Школьники, студенты и специалисты в ИТ-сфере из Хабаровского края могут получить приз в три млн рублей, приняв участие во всероссийской олимпиаде по программированию True Tech Champ. Организатор мероприятия – цифровая экосистема МТС.
True Tech Champ включает масштабную образовательную и развлекательную программу, фестиваль программирования, который поможет создать новое ИТ-комьюнити в России. В первый трек олимпиады приглашаются учащиеся старших классов от 14 лет и студенты профильных технических вузов. Они будут решать олимпиадные задания и продемонстрировать знание алгоритмического программирования. Победители младшей группы получат за первое место – 1 млн рублей, за второе — 500 тыс. рублей, за третье — 250 тыс. рублей.
В старшей категории будут соревноваться ИТ-специалисты разного уровня и стека. Участникам предстоит решить технические задания и пройти испытания по программированию на скорость на пяти наиболее популярных языках в МТС: Java, Go, Python, С++, C#. Приз за 1 место составит три млн рублей, за втрое – 1,5 млн рублей и по 500 тыс. рублей двум обладателям третьего места.
Как рассказала директор МТС в Хабаровском крае Наталья Экшенгер, эксперты МТС проведут несколько митапов, выступлений и мастер-классов для участников.
«Во время онлайн-этапа участники попадут в закрытый Telegram-канал, где будут публиковаться обучающие и развлекательные материалы. Для действующих ИТ-специалистов и студентов-программистов важно принимать участие в таких событиях для обмена опытом и формирования ИТ-комьюнити», — добавила она.
Прием заявок на участие в олимпиаде продлится до 5 октября, регистрация доступна по ссылке: https://truetechchamp.ru/
На европейском рынке на прошедшей неделе продолжилось снижение цен на уголь ниже 120 долл./т. под давлением таких неблагоприятных фундаментальных факторов, как невысокий спрос, заполненные газовые хранилища ЕС и снижение цен на газ.
Ассоциация немецких импортеров угля (VDKi) призвала продлить работу угольных резервных электростанций, эксплуатация которых была инициирована для борьбы с энергокризисом в прошлом году, но должна прекратиться в марте 2024 г. VDKi аргументирует свою позицию неопределенностью на энергорынках в связи с ситуацией на Ближнем Востоке и Украине, а также волатильностью цен на СПГ. VDKi ожидает, что Германия по итогам 2023 г. импортирует 21 млн. т. угля (-12 млн. т. к 2022 г.).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 505.8 долл./1000 м3 (-15.2 долл./1000 м3 к 15.11.2023 г.) на фоне заполненных хранилищ газа в ЕС и увеличения поставок из Норвегии на 7%.
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается на уровне 110 долл./т. Логистические ограничения в ЮАР не смогли поддержать котировки, на которые оказывает давление слабый спрос в Европе, а также общий нисходящий тренд на международном рынке.
Южноафриканский оператор Transnet Port Terminals с 20 ноября временно приостановил номинации новых судов в порту Richards Bay, что ставит под вопрос возможность отгрузок угля на экспорт через все терминалы порта, за исключением Richards Bay Coal Terminal (RBCT) с марта 2024 г. Оператор ограничил номинации судов и поставки автотранспортом с целью борьбы с многокилометровыми пробками из грузовиков с углем, при этом данная мера не касается терминала RBCT, куда уголь поставляется только по железной дороге. Однако уже номинированные и запланированные к погрузке суда до конца февраля 2023 г. будут гарантировано обработаны. К решению проблемы с отгрузками подключился президент ЮАР, который уже участвует в переговорах Transnet с грузоотправителями.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т. до 131 долл./т. Несмотря на похолодание, компания Shenhua Energy дважды понизила цены на уголь сторонних производителей за прошедшую неделю, оказав давление на котировки. Кроме того, суточное потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС Китая сократилось до 795 тыс. т. против 801 тыс. т. неделей ранее.
Запасы на складах порта Qinhuangdao составили 6.3 млн. т., совокупные запасы в 9 крупнейших портах сократились до 28.9 млн. т. (-0.2 млн. т. и -0.2 млн. т. соответственно к 15.11.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 1 долл./т. до 92 долл./т. Цены в Индонезии остаются под давлением в связи со уменьшением покупательской активности и приближающимся согласованием увеличения квот на добычу. Однако возросший спрос со стороны КНР на низкокалорийный уголь оказал поддержку соответствующим котировкам.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал до 120-122 долл./т. на фоне ограниченного интереса со стороны стран АТР. Кроме того, участники рынка придерживаются выжидательной позиции в связи с падением цен в КНР и отсутствием прогресса в переговорах австралийских поставщиков с японскими потребителями по определению бенчмарка на период октябрь 2023 г. – сентябрь 2024 г. В связи с отсутствием бенчмарка октябрьские поставки Glencore в адрес Tohoku Electric, предположительно, осуществлялись не по фиксированной цене, а по индексу.
Glencore объявила о выделении угольного бизнеса в отдельную структуру к 2026 г. Акции новой компании, согласно заявлению, будут торговаться на бирже в Нью-Йорке.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC поднялись до 320 долл./т. по причине стабильного спроса, который обусловлен необходимостью пополнения запасов некоторых производителей стали в КНР. Кроме того, в китайской провинции Shanxi произошли 3 несчастных случая, которые могут привести к остановке шахт мощностью около 20 млн. т. металлургического угля в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 1.7% в январе-октябре 2023 года
В январе-октябре 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 178.4 млн. т. угля (-3.1 млн. т. или -1.7% к январю-октябрю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Открытым способом угольные компании добыли 119.4 млн. т. (-2.7 млн. т. или -2.2%), производство подземным способом составило 59.0 млн. т. (-0.4 млн. т. или -0.7%).
В январе-октябре 2023 г. потребителям было поставлено 144.6 млн. т. угля (-4.0 млн. т. или -2.7% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе:
• на экспорт 94.3 млн. т. (-4.4 млн. т. или -4.5%);
• российским металлургическим компаниям 27.4 млн. т. (+0.7 млн. т. или +2.6%);
• местным угольным электростанциям 14.6 млн. т. (+0.2 млн. т. или +1.4%).
По состоянию на 1 ноября 2023 г. 21.7 млн. т. (+2.8 млн. т. или +14.8% к 1 ноября 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
Инвестиции в угольную отрасль России увеличатся на 17.7% в 2023 году
Инвестиции в угольную отрасль по итогам 2023 г. могут достичь 277 млрд. руб. (+41.7 млрд. руб. или +17.7% к 2022 г.). В данный показатель входит увеличение и создание новых мощностей по добыче и экспорту угля на Дальнем Востоке и в Арктической зоне.
Однако прогноз инвестиций на 2024 г. может быть омрачен экспортными пошлинами, которые были введены в этом году, и оценка влияния которых еще не завершена. Кроме того, себестоимость производства угольных компаний в 2023 г. выросла на 48-49% к 2021 г., прибыль в 1 полугодии 2023 г. упала на 52% до 279 млрд. руб., а налоговые отчисления уменьшились на 51% до 126.4 млрд. руб.
Добыча российского угля по итогам 2023 г. ожидается практически без изменений по сравнению с прошлым годом на уровне 440.0 млн. т. (-3.5 млн. т. или -0.7% к 2022 г.), а экспорт – на уровне 220.0 млн. т. (+10.3 млн. т. или +5.3% к 2022 г.).
При этом Россия обладает потенциалом роста добычи угля до 570 млн. т., однако этому препятствуют в том числе инфраструктурные ограничения по вывозу на экспорт.
В Якутии проанализировали объемы демографических выплат за 5 лет. В период с 2019 года они увеличились в 7 раз, с 3,5 до 26,5 миллиардов рублей. Большую их часть обеспечил президентский национальный проект «Демография». Однако со следующего года указом главы Якутии Айсена Николаева в республике вводят новые меры, направленные на стимулирование демографического роста населения. В два раза увеличится размер республиканского материнского капитала «Семья» при рождении третьего и последующего ребенка. 50 тысяч рублей получат молодые семьи до 25 лет, вступающие в брак впервые. Кроме того, готовится учреждение гранта в 10 млн руб. для муниципалитета, добившегося лучших результатов в демографической и семейной политике. Ранее, встречаясь с руководителем региона, Президент страны Владимир Путин особо отметил показатели Якутии по росту постоянного населения и его естественному приросту и попросил не сокращать меры поддержки. Республика на первом месте в ДФО по положительной динамике демографических процессов, а в этом году в ней родился миллионный житель. Новые механизмы мотивации, а также текущее состояние рождаемости для Ленского клуба и EastRussia проанализировала доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических и энергетических проблем Севера «Коми научный центр УрО РАН» Лариса Попова.
«Стабильный естественный прирост населения Якутии обеспечивается как повышенным общим коэффициентом рождаемости, так и пониженным общим коэффициентом смертности. В основе этого – более молодой возраст населения республики, а также высокие темпы роста и уровень ожидаемой продолжительности жизни в регионе, превысивший среднероссийский. Последнее обстоятельство, а также незначительное отличие продолжительности жизни сельского населения от уровня городского показателя хочется отметить особо. Это результат социально-демографической политики, которая проводится в Якутии.
В России с 2007 года ведется демографическая политика, направленная на рост рождаемости. Тогда в стране был введен федеральный материнский капитал на второго ребенка, усиленный с 2011 г. ориентированным на третьи рождения региональным материнским капиталом и дополненный в дальнейшем мерами социальной поддержки нуждающихся семей с детьми и молодых семей с первенцами. Если оценивать результаты этой политики, то на текущую демографическую ситуацию она повлияла положительно. Особенно в регионах со значительным размером регионального материнского капитала, как в Якутии. А в национальных республиках, например Якутии и Коми, – по всей вероятности, способствовала также и усилению/возрождению этнических особенностей репродуктивного поведения коренных народов.
Однако в перспективе рождаемость в стране все-таки будет падать. Во-первых, по причине досрочного исчерпания итоговой плодовитости относительно многочисленных старших когорт, то есть поколений 1980-х годов рождения, ставших основными адресатами крупномасштабных мер демографической политики. Во-вторых, из-за низкой репродуктивной активности малочисленных молодых когорт: поколений 1990-х и 2000-х годов рождения, до которых стимулирующий эффект крупномасштабных мер демографической политики не дошел, или, в лучшем случае, пока не дошел.
По этой причине следует приветствовать любые меры, направленные на рост рождаемости. Начав проводить демографическую политику, ни в коем случае нельзя отменять ее мероприятия. В идеале надо сделать их постоянно действующими, то есть бессрочными. Решение главы Якутии об удвоении регионального маткапитала считаю своевременным, поскольку сейчас третьи рождения охватывает уже малочисленные когорты 1990-х годов рождения, а их репродуктивную активность следует поддержать.
Помощь молодым семьям также актуальна: без первых рождений нет вторых. Но еще больше следует приветствовать акцент в демографической политике на вторых рождениях. Например, к удвоенному региональному материнскому капиталу применить реализуемую в последние годы механику выплат федерального капитала: бóльшую часть суммы назначать при рождении второго ребенка, остальную – при рождении третьего. Возможно, применять такую механику выплат можно начать как раз за счет грантов лучшему району/поселку».
На европейском рынке на прошедшей неделе продолжилось снижение цен на уголь ниже 125 долл./т. под давлением таких неблагоприятных фундаментальных факторов, как невысокий спрос, заполненные газовые хранилища ЕС и снижение цен на электроэнергию.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 521 долл./1000 м3 (+17 долл./1000 м3 к 08.11.2023 г.) на фоне активного отбора газа в ЕС, при этом хранилища остаются заполненными на 99.5%.
Совокупные запасы на складах ARA составили 6.4 МЛН т. (-0.03 МЛН т. к 08.11.2023 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 110 долл./т. по причине низкого спроса в Европе, в результате чего южноафриканские компании перенаправляют поставки в Индию, наращивая предложение в адрес индийских производителей губчатого железа.
Южноафриканская компания Tshiamo Group купила у Thungela Resource разрез Umlalazi, на котором более года назад велась добыча энергетического угля. Оператором выступит Saldomate Proprietary Ltd. По ожиданиям Tshiamo, добыча возобновится в марте 2024 г. и мощность составит
1.32 МЛН т. в год, из которых 0.84 МЛН т. будут направляться на экспорт через порт Maputo, с которым в настоящее время ведутся переговоры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao повысились на 2 долл./т. до 132 долл./т. вследствие падения температур и повышения цен компанией Senhua, при этом запасы на складах продолжают увеличиваться.
Национальная комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) планирует сохранить без изменений бенчмарк для долгосрочных контрактов на поставку местного угля 5500 NAR в 2024 г. на уровне 93 долл./т., таким образом, премия по отношению к международному рынку может сохраниться и стимулировать импорт угля. Ожидается, что NDRC объявит бенчмарк во время угольной конференции 5-8 декабря.
Запасы на складах порта Qinhuangdao увеличились до 6.5 МЛН т., совокупные запасы в 9 крупнейших портах выросли до 29.1 МЛН т. (+0.3 МЛН т. и +0.3 МЛН т. соответственно к 08.11.2023 г.), что является максимумом за последние 5 месяцев.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 2 долл./т. до 93 долл./т., оставаясь под давлением в связи со снижением покупательской активности и приближающимся согласованием увеличения квот на добычу.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос до 125 долл./т. после продолжительного падения на фоне укрепления внутренних цен в КНР.
После резкого обвала неделей ранее, цены на австралийский металлургический уголь продолжили удерживаться на уровне
310 долл./т., так как предложение остается стабильным, а покупатели не спешат заключать сделки в ожидании дальнейшего снижения цен.
Компания Glencore прибрела за 6.93 млрд долл. 77%-й пакет компании Elk Valley Resources (EVR), которая принадлежит канадской Teck Resources и занимается добычей коксующегося угля. При этом ожидается, что японская Nippon Steel нарастит свою долю в EVR до 20%, а южнокорейская POSCO – до 3%. По итогам 2023 г. объем добычи EVR прогнозируется на уровне 24.0-26.0 МЛН т.
Австралийская компания Foxleigh и японская Nippon Steel согласовали бенчмарк Low Vol PCI на 4 квартал 2023 г. на уровне 240 долл./т. FOB, тогда как 13 октября цена на 3 квартал была установлена на уровне 183 долл./т FOB.
Добыча и экспорт российского угля в 2023 г. ожидаются на уровне прошлого года
Согласно прогнозам Минэнерго, добыча российского угля по итогам 2023 г. практически не изменится по сравнению с прошлым годом и составит 440.0 МЛН т. (-3.5 МЛН т. или -0.7% к 2022 г.), тогда как экспорт ожидается на уровне 220.0 МЛН т. (+10.3 МЛН т. или +5.3% к 2022 г.).
Введение эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны ЕС и Великобритании с 10 августа 2022 г. стало причиной формирования новых грузопотоков и изменения логистики экспортных перевозок угля. Переориентация на поставки в страны АТР позволила компенсировать потерю европейского рынка.
Однако увеличение экспорта на 10 МЛН т. и более зависит от доступности ж/д инфраструктуры, которая уже работает на пределе, особенно в восточном направлении.
Доля России в мировом экспорте угля увеличивается и в настоящее время этот показатель составляет 16%, при этом спрос на российский уголь вдвое превышает возможности по вывозу.
По итогам января-октября 2023 г. добыча составила 360.4 МЛН т. (+1.2 МЛН т. или +0.3% к 10 месяцем 2022 г.), а экспорт увеличился до 181.3 МЛН т. (+6.9 МЛН т. или +3.9% к 10 месяцем 2022 г.).
ЭЛСИ продала Сибантрацит и сменила название
Акционеры ЭЛСИ приняли решение продать входящий в холдинг Сибирский Антрацит компании Башкирский промышленный холдинг. ЭЛСИ уже сменила название на Эльга и после сделки сфокусируется на разработке Эльгинского угольного бассейна.
При этом новый собственник Сибантрацита выступает в роли инвестора, а руководство угольной компании передано прежней команде топ-менеджеров во главе с генеральным директором Сергеем Мельниковым.
В 2022 г. компания приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 МЛН т. в год. В начале 2025 г. Эльга планирует запустить в эксплуатацию собственный угольный морской терминал на Дальнем Востоке. Мощность терминала, расположенного в Хабаровском крае в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 МЛН т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т.
Угольные активы компании Эльгауголь и Сибантрацит были объединены под названием УК Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ) в августе 2022 г.
По итогам января-октября 2023 г. совокупная добыча ЭЛСИ составила 38.8 МЛН т. (+2.2 МЛН т. или +6.1% к январю-октябрю 2022 г.).
