Поделиться
Без Азии: коронавирус больно ударил по турбизнесу в ДФО
Поделиться

Турфирмы, гостиницы, отели и рестораны на Дальнем Востоке несут убытки из-за закрытия границ

Приостановка пассажирского сообщения между Россией, Китаем и Кореей существенно повлияло на все сферы жизни приграничных регионов. Больше всего пострадала сфера туризма в крупных городах Дальнего Востока: отели, рестораны, транспортные компании, турфирмы уже терпят убытки и ищут выход из ситуации. Эксперты считают, что ситуацию с закрытием границ нужно использовать для развития внутреннего туризма.

primorsky.ru

ПОТЕРИ ПО ВСЕМ ФРОНТАМ

С 20 февраля из-за коронавируса временно в России приостановили въезд граждан Китая в частных, учебных, туристических целях. У жителей КНР также перестали принимать документы на оформление и выдачу приглашений на въезд с этими целями. С 31 января в стране закрыли погранпереходы на границе с Китаем, они работают лишь для желающих вернуться на родину.

Поскольку Южная Корея стала второй после Китая страной по числу подтвержденных случаев коронавируса, под ограничения попала и она. С 1 марта в России ввели временный запрет на регулярные и чартерные рейсы в эту страну. Запрет не распространяется только на «Аэрофлот» и Korean air. При этом все рейсы обе компании выполняют лишь в терминале F Шереметьево в Москве. Авиакомпании «Аврора», S7 и «Якутия», до сих пор летавшие в Южную Корею регулярными рейсами, продолжили полеты в чартерном режиме, а южнокорейская Korean Air приостановила выполнения рейсов из Сеула в Москву и Владивосток до 25 апреля.

Помимо этого, Ростуризм рекомендовал российским туристам не ездить на японский остров Хоккайдо, связанный прямым авиасообщением с Сахалином. Авиакомпания «Аврора» с 6 марта временно приостановила выполнение регулярных рейсов по маршруту Южно-Сахалинск – Саппоро – Южно-Сахалинск.

Отсутствие туристов из соседних азиатских стран уже ощутили в крупных городах Дальнего Востока: Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском. Там отменили крупные международные мероприятия, задействованных в сфере туризма специалистов отправили в вынужденный отпуск, в отелях отменяют брони, пустеют рестораны, простаивают туравтобусы.

«Принимая туристов из Китая, из Южной Кореи, из Японии, мы задействуем транспорт. Он нужен для встречи и проводов туристов, экскурсионной программы. Из-за закрытия границ и приостановки авиасообщения пострадали все по цепочке: гостиницы, точки питания, культурные объекты, музеи, экскурсоводы, сувенирные лавки. Сказалось это и на банках, ведь через них проходило много денежной массы. В туристических компаниях сотрудники, работая и получая достойную зарплату, могли позволить себе воспользоваться какими-то услугами. Сейчас этого нет. В целом экономика страдает», – рассказала EastRussia представитель Дальневосточной региональной ассоциации туризма Валентина Осеева.

По мнению президента Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров Романа Иванищева, больше остальных отсутствие китайских и корейских туристов ощутил гостиничный бизнес.

«Брони во всех гостиницах отменяются пачками. Если для ресторанов какая-то альтернатива есть – каким-то образом они же жили до приезда туристов, и как-то могли "поддержать штаны" за счет российских горожан, то отелям , в которых за последние четыре года появилось в раза в четыре больше спальных мест, очень плохо, потому что они живут за счет гостей. Сейчас начало туристического сезона. Есть такое понятие, как длинные брони, когда человек планирует приехать в мае, а бронирует в декабре. Сейчас эти брони начинают отменять. То есть, был занят весь отель, а теперь он освободился», – объясняет Роман Иванищев.

По его мнению, если ситуация будет продолжаться, это может привести к закрытию многих отелей.

