Как рок-музыка влияет на внешний облик столицы Еврейской автономии
С недавних пор в Биробиджане, а затем и по всей Еврейской автономной области, стали появляться всевозможные, как это принято сейчас говорить, «стрит-арты» - объекты уличного искусства: граффити, рисунки, малые архитектурные формы…
Руки – в буквальном смысле – к этому приложили сами жители Биробиджана и ЕАО. Один из зачинщиков – Александр Романов: в прошлом рок-музыкант, сейчас владелец сети «Кофейня 13», чья инициатива в итоге вылилась в создание благотворительного фонда «Территория комфорта» ЕАО.
В ТГ-канале фонда «Территория комфорта» этот снимок подписали: «Пожалуй, наша лучшая награда»
Фото: фонд «Территория комфорта»
Рок – это сила!
Все началось с желания Александра интегрировать рок-культуру и в целом музыку в культуру города: простимулировать музыкантов, чтобы проводились рок-концерты и фестивали. И даже если они отсюда уедут, считает он, – ничего страшного, будут прославлять своей музыкой и умением Биробиджан за его пределами. Хотя, конечно, мечтает, чтобы люди не уезжали отсюда.
Александр Романов
– Почему люди уезжают? Потому что они ходят по улице грустные. Если они будут улыбаться, то все будет «ок», значит, им хорошо, - улыбается Александр.
Сам Александр прошел и через репетиции в гаражах, и через самодельные медиаторы. Когда-то играл в металл-группе «Vault 7».
– Помните маргарин «Рама» в пластиковых коробочках? Тако вот, мы из крышечек медиаторы делали, - рассказывает мне Александр Романов.
Александру 33, в Биробиджан он переехал в 2014 году из самого южного города Хабаровского края – Бикина. Так тут и остался, прикипел. Был организатором фестивалей «Виски, рок, борода» и различных концертов в Биробиджане, арт-директором музыкального клуба «Music Hall Birobidzhan». Одним словом, прошел все эти медные трубы…
– У нас в городе 14 полноценных групп, но им негде репетировать, даже за деньги, - сетует Александр.
Тогда-то и вспомнили про опыт Швеции, где в каждом городке власти открыли бесплатные репетиционные точки для музыкантов: приходи, репетируй, записывайся. Проект в Швеции, кстати, как говорится, «стрельнул» - тогда появилась целая плеяда интересных команд (среди них – один из моих любимых rap-core коллективов «Clawfinger», которые ради такого дела перебрались из Норвегии в Швецию прим. автора).
– В гаражах таланты может и рождаются, но там же они и губятся, - размышляет Александр. – Поэтому мы решили создавать бесплатные репетиционные точки. Более того, мы создаем полный цикл: репточка, инструменты, возможность выступать.
«Интегрировать» музыку в культуру города Александр и сотоварищи начали как раз с муралов. Первым появился «Горшок» из группы «Король и шут». Это любимая группа не только Александра, но и его друга – нынешнего мэра Биробиджана, который, как только садится в личную машину, включает «КиШ».
Мурал с «Горшком»
Большим плюсом для ЕАО стало «омоложение» глав районов и городов, считает Александр. Это современные руководители, которые понимают, что если увязнуть в бюрократизме, то это будет путь в никуда, молодежь потеряется. Им близка аксиома: «Дайте возможность развиваться и получите большую отдачу».
Забористое «заборное» искусство
«Картинки на заборах и фасадах» не все восприняли однозначно. Когда в центре города появился Горшенев, то, рассказывает Александр, пришли казаки, которые хотели закрасить его, против выступил и архиепископ Ефрем. В результате пришли к компромиссу – рисунок остаётся, но от проведения торжественного открытия объекта стрит-арта и посвящённого этому концерта отказались.
Вскоре рядом с «Горшком» появились Высоцкий, Бодров-младший и Шолом-Алейхем – местный поэт. Получился эдакий комплексный портрет.
Мурал с Бодровым-мл.
В этом году проект поддержали местные депутаты . Так появились портреты Королева, Гагарина, Цоя, Яшина и Попова. Автор – художник из соседнего Хабаровска Дмитрий Комолов. Снова появились критики: «Черты лица не те! Пушкина давайте нарисуем!»
– Окей! Делайте! – парирует Александр Романов. – Мы для того, собственно, все это и затеяли, чтобы пробудить горожан. Подтолкнуть их к конкретным действиям.
От плоскости к объёму
После муралов фонд переключился на малые архитектурные формы: невзрачные урны отделали деревом, вдоль главного променада Биробиджана – улицы Пионерской – установили лавочки, заказали уличные двухметровые скульптуры «Козы» – одного из главных символов любителей рок-музыки всех времен и народов: сжатый кулак с выставленными вперед указательным пальцем и мизинцем. На очереди многочисленные бетонные блоки и шкафы связи, которые общественники хотят превратить в полноценные арт-объекты.