На европейском рынке энергетического угля на прошедшей неделе цены отскочили вверх после падения, вновь приблизившись к уровню 130 долл./т., при этом на энергетический рынок в целом продолжают оказывать влияние такие негативные фундаментальные факторы, как заполненные газовые хранилища в ЕС, снижение цен на электроэнергию и температуры выше нормы. В ходе прошедшей конференции Coaltrans в Мадриде было заявлено, что в результате сокращения поставок российского газа спрос на уголь в Европе после 2023 г. окажется на 20 млн т. выше, чем ожидалось ранее.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 504.0 долл./1000 м3 (-27.2 долл./1000 м3 к 01.11.2023 г.) в связи с тем, что хранилища в ЕС оказались полностью заполнены, а Норвегия увеличила трубопроводные поставки.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 120 долл./т. на фоне общего падения цен на энергетическом рынке ЕС и ограниченного спроса со стороны Индии, где замедляется активность в строительном секторе.
Южноафриканский апелляционный суд вынес в пользу государства решение по вопросу приобретения семьей Гупта акций Optimum Coal Mine и Optimum Coal Terminal. Таким образом, активы стоимостью 219 млн долл. будут национализированы.
Transnet назначила менеджера по инфраструктуре с целью привлечения частных инвестиций и развития ж/д сети. Данный шаг был позитивно воспринят Советом по полезным ископаемым ЮАР.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 5 долл./т. до 130 долл./т. из-за продолжающегося увеличения запасов на складах и ограниченного спроса.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) выпустила рекомендации по заключению долгосрочных контрактов на 2024 г., при этом конкретные объемы не были обозначены, в отличии от 2023 г. (2.90 млрд т.) и 2022 г. (2.60 млрд т.). Однако добывающие компании будут обязаны заключать долгосрочные контракты на 80% объемов угля (без изменений к 2023 г.), а электростанции – на 80% вместо 105% в 2023 г., что должно способствовать увеличению объемов и активности на спотовом рынке, а также приводить к росту волатильности котировок.
Запасы на складах порта Qinhuangdao увеличились до 6.2 млн т., совокупные запасы в 9 крупнейших портах выросли до 28.8 млн т. (+0.2 млн т. и +1.8 млн т. соответственно к 01.11.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 3 долл./т. до 95 долл./т., оставаясь под давлением сократившейся покупательской активности. Кроме того, правительство продвигается к согласованию заявок на увеличение квот на добычу, что будет способствовать увеличению предложения.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился до уровня 120 долл./т. по причине ограниченного спроса со стороны Индии, а также стран Северо-Восточной Азии, где ожидается теплая зима. Кроме того, Колумбия на прошедшей неделе нарастила свои поставки в страны АТР на 8%.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC резко упали ниже 310 долл./т., несмотря на сохраняющийся спрос в Индии и Юго-Восточной Азии, в результате чего покупатели заняли выжидательную позицию в надежде на дальнейшую коррекцию вниз. Давление на котировки оказало увеличение предложения, снижение цен на сталь и рассмотрение индийскими покупателями поставок угля из США.
Компания BHP Mitsubishi Alliance (BMA) завершила 3-летний проект по замене судопогрузочной машины на австралийском терминале Hay Point Coal Terminal (HPCT), где отгружается на экспорт металлургический уголь из штата Квинсленд, что позволит увеличить мощность перевалки и улучшить возможности терминала по обработке судов в непогоду.
Инвестиции Китая в угольный конвейер через Амур составят 685 млн долларов
Китайская компания Сюань Юань планирует инвестировать около 685 млн долл. в строительство конвейерной системы перевалки российского угля через реку Амур для экспорта в Китай.
По данным представителей Ассоциации импорта угля в КНР, рассматриваются различные варианты строительства объекта и участия в проекте китайской компании. Проект предусматривает как строительство конвейера через реку Амур с меньшим объемом инвестиций, так и создание транспортировочной конвейерной системы от угольного разреза. Таким образом, окончательная сумма вложений будет зависеть от расстояния и условий.
Конвейерная система будет создана на базе угольного терминала, расположенного в Амурской области. Конкретная площадка будет определена совместно с Правительством региона. В Китае, на территории городского округа Хэйхэ провинции Хэйлунцзян будет создана необходимая инфраструктура для приема груза.
Объем перевалки угля составит 15 млн т. в год. При этом существует возможность для дальнейшего увеличения до 70 млн т. К строительству планируется приступить в 2024 г.
Соглашение о сотрудничестве в части реализации инвестпроекта, предусматривающего развитие импорта российского угля, было подписано в ходе Восточного экономического форума в 2022 г. между Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, Центром развития портовой инфраструктуры и корпорацией Сюань Юань. Предполагается, что российско-китайское сотрудничество в угольной отрасли будет включать совместную добычу угля, его транспортировку и реализацию инвестиционных проектов.
По итогам января-октября 2023 г. экспорт российского угля через погранпереходы с Китаем составил 11.1 млн т. (+4.6 млн т. или +72.2% к аналогичному периоду
2022 г.).
Угольный терминал Лавна будет запущен в декабре 2023 года
В декабре 2023 г. начнутся ж/д отгрузки в адрес порта Лавна, строящегося в Мурманскому области. Ввод в эксплуатацию самого угольного терминала ожидается в установленные сроки – 29 декабря 2023 г.
В 2024 г. Лавна планирует выйти на перевалочную мощность в 4 млн т. угля в год, после 2025 г. нарастить объем до 18 млн т.
Порт Лавна имеет выход в нейтральные воды, а также является одним из транспортных узлов на маршруте Северного морского пути и составной частью проекта Комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ), который реализуется в соответствии с государственной программой РФ. Основной целью МТУ является создание круглогодично действующего глубоководного морского хаба по перевалке угля, минеральных удобрений, а также переработке нефтеналивных грузов, интегрированного в международный транспортный коридор Север — Юг.
В текущее время, в совладельцах порта числятся: ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.
«Образ Якутии сегодня меняется. Этому способствует и сама выставка достижений «Россия». Она констатирует свершившийся факт нового облика самого большого региона страны. И экспозиция Якутии призвана познакомить жителей страны с последними нововведениями и развеять сложившиеся стереотипы.
Многие россияне до сих пор мало знают о далекой дальневосточной республике. Все могут вспомнить про набившие оскомину холод, алмазы и оленей. Благодаря экспозиции посетители поймут, что Якутия – это про новые технологии, современные подходы в улучшении качества жизни.
Акцент при демонстрации достижений на мобильные приложения и игры, кино и мультипликацию естественен. Высокие технологии востребованы. Якутия доказывает, что можно быть центром цифровых разработок, находясь на Крайнем Севере. Это та привилегия, которая республика, похоже, стремится забрать себе. И реальный успех в этой области можно достичь, забыв, что за стеной минус 40.
При этом даже в условиях экстремально низких температур это регион, который осваивает и вдыхает жизнь в, казалось бы, непригодные для жизни территории. Свидетельство тому – демонстрируемая реакторная установка для первой в мире атомной станции малой мощности, которую строят в арктическом районе республики. Руководство Якутии добивалось этой чести. Поскольку возможность эффективного развития здесь высока, то, следовательно, и потребность в энергетике тоже немалая. АСММ здесь также выступает в роли символа будущего, который обозначает собой новый виток развития.
Ну и, конечно же, венчает образ будущего Якутии Ленский мост, распоряжение о строительстве которого отдал Президент. Завершив этот архисложный проект, республика станет еще и логистическим центром, что еще недавно было бы странно себе представить. Мост имеет значение только если до и после него идет дорога. Через Якутию пойдет транспортный путь, она перестанет быть ледяной горой, куда можно только прилететь. Главное, что регион, отделенный от «большой земли», станет ее частью, то есть ближе ко всем жителям нашей страны.
Очевидно, это успешное позиционирование. Якутия на выставке предстает инновационной, современной, но не забывающей, на какой земле она находится. Регион демонстрирует свое лицо, прорисованное значительно детальнее. Это все та же республика, но понятная, с той новизной, которой нам не хватало. О ней пока знают действительно мало. Теперь благодаря выставке, я надеюсь, будут чуточку больше».
На европейском рынке на прошедшей неделе цены на уголь упали ниже 130 долл./т. на фоне снижения энергетического рынка, поскольку опасения в связи с конфликтом на Ближнем Востоке ослабли и давление оказывают такие фундаментальные факторы, как заполненные газовые хранилища в ЕС, ослабление цен на электроэнергию и температуры выше нормы.
Газовые котировки на хабе TTF подорожали до 531.2 долл./1000 м3 (-22.6 долл./1000 м3 к 25.10.2023 г.) в связи с ростом запасов в хранилищах ЕС до 99% и снижением рисков в отношении поставок СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA сократились до 6.6 млн т. (-0.3 млн т. к 25.10.2023 г.) в результате увеличения уровня воды в реке Рейн до 200 см против 82 см неделей ранее.
Индекс южноафриканского угля 6000 скорректировался ниже уровня 122 долл./т. из-за общего снижения цен на энергетическом рынке ЕС и ограниченного спроса со стороны Индии.
Ж/д оператор Transnet планирует увеличить транспортировку угля на экспорт с 50 млн т. в текущем году до 70 млн т., или на 40%, в 2024/2025 финансовом году, что должно стать результатом инициативы, представленной новым руководством компании. Проект потребует инвестиций со стороны правительства ЮАР, однако Transnet уже обратилась к угольным компаниям в поисках 70 млн долл. для решения вопроса с китайскими локомотивами и запчастями к ним. Таким образом, угольные компании должны будут предоставить средства в пропорции с долями в терминале Richards Bay Coal Terminal, при этом предполагается, что они смогут вернуть вложения в долгосрочной перспективе из поступлений от ж/д тарифов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 6 долл./т. до 135 долл./т. в связи с увеличением добычи и сокращением спроса. Компания Shenhua Energy вновь понизила цены, однако, несмотря на снижение котировок, многие добывающие компании отмечают увеличение запасов на своих складах. Совокупные запасы на электростанциях в 25 провинциях страны поставили новый рекорд, достигнув 126.3 млн т. против 125.8 млн т. в конце июня.
Давление на рынок также оказало сообщение таможенных органов о том, что КНР продолжит активно импортировать энергоносители, включая уголь, газ и нефть. Таким образом, предположение о возобновлении квот на импорт было опровергнуто.
Запасы на складах порта Qinhuangdao увеличились с 5.6 млн т. до 6.0 млн т., совокупные запасы в 9 крупнейших портах выросли до 27.0 млн т. (+0.7 млн т. к 25.10.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 98 долл./т., оставаясь под давлением из-за невысокой покупательской активности со стороны китайских и индийских потребителей. Кроме того, участники рынка отмечают, что сбой в государственной платформе верификации продаж был устранен.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 125 долл./т. по причине ограниченного спроса со стороны Индии, а также стран Северо-Восточной Азии, где ожидается более теплая зима, чем обычно.
Компания Glencore отчиталась об увеличении экспорта энергетического угля за период январь-сентябрь до 41.0 млн т. (+1.3 млн т. или +3% к аналогичному периоду 2022 г.).
Цены на австралийский металлургический уголь HCC поднялись до 350 долл./т. благодаря стабильному спросу со стороны Индии и ограниченному предложению. Добыча металлургического угля Glencore в Австралии по итогам января-сентября составила 5.2 млн т. (-1.0 млн т. или -16% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.).
Поставки российского угля выросли на 4.9% в январе-сентябре 2023 года
В январе-сентябре 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 297.5 млн т. (+13.9 млн т. или +4.9% к аналогичному периоду
2022 г.).
За 9 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 132.5 млн т. (+3.0 млн т. или +2.3% к 9 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-сентябре 2023 г. составили 164.9 млн т.
(+10.9 млн т. или +7.1% к январю-сентябрю 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-сентябре 2023 г. выросла до 322.2 млн т. (+2.2 млн т. или +0.7% к аналогичному периоду 2022 г.).
Россия проведет в Китай два новых железнодорожных коридора
В рамках Стратегии развития Сибири до 2035 г. Россия планирует проложить два новых железнодорожных коридора в Китай. Первый коридор — это Северо-Сибирская железнодорожная магистраль (Севсиб) от Нижневартовска до Томской области и от Кемеровской области до Урумчи в Китае. Второй коридор должен пройти через Туву и Монголию.
Для этих целей представители Минтранса, Минэкономразвития и РЖД до 2025 г. проанализируют целесообразность проекта, на реализацию которого, по некоторым оценкам, потребуется 10-15 лет и 15-20 млрд долл.
Решение о целесообразности будет учитывать грузовую базу и потребности китайских покупателей. При этом к тому времени, когда проект будет реализован, КНР может сократить потребление угля. Однако Севсиб также может использоваться для перевозки грузов из Китая в Россию и транзита в Европу, хотя в рамках проекта Один пояс — один путь, поставки в Европу планируются в обход России, что может поставит экономическую целесообразность проекта под сомнение.
В настоящее время правительство обосновывает проект необходимостью снятия инфраструктурных ограничений для экспорта сибирской продукции и развития транспортного потенциала Республики Тува.