На привокзальной площади у аэропорта Южно-Сахалинска появился арт-объект. Геотег с надписью «Встречаем рассвет первыми» расположен напротив выхода из аэровокзала.
Как рассказали в пресс-службе воздушной гавани, оранжевые и голубые линии геотега символизируют солнце светит и морской прибой.
Отмечается, что арт-объект устойчив и к низким температурам и сильным ветрам, так как подрядчики выполнили его из металла и композитных материалов.
Напомним, скульптурную композицию установили на привокзальной площади Международного аэропорта Владивосток. Она посвящена дружбе писателя и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева с нанайским охотником Дерсу Узала.
В правительство РФ планируется направить обращение по поводу необходимости скорейшей реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта совместного базирования в Комсомольске-на-Амуре. Минобороны предполагает приступить к работам не ранее 2027 года, в то время как краевые власти настаивают на необходимости начать их уже в следующем году. Регион ссылается на поручения главы государства по социально-экономическому развитию города.
Боль города Юности
За свою более чем полувековую историю Хурба переживала взлеты и падения. В советский период аэропорт являлся вторым по перевозкам авиаузлом в регионе после краевого центра. В 1991 году пассажиропоток в Хурбе достиг 356 тыс. человек, затем перевозки упали более чем в десять раз, а с 1999 по 2009 год воздушная гавань и вовсе была закрыта для пассажирского сообщения.
Последние годы аэропорт обслуживает главным образом внутрирегиональные маршруты: «Хабаровскими авиалиниями», которые эксплуатируют самолеты Ан-24 и L-410, из Комсомольска выполняются полеты в Херпучи, Чумикан, Николаевск-на-Амуре. В нынешнем сезоне в связи с ремонтом на аэродроме принято решение отказаться с мая по октябрь от организации рейсов. Однако по завершению работ не снимается основная проблема воздушной гавани – с ограничением полетов на более дальние расстояния из-за состояния взлетно-посадочной полосы. Для решения этой задачи нужны значительные капвложения.
Как рассказал заместитель председателя правительства Хабаровского края – министр экономического развития Виктор Калашников, в настоящий момент аэропорт Хурба может принимать лайнеры с нагрузкой до 68 т, тогда как, например, у Airbus A320 взлетная масса – порядка 75 т.
Если раньше жители Комсомольска имели возможность летать напрямую в Москву и другие крупные города России, сейчас ее нет. «Это очень важно, потому что большой город с населением 235 тыс., и нет такого сообщения. Людям приходится ехать на машинах до Хабаровска и там уже пересаживаться на магистральные самолеты. Это просто, я бы сказал, боль населения города Юности», – заявил Виктор Калашников.
Пассажирские перевозки через Комсомольск имеют тенденцию роста с активизацией оборонных предприятий, реализацией планов резидентов территории опережающего развития, раскрытия туристического потенциала региона, в том числе в свете развития курорта Холдоми.
Разошлись в сроках
В настоящее время в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система» формируется федеральный проект «Развитие опорной сети аэропортов», рассчитанный на период с 2025 по 2030 год. Одно из условий для повышения авиационной подвижности населения – в полтора раза к прошлогоднему уровню – подготовка аэродромной инфраструктуры, поясняют в Минтрансе РФ. Для реконструкции и строительства новых аэропортов (всего в перечне 75 объектов) будет открыто дополнительное финансирование на сумму более 250 млрд руб.
Сейчас регионы направляют свои предложения в Минтранс по приоритетности, очередности развития аэропортового хозяйства. В случае с Хурбой сложность ситуации заключается в том, что это аэродром совместного базирования с Минобороны. У военного ведомства есть собственный план развития аэродромной инфраструктуры, где предусмотрена реконструкция взлетно-посадочной полосы в Хурбе, правда, не ранее 2027 года. В свою очередь краевые власти просят начать работы на пару лет раньше.
По словам представителя Министерства обороны РФ полковника Сергея Морозова, с учетом нынешних и перспективных задач финансирование работ по реконструкции ВПП на 2025-2026 годы не предусмотрено. Требованиям, которые предъявляют военные, аэродром на текущий момент отвечает, уточнил он.
«В настоящее время у нас перераспределение в рамках наших задач невозможно. Но в случае поступления в наш адрес предложений от правительства Хабаровского края по источнику финансирования указанных мероприятий, проработаем совместно и представим свои предложения», – сказал Сергей Морозов.
При этом, добавил полковник, на период реконструкции возможно выполнить временную передачу ВПП – с сохранением за Минобороны права бессрочного пользования полосой.
В Минтрансе РФ заверили, что прорабатывают данный вопрос. Пока Комсомольск-на-Амуре не попадает в перечень формируемых объектов в нацпроект до 2030 года, что касается реконструкции полосы, сообщил директор департамента развития инфраструктуры Министерства транспорта Сергей Дунаев. В то же время с Минобороны изучаются возможные варианты финансирования инфраструктуры в Хурбе.
По словам Виктора Калашникова, правительство края понимает, что полоса используется в интересах военного ведомства, как и приоритетность целей министерства по развитию аэродромной сети в целом. «Но мы исходили из того, что будут выделены дополнительные средства Минобороны, именно целевым образом, на реконструкцию полосы аэродрома Хурба, – пояснил Виктор Калашников. – Хотел бы напомнить, что это мероприятие находится в числе поручений президента страны в рамках мастер-планов развития городов Дальнего Востока».
К разрешению ситуации краевые власти подключили Совет Федерации. От палаты регионов планируется направить обращение к правительству РФ, уточнил первый зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий, с обозначением необходимости выполнения поручений главы государства.
Аэропорты под одним крылом
Реконструкция аэропорта Хурба – не единственный насущный вопрос по аэродромной инфраструктуре Хабаровского края. В рамках нового нацпроекта «Эффективная транспортная система» планируются провести модернизацию аэропортам Аян и Херпучи. В то же время, говорит замминистра транспорта и дорожного хозяйства региона Владимир Березовский, одна из основных проблем аэропортового хозяйства – это отсутствие единого собственника у краевых аэропортов и посадочных площадок. Поэтому министерством прорабатывался вопрос по их передаче в оперативное управление ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» или АО «Авиакомпания "Аврора"».
Такой шаг способствовал бы дальнейшему развитию аэропортов и проведению необходимых ремонтно-восстановительных работ за счет федерального бюджета. В настоящее время из-за отсутствия финансирования передача активов невозможна, но, как заверил чиновник, работа в части интеграции аэропортового имущества будет продолжена.
Стоит сказать, на взаимодействие с федеральными органами власти рассчитывают и в Якутии. Как рассказал первый зампредседателя правительства республики Дмитрий Садовников, в число предложенных в транспортный нацпроект к модернизации вошли аэропорты Нюрба, Зырянка, Маган, Тикси и вторая очередь строительства аэропорта Полярный. Необходимый объем финансирования – 16,2 млрд руб.
При этом реконструкцию аэропорта Зырянка нужно произвести как можно раньше, в 2025-2027 годах, поскольку из-за частых подтоплений инфраструктуры там сложилась критическая ситуация, подчеркивает Дмитрий Садовников.
Проблема с безопасностью полетов может возникнуть и по аэропорту Полярный. В рамках первой очереди реконструкции, которая завершается в этом году, там не будут выполнены такие работы, как обустройство перрона, очистных сооружений, авианавигационных систем, проинформировал чиновник. Поэтому осуществить второй этап строительства целесообразно уже в 2025-2027 годах. Сейчас проведение этих работ намечено на 2029-2030 годы.
Между тем в Минтрансе РФ пересматривать сроки реконструкции не намерены. В перечне федерального проекта «Развитие опорной сети аэропортов» – 75 объектов, и по очередности их модернизации уже расставлены приоритеты, заявили в ведомстве.
Продолжаются работы по расширению пропускной способности БАМа и Транссиба на фоне конкуренции грузоотправителей за провозные мощности в восточном направлении. В макрорегионе предполагается реализовать ряд крупных портовых проектов, в том числе связанных с развитием движения по Северному морскому пути. Модернизация аэропортовой инфраструктуры остается одной из основных задач в отрасли. Кроме того, предстоит обновление инфраструктуры пограничных переходов.
Пути железной дороги
Увеличение пропускной способности железных дорог в восточном направлении является одним из основных логистических проектов в условиях дефицита провозных мощностей. Правительство в апреле утвердило запуск третьего этапа инвестиционного проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Стоимость строительства оценивается в более чем 3,7 трлн рублей. График работ разработан на период до 2035 г. Он предполагает расширение провозной способности магистралей до 270 млн тонн в несколько этапов: до 180 млн тонн к концу 2024 г., до 210 млн тонн до 2030 г. и до 270 млн тонн к концу 2032 г. Напомним, что по итогам 2023 г. провозная способность достигла 173 млн тонн.
