Клиенты ВТБ активно интересуются обезличенным металлом — с начала года было заключено 16,8 тысяч сделок, что добавило к общему портфелю драгоценных металлов 3,7 тонны. В настоящее время ВТБ обслуживает 63 тысячи обезличенных металлических счетов (ОМС), на которых хранится свыше 38,7 тонн драгоценных металлов. По данным Центробанка доходность золота в 2023 году достигла 46%.
Золото занимает более половины всех договоров на открытие ОМС — на него приходится около 8,4 тысяч счетов. В рублёвом эквиваленте золото также лидирует, составляя 84% всех инвестиций в ОМС. За этот год объём золота на металлических счетах вырос более чем на 200 килограммов. Средний объём вложений в золото через ОМС составляет 120 граммов на один счёт.
Увеличение спроса на золото связано с ростом его курса. По информации Центробанка России, за 2023 год доходность золота составила 46%. За последние три года цена на этот металл практически удвоилась — с 4243 до 6822 рублей за грамм, что составляет более 60%.
Евгений Береснев, заместитель начальника управления продаж инвестиционных продуктов, отметил, что золото традиционно воспринимается как «защитный» актив, способный снизить риск обесценивания рубля. Он подчеркнул, что этот металл остаётся привлекательной альтернативой для инвестиций, особенно в периоды экономической нестабильности, когда важно хеджировать валютные риски и диверсифицировать портфель. Береснев добавил, что ВТБ фиксирует устойчивый интерес к золоту в обезличенной форме, поскольку оно предоставляет возможность перейти от недружественной валюты к инструменту, который всегда будет приносить доход.
После отмены льготной ипотеки с господдержкой продажи в новостройках Владивостока падают, а вторичный рынок, по словам риелторов, «закончился», так как ставка выше 19 процентов годовых покупателям не по карману. Что будет с ценами на недвижимость, и можно ли сегодня сэкономить при покупке квартиры — в материале EastRussia.
Ажиотаж сменился затишьем
В июле количество сделок по ипотеке резко снизилось, сообщают риелторы. При этом июнь отметился ажиотажем – покупатели спешили успеть в последний вагон льготной ипотеки с господдержкой под 8% годовых, которая прекратила своё действие 1 июля. Удалось это не всем. Многие банки свернули программу раньше, и даже те кредиты, которые предварительно получили одобрение, так и не были оформлены.
«В нашем регионе на льготную ипотеку с господдержкой приходилось 15-20 процентов от общего количества сделок. По понятным причинам, в июне спрос вырос. Сейчас мы наблюдаем обратную ситуацию, и я думаю, что в ближайшие два месяца сделок станет ещё меньше», — комментирует директор АН «Городской риэлторский центр» Сергей Косиков.
Покупатель, желающий оформить ипотечный кредит, столкнулся с новыми неприятными реалиями. Рынок новостроек предлагает варианты на любой вкус — по данным ДОМ.рф, на продажу в Приморье выставлены 2,3 млн кв. метров жилья. Вот только денег населению не хватает.
Льготная ипотека, которая давала возможность практически любому гражданину РФ получить кредит под 8 процентов годовых, больше не работает. Условия по семейной ипотеке ужесточились: теперь оформить её могут только семьи с ребёнком до 6 лет или ребёнком-инвалидом до 18 лет. Дальневосточная ипотека имеет возрастные ограничения до 36 лет. А рыночные ставки по жилищным кредитам превышают 19-20 процентов. Например, чтобы приобрести в ипотеку скромную однушку за 5 млн со ставкой 21,1 процента и первоначальным взносом 30 процентов, нужно получать доход не меньше 80 тысяч рублей. При сумме кредита 3,5 млн рублей и сроке выплат 20 лет ежемесячный платёж составит порядка 62 тысяч рублей. Такие цифры показывает ипотечный калькулятор. А если квартира стоит, например, 7 млн рублей, то ежемесячный платёж превысит 100 тысяч рублей.
«По этой причине ипотека на вторичное жильё практически закончилась. При ставках 17 процентов годовых сделки ещё заключались, но 20 процентов – это уже психологический порог, который очень сложно перешагнуть», - комментирует Сергей Косиков.
Сейчас многие покупатели займут выжидательную позицию и будут следить за ключевой ставкой Центробанка, считают эксперты. По оптимистичным прогнозам, через год-два, в крайнем случае, три она может вернуться к прежним значениям 10-12 процентов годовых. Соответственно, ипотечные ставки тоже снизятся.
Можно ли сэкономить
И здесь возникает вопрос о том, как снизить финансовую нагрузку при покупке квартиры уже сегодня. Риелторы отмечают, что варианты есть.
«Застройщики стали активнее использовать инструменты для мотивации покупателя. Это и рассрочки, в том числе на первоначальный взнос, кто-то даже предлагает сделки без первоначального взноса. Плюс различные акции при покупке квартиры. Кстати, всё это говорит о том, что в ближайшее время цены на квартиры расти не будут», — комментирует Сергей Косиков.
Многие застройщики предлагают траншевую ипотеку. В таких объектах, как ЖК «Беринг», «Исторический», «Маклей», «Стрижи» доступна оплата кредита траншами. Первый транш может быть крупным – вплоть до 30 процентов от стоимости квартиры, или символическим – всего 1 рубль. Однако такие послабления действуют только на срок реализации проекта, потом заёмщик начинает вносить основные платежи в обычном порядке. Траншевая ипотека – это отличная возможность выиграть время и деньги до ввода объекта в эксплуатацию. Но суммы сделки она не снижает.
Некоторые компании так же предлагают покупку квартиры в рассрочку под умеренный процент. В этом случае стоимость жилья разбивают на несколько частей. Подразумевается низкая переплата, но и срок выплат короткий, поэтому такой вариант бюджетным не назовёшь. Застройщики Владивостока готовы предоставлять рассрочку на 2-5 лет. И пока таких предложений на рынке не много, отмечает директор ООО «Эскадра менеджмент» Евгений Павликов.
«Есть очень ограниченный пул застройщиков, которые предлагают рассрочку — как правило, на срок, не превышающий временной цикл реализации проекта. Что касается объектов нашей компании, по некоторым из них можно оформить рассрочку на 5 лет, начиная с даты заключения договора. Рассрочка не беспроцентная и предполагает примерно 5 процентов годовых», — рассказал Евгений Павликов.
В агентстве недвижимости «Башни» посоветовали следить за скидками. «Квадратный метр растёт в цене практически каждый месяц, и можно запросить у застройщика хорошую скидку. Особенно если квартира недешёвая и с ремонтом, в некоторых компаниях готовы скинуть цену, к примеру, на каждый четвёртый квадратный метр или вообще предоставить его в подарок. Нужно анализировать рынок, потому что конкуренция сейчас большая, и компании стараются быть лояльными», — сообщил представитель агентства.
По его словам, сегодня застройщики также готовы согласовывать более длительные брони. Сроки бронирования могут достигать месяца и даже трёх, пока клиент не получит одобрение по ипотеке.
Генеральный директор компании «СЗ "ДаВинчи Групп"» Алексей Исаков напоминает, что ипотека — достаточно гибкий инструмент. Уже оформившие кредит граждане могут рефинансировать его после снижения ключевой ставки Центробанка, изменить условия платежей и при желании перейти в другой банк.
«Рефинансирование — это реальная возможность уменьшить как ежемесячный платёж, так и общий объём выплат по ипотеке. И ею стоит воспользоваться после снижения ключевой ставки, которое, я думаю, произойдёт через год-два», - комментирует Алексей Исаков.
Однако в сухом остатке получается, что возможности для реальной экономии очень незначительные. Траншевая ипотека — это временная отсрочка платежей. Рассрочка обязывает выплатить стоимость квартиры за короткий срок. Скидки на действительно ликвидное жильё — явление редкое. Да и в некоторых случаях, казалось бы, проявляя лояльность, застройщики ведут себя недобросовестно. С одной стороны, они могут предлагать выгодные условия сделки, с другой, вводить покупателя в заблуждение относительно стоимости недвижимости и переплат. Для этого явления даже подобрали специальный термин – мисселинг или недобросовестная практика продаж.
Ипотечный разворот
И здесь возникает вопрос, что же будут делать застройщики сегодня, когда объём непроданной площади в новостройках Приморья достиг рекордных 59 процентов - больше 1,6 млн кв. метров жилья.
«Через год-два будут другие ставки, и мы спокойно продолжим жить дальше, просто цены на квартиры вырастут», — считает Сергей Косиков.
По словам Евгения Павликова, ожидания самые оптимистичные.
«Понятно, что есть определенный спад продаж. Те, кто планировали купить квартиру по льготной ипотеке с господдержкой или были очень близки к этому, мобилизовали все ресурсы и вышли на сделку в июне. Соответственно, июнь показал достаточно серьёзный всплеск регистраций и сделок по объектам. Сейчас только первый месяц после отмены программы льготной ипотеки, и рынок адаптируется. Но в любом случае, мы находимся на Дальнем Востоке, где максимальное количество сделок заключается по дальневосточной ипотеке. Плюс семейная ипотека действует до 2030 года, так что поддержка у застройщиков есть», — комментирует он.
При этом заморозки проектов ожидать не стоит, так как застройщик должен проделать глобальную работу, чтобы вывести объект на рынок, уверен собеседник.
«Цикл вывода нового проекта к реализации очень длительный и может занимать 3-3,5 года, учитывая нововведения. Например, застройщики должны согласовывать облик здания — раньше этого не было. Есть проекты, которые начинались 2-3 года назад. Конечно, сейчас их будут активно выводить на рынок. Если же говорить о приобретении новых участков или увеличении земельного банка, возможно, кто-то поставит эти вопросы на паузу», — прогнозирует Евгений Павликов.
Глава «ИСК Система» Алишер Аббасов отметил, что недвижимости бизнес-класса изменения коснутся меньше всего, так как льготная ипотека была ограничена максимальной суммой кредита 6 млн рублей. В то же время сумму дальневосточной ипотеки увеличили до 9 млн рублей за жильё больше 60 кв. метров, а список адресатов программы пополнили врачи, военные и другие категории граждан. Так что у девелоперов остались точки опоры.
Не больше пяти процентов
Интересно, что никто из риелторов и застройщиков не ожидает серьёзного снижения цен. «Максимум 5 процентов, и то локально».
«Во-первых, бизнес-модель проекта согласована с банком. Банк предоставил деньги на строительство и не даст серьёзно снизить цены. Во-вторых, есть ещё и рыночная составляющая — к сожалению, себестоимость строительства растёт. Сюда входит и оплата труда, учитывая, что приток иностранной рабочей силы ограничен, и стройматериалы. По разным оценкам, себестоимость стройматериалов за последние два года выросла на 60-70 процентов. Так что на рынке возможна небольшая стагнация, но думаю, что снижения цен больше, чем на пять процентов, мы не увидим», — считает Алексей Исаков.
Также акцент в продажах сместится на более маленькие квартиры, полагает он.
Сергей Косиков напоминает, что девелоперам не впервой сталкиваться со сложностями.
«Мы прошли четыре кризиса. Ставку 20-25 процентов я видел два раза как минимум. Рынок переживал потрясения в 2022 году, в январе 2015 года и в 2008-м. Так что всё, что будет завтра, примерно понятно», — комментирует эксперт.
Отметим, что в Приморье строится 2,3 млн квартир, больше половины из них — однокомнатные. По краю стоимость квадратного метра в новостройках составила 154 тысячи рублей, а во Владивостоке превышает 170 тысяч рублей.
О ходе интеграции ВТБ и банка «Открытие» в Хабаровском крае, о приоритетах в работе и планах на будущее рассказал в интервью EastRussia единый бизнес-лидер банков ВТБ и Открытие в Хабаровском крае – вице-президент Евгений Орлов
— Расскажите, пожалуйста, о текущем состоянии интеграции ВТБ и банка «Открытие» в Хабаровском крае. Какие шаги уже предприняты?
— Интеграция ВТБ и «Открытия» — это масштабный и комплексный процесс, который требует большого внимания к деталям. Подобных слияний в российской банковской системе еще не было – ведь мы говорим о кредитных организациях из первой десятки на рынке. Если мерить деньгами, можно проиллюстрировать так — на конец прошлого года совокупные активы группы ВТБ с учетом банка «Открытие» составляли 29,4 трлн рублей, а доля группы в активах российской банковской системы — 17,5%.
В декабре 2023 года объединили в единую сеть банкоматы ВТБ, «Открытия» и РНКБ, затем клиентам «Открытия» дали доступ к продуктам ВТБ – кредитам, вкладам, дебетовым картам. Если говорить про текущую ситуацию, то в мае-июне клиенты банка «Открытие» начали активно переводить свои карты, вклады и кредиты в ВТБ. Нам удалось успешно организовать «бесшовный» онлайн-переход для розничных клиентов «Открытия» — без визита в офис. Эта процедура происходит в интернет-банке и мобильном приложении, что делает процесс максимально удобным и безопасным.
— Всем ли удобен «онлайн» вариант перехода? Как вы обеспечиваете его безопасность?
— Для нас очень важно, чтобы процесс интеграции был максимально комфортным для всех клиентов. Мы подумали, конечно, и о людях старшего поколения, которые предпочитают личное обращение. Они могут получить всю нужную информацию и помощь в офисах ВТБ. Менеджеры ответят на вопросы, помогут совершить действия, необходимые для перехода.
Сейчас, кстати, уже началась смена вывесок на офисах «Открытия». Большинство этих офисов в Хабаровском крае сохранятся для удобства клиентов и продолжат свою работу под брендом ВТБ.
Безопасность перехода клиентов – под нашим постоянным контролем. Команды специалистов обоих банков провели скрупулёзную интеграцию всех IT-систем. Разработали и архитектуру миграции, и маршруты клиентских путей, согласовали единые процессы контроля инцидентов «Открытия» и ВТБ. Словом, сделали всё для того, чтобы переход клиентов «Открытия» в ВТБ прошёл максимально безопасно и гладко, с соблюдением строжайших стандартов конфиденциальности.
— Какие преимущества получат клиенты «Открытия» после перехода в ВТБ?
— Одна из главных задач интеграции заключается в том, чтобы обеспечить клиентов банка «Открытие» не просто аналогичными, но и более выгодными продуктами и сервисами. После перехода в ВТБ клиенты «Открытия» получат доступ к более широкой линейке предложений, например, к программе льготного ипотечного кредитования. Мы предложим более высокие ставки по накопительным счетам и надбавки за перевод пенсий в ВТБ. В ближайшее время в ВТБ появятся и кобрендовые карты, которые были популярны у клиентов банка «Открытие». Премиальные клиенты смогут воспользоваться пакетом услуг «Привилегия».
