Специалисты ВТБ выявили новую мошенническую схему, по сценарию которой преступники начали арендовать банковские карты у своих «подрядчиков», известных как дропы, для вывода похищенных средств. Ранее мошенники приобретали карты, совершали необходимые транзакции и затем избавлялись от них. Теперь они пытаются переложить ответственность на первоначальных владельцев карт, делая их соучастниками преступления.
Чтобы получить доступ к средствам жертв, злоумышленники используют сторонние банковские счета и карты, а также данные для входа в банковские приложения. Эти карты становятся «безопасными счетами», на которые преступники просят перевести деньги. В таких схемах мошенники предпочитают использовать карты, арендованные у дропов, убеждая людей временно передать свои карты и доступы к личным кабинетам.
Представители ВТБ пояснили, что термин «дроп» является стихийным сленгом, и многие не осознают, кого им обозначают и какие риски связаны с такой деятельностью. Мошенники активно используют это незнание, убеждая потенциальных дропов в безопасности передачи банковской карты и доступа к банковским сервисам, обещая легкий и законный заработок. Они отметили, что злоумышленникам гораздо проще убедить добросовестного человека временно передать свою карту, чем продать её. Однако такие действия несут множество рисков, начиная от попадания в черные списки банков и заканчивая соучастием в уголовном преступлении.
По словам Дмитрия Ревякина, начальника управления защиты корпоративных интересов ВТБ, пользователи, предоставившие свои карты мошенникам, могут лишиться возможности пользоваться банковскими картами и приложениями в будущем. Он также добавил, что многие дропы не осознают, что сами могут стать жертвами: получив доступ к их данным, злоумышленники могут оформить на них кредиты и оставить их с долгами.
ВТБ также сообщила, что в банке была внедрена система мониторинга активности дропов, позволяющая выявлять их деятельность до того, как на их счета поступят похищенные средства. В 2023 году система позволила задержать на счетах более 1 млрд рублей, украденных как у клиентов ВТБ, так и у других банков.
После отмены льготной ипотеки с господдержкой продажи в новостройках Владивостока падают, а вторичный рынок, по словам риелторов, «закончился», так как ставка выше 19 процентов годовых покупателям не по карману. Что будет с ценами на недвижимость, и можно ли сегодня сэкономить при покупке квартиры — в материале EastRussia.
Ажиотаж сменился затишьем
В июле количество сделок по ипотеке резко снизилось, сообщают риелторы. При этом июнь отметился ажиотажем – покупатели спешили успеть в последний вагон льготной ипотеки с господдержкой под 8% годовых, которая прекратила своё действие 1 июля. Удалось это не всем. Многие банки свернули программу раньше, и даже те кредиты, которые предварительно получили одобрение, так и не были оформлены.
«В нашем регионе на льготную ипотеку с господдержкой приходилось 15-20 процентов от общего количества сделок. По понятным причинам, в июне спрос вырос. Сейчас мы наблюдаем обратную ситуацию, и я думаю, что в ближайшие два месяца сделок станет ещё меньше», — комментирует директор АН «Городской риэлторский центр» Сергей Косиков.
Покупатель, желающий оформить ипотечный кредит, столкнулся с новыми неприятными реалиями. Рынок новостроек предлагает варианты на любой вкус — по данным ДОМ.рф, на продажу в Приморье выставлены 2,3 млн кв. метров жилья. Вот только денег населению не хватает.
Льготная ипотека, которая давала возможность практически любому гражданину РФ получить кредит под 8 процентов годовых, больше не работает. Условия по семейной ипотеке ужесточились: теперь оформить её могут только семьи с ребёнком до 6 лет или ребёнком-инвалидом до 18 лет. Дальневосточная ипотека имеет возрастные ограничения до 36 лет. А рыночные ставки по жилищным кредитам превышают 19-20 процентов. Например, чтобы приобрести в ипотеку скромную однушку за 5 млн со ставкой 21,1 процента и первоначальным взносом 30 процентов, нужно получать доход не меньше 80 тысяч рублей. При сумме кредита 3,5 млн рублей и сроке выплат 20 лет ежемесячный платёж составит порядка 62 тысяч рублей. Такие цифры показывает ипотечный калькулятор. А если квартира стоит, например, 7 млн рублей, то ежемесячный платёж превысит 100 тысяч рублей.
«По этой причине ипотека на вторичное жильё практически закончилась. При ставках 17 процентов годовых сделки ещё заключались, но 20 процентов – это уже психологический порог, который очень сложно перешагнуть», - комментирует Сергей Косиков.
Сейчас многие покупатели займут выжидательную позицию и будут следить за ключевой ставкой Центробанка, считают эксперты. По оптимистичным прогнозам, через год-два, в крайнем случае, три она может вернуться к прежним значениям 10-12 процентов годовых. Соответственно, ипотечные ставки тоже снизятся.
Можно ли сэкономить
И здесь возникает вопрос о том, как снизить финансовую нагрузку при покупке квартиры уже сегодня. Риелторы отмечают, что варианты есть.
«Застройщики стали активнее использовать инструменты для мотивации покупателя. Это и рассрочки, в том числе на первоначальный взнос, кто-то даже предлагает сделки без первоначального взноса. Плюс различные акции при покупке квартиры. Кстати, всё это говорит о том, что в ближайшее время цены на квартиры расти не будут», — комментирует Сергей Косиков.
Многие застройщики предлагают траншевую ипотеку. В таких объектах, как ЖК «Беринг», «Исторический», «Маклей», «Стрижи» доступна оплата кредита траншами. Первый транш может быть крупным – вплоть до 30 процентов от стоимости квартиры, или символическим – всего 1 рубль. Однако такие послабления действуют только на срок реализации проекта, потом заёмщик начинает вносить основные платежи в обычном порядке. Траншевая ипотека – это отличная возможность выиграть время и деньги до ввода объекта в эксплуатацию. Но суммы сделки она не снижает.
Некоторые компании так же предлагают покупку квартиры в рассрочку под умеренный процент. В этом случае стоимость жилья разбивают на несколько частей. Подразумевается низкая переплата, но и срок выплат короткий, поэтому такой вариант бюджетным не назовёшь. Застройщики Владивостока готовы предоставлять рассрочку на 2-5 лет. И пока таких предложений на рынке не много, отмечает директор ООО «Эскадра менеджмент» Евгений Павликов.
«Есть очень ограниченный пул застройщиков, которые предлагают рассрочку — как правило, на срок, не превышающий временной цикл реализации проекта. Что касается объектов нашей компании, по некоторым из них можно оформить рассрочку на 5 лет, начиная с даты заключения договора. Рассрочка не беспроцентная и предполагает примерно 5 процентов годовых», — рассказал Евгений Павликов.
В агентстве недвижимости «Башни» посоветовали следить за скидками. «Квадратный метр растёт в цене практически каждый месяц, и можно запросить у застройщика хорошую скидку. Особенно если квартира недешёвая и с ремонтом, в некоторых компаниях готовы скинуть цену, к примеру, на каждый четвёртый квадратный метр или вообще предоставить его в подарок. Нужно анализировать рынок, потому что конкуренция сейчас большая, и компании стараются быть лояльными», — сообщил представитель агентства.
По его словам, сегодня застройщики также готовы согласовывать более длительные брони. Сроки бронирования могут достигать месяца и даже трёх, пока клиент не получит одобрение по ипотеке.
Генеральный директор компании «СЗ "ДаВинчи Групп"» Алексей Исаков напоминает, что ипотека — достаточно гибкий инструмент. Уже оформившие кредит граждане могут рефинансировать его после снижения ключевой ставки Центробанка, изменить условия платежей и при желании перейти в другой банк.
«Рефинансирование — это реальная возможность уменьшить как ежемесячный платёж, так и общий объём выплат по ипотеке. И ею стоит воспользоваться после снижения ключевой ставки, которое, я думаю, произойдёт через год-два», - комментирует Алексей Исаков.
Однако в сухом остатке получается, что возможности для реальной экономии очень незначительные. Траншевая ипотека — это временная отсрочка платежей. Рассрочка обязывает выплатить стоимость квартиры за короткий срок. Скидки на действительно ликвидное жильё — явление редкое. Да и в некоторых случаях, казалось бы, проявляя лояльность, застройщики ведут себя недобросовестно. С одной стороны, они могут предлагать выгодные условия сделки, с другой, вводить покупателя в заблуждение относительно стоимости недвижимости и переплат. Для этого явления даже подобрали специальный термин – мисселинг или недобросовестная практика продаж.
Ипотечный разворот
И здесь возникает вопрос, что же будут делать застройщики сегодня, когда объём непроданной площади в новостройках Приморья достиг рекордных 59 процентов - больше 1,6 млн кв. метров жилья.
«Через год-два будут другие ставки, и мы спокойно продолжим жить дальше, просто цены на квартиры вырастут», — считает Сергей Косиков.
По словам Евгения Павликова, ожидания самые оптимистичные.
«Понятно, что есть определенный спад продаж. Те, кто планировали купить квартиру по льготной ипотеке с господдержкой или были очень близки к этому, мобилизовали все ресурсы и вышли на сделку в июне. Соответственно, июнь показал достаточно серьёзный всплеск регистраций и сделок по объектам. Сейчас только первый месяц после отмены программы льготной ипотеки, и рынок адаптируется. Но в любом случае, мы находимся на Дальнем Востоке, где максимальное количество сделок заключается по дальневосточной ипотеке. Плюс семейная ипотека действует до 2030 года, так что поддержка у застройщиков есть», — комментирует он.
При этом заморозки проектов ожидать не стоит, так как застройщик должен проделать глобальную работу, чтобы вывести объект на рынок, уверен собеседник.
«Цикл вывода нового проекта к реализации очень длительный и может занимать 3-3,5 года, учитывая нововведения. Например, застройщики должны согласовывать облик здания — раньше этого не было. Есть проекты, которые начинались 2-3 года назад. Конечно, сейчас их будут активно выводить на рынок. Если же говорить о приобретении новых участков или увеличении земельного банка, возможно, кто-то поставит эти вопросы на паузу», — прогнозирует Евгений Павликов.
Глава «ИСК Система» Алишер Аббасов отметил, что недвижимости бизнес-класса изменения коснутся меньше всего, так как льготная ипотека была ограничена максимальной суммой кредита 6 млн рублей. В то же время сумму дальневосточной ипотеки увеличили до 9 млн рублей за жильё больше 60 кв. метров, а список адресатов программы пополнили врачи, военные и другие категории граждан. Так что у девелоперов остались точки опоры.
Не больше пяти процентов
Интересно, что никто из риелторов и застройщиков не ожидает серьёзного снижения цен. «Максимум 5 процентов, и то локально».
«Во-первых, бизнес-модель проекта согласована с банком. Банк предоставил деньги на строительство и не даст серьёзно снизить цены. Во-вторых, есть ещё и рыночная составляющая — к сожалению, себестоимость строительства растёт. Сюда входит и оплата труда, учитывая, что приток иностранной рабочей силы ограничен, и стройматериалы. По разным оценкам, себестоимость стройматериалов за последние два года выросла на 60-70 процентов. Так что на рынке возможна небольшая стагнация, но думаю, что снижения цен больше, чем на пять процентов, мы не увидим», — считает Алексей Исаков.
Также акцент в продажах сместится на более маленькие квартиры, полагает он.
Сергей Косиков напоминает, что девелоперам не впервой сталкиваться со сложностями.
«Мы прошли четыре кризиса. Ставку 20-25 процентов я видел два раза как минимум. Рынок переживал потрясения в 2022 году, в январе 2015 года и в 2008-м. Так что всё, что будет завтра, примерно понятно», — комментирует эксперт.
Отметим, что в Приморье строится 2,3 млн квартир, больше половины из них — однокомнатные. По краю стоимость квадратного метра в новостройках составила 154 тысячи рублей, а во Владивостоке превышает 170 тысяч рублей.
О ходе интеграции ВТБ и банка «Открытие» в Хабаровском крае, о приоритетах в работе и планах на будущее рассказал в интервью EastRussia единый бизнес-лидер банков ВТБ и Открытие в Хабаровском крае – вице-президент Евгений Орлов
— Расскажите, пожалуйста, о текущем состоянии интеграции ВТБ и банка «Открытие» в Хабаровском крае. Какие шаги уже предприняты?
— Интеграция ВТБ и «Открытия» — это масштабный и комплексный процесс, который требует большого внимания к деталям. Подобных слияний в российской банковской системе еще не было – ведь мы говорим о кредитных организациях из первой десятки на рынке. Если мерить деньгами, можно проиллюстрировать так — на конец прошлого года совокупные активы группы ВТБ с учетом банка «Открытие» составляли 29,4 трлн рублей, а доля группы в активах российской банковской системы — 17,5%.
В декабре 2023 года объединили в единую сеть банкоматы ВТБ, «Открытия» и РНКБ, затем клиентам «Открытия» дали доступ к продуктам ВТБ – кредитам, вкладам, дебетовым картам. Если говорить про текущую ситуацию, то в мае-июне клиенты банка «Открытие» начали активно переводить свои карты, вклады и кредиты в ВТБ. Нам удалось успешно организовать «бесшовный» онлайн-переход для розничных клиентов «Открытия» — без визита в офис. Эта процедура происходит в интернет-банке и мобильном приложении, что делает процесс максимально удобным и безопасным.
— Всем ли удобен «онлайн» вариант перехода? Как вы обеспечиваете его безопасность?
— Для нас очень важно, чтобы процесс интеграции был максимально комфортным для всех клиентов. Мы подумали, конечно, и о людях старшего поколения, которые предпочитают личное обращение. Они могут получить всю нужную информацию и помощь в офисах ВТБ. Менеджеры ответят на вопросы, помогут совершить действия, необходимые для перехода.
Сейчас, кстати, уже началась смена вывесок на офисах «Открытия». Большинство этих офисов в Хабаровском крае сохранятся для удобства клиентов и продолжат свою работу под брендом ВТБ.
Безопасность перехода клиентов – под нашим постоянным контролем. Команды специалистов обоих банков провели скрупулёзную интеграцию всех IT-систем. Разработали и архитектуру миграции, и маршруты клиентских путей, согласовали единые процессы контроля инцидентов «Открытия» и ВТБ. Словом, сделали всё для того, чтобы переход клиентов «Открытия» в ВТБ прошёл максимально безопасно и гладко, с соблюдением строжайших стандартов конфиденциальности.
— Какие преимущества получат клиенты «Открытия» после перехода в ВТБ?
— Одна из главных задач интеграции заключается в том, чтобы обеспечить клиентов банка «Открытие» не просто аналогичными, но и более выгодными продуктами и сервисами. После перехода в ВТБ клиенты «Открытия» получат доступ к более широкой линейке предложений, например, к программе льготного ипотечного кредитования. Мы предложим более высокие ставки по накопительным счетам и надбавки за перевод пенсий в ВТБ. В ближайшее время в ВТБ появятся и кобрендовые карты, которые были популярны у клиентов банка «Открытие». Премиальные клиенты смогут воспользоваться пакетом услуг «Привилегия».
И конечно, ВТБ гарантирует сохранение всех условий по действующим кредитным договорам и депозитам до конца их срока.
— А как организовали переход корпоративных клиентов?
Средний и малый бизнес – очень гибкий, но при этом требовательный сегмент, который ценит свое время, старается минимизировать издержки. Мы постарались это учесть и подготовили для корпоративных клиентов свой вариант цифрового перехода и спецпредложения.
За несколько кликов в интернет-банке «Открытия» клиенты могут открыть новый счет на Бизнес Платформе ВТБ и сразу же получить доступ к персонализированному набору продуктов и специальным условиям, включая три месяца бесплатного обслуживания в рамках выбранного пакета услуг.
Бизнес Платформа ВТБ – это цифровая экосистема, которая включает более 80 самых востребованных продуктов и услуг для бизнеса, в том числе 20 предложений от банка «Открытие».
— Какое значение имеет эта интеграция для позиции ВТБ в регионе?
— Интеграция укрепит позиции группы ВТБ в Хабаровском крае. По итогам первого полугодия 2024 года наш кредитный портфель в регионе в сегменте среднего и малого бизнеса составил 41,1 млрд рублей. Розничный кредитный портфель прибавил 13% и составил 119,6 млрд рублей, ресурсы частных клиентов выросли на 14%, до 102,7 млрд рублей.
— Какие дальнейшие планы у ВТБ по интеграции и развитию бизнеса в Хабаровском крае?
— Расти! Мы планируем расти по всем направлениям, завершить интеграцию с банком «Открытие» до конца 2024 года, расширять свою сеть в регионе, открывая новые отделения в населенных пунктах с численностью жителей от 20 тысяч человек. Это часть новой трехлетней стратегии ВТБ. Недавно открыли новую, четвертую точку обслуживания в Комсомольске-на-Амуре – на территории Амурского судостроительного завода. В ней смогут обслуживаться 3 тысячи сотрудников предприятия.
Также мы уделяем большое внимание развитию цифровых сервисов и курьерской доставки – это важно для маломобильных пользователей, людей старшего возраста. Сегодня доставка доступна в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, в следующем году к ним добавятся новые города.
Надо сказать, что наши клиенты — и уже активные, и потенциальные — видят нашу работу и голосуют за нас «ногами». В прошлом году число активных розничных клиентов у ВТБ в Хабаровском крае выросло на 19,4 тысячи человек. Судя по динамике первого полугодия, цифра по итогам этого года будет больше.
Пенсионные продукты НПФ предназначены именно для того, чтобы формировать накопления в течение длительного срока. На пенсии-то мы рассчитываем жить долго, соответственно откладывать на этот период нужно не один или два года, а 10-15 лет. Сегодня накопления на пенсию надежно защищены – застрахованы Агентством по страхованию вкладов по аналогии с банковскими вкладами, но на более крупную сумму - 2,8 млн рублей.
