В дальневосточных городах предполагается строительство новых социальных объектов с привлечением государственной поддержки. Также сохраняются планы по расширению мер, направленных на обеспечение доступным жильем, в частности, с помощью строительства арендного жилья. Предлагается увеличить финансирование для решения вопроса транспортной доступности отдаленных районов.
Во всех дальневосточных регионах в первом месяце текущего года росли потребительские цены на товары и услуги (Таблица 1), хотя за отчетный месяц рост не превысил 1%. На Камчатке был зафиксирован наибольший рост (+1%). Менее всего выросли цены в Хабаровском крае (+0,1%) и Магаданской области (+0,2%). Вместе с тем в конце прошлого года (декабрь) все регионы ДФО и Иркутская область демонстрировали рост среднемесячной зарплаты (Таблица 2). Так, рост более чем на 30% был зафиксирован в Бурятии. Далее следуют Забайкальский край (+16,5%) и Амурская область (+13,9%).
В ноябре 2022 г. - январе 2023 г. высокий уровень безработицы (превышающий средний по стране – 3,7%) сохранялся в Забайкалье, Бурятии, Якутии и Еврейской АО (Таблица 3). Самый низкий уровень безработицы вновь демонстрирует Чукотский АО (1,7%).
Создание новой социальной инфраструктуры предусмотрено мастер-планами и планами социально-экономического развития дальневосточных городов. В утвержденном в январе плане комплексного социально-экономического развития Петропавловска-Камчатского, рассчитанном до 2030 г., содержится ряд проектов в сфере здравоохранения и образования. На 2023-25 гг. запланировано строительство нового корпуса детской краевой больницы. К 2028 г. на территории городского округа должен быть создан кампус для студентов вузов и колледжей. В 2025 г. планируется запустить детский и молодежный научно-образовательный центр «Восход». В 2024 г. предполагается завершить строительство экотехнопарка с комплексом по обработке твердых коммунальных отходов, а также рекультивировать городские полигоны.
Развитие транспортной инфраструктуры города предусматривает строительство автодороги от Петропавловского шоссе до жилого района «Северо-Восток», создание трассы от входящего в городской округ поселка Заозерный до Халактырского пляжа на побережье Тихого океана. Выполнение всех мероприятий плана оценивается в 149,5 млрд рублей, в том числе 94,9 млрд рублей из федерального бюджета, 6,8 млрд рублей – за счет бюджета Камчатского края и 47,8 млрд рублей – из внебюджетных источников.
Мастер-план Хабаровской агломерации включает модернизацию общественного транспорта. Государственная корпорация ВЭБ.РФ должна оказать финансовую поддержку реформы общественного транспорта и замены подвижного состава. В том числе в городе предполагается создать Дальневосточный автобусный промышленный кластер (Bakulin Motors Group А.Бакулина) по выпуску автобусов для регионов Дальнего Востока. Мощность предприятия должна составить 1 тыс. единиц в год.
К 2026 г. в Хабаровске планируется создать межвузовский кампус на базе Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) и Хабаровского государственного университета экономики и права, где к 2030 г. будут обучаться более 32 тыс. студентов. Строительство предполагается начать летом 2023 г. Площадь кампуса составит 151 тыс. кв. м (новые учебные корпуса, лаборатории, конгресс-центр, общежития). Якорным объектом межвузовского кампуса станет технопарк «Амур», основным направлением деятельности которого видятся информационные технологии и разработка программного обеспечения, высокотехнологичное обрабатывающее производство. Участок земли, определенный под строительство, имеет площадь 3,5 га и расположен рядом с вузами кампуса.
В Бурятии планируется реализовать свой проект строительства международного межвузовского кампуса «Байкал» на 2 500 мест. Республиканское министерство образования и науки направляло заявку на создание кампуса для участия в конкурсе Минобрнауки РФ (второй этап отбора, первые восемь проектов были отобраны в 2021 г.). К настоящему моменту определен участок земли в Улан-Удэ для строительства. Глава Минобрнауки В.Фальков при этом отмечал наличие проблемы кадров для такого крупного проекта. Он предложил правительству республики сформулировать потребности в специалистах для будущего кампуса в целях формирования мер поддержки на федеральном уровне. Разработка проектно-сметной документации объекта должна начаться в текущем году.
Следует отметить, что для реализации мероприятий мастер-планов дальневосточных городов предполагается применять механизм «Единой субсидии», предоставляемой дальневосточным регионам на модернизацию социальной инфраструктуры. В частности, на 2023-24 гг. на строительство и ремонт свыше 300 объектов уже распределено 27,7 млрд рублей.
В городах ДФО предполагается расширять строительство арендного жилья в целях повышения его доступности. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в феврале поручил Минвостокразвития совместно с Минфином, Минстроем, АО «ДОМ.РФ» и властями дальневосточных регионов разработать и представить на утверждение в правительство план строительства на Дальнем Востоке арендного жилья (с мебелью и отделкой). Потребность в арендных квартирах в ДФО оценивается в 10,6 тыс. квартир до 2027 г. Аренда квартир будет субсидироваться из регионального и федерального бюджетов, в целях снижения ежемесячных платежей. В частности, плата за аренду двухкомнатной квартиры должна снизиться с 42 тыс. до 10,5 тыс. рублей.
В настоящее время в дальневосточных регионах отсутствует необходимый для приобретения объем жилья, соответствующий требованиям Жилищного кодекса к наемным домам. Формирование такого жилищного фонда займет не менее трех лет. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» реализует четыре проекта строительства арендного жилья в ДФО – «Айвазовский» и комплекс для ССК «Звезда» в Приморском крае, дом «Полюс Алдан» в Якутии и комплекс «Уюн парк» в Сахалинской области. Минстрой совместно с Минвостокразвития должны предложить изменения в законодательство для обеспечения доступным жильем молодых специалистов в ДФО.
В рамках программы «Дальневосточная ипотека» по количеству выданных кредитов по-прежнему лидирует Приморский край – 17 тыс. кредитов на 75,3 млрд рублей. Далее следуют Якутия с 13 тыс. кредитов на 59,1 млрд рублей и Хабаровский край с 8,2 тыс. кредитов на 35 млрд рублей. При этом более 7 тыс. семей, участвующих в программе, возводят индивидуальные жилые дома.
Больше всего кредитов под цели ИЖС при этом выдано в Якутии (3 362 кредита), далее следуют Приморский край с 1,03 тыс. кредитов и Забайкальский край (703 кредита). Средний размер кредитов на строительство домов равен 4,96 млн рублей. Общая сумма выданных средств в ДФО на эти цели составляет около 35 млрд рублей. Следует отметить, что в программу были внесены некоторые изменения. Участники смогут оформлять кредиты на жилье, входящее в состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов[1].
В рамках общероссийского тренда в регионах вводятся дополнительные меры поддержки для обеспечения социальной газификации. В Сахалинской области из регионального бюджета до 152 тыс. рублей возмещается на подготовку домовладения к приему газа – на устройство внутридомовой системы газоснабжения, фасадных газопроводов, монтаж оборудования (для всех жителей островного региона). Кроме того, в трех городских округах льготным категориям граждан компенсируется часть затрат на приобретение внутридомового газоиспользующего оборудования – плит, водонагревателей, отопительных котлов, приборов учета потребления газа, безопасности и сигнализации. Сумма компенсации составляет 50 тыс. рублей в Южно-Сахалинске и в Анивском городском округе, 60 тыс. рублей – в Корсаковском городском округе.
В целом уровень газификации Сахалина превысил 57%. В 2023 г. планируется газифицировать свыше 1,6 тыс. домохозяйств. На ближайшие годы намечена газификация Холмского, Томаринского, Долинского, Корсаковского, Смирныховского, Макаровского, Поронайского городских округов. В том числе на текущий год намечены завершение строительства и ввод в эксплуатацию газораспределительных станций «Южная», «Макаров» и «Леонидово», газовой котельной в селе Ясное (Тымовский городской округ). Также в текущем году должно начаться возведение 18 газовых котельных – в Южно-Сахалинске, Анивском, Долинском и Корсаковском городских округах. Общий объем инвестиций в программу газификации Сахалинской области на 2021-25 гг. оценивается в более чем 34,9 млрд рублей[2].
Курильские острова тем временем планируется газифицировать с помощью СПГ. Стоит отметить, что стоимость газификации части Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Парамушир) оценивается в сумму порядка 7 млрд рублей (2021-25 гг.). В том числе 6 млрд рублей должны быть выделены из федерального бюджета, еще 1 млрд – из регионального. Объем ежегодного потребления СПГ на Курилах оценивается в 35 тыс. тонн.
Кроме того, в Южно-Сахалинске предполагается построить малотоннажный СПГ-завод «Газпрома» мощностью более 50 тыс. тонн в год. В сентябре 2022 г. сообщалось о сроках запуска предприятия – в четвертом квартале 2023 г., однако вместе с тем допускалась и возможность того, что запуск будет отложен на 2024 г., поскольку к осени прошлого года все еще не была разработана проектная документация. С помощью поставок СПГ должны быть переведены на газ курильские угольные котельные и дизельные электростанции.
В Хабаровском крае льготные категории граждан могут получить на газификацию выплату в 150 тыс. рублей в рамках программы социальной газификации. Данная сумма покрывает проведение газа к границам земельного участка. Регион в текущем году получит дополнительную федеральную поддержку в виде субсидии в 7,5 млн рублей, что обеспечит возможность добавить еще 100 тыс. рублей на расходы по газификации. Увеличенная выплата позволит частично погасить расходы на приобретение газового оборудования и проведение работ на территории самого участка (ранее их должен был оплачивать собственник).
Уровень газификации Хабаровского края составляет на сегодняшний день 25%, газом обеспечены 39 населенных пунктов региона. В 2023 г. планируется начать строительство распределительных сетей в селе Богородское (административный центр Ульчского района), продолжить газификацию села Ильинка (Хабаровский район), поселка Эльбан (Амурский район), микрорайонов Красная речка и Пятая площадка в Хабаровске.
Вопрос транспортной доступности дальневосточных регионов остается одним из актуальных. В январе правительство продлило программу субсидирования перелетов по социально значимым маршрутам Дальнего Востока (внутри федерального округа) на три года. В 2023 г. на реализацию программы из федерального бюджета должно быть выделено не менее 5,9 млрд рублей. Следует отметить, что в 2022 г. данной программой воспользовались более 350 тыс. человек, а количество маршрутов составило 37. Стоимость перелета в одну сторону колебалась от 1 тыс. до 10,7 тыс. рублей (в зависимости от маршрута). Полеты по социально значимым направлениям осуществляет единая дальневосточная авиакомпания «Аврора».
Кроме того, дальневосточные и арктические регионы запросили финансирование в объеме 14,8 млрд рублей на поддержку региональных авиаперевозок в ближайшие два года – 7,2 млрд рублей в 2023 г. и 7,6 млрд рублей в 2024 г. Исходя из этого, Минтранс предложил дополнить госпрограмму развития транспортной системы правилами софинансирования из федерального бюджета местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне. Следует отметить, что наибольший объем запросила Якутия – 4,5 млрд рублей. Чукотский АО оценивает свою потребность в 2,2 млрд рублей, Камчатский край – в 1,2 млрд рублей, Амурская область – в 670 млн рублей, Забайкальский край – в 236 млн рублей. Приморский край стал единственным регионом, не запросившим средства, поскольку в краевом правительстве заявили о необходимости пересмотра маршрутной сети.
В качестве источника финансирования на данные цели предлагается рассмотреть выделение средств из Резервного фонда правительства на 2023 г., а на 2024 г. – выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. В настоящее время местные авиаперевозки субсидируются из региональных бюджетов, а финансовое состояние ряда регионов не позволяет обеспечивать их развитие.
По итогам 2018 г. по маршрутам местных перевозок в целом по стране было перевезено 1,9 млн пассажиров, при этом 97% из них приходятся всего на 14 субъектов. Проект правил софинансирования государством местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне (перевозки внутри регионов) вносился Минтрансом в правительство трижды, начиная с 2020 г., но ни разу не был поддержан. Стоит напомнить, что на сегодняшний день действуют три ежегодные федеральные программы субсидирования пассажирских авиаперевозок – на перелеты между регионами в обход Москвы, перелеты между дальневосточным регионами, Калининградом, Крымом и европейской частью страны и перелеты внутри Дальневосточного ФО. На вторую и третью программу в бюджете на текущий год заложено 12,3 млрд и 5,9 млрд рублей соответственно.
Что касается мер по улучшению экологии, то в конце февраля стало известно о выделении дополнительного федерального финансирования в размере 10 млрд рублей на продолжение работ по ликвидации накопленного экологического вреда на промышленной площадке бывшего предприятия «Усольехимпром» в городе Усолье-Сибирское Иркутской области. Работы к настоящему времени уже профинансированы на 2,4 млрд рублей, они были направлены на реализацию неотложных мероприятий.
Единым исполнителем работ по ликвидации отходов является ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО), входящий в ГК «Росатом». Реализация проекта оценивается в 48 млрд рублей. На сегодняшний день на площадке разобраны все наземные сооружения и обезврежены наиболее опасные объекты, включая цех ртутного электролиза, удалены отходы, представлявшие наибольшую опасность для людей и для экологии. Была также локализована нефтяная линза и предотвращена возможность попадания нефтепродуктов в Ангару.
До конца 2024 г. на площадке планируется завершить строительство экотехнопарка «Восток», основной специализацией которого должны стать обезвреживание и переработка ртутьсодержащих отходов. Помимо того, на территории предполагается создать Федеральный центр химии – совместный проект Минпромторга, Минобрнауки, «Росатома», Иркутского института химии СО РАН, Российского химико-технологического университета, Российского союза химиков и Центра стратегических разработок «Северо-Запад». Он будет направлен на развитие химических производств (фармацевтика и лесохимия).
Также правительство на постоянной основе вводит систему комплексной интегрированной оценки уровня антропогенного воздействия на озеро Байкал и прилегающие к нему территории. Соответствующее постановление в феврале было подписано главой правительства М.Мишустиным. Система должна быть основана на данных государственного экологического мониторинга экосистемы озера. Росгидромет будет отвечать за данные о радиационной обстановке, состоянии атмосферного воздуха, почвы и поверхностных вод, Федеральное агентство лесного хозяйства – за сведения о лесных пожарах и пожарной опасности, Минприроды – за информацию о состоянии животного и растительного мира на особо охраняемых природных территориях.
В состав участников мониторинга были также введены исполнительные органы власти трех байкальских регионов – Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края[3]. В их задачи входит сбор информации о биоразнообразии на своих территориях. Результаты государственного мониторинга будут размещаться на интернет-портале «Экологический мониторинг озера Байкал», где должны быть представлены конкретные результаты наблюдений и прогнозы развития экологической ситуации.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, январь 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,8 |
Сибирский федеральный округ |
100,8 |
Иркутская область |
100,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
100,7 |
Камчатский край |
101,0 |
Еврейская авт. область |
100,9 |
Республика Бурятия |
100,9 |
Амурская область |
100,9 |
Республика Саха (Якутия) |
100,9 |
Приморский край |
100,8 |
Забайкальский край |
100,8 |
Чукотский авт. округ |
100,7 |
Сахалинская область |
100,6 |
Магаданская область |
100,2 |
Хабаровский край |
100,1 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, декабрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
112,6 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
|
Иркутская область |
116,6 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
112,2 |
|
Республика Бурятия |
130,1 |
|
Забайкальский край |
116,5 |
|
Амурская область |
113,9 |
|
Республика Саха (Якутия) |
112,1 |
|
Хабаровский край |
111,1 |
|
Еврейская авт. область |
109,9 |
|
Камчатский край |
109,8 |
|
Приморский край |
108,4 |
|
Сахалинская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
107,2 |
|
Чукотский авт. округ |
107,1 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, ноябрь 2022 г.-январь 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,7 |
75 108,4 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 331,9 |
Иркутская область |
4,4 |
1 156,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,1 |
4 162,5 |
Забайкальский край |
7,5 |
490,0 |
Республика Бурятия |
6,2 |
415,8 |
Республика Саха (Якутия) |
6,1 |
506,9 |
Еврейская авт. область |
5,3 |
77,3 |
Магаданская область |
3,4 |
81,7 |
Амурская область |
3,3 |
408,1 |
Приморский край |
2,8 |
995,2 |
Сахалинская область |
2,7 |
275,2 |
Хабаровский край |
2,5 |
715,7 |
Камчатский край |
1,8 |
166,7 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
30,1 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Сделки с такой недвижимостью возможны при условии, что пайщики являются первыми собственниками жилых помещений.
[2] Газификация региона осуществляется за счет газа из магистрального газопровода «Сахалин-2», идущего с севера на юг острова, в Корсаковский городской округ, где расположен завод СПГ.
[3] Участниками федерального проекта по сохранению Байкала (нацпроект «Экология») являются регионы, расположенные на Байкальской природной территории – Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область.
По итогам прошлого года туристический поток на Дальний Восток вырос на 25% по отношению к 2021 г., составив 2,7 млн человек. Напомним, что в 2021 г. регион посетили 2,5 млн человек (на 33% больше, чем в 2020 г.). В Минэкономразвития долю регионов ДФО в туристическом потоке в РФ оценивают в 4,5%.
На сегодняшний день на территории ДФО в рамках ТОР и СПВ в сфере туризма реализуются 310 инвестпроектов. Лидируют по количеству таких проектов Приморский край (более 200), Камчатский край (около 70) и Сахалинская область (свыше 30). В числе основных препятствий для более масштабного развития туризма на Дальнем Востоке называют стоимость авиабилетов, удаленность, высокую стоимость путевок, транспортную доступность (включая качество автодорог).
Значительной популярностью пользуются природные территории, в частности, Байкальская природная территория. Следует отметить, что в 2022 г. заповедники, заказники и национальные парки вблизи озера Байкал посетили свыше 360 тыс. человек, что на 40% больше, чем годом ранее. Иркутская область при этом получает дополнительные средства на развитие туристического направления. Так в 2023-24 гг. региону из федерального бюджета будет направлено дополнительно порядка 1,6 млрд рублей на создание инженерной и транспортной инфраструктуры туристических кластеров. Ранее (в 2022 г.) уже было принято решение о выделении на данные цели 2,3 млрд рублей на 2023-24 гг. Дополнительные средства пойдут на создание централизованных сетей водоотведения по Байкальскому тракту (автодорога регионального значения «Иркутск – Листвянка», являющаяся наиболее коротким путем до озера) и строительство еще двух ведущих к Байкалу автодорог районного значения в этом же районе (Иркутский район).
Также до конца 2024 г. 1,7 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов будет направлено на строительство сетей электроснабжения, водопровода, канализации и улично-дорожной сети на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» (основная площадка – Байкальск). На начало 2023 г. общий объем бюджетных инвестиций в эту ОЭЗ составил 1,5 млрд рублей, из них 871,8 млн рублей были направлены из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В рамках госпрограммы «Развитие туризма» Иркутская область также получит из федерального бюджета свыше 37 млн рублей на реализацию проекта «Ледовый город. Счастье чистой воды» в Иркутске. Проект предусматривает создание в центре Иркутска к концу текущего года ледяной инфраструктуры, размещение на протяжении туристического маршрута «Зеленая линия» информационных стендов, арт-объектов, памятников и развлекательных элементов изо льда, а также иллюминации.
Следует отметить, что в 2023 г. в долине реки Снежная планируется открыть два новых модульных отеля в эко-парке «Озера на Снежной» (Слюдянский район). Так, отель «Изумрудное» на берегу одноименного озера состоит из 12 отдельно стоящих модулей, рассчитанных на один номер каждый. Отель «Папоротник» состоит из 10 модулей, рассчитанных на двухместное размещение каждый. Помимо того, предусмотрено обустройство пирса вдоль берега, спортивной и детской игровых площадок, пункта проката катамаранов. Эко-парк объединяет озера Сказка, Изумрудное, Теплое и Щучье.
При этом сохраняется риск роста антропогенной нагрузки на байкальскую экосистему. В начале марта Госдумой был принят во втором чтении законопроект о ведении предпринимательской деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Законопроект предусматривает установление правил обеспечения безопасности туризма и расторжение контрактов с инвесторами в случае несоблюдения заложенных принципов. В частности, запрещается менять границы и расположение ООПТ, вводится двойной контроль за ведением инвестиционной деятельности (как со стороны федерального органа исполнительной власти, так и главы региона). На охраняемых территориях разрешается возведение объектов некапитального строительства и инфраструктуры, таких как временные объекты бытового обслуживания и питания.
Что касается новых отелей, то под строительство гостиничного комплекса (4 звезды) были расширены границы ТОР «Якутия». Отель на 150 номеров в центре Якутска должно построить на площади 0,7 га ООО «Северная девелоперская компания «Центр». Затем его получит в управление гостиничный оператор Cosmos Hotel Group (АФК «Система»). Пока у данной компании нет отелей на Дальнем Востоке. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Предполагается, что «Туризм.РФ» будет владеть не более 33% СДК «Центр», Cosmos Hotel Group – не более 15%, а доля УК «Центр» составит не менее 52%. В настоящее время УК «Центр» – единственный владелец СДК «Центр» (им владеет ГК «РИК» - «Республиканская инвестиционная компания», подконтрольная правительству Якутии).
Сохраняющейся проблемой дальневосточного туризма является дефицит специализированного технического оснащения (в том числе транспортных средств), что несет дополнительные риски для туристов. Так, очередное происшествие с туристами произошло в феврале на Сахалине, где разбился частный вертолет Robinson 44, перевозивший супружескую пару из Хабаровска (они приобрели индивидуальную экскурсию). Вертолет потерпел крушение северо-восточнее входящей в горнолыжный комплекс «Горный воздух» горы Красная (недалеко от Южно-Сахалинска). Он осуществлял вылет с посадочной площадки Оленья Горка в черте Южно-Сахалинского городского округа и следовал по направлению к горе Пик Чехова. При крушении погибли два человека (капитан и пассажирка), второй турист (супруг погибшей) выжил, но получил травмы. Основными версиями происшествия являются ошибка пилотирования и техническая неисправность воздушного судна, на фоне сложных метеоусловий (снегопад и плохая видимость при сложном рельефе). По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Тем временем на Камчатке компания «Витязь-Аэро», которой ранее временно запрещалось перевозить туристов после крупной авиакатастрофы в 2021 г. с падением вертолета Ми-8 в Курильское озеро, сообщила о планах обновления парка воздушных судов для туристических целей. Компания остается наиболее крупным игроком на рынке туристических перевозок в регионе, несмотря на устаревшую технику. Единственной альтернативой являются небольшие частные авиационные суда, которые не вполне отвечают требованиям безопасности, а также часто не обладают необходимыми лицензиями.
В январе текущего года стало известно, что «Витязь-Аэро» намерена закупить три легких многоцелевых самолета ЛМС-901 «Байкал» для туристических перевозок в регионе. Предварительный договор был заключен с АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Поставки техники запланированы на 2026-28 гг. Предполагается, что сверх штатной комплектации самолеты для Камчатки будут снабжены противообледенительной системой, метеорологическим локатором, автопилотом и дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием.
Кроме того, обновления требует инфраструктура для осуществления круизной деятельности. В 2024 г. планируется начать работы по переоборудованию научно-исследовательских судов (НИС) «Росгеологии» для туристической деятельности на Дальнем Востоке. Источники финансирования для данных работ пока не определены. Всего переоборудовать для круизов предполагается четыре научно-исследовательских судна. Кроме того, известно, что, первыми переоборудованными под туризм судами должны стать НИС «Профессор Хромов» и «Академик Шокальский», находящиеся на балансе Росгидромета. Стоимость их переоборудования предварительно оценивается в 0,5 млрд рублей. Предположительно, подрядчиком станет ПАО «Славянский судоремонтный завод» в Приморском крае.
Тем временем Сахалинская область вошла в число 18 пилотных регионов, где реализуется федеральная программа развития бесплатного школьного туризма. Ожидается, что в ней примут участие свыше 1,3 тыс. сахалинских школьников. Из федерального бюджета на данные цели региону было направлено свыше 11 млн рублей. В настоящее время для детей предлагают двухдневные туры с посещением зоопарка, аквапарка, музея истории Сахалинской железной дороги в Южно-Сахалинске, завода СПГ «Сахалин-2» в селе Пригородное Корсаковского района.
Для реализации туристических проектов в регионах используются в том числе и «дальневосточные гектары». Так, в Амурской области участники программы объединили 20 земельных участков в Свободненском районе (вблизи села Голубое) в агломерацию, где строится туристическая база «Лесная деревенька». Территория оборудована электросетями, системами видеонаблюдения, были построены гостевые домики.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Законодатели Забайкальского и Хабаровской краев на рубеже 2022—2023 годов решили пересмотреть налоговые режимы для недропользователей. В Забайкалье депутаты решили повысить с 2023 года налоговые ставки для добывающих компаний, которые станут резидентами ТОР или являются участниками РИП, а в Хабаровском крае – наоборот, понизить их для шести золотодобывающих компаний, инвестирующих в разработку месторождений на территории региона. Со вторым вариантом согласились не все.
Режим или нажим?
Тут нужны некоторые пояснения. ТОР – территория опережающего развития в особо оговоренных границах, резиденты ТОР реализуют на ней инвестиционные проекты, заключая специальных контракты (соглашения) с КРДВ (Корпорация развития Дальнего Востока). РИП – региональный инвестиционный проект. Как правило, региональные власти ведут реестры РИПов, а получить статус участника (инвестора) РИПа могут предприятия и организации из приоритетных с точки зрения региона отраслей.
На Дальнем Востоке для большинства регионов именно недропользование (добыча полезных ископаемых –олова и вольфрама, золота и меди, графита и платные, угля и нефти) является таким приоритетом. Специальные инвестиционные контракты (СИК) власти заключают с инвесторами, в них прописываются обязательства тех и других.
Для инвесторов это не только деньги (финансирование), но и создание рабочих места, сроки строительства объектов на тех или иных участках недрах и их запуска. С точки зрения налогов все режимы (ТОР, РИП, СИК) преференциальные, льготные для инвестора, но размеры и значения налоговых льгот могут колебаться в зависимости от параметров проекта, федеральной и региональной доли в том или ином налоге (налоги на прибыль, на имущество, страховых взносы и т.п.).
В Забайкальском крае в конце прошлого года решили, что пришло время изменить ставки налога на имущество и на прибыль для добывающих предприятий-участников ТОР и РИП. Правительство региона за счет этой меры планирует получить 10 млрд рублей поступлений в бюджет (только от повышения налогов для Быстринского проекта «Норникеля»).
Романсы и финансы
Министр финансов Забайкальского края Вера Антропова на заседании комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Забайкальского края рассказала, что изменения налоговых ставок затронут только добычу полезных ископаемых, а не перерабатывающие производства. Законопроектом предусматривается рост налоговой нагрузки для новых участников как ТОР, так РИП.
До этого года для новых резидентов РИП в Забайкалье в первые пять лет работы действовала ставка налога на прибыль в 0%, теперь она повышается до 5%. Ставку налога на прибыль во второй половине первого десятилетия работы подымают с 10% до 13%.
Ставки налога на прибыть для резидентов ТОР тоже выросли с 2% до 5% и с 10% до 12% в первую и вторую половину первого десятилетия работы над проектом. Налоги на прибыль не повышаются для уже зарегистрированных участников ТОР и РИП.
Исключение в регионе сделали только для Быстринского проекта «Норкникеля», в этом случае повышение ставок заранее согласовали с руководителями предприятия. Для него ставка вырастет с 0% до 3% и с 10% до 12% соответственно.
«С 2023 года вместо нулевой ставки ГОК будет платить налог по ставке 3% - и это принесет в краевую казну дополнительный доход в размере 1,9 миллиардов рублей. В последующие пять лет с 10% ставка будет увеличена до 12% - объем ожидаемых доходов составляет 8 миллиардов рублей, -- рассказала Вера Антропова в парламенте.
Нагрузка увеличивается и в части налогов на имущества, также для новых участников ТОР и РИП. «С января 2023 года для добывающих компаний—участников РИР в первые пять лет ставка не изменится, она остается на уровне 1,1%. Корректируем последующие пять лет — с 1,1 до 1,5%», -- рассказала Антропова парламентариям.Она добавила, что для новых резидентов ТОРов ставки налога для имущества подымутся с 0,3% до 0,5% и с 1,3 и 1,5% соответственно.
«Основная задача правительства края – стимулировать развитие перерабатывающей промышленности. Поэтому для переработки оставляем льготы, по добыче полезных ископаемых ставки несколько увеличиваем, но они тоже остаются льготными. Бюджету очень нужны доходы», -- сказала глава Минфина Забайкальского края.
Драйверы роста
Между тем Минэкономразвития Забайкальского края рассчитывает в 2023 году увеличить промышленное производство в регионе на 3,5% к уровню 2022 года. Там подсчитали, что основной рост обеспечит производство концентратов из полезных ископаемых, добываемых на территории региона.
«Считаем, что основное влияние на увеличение промышленного производства окажет добыча полезных ископаемых, занимающая наибольшую долю в структуре промышленного производства — 75,5%. Рост объемов будет обусловлен увеличением производства золотосодержащих, медных, железорудных, свинцовых и цинковых концентратов», -- рассказала первый заместитель министра экономического развития региона Жаргалма Бадмажапова.
По ее словам, в 2023 году в крае планируется открытие и расширение производств, поддержанных региональными властями в три предыдущие года. В Минэкономразвития Забайкалья отметили, что рост объема промышленного производства в 2022 году составил 102,5% к уровню 2021 года.
Забайкальский край присоединился к Дальневосточному федеральному округу в 2018 году. За это время в крае были созданы две ТОР -- «Краснокаменск» и «Забайкалье». В них вошли более 50 резидентов. Предполагаемые инвестиций – свыше 200 миллиардов рублей без учета второй очереди Удоканского месторождения. Уже инвестированы в проекты развития более 100 миллиардов рублей. Планируется создание 10 600 рабочих мест, создали – около 5000.
Крупнейшие проекты, реализуемые на территории Забайкалья, связаны с добычей полезных ископаемых. Это строительство разреза по добыче каменного угля на Зашуланском месторождении в Красночикойском районе; освоение Удоканского месторождения меди и Уконикского месторождения золота; вывод на проектную мощность золотодобывающего предприятия на месторождении «Наседкино» в Могочинском районе; строительство горно-обогатительного комбината по производству золоторудной продукции и железной руды на месторождении «Железный кряж» в Калганском районе; освоение Аргунского и Жерлового месторождений и строительство рудника №6 на Приаргунском производственном горно-химическом объединении.
По словам министра экономического развития региона Александра Бардалеева, среди участников РИПов -- ГРК «Быстринское», «Рудник Александровский», «Горнорудная компания Дархан», «Байкалруд», «Удоканская медь». «Рост объемов производства отмечен по добыче полезных ископаемых – 3,4 % в связи с увеличением добычи металлических руд на 3,7 %. Прочих полезных ископаемых - на 2,3 %, предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых возросло на 7,7 %, добыча угля увеличилась на 1,9%», -- сообщал глава Минэкономразвития по итогам 11 месяцев 2022 года.
Инвестиции в будущее региона
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов по итогам ВЭФ-2022 в интервью «Интерфаксу» рассказал о соглашении на 60 млрд рублей инвестиций об освоении Култуминского полиметаллического месторождения (687 400 тонн меди, 132,7 тонны золота, 1100 тонн серебра, 35,3 млн тонн железа, прогнозные ресурсы – 487 100 тонн меди, 134,6 тонны золота, 1300 тонн серебра и 6 млн тонн железа и Чинейского месторождения ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд, которое долгие годы не разрабатывалось. Это проект принадлежит компании «Восток ГеоСервис» Владислава Свиблова.
На базе Култуминского золото-железо-медного месторождения (север края) планируется создание предприятия по производству медного золотосодержащего концентрата, а также сплава Доре. Разработка месторождения будет вестись открытым способом, а производительность ГОКа составит до 10 млн тонн руды в год. Первую руду планируют получить в 2024 году. Компания «Восток ГеоСервис» получила лицензию на Култуминское весной 2022 года по итогам аукциона. Цена превысила 2,6 млрд рублей.
С золотодобывающей компанией Nordgold власти Забайкалья подписали соглашение о разработке месторождения Бахтарнак, прогнозные ресурсы которого по Р1+Р2+Р3 оцениваются в 74 тонны рудного золота. Быстринское месторождение (юго-восток края) разрабатывается открытым способом. Отработка ведется на двух карьерах - Верхне-Ильдиканском и Быстринском-2, еще два карьера Медный чайник и Южно-Родственный будут введены в 2030 году.
На Удоканском медном месторождении в первую очередь было вложено 100 млрд рублей, вторая потребует в два раза больше вложений. Удокан – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире неразработанных месторождений меди. Мощность первой очереди ГМК на Удокане составит до 15 млн тонн руды с выпуском до 135 тыс. тонн меди в год. С учетом второй очереди объем переработки возрастет до 40 млн тонн руды в год. Стоимость I очереди освоения Удокана оценивалась в $2,9 млрд, II очереди - в $4 млрд.
Чинейское месторождение – одно из крупнейших в мире по запасам и прогнозным ресурсам железных и медных руд. Месторождение состоит из Магнитного участка (титаномагнетитовое месторождение, доказанные запасы 1 млрд тонн) и Рудного участка (медь и металлы платиновой группы, прогнозные ресурсы 80-114 млн тонн руды). «Забайкалстальинвест» затратил в 2004-2020 годах на геологоразведку месторождения 865 млн рублей. Планируется разработка Голевского месторождения свинцово-цинковых руд в Каларском районе, сообщил тогда губернатор Осипов.
На Забайкалье приходится более 10% полезных неуглеводородных ископаемых страны, уточнил глава края, добавив, что уровень изученности запасов - очень низкий. «Месторождений много: золоторудные, урановые, цветных металлов, 3 млрд тонн угля», -- сказал Осипов. В качестве примера освоения недр он привел золоторудное месторождение Наседкино, строительство ГОКа и инфраструктуры на котором заняло чуть больше года.
По словам губернатора, строительство второй очереди Удоканского проекта может начаться в 2024 году. По его оценке, в горнодобывающей отрасли «ничего критического не наблюдается». Осипов назвал горную добычу скелетом экономики региона наряду с транспортно-логистической отраслью. Обе демонстрируют бурный рост, отметил он.
Глава краевого Минэкономразвития оценивал инвестиции по проектам, которые обсуждались с заинтересованными сторона на ВЭФ-2022, в 150 млрд рублей. «Добыча полезных ископаемых является локомотивом в части рабочих мест и средней зарплаты на предприятии, которая порой приближается к 100 000 рублей. Плюс реализация проектов дает работу рядом с этими проектами – это порядка 30-40% от численности персонала, занятого на самих предприятиях», -- отмечал после ВЭФ Александр Бардалеев.
Хабаровский вариант: льготы золотодобытчикам в обмен на инвестиции
Законодательная дума Хабаровского края в конце января проголосовала за распространение льгот при реализации инвестиционных проектов на флагманские золотодобывающие компании. В перечень таких компаний попали шесть золотодобытчиков, работающих на территории региона.
Золотодобытчикам предложили налоговые льготы в виде снижения ставки по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Инициатива исходила от краевого правительства. Претендовать на облеченную налоговую загрузку смогут не все проекты, а только те, что соответствуют одновременно нескольким условиям.
Это должен быть РИП в сфере добычи руды или производства драгметаллов и объемом инвестиций не менее 2 млрд рублей за пять лет. Заявления на включение в краевой реестр РИПов нужно подать до июля 2023 года, а запустить производство не позже, чем через 6 лет после включения в реестр. Льгота по налогу на прибыль будет работать, согласно закону, до 1 января 2029 года. Льготы по налогам власти предоставят по инвестиционному соглашению, где будут оговорены обязательства инвестора.
Первый заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края Андрей Ковальчук, выступая в краевом парламенте объяснил необходимость предоставления льгот снижением цен на золото и прибыли у золотодобывающих компаний, ростом затрат на производство, ужесточением условий привлечения банковского финансирования, сложностью и высокой стоимостью разработки новых месторождений на отдаленных территориях. В частности, в Ульчском, Верхнебуреинском, Аяно-Майском, имени Лазо и Полины Осипенко районах.
Потери краевого бюджета от льгот оцениваются в 7,8 млрд рублей, а предполагаемые доходы после завершения льготного периода в 18,5 млрд рублей. Заместитель председателя краевого правительства, министр экономического развития края Виктор Калашников настаивал в парламенте на том, что в условиях высокой неопределенности в экономике золотодобывающую отрасль нужно стимулировать. По его оценке, среди месторождений есть экономически нерентабельные, но если компании остаются и продолжают работать в регионе, то и край будет в плюсе.
«Край принимает на себя долгосрочные налоговые расходы. Это щедро. В то же время есть ожидания: создание в ответ производственной базы, которая будет генерировать и финансовые результаты, и занятость, и социальную поддержку территорий, на которых действует данное предприятие», -- сказала по поводу закона, внесенного правительством региона спикер краевой думы Ирина Зикунова.
Депутат Максим Кукушкин счел потери бюджета неоправданными и высказался против законопроекта. В своем Telegram-канале он объяснил неприятие льгот для золодобытчиков: «Опять видим поддержку крупных компаний, которые усиленно вычерпывают ресурсы, в частности, золото с нашего региона». По мнению оппозиционного депутата, шесть золотодобывающих компаний могут порадоваться: «при росте цены на золото они получат ещё более солидные доходы». Кукушкин отметил, что поддержка в этом случае пойдет не наукоемким, не импортозамещающим, а ресурсодобывающим предприятиям.
Последний февральский день в Чите был не по-февральски теплым и как будто совсем не для годовых отчетов, но календарные планы по итогам года на погоду не ориентируются. Поэтому на восьмом этаже в здании краевого правительства ближе к обеду сотрудники техслужбы в последний раз перепроверяли качество звука и работу камер для онлайн-трансляции, а журналисты листали блокноты или говорили друг с другом про всякое.
С небольшими ремарками выслушав доклад министра культуры края Ирины Левкович, губернатор Александр Осипов дал слово своему зампреду Татьяне Цымпиловой, которая курирует отрасль.
Та старательно читала доклад про показатели и то, сколько всего успели сделать несколько тысяч культработников: педагогов и муниципальных служащих, за год.
– От деятельности учреждений культуры абсолютно разного уровня сегодня зависит социальный климат в крае. Несмотря на серьёзное объединение усилий всех учреждений, к сожалению, по итогам 2022 года в статистике мы наблюдаем серьёзный рост преступности на целых 8%, хотя часть из них – преступления, совершённые в предыдущие, ковидные годы, но по факту раскрытые в 2022 году, – Татьяна Цымпилова делала смысловые паузы и расставляла ударения, Александр Осипов смотрел в сторону и как будто чуть нахмурился на последних словах.
Но, может быть, показалось.
– Нам предстоит ещё большая консолидация усилий по профилактике в работе с подрастающим поколением. Для сравнения: я на слайд, - тут на экранах появились столбики, подписанные названиями районов края, - вывела несколько районов. Здесь прямая связь: в районах, где проводится большое количество мероприятий в расчёте на одного жителя, уровень преступности находится на достаточно низком уровне.
Все присутствующие начали всматриваться в огромные экраны у стола и на стенах зала. Щурились. Попробуй рассмотреть то, как решивший подраться Иван Сидоров, например, передумает из-за числа хороводов. Но статистика показывала, что передумать может.
– Например, Александрово-Заводский район, также как и Газимуро-Заводский и Шелопугинский, - казалось бы, отдалённые, существуют бюджетные проблемы. Но при этом Александрово-Заводский район стабильно на протяжении последних лет - ноль, одно, максимум два преступления, 59 мероприятий за год в среднем проводится на одного человека. То же самое касается и Газ-Завода, и Шелопугинского района, - Татьяна Цымпилова вколачивала в собравшихся результаты своих исследований, как гвоздь в податливую губку. - Если возьмём Читу, которую я вывела по районам, Могойтуй, Борзю – ситуация, казалось бы, и с бюджетом более-менее нормальная, и территориальное расположение удачное, но количество мероприятий проводится ниже среднекраевого. У нас среднекраевой [показатель] – 7,8 мероприятия на одного жителя. Здесь, – взгляды слушающих воткнулись в показатели Читинского, Могойтуйского и Борзинского районов, – менее этого уровня, и количество преступлений на порядок выше. Особо хотела бы обратить внимание на Черновский район Читы и Железнодорожный район. Рост существенный в 2022 году уровня преступлений по сравнению с прошлым годом.
инфографика из презентации Татьяны Цымпиловой
Сразу за этим Татьяна Цымпилова добавила, что не менее особое внимание хотела бы обратить на город Краснокаменск и Краснокаменский район.
Михаил Мишустин посетил Хабаровский край с рабочим визитом. Компанию ему составили министр здравоохранения Михаил Мурашко, министр транспорта Роман Старовойт, министр строительства Ирек Файзуллин и министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Что интересовало государственных менеджеров топ-уровня, каким предстал перед ними Хабаровский край и какие обещания сделали министры во главе с премьером — в обзоре EastRussia.
Хабаровск от слова «хаб»
Тёплым влажным ветром и лёгким запахом цемента встретил Хабаровский край премьер-министра России. Сойдя с трапа самолёта, Михаил Мишустин попал не в VIP-зал, а в недостроенный международный терминал Хабаровского аэропорта. Впрочем запах, стройки не резал нос, как никак готовность объекта — 85%. Вовсю идёт монтаж эскалаторов и лифтов, технологического оборудования, багажной системы, стоек регистрации, завершается внутренняя отделка и наружное благоустройство. Вкупе с уже функционирующим близнецом — терминалом внутренних рейсов — аэропорт обретёт возможность обрабатывать около четырёх миллионов пассажиров в год, что сделает его одним из крупнейших аэровокзальных комплексов Дальнего Востока — схожим потенциалом обладает аэропорт Владивостока, но у Хабаровска чуть больше.
— Хабаровск — это хаб всего Дальнего Востока, — акцентировал Михаил Мишустин. — Турпоток плюс 59% в прошлом году. И пассажиропоток был 2,3 миллиона пассажиров. Это уже совсем серьезно. Запас серьезный — три миллиона пассажиров в год, плюс международные — один миллион… Вот такие воздушные ворота!
Заручившись обещанием ответственных лиц принять первых международных пассажиров уже в марте 2025, а то и раньше, Михаил Мишустин выслушал врио губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина, который рассказал о ходе воплощения в жизнь мастер-планов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Описав основные объекты, среди которых новая набережная, здание художественного музея, освоение Большого Уссурийского острова, где появится комбинированный грузопассажирский пограничный переход, а также представив планы масштабного жилищного строительства и дорожного ремонта, врио обозначил необходимость дополнительного финансирования программы «1000 дворов», которая весьма приглянулась жителям краевого центра. Попутно Дмитрий Демешин рассказал о развитии профориентационных и исследовательских центров для детей и подростков, строительство домов культуры и разнообразной досуговой инфраструктуры.
Михаил Мишустин оценил глубокую погружённость врио, который ещё два с половиной месяца назад служил заместителем генпрокурора России по ДФО, в реалии социально-экономической жизни Хабаровского края, отметив знание деталей и пожеланий населения. И уже выслушав подробный отчёт Дмитрия Демешина на личной встрече пообещал поддержку правительства в софинансировании обновления 240 школ, больниц, поликлиник и учреждений культуры, а также сообщил о выделении 700 млн рублей будет Хабаровскому краю на программу «1000 дворов».
Будем здоровы
Адресную помощью получит и здравоохранение региона. Второй день пребывания в Хабаровском крае для премьер-министра страны начался в детской больнице, которой и чем похвастаться есть — в прошлом году запустили обустроенный по всем современным требованиям инфекционный корпус, но и поддержка нужна: не хватает оборудования межрегиональному хирургическому центру — установок МРТ, спиральной компьютерной томографии, больница нуждается в эндохирургическом оборудовании и переоснащении реанимации и оперблока. Михаил Мишустин обещал помочь.
— Как здесь отказать? Всё — и спиральный КТ, и многое другое, что вам требуется. Обязательно дадим поручение Минздраву и Минфину всё, что нужно, сделать. Это мы вам обещаем, — отреагировал премьер на информацию главврача стационара, в котором ежегодно лечится 12 000 детей.
Кроме того, глава кабмина дал «добро» на выделение средств на ремонт 80 детских садов региона.
Работу своих непосредственных подчинённых проинспектировал и министр здравоохранения Михаил Мурашко: встретился с главврачами больниц и поликлиник, оценил реализацию в регионе президентского нацпроекта «Здравоохранение», побывал в одной из детских поликлиник.
— Многое меняется, если говорить по детскому здравоохранению, 35 объектов введено в эксплуатацию после строительства и капремонта, также поставлено оборудование, мы видим открытие новых подразделений. Ну и показатели младенческой смертности в регионе сегодня достаточно на низком уровне, что говорит о том, что комплекс мер работает, — прокомментировал увиденное Михаил Мурашко. — С начала действия программы «Модернизация первичного звена здравоохранения» региону было направлено почти 7,5 млрд рублей. В этом году планируется выделить на переоснащение клиник 1,8 млрд рублей.
Мы видим, что диагностические возможности прирастают, программу модернизации обязательно продолжим, она войдет и в новый национальный проект «Семья», который разрабатываем сейчас совместно с регионами. Кадровая проблема тоже начала решаться, во-первых, это поддержка медицинского персонала социальными выплатами, и новая программа начала реализовываться по привлечению врачей-стажеров. Эта программа в Хабаровском крае успешно выполняется, — заявил Михаил Мурашко.
Стройки много не бывает
В ходе личного знакомства с обстановкой в строительной отрасли Хабаровского края глава Минстроя России Ирек Файзуллин посетил крупные стройплощадки краевого центра. В фокусе внимания: строительство жилья, необходимой инфраструктуры и гидротехнических сооружений.
Серия паводков 2013, 2016 и 2019 годов заставила пересмотреть существовавшие ранее представления об опасных уровнях воды в Амуре. C 2015 года в Южном округе ведётся строительство защитной дамбы, которая должна защитить 200 тыс. человек. Возведение затянулось из-за проблем с подрядчиками, сейчас сооружение готово на 80% осталось установить понтон-батопорт, который будет закрывать вход в затон, где стоят грузовые и пассажирские корабли.
Помимо этого долгостроя региональным властям приходится закрывать долги предшественников — решать вопросы с обманутыми дольщиками.
— Хабаровский край остался единственным регионом Дальнего Востока, где проблема обманутых дольщиков остается по-прежнему актуальной. Мы подвергаемся справедливой критике Минстроя России. Будем активно работать под вашим началом и рассчитываем, что в 2025 году мы все эти вопросы закроем. Уверен, по итогам вашего визита мы сможем приблизиться к выполнению этой задачи и обеспечить достройку объектов во благо наших жителей, – подчеркнул врио губернатора региона Дмитрий Демешин, обращаясь к министру строительства и ЖКХ.
Впрочем, накопленные ранее проблемы не перечёркивают позитивной динамики в отрасли. За первую половину 2024 года в регионе введено 236,6 тыс. кв. метров жилья. Всего, на данный момент, в Хабаровском крае построено более 1,2 млн кв. метров. Потенциал жилищного строительства, по оценке региона, составляет более 2,5 млн кв. метров жилья.
Ирек Файзуллин побывал на нескольких стройплощадках, в том числе на предназначенной под комплексное развитие территорий, где в ближайшие годы будет построен современный жилой массив многоквартирных домов. Градостроительный потенциал территории по переулку Брянскому составляет 624,4 тыс. кв. метров, уже получены разрешения на строительство 160 тыс. кв. метров жилья. Также в рамках этого проекта запланировано строительство арендного жилья.
Про высокую потребность такого вида жилья говорилось на недавней стратегической сессии по развитию Дальнего Востока. С учётом того, что макрорегион наращивает промышленный потенциал и привлекает приезжих специалистов, возможность сразу получить квартиру, а после выкупить её на выгодных условиях стимулирует многих к переезду в регионы ДФО. Минстрой России совместно с Минвостокразвития России и ДОМ.РФ реализует программу по доступному арендному жилью в Дальневосточном федеральном округе, в рамках которой планируется построить не менее 10 тыс. меблированных квартир с отделкой.
— Наравне с увеличением темпов жилищного строительства необходимо уделять должное внимание реализации инфраструктурных проектов, — заявил Ирек Файзуллин. — Комплексный подход – основа для сбалансированного развития. Сегодня на территории всей страны действует ряд различных инструментов, которые позволяют это обеспечить. И здесь отмечу, что Хабаровский край использует такие возможности, и эту работу необходимо усилить, с учетом потенциала каждого направления. Это даст возможность улучшить качество жизни граждан и повысить уровень комфорта городской среды.
Расширяя ворота в Азию
Помимо новых возможностей международного авиационного сообщения, Хабаровск в скором времени прирастёт и автодорожным примыканием к сети автомобильных магистралей соседнего Китая. Сразу после инспекции строящегося терминала аэропорта министр транспорта РФ Роман Старовойт выехал с на трассу «Обход Хабаровска», которая перенаправляет транзитный трафик мимо краевой столицы, и соединяет три федеральные трассы — «Уссури», «Амур» и «Восток».
«Из приоритетных планов — проект развития обхода вплоть до выхода в автомобильную сеть Китая, — написал министр в своём ТГ-канале. — Рассмотрим возможность её [дороги «Обход Хабаровска»] передачи в федеральную собственность, как только получим все необходимые расчеты. Будем держать на особом контроле выполнение поставленных задач».
Сейчас трассу по концессионному договору эксплуатирует группа «ВИС». Истекает соглашение в 2031 году.
Покидала Хабаровск представительная делегация кабинета министров, сопровождаемая тем же тёплым ветром и ароматами стройки. Как написал у себя в ТГ-канале министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков: «В апреле 2015 года, работая гендиректором Фонда развития Дальнего Востока, я позвонил Юрию Петровичу Трутневу, и спросил, не возражает ли он, чтобы в рамках рабочей поездки в Хабаровск, я подписал соглашение о намерениях — первое для Фонда под моим руководством — о строительстве нового аэровокзала в Хабаровске. Подписывайте, только будете отвечать, чтобы намерение это реализовалось». Аэровокзал построили — в срок и в бюджете. А сейчас уже достраиваем новый терминал международных линий».
Спустя девять лет одни планы исполнились, появились новые. Как показывает опыт, намерения подкреплённые действием всегда дают результат.
На Дальнем Востоке предполагается развивать жилищное строительство с привлечением крупных федеральных компаний-застройщиков. Комплексная застройка предполагает также возведение социальной инфраструктуры. В рамках преференциальных экономических режимов в регионах создаются новые производства строительных материалов, рассчитанных на удовлетворение спроса на внутреннем рынке.
В дальневосточных регионах по динамике объемов работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в первом квартале текущего года (Таблица 1) самый существенный рост демонстрировали Магаданская область (на 63,6%) и Еврейская АО (на 55,5%). Кроме того, на 23,1% вырос объем строительства в Амурской области.
Также положительная динамика наблюдалась в Хабаровском крае (+17,1%), Приморском крае (+12,6%) и Якутии (+7,7%), где темпы роста превышали средний показатель по РФ (+3,5%). В Магаданской области рост связан со строительством инфраструктурных объектов (в т.ч. продолжается строительство аэровокзального комплекса), социальных объектов и др. В Еврейской области существенно вырос объем жилищного строительства, в том числе индивидуального.
Отрицательная динамика в строительстве в первом квартале зафиксирована в шести регионах – в Бурятии (78,6%), Иркутской области (84,6%), Забайкальском крае (88,5%), Сахалинской области (89,1%), Камчатском крае (93%), Чукотском АО (94,2%).
При этом в денежном исчислении по объемам строительства в первом квартале (Таблица 2) лидируют Якутия (более 57,4 млрд рублей), Амурская область (порядка 50,2 млрд рублей) и Иркутская область (44 млрд рублей), тогда как в Еврейской АО, Чукотском АО и Камчатском крае стоимостной объем строительства относительно небольшой.
По динамике ввода жилья (с учетом ИЖС, Таблица 3) в январе-марте 2024 г. лидерами являются Еврейская АО с ростом на 77,6% и Чукотский АО с ростом 75,1%. Рост в сфере жилищного строительства также демонстрируют Иркутская область (+38,3%), Приморский край (+21,3%), Якутия (+20,3%), Амурская область (+11,9%), Бурятия (+9%) и Забайкальский край (+3,9%). Отрицательная динамика по вводу жилья в первом квартале отмечалась в Камчатском крае (индекс - 93,9%), Магаданской области (92,3%), Сахалинской области (90,6%) и, наконец, самое существенное падение зафиксировано в Хабаровском крае (69,3%).
Следует напомнить, что по итогам 2023 г. наиболее существенный рост по объемам строительных работ (Таблица 5) относительно 2022 г. был зафиксирован в Чукотском АО (более чем в два раза), а также в Еврейской АО (+46,3%) и Якутии (+40,3%). В денежном исчислении наибольший объем строительных работ в 2023 г. приходился на Амурскую область (более 355,3 млрд рублей), Якутию (более 318,6 млрд рублей), Хабаровский край (около 182,6 млрд рублей) и Приморский край (порядка 174,9 млрд рублей).
В то же время по площади введенного жилья в этом году в ДФО лидирует Приморский край (417,6 тыс. кв. м в первом квартале 2024 г.). Более значительные объемы ввода зафиксированы только в относящейся к СФО Иркутской области (495,8 тыс. кв. м). Далее с отрывом следуют Бурятия (202,2 тыс. кв. м), Якутия (183,6 тыс. кв. м) и Амурская область (146,2 тыс. кв. м), а также Забайкальский край (136,4 тыс. кв. м). Менее 100 тыс. кв. м в январе-марте введено в Хабаровском крае (96,7 тыс. кв. м), Сахалинской области (67,6 тыс. кв. м), Камчатском крае (24,3 тыс. кв. м), Еврейской АО (14,1 тыс. кв. м), Чукотском АО (2,5 тыс. кв. м) и Магаданской области (1,6 тыс. кв. м).
Темпы ввода жилья в регионах планируется увеличивать с помощью программы «Дальневосточный квартал». В конце прошлого года был определен застройщик для возведения домов в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Чите – им стала компания «СЗ «Проект-С-47» (группа «Самолет»). Под комплексную жилую застройку в черте Читы выделены более 36,7 га. До 2033 г. проект предполагает поэтапное возведение 238 тыс. кв. м жилья, а также детского сада на 600 детей и школы на 1,1 тыс. учеников. Не менее 44 тыс. кв. м от общей площади квартир застройщик предоставит к выкупу для социальных нужд. Ввод в эксплуатацию первой очереди строительства в объеме не менее 27 тыс. кв. м должен состояться не позднее декабря 2026 г. Возведение «Дальневосточного квартала» в январе текущего года началось в Петропавловске-Камчатском. Предполагается возвести 120 тыс. кв. м жилья, из которых 29 тыс. кв. м планируется сдать до конца 2025 г. Застройщиком микрорайона Северный выступает камчатская компания «Стройсистема-Маркет»[1].
В конце февраля строительство «Дальневосточного квартала» началось в Благовещенске. ООО «Специализированный застройщик ПИК-Благовещенск» до 2026 г. рассчитывает возвести более 334,1 тыс. кв. м жилья, общий объем инвестиций в проект оценивается в 33,9 млрд рублей. Также разрешение на строительство получил застройщик «Дальневосточного квартала» в Корсакове «СЗ «Проект-Страна-3» (группа «Самолет»). Он намерен возвести 460,9 тыс. кв. м (сдача первых объектов намечена на 2025 г.). Объем инвестиций составляет 65,8 млрд рублей.
По итогам прошлого года лидирующее положение среди регионов Дальневосточного ФО по площади введенного жилья также занимал Приморский край – там построили 1 209,1 тыс. кв. м (Таблица 8). В регионе, помимо «Дальневосточного квартала» реализуется ряд крупных проектов, в том числе с участием федеральных застройщиков. В ТОР «Приморье» застройщик СЗ «ДНС ДОМ» (группа «DNS Девелопмент») в феврале ввел в эксплуатацию двенадцатый жилой дом в жилом комплексе «Формат» в поселке Зима Южная[2] (Надеждинский район). В целом проект включает 16 жилых домов, торговый центр со сквером, школу и детский сад. Еще одним крупным проектом застройки на территории Владивостока может стать жилой квартал компании «Атлант-ДВ»[3] в районе Второй Речки – на территории бывшего парка «Фантазия» и бывшего рынка «Самоцвет». Этот же застройщик намерен создать к 2032 г. искусственную насыпь в восточной части Амурского залива (между мысами Боброва и Кузнецова) площадью 23,4 га для строительства и благоустройства.
Кроме того, в марте компания «ФСК Регион» (ГК «ФСК») получила разрешение на строительство во Владивостоке жилого комплекса бизнес-класса «Философия» в районе Голубиной пади. Проект будет включать семь корпусов от 12 до 24 этажей общей площадью свыше 24 тыс. кв. м (437 квартир). Завершение строительства намечено на третий квартал 2026 г.
В Минвостокразвития сообщали о перспективах проекта по возведению города Спутник под Владивостоком. Его возведение планируется начать в текущем году, для строительства предполагается применить механизм концессии. В Спутнике планируется построить не менее 2,5 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости. Инвестиции оцениваются в сумму около 1,4 трлн рублей, в том числе 1 трлн рублей частных инвестиций. Город-спутник внесен в мастер-план развития Владивостокской агломерации, но инвестор проекта пока не определен. Подразумевается, что отведенная для Спутника часть Надеждинского района должна войти в состав Владивостокской городской агломерации. Депутаты Думы Владивостока ранее проголосовали за присоединение, но депутаты совета Надеждинского района решение не поддерживают.
Что касается проектов по выпуску строительных материалов, то в регионах Дальнего Востока планируются к запуску предприятия по выпуску кирпича, бетонных плит, металлоконструкций, труб, извести. Большинство проектов реализуется в рамках преференциальных экономических режимов. В Приморском крае в рамках СПВ планируется создать кирпичный завод (ООО «Приморский кирпичный завод»[4]) с собственным карьером для получения сырья. Завод будет выпускать крупноформатные блоки, а также лицевые и рядовые керамические кирпичи с производительностью до 30 млн штук в год. Производство предполагается начать в конце 2026 г.
В Уссурийске резидент СПВ компания «Центр комплексной безопасности и актуальной информации»[5] («ЦКБ и АИ») рассчитывает построить завод по выпуску блоков и плит из ячеистого бетона, инвестировав более 22 млн рублей. Ожидается, что в сутки предприятие будет выпускать 200 куб. м строительных материалов.
Резидент СПВ «Известь ДВ» рассчитывает построить в Приморье (промышленная площадка «Раздольное» Надеждинского района) завод по производству извести с ежегодным объемом выпуска порядка 116 тыс. тонн продукции в год. Объем инвестиций в проект составляет 225 млн рублей. Завод должен начать работу в 2025 г.
В ТОР «Большой Камень» планируется создание нового домостроительного комбината с объемом инвестиций свыше 1 млрд рублей. Проект реализует ООО «СЗ Трест-Востокжилстрой». Производительность первого блока комбината составит 40 тыс. куб. м бетона в год, что должно обеспечить возведение 60-80 тыс. кв. м жилья в год.
На Камчатке в марте в Петропавловске-Камчатском запустило производство ООО «Завод металлоконструкций 41» мощностью до 1,5 тыс. тонн металлоконструкций в месяц. Завод специализируется на производстве плит для дорожного строительства.
В Хабаровском крае в ТОР «Хабаровск» компания ООО «Дальневосточный завод полиэтиленовых труб»[6] в феврале начала строительство в селе Ракитное завода по производству полиэтиленовых труб диаметром от 50 до 500 мм. Запуск предприятия намечен на третий квартал текущего года. Годовой объем выпуска продукции должен составить 903,93 тонны в год. Завод станет вторым производством компании в регионе, первое работает в селе Ильинка (Хабаровский район).
Также в феврале группа компаний «Корфовский каменный карьер» (резидент ТОР «Хабаровск») ввела в эксплуатацию цех по производству строительных материалов и товарного бетона на своем предприятии «Карьер-бетон ДВ» в Хабаровском крае. Инвестиции в проект составили около 100 млн рублей. Цех рассчитан на выпуск 3 млн стеновых пустотелых отсевоблоков (тротуарной брусчатки) и 36 тыс. куб. м товарного бетона в год. Следует отметить, что «Корфовский каменный карьер» также включает одноименный карьер по производству щебня (объем производства – более 1,5 млн куб. м в год), АО «Хабаровск автомост» (производство железобетонных изделий для мостов, путепроводов и инженерных сооружений), АО «ДВ-ВБР» (буровзрывные работы), дорожно-строительную компанию «ДСК ДВ».
Кроме того, резидент ТОР «Забайкалье» компания «Глубокинское» планирует до конца года запустить производство железобетонных изделий и инертных строительных материалов в Чите. Объем инвестиций составляет 24,5 млн рублей. Объем производства должен достичь 14 тыс. куб. м железобетонного каркаса и инертных материалов в год.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-март 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,5 |
Сибирский федеральный округ |
114,5 |
Иркутская область |
84,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
109,4 |
Магаданская область |
163,6 |
Еврейская авт. область |
155,5 |
Амурская область |
123,1 |
Хабаровский край |
117,1 |
Приморский край |
112,6 |
Республика Саха (Якутия) |
107,7 |
Чукотский авт. округ |
94,2 |
Камчатский край |
93,0 |
Сахалинская область |
89,1 |
Забайкальский край |
88,5 |
Республика Бурятия |
78,6 |
Таблица 2. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-март 2024 года, млн рублей.
Регион |
|
Российская Федерация |
2 579 293,4 |
Сибирский федеральный округ |
319 910,3 |
Иркутская область |
44 097,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
238 394,0 |
Республика Саха (Якутия) |
57 438,9 |
Амурская область |
50 621,3 |
Хабаровский край |
35 530,0 |
Приморский край |
32 277,2 |
Сахалинская область |
19 402,2 |
Забайкальский край |
12 880,6 |
Республика Бурятия |
8 069,9 |
Магаданская область |
6 922,9 |
Еврейская авт. область |
5 202,5 |
Камчатский край |
5 090,2 |
Чукотский авт. округ |
4 958,2 |
Таблица 3. Строительство жилых домов с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-март 2024 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,5 |
Сибирский федеральный округ |
106,6 |
Иркутская область |
138,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
108,1 |
Еврейская авт. область |
177,6 |
Чукотский авт. округ |
175,1 |
Приморский край |
121,3 |
Республика Саха (Якутия) |
120,3 |
Амурская область |
111,9 |
Республика Бурятия |
109,0 |
Забайкальский край |
103,9 |
Камчатский край |
93,9 |
Магаданская область |
92,3 |
Сахалинская область |
90,6 |
Хабаровский край |
69,3 |
Таблица 4. Строительство жилых домов с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-март 2024 г., тыс. кв. м общей площади жилых помещений.
Регион |
|
Российская Федерация, млн. кв. м |
29,4 |
Сибирский федеральный округ |
2 896,1 |
Иркутская область |
495,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
1 292,8 |
Приморский край |
417,6 |
Республика Бурятия |
202,2 |
Республика Саха (Якутия) |
183,6 |
Амурская область |
146,2 |
Забайкальский край |
136,4 |
Хабаровский край |
96,7 |
Сахалинская область |
67,6 |
Камчатский край |
24,3 |
Еврейская авт. область |
14,1 |
Чукотский авт. округ |
2,5 |
Магаданская область |
1,6 |
Таблица 5. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-декабрь 2023 года, в % к 2022 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
107,9 |
Сибирский федеральный округ |
93,2 |
Иркутская область |
65,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
119,3 |
Чукотский авт. округ |
262,0 |
Еврейская авт. область |
146,3 |
Республика Саха (Якутия) |
140,3 |
Хабаровский край |
133,7 |
Амурская область |
128,5 |
Забайкальский край |
119,3 |
Магаданская область |
115,6 |
Приморский край |
109,7 |
Камчатский край |
88,4 |
Республика Бурятия |
83,4 |
Сахалинская область |
79,2 |
Таблица 6. Строительство жилых домов с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-декабрь 2023 г., млн рублей
Регион |
|
Российская Федерация |
15 092 344,9 |
Сибирский федеральный округ |
1 542 115,6 |
Иркутская область |
285 032,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
1 442 211,7 |
Амурская область |
355 273,9 |
Республика Саха (Якутия) |
318 593,1 |
Хабаровский край |
182 641,5 |
Приморский край |
174 882,3 |
Сахалинская область |
112 524,9 |
Забайкальский край |
82 611,1 |
Республика Бурятия |
78 927,6 |
Магаданская область |
40 361,2 |
Камчатский край |
38 990,8 |
Чукотский авт. округ |
32 178,7 |
Еврейская авт. область |
25 226,6 |
Таблица 7. Строительство жилых домов с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-декабрь 2023 г., в % к 2022 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
107,5 |
Сибирский федеральный округ |
120,7 |
Иркутская область |
119,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
125,6 |
Чукотский авт. округ |
176,4 |
Республика Бурятия |
160,9 |
Хабаровский край |
154,4 |
Забайкальский край |
134,2 |
Амурская область |
131,1 |
Камчатский край |
129,1 |
Республика Саха (Якутия) |
120,8 |
Приморский край |
115,8 |
Магаданская область |
103,8 |
Сахалинская область |
101,7 |
Еврейская авт. область |
101,6 |
Таблица 8. Строительство жилых домов с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-декабрь 2023 г., тыс. кв. м.
Регион |
|
Российская Федерация |
110,4[7] |
Сибирский федеральный округ |
10 001,4 |
Иркутская область |
1 490,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
4 481,7 |
Приморский край |
1 209,1 |
Республика Саха (Якутия) |
705,1 |
Хабаровский край |
577,8 |
Сахалинская область |
512,9 |
Амурская область |
496,2 |
Республика Бурятия |
469,5 |
Забайкальский край |
380,2 |
Камчатский край |
87,0 |
Еврейская авт. область |
25,7 |
Магаданская область |
12,0 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владельцы – Д.Котова, Н.Куйбида.
[2] Поселок Зима Южная наряду с рядом других населенных пунктов входит в Надеждинское сельское поселение. В 2023 г. региональные власти сообщали, что в состав Владивостока планируется включить поселок Вольно-Надеждинское, Тавричанское сельское поселение (без поселка Тавричанка), поселки Западный, Новый, Шмидтовка, Зима Южная, Де-Фриз, село Прохладное.
[3] Принадлежит И.Шаповалову (51%) и А.Евдокимову (49%). А.Евдокимов является одним из основных акционеров Владивостокского рыбного порта и владеет ООО «СЗ «НК Траст», которое занимается строительством 28-этажного ЖК «Нефрит».
[4] Принадлежит ООО «Партнер», учредителями которого являются П.Крель и Н.Чадова.
[5] Принадлежит А.Абрамовичу (80%) и И.Журавлеву (20%).
[6] Принадлежит А.Коваленко (80,5%) и Д.Когану (19,5%).
[7] Млн кв. м.
В начале 2024 года ряд субъектов РФ отчитался об увеличении финансирования программ капитального ремонта. Так, в Санкт-Петербурге городские власти планируют отремонтировать 2202 дома, вложив около 37,1 млрд рублей. «КоммерсантЪ» со ссылкой на пресс-службу Смольного указывает на существенное увеличение вложений в реализацию программы за последние годы. Для сравнения, в 2021 году на программу капремонта было направлено 16,2 млрд рублей, в 2022 году — 18,4 млрд, а 2023-й год достиг показателя в 28 млрд рублей. По словам представителей администрации Санкт-Петербурга, достичь этого удалось за счет успешного пополнения фондов за счет взносов граждан. Не отстает от северной столицы и Урал — в Свердловской области в нынешнем году планируется отремонтировать на 11% больше домов, чем за прошлый аналогичный период. «При капитальном ремонте в домах полностью обновляют инженерные коммуникации, ремонтируют крышу — монтируют новое покрытие и утепляют чердак, проводят ремонт фасада и подвальных помещений, а также меняют лифтовое оборудование», — отметил в пресс-релизе гендиректор свердловского Фонда содействия капитальному ремонту Станислав Суханов.
Итак, работы по ремонту старого жилого фонда в России идут полным ходом. Между тем, увеличение финансирования программ капитального ремонта в современной реальности является не только позитивным следствием повышения наполняемости фондов, но и объективной необходимостью. С течением времени все больше жилья должно быть включено в программу, инфраструктура и коммунальные сети также требуют ухода. Отдельно необходимо поговорить и о рынке строительных материалов. За последние два года он пережил непростые времена, сформировавшие принципиально новую реальность. В ней дорогие синтетические строительные материалы, к примеру, используемые для кровельных работ, теплоизоляции или внешней отделке зданий либо пропали вовсе, либо существенно прибавили в стоимости. После прошлогодних «американских горок» на рынке строительных материалов, по данным Росстата, ситуация стабилизировалась, не проваливаясь в неудержимый рост цен. Тем не менее, девелоперы указывают на рост себестоимости строительства в 2023 году на 18-19% — капремонт также подорожал.
Впрочем, дороговизна капремонта – вопрос дискуссионный. Новая экономическая и производственная реальность требуют переориентации закупок на внутренний рынок и импортозамещение всей отрасли. Хорошим примером является хризотиловая промышленность. Она производит более 300 видов продукции на основе хризотилового волокна, в том числе шифер, напорные и безнапорные трубы, фасадные плиты, сайдинг и многое другое. При этом вся технологическая цепочка от добычи волокна до производства готовой продукции находится на территории России и полностью импортозамещена. Более того, наша страна является мировым лидером по экспорту готового волокна. Строительные материалы на основе хризотила не горят, не гниют, не плавятся и не проводят электричество. Их срок службы составляет около 30 лет, а при ответственном использовании может быть увеличен втрое. К примеру, в российских деревнях легко можно встретить избу 1950-х годов постройки с неизменной шиферной крышей — многоквартирные дома в этом смысле от частного дома не отличаются ничем.
Еще в 2012 году Высшая школа Экономики провела исследование, в рамках которого были проведены подсчеты о перспективах экономии при использовании хризотиловой продукции. «Проведенные расчеты свидетельствуют, что если долю асбестоцементных шифера и труб в имеющемся объеме производства аналогичной по назначению продукции довести хотя бы до 10%, только прямая экономия на закупках составит 3,7 млрд. руб. по шиферу и 2,7 млрд. руб. по трубам в год», — отметили исследователи. Отметим, что эти расчеты были проведены 12 лет назад — сегодня потенциальная выгода от применения хризотилцементных шифера и труб может быть кратно выше.
В современной реальности единственный способ увеличить эффективность реализации средств, направленных в строительство — это снижение себестоимости за счет широкого внедрения эффективных отечественных продуктов, зарекомендовавших себя за последние десятилетия. Так собираются делать на Кубани, где местные производители сообщили о готовности закрыть все потребности по капремонту за счет собственной продукции. Данный подход, масштабированный в рамках других регионов, позволит существенно сократить затраты на закупку стройматериалов и высвободить средства на дальнейшее расширение программы капитального ремонта.