И конечно, ВТБ гарантирует сохранение всех условий по действующим кредитным договорам и депозитам до конца их срока.
— А как организовали переход корпоративных клиентов?
Средний и малый бизнес – очень гибкий, но при этом требовательный сегмент, который ценит свое время, старается минимизировать издержки. Мы постарались это учесть и подготовили для корпоративных клиентов свой вариант цифрового перехода и спецпредложения.
За несколько кликов в интернет-банке «Открытия» клиенты могут открыть новый счет на Бизнес Платформе ВТБ и сразу же получить доступ к персонализированному набору продуктов и специальным условиям, включая три месяца бесплатного обслуживания в рамках выбранного пакета услуг.
Бизнес Платформа ВТБ – это цифровая экосистема, которая включает более 80 самых востребованных продуктов и услуг для бизнеса, в том числе 20 предложений от банка «Открытие».
— Какое значение имеет эта интеграция для позиции ВТБ в регионе?
— Интеграция укрепит позиции группы ВТБ в Хабаровском крае. По итогам первого полугодия 2024 года наш кредитный портфель в регионе в сегменте среднего и малого бизнеса составил 41,1 млрд рублей. Розничный кредитный портфель прибавил 13% и составил 119,6 млрд рублей, ресурсы частных клиентов выросли на 14%, до 102,7 млрд рублей.
— Какие дальнейшие планы у ВТБ по интеграции и развитию бизнеса в Хабаровском крае?
— Расти! Мы планируем расти по всем направлениям, завершить интеграцию с банком «Открытие» до конца 2024 года, расширять свою сеть в регионе, открывая новые отделения в населенных пунктах с численностью жителей от 20 тысяч человек. Это часть новой трехлетней стратегии ВТБ. Недавно открыли новую, четвертую точку обслуживания в Комсомольске-на-Амуре – на территории Амурского судостроительного завода. В ней смогут обслуживаться 3 тысячи сотрудников предприятия.
Также мы уделяем большое внимание развитию цифровых сервисов и курьерской доставки – это важно для маломобильных пользователей, людей старшего возраста. Сегодня доставка доступна в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, в следующем году к ним добавятся новые города.
Надо сказать, что наши клиенты — и уже активные, и потенциальные — видят нашу работу и голосуют за нас «ногами». В прошлом году число активных розничных клиентов у ВТБ в Хабаровском крае выросло на 19,4 тысячи человек. Судя по динамике первого полугодия, цифра по итогам этого года будет больше.
Пенсионные продукты НПФ предназначены именно для того, чтобы формировать накопления в течение длительного срока. На пенсии-то мы рассчитываем жить долго, соответственно откладывать на этот период нужно не один или два года, а 10-15 лет. Сегодня накопления на пенсию надежно защищены – застрахованы Агентством по страхованию вкладов по аналогии с банковскими вкладами, но на более крупную сумму - 2,8 млн рублей.
Исторический опыт показывает, что доходность, которую получают НПФ, инвестируя накопления в надежные ценные бумаги, на длинном горизонте обгоняет инфляцию. То есть, накопления не обесцениваются и даже, напротив, прирастают, хоть и не большими темпами. Отсюда можно сделать вывод, что копить в негосударственном фонде выгодно.
С другой стороны, популярность НПФ среди населения остается пока невысокой, в том числе из-за практики незаконных переводов между разными фондами в прошлом. Совсем недавно еще одна жительница Магадана подала иск о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании от 2018 года.
Подобные истории о незаконных переводах пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ или из одного частного фонда в другой были характерны для 2016-2018 годов. Недобросовестные пенсионные агенты пользовались пробелами в законодательстве, чтобы зарабатывать комиссионное вознаграждение за каждого нового клиента – ведь НПФ, принимающий клиента, не был осведомлен об отсутствии его согласия на перевод.
Проблема незаконных переводов была решена на государственном уровне еще 5 лет назад, что позволило сделать рынок более прозрачным:
– с начала 2019 года НПФ стали получать информацию о клиентах, решивших сменить фонд. Это позволило выяснять у клиента действительность его намерений;
– НПФ, привлекающий клиента, стал обязан информировать его о возможных потерях инвестдохода при досрочном переходе (речь идет о том, что менять страховщика без потери инвестдохода можно не чаще, чем раз в 5 лет);
– заявление о намерении перейти из НПФ в НПФ или СФР застрахованный должен подавать до 1 декабря текущего года в территориальный орган СФР лично либо в электронной форме через портал «Госуслуги»;
– привлечение агентов для перевода средств пенсионных накоплений теперь запрещено на законодательном уровне;
– с 11 декабря 2023 года обращения в связи с незаконными переводами пенсионных накоплений можно урегулировать в досудебном порядке – с помощью финансового уполномоченного. Его решения обязательны для исполнения фондами.
В результате принятых государством мер на пенсионном рынке остались только проверенные и надежные участники. Они нацелены на то, чтобы добиться доверия граждан. Например, один из крупнейших в России частных пенсионных фондов «Будущее» ещё до радикальных законодательных изменений изменил бизнес-стратегию, фокусируясь на оздоровлении инвестиционного портфеля, повышение его доходности, а также полностью отказался от работы с посредниками.
«В 2014-2018 годы незаконные переводы были проблемой. Пострадали не только граждане, но и пенсионные фонды, репутации которых был нанесен ущерб. С тех пор в России изменились законодательные требования к деятельности НПФ, рынок претерпел серьезные изменения, и фактически на нём сегодня работают только надежные участники. Очень важно донести это до граждан – формировать свои сбережения в негосударственных пенсионных фондах можно выгодно и безопасно», – рассказали в НПФ «Будущее», который входит в ТОП-10 крупнейших НПФ России. Сегодня клиентами фонда являются более 4 млн граждан, из них 20 тысяч человек уже получают дополнительную негосударственную пенсию.
По данным ЦБ, более 36 млн человек доверяют НПФ свои пенсионные накопления в рамках ОПС (обязательное пенсионное страхование) и 6 млн человек являются клиентами по НПО (негосударственное пенсионное обеспечение, т.е. делают самостоятельные отчисления на специальный пенсионный счет или принимают участие в корпоративных пенсионных программах работодателей).
У пенсионных продуктов НПФ есть свои преимущества, о которых мы упоминали выше: они нацелены именно на долгосрочные накопления к какому-то событию в жизни, в том числе к выходу на пенсию, и застрахованы государством. По информации Банк России, доходность вложений пенсионных накоплений в НПФ за девять месяцев 2023 года составила 10,9% годовых. Она третий квартал подряд в этом году опережает показатели инвестирования пенсионных накоплений СФР. Это связано с наличием в портфелях НПФ акций, которые оказались более прибыльными в этот период. Доходность размещения пенсионных резервов НПФ — 10,1% годовых. Инфляция в этот период была на уровне 6,2% годовых.
В добровольных накоплениях более гибкие и условия для клиентов: формировать сбережения можно, начиная с любого возраста старше 18 лет, сумма и частота регулярных взносов определяется клиентом самостоятельно, как и срок выплат накопленных средств.
С 2024 года НПФ будут реализовывать программу долгосрочных сбережений (ПДС). В новом сберегательном продукте помимо вышеперечисленных преимуществ заложены еще и уникальные для финансового рынка преференции – например, софинансирование государством взносов участника программы.