Фото: «Территория комфорта»
Также общественники хотят развесить по городу 100 репродукций картин дальневосточных и русских художников: в рамке, багете, как в музее.
Еще один глобальный проект – стела «Биробиджан» на въезде в город. Выглядит она, мягко говоря, «не очень», хотя и привлекает редких туристов – не часто встретишь в нашей стране дублирующие надписи на идише.
Напоследок спрашиваю Александра насчет финансов, ведь он все-таки предприниматель, до мецената еще далеко.
– Есть два типа предпринимателей: для одних цель – это деньги, для других деньги – это средства. Я второй тип, для меня деньги – это средство реализации своих идей, так что легализуем стрит-арт! Всем, кто здесь живёт, всем, кто сюда приезжает, я говорю – любите Биробиджан так, как любим его мы!
Алексей Елаш
Родился Иосиф Либерберг 27 октября 1899 года в Староконстантинове Волынской губернии (сейчас это Житомирская область Украины). Папа – приказчик, мама Роза – корсетница, то есть мастер по изготовлению корсетов. Иося был четвёртым ребёнком в семье. После четвертого класса семья переехала в Винницу, а затем отец нашел работу в Киеве и Либерберги поселились в пригороде (в то время евреям запрещалось жить в самом Киеве).
Вскоре и Иосиф стал работать в Киеве, давая частные уроки. На заработанные деньги он оплачивал свое обучение в частной гимназии, которую окончил в 1917 году. Затем Либерберг поступает в Киевский университет на историко-филологический факультет, который не закончил - увлекся революционной деятельностью. От политической борьбы Иосиф довольно быстро перешел к революционной: добровольно вступил в Красную Армию и отправился «бить Петлюру». Затем вербовал еврейскую молодежь в армию, после чего ушел в подполье на полтавщине.
В 1920 году Иосиф женился на Надежде Гольдштейн - дочери сахарозаводчика, через год у них родилась дочь Тамара. С обретением семьи в жизни Иосифа наступает, пожалуй, самый спокойный период – он преподает историю революционного движения Западной Европы в Высшей военно-политической школе в Киеве, затем работает в Киевском институте народного хозяйства: читает лекции на русском, украинском и еврейском языках. В 1926 году и вовсе случился расцвет – Либерберга утверждают заведующим кафедрой еврейской культуры Академии наук Украины. Воспользовавшись этим, Иосиф превращает кафедру в самый большой в Советской России центр исследований идиша.
Дальше – больше. Либерберг создает институт еврейской пролетарской культуры, в начале 30-х годов прошлого века именно это заведение занимается вопросами создания будущей Еврейской автономии на Дальнем Востоке. Причем, с 1932 года – непосредственно на месте: в будущей ЕАО, куда, кстати, пытался перевести и институт. Логично, что вскоре Либерберг при поддержке «всесоюзного старосты» Михаила Калинина назначается председателем организационного комитета Еврейской автономной области, а затем – в конце 1934 года - и председателем облисполкома.
Шумная Тихонькая
На новом месте Иосиф Израйлевич разворачивает широкую деятельность.
Он добивается положительного решения вопроса о переселении евреев из-за рубежа – в те годы многие приехали из Аргентины. Благодаря личным знакомствам, «перетягивает» в Биробиджан многих ученых, писателей и поэтов из числа евреев. По его инициативе идиш в ЕАО становится официальным языком наряду с русским.
А еще много строит: обувная, трикотажная и швейная фабрики, ремонтно-механический и кирпичные заводы, обозный завод (будущий завод «Дальсельмаш»), артель «Металлист» (будущий завод силовых трансформаторов), жилье для переселенцев.
Артель «Колесо революции»
Денег на все не хватало, и Либерберг выбивает в Москве разрешение на привлечение товарных займов из-за рубежа. Тогда охотно откликнулись многочисленные международные еврейские организации, в том числе «Джойнт» (American Jewish Joint Distribution Committee - «Американский еврейский объединенный распределительный комитет»), «Амбиджан» (American Committee for the Settlement of Jews in Birobidjan – «Американский комитет по поселению иностранных евреев в Биробиджане») и ИКОР (Organization for Jewish Colonization in Russia – «Американская организация помощи еврейскому землеустройству в СССР»). При их финансовой помощи в Биробиджане были построены многие деревянные двухэтажные дома с двумя подъездами, рассчитанные на шестнадцать квартир, которые почему-то называли «голландскими».
Строительство новой улицы в Биробиджане
Строительство жилых домов велось как индивидуальным образом, так и ведомственным. Каждый желающий мог самостоятельно построить себе дом, а крупное промышленное предприятие было просто обязано строить дома для своих работников. Именно так были построены «Дом писателей», «Дом врачей», «Хлебозаводской дом» и многое другие.
58-ая «расстрельная»
Реализовать все задуманное Либерберг не успел. В августе 1936 года его вызвали в Москву, чтобы выступить на совещании с докладом об успехах развития региона. Прибыв в столицу поездом 20 августа и заселившись в «Метрополь», вечером того же дня он был арестован НКВД и доставлен в комендатуру административно-хозяйственного управления НКВД СССР. Там его продержали неделю, после чего перевезли в спецкорпус Киевской тюрьмы.
