Начиная с 8 января 2022 года, восстанавливается возможность пересечения государственной границы с Китаем на пассажирском транспорте. Сделать это можно будет через международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск».
Как сообщили EastRussia в министерстве планирования и развития Забайкальского края пересечь границу пассажиры смогут с 9 до 21 часов местного времени. При этом они должны иметь отрицательный ПЦР-тест на COVID-19, сделанный за 48 часов до въезда.
С 3 января 2023 года возобновил работу смешанный пункт пропуска через государственную границу в поселке Амурзет (Еврейская автономная область). Здесь организовано движение грузового автомобильного транспорта по наплавному мосту. Распорядок работы пункта пропуска Амурзет: 6 дней в неделю с 9:30 до 17:30. Въезд автотранспорта прекращается за 30 минут до окончания работы пункта пропуска.
И с 3-его же января в круглосуточном режим начал работать пункт пропуска на мосту между Благовещенском и Хэйхэ. В Телеграм-канале таможенно-логистического терминала «Кани-Курган» сообщается, что количество единиц автотранспорта теперь возрастёт со 150 до 190 в сутки.
В ближайшее время этот показатель может увеличится – ведутся переговоры по расширению перечня грузов, которые можно перевозить по мосту. Пока он закрыт для скоропортящихся плодоовощных продуктов со стороны КНР и сои из России.
Много-много солнца и морозы, которые ударили в ночь перед фестивалем унтов, высоченное голубое небо и смеющиеся покупатели: русские и буряты, которые 16 октября, пришли на площадь Ленина в Чите не просто так. Всё это Забайкалье с его напитанным веками смешением культур, вплетённых друг в друга и в природные ритмы. Всё это пятый юбилейный фестиваль унтов.
— Мы уже на площади! — рапортует мне в трубку одна из коллег-журналисток, которая приехала на площадку почти на час раньше нужного: продажи у длинных рядов, уставленных унтами всех цветов, с огромными толстыми войлочными подошвами для вахтовиков и аккуратными белыми носочками женских моделей должны были начаться в 11 утра, в 12 часов планировалось открытие.
Час разницы на морозе в Забайкалье — это критично. Тем более после резкого похолодания с сухим морозом, которое пришло ночью. Табло на читинских остановках показывало минус 20 градусов. Но напугал ли мороз мастеров, приехавших из разных уголков Забайкальского края и Бурятии соревноваться в своём умении?
Конечно, нет. Уже в половине одиннадцатого утра тут была суета: выставлялись модели — важно было поставить их так, чтобы бисер на голяшках, пришитый затейливыми узорами, блестел ярче, а голенища мужских пар пленяли потенциальных покупателей суровостью и теплотой.
Булату Цыденжапову чуть больше тридцати лет. С раннего детства он любил сидеть рядом с отцом, который шил унты и тем самым дарил людям тепло. Семья жила в славящемся мастерами по производству унтов селе Укурик Хилокского района в Забайкалье.
— Самостоятельно заниматься пошивом я начал в восьмом классе, когда начал обеспечивать себя, — рассказывает Булат.
Он вспоминает, что это ремесло было любимым делом не только у его отца, но и у дедушки. Секреты качественной работы здесь, как и во многих ремесленных династиях, передаются из поколения в поколение. Окончив школу, он выучился на железнодорожника, проработал три года, а потом решил: всё, хватит.
— Не потому что на железной дороге тяжело работать, я работы не боюсь. просто понял, что не моё это, и всё, — чуть улыбается мужчина.
— Все верха делают женщины, мне помогает жена. У бурят рукоделие в крови, я не знаю ни одной семьи, где бы руками что-нибудь не делали. Детям стоит только подсказать, подтолкнуть к делу, и всё. Весь верх: орнамент, подклад, а также сборка на жене, а наколотку, формировку: задники (внутренняя или промежуточная деталь верха обуви, которая располагается в пяточной части над каблуком и поддерживает форму изделия. Придаёт обуви жёсткость и помогает сохранить форму), ранты (полоска кожи, резины или пластика, проходящая по периметру подошвы обуви), войлок, подошву, обточку и подгон делаю я. Цена унтов зависит от стоимости камуса, войлока и всего остального. Всё суммируется, добавляется стоимость работы. Камус везут родственники и друзья, которые занимаются разведением оленей — это, как и пошив унтов, тоже семейное дело.
— Он всё время шьёт, шьёт, работает — трудится круглыми днями. Бывает, и ночью работает, — говорит про мужа Дарима Цыденжапова.
Сейчас семья живёт в городе Улан-Удэ, столице Бурятии, но свои корни, село Укурик, Булат помнит очень хорошо. Как и то, что главное в удобстве будущих унтов зависит от сырья — камуса — и от рук мастера.
При этом и у «женской», и у «мужской» частей пошива есть свои секреты и особенности.
— Больше всего я люблю собирать камус, совмещать по цветам. Вот, например, этот. Он со своей «родинкой», особенный, — Дарима Цыденжапова берёт в руки удивительной красоты унт, в окрасе которого снежно-белый цвет плавно, как будто кто-то аккуратно мешает молочную пену кисточкой, переходит в кофейный. — Самое главное, чтобы сборка была ровной, чтобы нигде ничего не торчало, чтобы переходы между цветами были плавными, а передняя часть — гладкой. Вот, например, эти. Точь-в-точь таких вторых вы не найдёте. Как придумывается рисунок? Сначала мы делаем трафареты. потом из кожвинила всё это вырезаем, клеим и прошиваем на машинке. А вышивку орнамента мы делаем на машинке с помощью компьютера.
Орнамент — единственное, что в производстве унтов в Забайкалье и Бурятии может делаться автоматизированно, всё остальное: набивка, просушка, работа по размеру будущих унтов и многое другое — исключительно ручная работа.
— Можно ли унты подбирать по сезону: осенью носить одни, а с наступлением холодов —- те, что теплее? — спрашиваю Булата.
Он внимательно смотрит на меня, как будто удивляясь вопросу.
— Нет, они одеваются только в морозы от минус двадцати до минус семидесяти градусов. Это очень тёплая обувь. У меня сколько друзей на вахту ездит, и все говорят, что без унтов на вахте делать нечего, они просто спасаются унтами.
Даши-Цырен Балбыров шьёт унты 40 лет, начал это делать ещё в школе в 7 классе. Он тоже из села Укурик.
— До пятидесяти градусов, — кивает он на мужские унты с толстенной подошвой, — спокойно выдержат.
На одну пару унтов у мастера уходит от одной недели работы. Высокие мужские стоят в Забайкалье от 35-40 тысяч рублей, женские унты — от 30 тысяч, цены на аккуратные полуботинки из камуса начинаются от 25 тысяч.
Сыновья в этом деле занимаются выкройками и вырезанием подошв.
— Если ребёнок не захочет что-то делать, насильно же не заставишь. Моим 15 и 16 лет, они помогают. Стараемся их стимулировать: чем больше и лучше поработал, тем больше «стимула» получил. И нас также в детстве «стимулировали», - посмеивается он на морозе.
Даши-Цырен рассказывает, что раньше в Читинской области, которая стала частью Забайкальского края, Укурик был одним из редких сёл со столькими мастерами по унтам. Шили в основном массивные лётные унты, которые очень быстро разбирались военными, чабанами и всеми теми мужчинами, кто работал на холоде, а таких в области было большинство.
— Верх у них был из натуральной овчины, а внизу они были кожаные. Это были в основном мужские унты. Только после, через какое-то время, у нас стали шить из камуса и появились женские, Даши-Цырен говорит мастер, который до сих пор живёт в родном селе и уезжать оттуда не планирует.
Соелма Цибикжапова вспоминает, что, когда была маленькой, унты шила её бабушка. Они тогда были в основном собачьи.
— Мы занимаемся этим из поколения в поколение. Унты шили наши бабушки, наши родители: мои и мужа. Мы все с одной деревни, из Укурика, а сейчас живём в Бурятии. Если считать наш род по мастерам, то я Даши-Цырен это четвёртое поколение тех, кто унты шьёт. Моим родителям сейчас по 67-68 лет, и они тоже занимаются этим с детства. Мы им говорим, что сейчас уже нужно отдыхать, а они всё равно работают, делают уже для себя, — говорит мастер.
Она вспоминает, что помогать старшим начала с десяти лет: детям сначала доверяли распарывать полушубки из овчины, из которых шили подклад для унтов, потом разрешили вырезать его, затем научили набивать изделие на лекала, крючковать и «садить» украшения.
— Чем мы были старше, тем больше нам доверяли родители. Мне очень нравится Все свои изделия я привезти не смогла, много работ ушло в Монголию, с которой мы сотрудничаем. Создавать и придумывать модели я очень люблю. Из камуса северного оленя мы стараемся создавать именно новое, делать модели унтов и ботинок, очень любимых сейчас молодёжью. Я и две моих помощницы называем себя дизайнерами. Помощниц я набирала сама, и у нас производством занимается целая команда из 15 человек. В месяц мы производим около 500 пар, каждую из которых в мастерской делают 2-3 дня.
Соелма берёт в руку полуботинок с рисунком, которого я не видела нигде на этом фестивале, и я тут же начинаю жалеть, что пришла на фестиваль, выложив банковскую карту и не запомнив пароль для перевода.
Обладателем Гран-при пятого юбилейного фестиваля унтов стал Батор Аюров из Улан-Удэ — ему уже вечером, когда после покупателей ряды товаров изрядно опустели, приз вручали на сцене.
Лучшим мастером женского дизайна унтов стала его землячка Жанна Цыбикова, за лучший дизайн мужских унтов наградили Зинаиду Очирову, а лучшим мастером дизайна детских унтов стала жительница Читы Марина Гундарева.
Не обошли награды и героев этого материала: Даши-Цырен Балбыров стал обладателем награды за лучшую семейную мастерскую, а Соелма Цибикжапова получила специальный приз фестиваля — сертификат на 10 тысяч рублей на проживание в лэнд-арт парке «Тужи».
Но не это главное.
В морозном дыхании поздней забайкальской осени, которая уже так похожа на суровеющую зиму, в этот день так отчётливо чувствовалась сила передаваемого из поколения в поколение мастерства, которым владели люди, жившие на этой земле много лет назад и сумевшие передать это умение своим потомкам. Маленькие дети в домах до сих пор берут в руки иголки, чтобы согреть теплом своей работы сотни лётчиков, чабанов, пасущих на склонах овец, работников горнорудной отрасли, водителей, золотодобытчиков и многих, многих других. И главное в этом фестивале, конечно, то, что эта игра в тонких детских пальцах с каждым годом будет держаться всё крепче и увереннее, будет жить, как и традиция этого ремесла.
Улицы и шахты поселка Вершино-Дарасунский в Тунгокоченском районе Забайкальского края, где с советских времен добывают золото, видели всякое: и уставших, со смены, шахтеров, и довольных добычей нелегальных золотоискателей, и бастующих жителей, которые устраивали голодовки. С лета прошлого года компания Highland Gold, которой сейчас принадлежит рудник, приняла решение о сокращении штата и о консервации шахт. Это вызвало резкий протест у населения, были угрозы начать очередную голодовку, на встречах с представителями власти и предприятия пытались найти общий язык (подробнее см. материал «Топкое золото»). Что сейчас происходит на руднике, в интервью East Russia рассказал Сергей Щеглов,директор по взаимодействию с государственными органами в Highland Gold.
— Окончен ли сейчас процесс сокращения штата на Вершино-Дарасунском руднике? Сколько человек под него попали, сколько уволено окончательно, сколько работников воспользовались альтернативными предложениями о работе и перешли в другие предприятия?
— Процесс практически окончен. В период 2022-2023 гг. 56 человек переведены на открытые вакансии на руднике, 13 из них прошли переобучение. В числе переведенных горный мастер, дробильщик, заместитель начальника административно-хозяйственной части, механик, пробоотборщик, инженер по охране труда и промышленной безопасности, слесарь, сварщик, растворщик реагентов, электрослесарь.
На другие активы перешли 5 человек. Для всех мы сохранили высокий уровень заработной платы. На Многовершинное (золоторудное месторождение в Хабаровском крае - авт.) люди перешли на должности машинистов подземной самоходной машины, заместителя руководителя геологоразведочных работ, машинистов буровой, начальника участка.
Восемь сотрудников уволены по собственному желанию, 165 отказались трудоустраиваться на предприятиях компании, в течение 4-6 месяцев они получали или получают выплаты по среднему заработку согласно законодательству.
Со своей стороны мы сделали всё, что могли - предлагали каждому варианты перевода на Талатуй (Талатуйское месторождение золота находится в Тунгокоченском районе Забайкалья в семи километрах от поселка Вершино-Дарасунский - авт.) и на другие активы группы в Забайкальском, Хабаровском, Камчатском краях, в Чукотском АО.
— Сколько человек сейчас работает на предприятии? Какая часть из них относится к руководящему, административно-хозяйственному персоналу?
— На предприятии работает 428 человек.
— Если процесс сокращений персонала ещё не окончен, то до скольки человек и в какие сроки планируется уменьшить штат предприятия?
— В августе планируется сокращение еще одной ставки.
—Какие задачи руководство Дарасунского рудника считает сейчас первоочередными?
— Основная задача Дарасунского рудника – развивать карьер и увеличивать производительность. Под эти цели проводится масштабная реконструкция золотоизвлекательной фабрики в Вершино-Дарасунском – все технологические цепочки золотоизвлекательной фабрики восстановлены, впервые за последние десятилетия фабрика вышла на свои проектные показатели.
— На каком этапе сейчас находится затопление шахт?
— Дарасунский рудник сейчас проходит этап мокрой консервации. Насосы главного водоотлива остановлены, оборудование изъято, законсервированы все подъемные установки.
Мы провели работы по демонтажу оборудования шахты и работы по установке наблюдательной станции, чтобы контролировать смещение горных пород. Наблюдательная станция состоит из 72 мониторинговых точек, которые расположены на территории всего горного отвода Дарасунского месторождения.
— Сухая консервация завершилась. В мае 2023 начался этап мокрой консервации. По проекту он продлится до 2028 года. Консервация шах идет по установленному проектом плану.
— Потребуется ли компании Highland Gold для консервации привлечение сторонних специалистов? Каких именно? На каких этапах?
— Ещё на этапе сухой консервации для всестороннего изучения возможных последствий мокрой консервации мы привлекали два независимых исследовательских центра – Институт проблем комплексного освоения недр им. академика Н.В.Мельникова Российской академии наук (ИПКОН РАН) и ООО «УралЭнергоРесурс». Для максимально объективной оценки свойств горных пород эксперты провели гидрогеологические и геомеханические изыскания, подсчеты с использованием методов математического моделирования. Выводы, сделанные специалистами организаций независимо друг от друга, подтверждают, что мокрая консервация рудника не вызовет опасной деформации горных пород, а выработки могут эксплуатироваться в случае расконсервации.
Также мы привлекали подрядчиков на другие виды работ, в том числе на бурение наблюдательных скважин для установки наблюдательной станции.
— Какие ведомства контролируют ход консервации? Были ли от них замечания либо какие-то корректировки? Если да, то когда, какие?
— О завершении сухой консервации и начале этапа мокрой консервации мы отчитались в Ростехнадзоре. Об ограничении доступа в подземные горные выработки мы также отчитались перед прокуратурой Тунгокоченского района, которая провела проверку.
— В конце июля в СМИ Забайкальского края появилась информация о том, что золотодобытчики-нелегалы разрывают законсервированные шахты Дарасунского рудника. Как выявили эти ходы? Далеко ли они друг от друга? А от поселка?
— После изоляции выходов подземных выработок сотрудники службы безопасности рудника ежедневно объезжали все изолированные точки с проверкой. Примерно через неделю были обнаружены два вскрытых вентиляционных выхода недалеко от поселка на расстоянии около 3 км друг от друга. Руководство рудника направило заявление в местное отделение полиции. Представители правоохранительных органов зафиксировали факты нарушений.
Безопасность проекта консервации была подтверждена двумя независимыми исследовательскими институтами. Однако незаконное проникновение в шахты и нарушение охранных целиков может спровоцировать обвалы, что безусловно несет опасность как для самих копателей, так и для жителей посёлка.
— Как высоко поднялась вода?
— До верхних горизонтов вода не дойдёт, поэтому есть вероятность, что черные копатели продолжат заниматься незаконной добычей. Мы со своей стороны будем делать все возможное, чтобы предотвратить эту деятельность на территории, которая входит в зону нашей ответственности.
— Какие работы сейчас проводятся на руднике Талатуй?
— На карьере Талатуй с лета 2022 года ведутся горные работы. Полноценно ведется добыча руды, вскрышные работы, согласно плану развития горных работ, утверждённому Ростехнадзором. Руда месторождения перерабатывается на золотоизвлекательной фабрике, расположенной в посёлке.
Ведутся работы, установленные Федеральными нормами и правилами в отношении охраны труда и промышленной безопасности. Недавно мы успешно защитили план по ликвидации аварий. На ближайший год этот вопрос у нас закрыт.
— Каковы прогнозы и сроки по работам на Талатуйском руднике?
— Лицензия на разработку карьера действует до 2039 года.
— Каковы планы компании Highland Gold относительно работы Дарасунского рудника в целом?
— В планах – повышать производительность открытых горных работ на карьере Талатуй, что приведет к увеличению числа рабочих мест и поспособствует развитию экономики всего Тунгокоченского муниципального округа.
Также есть техническое решение подойти к запасам действующей лицензии Дарасунского месторождения по новым выработкам. На это требуется время и, в случае подтверждения запасов, подготовка проектной документации и её согласование в соответствующих инстанциях.,
Также мы ведём профориентационную работу, показываем подрастающему поколению, что в родном регионе можно работать и получать высокую зарплату. В этом году мы уже провели лекцию в поселковой школе, рассказали о профессиях отрасли, организовали для ребят экскурсию на карьер. Планируем развивать это направление в дальнейшем.
В ноябре сити-менеджер Читы Александр Сапожников сначала ушёл в отпуск, а в последний его день на странице «Вконтакте» написал, что решил участвовать в спецоперации в качестве добровольца. Сразу после этого губернатор Александр Осипов предложил на пост и.о. руководителя администрации города главу Читинского района Виктора Машукова, гордума оперативно одобрила его кандидатуру, но в январе, так и не приступив к обязанностям, Машуков отказался претендовать на пост сити-менеджера. Корреспондент EastRussia взялся выяснить, почему областной центр до сих пор формально обезглавлен? Кто претендует на пост сити-менеджера? Когда закончится неопределённость?
Сапожников. Что было до призыва?
Руководитель администрации Читы Александр Сапожников пришёл на этот пост с должности руководителя кинотеатра «Удокан» осенью 2019 года. Его кандидатуру вносил избранный в то же время губернатором Забайкальского края Александр Осипов. В последние годы город стал активно участвовать в федеральных программах, к исполнению которых у контролирующих органов возникали замечания.
Александр Сапожников, экс сити-менеджер Читы
фото: Юлия Скорнякова
Информация о том, что Сапожников может решить участвовать в спецоперации появилась в конце октября. Возможный уход сити-менеджера связывали с востребованностью его военного опыта, но вероятность такого исхода знатоки местной политической жизни оценивали как невысокую.
— Прогнозировать отставку в большинстве случаев всегда непросто. Александр Сапожников занимался текущей работой, за три с лишним года выработал свой стиль, опирался на своих заместителей и досрочное прекращение его полномочий не предполагалось, по крайней мере в публичном пространстве обсуждений не было, - говорит политолог Роман Амплеев. - Правда, два его предшественника - Владимир Забелин и Виктор Кузнецов - также отработали неполный срок и каждый из них меньшее время, чем Александр Сапожников. Но это не стоит считать каким-то правилом, просто так сложились обстоятельства. А они играют роль в политике весьма существенную.
Роман Амплеев
фото: из личного архива Р. Амплеева
Роман Амплеев считает, что решение Сапожникова участвовать в спецоперации никак не сказалось на жизни Читы.
— Город живёт, работает и в этом тоже есть вклад Александра Сапожникова, кто бы что не говорил. Возможно, при новом руководителе администрации города мы увидим, изменится ли что-то в структуре администрации, заместителях или других чиновниках. Но глобальных изменений не будет. Есть Устав Читы, федеральные законы и законы края. Все вопросы местного значения и полномочия руководителя администрации перечислены, и их перечень чётко ограничен.
Машуков. Затянувшееся назначение и уголовное дело
Почти сразу после заявления Сапожникова – буквально на следующий день – губернатор Забайкальского края Александр Осипов внёс в гордуму Читы предложение назначить исполняющим обязанности руководителя администрации города главу Читинского района Виктора Машукова.
Управленческий стаж в Читинском районе у него не такой большой - главой района стал летом 2021 года, но уже успел поработать в наводнение лета 2022-го. Быть может, поэтому выбор пал на него.
— У Виктора Машукова хорошая биография, можно сказать, классическая, - считает Роман Амплеев. - Он и на железной дороге достаточно много отработал, и на руководящих должностях. Прошёл в своё время через выборы и отработал полный срок на должности главы крупного и непростого Борзинского района. По моему впечатлению он был крепким главой района. И характера у него хватает для решения самых разных задач. Особых минусов я за ним не наблюдаю.
Спешка в попытке передать полномочия Сапожникова ни к чему не привела. Его проводили сначала в военную часть на обучение, потом к местам боевых действий - всё это время в городе ничего не менялось. И если в первую неделю после его отставки показалось удивительным, что еженедельную планёрку по понедельникам ведёт не Машуков, а замещавший Сапожникова до его отставки Андрей Гренишин, то во второй, третий и последующие понедельники ажиотаж стих. Машукова как будто уже не ждали.
На время до назначения нового и.о. исполняющим обязанности руководителя администрации города и стал Андрей Гренишин.
Андрей Гренишин, и.о. руководителя администрации Читы
фото: пресс-служба администрации Читы
В декабре Следственное управление Следственного комитета России сообщило, что в отношении главы администрации Читинского района Виктора Машукова возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Его обвиняют в бездействии с проблемой бездомных собак - его район гремел с нею давно, но особенно резонансным вопрос стал в январе 2022 года, когда собаки в селе Домна Читинского района разорвали семилетнюю дочку лётчика и учительницы, которая возвращалась из музыкальной школы. Правда, после выяснилось, что псы были не бездомными, а домашними. Виновной после гибели ребёнка признали пенсионерку-хозяйку животных.
Сразу после возбуждения уголовного дела Виктор Машуков заявил, что о его деталях не знает, что же касается ЧП с погибшей девочкой, то есть решение суда, есть и виновный. После выдержанной в пару недель паузы он снял свою кандидатуру, отказавшись претендовать на пост сити-менеджера Читы и оставшись руководить Читинским районом. Объяснил это тем, что в районе есть незавершённые дела, бросать которые он не хочет.
– Да, пока не назначен конкурс, но на системе управления городом это никак не сказалось, – комментируя возникшую в смене руководителей краевого центра брешь, заявил Амплеев. – Если бы СМИ не сообщили, что Александр Сапожников ушёл добровольцем на СВО, то большинство горожан об этом и не знали бы. Поэтому и переживать не стоит. Будет и конкурс, и претенденты и, в конце концов, город получат нового руководителя администрации. И за рамки своих полномочий он не выйдет. Пока нет ни одного человека, кто бы прямо сказал: «Я буду участвовать в конкурсе, я лучший претендент». Появилась Валентина Дымченко, но и она, как говорится, ходит вокруг да около. Хотя, она сейчас своими выступлениями обращает внимание на отсутствие руководителя администрации. Но так как назначают сити-менеджера – хотя нет такой должности в уставе – депутаты городской думы, то читинцев не сильно волнует, кто займёт эту должность. Они ведь этого человека не выбирают и он от мнения горожан тоже не зависит.
Глава города - председатель гордумы Читы Евгений Ярилов на вопрос о том, насколько повлияла отставка руководителя администрации Читы Александра Сапожникова на систему управления в городе, ответил пространно:
– В самом вопросе находится часть ответа. Система, как нам расшифровывает словарь, – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Руководитель администрации – это значимая, но все же только часть системы. Если система выстроена и эффективно работает, то временное отсутствие руководителя системы не влияет на эффективность работы всей системы.
Евгений Ярилов, глава города - председатель Думы городского округа «Город Чита»
фото: пресс-служба Думы городского округа «Город Чита»
Он отметил, что муниципальная система управления Читы выстраивалась более 30 лет, и, не смотря на отдельные недостатки, продолжает выполнять все возложенные на нее горожанами задачи.
С тактическими задачами в соответствии с оперативными и среднесрочными планами справляются руководители функциональных и территориальных органов администрации города. Но это не говорит о том, что система может и должна долго работать без руководителя. Ведь на него возлагается основная задача – стратегическое управление системой.
Евгений Ярилов подчеркнул также, что в городе и Забайкальском крае в целом «резерв для замещения руководящих кадров» есть, однако имена конкретных претендентов называть не стал.
– Нужно понимать, что в соответствии с законом при условии соблюдения соответствующих требований участвовать в конкурсе может любой гражданин РФ, не только кандидаты из списка резерва. Победит в конкурсе сильнейший кандидат.
По словам Ярилова, лучшим руководителем администрации города станет человек, знающий правила муниципального управления и уже имеющий в этом какие-то результаты и победы.
– А еще, это добавляю от себя лично, это должен быть человек, знающий и любящий наш город, искренне желающий сделать его лучше; не боящийся жить открыто и на виду у всех, когда даже личная жизнь является достоянием гласности в режиме 24/7; готовый не замыкаться в себе от постоянной критики в свой адрес, даже если она не заслуженная; относится с пониманием к проблемам граждан как к своим личным, – заявил Евгений Ярилов.
Кто после Сапожникова?
После провалившейся попытки назначить сити-менеджером города Виктора Машукова неизвестный создал в Сети петицию, призывающую к тому, чтобы этот пост заняла общественница Валентина Дымченко, известная проектом благоустройства города времён губернатора Константина Ильковского.
На одном из комитетов гордумы решили, что в качестве претендента предложат кандидатуру исполняющего обязанности руководителя администрации Читы и бывшего первого заместителя Сапожникова Андрея Гренишина. Его и утвердили в должности и.о.
С момента отставки сити-менеджера пошёл третий месяц. Пресс-служба гордумы Читы сообщила, что «сроки нормативно-правовыми актами не установлены», при этом уточнив: конкурс проведут в первой половине 2023 года, и необходимые для этого документы уже начали готовить.
Предновогодние хлопоты закрутили мир, но этот вихрь как будто не коснулся одного из старейших золотодобывающих поселений Забайкальского края и всего Дальнего Востока – посёлка Вершино-Дарасунский в Тунгокоченском районе с населением порядка 5000 человек. Здесь тревожно. В первой половине года собственник золоторудного месторождения, после открытия которого и возник населённый пункт, заявил о сокращениях на предприятии, а чуть позже – о консервации шахт с последующим затоплением части из них. В конце ноября-декабре ситуация накалилась настолько, что группа активистов из местных жителей не раз заявляла о возможности акции протеста – на конец декабря наметили голодовку. К такому способу протеста здесь уже прибегали – в 2017 году, из-за хронических невыплат заработной платы. Сейчас «пороховая бочка» может взорваться в любой момент.
В истории с Вершино-Дарасунским есть три основных действующих силы: предприятие–собственник Highland Gold, которое заявляет о законности своего права затопить шахты, жители, которые зависят уже не столько от существования предприятия – хотя и от этого тоже – сколько от незатопленных шахт, откуда можно выносить золото. Третья сила — это администрации посёлка и района, которые с одной стороны должны ратовать за соблюдение закона, а он, насколько можно судить, на стороне собственника, а с другой – защищать интересы местных жителей, большинство из которых уверены – если шахты затопят Вершино-Дарасунский, скорее всего, перестанет существовать.
Почему жители восстали против затопления шахт?
Машина чужаков, приближающаяся к Вершино-Дарасунскому, заметна больше, чем огромный прыщ на идеально чистом лице – о её приближении в посёлке и на его подступах будут знать ещё до того, как автомобиль подъедет к первым брошенным зданиям фабрики. Здесь, между пустыми разрушающимися исполинами высотой в несколько этажей, с пустыми тёмными проёмами вместо окон и дверей, есть входы в шахту, куда ежедневно за золотом идут десятки местных жителей, каждый раз подвергая жизнь смертельной опасности – своды шахты могут обрушиться в любой момент.
С раннего детства в посёлке учатся добывать золото. И взрослые, и дети идут вглубь земли, часами роют там породу в поисках золотоносных жил, перемывают тонны песка, чтобы по крупицам после сдать добытый драгоценный песок перекупщикам. В Вершино-Дарасунском, помимо официального, есть теневое устройство жизни, которое здесь и является реальной властью.
Люди идут в шахты даже под угрозой увечий и смерти, потому что другого заработка здесь нет. Поэтому весь посёлок против его затопления. Впрочем, активисты называют и ещё одну причину: вода, поданная в шахты, со временем размоет почву, и посёлок либо его часть могут уйти под землю, а это риски для жизней всех тех, кто может вместе с домами и участками ухнуть в полости под землёй.
Как появился Вершино-Дарасунский? Коротко про историю
В 1865 году в пади Узур-Малахай нашли месторождение россыпного золота, запасы которого в первые десятилетия его разработки не были точно определены. Было понятно лишь одно: месторождение крупное, золота здесь много.
Мыли драгоценный песок на прудах неподалёку. Постепенно в эти места стали съезжаться те, кому предстояло осваивать огромные залежи. Полноценно разрабатывать месторождение начали в 1911 году, а в 1927–м оно, уже ставшее основой рудника «Дарасунский», вошло в «Востокзолото».
В годы после распада Союза предприятия тут менялись. С 1999 по 2002 годы на руднике работала компания «Талатуй–Чита», после этого разработкой копей Вершины Дарасуна стало заниматься предприятие Highland Gold Mining Ltd.
7 сентября 2006 года в 14:15 местного времени на шахте Центральная Дарасунского рудника произошла трагедия, потрясшая всю страну. В стволе шахты из-за нарушений техники безопасности во время сварочных работ начался пожар. В тот момент под землёй находились 64 рабочих. Операцию по их спасению возглавил занимавший тогда пост министра МЧС страны Сергей Шойгу.
Погибли 25 человек, в их числе четыре женщины, а 36 получили ожоги и отравления дымом.
В мае 2017 года 81 шахтёр, работавший на шахте Юго-Западная, отказался подниматься на поверхность. Люди требовали погасить долги по зарплате и восстановить прежний коэффициент трудового участия, который тогда руководство предприятия снизило с 1 до 0,3. Говорить с бастовавшими шахтёрами выезжали полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло (в то время Забайкальский край был в составе СФО) и губернатор региона Наталья Жданова.
В сентябре этого же года Forbes сообщил о том, что владелец предприятия Константин Струков, а, точнее, его компания «Южуралзолото» продала «Дарасунский рудник» за 1 миллион долларов компании «Урюмкан», от которой, в свою очередь, он перешёл к Highland Gold, которая летом 2022 года объявила о сокращении части сотрудников, а потом – о планах по консервации шахт Центральная и Юго–Западная.
В 2019 Вершино-Дарасунский попал в список 11 самых проблемных российских моногородов по версии Минэкономразвития.
Почему именно затапливать?
Комментируя решение о консервации, в компании Highland Gold отметили, что подземная добыча на Дарасунском месторождении идёт почти 100 лет, и в последние годы промышленная отработка велась на двух участках шахт Юго–Западная и Центральная на горизонтах 500–600 метров.
«Летом 2022 года работы на этих участках были приостановлены, а позже прекращены, – говорится в ответе компании на запрос EastRussia. – Проект консервации затрагивает как эти шахты, так и выработки, пройденные ранее в советские годы. Во всех этих выработках запасы промышленным способом отработаны, золото есть только в охранных целиках, которые, согласно технологическим требованиям, предприятие обязано оставлять для поддержания устойчивости горного массива».
После решения о консервации подземных участков компания Highland Gold на руднике переориентировалась на открытые горные работы в карьере Талатуй в 12 километрах от посёлка Вершино-Дарасунский.
«Запасы Дарасунского месторождения, действительно, не изменили свой статус и относятся к экономически обоснованным. При этом указанные запасы поставлены на баланс в 1976 году, после этого их переоценка не велась, а месторождение все эти почти 50 лет продолжали отрабатывать – причем и промышленным способом (недропользователи), и нелегально (так называемые черные копатели). Поэтому на данном этапе компания готовит для государственной экспертизы материалы по технико-экономическому обоснованию постоянных разведочных кондиций с целью переоценки балансовых запасов Дарасунского месторождения. Проведение данных работ в период консервации закреплено протоколом Федерального агентства по недропользованию (Роснедра). Это никак не влияет на обоснование и ход проекта консервации, но позволяет увидеть реальную картину по актуальным запасам на глубоких и поверхностных горизонтах», – сообщает пресс-служба Highland Gold в ответе на запрос издания.
Запасы, по данным собственника, на месторождении есть, и лицензию на его отработку продлили до 2039 года, также есть техническое решение подойти к запасам действующей лицензии по новым выработкам. Для этого, по данным пресс-службы компании, требуется дополнительное время, чтобы дополнительно изучить месторождение и согласовать проектную документацию.
О том, планируется ли после консервации месторождение разрабатывать, представитель Highland Gold говорит осторожно: «Решение о консервации не исключает возможности дальнейшей разработки месторождения. Компания проводила мероприятия по восстановлению ствола шахты Центральная и подземной инфраструктуры рудника, однако обеспечить рентабельную работу при текущей конъюнктуре рынка и безопасность добычи при текущем состоянии шахты не представляется возможным – это и стало главными причинами консервации».
Здесь подчёркивают, что на участках, которые планируется законсервировать, стало опасно не только работать, но и просто находиться – слишком велик риск обвалов.
Первый этап – сухая консервация – уже начался, его предполагается закончить не позднее 2024 года.
«Водоотливы, насосы, системы технического обслуживания горных выработок в необходимых местах откачки воды продолжают функционировать. На данном этапе всё насосное оборудование работает в штатном режиме, уровень грунтовых вод мониторится и поддерживается на соответствующих отметках», – добавили в пресс-службе компании.
Вторым этапом должна стать мокрая консервация, то есть затопление шахт, но решение о ней примут только в случае положительных заключений независимых научно–исследовательских институтов, учитывающих устойчивость горных пород и возможные риски на участках, где предприятие вело подземную добычу.
«Мы планируем привлечь несколько организаций для всесторонней оценки возможных последствий мокрой консервации. Даже в случае принятия положительного решения после получения результатов исследований компания будет проводить дополнительный мониторинг за земной поверхностью – планируется установка более 70 мониторинговых станций, контролирующих уровень воды в горных выработках, состояние горного массива, земной поверхности и так далее. Ход мокрой консервации будет полностью прогнозируемым и управляемым», – пояснили в компании.
Здесь уточнили, что решение о затоплении шахт могло быть уже принято, потому что необходимый для этого документ уже есть – это проект консервации, согласованный протоколом Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (ЦКР) Федерального агентства по недропользованию (Роснедра). Научно–исследовательские изыскания в пресс–службе назвали лишь рекомендацией Роснедр, которой предприятие решило следовать, чтобы исключить все возможные риски.
«Ход мероприятий в процессе консервации контролируется надзорными органами, в том числе Ростехнадзором. Мы действуем в строгом соответствии с законодательством, получения других разрешений, помимо протокола ЦКР Роснедра, не требуется. Мы уже неоднократно проводили встречи с инициативной группой [жителей Вершино-Дарасунского], подробно объясняли причины консервации, её безопасности для дальнейшего существования посёлка. Рассказывали о наших планах по развитию Вершино-Дарасунского, социальных инвестициях, предоставлении рабочих мест для попавших под сокращение сотрудников как в Забайкалье, так и в других регионах, возможностях по переобучению за счет компании, – отметили в компании. – Для тех, кто принял приглашение о переводе с подземных горных работ на открытые, мы сохранили высокий уровень заработной платы. В целом, уровень зарплат, которые предлагает “Дарасунский рудник”, втрое превышает среднюю заработную плату по Забайкалью. Однако наши доводы услышаны не были – на последней встрече в декабре представители инициативной группы заявили, что не видят дальнейшего смысла в диалоге с предприятием. У нас есть основания полагать, что одна из главных целей нынешней активности группы местных жителей – недопущение мокрой консервации для сохранения доступа в шахты и продолжения ведения незаконной золотодобычи».
Сокращения и провалившиеся огороды в 2022–м
При этом местные жители категорически отвергают версию того, что они защищают нелегальных золотодобытчиков. Нелегалы, соглашается Ксения Чеберяк, живущая в Вершино-Дарасунском уже много лет, есть, но это точно не основная часть жителей. Волнуются и говорят об акциях протеста здесь совсем по другим причинам.
«Они (руководство «Дарасунского рудника» – авт.) говорят, что мы боремся едва ли не для того, чтобы [к шахтам] был доступ чёрным копателям. Это далеко не так. У нас там работают, может быть, десятки людей, но никак не большинство, – утверждает Ксения Чеберяк. – Я понимаю, что Дарасунскому руднику выгодно представить население ворами, какими–то такими неблагополучными людьми. Им это на руку, поэтому в СМИ они стараются эту тему преподнести, но забывают о том, что рудник – единственный крупный налогоплательщик в районе и градообразующее предприятие. Поэтому [с затоплением] здесь население конкретно не согласно».
Работать в Вершино-Дарасунском, говорит она, кроме как на руднике практически негде, разве что в соцобъектах: детсадах, больнице, школе, – да у предпринимателей в магазинах, которых здесь не много.
«Больше никакого производства здесь нет, и быть его не может, потому что мы не можем выращивать пшеницу, добывать энергоносители и что–то другое делать, потому что у нас здесь такие климатические условия»,– заявляет местная жительница, тут же ещё раз назвав враньём слухи о повальности нелегальной добычи жителями золота в шахтах.
На прошлой неделе жители посёлка встретились с приехавшими в Вершино-Дарасунский для решения вопроса с шахтами представителями администрации губернатора Забайкальского края, замминистра минприроды и представителями компании–собственника рудника.
«Каждый остался при своём после неё. Мы говорим о том, что этого делать категорически нельзя, они говорят, что это консервация. Мы понимаем, что это не консервация – это уничтожение. Никто не будет эти шахты потом откачивать, если их сейчас затопить. У нас такое же месторождение Теремкинское, которое в своё время также утопили, и по сию пору его никто не расконсервирован. Не могу сказать, какая там была консервация: временная или постоянная, но факт остаётся фактом: оно затоплено. Тогда не было такого ажиотажа, потому что эта шахта с остальными не соединяется и находится за посёлком, тогда были другие шахты – работа была. Повозмущались немножко, но не так», – говорит Чеберяк.
По словам нашей собеседницы, у жителей Вершино-Дарасунского есть ещё два огромных страха перед затоплением шахт: заражение питьевой воды и провалы почвы.
«Рудник говорит, что все провалы в почве, которые уже есть – результат действий чёрных копателей, но у них [этому] нет подтверждающих документов. А провалов очень много. У нас практически нет ни одной улицы, на которой не было бы провалов, они образуются постоянно. Они достаточно большие. Когда появляется провал, его начинают засыпать камнями. В некоторые высыпали по 6 машин. Вот и представьте, – объясняет Ксения. – У меня в своё время провалился огород. Туда сыпали–сыпали, и засыпать не могли. В конце концов туда кинули вагон – есть такие небольшие вагончики, которые руду перевозят, – он встал где–то поперёк, и сверху засыпали камнями. Потом пошли дожди, стенки у обвала подмыло, вагон рухнул дальше вниз, и опять всё это ушло, снова засыпали. Буквально летом провалилось у людей пол–огорода. Везёт, что никого в такие моменты так не оказывается.
По счастливой случайности у нас ещё не провалился ни один дом и не пострадал ни один человек. Это счастье великое.
Тут живут горняки не в одном поколении, и люди боятся этого. Все понимают, чем это грозит».
Местные горняки утверждают, что при затоплении шахт вода в них станет ядовитой и может смешаться с питьевой водой из двух водозаборов, которыми они пользуются.
«То есть мы можем остаться без питьевой воды, хотя рудник говорит о том, что этого не будет», – объясняет Ксения Чеберяк.
С её слов, представители компании Highland Gold уже уверенно говорят, что затопления не избежать. Возможно, одной из основ этой уверенности стало количество уже сокращённых работников.
«На последнем заседании нам озвучили цифру в 140 сокращённых. Но это как: люди же ещё увольняются сами, кто–то, может быть, напугался и, пока есть возможность уехать, уехал. У нас идёт большой отток населения, стало много продаваться много жилья, никогда столько не продавалось», – утверждает она.
Продать 2–3–комнатную квартиру в Вершино–Дарасунском сейчас можно примерно за 1,3–1,5 миллиона рублей, и это для местных жителей неплохие деньги. Вот только купить жильё на эту сумму в Чите практически невозможно. Даже однокомнатную квартиру. Поэтому кто–то ещё надеется, что шахты не будут топить, а кто–то уже уехал или планирует ехать в другие сёла или даже регионы, где жизнь стабильнее и дешевле. Проблема в том, что их на карте России ещё нужно найти.
«Мы написали обращение в Генеральную прокуратуру, его спустили в забайкальскую краевую прокуратуру, оттуда – в районную, районная прокуратура провела проверку, и нам пришёл ответ: “В действиях “Дарасунского рудника” нарушения федерального законодательства при согласовании и планировании мероприятий по консервации горных выработок не установлено, в связи с чем оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усмотрено».
Получив этот ответ, мы снова написали обращение в Генеральную прокуратуру, где указали на то, чтобы прокуроры опросили людей, которые работали на руднике и могут озвучить какие–то факты. Мы понимаем, что проверка была проведена только документально, а сейчас мы просим, чтобы создали компетентную комиссию и уже вместе с работниками вопрос изучили», – Ксения Чеберяк делает упор на последнее слово.
Пока есть надежда на выводы прокурорской проверки, акции протеста стихли, но про голодовку местные жители не забыли. Она как будто всё–таки планируется на январь – время после праздников, когда вопрос, по всей видимости, может встать ребром. Время, когда настанет момент проверять, сбываются ли желания, загаданные под бой курантов. Особенно если загадывать их всем посёлком.
На III Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске представители бизнеса и власти во время сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений» обсудили перспективы развития этой территории, заострив внимание на сроках создания погранперехода и транспортной инфраструктуры, а также на нерешённых вопросах с защитой острова от наводнений и остром дефиците туристических мощностей, который появится с ростом турпотока с китайской стороны.
Развитие острова Большой Уссурийский имеет свою долгую историю с большими ожиданиями и не увенчавшимися успехами. Однако события последних пяти лет ускорили интеграционные процессы России на Востоке, развитие о. Большой Уссурийский получило «новую жизнь».
В мае 2024 года, в ходе визита Президента РФ Владимира Путина в КНР, подписана единая концепция развития острова (документ не обнародован, сведения, содержащиеся в нём, имеют характер ограничительного распространения). Во время IX Восточного экономического форума Президент поставил задачу – запустить совместный с КНР проект в 2025 году. Однако, несмотря на высокий уровень контроля со стороны государства, а также международный характер, сохраняется неясность с развитием ключевых отраслей и сроками готовности запланированных проектов.
Для лучшего понимания вопроса и важности протекающих социальных, экономических и политических вопросов, необходимо обратиться к исторической справке, отражающей политический курс нашего государства «Поворот на Восток» и конкретные инициативы связанные с реализацией принципа «Один остров – две страны».
Историческая справка:
В 1860 году по итогам подписания между Российской и Цинской империями «Пекинского договора» установлена восточная граница между Россией и Китаем. В 1920-1930-е годы Большой Уссурийский вместе с соседним островом Тарабаровым и окружающими их мелкими островами использовали для защиты Дальневосточных рубежей СССР от расширяющегося в Маньчжурии военного присутствия милитаристской Японии.
4 октября 2008 года по окончании демаркации российско-китайской границы часть острова Большого Уссурийского был официально передан Китаю. Обе стороны полностью урегулировали все пограничные вопросы и перешли к двухстороннему сотрудничеству по развитию острова.
Концепции развития о. Большой Уссурийский
Первый проект развития о. Большой Уссурийский разработан в 2006 Санкт-Петербургским институтом урбанистики. Ключевые проекты этого плана: строительство транзитной автомобильной и железной дорог с западной стороны (через Большой Уссурийский остров). Сам остров предлагалось застроить одноэтажными зданиями (создать коттеджный поселок премиум сегмента), а также организовать зону объектов свободной торговли и высокотехнологичного производства.
В 2010 году Правительство Хабаровского края опубликовало Концепцию проекта «Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)». Новый документ предусматривал комплексный подход с проведением финансовой аналитики и детализации проектов. Концепция основывалась на 3 этапах: создание деловой, рекреационной и жилой зоны. Ключевыми проектами плана являлись: конноспортивный клуб, парк аттракционов с возрастными зонами, этнографические и национальные деревни, гостиничный комплекс, торгово-развлекательный и культурный центр, логистический центр, бизнес–центр, Восточноазиатский центр делового сотрудничества.
Китайская часть острова и близлежащие к нему территории постепенно развивались, реализуя туристические и экологические проекты. К 2013 г. был построен туристический комплекс «Восточный полюс Китая» знаменующий тот факт, что остров считается самой восточной точкой КНР. В комплекс вошли «Площадь Солнца», гостиница, «этнографическая деревня», в которую специально переселили несколько нанайских семей. В 2017 году на китайской части Большого Уссурийского создан Хэйлунцзянский национальный природный заповедник «Хэйсяцзыдао», который, согласно китайским источникам, посетило уже свыше 6 млн. туристов.
На III Всероссийском туристическом форуме в Хабаровске представители бизнеса и власти во время сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений» обсудили перспективы развития этой территории.
И.о. министра экономического развития Хабаровского края Валентина Филоненко отметила:
«В прошлом году в Шанхае, в ходе заседания рабочей российско-китайской группы были утверждены координаты размещения пунктов пропуска на российской и китайской стороне.
Что касается Российской части острова, с точки зрения государственных инвестиций работа разбита на три блока: 1) непосредственно строительство подъездной автодороги к пункту пропуска от моста через амурскую протоку 2) строительство инфраструктуры включающее в себя создание насыпной площадки и проектирование пункта пропуска 3) возведение непосредственно самого пункта пропуска».
В первую очередь государственная повестка рассматривает открытие пункта пропуска и создание транспортной инфраструктуры, а затем уже развитие рекреационной составляющей острова. При этом Валентина Филоненко опровергла информацию о поступлении 500 миллионов рублей на строительство подъездной дороги к пункту пропуска — ранее информация о первом транше публиковалась в СМИ. Она уточнила: «Выделение денежных средств на строительство пункта пропуска заложено в национальный проект "Транспорт" на период 2025-2030 года. С учётом бюрократических издержек, физическое строительство первого этапа (дороги) запланировано на апрель-май 2025 года».
В дальнейшем, информация по строительству дороги уточнилась в ходе совещания губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина с главой с Роставтодора Романом Новиковым в г. Москве. В ходе совещания стало известно, что проект подъездной дороги в 4,15 км уже прошёл госэкспертизу, а строительство будет осуществлять федеральное дорожное агентство Росавтодор. По предварительным оценкам, грузооборот через пункт пропуска оценивается в 1,3 млн. тонн, а турпоток – от 1,5 до 2 млн человек в год. При этом по оценкам экспертов, пропускная способность моста, связывающего Большой Уссурийский с материковой частью РФ, составит до 500 автотранспортных средств в сутки.
«Мы понимаем, что часть груза, скорее всего, будет идти в транзит, но часть будет оставаться в Хабаровском крае, в самом Хабаровске, — указал Максим Кузема, председатель ассоциации «Национальная Ассоциация Грузоперевозчиков», — и этот груз нужно будет обрабатывать. Поэтому на сегодняшний момент уже сейчас нужно подумать о том, чтобы распределить грамотно транспортные потоки по Хабаровску, по краю, и подготовить складскую, транспортную инфраструктуру, чтобы этот груз у нас здесь не устроил коллапс».
О развитии инфраструктуры на территории о. Большой Уссурийский, а также экономических проектах рассказал и.о. директора «КРДВ Хабаровск» Иван Середин:
«В этом году, в ходе прибытия в Хабаровский край министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, состоялось совещание с заинтересованными лицами. На повестке совещания, были выдвинуты задачи по разработке мастер-плана развития о. Большой Уссурийский, создание ТОР на территории острова. Разработку мастер-план осуществит консалтинговая компания “Стрелка”. Планируется, что в 2025 году он будет выведен на утверждение. Документ предусматривает создание парка дружбы, строительство логистического центра, зоны конгрессно-выставочной деятельности, а также зоны дьюти-фри.
Что же касается создания ТОР на острове, мы уже вышли на этап согласования проекта с Правительством РФ. Скорее всего, под ТОР подпадет не только территория о. Большой Уссурийский, но и прилегающие к нему территории»
С учётом имеющихся намерений и предложенных инициатив, без ответа остаются критично важные вопросы.
Во-первых, соотношение реальных сроков открытия пункта пропуска с нашей и китайской стороны. Что касается российской части острова, то на текущий момент известно, что проект Минтранса РФ предусматривает ввод в эксплуатацию погранперехода в 2029 году. В свою очередь, Президентом РФ стоит задача открыть пункт пропуска к 2026-2027 году. В свою очередь, китайская сторона заявляет, что на их территории пункт пропуска появится в 2026 году и физически они уже приступают к его строительству в апреле-мае 2025 года. При этом в интервью EastRussia министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков обозначил, что погранпереход должен заработать в 2026 году.
Во-вторых, сохраняется неопределённость в части создание условий для участия бизнеса в развитии острова, с учётом его возможных подтоплений. На сегодняшний день на территории острова Большой Уссурийский неподтопляемыми считаются территория бывшего военного городка и часть сельскохозяйственной территории. Ранее рассматривался вопрос о строительстве дамбы, однако из-за высокой стоимости от проекта отказались. Председатель межрегионального отделения объединения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось отметил:
«Если не фантазировать сейчас, что мы за три года решим вопрос с подъёмом уровня основной территории острова или с гидрозащитой, исключающей её подтопление, то, наверное, самое логичное решение — это вынос основных логистических мощностей на территорию коренного берега, то есть на “материковую” часть». Пока что, в проекте развития острова планируется обеспечить защиту от подтоплений только территорию пограничного пункта пропуска.
В-третьих, спикеры отметили неготовность инфраструктуры Хабаровского края к существенному увеличению товарного и туристического потоков, прогнозируемых с запуском погранперехода. Вопрос требует глубокого анализа, ведь речь идёт не только о создании логистических центров и обеспечении номерного фонда, но и подготовке кадров во всех отраслях.
Важный аспект, на котором заострили внимание участники сессии — соотношение грузового потока через остров, с позицией КНР по использованию китайской части острова в качестве заповедника с фокусом на экологическом туризме. С учётом перехода политики КНР к восстановлению экологии на территории страны, насколько будет готов Китай к загрузке нового пункта пропуска грузовыми и товарными потоками.
«Территория китайской части острова развивается как парк водно-болотистых угодий, потому что они помогают сохранять самое большое разнообразие пернатых. Чтобы сохранить эту экосреду власти КНР делают упор на безуглеродное, максимально щадящее для природы освоение острова», — отметила Валентина Филоненко.
В целом же современный подход государственных органов и бизнес среды к развитию острова сохранил многие элементы предыдущих планов и проектов. С учётом важности реализации данного проекта, а также его контроля на высоком уровне и межгосударственного характера, с уверенностью можно говорить, что Большой Уссурийский наконец-то получит свое долгожданное развитие.
Дефицит провозных мощностей Восточного региона предполагается устранять за счет технологических решений. При этом из-за дисбаланса экспортных и импортных потоков вновь возникает проблема поставок контейнеров по железной дороге. На фоне роста экспорта в восточном направлении и его сохраняющейся рентабельности увеличивается количество проектов, которые предполагается реализовать в сфере создания приграничной логистической инфраструктуры и развития портовых мощностей.
Железнодорожные перевозки
В сфере железнодорожных перевозок на Восточном полигоне «РЖД» сохраняются проблемы с пропускной способностью. Осенью логистические компании выразили обеспокоенность растущим дефицитом вагонов и порожних фитинговых платформ под погрузку контейнеров для доставки грузов с Дальнего Востока. Они указывают, что дефицит подвижного состава увеличивает тарифы на доставку и сроки ожидания отгрузки импортных контейнеров по железной дороге из дальневосточных портов и железнодорожных пограничных переходов. В частности, на пограничном переходе «Забайкальск – Маньчжурия» отправка поездов в центральную часть РФ регулярно переносится на две-три недели.
На фоне дефицита подвижного состава на железнодорожной сети Восточного полигона операторы и перевозчики заранее бронируют больше мест, тем самым ухудшая ситуацию. Хотя в «РЖД» причиной дефицита называют дисбаланс экспортных и импортных потоков (поставка на Дальний Восток порожних платформ запрещена), существенным фактором является нехватка провозных мощностей на Восточном полигоне.
В «РЖД» предлагают решать проблему, используя для вывоза контейнеров освобождающиеся из-под угля полувагоны, прибывающие на Дальний Восток с насыпными грузами (включая уголь). Отправка в полувагонах стимулируется скидкой в 20,7%. Ежедневно в дальневосточных портах после выгрузки угля освобождается более 2,5 тыс. полувагонов, которые можно использовать для перевозки контейнеров. В целом в январе-августе с Дальнего Востока было отправлено 229,8 тыс. TEU в более чем 114 тыс. полувагонов, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом 12 сентября достигнут новый рекорд суточной погрузки контейнеров в полувагоны на станциях и терминалах Дальнего Востока – 2348 TEU. Более всего было погружено на станциях Находка-Восточная, Угловая, Уссурийск, Владивосток, Артём-Приморский и Мыс Астафьева.
Из-за переполнения импортными контейнерами дальневосточных портов в Минтрансе рассматривают вариант снижения загрузки портов до 90% путем нормативного закрепления показателя максимальной загруженности. При этом полный запрет судозаходов в порт при высокой загруженности терминалов является трудновыполнимым, поскольку несет финансовые потери для оператора терминала, для федерального и регионального бюджетов, принимающих портовые сборы[1]. Осенью 2022 г. в схожей ситуации на Дальний Восток были назначены три дополнительных контейнерных поезда в сутки. Глава Минтранса Р.Старовойт на ВЭФ допустил возобновление данной меры.
При этом дополнительные поезда могут быть назначены только за счет поездов с углем, что в текущих условиях, когда рентабельным для угольного экспорта остается только восточное направление, является проблематичным[2]. Среднесуточный уровень вывоза контейнеров из портов Дальнего Востока в сентябре по состоянию на середину месяца составлял 3690 TEU, что на 6,5% выше, чем в 2023 г. В 2022 г. на пике в декабре среднесуточный вывоз достигал 4320 тыс. TEU.
При этом ОАО «РЖД» в текущем году не сможет выполнить план по перевозкам на Восточном полигоне (162,5 млн тонн) – будет перевезено только 156 млн тонн[3]. Номинальная провозная способность на Восточном полигоне по итогам 2024 г. должна достичь 180 млн тонн. Отставание фактической погрузки от номинальных провозных способностей отмечалось ранее – в 2023 г. перевезены 150,5 млн тонн при номинальной величине 173 млн тонн, в 2022 г. перевезены 148,8 млн тонн при номинальной величине 158 млн тонн.
Погранпереходы и приграничные логистические мощности
Тем не менее в текущем году растет погрузка через погранпереходы, не относящиеся к Дальневосточной железной дороге. За январь-июль погрузка через железнодорожный пункт пропуска Забайкальск в Забайкальском крае (граница с КНР) выросла на 11,5%, до 11,9 млн тонн, через железнодорожный пункт пропуска Наушки в Бурятии (граница с Монголией) в первом полугодии проследовало 4,3 млн тонн грузов, что больше на 11,4%, чем годом ранее. Рост перевозки достигается за счет технологических мер, позволяющих нарастить объемы без строительных работ: в частности, в текущем году на 16% увеличено количество тяжеловесных поездов, в 2,3 раза выросло количество поездов по технологии виртуальной сцепки[4] и на 15% увеличена концентрация инновационных вагонов, что в совокупности обеспечивает прирост провозной способности на 4 млн тонн.
В сфере развития аэропортовой инфраструктуры расширяется пропускная способность наиболее крупных аэропортов региона. Строительная готовность нового терминала международных авиалиний аэропорта Хабаровска к концу мая превысила 80%. Генеральным подрядчиком является турецкая ГК «ЛМС». Строительство планируется завершить в четвертом квартале текущего года. Ввод нового терминала в эксплуатацию намечен на первый квартал 2025 г. Старое здание международного аэровокзала аэропорта Хабаровска (построенное в 1993 г.) останется авиационным объектом и при необходимости будет использоваться при обслуживании чартерных рейсов.
С вводом нового терминала международных авиалиний аэровокзальный комплекс аэропорта Хабаровска должен стать наиболее крупным на Дальнем Востоке. Его площадь превысит 48 тыс. кв. м, пропускная способность составит 1800 пассажиров в час (пропускная способность старого терминала – только 300 пассажиров в час). Пока самым крупным аэровокзальным комплексом ДФО является введенный в 2023 г. аэровокзал Южно-Сахалинска, площадь которого составляет 47,5 тыс. кв. м (пропускная способность – 1,6 тыс. человек в час).
Общий объем инвестиций в строительство нового терминала хабаровского аэропорта составит 6,1 млрд рублей. В том числе 3,1 млрд рублей предоставляет ВЭБ.РФ, а 800 млн рублей составляют средства федерального бюджета на техническое оснащение пункта пропуска. В 2023 г. пассажиропоток аэропорта вырос на 17% относительно 2022 г., до 2,3 млн человек.
Также на Дальнем Востоке предполагается увеличивать инвестиции в строительство приграничной инфраструктуры, направленной на увеличение экспорта. Компания ООО «Октет Сервис» (ГК «Регион») рассчитывает построить к 2025 г. в Амурской области (ТОР «Амурская», Ивановский муниципальный округ) сухой порт «Благовещенск» площадью 300 га по перевалке грузов между Россией и КНР, инвестировав более 3,8 млрд рублей. Проект предполагает создание инфраструктуры для перевалки контейнеризированных грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом.
Сухой порт должен связать международный автомобильный мост «Благовещенск – Хэйхэ» с железнодорожной инфраструктурой. Ожидается, что ежегодно комплекс сможет принимать и обрабатывать более 1 млн тонн грузов.
В Еврейской АО на пограничном переходе «Нижнеленинское – Тунцзян» планируется построить железнодорожный перевалочный комплекс «Союз» в целях организации перевозок различного сырья в КНР. На ВЭФ-2024 подписано соглашение об основных условиях стратегического сотрудничества между «Объединенной нефтегазовой корпорацией» А.Пинчевского[5] и китайской корпорацией «Сюань Юань». Объем инвестиций в создание комплекса оценивается в 106 млрд рублей. Проектное финансирование планируется привлечь в китайских финансовых институтах.
К 2030 г. в рамках проекта предполагается возвести терминал для приема, хранения и отпуска стабильного газового конденсата (СГК) мощностью до 3 млн тонн в год, нефтебазу с резервуарами под прием, хранение и отпуск нефтепродуктов объемом до 1 млн тонн в год, резервуарный парк для хранения и отпуска продуктов нефтехимии объемом до 0,7 млн тонн в год, газонаполнительный комплекс для СУГ (в размере 1 млн тонн) и пентан-гексановой фракции (до 0,3 млн тонн в год), контейнерный терминал с площадками открытого хранения мощностью 2 млн тонн в год, а также складские площади для хранения импортных грузов общим объемом 2 млн тонн в год.
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), компания «Дальневосточные технологии»[6] и администрация Лесозаводского городского округа Приморского края на полях ВЭФ подписали соглашение о реализации проекта по созданию логистического комплекса с объемом вложений 2,4 млрд рублей. Он будет включать железнодорожный таможенно-логистический терминал с двумя железнодорожными тупиками протяженностью 360 м и 270 м, универсальную погрузочно-разгрузочную зону площадью 2,3 га, газоналивную площадку и контейнерный терминал с выделенной постоянной зоной таможенного контроля, а также терминал для легкового и грузового автотранспорта.
Ближайший к Лесозаводску пограничный переход (автомобильный) находится в поселке Марково (в 9 км от Лесозаводска). В настоящее время погранпереход реконструируется, предполагалось, что он начнет функционировать в середине текущего года, но работы еще не завершены. Инвестор при этом не уточняет намерение использовать инфраструктуру «Марково».
«Железные дороги Якутии»[7] (ЖДЯ) летом разработали организационно-правовую модель восстановления железнодорожного участка «Сковородино – Рейново», необходимого для соединения пограничного перехода с КНР «Джалинда – Мохэ» в Амурской области с сетью «РЖД». Участок «Сковородино – Рейново (станция в Джалинде)» протяженностью 68 км законсервирован и на 70% разобран. С китайской стороны требуется строительства порядка 100 км железной дороги для соединения с основной сетью железных дорог страны.
Открытый в 1993 г. и работавший до 2008 г. пограничный переход «Джалинда – Мохэ» на сегодняшний день закрыт (в связи с низким грузопотоком). Предполагается, что после восстановления он будет работать в смешанном режиме – судами в период навигации и автотранспортом во время ледостава. Не исключено также строительство железнодорожного моста через Амур.
Оператор речного порта Джалинда ЗАО «Граница»[8] в июне направило заявку на восстановление работы пункта пропуска в Минтранс. О намерении участвовать в строительстве мостового перехода сообщали «Бамтоннельстрой-Мост» Р.Байсарова и Газпромбанк. В компании «Бамтоннельстрой-Мост» заявляли, что совместно с Минтрансом, Минвостокразвития, правительством Амурской области и ОАО «РЖД» начали проектирование железнодорожного мостового перехода «Джалинда – Мохэ». В компании оценили перспективный экспортный грузопоток из Якутии и Амурской области в 20 млн тонн.
ЖДЯ закладывают в финансовую модель пропускную способность данного участка в 5 млн тонн. В качестве приоритетного груза рассматривается грузопоток из Якутии (уголь компаний «Колмар», «Якутуголь», железорудный концентрат «Мечела», лесные грузы). Предполагается, что создание транспортного коридора от Нижнего Бестяха под Якутском в КНР через пограничный переход «Джалинда – Мохэ» позволит сократить путь следования якутских грузов (на 2 тыс. км), а также время доставки.
Объем капитальных вложений в восстановление участка «Сковородино – Рейново» в ЖДЯ оценивают в 4,18 млрд рублей (без учета НДС), из которых 1,52 млрд рублей потребуется на реконструкцию ветки, 2,66 млрд рублей – на развитие станции «Рейново-Пограничная». Согласно предложенной модели финансирования, власти Якутии должны выделить на проект 2 млрд рублей и часть налога на имущество объектов инфраструктуры ЖДЯ, уплаченного в республиканский бюджет. «РЖД» должны внести в уставный капитал ЖДЯ законсервированный участок.
«РЖД» рассчитывают с 15 декабря текущего года возобновить регулярные пассажирские перевозки из Приморского края в КНР и КНДР, которые были прерваны с началом пандемии. Поезда должны курсировать между Суйфэньхэ (КНР) и Гродеково (Приморский край) и между Хасаном (Приморский край) и Туманганом (КНДР) три раза в неделю. В настоящее время Дальневосточной региональной службой развития пассажирских сообщений разрабатывается график движения на данных направлениях на 2024-25 гг. В разработке также находится маршрут «Владивосток – Хасан – Раджин (КНДР)». В настоящее время через пограничный переход «Гродеково – Суйфэньхэ» осуществляются только грузовые перевозки. Также только для грузовых перевозок функционирует железнодорожное сообщение от станции Хасан до северокорейского порта Раджин.
Перевалка в портах
Грузооборот морских торговых портов Дальнего Востока в январе-августе текущего года составил 596,2 млн тонн, уменьшившись на 3,1% относительно аналогичного периода 2023 г. В том числе на 2,9% сократилась перевалка наливных грузов (до 299,8 млн тонн), а перевалка сухогрузов сократилась на 3,3%, до 296,4 млн тонн. Среди наливных грузов на 0,6% снизилась перевалка сырой нефти (до 181,6 млн тонн), на 9,3% - нефтепродуктов (до 88,1 млн тонн). При этом на 4,5% выросла перевалка сжиженного природного газа (до 23,4 млн тонн) и на 6,3% - пищевых грузов (до 4,2 млн тонн). Среди сухогрузов на 12,4% сократилась перевалка угля (до 128,8 млн тонн), но увеличилась перевалка зерна (на 4,6%, до 50,2 млн тонн) и грузов в контейнерах (на 10,8%, до 36,4 млн тонн). Экспортных грузов перегружено 470,2 млн тонн (снижение на 3%), импортных грузов – 27,8 млн тонн (рост на 7,2%), транзитных – 45,1 млн тонн (рост на 2,4%), каботажных – 43 млн тонн (снижение на 12,6%)
Морские порты Дальнего Востока стали третьими в стране по грузообороту (после портов Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов) по итогам восьми месяцев года – 157,3 млн тонн (сокращение на 2,3%). Лидируют по грузообороту порт Восточный (58,4 млн тонн), Владивосток (25 млн тонн) и Находка (19 млн тонн) в Приморском крае.
В сентябре в рамках СПВ при участии президента В.Путина (по видеосвязи) состоялся ввод мощностей специализированного морского порта «Суходол» (ООО «Морской порт «Суходол») в Приморском крае (Шкотовский муниципальный округ). Таким образом, предприятие формально вышло на проектную мощность первого этапа – номинальные объемы перевалки порта достигли 12 млн тонн грузов в год. В перспективе мощности предполагается увеличить до 25 млн тонн в год. Тем не менее фактически порт пока не обеспечен соответствующей грузовой базой. Объем инвестиций в проект составил 63 млрд рублей. Склад порта позволяет единовременно хранить более 900 тыс. тонн угля.
Банк ВТБ осенью открыл кредитную линию для реализации проекта строительства в морском порту Посьет (Славянка, Приморский край) грузового терминала мощностью 8 млн тонн в год. Заемные средства получит компании АО «Международный морской перегрузочный терминал» (ММПТ)[9]. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 10 млрд рублей. Новый терминал предназначен для морской перевалки генеральных, контейнерных, зерновых грузов, прежде всего для экспорта зерна в КНР. В состав комплекса должен войти элеватор единовременного хранения с загрузкой 30 тыс. тонн.
В июле компания ООО «Логин Дело» (принадлежит председателю совета директоров группы «Дело» С.Шишкарёву[10]) выкупила АО «Корсаковский морской торговый порт» (оператор порта в Корсакове)[11]. Компания рассчитывает модернизировать порт, усилить парк специализированной портовой техники, провести восстановительные работы по реконструкции причалов, зон хранения грузов и подходных транспортных путей, оптимизировать систему управления портом и увеличить объем грузовой базы.
Корсаковский порт (расположен на южном побережье Сахалина, в заливе Анива) принимает 80% сахалинских грузов, его грузооборот составляет 2 млн тонн, к 2030 г. грузооборот планируется увеличить до 4 млн тонн. Пропускная способность пассажирских терминалов порта составляет 31,5 тыс. человек в год.
Летом Главгосэкспертиза РФ также одобрила третью очередь реконструкции объектов инфраструктуры в морском порту Корсаков (принадлежат ФГУП «Национальные рыбные ресурсы»). Застройщиком выступает ФГУП «Росморпорт». В частности, будут реконструированы гидротехнические сооружения терминала, предназначенного для обслуживания судов рыбопромыслового флота, сооружения Южного погрузрайона, углублено дно подходного канала и операционной акватории для захода в порт крупнотоннажных судов, обновлены четыре причала Южного пирса суммарной протяженностью 521 м, построен водозащитный мол длиной 411 м для защиты причальной линии. В целом на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры порта Корсаков из федерального бюджета в 2024-27 гг. будет выделено 32,6 млрд рублей.
Кроме того, в сентябре стало известно, что закрытый паевой инвестиционный фонд «РВМ Восток» (находится под управлением УК «РВМ Капитал» С.Орлова[12]) приобрел компанию ООО «Порт Дальний», планирующую строительство угольного терминала в районе порта Ванино в Хабаровском крае. Прежде «Порт Дальний» принадлежал компании «А-Проперти Инвест» А.Авдоляна, но ее планы поменялись.
Изначально компания планировала построить морской терминал по перевалке угля на территории мыса Веселый в поселке Заветы Ильича в Хабаровском крае (Советско-Гаванский район). На первом этапе проект предполагал строительство причала по перевалке до 2 млн тонн угля в год для судов дедвейтом 40 тыс. тонн. На втором этапе предполагалось возведение второго пирса для судов с дедвейтом до 100 тыс. тонн. Летом 2020 г. начались инженерно-геологические изыскания по объекту, компания «А-Проперти» арендовала земельные участки, разработала проектную документацию и провела проектно-изыскательские работы. Жители района выражали обеспокоенность строительством еще одного крупного угольного терминала в районе. В 2021 году реализация проекта была приостановлена.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] На сегодняшний день капитан порта имеет право запретить заход судов, если усматривает признаки повышенной террористической опасности, сложной ледовой обстановки, шторма, цунами.
[2] В 2022 г. дополнительные контейнерные поезда также заняли место квотируемого экспортного угля, при этом 800 тыс. тонн угля пришлось дополнительно вывозить уже в 2023 г.
[3] Учитывается вывоз грузов через контрольное сечение Восточного полигона («Новый Ургал – Комсомольск-на-Амуре» на БАМе и «Известковая – Волочаевка» на Транссибе).
[4] Данная технология обеспечивает движение двух и более грузовых поездов в попутном следовании на минимально допустимом расстоянии друг от друга. Такой эффект достигается за счет непрерывного получения данных о параметрах движения с локомотива, следующего впереди (виртуальный ведущий), на локомотив, следующий сзади (виртуальный ведомый). Интеллектуальная система управления ИСАВП-РТ-М виртуального ведомого локомотива контролирует местоположение, скорость, режимы управления, показания поездных светофоров, поступающие с ведущего поезда.
[5] Совладелец рыбодобывающей компании «Антей» и бывший вице-губернатор Сахалинской области.
[6] Владивосток, владельцы – О.Макаров, А.Медведев.
[7] 46,6% - ОАО «РЖД», 49% - у правительства республики.
[8] Владивосток, учредители – В.Сакун, И.Шуман.
[9] Учредитель – ПАО «Славянский судоремонтный завод» приморского бизнесмена и депутата Д.Текиева.
[10] ООО «Логин Дело» было создано С.Шишкарёвым специально для приобретения сахалинского портового актива. Предприниматель заявлял в апреле, что лично готов взять на себя риски, связанные с активом, выполнить обязательства по развитию порта, не исключая планы в дальнейшем передать порт в управление ГК «Дело».
[11] Прежние владельцы порта не раскрывались.
[12] Бывший советник экс-президента ОАО «РЖД» В.Якунина.