Строительство будет осуществляться на 24 участках в пределах Транссиба (12 участков) и БАМа (10 участков). Магистрали должны быть соединены двумя железнодорожными линиями («Комсомольск-Сортировочный (Хабаровский край) – Волочаевка» (Еврейская АО) и «Тында – Бамовская» (Амурская область)). Проект предусматривает строительство тоннелей-дублеров – Северомуйского (Бурятия), Кодарского (Забайкальский край), Кузнецовского (Хабаровский край), а также возведение моста через Амур в Хабаровском крае (Комсомольск-на-Амуре) и строительство сплошных вторых путей на БАМе, в том числе новых путей вокруг крупных узлов – Новая Чара (Забайкальский край), Таксимо (Бурятия), Лена (Иркутская область)[1]. Предварительная стоимость проектирования и строительства тоннелей и мостов оценивается в 498,8 млрд рублей, работы будет вести ГК «Бамтоннельстрой-Мост» Р.Байсарова.
В начале апреля ОАО «РЖД» подписало договоры генподряда с компанией «Бамтоннельстрой-Мост» на строительство трех тоннелей и моста через Амур. Завершение строительства Кодарского тоннеля намечено на конец 2030 г., строительство вторых Северомуйского и Кузнецовского тоннелей, моста через Амур предполагается завершить до конца 2032 г. Финансирование проекта будет осуществляться на основе EPCF-контракта. Его условия предполагают, что «РЖД» рассчитаются с подрядчиком в течение десяти лет после сдачи объектов в эксплуатацию.
Вторые Северомуйский и Кодарский тоннели должны быть возведены на БАМе на участке от Тайшета (Иркутская область) до Тынды (Амурская область). Общая стоимость объектов на данном участке оценивается в 1,1 трлн рублей. Кузнецовский тоннель и мост через Амур будут построены на участке от Тынды до Ванино (Хабаровский край). Строительство на нем в целом оценивается в 1,58 трлн рублей. На Транссиб в утвержденном паспорте третьего этапа расширения Восточного полигона приходится 613 млрд рублей. В том числе предусмотрены мероприятия, на которых ранее настаивали грузоотправители – строительство обхода Хабаровска, развитие Находкинского узла («Восточный – Находка»), строительство обхода участка «Смоляниново – Находка» в Приморском крае, расширение мощности участка «Комсомольск – Волочаевка» со строительством 288,4 км второго пути.
Стоит отметить, что в феврале «Бамтоннельстрой-Мост» на БАМе завершил проходку нового Дуссе-Алиньского тоннеля протяженностью 1 824 м (Верхнебуреинский район Хабаровского края, участок «Ургал – Комсомольск-Сортировочный», пересекает хребет Дуссе-Алинь). Новый Дуссе-Алиньский тоннель строится параллельно действующему (построен в 1982 г.). Строительство направлено на увеличение пропускной способности данного отрезка пути до 25 пар поездов в сутки (с 16-17 пар при старом тоннеле).
Ограниченная провозная способность Восточного полигона влияет на поставки угля в восточном направлении. В феврале текущего года президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области (регионы, обладающие квотами на вывоз угля в приоритетном порядке) в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в данных соглашениях, провозятся на восток по железной дороге прежде большинства других грузов.
Квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн на Хакасию – 6,1 млн тонн, на Туву – 0,4 млн тонн. При этом вывоз по квотам с Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В 2024 г. из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
При этом известно, что из-за загруженности железной дороги в направлении Ванинско-Совгаванского узла[2] угледобывающая компания «Колмар» в середине марта (с 12 марта) приостановила работу двух обогатительных фабрик в Якутии и снизила загрузку третьей фабрики до 50% в связи с переизбытком угля на складах (около 1 млн тонн угля). В апреле компания планировала вывезти 573 тыс. тонн твердого топлива, но ОАО «РЖД» согласовало отгрузку только 428 тыс. тонн.
В то время как введение импортной пошлины на уголь в Китае привело к сокращению перевалки твердого топлива в дальневосточных портах[3], рост поставок в первом квартале года все еще фиксировался на дальневосточных железнодорожных пограничных переходах. Так, по итогам января-марта объем перевозки угля через пограничные переходы на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) составил 2 715 тыс. тонн. В том числе, через пограничный переход «Гродеково – Суйфэньхэ» в Приморском крае экспортировано 894 тыс. тонн угля, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период 2023 г. Через пограничный переход «Камышовая – Хуньчунь» в Амурской области на экспорт направлено 957 тыс. тонн, что почти в 1,7 раза превысило показатель первого квартала прошлого года. Через мостовой железнодорожный пограничный переход «Нижнеленинское – Тунцзян» в Еврейской АО поставки выросли в 2,5 раза, до 862 тыс. тонн угля.
Между тем Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС, объединяет железнодорожных перевозчиков скоропортящейся продукции) сообщает о сложностях транспортировки рефрижераторных контейнеров с продуктами в дальневосточном направлении. Большую часть (95%) перевозимых членами Ассоциации грузов составляют базовые продукты питания (в том числе мясо, рыба, фрукты и овощи). Динамика цен на данную продукцию отслеживается властями. Согласно правилам временной очередности перевозок грузов на сети «РЖД» такие товары должны относиться к грузам с высоким приоритетом.
В АСОПРС признают, что ОАО «РЖД» согласовывает заявки на перевозку продуктов питания почти в полном объеме, но при этом фактическая отправка рефконтейнеров и рефвагонов в значительной степени затруднена. Затраты на поддержание температурного режима ложатся на грузоотправителя. В АСОРПС отмечают, что при перевозке рефконтейнеров контейнерными поездами требуется наряд-заказ, который не описывает содержимое, в результате чего скоропортящиеся продукты все же объединяют с генеральными грузами, не давая им положенного приоритета. В АСОРПС просят правительство нормализовать ситуацию с выдачей наряд-заказов и повагонными отправками.
Медленный подсыл груженых контейнеров на Дальний Восток становится причиной дефицита рефконтейнеров и рефвагонов для вывоза рыбы из дальневосточных регионов, что в свою очередь ведет к росту стоимости рыбной продукции для потребителя. В апреле АСОРПС предлагала включить все рефрижераторные грузы в категорию приоритета 6.2 (перевозки социально значимых грузов по согласованному правительством перечню) без разбивки на коды, а также давать приоритет поездам из рефконтейнеров относительно обычных контейнерных поездов.
По данным «РЖД», за январь-апрель 2024 г. было перевезено 36,5 тыс. TEU рефконтейнеров, что на 4% больше, чем за аналогичный период 2023 г. При этом фиксируется рост перевозок на Восточный полигон – на 10%, до 12,8 тыс. TEU рефконтейнеров. В «РЖД» заявляют, что принимают к перевозке в восточном направлении максимально возможные объемы скоропортящихся грузов в контейнерах, при этом такие перевозки находятся на особом контроле.
Портовое хоязяйство
На Дальнем Востоке планируется реализация новых портовых проектов – направленных на перевалку угольных грузов, грузов, перевозимых по Северному морскому пути. Председатель совета директоров группы компаний «Дело» С.Шишкарев намеревается приобрести порт Корсаков в Сахалинской области (через принадлежащее ему ООО «Логин Дело»). В дальнейшем актив может быть передан ГК «Дело». При этом партнер ГК «Дело», «Росатом», по словам С.Шишкарева, предпочитает избегать рисков, связанных с обязательствами по развитию порта Корсаков. По этой причине планируется, что порт может быть приобретен компанией, полностью принадлежащей С.Шишкареву. ООО «Логин Дело», по словам С.Шишкарева, было создано для развития проектов, попадающих под санкционные риски, и проектов, сложных для согласования в рамках ГК «Дело», из-за вопросов окупаемости. Напомним, что Корсаков является базовым портом для «Сахалинского морского пароходства» (SASCO), которое в 2022 г. стало частью ГК «Дело»[4].
Корсаков принимает до 80% грузов региона. На сегодняшний день грузооборот порта составляет 2 млн тонн в год, но к 2030 г. его планируется увеличить до 4 млн тонн в год. С.Шишкарев рассчитывает также на создание транспортного логистического центра Северного морского пути на Сахалине, вместо варианта создания его в рамках Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) группы FESCO.
Работы по модернизации порта Корсаков[5] должны начаться в текущем году, они предусматривают обновление гидротехнических сооружений терминала для рыбопромыслового флота, углубление подходного канала для возможности захода крупнотоннажных судов, строительство рыбопромышленных объектов по переработке, хранению и отгрузке рыбной продукции.
Осенью прошлого года Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на первую очередь реконструкции объектов портовой инфраструктуры Корсакова в рамках создания логистического технопарка Сахалинской области. Первая очередь предполагает реконструкцию четырех причалов Южного погрузочного района[6] (их суммарная протяженность составляет 521 м), строительство волнозащитного мола длиной 411 м для защиты причальной линии. На данные цели из федерального бюджета в 2024-27 гг. будет выделено 32,6 млрд рублей[7]. Первый этап реконструкции порта Корсаков должен завершиться в 2025 г., второй этап – в 2027 г.
Тем временем компания «Гидрострой» А.Верховского намерена в текущем году приступить к строительству в порту завода по глубокой переработке рыбы мощностью до 100 тыс. тонн готовой продукции в год. Кроме того, в текущем году в Корсакове предполагается начать строительство верфи композитного судостроения[8] (инициатор проекта – композитный дивизион госкорпорации «Росатом», «Юматекс»). Объем инвестиций в проект оценивается в 7 млрд рублей. Предприятие должно начать выпуск продукции в 2025 г., выйдя на проектную мощность в 2028 г. (выпуск до 50 судов в год).
Важным для дальнейшего развития гавани является включение Корсакова в число портов, субсидируемых для судозаходов в рамках каботажных рейсов по Северному морскому пути. Прежде из дальневосточных портов в число таких гаваней входили Петропавловск-Камчатский, Магадан, Восточный, Находка и Владивосток. Механизм субсидирования предусматривает компенсацию компаниям-перевозчикам недополученных из-за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судна в порты. Механизм субсидирования регулярных грузовых перевозок по СМП был введен постановлением правительства[9] в марте 2022 г. Ежегодно на данные цели из федерального бюджета выделяется по 560 млн рублей. Пилотный рейс по СМП из Архангельска на Дальний Восток[10] запланирован на июль – август текущего года. Заход в Корсаков ожидается 10 августа.
Проект развития угольного терминала «Морской порт «Суходол»[11] в Приморском крае (территория порта Владивосток, Шкотовский район), предполагающий перевалку 12 млн тонн угля (234 судозахода в год) с возможным увеличением до 20 млн тонн в перспективе, получит федеральные средства в рамках инфраструктурной субсидии. К 2025 г. в бухте Суходол планируется построить глубоководный контейнерный терминал мощностью 3 млн TEU (второй этап проекта), а к 2027 г. – терминал зерновых грузов (третий этап проекта). Общий грузооборот порта должен превысить 70 млн тонн. В настоящее время «Суходол» работает в режиме угольного терминала – первая отгрузка угля в режиме пуско-наладочных работ произведена в ноябре прошлого года, круглосуточный грузопассажирский терминал работает с апреля текущего года.
Следует отметить, что по итогам первого квартала 2024 г. грузооборот морских портов Дальнего Востока сократился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 54,3 млн тонн. За январь-март объем перевалки сухих грузов в дальневосточных портах составил 33,7 млн тонн, снизившись на 9%, в то время как перевалка наливных грузов достигла 20,6 млн тонн, увеличившись на 2,8%. Грузооборот порта Восточный в январе-марте сократился на 4,5%, до 21,8 млн тонн. В Ванино грузооборот снизился на 29,1%, до 6,4 млн тонн. Рост грузооборота продемонстрировали порты Владивосток (на 9,9%, до 8,9 млн тонн), Находка (на 0,7%, до 7,1 млн тонн) и Пригородное (на 1,6%, до 3,7 млн тонн).
В январе-апреле 2024 г. грузооборот портов Дальневосточного бассейна вновь демонстрировал спад - на 3,2% относительно аналогичного периода прошлого года, составив 75,1 млн тонн. В том числе объем перевалки сухих грузов снизился на 5,8%, составив 47,7 млн тонн, а перевалка наливных грузов выросла на 1,6%, до 27,4 млн тонн. На 2,5% сократился грузооборот порта Восточный (до 29,3 млн тонн), на 24,4% - порта Ванино (до 9,2 млн тонн), на 1,2% - порта Пригородное (до 4,8 млн тонн). Рост перевалки продемонстрировали порты Владивосток (на 11,8%, до 12,3 млн тонн), Находка (на 1,3%, до 9,6 млн тонн).
На спад перевалки сухих грузов повлияло в значительной мере сокращение перевалки угля. В январе-феврале наблюдалась задержка поставок дальневосточного угля в страны Азии – она достигала одного месяца из-за проблем с доставкой угольных грузов в порты по железной дороге после введения импортной пошлины на уголь в Китае. Импортная пошлина увеличила дисконт на российский уголь, а также сделала нерентабельными его поставки по более протяженным маршрутам (через порты Юга и Северо-Запада).
В крупных городах макрорегиона осуществляется работа по модернизации аэропортовой инфраструктуры. Готовность нового терминала международных воздушных линий в аэропорту Хабаровска в марте текущего года достигла 65%. Ввод в эксплуатацию намечен на первый квартал 2025 г., все строительные работы должны завершиться в декабре текущего года (генеральный подрядчик – московское ООО «Ди Би Си Консультантс»[12]).
Пропускная способность нового терминала должна составить 600 пассажиров в час и около 1 млн пассажиров в год. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 6,1 млрд рублей (в том числе 3 млрд рублей составляет финансовая поддержка ВЭБ.РФ, 2,2 млрд рублей – средства АО «Хабаровский аэропорт», 800 млн рублей – средства федерального бюджета). Работы ведутся с осени 2021 г. Изначально завершение было намечено на второй квартал 2023 г., перенос сроков подрядчик объяснял пандемией и удорожанием из-за введения санкций (изначально объект оценивался в 5,2 млрд рублей). В 2023 г. пассажиропоток хабаровского аэропорта составил 2,3 млн человек, увеличившись на 17% относительно 2022 г.
Помимо того, власти региона в апреле также просили перенести на более ранние сроки финансирование реконструкции двух аэродромов – Херпучи (район им. Полины Осипенко) и Аян (Аяно-Майский район). В федеральной программе предусмотрено финансирование в 2028-30 гг. в размере около 3 млрд рублей.
Проект развития международного аэропорта Благовещенск (Игнатьево) в апреле был одобрен для финансирования за счет средств госкорпорации ВЭБ.РФ (ООО «АБС Благовещенск» - СП УК «Аэропорты регионов» и холдинга «Новапорт»). Общая площадь нового аэровокзального комплекса в Благовещенске должна превысить 25 тыс. кв. м, пропускная способность - не менее 600 пассажиров в час на внутренних воздушных линиях и 400 пассажиров в час – на международных. Объем финансирования ВЭБ.РФ составит 12,1 млрд рублей. По итогам 2023 г. международный аэропорт Благовещенск увеличил пассажиропоток на 8,5% по сравнению с 2022 г., до 914 тыс. человек.
В Улан-Удэ ведется строительство (с 2022 г.) нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий[13] международного аэропорта «Байкал»[14]. Общая площадь нового терминала должна составить 6,6 тыс. кв. м, планируемая пропускная способность внутренних рейсов аэровокзала – 1 млн пассажиров в год (600 пассажиров в час). Завершение строительства терминала намечено на сентябрь текущего года. Подрядчиком является московское ООО «Спектрум-Холдинг» (ГК «Спектрум»[15]). В прошлом году в аэропорту пассажиропоток составил более 715 тыс. человек, увеличившись на 13,8% относительно 2022 г.
Завершается строительство нового пассажирского терминала аэропорта Петропавловск-Камчатский площадью более 50 тыс. кв. м. Его пропускная способность должна составить 1 145 пассажиров в час. В конце апреля общая строительная готовность объекта составила 75%. Ввод терминала в эксплуатацию намечен на конец текущего года. В 2023 г. аэропорт обслужил более 900 тыс. пассажиров (рост на 8% относительно 2022 г.).
Также более чем на 80% завершено строительство[16] взлетно-посадочной полосы протяженностью 3,4 км в международном аэропорту Южно-Сахалинск. Новая полоса позволит принимать все типы воздушных судов, она на 15 м шире существующей (ширина составит 60 м). В мае на ВПП было завершено оснащение радиолокационным оборудованием. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2025 г. По итогам 2023 г. аэропорт Южно-Сахалинска обслужил свыше 1,4 млн человек, что на 12% больше, чем годом ранее.
Автодорожная карта
В сфере дорожного строительства вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в апреле поручил Минфину и Минэкономразвития разработать критерии конкурентного отбора для частных инвесторов, готовых на условиях концессии участвовать в строительстве автодороги «Владивосток – Находка – порт Восточный» в Приморском крае. Автомобильная дорога протяженностью 146 км является частью международного транспортного коридора «Приморье-1»[17]. Напомним, что первый участок дороги протяженностью 18 км (обход Артёма) был открыт в августе 2016 г. В настоящее время продолжаются работы на участке от 18-го до 43-го км (до города Большой Камень).
