Власти дальневосточных регионов ожидают роста туристического потока и рассчитывают на увеличение прибыли от туристической отрасли. Однако в макрорегионе сохраняется дефицит современных средств размещения на фоне высокой стоимости туристических услуг.
В регионах ДФО и на Байкале ожидают роста туристического потока на особо охраняемых природных территориях, где должна быть создана инфраструктура, в том числе дополнительные средства размещения, и предусмотрены меры регулирования антропогенного воздействия. Одной из основных точек притяжения туристов остается озеро Байкал, проекты связанные с которым развивают два региона – Иркутская область и Бурятия.
В Бурятии предполагается развивать расположенный на байкальском побережье курорт «Горячинск» в Прибайкальском районе (Туркинское сельское поселение) – построить новый корпус, спа-комплекс с бассейнами, ресторан, зал для мероприятий, домики шале, юрты, благоустроить территорию. Объем вложений в проект оценивается в более чем 1,6 млрд рублей. Резидент ТОР «Бурятия» – компания «Курорты Бурятии»[1], намерен расширить экопарк «Южный Байкал», создав новую локацию – «Мыс Капитанов» в поселке Выдрино Кабанского района (инвестиции – 189 млн рублей). Крупная федеральная круизная компания ООО «Водоходъ»[2] рассчитывает продолжать развитие круизного судоходства в акватории Байкала. В текущем году компания запланировала проведение 26 круизов «Байкальская экспедиция» на судне на воздушной подушке «Бирюса».
Кроме того, на текущее лето (после 20 июля) запланирован первый научно-туристический круиз «Ожерелье Байкала»[3] по Байкалу на научно-исследовательском судне Росгидромета «Профессор Вознесенский». Туристы за десять дней смогут посетить шесть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), расположенных на озере Байкал – Прибайкальский и Забайкальский национальный парки, Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники, Кабанский заказник. Программа маршрута включает посещение острова Ольхон, Байкальского музея, Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), солнечной обсерватории, мысов Кадильный и Покойный, бухты Песчаная[4].
С 1 июня предполагается увеличить количество регулярных рейсов из Бурятии на остров Ольхон до двух раз в день. Авиарейс «Улан-Удэ – Хужир» обслуживается авиакомпаниями «Аврора» и «СиЛА» (на самолете L-410). Пока рейсы на Ольхон выполняются один раз в день. В минувшем году из-за популярности направления у туристов в летний сезон билеты были раскуплены на месяц вперед. При этом рейс входит в список социально-значимых маршрутов Дальневосточного ФО и субсидируется из федерального бюджета (цена билета составляет 1 035 рублей).
Стоит напомнить, что в сфере туризма на природных территориях проблемами остаются соблюдение необходимых мер безопасности на маршрутах и борьба с теневыми туристическими услугами. В частности, Дальневосточная транспортная прокуратура весной текущего года установила, что индивидуальный предприниматель, чей вертолет Robinson-44 с туристами на борту разбился в феврале на Сахалине вблизи пика Чехова (находится в 15 км к северо-востоку от Южно-Сахалинска)[5], не имел сертификата на выполнение коммерческих воздушных перевозок, но предлагал платные прогулочные маршруты на вертолетах в регионе. Напомним, что прежде на федеральном уровне предполагалось ввести требования по обязательной квалификации предоставляющих услуги гидов, организующих маршруты на отдаленных природных территориях. Пока дополнительных законодательных мер, тем не менее, в данной сфере не принято. Наличие рынка нелегальных туристических услуг, в том числе в сфере авиационных перевозок связано также с ограниченным в настоящее время предложением, а кроме того, с высокой стоимостью услуг официальных операторов по сравнению с нелегальным бизнесом, часто предлагающим турпродукты по заниженным ценам.
Внимание предполагается уделять реконструкции санаторных комплексов, а также созданию новых для удовлетворения спроса на оздоровительный туризм на природных территориях. Госкорпорация «Туризм.РФ» намерена реализовать проекты по созданию санаториев в Иркутской области и на Сахалине. В Иркутской области таким проектом может стать анонсированный в феврале текущего года туристический кластер «Иркутск-Тальцы» (Иркутский район), где к 2026 г. предполагается построить гостиничный комплекс на 3,5 тыс. номеров, кемпинги, глэмпинги, эко-тропы, ферму разведения аквакультур, яхтенную марину с сервисным обслуживанием маломерных судов и объекты развлекательной инфраструктуры. Разработка мастер-плана комплекса должна завершиться в сентябре текущего года.
Стоит отметить, что реализация проектов крупных туристических комплексов связана с определенными рисками – низкая рентабельность из-за невозможности обеспечить полную круглогодичную загрузку, логистические сложности с поставками строительных материалов. Более целесообразным эксперты отрасли полагают строительство небольших отелей на 150-200 номеров. При этом вблизи Байкала такие проекты обойдутся в среднем в 2 млрд рублей, тогда как на Сахалине их стоимость возрастет до 3,5-4 млрд рублей из-за технических и логистических сложностей.
Тем временем в ТОР «Забайкалье» санаторный комплекс «Кука» (ООО «Здравницы Забайкалья»[6]) на водах Кукинского минерального месторождения (Читинский район) по итогам аттестации в мае подтвердил уровень «3 звезды» после проведения реконструкции, обновления оборудования и разработки базовых и лечебно-реабилитационных программ. Санаторий, рассчитанный на 200 постояльцев, включает три новых жилых корпуса на 88 номеров, три коттеджа, ресторан и конференц-залы, залы для реабилитации, поликлинику, ванный комплекс и спа-комплекс. Инвестор также планирует построить бассейны открытого и закрытого типа и досуговый центр.
В сфере спортивного туризма в первую очередь наиболее популярным является горнолыжное направление. На Дальнем Востоке одним из его центров предполагается сделать Сахалин. В конце апреля рабочая группа АО «Корпорация Туризм.РФ» представила мастер-план комплексного развития круглогодичного горнолыжного комплекса «Горный воздух» в Южно-Сахалинске. Он предусматривает строительство к 2026 г. отелей класса 3-4 звезды на 980 номеров, а к 2029 г. – еще 950 номеров. Зимой на курорте будут работать 65 км горнолыжных трасс, в летнее время – комплекс для активного отдыха, банный и спортивно-развлекательный комплекс, концертная площадка, байк-парк, летний открытый бассейн и оборудованный променад вдоль реки Марковка.
Общая площадь комплекса составит 101 га. Объем инвестиций предварительно оценивается в 20 млрд рублей – из них 15 млрд рублей предполагается направить на развитие туристической инфраструктуры, 5 млрд рублей – на строительство обеспечивающей инфраструктуры. Полностью завершить работу над мастер-планом курорта планируется к сентябрю текущего года.
В настоящее время комплекс «Горный воздух» включает 15 горнолыжных трасс общей протяженностью порядка 35 км на горах Большевик и Красная. Также в комплексе действуют учебный склон, сноуборд-парк и трасса для ски-кросса. Однако недостаток средств размещения туристов остается проблемой, поскольку большинство гостиничных проектов пока не завершены или только планируются. На территории комплекса был полностью сдан и работает только хостел «Берлога», а проект создания альпийской деревни находится в стадии реализации.
В частности, ВТБ предоставил компании ООО «Сахалин Шале» кредит на сумму 700 млн рублей для второй и третьей очередей апарт-отеля в ТОР «Горный воздух». Инвестор построит 4-звездочный гостиничный комплекс в стиле горной альпийской деревни с 14 коттеджами общей площадью более 14,5 тыс. кв. м. Первая очередь отеля была введена в эксплуатацию в январе 2022 г., вторая очередь – в мае текущего года. К настоящему времени отель насчитывает 37 номеров. Полностью завершить проект предполагается к концу 2024 г. Номерной фонд достигнет 83 номеров, будет построен ресторан на 100 мест и комната отдыха. К настоящему времени в проект инвестировано свыше 1,2 млрд рублей.
Между тем строительство горнолыжного курорта «Арсеньев» в Приморском крае оценивается в сумму порядка 10 млрд рублей. Объект планируется ввести до 1 января 2025 г. В том числе 7,5 млрд рублей будет выделено региону в виде субсидии из федерального бюджета, 2,5 млрд рублей – направлено из краевого бюджета. В рамках проекта предполагается проложить 12 км горнолыжных трасс, построить две канатные дороги протяженностью по 1,5 км, создать зоны отдыха и зоны проживания на 225 мест.
К другим развиваемым направлениям спортивного туризма относится создание объектов мотоспорта и автоспорта. Осенью прошлого года на Камчатке (Петропавловск-Камчатский) в рамках СПВ был запущен спортивно-туристический комплекс «Мото парк Камчатка». Объем инвестиций в проект превысил 353 млн рублей. В текущем году на территории комплекса запланировано проведение девяти соревнований по мотокроссу и девяти автогонок. Комплекс занимает 15,5 га в пригороде Петропавловска-Камчатского, включает мототрассы протяженностью 1,6 тыс. м с перепадами высот до 23 м, трассу для автоспорта длиной более 1 тыс. м с перепадами высот до 30 м. Посещаемость комплекса в месяц составляет порядка 150 человек.
Тем не менее для дальнейшего развития проекта необходимо дополнительное финансирование. В мае текущего года инвесторы обратились к вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу с просьбой рассмотреть вопрос о капитальном ремонте автодороги, ведущей к мотопарку, с помощью федерального финансирования. В конце прошлого года дорога была передана Минобороны РФ в собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. В муниципальном бюджете предусмотрены средства на содержание и грейдирование дороги, но с учетом глинистых грунтов требуется проведение капитального ремонта дорожного полотна. Ю.Трутнев поручил Минвостокразвития и КРДВ рассмотреть возможность включения мероприятия по ремонту автодороги в план социального развития центров экономического роста Камчатского края.
В регионах рассчитывают, что некоторые исторические объекты, имеющие потенциал для привлечения туристов, возможно будет реконструировать, однако в отдельных случаях для этого предварительно необходимо решить вопросы собственности. Так, власти Сахалина намерены получить в региональную собственность и реконструировать столетний маяк Анива (высотой 31 м, построен в 1939 г. на одноименном мысе), являющийся одной из известных туристических достопримечательностей острова. С соответствующей просьбой губернатор В.Лимаренко в марте обращался к президенту РФ В.Путину в ходе совещания по вопросам реализации программы развития дальневосточных городов (в настоящее время маяк находится в собственности Минобороны). В мае президент, поддержав предложение губернатора, поручил Минобороны до 1 июля построить на мысе Анива новый маяк, а старый передать в собственность региональных властей. Старый маяк предполагается реконструировать, создать причал для высадки туристов, обустроить визит-зону и оборудовать музей.
Стоит отметить, что в текущем году из регионального бюджета Сахалинской области выделено 322 млн рублей на ремонт автодорог к туристическим объектам. В том числе на данные средства планируется обновление 5 км автодороги «Лиственничное – Охотское», обеспечивающей проезд из Южно-Сахалинска к побережью Охотского моря.
Губернатор Приморского края О.Кожемяко в марте поручил начать работы по отнесению Владивостокской крепости (филиал музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева) к особо ценным объектам культурного наследия с целью повышения эффективности управления и популяризации дальневосточного памятника. Музей-заповедник «Владивостокская крепость» был создан в 2019 г. и объединил более 60 оборонительных объектов[7] (постройки 1899-1914 гг.) на сопках и побережье полуострова Муравьёва-Амурского и острова Русский. Тем не менее часть бетонных сооружений была разрушена в последние несколько десятилетий в отсутствие мероприятий по охране и восстановлению. В частности, крепость разрушалась от времени, погодных условий и действий вандалов, а также строительных работ на автотрассе «Седанка – Патрокл» (проводились в 2012 г.).
К концу текущего года для 30 объектов крепости планируется утвердить охранные зоны. С помощью охранных зон предполагается сохранить рекреационные зоны и регулировать туристический поток на наиболее популярных объектах – в форте Суворова, форте Поспелова, на Новосильцевской батарее. В частности, заасфальтирована дорога к форту Поспелова, построены парковочные площадки.
Часть туристических проектов реализуется на отдаленных территориях в северных регионах. Их развитие затруднено сложной логистикой и климатическими условиями. Тем не менее в ближайшее время они ожидают первых посетителей. В Магаданской области к концу 2024 г. планируется создать туристическую инфраструктуру на острове Завьялова. Строительство туристско-рекреационного комплекса на острове ведет компания «Экспедиция-тур»[8]. Проект будет включать гостиничный комплекс, зоны отдыха, трассы для треккинговых и эколого-туристических маршрутов. Для строительства на остров завезены строительные материалы, техника и топливо, подготовлены площадки, проведены берегоукрепляющие мероприятия.
Остров Завьялова (площадь – 40 тыс. га) находится в 50 км от побережья, в настоящее время он необитаем[9], в 2018 г. на него были переселены две партии овцебыков из Якутии (порядка 50 особей). Также с 2020 г. на острове проводится работа по восстановлению популяции снежных баранов (исчезли на острове в 1970-х гг.). Первые туристы смогут посетить базу на острове летом текущего года. За сезон планируется принимать до 1 тыс. человек, которых на остров будет доставлять катер.
В апреле текущего года в Магадане началось проектирование морского туристического центра в бухте Нагаева (часть мастер-плана города). Его планируется подготовить до конца года. Предполагается, что в бухте будет создана защищенная акватория с безопасной стоянкой для судов, предлагающей также их обслуживание и заправку. На территории также планируется создать автомобильную парковку, пешеходные дорожки, детские площадки и места для отдыха.
Между тем вблизи Якутска в рамках ТОР «Якутия» создается туристический комплекс компании ООО «СахаТур», стилизованный под ямщицкую стоянку на Иркутск-Якутском ямщицком тракте (служил для перевозки грузов и почты). Объем вложений в проект превышает 28 млн рублей. Проект планируется разместить на площади 2,3 га в селе Старая Табага – он будет включать 10 гостевых домиков, баню и ресторан. Запуск намечен на осень 2023 г.
Что касается дополнительной федеральной поддержки, то в феврале было подписано распоряжение правительства о выделении регионам средств на поддержку общественных инициатив в сфере развития туристической инфраструктуры. Бурятии предназначено на данные цели больше всех в ДФО - 149 185,6 тыс. рублей, Амурской области – 16 831,2 тыс. рублей, Сахалинской области – 10 516,1 тыс. рублей.
Отдельными распоряжениями были также распределены средства на проектирование туристского кода центров Улан-Удэ (213 072,3 тыс. рублей), Владивостока (213 072,3 тыс. рублей), Иркутска (200 374,9 тыс. рублей) и на поддержку событийного туризма – 40 776,8 тыс. рублей для Бурятии, 37 047,7 тыс. рублей для Иркутской области, 29 265,7 тыс. рублей для Хабаровского края, 25 947,9 тыс. рублей для Приморского края.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Учредители – ООО «Дорстройсервис» (владелец – Б.Цынгуев), ООО «Профкурорты Бурятии» (владелец – Б.Батуев), ООО «Инвестстрой» (владелец – М.Гармаева) и ООО «Байкал-Консалт» (владелец – Н.Дабаева).
[2] Владельцы – крупные федеральные бизнесмены Р.Багаутдинов и В.Олерский.
[3] Разработан дирекциями расположенных вокруг Байкала ООПТ по поручению Минприроды РФ.
[4] Маршрут является кольцевым – начинается и заканчивается в поселке Листвянка.
[5] В результате авиационного происшествия 17 февраля погибли пилот и один из пассажиров, второй пассажир получил травмы, но выжил.
[6] Подконтрольна бывшему главе Минздрава региона С.Давыдову.
[7] При этом часть объектов крепости (всего их 96) находится в ведении Минобороны и городской администрации.
[8] Учредитель – вице-спикер Магаданской областной думы И.Донцов («Единая Россия»).
[9] До 1990-х гг. на острове располагались маяк, метеостанция и рыбозавод.
Свое мнение о развитии туризма в регионах ДФО и Арктики в этом году высказали более 100 профессионалов в сфере туризма, индустрии гостеприимства, представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций. На форум было зарегистрировано почти 800 человек из более чем 20 регионов России.
Больше всего инвестиционных проектов в сфере туризма реализуется в Приморье, Камчатском крае и Сахалинской области. Эти регионы стали основой для туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования макрорегиона «Дальний Восток». Вклад Камчатки – 64 проекта туристической направленности с объемом инвестиций в 53 млрд рублей.
В своем выступлении на форуме глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что всего в действующих преференциальных режимах – ТОР, СПВ и АЗРФ – реализуется 273 проекта в сфере туризма с общим объемом инвестиций более 138 млрд рублей, создается 12 тыс. рабочих мест. По его словам, в 2022 году туристический поток Дальнего Востока вырос на 25%, а услугами отелей воспользовались 2,7 млн гостей.
«Трудно переоценить значение именно такого форума для того, чтобы дальше концентрировать, калибровать, затачивать меры государственной поддержки, получать обратную связь от инвесторов и, конечно же, самих туристов. И нам вместе объединять усилия для того, чтобы красота нашей природы и возможности для туристов были в полной мере раскрыты, и качество туристических услуг соответствовало вот этому природному потенциалу, который дает Дальний Восток», – добавил министр.
Зампред правительства Дмитрий Чернышенко уверен, что у Дальнего Востока самый высокий потенциал для развития практически всех видов туризма, уникальные природные места манят сюда туристов со всего мира. Он отметил, что в регионе расположены 60 из 230 российских особо охраняемых природных территорий, а самая протяженная береговая линия имеет выходы сразу к двум океанам. Такая концентрация природной красоты не может не привлекать внимания ценителей дикой природы.
«В прошлом году туристический поток на Дальний Восток очень серьезно вырос. Мы ожидаем, что в этом году он достигнет допандемийных показателей и выйдет на тот же уровень. Правительство РФ с нашей стороны создает все условия для ускоренного развития, прежде всего, туристической инфраструктуры и доступного отдыха на территории нашей страны. Делается это в рамках национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства”», – сказал Дмитрий Чернышенко.