По одной из версий, под 58-ю «расстрельную» статью Либерберга подвел Лазарь Каганович. Будучи нарком путей сообщения, он в январе 1936 года приехал в область с инспекцией. Ему не понравилось, как его встретили и еще больше был недоволен тем, что руководитель региона жаловался на Москву – мол, недостаточно помощи из центра молодой автономии, из-за чего евреи, недавно приехавшие из-за рубежа, требуют вернуть их обратно.
2 сентября состоялся первый допрос, где ему наконец-то объявили, в чем обвиняют: участие в контрреволюционной троцкистско-террористической организации, члены которой убили Кирова.
Через неделю информация «докатилась» до Биробиджана и Либерберга сняли со всех постов и исключили из состава членов ВЦИК. Впрочем, сам Иосиф Израйлевич был уверен, что «случилась чудовищная ошибка» и вскоре все встанет на свои места, поэтому категорически отвергал все обвинения. Хватило его на 1,5 месяца, с середины октября он стал давать признательные показания, чем фактически подписал себе приговор. Впрочем, сам он надеялся, что на суде сможет защитить себя – об этом Иосиф говорил своей супруге Надежде, которая, узнав об аресте мужа, тайно с дочкой выехала из Биробиджана в Киев и добилась с ним встречи в тюрьме.
Но защитить себя на суде, который состоялся 9 марта, Либерберг не смог. Закрытое заседание длилось буквально 10 минут: Либерберга Иосифа Израилевича приговорили к высшей мере уголовного наказания — расстрелу. Приговор обжалованию не подлежал и был приведен в исполнение в этот же день.
Родственникам сказали, что он умер в 1938 году, отбывая наказание. Семье тоже досталось: Надежду Либерберг 27 декабря 1937 года осудили как члена семьи изменника Родины. Ей дали восемь лет исправительно-трудовых лагерей, свой срок Надежда отбывала в казахстанском Акмолинске. Дочь Тамара в эти годы жила в Киеве, а когда началась война уехала, вышла замуж за однокурсника из Донецка, до самой своей смерти в 1992 году она преподавала физику в педагогическом институте Житомира – родном городе отца.
В 1956 году Иосифа Либерберга оправдали, но его имя замалчивалось до конца 90-х годов. Лишь в 2014 году историческая справедливость была восстановлена: Иосифу Израйлевичу Либербергу посмертно было присвоено звание «Почетный гражданин Еврейской автономной области», а на здании мэрии Биробиджана, в котором находился в тридцатые годы облисполком, была установлена мемориальная доска.
В самом центре столицы Еврейской автономной области - в г. Биробиджане, на одном из жилых домов по улице Некрасова висит мемориальная доска. Таких досок по всей России развешено немало. Но биробиджанская - особая. Ведь ее в 2014 г. установили не в честь полководца или видного политического деятеля, не в честь ученого или знаменитого актера. В Биробиджане мемориальная доска установлена в память о проживавшем в этом доме... поваре! Да-да, в честь шеф-повара главного ресторана Биробиджана «Центральный» Якова Исаковича Блехмана. А удостоился он такой чести благодаря тому, что придумал кулинарную визитную карточку города - «Шницель по-биробиджански».
Родился Яков Блехман в мае 1913 г. в Одессе. В 1932 году после окончания Одесского пищевого техникума по комсомольской путевке уехал строить Комсомольск-на-Амуре. Шустрого повара там быстро заметили и предложили в 1934 г. переехать в Биробиджан, где сразу назначили главным поваром престижной столовой при Доме Советов.
В свободное от работы время Блехман любил посещать дома старых евреев и записывать от них рецепты национальной кухни. Тогда же, взяв за идею готовки шницеля, придумал рецептуру своего авторского блюда – «Шницеля по-биробиджански». Впервые этот шницель был приготовлен в 1936 г. специально к приезду в Биробиджан народного комиссара путей сообщения СССР Лазаря Моисеевича Кагановича по случаю сдачи в эксплуатацию железнодорожного вокзала. И до сих пор это блюдо - фирменное во многих кафе и ресторанах Биробиджана.
Оригинальный рецепт «Шницеля по-биробиджански» известен всем. Ингредиенты: фарш (говядина или свинина) - 200 г. на один шницель, лук - 1 шт, чеснок - 1-2 зубчика, яйца - 2-3 шт, соль, перец, растительное масло.
В фарш нарубается мелко луковица, добавляется прессованный чеснок, приправляется солью и черным перцем. Затем фарш надо хорошо размешать руками и оставить 30 мин. пропитаться.
Далее в одной из мисок насыпают немного муки, а в другой разбивают пару яиц и размешивают их. Нагревают сковороду с растительным маслом.
