Специалисты минэкономразвития Хабаровского края вместе с экспертами институтов поддержки МСП поехали в один из районов региона, чтобы узнать как поживает малый и средний бизнес за пределами краевого центра.
В районе имени Лазо Хабаровского края зарегистрировано и работает около тысячи различных предприятий. Одни осваивают многомиллионные инвестиции и получают от государства налоговые льготы, другие еле сводят концы с концами.
В Хабаровском крае в рамках оптимизации клиентского пути инвестора планируют на 40% сократить сроки процедур получения земли в аренду, подключения к сетям электро- и газоснабжения, а также доступа к дорожной инфраструктуре. По ряду параметров срок получения документов уменьшится на 100 дней.
В представленном Национальным рейтинговым агентством (НРА) рейтинге оценки инвестиционной привлекательности регионов России за 2022 год Хабаровский край смог подняться на 11 позиций до 21 места, войдя в группу субъектов с высокой инвестиционной привлекательностью. Регион значительно улучшил свою позицию за счет развития институциональной среды и инфраструктуры, однако по ряду параметров есть серьёзные просадки, особенно в части подключения к сетям и по земельным вопросам.
Хабаровский край внедряет новый инвестиционный стандарт и выявленные слабые места были проанализированы в диалоге инвесторов, представителей ресурсоснабжающих организаций, деловых объединений и органов власти. При помощи такого инструмента как картирование были оценены результаты текущей деятельности, визуализированы и плюсы, и недостатки системы взаимодействия.
Для облегчения работы инвесторов разработаны 11 алгоритмов. Они как раз фиксируют прохождение всех необходимых процедур в процессе подключения к газовым и электрическим сетям, получения земельного участка в аренду на торгах и без них, обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре.
Как рассказала первый зампред правительства Хабаровского края Мария Авилова, работа по картированию позволила отсечь все лишнее и сократить сроки.
«Процедура подключения к электросетям сократилась на рекордные 113 дней – со 175 до 62 дней при проведении проектно-изыскательских работ, и в два раза – с 16 до восьми рабочих дней – при рассмотрении заявки и заключении договора. Сроки технического присоединения к сетям газораспределения уменьшились на 87 календарных дней при проведении проектно-изыскательских работ и на 14 дней при рассмотрении заявки и заключении договора. Почти вдвое сократились сроки получения земельного участка на торгах – до 107 календарных дней. 80 дней сэкономили инвестору в ходе картирования процедуры обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре», – сообщила она.
Эксперты регионального Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций (АПИРИ) разработали свои механизмы помощи инвесторам. «Зеленая папка для инвестора» гарантирует, что процесс выдачи разрешений будет ускорен на срок от восьми до 14 дней, а оформление документов возьмет на себя АПИРИ. Механизм «Заинтересованные сетедержатели» максимально упростит инвестору проведение проектно-изыскательских работ на срок от 87 до 113 дней.
Директор АО «Хабаровская горэлектросеть» Ирина Максимова отметила, что в процессе картирования в компании был выявлен ряд проблем.
«У нас уходит много времени на нахождение технических решений, у нас нехватка рабочего персонала, опытных сотрудников, выявлены несовершенства законодательства. Нет типовых проектов – для каждого разрабатывается свой план и поэтому уходит много времени. Вместе с АПИРИ разработали “Зеленую карту инвестора”, по которой мы планируем сократить сроки подключения к электросетям хотя бы на 78 дней с 200 дней. Основная проблема – в затягивании сроков получения разрешительной документации. Срок в 300-400 дней был неприемлем для инвестора», – рассказала она.
Председатель межрегионального отделения «Деловой России» по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось, работавший в составе группы по оптимизации сроков техприсоединения газоиспользующего оборудования и объектов капстроительства к сетям газораспределения, сообщил, что сроки могут быть сокращены вдвое – до восьми рабочих дней по выдаче договора, на 30% может быть сокращены сроки на этапе проектирования.
«АПИРИ включается в процесс ускоряет процедуру сбора исходных документов для заключения договора. По итогам работы расшили "узкие места" в каждом процессе, исследовали причины потерь, в первую очередь временных», – уточнил он.
Как подчеркнула зампред Мария Авилова, проведенная работа по картированию стала важным шагом выстраивания коммуникаций по взаимодействию инвесторов со всеми заинтересованными сторонами.
«Потенциал и возможности для сокращения, оптимизации сроков для выстраивания сквозного пути инвестора в Хабаровском крае есть. Результатом сегодняшней работы станет переутверждение всех алгоритмов действий, свода инвестиционных правил. За основу возьмем то количество дней, которое сегодня было заложено, однако продолжаем работу по усовершенствованию. Предлагаю пропустить первых инвесторов по новым алгоритмам и посмотреть, где еще есть сложности и недоработки, чтобы оптимизированные сроки осуществились на практике», – подытожила она.
Вопросы вне компетенции региона, в части изменения федерального законодательства, будут направлены для решения в Минэкономразвития России.
Приморский завод по производству крабовых палочек, рыбной колбасы и полуфабрикатов из сурими «КВЭН» с 2014 года перешел с американского сурими на японское, а с 2021 года ушел от зарубежных поставок и теперь использует сырье, изготовленное на Дальнем Востоке. Как повлияли антироссийские санкции на дальневосточного производителя выясняло информагентство EastRussia.
С прошлого года «КВЭН» закупает сурими (концентрированный белок океанических рыб белых пород) у курильских компаний, которые производят его из дальневосточной рыбы на своих береговых заводах. Также поставщиком предприятия является Русская рыбопромышленная компания, которая производит его на новейшем судне прямо в море.
По словам гендиректора АО «КВЭН» Евгения Моргункова, технологи завода подтвердили высокое качество дальневосточного сурими.
«Оказалось, что наше ничем не хуже японского. Например, вьетнамский сурими, который делается из южных рыб, не подходит для имитации краба – он серо-желтый и имеет сильный запах рыбы. С прошлого года на постоянной основе покупаем дальневосточное сырье. Благодарны РРПК, что они не подняли для нас цену. Вообще сурими дорогой, а за последние шесть-семь лет он поднялся в цене в два раза».
Основной вид продукции рыбоперерабатывающего завода – крабовая палочка простая и крабовая палочка снежная. В ассортименте есть линейка премиальных продуктов – «Снежный краб» и «Суперснежный краб», для производства которых используется более высокий сорт сурими, его большее содержание. Популярный продукт создается по традиционной японской технологии с добавлением натурального крабового мяса и других ингредиентов.
«Сурими не имеет ни вкуса, ни запаха. Мы используем только натуральные ароматизаторы – очень щепетильно относимся к этому, наши технологи химические добавки не используют, это – приоритет. Мы как-то пытались полностью из сурими сделать палочки – они напоминают желатиновые конфеты. Невозможно сделать котлеты, не добавив других ингредиентов – любая хозяйка знает».
Также в ассортименте «КВЭН» – рыбная колбаса, котлеты, биточки (из рыбы и кальмара). Помимо имитации краба, завод может изготавливать имитацию гребешка. Раньше выпускали рыбные сосиски, но пока производство на паузе – на них мало заявок. В дальневосточные магазины поступает 95% продукции. Относительно ценовой политики предприятия Евгений Моргунков отмечает, что вся продукция вполне доступна.
«Мы не стремились делать очень дорогой продукт, потому что тогда он будет охватывать ограниченный контингент жителей, а это неправильно, высококачественный продукт должен быть доступен всем. Ежемесячно у нас проходят акции на разные виды продукции. Мы все реализуем через компанию “РодСтор “. Есть согласование снижения цен на август – сумма снижения 15%».
Завод «КВЭН» может производить до 500 тонн готовой продукции в месяц. Однако в настоящее время мощности задействован не все. При этом на заводе отмечают высокий спрос – продукция востребована. Для контроля на предприятии работает собственная аккредитованная лаборатория. Завод использует японскую линию по производству крабовых палочек, упаковочную машину германского производства, есть скороморозильная камера и холодильники.
По объективным причинам актуальной проблемой становится замена комплектующих для иностранной техники. Из-за отказа заводов-изготовителей экспортировать детали в Россию, приморский рыбоперерабатывающий завод ищет российские аналоги.
Юбилейная подстанция
Справка:
Предприятие «Энергоимпульс+» уже более 25 лет занимается производством и оснащением распределительных подстанций – от мобильных до капитальных бетонных. Ежегодно компания производит около 100 подстанций различного типа. Электрооборудование востребовано как для решения локальных задач региональных заказчиков, так и для глобальных инфраструктурных проектов федерального масштаба. В портфолио предприятия такие проекты, как космодром Восточный, объекты саммита АТЭС во Владивостоке, Олимпийская деревня в Сочи. Оборот предприятия около 1 млрд рублей в год. По результатам 2022 года будет выплачено около 200 млн рублей налогов. Средняя зарплата на предприятии – 77 тыс. рублей.
Морской порт «Суходол» создается с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Ввод в эксплуатацию намечен на текущий год. Мощность перевалки угольного порта предполагается в объеме два млн тонн угля (в 2023 году), к 2025 году должна превысить 12 млн тонн. Планы также включают увеличение грузооборота до 20 млн тонн угля в год.
Основные производственные мощности «Энергоимпульса+» расположены в Хабаровске что позволяет экономически выгодно выстраивать логистику в любой регион России. Компания является резидентом ТОР «Хабаровск», работает в составе индустриального парка «Авангард».
«У нас случилось знаковое событие – с 2019 года, как мы стали резидентом ТОР, мы запустили подстанции в бетонной оболочке – и уже произвели сотую по счету подстанцию – она отправится в Приморье в строящийся угольный порт Суходол. Она будет одной из ключевых подстанций для энергоснабжения», – говорит коммерческий директор ООО «Энергоимпульс+» Данила Шандрук.
Данила Шандрук, коммерческий директор ООО «Энергоимпульс+»
фото: EastRussia
Для производства электрооборудования предприятие закупает коммутационную аппаратуру, выключатели, контакторы, разъединители и оборудование релейной защиты. Закупки делают, в основном, у китайских и турецких производителей. Все конечные изделия — щитовую продукцию, ячейки среднего напряжения, готовые подстанции — производят своими силами.
Ранее компания закупала необходимые запчасти у зарубежных партнеров: Schneider Electric, Siemens, Hyundai Electric, ABB и ряда других. В настоящее время для ряда крупных клиентов, готовых потратить больше времени и денег (в основном – порты), налажены поставки оригинального оборудования в рамках параллельного импорта. По словам специалистов, это актуально для тех объектов, где уже начали создавать систему электроснабжения на оборудовании определенной фирмы: для более надежной работы лучше не менять производителя.
«Мы поставляем свою продукцию в 123 города и населенных пункта России. Внешний рынок по нашему направлению рассматривать нет смысла – для стран СНГ получается сложная логистика, а для стран АТР – это другие электротехнические стандарты, а также там достаточно своих игроков на этом рынке. У нас 70% бизнеса – это железная дорога и морские порты. Мы имеем разрешение РЖД на применение нашего оборудования в установках магистрали и плотно работаем с тремя дорогами из 16 – Дальневосточной, Забайкальской и Восточно-Сибирской. В ближайший год планируем освоить дополнительную специализированную железнодорожную номенклатуру, которую никто на Дальнем Востоке не производит», – рассказывает Данила Шандрук.
Он добавляет, что у морских портов пользуется спросом электрооборудование «Энерогоимпульса+» в бетонном исполнении: металл подвержен коррозии, а бетонные конструкции хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. Бетонные корпуса на «Энергоимпульсе» строят сами – с нуля. Привозить их было нерентабельно, в регионе их на момент запуска собственного производства не выпускали и теперь это – экономически оправданное решение.
фото: EastRussia
Компания «Энергоимпульс+» как резидент индустриального парка «Авангард», где размещаются еще 14 компаний, имеет ряд преференций, которые облегчают работу – парк предоставляет земельные участки со всей необходимой коммунальной и инженерной инфраструктурой, а также помогает в развитии деятельности резидентов.
Коммерческий директор индустриального парка «Авангард» Тимофей Казанцев рассказал, что в 2015 году частный индустриальный парк вошел в состав ТОР «Хабаровск», и на сегодня занято 85% территории.
«Это очень благоприятное место – с учетом тех льгот и преференций, которые предоставляет государство. Мы создаем условия, когда инвестор заходит и через несколько месяцев начинает вести производственную деятельность, при этом экономя на налогах. Социальные взносы для резидентов составляют 7,6%, в то время как другие платят 32%, кроме этого, налог на прибыль, на имущество и на землю составляет 0% в течение пяти лет, также резиденты почти в два раза экономят на энергозатратах. Мы выстраиваем конструктивный, позитивный диалог со всеми резидентами, мы настроены на развитие и на расширение бизнеса», – рассказал он.
фото: EastRussia
Казанцев пояснил, что в планах — строительство второй площадки парка «Авангард» на территории «Ракитное», которая располагается также на ТОР «Хабаровск». Там резидентам будут доступны аналогичные преференции.
«Планируем завести туда логистические комплексы, в том числе федерального значения, которые готовы прийти в Хабаровский край для реализации своего бизнеса – в регионе очень развитая логистика. Те проекты, которые откроют нам коридор в Азию, в последствии будут реализованы через Большой Уссурийский, где будет построен транспортный сухопутный переход через границу», – добавил он.
Когда у туриста на Камчатке экскурсия выпадает на его день рождения, в подарочном пакете от одной из турфирм он обязательно получает пластиковый брелок в форме полуострова. Его сделали в «Плавильне». Может быть, сотрудники, может быть, детсадовцы или школьники, а может, эковолонтеры или такие же путешественники, как сам турист. Брелки – первая продукция мастерской по переработке пластика. Сейчас ассортимент расширяется, но сырье для изделий остаётся прежним – пластмассовые крышечки от бутылок из-под напитков и бытовой химии.
Идею «Плавильни» Рита Матвеева привезла из Питера. Переехав к мужу Камчатку, она не нашла в Петропавловске привычной для себя инфраструктуры по сортировке отходов. Но не стала рассуждать об отсталости отдаленной территории, требовать от мэрии навести порядок или устраивать забастовки, как Грета Тунберг. Просто придумала собственный экоориентированный бизнес.
Рита в Санкт-Петербурге часто ходила на тематические выставки-ярмарки, и на одной из них познакомилась с ребятами из петербуржской компании «99 Recycle», которые занимаются переработкой пластика и созданием для этого машин. Девушка была впечатлена – оказывается, из вторсырья можно действительно делать что-то красивое и полезное, и не где-то там, на заводах, в огромных масштабах, а самому.
– На заводах обычно, когда продукция из «вторички», то новые изделия не на 100 процентов сделаны из вторсырья, его чаще всего 20-30 процентов, а остальное – первичная фракция. А тут именно 100% переработка. Мне показалось это очень здорово, и утилитарно, и можно прямо здесь и сейчас брать и что-то новое создавать, – рассказывает Рита Матвеева.
Когда Рита озвучивала идею своему мужу, ей казалось, что это нереально осуществить, что все очень сложно. Но супруг проявил стратегическое мышление. Ребята сели, разложили все по полочкам, и Алексей сказал: «Вообще-то, Рит, все возможно. Давай подумаем вместе, какие шаги для этого нам нужно сделать». И все начало выстраиваться.
Сначала Матвеевы запустили проект по сбору средств на отечественной краудфандинговой платформе «Планета» – в коротком ролике Рита рассказывала, что ей недостаточно инфраструктуры для сортировки отходов и хотелось больше просвещения в этой области. Клип «завирусился» в социальных сетях Камчатки, и это помогло им заявить о своей идее. Запросили 600 тысяч рублей, собрали половину.
– Если ты первый раз подаешься на краудфандинг, то 600 тысяч - слишком объемная сумма, – объясняет Рита. – Но того, что мы собрали, хватило стартануть. А еще краудфандинг для нас был хорошей пиар-компанией и позволил прощупать свою целевую аудиторию, понять, что люди на нашу идею откликаются, хотят сдавать пластик, разделять мусор, но они просто не знают, как начать.
Потом Алексей и Рита с подачи камчатских друзей открыли для себя «Мой бизнес», национальный онлайн-портал для предпринимателей. В Петропавловске работает его региональный центр. Как молодые и начинающие они могли взять субсидию на сумму миллион рублей – на закупку оборудования. Когда получили деньги, закупили станки у «99 Recycle». | Камчатский региональный Центр «Мой бизнес» оказывает поддержку для достижения целей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». |
– Пока оборудование шло из Питера, мы стали думать, где брать вторсырье. Начали копать в этом направлении и поняли, что необходимо создать какую-то систему говорит Рита Матвеева. - Мы заказали в Москве десять баков для сбора крышек, прозрачных коробок где-то метр высотой, емкостью 6,5 кг каждый. Почему в Москве? Потому что на Камчатке это все стоит очень дорого.
Восемь баков Леша и Рита установили в Петропавловске-Камчатском, один отвезли в Вилючинск, еще один недавно передали в Кроноцкий заповедник. За счет этих баков «Плавильня» получила постоянный приток сырья. Первые месяцы эти баки набирались очень-очень вяло. Первый полный вообще собрали только спустя месяца четыре после того, как его установили. Сейчас на это уходит месяц или два
– Раньше я ходила как сектантка, предлагала: «Мы молодой начинающий проект по переработке пластика «Плавильня», давайте мы установим у вас такой короб». И все говорили: «Ну, ребята, присылайте ваши предложения на почту, мы подумаем». Сейчас, спустя год, когда горожане постоянно сдают крышечки, многие предприниматели уже сами к нам приходят и просят: «Дайте нам бак, мы тоже хотим вместе с вами собирать», – улыбается Рита.
К проекту присоединились многие петропавловские школы и детские сады. Они сами устанавливают у себя емкости – обычные коробки – для сбора крышек и передают их в мастерскую на переработку. Поддержали «Плавильню» и различные городские магазины, где продается сувенирная продукция, такие, как «Хэлло, Камчатка», который, к слову, делает просветительские раскраски для детей на камчатскую тематику.
Собранные крышечки поступают на сортировку. На нее Матвеевы привлекают волонтеров. Сырье разделяется по цвету и по маркировке, по типу пластика: на крышки идет либо «2», либо «5» (в 1988 году Обществом Пластмассовой Промышленности была разработана система маркировки для всех видов пластика и идентификационные коды. Маркировка пластика состоит из трёх стрелок в форме треугольника, внутри которых находится число, обозначающая тип пластика – прим. ред). Плюс сырье проходит дополнительную обработку, где-то нужно убрать подложку, где-то удалить наклейку с QR-кодом. Потом крышки моют – просто в стиральной машинке. Банки от бытовой химии (их принимают у горожан в «Плавильне») – в посудомоечной.
– Здорово наблюдать, как и у людей начинают меняться привычки, - продолжает Рита Матвеева. – Каждый раз, как они нам приносят вторсырье, оно становится все более качественным. То есть если по первости нам несли вообще все подряд, сейчас люди, которые постоянно нам приносят банки, например, от бытовой химии, все наклеечки отдирают, моют, прямо образцово-показательное вторсырье.
В «Плавильне» начинали с сувенирной продукции – тот самый брелок в форме полуострова Камчатка, а сейчас активно разрабатывают графическое направление: планшеты для листов А4, блокноты, картхолдеры, кошельки, обложки для паспортов, различную плитку, настенные часы.
– Мы хотим показать на самом деле таким образом, что пластик сам по себе не так плох, вся проблема в том, как мы его используем, – обозначают свою позицию Матвеевы. – Пользуясь пластиковой бутылкой один раз, потом отправляем ее на свалку, и она будет там несколько сотен лет разлагаться. Или мы, например, перерабатываем ее и делаем какие-то новые вещи – тогда пластик уже становится очень даже полезным материалом.
Об этом Рита и Леша неутомимо рассказывают всем, кто хочет послушать. Помимо производства продукции они занимаемся также эколого-просветительской деятельностью в области раздельного сбора и переработки. К ним приходят как семьями, так и школьными группами, старшими группами детского сада, некоторые туркомпании даже организуют в «Плавильню» экскурсии для экотуристов.
– Мастер-классы по переработке пластика состоят из теории и практики. Каждый сам себе создает изделие и забирает его домой. То есть таким образом дети, приходя к нам, видят – вот я принес две пластиковых крышечки, которые мог бы выкинуть, а из них тут сделал довольно простым путем что-то полезное и ценное для себя. И мы надеемся, что, некоторым образом, это тоже формирует экологическую культуру, – рассказывает Рита.
Мастерская также принимала пластик у населения за деньги. Небольшие – 50 рублей за килограмм. Это тоже работает именно на детей. Взрослым это не суперинтересно – насобирал за несколько месяцев пакет пластика, получил за него 100 рублей – я на дорогу, возможно, больше потратил. А детей это очень здорово стимулирует. Ребенок видит, что то, что он принес, стоит денег, а значит, это действительно уже не мусор, а вторсырье.
Пока прием временно приостановлен, но будет возобновлен позже в формате ежемесячных акций. (За новостями можно следить в социальных сетях «Плавильни»). А пока ребята привлекли небольшой региональный грант и закупили на него еще 20 баков для сбора крышечек, чтобы установить их в различных школах. В «Плавильне» стараются поощрять горожан, которые сдают пластик. Кому-то заплатить, кому-то подарить что-то из новинок переработки. К тому же с некоторых пор мастерская вошла в региональную систему социальной лояльности «Камбалл» - начисляет баллы за волонтерство и посещение мастер-классов. Так этот кейс тоже работает. |
«Камбалл» В рамках камчатской программы социальных сервисов жители получает баллы за активность, а накопленные тратит на скидки и услуги от партнеров: проход на гору, скидку в спортивном магазине или на образовательных курсах и много другое. |
Дословно
Мастерская «Плавильня»
– Мы зашли в эту историю как социальные предприниматели. Стартовый капитал – миллион на станки – полтора года назад, тогда цены были ниже, сейчас примерно в полтора раза дороже. Есть идеи работать по схеме В2В (би ту би) с экоориентированными компаниями. Хотим расширять инфраструктуру, чтобы больше пластика было у нас. И больше возможности у людей его сдавать.
Мы открыты. Принимаем волонтеров – накормим, напоим, работой загрузим, здорово проведем время. И мы открыты для поиска сотрудников тоже. Тех, кому это интересно, кто тоже горит, хочет просвещать, например, говорить об этом или что-то делать руками. У нас много разных вакансий, начиная от мастера заканчивая дизайнером и педагогом. Приходите на мастер-классы. Пишите на сайт или в соцсетях.
Дарья Шпиленок, руководитель проекта «Школа защитников природы» ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» – Несколько лет назад Рита Матвеева переехала на Камчатку с идеей, а теперь любой желающий может прийти в «Плавильню» на мастер-класс и сделать себе сувенир из того, что могло бы оказаться на свалке. Здорово? Очень! «Плавильня» – это очень классный пример, который является для меня очень вдохновляющим, и я уверена, что для многих тоже. Может быть, когда-нибудь кого-то это вдохновит на создание своих проектов, похожих или других.
Цифровизацию процессов и развитие онлайн-площадок сотрудничества обсудили во Владивостоке в ходе круглого стола «Проект "Развитие": Кооперация малого и среднего бизнеса Приморья с крупными промышленными предприятиями края», организованного центром «Мой бизнес».
Проект «Развитие» позволяет предприятиям МСП воспользоваться производственными площадками и оборудованием крупных предприятий для организации или расширения собственного производства. Он пилотно запущен в Новосибирской области в феврале 2021 года. Изначально он предполагал загрузку предприятия оборонно-промышленного комплекса, сейчас идет масштабирование на другие отрасли. Подключились к проекту Приморский край и Челябинская область.
«Ошибочно думать, что невозможно наладить сотрудничество с крупными промышленными предприятиями, если у Вас небольшой бизнес. Проект помогает выстроить простые схемы взаимодействия, на взаимовыгодных и гибких условиях. Оборудование оборонно-промышленных предприятий сложное и дорогостоящее, оно позволяет создавать конкурентоспособную продукцию в условиях импортозамещения, и при профиците избыточных мощностей предлагать свои услуги малому и среднему бизнесу», – отмечает основатель и руководитель проекта «Развитие» Евгения Чавкина.
Высокотехнологичные производства Приморского края привлекательны для инвестирования. Такие предприятия региона, как машиностроительный завод «Аскольд», Судостроительный комплекс «Звезда», Находкинский судоремонтный завод, фабрика «Приморский кондитер», «Восточная верфь», «ДНС – Лес» известны не только за пределами Дальнего Востока и России.
Специалисты отмечают индустриальный характер региональной экономики. В Приморье развиты добыча и переработка полиметаллических и оловянных руд, угля, машиностроение и металлообработка, авиационная, радиоэлектронная, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов, сельское хозяйство, вылов и переработка рыбы и морепродуктов.
Проект «Развитие» даст МСП возможность перейти на качественно иной уровень производства и позволит увеличить загрузку мощностей крупным предприятиям. Всё это благоприятно скажется на экономике региона в целом.
Сейчас в рамках проекта представители малого и среднего бизнеса посещают предприятия Приморья и знакомятся с их возможностями, договариваются о сотрудничестве. Выход в онлайн значительно упросит процесс кооперации. Онлайн-площадки ускоряют практически все процессы взаимодействия контрагентов, «стирая» географические расстояния.
Директор ООО «Интеллект-сервис» Виктор Пахмутов рассказал более подробно, как будет работать площадка для кооперации крупных производственников и небольших предприятий. Каждый может зарегистрироваться, создать личный кабинет и размещать там информацию компании и товарах. Информация модерируется, контроль осуществляет Минпромторг.
«Платформа информационная и коммуникационная. Главная страница похожа на каталог предприятий и их продукции. У нас представлены контактные данные предприятия, есть отдельный блок по товарам, прайс-листы. Можно отправить сообщения на платформу, есть связь между производителями и потребителями. Зарегистрированным пользователям внутри платформы доступны заказы и предложения. Крупные организации могут размещать заказы для мелких и соответственно мелкие организации – для больших. На заказ может ответить несколько подрядчиков, они будут видеть друг друга, а заказчик сможет работать с ними параллельно. Пока это демо-версия, остается отработать механизмы и придать смысл».
Платформа предусматривает работу по всей России, но у каждого региона будет своя страница. В пилотном регионе предприятиям оборонно-промышленного комплекса удалось повысить загрузку своих станков на 35% в 2021 году, а в 2022 году уже свыше 70%. Немаловажно, что онлайн-площадка проекта «Развитие» будет бесплатной.
Помочь внедрить новую площадку для взаимодействия бизнеса поможет и развивающаяся с 2021 года платформа «КиберЦифровоеАтелье» — виртуальная фабрика. Сейчас ее тестируют и параллельно готовят новую версию. Платформа объединяет мощности и компетенции владельцев швейных производств и дизайнеров одежды, а покупатели получают возможность заказывать одежду по собственным запросам из любой точки страны. Выигрывают все три стороны.
«Цифровые платформы, выводят на новый уровень взаимодействие между всеми участниками процесса. Цель платформы «КиберЦифровоеАтелье» – связать между собой потребителей модной одежды, дизайнеров и производителей. С помощью похожей механики можно связать и представителей МСП с крупными промышленными предприятиями», – отметил директор OOO «Виртуальнопромышленная корпорация» Олег Пономарев (его команда занимается созданием платформу «КиберЦифровоеАтелье»).
Олег Пономарев отмечает, что сервис позволяет максимально быстро и эффективно организовывать взаимодействие между всеми участниками производственных операций. Интернет-экономика, развитие технологии виртуальной и дополненной реальности выводит мировое производство на новый технологический уровень, что позволяет создать цифровую производственную платформу. Организационные моменты по взаимодействию у собственников бизнеса отнимают много времени сил, а система позволяет быстро оформить и разместить заказ, заключить договор.
«В рамках платформы у нас имеется собственный платежный слой, банковские лицензии, которые позволяют нам работать в этой среде. Система заключает контракт в течение двух минут вместо нескольких месяцев. Это позволяет привлекать совершенно новый класс потребителей со всего мира, которых невозможно встретить оффлайн. Это позволит масштабировать бизнес и привлекать клиентов и потребителей из разных стран», подчеркнул Олег Пономарёв.
5 и 6 апреля в Якутии проходит Съезд сельскохозяйственных товаропроизводителей республики. Несмотря на трудности, отрасли в регионе уделяется особенное внимание. За последние 5 лет финансирование увеличилось с 10,5 до рекордных 14,2 млрд рублей.
Сейчас Якутия входит в топ-10 регионов по объемам государственной поддержки сельского хозяйства. Наряду с Татарстаном и Брянской областью республика выделяет на развитие отрасли более 10 млрд рублей.
Еще в 2018 году министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев отмечал, что на долю Якутии приходится более 15% всей продукции АПК Дальнего Востока. Это очень хороший показатель, учитывая географию и климатические особенности региона. При этом, преодолев вызовы пандемии 2020 года, которая парализовала работу ряда отраслей, и пройдя через сложнейший с точки зрения погодных условий 2021 год, принесший в регион засуху, аномальную жару и даже нашествие саранчи, республика сохранила достойные показатели. Согласно данным Росстата, в 2021 году в Якутии было произведено 11% продукции сельского хозяйства ДФО. Сейчас ситуация восстанавливается, валовый сбор овощей в прошлом году составил 29 тысяч тонн, что на 17% больше, чем в 2021 году. Например, план по сбору картофеля был перевыполнен на 99% (собрано более 69 тонн).
По оценкам экспертов, к 2025 году рост сельскохозяйственного производства в Якутии составит более 6%. Это приемлемый показатель, если существующие тенденции в развитии отрасли сохранятся. Потенциал для наращивания объемов производства есть. Для этого необходимо решить ряд базовых проблем отрасли. Среди основных я бы выделила износ материально-технической базы и отток из сельской местности трудовых ресурсов. На решение этих проблем и направляются выделяемые регионом средства.
Если обращаться к мировым тенденциям, то по прогнозам Комитета по проблемам сырьевых товаров, потребление сельскохозяйственной продукции в мире за десятилетие вырастет на 15 %. Существенных изменений структуры потребления в ближайшее время не ожидается. Развитие аграрного сектора – это вопрос обеспечения продовольственной безопасности. Поэтому держать руку на пульсе необходимо.