ВТБ выдал кредиты на 5,7 млрд рублей клиентам среднего и малого бизнеса из рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока. Это показатель с января по июль 2024 года. За аналогичный период прошлого года объем был в 1,6 раз меньше.
В целом на регионы ДФО приходится основной объем кредитного портфеля ВТБ именно в рыбной промышленности. Так, по итогам семи месяцев 2024 года по стране его объем составил 88 млрд рублей выданных кредитов. Из них более 70 млрд рублей (80%) – на Дальнем Востоке. Лидер по объему финансирования – Камчатский край (40 млрд рублей) и Приморье (21 млрд рублей). Об сообщил член правления ВТБ Руслан Еременко на ВЭФ-2024.
По его словам, 35% средств клиенты из числа предприятий рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока привлекли на инвестиционные цели. Число таких кредитов показало кратный рост.
«Мы ожидаем дальнейшего развития этого сегмента, считаем стратегически важным поддержать бизнес в условиях государственной задачи по трансформации отрасли, направленной на создание новых мощностей и модернизацию инфраструктуры», – отметил Руслан Еременко.
ВТБ активно сотрудничает с предприятиями рыбной промышленности ДФО. За последние годы банк профинансировал покупку и строительство десяти судов различной специализации, а также трех перерабатывающих заводов. Кроме того, ВТБ финансирует победителей аукционов распределения инвестиционных квот 2023 года.
Лососевая путина 2024 года на Дальнем Востоке завершилась с худшим за 20 лет результатом. Это сказалось на ценах не только на рыбу, но и на красную икру. Одно из главных блюд новогоднего стола многим россиянам оказалось не по карману. Почему так произошло и чего ждать дальше, рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Вылов лососей в 2024 году стал самым низким за последние 20 лет. Низкие уловы совпали со скачком издержек лососевых предприятий. Все это поставило производителей в очень сложную ситуацию – просто повысить цены на продукцию для них сейчас не выход.
«В стабильной экономической ситуации снижение объема предложения для производителя компенсируется увеличением цены. И его экономические показатели, его выручка, прибыльность драматически не меняются. Но за четыре последних года в производственные затраты в лососевом сегменте выросли в полтора раза. Главным образом роль сыграл рост затрат на оплату труда, потому что колоссальную роль в добыче играет ручной малоквалифицированный труд. Из-за значительного роста производственных затрат произошло стремительное увеличение кредиторской задолженности: за семь лет задолженность добытчиков лососей перед банками выросла с пяти млрд рублей до 110 млрд. Это очень огромный рост, и это означает, что ежегодно во втором квартале предприятия берут большие кредиты, чтобы подготовиться к путине», — сообщил на пресс-конференции в ТАСС Герман Зверев.
Похожая ситуация складывается у добытчиков лосося на Аляске. Там экономический доход, который лососевые предприятия получили в этом году – самый низкий с 1975 года. Глава ВАРПЭ отмечает, что плохие подходы лососей – это такая глобальная тенденция, которая заставляет задуматься о выработке единых подходов к управлению рыболовством.
Существенное снижение вылова в этом году случилось и у добытчиков трески. За 10 лет объем добычи трески в мире сократился более чем в два раза. В 2014 году мировой вылов этого вида рыбы составлял 1 840 000 тонн, а в этом году – чуть больше 800 000. Свою негативную лепту вносят сложности с поставками рыбы в Европу, трудности с расчетами и экспортная пошлина.
«Также на экономику наших предприятий негативно повлияли не совсем выверенные формулировки законодательства, которые регулируют работу береговых заводов по производству трески. Поэтому мы в текущем году, к сожалению, не смогли получить адекватную нашей доле вылова ценовую премию», – рассказал Зверев.
Низкий улов лососевых повлиял и на продажи красной икры. В ноябре розничные цены на нее составляли семь-восемь тыс. рублей за килограмм, сейчас ценник еще выше. Однако, по словам президента ВАРПЭ, такие цифры вполне адекватные и нужно привыкать к новым ценникам.
«Есть такие расхожие оксюмороны: горячий снег, живой труп, правдивый лжец. Выражение «дешевая икра» – из этого же разряда. Лососевая икра даже в Советское время была качественной, но весьма дорогой: 140-граммовая баночка в начале 80-х годов стоила 4 рубля 20 копеек, а килограмм икры – 30 рублей, и это при среднемесячной зарплате 100-110 рублей. Получается, что килограмм обходился в треть месячной зарплаты, и при этом ее было не достать», — объяснил Герман Зверев.
По его словам, сейчас даже с учетом скачка цен, произошедшего из-за самой плохой за 20 лет лососевые путины, розничная стоимость красной икры для потребителя колеблется от 8,5 тыс. до 9,5 тыс. рублей за килограмм – 11% от средней зарплаты.
Герман Зверев отмечает, что три-пять лет назад в России существовало искаженное ценообразование на лососевую икру, из-за чего стоимость деликатеса представлялась доступной. Связано это с теневой добычей. Не менее 10% на рынке представляла браконьерская икра – 1000-1500 тонн.
«Эта икра, которую воровали у будущих поколений, безжалостно уничтожая рыбу, оставляя могильники на берегах камчатских рек. Эта икра поступала в торговлю и снижала уровень цены. Значительная часть икры реализовывалась фирмами-однодневками. Это еще не менее 10-15%. Еще один поток – это некачественная икра, которую реализовывали сомнительные производители. В этом году начался процесс маркировки икры. В ходе этого проекта уже зарегистрировались не менее 70 производителей икры, которых раньше не было вообще, их не существовало», — сообщил глава ВАРПЭ.
По его словам, сейчас рынок красной икры стал приходить в норму, но ситуацию в этом году усугубила плохая путина, из-за чего цены оказались значительно выше прошлогодних. По прогнозу ВАРПЭ, в 2025 году ситуация выровняется, дальнейшего повышения цен не произойдет.
При покупке красной икры Герман Зверев посоветовал выбирать розничные магазины с хорошей репутацией. Если же потребитель решил приобрести деликатес через Интернет-сервисы, то лучше доверять тем, кто давно работает на рынке и не заманивает суперскидками.
Стабильным остается крабовый промысел. Однако экономическое состояние в этом секторе не самое радужное – оно показывает, что ряд игроков рынка и регуляторы слишком оптимистично оценивали доходность этого бизнеса. В 2024 году цены на крабы на экспортных рынках снижались, доходность существенно уменьшалась. Герман Зверев отметил, что если экспортная пошлина сохранится в 2025 году, то состояние этого сегмента будет особенно тяжелым.
«Крабовые добытчики – самые закредитованные добытчики в нашей стране. Свыше 600 млрд рублей они должны банкам, причем значительную часть этой суммы они должны будут выплатить в следующем году. Плюс на горбу у них висят обязательства по строительству краболов – это тоже серьезные издержки», – подчеркнул президент ВАРПЭ.
По прогнозам на 2025 год, есть неплохие природные основания по вылову. Рыбодобытчики рассчитывают, что объем добычи лососевых будет больше, чем в нынешнем году. По их оптимистичным оценкам, он составит 250-320 тыс. тонн.
С экономической точки зрения у ВАРПЭ есть два сценария: инерционный, основанный на том, что вылов будет таким, как его прогнозируют, при этом не произойдет резкой эскалации ключевой ставки, новых шоковых запретов или санкций, не будет продлена экспортная пошлина; и шоковый вариант, основанный на том, что все эти факторы произойдут.
