские ежи черные, трепанги.
Ранее законопроект вызвал вал критики со стороны отраслевиков. Против изменений выступили прибрежные субъекты РФ. Также документ получил резко негативные оценки Счётной палаты, усмотревшей в нём отказ от «исторического» принципа распределения квот на добычу крабов и моллюсков. Аудиторы заявили о рисках монополизации рынка, учитывая, что победители аукционов в 2019 году с высокой долей вероятности могут получить и новые инвестквоты.
Поправки в законопроект должны быть разработаны до 25 ноября. Среди предложений - исключение из документа положений о квотах добычи в инвестиционных целях моллюсков и прочих водных беспозвоночных. Кроме того, предлагается вывести из-под перераспределения квот субъекты малого и среднего бизнеса.
Член согласительной комиссии, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов считает, что принятие закона может повлечь за собой самые печальные последствия для отрасли вплоть до закрытия предприятий.
«Мы не поддерживаем такой подход. Причём все прибрежные субъекты РФ на Дальнем Востоке против того, чтобы на аукцион выставляли моллюсков и беспозвоночных, так как в основном это объекты промысла прибрежных рыбодобывающих предприятий. Рыбаки поддерживают валютно-финансовую составляющую своей деятельности, добывая и перерабатывая продукцию прибрежного промысла. Соответственно, такие производства, как рыбозавод "Каменский" в Дальнегорском городском округе Приморского края могут закрыться. Сегодня там работают порядка 300 человек», - пояснил Георгий Мартынов.
Взяли в клешни
Президент Ассоциации добытчиков краба Александр Дупляков считает, что законодатели должны учитывать текущие экономические и геополитические реалии. В 2022 году краболовы оказались в непростой ситуации, учитывая, что с 21 июня рынок США был официально закрыт для российских морепродуктов.
«С июля поставки фактически прекратились, а Соединённые Штаты импортировали порядка 46% объёмов добычи российского краба. Большая часть поставок шла с Северного бассейна, с Мурманска, причём США закупали варёно–мороженую продукцию. Сейчас сбывать её некуда. Китай, Корея, Япония немного увеличили импорт, но маловероятно, что они смогут полностью заменить американский рынок. При этом Корея и Китай тяготеют больше к живому крабу, а если сейчас мы перейдём на живую продукцию, это может обрушить цены на неё», - комментирует Александр Дупляков.
В условиях неопределённости с рынками сбыта принятие закона может ещё сильнее дестабилизировать отрасль, считает собеседник. Тем более, что сегодня многие рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия приостанавливают инвестиционные проекты из-за внешнеторговых ограничений.
В рамках первого этапа распределения инвестиционных квот победители аукционов должны до 2026 года построить 106 судов, из них 41 краболовное судно. Пока построены 10 судов, причём 3-4 судна формально подведены под действие программы, так как их строительство началось раньше её принятия, рассказывают представители отрасли. Таким образом, план выполнен меньше, чем на 10%. И по некоторым оценкам, половина или больше судов могут так и не построить по этой программе из-за проблем с поставками.
«В настоящий момент сданы только три краболова. Ещё 5-6 планируется сдать в ближайшее время. Что с остальными – непонятно, так как нет ни главных двигателей, ни винто-рулевых комплексов, ни оборудования. Всё это покупалось за границей, аналогов отечественный рынок предложить не может», - говорит Александр Дупляков.
Он также акцентирует, что законопроект подразумевает изъятие квот, ранее заключенных по историческому принципу до 2033 года. Высвободившиеся ОДУ перераспределят под инвестиционные квоты. А это может нарушить планы предприятий, которые в том числе рассчитывали свою кредитную нагрузку, исходя из закреплённых за ними объёмов добычи.
Факт высокой закредитованности рыбодобывающих компаний подтверждают и авторы законопроекта. Как следует из пояснительной записки к документу, большая часть инвестиций в рамках инвестквот привлекается за счет заемных средств. Так, из 230 млрд рулей порядка 80% представлены кредитными организациями.
«Примерная стоимость крупнотоннажного рыбопромышленного судна составляет 100 млн долларов и выше. Естественно, вся общая задолженность предприятий ляжет на себестоимость продукции. Поэтому даже если мы успешно закончим первый и второй этап распределения инвестиционных квот, в чем есть определенные сомнения, учитывая темпы строительства флота, платить придётся потребителю. Мы можем получить филе минтая, фарша сурими по неподъемным ценам для внутреннего рынка. Такая ситуация сейчас с крабом. Варено-мороженый краб раньше поставлялся на рынок США. Сегодня он лежит на складах, потому что на внутреннем рынке проблематично реализовать его по цене, в которую заложена стоимость аукционных квот», - комментирует Георгий Мартынов.