«Чем больше продлятся эти ограничения, тем плачевнее это будет отражаться на всем бизнесе гостеприимства, который на Дальнем Востоке последние три-четыре года развивался и начал укрепляться. Это может привести к стагнации и закрытию. Был низкий сезон, люди ждали высокого, чтобы отбить его, в итоге он стал еще ниже. И многие, у кого нет подушки безопасности, могут действительно закрыться: кто-то на кредитные средства планировал провести низкий сезон, а потом его отбить за высокий сезон, а тут нарушение ритмов», – отметил эксперт.

Как рассказала владелец мини-отеля во Владивостоке Валерия Карабанева, из-за отсутствия азиатских туристов, броней нет на три месяца вперед.

«Весь март пустой, апрель тоже. Апрельские брони начали отменять корейцы. Слышала, что должна пройти встреча отельеров, которые открывали мини-гостиницы и хостелы и брали на это дело кредиты. Они планируют просить отсрочку. Очень ощутимый минус дохода. Кто ориентирован только на внешний рынок, у тех тотальный провал, более крупные гостиницы еще как-то держатся за счет внутреннего туризма», – отметила Валерия Карабанева.

 

УДАР ПО ПРИМОРЬЮ

Основной поток туристов из стран Азии принимал Приморский край. Именно в этом регионе сфере туризма приходится сейчас сложнее всего.

«Турпоток из Китая и Кореи является доминирующим, это безусловно. Например, Сеул с Владивостоком связывало шесть авиарейсов ежедневно. Это значительно больше, чем тот же Владивосток связывает с Москвой. Для туристской отрасли и еще для нескольких направлений это значительный вызов. Планы наших отельеров по заполняемости гостиниц и баз отдыха не выполняется, сказывается ситуация на общепите, транспорте. По направлению Китая и Кореи у нас есть крепкий блок из организованных тургрупп, они пользовались экскурсионными автобусами. Сейчас автобусы стоят на парковках, а водителей отправили в отпуск», – рассказал зампред правительства Приморья Константин Шестаков.

После закрытия границ с Китаем в середине февраля Приморская организация Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства обратилась в правительство России. У федеральных властей попросили компенсации потерь.

«В связи с закрытием пунктов пропуска на границе с Китаем прекратились международные пассажирские перевозки, и это оставило без работы более двух тыс. водителей. С 24 января люди находятся в отпуске без содержания, и когда они смогут приступить к работе, неизвестно. Всего в отрасли простаивает более 400 машин. Другой работы для этих автомобилей сейчас нет, и в ближайшее время не будет», – отметил в обращении лидер профсоюза автоперевозчиков Приморья Юрий Пошивайло. 

По его словам, автотранспортные предприятия несут значительные убытки. Их работа низкорентабельна, зарплата у сотрудников невысокая, поэтому даже месяц без работы негативно сказывается на семейном бюджете. Кроме водителей, в отпуск без сохранения заработной платы ушли слесари, инженерно-технический персонал.

В сложной ситуации оказалось крупнейшее на Дальнем Востоке автотранспортное предприятие «Приморавтотранс», которое недавно закупило новые автобусы в лизинг и за счет кредитных средств. В 2000 году решением Минтранса России компанию назначили официальным перевозчиком на регулярных автобусных маршрутах в КНР. Теперь работы нет.

Отмечают отток гостей и в ресторанной сфере Владивостока. Сейчас там пытаются переориентироваться на российский рынок.

«С начала 2019 года с увеличением турпотока из ближайших азиатских стран мы увидели прирост гостей. Сейчас, когда закрыли границу с Китаем и Кореей, мы увидели, насколько сильно уменьшилось их количество. Большой интерес к нам появился у Японских гостей, он был и ранее, но сейчас стал более заметен. Безусловно, это связано с тем, что к нам зашли японские авиакомпании. Японские гости ходят, им интересно, приходит их телевидение, трижды снимали у нас передачи про русский быт и кухню. Русской исторической кухни во Владивостоке не было много лет и жители города не знают, что это. Японцы ходят и продолжают знакомиться с необычной для нас интересной русской кухней», – поделился директор ресторана традиционной русской кухни во Владивостоке «Гусь Карась» Александр Коновалов.