«Возникнут новые дополнительные ограничения на экспорт, останется экспортная пошлина, ключевая ставка будет расти, и в этом случае шоковый вариант приведет к резкому снижению выручки и к торможению прибыли. В инерционном варианте в секторе рыбодобычи мы прогнозируем размер выручки порядка 750 млрд рублей, а в секторе рыбопереработки – порядка 450 млрд рублей. В случае шокового варианта мы считаем, что выручка останется примерно на уровне текущего года», – подытожил Герман Зверев.
«Рыбный стол» страны
10 тысяч тонн не хватило камчатским рыбакам, чтобы побить собственный же абсолютный рекорд пятилетней давности, когда удалось поймать 500 тысяч тонн. Это второй по значимости результат за всю историю наблюдений. Вообще, последняя пятилетка вся «рекордная»: в 2021 году в невода попало тоже под полмиллиона тонн.
Кстати, в следующем году специалисты ожидают рекордные подходы горбуши, об этом в интервью телеканалу «Губерния» заявил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. По его словам, если прогнозы оправдаются, то не исключено, что для переработки придется привлекать флот и перерабатывающие мощности из соседних регионов.
«Наверное, нам нужно готовить мощности доя переработки. Когда большие объемы, то, как правило, не готовы перерабатывающие мощности. В особенности по Сахалинскому заливу, по Охотскому району дополнительные силы придется привлекать для переработки», – заявил в интервью Сергей Рябченко.
Рыба в море
На Камчатке, где в этом сезоне добыли больше 80% лососевых от всего улова в дальневосточном бассейне, основу промысла традиционно составила горбуша, всего ее поймали 478 тыс. тонн.
«По предварительным данным этого вида камчатского лосося добыто на треть больше от прогнозируемых показателей. Хорошие показатели путины и по другим видам красной рыбы — нерке, кижучу, кете. Можно с уверенностью сказать, что Камчатка подтвердила звание самого рыбацкого региона — более девяноста процентов дальневосточного улова приходится именно на наш полуостров», — рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
О рекордных уловах говорит и тот факт, что с начала октября больше, чем в два раза вырос объем перевозимой в багаже авиапассажиров икры: только за неделю с Камчатки самолетами вывезли почти пять тонн икры без документов и 5,2 тонны икры промышленного производства.
Довольны рыбалкой и в Сахалинской области.
«В целом результаты вылова тихоокеанских лососей в Сахалинской области за 2023 год демонстрируют рост почти в два раза по сравнению с предыдущим нечетным 2021 годом», - с удовлетворением отметили в областном министерстве по рыболовству.
Справка: из 596 тыс. тонн добытых в дальневосточном бассейне лососей 478 тыс. тонн составила горбуша, 67 тыс. тонн – кета, 37 тыс. тонн – нерка, 13 тыс. тонн – кижуч.
Рыба на столе
Рекордные выловы повлияли и на цену рыбы: сегодня во Владивостоке горбуша оптом продается по 150 рублей за килограмм, летом на той же Камчатке в рамках проекта «Доступная рыба» охлажденная горбуша и вовсе торговалась в магазинах по 50 рублей за кило.
Кстати, несмотря на хороший улов, рыба по-прежнему редко появляется на столах россиян, в том числе, и дальневосточников: по данным ВЦИОМ лишь половина молодых людей едят рыбу хотя бы один раз в месяц, за последние пять лет этот показатель сократился в 2,5 раза. В этой связи минувшим летом губернатор Камчатского края Владимир Солодов предложил вернуть практику «рыбных четвергов».
В преддверии нынешней путины глава Росрыболовства Илья Шестаков, выступая в Совете Федерации, заявил, что в России сложились все предпосылки для того, чтобы увеличить добычу рыбы на один млн тонн. И произойти это может как раз за счет рыбаков Дальнего Востока, на долю которых приходится до 70% общероссийского улова.
«Мы приблизились к объему вылова в пять млн тонн водных биоресурсов, российские рыбаки перешагнули этот порог спустя четверть века и уверено держат планку», – сказал Илья Шестаков.
Рыба в цифрах
Примечательно, что рекордной «красная путина» стала не для всех дальневосточных территорий. Так, на Чукотке поймали лишь 21,4% от плана. Руководитель регионального руководителя департамента сельского хозяйства и продовольствия Сергей Давидюк попытался объяснить это тем, что «вода была холодная».
«Объемы добычи горбуши составил объем, значительно меньший даже для «негорбушового года», а объемы добычи кеты промышленными предприятиями составили всего лишь 1/3 от прогнозируемого объёма. Специалисты ТИНРО предварительными причинами указывают массу холодной воды, спустившейся с Чукотского моря в Берингово море, перегородившее в период подхода горбуши вход в Анадырский залив», – рассказал Сергей Давидюк.
В этой связи новоиспеченный губернатор Владислав Кузнецов дал поручение разработать план прохождения путины в следующем году, чтобы не «проседать» на фоне соседей.
Кстати, эксперты вполне уверенно говорят о том, что следующая «рыбалка» будет такой же перспективной. Точные прогнозы и объемы, разрешенный к вылову, еще предстоит определить ученым.
К концу мая текущего года в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне было выловлено более 1,55 млн тонн рыбы, что на 6,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По результатам охотоморской путины на Дальнем Востоке вылов минтая вырос на 16% по отношению к прошлому году, вылов сельди – на 5%, вылов трески – на 7%. Вылов минтая составил 1,06 млн тонн, его основной объем был освоен в Охотском море. Объем вылова тихоокеанской сельди достиг 233,8 тыс. тонн, трески было добыто 62,6 тыс. тонн, камбалы – 30,5 тыс. тонн. Следует напомнить, что в минувшем году уже был достигнут значительный объем улова минтая – 1,9 млн тонн. В настоящее время береговые производственные мощности на Дальнем Востоке способны переработать до 1 млн тонн минтая.
Тем временем рыбопромышленники обеспокоены с ситуаций по добыче кальмара в ДФО. Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП, президент – Г.Мартынов) в апреле попросила Росрыболовство[1] сохранить квоты на вылов командорского кальмара в Северо-Курильской зоне предприятиям, которые не освоили их в 2020-22 гг., но все же выставляли для промысла флот. В течение последних лет общий допустимый улов на данный объект промысла составляет порядка 85 тыс. тонн, объемы запасов за весь период наблюдений колеблются от 190 тыс. тонн до 415 тыс. тонн. Такие данные свидетельствуют об изменчивости численности кальмара и промысловой обстановки. При этом, согласно федеральному закону «О рыболовстве», недоосвоение квот может послужить основанием для расторжения договора о закреплении за пользователями долей квот.
Основными районами промысла командорского кальмара в Северо-Курильской зоне являются воды, прилегающие к островам Симушир, Кетой, Парамушир и Онекотан. Стоит отметить, что за период промысла кальмара в Северо-Курильской зоне отмечалось несколько периодов крупного спада. В частности, в 2015 г. вылов данного ресурса достиг минимального уровня в 43,4 тыс. тонн. Аналогичные проблемы возникали также в 2021-22 гг.
Помимо квот, существующих в рамках второго этапа программы инвестквот, власти Магаданской области в конце мая предложили установить региональные квоты для вылова водных биоресурсов в целях обеспечения населения прибрежных районов доступной рыбной продукцией. Глава департамента рыбного хозяйства Магаданской области А.Таболин высказал такое предложение в Совете Федерации на совещании о совершенствовании законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
В рамках инициативы предлагается наделить субъекты малого и среднего предпринимательства правом на осуществление прибрежного рыболовства по региональным квотам. На данный момент регион никак не регулирует прибрежное рыболовство. Магаданскую инициативу также поддержали в агентстве по рыболовству Приморского края (глава – В.Корко).
В июне началась лососевая путина. Прогнозируемый вылов тихоокеанского лосося в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в текущем году составляет 512 тыс. тонн, из них более 380 тыс. предполагается добыть в районе Камчатского края. Напомним, что в 2021 г. (вылов лосося сравнивается по четным и нечетным годам) объем вылова лосося на Дальнем Востоке составил 539 тыс. тонн, из которых 440 тыс. тонн пришлось на Камчатку.
При этом правительство Камчатки и Всероссийская ассоциация рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) настаивают на необходимости принятия мер по повышению природоохранного статуса нерестовых рек Камчатки. Минсельхоз РФ весной подготовил приказ об образовании рыбохозяйственной заповедной зоны «Река Опала» (Усть-Большерецкий район Камчатского края). Такая зона представляет собой водный объект с прилегающей территорией, где устанавливается особый режим хозяйственной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства. В частности, на таких территориях должны быть запрещены разведка и добыча полезных ископаемых, судоходство, транспортировка углеводородов трубопроводным транспортом, сплав древесины, сброс сточных вод, строительство гидроэлектростанций, рубка лесных насаждений, распашка земель, хранение и распыление пестицидов и агрохимикатов, выпас сельскохозяйственных животных, строительство автозаправочных станций и станций технического обслуживания, складов ГСМ, строительство промышленных объектов, размещение кладбищ и объектов размещения различных отходов.
Документ может оказаться прецедентным, поскольку камчатская река станет первой в РФ, которую признают рыбохозяйственной заповедной зоной. Биологическое обоснование необходимости создать рыбохозяйственную заповедную зону на этой реке ранее подготовил Камчатский филиал ФГБНУ ВНИРО, по информации которого в Опале нерестится до 13 видов рыб, значительная часть из них является ценными промысловыми объектами.
Следует отметить, что на этом фоне сменился владелец крупного камчатского рыбодобывающего предприятия. Владельцем компании «Витязь-Авто» стал краснодарский предприниматель Е.Свистула – в мае формально принадлежащее ему ООО «Восточный актив» (Краснодар) получило 99% «Витязь-Авто», а еще 1% стало принадлежать ему напрямую.
Активы «Витязь-Авто» включают завод по переработке лососевых мощностью 120 тонн готовой продукции в сутки в поселке Озерновский Усть-Большерецкого района (на реке Озерная) и рыболовный участок по добыче нерки (нерка – второй по маржинальности водный биоресурс после крабов). На 2023 г. за компанией закреплены квоты на добычу 8,7 тыс. тонн минтая, свыше 2,5 тыс. тонн камбалы, 2,9 тыс. тонн наваги и 1,3 тонн палтуса. В 2018 г. компания «Витязь-Авто» построила в рамках программы инвестиционных квот завод по производству филе и фарша из минтая мощностью порядка 100 тонн в сутки (в селе Устьевое Соболевского района). Стоимость активов компании в феврале была оценена в 160 млн долларов.
До 17 мая владельцем «Витязь-Авто» являлся ее основатель – бывший депутат Заксобрания Камчатского края И.Редькин (ему принадлежало 50% уставного капитала), еще по 25% принадлежали его деловым партнерам – совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку и Е.Пономаревой (супруга сенатора от Камчатского края В.Пономарева).
Новый владелец Е.Свистула прежде не был связан с проектами в рыбопромышленной отрасли, он работал преимущественно в сфере сельского хозяйства[2], предположительно в интересах бывшего главы Минсельхоза РФ и экс-губернатора Краснодарского края А.Ткачева. При этом зимой 2023 г. сообщалось о наличии у А.Ткачева интереса к развитию рыбного бизнеса на Камчатке.
Что касается развития рыбоводства, то ВТБ весной предоставил среднесрочное льготное финансирование по программе Минсельхоза ООО «Янтарное»[3] в размере 80 млн рублей. Средства будут направлены на строительство завода для разведения лососевых в устье нерестовой реки Баклановка в Долинском районе Сахалина. Плановая мощность завода составляет 5 млн мальков кеты в первый год, а далее – до 20 млн штук ежегодно. Запуск предприятия намечен на сентябрь текущего года.
Производственный процесс предусматривает осеннюю закладку икринок лосося в инкубатор, спустя шесть месяцев мальки должны быть выпущены в акваторию моря. Через 2,5 года взрослые особи вернутся в устье нерестовой реки.
Компания ООО «Янтарное» ведет добычу лососевых пород рыбы в Долинском районе на восточном побережье Сахалинской области, а также круглогодично добывает красноперку, мойву, навагу, сельдь, корюшку и морскую капусту. На собственной базе предприятие производит мороженую рыбу, соленую лососевую икру, рыбные консервы, салат из морской капусты.
В Приморье продолжается ввод новых мощностей по хранению рыбной продукции. В текущем году запланировано завершение первого этапа строительства регионального оптово-распределительного центра (ОРЦ) «Приморский» в рамках ТОР «Надеждинская». После его ввода общие мощности для хранения рыбы в крае увеличатся на 37 тыс. тонн. Полностью центр должен быть завершен до 2026 г. Напомним, что в прошлом году в Приморье были сданы новые холодильные комплексы мощностью единовременного хранения 7 тыс. тонн во Владивостокском морском рыбном порту и 15 тыс. тонн в Большом Камне (ГК «Доброфлот»).
Во Владивостоке также планируется создать новые мощности по перевалке рыбы. Связанная с ГК «Антей» компания «Евразийский рыбный центр» (ЕРЦ, принадлежит[4] А.Пинчевскому[5] – деловому партнеру основного владельца «Антея» И.Михнова) рассчитывает построить во Владивостоке портовый комплекс для обслуживания грузов рыбной отрасли. Участок территории на полуострове Назимова был приобретен компанией на аукционе за 3,46 млрд рублей (при стартовой цене в 1,26 млрд рублей).
Приобретенная площадка уже располагает частью инфраструктуры – ЕРЦ приобрел вместе с территорией причал, три железнодорожные ветки и 35 объектов движимого имущества, прежде находившиеся в федеральной собственности[6]. По условиям торгов, инвестор должен построить холодильный склад мощностью не менее 10 тыс. тонн хранения рыбы и продуктов питания, а грузооборот комплекса после окончания работ составит 360 тыс. тонн в год. ЕРЦ намерен инвестировать в проект 9 млрд рублей и завершить работы в 2026 г.
Решение «Антея» по развитию нового актива частично связано с планами по участию во втором этапе распределения инвестиционных квот на краба, а кроме того, и с наличием на сегодняшний день сложностей с реализацией краба в Северном рыбохозяйственном бассейне (после запрета США на поставки российской продукции) и обусловленной этим заинтересованностью в расширении активности в Тихоокеанском бассейне.
Следует отметить, что в 2022 г. был зафиксирован рост поставок крабовой продукции из РФ на рынок АТР – на 36% по сравнению с 2021 г., до 56,4 тыс. тонн. В том числе в КНР было поставлено за прошлый год 23,4 тыс. тонн крабов (рост на 41%), в Республику Корея – 18,7 тыс. тонн (рост на 39%), в Японию – 14,3 тыс. тонн (рост на 24%). Стоимость импортированной российской крабовой продукции в долларовом выражении в Китае составила 770 млн долларов США, в Южной Корее – 464 млн долларов, в Японии – 350 млн долларов. В США поставки прежде осуществлялась преимущественно через третьи страны (главным образом, через Нидерланды), но во втором полугодии 2022 г. они также прекратились.
Проблемным остается вопрос субсидирования поставок рыбной продукции на внутренний рынок – в западную часть страны. Ассоциация добытчиков минтая (АДМ, президент А.Буглак) в начале июня обратилась к вице-премьеру В.Абрамченко с просьбой увеличить финансирование программы субсидирования железнодорожных тарифов на перевозку минтая с Дальнего Востока в центральные регионы РФ.
Напомним, что программа субсидирования железнодорожных перевозок мороженого минтая и филе была запущена в 2021 г. во время введения ограничений экспорта в КНР в период пандемии. На сегодняшний день стоимость перевозки минтая с Дальнего Востока составляет порядка 20 рублей за 1 кг (20-25% отпускной цены на мороженый минтай). Субсидирование составляет 6 рублей за 1 кг. Но Минсельхоз приостановил согласование заявок на перевозку в связи с исчерпанием лимитов. По итогам первого квартала года на внутренний рынок было поставлено 71 тыс. тонн минтая, тогда как потенциал на весь год оценивается в 200 тыс. тонн. В АДМ высказывают опасения по поводу повышения тарифов на перевозки рефрижераторными контейнерами в июле после начала лососевой путины (на 15-30%). В свою очередь, увеличение стоимости перевозок ведет к росту конечной стоимости рыбы и последующему падению спроса, а следовательно, и привлекательности внутреннего рынка для поставщиков.
В текущем году лимит на перевозку рыбы по субсидии (51 тыс. тонн) был исчерпан уже к середине апреля. В ВАРПЭ необходимый объем субсидирования перевозки минтая в настоящее время оценивают в сумму не менее чем 500 млн рублей. В ассоциации ожидают, что мера позволит доставить около 70 тыс. тонн продукции из ДФО в центральные регионы. Напомним, что с конца 2021 г. на субсидию было направлено более 1 млрд рублей (частично средства поступили от аукционов по продаже долей квот). Пока наблюдается рост объемов перевозки рыбы с Дальнего Востока (по железной дороге, в первую очередь в направлении Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга) – в январе-апреле было перевезено 250,6 тыс. тонн, что на 11,5% превысило результат за аналогичный период прошлого года.
В то же время у рыбоперерабатывающих производств возникают финансовые затруднения. В Камчатском крае банкротство грозит рыбоперерабатывающему заводу «Сокра» (г. Елизово). Сбербанк в мае подал иск к заводу о признании его банкротом. Данному предприятию принадлежат квоты на вылов в текущем году порядка 3,9 тыс. тонн камбалы, 6 тыс. тонн минтая и 1 тыс. тонн трески. В год завод выпускает более 15 тыс. тонн продукции, он также располагает флотом из девяти судов. Сбербанк располагает долей в предприятии. 51% в компании принадлежит камчатскому предпринимателю А.Обедину[7], 44% – С.Андрееву, 5% – у компании «Сбербанк инвестиции».
Хотя сумма долга предприятия Сбербанку не раскрывается, в 2021 г. сообщалось, что банк выдаст РПЗ «Сокра» кредит на 3,8 млрд рублей на строительство трех рыбодобывающих судов и рыбоперерабатывающего завода в рамках программы инвестиционных квот. Участие в программе предполагает, что компания принимает финансовые обязательства, но получить права на добычу она может только после сдачи объектов. При этом сроки сдачи проектов в условиях санкций откладываются. Траулеры для «Сокры» строятся на «Верфи братьев Нобель» в Ярославской области (г. Рыбинск). По предварительным данным, финансирование строительства было приостановлено компанией в начале текущего года, и из трех запланированных судов были заложены только два. Ни одно из судов не спущено на воду.
Помимо строительства крупных заводов в ДФО также вводятся небольшие мощности по переработке. Резидент ТОР «Чукотка» ООО «Саргас»[8] построило в районе косы Николая (Иультинский район) модульный мини-завод по первичной переработке рыбы мощностью 10 тонн лосося и икры в сутки, инвестировав 15 млн рублей. Розничные поставки, помимо Чукотского АО, предполагается осуществлять во Владивосток и Хабаровск. На предприятии выпускается потрошенная рыба и соленая красная икра. В дальнейшем инвестор намерен наладить выпуск копченой и вяленой рыбы.
В Иркутской области и Бурятии важным является вопрос о возобновлении промысла омуля на Байкале. На озере планируется наладить искусственное воспроизводство омуля. Соответствующее поручение дала вице-премьер В.Абрамченко в апреле по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам охраны Байкала. Для возобновления промышленного рыболовства предполагается довести объемы промыслового запаса данного вида ресурса до 10 тыс. тонн.
В связи с этим по поручению вице-премьера Росрыболовство совместно с Минприроды, ФГБНУ «ВНИРО» и Сибирским отделением РАН должны дополнительно проработать вопросы автоматизированного учета численности байкальского омуля и определения целевого результата (10 тыс. тонн) с оценкой вклада каждого вида популяций омуля в восстановление его запаса и оценкой необходимости воспроизводства всех популяций омуля, а также достаточности личинок и молоди омуля с учетом реконструкции Большереченского рыбоводного завода в Бурятии (Кабанский район, ФГБУ «Главрыбвод»), который на сегодняшний день является единственным предприятием по воспроизводству популяции посольского глубоководного омуля. Ожидается, что после реконструкции, завершение которой намечено на лето 2024 г., объем выпуска достигнет 1,25 млрд личинок байкальского омуля и 2,5 млн молоди. В 2023 г. предприятие предполагает выпустить в озеро 820 млн личинок омуля.
Контроль за ходом реконструкции организует проектный офис федерального проекта «Сохранение озера Байкал» (нацпроект «Экология») совместно с Росрыболовством и правительством Бурятии (с ежемесячными докладами правительству). Должен быть также проработан вопрос определения дополнительных районов для возможного осуществления любительского лова байкальского омуля и вопрос развития искусственного воспроизводства и пастбищного рыбоводства байкальского омуля в крупных водоемах Бурятии и Иркутской области (кроме Байкала).
Наконец, согласно поручению, Росрыболовство совместно с Минтрудом, Минобрнауки и правительствами регионов до 15 июня проработает вопрос подготовки кадров для рыбоводных заводов, их трудоустройства и осуществления мер поддержки со стороны регионов (включая обеспечение жильем).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Заявление было сделано на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета во Владивостоке.
[2] В частности, весной 2022 г. учрежденная им компания ООО «Земельный резерв» выкупила у чешской компании PPF Group воронежский агрохолдинг «РАВ Агро».
[3] Владельцы – Л.Усатова, М.Ильина.
[4] 1% непосредственно у А.Пинчевского, 99% у подконтрольного ему ООО «Портовые проекты».
[5] Бывший вице-губернатор Сахалинской области, бывший заместитель гендиректора ОАО «Оборонстрой» (структура подконтрольного Минобороны «Оборонсервиса» (с 2014 г. «Оборонсервис» переименован в АО «Гарнизон»)). Также был заместителем директора ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» (входит в АО «ННК» Э.Худайнатова) и председателем совета директоров ОАО «Московский завод Кристалл» (производство алкогольной продукции).
[6] Было закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Дирекция по строительству в ДФО» Управления делами президента РФ.
[7] А.Обедин ранее подвергся уголовному преследованию в связи с ситуацией вокруг другого камчатского предприятия – Петропавловской судоверфи (в 2018 г. была выкуплена на торгах камчатским рыбопромышленником Н.Куйбидой). На судоверфи А.Обедин являлся генеральным директором. В 2021 г. ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями при заключении заведомо невыгодных договоров займа для предприятия с ООО «ДВ-Рыбка», из-за которых верфь лишилось ликвидного недвижимого имущества[7] (уголовное дело против А.Обедина было возбуждено по заявлению Н.Куйбиды, обвинившего делового партнера в рейдерском захвате предприятия).
[8] Принадлежит магаданским предпринимателям Д.Макарову и С.Садикову (совладельцы магаданского ООО «Восточный транзит»).
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ включает в себя задачу увеличить к 2030 году среднедушевое потребление рыбной продукции до 28 кг ежегодно (сейчас – 23,4 кг). Без развитой системы рыбопереработки будет сложно достичь этой цели, утверждают эксперты, однако сейчас меры государственной поддержки распространяются больше на рыбодобывающий сектор и аквакультуру. Кроме того, важно в целом стимулировать инвестиционную активность отрасли, которая сегодня сталкивается с различного рода вызовами.
С одной стороны, рыбопереработка не осталась без внимания в ходе реализации I и II этапа программы инвестиционных квот. Так, на всех промысловых судах, заказываемыми рыбаками, предусмотрена установка рыбоперерабатывающего оборудования, например филетировочного, рыбомучного, уточнил замруководителя Федерального агентства по рыболовству Дмитрий Суслов. Кроме того, в Дальневосточном и Северном бассейнах в рамках инвестквот введено 27 береговых заводов.
«Есть не совсем красивая тенденция по общему объему вылова (в 2024 году добыча водных биоресурсов российскими рыбаками составила около 4,9 млн т против 5,3 млн т в 2023-м – прим. ред.), но если говорим по поводу передела, переработки, то показатель подтверждает, что мы идем, наверное, правильным путем. Так, производство рыбного филе в сравнении с 2018 годом, как базовым, выросло с 150 тыс. до 230 тыс. т. Рост рыбного фарша – с 26 тыс. до 103 тыс. т», – сообщил замглавы Росрыболовства, признав вместе с тем, что за этот период почти не изменились объемы выпуска пресервов и консервов.
Между тем помощь рыбоперерабатывающей отрасли от государства не должна исчерпываться программой инвестквот, считают эксперты. В текущих непростых условиях рыбопереработка все еще не входит в круг приоритетных отраслей в части прямых мер финансовой поддержки, констатирует председатель Рыбного союза Александр Панин. С этим согласна представитель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгения Уваркина. «Мы получили 40 судов и 27 береговых заводов. Но это все-таки не поддержка для рыбопереработчиков, – полагает она. – У нас так и нет льготного кредитования и компенсации CAPEX`ов, а есть только инвестквоты».
Возможно, следует включить рыбопереработку в перечень системообразующих отраслей экономики, не исключил сенатор, особенно если это касается прибрежных территорий.
О сложной ситуации в РПК свидетельствует Юлия Морозова, врио председателя правительства Камчатского края, где ежегодно выпускается более 1 млн т пищевой продукции из рыбы и других морепродуктов. Одним из главных вызовов, по ее словам, остаются санкции, в результате которых оказалась затруднена поставка как судового, так и перерабатывающего оборудования, выросли логистические затраты вследствие закрытия ряда старых и поиска новых рынков сбыта за границей.
«Единственным каналом экспорта стал КНР, который в этой ситуации, прямо скажем, оказался хозяином положения и начал диктовать низкие цены на продукцию дальневосточных рыбаков. Конечно, в этих условиях наши компании стали переориентироваться на внутренний рынок, но вместе с тем такой вот серьезный удар привел к резкому росту затрат рыбопромышленных предприятий, резкому сокращению выручки», – пояснила Юлия Морозова.
С февраля 2022 года число участников РПК Камчатки с отрицательной рентабельностью выросло вдвое – из 73-х крупных и средних предприятий таких на данный момент 43. В настоящее время не приходится говорить об инвестиционной активности, это остается на втором плане, поскольку для бизнеса встает вопрос элементарного выживания, обеспокоена врио председателя краевого правительства.
Еще одним испытанием на прочность для всего рыбопромышленного комплекса может оказаться кампания по досрочному перезаключению действующих договоров на использование рыболовных участков. Как уже сообщала EastRussia, в течение 2025 года их пользователи должны уплатить взнос за заключение нового договора и взять на себя дополнительные обязательства по социально-экономическому развитию региона присутствия. В противном случае если договор не будет переоформлен, он будет действовать до окончания своего срока, затем участок выставят на торги.
Только предприятиям Камчатки придется одномоментно заплатить 200 млрд руб. В условиях роста издержек, высокой ключевой ставки значительная часть компаний будет вынуждена отказаться от перезаключения договоров, утверждают региональные власти. Естественным образом это отразится не только на промысле, но и на переработке рыбы.
Дальневосточные регионы уже предлагали отодвинуть выплату данного сбора или разбить ее на несколько лет, но решения в их пользу пока не принято. Сейчас предпринимается очередная попытка.
По словам председателя комитета по продовольственной политике и природопользованию законодательного собрания Приморья Андрея Андрейченко, для заключения новых договоров потребуются большие денежные средства, которых у многих предприятий, особенно относящихся к категории малого и среднего бизнеса, в данный момент нет. К тому же дополнительные финансовые трудности принесла неудачная лососевая путина прошлого года.
«Плюс ключевая ставка Центробанка просто огромная. Соответственно кредиты, которые рыбакам придется брать на выплаты, будут очень дорогими. Поэтому мы предлагаем внести в законопроект ряд изменений. Ключевое – перенос срока заключения соглашений на использование рыболовных участков с конца 2025-го на конец 2026 года», – сказал парламентарий.
Соответствующее обращение готовят и депутаты Хабаровского края.
В целом же для развития рыбопереработки важны как финансовые, так и иного свойства инструменты, подчеркивает Александр Панин. Увеличение потребления рыбной продукции напрямую зависит от объема и разнообразия ассортимента, в том числе за счет новой продукции. Но качественно новый продукт и широкий ассортимент невозможно предложить без строительства высокотехнологичных предприятий. Для их создания требуются инвестиции, а последние нужно стимулировать.
Действенными механизмами в этом плане, продолжает председатель Рыбного союза, могут стать компенсация капитальных затрат при постройке перерабатывающих мощностей, расходов на приобретение (лизинг) технологического оборудования и комплектующих, льготные условия подключения к инженерным коммуникациям, поддержка низкорентабельных, но социально значимых видов товарной продукции и др.
Представители отрасли выступают за расширение действующих в ДФО налоговых льгот. «Есть замечательный режим Свободного порта Владивосток. Его нормы работают в течение пяти лет. Мы видим, что идет задержка по нашим инвестиционным проектам в области рыболовства, переработки: рыбоперерабатывающие заводы строить непросто – минимум три года, потом еще год наладка, одним словом, этих пяти лет [чтобы выйти на стабильный уровень производства] недостаточно», – рассказал вице-президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.
В правительство РФ направлено обращение с просьбой продлить действие преференций (по налогу на прибыль и на имущество, социальным и страховым взносам) до десяти лет. Впрочем, не ясно, насколько эта инициатива реализуема. «Минфин против, мотивируя тем, что в течение пяти лет, которые установлены, надо успевать, быстрее работать. Но ситуация объективная: санкции, другие ограничения. За пять лет уложиться невозможно, инвестпроекты достаточно капиталоемкие», – приводит доводы Алексей Осинцев.
В свою очередь определенный набор средств поддержки для РПК обещает Минпромторг. В частности, рыбопереработчики могут рассчитывать на скидку в 12%, компенсируемую из бюджета, при приобретении отечественного оборудования. В этом году на данные цели отводится 12 млрд руб. против 2 млрд руб. в прошлом, проинформировал замначальника управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Илья Орсик. «Эти средства рассчитаны не только для рыбопереработки, тем не менее это хороший инструмент, который позволяет сэкономить», – сказал чиновник.
Импортное оборудование на рынке превалирует, но в плане импортозамещения предполагается решать задачи целенаправленно. По словам Ильи Орсика, ведомство намерено плотно сотрудничать с АНО «Агентство по продвижению рыбной продукции» (создано в 2024 году при Росрыболовстве), анализ которого позволит понять, какие виды товаров в приоритете. Исходя из этого Минпромторг сориентирует машиностроителей, которым также адресованы льготы, на разработку оборудования, необходимого в производстве того или иного продукта из рыбы.
Помимо исследования потребительских предпочтений Агентство по продвижению рыбной продукции намерено решать задачи по ее популяризации. Между тем в деле насыщения внутреннего рынка морепродуктами важно совершенствовать логистику с Дальнего Востока в западные регионы страны. Большая часть рыбопродукции по-прежнему следует по железной дороге, и транспортировка некоторых видов рыб (минтай, горбуша, сардина иваси) осуществляется по льготным тарифам.
Тем не менее этот список целесообразно расширить, убеждена Юлия Морозова. «Сегодня в перечень таких товаров не входит очень востребованная продукция из сельди, камбалы, трески. Эта продукция, которая занимает и в наших уловах большую долю, любима населением Российской Федерации и полезна. Если бы такие товары попали – это плюс и для переработчиков и, прежде всего, для россиян, которые могли бы эту продукцию по более доступным ценам потреблять», – отметила представитель Камчатки.
Эту позицию разделяют не все. Как отметил Александр Панин, в условиях ограниченных бюджетных субсидий актуальны точечные меры. Вероятно, как в случае с минтаем, более важно дотировать перевозку сельди, являющейся социально-значимым товаром, чем премиальные продукты из трески или камбалы. С учетом не очень значительной доли железнодорожного тарифа в конечной стоимости продукции дотация для последних видов рыбы не будет иметь заметного значения, полагает председатель Рыбного союза.
«Субсидировать камбалу, которая на Дальнем Востоке продается по 200 руб. за 1 кг, и тем более треску, которая стоит 460 руб., бессмысленно. Напомню, что субсидия составляет порядка 6 руб. на кг. Что такое 6 руб. на 460 руб.? Эта цифра просто размоется в пути, и потребитель ее точно не увидит», – объясняет он.
Вопрос с дотированием железнодорожных перевозок морепродуктов, решается не просто, признает директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац. «Нужен источник [бюджетного финансирования], каждый раз эти меры идут сложно. Как пример, минтай, когда до поручения главы государства Минфин не соглашался на такие решения», – заявил он.
Все же последнее время наращиваются объемы сельди на внутренний рынок, поэтому следует сфокусировать внимание на данный продукт, соглашается представитель Минсельхоза.
Хороший результат по транспортировке морепродуктов в свое время дал Северный морской путь, констатирует Юлия Морозова. Причем субсидированные перевозки тогда позволили заключить соглашения с крупными торговыми сетями. В итоге камчатский лосось попадал на прилавок в центральной части РФ по меньшей цене, чем раньше.
«Но для того, чтобы этот механизм работал на постоянной основе, нужно, как минимум, регулярное расписание движения по Севморпути и понятные, прозрачные тарифы. К сожалению, пока эта работа до конца не доведена», – констатирует чиновник.
Например, в мае начинается активный промысел на Камчатке, за которым следует переработка. По-хорошему в марте надо готовиться к рыбалке и заключать договор на транспортировку, говорит Юлия Морозова, однако обновленных тарифов и расписания пока нет.
Стоит заметить, что и перевозчик должен знать, какие объемы со стороны рыбаков могут быть предъявлены к отправке в новом сезоне. Из этого складывается понимание, какой интенсивностью организовывать доставку, как экономически увязывать с реалиями перевозочный процесс.
По итогам Национального рейтинга 2024 года восемь из 11 дальневосточных регионов вошли в топ-15 субъектов РФ с наилучшими результатами инвестклимата. ДФО в целом смог улучшить свои позиции, поднявшись на третью строчку, при том, что в 2022 и 2023 был пятым. Что нужно сделать, чтобы сохранить поступательное движение, обсудили на прошедшей в Хабаровске стратегической сессии Агентства стратегических инициатив (АСИ) представители различных уровней власти и бизнес-сообщество.
Предваряя стратсессию, Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО отметила положительную динамику территорий региона — все субъекты выросли в динамике индекса нацрейтинга: Амурская область прибавила 13,7 баллов, Сахалинская область — 3,85, Приморье — 9,31, Хабаровский край — 12,74, Забайкалье — 6,33, Камчатка — 13,61, Республика Бурятия — 17,47, Магаданская область — 9,71, Еврейская АО — 15,57, Республика Саха (Якутия) — 9,75 и Чукотский АО — 13,59.
«У нас ни один регион не упал. Все выросли в интегральном индексе, но только два не изменили позиции — Забайкалье и Сахалинская область. При этом Сахалинская область у нас уже на протяжении определенного периода времени входит в топ-5 по России, и это очень тяжело удерживать такую позиции, поэтому понятно, почему место осталось без изменения», — отметила Светлана Курилова.
Более 150 участников из всех 11 регионов ДФО, включая заместителей глав правительств, министров экономического развития, уполномоченных по защите прав предпринимателей, руководителей инвестиционных агентств, а также представители бизнес-сообщества разбились на группы, чтобы за час обменяться мнениями о текущих узких местах и способах их преодоления. Обсуждения шли по направлениям «Инженерная инфраструктура и коммунальные услуги», «Регистрация бизнеса и налогообложение», «Финансовые услуги», «Международная торговля», «Трудовые нормы». Результаты мозгового штурма, каждая из импровизированных команд представила на суд Светлане Чупшевой, руководителю АСИ в финале сессии.
В треке «Инженерная инфраструктура и коммунальные услуги» ключевым моментом единогласно признана необходимость оцифровки инженерных сетей, без которой бизнес тратит драгоценное время как на получение информации, так и на получение техусловий присоединения к той или иной инфраструктуре. Причем цифровизация необходима как в отношении магистральных сетей, так и внутриплощадочных, отметил спикер профильной группы, заместитель председателя правительства Сахалинской области Антон Зайцев.
Следующим шагом должна стать интеграция всех основных региональных систем с Национальной системой пространственных данных (НСПД), в которой был бы представлен весь перечень слоев, связанных с энергетической и прочей инфраструктурой, с земельными участками, в увязке с генеральными планами, проектными планировками по территории. Необходимо подключить к этой системе ресурсоснабжающие организации. Это дало бы возможность всем заинтересованным сторонам беспрепятственно и оперативно получать необходимые услуги, связанные с технологическими подключениями.
Отдельно Антон Зайцев отметил необходимость сокращения разрешительных процедур, требующихся для проведения земляных работ.
«Мы предлагаем перевести в единое цифровое пространство и получение разрешения на проведение земельных работ, чтобы исключить это безумное — не побоюсь этого слова — количество процедур, а их 30, которые сейчас предпринимателям нужно пройти при получении разрешения на проведение земельных работ.
У нас [в Сахалинской области], кстати, есть положительный опыт — мы смогли это сделать, и в этом году практически все муниципальные образования завершили эту работу. Бизнес это сразу ощутил. Если раньше им приходилось в 30 "окон" самостоятельно ходить и получать на бумажном листочке согласования, то сейчас, когда заявка в едином информационном пространстве, все стороны проставляют галочки и уже в течение 10-тидневного срока предприниматель получает разрешение. Есть случаи, когда получает отказ, но это всегда обоснованно, и он может подать вторую заявку и сэкономить не один, не два, даже не три месяца своего времени», — рассказал спикер.
В условиях высокой ключевой ставки особенно востребованными бизнесом становятся любые меры поддержки со стороны региональных финансовых и микрофинансовых организаций, гарантийных Фондов. Однако их финансовые возможности ограничены, и чтобы их расширить, институтам развития необходима докапитализация. Эту точку зрения группы, занимавшейся направлением «Финансовые услуги», представила председатель правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Необходимы также следующие шаги:
— расширение возможностей Корпорации МСП в плане прямых гарантий;
— снижение критериев для микро- и малых предприятий (упрощение требований по объему входных инвестиций, увеличение сумм и сроков возврата заемного финансирования);
— возвращение Программы №1818 — субсидирование процентных ставок резидентам ТОСЭР и свободного порта Владивосток;
— возобновление «промышленной ипотеки и других льготных программ.
«В целом было бы целесообразно провести масштабную ревизию требований, предъявляемых к малому и микробизнесу, который запрашивает поддержку, — подчеркнула Юлия Морозова. — Быть может какие-то требования окажутся излишними, или их можно было бы убрать в этот сложный финансовый период».
Кроме того, бизнес жалуется на организационные сложности в части получения финансовой поддержки, в частности на долгое оформление. Это отчасти происходит из-за того, что региональным институтам развития приходится посылать много запросов в различные инстанции, чтобы убедиться в благонадежности получателя.
«Сегодня наши институты и микрофинансовые организации, региональные фонды не являются полноценными участниками Региональной системы межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ) и не могут ей воспользоваться. Если бы они стали субъектами этой системы, срок прохождения проверочных мероприятий сократился бы», — указала Юлия Морозова. Кроме того, хорошим подспорьем стало бы формирование единого ресурса с реестром мер поддержки всех субъектов РФ.
В числе необходимых мер для улучшения инвестклимата на Дальнем Востоке участники трека «Регистрация бизнеса и налоги» назвали дистанционное оформление электронной цифровой подписи в электронном формате. Это особенно актуально в условиях удаленности многих населенных пунктов в таких регионах, как республика Саха, Хабаровский край, Бурятия. Отсутствие подобного сервиса блокирует возможность оперативного открытия юридического лица, что снижает привлекательность территории для бизнеса.
В части уплаты налогов поступило предложение ввести для вновь перешедших с упрощенной системы налогообложения УСН на работу с НДС месячный мораторий на блокировку счетов и введение штрафных санкций. Так как с 1 января 2025 года компании на УСН тоже стали плательщиками НДС, многие из них столкнутся со сложностями по сдаче отчетности, и, как следствие, с высоким риском блокировки счетов и остановки деятельности. В такую ситуацию может попасть большое количество предпринимателей по всей стране, и было бы разумно дать им больше времени для осознания новых реалий и адаптации к изменившимся условиям.
В проблемном списке направления «Международная торговля» оказались сразу несколько узких мест, начиная с дефицита необходимой инфраструктуры и сложностями с прохождением таможенных процедур, их закрытостью для бизнеса, заканчивая сбоями в организации международных автомобильных перевозок и трудностями в международных расчетах.
Одним из способов решения проблемы с нехваткой современных пунктов пропуска и некачественных подъездных путей к ним, участники мозгового штурма посчитали возможность выделения дополнительного финансирования на эти цели за счет таможенных платежей. 5-10% от собираемых государством таможенных сборов было бы достаточно на модернизацию пунктов пропуска и приведение в порядок автомобильных дорог, однако такая мера требует законодательной проработки на федеральном уровне.
Повысить качество и скорость оформления трансграничных перевозок могла бы и целевая модель работы органов, контролирующих внешнеэкономическую деятельность. Она могла бы базироваться на примере нацрейтинга — с картированием всех процессов и назначением целевых показателей. Кроме того, нужно смелее внедрять экспериментальные режимы перемещения и торговли, такие как бондовые зоны на территории ДФО, совместный досмотр грузов на одной стороне.
Завершая стратсессию Светлана Чупшева отметила высокую продуктивность всех ее участников.
«Хорошие предложения были сделаны, очень полезные особенно в свете того, что в этом году мы запускаем новый цикл работы, связанной с инвестиционным климатом. Президентом поставлена задача создать конкурентноспособную российскую юрисдикцию, привлекательную для инвесторов, для бизнеса с учетом лучших мировых, российских и региональных практик, — отметила она. — Поэтому сегодня обсуждали вопросы, связанные с международной торговлей, трудовыми спорами, регистрацией предприятий, налоговым администрированием, все, что касается доступа к инфраструктуре, подключения к инженерным сетям. Решали, как сегодня выстраивать процессы на уровне регионов, чтобы сокращать временные и финансовые затраты для бизнеса, как выстроить бесшовный пользовательский путь для инвестора, для предпринимателя, чтобы он смог быстрее реализовать свой инвестиционный проект, а регион смог бы быстрее получать налоги от этих проектов. Поэтому я считаю, что очень полезно прошли все мероприятия, и очень многое реализовано в Хабаровском крае.
Есть очень много практик и решений, которые интересны не только регионам ДФО, но и в целом на федеральном уровне. Поэтому мы многое взяли на карандаш».
Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин, также подчеркнул важность высказанных на стратегической сессии предложений, ценность самого мероприятия, которое впервые прошло на территории региона.
«Залог успеха в инвестициях — это все-таки командная работа. Командная работа органов власти, Агентства стратегических инициатив, экспертных групп, бизнеса. И здесь очень важно умение АСИ в объединении этих усилий. Эта сессия способствовала тому, чтобы мы узнали лучшие практики других регионов, методологию реализации этих практик, использования геоинформационных систем для того, чтобы они были полезны для каждого инвестора, который хочет что-то развить на территории Хабаровского края».
Заместитель генерального директора по вопросам международного сотрудничества инвестиционного агентства ЕАО Дмитрий Кошелев рассказал EastRussia об инвестиционном климате и перспективах российско-китайского сотрудничества в регионе.
— Дмитрий, расскажите о вашей компании, чем она занимается, в развитии каких экономических проектов участвует?
В общем смысле мы занимаемся привлечением внешних и внутренних инвестиций в Еврейскую автономную область, а также реализацией и поддержкой инвестиционных проектов, направленных на экономическое развитие региона. Наши функции включают в себя создание благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышение его инвестиционной привлекательности, предоставление услуг «одного окна» инвесторам, координация решения вопросов, связанных с взаимодействием с правительством Еврейской автономной области.
Кроме того, наша работа нацелена на то, чтобы помочь инвесторам в скорейшей реализации их проектов, а также на продвижение Еврейской автономной области в России и за рубежом, в том числе посредством организации проведения конференций, выставок, форумов.
На базе НКО Фонд «Инвестиционное агентство ЕАО» работает также центр «Мой бизнес». Это бренд федерального значения, его стратегическая цель – оказание поддержки предпринимательской деятельности, обеспечение устойчивого развития малого и среднего бизнеса. Мы предоставляем кредитование субъектам МСП, оказываем поддержку экспортноориентированным предприятиям и фермерскими хозяйствами в аграрном секторе.
— Насколько интересна ЕАО с точки зрения привлечения иностранных инвестиций? Какие отрасли или проекты наиболее привлекательны для иностранного капитала?
— В силу ряда преимуществ, которыми располагает ЕАО, регион безусловно представляет интерес для иностранных инвестиций.
Во-первых, область является международным транспортно-логистическим коридором. Мы имеем 550 км общей границы с КНР на которой функционируют 4 пограничных пункта пропуска, в т.ч. функционирует международный железнодорожный пункт пропуска «Нижнеленинское – Тунцзян», в регионе проходит Транссиб, федеральная трасса Чита-Хабаровск, имеется 2 ж/д выхода на БАМ. В совокупности действующая транспортно-логистическая инфраструктура позволяет реализовать экспортно-импортный потенциал в размере 30 млн тонн грузов в год.
Во-вторых, имеющиеся в области ресурсные возможности ведения бизнеса, а именно богатая минерально-сырьевая база, значительный земельный банк и уникальные климатические условия.
В-третьих, в области реализуется режим ТОР «Амуро-Хинганская» в состав которой вошла площадка — индустриальный парк «Нижнеленинское». На его преимуществах и перспективности стоит заострить отдельное внимание, прежде всего это более 2 000 га земельных участков в примостовой зоне железнодорожного перехода «Нижнеленинское-Тунцзян», региональные меры поддержки инвесторам, ну и конечно же режим ТОР и предусмотренные им льготы.
Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов мы выделяем: горнопромышленный комплекс, обрабатывающие производства, транспортно-логистический и агропромышленный комплексы, леспром, строительство и энергетику, а также туризм.
— Какие проекты уже были реализованы в ЕАО с участием зарубежных инвесторов?
— Мы только в начале пути, но уже можем похвастаться успешным реализованным кейсом с участием зарубежных инвесторов.
Во-первых, высокотехнологичное лесопромышленное предприятие ООО «ВТК ИНВЕСТ» - 1,1 млрд. руб инвестиций, 293 рабочих мест. Показатели производства: 285 тыс. м3/год — объём заготовки, 154 тыс. м3/год — деловая древесина, 131 тыс. м3/год — дровяная древесина, 32 тыс. м3/год пиломатериалы хвойных пород, 12 тыс. м3/год пиломатериалы твердолиственных пород, 36 тыс. м3/год пиломатериалы мягколиственных пород, 50 тыс. т/год топливные гранулы.
— Насколько интересны для ТОР региона китайским инвесторам? Какие проекты они там реализуют?
— Иностранные инвесторы положительно относятся к преференциальным режимам, предусмотренным ТОР. Более того, одним из основных вопросов задаваемых в ходе проведения переговоров с потенциальными инвесторами, это именно вопрос — возможно ли получить статус резидента ТОР? Какие условия нужно соблюсти для этого? Поэтому, конечно, да! Перспектива стать резидентом ТОР крайне заботит китайские компании.
В настоящее время на площадке ТОР «Амуро-Хинганская» реализуют проекты уже упомянутый резидент ООО «ВТК ИНВЕСТ», ООО «Амурпром» — завод по глубокой переработке сои со всей необходимой инфраструктурой, ООО «БирЗМ» — завод по производству металлоконструкций, ООО «Мотортренд» —Завод по сборке мотоциклов.
Особый интерес для китайских инвесторов представляет режим ТОРа в примостовой территории. Прямо скажем, здесь среди инвесторов желающих реализовывать транспортно-логистические проекты, царит конкурентная борьба.
— Какие направления инвестирования наиболее перспективны по вашему мнению?
Мы открыты для сотрудничества, в нашей области есть «свободные ниши» практически во всех отраслях перспективных для инвестирования. Например, в горнопромышленном комплексе: Строительство рудника «Поперечный» по добыче и обогащению железомарганцевых руд на Южно-Хинганском месторождении в Октябрьском районе ЕАО. В туристическо-рекреационном комплексе: Проект по добыче, розливу и реализации минеральной лечебно-столовой воды из уникального месторождения в Облученском районе с объемом добычи – 25 м3/сут.
В транспортно-логистической и обрабатывающей сфере – проекты по созданию в примостовой территории международного железнодорожного перехода логистических хаб-парков, центров электронной коммерции и их складов, строительство дополнительной логистической инфраструктуры, обеспечивающей работу ж/д моста. Ну и конечно, с учетом специфики региона, в агропромышленном комплексе – строительство заводов по переработке сельскохозяйственной продукции (сои, кукурузы).
При этом я отмечу, что российскую сторону не интересуют исключительно экспортноориентированные проекты, мы настроены на совместное создание на территории области предприятий промышленности и переработки, строительство капитальных объектов, производство в регионе продукции с высокой добавленной стоимостью.
— Обсуждаете ли вы с китайской стороной вопрос создания МТОР или других форм преференциального режима для развития трансграничных проектов? Если нет, то оцените, как по вашему мнению могут быть реализованы данные проекты и насколько они интересны для бизнес-среды КНР?
— Безусловно китайскую сторону крайне интересует новый преференциальный режим международных ТОРов, особенно в ходе обсуждения перспективных проектов создания трансграничных промышленных кластеров, где бы льготный режим распространялся на предприятия промкластера, как на территории РФ, так и на территории Китая. В настоящее время мы ведем переговоры с рядом китайских партнеров по реализации серьезных трансграничных промышленных проектов, в том числе с учетом перспектив создания МТОР, но говорить о них пока рано.