По его словам, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» – инструмент, который эффективно работает. Он привел в пример выделение в прошлом году Бурятии и Камчатскому краю более 700 млн рублей из федерального бюджета на строительство 500 модульных и капитальных средств размещения. Он призвал субъекты ДФО активнее участвовать в этом проекте, наращивая классифицированных номерной фонд, чтобы регионы смогли принять больше гостей. В этом году в рамках нацпроекта на эту меру поддержки также заложены бюджетные средства.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов затронул в своем выступлении вопросы повышения доступности отдыха в регионах Дальнего Востока и, в частности, Камчатки. Также он отметил важность расширения сезонности. Он считает одной из ключевых задач растянуть короткий высокий сезон на весь год.
«Наша задача сделать так, чтобы на Камчатку смог приехать каждый житель страны не зависимо от дохода и уровня образования. И мы видим подвижки в этом направлении. В 2022 году нас посетили почти 340 тыс. человек. Это серьезный рост по сравнению с предыдущими годами, и мы для себя ставим задачу увеличить его примерно в три раза. И, повторюсь, сделать его доступным для всех категорий жителей нашей страны», – сказал Солодов.
Растущий интерес туристов и к Камчатке, и к другим регионам ДФО отметил также замминистра Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. Со ссылкой на данные Росстата он сообщил, что в 2021 году количество туристов в гостиницах составляло 2,6 млн человек, а по итогам 2022 года будет около 3,2 млн человек. Однако этого недостаточно.
«Пока не выходим на доковидный показатель, но в этом году есть все шансы до него дойти. Более чем в два раза вырос показатель посещаемости по Камчатскому краю – 109% и по Бурятии – 107%. Высокий показатель отмечен в Магаданской области – 77%. Однако в нацпроекте “Туризм и индустрия гостеприимства” принимают участие шесть дальневосточных регионов из 11. Доля турпотока ДФО в целом по России – всего 4,5%! Для территории, которая составляет 37% от территории страны – это непростительно мало, этот показатель надо наращивать», – считает Вахруков.
Гендиректор АО «Корпорация «Туризм.РФ» Сергей Суханов рассказал о будущем росте средств размещения в регионе – более тысячи гостиничных номеров появится на Дальнем Востоке к 2026 году. В настоящее время совместно с корпорацией реализуется семь проектов общим номерным фондом 2,1 тыс. номеров.
«Это гостиницы во Владивостоке и Магадане на 150 и 120 номеров, всесезонный парк “Три вулкана” на Камчатке – более тысячи номеров. Общий объем инвестиций во все эти проекты составляет более 97 млрд рублей. Первый проект введем в следующем году на 153 номера, следующие пять проектов на 887 номеров планируем завершить к 2026 году. Разработан мастер-план еще одной крупной туристической территории – горнолыжный курорт “Горный воздух” на Сахалине 1660 номеров, планируем ввести в эксплуатацию до 2030 года. Названные проекты позволят создать 6,4 тыс. рабочих мест, а общий прогнозируемый поток к 2030 году на эти туристические локации приблизятся к 1,7 млн туристов ежегодно», – сообщил Сергей Суханов.
В свете необходимости расширения турпотока на Дальний Восток вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила включить в программу развития туризма в России санаторно-курортное лечение – для туристов разного возраста. У региона есть для этого все условия.
«Уже сегодня введу большую работу с правительством, чтобы санаторно-курортное лечение стало одним из направлений. Как и детский туризм, этот особый формат семейного отдыха должен быть в повестке развития туризма. Нужен формат семейного отдыха. Задача форума именно в том, чтобы определить различные форматы развития туризма, создав в итоге тот продукт, который будет востребован совершенно разными возрастными группами и людьми с разными жизненными интересами», – сказала она.
Яровая считает, что туризм должен стать основой развития экономики Дальнего Востока. По ее словам, необходимо на уровне регионов и муниципалитетов вплотную заниматься чистотой на улицах, качеством питания, медицинского обслуживания, безопасности, транспорта, гостиничного сервиса – всего того, что создает комфорт для приезжающих отдыхать.
Итогом делового форума «Дальний Восток – зима открытий» стало подписание ряда соглашений о взаимодействии по вопросам развития промышленного туризма в Камчатском крае, формирования туристской привлекательности, положительного имиджа и демонстрации промышленного потенциала региона. Основные итоги будут отражены в отдельном документе.
Справка:
Форум «Дальний Восток – Зима открытий» организован правительством Камчатского края при поддержке Аппарата полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе, Минвостокразвития России, Минэкономразвития России и Фонда Росконгресс. Мероприятие получило статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!», инициированного Фондом Росконгресс в 2021 году.
Информационные партнеры форума – Федеральное агентство новостей (ФАН), коммуникационный холдинг 1MI, медиахолдинг «Турбизнес», информационное агентство «EastRussia», журнал «ЭкоГрад».
В столице Приморья распахнул свои двери музей японских ретро-автомобилей «Гайдзин». «Музей» – звучит академично. Формат этой новой точки на культурной карте города все же более динамичный: это и полноценный паркинг для раритетов, и объединение фанатов олдскульных авто.
– Раньше делали машины с душой. Сейчас такого нет, – говорит основатель музея «Гайдзин» Виктор Олейник.
Виктору всего 31 год, но для него машины, которые были в ходу в 1980-1990-ых годах – вовсе не «старье». Он хорошо помнит, как его маленького отец сажал к себе на колени и давал порулить. Это было самым настоящим счастьем. А в 12 лет Витя уже помогал реставрировать своему соседу по гаражу Nissan Silvia 1981 года. Сначала ему доверяли только черновые работы, через пару лет он уже был полноценным мастером, разбирающемся в тонкостях дела.
Виктор Олейник
– Это наша история, наша ностальгия. Это лично мое детство, как и многих моих друзей. На этих машинах ездили наши деды, отцы, – делится своими чувствами молодой человек.
Приморье еще называют «автомобильным краем». Все знают, что Владивосток, прежде всего – столица праворульных машин, а потом уже «город мостов» и остальное. Именно в конце 1980-1990-х годов сложилась своеобразная автокультура города с привозами машин морем, с самым крупным авторынком страны «Зелёный угол», с сопутствующими бизнесами, уникальным слэнгом и вовлеченной в этот бизнес значительной частью населения, которой «японки» помогали буквально выжить в те «турбулентные» времена.
Центр выставки - Nissan Pulsar 1982 года, уникальный трансформер Nissan EXA 1985 года
Действительно, для Приморья и Владивостока японские машины – это нечто особенное. Именно доступные «японцы» «сняли корону» с обладания автомобилем, превратив его в массовое явление. И не только. С появлением «королл» и «корон», «сайр», «крест» и «марков» жители региона ощутили себя приближенными к роскоши. Чего только стоят королевские велюровые салоны пурпурного и синего цвета! А уж по технологичности «японки» тогда легко укладывали на лопатки весь прочий мировой автопром, не говоря уж про отечественный.
- В те годы между ведущими концернами, выпускающими автомобили, была жесткая конкуренция. Это вылилось в серию уникальных технологических решений, которые позже были применены у других автомобилей. Сенсорная панель, CD-чейнджер, датчик топлива и масла, бортовой компьютер, управляемая подвеска, круиз-контроль, сенсорный климат-контроль…
Для сознания советского человека это было как выход в космос. До сих пор эти модели воспринимаются как надежные, мощные, крепкие болиды, каждый со своей харизмой, - комментирует Виктор.
Сейчас экспозиция музея насчитывает до 30-ти машин. Самым старинным экспонатом пока считается Toyota Crown 1979 года. Центр выставки - Nissan Pulsar 1982 года, уникальный трансформер Nissan EXA 1985 года, Toyota Corona 1982 года, Toyota Soarer 1981 года, Mazda Eunos Roadster 1989 года и другие. Гордостью музея является культовый Toyota Mark II в 71-м кузове (так называемый «черностой») в двух моделях, одна из которых – с редким синим велюровым салоном.
Королевский салон в синем велюре
Есть и свежие машины, успевшие громко заявить о себе, например, Toyota Supra 2020 года выпуска.
Вроде бы всё это – наше совсем недавнее прошлое. Все мы помним такие истории, когда сосед купил одну «бэушку» – разбил – купил вторую. Жизнь была лихая, деньги – тоже лихие, и тогда было не жалко. Но для сегодняшних коллекционеров эти «старички» – ценные во всех смыслах экземпляры. Средняя стоимость такого авто – от миллиона рублей. Восстановление, поиск деталей, реставрация тоже стоят немалых денег. Некоторые детали, рассказывает Виктор, можно искать по всему миру.
Искать и реставрировать лучше сообща, поэтому приморские фанаты японских машин объединились в комьюнити. Отчасти результатом этого объединения и стал музей.
– У меня много друзей, которые также фанатеют, мы общались, но разрозненно. Я мечтал о каком-то сообществе, но пока не понимал, в каком формате это должно происходить, – рассказывает основатель музея. – В Москве увидел магазин японских авто, и меня осенило: такой музей обязательно должен быть во Владивостоке.
Виктор заимствовал подход москвичей, когда участники сообщества оставляют для выставки свои коллекционные авто, оплачивая за них арендное место. Одновременно помещение может работать для приема посетителей и демонстрации коллекции. Буквально за месяц идея воплотилась в реальность.
– Такой формат всем понравился. Перед коллекционерами часто стоит проблема хранения своих экспонатов, музей предоставляет площадь. Здесь машины под крышей и под охраной. Посетителям тоже интересно, поскольку экспозиция меняется и дополняется каждую неделю – хозяева могут забирать свои машины и ставить другие, – поясняет мужчина.
Своей задачей Виктор считает сохранить наследие японской промышленности и показывать ее как часть социально-культурного пространства определенной части истории Владивостока. В дополнение к машинам музейщик уже сейчас готовит стенд с документальными и иными артефактами по истории привоза машин в приморскую столицу.
– Почему мне это всё нравится? Не знаю. Машины – как люди. Каждая – как личность, со своими невзгодами, болячками, чудесами воскрешения. Любая машина похожа на своего владельца, является его продолжением. Так сложилось, что я – ретроград. На днях гнал из Дальнегорска Honda Prelude, получил колоссальное удовольствие. Поставил на кассете старый альбом Aerosmith – семь часов дороги пролетели незаметно. Я хочу продлевать жизнь тому, что мне приносит счастье», – говорит Виктор.
Развитие въездного туризма – одно из стратегических направлений государственной политики РФ. К 2030 году на Дальнем Востоке планируют принимать вдвое больше иностранных туристов – до восьми млн человек. В макрорегионе, утратившем около 80% турпотока во время пандемии, делается большая ставка на привлечение иностранных туристов. В фокусе – близлежащие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Министр экономического развития РФ Максим Решетников считает, что коронавирус, хоть и создал много проблем, но развернул взгляд на сферу туризма внутри страны, заставив переосмыслить собственные возможности и начать их актуализировать. Строятся новые средства размещения разного формата, создаются уникальные точки притяжения для туристов, включая сложные горнолыжные и пляжные курорты.
«Все это должно быть поддержано соответствующей транспортной инфраструктурой. Наша цель – сделать страну комфортной, в первую очередь, для граждан России, но мы всегда рады гостям. Побывав один раз в России, иностранные туристы должны приезжать вновь. Надо устранять проблемы с безналичными платежами – международные платежные системы Visa, Master-card у нас не работают, но можно пользоваться Union pay, китайскими системами, можно открыть счет в российском банке – будет эмитирована виртуальная карта, которой можно пользоваться по приезду как в физическом, так и виртуальном формате», – рассказал Решетников.
Одна из давних проблем в части привлечения иностранных гостей – за границей мало знают о наших достопримечательностях и туристических возможностях. Недостаток продвижения страны на внешних рынках тормозит массовый поток туристов из-за рубежа. В Минэке эту проблему осознали и поставили себе в повестку на 2024 год.
Есть и проблемы со въездом, но они решаются. С 1 августа заработала электронная виза – за август въехало уже 30 тыс. иностранцев (большинство из Китая). Заработали соглашения групповых безвизовых поездок с Ираном и КНР, идет работа по таким же соглашениям с Индией.
«Полную отмену виз уже предложили Кувейту, Бахрейну, Оману, Саудовской Аравии, Малайзии – там, где возможен, в том числе, прирост туристов премиум-класса», – добавил глава Минэкономразвития.
По данным Российского союза туриндустрии, в среднем доход от одного иностранного туриста в России составлял в доковидном 2019 году 318 долларов, что сильно отстает от среднемировых значений (1 270 долларов). В 2019 году наша страна получила от экспорта туруслуг 11 млрд долларов, однако в целом отрасль демонстрирует отрицательный платежный баланс. Россияне потратили на свои поездки в другие страны 264 млрд долларов.
По словам президента Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, россияне по тратам в магазинах беспошлинной торговли занимают третье место в мире после США и Китая – и это объясняет, почему наши туристы востребованы во всех странах мира.
«Мы сталкиваемся со значительным отрицательным торговым сальдо по статье “путешествия”. Отрицательное сальдо в туризме является результатом проигранной конкуренции – причем как за иностранного, так и за внутреннего туриста. Мы должны понимать, что мы конкурируем со всем миром. Нам очень нужен платежеспособный турист и для этого надо создавать конкурентноспособный на международном рынке турпродукт. И если он станет привлекательным для международного рынка – мы сразу выиграем конкуренцию и на внутреннем, и удержим значительную часть денег внутри страны и сократим объем импорта», – рассказал Уманский.
Эксперт предупредил, что с волной развития внутреннего туризма есть риск получить ограничение платежеспособного спроса – в будущем российских путешественников получится привлекать только бюджетным предложением, которое не обеспечит конкуренции на выезде и не удержит желающих отправиться за рубеж.
В настоящее врем я активно работает программа модульного отелестроения, а дорогих высококонкурентных отелей в стране всего 500. Количество номерного фонда в РФ сейчас находится на уровне – мы в пятерке ведущих стран. Но о качестве приходится сожалеть, отмечает Уманский.
По словам эксперта, невозможно обеспечить высококлассный отдых и развлечения для россиян в России, если опираться только на внутренний спрос, который очень мал.
«Мы должны ориентироваться на внешний рынок, а это запустит паровозом и внутренний», – резюмирует Илья Уманский.
Крупной дальневосточной дестинацией является Приморский край. По итогам 2022 года регион посетило более трех млн туристов, в этом году ожидается более 3,5 млн гостей. Количество иностранных туристов составило в этом году уже больше 50 тыс. – это китайские граждане.
Пассажирские и грузовые рейсы в Россию выполняются из 31 государства, Россия летает в 24. В начале сентября восстановлено отсутствовавшее 30 лет авиасообщение с Мьянмой, которая стала 38-й страной, с которой Россия возобновила прямые авиарейсы. В октябре будут возобновлены из Новосибирска и Владивостока в Лаос. Идет работа над возобновлением прямого сообщения с Индонезией. В январе 2024 года планируется открыть прямой рейс из Владивостока в Сибу (Филиппины).
Руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский поделился готовым кейсом для привлечения зарубежных туристов на примере работы с Республикой Корея.
Сначала в регионе определили самую мобильную и платежеспособную аудиторию в Корее – это молодые люди в возрасте 19-25 лет.
«Мы решили идти через лидеров общественного мнения для данной аудитории – прежде всего, мы начали съемки музыкальных видеоклипов, привлекая в популярные места Приморья популярных в Корее исполнителей – все эти локации стали сразу же мелькать в соцсетях корейских туристов. Второе – корейские телешоу очень популярны, и ТИЦ Приморья привозил съемочные группы, беря на себя часть транспортных расходов, таким образом, представители региона оказывались на экране многомиллионной аудитории – поток туристов шел по следам. Также мы для блогеров устраивали фан-туры – их подписчики шли за ними. Когда аудитория там нас узнала, мы перешли к работе напрямую с авиакомпаниями – привезли туркомпании, показали все наши туристические ресурсы и в 2019 году в пик летнего сезона количество рейсов во Владивосток из аэропортов Кореи доходил до десятка в сутки. Также мы использовали круизный туризм как средство продвижения на зарубежных рынках», – рассказал Арсений Крепский.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».
Лазовский район Приморья живет морем и тайгой. И никого не удивляет, что в фермерских хозяйствах там наряду с картошкой и овощами выращивают и саженцы дальневосточных деревьев, и кустарников, и лекарственные травы. Однако прибыль от этих культур не так велика, как хотелось бы местным аграриям. Все чаще они прибегают к проверенному способу – расширению спектра деятельности.
Диверсификация экзотики
В 2018 году семья с говорящей фамилией Флоря зарегистрировала неподалеку от поселка Лазо лесопитомник «Земледар». На семи семейных гектарах растут в основном эндемики, по большей части декоративные. Это хвойные и лиственные кусты и деревья - кедр корейский, разные виды пихт, боярышники, яблони, груши. А еще есть травы и женьшень. Оранжереи с ним занимают примерно 1,5 га, и каждый год их площади увеличивают. А под пологом леса тоже размещены около 1,5 га женьшеня.
– Теплицы мы используем как маточники, под пологом леса условия, приближенные к природным, – рассказывает растениевод и ландшафтный дизайнер Анна Флоря. – Хотя корню жизни лучше в лесу, но там его могут объедать дикие животные, повреждать насекомые. В оранжереях мы стараемся все обезопасить. Женьшень и выращиваем из семян, и высаживаем корни, им теперь от 10 до 15 лет. Раньше семенной фонд покупали – сейчас свой. Вот уже третий год мы изготавливаем продукцию на своем корне.
На первом месте – мед с женьшенем. Затем – сухая настойка для самостоятельного приготовления, это высушенный корень в бутылке, который можно залить водой либо спиртом по приложенной инструкции. Еще одно направление – травяные сборы, фиточаи на основе различных собранных и выращенных трав. Основной делают на базе иван-чая, с ягодами шиповника и боярки, часто используют лист элеутерококка, на всей продукции написаны рецепты. И, разумеется, в продажу идут саженцы.
Женьшень дает предприятию примерно половину прибыли. Увеличить доходность от него хотят тремя путями - расширением площадей, поставками на фармпредприятия (в нынешнем году планируют выйти на одно такое во Владивостоке) и привлечением туристов. С этого июля питомник проводит экскурсии для тех, кто хочет увидеть, как растет целебный эндемик и пройти по женьшеневой тропе. Есть шанс, что самым заинтересованным позволят самим выкопать для себя корень. Это еще обсуждается –женьшень из земли извлекают долго.