Другие рестораны, ощутившие отток иностранных гостей, сейчас привлекают местных жителей и гостей из других регионов России. Пытаются брать клиентами видами из окон, интерьером и кухней. При этом отсутствие азиатов сказалось даже на заведениях, изначально не ориентированные на туристов.

«Мы изначально не туристическое кафе, но видим, что иностранных гостей стало меньше. Рядом с нами находится много мини-отелей, сейчас они все пустые. Их гости обычно приходили на завтраки, теперь их нет. Но на нас это особо не повлияло. Не могу сказать, что чего-то не стало из продуктов. Единственное, что они, конечно, выросли в цене», – рассказала директор кафе «Фонтанка» во Владивостоке Наталья Касьян.

Выходы из ситуации ищут краевые власти. Зампред правительства Приморья Константин Шестаков сообщил, что есть планы переориентировать туротрасль на молодежь Дальнего Востока и Сибири.

«Мы принимаем решение о переориентации на другие рынки. В первую очередь делаем акцент на внутреннем рынке России. Хотим сделать акцент на молодежном сегменте и показать Владивосток, в первую очередь, привлекательным. Хотим сделать акцент на приезд в рамках выходного дня», – заявил Шестаков.

По его словам, за последние годы во Владивостоке возросло количество хостелов, а они востребованы у молодежи. Этим и собираются воспользоваться.

«В городе много событийных мероприятий, Владивосток романтический: красивые закаты, хорошая, качественная гастрономия. Будем делать акцент на проведение гастрономических фестивалей, не только на территории ресторанов, а еще и в формате общегородского праздника», – отметил зампред.

В планах властей – активное развитие туризма с Японией и Индией, с которой хотят открыть прямое авиасообщение.

«В конце марта состоится выезд губернаторов Дальнего Востока России в Индию. Мы будем поднимать вопрос открытия прямой чартерной линии с Владивостоком, в первую очередь, как с крупным туристическим транспортным хабом. Это возможность заместить турпотоки», – считает Константин Шестаков.

В свою очередь общественный совет по развитию туризма в Приморье обратился к краевым властям с предложением индексировать тарифы для центральной России на полеты во Владивосток, чтобы за счет российских туристов компенсировать ожидаемый провал в отрасли.

«Мы вышли с инициативой на администрацию края, на департамент экономики, туризма, с предложением индексировать тарифы для центральной России на полеты в ДФО, чтобы для россиян цены были приемлемые. Это каким-то образом сможет компенсировать провал, который ожидается. Это альтернатива, если инициативу поддержат», – отметил президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров, член общественного совета по развитию туризма в Приморье Роман Иванищев.

 

СТАВКА НА СВОИХ

Одно из главных туристических направлений Дальнего Востока – Камчатка. Уникальная природа привлекает в регион гостей со всего мира. В Кроноцком заповеднике отмечают, что из-за отсутствия корейцев и китайцев количество туристов уменьшилось примерно на четверть.

«За последние три года прирост туристов из стран АТР был наиболее сильным. Если взять круговую диаграмму по прошлому году, то можно увидеть, что ровно половина от всех туристов – россияне, а четверть – китайцы. И если говорить про динамику прошлых лет, то Южная Корея вышла на второе место после Германии, обогнав Францию. Если говорить в цифрах, то китайцев приезжало около двух тыс. туристов. Чаще всего к нам приезжают через агентства и туркомпании, поэтому сейчас мы не можем сказать точные данные, как все будет. Туристические компании, завязанные на туристах из КНР, пока не подтвердили приезд запланированных групп. Можно предположить, что мы получим примерно на четверть меньше туристов», – сообщил EastRussia заместитель директора по развитию познавательного туризма ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Роман Корчигин.

Он отметил, что это существенно не повлияет на заповедник, так-как упор все равно делается на россиян.

«С точки зрения внебюджетных доходов, это, конечно, плохо. Потому что не получив внебюджетный доход, мы не сможем потратить его на развитие, обеспечение и снабжение инфраструктуры, на строительство. Но это не является жизненно необходимым. Потому что какая-то часть иностранцев приедет из Европы. Надеемся, что коронавирус не будет развиваться, и не закроют Германию, Францию, США, это все пойдет на спад и успокоится. А россиян мы ждем всегда, потому что наша основная миссия – доносить идею сохранения и понимания природы, необходимость наличия создания и охраны заповедника», – добавил Роман Корчигин.

В туркомпании «Дилижанс-Камчатка», оператора круизов Heritage Expedition, отмечают, что туристический сезон еще не начался, отмены броней не было, отказы пока незначительны. Компания организует круизы от Сахалина до Камчатки, с Камчатки до Чукотки, Анадыря и от Анадыря по Севморпути.

«Сейчас отсутствие китайских и корейских туристов не особо ощущается, весной у нас не было совместных проектов, у нас все проекты на лето, пока они подтверждены. Все лето у нас расписано. Мы надеемся, что границы будут открыты, поэтому мы не снимали для них брони и они не отказываются от своих путешествий», – отметила гендиректор «Дилижанс-Камчатка» Елена Авраменко.

По ее словам, группа из 20 китайских туристов отменила тур в еще одной ее компании «Северная экспедиция», которая занимается круизами по Дальнему Востоку и русской Арктике.

«У нас снялась группа в количестве 20 человек китайских граждан, у которых были выкуплены места, так-как они уже не успевают, потому что не выдают визы. Естественно, они не успевают на этот круиз. Там идет получение пограничных пропусков, других разрешительных документов, и так как нет виз на руках, они ничего не успевают», – добавила Авраменко.

Глава турфирмы добавила, что пока трудно спрогнозировать ущерб, но он уже ощутим. Она выразила надежду, что ситуация к лету стабилизируются и азиатские туристы вернутся на Дальний Восток.


КУРС НА ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

По мнению представителя Дальневосточной региональной ассоциации туризма Валентины Асеевой, Южно-Сахалинск —  единственный крупный город Дальнего Востока, который не так сильно ощутил отток туристов из Азии. Он популярен среди россиян из-за хорошо развитой горнолыжной базы «Горный воздух». С этим согласны в Агентстве по туризму Сахалинской области. 

«Несомненно, эпидемия коронавируса повлияет на туристические потоки во всех регионах, включая Сахалинскую область. На сегодняшний день ситуация такова, что приезды организованных групп туристов из Японии запланированы на летний период. Пока мы ничего не прогнозируем. Все будет ясно, когда ситуация с коронавирусом более-менее прояснится. Организованные туристы из Кореи любят приезжать в марте, чтобы покататься на горных лыжах. Приезд корейских групп был отменен. В целом по России отмечается возросший спрос на внутренний туризм. На сегодняшний момент у сахалинских туроператоров на летний период бронирование туров уже увеличилось на 15-20%. В целом, пока ситуация в Корее и в Японии не стабилизируется, про потоки говорить преждевременно», — отметила руководитель агентства по туризму Сахалинской области Наталия Пахолкова.

Валентина Асеева считает, что ситуацию с оттоком азиатских туристов необходимо использовать для развития туристической инфраструктуры под внутренний туризм. 

«Десять лет назад я поднимала вопрос, когда строили переходы между Китаем и Россией, просила хотя 10% на отрасль туризма выделить для строительства каких-то объектов. Но ответили, что нужно строить переходы. Кому их построили? Стоят, бездействуют. А там работают люди, которые должны получать зарплату. Даже 10% не нашлось выделить на создание инфраструктуры в регионе. У российских граждан, у которых не получалось выехать за рубеж, была бы альтернатива — поехать в дом отдыха, к примеру. Это же пропаганда здорового образа жизни. Чем больше вариантов предложений, тем дешевле стоимость, тем большая часть населения себе позволит этим пользоваться. Это же большой плюс, рабочие места. О развитии региона надо думать. И мне кажется, конечно, это плохо, что все это происходит, но на сегодняшний день плюс в том, что есть возможность задуматься, в каком направлении дальше двигаться. Тогда и люди будут оставаться в нашем регионе», — высказала свое мнение эксперт. 

Марина Иванова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов