На космодром Восточный доставлен спутник «Кондор-ФКА» № 2, сообщает Роскосмос. 14 сентября космический аппарат радиолокационного дистанционного зондирования Земли прибыл на территорию космодрома.
Как ожидается, совсем скоро спутник будет перенесен в испытательный корпус космических аппаратов и подготовлен к запуску. Спутник «Кондор-ФКА» № 2 был создан в военно-промышленной корпорации «Научно-производственное объединение машиностроения».
Старт ракеты-носителя «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат» запланирован на ноябрь 2024 года.
В 2024 году Амурская область вошла в топ-13 российских регионов – лидеров по развитию промышленного туризма, а 32% россиян заявили о своем желании посетить территорию. Это стало возможным, благодаря, в том числе, экскурсиям на космодром Восточный. В EastRussia решили выяснить: за сколько можно попасть на стартовую площадку и что там получится увидеть.
Экскурсионную программу на Восточном начали готовить еще в 2019 году: сотрудники космодрома прошли oбyчeниe, пoсле чего сформировали «пopтфeль» для экcкypcoвoдoв. Об этом рассказала глaвный cпeциaлиcт гpyппы пo paзвитию тypизмa oтдeлa AO ЦЭHKИ Kocмичecкoгo цeнтpa Bocтoчный Cвeтлaнa Kиxaй, выступая на недавней cтpaтeгичecкoй ceccии пo пpoмышлeннoмy тypизмy в Aмypcкoй oблacти.
Сегодня Восточный смело называют локомотивом промтуризма всего региона: шутка ли — только за девять месяцев нынешнего года на космодроме было организовано 250 экскурсий, которые посетили семь тысяч человек из разных российских регионов. Хотя больше, конечно, пока все же дальневосточников.
Руководитель турфирмы «Тайга Икс-тур» Роман Шабанов из Благовещенска организует туры на Восточный вот уже три года. По его словам, дальневосточный космодром — самая посещаемая промышленная локация в России. К примеру, за предстоящим 5 ноября пуском корабля «Союз» будут следить 1,2 тыс. туристов. Их распределят по трем специально построенным наблюдательным пунктам. Правда, пока до сих пор до конца неясно — что именно увидят зрители, которые будут находиться примерно в трех километрах от стартовой площадки.
— В основном туристов распределяют на наблюдательный пункт, который построили перед стартом ракетно-носителя «Ангара» в апреле. Никто еще, ни один человек на земле не видел, как это будет для «Союза». Но для «Ангары» это просто невероятное зрелище, конечно, — рассказал Роман Шабанов.
Чтобы попасть на Восточный в так называемый «межпусковой» период, то есть, когда не проводятся запуски ракет, документы необходимо подавать за 21 день до намеченной даты поездки. Если вы хотите посмотреть на пуск, то этот срок увеличивается до 45 дней. При наплыве туристов, как это наблюдается сейчас, срок проверки еще больше — 60 дней. Для иностранцев срок в любом случае составляет два месяца.
Их понадобится не так много: паспорт (копия), данные о месте работы и занимаемой должности, если с вами едет ребенок, то его свидетельство о рождении. Про место работы у вас спросят неспроста: если вы трудитесь в компании, учредителем которой являются представители так называемых «недружественных стран», то в посещении космодрома вам откажут. Если у вас есть второе гражданство опять же страны, относящейся к «недружественным» — вам откажут. Остальным — добро пожаловать!
Она разная. Собственно, как и сам процесс запуска ракеты, который условно делится на три этапа: вывоз ракеты — когда ее доставляют на стартовую площадку, вертикализация — когда ракету ставят «носом в небо», и непосредственно сам запуск. Все три процесса, объединенные в одну экскурсию обойдутся примерно в 45 тыс. рублей на человека с выездом из Благовещенска. Если хотите «брать» этапы по отдельности, то готовьте по 25 тыс. рублей на каждый. Получается, оптом — дешевле.
За эти деньги вас посадят в Благовещенске в автобус и пока вы едете, напоят водой, расскажут о космодроме и включат фильм про космос — это называется «дорожная экскурсия». Дорога до Циолковского длиной около 200 километров займет примерно три часа. Важная деталь: выезжать придется, скорее всего, глубокой ночью, чтобы к пяти утра быть на космодроме — пуск (и остальные процессы) проводятся, как правило, в семь утра.
На космодроме вас ждет проверка, завтрак, сам процесс, на который вы приехали посмотреть, обед, а также экскурсия по космодрому, в том числе, экскурсия в музей Циолковского.
— На вывоз и вертикализацию людей меньше, конечно, заявляется, но это очень интересные и красивые процессы, я лично даже их в чем-то больше, чем пуск люблю, — делится Роман Шабанов.
Иногородним туристам, помимо наблюдения за пуско-наладочными процессами, предлагают остаться в Циолковском на три дня, чтобы «погрузиться во внутреннюю историю».
— Человек получает комплексное представление, он начинает насыщаться этими железяками, он пропитывается историей промотуризма, а еще у него появляется ощущения краткого отпуска, — рассказывает Роман Шабанов.
Кстати, иногороднему туристу вовсе необязательно ехать в Благовещенск (столица Амурской области располагается южнее Транссиба и федеральной автомобильной трассы «Амур» — EastRussia), можно добраться до Циолковского (по автомобильной дороге) или до станции Ледяная (по железной дороге). Правда, если необходимо будет ждать, когда вас заберет экскурсионный автобус, то делать это придется хоть и в новом, но небольшом здании железнодорожного вокзала — обещанной гостиницы здесь так и не построили.
Евгений Шевченко с супругой и дочерью посещал Восточный весной 2022 года, в межпусковой период. Группа из 20 человек состояла полностью из хабаровчан, поэтому на станции Ледяная не они ждали автобус, а он их. Уже в 10 утра были на экскурсии.
— Проверку прошли на въезде в ЗАТО Циолковский. Затем проверки через металлоискатель на каждой из локаций, — рассказывает Евгений Шевченко. — В экскурсионную программу входило посещение музея Циолковского, «звездного» городка, а также ряда локаций непосредственно на самом космодроме, среди которых комплекс, где собираются ракеты – их два, но в один не пускают вообще, посещение смотровой площадки над цехом, где видно, как и где лежит ракета, посещение башни, где на подвесах располагается ракета.
По времени экскурсия заняла около шести часов, включая обед на территории космодрома в столовой для работников.
— Космического меню не было, но еду в тюбиках можно было купить в сувенирной лавке, чем-то напомнило музей космонавтики на ВДНХ, — поделился Евгений Шевченко.
Этим же вечером группа села в поезд обратно до Хабаровска, посещение космодрома на семью (два взрослых, один ребенок), включая билеты в плацкартный вагон «туда-обратно» обошлась в 35 тысяч рублей, при этом через пять дней Евгений получил 20% туристического кэшбека.
— Хорошая поездка получилась, и нам, и дочери понравилось. И не беда, что не посмотрели непосредственно сам пуск и подготовку к нему, — резюмировал Евгений.
Два года спустя цена несколько возросла: к примеру, на пуск 5 ноября группа из 15 хабаровчан едет по цене 20 тысяч с человека — это без учета стоимости проезда до Благовещенска, откуда начнется экскурсия, и обратно.
— Космодром набирает популярность, туры проводим регулярно — два раза в месяц выезжаем, — отмечает директор ООО ««Дальгео Турс» Татьяна Яковенко.
Кстати, если вы едете на пуск, то не факт, что сможете его увидеть: старт могут перенести по техническим или иным причинам, и к этому необходимо быть готовым. Такое уже было.
— Однажды пуск только с третьего раза произошел, это был невероятный триллер, — вспоминает Роман Шабанов. — Мы тогда в минус ушли, но выполнили свои обязательства: людей возвращали в лагерь «Радуга» под Свободным, люди ночевали, мы их обратно привозили. И так три раза, но туристы были готовы к этому, ведь сюда приезжают люди, вовлеченные и понимающие, что они имеют дело с техникой.
На вопрос «Что бы вы изменили или добавили в организации и проведении экскурсий на космодроме?» Роман, практически не задумываясь, отвечает: «Туалеты добавил. А еще нормальные лавочки на наблюдательных пунктах. И огромные экраны, чтобы все-все было видно. И ведущего, который бы все комментировал по ходу процесса. В идеале, чтобы это был космонавт».
Без надежной связи и инфокоммуникационной инфраструктуры невозможно представить успешное развитие многих сфер деятельности. В этой связи на Дальнем Востоке реализуются крупные проекты, которые затрагивают и труднодоступные районы, где проблема цифрового неравенства не побеждена. Темпы борьбы с последней ограничивает государственное финансирование. Вместе с тем определенные надежды возлагается на новый отраслевой нацпроект «Экономика данных». Заметные перемены могут произойти в регионах арктической зоны – это сопряжено с необходимостью расширять перевозки по Севморпути, который, как и все, нуждается в развитии связи и цифровых технологий.
В 2024 году в регионах Дальнего Востока и Арктики к сети широкополосного доступа в интернет подключено 250 населенных пунктов, проложено около 2 тыс. км волоконно-оптических линий связи, сообщил замдиректора департамента господдержки технологического развития Минвостокразвития Вячеслав Самочкин.
«Вместе с тем, несмотря на результаты, достигнутые на сегодняшний день, нам предстоит много работы. Мы также видим и пытаемся решить ряд проблем, которые остаются актуальными. Это неразвитая инфраструктура – все еще есть участки макрорегиона, к сожалению, где жители вынуждены мириться с ограничениями в части отсутствия современных услуг связи. Прокладывание линий затруднено из-за особенности регионов: вечная мерзлота, пустынные сети, скалистые горы и большая сейсмическая активность», – пояснил он.
Проблема цифрового неравенства не остается без внимания на многих северных территориях, в том числе на Чукотке. В 2023 году завершено строительство подводной волоконно-оптической линии связи протяженностью более 2 тыс. км по дну Берингова моря от Камчатки до Чукотки. Это позволило обеспечить высокоскоростным интернетом порядка 20 тыс. жителей Анадыря и Анадырского района.
С одной стороны, регион значительно улучшил показатели по т.н. цифровой зрелости (к ней относится глубина цифровизации городской среды, госуправления, общественного транспорта, образования и здравоохранения), с другой, 95% населенных пунктов, которые удалены от магистральной ВОЛС, продолжают пользоваться телекоммуникационными услугами через спутниковые каналы связи, рассказал начальник управления цифрового развития ЧАО Юрий Банчук.
Хотя к интернету по подпрограмме «Цифровая Чукотка» подключены 266 социально-значимых объектов (медицинские и образовательные учреждения, музеи, библиотеки и т.п.), 193 из них имеют низкую скорость передачи данных – от 1 до 9 Мбит/с.
На текущий момент в регионе нет мобильного интернета в 30 поселках. Основная причина – нехватка финансирования. Продолжается действие федеральной программы по устранению цифрового неравенства, но ежегодная квота на округ – в среднем три населенных пункта. «Мы понимаем, как это будет долго», – оценивает перспективы завершения проекта Юрий Банчук.
Власти Чукотки обратились в Минцифры РФ с просьбой реализовывать программу на условиях софинансирования, хотя и финансовые возможности региона далеко не безграничны.
Похожая ситуация в Якутии, где сказывается неравномерность покрытия ее обширных площадей телекоммуникационной сетью. Спутниковая связь является единственной возможной на территории арктической зоны этого региона, где отсутствуют резервные каналы, констатирует замминистра инвестиций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха Дмитрий Васильев. Как следствие, сохраняется резкая диспропорция стоимости безлимитного тарифного плана с пропускной способностью 1 Мбит/с. для абонентов в арктических и центральных районах.
Минцифры РФ и Якутия уже осуществляют работы на принципах софинансирования. В 2023 году на начало совместной реализации проекта по обеспечению населенных пунктов высокоскоростным интернетом из республиканского бюджета было направлено 356 млн руб.
В прошлом году в Якутии завершилось строительство ВОЛС протяженностью 359 км в Жиганском районе. К услугам ШПД были подключены три поселка. Это немного, но все снова упирается в объем выделяемых средств. Как уточнил Дмитрий Васильев, Госдума ранее давала рекомендации рассмотреть возможность увеличения федерального финансирования на трехлетний бюджетный цикл для арктических территорий при поступлении дополнительных доходов или наличии высвобождаемых в ходе исполнения бюджетных ассигнований, на что и возлагаются определенные надежды.
Кроме того, большие ожидания связаны с реализацией проекта «Синергия Арктики», который предполагает стыковку с магистральными оптическими линиями связи, в том числе с трансарктической подводной ВОЛС «Полярный экспресс», которая охватит восемь регионов Арктики и Дальнего Востока, расположенных вдоль Северного морского пути.
Справка:
Общая протяженность трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи – 12,6 тыс. км. Новая система, которая соединит Мурманск и Владивосток по арктическому маршруту, предусматривает шесть пар оптических волокон пропускной способностью 52-104 Тб/с. Это поможет предоставить надежную и доступную интернет-связь, удовлетворить растущие потребности онлайн-торговли, облачных технологий и больших данных.
За счет «Синергии» в Якутии намерены построить 7 тыс. км линий-ответвлений, к сети высокоскоростного интернета будет подключен 61 населенный пункт республики и более 50 тыс. жителей. Заявляемая пропускная способность на домохозяйство – до 1 Гбит/сек.
В настоящее время по республике уже проектируется порядка 6,4 тыс. км магистральных ВОЛС, проинформировал замруководителя регионального блока ФГБУ «Центр экспертизы и координации информации» Павел Синдяков. По Чукотке, которая также может быть связана с «Полярным экспрессом», прорабатывается предложение по строительству линии Певек – Билибино. «Сейчас рассматривается финансирование за счет средств резервного универсального обслуживания (операторы связи отчисляют туда по 1,2% от выручки – Прим. ред.) в период 2025-2030 годов», – уточнил Павел Синдяков.
От хорошей связи зависит развитие судоходства по Северному морскому пути с учетом организации различных видов мониторинга, берегового обслуживания флота, функционирования аварийно-спасательных подразделений и т.п. Проект создания ВОЛС «Полярный экспресс» положительно повлияет на интенсивность перевозок по СМП, но охватить большие пространства невозможно полностью без спутниковой связи, отмечает зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
В 2025 году стартует национальный проект «Экономика данных», приоритеты которого значительно расширились по сравнению с предыдущим нацпроектом «Цифровая экономика», говорит Павел Синдяков. К ним относится создание низкоорбитальной спутниковой группировки, обеспечивающей скоростной доступ в интернет, в том числе в арктической зоне, по аналогии со Starlink`ом. К концу 2027 года планируется запустить 292 аппарата, а до 2030-го – 383.
Проект осуществляется на условиях государственно-частного партнерства. Компания «Бюро 1440» инвестирует в строительство спутников и инфраструктуры более 300 млрд руб., еще свыше 100 млрд руб. будет направит Минцифры на компенсацию ставки по льготным кредитам и финансирование запусков.
Ожидается, что к этим спутниковым каналам будут подключены базовые станции мобильных операторов, к которым невозможно или экономически нецелесообразно подводить ВОЛС. Скорость спутникового канала для абонента в такой сети должна быть выше, чем в действующих сетях.
Как поясняют в одной из сотовых компаний, переход на низкую орбиту значительно повышает скорость передачи данных и снижает сетевую задержку в сравнении с аппаратами, находящимися на высокой геостационарной орбите. Таким образом эта коллаборация решит проблему с предоставлением полноценной связи стандарта LTE в удаленных районах.
Орбитальную группировку в свою очередь наращивает «Роскосмос». Например, для оценки ледовой обстановки на трассах Севморпути, мониторинга ЧС наиболее подходят малые радиолокационные спутники «Кондор-ФКА».
«Арктический регион часто бывает закрыт облаками для космического наблюдения, и есть такой эффект как полярная ночь, когда оптические средства наблюдения не очень хорошо работают, только в инфракрасном диапазоне. Соответственно выходом из этой ситуации является использование радиолокационного диапазона частот, который видит как сквозь облачный покров, так и в условиях низкой освещенности или отсутствия таковой», – пояснил замдиректора департамента по космической деятельности «Роскосмоса» Андрей Буравин.
За последние два года для Севморпути введены цифровые платформенные решения, в первую очередь предназначенные для обеспечения безопасности плавания в ледовой и смешанной обстановке, продолжает директор направления цифровизации и информационных технологий дирекции СМП корпорации «Росатом» Александр Шаталов.
«В настоящее время мы умеем строить оптимальные маршруты движения судов в смешанном режиме, делать расстановку ледоколов. В этом смысле [накопленный] математический аппарат и программный комплекс хотим использовать и для нашего пилотного проекта единого морского оператора северного завоза для оптимального планирования маршрутов движения и доставки грузов», – рассказал он.
Напомним, работу единого оператора северного завоза планируется обкатать в текущем года на Чукотке.
Помимо спутников к настоящему времени расширяется инструментарий сбора необходимых данных. Ледоколы оснащены бортовыми измерительными комплексами, лидарами, которые определяют толщину, силу сжатия льда, торосистость – то, что со спутниковых снимков сделать затруднительно, объясняет Александр Шаталов. Используются также беспилотные летательные аппараты, оснащенные радиолокационными станциями. Они могут производить локальную ледовую разведку и давать уточненные данные по трассе движения флота.
На основе этих сведений отрабатываются технические модели мониторинга и прогнозирования, в том числе с привлечением технологий искусственного интеллекта. Задача – благодаря ИИ, обработке больших данных своевременно распознавать опасные ледовые явления на пути мореплавания.
«Как пример, чтобы грамотно обработать и понять, что это стамуха (торосистое образование, сидящее на грунте или на мели – Прим. ред.), нужны тысячи снимков и столько же человеко-часов, чтобы люди сели и классифицировали объект. Это огромный труд», – резюмировал Александр Шаталов.
Первый резидент реализуемого проекта города-спутника Владивостока — группа компаний «DNS Девелопмент» — начал строительство домов поселения, о котором появляется все больше подробностей. Как сегодня эксперты оценивают идею развития «большого Владивостока», выясняло EastRussia.
«Еще в 1973 году, когда мы составляли очередной генеральный план Владивостока, было понятно, что город, расположенный на окончании полуострова Муравьева-Амурского, эффективно развиваться не сможет, — вспоминает бывший главный архитектор дальневосточной столицы Валентин Аникеев. — И для развития Владивостока было предложено присоединить к нему бывший сельский район, который сегодня называется Надеждинским, а также территории города Артема, чтобы он вышел за пределы полуострова на земли, прилегающие к Амурскому и Уссурийскому заливам. С тех пор эта идея оставалась в повестке».
Как и многие города, ограниченные территориально, Владивосток задыхается от дорожных заторов и уплотнительной застройки. Административные функции, портовые мощности, деловая и общественная инфраструктура сосредоточены на полуострове Муравьева-Амурского, где, по словам Валентина Аникеева, можно разместить немногим больше 600 тыс. жителей. И даже остров Русский в составе Владивостокской агломерации не решает этой проблемы.
«Еще в 70-е были произведены расчеты на 660 тыс., на 820 тыс. и даже на 1,2 млн населения Владивостока. Сегодня мы вернулись к этой идее, но планируется не расширять город, а создать его спутник на 80 тыс. человек. Потом эти территории можно объединить в единую Владивостокскую агломерацию, присоединив к ней Артем, а в дальнейшем и Большой Камень», — комментирует архитектор.
На VI Восточном экономическом форуме в 2021 году министерство России по развитию Дальнего Востока и Арктики, «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ), корпорация развития «ВЭБ.РФ» и правительство Приморского края подписали соглашение о создании города-спутника в Надеждинском районе. Проект реализуется в границах ТОР «Приморье» (бывшая ТОР «Надеждинская»), где сегодня насчитывается 117 предприятий-резидентов, создающих почти 18 тыс. рабочих мест, и этим людям надо где-то жить. Для сравнения: в 2022 году в ТОР «Приморье» числились 87 резидентов, фактически за два года рост превысил 20%.
По предварительным данным, проект города-спутника рассчитан на 80 тыс. человек — это порядка 13% жителей Владивостока. И чтобы сделать его жизнеспособным, нужны рабочие места, благоприятная городская среда и доступное по цене жилье.
Как сообщил генеральный директор КРДВ Николай Запрягаев, в рамках проекта планируется построить более двух млн квадратных метров жилой и коммерческой недвижимости.
На 2024 запланировано проектирование пилотных объектов, в частности, парковой зоны в районе бухты Де-Фриз с местами отдыха для горожан, инфраструктуры будущей набережной вдоль Амурского залива. Первым стартует строительство набережной со смотровой площадкой Де-Фриз, также предусмотрены объекты общегородской инфраструктуры с зонами притяжения, в том числе коммерческие объекты и гостиницы, спортивные объекты.
Вести проект создания города-спутника Владивостока будет Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) совместно с консорциумом инвесторов под управлением Минвостокразвития России. Состав консорциума в настоящий момент определяется.
К масштабным градостроительным планам уже примкнул первый инвестор — ООО СЗ «ДНС СИТИ» (входит в ГК «DNS Девелопмент»). Компания реализует с поддержкой государства проекты в Надеждинском районе Приморья: и в области логистики в режиме свободного порта Владивосток (индустриально-логистический комплекс Авиаполис «Янковский»), и комплексного жилищного строительства на площадях ТОР «Приморье» (жилой комплекс «Формат», коттеджный поселок «Новый Де-Фриз», а сейчас уже строят «DNS Сити»), и производства — Домостроительный комбинат «Приморье».
Сооснователь ДНС Дмитрий Алексеев известен как меценат, построивший один из самых больших современных парков во Владивостоке — «Нагорный» (ДНС вложила в проект более 300 млн рублей). Идеей «большого Владивостока» он грезил всегда и в своих интервью приводил примеры Ванкувера, который построили «среди леса» по принципу «сначала люди – потом экономика».
На этот раз Дмитрий Алексеев отказался от комментариев нашему агентству, отметив, что пока не может в контексте спутника говорить о строительстве, которое уже началось в рамках первой очереди. Впрочем уже известно, что «DNS Сити» задействует 125 гектаров, где построит 650 тыс. квадратных метров жилья, а также объекты торговой, развлекательной, деловой и социальной инфраструктуры, включая школы почти и детские сады. Работы продвигаются в темпе «этаж одной секции — около 10 квартир — в неделю». А первый дом планируют сдать уже в 2024 году.
Член Союза Архитекторов России и градостроительного совета Владивостока Кирилл Солгалов рассказывает, что «DNS Сити» является составной частью города-спутника. При этом, как следует из комментария эксперта, проект не предусматривает реализации «кавалерийским наскоком» и будет развиваться поэтапно.
«Ожидается, что интенсивное строительство начнется после 2030 года», — сообщил Кирилл Солгалов.
Ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев соглашается, что сама тенденция движения населения с полуострова на север, в Надеждинский район, очевидна. При этом остро стоит вопрос, где должен размещаться центр управления территорией. Вынести административные и деловые функции из исторической части города – это правильное решение для развития Владивостокской агломерации, уверен эксперт. Как в перспективе – и перенос портовых мощностей. А исторический центр следует оставить туристам.
И здесь мы подходим к вопросу о сценарии развития города спутника, который еще предстоит написать, включая экономическую и социальную модели.
Эксперты обращают внимание, что города-спутники популярны в Юго-Восточной Азии, где они представляют большой интерес для мигрантов. Рассуждая с практической точки зрения, глава агентства недвижимости «Метры» Владимир Закурко полагает, что спутник Владивостока может заинтересовать переселенцев из постсоветского пространства при доступной цене «квадрата». Возможность выгодно купить жилье большой площади, которое для многих недоступно в большом городе — важное преимущество городов-спутников по всему миру.
В то же время федеральный эксперт, архитектор по развитию городов и агломераций, архитектор и градостроитель Илья Заливухин считает, что здесь нужна имиджевая история с архитектурными доминантами, возможно, сопоставимыми даже со знаменитым «Лахта Центром», башней «Газпрома» в Санкт-Петербурге. Такие имиджевые объекты становятся дополнительными центрами городской агломерации.
«А что касается стоимости и качества жилья, это не должна быть застройка для бедных или богатых. И если жилье стоит ниже рынка, его потребительские характеристики не должны страдать», — говорит он.
Реализовать проект планируется частично на условиях концессии, с привлечением частных инвестиций и средств федерального бюджета. Всего, по последним данным, под проект предполагается привлечь 1,24 трлн рублей инвестиций.