Пока турпоток тормозит стихия – один за другим Приморский край накрывают тайфуны. В соседней с «Земледаром» мараловодческой «Заповедной долине» к этому относятся спокойно: август в Лазовском районе всегда не сезон, в это время дальневосточники стараются поехать на море. Туристов – пеших – здесь ждут в сентябре–октябре. Отёл на ферме прошел, панты срезаны. В этом году их общий вес составил около 250 килограммов. Но в плюс «Заповедная долина» не вышла.
– У нас еще не вполне рентабельная структура стада, – говорит гендиректор питомника Александр Арнаут. – Деньги приносят панты, это основное направление хозяйства. А это самцы. На сегодняшний день у нас в хозяйстве самцов, которые шли под срезку в 2023 году, 56 голов из общего количества в 300. На следующий год прибавление – 19 голов: если не выбракуем кого-то, не будет падежа. Думаю, еще года три, и у нас структура стада поменяется, и можно будет говорить о рентабельности.
Из пантов в питомнике делают настойки на меду. Реализуют в основном в Приморском крае, сотрудничают с музеем трепанга во Владивостоке, есть точка продаж в Находке, недавно такую и открыли в Санкт-Петербурге. Но главный сбыт – на ферме. Еще деньги приносят экскурсии и сдача домиков туристам. База отдыха появилась тут в прошлом году. Ее доля в бюджете «Долины» – 50 процентов. Столько же дают панты и мясо (изредка, при выбраковке). Пока совокупный доход окупает примерно 70 процентов затрат.
В 2022-ом ферма уже была близка к самоокупаемости, но сентябрьский тайфун размыл дороги и туристический сезон не состоялся. И «Заповедная долина» разработала новый проект – пантовые ванны. Причем не сезонные, а круглогодичные. Подала заявку в Минсельхоз РФ на грант по агротуризму. Краевой этап она прошла, рассмотрение в Москве назначено на сентябрь. Если проект одобрят, финансирование придет в феврале. В мае оттает земля, в июне все будет отстроено, и в июле можно будет запускаться.
Шаг за шагом
«Земледару» тоже оказало помощь государство – Министерство туризма РФ. Оно выделило растениеводам субсидию, на которую и была создана женьшеневая тропа и разработан новый турмаршрут. Система поддержки в сфере вообще развита широко: туристический мастер-план макрорегиона «Дальний Восток» включает в себя развитие инфраструктуры в каждом субъекте федерации. Та же «Заповедная долина» в 2021-ом получила десятимиллионный грант, выиграв конкурс регионального департамента туризма.
– Нам очень сильно помогают администрация Приморского края и Лазовского района. Руководство с большим пониманием относится, - рассказывает Александр Арнаут. – В 2021-ом мы направили средства на гостевые домики. А в 2022 году тоже по линии туризма получили субсидию на возмещение затрат. У нас было благоустройство территории, входной зоны. Мы сделали там столики для посетителей, это еще не кафе, но место, где гостям можно посидеть и съесть то, что привезли с собой.
Непосредственную отдачу от туризма получает район – в первую очередь как новые рабочие места. В «Заповедной долине», к примеру, семь постоянных работников (те, кто ухаживает за животными, администратор на базе отдыха) и 15-20 – выполняющих временные работы. Это экскурсоводы, как правило, молодежь, в летнее время школьники, в остальное - студенты, выпускники школ и вузов. Школьники работают и на заготовке веников. Если стартует проект пантовых ванн, почасовую работу получит и врач-терапевт.
– Поселок наш таежный, живем вдалеке от больших городов. Все в основном занимаются огородами, растениеводством, саженцами теми же. И мы решили все это как-то использовать для создания новых рабочих мест и привлечения молодежи. В будущем планируем сотрудничать с различными сельхозинститутами, чтобы студентов на практику присылали, - рассуждает Анна Флоря. – Развивать район мы хотим. Чтобы не отток людей шел из нашего поселка, а наоборот, чтобы ехали к нам и отдыхать, и работать.
Министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц:
– Сельский туризм в Приморье – достаточно новое направление. Так, к настоящему моменту в министерство сельского хозяйства Приморского края за поддержкой обращались семь крестьянско-фермерских хозяйств.
Министерство разработало порядок предоставления грантов «Агротуризм» в форме субсидий на развитие сельского туризма в Приморском крае, и в марте 2023 года правительство региона его утвердило. Этот грант предоставляется однократно. Он может быть направлен на приобретение или строительство средств размещений туристов, развлекательной инфраструктуры сельского туризма, подключения к электрическим, водо-, газо- и теплосетям, приобретение и монтаж оборудования.
Отбор претендентов и утверждение размера гранта осуществляет Минсельхоз России. В 2023 году грант «Агротуризм» получили два сельхозтоваропроизводителя: ИП ГКФХ Пахомова Е.В. «Сыр от альпийских козочек» (сумма гранта – около 9,6 миллиона рублей) и КФХ Юрченко А.Б. «Клевое местечко» (1,4 миллиона рублей).
Современный горнолыжный комплекс мирового уровня под Хабаровском готовится принять гостей уже в ноябре-декабре 2023 года. «ентральным объектом будущего круглогодичного спортивно-туристического комплекса общей площадью 360 гектаров станут горнолыжные спуски.
Горнолыжный комплекс сможет принимать до 7,5 тыс. человек ежедневно. По оценкам специалистов, общий поток гостей с 2025 года составит 200 тыс. человек в год.
ГЛК «Хехцир» получил своё название по одноименному горному хребту на юге Хабаровского края. Возводится горнолыжка хотя и с чистого листа, но отнюдь не на пустом места: примерно в границах бывшей горнолыжной базы «Спартак», которая не работает с 2017 года. Однако от старой базы осталось только направление трассы для спуска.
Из Австрии, Германии, Италии, Китая и регионов России доставлено новейшее оборудование от мировых лидеров обеспечения горнолыжных систем. Строительные работы якорный инвестор проекта – АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» – начал в 2021 году за счет собственных средств и привлеченных кредитов. В создание первой канатной дороги уже вложено больше 1 млрд рублей, общая сумма вложений оценивается в 17,2 млрд рублей.
На склонах горы запланировано обустройство 11 трасс разной сложности, общей протяженностью более десяти километров. К активной фазе строительства «Хехцира» приступили в 2022 году. Сегодня уже вырисовывается четкая объемная картинка объекта.
К началу горнолыжного сезона 2023-2024 будут работать две трассы, протяженностью 1300 и 1200 метров, шириной 50 метров. Один склон уже готов на 100 %, второй – на 80%. По всей протяженности трасс установлены опоры освещения отечественного производства.
Подняться на трассы можно по кресельной канатной дороге. Опоры подъемников уже смонтированы. На высоте 500 метров над уровнем моря установлена приводная станция, которая будет запускать всю канатную дорогу, внизу – второй движущий механизм, а также площадки для посадки в кабины и гараж для кресел. Непрерывно курсировать будут 55 четырехместных кресельных подъемника с подогревом. Весовая нагрузка одного подъемника составляет 340 кг – все кресла испытания прошли успешно. Люди будут в них садиться с интервалом восемь секунд, скорость подъема – пять метров в секунду. За час добраться наверх по канатной дороге смогут 1400 человек.
Перепад высот между нижней и верхней станциями составляет около 300 метров. Канатная дорога имеет 14 металлических опор, установленных на бетонных фундаментах. В состав конструкции входят траверсы с балансирами, которые укомплектованы датчиками для обеспечения безопасности при эксплуатации.
Как отметил глава Хабаровска Сергей Кравчук, эта канатная дорога может обеспечить пять спусков.
«Уже смонтированы опоры подъемника, практически трасса готова, заканчиваются работы по укладке труб оснежения на склонах. Практически горнолыжный спортивный комплекс “Хехцир” к началу зимнего сезона готов. Эту работу мы проводим совместно с правительством Хабаровского края – здесь идет комплексное развитие. Круглогодичный спортивный курортный центр, который расположится на 360 гектарах, которые необходимо будет осваивать и строить новые трассы – это именно то, что будет привлекать не только жителей Хабаровского края, но и гостей из других регионов. Хабаровск вскоре сможет претендовать на звание столицы горнолыжного спорта на Дальнем Востоке».
Гостей здесь ждут не только из соседних регионов. От хабаровского международного аэропорта до новой туристической локации всего 40 километров, и примерно 30 до еще не построенного, но запланированного погранперехода на острове Большой Уссурийский.
В настоящее время заканчиваются работы по укладке труб оснежения на склонах. Уже пройдено 950 метров из 1200. Проложено более двух км труб системы искусственного оснежения, доставлены пять современных снегогенераторов Titan с высокой производительностью снега – до 110 м3/ч.
По словам директора департамента муниципальной собственности администрации Хабаровска Евгения Соловьева, система оснежения поможет основной сезон начинать раньше, а заканчивать позже.
«С учетом непростых грунтов и необходимости считаться с близостью заповедной зоны, эта работа ведется очень бережно и аккуратно. Усилия стоять того: система позволит помимо увеличения продолжительности сезона катания до 4,5 – 5 месяцев обеспечить соответствие горнолыжных трасс мировым требованиям».
Чтобы продлить сезон пришлось обустроить пруда-накопитель объёмом 13 тыс. кубометров. В него из специально пробуренных скважин будет поступать вода, которая по трубам через систему фильтров поднимется вверх через сеть колодцев глубиной 13 метров, превратится в искусственный снег. Насос обеспечивает подачу воды до самой верхней точки системы оснежения – 500 метров над уровнем моря. Наполнение пруда происходит за счет вод поверхностных вод, а также за счет двух подземных скважин.
Для обеспечения нужд горнолыжного курорта смонтированы две электроподстанции. На площадке обустроят парковку на 300 машин.
В будущем, с развитием масштабного спортивно-туристического комплекса, потребуется решить задачу его транспортной доступности.
Евгений Соловьев уточнил, что уже сейчас продумываются варианты разработки маршрутов общественного транспорта таким образом, чтобы он позволил быстро и удобно доехать до комплекса.
«Возможно, будет организована работа шаттлов – автобусов, которые будут курсировать между Хабаровском и «Хехциром». Несмотря на то, что горнолыжный комплекс – удовольствие не из дешевых, в администрации города убеждены, что это тот случай, когда экономия средств становится приоритетом. Мэр Сергей Кравчук не раз подчеркивал, что мы, прежде всего, создаем комплекс для людей. Возможно, его окупаемость будет более долгой, но это – второй вопрос. А на первом месте – социальная задача большой значимости».
На строительную площадку уже доставили уличный терминал для приема оплаты и выдачи ски-пассов. Платежный терминал позволит приобрести электронный пропуск на улице, если будут большие очереди. Оплата через терминал предусмотрена банковской картой. Примерное количество обслуживающего персонала для работы горнолыжного комплекса – 25 человек.
Курорт мирового уровня «Спортивно-туристический комплекс «Хехцир» является опорным проектом единой стратегии развития Хабаровского края. Губернатор региона Михаил Дегтярев обозначил его как флагманский проект. На территории также будет расположен биатлонный стадион с общей длиной лыжных трасс 9,5 км – там можно проводить региональные, федеральные соревнования и – в перспективе – международные. Планируется создание зоны рекреации: гостиничный комплекс, домики для семейного отдыха, детские комплексы развлечений. Чтобы минимизировать убытки вследствие сезонности, летом в зоне экстрима предусмотрена возможность кататься на велосипедах, роликах, квадроциклах, в рекреационной зоне будут построены бани, организована рыбалка, летом будет возможность по экотропам совершать пешие прогулки профессионалам и начинающим, предусмотрены и площадки для воздухоплавателей.
В планах также – интеграция с проектом Большой Уссурийский остров. Гости из КНР смогут на автобусах приезжать на «Хехцир» из Фуюаня – самого восточного города Поднесбесной – пусть даже на один день. По оценке экспертов, по окончании всего строительства и при полной загрузке ежегодная выручка круглогодичного комплекса приблизится к двум млрд рублей.