Из фарша лепят котлету: желательно тонкую и широкую. Отправляют шницель в миску с мукой и панируют с двух сторон. Перекладывают шницель в миску с яйцом и пропитывают его яичной смесью с двух сторон.
Затем шницель обжаривают на сковороде до готовности с двух сторон на среднем огне. В результате получается поджаристая яичная корочка снаружи и сочное вкусное мясо внутри.
Естественно, «изобретение» биробиджанского повара не осталось незамеченным его коллегами из Хабаровска. Правда, пришлось ждать более 20 лет, пока заведующий производством хабаровского ресторана «Амур» С. Дорошенко не придумал рецепт «Шницеля по-хабаровски». Вот его оригинальный рецепт, фразы типа «хлебный крутон» и «выкатанный на взбитом яйце» принадлежат автору рецепта…
Ингредиенты (на 1 шницель в граммах): желтощек - 115, молоко - 32, масло растительное - 12, масло топленое - 8, хлеб для крутона - 80, лук - 149, масло сливочное - 6, мука - 4, картофель - 150, яйцо - 1 шт.
Филе желтощека пропускают через мелкую решетку, тщательно взбивают массу, добавляют яйцо. Формируют круглую приплюснутую лепешку и обжаривают со всех сторон до образования корочки. Готовый шницель укладывают на хлебный крутон (такой же формы, что и шницель), обжаренный на сливочном масле и выкатанный на взбитом яйце. Поверх шницеля кладутся горкой обжаренные кольца лука. С обеих сторон укладывается жареный картофель, нарезанный кружочками.
Я лично впервые «Шницель по-биробиджански» попробовал в хабаровском кафе «Утес» в 1997 г. Само кафе было открыто в 1984 году. В лихие 90-е годы кафе перешло в частные руки - его хозяином стал Николай Кучмистый. Нужно отдать ему должное: он приложил много усилий, чтобы кафе «Утес» было одним из любимых мест отдыха у хабаровчан и гостей города.
Чем интересен рецепт «Шницеля по-биробиджански» от поваров кафе "Утес"? Мясо (спинную часть говядины) нарезали на кусочки, пропускали через мясорубку 2 раза. Затем добавляли воду, соль, перец и тщательно взбивали. Подготовленную массу разделывали в виде тонкой лепешки и панировали в муке. Отдельно в посуде взбивали яйцо. Во взбитую яичную массу клали подготовленный полуфабрикат. Затем опять панировали в муке и во взбитом яйце с обеих сторон. После выливали на предварительно нагретую сковороду (с маслом) и жарили. Подавали с гарниром, в качестве которого чаще всего использовалась консервированная кукуруза.
Попробовав огромное количество разных шницелей, я всё-таки хочу сказать, что самый настоящий «Шницель по-биробиджански» готовят именно в Биробиджане. И он до сих пор есть в меню разных кафе и ресторанов.
Но, как уверяют истинные гурманы, самый «правильный» готовят именно в ресторане «Центральный», где с 1970 г. и до своего ухода на пенсию трудился Яков Исакович Блехман.
Осенью 2016 г. я специально посетил кухню этого ресторана, чтобы удостовериться: шницель местный всё также хорош! Меня встретил шеф-повар ресторана «Центральный» Виталий Бабкин. Естественно, я попросил его приготовить мне фирменный шницель по-биробиджански.
С Виталием Бабкиным, ресторан «Центральный» Октябрь 2016 г.
фото автора
Признаюсь, что сначала был удивлен, не увидев столь привычного для этого блюда яично-мучного кляра. Оказывается, кусок мяса всё-таки был приготовлен в яйце, но пленка получилась настолько тонкой, что ее было незаметно и определить наличие можно только по вкусу! Вот это был высший кулинарный пилотаж!
В другом биробиджанском ресторане - в ресторане «Бира», легендарный шницель готовят из мраморной говядины в омлете, с картофельным пюре и соусом «сладкий чили».
В ресторане «Симха кошер» особенность шницеля по-биробиджански - его огромный размер по диаметру. И яичный кляр очень четко выражен: мясо в нем и не сразу разглядишь. А вот в кафе «Симха» шницель меньшего размера, но зато при его приготовлении совсем не жалеют яиц.
Шницель, приготовленный в кафе «Симха»
Желая еще как можно больше «увековечить» память о «Шницеле по-биробиджански», на II Форуме рестораторов ЕАО в ноябре 2019 г. я предложил на регулярной основе проводить «Фестиваль шницеля по-бирабиджански». Мою идею подхватили, и вот уже два года подряд в сентябре этот фестиваль проводится, привлекая к себе огромное количество туристов из разных городов Дальнего Востока.
Сегодня у каждого повара в запасе есть свой рецепт знаменитого шницеля. Но при этом каждый старается привнести что-то свое, авторское.
К примеру, шеф-повар Нина Миронова (управляющая кафе Центра семейного отдыха «Сосновка» в пригороде Хабаровска) готовит фарш только из говядины, но при этом добавляет в него немного... сливочного масла! При этом говядина должна быть качественной и хорошо отбитой.
