Основатель хилинг-проекта Green Flow Александр Тертычный поделился с East Russia впечатлениями от форума «Дальний Восток – зима открытий» и рассказал о планах по развитию бизнеса.
21-22 февраля в Петропавловске-Камчатском состоялся деловой форум «Дальний Восток – зима открытий», посвящённый развитию индустрии гостеприимства на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации. Одним из спикеров пленарной сессии стал Александр Тертычный - основатель и владелец компании «Антерра», развивающей сеть хилинг-отелей и термальных комплексов Green Flow. После форума предприниматель поделился с East Russia своими впечатлениями от мероприятия, а также рассказал о планах по развитию бизнеса на Дальнем Востоке.
– Александр, добрый день. Как Вам прошедший форум «Дальний Восток – зима открытий»? Кто кому был нужнее – Вы форуму, или форум Вам?
– Добрый день. В первую очередь хочу поблагодарить организаторов за приглашение. Находясь здесь получил много полезных инсайтов и оцениваю мероприятие исключительно с положительной стороны. Камчатский форум нельзя сравнивать с сочинским, владивостокским или петербургским, но для туристической отрасли он крайне полезен. Надеюсь, что и мои выступления на сессии о wellness-туризме и пленарном заседании помогут государству и бизнесу лучше понять пути развития оздоровительного туризма в стране.
Green Flow Sakhalin, вид с высоты птичьего полета
Дабы расширить представительство и географию форума я бы предложил Росконгрессу не ограничиваться официальными мероприятиями, и в будущем организовывать экскурсионную программу для участников. При девятичасовой разнице во времени между Москвой и Камчаткой многие просто не решаются лететь на Дальний Восток на один-два дня. Я часто бываю на Дальнем Востоке и привык к такой смене часовых поясов, а кого-то большая разница во времени заставляет отказаться от краткосрочной поездки на Камчатку. Думаю, это не только увеличит число участников форума, но и многим позволит вживую увидеть красоты Дальнего Востока.
– Интересное предложение. Из личного опыта знаю, как гости из западной части России посетив Дальний Восток удивляются, насколько их представления о регионе не соответствуют действительности. Как Вы сейчас оцениваете развитие данной территории?
– Я уже несколько лет работаю на Дальнем Востоке и должен отметить насколько интенсивно развивается макрорегион. Южно-Сахалинск за пять лет превратился совсем в другой город. Развивается инфраструктура, появляются новые возможности для жителей. Камчатка тоже серьёзно продвинулась в развитии. Улучшаются автодороги, появляются новые отели, растёт уровень сервиса. Видна стратегия развития региона. На форуме региональные власти говорили о больших инвестициях в социальную инфраструктуру Петропавловска. Прорабатывается дизайн-код города. Думаю, через 3-5 лет жизнь здесь станет намного приятнее и комфортнее, а через какое-то время мы вообще не узнаем город.
Слайд из презентации мастер-плана Петропавловска-Камчасткого
изображение Дом.РФ
В этот раз я заново влюбился в Камчатку. Впервые прилетел сюда в холодное время года, поэтому решил попробовать зимний сёрфинг. Должен сказать, что это невероятные эмоции и впечатления. Температура воды +4, воздуха -2. Волны, ветер, солёная вода. Словами не передать.
– Несмотря на интенсивное развитие региона, кадровый вопрос по-прежнему остаётся проблемой местной туристической отрасли. На форуме Вы отметили, что даже в Вашем отеле на Розе Хутор около 90% сотрудников являются приезжими. В дальневосточных проектах данная проблема будет стоять ещё более остро. Как Вы планируете её решать?
– Дело в том, что в туризме редко работают местные жители, и это общемировая тенденция. Я всегда общаюсь с персоналом отелей, в которых останавливаюсь. В прошлый раз здесь, в отеле на Камчатке работала девушка из Омска. В этот раз администратор была родом из Якутии. При этом из Якутска она переехала в Краснодар, а потом вместе с подругой перебралась работать на Камчатку.
Что касается дефицита квалифицированных кадров, то это проблема страны в целом. Поэтому мы боремся за сотрудников и стремимся повышать оплату труда. На нашем объекте в Красной поляне зарплаты сопоставимы с московскими. Чтобы сохранять высокий уровень зарплат мы оптимизируем бизнес-процессы, стремясь решать задачи качественно при задействовании меньшего количества людей.
Кроме того, мы развиваемся как сетевая компания, что является конкурентным преимуществом при решении кадрового вопроса. Сегодня в туризм приходит много людей в возрасте до 30 лет. Они, как правило, готовы к релокации, воспринимая переезд к новому месту работы скорее, как путешествие. Уже сейчас, наши сотрудники из Красной Поляны интересуются возможностью поработать на Байкале или Камчатке. Переезжая на наши объекты на Дальнем Востоке эти люди, скорее всего, будут звать с собой родственников и друзей.
– Учитывая обширную географию Ваших проектов, какие субъекты Вы считаете наиболее привлекательными с точки зрения построения бизнеса? И помогают ли преференциальные режимы Дальнего Востока компенсировать проблемы удалённости территорий?
– Наши западные проекты в Санкт-Петербурге и Калужской области - это полностью коммерческая история, вне рамок преференциальных режимов и в условиях полного налогообложения. В Питере 1 марта мы открываем термальный хилинг-комплекс площадью 3,2 тыс. кв.м. В Калужской области строим загородный отель-курорт с экофермой общей площадью 170 га. Каждый из проектов находится в большой агломерации, что серьёзно облегчает строительство.
Дальний Восток – это осознанное решение и немного другая история. Мы являемся амбассадором хилинг-концепции в России. «Хилинг» - это исцеление. Мы создаём оздоровительные отели с современной инфраструктурой и методами восстановления и «перезагрузки». Наш подход таков: здоровье – это не только физическая категория, но и эмоционально-ментальное состояние. Поэтому первым критерием выбора места расположения объекта является его нахождение в природных местах силы. Байкал, Якутия, Сахалин, Курилы, Камчатка, Приморье богаты на такие места. На западе их найти намного сложнее. Поэтому мы приняли стратегическое решение идти на восток и развиваться. Получается своего рода синергия – мы создаём проекты, которым необходимы уникальные места, а наши проекты в дальнейшем приводят в эти места больше туристов.
Конечно важную роль в дальневосточных проектах играют преференциальные режимы территорий опережающего развития, которые позволяют существенно снизить налоговую нагрузку. Первая очередь комплекса на Байкале обходится в 2 млрд рублей. Все будущие проекты оцениваются в диапазоне от 1 до 3 млрд при окупаемости от 10 лет. Без преференциальных режимов реализация столь масштабных и долгосрочных проектов была бы в принципе не возможна.
Не менее важны и программы льготного финансирования туристической отрасли. Проект на Байкале мы реализуем в рамках 141 постановления Правительства о льготных кредитах на строительство отелей и санаториев, а также при поддержке корпорации Туризм.РФ. По другим дальневосточным объектам мы ведём переговоры с ВЭБ.РФ о субсидировании по льготной ставке 3%. Это даёт нам уверенность в том, что проекты на Камчатке, Итурупе, Сахалине будут реализованы.
Государство сегодня уделяет особое внимание развитию туристической инфраструктуры. Ведь не только мы участвуем в подобных проектах. На форуме озвучили, что в Арсеньеве будет реализовываться проект горнолыжного курорта на 10 млрд рублей. В будущем реализация таких инициатив даст большой толчок развитию не только туристической отрасли, но и всему Дальнему Востоку.
– Вы упомянули город Арсеньев, к местам силы отнесли и Приморье. Есть ли у Вас какие-то планы относительно Приморского края, который является лидером среди субъектов ДФО по объёму въездного и внутреннего турпотоков?
– Конечно такие планы есть. Полтора года назад я даже прилетал в Приморье, где объехал практически всё побережье. Думаю, что по Приморскому краю все планы ещё впереди. К сожалению, невозможно охватить всё и сразу. Задача, которую обозначила наша компания в прошлом году, – это Хибины в Мурманской области. Там уже выбран участок, подписаны соглашения, начато проектирование. В реализации находятся Камчатка, Итуруп, Сахалин. Это достаточно серьёзный пакет.