Словом, инструментов для того, чтобы создать для себя финансовый запас на будущее, хватает, главное, не принимать скоропалительных решений, изучить продукты, почитать отзывы и сделать правильный выбор.
– Андрей Александрович, искусственный интеллект уже является неотъемлемой частью жизни. Сбер занимает лидирующие места в этой сфере в нашей стране. Как банк развивает ИИ, какие решения уже применяются в работе?
– Сначала хотелось бы немного очертить само понятие интеллекта, чтобы у нас была общая платформа для обсуждения. Мне нравится вот такая формулировка: «интеллект – это способность решать сложные задачи» из книги Макса Тегмарка «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта». Такой посыл, как раз-таки хорошо связывается с искусственным интеллектом – это такая искусственная, а не природная, врожденная способность решать сложные задачи.
Есть, конечно, и другие определения, но это, на мой взгляд, самое универсальное и актуальное. Сейчас вся страна решает самые разнообразные сложные задачи, и одна из центральных – это ускоренное развитие Дальнего Востока, тот самый «разворот на Восток». Эта задача имеет много аспектов – социальный, логистический, инфраструктурный, экологический. И по всем этим направлениям идёт активная работа, в том числе с применением ИИ Сбера. Причём это не абстрактные какие-то вещи, а то, что жители Дальнего Востока уже могут ощутить на себе.
Медицинские алгоритмы, использующие технологии искусственного интеллекта внедрены в диагностику лечебных учреждений Дальнего Востока – это, например, система, определяющая степень и тяжесть поражения легких при пневмонии, вызванной COVID-19. Другая модель «КТ Инсульт» выявляет признаки острого нарушения мозгового кровообращения и объем повреждения головного мозга.
В прошлом году Сбер совместно с ДВФУ открыл Дальневосточный центр Искусственного интеллекта. Здесь идут исследования сразу по нескольким направлениям – это и поиск решения проблемы мониторинга и прогнозирования токсичных «красных приливов». Это природное явление вызвано активной фазой цветения микроводорослей, во время которой в морскую воду выделяются токсины, губительные для морских гидробионтов. Недавний пример – массовая гибель морских животных на Камчатке в 2020-м году.
Ещё одна команда специалистов занимается оптимизацией портовой логистики. Модель на базе ИИ прошла обучение на основе данных прошлых лет, и теперь разрабатывается система, которая повысит производительность порта за счёт новых алгоритмов.
Если же говорить про использование ИИ непосредственно в банковских технологиях Сбера, то самое активное применение искусственный интеллект находит в кредитном скоринге, то есть в оценке платежеспособности лица, желающего получить кредит. В этом случае ИИ в считанные секунды обрабатывает большой объем данных, анализирует тысячи параметров и принимает решение.
– То есть непосредственно в цепочке процессов по выдаче потребительского кредита сейчас люди принимают участие?
– Нет. Здесь уже точно нет. Люди задействованы только в доработке модели ИИ, которая принимает решение. Но надо подчеркнуть, что так работает система выдачи обычных потребительских кредитов.
Когда мы говорим о кредитах бизнесу, то там мнение экспертов пока играет весомую роль, хотя мы движемся к тому, чтобы и здесь максимально задействовать ИИ. У нас есть внутри такой продукт: «Кредит за 7 минут», когда он будет готов – все решения по корпоративному клиенту будут приниматься за эти семь минут. Конечно, если это не сложные проекты, когда речь о миллиардах.
Выдачей кредитов использование ИИ, конечно, не исчерпывается. Мы во многих своих бизнес-процессах применяем модели, созданные с помощью искусственного интеллекта: от поиска недвижимости и проведения сделок, до внедрения ИИ в работу чат-бота, который анализирует речь, классифицирует обращения к виртуальным ассистентам, верифицирует сканы документов. Такой подход повысил количество решаемых при первом обращении вопросов клиентов на 20% в год – если сравнивать с предыдущим годом.
Так, например, по итогам 2022 года суммарный экономический эффект от внедрения технологий ИИ в процесс обслуживания корпоративных клиентов в контактном центре составил 260 млн рублей.
– Денежные вопросы весьма чувствительны, откуда берётся уверенность в надёжности ИИ, когда речь идёт о личных или корпоративных финансах?
– Прежде чем система на базе искусственного интеллекта начинает работать, её верифицируют эксперты. Проводится серия тестов, которые моделируют различные ситуации. В изолированном режиме ИИ решает задачи из повседневной практики, все его шаги и принятые решения анализируются затем людьми. И только после многократного контроля ИИ «выходит в свет». Но и после этого внимание к подобным инструментам не ослабевает. Модели постоянно дорабатываются.
– Не реже чем истории про искусственный интеллект в соцсетях, блогах, новостных лентах появляются сообщения о мошенниках, которые лишают граждан их сбережений. Какую работу ведет Сбер в этом направлении?
– У нас есть служба кибербезопасности, которая работает в режиме «24 на 7». Она постоянно дополняет свой арсенал самыми разными способами защиты клиентов, банка, его отдельных технологий. Кроме этого мы проводим учения на тестовых системах с имитацией атак и поиском способов по их отражению.
В прошлом году – в 2022-м – банк успешно отразил 490 DDoS-атак и предотвратил потерю 173,1 миллиарда рублей нашими клиентами от разного вида мошенничества.
Есть и для клиентов инструменты, с помощью которых они могут потренировать свои знания на кибертренажерах, а также получить информацию о распространенных уловках мошенников. Это можно сделать с помощью виртуальных ассистентов «Салют»: например, подборка материалов по киберграмотности открывается фразой «Запусти кибербезопасность», симулятор «Мошенничество с оформлением кредита» – фразой «Запусти симулятор «Мошенничество с кредитом» и так далее. В результате 50 миллионов клиентов воспользовались сервисами кибербезопасности в «СберБанк Онлайн» в прошлом году.
– У Сбера много разработок, не только в сфере ИИ. Они предназначены только для собственных нужд или позволяете использовать их другим?
– Сбер является федеральным центром компетенций по внедрению искусственного интеллекта в стране в целом, поэтому мы делимся своим опытом, идеями, наработками и с властями, и с образовательными учреждениями, и с клиентами.
Есть широкий фронт кооперации, когда мы говорим в принципе про цифровизацию бизнеса. В нашем арсенале мощный инструментарий облачных решений.
Предлагаем мы нашим партнёрам и клиентам готовые софтверные решения, например, программу – HR-платформу «Пульс». Список решений для бизнеса обширен – это и продукты, с помощью которых можно организовать цифровое рабочее место, безопасные видеоконференции и сервисы в области продаж, общения с клиентами.
У нас есть подразделение, которое называется «Подразделение цифровой трансформации клиентов». Мы делаем ежегодно проекты для них. Так, в прошлом году только на Дальнем Востоке реализовали 26 проектов в сфере сельского хозяйства, в сфере рыбной отрасли и в других отраслях.
Мы располагаем решениями ИИ для медицины, которые уже успешно применяются в медицинских организациях – про некоторые я уже упомянул, но есть и такой продукт как «Цифровой ФАП». Это аппаратно-программный комплекс с интегрированными сервисами на основе искусственного интеллекта и позволяющий проводить первый этап диспансеризации в труднодоступных населенных пунктах, и ИИ-сервисы, которые помогают врачам ставить предварительный диагноз и могут обрабатывать результаты КТ, рентгена, ЭКГ. На Дальнем Востоке это крайне востребованная вещь.
Предлагаем также продукт Voice2Med, который способен избавить врача от бумажной волокиты. Система слушает разговор медицинского сотрудника с пациентом и сразу же делает записи в карточку: анамнез болезни, диагноз.
Мы делимся с клиентами своим собственным опытом, разработками и делаем это как сервис: предоставляем возможность партнёру выбрать необходимый ему функционал. Часто бывает так, что компания-партнёр лишь смутно представляет себе возможности цифровизации своего бизнеса. Мы помогаем и на самых начальных стадиях – проводится анализ бизнес-процессов, они раскладываются на отдельные этапы и шаги. Затем они автоматизируются – для этого либо используется какое-то готовое решение, либо создаётся новый продукт. Клиенты все разные – но мы находим общий язык и решения со всеми.
– К слову, про разных клиентов. Региональные власти ведь тоже клиенты? Как Сбер сотрудничает с ними?
– Безусловно, движение сейчас идёт по всем фронтам и через федеральные органы исполнительной власти, и через региональные с использованием компетенций, которые есть у нас. Рассказываем про возможности в решении определенных задач, где мы можем помочь, имеем нужный опыт.
У нас есть соглашения о сотрудничестве в сфере цифровизации как с субъектами ДФО, так и с отдельными муниципальными образованиями – например с администрацией Владивостока. Договор предусматривает реализацию на территории столицы ДФО инвестпроектов, цифровизацию систем управления городским хозяйством, инфраструктурное развитие города. Из конкретных примеров могу назвать внедрение системы безналичной оплаты услуг общественного транспорта на территории Владивостока.
С Сахалином сейчас работаем по направлению достижения «безуглеродного» статуса региона. С Приморьем работаем, в том числе по разработке модели рыбодобычи – чтобы и промысел был, и экология сохранялась.
Кроме того, планируем в этом году провести так называемые «дизайн-сессии» по применению искусственного интеллекта. С одной стороны, надо понять, что больше всего «болит», а с другой стороны, предложить готовые модели, в случае необходимости адаптировать их или даже создать с нуля. Масштаб работы огромен, но накопленный Сбером опыт даёт все основания полагать, что поставленные задачи будут решены.
На сегодня почти 40% из 35 тыс. км внутренних водных путей на Дальнем Востоке и в Арктике не имеют гарантированные габариты судовых ходов. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота и ограничению скорости прохождения отдельных речных участков. На состоявшемся в начале апреля заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде предложено разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей с акцентом в финансировании на ДФО. В то же время не менее важная задача сегодня связана с обновлением каботажного флота.
В русле системных решений
Для отдаленных территорий речной транспорт часто является единственным способом доставки массовых грузов, он же играет и важную роль в выстраивании новых логистических коридоров, говорит первый зампред комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совфеда Галина Карелова. «Инфраструктура водного транспорта нуждается в качественных изменениях. Полагаем, что нужно разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей», – подчеркнула она.
Как уточнили в Минтрансе РФ, сейчас формируется нацпроект «Транспорт», который включает в себя программы «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» (им до 2030 года предусмотрено 12 мероприятий по ДФО) и «Развитие опорной сети внутренних водных путей». Ожидается, что федеральное финансирование по нацпроекту начнется со следующего года.
Тем не менее, обращает внимание сенатор, следует предусмотреть средства из бюджета РФ конкретно на расширение возможностей судоходства по рекам Дальнего Востока. «Сейчас же это, прежде всего, забота самих регионов», – считает Галина Карелова (стоит сказать, региональные администрации бассейнов водных путей, на которых возложено содержание инфраструктуры и обеспечение безопасности движения на судоходных участках – это федеральные бюджетные учреждения).
«Я считаю, мы в целом не дорабатываем по рекам, поскольку все понимают, что проблема большая, связана с необходимость работать с руслами, дном, привлекать специальные земснаряды, – подчеркнул глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. – Россия построена на реках, и без речной логистики, сколько не будем расшивать Восточный полигон, особенно на северах не достигнем успеха».
C проблемами судоходства почти ежегодно сталкивается Якутия. В прошлом году навигация проходила в сложных гидрологических условиях, связанных с продолжительным периодом маловодья на реке Яна. В связи с длительным отсутствием судоходных глубин как на баровом участке, так и на самой реке, наблюдалось длительное скопление судов. Низкие уровни воды также фиксировались на Вилюе.
В качестве факторов, которые осложняют работу флота, в Ленском речном пароходстве называют непроведение дноуглубительных работ, отсутствие аварийно-спасательных формирований в арктических районах, а также устаревание нормативных сроков арктической навигации, установленных еще почти полвека назад.
По аналогии с планом развития Северного морского пути необходимо утвердить план развития транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, говорит спикер Ил Тумэн Алексей Еремеев. Причем к 2029 году содержание опорных инфраструктурных объектов должно достигнуть 100% от норматива финансовых затрат.
Сложности с развитием судоходства есть и в других арктических регионах. В частности, в связи с разработкой нефтегазовых провинций Ямало-Ненецкого автономного округа у грузоотправителей повышается востребованность в услугах речного порта Лабытнанги, ближайшего к освоению месторождений. Но чтобы осваивать дальше грузопоток, необходимо расширять подходы. «Там есть целый ряд системных ограничений, которые накопились за последние десятилетия, с ними необходимо совместно разбираться. Это и вопросы дноуглубления, и вопросы содержания речного русла», – рассказал первый заместитель губернатора ЯНАО Александр Калинин.
В предыдущие годы в стране был сделан акцент на развитии Волго-Каспийского судоходного канала, продиктованном перспективами перевозок в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Здесь организовали беспрецедентные по масштабам дноуглубительные работы. Чтобы обеспечить на всем протяжении канала проходную осадку не менее 4,5 м, одновременно работало до 40 судов дноуглубительного, вспомогательного флота.
В то же время значительно увеличить программу по дноуглублению на водных путях в других регионах страны не позволяла нехватка техники. По словам сенатора Андрея Шевченко, долгие годы обновление технического флота происходило недостаточными темпами. Это привело к тому, что сейчас имеется дефицит таких судов. К тому же осложняет ситуацию износ специализированного транспорта, отсутствие запчастей.
Раньше часть дноуглубительных работ выполнялась зарубежными подрядчиками, но в связи с внешнеполитической повесткой с российского рынка ушли такие европейские компании, специализирующиеся на дноуглублении, как Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme. Иностранцы помогали закрывать потребность в таких судах. На 2022 год емкость трюмов дноуглубительного флота России составляла около 40 тыс. куб. м, тогда как у одной Deme – 240 тыс. куб. м.
Для реки и для моря
Отдельная проблематика связана с обновлением торгового флота, прежде всего, в речных бассейнах, имеющих выход к арктическим морям.
На Севморпути уже работают три новых атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт «Арктика», «Сибирь» и «Урал» (всего в период прошлогодней навигации в акватории СМП работали семь атомных и три дизельных ледокола). Кроме того, продолжается строительство атомоходов «Якутия» и «Чукотка» (срок завершения первого – конец 2024 года, второго – 2026-й). Заключены госконтракты на выпуск еще двух судов этого проекта, с окончанием строительства в 2028 и 2030 году. Одновременно на верфи «Звезда» ведутся работы по созданию крупнейшего в мире ледокола «Лидер» (проект 10510) мощностью 120 МВт. Планируемый срок его сдачи – 2027 год.
Как отметил заместитель гендиректора – руководитель дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслава Рукша, в условиях наращивания ледокольной группировки, большую значимость приобретают суда класса река-море. С точки зрения объемных показателей они обеспечивают меньшую перевозку, чем арктические танкеры для транспортировки углеводородов, но этот флот развозит практически все грузы по побережью ледового океана.
При этом важно снижать темпы старения транспорта. В частности, у Ленского объединенного речного пароходства средний возраст судна составляет 31 год. Чтобы довести этот показатель хотя бы до 20 лет, нужно серьезное обновление, указывает Вячеслав Рукша.
Отчасти проблему должно разрешить появление Жатайской судоверфи в Якутии. Ее создание ведется на базе действующего предприятия, построенного в 1940-х и специализирующегося на судоремонте. Работы должны были завершиться еще в 2020 году, но сроки не раз переносились. Основной причиной стало удорожание стоимости проекта.
В этом году власти Якутии планируют завершить создание судостроительного комплекса. Мощности верфи будут рассчитаны на строительство до 10 судов класса река-море ежегодно, немаловажно, что помимо заказов на постройку флоту, предприятие продолжит оказывать услуги по судоремонту, отметил замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных.
Верфи покажут ледовый класс
Внимание к водному транспорту, обеспечивающему каботажные перевозки, на данный момент повышено и в свете законодательных новелл. С 1 апреля вступил в силу федеральный закон о северном завозе, хотя до сих пор, посетовала Галина Карелова, не определен его единый оператор, располагающий флотом. «Надеемся на скорейшее решение правительством этого вопроса. Важно, чтобы система северного завоза могла полноценно заработать в ближайшем будущем. Конечно, этого ждут наши северные регионы», – сказала сенатор.
Подзаконный акт относительно создания единого оператора пока не принят, он находится на согласовании в правительстве РФ, сообщил Алексей Чекунков. «Детально высчитываем вместе с Росатомом и со всеми субъектами, которые участвуют в северном завозе (это 25 таких регионов), для того чтобы не навредить. Здесь у нас принцип как в клятве Гиппократа – нельзя нарушать то, что уже работает. Создавая новое, нужно решать задачи стратегического развития, но не нарушая те цепочки, которые работают сейчас», – пояснил министр.
Основной смысл появления единого оператора для северного завоза как раз в создании соответствующего флота. И такие суда, по словам Алексея Чекнукова, должны появиться «через определенный, разумный срок».
Какой-то транспорт, выпускаемый сегодня серийно, может быть адаптирован к Дальнему Востоку. К примеру, для более южных сообщений возможна поставка сухогрузов проекта RSD59 (эти суда должны стать основой современного грузового флота класса река-море в России). Сложнее дело с проектами ледового класса для каботажных перевозок.
Если говорить об Арктике, сегодня судостроительная отрасль в первую очередь занята производством крупнотоннажных судов, которые будут обслуживать экспортный поток. «Жаль, что вторую верфь, как «Звезда», нигде не построили. Сейчас она загружена газовозами и танкерами», – свидетельствует Вячеслав Рукша.
Глава Минвостокразвития согласен, что для каботажных сообщений это серьезный вызов. «Уже прекратил работу атомный лихтеровоз «Севморпуть» (находившийся в составе арктического флота с 1988 года он исчерпал свой ресурс – прим. ред.) – уникальное судно, которое ходило по субсидируемым рейсам. Таких судов больше не производится, они не экономичны, а флот ледового класса для внутренних перевозок пока отсутствует как сущность», – признал он.
Впрочем, уточнил Вячеслав Рукша, два последних рейса лихтеровоза «Севморпуть» почти не потребовали субсидий, при этом загрузка была под 80-90%. Долгосрочные планы по развитию внутренних перевозок с государственным участием будут способствовать притоку частных инвестиций в эту логистику. «Не сомневаюсь, что СМП в ближайшие десятилетия будет также играть большую роль в динамике развития связанности территорий востока и запада», – убежден представитель Росатома.
На фоне роста мировых цен на золото в дальневосточных регионах развиваются проекты по добыче драгметалла, а также увеличиваются производственные показатели. Тем не менее ввод новых мощностей требует значительных затрат, которые, кроме того, увеличиваются под влиянием санкционных ограничений. В алмазодобывающей отрасли снижение цен в сочетании с санкциями стало причиной планов «АЛРОСА» по снижению добычи. Кроме того, компания рассчитывает развивать золотодобычу. Отмечается рост добычи железной руды для поставок на внутренний рынок, тогда как экспортные поставки снижаются. Обсуждаются возможности по реализации проектов освоения месторождений редкоземельных металлов.
Ряд дальневосточных регионов наращивает объемы золотодобычи. Компании увеличивают инвестиции в добычу драгметалла в том числе на фоне благоприятной рыночной конъюнктуры. В частности, по состоянию на 22 декабря цена на золото составила 2 621 доллар США за унцию, а осенью цены поднимались выше 2 770 долларов. В 2025 г. прогнозная средняя цена оценивается в 2 875 долларов за унцию (рост на 37% с начала года).
Недропользователи Магаданской области за январь-октябрь 2024 г. произвели 46,3 тонны золота, что на 11% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В частности, выпущено 30,7 тонн рудного золота и 15,6 тонн россыпного. Производство серебра за десять месяцев в регионе составило 352,5 тонн. Большую часть добычи золота на Колыме обеспечивают АО «Полюс Магадан» (ПАО «Полюс»), АО ЗРК «Павлик» (ИК «Арлан»), АО «Сусуманзолото» (УГМК), АО «Серебро Магадана» и ООО «Омолонская золоторудная компания» («Полиметалл»). Добычу серебра осуществляют АО «Серебро Магадана» (рудники «Дукат», «Лунное», «Перевальное») и ООО «Омолонская золоторудная компания», а также ООО «Агат» и СП ЗАО «Омсукчанская ГГК».
По итогам 2024 г. объем производства золота в Якутии может составить порядка 54 тонн, что на 8% больше, чем в 2023 г. Основными предприятиями республики являются рудники Гросс и Таборный (Nordgold), Нежданинский ГОК «Полиметалла», проекты компаний «Полюс Алдан» (Куранахское рудное поле) и «Селигдар». К 2025 г. Nordgold планирует расширить мощность производства кластера «Гросс» (рудники «Гросс» и «Таборный», проект развития «Токко», оператор – ООО «Нерюнгри Металлик») до 26 млн тонн руды в год (на 16 млн тонн).
В том числе недропользователь рассчитывает вовлечь в переработку бедные руды с бортов месторождений проекта. В дальнейшем компания планирует построить фабрику для извлечения золота из растворов. Ежегодный объем производства золота в рамках кластера «Гросс» на сегодняшний день достигает 15 тонн. Суммарные запасы и ресурсы золота по месторождениям кластера оцениваются в более чем 400 тонн. «Полюс Алдан» намерен по итогам года нарастить добычу на Куранахской группе месторождений на 31% относительно 2024 г., до 9,7 тонн.
Недропользователи Хабаровского края в январе-октябре 2024 г. обеспечили 22,62 тонны золота, что соответствует результату за аналогичный период годом ранее. Из общего объема 19 тонн произведено на месторождениях рудного золота, 3,62 тонны – на россыпных месторождениях. Добычу рудного драгметалла в регионе ведут ООО «Многовершинное» (Highland Gold) и ОАО «Охотская горно-геологическая компания» («Полиметалл»). В добыче россыпного драгметалла высокие показатели за отчетный период обеспечили компании «ДВ Ресурсы», «Восток», «Золото Керби», «Заря», «Арсзолото», «Амгунь» и «Артель старателей «Прибрежная». По итогам года добыча в регионе составит около 28 тонн золота, что находится на уровне прошлого года.
В Хабаровском крае «Полюс» намерен осваивать месторождение Чульбаткан (район им. Полины Осипенко), где объем капитальных расходов оценивается в 600-800 млн долларов (предварительно). Начало производства намечено на 2029 г. Его объем должен составить 300 тыс. унций золота в год.
Таким образом, «Полюс» претендует на второе место среди наиболее крупных мировых золотодобытчиков после американской компании Newmont. Запуск трех проектов в Иркутской области и Хабаровском крае позволит «Полюсу» увеличить производство до 6 млн унций золота к 2030 г., что в два раза больше текущего показателя. Между тем Newmont к 2030 г. рассчитывает нарастить производство на 20%, до 8,3 млн унций. Пока «Полюс» занимает четвертое место по добыче золота в мире с показателем 2,75–2,85 млн унций (после Newmont, а также канадских Barrick и Agnico Eagle) и находится на первом месте в России.
Также в Хабаровском крае на первый квартал 2025 г. намечен запуск второй автоклавной линии Амурского гидрометаллургического комбината (АГМК-2, вторая очередь предприятия) АО «Полиметалл» («Мангазея Майнинг») в Амурском районе. Объем инвестиций в строительство достиг суммы около 61,5 млрд рублей. При этом ранее АГМК-2 предполагалось запустить уже к концу 2024 г. – в мае 2023 г. «Полиметалл» сообщил о переносе запуска второй очереди АГМК на вторую половину 2024 г. в связи с заменой части оборудования.
В ноябре текущего года «Полиметалл» получил разрешение на запуск энергопринимающей установки АГМК-2 для обеспечения объекта электроэнергией. Напомним, что АГМК специализируется на переработке упорных золотосульфидных концентратов методом автоклавного окисления. Проектная производительность предприятия составляет 250–300 тыс. тонн концентрата в год. Вторая линия автоклавного отделения предназначена для переработки дважды упорных концентратов – переработки руд с Нежданинского (Томпонский район Якутии), Майского (Чаунский район Чукотского АО) и Воронцовского (Свердловская область, Краснотурьинский городской округ) месторождений компании.
В Чукотском АО объем добычи золота в январе-октябре текущего года составил 19,9 тонн золота, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Добыча серебра за отчетный период составила 88,2 тонны, что на 8% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Рудное золото на Чукотке производят АО «Чукотская горно-геологическая компания», ООО «Рудник Валунистый», ООО «Канчалано-Амгуэмская площадь», АО «Базовые металлы» (активы Highland Gold), ОАО «Рудник Каральвеем» (УК «Золотые проекты»), ООО ЗК «Майское» (АО «Полиметалл»). Предприятия Highland Gold произвели 12,7 тонн золота (более 60% от всей добычи драгметалла в регионе). ОАО «Рудник Каральвеем» выпустило 1 306 кг, результат ЗК «Майское» составил 3 371 кг. Добычу серебра обеспечивают АО «Чукотская горно-геологическая компания» (77,3 тонн) и ООО «Рудник Валунистый» (6,8 тонн). О добыче серебра также отчитались работающие на россыпях ООО «Трансмагистральстрой», ООО «Артель старателей «Чукотка» и ООО «Гранит».
Стоит отметить, что запуск Баимского горно-обогатительного комбината в Билибинском районе (ООО «ГДК «Баимская», управляющая компания «Рускапитал») на базе золото-медного месторождения Песчанка перенесен с 2028 г. на 2029 г. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 1 трлн рублей, в строительство из этой суммы уже вложено более 250 млрд рублей. В частности, построены взлетно-посадочная полоса, база для водителей в Билибино, закуплена техника для доставки грузов. Продолжаются работы по возведению вахтового поселка на 5 тыс. человек. Среднегодовой объем производства в течение первых десяти полных лет эксплуатации должен составить 300 тыс. тонн меди и 490 тыс. унций золота в год.
Сокращение добычи золота зафиксировано в Амурской области. В январе-октябре в регионе было произведено 15 965 кг золота, что на 17,2% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. В том числе производство рудного драгметалла сократилось на 22,6% (до 8 979 кг), а россыпного – на 9% (до 6 986 кг). Больше всего драгметалла в области производят предприятия группы компаний «Атлас Майнинг» (УГМК). В частности, ООО «Маломырский рудник» выпустило 3 595 кг золота, что на 6,8% меньше, чем за десять месяцев прошлого года. Результат АО «Покровский рудник» составил 2 712 кг, снизившись на 21,7% относительно аналогичного периода годом ранее. ООО «ТЭМИ» произвело 576 кг золота, сократив показатель в 2,7 раз. Напротив, рост своего небольшого производства продемонстрировало ООО «Албынский рудник» - на 11,1%, до 321 кг.
Между тем ООО «Березитовый рудник» (Nordgold) за десять месяцев текущего года выпустило 687 кг золота, снизив объем добычи на 5,8%. Результат АО «Прииск Соловьёвский» составил 2 946,3 кг золота, из них 1 088,3 кг рудного золота. На россыпях лидерами по объему добычи, помимо «Прииска Соловьёвский», являются компании «Маристый», «Хэргу», «Россзолото», «Могот», ЗДП «Зимовичи», ЗДП «Коболдо», «Александровская-1». Известно, что ООО «Маристый» (ООО УК «ХАС Групп») произвело 785,9 кг (рост на 49%), ООО «Россзолото» выпустило 329,9 кг (снижение на 9,3%), результат ООО «Хэргу» составил 455,8 кг (снижение на 2,2%).
Ряд новых проектов горнодобычи планируется реализовать в Забайкальском крае. Компания «Промышленные инвестиции» В.Свиблова рассчитывает инвестировать более 150 млрд рублей в разработку Лугоканского месторождения (Газимуро-Заводский район). Проект включает строительство ГОКа мощностью до 14 млн тонн руды в год. Ресурсная база месторождения составляет более 150 тонн золота, 600 тыс. тонн меди и 1 300 тонн серебра. До конца текущего года ожидается завершение первого этапа строительства ГОКа на Култуминском полиметаллическом месторождении (Газимуро-Заводский район), принадлежащего Highland Gold В.Свиблова. Плановая мощность ГОКа – 13 млн тонн руды в год. Месторождение содержит 820 тыс. тонн меди, 190 тонн золота и 1,4 тыс. тонн серебра.
Между тем «Мангазея Майнинг» рассчитывает к концу 2025 г. увеличить мощность ЗИФ «Наседкино» в Могочинском районе до 2,4 млн тонн руды в год (в первом квартале 2025 г. должен быть достигнут показатель в 1,9 млн тонн в год), что позволит в 2026 г. выйти на уровень производства в 4 тонны золота.
Также ООО «Рудник Апрелково» (UDS Golden Group[1], прежний владелец – Nordgold) планирует получать до 1,5 млн тонн руды в год на месторождении Погромное (Шилкинский район). Компания намерена осуществлять отработку всех остаточных запасов окисленной балансовой и забалансовой руды открытых горных работ. Nordgold вел добычу на руднике в 2007-2017 гг. UDS Golden Group рассчитывает инвестировать в этот проект 967,6 млн рублей. Запасы месторождения оценивались Nordgold в 49 тыс. унций золота.
В сфере добычи алмазов АК «АЛРОСА» рассчитывает в 2025 г. подготовить инвестиционный проект подземной разработки кимберлитовой трубки «Юбилейная» в Мирнинском районе Якутии. Разработку трубки осуществляет Айхальский ГОК (открытым способом). Производительность карьера составляет 5,2 млн тонн руды в год. Балансовые запасы по трубке «Юбилейная» (по состоянию для открытой и подземной отработки) оцениваются в 105,89 млн карат алмазов. Забалансовые запасы составляют 28,45 млн карат.
Однако «АЛРОСА» сообщила о планах временно остановить работу на менее рентабельных месторождениях в 2025 г., что связано со снижением второй год подряд цен на алмазы на мировом рынке и с санкционными запретами на поставку российских алмазов (в страны G8, Евросоюз). Глава компании П.Маринычев назвал оптимизационные мероприятия необходимыми для снижения затрат.
В «АЛРОСА» не уточняли возможные объекты для оптимизации. Среди активов наиболее бедными рудами отличаются россыпные месторождения компании «Алмазы Анабара» - 0,2 карата на тонну (в среднем на активах – 1,5 карата). Доля «Алмазов Анабара» в общем производстве «АЛРОСА» составляет лишь около 4%. Не исключено, что производство алмазов приостановят именно «Алмазы Анабара». При этом горно-обогатительные комбинаты компании (их шесть) должны продолжить работу. Накопленные запасы «АЛРОСА» оцениваются в 12-13 млн карат.
В начале ноября текущего года стоимость бриллиантов на мировом рынке снизилась до максимально низких значений с 2015 г., на что повлиял избыток алмазного сырья. По итогам первой половины 2024 г. выручка «АЛРОСА» сократилась на 4,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 179,46 млрд рублей, операционная прибыль снизилась в 1,94 раза, до 37,83 млрд рублей. Сокращение чистой прибыли «АЛРОСА» за полгода составило 34%, до 36,62 млрд рублей. Напомним, что по итогам 2023 г. добыча «АЛРОСА» снизилась на 2,8% относительно 2022 г., составив 34,6 млн карат. По итогам текущего года «АЛРОСА» намерена выпустить 33 млн карат, что на 4,6% меньше, чем годом ранее.
Мировой лидер по объемам огранки, Индия (90% огранки в мире), в сентябре 2024 г. снизила импорт алмазов из России почти в 25 раз, до 37 тыс. карат и в 74 раза в стоимостном отношении, до 1,5 млн долларов. В стране на фоне избытка запасов намерены снижать импорт по крайней мере до конца текущего года. Суммарный ввоз драгоценных камней из других стран в Индию в сентябре снизился на 23%, до 1,43 млн карат. Ожидается и общее сокращение объема предложения алмазов на мировом рынке в ближайшие десять лет на 10%, до 110-120 млн карат.
Стоит отметить, что «Алмазы Анабара» намерены развивать добычу золота и к 2030 г. выйти на годовой показатель объема в 3,2 тонны драгметалла, после ввода ЗИФ на Дегдеканском месторождении в Магаданской области (приобретено в 2024 г.). Разведанные запасы месторождения оцениваются в 100 тонн золота. Его ввод в эксплуатацию намечен на 2029 г. Также в 2025 г. «Алмазы Анабара» рассчитывают приступить к опытно-промышленной разработке россыпного золота месторождения Хаптасыннах-2 в Якутии, которая будет проводиться параллельно с разведочными работами и подсчетом запасов. Работы будут вестись в рамках проекта «Золотодобыча на россыпных месторождениях Хаптасыннах-2 и Бороску-Унгуохтах». Суммарные запасы по двум участкам составляют 786,6 кг драгметалла (С1+С2).
В Еврейской АО продолжается снижение производства железной руды. За январь-октябрь 2024 г. погрузка железной руды на ДВЖД в Еврейской АО составила 1,9 млн тонн, что на 9,7% меньше, чем за десять месяцев прошлого года. Освоением железорудных месторождений в регионе занимается IRC Ltd, железорудный концентрат производится на горно-обогатительном комбинате на базе Кимканского и Сутарского железорудных месторождений (ООО «Кимкано-Сутарский ГОК»). В настоящее время недропользователь реализует проект по строительству рудника на Сутарском месторождении, запасы которого составляют 491,2 млн тонн руды. Необходимость реализации проекта связана с истощением запасов на Кимканском месторождении. Железорудный концентрат поступает на экспорт в Китай.
В Якутии входящее в «Мечел» ООО «Якутская рудная компания» с начала эксплуатации в апреле 2023 г. к концу августа текущего года добыло свыше 520 тыс. тонн железной руды на Сиваглинском месторождении (Нерюнгринский район). С 2024 г. проект должен выйти на проектную мощность в 1,2 млн тонн руды. К 2035 г. компания оценивает уровень добычи на месторождении в 3,5 млн тонн руды.
В Забайкальском крае АО «Висмут» («ГеоПроМайнинг» Р.Троценко) планирует в 2025 г. запустить в эксплуатацию ГОК на железорудном месторождении Железный кряж (Калганский район). Мощность предприятия должна составить 2,5 млн тонн железной и 850 тыс. тонн золотосодержащей руды. Запасы месторождения – 18,5 тонн золота, 2,4 тонны серебра, 28,2 млн тонн железной руды и 13 110 кг забалансовых запасов висмута. Объем инвестиций в проект оценивается в 7,9 млрд рублей.
Тем временем в правительстве вернулись к вопросу освоения крупного месторождения редкоземельных металлов – Томторского в Якутии (Оленёкский район). В ноябре президент РФ В.Путин в ходе встречи с первым вице-премьером Д.Мантуровым поручил решить вопрос о реализации проекта освоения Томторского месторождения. Со своей стороны Д.Мантуров в качестве основной проблемы проекта назвал поиск наиболее подходящей технологии.
К 2023 г. на месторождении в полном объеме завершены геологоразведочные работы, госкомиссией по запасам утверждены запасы полезных ископаемых. Прогнозные ресурсы Томтора составляют 1 640,389 тыс. тонн редкоземельных металлов (скандия, ниобия и др.), что делает его одним из крупнейших в мире. Также оно характеризуется значительными запасами фосфора и железа.
Лицензией на разработку Томтора владеет ООО «Восток Инжиниринг» (дочерняя компания ООО «ТриАрк Майнинг»[2]), но не исключена национализация актива и смена собственника, которым может стать структура «Роснефти». Ранее глава НК «Роснефть» И.Сечин выступил с поддержкой передачи судостроительного комплекса «Звезда» (Приморский край) «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) и предложил направить высвобождающиеся средства «Роснефтегаза» на освоение Томторского месторождения. Глава Якутии А.Николаев со своей стороны заявлял о проблемах неэффективного управления месторождениями редкоземельных металлов.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Ижевск, учредители – крупный удмуртский бизнесмен А.Чулкин, ООО «Райз» (Магадан).
[2] 90,91% компании-оператора проекта контролируют менеджеры группы «ИСТ» В.Ресин и А.Алешин. Ранее в проекте участвовал «Ростех» через СП с группой «ИСТ», но в 2019 г. госкорпорация вышла из проекта.