Исторический опыт показывает, что доходность, которую получают НПФ, инвестируя накопления в надежные ценные бумаги, на длинном горизонте обгоняет инфляцию. То есть, накопления не обесцениваются и даже, напротив, прирастают, хоть и не большими темпами. Отсюда можно сделать вывод, что копить в негосударственном фонде выгодно.
С другой стороны, популярность НПФ среди населения остается пока невысокой, в том числе из-за практики незаконных переводов между разными фондами в прошлом. Совсем недавно еще одна жительница Магадана подала иск о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании от 2018 года.
Подобные истории о незаконных переводах пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ или из одного частного фонда в другой были характерны для 2016-2018 годов. Недобросовестные пенсионные агенты пользовались пробелами в законодательстве, чтобы зарабатывать комиссионное вознаграждение за каждого нового клиента – ведь НПФ, принимающий клиента, не был осведомлен об отсутствии его согласия на перевод.
Проблема незаконных переводов была решена на государственном уровне еще 5 лет назад, что позволило сделать рынок более прозрачным:
– с начала 2019 года НПФ стали получать информацию о клиентах, решивших сменить фонд. Это позволило выяснять у клиента действительность его намерений;
– НПФ, привлекающий клиента, стал обязан информировать его о возможных потерях инвестдохода при досрочном переходе (речь идет о том, что менять страховщика без потери инвестдохода можно не чаще, чем раз в 5 лет);
– заявление о намерении перейти из НПФ в НПФ или СФР застрахованный должен подавать до 1 декабря текущего года в территориальный орган СФР лично либо в электронной форме через портал «Госуслуги»;
– привлечение агентов для перевода средств пенсионных накоплений теперь запрещено на законодательном уровне;
– с 11 декабря 2023 года обращения в связи с незаконными переводами пенсионных накоплений можно урегулировать в досудебном порядке – с помощью финансового уполномоченного. Его решения обязательны для исполнения фондами.
В результате принятых государством мер на пенсионном рынке остались только проверенные и надежные участники. Они нацелены на то, чтобы добиться доверия граждан. Например, один из крупнейших в России частных пенсионных фондов «Будущее» ещё до радикальных законодательных изменений изменил бизнес-стратегию, фокусируясь на оздоровлении инвестиционного портфеля, повышение его доходности, а также полностью отказался от работы с посредниками.
«В 2014-2018 годы незаконные переводы были проблемой. Пострадали не только граждане, но и пенсионные фонды, репутации которых был нанесен ущерб. С тех пор в России изменились законодательные требования к деятельности НПФ, рынок претерпел серьезные изменения, и фактически на нём сегодня работают только надежные участники. Очень важно донести это до граждан – формировать свои сбережения в негосударственных пенсионных фондах можно выгодно и безопасно», – рассказали в НПФ «Будущее», который входит в ТОП-10 крупнейших НПФ России. Сегодня клиентами фонда являются более 4 млн граждан, из них 20 тысяч человек уже получают дополнительную негосударственную пенсию.
По данным ЦБ, более 36 млн человек доверяют НПФ свои пенсионные накопления в рамках ОПС (обязательное пенсионное страхование) и 6 млн человек являются клиентами по НПО (негосударственное пенсионное обеспечение, т.е. делают самостоятельные отчисления на специальный пенсионный счет или принимают участие в корпоративных пенсионных программах работодателей).
У пенсионных продуктов НПФ есть свои преимущества, о которых мы упоминали выше: они нацелены именно на долгосрочные накопления к какому-то событию в жизни, в том числе к выходу на пенсию, и застрахованы государством. По информации Банк России, доходность вложений пенсионных накоплений в НПФ за девять месяцев 2023 года составила 10,9% годовых. Она третий квартал подряд в этом году опережает показатели инвестирования пенсионных накоплений СФР. Это связано с наличием в портфелях НПФ акций, которые оказались более прибыльными в этот период. Доходность размещения пенсионных резервов НПФ — 10,1% годовых. Инфляция в этот период была на уровне 6,2% годовых.
В добровольных накоплениях более гибкие и условия для клиентов: формировать сбережения можно, начиная с любого возраста старше 18 лет, сумма и частота регулярных взносов определяется клиентом самостоятельно, как и срок выплат накопленных средств.
С 2024 года НПФ будут реализовывать программу долгосрочных сбережений (ПДС). В новом сберегательном продукте помимо вышеперечисленных преимуществ заложены еще и уникальные для финансового рынка преференции – например, софинансирование государством взносов участника программы.
Словом, инструментов для того, чтобы создать для себя финансовый запас на будущее, хватает, главное, не принимать скоропалительных решений, изучить продукты, почитать отзывы и сделать правильный выбор.
– Андрей Александрович, искусственный интеллект уже является неотъемлемой частью жизни. Сбер занимает лидирующие места в этой сфере в нашей стране. Как банк развивает ИИ, какие решения уже применяются в работе?
– Сначала хотелось бы немного очертить само понятие интеллекта, чтобы у нас была общая платформа для обсуждения. Мне нравится вот такая формулировка: «интеллект – это способность решать сложные задачи» из книги Макса Тегмарка «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта». Такой посыл, как раз-таки хорошо связывается с искусственным интеллектом – это такая искусственная, а не природная, врожденная способность решать сложные задачи.
Есть, конечно, и другие определения, но это, на мой взгляд, самое универсальное и актуальное. Сейчас вся страна решает самые разнообразные сложные задачи, и одна из центральных – это ускоренное развитие Дальнего Востока, тот самый «разворот на Восток». Эта задача имеет много аспектов – социальный, логистический, инфраструктурный, экологический. И по всем этим направлениям идёт активная работа, в том числе с применением ИИ Сбера. Причём это не абстрактные какие-то вещи, а то, что жители Дальнего Востока уже могут ощутить на себе.
Медицинские алгоритмы, использующие технологии искусственного интеллекта внедрены в диагностику лечебных учреждений Дальнего Востока – это, например, система, определяющая степень и тяжесть поражения легких при пневмонии, вызванной COVID-19. Другая модель «КТ Инсульт» выявляет признаки острого нарушения мозгового кровообращения и объем повреждения головного мозга.
В прошлом году Сбер совместно с ДВФУ открыл Дальневосточный центр Искусственного интеллекта. Здесь идут исследования сразу по нескольким направлениям – это и поиск решения проблемы мониторинга и прогнозирования токсичных «красных приливов». Это природное явление вызвано активной фазой цветения микроводорослей, во время которой в морскую воду выделяются токсины, губительные для морских гидробионтов. Недавний пример – массовая гибель морских животных на Камчатке в 2020-м году.
Ещё одна команда специалистов занимается оптимизацией портовой логистики. Модель на базе ИИ прошла обучение на основе данных прошлых лет, и теперь разрабатывается система, которая повысит производительность порта за счёт новых алгоритмов.
Если же говорить про использование ИИ непосредственно в банковских технологиях Сбера, то самое активное применение искусственный интеллект находит в кредитном скоринге, то есть в оценке платежеспособности лица, желающего получить кредит. В этом случае ИИ в считанные секунды обрабатывает большой объем данных, анализирует тысячи параметров и принимает решение.
– То есть непосредственно в цепочке процессов по выдаче потребительского кредита сейчас люди принимают участие?
– Нет. Здесь уже точно нет. Люди задействованы только в доработке модели ИИ, которая принимает решение. Но надо подчеркнуть, что так работает система выдачи обычных потребительских кредитов.
Когда мы говорим о кредитах бизнесу, то там мнение экспертов пока играет весомую роль, хотя мы движемся к тому, чтобы и здесь максимально задействовать ИИ. У нас есть внутри такой продукт: «Кредит за 7 минут», когда он будет готов – все решения по корпоративному клиенту будут приниматься за эти семь минут. Конечно, если это не сложные проекты, когда речь о миллиардах.
Выдачей кредитов использование ИИ, конечно, не исчерпывается. Мы во многих своих бизнес-процессах применяем модели, созданные с помощью искусственного интеллекта: от поиска недвижимости и проведения сделок, до внедрения ИИ в работу чат-бота, который анализирует речь, классифицирует обращения к виртуальным ассистентам, верифицирует сканы документов. Такой подход повысил количество решаемых при первом обращении вопросов клиентов на 20% в год – если сравнивать с предыдущим годом.
Так, например, по итогам 2022 года суммарный экономический эффект от внедрения технологий ИИ в процесс обслуживания корпоративных клиентов в контактном центре составил 260 млн рублей.
– Денежные вопросы весьма чувствительны, откуда берётся уверенность в надёжности ИИ, когда речь идёт о личных или корпоративных финансах?
– Прежде чем система на базе искусственного интеллекта начинает работать, её верифицируют эксперты. Проводится серия тестов, которые моделируют различные ситуации. В изолированном режиме ИИ решает задачи из повседневной практики, все его шаги и принятые решения анализируются затем людьми. И только после многократного контроля ИИ «выходит в свет». Но и после этого внимание к подобным инструментам не ослабевает. Модели постоянно дорабатываются.
– Не реже чем истории про искусственный интеллект в соцсетях, блогах, новостных лентах появляются сообщения о мошенниках, которые лишают граждан их сбережений. Какую работу ведет Сбер в этом направлении?
– У нас есть служба кибербезопасности, которая работает в режиме «24 на 7». Она постоянно дополняет свой арсенал самыми разными способами защиты клиентов, банка, его отдельных технологий. Кроме этого мы проводим учения на тестовых системах с имитацией атак и поиском способов по их отражению.
В прошлом году – в 2022-м – банк успешно отразил 490 DDoS-атак и предотвратил потерю 173,1 миллиарда рублей нашими клиентами от разного вида мошенничества.
Есть и для клиентов инструменты, с помощью которых они могут потренировать свои знания на кибертренажерах, а также получить информацию о распространенных уловках мошенников. Это можно сделать с помощью виртуальных ассистентов «Салют»: например, подборка материалов по киберграмотности открывается фразой «Запусти кибербезопасность», симулятор «Мошенничество с оформлением кредита» – фразой «Запусти симулятор «Мошенничество с кредитом» и так далее. В результате 50 миллионов клиентов воспользовались сервисами кибербезопасности в «СберБанк Онлайн» в прошлом году.
– У Сбера много разработок, не только в сфере ИИ. Они предназначены только для собственных нужд или позволяете использовать их другим?
– Сбер является федеральным центром компетенций по внедрению искусственного интеллекта в стране в целом, поэтому мы делимся своим опытом, идеями, наработками и с властями, и с образовательными учреждениями, и с клиентами.
Есть широкий фронт кооперации, когда мы говорим в принципе про цифровизацию бизнеса. В нашем арсенале мощный инструментарий облачных решений.
Предлагаем мы нашим партнёрам и клиентам готовые софтверные решения, например, программу – HR-платформу «Пульс». Список решений для бизнеса обширен – это и продукты, с помощью которых можно организовать цифровое рабочее место, безопасные видеоконференции и сервисы в области продаж, общения с клиентами.
У нас есть подразделение, которое называется «Подразделение цифровой трансформации клиентов». Мы делаем ежегодно проекты для них. Так, в прошлом году только на Дальнем Востоке реализовали 26 проектов в сфере сельского хозяйства, в сфере рыбной отрасли и в других отраслях.
Мы располагаем решениями ИИ для медицины, которые уже успешно применяются в медицинских организациях – про некоторые я уже упомянул, но есть и такой продукт как «Цифровой ФАП». Это аппаратно-программный комплекс с интегрированными сервисами на основе искусственного интеллекта и позволяющий проводить первый этап диспансеризации в труднодоступных населенных пунктах, и ИИ-сервисы, которые помогают врачам ставить предварительный диагноз и могут обрабатывать результаты КТ, рентгена, ЭКГ. На Дальнем Востоке это крайне востребованная вещь.
Предлагаем также продукт Voice2Med, который способен избавить врача от бумажной волокиты. Система слушает разговор медицинского сотрудника с пациентом и сразу же делает записи в карточку: анамнез болезни, диагноз.
Мы делимся с клиентами своим собственным опытом, разработками и делаем это как сервис: предоставляем возможность партнёру выбрать необходимый ему функционал. Часто бывает так, что компания-партнёр лишь смутно представляет себе возможности цифровизации своего бизнеса. Мы помогаем и на самых начальных стадиях – проводится анализ бизнес-процессов, они раскладываются на отдельные этапы и шаги. Затем они автоматизируются – для этого либо используется какое-то готовое решение, либо создаётся новый продукт. Клиенты все разные – но мы находим общий язык и решения со всеми.
– К слову, про разных клиентов. Региональные власти ведь тоже клиенты? Как Сбер сотрудничает с ними?
– Безусловно, движение сейчас идёт по всем фронтам и через федеральные органы исполнительной власти, и через региональные с использованием компетенций, которые есть у нас. Рассказываем про возможности в решении определенных задач, где мы можем помочь, имеем нужный опыт.
У нас есть соглашения о сотрудничестве в сфере цифровизации как с субъектами ДФО, так и с отдельными муниципальными образованиями – например с администрацией Владивостока. Договор предусматривает реализацию на территории столицы ДФО инвестпроектов, цифровизацию систем управления городским хозяйством, инфраструктурное развитие города. Из конкретных примеров могу назвать внедрение системы безналичной оплаты услуг общественного транспорта на территории Владивостока.
С Сахалином сейчас работаем по направлению достижения «безуглеродного» статуса региона. С Приморьем работаем, в том числе по разработке модели рыбодобычи – чтобы и промысел был, и экология сохранялась.
Кроме того, планируем в этом году провести так называемые «дизайн-сессии» по применению искусственного интеллекта. С одной стороны, надо понять, что больше всего «болит», а с другой стороны, предложить готовые модели, в случае необходимости адаптировать их или даже создать с нуля. Масштаб работы огромен, но накопленный Сбером опыт даёт все основания полагать, что поставленные задачи будут решены.
Почти год назад Хабаровский край стал участником федерального проекта «Чистый воздух». В него включили Комсомольск-на-Амуре и Чегдомын: первый называют промышленным сердцем региона, второй – сердцем угледобывающей отрасли. Как продвинулась работа по измерению и снижению вредных выбросов в атмосферу за это время? И когда ждать эффект?
Суть эксперимента
Федеральный эксперимент по квотированию загрязняющих атмосферу выбросов запустили в России пять лет назад – в 2019 году. Пилотными стали 12 населенных пунктов с «грязным» воздухом. Дальневосточным городом «первопроходцем» стала Чита. За пятилетку там удалось снизить число опасных выбросов на 13 %. Эффект от проекта есть, а значит необходимо его масштабировать подумали власти. Так и появился Хабаровский край в перечне участников «Чистого воздуха». А всего число населенных пунктов, где реализуется проект, выросло на 29 – до 41 в 2023 году.
Проект называют экспериментом, потому что ничего подобного в России раньше не делали. На протяжении десятилетий измерения выбросов шли по отточенной методике, но принципиально экологическая обстановка городов и сел не менялась. Новый подход к измерению предельно-допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в воздухе разработали специалисты Минприроды РФ и ВНИИ Экология. Методика новаторская тем, что источники выбросов в атмосферу разбили на три категории: промышленные предприятия, автомобильный транспорт и дома на печном отоплении (дым из трубы – это не только ностальгическая картинка из детства, но и источник бензоперена, который считается мощным канцерогеном). Кроме того, в рамках эксперимента увеличено число постов, где проводятся замеры выбросов, и расширен список веществ для мониторинга.
«На текущий момент ФГБУ «ВНИИ Экология» проведены сводные расчеты. Сейчас Роспотребнадзор проводит расчет и оценку рисков для здоровья человека по данным расчетов. До 15 марта 2025 года Росприроднадзор должен утвердить перечень квотируемых объектов, перечни компенсационных мероприятий и установить квоты», — рассказали EastRussia в министерстве природных ресурсов Хабаровского края.
В Комсомольске-на-Амуре и Чегдомыне показатели отслеживали на протяжении девяти месяцев (с сентября 2023 года по май 2024 года) и на днях опубликовали результаты замеров. Сейчас сводные расчеты тщательно изучают и анализируют в кабинетах заинтересованных ведомств, чтобы выработать конкретные шаги по снижению выбросов под каждый населенный пункт.
Так, в свое время Чита постепенно начала переходить на экологичный транспорт: в городе построили линию и приобрели 55 троллейбусов. Также там закрыли несколько котельных, а потребителей перевели на централизованное теплоснабжение. Кроме того, идет ликвидация печей в индивидуальных домах — жителей «подключают» к газу.
К концу 2026 года 12 городам-участникам необходимо уменьшить общий объем выбросов загрязняющих веществ минимум на 20%. А к концу 2030 года 29 новых городов-участников должны сократить выбросы опасных загрязняющих веществ вдвое по сравнению с 2020 годом.
Что намерили в Чегдомыне и Комсомольске-на-Амуре
Для составления сводных расчетов в Чегдомыне было выбрано 17 точек забора воздуха. Это улицы поселка, а также территории рядом со школой, больницей и детскими садами.
Согласно сводным расчетам в Чегдомыне Верхнебуреинского района основные объекты, которые оказывают негативное воздействие и выбрасывают вредные вещества в атмосферу – это АО «Уралуголь» (одна котельная, угольные разрезы «Правобережный» и «Буреинский», шахта и склад взрывчатых веществ) и АО «Хабаровские энергетические системы» (две котельных).
Общие объем выбросов загрязняющих веществ в поселке Чегдомын составляет 10 895,91 тонн в год. При этом на долю вышеперечисленных предприятий приходится 8 249 тонн в год (75,7% от общего объема). Домохозяйства, использующие в качестве отопления дрова и уголь, поставляют 2 633,54 тонн выбросов в год (24,2%), а на выбросы от автотранспотных потоков приходится 13 тонн в год (0,1%).
За девять месяцев наблюдений в Чегдомыне выявлено три загрязняющих вещества, по которым отмечено превышение максимальной разовой концентраций (ПДКМР). Это диоксид азота (двуокись азота, пероксид азота), оксид углерода (угарный газ), неорганическая пыль с содержанием кремния 20-70 %. При этом превышений долгопериодных концентраций загрязняющих веществ не выявлено.
Из 17 контрольных точек превышения ПДК по веществам были на 16. Чаще всего в таблице появляется именно оксид углерода. Где-то он выше нормы в 1,04 раза, где-то в 2,66 раз. Согласно сводным расчетам, на контрольной точке у школы № 2 по улице Магистральной превышения сразу по двум веществам: оксида углерода (в 1,04 раза) и диоксида азота (в 1,20 раз)
По Комсомольску-на-Амуре замеры проводились на 110 точках. Это также как и в Чегдомыне – улицы в разных районах и социальные объекты, в том числе родильный дом.
Общие объем выбросов загрязняющих веществ в Комсомольске-на-Амуре составляет 41 319,44 тонн в год. На промышленные объекты приходится 36 493,63 тонны в год (88,32%), автотранспорт – 430 тонн в год и на объекты ИЖС, которые используют автономные источники теплоснабжения — 4 395 тонн в год.
Анализ собранных данных показал, что объекты, которые вносят основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха в городе Юности — это ООО «РН-Комсомольский НПЗ», ООО «ЛокоТех-Сервис», АО «Дальневосточная генерирующая компания», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ООО «Промывочно-пропарочный комплекс «Дземги», ООО «Амурсталь», ООО «Петро-Хэхуа».
Максимальное разовое превышение ПДК в Комсомольске-на-Амуре отмечено по восьми загрязняющим веществам: диоксид азота, дигидросульфид, оксид углерода, бензол, диметилбензол, бутилацетат, алканы C 12-19, неорганическая пыль, содержащая двуокись кремния. Превышения были отмечены на всех 110 контрольных точках. Как правило норма по ним превышается с 1-3 раза. Отмечается, это максимальная разовая концентрация вещества, и она не должна влиять на живые организмы в течение 20–30 минут.
Этот химический коктейль в сводных расчетах в рамках эксперимента отличается от тех «ингредиентов», которые встречаются в замерах по классической методике в Хабаровском крае.
«В Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Ванино и Советской Гавани и рабочем посёлке Октябрьский проводятся разовые отборы проб воздуха. По данным мониторинга превышение ПДК отмечается по взвешенным веществам, формальдегиду и фенолам. А в зимний период характерно превышение по такому веществу как бензопирен, — говорит Владимир Сидоров, руководитель партийного проекта «Чистая страна» в Хабаровском крае, руководитель регионального отделения ВООП.
Реакция местных жителей
Жители Чегдомына и Комсомольска-на-Амуре испытывают смешанные чувства по поводу того, что их населенные пункты включили в проект «Чистых воздух». С одной стороны – радость и надежда, что экологическая обстановка улучшится. С другой – сожаление, ведь в такой проект нужно было вступать гораздо раньше.
Комсомольчане до сих пор с содроганием вспоминают август 2012 года, когда на местном нефтезаводе монтировали установку замедленного коксования. Тогда даже вещи на балконе не сушили, потому что они моментально пропитывались неприятным запахом тухлых яиц.
В единую диспетчерскую службу поступали десятки жалоб как из Центрального, так и из Ленинского округа, где находится предприятие. Жители также обращались к врачам с головной болью, тошнотой и першением в горле.
Горожане в страхе, прежде всего, за здоровье своих детей организовали митинг, писали о проблеме в социальных сетях. Выбросы прекратились. Позже выяснилось, что причина произошедшего – нарушение технологии.
Сейчас воздух в Комсомольске-на-Амуре особых нареканий у местных не вызывает. Но жители считают, что для недопущения подобных ситуаций в будущем, городу Юности просто необходимы эко-активисты. Они бы «держали руку на пульсе» наряду с уполномоченными органами.
— Экологи-общественники в городе есть, но очень не много и работают они чаще разрозненно. Не объединяются в организации, так как для этого просто недостаточно ресурсов. Общественная деятельность потому и общественная, что не оплачивается, людям приходится совмещать основную работу с экоактивизмом. К тому же, выбранную сферу нужно постоянно изучать, то же загрязнение воздуха. Появляются новые исследования, нормативная база, а на это нужно немало свободного времени, — говорит начальник отдела экопросвещения Комсомольского заповедника Екатерина Кондратьева.
Жители поселка Чегдомын также особого негодования по поводу загрязнения воздуха не испытывают. Говорят так: «Летом хороший. Зимой плохой.» Поселок отапливается котельными, поэтому в холодное время года чернеет снег, а также река Ургал. Тоже самое происходит и в поселке Новый Ургал.
Есть ещё кандидаты…
Котельные досаждают более 10 лет и жителям самого северного города Хабаровского края – Охотска. Но его пока нет в списке участников федерального эксперимента по снижению вредных выбросов. Чадит модульная котельная якутской компании «Теплоэнергосервис». Система шлакозолоудаления не совершенна, из-за этого происходит рассеивание сажи по всему посёлку.
— Зимой все в саже. Одежда, половики в доме пропитаны этой пылью. Вода привозная — в бочках тоже встречается пыль. Про черный снег я вообще молчу. Это постоянно. Поэтому стараемся на улицу лишний раз не выходить. За эти 10 лет у меня уже психика нарушена, что мы столько бьемся, а результата нет, — возмущается местный житель Сергей Карпов.
По словам главы Охотского муниципального округа Максима Климова, решить проблему помог бы перенос объекта в другое место, чтобы ветер относил сажу к морю. Но для этого нужно порядка 200 миллионов рублей. Таких средств ни у компании, ни в региональной казне нет.
Штрафы для предприятий и расширение финансирования
Проект «Чистый воздух» постоянно расширяет свою сферу влияния. Недавно депутаты Государственной Думы уже одобрили в первом чтении изменения в КоАП, которые устанавливают ответственность предприятий за невыполнение мероприятий по снижению выбросов в городах федерального проекта «Чистый воздух». Тех, кто не нацелен на снижение вредных выбросов, будут наказывать рублём.
Так, при недостижении квот выбросов до 10% устанавливается минимальный размер штрафа от 0,1 до 0,2% выручки. Максимальный штраф при 100% отказе предприятия от снижения выбросов составляет до 5% выручки за предшествовавший календарный год.
Кроме ответственности за превышение предприятиями квот выбросов, предполагаются штрафы за непредоставление сведений для проведения сводных расчетов, неразработку планов мероприятий по достижению квот, либо воспрепятствование доступа на территорию предприятия для проверки инвентаризации источников выбросов.
Планируется, что ответственность для предприятий первых 12 городов наступит не ранее 2027 года, новых 29 городов – не ранее 2037 года.
В принципе, у каждого предприятия, итак есть план по снижению выбросов в атмосферу, работают программы производственного контроля. Но теперь внимание к этой работе, а главное, к результатам, будет более пристальным. За этим теперь следят на федеральном уровне.
Также на днях стало известно, что в России расширили перечень направлений, которые финансируются за счет бюджетных средств в рамках проекта «Чистый воздух». Согласно постановлению за подписью главы кабмина Михаила Мишустина, в список добавлены мероприятия по приобретению, установке и монтажу в жилых домах котлов с автоматической подачей не только угля, но и экологически безопасного термоугля и пеллет.
Межрегиональное научно-технологическое, деловое и образовательное партнерство «Устойчивое развитие Дальнего Востока и Арктики» и международная организация северных регионов «Северный Форум» предложили властям Якутии испытать разработку Уфимского государственного нефтяного технического университета для оперативной локализации природных пожаров. Об этом EastRussia сообщил исполнительный директор Северного форума Владимир Васильев.
«Испытания разработки в условиях Якутии состоятся с наступлением пожароопасного сезона. Если они покажут эффективность и получат поддержку министерства по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), предложим сторонам разработать проект по совершенствованию методов профилактики и тушения пожаров», — сказал Владимир Васильев.
Он уточнил, что создание проектной группы позволит наладить обмен опытом и технологиями при борьбе с пожарами в Арктике, которые приводят к таянию мерзлоты.
«Хотим выйти с предложением к Арктическому совету, в рамках которого Норвегия, которая сейчас является председателем в организации, предложила реализацию проекта по борьбе с природными, в том числе лесными и ландшафтными пожарами», — добавил собеседник издания.
Как локализовать возгорания
Как уточнил Васильев, научно-внедренческий центр «Вершина» Уфимского государственного нефтяного технического университета разработал средство для быстрой локализации ландшафтных пожаров.
«Его уникальность состоит в том, что им можно обработать территорию вокруг пожара для его локализации без необходимости рытья траншей. Средство устойчиво к дождям в течение двух недель. Оно также эффективно для локализации низового торфяного пожара», — отметил исполнительный директор Северного форума.
По словам директора по инновациям и развитию бизнеса научно-внедренческого центра «Вершина» Алексея Трушкова, противопожарный реагент разработан в 2022 году и проходил полевые испытания в Республике Башкортостан и в Свердловской области совместно с подразделениями центра по тушению лесных пожаров в Республике Башкортостан и ФБУ «Авиалесоохрана России».
«Специалисты по тушению пожаров, применявшие реагент, свидетельствуют о его высокой эффективности, оперативности и удобстве применения в полевых условиях при отсутствии любых технических средств для локализации пожаров», — отметил Алексей Трушков.
Он добавил, что реагент абсолютно безопасен для человека, животных, растений.
«Реагент производится на 100% из российского сырья и не имеет мировых аналогов, сравнимых по экологической безопасности и стоимости», — рассказал собеседник EastRussia.
«Это чистая органика, никакого вреда для окружающей среды нет. В этом его отличие от противопожарных препаратов, большинство из которых сделано на основе фосфора и прочих веществ, после которых ничего не растет. После нашего реагента все отлично растет — в сельском хозяйстве он с небольшими добавками используется для ускорения проращивания семян и как БАД для крупного рогатого скота, — отметил директор научно-внедренческого центра «Вершина», помощник президента УГНТУ Эрик Ахтямов в интервью газете «Республика Башкортостан».
По словам разработчиков, реагент основан на высокомолекулярных поверхностно-активных веществах, в частности мицеллообразующих ПАВ, как агента в композициях, функцией которых является гидрофилизация (придание поверхности способности смачиваться водой — прим. ред.) поверхностей. Реагент представляет собой порошок, который перед применением разводят водой. При распылении он образует на поверхности растений пленку, которая предотвращает доступ кислорода. Чтобы остановить распространение огня, создается минерализованная полоса, которую он не переходит. Если сравнивать с привычным опахиванием, то этот способ обходится в три раза дешевле. При сухой погоде эффект сохраняется до четырех недель, заверил Эрик Ахтямов.
Подготовка к пожароопасному сезону
Предстоящий пожароопасный сезон ожидается более сложным, чем предыдущий, обратила внимание замглавы российского правительства Виктории Абрамченко. Она отметила, что особая подготовка требуется в традиционно высокогоримых регионах: Красноярском крае, Якутии, Свердловской и Тюменской областях.
Как отметил министр экологии, природопользования и лесного хозяйства республики Андрей Коноплев, спокойным для лесопожарных будет только май. В остальную часть сезона — с июня по август — прогнозируется высокая степень горимости.
«К июлю-августу эта горимость поднимается на севере», — сказал министр, выступая на правительственном часе в парламенте Якутии.
Власти региона сообщили о начале подготовки к удару стихии. В этом году для защиты населенных пунктов от лесных и ландшафтных пожаров планируется обустроить одну тыс. км минерализованных полос и 600 км противопожарных разрывов. Будет продолжена практика вызывания искусственных осадков — она показала свою эффективность. На эти цели в 2024 году выделят 130 млн рублей.
Якутия — один из самых пожароопасных регионов страны. Общая площадь лесов составляет 256,1 млн га (83,4% территории). Напомним, летом 2021 года в Якутии стояла аномально жаркая и сухая погода, на территории региона были зарегистрированы 1 696 лесных пожаров, общая площадь, пройденная огнем, превысила 7,9 млн га.