В обозримом будущем не стоить ждать снижения цен на рыбопродукцию, подчёркивает собеседник. И дело не только в инвестквотах. Президент 21 ноября подписал федеральный закон № 444-ФЗ "О внесении изменений в главу 25-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который увеличивает ставки налогового сбора за объекты водных биологических ресурсов. По ряду позиций налог увеличится в разы.
На заседании согласительной комиссии участники рассмотрят возможные корректировки проекта закона. Ранее отраслевое сообщество просило отложить принятие документа минимум на 10 лет, до 2033 года, когда истекут сроки договоров на освоение квот, распределённых по историческому принципу.
«Все-таки надо подождать и посмотреть, как будет реализован первый этап инвестиционных квот, и что будет с рынками в дальнейшем. В текущих условиях проводить аукционы, я считаю, нецелесообразно. Наше предложение – не предпринимать никаких действий до 2033 года, предприятиям нужно оставить горизонт планирования», - говорит Александр Дупляков.
Также рассматривалась альтернатива – не проводить аукционов, но поднять ставки налогового сбора за пользование водными биологическими ресурсами, чтобы собрать сопоставимые средства в течение 15 лет.
Сфера интересов
При этом сторонники законопроекта считают, что отрасль потянет нововведения. По оценкам Росрыболовства, только экспортные доходы от реализации морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепангов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составили 5,3 млрд рублей в 2021 году. При сохранении объемов добычи экспортная выручка за 15 лет достигнет 79,5 млрд рублей, прогнозирует ведомство. «Уровень рентабельности при промысле этих гидробионтов не уступает промыслу крабов. С учетом долгосрочного предоставления данных видов водных биоресурсов в пользование по "историческому принципу" предприятия уже окупили понесенные затраты на приобретение права и получали прибыль на протяжении многих лет», - следует из пояснительной записки к законопроекту.
Притом, что первый этап распределения инвестиционных квот уже принёс 63 млрд рублей инвестиций в отрасль в 2020 году. До появления нового механизма объём инвестиций был на уровне 10-12 млрд рублей в год.
Авторы законопроекта рассчитали, что реализация второго этапа позволит построить порядка 30 высокоэффективных рыбопромысловых судов, до 35 судов-краболовов, 8 современных рыбоперерабатывающих объектов на Дальнем Востоке, а также до 30 иных объектов для развития переработки и хранения гидробионтов. Объём инвестиций в обновление производственных фондов рыбохозяйственного комплекса прогнозируется на уровне 300 млрд рублей.
«Если местные игроки не готовы вкладывать в развитие флота и рыбопераработки, более крупные компании, исторически зарегистрированные в центре, имеют больше возможностей для инвестиций. По сути, борьба идёт за интересы местного бизнеса. Хорошо это или плохо, если квоты получат самые ресурсные участники рынка, - вопрос неоднозначный. Возможно, это поможет улучшить показатели оснащённости флота и принесёт больше поступлений в бюджет. С другой стороны, важно соблюсти баланс интересов, хотя это сделать в сегодняшней ситуации довольно сложно», - прокомментировал источник в отрасли.
Отметим, ещё в 2020 году ряд СМИ сообщили, что Русская Рыбопромышленная Компания (РРПК), с 2020 года зарегистрированная во Владивостоке, предложила премьеру Михаилу Мишустину расширить механизм инвестиционных квот и провести новые аукционы, чтобы на 100% обеспечить инвестквотами мощности строящегося флота. Главной проблемой в компании называли устаревшие суда, средний возраст которых около 30 лет. Как подсчитали в РРПК, первый этап распределения инвестквот позволит обновить флотские мощности не более, чем на 40%.
Получить комментарий в Русской Рыбопромышленной Компании пока не удалось.
В АО «Объединенная судостроительная корпорация» агентству сообщили, что ОСК поддерживает инициативу.
«Несмотря на проблемы на внешних рынках предприятия ОСК готовы построить часть судов в рамках второго этапа перераспределения инвестквот, включая краболовы», - уточнил представитель корпорации.
При этом корабелы заявляют, что с учётом внешних ограничений и логистических проблем новое строительство обойдётся дороже, чем на первом этапе реформы, а некоторые действующие контракты требуют докапитализации. Например, ПАО «Выборгский судостроительный завод» оценил дефицит в 7,5 млрд рублей, которые необходимы для выполнения заказов.
«Разные типы судов имеют разный уровень обеспеченности собственными комплектующими. У нас есть опытные корабелы, заводы, оснащённые необходимым технологическим оборудованием, чтобы собирать суда для рыболовного флота, но прежде, чем начинать строительство, нужно заручиться обязательствами поставщиков в странах, которые согласятся поставлять дефицитную автоматику, двигательные установки и другие комплектующие», - комментирует экономист Александр Латкин.
После рассмотрения в первом чтении законопроект был на месяц отправлен в рассылку в регионы для отзывов и предложений, которые будут учтены при подготовке ко второму чтению. Контрактация второй волны инвестквот может начаться уже в 2023 году, строительство – в 2025 году.