Думаю, что в этом году будем набирать пакет проектов на дальнейшее развитие по местам природной силы. Возможно, рассмотрим и Приморье. Были идеи по Русскому острову и ещё кое-каким участкам. Для того чтобы окончательно определиться надо вновь посетить регион. В пакете на будущее рассматриваем также Карелию и Алтай. И там, и там я был, но по участкам пока определённости нет. Скажу только, что это будут «места силы».
– Дальний Восток в допандемийные годы был популярным направлением у туристов из Китая и Южной Кореи. Вы в своих дальневосточных проектах ориентируетесь на азиатского потребителя?
– Несколько лет назад мы всё-таки делали ставку на туристов из Европы и Северной Америки. Сегодня же есть понимание, что основным клиентом являются граждане России. В дальневосточных проектах, несмотря ни на что, ожидаем интереса со стороны туристов из Азиатско-Тихоокеанского региона. Сразу скажу, что для своих гостей мы выстраиваем двуязычную систему на русском и английском языках. Однако, если при запуске проектов на Байкале, Камчатке или Якутии появится интерес из Азии, мы как современная компания оперативно добавим третий или даже четвёртый язык. Благо, что современные технологии позволяют это сделать достаточно быстро.
Плюсом для нас с точки зрения привлечения азиатских гостей является и членство в международной ассоциации Healing Hotels of the World, которая представлена на всех континентах. Для нас это, в первую очередь, верификация качества сервиса, поскольку представители ассоциации ежегодно проверяют и тестируют наши объекты.
Ещё в 2017 году, когда мы только выходили на рынок и прорабатывали маркетинговую стратегию, коллега в интернете нашёл информацию о Healing Hotels и связался с ними. Уже в октябре того же года её основательница Энн Бигинг приехала к нам. На тот момент проект на Розе Хутор находился в завершающей стадии. Энн подсказала, что следует исправить, провела обучение сотрудников.
Роза Хутор
В ассоциации разработано около ста критериев соответствия отелей принципам хилинг-концепции, которые несколько отличаются от стандартов звёздности. Основное внимание здесь уделено именно качеству отдыха гостей, а не ассортименту мебели в номерах или транспортной доступности объекта. Ассоциацию интересует, к примеру, как и из чего готовят еду, какие специалисты работают и какие оздоровительные программы проводятся, условия для сна и досуга гостей.
Для получения членства отель должен выполнять не менее 75% требований. Наш отель на Розе Хутор как раз соответствует данной планке. В будущих проектах мы закладываем цифру в 90-95%.
Кроме того, руководителей ассоциации интересует и история создания того или иного объекта. Невозможно приобрести отель и тут же вступить в ассоциацию. Организаторы общаются с владельцами бизнеса и персоналом, интересуются почему этот объект создан, какова его предыстория и концепция.
В условиях, когда известные гостиничные бренды ушли из России, участие в ассоциации гарантирует высокий стандарт качества наших отелей и повышает их узнаваемость для иностранцев. Когда турист, скажем, из Южной Кореи, планирует своё путешествие и находит российский отель, который наряду с отелями из Тайланда, Новой Зеландии или Бали состоит в Healing Hotels of the World, он понимает, что в России по-прежнему есть объекты высокого международного стандарта.
– Ещё до пандемии туристы из Азии интересовались Ленскими столбами, однако многие опасались поездки в Якутию из-за отсутствия комфортных условий проживания. Ваш проект у Ленских столбов как раз призван решить данную проблему. На какой стадии он находится сейчас? И есть ли движение по термальному комплексу в Якутске?
Два года назад по приглашению Корпорации развития Республики Саха (Якутия) я впервые посетил Ленские столбы. Находясь там, я понял насколько это сильное место с красивой природой и убедился в необходимости реализации проекта. Отель на Ленских столбах стал наиболее сложным объектом в нашем пакете. Сказывается и удалённость территории, и отсутствие инфраструктуры. Но мы понимаем все сложности и готовы работать. Сегодня нами создана проектная компания в Якутии, разработана концепция проекта. Остаётся вопрос с подводом электричества и строительством дороги. Для получения дополнительных средств на строительство инфраструктуры мы подали заявку в Правительство РФ на включение нашего объекта на Ленских столбах в перечень значимых инвестиционных проектов.
Мы тесно взаимодействуем с Корпорацией развития Республики Саха (Якутия) и региональным Минтуризма, которые планируют развивать Ленские столбы как туристический хаб, из которого гости региона смогут отправляться в туры по другим местам Якутии. Поэтому открытие нашего проекта придаст импульс общему развитию туризма в республике, а строительство дороги и линий электропередач позволит развиваться и мелкому бизнесу.
– В мае прошлого года Вы впервые вышли на рынок облигаций для финансирования проекта Green Flow Baikal. Какой практический эффект Вы получили от эмиссии ценных бумаг? Какие другие источники финансирования используете для Ваших проектов?
– При реализации наших проектов мы, как правило, используем проектное финансирование кредитных организаций. Примерно 30% составляет наша доля, 70% – банковская. Учитывая масштабность проектов, заработанные средства компания направляет в развитие.
Применительно к облигационному займу мы решали две задачи. Первая – это привлечение средств в байкальский проект. Данная мера позволила нам сохранить темпы развития, не замораживая реализацию других объектов. Пользуясь случаем, выражаю благодарность людям, которые поверили нам и инвестировали в нашу компанию.
Вторая задача – сделать наш бизнес более открытым. С момента основания компания работает прозрачно. Мы больше трёх лет проводим независимый аудит и выход на облигационный рынок стал первым шагом в публичность. Для решения этой задачи компания прошла множество проверок со стороны биржи, андеррайтера и рейтингового агентства. Учитывая все сильные стороны облигационного механизма, мы не исключаем для себя возможность дополнительных эмиссий ценных бумаг.
– Общаясь с Вами создаётся впечатление, что Вы всю жизнь находитесь в туристическом бизнесе, однако ещё 8 лет назад Вы занимались железнодорожной логистикой. Скажите, если сейчас вновь оказаться в 2015 году, занялись бы Вы созданием хилинг-отелей? И если да, что бы Вы сделали по-другому?
– Дело в том, что идея хилинг-отелей во многом очень личная история. В 2015 году, когда я отошёл от оперативного управления логистической компанией и продал свою долю в бизнесе, мой папа боролся с онкологией. Мы потратили много времени и сил на лечение и поняли, что помимо медицинских факторов принципиальное значение имеет атмосфера в целом. В какой-то момент я осознал, что и сам немного неправильно жил: много работал, приобрёл вредные привычки, от этого часто болел. Со временем пришло понимание и того, что в современном мире многие проблемы со здоровьем вызваны именно сумасшедшим ритмом жизни. Люди посвящают себя работе, не имеют знаний о правильном питании и образе жизни.
В результате мне пришла идея создать пространство пассивного оздоровления, без рекламы и со спокойной дизайн-атмосферой, где человека ничего не отвлекает от отдыха, где бы он остался в единении с природой и почувствовал себя самим собой. Для этого нужно учесть множество факторов. Во-первых, это различные оздоровительные программы: йога, медитация, дыхательная практика.
Во-вторых, это сбалансированное питание. Мы предлагаем привычные для гостей блюда, но используем только экологически чистые продукты, приготовленные полезными способами. Наша концепция заложена в самом названии бренда Green Flow, которое я придумал во время обучения в Сколково. Green – зелёный. Цвет экологичности, развития и энергии. Flow – поток. Но поток в понимании профессора психологии Михая Чиксентмихайи, автора идеи «потока». В его научных трудах «поток» - это состояние полного единения человека с деятельностью и ситуацией, которое является оптимальным условием для внутренней мотивации. Чтобы достичь «потока» человек должен находиться в гармонии со своим внутренним миром, природой и окружающими людьми. Находясь в «потоке», вы оказываетесь на гребне волны и достигаете любых целей. Идея Green Flow как раз заключается в создании места, где человек может попасть в такой «поток».
Когда я приступил к реализации этой идеи, то рассчитывал быть стратегом и инвестором. Однако, чтобы привести проект в соответствие своим внутренним требованиям, мне пришлось заняться операционным управлением. Я общался с горничными, хаусменами и поварами, чтобы понять, как работает гостиничный бизнес и донести до каждого сотрудника своё понимание. Мне было очень интересно строить этот бизнес, несмотря на то, что прежде я управлял крупной компанией совсем с другими оборотами.
Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, скажу, что ничего б не поменял. Если бы мы делали что-то по-другому, то не находились бы в той точке, где мы сейчас находимся, и, возможно, не разговаривали бы с Вами сегодня.
беседовал Роман ТарантулЕжегодно россияне вывозят за рубеж порядка 20-30 млрд долларов. «Это только данные о транзакциях по картам, без учета стоимости путевок или размещения», - рассказывает зампред Правительства Дмитрий Чернышенко. Сейчас, впервые за долгие годы, поток россиян, привыкших к морским заграничным курортам, направился в российские регионы. Объем в сравнение с привычным выездным потоком пока не идет, но власти рассчитывают, что к 2030 году число туристских поездок внутри страны вырастет с 60 до 140 млн.
«20 лет мы инвестировали российскими деньгами в инфраструктуру нероссийскую, - говорит Дмитрий Чернышенко. – В нашей стране, к сожалению, было даже не модно отдыхать. Сейчас все стало на свои места и отдыхать у нас теперь супер модно. Мы наблюдаем огромный неудовлетворенный спрос, который нужно немедленно удовлетворять, и Президент нам на это указывает. Он говорит, что нужно скорее создавать инфраструктуру, потому что туристическая деятельность приносит огромный мультипликативный эффект».
Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта
Для того, чтобы оперативно создать условия для туризма и отдыха в стране, государство запустило целый ряд уникальных мер поддержки - льготные кредиты, инфраструктурная поддержка ВЭБ.РФ, корпорации «Туризм.РФ», преференциальные режимы, гранты на строительство кемпингов и быстровозводимых гостиниц, кешбэк и многое другое. Ростуризм рассчитывает в ближайшие годы существенно расширить возможности российской индустрии гостеприимства.
«Если в 20 году у нас финансирование по линии туризма было 11 млрд рублей, то в текущем году это уже более 75 млрд и эти цифры будут возрастать. И на отрезке со следующего до 2030 года только прямых бюджетных инвестиции в отрасль туризма запланировано 462 млрд рублей», - подчеркивает Дмитрий Чернышенко.
Значительная часть этих средств предназначена для восточной части страны и Арктической зоны. Только на Дальнем Востоке в ближайшие годы появятся 12 новых курортов – их концепции и экономические модели Ростуризм и ВЭБ.РФ сформируют в ходе мастер-планирования в дальневосточных регионах.
По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой дальневосточные регионы уже сейчас являются одними из самых активных участников Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В качестве грантов в субъекты Дальнего Востока за 2 года направлено более 700 млн рублей, в рамках программы субсидирования процентной ставки на строительство гостиниц свыше 120 номеров начато строительство тысячи единиц номерного фонда, из 4 млрд рублей на строительство быстровозводимых модульных гостиниц на Дальний Восток направлено 700 млн рублей.
Зарина Догузова, глава Ростуризма
«Новая мера поддержки, которая в этом году стартовала – создание туристически привлекательного центра города. В ней победила заявка Владивостока на 200 млн рублей. И мы рассчитываем, что в следующем году Камчатка с Петропавловском-Камчатским войдет в этот проект. Он позволяет создать удобную и интересную среду в центре города, где активно начинает развиваться малый и средний бизнес в туризме, от ресторанов до гостиниц и частных музеев», - отметила Зарина Догузова.
Она также объявила о предстоящей «донастройке» механизма туристического кешбэка для Дальнего Востока. Ранее по поручению Президента объем возврата средств за путевки в регионы ДФО уже был увеличен с 20 до 40 тысяч рублей.
«У нас активно работает в целом кешбэк по стране. Свежие цифры: почти на 7 млрд рублей уже куплено туров и осуществлено бронирований, а сам кешбэк составил почти 1,5 млрд рублей. Увеличенный кешбэк по Дальнему Востоку составляет в общей цифре незначительный объем. Мы предварительно проанализировали: чтобы принимать решение и продлевать эту отдельную меру поддержки для Дальнего Востока в рамках туристического кешбэка нам, видимо, нужно будет не до 40 тысяч увеличивать предельный кешбэк, а до 40 % (от стоимости тура – прим.автора). Это позволит увеличить средний возврат», - подчеркивает глава главного туристского ведомства страны.
С оптимизмом в туристское будущее России смотрит и министр экономического развития страны Максим Решетников: «Среднегодовые темпы роста в отрасли до 2030 года составят почти 8%, то есть отрасль будет расти заведомо больше экономики. Инвестиции вырастут на 35%. Ну а главная цель, на которую мы ориентируемся – будет создано дополнительно миллион рабочих мест. То есть занятость в этой сфере увеличится с 2 до 3 млн рабочих мест. Это амбициозные цели, но они подкреплены ресурсами».
По оценкам Максима Решетникова, одной из самых эффективных мер господдержки в новом арсенале нацпроекта стали гранты на модульные гостиницы – быстрая окупаемость, относительно невысокие затраты и короткий период строительства. Сейчас в ведомстве думают о том, как в дальнейшем поддерживать капитальные объекты – ведь программа льготных кредитов конечна и ее вскоре распишут по объектам. Глава Минэкономики считает, что эффективным инструментом может стать господдержка строительства крупных парков развлечений. Несколько таких объектов уже построены в Москве и Сочи, в планах еще несколько – в том числе и на Дальнем Востоке. Инициатор одного из них - модератор секции по туризму, бенефициар группы компаний Mantera, бывший губернатор Кубани и экс-глава Минсельхоза Александр Ткачев планирует построить крупный парк развлечений за 32 млрд рублей на острове Русский. Видимо, этим организаторы ВЭФ-2022 и обусловили выбор его кандидатуры в качестве модератора, словоохотливого, с обширным мнением по большинству вопросов туристской повестки.
Еще один возможный механизм поддержки отрасли, который сейчас обсуждает Минэк и Ростуризм – это импортозамещение в строительстве канатных дорог. Максим Решетников не исключает, что в ближайшем будущем для этого в стране будет сформирован специальный промышленный кластер.
Всю соль и боль, но с оптимизмом о будущем туризма на Дальнем Востоке озвучил старший управляющий банкир бизнес-блока ВЭБ.РФ Антон Перин. Он напомнил, что финансирование проектов в туризме для банков – одна из самых непростых задач: невысокая загрузка, крайне высокая сезонность и риски, низкая маржинальность проектов, длительный период окупаемости – это главные препятствия для кредитования крупных проектов в туризме для банковского сектора.
«Наряду с Байкалом и Алтаем Дальний Восток входит в тройку самых желанных для посещения мест. И вроде бы – строй и получишь поток, но здесь же у нас есть особенности климатические, сейсмические, логистические. Вот, казалось бы, сейчас во Владивостоке должен быть курортный сезон, но тайфун и все закрыто. Плюс, строить здесь дороже. Александр Николаевич (прим. – Ткачев) анонсировал парк развлечений. С учетом всех этих особенностей, наверное сильно дороже получится, чем в Сочи, а модель та же самая», - сетует Антон Перин, но тут же с оптимизмом констатирует: «Несмотря на дороговизну направления - в 2,5 раза дороже поездка на Дальний Восток, чем в среднем, по стране, и явного несоответствия цены и качества – у нас только 10% номерного фонда здесь соответствуют современным стандартам, поездка на Дальний Восток является поездкой мечты, на которую люди готовы копить. Поэтому мы поддерживаем прогнозы про удвоение туристического потока. Потенциал у Дальнего Востока огромный и наша работа его реализовать».
Верить в лучшее хотят и инвесторы, но оптимизма в их словах значительно меньше. «Сдвинул бы нашу дискуссию из такого радостного состояния в состояние озабоченности», - говорит генеральный директор ООО «Васта Дискавери» Сергей Бачин. Он ведет несколько проектов на Дальнем Востоке: «Три Вулкана» на Камчатке, «Архипелаг Онекотан» и проект по экспедиционному туризму на островах Курильской гряды. По словам Бачина, Минфин в ближайшее время планирует скорректировать условия предоставления льготных кредитов на создание крупных туристских объектов. Если сейчас Постановление Правительства №141 предполагает диапазон процентных ставок от 3% до 5%, то в соответствии с замечаниями ведомства условия скорректируют и сохранят только 5-процентный кредит. К тому же, денег на финансирование льготных процентных ставок на последующие годы вообще не предусмотрено.
Сергей Бачин, руководитель девелоперских проектов «Интерроса», генеральный директор горнолыжного курорта «Роза Хутор», генеральный директор ООО «Васта Дискавери»
«Если мы отправляемся в путь – государство и инвестор, наверное одно из самых главных качеств – это доверие друг к другу и стабильность. Нельзя отправляться в путь и через два года менять условия работы. И в этом смысле нам кажется, что судьба 141-е постановления – это важный сигнал всей отрасли. Если это постановление будет живым – наполненным деньгами, если это постановление не будет ухудшать условия для текущих инвестиционных проектов и будущих, то это отличный сигнал. Если оно постепенно начнет деградировать, то как относиться ко всем другим преференциальным режимам? Они все могут деградировать!», - говорит Сергей Бачин.
Горячую поддержку этот вопрос вызывает и в Ростуризме. «Со стороны Ростуризма подтверждаю, что это сегодня самый востребованный инструмент поддержки в туризме. У нас ни один крупный капиталоемкий проект без льготного кредитования реализовываться в те сроки, которые нам нужны, не будет. Действительно сегодня речь идет о том, чтобы зафиксировать 5%. Мы настаиваем на том, чтобы сохранить те условия, которые были изначально – 3-5%. Государство, когда что-то обещает, должно свои обещания выполнять. Мы бизнесу обещали 3-5% и предлагаю на этом настаивать», - подчеркивает Зарина Догузова. Она также предлагает передвинуть деньги, предусмотренные Нацпроектом на реализацию этой меры поддержки с периода 2025-2030 годов на 2023-2025 годы, чтобы не сворачивать программу со следующего года.
Еще один вопрос, который успели затронуть участники секции – развитие круизного туризма. В условиях современных международных отношений это одно из самых сложных направлений, ведь отечественного круизного флота в России пока нет и его появление предвидится не скоро.
«То, что касается задачи на ближайшие 3-5 лет – вариант только один, это провести инвентаризацию флота двойного назначения или так, называемого научного флота, который есть у Академии наук, в Министерстве природных ресурсов, в Гидромете, добиться состояния, чтобы можно было использовать этот флот для двойного назначения: 3-4 месяца в году, самые туристические - для туристов, а дальше – для науки. Но, чтобы это работало, нужно, чтобы этот флот был в строю», - говорит глава «Васта Дискавери». По такому принципу в последние годы работал и камчатский туроператор «Северная экспедиция». Компания организовывала круизы по Дальнему Востоку России и Арктике на одном из дальневосточных научных судов. Его директору Александру Светачеву на секции времени для выступления не хватило, но в интервью EastRussia он обозначил важность государственной поддержки строительства или покупки экспедиционного круизного флота.
«Это направление пользуется высоким спросом. Раньше мы работали в основном с иностранными туристами, но в последние годы стали делать круизы для россиян. У экспедиционного туризма огромный потенциал, но мы вынуждены констатировать, что доступного флота в стране практически нет. Бывшим научным судам, в том числе «Профессору Хромову», на котором мы много лет осуществляли круизные программы, больше 40 лет, они требуют огромных эксплуатационных расходов. Сейчас мы очень рассчитываем на поддержку государства для покупки существующего экспедиционного круизного флота: лизинговые, кредитные или иные инструменты поддержки. По опыту - при условии круглогодичной работы мы можем ежегодно отдавать государству около 100 млн рублей только за фрахт экспедиционного судна на 50 мест, без учета платежей сотням наших контрагентов и налогов, - говорит Александр Светачев. - Я также обратил бы внимание на круизный туризм премиум-класса: спрос очень высокий, а предложения нет вообще. Я бы призвал собственников многочисленных дорогих яхт, которые сейчас прячут их на приколе в российских и заграничных портах от иностранных санкций, обратить внимание на этот сегмент и использовать их для организации небольших круизных программ высокого уровня на Дальнем Востоке, где это действительно востребовано».
Кстати, в числе предложенных Сергеем Бачиным стратегических механизмов для развития круизного туризма в стране - создание и финансирование новой структуры в составе Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики для проектирования и строительства круизных судов. Но как признает сам инвестор, это пока перспектива очень далекого будущего.
Полуостров с населением 311,7 тыс. человек сумел принять за 2022 год поток туристов в 300 тыс. человек. А к 2030 году в крае нацелены на прием гостей в количестве 1 млн человек. Такие данные представили в министерстве туризма Камчатского края в преддверии февральского форума «Дальний Восток – зима открытий». Эксперты считают прогнозы оптимистичными, но небезосновательными.
Ожидаемый турпоток по итогам года превысит результат предыдущего на 50 тыс. человек, считает глава Минтуризма региона Владимир Русанов.
«Мы превзошли доковидные показатели 2019 года. Несмотря на то, что рост номерного фонда незначительный за последние два года – большой рост мы ждем в ближайшие два-три года – мы все-равно видим значительный прирост туристического потока, направления все перегружены», – добавил министр.
Камчатский выставочный туристический центр представил свое видение магнитов, притянувших гостей из разных регионов страны на Камчатку. Глава центра Александр Журавлев назвал три основных достижения туриндустрии региона в 2022 году:
– начало строительства дороги к горнолыжному курорту-парку «Три вулкана» (туристский проект, объединяющий различные достопримечательности Камчатки и позволяющий развивать бальнеологический, горнолыжный, горный и круизный туризм; включает в себя сопку Горячая, вулканы Вилючинский и Мутновский, бухту Вилючинская);
– развитие зимнего фестиваля «Берингия», который вырос в серию мероприятий для всех муниципальных районов полуострова (помимо традиционной знаменитой гонки на собачьих упряжках теперь включает фестиваль по ловле корюшки, детскую гонку «Дюлин», пятидневную гонку вокруг домашних вулканов Avacha Race, деловой форум, выставку «Сказочная Камчатка» и не только);
– грантовая поддержка турбизнеса для обустройства десяти пляжей, 16 кемпингов (что особенно актуально в условиях недостатка коллективных средств размещения в регионе), для приобретения спортивного туристического оборудования (сапы, каяки, сноуборды и пр.) для 26 организаций, а также на создание двух модульных отелей.
Камчатский край в этом году получил грант от Ростуризма (ныне упраздненного) 286 млн рублей. На эти средства регион смог привлечь около 300 млн рублей частных инвестиций. Минтуризма Камчатки рассчитывает, что неосвоенные в этом году средства поддержки перейдут на следующий год, так как по объективным причинам бизнес не успел подготовить необходимые документы.
Не забывают на Камчатке и о местных жителях – в крае более 12 лет реализуется программа социальных туров. Региональные турфирмы получают субсидии на организацию поездок по точкам притяжения для туристов с камчатской пропиской. Так, устраиваются бесплатные экскурсии для победителей олимпиад и творческих конкурсов, детей-сирот, многодетных семей, инвалидов, ветеранов ВОВ, выпускников школ, а в 2020 году программу расширили для медицинских работников, работающих с коронавирусными больными. В социальных турах приняло участие уже более десяти тыс. человек, в 2022 году – более 600.
Заместитель руководителя Ассоциации туриндустрии Камчатки Елена Лассаль отметила, что фактические данные ассоциация представит в феврале 2023 года на форуме, а пока есть результаты опроса: более 60% респондентов отметили, что туристов в этом году на Камчатке стало больше, причем турист помолодел – тут гостят люди от 35 до 50 лет. В основном, приезжали из Москвы – около 70%. Большинство опрошенных считают, что отдохнуть на полуострове можно за сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, чуть больше трети считает, что все-таки – до 200 тыс. рублей, а примерно каждый десятый уверен, что людям хватает на отдых меньше 50 тыс. рублей.
«Основные направления, которые посещают туристы на Камчатке: 80% высказались за Южную группу вулканов – Мутновский, Вилючинский, Горелый. На втором месте – морские прогулки к острову Старичков и в бухту Русская, на третьем – Авачинский перевал с посещением горы Верблюд. Примерно треть респондентов заявили о посещении Долины гейзеров», – отметила она.
Елена Лассаль добавила, что среди главных проблем, обозначенных приезжающими туристами, – дефицит номерного фонда, нехватка мест на вертолетные экскурсии, отсутствие инфраструктуры на турмаршрутах, лицензированного маломерного флота и недостаток квалифицированных кадров – экскурсоводов и инструкторов-проводников.
Существующие проблемы, озвученные турсообществом, несколько объемнее – однако опять же, первым номером – слабая инфраструктура на турмаршрутах, где нет туалетов, раздевалок, мусорных баков, а также монополия на лицензии по добычи ВБР, трудности с подъездом к базам отдыха из-за работы дорожной техники и разработки карьеров вблизи туробъектов (неприятное новшество 2022 года). Кроме того, в поселке Паратунка отсутствует развлекательная составляющая – нет приличного общепита, мест отдыха, музеев. Также профессионалы жалуются на закрытие дороги к Вилючинской группе вулканов и Авачинскому перевалу (самым популярным направлениям, согласно исследованию).
По данным правительства Камчатского края, на Дальнем Востоке в 2021 году побывало 3,2 млн туристов, а в первом полугодии 2022 года приехало 1,9 млн человек. На первом месте по приему гостей – Приморский край (20%). На втором месте – Хабаровский край (17%), на третьем – Республика Бурятия (13%). Большинство туристов, приезжающих на Дальний Восток, предпочитают культурно-познавательный туризм, лечебно-оздоровительный отдых, тройку предпочтений закрывает круизный туризм. С 2016 по 2021 годы оборот общественного питания Дальнем Востоке вырос на 47% (на 3% больше, чем по России в целом). В 2021 году на Дальнем Востоке работало 2 283 гостиницы, хостела и прочих коллективных средств размещения – это 8% от их числа в России. В целом, увеличение туристического потока на Дальнем Востоке на конец сентября этого года составило 38%. За последние три года значительно вырос турпоток на Камчатку, Байкал и в Приморский край.
Однажды, когда планета начнет задыхаться от перенаселения, человечеству придется осваивать нехоженые земли. И тут вспомнят о территории, что лежит между Амуром и Татарским проливом. Взгляните на географическую карту: автодорога Лидога-Ванино идет вдоль Анюйского национального парка, петляет среди невысоких гор, пересекает множество речек… Факт, известный немногим – примерно в 10 км от береговой линии пролива трасса пересекает кратер палеовулкана Мицуеский, сейчас полностью заросший лесом.
На 300 с лишним км дороги здесь – ни одного населенного пункта! Вся эта территория залита на карте зеленым!
Если же смотреть на нее не вооруженным картографией взглядом в начале июня – глаз радуется зелёному разноцветью, от темной хвои высоких сосен до салатовой молодой листвы берёз. А берёз тут в изобилии – только бегай в августе за подберезовиками, да вот клещей здесь тоже не счесть, себе дороже.
***
Мы с мужем давно планировали прокатиться в Ванино, чтобы полюбоваться красотами автодороги А-376 и побережья Татарского пролива. Взяли пару друзей на борт автомобиля - и в начале этого лета исполнили задуманное. Вся поездка заняла 3 дня: выехали из Хабаровска утром 11 июня, к вечеру прибыли в Ванино, весь следующий день провели там, а 13 июня поздним утром выдвинулись в обратный путь, чтобы вечером вернуться домой.
Первые три часа пути – до последнего камешка знакомая комсомольская трасса: после нескольких поселков вблизи Хабаровска и съезда к женскому монастырю у Петропавловского озера - небольшие серпантинчики, потом «взлётка» - расширенный участок трассы, используемый как запасная ВПП. Одна из контрольных точек трассы – поселок Маяк, а после него — печально известное озеро Гасси, несколько лет назад рядом с ним произошла страшная авария. В Анастасьевке появилась кафешка, в которой вам сварят недурной кофе в дорогу и можно попробовать вкусное мороженое ручной работы с соленой карамелью!..
На болотцах вокруг много цапель – стоят себе на одной ноге, а дорогу прямо перед вами может перебежать бурундук.
По трассе несколько участков – в ремонте, так что едешь под лозунгом «Держись, подвеска!».
На Лидоге — сворот в сторону океана. Первый час дорога ничем не примечательна – разве что снова ремонтными гравийными участками, где каждая машина поднимает за собой клубы пыли и на небольшой скорости, а того, кто едет позади, даже противотуманки не спасают.
А потом справа вам является полноводный Анюй, сихотэ-алиньский хребет подступает – но не тесно к дороге, как горы на Кавказе – он заботливо, на отдалении, оберегает трассу справа и слева. И не надо, как на том же Кавказе, задирать голову вверх, прижавшись носом к стеклу, чтобы рассмотреть горы – их издали отлично видно: и склоны, поросшие лесом, и даже отдельные заснеженные вершины... Здесь нет стволов в три обхвата – деревья тоненькие, не дает здешняя земля им разрастись в ширину. Редкие машины попадаются навстречу, среди них есть лесовозы, гружёные этими вот «карандашами» - тонкими и короткими брёвнами.
К Анюю просто так не спуститься – водоохранная зона, вдоль всей дороги выставлены ограждения. Однако же ушлые рыбаки разбирают часть ограждения, чтобы припарковать машину на обочине, а дальше – через узкую лесополосу идут к реке.
Но здесь и других речек и ручьев в изобилии, и только послушайте топонимы: Гобилли, Мопау, Таунга, Малые Эртукули, Аджалами, Сакай-бапу, Найванкони… Одна только сумасшедшая Гобилли петляет по этой местности так, что дорожники решили пронумеровать указатели – 1-я Гобилли, 2-я, 3-я… Всего их двенадцать!
На шестой Гобилли мы остановились на пикник.
Мест для пикника здесь много – да и немного. Водоохранная зона диктует свои законы, клещи – свои. Сами же путешественники хотят живописный вид, отдаленность от трассы и водоем рядом. Каменистый бережок быстрой горной речки, где мало травы (а значит, и клещей) – идеальное место.
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Если вы из тех, кто промахивает трассу Лидога-Ванино без единой остановки, или того хуже – останавливается перекусить в единственной на этой трассе кафешке, то в следующий раз непременно – непременно! – возьмите с собой хотя бы бутерброды, и хрустящий огурчик, и пучок зелени, и еще что-то, что сильно любите. Не забудьте про напитки! Даже чай из термоса на таком пикнике будет иметь особый вкус.
***
Шесть часов пути, не считая времени на остановки – и мы в Ванино. Навигатор приводит нас к трехэтажному дому на пригорке, и мы будто окунаемся в атмосферу дворика из фильма «Покровские ворота»: грубо сколоченный стол и скамейки рядом, за которым дядьки в майках и с беломорканалом в зубах должны «забивать козла», разнокалиберные клумбочки, веревки натянуты для сушки белья – все не новое, но аккуратненькое и выкрашенное в яркие, радостные цвета. Тут же бегает и ворчит маленькая дворовая собачонка-старушка.
Квартира, однако же, вполне современная: со стеклопакетами, стиральной машиной, бойлером, перепланировкой и даже теплым полом, на котором назавтра нам предстоит сушить вещи, вымокшие на морской прогулке.
Мы пьем чай, полчасика топчемся в квартире, а затем – под лозунгом «на месте не сидится» — снова отправляемся в путь – в Совгавань. До нее всего километров двадцать, но этот путь проделываешь, поминутно вспоминая всех чертей. Дорога между поселками как бы есть, но ее как бы и нет, потому что называть дорогой это решето из ям, ямок и ямищ язык не поворачивается. Мы пристроились в кильватер местному автомобилисту и повторяли все его маневры, выполняемые, должно быть, уже с закрытыми глазами, автоматически.
В Совгавани мы передали посылку одному хорошему человеку, покружили по центру, сделали фото возле световой инсталляции с надписью «Советская Гавань» - и тем же манером вернулись в Ванино.
***
Утро принесло с собой хорошую погоду и новые приключения. Пара звонков – и вот местный житель забирает нас на видавшем виды джипе. Едем на остров Токи. Это заповедная зона, под частным патронажем. Местный предприниматель взял шефство над небольшим клочком земли, который облюбовали чайки и ларги - дальневосточные нерпы. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию, главное условие - не нарушать покой здешней живности.
Сначала мы едем по неплохой дороге на север, в сторону Монгохто, а затем сворачиваем с нее, немного трясемся по ухабам, чтобы выехать на живописнейший, как с открытки, высокий берег – с одинокой сосной, широким видом на морской простор и корабль вдалеке.
Еще минут десять пути по бездорожью – и мы на берегу, с которого стартуем на надувной лодке с мотором на остров Токи. Но стартуем лишь час спустя: сначала лодку стаскивали к воде, затем подкачивали, а потом танцевали танцы с бубнами, чтобы завести мотор, ведь в этом сезоне лодка использовалась впервые после зимнего простоя.
Плыть на лодке до острова всего ничего – даже намокнуть от брызг толком не успели. Однако же камеры и телефоны заботливо прикрыли от морской воды.
На острове стояло несколько фотоловушек и обитало несусветное количество чаек. С громким криком они кружили над нами – огромные, похожие на альбатросов.
Вскоре стала ясна причина такого беспокойства – сойдя на берег, мы обнаружили, что идти по острову надо очень осторожно: на каждом шагу попадались птичьи гнезда, и в каждом из них лежало по 2-3 яйца. Наш проводник рассказал, что несколько лет назад весной, еще по льду, на остров пробралась лиса. Она прожила там всю весну и лето, вывела лисят и истребила все яйца. Зимой ушла. Мелкими аккуратными шажочками погуляв по высокого берегу острова и сделав несколько снимков, мы устроили совет возле одного из гнёзд. Одно яйцо лежало не внутри гнезда, а рядом – будто выпало. Обсудив, положить его обратно или нет – мы решили не нарушать естественный ход вещей – и потихоньку ушли.
Но не только чайками славен остров Токи. Здесь живет множество ластоногих — Ларги, они же разновидность тюленя, а на вид – эдакие морские коровы. Плывешь на лодке – а они возлежат на камнях, высовывающихся из моря, и кажется, что эта огромная туша покачивается прямо на волнах. Однако близко к себе не подпускают: только приближаешься – ныряют в воду. То и дело вокруг лодки на расстоянии около полусотни метров выныривают забавные усатые морды и глазеют на нас: опасные или нет?
Часть тюленей кучковалась на самом острове или вокруг него, другая – в отдалении.
Конечно, я раньше видела ластоногих и в океанариумах, и в зоопарках, один раз даже гладила морского котика. Но видеть этих чудиков в дикой природе – совсем другое дело, бешеный восторг!
***
После возвращения и просушки следующим пунктом назначения был мыс Меньшикова. Для этого нам пришлось снова проехать по участку уже «полюбившейся» дороги на Совгавань, но, не доезжая до нее, свернуть в поселок Заветы Ильича, огромным количеством заброшенных зданий и сооружений напомнивший Абхазию. Проехали сквозь него – и выбрались на длинную и узкую песчаную косу.
Мы подыскивали место для нового пикника. Был выходной день – и на косе расположилось множество людей семьями – некоторые даже загорали, а самые отчаянные – и делали попытки искупаться. Было 12 июня и около +16 градусов.
В поисках более живописного и уединенного места мы решили продвинуться вглубь мыса, чтобы найти выход на противоположный его берег - но обнаружили там лишь очередную группу заброшенных строений, явно принадлежавших Министерству обороны. Подъезд к левой части мыса был загорожен шлагбаумом, направо мы не стали и пробовать, Гугл-карты рисовали там единственную улицу под названием Флотская.
Вернулись на косу, нашли себе неплохое местечко, затаборились там — ииии… Кто не проводил время у моря, подставив лицо солнцу, а на плечи накинув тёплую толстовку, разложив складные стульчики, стол, а на столе – свежий хлеб, овощи и краба, только накануне пойманного и приготовленного по всем правилам, в морской воде – тот не познал рая на земле! Этого краба мы употребили под запотевшую бутылочку новозеландского совиньон-блана.
***
Чем еще заняться в Ванино? Только кататься по местным бухтам. К примеру, папа сильно советовал мне побывать в бухте Датта – а местные жители рассказали нам, что в тот день в этой бухте проходили праздничные мероприятия.
Но мы не стали гнать лошадей – надо же оставить что-то и на будущие поездки. К вечеру снялись с места и вернулись в нашу уютную квартирку, чтобы продолжить кутёж выходного дня там. Милая хозяйка предложила нам еще один морской деликатес – рыбу симу свежего улова – и мы не стали отказываться. Сима – рыба из семейства лососевых, филе у нее богатейшего красного цвета, очень нежное и деликатное на вкус.
Наутро мы выспались, неспешно собрались, сделали круг почета по поселку, сфотографировали напоследок Ванинский порт – и двинули на выезд под лозунгом «Мы еще обязательно вернёмся!».
Кто не мечтал сделать путешествия частью своей работы? Открывать для себя и для других Арктику и Дальний Восток, проводить много времени на природе и делиться этой красотой с аудиторией. Директор видеопроизводства коммуникационного агентства PressPass Юлия Лобастова рассказала о том, как делать это красиво.
- Что вас больше всего вдохновляет в поездках?
- Открытие новых регионов для себя. До того, как я начала работать в PressPass, я очень недооценивала туризм в России, считала, что его особо и нет. Но после того, как начала ездить по работе в разные регионы страны, Россия для меня открылась с другой стороны, я поняла, что очень сильно заблуждалась и ошибалась. И теперь, например, Камчатка — один из моих любимых регионов. Мне кажется, я уже стала ее амбассадором. Даже в отпуск туда ездила и взяла туда с собой десять человек.
- Чем вдохновляетесь, когда готовитесь к поездкам, к написанию роликов?
- Каждая поездка — новая. Даже, когда приезжаешь в регион снова и снова — поездка и съемки каждый раз другие, они вообще не повторяются — другие погодные условия, другое окружение. На Камчатке я была в разное время года и видела очень разную природу. Хорошо, что в России есть четыре сезона, потому что можно наблюдать ее каждый раз другую.
Вдохновляют рассветы и закаты, потому что природа открывается с самой своей лучшей стороны. Съемки у нас в основном и проходят в это время. Точнее, они проходят весь день, но начинаем мы с раннего утра, и это огромное счастье – застать и рассвет, и закат в один съемочный день.
- Многие говорят, что ваши ролики похожи на кино. В чем секрет? Это команда, видение режиссера, работа продюсера?
- Это комплекс условий. Это и хорошая оптика, и оборудование, и режиссерский подход. Многие говорят, что не могут отличить картинку одного объектива от другого. Они лукавят, потому что еле уловимое отличие есть, оно как раз и дает картинку, как в кино или как в обычном репортажном ролике.
- Помимо хорошей оптики, нужна еще и хорошая команда.
- Да, наша команда насчитывает порядка десяти человек: кто-то трудится в продакшене, пока идут съемки, еще пять человек трудятся после. Цикл производства занимает почти месяц.
- Как правильно создавать ролики? Какие этапы нужно пройти?
- Сначала мы изучаем территорию по видео и картинкам, которые уже есть. Затем складывается определенный набор того, что выгодно показать в регионе. После этого мы подбираем оптику, аппаратуру, реквизит, актеров и отправляемся снимать на натуре. Обычно на съемку нам требуется от пяти до десяти смен, при этом у команды абсолютно ненормированный рабочий день.
- А где берете актеров?
- Мы стараемся по максимуму вовлекать регионы в наши проекты и в качестве актеров приглашаем местных ребят, добровольцев, которые будут выступать лицом своей территории. Например, в этом году в роликах на Камчатке снимались местные девушки — лыжница, гид и каюр.
- Какой из регионов Дальнего Востока самый кинематографичный, на ваш взгляд?
- Камчатка! Вообще на Дальнем Востоке я была в Якутии, Хабаровском крае и на Камчатке. Это всего четыре региона из одиннадцати, поэтому оценивать сложно.
- А какой дальневосточный регион вы мечтаете снять?
- Курилы. Это моя мечта. Еще интересно поснимать в Магаданской области, там очень красиво. И очень хочу побывать в Забайкалье на Чарских песках.
- С какими трудностями приходится сталкиваться во время съемок на Дальнем Востоке?
- С погодой. С ней вообще сложно где-то договориться, а на Дальнем Востоке особенно. Например, во Владивостоке мы снимали ролик-анонс для регаты. Был конец мая-начало июня. Гребцы, которых мы снимали, приготовили лодки, но в воду зайти не смогли — так было холодно. Пришлось находу менять локацию, ехать в другую часть города.
Нюансов, связанных с холодом, много. Даже в дождь можно что-то снимать, но не в холод, страдают и актеры, и съемочная группа. Этой зимой у нас была длинная съемка на Камчатке, мы работали 20 дней и съемочная группа болела по очереди. Это было очень тяжело, потому что не получалось полностью выполнить ни один съемочный день. Приходилось на ходу что-то решать, отменять съемки, переносить их.
- А взаимодействие с дикой природой — не одна из сложностей?
- Да, тоже одна из сложностей. Однажды в Кроноцком заповеднике мы снимали ролики о безопасном поведении туристов, и перед нами пробежал медведь. Было страшно — он с большой скоростью убегал от другого мишки, а мы думали, что он бежит прямиком на нас. Еще одна трудность — мошкара. Как-то раз мы попали в облако мошки, она постоянно была в кадре и все портила. Мы пытались что-то предпринять, пользовались репеллентами, но они не помогали. Вообще ничего не помогало. Длилось это минут 40, не было ни ветринки и мошкара стаями летала над всей съемочной группой, было очень неприятно. Пришлось ждать, пока сама природа не вмешается и не включит нам ветер. И как только он появился, мошку просто сдуло, и мы смогли спокойно работать.
- Что обязательно нужно показать в роликах о Дальнем Востоке?
- Уникальную природу, красивые пустынные пляжи. И еще, кроме природы, на Дальнем Востоке нужно обязательно показывать развитие, потому что оно есть и происходит стремительно. И это развитие можно показать через ролики про природу, потому что вся инфраструктура вписана в нее. И это, кстати, еще один интересный бонус регионов Дальнего Востока — ты находишься в городе, но при этом вокруг тебя природа.
- Самая сложная работа, которой вы гордитесь?
- Все работы, которые были сделаны с командой, мне нравятся. Они сложные и интересные.
- Что должно обязательно быть в ролике, чтобы он стал интересным?
- По моему мнению, любой ролик должен затрагивать струны души. Когда тебя затрагивает, значит, все получилось. А если посмотрел и ничего не осталось, значит плохо поработали.
Ежегодно Камчатку посещают около 300 тыс. туристов, причем самостоятельных путешественников становится все больше. Такие гости бронируют жилье заранее, а свой отдых начинают формировать уже после прилета на полуостров, находясь в отеле. Эти изменения диктуют свои правила — необходимо внедрять электронные торговые площадки по продаже туристических продуктов и услуг. О важности цифровизации туристической отрасли рассказал министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.
- Камчатский край стал первым регионом, который заговорил о важности внедрения цифровых технологий в операционной деятельности местного турбизнеса. Как вы пришли к этому решению, чем оно продиктовано?
- Цифровая революция в данный момент постепенно происходит во всех российских регионах, в том числе дальневосточных. Но цифровизация, когда сферы услуг перешли в электронные платформы, произошла в городах-миллионниках, в столице намного раньше. Поэтому большинство путешествующих туристов как раз и приходятся на долю таких больших городов. Мы видим важность оцифровки услуг, потому что в больших городах люди уже привыкли к таким сервисам: заказу еды, бронированию отелей или мест в ресторанах, каршерингу. Мы поняли: чтобы путешественникам было удобно, нужно оцифровывать туристические услуги. И так оказалось, что мы действительно начали это делать одними из первых в России.
Важно понимать, что готовых решений по оплате туристических продуктов в России на данный момент нет. Существуют всем известные электронные торговые площадки, но именно в сфере туризма подобного продукта не существует. Да, появились сервисы по бронированию гостиниц. Но если отмотать на несколько десятилетий назад, то становится понятно, за счет чего у нас сейчас все хорошо с бронированием отелей. Потому что всем известная система бронирования номеров давным-давно зашла в Россию, делались очень большие инвестиции в продвижение сервиса электронного бронирования, его популяризацию и внедрение. Создавались различные программы по обучению работы персонала отелей с этой системой, а для потенциальных туристов проводились масштабные рекламные кампании. Благодаря этому сфера гостеприимства очень хорошо развилась. Даже когда эта система бронирования ушла из страны, то рынок моментально заняли наши компании и сделали это довольно успешно. Но вот чтобы купить турпродукт, такого нет. Мы стали изучать причины, почему данное направление не вызывает интереса у наших туроператоров и, как нам кажется, поняли в чем дело. Сейчас в этом направлении активно работаем.
- Каковы результаты? Есть ли уже какой-то эффект?
- Эффект пока небольшой, но весной этого года на нашем всероссийском туристическом форуме, который проходил в феврале на Камчатке, мы увидели, что у наших туристических операторов действительно появился интерес. Еще несколько лет назад такого не было. Наши туристические операторы, наши представители сферы гостеприимства увидели в этом перспективы, и пошли нам навстречу в развитии цифровизации.
- Камчатка большая, есть много разных интересных локаций и бывают турпакеты с большими предложениями. Удается ли «упаковать» такие сложные турпродукты?
- Сейчас на нашем сайте visitkamchatka.ru есть несколько таких продуктов. Конечно, пока на это расходуется очень много сил, потому что в целом туристический рынок Камчатки еще к этому не готов – наши основные туристические продукты очень сильно зависят от погоды. В момент, когда погода неожиданно меняется, текущие цифровые инструменты нашего туристического бизнеса не позволяют тут же быстро и гибко делать другие предложения клиентам. Поэтому одна из главных стратегических задач – сделать цифровые инструменты, которые позволят и туристу, и туроператору оперативно менять заранее купленную туристическую программу с какими-то доплатами, апгрейдами или иными инструментами. Конечно, мы понимаем, что это колоссальная работа, и мы только в самом начале этого пути.
- Как вы считаете, господдержка повлияет на ускорение цифровизации туруслуг?
- Вопрос господдержки пока открытый. Мы понимаем, когда государство берет на себя часть рисков предпринимателей, то это, с одной стороны, может содействовать ускорению развития, но с другой стороны, мы иногда сталкиваемся и с тем, что когда государство берет на себя риски бизнеса, то некоторые предприниматели, относятся к этой помощи довольно халатно. То есть, когда предприниматель тратит свои деньги, он знает их цену, а когда это деньги государства, то ощущение их ценности снижается. Поэтому возникает вопрос – тратить деньги на господдержку предпринимателей и на оцифровку их продуктов или все-таки направить эти деньги на совершенствование маркетплейса, чтобы его инструменты были намного более полезны и удобны как для предпринимателей, так и для туристов.
- К какому варианту вы склоняетесь?
- По моему мнению, ставку нужно делать на второй вариант.
Крабы и гребешки, лосось и палтус, кедровые орехи и папоротник – от этих слов начинает разыгрываться аппетит, а когда видишь эти продукты на столе — устоять невозможно. Дальневосточная кухня вышла за географические рамки и покоряет сердца и желудки гурманов по всей России и за ее пределами. Об особенностях этого гастрономического направления и перспективах его развития рассказал вице-президент Ассоциации Chefs Team Russia, шеф-повар ресторана «Наше место» (Камчатка) Павел Васильев.
– Павел, что такое дальневосточная кухня? В чем ее специфика?
– Кухня Дальнего Востока больше ассоциируется с морепродуктами, рыбой. Хотя это далеко не так, потому что на Дальнем Востоке есть достаточно много уникальных эндемиков – дикоросов, ягод: папоротник, кишмиш, лимонник, клоповка, которые активно используются в приготовлении блюд. Также список дальневосточных продуктов можно дополнить диким мясом, например, олениной. Дальневосточная кухня – это микс даров Тихого океана и тайги, это соединение русских кулинарных традиций, вкусовых пристрастий коренных народов и наших азиатских соседей.
Повара отмечают, что когда после переезда из центральной России начинают работать на Дальнем Востоке, то, как будто учатся заново – узнают множество нюансов, как работать с рыбой, с морепродуктами. Это невероятно круто. Единственный минус в том, что, когда приезжаешь домой, не можешь есть другую рыбу.
– Сейчас во многих ресторанах пытаются одальневосточить блюда, добавить характерные для региона продукты. Это модное веяние или уже традиция?
– Я бы не сказал, что традиция. Это делают, чтобы привлечь гостей, туристов. Потому что турист, приезжая в какой-то регион или город, хочет съесть что-то знакомое ему, но с местной фишкой. Это больше про маркетинг. И у меня в ресторане то же самое – мы делаем какие-то фишки на локальных продуктах. Например, у меня в меню камчатского ресторана есть салат по-камчатски, похожий на Мимозу, но вместо консервированной либо соленой рыбы, мы добавляем печень минтая. Это достаточно популярный продукт на Камчатке, местные рыболовы его популяризируют, и мы пытаемся им помочь в этом. Причем салат подается в стилизованной консервной банке, которая изготавливается именно для подачи нашего салата. Когда люди сначала видят на своей тарелке консервную банку, а потом поднимают ее, происходит эффект «Вау» – на тарелке оказывается Мимоза с прослойками из печени минтая и красной икрой сверху.
Сейчас в каждом регионе нашей страны пытаются популяризировать именно местный, локальный продукт. И внедряют его в знакомые людям блюда, в самые продаваемые блюда, например, в Цезарь, Оливье, Мимозу. Сейчас выгодно работать с местным продуктом. На Камчатке в ресторане локального продукта, мы используем почти до 80% продуктов местного происхождения. Для меня это очень важно. Я раньше и не думал, что на Камчатке растут корнеплоды, а там пять видов картофеля выращивают, даже синий картофель есть, помидоры черри, зелень, салаты. Мы поддерживаем местных производителей, добытчиков. И хоть пока иногда бывает выгоднее покупать привозное, но если будет активно поддерживаться локальный производитель, то и цены постепенно урегулируются за счет объемов. Ну и, конечно же, в качестве и экологичности камчатского продукта я более чем уверен.
– Сейчас стали много говорить о тихоокеанской кухне. Чем она отличается от дальневосточной?
– Дальневосточный федеральный округ – самый большой по территории округ в России, он занимает более 30% площади нашей страны. В ДФО входит 11 регионов, но выход к Тихому океану имеют не все из них. Поэтому к дальневосточной кухне можно отнести и бурятские буузы, и якутскую индигирку, и чукотскую юколу, и строганину, и огромное множество других региональных блюд, а тихоокеанская кухня – это все-таки кухня, связанная с дарами Тихого океана, она более распространена в регионах, которые находятся на побережье Тихого океана или морей, которые к нему относятся.
Справка:
Сегодня в мире не существует устойчивого понятия «Тихоокеанская кухня», по аналогии с термином «Средиземноморская кухня». Однако есть лидер среди регионов, который намерен развивать это направление – Камчатский край. Полуостров планируют сделать центром формирования и продвижения этого гастрономического тренда.
– Какие продукты тихоокеанской кухни можно назвать знаковыми?
– Я думаю, что самое популярное и известное для большинства – это, конечно же, камчатский краб. Но лично для меня – это сахалинский гребешок. На побережье водится несколько видов гребешка, но этот самый уникальный, самый вкусный, он размером с ладонь и с очень нежным вкусом. При этом знаковым можно назвать и минтай. Если его правильно приготовить, то гребешок рядом может не стоять. Промысловая белая рыба тоже уникальна, если правильно технологически подойти к ней.
– Как, по вашему мнению, обстоят дела с гастротуризмом на Дальнем Востоке?
– В целом на Дальнем Востоке дела с гастротуризмом обстоят достаточно хорошо. Еще пять лет назад в том же Хабаровске не было столько ресторанов, сколько их сейчас. При этом обновляются старые рестораны, поднимают планку. То же самое во Владивостоке, на Сахалине. На Камчатке в год открывается по пять ресторанов, причем хороших, серьезных. Есть конкуренция, а она дает стимул расти и развиваться. Рестораны пытаются попасть в какой-то список мест, которые надо посетить туристу. За счет этого растет гастрономическая планка.
– Становится ли гастрономия частью событийного туризма на Дальнем Востоке?
– Конечно. Недавно мы провели гастрофестивали на Чукотке и на Камчатке. В сентябре в Хабаровске в рамках Всероссийского туристического форума будет работать гастроплощадка под названием «Гастрохаб». Приедут шеф-повара из всех восьми федеральных округов, чтобы представить интересные блюда. Причем готовить их будут из местных продуктов, произведенных в Хабаровском крае. Шефы с большим удовольствием приняли такой вызов. Это очень интересный формат.
– Тихоокеанская кухня будет представлена?
– Да, ведь будут повара с Камчатки и из Владивостока. И конечно будет дальневосточная кухня. Если из других федеральных округов будет по одному повару, то Дальний Восток представят несколько шефов. Уверен, что они придумают что-то интересное. Гости гастроплощадки смогут попробовать эти блюда – будет много порций и доступные цены.
– Какие перспективы у тихоокеанской и дальневосточной кухни? Распространяется ли она на всю Россию?
– Конечно. И правительство России очень много для этого делает. Идет сильный упор на промысловую белую рыбу – минтай, треску. Шефы это поддерживают, и во многих ресторанах Москвы можно найти промысловую рыбу. Открывается очень много ресторанов с «географическими» названиями, как, например, «Камчатка» или «Сахалин», и не только в нашей стране, но и по франшизе за границей – в Дубае, Стамбуле, Астане и других городах. Уже по названию понятно, что в таких ресторанах можно найти именно дальневосточную и тихоокеанскую кухню. Морепродукты любят все, они набирают популярность. И когда 3-4 года назад у нас началась продуктовая перестройка, появилось очень много взглядов именно на красную рыбу с Дальнего Востока. Не знаю ни одного шефа, который бы не позвонил мне и не спросил, как привезти рыбу с Дальнего Востока.
– То есть разворот на восток произошел даже в гастрономии?
– Да. Наладилась логистика, взаимодействие с промысловиками и самое важное – с потребителями. Мы доносим через гастрономию до обычных людей, что можно и нужно готовить. Кстати, сейчас на эту тему проходит много фестивалей, и на гастроплощадке в Хабаровске шеф-повара проведут мастер-классы по приготовлению своих блюд в домашних условиях. Недавно на подобном фестивале на Чукотке мы показывали, как можно в домашних условиях сделать формат консервации и что можно сделать из консервированной рыбы в домашних условиях, например, рыбный паштет, скоблянку в горшочке из хлеба, сливочный суп с добавлением консервированной горбуши и копченых косточек от палтуса. Блюда простые и приготовить их сможет каждый.