Специалисты минэкономразвития Хабаровского края вместе с экспертами институтов поддержки МСП поехали в один из районов региона, чтобы узнать как поживает малый и средний бизнес за пределами краевого центра.
В районе имени Лазо Хабаровского края зарегистрировано и работает около тысячи различных предприятий. Одни осваивают многомиллионные инвестиции и получают от государства налоговые льготы, другие еле сводят концы с концами.
Первое предприятие, которое посетили «столичные» гости – «Тумнинский прииск», которая работает недалеко от райцентра - села Переяславки (65 км от Хабаровска – прим.ред). Инвестиционный проект на 1 миллиард рублей согласовали с Минпромом России в 2020 году. Сразу запустили производство – сначала открыли один цех по переработке древесины, за ним второй, наладили выпуск шпона из липы, дуба, ильма. Сейчас строят цех площадью три тысячи квадратных метров – в конце 2023 планируют выпускать фанеру.
– Мы вложили в производство порядка 500 миллионов рублей своих средств, – говорит Руслан Добродеев, генеральный директор предприятия. – Брали кредиты на покупку оборудования, вкладывали свои активы. Сейчас обратились в Фонд развития промышленности, нам нужно 100 миллионов рублей на приобретение станков для выпуска фанеры. Планируем закупить китайское оборудование. У нас много техники российского производства, она тоже исправно работает, на нее всегда есть запчасти, но в новый цех хотим попробовать китайское. Конечно, в связи с санкциями лучше на российском работать. Надеюсь, когда-нибудь у нас на Дальнем Востоке будут делать станки лесоперерабатывающие.
А еще хотелось бы, чтобы в нашем крае появились заводы по производству мебели и ламината из нашего сырья. Потому что некому производить. Мы шпон, который получаем из древесины, сушим и отправляем на экспорт, в Китай. И он к нам возвращается уже в виде готовой продукции, а хотелось бы наоборот.
По словам директора, примерно половина того, что производят, идет на экспорт. Другая половина востребована на внутреннем рынке. Особенно большой спрос на пиломатериалы. С наступлением нового строительного сезона на предприятие поступают заказы, и не только Хабаровского края.
– Буквально недавно у нас с запада с мебельной фабрики был заказ, 2 вагона отправили пробных, перерабатывали ильм, высушили, отправили, сейчас ждем - клиенты сказали, посмотрят, как оно будет в производстве, если все устроит - будут еще заказы делать, – рассказал Добродеев.
Компания «Тумнинский прииск» рассчитывает стать резидентом территории опережающего развития района имени Лазо. Заявку в Минэконом РФ подали в прошлом году, а в мае ждут ее одобрения. Статус участника ТОР позволит развиваться еще стремительнее, вдвое сократить затраты на электроэнергию и привлечь на производство больше специалистов. Сейчас в цехах задействовано около 70 человек, планируется, что к 2024 году, когда объем инвестиций составит миллиард рублей, и заработают новые цеха по выпуску топливных пеллет и арболитовых блоков, коллектив предприятия увеличится до 315 человек.
– Это предприятие уверенно идет вперед, примечательно, что они стартовали в разгар пандемии, потом санкции – но они продолжают развиваться, – отметила Валентина Филоненко, и. о. первого замминистра экономического развития края. – Сейчас вновь открывается китайский рынок, там востребованы наши пиломатериалы. Перспективы отличные – учитывая, что строится цех по производству фанеры. Возможно, в ближайшем будущем мы запустим собственное производство мебели, а, может, и цветных карандашей. Ведь липа, которую заготавливают в крае и перерабатывают здесь идет, в том числе, на заготовки для карандашей, которые, опять же, изготавливают в Китае.
Следующей остановкой экспертов по инвестициям и поддержке МСП стало предприятие «Дальневосточная торфяная компания», которая работает в поселке Хор уже примерно 20 лет. Здесь производят топливные брикеты из спрессованных опилок, а также органические удобрения из торфа. Оборудование порядком устарело, но уже закупили новое, говорит директор Александр Тимофеев. Через пару недель его доставят и начнется пуско-наладка. Если сейчас производят порядка 600 тонн удобрений в год, то с новой линией смогут выпускать до 1500 тонн.
– Что касается топливных брикетов, то там ведь не просто опилки, – рассказывает Александр Тимофеев. – Мы стали несколько лет назад резидентом «Сколково», разработали инновационный проект, кое-что даже запатентовали. В опилки добавляем специальные бактерии, которые в дальнейшем позволяют быстрее и проще перерабатывать этот материал. Используем отходы лесопиления с ближайшего предприятия «Римбунан Хиджау». Они нам, кстати, очень благодарны за утилизацию. Топливные брикеты охотно раскупают наши внутренние потребители – Хабаровский край, Вяземский. Да так охотно, что мы смогли в этом году закрыть их потребности только наполовину. И понятно – такие брикеты экономичней угля, теплопроводность их составляет 4895 килокалорий на килограмм продукции. Для сравнения, у бурого угля она 3800-3900 килокалорий. Брикеты намного эффективней, зольность составляет - тоже очень серьезный показатель - всего 1%, тогда как у угля это может быть и 15% и 18%. Влажность тоже по сравнению с углем выигрывает – 2% против 20%.
Органо-минеральные гранулированные удобрения на основе натурального природного сырья - торфа, которые мы производим, очень востребованы в Китае ввиду почвенного истощения. Мы уже подписали договор со своими стратегическими партнерами в Шанхае, они готовы забирать всё, что мы будем производить. У нас, конечно, не те объемы, закупки которых необходимы в Китае, но, тем не менее, очень приятно, что на той продукции, которую ты выпускаешь, вырастут хорошие качественные овощи, это всем будет полезно.
По словам Александра Тимофеева, во время пандемии коронавируса и введения первых санкций предприятие оказалось в кризисной ситуации. Производство пришлось остановить, были проблемы с сырьём и логистикой. Но сейчас ситуация нормализуется, и в этом году планируют закупить оборудование для производства жидких удобрений. Проблем с перепроизводством не опасаются – понимают, что этот товар всегда будет востребован на внутреннем рынке. Ведь органические удобрения примерно на 30% эффективнее традиционных минеральных и не перегружают почву.
– Мы готовы тиражировать свой проект по производству удобрений, им уже заинтересовало еще 2 компании – российская и китайская. Через пару лет сможем выпускать до 30 тысяч тонн в год, – продолжает рассказ директор Дальневосточной торфяной компании. – Но надо понимать, что инвестор на пустое место не приходит. У нас основной этап уже пройден – есть земля и помещение, электричество и рынок сбыта тоже есть.
А вначале было довольно сложно. Мы пытались получить льготный займ в фонде развития промышленности, но так и не смогли этого сделать. Потому что институты поддержки в тот период времени – я говорю про 2019 год - не были синхронизированы в своей работе, у них были разные алгоритмы и подходы к финансированию, у нас эта сделка так и не состоялась. Вообще самая большая проблема – это получить деньги. Сейчас в банках говорят - дайте залог, мы говорим - вот, пожалуйста, берите, и выставляем бизнес. А банкам нужен залог первой категории – то есть деньги. И парадокс в том, что я иду за деньгами, а мне для их получения тоже нужны деньги. Это очень тормозит. Иногда даже руки опускаются. Здесь важно, чтобы предприниматель понимал - важно стиснуть зубы и дойти до определенного уровня, независимо ни от чего. Тебе помогут. Понятно, что надо доказывать свою инициативу, свою правоту и ликвидность своего проекта. Но это бизнес, как говорится, ничего личного.
В завершение рабочей поездки в район имени Лазо команда экспертов из Хабаровска приняла участие в совете по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата на местном уровне. Но приехавшие на встречу представители мелкого и среднего бизнеса без энтузиазма встретили выступления специалистов на тему «О формировании и применении тарифов на электрическую энергию для субъектов предпринимательства». И рассказали им своем видении формирования этих тарифов.
– У меня пекарня, я хлебом снабжаю 11 посёлков по Оборской ветке, – говорит Ирина Гордиенко, директор «Тека-Лайн» из посёлка Мухен (120 км от Хабаровска – прим.ред). – Сами доставляем, на своих машинах хлеб в детские сады, больницы, школы, в том числе. Сейчас электроэнергия уже выше семи рублей за киловатт! Поднялась с нового года на 23%! А я хлеб повысить в цене не могу, потому что понимаю, что это вызовет социальную напряженность в поселках, где и так не живут, а выживают. Но я не понимаю, как мне дальше работать, если все в цене растёт? Где-то в 2014 году в районе была поддержка, нам субсидировали часть затрат, мы могли и цену не повышать, и людям зарплату прибавить. А сейчас ее нет. Есть только возмещение на покупку нового оборудования, но с чего его покупать, если можно и вовсе закрыться.
О проблемах с электричеством говорит и индивидуальный предприниматель Ирина Савина из села Бичевая (115 км от Хабаровска – прим. ред). По словам бизнесвумен, свет без конца отключают, от чего страдают холодильники. А тарифы на вывоз мусора, которые действуют в районе Лазо с приходом регионального оператора, и вовсе повергают её в ужас.
– Я честно показала все свои площади, и мне насчитали почти 14 с половиной тысяч рублей, – возмущается Ирина Савина. – У меня 4 маленьких магазинчика, там и 8 кубов не наберется, а мне посчитали 18. Раньше мы свои отходы свозили в карьер и пересыпали его землей, и всё всех устраивало. А теперь платим такие деньги. Может, оно так по закону и правильно, но жить и налоги платить с чего?
О сложностях, которые возникают у субъектов малого и среднего бизнеса в районе представители экспертного сообщества пообещали сообщить губернатору – в его власти хотя бы вернуть субсидию для производителей хлебопекарной продукции. Она действовала с прошлого года до конца января и очень поддерживала пекарей, позволяя производителям получать 2,5 рубля за каждый килограмм реализованного хлеба.
Инга ТрошинаВ Хабаровском крае в рамках оптимизации клиентского пути инвестора планируют на 40% сократить сроки процедур получения земли в аренду, подключения к сетям электро- и газоснабжения, а также доступа к дорожной инфраструктуре. По ряду параметров срок получения документов уменьшится на 100 дней.
В представленном Национальным рейтинговым агентством (НРА) рейтинге оценки инвестиционной привлекательности регионов России за 2022 год Хабаровский край смог подняться на 11 позиций до 21 места, войдя в группу субъектов с высокой инвестиционной привлекательностью. Регион значительно улучшил свою позицию за счет развития институциональной среды и инфраструктуры, однако по ряду параметров есть серьёзные просадки, особенно в части подключения к сетям и по земельным вопросам.
Хабаровский край внедряет новый инвестиционный стандарт и выявленные слабые места были проанализированы в диалоге инвесторов, представителей ресурсоснабжающих организаций, деловых объединений и органов власти. При помощи такого инструмента как картирование были оценены результаты текущей деятельности, визуализированы и плюсы, и недостатки системы взаимодействия.
Для облегчения работы инвесторов разработаны 11 алгоритмов. Они как раз фиксируют прохождение всех необходимых процедур в процессе подключения к газовым и электрическим сетям, получения земельного участка в аренду на торгах и без них, обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре.
Как рассказала первый зампред правительства Хабаровского края Мария Авилова, работа по картированию позволила отсечь все лишнее и сократить сроки.
«Процедура подключения к электросетям сократилась на рекордные 113 дней – со 175 до 62 дней при проведении проектно-изыскательских работ, и в два раза – с 16 до восьми рабочих дней – при рассмотрении заявки и заключении договора. Сроки технического присоединения к сетям газораспределения уменьшились на 87 календарных дней при проведении проектно-изыскательских работ и на 14 дней при рассмотрении заявки и заключении договора. Почти вдвое сократились сроки получения земельного участка на торгах – до 107 календарных дней. 80 дней сэкономили инвестору в ходе картирования процедуры обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре», – сообщила она.
Эксперты регионального Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций (АПИРИ) разработали свои механизмы помощи инвесторам. «Зеленая папка для инвестора» гарантирует, что процесс выдачи разрешений будет ускорен на срок от восьми до 14 дней, а оформление документов возьмет на себя АПИРИ. Механизм «Заинтересованные сетедержатели» максимально упростит инвестору проведение проектно-изыскательских работ на срок от 87 до 113 дней.
Директор АО «Хабаровская горэлектросеть» Ирина Максимова отметила, что в процессе картирования в компании был выявлен ряд проблем.
«У нас уходит много времени на нахождение технических решений, у нас нехватка рабочего персонала, опытных сотрудников, выявлены несовершенства законодательства. Нет типовых проектов – для каждого разрабатывается свой план и поэтому уходит много времени. Вместе с АПИРИ разработали “Зеленую карту инвестора”, по которой мы планируем сократить сроки подключения к электросетям хотя бы на 78 дней с 200 дней. Основная проблема – в затягивании сроков получения разрешительной документации. Срок в 300-400 дней был неприемлем для инвестора», – рассказала она.
Председатель межрегионального отделения «Деловой России» по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось, работавший в составе группы по оптимизации сроков техприсоединения газоиспользующего оборудования и объектов капстроительства к сетям газораспределения, сообщил, что сроки могут быть сокращены вдвое – до восьми рабочих дней по выдаче договора, на 30% может быть сокращены сроки на этапе проектирования.
«АПИРИ включается в процесс ускоряет процедуру сбора исходных документов для заключения договора. По итогам работы расшили "узкие места" в каждом процессе, исследовали причины потерь, в первую очередь временных», – уточнил он.
Как подчеркнула зампред Мария Авилова, проведенная работа по картированию стала важным шагом выстраивания коммуникаций по взаимодействию инвесторов со всеми заинтересованными сторонами.
«Потенциал и возможности для сокращения, оптимизации сроков для выстраивания сквозного пути инвестора в Хабаровском крае есть. Результатом сегодняшней работы станет переутверждение всех алгоритмов действий, свода инвестиционных правил. За основу возьмем то количество дней, которое сегодня было заложено, однако продолжаем работу по усовершенствованию. Предлагаю пропустить первых инвесторов по новым алгоритмам и посмотреть, где еще есть сложности и недоработки, чтобы оптимизированные сроки осуществились на практике», – подытожила она.
Вопросы вне компетенции региона, в части изменения федерального законодательства, будут направлены для решения в Минэкономразвития России.
Приморский завод по производству крабовых палочек, рыбной колбасы и полуфабрикатов из сурими «КВЭН» с 2014 года перешел с американского сурими на японское, а с 2021 года ушел от зарубежных поставок и теперь использует сырье, изготовленное на Дальнем Востоке. Как повлияли антироссийские санкции на дальневосточного производителя выясняло информагентство EastRussia.
С прошлого года «КВЭН» закупает сурими (концентрированный белок океанических рыб белых пород) у курильских компаний, которые производят его из дальневосточной рыбы на своих береговых заводах. Также поставщиком предприятия является Русская рыбопромышленная компания, которая производит его на новейшем судне прямо в море.
По словам гендиректора АО «КВЭН» Евгения Моргункова, технологи завода подтвердили высокое качество дальневосточного сурими.
«Оказалось, что наше ничем не хуже японского. Например, вьетнамский сурими, который делается из южных рыб, не подходит для имитации краба – он серо-желтый и имеет сильный запах рыбы. С прошлого года на постоянной основе покупаем дальневосточное сырье. Благодарны РРПК, что они не подняли для нас цену. Вообще сурими дорогой, а за последние шесть-семь лет он поднялся в цене в два раза».
Основной вид продукции рыбоперерабатывающего завода – крабовая палочка простая и крабовая палочка снежная. В ассортименте есть линейка премиальных продуктов – «Снежный краб» и «Суперснежный краб», для производства которых используется более высокий сорт сурими, его большее содержание. Популярный продукт создается по традиционной японской технологии с добавлением натурального крабового мяса и других ингредиентов.
«Сурими не имеет ни вкуса, ни запаха. Мы используем только натуральные ароматизаторы – очень щепетильно относимся к этому, наши технологи химические добавки не используют, это – приоритет. Мы как-то пытались полностью из сурими сделать палочки – они напоминают желатиновые конфеты. Невозможно сделать котлеты, не добавив других ингредиентов – любая хозяйка знает».
Также в ассортименте «КВЭН» – рыбная колбаса, котлеты, биточки (из рыбы и кальмара). Помимо имитации краба, завод может изготавливать имитацию гребешка. Раньше выпускали рыбные сосиски, но пока производство на паузе – на них мало заявок. В дальневосточные магазины поступает 95% продукции. Относительно ценовой политики предприятия Евгений Моргунков отмечает, что вся продукция вполне доступна.
«Мы не стремились делать очень дорогой продукт, потому что тогда он будет охватывать ограниченный контингент жителей, а это неправильно, высококачественный продукт должен быть доступен всем. Ежемесячно у нас проходят акции на разные виды продукции. Мы все реализуем через компанию “РодСтор “. Есть согласование снижения цен на август – сумма снижения 15%».
Завод «КВЭН» может производить до 500 тонн готовой продукции в месяц. Однако в настоящее время мощности задействован не все. При этом на заводе отмечают высокий спрос – продукция востребована. Для контроля на предприятии работает собственная аккредитованная лаборатория. Завод использует японскую линию по производству крабовых палочек, упаковочную машину германского производства, есть скороморозильная камера и холодильники.
По объективным причинам актуальной проблемой становится замена комплектующих для иностранной техники. Из-за отказа заводов-изготовителей экспортировать детали в Россию, приморский рыбоперерабатывающий завод ищет российские аналоги.
Юбилейная подстанция
Справка:
Предприятие «Энергоимпульс+» уже более 25 лет занимается производством и оснащением распределительных подстанций – от мобильных до капитальных бетонных. Ежегодно компания производит около 100 подстанций различного типа. Электрооборудование востребовано как для решения локальных задач региональных заказчиков, так и для глобальных инфраструктурных проектов федерального масштаба. В портфолио предприятия такие проекты, как космодром Восточный, объекты саммита АТЭС во Владивостоке, Олимпийская деревня в Сочи. Оборот предприятия около 1 млрд рублей в год. По результатам 2022 года будет выплачено около 200 млн рублей налогов. Средняя зарплата на предприятии – 77 тыс. рублей.
Морской порт «Суходол» создается с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Ввод в эксплуатацию намечен на текущий год. Мощность перевалки угольного порта предполагается в объеме два млн тонн угля (в 2023 году), к 2025 году должна превысить 12 млн тонн. Планы также включают увеличение грузооборота до 20 млн тонн угля в год.
Основные производственные мощности «Энергоимпульса+» расположены в Хабаровске что позволяет экономически выгодно выстраивать логистику в любой регион России. Компания является резидентом ТОР «Хабаровск», работает в составе индустриального парка «Авангард».
«У нас случилось знаковое событие – с 2019 года, как мы стали резидентом ТОР, мы запустили подстанции в бетонной оболочке – и уже произвели сотую по счету подстанцию – она отправится в Приморье в строящийся угольный порт Суходол. Она будет одной из ключевых подстанций для энергоснабжения», – говорит коммерческий директор ООО «Энергоимпульс+» Данила Шандрук.
Данила Шандрук, коммерческий директор ООО «Энергоимпульс+»
фото: EastRussia
Для производства электрооборудования предприятие закупает коммутационную аппаратуру, выключатели, контакторы, разъединители и оборудование релейной защиты. Закупки делают, в основном, у китайских и турецких производителей. Все конечные изделия — щитовую продукцию, ячейки среднего напряжения, готовые подстанции — производят своими силами.
Ранее компания закупала необходимые запчасти у зарубежных партнеров: Schneider Electric, Siemens, Hyundai Electric, ABB и ряда других. В настоящее время для ряда крупных клиентов, готовых потратить больше времени и денег (в основном – порты), налажены поставки оригинального оборудования в рамках параллельного импорта. По словам специалистов, это актуально для тех объектов, где уже начали создавать систему электроснабжения на оборудовании определенной фирмы: для более надежной работы лучше не менять производителя.
«Мы поставляем свою продукцию в 123 города и населенных пункта России. Внешний рынок по нашему направлению рассматривать нет смысла – для стран СНГ получается сложная логистика, а для стран АТР – это другие электротехнические стандарты, а также там достаточно своих игроков на этом рынке. У нас 70% бизнеса – это железная дорога и морские порты. Мы имеем разрешение РЖД на применение нашего оборудования в установках магистрали и плотно работаем с тремя дорогами из 16 – Дальневосточной, Забайкальской и Восточно-Сибирской. В ближайший год планируем освоить дополнительную специализированную железнодорожную номенклатуру, которую никто на Дальнем Востоке не производит», – рассказывает Данила Шандрук.
Он добавляет, что у морских портов пользуется спросом электрооборудование «Энерогоимпульса+» в бетонном исполнении: металл подвержен коррозии, а бетонные конструкции хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. Бетонные корпуса на «Энергоимпульсе» строят сами – с нуля. Привозить их было нерентабельно, в регионе их на момент запуска собственного производства не выпускали и теперь это – экономически оправданное решение.
фото: EastRussia
Компания «Энергоимпульс+» как резидент индустриального парка «Авангард», где размещаются еще 14 компаний, имеет ряд преференций, которые облегчают работу – парк предоставляет земельные участки со всей необходимой коммунальной и инженерной инфраструктурой, а также помогает в развитии деятельности резидентов.
Коммерческий директор индустриального парка «Авангард» Тимофей Казанцев рассказал, что в 2015 году частный индустриальный парк вошел в состав ТОР «Хабаровск», и на сегодня занято 85% территории.
«Это очень благоприятное место – с учетом тех льгот и преференций, которые предоставляет государство. Мы создаем условия, когда инвестор заходит и через несколько месяцев начинает вести производственную деятельность, при этом экономя на налогах. Социальные взносы для резидентов составляют 7,6%, в то время как другие платят 32%, кроме этого, налог на прибыль, на имущество и на землю составляет 0% в течение пяти лет, также резиденты почти в два раза экономят на энергозатратах. Мы выстраиваем конструктивный, позитивный диалог со всеми резидентами, мы настроены на развитие и на расширение бизнеса», – рассказал он.
фото: EastRussia
Казанцев пояснил, что в планах — строительство второй площадки парка «Авангард» на территории «Ракитное», которая располагается также на ТОР «Хабаровск». Там резидентам будут доступны аналогичные преференции.
«Планируем завести туда логистические комплексы, в том числе федерального значения, которые готовы прийти в Хабаровский край для реализации своего бизнеса – в регионе очень развитая логистика. Те проекты, которые откроют нам коридор в Азию, в последствии будут реализованы через Большой Уссурийский, где будет построен транспортный сухопутный переход через границу», – добавил он.
Реализация первого этапа программы квоты под киль, начавшегося в 2017 году, обнажила целый ряд проблем, с которыми столкнулись отечественные верфи. Это привело к систематическому переносу сдачи флота. Из 105 кораблей (64 рыболовных и 41 краболовных) к настоящему времени сдано 27 (16 рыболовных и 11 краболовных). Период постройки увеличен – с пяти до семи лет – по 57 промысловым судам. Однако увеличение сроков строительства – это лишь одна из необходимых мер. Судостроителям, которые находятся в непростом экономическом положении, сегодня нужна дополнительная господдержка.
Сроки давно горят
Увеличение предельных сроков строительства флота под квоты – логичный шаг, комментирует президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев. Задержки в постройке составляют минимум полгода. Ситуацию усугубили санкции, которые в ряде случаев потребовали полного или частичного перепроектирования уже законтрактованных судов, поиска альтернативных поставщиков комплектующих.
Вместе с тем есть случаи, когда заказчики уже отказываются от контрактов. Так, на «Верфи братьев Нобель» в Рыбинске (входит в концерн «Калашников») в свое время был размещен заказ на постройку трех среднетоннажных промысловых судов для камчатского ООО «РПЗ "Сокра"». «Сейчас у рыбоперерабатывающей компании поменялся собственник, и, насколько знаю, он эти проекты реализовывать не планирует», – сообщил министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский.
Возникли проблемы у «Северной верфи» (входит в ОСК) по строительству четырех морозильных траулеров-процессоров проекта 170701 для группы «Норебо». Эти суда предназначались для лова минтая и сельди в Охотском и Беринговом морях.
В настоящий момент происходит юридическое расторжение договорных обязательств, уточнил директор департамента гражданского судостроения АО «ОСК» Алексей Надыршин. По его словам, в отведенные сроки, оговариваемые контрактом, реализовать данные суда оказалось невозможно, рыбопромышленник решил выйти из этого проекта и рассматривает создание траулеров в рамках второго этапа инвестквот. Впрочем, в Росрыболовстве проинформировали, что официального извещения о расторжении договора к ним еще не поступало.
В то же время имеется прецедент, когда крупный заказчик берет на себя постройку флота. На Камчатке таким путем пошел Рыболовецкий колхоз им. Ленина. Подконтрольное ему ООО «НПЦ “Торсиотест”» в Петропавловске-Камчатском намерено выпустить шесть малых рыболовных сейнеров типа «Нельма» (МРС-150) проекта 04130. Два из них на сегодняшний день рыбаки получили.
«Предприятие планирует сдать суда вовремя, потому что строит само», – пояснил Андрей Здетоветский.
Флот растет в цене
Действительно, прекращение деловых связей с западными поставщиками судового комплектующего стало серьезным вызовом для российских судостроителей.
«Там, где должны были получить из недружественных стран силовое и рыбоперерабатывающее оборудование, происходит замена на альтернативное, в том числе из дружественных государств. Идет [взаимодействие] с нашими машиностроителями по выпуску двигателей, они пытаются подойти к этому снаряду. Мы понимаем, это долго, и они информируют нас, что это долго и нет необходимых мощностей. Пока ставим силовые установки иностранные», – рассказал президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.
На ход исполнения заказов влияет также непростое финансово-экономическое положение верфей. Тем более проекты промысловых судов сильно подорожали. «На момент заключения [контрактов по строительству] они были недешевы – 120-150% от мировой цены, – обращает внимание замглавы Росрыболовства Василий Соколов. – То, что не сразу стали строиться, а с большим лагом, привело к тому, что сейчас это другие цены». К сведению, средняя стоимость краболова, по данным ВАРПЭ, составляет 1,5-1,8 млрд руб.
В проблемах с реализацией заказов дальневосточные предприятия не стали исключением. Так, на Находкинском судоремонтном заводе (НСРЗ) в высокой степени готовности – свыше 90% – находятся два краболова, хотя работа по их завершению затормозилась (предполагается, что они все же будут переданы рыбакам в третьем квартале этого года).
Ранее в ВАРПЭ сообщали, что была остановлена программа возмещения затрат на строительство краболовных судов на верфях ДФО. Помимо этого, дальневосточные судостроители должны были получить дополнительную господдержку, которая не доведена в полном объеме.
«Вышло постановление, как поднять производство на Дальнем Востоке. На первичном этапе оно было обеспечено средствами, потому что не было большого объема сданных судов. Дальше возникла некая пауза: то есть суда стали сдаваться, а финансирование обеспечено не было», – свидетельствует директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац.
Судостроителям доплатят
К ситуации подключилась прокуратура, у которой возникли вопросы с финансированием и ценообразованием по программе инвестквот. «Еще в прошлом году мы провели комплексную проверку по Объединенной судостроительной корпорации. Непосредственно отметили, что изначально стоимость кораблей была не проработана, принималась абы как, не сработали ни внутризаводские системы контроля за ценообразованием на суда, ни корпоративные: все проекты являлись крупными сделками, проходили через ОСК», – рассказал представитель Генпрокуратуры РФ Артем Синявский, добавив, что по НСРЗ, который не входит в Объединенную судостроительную корпорацию, вопрос будет изучен отдельно.
Под проверку попадут и разработчики судового оборудования, которым государство выделяет деньги по линии НИОКР. «Посмотрим, кто отстает. Нужно обеспечить дисциплину не только судостроителей, но и производителей агрегатов и силовых установок», – заявил Артем Синявский.
Тем временем Центр технологии судостроения и судоремонта провел экспертизу по состоянию дел при строительстве промыслового флота. Определена сумма в 21,5 млрд руб. для дофинансирования верфей, которая должна быть обеспечена по линии Минсельхоза и Минпромторга.
Средства будут выделяться в течение 2024-2027 годов, уточнили в Министерстве промышленности и торговли, причем первые 9,2 млрд руб. – в этом.
«Минпромторг 4,6 млрд руб. уже изыскал, правовой акт подготовил, внес в правительство, сейчас ожидается его выпуск. Ориентировочный срок доведения средств – к октябрю. Оставшиеся 4,6 млрд будут доведены к концу ноября-началу декабря», – сообщил замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Микаил Ибрагимов.
Также утвержден размер льгот по дальневосточным предприятиям. У верфей региона определена потребность в 6,4 млрд руб., из которых 3,2 млрд руб. выделено. По оставшейся сумме решение в настоящий момент согласовывается с Минфином. Доведение финансирования до судостроителей ожидается в ближайшие два-три месяца, пообещал Микаил Ибрагимов.
По итогам 2024 года отечественные производители намерены передать рыбакам 19 судов, из которых на сегодняшний момент сдано семь. В Минпромторге заверили, что рисков по сдаче этого флота не видят.
Однако процесс исполнения заказов рыбаков зачастую непрозрачный, указывает Андрей Здетоветский, и перенос сроков постройки влияет на бизнес промысловиков. «Увеличение ключевой ставки и сегодняшняя задержка производства [флота] все более и более сложно отражаются на финансово-экономической стабильности [рыболовецких] предприятий», – подчеркивает министр рыбного хозяйства Камчатки.
Аграрии Дальнего Востока сталкиваются с проблемой неблагоприятных погодных условий в первой половине года, что отрицательно влияет на посевы. Тем не менее в текущем году существенно увеличены посевные площади некоторых культур (сои, кукурузы, риса) в ряде регионов. Продолжается развитие тепличных проектов в целях постепенного повышения уровня обеспеченности дальневосточных регионов овощной продукцией собственного производства.
В первом квартале текущего года только в трех дальневосточных регионах наблюдался рост в сельскохозяйственном производстве (Таблица 1) – в Магаданской области (+8,1%), Якутии (+5,3%) и Хабаровском крае (+1,4%). Основные сельхозпроизводители макрорегиона в начале года продемонстрировали отрицательную динамику, в частности Амурская область (индекс - 91,2%), Приморский край (79,7%), Забайкальский край (97%), Бурятия (99,9%).
Однако в регионах Дальнего Востока планируется продолжать увеличивать посевные площади и урожаи. Стоит отметить, что в последние годы темпы роста посевных площадей в ДФО опережали общероссийские – на Дальнем Востоке в прошлом году под сельхозкультуры было отдано 2,2 млн га (рост относительно 2014 г. составил 5,2%), тогда как по стране за последние десять лет этот рост составил 4,6%. В 2024 г. ожидается прирост дальневосточных посевных площадей еще на 76 тыс. га.
В Амурской области (на нее приходится более 50% посевных площадей в ДФО) в текущем году соей засеяно 900,1 тыс. га, что на 4% больше запланированного и выше прошлогоднего показателя на 22,3 тыс. га. Вместе с тем зерновые культуры засеяны только на 87,8% от плана (193,6 тыс. га), что на 1,3 тыс. га ниже уровня 2023 г. При этом под зерновые культуры в текущем году было отдано 232 тыс. га, что 34 тыс. га больше, чем в 2023 г. На сев текущего года в регионе влияли неблагоприятные погодные условия – из-за переувлажнения почвы работы начались на неделю позже запланированного, в начале апреля.
В Приморском крае (22% от дальневосточных посевных площадей) уборке ранних зерновых культур препятствуют циклоны и тайфуны, грозящие потерей урожая. В целях предотвращения потерь в текущем году посевные площади риса (влаголюбивая культура) увеличены на 41%, до 12,4 тыс. га, а посевы кукурузы выросли на 28%, до 101,2 тыс. га. Стоит отметить, что в Приморье сосредоточено 96% посевов дальневосточного риса, культура выращивается в Хорольском, Ханкайском и Черниговском муниципальных округах. По посевам кукурузы лидирует Михайловский муниципальный округ (17 тыс. га).
По зерновым на фоне погодных условий в Приморье в текущем году ожидается существенное сокращение урожая. В июне посевная кампания по зерновым в Приморье все же была прервана из-за значительного переувлажнения почвы. К 11 июня было засеяно только 97,6 тыс. га сои – 33% от запланированного, к 3 июля засеяно 43% от плана, 128 тыс. га. В целом подтопленными в крае в результате дождей оказались около 113 тыс. га посевов сельскохозяйственных культур (ранние зерновые, соя, кукуруза) в 13 муниципалитетах. Наиболее сильно пострадали поля в Черниговском, Хорольском, Октябрьском, Ханкайском, Красноармейском, Анучинском, Пограничном, Яковлевском муниципальном округах, Дальнереченском, Спасском и Кировском районах.
В Забайкальском крае (8% посевных площадей Дальнего Востока) отмечается тенденция увеличения посевов масличных культур. В текущем году в регионе под зерновые отдано 110,2 тыс. га, под рапс – 14,8 тыс. га, под подсолнечник - 13,3 тыс. га, под кормовые культуры – 9,5 тыс. га. В крае планируется строительство линейного элеватора на территории Шилкинского района, около станции Солнцевая, его мощность должна составить 200 тонн. Инвестором выступит «Производственно-экспортная компания» (принадлежит компании «Новый сухопутный зерновой коридор»[1]). Напомним, что НСЗК владеет сухопутным зерновым терминалом мощностью перевалки до 8 млн тонн зерна в год в Забайкальске, около границы с КНР. Отведенные под сою площади расширяют в Хабаровском крае (примерно на 10%), до 37,4 тыс. га. В текущем году в крае намерены собрать 53,5 тыс. тонн сои (в 2023 г. собрано 49,9 тыс. тонн).
Тем временем в регионах сохраняются риски распространения вирусов сельскохозяйственных животных, наносящих урон поголовью. В июле в Пограничном муниципальном округе Приморского края был выявлен очаг африканской чумы свиней (АЧС). В пятикилометровой зоне заражения в селе Духовское были изъяты животные, организованы карантинные мероприятия. В зону наблюдения (10 км от очага) вошли села Бойкое, Богуславка и Жариково.
Напомним, что в минувшем году производство свинины в крае снизилось (на 3 тыс. тонн, до 73 тыс. тонн) из-за вспышек АЧС в свиноводческих комплексах «Русагро-Приморье» («Ленинский-1» и «Ленинский-2») и в частных подворьях. В «Русагро-Приморье» изъятое поголовье достигало 100 тыс. голов. При этом региональные власти при условии отсутствия вспышек вируса рассчитывали, что уже текущим летом возобновится экспорт свинины производства «Русагро-Приморье» в Китай (ограничения на поставки российской свинины в КНР действовали с 2008 г., запрет был официально снят в январе 2024 г.[2]).
В сфере тепличного овощеводства агропромышленный холдинг «Рост» С.Рукина[3] (одно из основных российских предприятий по производству овощей защищенного грунта) намерен инвестировать в реализацию проекта по строительству круглогодичных теплиц площадью 19,2 га в Бурятии (Гусиноозёрск, Селенгинский район). Объем инвестиций оценивается в 4,5-5 млрд рублей, ожидаемая производительность составляет 17 тыс. тонн овощей в год – в том числе 11,2 тыс. тонн огурцов и 5,2 тыс. тонн томатов. Проект в Бурятии станет для группы компаний первым на Дальнем Востоке. Открытие тепличного комплекса намечено на 2026 г.
На текущий момент круглогодичное производство овощей в республике отсутствует, уровень обеспеченности овощами местного производства составляет 58%. Ожидается, что запуск теплиц в Гусиноозёрске позволит увеличить данный показатель до 85%. При этом Дальний Восток в целом отличается невысоким уровнем самообеспеченности овощной продукцией – на начало текущего года он составлял только 42% (показатель в РФ за 2023 г. – 87%). Благодаря развитию тепличных проектов уровень обеспеченности Дальнего Востока овощами постепенно возрастает – в 2022 г. он составлял 38%.
Стоит отметить, что изначально комплекс «Гусиноозёрский» предполагалось начать строить в 2018 г., но реализация проекта откладывалась. В 2022 г. инвестором должна была выступить якутская компания «Звезда Арктики»[4] (которая учредила для этих целей ООО «УК «Экоинвест»), но строительство было приостановлено из-за проблем инвестора с привлечением кредитных средств.
Между тем АО Совхоз «Тепличный[5]» (резидент ТОР) на Сахалине рассчитывает в ближайшие годы (2024-27 гг.) инвестировать 5,1 млрд рублей в увеличение площади действующих теплиц, а также строительство розария, питомника открытого типа для выращивания кустарников и деревьев, ландшафтного центра, плодопитомника и комплекса для выращивания рассады однолетних и многолетних трав. Напомним, что в прошлом году совхоз «Тепличный» ввел в Сахалинской области в эксплуатацию тепличный комплекс на 2,9 га мощностью 10 тыс. тонн овощей в год, инвестировав 850 млн рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первый квартал 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,2 |
Сибирский федеральный округ |
98,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
91,4 |
Магаданская область |
108,1 |
Республика Саха (Якутия) |
105,3 |
Хабаровский край |
101,4 |
Республика Бурятия |
99,9 |
Еврейская авт. область |
98,2 |
Камчатский край |
97,7 |
Забайкальский край |
97,0 |
Чукотский авт. округ |
93,3 |
Амурская область |
91,2 |
Сахалинская область |
89,9 |
Приморский край |
79,7 |
[1] Подконтрольна АО УК «РВМ» Капитал» - инвестиционная группа, принадлежащая бывшим советникам экс-главы «РЖД» В.Якунина – С.Орлову и Ф.Блинову, ООО «Управление Инвестициями» и НПФ «Благосостояние». Также доли в НСЗК принадлежат кипрским «Саленсид Холдингс Лимитед» и «Белпер Холдингс Лимитед», физлицу А.Татур.
[2] Был подписан протокол об инспекционных, карантинных и ветеринарно-санитарных требованиях к мясной продукции, экспортируемой в КНР. Поставки продукции разрешили российским компаниям «Тамбовский бекон», АПХ «Мираторг» и «Великолукский мясокомбинат».
[3] С.Рукин основал в 2013 г. холдинг «Технологии тепличного роста», переименованный в 2019 г. в «Рост». Прежде С.Рукин основывал в партнерстве с О.Тиньковым компанию «Международный бизнес-клуб», был создателем дилерского центра BMW «Авиамоторс».
[4] Подконтрольно якутским предпринимателям В.Гарипову и К.Гарипову.
[5] Принадлежит сахалинскому Минимущества.
В Петропавловске-Камчатском с 2017 года развивается сеть магазинов KamchaShop, организованная сообществом активных людей, продвигающих Камчатку посредством собственных брендов одежды, аксессуаров и сувениров. Магазин имеет разнообразный ассортимент, а продукция отличается высоким качеством и большой долей эксклюзива.
Основатель KamchaShop — Иван Костюков, в прошлом профессиональный сноубордист. Сейчас ему 37, женат, есть две дочери восьми и пяти лет, скоро появится еще одна дочка. Родился в небольшом камчатском поселке Усть-Камчатск, вырос в Петропавловске. В юности успел поработать сварщиком, матросом, но, после обучения по специальности «финансы и кредит» и работы в магазине спортивной одежды, принял решение заняться бизнесом — спортивным ритейлом.
— Я долгое время был управляющим в спортивном магазине, потом случился небольшой перерыв в трудовой деятельности. Все это время я занимался саморазвитием и наконец созрел для открытия своего дела — написал бизнес-план и начал работать. Весной 2014 года открыл магазин Stuff Point (стаффом называют снаряжение для сноуборда, одежду, аксессуары для того, чтобы и круто кататься, и модно выглядеть). Своего рода барахолка, там продавал свои вещи (почти новые), потом добавил несколько брендов. Взял кредит и начал бизнес всерьез. В 2016 году начали делать футболки с камчатскими принтами, наклейки — это зашло покупателю даже больше, чем иностранные и российские бренды. Со временем мы вывели собственный мерч за пределы магазина сноубордов. Так началась история KamchaShop — теперь это сеть, где эксклюзивно представлены несколько основных брендов: Kamcha Clothing, Kamchadal studio, Kamchatka bros., Unique Kamchatka, Шикша на Камчатке. Большую часть ассортимента производим сами», — рассказывает Иван.
— У вас стильный логотип, ничего лишнего. Кто его разрабатывал?
— Логотип разработал я. Имея огромный опыт работы в бордшопе, у меня сложилась большая насмотренность разных крутых брендов, и это помогло мне в его создании. Фишка в том, что логотип я разработал «на коленке» — с помощью общедоступного платного графического редактора. Быстро сверстал. Несколько раз пытались с дизайнерами совершить ребрендинг, но все равно остались на этом логотипе, и до сих пор его используем. Лого я разработал изначально для наших камчатских сноубордистов-профи, но он нравится всем. Этим я хочу сказать, что любой, имея большое желание, может делать крутые вещи и не обязательно за большие бюджеты. Мы гордимся тем местом, где живем и развиваемся, у нас много талантливых ребят, все движения у нас на порядочно высоком уровне, несмотря на то что мы небольшой регион. Вот и мы быстро начали развиваться — через два года уже переехали в новое помещение, вдвое больше предыдущего. С этим, кстати, помог известный местный бизнесмен, заметил меня на бизнес-форуме, где я представлял магазин, и предложив вне очереди место в самом проходимом в Петропавловске-Камчатском торговом центре.
— Насколько велик ваш ассортимент и какие материалы используете?
— Точно не считали, но не менее тысячи наименований: толстовки, футболки, свитшоты лонгсливы, штаны (кстати, они очень полюбились профессиональным спортсменам), рюкзаки, термосы, варежки, кольца… Долго перечислять. Также мы продаем от «Шикши бум» крутые купальники — с фотопринтом «Ганальские востряки» — это красивейшие местные горы. Относительно материалов: не используем кожу, меха, дериваты диких животных, только кожзам, текстиль, переработанный пластик. Используем все российские материалы, доступные на рынке, но самые дорогие — премиум качества. Кепки выпускаем на базе топового корейского производителя, на котором шьются Nike, Adidas, Burton и многие другие мировые бренды. Надо сказать, мы работаем с небольшими камчатскими производствами, которые раньше делали свою одежду, но теперь переориентировались исключительно на нас, так как объем продукции вырос в разы — мы не успеваем отшивать.
— У кого более популярна ваша одежда: у местных или туристов?
— Мы никогда не ориентировались только на туристов, хотя они безусловно большая часть наших клиентов в сезон, но и весь оставшийся год мы работаем хорошо.
— Как вы себя позиционируете, есть ли какой-то особый посыл?
— От молодежного спортивного позиционирования мы отошли давно. Мы поняли, что наша продукция пользуется популярностью у всех возрастных категорий. Многие, зайдя впервые в наш магазин, ошеломляются от огромного выбора, никто без покупки не уходит. По поводу посыла вот что скажу: многие развивают Камчатку больше как уникальную природу, а мы — через людей. Камчатка — это не только природа, это еще и люди. Хорошие, позитивные, добрые и активные. Наши земляки добиваются больших результатов. Мы не хотим казаться кем-то, а являемся теми, кто есть. Мы не просто магазин — мы активная компания, всегда участвуем в социальной жизни Камчатского края, поддерживаем различные мероприятия, спортсменов и просто талантливых людей. Являемся двигателем индустрии: проводим соревнования — скейтборд, сноуборд поддерживаем, сотрудничаем со школой серфинга Snowave. Помогаем проводить КВНы, студенческую весну, разные квизы.
— Чуть подробнее расскажите о ваших коллаборациях.
— Например, работаем с камчатской чулочно-носочной фабрикой «Ворсок». Они производят носки высочайшего качества с нашим логотипом, не хуже «найков» и прочего. Стоят всего 350 рублей. Те, кто хоть раз их опробовал, «подсаживаются» на них навсегда.
Также вместе с камчатскими производителями соевых свечей создали арома-свечи, с запахом «замша и костер» – для некоторых москвичей, которые никогда не жгли костры, это интересно. Для нас салон «Эко-спа» поставляет профессиональную натуральную косметику из камчатских ингредиентов. Кроме того, недавно мы приобрели экопросветительскую мастерскую «Плавильня», где перерабатываем пластиковые крышки. Пластик мы собираем, чистим, сортируем и после этого отправляем в шредер, а из полученного материала изготавливаем значки, брелоки, магниты, фурнитуру для кепок, пуговицы и бирки — технология полного цикла. Кроме того, проводим экопросветительские мастер-классы для взрослых и детей, рассказываем о вреде пластика для экологии.
— Это для вас бизнес или хобби?
— Это дело моей жизни. Номинально это бизнес, но почти всю выручку тратим на расширение. Без этого бизнеса не вижу смысла, это часть жизни.
— Иван, какие планы на развитие?
— Планируем выходить за пределы Камчатки – шагнем во Владивосток. Будем развиваться там, вернее пиарить столицу Приморья. Рабочее название бренда – «Владик». Пробную партию мерча уже сделали. Продолжаем укреплять позиции на Камчатке (в Елизове планируем новый магазин) а в ближайшем будущем — ждите во Владивостоке!