А шеф-повар хабаровской митерии «Кolba&Sabar» Евгений Паластин для шницеля берет мраморную говядину и часть ее... рубит мелкими кубиками! Это придает шницелю более сочную текстуру. Обязательно добавляет лук, но прогнанный не через мясорубку, а также порезанный мелкими кубиками. Процесс жарки после окунания в муке и в яйце должен идти при средней температуре. И Евгением Паластиным рекомендовано делать прожарку medium rare (температура от 46 до 50 градусов) или medium (от 52 до 57 градусов).
Есть своя «изюминка» в приготовлении шницеля по-биробиджански и у Президента Департамента шеф-поваров Хабаровского края Фёдора Антипьева. Он делит фарш на 4 шницеля. Яйцо взбивает отдельно для каждого шницеля. Сковородку для жарки Федор Анатольевич предпочитает брать самую маленькую - не более 12 см в диаметре. Опускает панированную котлету в муке и в яйцо. Окунуть надо хорошо. Половину яйца вливает в сковороду, смазанную маслом, быстренько разминает шницель как можно тоньше до 5-6 мм и выкладывает фарш на влитое яйцо в сковороду. А сверху выливает остаток яйца. И всё это жарится на медленном огне. Получается очень стильно на вид и восхитительно на вкус.
Как бы не старались сегодня повара внести разнообразие в приготовлении шницеля по-биробиджански, основа рецепта всегда одна: необходимо наличие фарша, который окунают в яйце, и потом жарят на сковороде.
В Биробиджане принято говорить: если ты не ел местный шницель, значит, ты не был в ЕАО! Имейте это ввиду, если судьба вас занесет в это чудесное местечко...
Празднуют день рождения Хабаровска по традиции в последние выходные мая. Учитывая, что год юбилейный, праздничная программа растянулась на несколько дней. Корреспондент EastRussia отправился на улицы «виновника торжества» в ретроавтомобиле, чтобы попробовать объять необъятное.
Отправился я на арт-фестиваль «Счастливый Хабаровск» вместе с клубом «80'S Old School Autoclub» – сообществом любителей праворульных японских машин, выпущенных в 80-х годах прошлого века. И хотя формально я не подходил под заявленный формат клуба - мой «Чайник» (Toyota Chaser) 1979 года выпуска – в ряды владельцев олдскульных машин меня взяли с охотой.
Мой новый знакомый Михаил на «Тойота Креста» координирует своих по месту, которое нам определили для выставки:
– В автобусном кармашке, прямо перед «Саппоро».
Стоящий рядом молодой парень недоуменно оглядывается по сторонам в поисках неведомого ему «Саппоро». Замечая это, объясняю:
– Вот это здание, где сейчас ресторан «Пани Фазани», новодел, его «воткнули» аккурат между двумя дореволюционными зданиями. А строили его японцы, здесь был один их первых японских ресторанов в современном Хабаровске – «Саппоро», было это в конце 80-х. Как раз наши «Кресты» и «Чайзеры» тут могли парковаться.
Хотя беглый опрос соучастников выставки показывает, что машины в Хабаровске очутились разными путями и некоторые не так давно: «Кресту» Михаил пригнал из Благовещенска, я своего «Чайника» с Сахалина, красная «Тойота Супра», которая стала настоящим магнитом для зрителей, приехали с Камчатки. Все-таки Хабаровск – центр Дальнего Востока, а любители ретро машин готовы проделать немалый путь, не говоря уже о бюджетах, которые приходится тратить на восстановление авто.
– Это же машины из нашего детства! – говорит дама лет 30, рассматривая вместе с сыном и мужем наши машины.
Вот уж действительно: из нашего, дальневосточного детства!
«Японки» из 80-х оказались не единственными автоэкспонатами на ставшей на несколько часов пешеходной зоной главной улице Хабаровска Муравьева-Амурского. Неподалеку расположились отечественные машины, начиная с 40-х годов прошлого века. Это музей «Авторетро-100» экспонирует свои экземпляры. Хабаровчане часто видят их на всевозможных городских и краевых праздниках. Недавняя прогулка у «Авторетро-100» была на День Победы.
Через пару кварталов – «громкие» машины: студии автозвука на колёсах, поражающие всех децибелами. Неподалеку еще «японки», но посвежее и тюнингованные – у таких, как правило, «зверь» под капотом и красивая аэрография.
На «Счастливый Хабаровск» мог заявиться к участию любой клуб, сообщество или компания. И с каждым разом, складывается впечатление, что участников становится все больше. В этот раз их набралось около сотни. Чтобы познакомиться с ними поближе, закрываю «Чайника», беру фотоаппарат и идут по Мур-Амур (так для краткости хабаровчане называют улицу Муравьева-Амурского).
На одном из перекрестков девочки-гимнасты выполняют в воздухе всевозможные упражнения. Всегда поражался – как они не боятся? Тут же «летают» в воздухе велосипедисты, скейтеры и парни на самокатах с маленькими колесиками, для которых на проезжей части установили рампы и боксы.
По соседству художники пишут портреты горожан, у бывшего Центрального гастронома любители Средневековья демонстрируют своих доспехи и предлагают зрителям принять участие в шуточных сражениях. Те, кто соглашался, с азартом «дубасили» противника мягким подобием меча. Пешеходные дорожки отвели для всевозможных арт-мастерских, где можно попробовать смастерить что-либо самому или приобрести готовый хенд-мейд у тех, кто это делать умеет.
После обеда Муравьева-Амурского наполняется людьми, получается эдакое «людское море».
В числе зрителей был и мэр Хабаровска Сергей Кравчук, он каждый год приходит на «Счастливый Хабаровск», считая его «визитной карточкой» Дня города.
–Прекрасный фестиваль. Он показывает, насколько разносторонние люди живут в нашем родном городе! Дорогие хабаровчане, от души поздравляю вас с юбилеем краевой столицы! Благодаря вам наш город растёт и развивается, – поздравил хабаровчан Сергей Кравчук.
Говорят, мэр успел осмотреть все площадки и даже поучаствовал в благотворительных акциях. А я вот не успел - начался ливень! Надо сказать, что по всем признакам день обещал быть солнечным и жарким, поэтому многие не стали брать зонтики. Вот им-то (а их оказалось большинство) и пришлось искать убежища под козырьками, карнизами и крышами. Давно такой картины не наблюдал в Хабаровске: тысячи людей стоят вдоль стен зданий, но при этом все довольные и улыбаются. Лично мне это напомнило первые кадры фильма «Июльский дождь» режиссера Марлена Хуциева.
На какое-то время Мур-Амур опустела, хотя некоторым ливень не помешал принимать ванную из мыльной пены или просто танцевать.
Впрочем, дождь закончился и «людское море» вновь вернулось, уже до самого вечера.
Во второй празднично-выходной день из всего разнообразия мероприятий мы выбрали прогулку-квест «Любимый город». Место старта: городские пруды. Задача: прочитать вопрос из конверта, понять, какое место зашифровано, дойти или добежать до него, найти на месте агента и получить следующее задание. Можно брать подсказки из этого же конверта, но за это с команды снимаются баллы.
«Какая знаменитая историческая личность была взята под охрану государством в 1960 году?»
Так звучит наш первый вопрос. Понятное дело, что речь идет о памятнике, который взяли под охрану. Моя версия: Ерофей Хабаров на привокзальной площади, его как раз к 100-летию Хабаровска установили. Но коллеги по команде отвергают версию – слишком далеко, все места в радиусе километра. Что ж, тогда Владимир Ильич на пл. Ленина, как раз неподалеку. Через несколько минут пыхтения в горку убеждаемся, что версия была правильной.
Потом были «Балалайка и Пипа» на Амурском бульваре, нулевой километр трассы Чита – Хабаровск и «Белый дом» опять же на площади Ленина. Нашу победную спесь сбил финальный вопрос, который звучал так: «Место, где собираются братья и сестры». Конечно же, мы ринулись к Успенскому и Спасо-Преображенским соборам, хотя все в итоге оказалась гораздо ближе – это была аллея побратимских связях на прудах.
Примечательно, что в нашей команде из пяти человек двое оказались гостями из Приморья. Владимир и Ася приехали в Хабаровск из Арсеньева, он - студент ТОГУ, она – медицинского колледжа. На вопрос «почему не ДВФУ?» отвечают, что хотели подальше от родителей, почувствовать себя самостоятельными. Что ж, это тоже в духе Хабаровска – наш город всегда был студенческим и с большим числом приезжих.
С днем рождения, Хабаровск!
С недавних пор в Биробиджане, а затем и по всей Еврейской автономной области, стали появляться всевозможные, как это принято сейчас говорить, «стрит-арты» - объекты уличного искусства: граффити, рисунки, малые архитектурные формы…
Руки – в буквальном смысле – к этому приложили сами жители Биробиджана и ЕАО. Один из зачинщиков – Александр Романов: в прошлом рок-музыкант, сейчас владелец сети «Кофейня 13», чья инициатива в итоге вылилась в создание благотворительного фонда «Территория комфорта» ЕАО.
В ТГ-канале фонда «Территория комфорта» этот снимок подписали: «Пожалуй, наша лучшая награда»
Фото: фонд «Территория комфорта»
Рок – это сила!
Все началось с желания Александра интегрировать рок-культуру и в целом музыку в культуру города: простимулировать музыкантов, чтобы проводились рок-концерты и фестивали. И даже если они отсюда уедут, считает он, – ничего страшного, будут прославлять своей музыкой и умением Биробиджан за его пределами. Хотя, конечно, мечтает, чтобы люди не уезжали отсюда.
Александр Романов
– Почему люди уезжают? Потому что они ходят по улице грустные. Если они будут улыбаться, то все будет «ок», значит, им хорошо, - улыбается Александр.
Сам Александр прошел и через репетиции в гаражах, и через самодельные медиаторы. Когда-то играл в металл-группе «Vault 7».
– Помните маргарин «Рама» в пластиковых коробочках? Тако вот, мы из крышечек медиаторы делали, - рассказывает мне Александр Романов.
Александру 33, в Биробиджан он переехал в 2014 году из самого южного города Хабаровского края – Бикина. Так тут и остался, прикипел. Был организатором фестивалей «Виски, рок, борода» и различных концертов в Биробиджане, арт-директором музыкального клуба «Music Hall Birobidzhan». Одним словом, прошел все эти медные трубы…
– У нас в городе 14 полноценных групп, но им негде репетировать, даже за деньги, - сетует Александр.
Тогда-то и вспомнили про опыт Швеции, где в каждом городке власти открыли бесплатные репетиционные точки для музыкантов: приходи, репетируй, записывайся. Проект в Швеции, кстати, как говорится, «стрельнул» - тогда появилась целая плеяда интересных команд (среди них – один из моих любимых rap-core коллективов «Clawfinger», которые ради такого дела перебрались из Норвегии в Швецию прим. автора).
– В гаражах таланты может и рождаются, но там же они и губятся, - размышляет Александр. – Поэтому мы решили создавать бесплатные репетиционные точки. Более того, мы создаем полный цикл: репточка, инструменты, возможность выступать.
«Интегрировать» музыку в культуру города Александр и сотоварищи начали как раз с муралов. Первым появился «Горшок» из группы «Король и шут». Это любимая группа не только Александра, но и его друга – нынешнего мэра Биробиджана, который, как только садится в личную машину, включает «КиШ».
Мурал с «Горшком»
Большим плюсом для ЕАО стало «омоложение» глав районов и городов, считает Александр. Это современные руководители, которые понимают, что если увязнуть в бюрократизме, то это будет путь в никуда, молодежь потеряется. Им близка аксиома: «Дайте возможность развиваться и получите большую отдачу».
Забористое «заборное» искусство
«Картинки на заборах и фасадах» не все восприняли однозначно. Когда в центре города появился Горшенев, то, рассказывает Александр, пришли казаки, которые хотели закрасить его, против выступил и архиепископ Ефрем. В результате пришли к компромиссу – рисунок остаётся, но от проведения торжественного открытия объекта стрит-арта и посвящённого этому концерта отказались.
Вскоре рядом с «Горшком» появились Высоцкий, Бодров-младший и Шолом-Алейхем – местный поэт. Получился эдакий комплексный портрет.
Мурал с Бодровым-мл.
В этом году проект поддержали местные депутаты . Так появились портреты Королева, Гагарина, Цоя, Яшина и Попова. Автор – художник из соседнего Хабаровска Дмитрий Комолов. Снова появились критики: «Черты лица не те! Пушкина давайте нарисуем!»
– Окей! Делайте! – парирует Александр Романов. – Мы для того, собственно, все это и затеяли, чтобы пробудить горожан. Подтолкнуть их к конкретным действиям.
От плоскости к объёму
После муралов фонд переключился на малые архитектурные формы: невзрачные урны отделали деревом, вдоль главного променада Биробиджана – улицы Пионерской – установили лавочки, заказали уличные двухметровые скульптуры «Козы» – одного из главных символов любителей рок-музыки всех времен и народов: сжатый кулак с выставленными вперед указательным пальцем и мизинцем. На очереди многочисленные бетонные блоки и шкафы связи, которые общественники хотят превратить в полноценные арт-объекты.
Фото: «Территория комфорта»
Также общественники хотят развесить по городу 100 репродукций картин дальневосточных и русских художников: в рамке, багете, как в музее.
Еще один глобальный проект – стела «Биробиджан» на въезде в город. Выглядит она, мягко говоря, «не очень», хотя и привлекает редких туристов – не часто встретишь в нашей стране дублирующие надписи на идише.
Напоследок спрашиваю Александра насчет финансов, ведь он все-таки предприниматель, до мецената еще далеко.
– Есть два типа предпринимателей: для одних цель – это деньги, для других деньги – это средства. Я второй тип, для меня деньги – это средство реализации своих идей, так что легализуем стрит-арт! Всем, кто здесь живёт, всем, кто сюда приезжает, я говорю – любите Биробиджан так, как любим его мы!
По поручению президента России, для улучшения городской среды, благоустройства общественных пространств и повышения качества жизни россиян будут разработаны мастер-планы 25 дальневосточных городов. Ключевая задача текущего периода - инфраструктурные преобразования.
«Преобразования связаны с транспортной, социальной, коммунальной инфраструктурой города. В рамках этих задач сейчас предпринимаются определенные усилия. Однако инфраструктурному развитию мешает сформировавшийся разрыв между стратегическим и территориальным планированием. Поэтому мастер-план – это, с одной стороны, стратегический документ, с другой – механизм синхронизации мероприятий. Его задача – обеспечить взаимосвязь всех мероприятий инфраструктурного развития, на каком бы уровне они ни закладывались», – объяснил Дмитрий Норинский, вице-президент Союза архитекторов России. По его мнению,
Губернатор Амурской области Василий Орлов сообщил, что сейчас разрабатывается четыре мастер-плана: три из них было представлено на Восточном экономическом форуме – это города Благовещенск, Свободный и Тында.
фото: пресс-служба администрации Благовещенск
««Благовещенск мы видим как «окно в Китай». Здесь развиваем туризм и внешнеэкономические связи с нашим надежным партнером - Китаем. В Свободном якорными резидентами выступают предприятия газохимического кластера. Будущее города будет связано с этим направлением. Здесь появится порядка 4 тысяч новых рабочих мест, будут созданы социальная инфраструктура и благоустроенные городские пространства. Важно, что город будет газифицирован. Две газовые котельные запустим уже в этом году. Тында - это город железнодорожников. Он получит дополнительный импульс к развитию с запуском второй ветки БАМа и расширением Транссиба. В следующем году представим мастер-план Белогорска», - рассказал участникам Форума губернатор», – рассказал Василий Орлов.
Мэр Благовещенска Олег Имамеев отметил, что важнейшим инструментом в развитии города является программа комплексного развития территорий.
фото: пресс-служба администрации Благовещенск
«Любой город, скорее всего, сталкивался с точечной застройкой, которая негативно влияет на город и не позволяет получить комфортное жилье. С этим сталкивался и Благовещенск. Важную роль сейчас играет механизм комплексного развития территорий (КРТ), который начал применяться в Благовещенске. Важно не дать городу расползтись. Наш город плотно расположен между двумя реками Зея и Амур. Нужно сохранить город в тех же границах за счет использования большой частной застройки, которая находится практически в центре города. Благодаря механизму КРТ мы сможем реализовать наши планы», – сообщил Олег Имамеев.
Советник губернатора Амурской области, директор Центра развития территорий Амурской области Петр Стрелец рассказал о благоустройстве городов на примере актуальных проектов.
«В рамках программы благоустройства дворовых территорий 96 дворов будут сделаны до конца этого года в Амурской области. Сейчас разрабатывается дизайн-код города Благовещенска, который не меньше влияет на облик города. Вместе с администрацией города мы ведем планомерную работу с предпринимателями в отношении рекламных вывесок и визуального мусора на улицах. В отношении социальных учреждений мы разрабатываем стандарты их благоустройства, чтобы независимо от населенного пункта они были одинаково качественны», – сообщил Петр Стрелец.
фото: пресс-служба администрации Благовещенск
О пользе арт-кластеров для развития креативных индустрий в регионе рассказал основатель Креативной экосистемы «Флакон», создатель дизайн-завода «Флакон» (г. Москва) Николай Матушевский. Он отметил, что такие площадки позволяют формировать творческие сообщества и дают возможность для самореализации молодых специалистов в сфере дизайна, IT и цифровых технологий, музыки и искусства.
«Здание бывшего завода, который сегодня является нашим арт-кластером, занимает 25 тысяч квадратных метров. Изначально у нас не было единого проекта, мы дали возможность людям делать пространства такими, какими они хотят. Нужно начинать с небольших пространств, создавать некую точку притяжения, где люди могут работать и общаться. Важно грамотно наполнять площадку, размер не так важен. Ревитализация, новая жизнь в старых промышленных пространствах – это самый дешевый способ ввести неиспользуемые помещения в эксплуатацию», – заявил эксперт.
фото: пресс-служба администрации Благовещенск
Руководитель галереи современного искусства «Ходынка», руководитель направления Science Art РЭУ им. Г. В. Плеханова Екатерина Фоминых-Капица рассказала, что альтернативной реальной инфраструктуре может также служить метавселенная, цифровой мир, в котором возможно проектировать и строить города.
«Мы проводили образовательные сессии в рамках виртуальных площадок, которые могли посетить жители любой страны. Можно оцифровывать целые города, и в таком цифровом мире посещать музеи, работать, развиваться, учиться. Такие города будущего мы могли бы строить у себя, повышая в том числе туристическую привлекательность», – сообщила спикер.
Справка:
«ProДФО» – это серия уникальных форумов, которые объединяют представителей власти, экспертов, СМИ и жителей регионов ДФО. Каждый форум посвящен актуальным для каждого региона темам: экономике, бизнесу, образованию, городской среде, поддержке молодежи, туризму.
Форум в Благовещенске посвящен развитию комфортной городской среды и инфраструктуры. В мероприятии принимают участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, авторы крупных городских проектов, разработчики IT-технологий в сфере управления городом, представители региональных СМИ и медиаперсоны.
Организаторы мероприятия – Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, НКО «Фонд развития социальных инициатив». Видеозапись форума доступна на официальном сайте prodfo.ru и на RUTUBE-канале.