Конкурсы на строительство первого и второго участков автодороги в 2013 г. и в 2016 г. выиграло ООО «Трансстроймеханизация» (дочерняя компания ОАО «Мостотрест», подконтрольного А.Ротенбергу)[18]. В соответствии с условиями контракта, строительные работы по второму участку должны были завершиться в декабре 2020 г., но сроки затянулись. Кроме того, в 2019 г. стоимость проекта выросла с 20,67 млрд рублей до 34,87 млрд рублей.
Дальнейший этап строительства дороги (около 100 км) предполагает еще шесть участков дороги (средней протяженностью 20 км), в том числе строительство участков в обход Большого Камня, в обход Фокино, подъезда к Находке и к порту Восточный, а также реконструкцию участков существующей дороги. Счетная палата РФ ранее (в 2022 г.) выражала сомнения в целесообразности продолжения строительства дороги с 43 км по 146 км, указывая на сложности рельефа (угроза оползней, необходимость возведения мостов через 112 рек, ручьев и протоков) и высокой стоимости. В СП тогда подсчитали, что средняя стоимость строительства 1 км участка дороги может обойтись в сумму около 3 млрд рублей. В качестве альтернативы в СП предлагали реконструировать действующую трассу «Артём – Находка – порт Восточный» (А-188).
Также предполагается продолжать реконструкцию пограничной инфраструктуры на российско-китайской границе. В текущем году планируется завершить реконструкцию автомобильного пункта пропуска «Марково – Хулинь» на границе РФ и КНР в Приморском крае (Лесозаводский городской округ, закрыт на реконструкцию в 2020 г.). Эксплуатация пограничного перехода должна начаться в 2025 г. В феврале строительная готовность перехода достигла 34%. После завершения работ его пропускная способность должна составить 150 транспортных средств в сутки (130 грузовых и 20 пассажирских автомобилей), что в шесть раз превысит показатель до реконструкции.
В частности, количество полос движения на переходе увеличится с четырех до восьми, из которых четыре полосы будут предназначены для грузового транспорта, две – для автобусов, также будут действовать две резервные полосы. После запуска обновленный переход будет работать ежедневно (ранее работал пять дней в неделю).
До 2026 г. планируется реконструировать автомобильный погранпереход «Турий Рог – Мишань» в Ханкайском муниципальном округе Приморского края. Проект его реконструкции готов, но работы не начинались. В настоящее время пункт пропуска продолжает действовать.
В марте возобновилось прерванное в августе 2023 г. пассажирское сообщение через автомобильный пункт пропуска «Полтавка – Дуннин» в Приморском крае (Октябрьский муниципальный округ). Во время летнего паводка в прошлом году пункт получил значительные повреждения, для устранения которых работа пункта была приостановлена. Грузовое сообщение на переходе возобновлено в декабре 2023 г.
В апреле президент РФ В.Путин поручил Минтрансу РФ в 2025 г. обеспечить завершение реконструкции еще двух автомобильных пограничных переходов в Приморском крае – Пограничный и Краскино. Монтажно-строительные работы на переходе Краскино (Хасанский муниципальный округ) продлятся до конца текущего года. По завершении модернизации он должен пропускать до 275 тыс. автомобилей в год, что в 9,5 раз превышает прежние показатели.
Завершение работ на пункте Пограничный (Пограничный муниципальный округ) также намечено на 2024 г. Обновленный переход сможет обеспечить пропуск в сутки до 1,3 тыс. транспортных средств (рост в 9 раз) и до 13,8 тыс. человек (рост в 5,5 раз). Строительная готовность пункта Краскино в апреле оценивалась в 41%, а Пограничного – в 34%. До конца года по поручению президента должны быть переданы в федеральную собственность ведущие к переходам автодороги. Их ремонт оценивается в 26 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Начальник ВСЖД В.Владимиров сообщал в начале текущего года о намерении разместить двухпутные разъезды от станции Лена до станции Таксимо.
[2] Там расположен собственный порт «Колмара» АО «ВаниноТрансУголь».
[3] Перевалка сухих грузов, включая уголь, в первом квартале в дальневосточных портах снизилась на 9%, до 33,7 млн тонн.
[4] 58,5% SASCO находится у «Трансконтейнера» (на 100% принадлежит группе «Дело»). «Росатому» принадлежит 49% группы «Дело».
[5] В рамках данного проекта планируется консолидировать акции АО «Корсаковский морской торговый порт» под управлением Корпорации развития Сахалинской области.
[6] Являются частью производственного комплекса по перевалке генеральных грузов, рыбной продукции и водных биоресурсов.
[7] Застройщиком выступает ФГУП «Росморпорт».
[8] Предприятие должно производить суда с корпусами из композитных материалов – моторные и парусные прогулочные катамараны, скоростные катера, пассажирские и туристические катамараны, рассчитанные на 50-150 человек, рыболовные суда.
[9] Постановление №397 от 18 марта 2022 г.
[10] «Архангельск – Сабетта – Корсаков – Восточный Порт – Магадан – Петропавловск-Камчатский – Певек – Архангельск».
[11] Владельцы – акционеры кемеровского холдинга «СДС» В.Гридин и М.Федяев (по 25,1%), «РЖД-Инвестиционные проекты» (25%), «Центр развития портовой инфраструктуры» (24,79%).
[12] Учредители – Д.Абреу, С.Блайт, А.Гулак, Е.Блайт.
[13] Планируется, что после запуска нового терминала существующее здание аэропорта будет принимать международные рейсы.
[14] Аэропортом управляет ООО «Аэропорт Байкал» («Новапорт»).
[15] Постоянный подрядчик УК «Аэропорты регионов».
[16] Подрядчик – московское ООО «Региональная строительная компания».
[17] Трасса должна связать между собой три крупных порта – Владивосток, Находку и Восточный, южные районы Приморского края, обеспечить выход на федеральную автомобильную дорогу А-370 «Уссури» («Хабаровск – Владивосток») на 734-м км в районе поселка Угловое.
[18] С 2020 г. «Трансстроймеханизация» стала частью группы компаний «Нацпроектстрой» А.Ротенберга и ВЭБ.РФ.
Мишань — небольшой китайский город недалеко от российско-китайской границы. Здесь нет толп туристов и суеты мегаполисов, зато есть уютные улицы, ароматная уличная еда, бодрящие спа, вежливые продавцы и местное вино, которое не покидает пределы провинции. Город живет своим размеренным ритмом и предлагает редкий для приграничного Китая опыт — путешествие с акцентом на атмосферу, а не на суету.
Мишань маленький. Различные источники дают настолько непохожие данные о численности его населения (от десяти тысяч человек в 2010 году до почти 340 тысяч в позапрошлом), что остается вывести некое среднеарифметическое, забыть о цифрах и просто получать удовольствие. Мишань милый. По всем критериям это идеальный город для приграничного туризма – с национальным колоритом, вкусной едой, приятными покупками, отличными спа и очень гостеприимными местными жителями.
Для групповых туров из России Мишань открылся в 2017 году. Он избежал наплыва тех наших соотечественников, что ехали в ближний Китай, который для дальневосточников «не заграница», накачаться спиртным как не в себя, и начинали пить еще в пути. Мимо него прошло и время высокой покупательной способности рубля, когда все те же одиозные персонажи вели себя в приграничье словно интервенты. Такие застрявшие в начале 2000-ых типы встречаются и сейчас, но практически всегда получают окорот от своих же в группе. Времена изменились.
Такого понятия, как «кирпичи» (или, в другом варианте дальневосточного сленга, «помогаи») в Мишане тоже не существует. Вообще. Нет ни спроса, ни предложения. Путевки недороги, а рынки и магазины ориентированы сугубо на местного покупателя. Нет зазывал, приставал, вывески на русском идут дубляжом. Причем по большей части как для своих, информативные – про то, какие есть акции и скидки, про гололед и часы работы. Мишаньцы относятся к приезжим из РФ по-добрососедски, и число туристических групп постоянно растет, особенно в последние месяцы. В 2024-м пассажиропоток через погранпереход превысил 100 тысяч человек — рекорд.
Сейчас Мишань стабильно каждую неделю принимает как минимум три-четыре туристических группы из Владивостока, Уссурийска и приморского села Камень-Рыболов. Выезд по субботам – на три дня, по вторникам и пятницам – на четыре. Две владивостокские турфирмы – «Уссури-Трэвел» и «ВДКтур» подхватывают на ж-д вокзале Уссурийска хабаровчан и комсомольчан. Впрочем, ехать на три дня – это, как говорится, ни о чем – в дни приезда и отъезда львиная доля времени уйдет на дорогу. Бывает, что, выезжая на рассвете, в Мишань приезжают днем, а бывало, и вечером.
— Давайте считать. В 7 утра выезд из Владивостока, далее Уссурийск и прямая дорога до Турьего Рога — это четыре с половиной часа, ну, плюс-минус, это зависит от мастерства водителя и состояния дороги, — пишет в одной из интернет-групп, посвященных Мишаню, пользователь под ником Кот Кеша. - На границе вы будете в 11-11.30 по российскому времени, по китайскому это 9-9.30 — начало работы их пункта пропуска. На нашей границе автобусы начинают запускать в 11.
Туристические автобусы проходят границу в порядке живой очереди, пропуская перемещающиеся строго по расписанию рейсовые, большей частью примавтодоровские, или транспорт с детскими танцевальными коллективами. Каждый проходит границу примерно час. В идеале. В реальности – как повезет. Всегда может возникнуть что-нибудь непредвиденное типа засунутого не туда паспорта (ищет один, ждет вся группа, а ее – все остальные), а там и обеденный перерыв на таможне. Совет один – накачать фильмов, запастись вкусным и терпеть.
И это стоит того! В Мишане особая атмосфера. Лучше всего ее отражает информационный стенд на трех языках на одной из центральных улиц: «Мишань – город китайского очарования». Провинциальный, северный, сравнительно молодой. Здесь нет достопримечательностей с тысячелетней историей, зато есть уникальный объект индустриального туризма — винный завод. В Мишане выращивают самый северный в Китае виноград и делают уникальный местный айсвайн — десертное вино из подмороженного винограда. Ничуть не хуже, чем в Германии или Канаде.
— Наша компания занимается производством не только десертного и сухого вина, но еще водки, настойки, коньяка, чая, – рассказывает руководитель ООО «Сенхай» Ван Вэнь Хуэй, выбравший для общения с российскими туристами имя Петя. – Наш завод – полного цикла. Мы сами выращиваем и виноград, и травы, которые добавляем в настойку, сами собираем, сами перерабатываем, сами выдерживаем, перерабатываем и сами продаем. Ледяное вино делаем белое, красное и с травами, виноград для него снимаем в конце ноября – начале декабря, в первое достаточно холодное утро.
Такого вина в мире мало – сбор винограда, говорят знатоки, возможен только в течение нескольких часов. Мишаньское (очень достойное) вообще не продается за пределами Китая, причем разбирается по предварительным заказам еще собственно в провинции Хэйлунцзян. Роста объемов айсвайна тут не планируют – делают только для своих. На заводе после дегустации с пустыми руками не уходит никто. Бутылка белого айсвайна в подарочной упаковке там стоит 100 юаней, в одном из городских магазинов – столько же, в остальных чуть дороже, и дальше наценки только растут.
Монетизация экскурсий – дело святое. Турист по определению человек, готовый покупать. Но только в том случае, если не чувствует себя обманутым в ожиданиях и получает такие впечатления, о которых хочется сохранить память. В приграничном Китае с этим, как говорится, не очень. И дело даже не в том, что объекты показа нехороши, тут как раз все в порядке. Беда в экскурсоводах, вернее, в переводчиках. Российские руководители групп китайского практически не знают, и экскурсий не ведут.
Мишаньские же представители принимающей стороны хотя и упорно трудятся над великим и могучим, пока не так владеют им так, чтобы экскурсии можно было назвать полноценными.
Посещение винзавода же не оставляет россиян равнодушными благодаря знаниям и харизме Ван Вэнь Хуэя. Петя превосходно говорит по-русски и высокопрофессионален. Он улыбчив, приветлив, увлечен виноделием и откровенно гордится своим предприятием. Кстати, до пандемии винные туры были еще интереснее. Многие дальневосточники, оценившие и полюбившие Мишань, хотели бы повторения программы.
— Раньше экскурсии была продолжительной, почти на весь день, потому что кроме завода мы выезжали и на виноградники, и на плантации по выращиванию лекарственных трав, которые добавляются в вино и настойки, — вспоминает 26-летняя путешественница из Владивостока Оксана. – Иногда удавалось попасть на сбор винограда и даже в нем поучаствовать. Получали тогда огромное удовольствие. Петя говорит, он рад будет возобновить эти поездки, если туркомпании обратятся к нему с такой просьбой.
Пока же экскурсионный пакет Мишаня, как бы это помягче сказать, своеобразен. Китайская сторона, естественно, хочет заработать. И прикладывает для этого множество усилий.
— Мишаньские туры короткие. Для трехдневных поездок, особенно если путевка куплена летом как подарок ребенку, можно потратить день на выезд в аквапарк, — советует перворазникам опытная Оксана. — Обзорную экскурсию по городу лучше устроить себе самостоятельно, и лучше не в первый вечер, и, может быть, даже не в первый приезд. В маленьком Мишане легко ориентироваться, поездка в городских автобусах стоит всего юань (наменяйте заранее, сдачи не дают), такси по городу - шесть.
Потеряться невозможно. Для вящей гарантии хорошо взять в гостинице визитку и показать ее таксисту или просто прохожему. Помогут. Мишаньцы до сих пор фотографируются на улицах с россиянами, в супермаркетах подсказывают, какой товар лучше, вовлекают в танцы и тренировки. А у продавцов и большинства молодежи в телефонах установлены русско-китайские программы-переводчики. Но время экскурсий наступает у туристов только после главного.
Еда в Мишане вкусная. И ее много. Разной. И дорогая она только в паре туристических точек питания, которые, взяв на вооружение опыт Суйфэньхэ, готовят нечто псевдокитайское под российские пищевые привычки. Ну и русские блюда тоже. Многим, кстати, удобно, особенно если нужно накормить детей. Но самое лучшее – поступить, как советуют все путеводители, и ходить в заведения для местных. Они повсюду. А в центре параллельно главной торговой улице идет так называемая «улица еды».
— Вариантов просто бесчисленное количество. Местная кухня отличается от традиционной северной, привычные нам блюда имеют душевный домашний оттенок, - продолжает Оксана. – В мишаньском списке «must eat» с народными ценами – малатан и пельмени, здесь популярна сетка «Танцующий пельмень». Стоит поесть в мусульманской лапшичной. А десерты изумительны практически в любой кондитерской. В последние годы здесь торты и пирожные стали не только шикарны на вид, но и прекрасны на наш европейский вкус.
Для отдыха наиболее популярны два варианта — демократичная сауна «19 юаней» (это начальная цена за вход, остальные расходы пишутся на браслет) и новенький водный дворец в гостинице «Ханка». И, наконец, покупки. В городе китайского очарования есть какое-то количество брендовых точек (дорого, бывают скидки), однако основная торговля идет за счет государственных (тут их называют социальные) магазинов с низкими ценами, скидками и лотереями. Частники везут вещи в основном из Кореи, причем в единичных экземплярах, что гарантирует покупателям неповторимый аутфит.
Те, кто бывает в Мишане часто, говорят в один голос – вот ничего не планировали приобретать, только отдохнуть, а набрали всякого нужного столько, что пришлось покупать сумки и всерьез опасаться перевеса. Как выбрать это самое нужное в мире иероглифов? Нужно знать, куда пойти и что купить. В этом очень помогает чат «Мишань в моем сердце», в вольном переводе «Мишань, во ай ни – я тебя люблю». Его в ноябре 2023 года создала 28-летняя Марина Котова из Владивостока.
— Назвала я его «Мишань в моем сердце». Об этом городе очень мало информации, а я ей обладаю, потому что очень давно и очень часто туда езжу, решила поделиться с другими людьми. Подписчиков на тот момент было немного, 50 или 100 человек, — вспоминает Марина. — Сейчас уже более шести тысяч. Так получилось, что канал стал очень живым — благодаря подписчикам. То есть они очень хорошие люди, очень деятельные люди. Они часто помогают друг другу, даже без помощи модератора.
Этот канал и связанные с ним («Цзиси в моем сердце», «Марина в Мишане») отвечают на вопросы новичков, отчитываются о проверенных местах, дают обзоры товаров, рассказывают об удачных и неудачных покупках. Там даже есть игра, помогающая лучше узнать город и наладить общение с горожанами. Марина Котова говорит, много думала, как сделать так, чтобы китайцы и русские друг с другом взаимодействовали. И в первый раз оставила для подписчиков10 юаней в фудкорте в подземной галерее у Ли Син, одной из поваров-продавщиц.
Чтобы их получить, нужно было по видеоинструкции первым прийти к Ли Син и сказать: «Мишань, во ай ни». Потом оставляла 10 юаней в других кафе, прятала в парках, у памятников, в храме. Сейчас готовит подписчикам новый сюрприз, какой — пока секрет.
Места, которые вам понравятся
От Марины Котовой - любознательным путешественникам
Прогулка по городу
Если именно ходить пешком, можно много чего увидеть. Практически шаговой доступности от центра есть площадь «12 арок». Мишань тоже очень интересен, можно погулять, зайти в любые проулки, архитектура очень разная, даже некоторые рядом стоящие дома друг на друга не похожи.
Медовая гора
Она находится в пригороде Мишаня, ехать примерно минут 30-40. Подниматься вверх два часа, и на вершине ты ощущаешь очень большой прилив эмоций и видишь просто нереальные красоты. Открывается вид на озеро Ханка вдали. Рядом ветряки, которые всегда видно, когда мы едем на автобусе в сторону Мишаня. Гора прямо над ними. Пагода, ради вида на которую, кстати, все туда и идут.
Парк лотосов
По-китайски называется парк Хэся. Интересная архитектура у него. Его можно посетить и летом, и зимой. Летом можно увидеть озеро, различные скульптуры по периметру парка. Там можно посидеть на лавочках, подышать свежим воздухом, покататься на катамаранах. Зимой — прокат коньков, тюбинговая трасса – место, где хорошо провести время и отдохнуть.
Парк каллиграфии
В основном здесь стоит побывать в летнее время и в начале осени. При входе — озеро с лотосами. Есть очень красивые прогулочные площадки, этническая атмосфера. Галереи с каменными досками, с каллиграфией — более 2000 работ известных мастеров Китая. Есть галерея, которая похожа на лабиринт. там очень живописно, можно даже просто приехать устроить фотосессию.
Буддийский храм Хунфа
Это место посещают все туристы. Храм на самом деле не очень большой, по сравнению с теми, что в других приграничных городах, но в нем чувствуется умиротворение и спокойствие.
Рядом с храмом находится музей Северо-Восточной авиационной школы. На улице находятся самолеты разных моделей и военная российская техника. Внутри (вход свободный) находятся различные артефакты, относящиеся к обучению военных летчиков.
Там рассказывается об их достижениях, об их наградах, о том, как они воевали.
Ну и вообще много полезной исторической информации.
Озеро Ханка
Многие китайцы приезжают в Мишань для того, чтобы увидеть Ханку. И я считаю, что русским туристам тоже стоит сделать это именно с китайской стороны. Там расположена большая видовая площадка, ее можно посетить только в летнее время. Но вид открывается очень хороший, атмосферный. Очень красивые фотографии получаются.
Плюс практически рядом располагается Музей озера Синкай (это китайское название озера Ханка). В этом музее очень много информации о быте людей, которые населяли этот район, о растительности, которая там была раньше и теперь, птицах, рыбах, животных. Все наглядно, есть интерактивные элементы.
Еще советую посетить аквакультурную ферму. Тоже очень классно сделаны площадка, парк, прогулочные зоны.
В регионах Дальнего Востока рассчитывают на дальнейшее увеличение туристического потока благодаря новым проектам, направленным на создание всесезонных курортов, строительство гостиничных комплексов различных категорий и модернизацию туристической инфраструктуры. При этом задействуются преференциальные экономические режимы и федеральные средства в рамках программы по созданию сети федеральных курортов. Дальневосточные предприятия планируют развивать направление промышленного туризма.
Дальневосточные регионы продолжают подводить туристические итоги минувшего года. О росте туристического потока в прошлом году отчитались в марте власти Бурятии. Республику в 2024 г. посетили более 600 тыс. туристов, что на 7,8% больше, чем в 2023 г. Напомним, что Бурятия наряду с Иркутской областью участвует в федеральном проекте «Пять морей и озеро Байкал», в рамках которого на территории двух регионов планируется создать круглогодичный курорт «Волшебный Байкал». В Бурятии в него вошло восемь инвестиционных проектов с общим объемом частных вложений в 99 млрд рублей, планируется создать туристическую инфраструктуру вместимостью 4,6 тыс. номеров.
Кроме того, в республике новый всесезонный курорт «Гора Бычья» планируется построить на территории ОЭЗ «Байкальская гавань» в 25 км от озера Байкал (вблизи села Нестерова в Прибайкальском районе). Объем инвестиций в проект оценивается в сумму около 46 млрд рублей. Проект предусматривает строительство горнолыжных трасс протяженностью более 40 км, системы канатных подъемников и гостиничной инфраструктуры, спа-комплекса, создание трекинговых маршрутов, велодорожек. В текущем году инвестор ООО «МВК Гора Бычья»[1] намерен приступить к изысканиям, первая очередь курорта может быть запущена в 2027 г.
Тем временем в Иркутской области ВЭБ.РФ планирует создать всесезонный курорт на площадке бывшего Байкальского ЦБК (город Байкальск, Слюдянский район, входит в ОЭЗ «Ворота Байкала»), что предусматривает строительство гостиниц, инфраструктуры водного транспорта, ресторанов, парков, общественных пространств, конгресс-центра, пешеходных и веломаршрутов. Гостиничная инфраструктура предполагает возведение двух отелей – категории четыре и пять звезд (на 600 номеров). Общий объем инвестиций оценивается в 40 млрд рублей (они также включают инвестиции в строительство жилого комплекса). Соглашение о строительстве отелей ВЭБ.РФ подписал в марте с Azimut Hotels А.Клячина – их запуск намечен на первый квартал 2030 г. (общая сумма инвестиций – 8 млрд рублей).
Также в сфере развития гостиничной инфраструктуры в дальневосточных регионах Главгосэкспертиза выдала в апреле положительное заключение на проект строительства гостиничного комплекса класса четыре звезды на 148 номеров в Якутске. Общая площадь отеля должна превысить 9 тыс. кв. м. Комплекс единовременно рассчитан на 300 человек (до 50 тыс. человек в год). Кроме того, в рамках проекта предполагается построить конференц-зал, ресторан и тренажерный комплекс, парковку на 60 автомобилей. Оператором отеля станет Cosmos Hotel Group В.Евтушенкова. Объем инвестиций в проект оценивается в 1,5 млрд рублей.
Cosmos Hotel Group в Дальневосточном ФО планирует также к 2027 г. открыть отель категории пять звезд Cosmos Collection Baikal Resort в Бурятии. Он должен расположиться на участке «Бухта Безымянная» в ОЭЗ «Байкальская гавань» и будет включать коттеджи с номерами, глэмпинг, спа-центр, конгресс-центр, клинику тибетской медицины, физкультурно-оздоровительный комплекс, банный комплекс и эко-парк. Кроме того, в 2027 г. отель на 121 номер Cosmos Hotel Group предполагается открыть в Магадане – на побережье бухты Нагаева. Его площадь должна составить 5 тыс. кв. м, он будет включать конференц-зал и спа-центр. Магаданский проект рассчитан на 40 тыс. постояльцев ежегодно.
На территориях природных достопримечательностей макрорегиона получают развитие проекты глэмпингов. В Камчатском крае ООО «Глэмпинг-клуб «Экспедиция»[2] планирует создать глэмпинг с банным и термальным комплексами на площадке туристическо-рекреационного центра «Зеленовские озерки» (Елизовский район) в рамках ТОР «Камчатка». Проект реализует ООО «Глэмпинг-клуб «Экспедиция – Камчатка»[3], его стоимость составит 299,4 млн рублей. Открыть новый объект планируется в 2026 г. Глэмпинг будет расположен вблизи Пиначевского месторождения сероводородных вод.
В Сахалинской области на вершине горы Большевик (Южно-Сахалинск) предполагается к концу текущего года построить всесезонный глэмпинг с 14 модульными домами (на 21 номер) в рамках ТОР «Сахалин» (территория спортивно-туристического комплекса «Горный воздух»). Инвестором выступает ООО «Гостиничная управляющая компания «Аббвиль»[4], намеревающаяся вложить в проект 80 млн рублей.
Напомним, что в рамках курорта «Горный воздух» продолжается реализация различных отраслевых проектов. В частности, компания с южнокорейским капиталом «Город Строй»[5] в статусе резидента ТОР намерена запустить гостиничный комплекс «Хилл Топ» категории пять звезд у подножия горы Большевик, рассчитанный на 205 номеров. Проект предусматривает создание водно-оздоровительного комплекса с тремя бассейнами, спа-центра, ресторанов.
Между тем на особо охраняемой природной территории «Птичья гавань» в Иркутской области планируется в текущем году построить экологическую тропу. На территории гнездятся виды птиц, занесенных в Красную книгу РФ и Иркутской области. Озерно-болотный комплекс площадью 200 га расположен в пойме реки Иркут в Ленинском муниципальном округе Иркутска.
Что касается работы игорной зоны в Приморье, то чистая прибыль казино Tigre de Cristal в ИРК «Приморье» (оператор казино ООО «Джи 1 Интертейнмент»[6]) в 2024 г. выросла на 68,1%, составив 2,1 млрд рублей. Выручка казино увеличилась за прошлый год на 22,5% относительно 2023 г., составив 4,9 млрд рублей. Зимой 2023-24 гг. Tigre de Cristal посетили 96 тыс. человек, что на 9,7% больше, чем за предыдущий зимний сезон.
Напомним, что в прошлом году гонконгская компания Summit Ascent Holdings Limited пыталась продать приморский актив структурам О.Дерипаски (ООО «Дальневосточный актив»[7]), было подписано предварительное соглашение в январе прошлого года. Тем не менее стороны не пришли к окончательному соглашению, и сделка не состоялась (ООО «Дальневосточный актив» в одностороннем порядке расторгло соглашение в феврале 2024 г.). Стоимость актива предварительно оценивалась в 116 млн рублей.
В целом ИРК «Приморье» в 2024 г. посетили 763,2 тыс. человек, что на 17% больше, чем в 2023 г. Пиковая посещаемость в 2024 г. приходилась на ноябрь (70,7 тыс. человек) и сентябрь (67,5 тыс. человек). По количеству посетителей ИРК среди иностранных туристов лидирует Узбекистан – 6,2% посетителей (более 47,2 тыс. человек). За последние пять лет приморскую игорную зону посетили более 2,5 млн человек.
Новые проекты разрабатываются в сфере промышленного туризма, который рассматривается в качестве перспективного направления для регионов, где действуют крупные производства. В Приморском крае в Спасске-Дальнем предполагается открыть для посещения туристами четыре местных предприятия – пилотными площадками станут цементный завод «Спасскцемент», деревообрабатывающие компании «СЛПК-групп» и «ФорестГранд», предприятие пищевой промышленности «Дальпищепром» (производство консервированной продукции). В настоящее время туристические компании региона разрабатывают экскурсионные программы на предприятиях для различных возрастных групп.
В Амурской области в прошлом году космодром «Восточный» установил рекорд по количеству туристов – его посетили около 10 тыс. человек, что в три раза больше, чем в 2022 г. (данные за 2023 г. не приводятся). На космодроме туристы могут посетить стартовую площадку, технический комплекс и понаблюдать за запуском ракеты-носителя «Союз». В целом приамурские промышленные предприятия за 2024 г. приняли 59 тыс. посетителей, что на 240% больше, чем в 2021 г., когда Амурская область присоединилась к образовательной программе «Открытая промышленность». Среди предприятий, открытых для посещения туристов с экскурсиями, – золотодобывающий комплекс на Соловьёвском месторождении (АО «Прииск Соловьёвский», Тындинский район) и Амурский газохимический комплекс («СИБУР», Свободненский район).
Между тем в Приморском крае Приморская астрономическая обсерватория PrimAstro[8] (Уссурийск) намерена получить статус резидента СПВ с проектом строительства нового планетария и создания интерактивного музея и глэмпинга (либо гостиницы). Компания уже реализует программу развития научного туризма – в обсерватории проводятся лекции, интерактивные туры, индивидуальные и групповые экскурсии. На территории PrimAstro (4 га) в Уссурийске в настоящее время расположены планетарий для просмотра полнокупольных фильмов и восемь телескопов для наблюдения за объектами Солнечной системы.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Село Турка (Прибайкальский район), учредители – М.Грудинин, Л.Тягачев.
[2] Москва, учредители – В.Лобов, А.Кравцов, В.Шуленин.
[3] Учредители - ООО «Глэмпинг-клуб «Экспедиция», Р.Селютин.
[4] Южно-Сахалинск, учредители – И.Захаров, А.Полушко, В.Румачик.
[6] Гонконгская компания Summit Ascent Holdings Limited (через Oriental Regent Limited).
[7] Учредителями ООО «Дальневосточный актив» в равных долях выступают ООО «Восток финанс» (гендиректор – Д.Афиногенов, который параллельно руководит Ассоциацией игорных зон России) и ООО «Эн+ Туристическая инфраструктура» О.Дерипаски.
[8] Единственная частная астрономическая обсерватория Приморья, основана астрофизиком А.Маткиным, который ранее работал в Уссурийской научной астрофизической обсерватории.
Путешествие на Чукотку, по поселку Провидения и его окрестностям, принесло Никите Березнякову бездну впечатлений, туристический опыт и миллион рублей – именно его ролик был отмечен специальной номинацией конкурса «Дальний Восток – Земля приключений», предусмотренной губернатором Чукотки.
EastRussia продолжает знакомить с победителями конкурса «Дальний Восток — Земля приключений». Восьмиминутный ролик рассказывает про 60 км пути, преодоленных за пять дней, солнце, дождь, туман, китов, промокшие ботинки, украденную лисой еду, незабываемые пейзажи и кучу эмоций.
– Никита, расскажите о себе – откуда вы, как оказались на Чукотке?
– Сейчас мне 30, родился во Владивостоке. На Чукотку меня привезли родители в три года, закончил школу и уехал учиться в Санкт-Петербург, получил высшее экономическое образование и вернулся к родителям в Анадырь. Тут несколько лет работал на местном телевидении, потом открыл ИП и начал заниматься коммерческой видеосъемкой. Три года назад перебрался в Москву, но на Чукотку приезжаю часто – это моя малая родина, я ее очень люблю.
– До этого путешествия приходилось, наверное, бывать и в других местах на Чукотке?
– Конечно, я люблю путешествовать, особенно мне близок дикий туризм. Как-то мы две недели ходили на моторных лодках по реке Анадырь, прошли с тысячу километров, а обратно пришлось добираться на перекладных – лодка порвалась. Был в командировках во всех населенных пунктах округа, но в Провиденской тундре побывал впервые. В поселке был, но проездом, так что можно сказать, полноценно – в первый раз.
– Ролик снимали специально для конкурса?
– Получилось так: мой хороший товарищ Евгений Басов позвал в сентябре в поход в Провидения в составе тургруппы. Я загорелся, и про конкурс уже знал, так что решил совместить приятное с полезным. Однако незадолго до похода группа распалась. Я пару дней подумал, все взвесил и решил идти один, но мой друг не отпустил меня в одиночку, и мы отправились вдвоем.
– Видно, что потрачено много сил на съемки, на монтаж. Вы полностью сами им занимались или были помощники?
– В нескольких моментах мой друг брал камеру в руки, снимал мои проходки, но в остальном это полностью моя работа – режиссура, сценарий, съемки, монтаж. Я два года отучился в Москве в школе кино «Индустрия» по направлению режиссура кино. Сейчас планомерно вхожу в киноиндустрию – в фильме «Челюскин. Первые» – работал в качестве оператора «фильма о фильме», в сериале «Молодежка» был оператором бэкстейджа. Сейчас работаю режиссером монтажа – съемки проходят в Архангельске.
– В конце фильма появляются шаманы – вы актеров собой в поход брали?
– Чудеса монтажа. Это тоже мои хорошие приятели из чукотского ансамбля «Эргырон», я им благодарен за то, что они согласились выехать в такой холод и ветер и принять участие в съемках. Подсъем делали в Анадыре, я нашел максимально похожую на древнюю крепость Гуйгунгу локацию: зажгли костер, случайно нашли на берегу череп моржа и сделали пару кадров за пару часов. Я понимал, что появление в ролике какой-то культурной истории добавит красок.
– Что вас больше всего поразило в путешествии?
– Мы посетили поселок Провидения, бухту Эмма, но больше всего впечатлила местная тундра – она очень яркая по сравнению с остальной Чукоткой. Вокруг острые горные массивы и обычные сопки, тундра то травянистая с кустарниками, то каменистая с лишайником, озера, морской берег, тут же горячие источники – абсолютно разный ландшафт. Глаз не успевает привыкнуть. А еще киты – первый раз в жизни увидел китов, увидели сразу двоих. Классные эмоции. Лисичку встретили, она съела весь запас нашего хлеба.
– С какими трудностями помимо погодных пришлось столкнуться?
– Человеческое тело – главная трудность, сложно тяжело идти с рюкзаком по тундре, иногда по колено в воде, солнечных дней маловато было, в основном дожди и туман. Переживал, что ролик будет серый из-за погоды, но нам повезло. В целом я не очень подготовленный к походам человек. Семи потами обливался и думал в какие-то моменты – зачем я сюда приехал, сидел бы дома. Но когда все это преодолеваешь, получаешь дофаминовый всплеск, радость и удовлетворение. По большому счету маршрут простой, для новичков не составит труда дойти до этого места. По тундре 15-20 км, остальное время дорога, тропа.
– Другим рекомендуете идти по вашим стопам?
– Конечно! Обязательно всем ехать и влюбляться в Чукотку. Тут холодно, сложно и классно. Если на Камчатке туризм уже состоявшийся, то на Чукотке еще есть дикие места, особенно в Провидения, хотя и там более-менее для туристов все подготовлено. В походе обязательно нужна непромокаемая обувь, нужно хранить ноги в тепле. Я сам 40% пути шел с мокрыми ногами. Одевайтесь тепло. Даже если отправляетесь на Чукотку летом – то лучше взять зимний пуховик.
– Чего нельзя делать в походах на Чукотке? Чего стоит бояться?
– Бояться тут нужно диких животных, вернее – быть готовым ко встрече с ними. Брать пугалки, оружие или брать проводника с оружием. Точно нельзя мусорить. И не грустить, если что-то не получилось в путешествии. Не иметь завышенных ожиданий по комфорту. Здесь в магазинах вы не найдете, скажем, фраппучино – северный завоз все-таки. Если идешь на один день в поход – бери еды и одежды на 3-4 дня, если идешь на 3-4 дня – будь готов к тому, что застрянешь на неделю. Условия суровые, но бояться не надо. Чукотские жители очень доброжелательные, открытые и простые в общении, тут всегда можно всегда рассчитывать на доброе отношение и помощь.
Никита Березняков: «На Чукотке если идешь на один день в поход – бери еды и одежды на 3-4 дня»
– Никита, вы были уверены в победе в конкурсе или это стало неожиданностью?
– Конечно, переживал сильно, вся семья переживала. В своей работе был уверен, но всегда есть элемент неожиданности, и талантливых людей очень много. Очень хотелось победить. Когда объявили – внезапная эйфория. Часть призовых денег хочу потратить на развитие, что-то из оборудования приобрету – экшн-камеру, возможно.
– Появились уже новые планы на путешествия?
– На конкурсе познакомились с ребятами из Владивостока (они взяли приз за лучшее водное путешествие). Появилась задумка вместе сплавиться на катамаране на Чукотке. Обсуждаем пока, идея интересная. Совместный ролик сделаем и для конкурса тоже подготовим. Надеюсь, получится.
Елена Зиновьева с сыном стали победителем в номинации «Неограниченные возможности» второго сезона Всероссийского конкурса «Дальний Восток – Земля Приключений». Мама 12-летнего Сережи рассказала о туристических достижениях непоседливого путешественника по Камчатке.
Сережа – незрячий с рождения. Ослеп он по вине врачей – родители сумели это доказать, создав прецедент в России. Спустя три года мытарств по судам и инстанциям было вынесено решение о компенсации в 9 млн рублей. На эти деньги родители мальчика купили квартиру в Москве, чтобы Сережа смог в будущем жить там в городе с лояльной к слепым среде. Сейчас подросток учится в специальной школе в Москве, вместе с мамой они живут там 8 месяцев в году, а на лето всегда возвращаются в Петропавловск-Камчатский, где живут папа, старшие брат и сестра Сережи.
– Елена, как часто вы путешествуете вместе с сыном?
– Путешествуем очень часто, с его рождения – сначала конечно были вынужденные перелеты в борьбе за его глаза – в год по пять перелетов в одну сторону. Между этими перелетами летали отдыхать чаще за границу, но летом всегда путешествуем по Камчатке. Это наш любимый сезон, есть возможность воссоединиться с природой, Сереже показываем горячие источники, поднимаемся на вулканы (не на вершину, конечно), ходим на рыбалку, за ягодами, осваиваем греблю на лодке. В этом году хотим научить его кататься на сапе по озеру. Тут мне и самой придется осваивать, чтобы ему лучше объяснить, как правильно стоять на сапе и как грести веслом, для этого я сама закрываю глаза и пытаюсь все проделать, не опираясь на зрение.
– Что для Сережи самое ценное в путешествиях
– Ему важен результат. Мы, зрячие, когда идем в походы, то наслаждаемся шикарными видами, а для него это недоступно, ему надо все трогать, так как руки заменяют глаза, чтобы составлять картину мира. Поймал навагу – надо ощупать, нарвал наощупь ягод – попробовать, прикоснуться к каждому камешку, на дерево залезть, зарыться в горячий песок, побегать от волн, искупаться в термальных источниках.
Так он лучше развивается и понимает природу. На большие расстояния не ходим – тяжело. Мне приходится очень много говорить, рассказывать обо всем вокруг, рассказывать какой мир и объяснять законы природы. Я его глаза. Попробуйте закрыть глаза и поймете, что мир незрячего не такой красочный, пока вам кто-то что-то о нем не расскажет, не вдохновит. Он все запоминает, впитывает. Часто возвращаемся в те места, где уже были – ему, чтобы вспомнить, надо вернуться, он не может помнить наши путешествия так, как помним их мы, имеющие зрение. Когда проходим те же маршруты, он не только вспоминает, но и открывает что-то новое – он взрослеет, мировоззрение меняется, иначе смотрит на мир. Наши путешествия всегда проходят очень позитивно. Сереже очень нравится ходить в походы, он радуется, в голове представляет и улыбается.
– Как он сам описывает свои ощущения в путешествиях?
– Сережа очень молчаливый, скромный. И среди зрячих детей бывают те, кто охотно общается и открыт ко всем, а бывают немного замкнутые и неразговорчивые. Сережа просто улыбается. Он привык слушать и молчать. Хотя он многое знает, у него математический склад ума, он может объяснить, например, как заходит солнце, знает физику и географию, изучает высшую математику, он прекрасно объясняет и хорошо развит для своего возраста. Занимается плаванием, играет на синтезаторе, у него прекрасный слух и голос – преподаватели в музыкальной школе за него борются.
– Вам в целом тяжело приходится в путешествиях или вы уже опытные туристы и все отлажено?
– В походы с нами ходит папа, он и лодку надует, и костер разведет, пока мы с Сережей исследуем местность. Муж живет на Камчатке, работает, а в Москву к нам прилетает на время, но летом мы всегда вместе. Еще всегда с нами наша собака джек-рассел-терьер по кличке Джек. Завели мы его исключительно для Сережи. У него до школы столько энергии было! Раньше был лабрадор, но тот очень спокойный, а Джек настолько же энергичен, насколько и Сережа, они вместе бегают. Причем, собака понимает, что ребенок незрячий, заботится о нем, носки подбирает, которые он не туда положит. В походах Сережа абсолютно во всем помогает – дрова собрать, тяжести унести, мусор убрать.
За грибами ездим и ягодами – Сережа, когда устает, садится в машину – и каждые 10 минут нам сигналит, чтобы мы могли ориентироваться и не потерялись. Положа руку на сердце, конечно это все очень тяжело. Меня понимают только те, кто сталкивался с незрячими детьми. И у самой здоровья нет, инсульт был и онкология. Но я со всем справилась. Отдохнуть смогу, наверное, только когда Сережа вырастет и женится.
– Как Сережа адаптируется к новым местам?
– С адаптацией сложностей не возникает. Он ориентируется в новом помещении очень быстро, достаточно только рассказать, где что находится, и он идет обследовать пространство. На улице предпочитает ходить без трости – хочет быть как все. Но я все же настаиваю – нужно, чтобы окружающие понимали, что перед ними незрячий человек.
– Как вы узнали о конкурсе?
– В позапрошлом году впервые что-то услышала, потом забыла и перед Новым годом случайно наткнулась на информацию в интернете. Подумала, почему нет? У меня много съемок за лето прошлого года. И попробовала склеить фильм, освоила простенькую программу, научилась обрезать, вставлять фото и видео. Подложенная в ролике музыка – именно то, что подходило тогда под мое настроение: грусть оттого, что лето прошло, что ребенок подрастает, что не видит этот прекрасный мир…. Много эмоций было вложено. Сначала отправила своим близким – все смотрели и плакали. Я думала, что на наш фильм внимания не обратят, такой он простой, домашний. Но, как видите, обратили.
– Какой вы получили приз и как порадовали Сережу?
– Приз – 75 тыс. рублей и большой рюкзак со снаряжением для туристического похода. Сережа мечтал о печатной машинке Брайля, необходимой ему для учебы, которая стоит 150 тыс. и которую я ему пообещала с призовых денег. Он расстроился, что на машинку не хватает. Но папа ее купил еще перед награждением, ее должны были доставить на следующий день. Когда мы ему об этом сообщили, он так обрадовался! Знаете, его всегда выдают глаза – хоть они и не видят, но они начинают светиться от радости и счастья.
– Будете еще в этом конкурсе участвовать?
– Сережа хочет. Но для этого мне надо учиться делать более профессиональные фильмы. Я очень рада, что у нас появился проект про путешествия на Дальнем Востоке. Хочу сказать, что, хоть у Сережи будущее только в Москве, уезжать с Камчатки он не хочет. Всегда говорит, что хочет домой – на Камчатку.