Поделиться
Бонивур: Руины последней стройки СССР и новые надежды
Поделиться

Чем живет нерожденный город в тайге 30 лет спустя

Линейные отряды на Комсомольской площади в Хабаровске. 21 мая 1986 г
Нижнетамбовское, что в 135 километрах от Комсомольска-на-Амуре - село с двойным дном. Дело не в причудливых мегалитах на Шаман-горе неподалеку на левом берегу Амура. Деревня состоит из двух частей: в первой - обычные домики: администрация, школа, почта, дом культуры, медпункт... Если не знать, куда смотреть, вторую часть легко проскочить. За речкой Хальзан стоят 54 коттеджа, построенных без фундамента на подушке из ПАГ (плита авиационная гладкая). Ею же застелено больше километра дороги. Проектировал эти дома, как рассказывают очевидцы, «на коленке», талантливый прораб Фощаев, один из первостроителей города Бонивур. В середине 80-х Нижнетамбовское стало северной окраиной ударной комсомольской стройки. Бракованные плиты слали баржами по реке с нескольких заводов. На возведение пятиэтажек они не годились, но для одноэтажной застройки были в самый раз. Теперь город, которого нет, и сам – лишь часть села, Заречка, как зовут его местные.

Поселок первостроителей Елена Кулаковская.jpg
Фото: поселок первостроителей. Елена Кулаковская

«Там дома стоят, в них люди живут, целый городок. Сейчас, кстати, с ними ругалась! – возмущается глава администрации Нижнетамбовского сельского поселения Комсомольского района Хабаровского края Елена Кулаковская. - Коров пораспускали, те ходят, у соседей капусту едят! Доношу, что пасти надо. Памятный камень о начале строительства города Бонивура у моего дома стоит, а стройка начиналась, где я жила. Мне было 20 лет, я как раз училась в техникуме в Хабаровске и приехала на каникулы. Январь был (20 января 1986 года – официальное начало ударной всесоюзной комсомольской стройки – East Russia), вот эти десанты у нас все высаживались, у меня дома грелись. Было очень грандиозно: начали всё вырубать, переносить, общежитие построили, столовую. После техникума я работала в рыбкоопе бухгалтером-ревизором, за столовыми следила, меню составляла – это было у меня на шее. Очень много народу было, танцы вечером устраивали. Жизнь была! Мой муж, Кулаковский Николай Иванович, был плотником-бетонщиком, закладывал первые дома в городке».

Строительство общежития для Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XXVII съезда КПСС 2.jpg
Фото: Строительство общежития для Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XXVII съезда КПСС. Архив 

На великую всесоюзную стройку в 1986 году ехали комсомольцы и строители БАМа: кто за запахом тайги, кто за жильём в ней. Первое время брать с собой жен и детей не разрешалось, жили в вагончиках. Отправляли сюда, на Дальний Восток и тех, кто портил статистику милиции, – говорит автор вышедшей этой осенью книге о городе Бонивуре Александр Леонкин. 

Алексндр Леонкин.jpg
Фото: Александр Леонкин

«Я жил в Комсомольске в сознательном возрасте и не знал, что рядом строили восьмой город Хабаровского края. Это удивительно! Первый город, который начинал строить комсомол – это Комсомольск-на-Амуре, последний – Бонивур, а расстояние между ними - пешком можно за ночь дойти, а страна-то у нас огромная. Впервые я узнал об этой грандиозной стройке благодаря велоспорту. Стал по крупицам собирать информацию, потом было 4 экспедиции, серьезная работа с архивами, беседы с первостроителями. В 2011 году мы отправились в Нижнетамбовское на поиски «капсулы времени», с посланием от комсомольцев прошлого их братьям в 2017 год (год столетия Великой октябрьской революции – East Russia). В итоге выяснилось, что капсула зашита в фундамент жилого здания, не ломать же его. 

По сталкерским сайтам, продолжает Александр Леонкин, тогда кочевала фраза: «Город полностью охраняем». Но это было заблуждение. «Бонивур - это было рабочее название, в честь героя романа Дмитрия Нагишкина Виталия Бонивура, по мотивам которого позже сняли фильм, - говорит краевед. - В Приморье есть село Банивурово. Русское географическое общество во Владивостоке показывало мне школьный аттестат настоящего Виталия Баневура. Есть много версий, вплоть до того, что Банивура убили по бытовухе из-за девушки, лез не к той, которой надо. Также были варианты названий для города «Молодость» и «Молодежный»».

На месте недостроенной промышленной базы.jpg
Фото: Александр Леонкин на месте недостроенной промышленной базы 

ХОЛИВАРЫ ПО БОНИВУРУ

В чем был эпик-фэйл Бонивура, и что было бы, если бы его достроили? 

«Здесь была бы миллионная агломерация: Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Солнечный, Эльбан, Селихино, Бонивур на 350 тыс человек и Комсомольск-на-Амуре на 500 тыс, - уверен Александр Леонкин. - Я разговаривал с бывшим министром строительства восточных районов Советского Союза Александром Бабенко. Он говорит, все это дело проталкивал Алексей Чёрный, первый секретарь хабаровского крайкома КПСС. Несколько программ сошлись и появились деньги. Хотя эта всесоюзная стройка фактически финансировалась краем. Представьте, если бы в наши дни космодром Восточный строила бы Амурская область - это же немыслимо». 

В то же время, когда в поселке Молодежный под Комсомольском-на-Амуре сдавали первую улицу, Алексей Чёрный приехал и всех обложил: вы что, в деревне туалет в доме?! В остальных домах туалет делали уже на улице - лишь первым повезло. Такая неоднозначная фигура.

Свадьба комсомольцев-первостроителей 1986.jpg
Фото: Свадьба комсомольцев-первостроителей Бонивура. Архив

В далекий Бонивур возили дефицитные товары. Правда, одно время повадились на комсомольскую стройку многопалубные теплоходы «30 лет ГДР», «Семен Дежнев» с блатными из Комсомольска, - на затарку. Был скандал, и "лавочку" прикрыли. 

«Многого не хватало, - говорит Александр Леонкин. - В мои руки попало письмо, где электрики просили родных прислать «кошки» - приспособления, чтобы лазать по столбам. Еще я раскопал, что в 89-ом, в год закрытия стройки был запроектирован этот же город на этом же месте, только с населением уже 50 тыс. человек, с шестью заводами с химическим производством. Есть предположение, что второе дно азотного завода - это селитра для заводов Амурска, то есть порох! У нас же есть два завода в Эльбане и Амурске, кластерное производство. Говорили, это экологи закрыли город. Но это неправда. Просто Советский союз развалился, и прикрылись экологией. Не могла же партия сказать, что закончились деньги. И вот когда закрывали стройку, начальник штаба ЦК ВЛКСМ Владимир Бурдаков сгрёб все протоколы, планы города - там карта размером с диван, - и всё это сохранил!»

У Бонивура есть город-близнец на Ямале – Губкинский. Оба были задуманы как химические гиганты. «Если бы Бонивур стоял не на газе, а на нефти, он бы выжил», - считает писатель.

За четыре года, что шла стройка, в Бонивур приехало чуть больше тысячи человек. Многие осели в Нижнетамбовском. Сегодня у жителей новые чаяния – уже на всероссийскую, и, возможно, междунарождную стройку, - мост с материка на Сахалин и с Сахалина на Хоккайдо. Если запустят этот «проект абсолютно планетарного масштаба», как назвал его президент Владимир Путин, и вдоль Амура пустят железную дорогу, в Нижнетамбовское вернется жизнь. Сегодня попасть сюда можно только по расхлябанной гравийке. Из Комсомольска-на-Амуре ходит автобус. При советах тут были и рельсы, но железнодорожники разобрали их в 2000 году, оставив 110 км. насыпи.

НАДЕЖДЫ НА МОСТ

Как уже писало EastRussia, примерная стоимость работ уже сейчас превышает полтриллиона рублей. Власти области делали будущий мостовой переход центральной темой своего павильона на "Улице Дальнего Востока" на четвертом ВЭФ. Олег Кожемяко (на тот момент губернатор Сахалинской области) заявил EastRussia, что проект, который соединит регион постоянным сообщением с материковой частью России, не имеет минусов. "Остров на протяжении всей своей истории всегда был труднодоступен с точки зрения и навигационного периода, и межсезонья, и штормовых условий. Отсюда дороговизна переправки в контейнерах груза. Мы не могли получать свежие продукты, когда мы дожидались перегруза по неделе в порту Ванино", - подчеркивал губернатор. 

По его словам, новый мостовой переход - это и рабочие места для железнодорожников, и возможность дополнительных экспортных поставок в АТР. "Страна строила в свое время Транссиб, который вызывал большие споры и сомнения. Тем не менее, сегодня благодаря этому развился Дальний Восток. Железнодорожное сообщение и любые транспортные пути сложно переоценить. Это - возможность перемещения людей, грузов, это - общность государства, мировой экономики, способность к интеграции, способность жить и развиваться. Невозможна без транспортного сообщения ни торговля, ни производство, ни туризм", - говорил Олег Кожемяко.

На пресс-конференции по итогам четвертого ВЭФ Юрий Трутнев признавал, что экономическое обоснование для строительства такого крупного инфраструктурного объекта, как сахалинский мост, "достаточно сложный процесс", и "достаточно трудно предугадать полностью окупаемость инфраструктурного объекта".

"Что касается моста, идет такой же сложный процесс, он неоднородный. Есть позиции людей, которые говорят что мост не окупится, район труднодоступный, дорога длинная. Я придерживаюсь совершенно другой точки зрения. У нас на Сахалине цены на строительные материалы превышают материковые в два-три раза. В год только бюджетная сфера Сахалина закупает для строительства объектов строительных материалов на сумму 90 млрд рублей. Таким образом, экономия только с Сахалина может составить, по нашим оценкам, не менее 40 млрд руб. Точно не будем ограничиваться только тем, что снизится стоимость строительства и строительных материалов, хотя это тоже важно. Возникает много других эффектов. Будем продолжать спорить с нашими оппонентами и доказывать свою позицию", - сказал вице-премьер. В РЖД сделали заявление, что не рассчитывают на возврат вложенных в мостовой переход средств ранее, чем через 26 лет.

ЕСЛИ БЫ ДОРОГА, СВЕТ И ГАЗ...

13404_640.jpg
Фото: с.Нижнетамбовское. Анна Жерновникова

Окончательное решение по проекту пока не принято, но тема соединения Сахалина с большой землей несколько месяцев не сходит с повестки в десятках поселков Николаевского направления. Ждут и в Нижнетамбовском: кто рабочих мест на новой ударной стройке, кто, как главы поселений, благ цивилизации, которые поспособствуют появлению этой самой работы прямо на месте.

«С проектом моста на Сахалин у нас главная надежда даже не на железную дорогу, а на то, что на Сахалин потянут ЛЭП, потому что у нас свет очень дорогой! – говорит глава администрации Нижнетамбовского сельского поселения Комсомольского района Хабаровского края Елена Кулаковская. - Для предпринимателей он идет от дизельной электростанции по 23 руб за кВт/ч! А жители платят по 3 руб.10 коп. Кто захочет тут бизнес строить? Трудоспособное население кто в городе, кто на вахте... Я так поняла, в Ягодном будут депо строить, в Селихино, там они будут базироваться. А здесь будут двигаться вагончики. У нас расстояния-то большие! А с мостом на Сахалин и японцы к нам будут ездить. У нас многие ходят на Шаман-камень (памятник природы местного значения «Амурские столбы» - East Russia). Вообще у нас очень красиво, река, равнины, сопки вокруг. Я очень люблю наш поселок. 

От главы3.jpg
Фото: Село Нижнетамбовское. Елена Кулаковская

Многое, считает Елена Кулаковская, изменила бы даже асфальтированная дорога до Нижнетамбовского: "100% поехали бы туристы". "Дорога и дорогая электроэнергия - две главные беды, которые у нас всё стопорят. Плюс в 10 км от нас проходит газовая труба. Я столько лет прошу врезать нас - безрезультатно. И хотя у нас работать негде, но есть коллектив, который к чему-то стремится, волонтерский отряд, который помогает бабушкам, администрации. Люди комсомольской закалки, они участвуют в конкурсах, ездят по селам, устраивают концерты. Есть пожарная дружина добровольцев. Село у меня всё равно живет! Население на сегодня 814 человек. Недавно вместе с жителями мы построили 2 детских площадки, сделали ремонт зрительного зала. Одна из наших усадьб заняла первое место по району. А если бы построили город Бонивур, еще неизвестно, что с ним было бы дальше, кому сегодня были бы нужны эти удобрения. И без всякого Бонивура всё было бы, будь у нас дорога, свет и газ!» - считает глава Нижнетамбовского.
Елена Вертянкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов