В Хабаровском крае госпрограммой содействия переселению соотечественников из-за рубежа в этом году воспользовались 555 человек. Всего по программе с 2007 года переехали более 21 тыс. человек.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства Хабаровского края, переселенцам помогают в оформлении документов и поисках работы сотрудники комитета по труду и занятости населения. Прибывшие – работники медицинской сферы, финансового сектора, педагоги, инженеры, рабочие высокой квалификации. Среди них – бывшие граждане Казахстана, Армении, Таджикистана, Киргизии, Литвы, Узбекистана, а также выходцы из стран дальнего зарубежья.
Переехавшие соотечественники нашли работу в сфере строительства, торговли, медицины, на промышленных предприятиях, в транспортной отрасли. На 1 декабря устроились на работу более 80% переселенцев трудоспособного возраста.
Решить реальную проблему бизнеса, получить при этом опыт, новые связи, работу и заработок — такой посыл транслирует хабаровский нетворкинг «Куб» студентам из IT-сферы. Полуфинал третьей итерации этого конкурса собрал 18 команд, которые в конкуренции друг с другом создавали решения для задач, поставленных «кейсодателями»: представителями хабаровских предприятий различного профиля и масштаба.
Их замечаешь сразу: озираются, настороженные, но не испуганные. Недоумённый взгляд, дескать: «Что я здесь делаю?». Скованные угловатые движения, ходят по двое-по трое. Многие в очках: сказываются годы, проведенные перед монитором. В основном юноши. Белый верх, темный низ, иные даже в пиджаках. Некоторые — не близко, но знакомы — видимо с предыдущего конкурса. Переговариваются:
— Чей кейс работаете?
— «Невады».
— А что там у них?
— Техподдержку для своих с ИИ замутить. А вы?
— VR-тема: макеты виртуальных вывесок для «Бот Сада».
Несколько десятков таких персонажей, очень похожих на компьютерных фриков, шушукаются, рассевшись по диванчикам, в ожидании начала мероприятия. И почти каждый из них может уже по большому счету не волноваться за своё трудоустройство. Они — полуфиналисты действа под названием «Куб 3.0» — конкурса инноваторов, как его определяют организаторы. Это значит, что они прошли предварительный отсев, их идеи показались достаточно здравыми и продуманными, чтобы оказаться в «лонглисте», и их взяли «на мушку» потенциальные работодатели — представители малого и среднего бизнеса Хабаровска.
— Мы разослали запросы в реальный сектор экономики, действующему бизнесу — рассказывает Дмитрий Симон, один из организаторов конкурса, замдиректора по развитию инноваций «Агентства привлечения инвестиций развития инноваций Хабаровского края». — Бизнес представил нам кейсы, то есть свои потребности, свои проблемы, которые у них существуют в их производстве, в их организации. Компании самые разные: рекламно-производственная фирма, производитель электротехнической продукции, Хабаровский судостроительный завод, сеть кофеен, предприятие, которое занимается металлообработкой, крупная локальная торговая сеть…
Хабаровский судостроительный завод, например, хочет оптимизировать у себя управление складом. То есть им нужно информационное решение, которое позволит в цехах и на складах правильно проводить инвентаризацию. И вести учет складского оборудования в том числе, оборудование, которое находится на складе. Запросы самые разные.
В прошлом году победителем стала команда, решившая проблему хабаровской рекламно-производственной компании, связанную с оповещением о перегоревших элементах в световых конструкциях — вывесках, табло, витринах. Пример: заказал клиент большую крышную конструкцию с названием своей фирмы, её установили не на том здании, где находится организация, а в другой локации. Любая техника имеет свойство ломаться, и, наверное, каждый видел странные или комичные вывески, у которых погасла одна буква и смысл слова поменялся. Теперь нужно представить, что таких вывесок сотни, если не тысячи. Случайный прохожий усмехнётся и вряд ли будет искать контакт организации, у которой из-за «выпавшей» буквы поменялось название, звонить, сообщать о поломке. И пока информация дойдёт до производителя может пройти много времени.
Вот такую проблему и решили победители «Куба 2.0». Они за полтора месяца собрали полноценный программно-аппаратный комплекс с подключением к интернету: написали софт, что-то спаяли, что-то использовали готовое, создали работающий прототип, функционал которого полностью удовлетворил заказчика: когда перегорает или выходит из строя какой-то элемент световой конструкции на телеграм-бот приходит сообщение. Кстати, сотрудничество команды и рекламщиков продолжается, создатели устройства работают над получением патента — оказалось, что продукт крайне востребован и имеет хорошие перспективы для реализации по всей стране.
— Это и есть главная ценность конкурса для студентов: они здесь знакомятся с кейсодателями, возможно, с будущими работодателями, или как эта вот команда с вывесками — они создали свой стартап, — рассказывает со-организатор конкурса Ярослав Радинский, руководитель диджитал агентства RASA. — Наша личная цель это все-таки привлечение молодых талантливых инженеров и айтишников к этому конкурсу. Ну и, конечно же, дальнейшее трудоустройство их у нас в компании.
Мы в целом топим за то, чтобы молодые таланты видели, что через такие конкурсы и обществу, и государству не все равно на них, чтобы они не уезжали. Наша глобальная цель, конечно, сделать так, чтобы они не уезжали, потому что это огромная боль.
Организация конкурса стала попыткой создания собственного HR-бренда, продолжает Ярослав Радинский. В «Куб» уже выстроилась очередь из представителей малого и среднего бизнеса, которым нужны и конкретные решения проблем, и специалисты. У МСП не так много возможностей искать, находить, привлекать узких специалистов разного профиля.
— Вот Сбербанк или Яндекс, или Альфа-банк приходят в ВУЗы, говорят свои названия и сразу к ним выстраиваются в очередь, потому что их знают, — делится Ярослав. — И они, на самом деле, весь рынок IT пылесосят в России. Со 2−3 курса талантливые ребята, как правило, уже либо где-то работают, либо имеют какой-то предконтракт с большими компаниями.
Нам очень тяжело с ними конкурировать, поэтому нам приходится делать в 2−3 раза больше активности для привлечения внимания именнов к HR бренду нашей компании. Поэтому нам важно участвовать в таких конкурсах.
— Да, действительно, это глобальная проблема, поиска и набора в команду новых специалистов, — подтверждает Дарья Митюшкина, заместитель директора РПК «Ботанический сад». — Квалифицированных спецов на местах не хватает. И это проблема не только Дальнего Востока, но и всей страны. И мы очень плотно работаем и с техникумами, и с колледжами, и с ВУЗами, чтобы найти и принять на работу таких специалистов.
Один из таких специалистов — Михаил Карпухин, капитан команды «Кинза», двадцатилетний студент третьего курса Дальневосточного государственного университета путей сообщения. В различных конкурсах и хакатонах участвовал не единожды, в «Кубе» уже второй раз. Выделяет это состязание, дескать, решаешь не абстрактную задачу, а вполне себе реальную, взятую из жизни. К тому же есть прямой контакт с заказчиком с потенциалом дальнейшего сотрудничества. Правда, есть и некоторый скепсис.
— Мне кажется, что кейсодатели приходят как бы в надежде получить супердешёвый, чуть ли не бесплатный софт, за который они не готовы платить реальные деньги, — говорит Михаил. — Они получают решение своей проблемы, но они для себя уже определились, что они полную стоимость платить не готовы.
— Зачем тогда вы здесь?
— Во-первых, закрыть гештальт. Первый раз мы не победили, нужно пройти дальше и победить, — Во-вторых, было бы вообще бы замечательно продать свой продукт. Ведь у нас всё с первой строки, с названия файлов, полностью наше приложения: их два, фронт-энд и бэк-энд, но естественно в основе используются всемирно известные фреймворки.
Опасения Михаила насчёт скаредности опровергает в заочной дискуссии — в разговоре с корреспондентом EastRussia — Галина Журавлёва, IT-директор группы «Невада» (имеет сеть из 19 000 торговых точек по всему Дальнему Востоку, включая продовольственные магазины у дома и гипермаркеты — прим. ред.).
— Свою задачу мы одновременно дали Сберу и на «Куб». И хотим посмотреть, какое даст решение корпорация с многовековой историей, и молодые люди, которые вот только-только закончили учебу, которые ещё не зашорены всякими корпоративными ценностями и вот этим всем. Ценник Сберу мы выставили тот же самый, что и ребятам, но интереснее, безусловно, развивать молодых местных специалистов, а не Сбербанк. Сбербанк пусть за счет других развивается.
Нам интересно с ребятами. Задача, которую мы дали, она очень маленькая. Потому что давать большую на подобный конкурс смысла нет. Две недели, ну, даже месяц, это ни о чем, нормального решения не сделать. Поэтому мы дали маленькие точечные задачи, посмотреть, как ребята справляются, что у них они мысли в правильном направлении, чтобы дальше уже вместе с ними развивать продукт в штате или за штатом — здесь не важно, как им удобнее, но вместе с ними развивать их разработку.
Хотите знать, чем завершится битва идей и команд? Следите за материалами EastRussia. Финал «Куба 3.0» состоится 31 мая 2024 года.
EastRussia проанализировала свежий справочник рынка труда и актуальных профессий, который ежегодно готовит КРДВ.
Привлекательность рынка труда была и остается драйвером сохранения и притока населения на Дальний Восток. Региону есть, что предложить и совсем молодым специалистам, и более зрелым, готовым потратить время на получение востребованной специальности – во имя надежного будущего на перспективной территории.
Средняя зарплата на Дальнем Востоке выше, чем на остальной территории России на 16%, и растет каждый год. В настоящее время средний ежемесячный заработок по региону составляет 66,4 тыс. рублей в месяц. Однако это, как водится, «средняя температура по больнице». Максимальную зарплату среди дальневосточных регионов предлагают на Чукотке – 130 тыс. рублей в месяц в среднем. Там в настоящее время открыты вакансии для 119 человек. Самые скромные средние зарплаты – в Республике Бурятия (45,6 тыс. рублей). Зато востребованность специалистов высокая – более 2,6 тыс. человек. На сегодня в Приморье открыто максимальное на Дальнем Востоке количество вакансий – 8 262, средняя зарплата составляет более 55 тыс. рублей. На втором месте по этому показателю оказался Хабаровский край – там требуются почти 6,5 тыс. специалистов. В среднем они будут получать 58,8 тыс. рублей. В Амурской области работу могут найти 3 128 человек, средняя зарплата – 59 тыс. рублей.
изображение: Корпорация развития Дальнего Востока
ДФО развивается активно — тут реализуется 2,2 тыс. инвестиционных проектов, на которых будет открыто и создано 114,5 тыс. новых рабочих мест. Бизнес сейчас нуждается в 12,9 тыс. работниках в ведущих отраслях экономики. К 2026 году дополнительная кадровая потребность превысит 102 тыс. человек.
Ключевые отрасли экономики Дальнего Востока сгруппированы по 11 отраслям:
1. Добыча угля, металлических руд и алмазов
2. Добыча и переработка нефти и газа
3. Лесная промышленность
4. Машиностроение
5. Рыболовство и аквакультура
6. Электроэнергетика
7. Сельское хозяйство и пищевая промышленность
8. Строительство и производство стройматериалов
9. Транспорт и логистика
10. Туризм и сервис
11. Металлургия
Самые перспективные сферы
Из 11 важнейших специалисты выделяют четыре сферы, где к 2026 году прогнозируют значительный рост занятости:
– сфера добычи угля, металлических руд и алмазов (более 120 тыс. человек),
– сельское хозяйство и пищевая промышленность (около 60 тыс. человек),
– рыболовство и аквакультура (более 50 тыс. человек),
–металлургия (более 10 тыс. человек).
1. Добыча угля, металлических руд и алмазов
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы – подземный горнорабочий (средняя зарплата 73 тыс. рублей, востребованы в Якутии и Забайкалье), машинист бульдозера (127 тыс. рублей, востребованы в Забайкалье и на Колыме), проходчик (152 тыс. рублей, востребованы в Якутии).
Примеры ключевых проектов отрасли: В Якутии ключевым проектом в этом виде деятельности является строительство горно-обогатительного комплекса по добыче коксующегося угля АО «ГОК «Инаглинский». К 2027 году количество вакансий там превысит 4,8 тыс. человек. В Приморье на модернизации шахты и строительстве новый шахты ООО «Сучан-Уголь» к 2026 году потребуются 1,9 тыс. специалистов. В Забайкалье идет строительство разреза по добыче каменного угля ООО «Разрезуголь». К 2030 там нужны будут более 1,8 тыс. рабочих.
2. Добыча и переработка нефти и газа
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы: слесарь ремонтник ( средняя зарплата почти 65 тыс. рублей, востребованы в Приморье и Хабаровском крае), слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике (69,2 тыс. рублей, востребованы в Приморье и Якутии), инженер по автоматизации и механизации производственных процессов (98,5 тыс. рублей, востребованы в Якутии).
Примеры ключевых проектов отрасли: в Приморье строительство нефтехимического комплекса АО «ВНХК». К 2029 году потребность в кадрах там превысит четыре тыс. человек. На строительстве газоперерабатывающего завода ООО «Газпром переработка Благовещенск» в Приамурье потребуется 2,6 тыс. рабочих к 2025 году. В Хабаровском крае на строительстве завода по производству сжиженного природного газа ООО «Криогентех» уже в этом году требуются 58 специалистов.
3. Лесная промышленность
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы: подсобный рабочий на лесозаготовках (средняя зарплата свыше 53 тыс. рублей, востребованы в Приамурье), лесоруб (100 тыс. рублей, востребованы в Приамурье), станочник деревообрабатывающих станков (35 тыс. рублей, востребованы в Приамурье и Приморье).
фото: RFP Group
Примеры ключевых проектов отрасли: создание деревоперерабатывающего производства АО «Нью Форест Про» в Хабаровском крае. В 2023 году открыты 999 вакансий. В Приморском крае идет создание производства пиломатериалов и топливных гранул ООО «Кей АР Дабл Ю». Рабочие места в текущем году готовы предоставить 380 специалистам. На строительстве комплекса по глубокой переработке древесины ООО «Тачин» в Амурской области требуются в этом году 50 человек.
4. Машиностроение
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы: слесарь-судоремонтник (средняя зарплата более 83 тыс. рублей, востребованы в Приморском крае), инженер-технолог (почти 68 тыс. рублей, востребованы в Приморье и Бурятии), сборщик корпусов металлических судов (108 тыс. рублей, востребованы в Приморье).
Ключевые проекты: создание верфи крупнотоннажного судостроения ООО «ССК «Звезда» в Приморском крае. В 2024 году там будет 7,4 тыс. вакансий. В Якутии на модернизации и развитии мощностей по созданию речного флота для внутренних водных путей АО «ЖСВ» в 2024 году потребуется более 660 рабочих.
фото: ССК «Звезда»
Высшее образование по востребованным на Дальнем Востоке специальностям можно получить в Дальневосточном федеральном университете (Приморский край), Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (Якутия), Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (Приморье), Тихоокеанском государственном университете (Хабаровский край), Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема (ЕАО), а также в других образовательных учреждениях ДФО.
Среднее профессиональное образование, по данным рейтинга конкурса «Молодые профессионалы Worldskills Russia», можно получить в пяти лучших колледжах и техникумах ДФО: Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж, Приморский политехнический колледж, Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Хабаровский технологический колледж, Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий.
С актуальной версией «Навигатора актуальных профессий» можно ознакомиться на портале Корпорации развития Дальнего Востока.
Продажи, строительство, производство и логистика — в этих сферах дальневосточные работодатели размещают больше всего вакансий на платформе Авито Работа. О востребованных специалистах и трендах рынка труда 2023 года изданию «EastRussia» рассказал директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков.
Рынок труда и внешние изменения
Рынок труда — это сфера, которая чувствительнее других реагирует на любые изменения в экономике и при этом быстро адаптируется к новым условиям. Мы отмечаем, что в течение 2022 года работодатели по всей стране не приостанавливали наём персонала, а осенью практически вышли на обычные показатели. В сентябре уровень безработицы, по официальным данным, был на минимальных значениях.
Высокая активность работодателей наблюдается и на платформе Авито Работа. В сравнении год к году в Дальневосточном округе стало на 43% вакансий больше, а медианная[1] зарплата выросла на 22% — с 37 000 до 45 000 рублей. Соискатели могут выбирать работу из большого числа вариантов в разных сферах: им предлагают свыше 100 000 вакансий в регионах ДФО и порядка 4 млн по всей России.
Сферы с наиболее высоким спросом на персонал
Сфера продаж лидирует по числу вакансий в ДФО, на неё приходится 15% от числа всех объявлений о найме. Традиционно высокие темпы и большие объёмы найма в отрасли дополнительно стимулируют активное развитие онлайн-торговли и выход на рынок новых брендов из России и юго-восточных стран. Наибольшим спросом пользуются продавцы-консультанты и кассиры. Чтобы закрыть вакансии, компании охотно берут на работу людей без опыта и обучают их. Для привлечения персонала работодатели будут и дальше предлагать гибкие графики занятости, расширять льготные корпоративные программы.
В топе по количеству вакансий на Дальнем Востоке строительство с 10% объявлений о найме, а также группы профессий «Производство, сырьё, сельское хозяйство» и «Транспорт, логистика», на каждую из которых приходится по 9% предложений трудоустройства.
Рабочие и инженерно-технические кадры для производства не один год остаются в числе особо востребованных. Помимо демографических причин и снижения престижа технических профессий на ситуацию влияют наращивание объёмов выпуска продукции, внедрение программ импортозамещения, перенастройка ряда производственных процессов. Останется актуальной нехватка кадров для добывающей отрасли, топливно-энергетического комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности. Квалифицированные кадры будут востребованы как на крупных предприятиях с роботизированными линиями, так в небольшом бизнесе, включая компании, которые являются резидентами ТОР.
В 2022 году Дальний Восток лидировал по темпам жилищного строительства, благодаря господдержке, программе «Дальневосточный гектар», льготной ипотеке для жителей округа, так что приток специалистов понадобится отрасли и в этом году. Особенно высок спрос на машинистов, сварщиков, монтажников, отделочников. Кроме того, регионы ДФО привлекают долгосрочных инвесторов в связи с расширением экономических связей с азиатскими странами. Поэтому будет расти востребованность в специалистах внутренней и международной логистики, особенно со знанием восточных языков.
Также мы полагаем, что в числе особо востребованных специалистов будут медицинские работники, а в трудовую деятельность будут активнее вовлекаться представители разных социальных групп — молодёжь, женщины, старшее поколение.
Соискательские тренды
Популярностью среди соискателей по-прежнему будет пользоваться частичная занятость. В ходе опроса, проведённого платформой Авито Работа в декабре, мы выяснили, что 35% россиян планируют в 2023 году найти подработку. Дополнительный доход даёт людям возможность чувствовать себя более комфортно в финансовом смысле.
Также будет сохраняться спрос на дистанционную занятость, вошедшую в нашу жизнь вместе с коронавирусными ограничениями. Удалённый или гибридный график, когда часть рабочего времени человек проводит в офисе, а часть — трудится из дома, оценили многие работодатели и работники. Это позволяет соблюдать здоровый баланс между работой и жизнью вне рабочего места, экономить время и деньги на проезд и обеды. 15% респондентов, опрошенных нами в декабре, заявили, что намерены перейти в 2023 году на удалённый график.
Мы также ожидаем, что соискатели будут активно интересоваться трудоустройством в государственных учреждениях и компаниях с государственным участием, чтобы иметь дополнительную стабильность и уверенность. Ещё одна тенденция, набирающая популярность — быстрое трудоустройство, когда пройти необходимые согласования и получить джоб-оффер можно за пару недель, а на массовые линейные позиции — даже за один день. В этом соискателям и работодателям помогают удобные инструменты цифровизации, которые предлагают крупные онлайн-платформы уровня Авито Работы.
Читайте наши новости первыми в Telegram-канале: https://t.me/AvitoLive
Об Авито Работе
Авито Работа — сервис №1 для подбора массовых профессий в России для половины работодателей в России. Компания предоставляет возможности для поиска работы и сотрудников в сегменте «синих» и «серых» воротничков. Ежемесячно более 20,5 млн человек ищут работу на Авито, и это люди самых разных профессий: от курьеров и продавцов до бухгалтеров и строителей. Инструменты Авито облегчают работу с большим количеством вакансий и откликов кандидатов.
● Количество активных объявлений на платформе достигает 5 млн: 2 млн резюме и 3 млн вакансий.
● На платформе зарегистрировано свыше 1,7 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса.
[1] Медианная зарплата – сумма, больше и меньше которой получают по 50% работников.
По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.
– Создана единая концепция развития острова Большой Уссурийский, есть определенные направления работы: туристическое, рекреационное, сервисное. Индустриального развития там не подразумевается, и это всем понятно. Даже обработка грузов, мультимодальные проекты будут осуществляться на материковой части. Сейчас больше стоит вопрос не направлений развития острова, а самой реализации концепции. Мы уже писали в Минвостокразвития о том, что нужна точная программа по развитию острова, которая будет содержать конкретные мероприятия со сроками, ответственными лицами, источниками финансирования.
Сегодня на региональном уровне очень мало обсуждений подобных вещей с экспертным и деловым сообществом, зачастую процессы закрыты. Не было обсуждения того же мастер-плана Хабаровска, который делается для людей, для создания благоприятной среды в Хабаровске и на Большом Уссурийском тоже. А ведь это можно назвать Хабаровской агломерацией по аналогии с Владивостокской. В перспективе Хабаровск может стать миллионником, тем более что на правительственном уровне стоит задача – создать миллионники в регионах, в том числе на Дальнем Востоке.
Конечно, открытие грузопассажирского пункта пропуска станет катализатором всех процессов, в том числе развития туризма, привлечения бизнеса, инвесторов из других территорий России и иностранных капиталов. Но здесь опять же нужно понимать, как это можно реализовать, какие потенциальные инвестпроекты уже есть, какие вошли в мастер-план Хабаровска. Мастер-план по развитию Большого Уссурийского острова Корпорация развития Дальнего Востока должна подготовить к июлю следующего года. Если это будут делать только сами московские специалисты, если они будут рассказывать, как и где нам жить, то это, наверное, будет неправильно. Нужно приблизить работу сюда. Президент давно говорит, что федеральные министерства и ведомства должны переехать на восток страны. Я считаю, что хотя бы для обсуждений они должны чаще приезжать на Дальний Восток, проводить форсайт-сессии, стратегические сессии, просто рабочие группы.
Я вошел в специальную рабочую группу по развитию Большого Уссурийского острова, как раз, там можно было бы участвовать, предлагать инициативы. Потому что пока непонятно, какую часть острова планируется защитить береговыми укрепительными сооружениями. А ведь именно там будет определена территория под застройку будущих объектов. Я понимаю, что это дорогостоящие мероприятия, инфраструктурные затраты, тем более в условиях сегодняшнего времени, но можно, рассмотреть и государственно-частное партнерство.
Полпред президента Юрий Трутнев сказал, что своих капиталов достаточно, и мы сможем самостоятельно все сделать. И действительно, российский капитал сегодня имеет возможности развивать на своей территории инфраструктуру, создавать инвестпроекты и делать это без привлечения иностранных вложений. Но нужно разработать финансовые модели для развития транспортной, инженерной и другой инфраструктуры. Тогда бизнесу будут понятны правила игры.
Также нужно просчитывать вложения в создание инфраструктуры, которые вернутся в виде будущих налогов. Ведь, с одной стороны, государство вкладывает деньги в создание инженерной, дорожной инфраструктуры, а с другой – создает инвестиционную привлекательность для проектов, в которые вкладывается частный инвестор. Он же создает налоговую базу и рабочие места.
Конечно, здесь нужно подключать, в том числе, и науку, чтобы ученые просчитали все цифры – не только затраты, но и будущие доходы. Когда строили БАМ, многие говорили, что это дорога в никуда, слишком затратная стройка. А сегодня, мы понимаем, что БАМа даже после реконструкции не хватает. Жизнь развернула все на восток. Такие моменты нужно обсуждать и просчитывать. Не надо бояться больших расходов, надо бояться малых доходов. Сначала государство и другие институты развития инвестируют, создают условия, вкладывают деньги в инфраструктуру и снижают риски для бизнеса, тем самым привлекая частые инвестиции, а потом эти деньги возвращаются в казну в виде налогов. Пускай не в среднесрочной перспективе, но возвращаются.
Мы десять лет ждали развития Большого Уссурийского острова. Мост построили в 2013 году, было поручение президента о создании туристической рекреационной зоны, но ничего до сих пор не создано, хотя за это время можно было пассажирский пункт пропуска открыть. Туристический обмен бы уже пошел, в дальнейшем проект было бы проще развивать. Но разные финансовые группы в этом не заинтересованы. Я знаю, что предпринимаются различные меры, чтобы проект как можно позже заработал, потому что он повлияет на транспортные и туристические потоки.
Важна концентрация экспертного сообщества, органов власти, бизнеса, нужно понимать, кто возьмет на себя инфраструктурные затраты. Ведь если говорить об увеличении турпотока в Хабаровский край из Китая, то нам нужно понимать, что потребуется в 100 раз больше номеров в гостиницах, мест в ресторанах и заведениях общепита. А это инвестиционный цикл, который занимает несколько лет. Уже сегодня с открытием этих новых мест мы опаздываем.
Есть проект пассажирских круизов по Амуру. Это тоже ниша, это туристическое предложение для гостей, прибывших на Большой Уссурийский. В национальном проекте есть планы по увеличению въездного туризма в три раза, доли туризма во внутреннем валовом продукте – до 5%. У нас есть прекрасная возможность перевыполнить эти показатели за счет появления грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском. Но здесь главное – не тянуть одеяло на себя, а разровнять его и действовать вместе: обсудить направления, внести предложения, нащупать проблемные точки и найти точки роста, налаживать диалог между бизнес-сообществом и властью. Этот проект даст хороший толчок для развития города и региона, поэтому мы должны всем миром навалиться, и своими идеями, энергией двигать его вперед и получать от него эффекты.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Председатель правительства Михаил Мишустин 11 июля 2024 года утвердил обновленную Стратегию развития минерально-сырьевой базы. Срок ее реализации продлен до 2050 года. Развитие минерально-сырьевой базы в регионах Дальнего Востока и Арктики находится под влиянием существующего состояния транспортной инфраструктуры. Транспортная отрасль является наиболее сложным, трудоемким и затратным звеном процесса разработки месторождений полезных ископаемых, доля которой в себестоимости добычи составляет 60-75%.
На территории Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, можно выделить сотни значимых действующих, строящихся и планируемых проектов, которые определяют расположение точек генерации грузовой базы, вывоз сырья или продуктов обогащения, который осуществляется практически всеми видами транспорта. Необходима взаимоувязка проектов строительства транспортной инфраструктуры с возможностями природопользования и, в первую очередь, недропользования, поскольку горная промышленность для субъектов Дальнего Востока России и Арктики является одним из основных направлений в экономике.
Минерально-сырьевой потенциал нашей страны способен обеспечить все необходимые задачи национальной экономики и национальной безопасности, исходя из стратегических целей при любых сценариях развития мировой ситуации.
На Дальнем Востоке и Арктической зоне России транспорт и энергетика рассматриваются в качестве основных элементов социально-экономического развития территорий, являясь основой стратегии создания и эксплуатации минерально-сырьевой базы данных макрорегионов.
Стратегия развития Дальнего Востока базируется на формировании транспортно-энергетического каркаса. Регион характеризуется географическими преимуществами и перспективой реализации экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов по внутренним и международным транспортным коридорам. Особая значимость каркаса заключается не только в обеспечении грузопотоков в транспортно-логистических цепочках, но и в наполнении инфраструктурных зон в первую очередь проектами по недропользованию. Устойчивость экономики в последующих этапах развития региона связывается с ее индустриализацией.
Процесс индустриализации экономики региона, включающий как малоформатное производство, так и классические металлургические гиганты, предусматривает три этапа: I этап – создание каркаса, II этап – процесс наращивания каркаса внутренними элементами, III этап – освоение пространственно-сгруппированных месторождений различных по запасам и по специализации (узлы, комплексы, кластеры).
В качестве объединяющего центра может рассматриваться Хабаровский край с умеренно развитой инфраструктурой, но с очень высоким потенциалом ее формирования. В Хабаровском крае в последние годы начинает формироваться транспортно-энергетический каркас, который может служить реальной основой реализации других проектов.
К числу заявленных крупных инфраструктурных проектов относятся: железные дороги Эльга – мыс Манорский и Якутск – Магадан, широтная автодорога Амга – Усть-Мая – Аян, меридиональная автомобильная трасса Комсомольск-на-Амуре – Охотск – Магадан и другие. Они затрагивают интересы республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей. Обсуждается также строительство автодорог Комсомольск-на-Амуре – Чегдомын, Селихино – Николаевск-на-Амуре, по левобережью Амура от Комсомольска-на-Амуре до поселка Октябрьский. Принципиально важным является строительство перерабатывающих производств. К их числу относятся гидрометаллургические комплексы по переработке упорных руд золота Покровского на одноименном месторождении, Амурского в городе Амурск, проектирование и строительство Тихоокеанского в Советской Гавани. Также намечены планы по строительству металлургических комплексов по переработке оловянных, медных и железных концентратов в Хабаровском крае.
В правительстве Хабаровского края рассматриваются вопросы строительства крупных энергетических объектов: Тугурской ПЭС с заводом по производству водорода, Ниманской ГЭС, Эворонской АЭС, Чегдомынской ГРЭС с кольцевыми ЛЭП для решения проблем энергетики.
В силу этого существует реальная необходимость формирования новых подходов к развитию региона. С горнодобывающей промышленностью связаны и взаимозависимы металлургия, машиностроение, строительство, энергетика, транспорт, другие отрасли промышленности. Горный комплекс может рассматриваться в качестве инициатора в новой индустриализации региона.
Фермер из Хабаровского края Михаил Утробин получил «дальневосточный гектар» одним из первых в регионе. Сейчас его продукция представлена в сетевых магазинах краевой столицы, а сам Михаил предлагает инициативы для улучшения сельхозсферы, которые могут повлиять и на экономику ДФО в целом. Одна из инициатив уже поддержана на федеральном уровне.
- Я как простой житель Дальнего Востока ощущаю поддержку, которую оказывает региону государство: есть специальные преференционные режимы, «Дальневосточная ипотека», «Дальневосточный гектар». Я сам являюсь получателем и «дальневосточного гектара», и «дальневосточной ипотеки». Это значит, что я уверен – эти инструменты реально хорошие, рабочие, помогающие выполнять задачи, которые стоят перед Дальним Востоком: сохранение численности населения, разворот на Восток, развитие экономических связей внутри регионов, а также развитие внешнеэкономических связей.
Программы «Дальневосточная ипотека» и «Дальневосточный гектар» – это классные инструменты. Сейчас, конечно, внимание к «гектару» ослабевает, потому что ложка дорога к обеду. Когда нужно было максимально всем рассказать о том, что есть такая программа, было больше внимания со стороны средств массовой информации. Сейчас его намного меньше, но есть и плюсы. Это отдельная программа, которая с 2016 года претерпела кучу изменений: десятки тысяч людей воспользовались правом безвозмездно получить землю, были определенные препоны, но их убирали с помощью внесения корректив в Федеральный закон.
Я фанат «Дальневосточного гектара», всегда искренне «топлю» за эту историю, потому что это реально выгодно. Я предлагал при освоении первого гектара давать второй, третий, десятый гектар. Мы готовы, земли свободные есть. При этом инструмент получения земли реально подразумевает полное отсутствие какой-либо коррупционной составляющей: все делается, сидя за компьютером, никто не сможет какие-то препоны создать. Одна из правок в федеральном законе была принята по моей просьбе – давать дополнительный гектар. Я сам воспользовался этой возможностью и дополнительно к пяти уже имеющимся гектарам, взятым на всю семью, оформил еще два в месте, которое мне очень-очень нравилось. Опять же, не ходя ни к кому на поклоны, ни с кем ничего не обсуждая, а просто в соответствии с законом, который у нас принят. Это здорово.
Конечно, хотелось бы дополнительной поддержки. Мне кажется, было бы неплохо запустить в одном или нескольких регионах ДФО пилотный проект раздачи дальневосточных гектаров не там, где ты выберешь участок, а там, где государственные органы найдут свободную землю, сделают дорожную, электросетевую инфраструктуру, подведут газ и создадут какой-то кластер или современную деревню XXI века со всеми коммуникациями: интернетом, сотовой связью, возможно, единой скважиной и очистными сооружениями. Мне кажется, что в наше время это очень просто: есть модульные решения, готовые, надежные, которые позволяют дать эти коммунальные блага не одному, а сразу многим.
Я построил дом сам, дорожную инфраструктуру, электричество тоже проводил сам, скважину бурил для себя, очистные сооружения делал для своего участка. Просто я понимаю, если бы было 10 рядом компактно расположенных хозяйств, то в пересчете на единицу домовладения это было бы дешевле минимум на 30-50%. Поэтому есть такая задумка о современной деревне, состоящей из «дальневосточных гектаров».
Есть и предложение о предпринимательской деятельности, касающееся разворота на Восток. По моему мнению, стоит распространить условия режимов ТОР и СПВ на всех предпринимателей ДФО. Можно опять же сделать пилотный проект в каком-то дальневосточном регионе, либо предоставить преференции этих режимов для предпринимателей, занятых в приоритетных сферах экономики. Например, можно дать предпринимателям из сельхозсферы такие же налоговые послабления, как для резидентов ТОР и СПВ. Мне кажется, что это предложение позволит проактивно развивать экономику и взвинтить темпы развития Дальнего Востока.
На примере тех же ТОР и СПВ мы видим, что эксперимент начавшийся более десятка лет назад, не сворачивают. Значит государству это выгодно: появляются новые рабочие места, люди закрепляются на территориях. И особенно внимание нужно уделить сельским территориям, потому что село кормит нашу страну. Надо сделать так, чтобы люди перестали бежать в города, потому что в селах сейчас нет должной инфраструктуры, нет «белых» зарплат, люди не могут получить ту же самую «сельскую» или «дальневосточную ипотеку», потому что не устроены. А чтобы закрепить людей, нужно дать им возможность получить возможность жить в новом современном доме.
Решить эту проблему, на мой взгляд, и помогут льготы ТОР и СПВ: работодатели в сельской местности смогут снизить отчисления в различные фонды, благодаря этому будут официально трудоустраивать сельских жителей, платить им «белую» зарплату. А те в свою очередь смогут закрепиться на своей территории.
Главное в сельском хозяйстве, по моему мнению – качество продукта. Последние два года мы идем по пути кооперации с другими фермерами, которые готовы давать высококачественный продукт, чтобы мы поставляли его на прилавки Хабаровска. В 2023 году у нас был рост производства в полтора-два раза относительно предыдущего года. В этом году мы тоже хотим примерно настолько же вырасти, для этого я реконструировал производственные мощности по переработке молока, отладил многие логистические процессы, поменял персонал. Мы готовы к росту, но я против роста в 3-5-10 раз, я так не могу и не хочу. Я за качественный продукт, а не за объемы. Мне приятно, когда я иду по городу, со мной здороваются, говорят, что у нас лучшее молоко в Хабаровске. И пусть у меня будет рост небольшой, зато с сохранением качества, к которому привыкли покупатели. Для меня это принципиально важно. Примерно 95% покупателей нашей продукции – это постоянные клиенты. Я горд этим, а также своей продукцией, и планирую, что дальше будет так же.