Поделиться
Бюллетень EastRussia: пятничный эксклюзив – лесная отрасль
Поделиться

Традиционный эксклюзивный отраслевой аналитический обзор бюллетеня EastRussia – на этот раз по лесной отрасли: текущее состояние дел, ожидания от грядущей реорганизации госструктур в сфере надзора и лесопользования, а также ситуация с экспортом.

В качестве основной задачи в лесопромышленной отрасли на сегодняшний день рассматривается переход от экономической модели, предполагающей экспорт лесного сырья, к развитию лесопереработки внутри страны и созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью. Стимулировать создание новых производств, в частности. планируется с помощью полного запрета на экспорт необработанной древесины, централизации контроля в сфере лесопользования, цифровизации и автоматизации процессов, связанных с заготовкой и переработкой лесного ресурса. Учитывая, что планируемые нововведения вызывают опасения со стороны отраслевого сообщества на Дальнем Востоке, в качестве пилотных для реализации новых проектов определены несколько регионов.

EastRussia

Повысить эффективность лесопользования и сократить нелегальные лесозаготовки предполагается с помощью внедрения интернет-системы по управлению лесным хозяйством и лесоперерабатывающей промышленностью Дальнего Востока –Лесвосток.рф, разработанной Фондом развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ). В настоящее время осуществляется подготовка к реализации пилотного проекта на территории двух дальневосточных регионов – Забайкальского и Хабаровского краев. В январе текущего года Минвостокразвития и Минприроды согласовали «дорожную карту» плана мероприятий по проведению в 2021 г. в данных субъектах эксперимента по внедрению системы Лесвосток.рф. С помощью нее пользователям предоставляется доступ к актуальным сведениям о количественных и качественных характеристиках лесов Дальневосточного ФО, что позволяет потенциальным инвесторам выбрать подходящий лесной участок, подготовить проектную документацию и подать заявку на использование участка через электронный аукцион. Сервис также планируется интегрировать со смежными действующими государственными информационными системами. Рослесхоз и уполномоченные органы исполнительной власти регионов в рамках проводимого эксперимента будут подключены к информационной системе Лесвосток.рф в целях ее тестирования и проверки данных.

На первом этапе пользователи смогут воспользоваться такими опциями сервиса, как подбор лесного участка для проведения аукциона на право заключения договора аренды, получение и рассмотрение заявлений о проведении аукционов. Подведение итогов эксперимента намечено на ноябрь 2021 г. После этого предполагается принять решения о поэтапном расширении перечня услуг, предоставляемых с помощью системы Лесвосток.рф, и распространить данный опыт на другие дальневосточные регионы.

Также в январе текущего года Госдумой был одобрен пакет поправок к Лесному кодексу РФ (наиболее крупный с 2006 г.), направленный на ужесточение контроля и надзора за деятельностью, связанной с использованием лесов и древесины[1]. Поправки предполагают создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, которую планируется запустить в 2023 г. В рамках нее должны осуществляться все операции с лесом – загрузка электронных сопроводительных документов на древесину, регистрация сделок, указание всех этапов перегрузки и мест складирования сырья. Создание такой системы оценивается в 7,4 млрд. рублей. Совершенствуя систему учета древесины, предполагается сократить незаконные рубки и увеличить налогооблагаемую базу. Помимо того, поправки предусматривают создание государственного лесного надзора – данная функция от регионов перейдет на федеральный уровень.

Действующее в настоящее время Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) предполагается вывести из подчинения Минприроды и наделить полномочиями по ведению надзора за деятельностью лесопромышленных предприятий (включая проведение выездных проверок) – в каждом регионе федеральный лесной инспектор будет руководить данной работой. Под особый контроль предполагается поставить прослеживаемость происхождения древесины, перевозку и экспорт, предоставление участков в пользование, случаи самовольного занятия лесных участков, компенсационное лесовосстановление. В своей работе инспекторы будут пользоваться автоматизированной системой по учету древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), работающей в пилотном режиме с 2015 г. Автоматическая фиксация нарушений, которая станет основанием для выезда инспектора и установления факта нарушения, будет проводиться с помощью беспилотников и спутников дистанционного зондирования земли (в целях совершенствования данного инструмента Рослесинфоргу и Роскосмосу предстоит расширить сотрудничество[2]).

За регионами могут остаться функции охраны и патрулирования лесов. Для проверки мест складирования древесины планируется привлечь дополнительно 425 государственных инспекторов (из расчета в среднем пять человек на субъект федерации с фондом оплаты труда в 763,7 тыс. рублей на человека в год). Новая система должна быть интегрирована с государственным лесным реестром (собрание всех данных о состоянии лесов). При этом экологи указывают, что данные реестра устарели более чем на 10-20 лет. Представители лесопромышленности, в свою очередь, заявляют о рисках дополнительных издержек, поскольку в случае постановки под учет и контроль не только древесины, но и продукции ее переработки, бизнес понесет дополнительные затраты на предоставление требуемых данных.

Между тем правительством в начале года была одобрена стратегия развития лесного комплекса до 2030 г. Детальный план ее реализации должен быть разработан и представлен в течение шести месяцев. Приоритетными мероприятиями в рамках стратегии обозначены совершенствование лесного надзора, прозрачность оборота древесины и устранение конфликтов интересов в регионах, а также решение проблемы быстрого сокращения лесосырьевой базы. В качестве эксперимента на федеральный уровень предполагается передать надзорные функции в Иркутской области (а также в Архангельской области). На Приангарье приходится около 37% незаконных вырубок в РФ (по данным Рослесинфорга)[3]. В регионе будет расширена площадь непрерывного дистанционного мониторинга использования лесов на землях лесного фонда – на 120%.

Согласно стратегии, к 2030 г. предприятия лесного комплекса должны будут обеспечивать 189 млрд. рублей налоговых поступлений (в настоящее время – 91 млрд. рублей), а вклад лесного комплекса в экономику страны должен достичь 1% ВВП (по итогам 2019 г. – 0,5% ВВП). Объем заготовки леса к этому времени планируется увеличить с 219 до 286,1 млн. куб. м в год, производство пиломатериалов – с 44,7 до 70 млн. куб. м в год, целлюлозно-бумажной продукции – до 16,6 млн. тонн, а биотоплива – до 2,8 млн. тонн в год.

Беспокойство представителей отрасли на Дальнем Востоке вызывает планируемый с октября 2022 г. полный запрет экспорта из РФ необработанных и грубо обработанных лесоматериалов хвойных[4] и ценных лиственных пород. Такое поручение было озвучено президентом В.Путиным в сентябре прошлого года на совещании о развитии и декриминализации лесного комплекса. При этом в текущем году пошлина на экспорт необработанного леса составляет 80% (в 2020 г. – 60%[5]). Тем не менее, в целях развития внутреннего производства и снижения стоимости сырья для российских производителей эксперты отрасли видят необходимость в распространении действия субсидий на транспортировку древесины на экспорт (покрывает 80% транспортных затрат) и на перевозки внутри страны. При этом риск роста цен на сырье обусловлен также возможным снижением объемов заготовки древесины после запрета экспорта. Представители отрасли выражают недовольство короткими сроками введения новых мер, поскольку в данных условиях с рынка могут уйти небольшие предприятия, которые не располагают возможностями создать перерабатывающие мощности к 2022 г. В связи с этим также существуют опасения ухода части предприятий в серую зону.

Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в феврале заявил, что в качестве варианта сохранения права вывоза определенного количества лесного сырья может быть рассмотрена возможность создания новой государственной компании с исключительным правом на экспорт круглого леса и обязанностью реинвестировать прибыль в строительство новых лесоперерабатывающих предприятий в стране. Однако конкретные механизмы создания такой компании (в том числе источники финансирования) пока не уточнялись.

На этом фоне правительство предполагает стимулировать развитие деревообработки. Осенью минувшего года вице-премьер В.Абрамченко утвердила план по декриминализации и развитию лесного комплекса, содержащий в том числе меры стимулирования спроса на древесину. Минстрою и Минпромторгу было поручено обеспечить в пилотных регионах реализацию комплекса мер, направленных на развитие строительства (с целевым уровнем 20%) жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций в рамках программ с государственными мерами поддержки, в том числе при переселении из аварийного жилого фонда. К 1 июля 2021 г. Минфин, Минстрой и Минпромторг должны распространить действие ипотечных программ на жилье из деревянных домокомплектов, произведенных индустриальным способом. Минпромторгу было поручено подготовить нормативный правовой акт по реализации программы льготного кредитования бизнеса в целях модернизации его основных фондов и создания мощностей по глубокой переработке древесины.

На сегодняшний день отмечается сокращение экспорта лесоматериалов с Дальнего Востока. Приморский край в 2020 г. направил на экспорт 2,69 млн. куб. м лесоматериалов, что на 16,2% меньше показателя 2019 г.: 1,9 млн. куб. м экспорта составила деловая древесина (годная по качеству и размерам к промышленной обработке, а также для использования в круглом виде), в том числе 1,8 млн. куб. м было поставлено в КНР. Экспорт из региона обработанного леса составил 830 тыс. куб. м, в основном - пиломатериалы. В КНР, Республику Корея, Японию, Вьетнам, Индонезию, Малайзию, КНДР и Филиппины было экспортировано 731,7 тыс. куб м пиломатериалов. Следует, тем не менее, отметить, что через приморские пункты пропуска вывозится не только дальневосточная лесопродукция, но и продукция из западных регионов страны.

При этом многие проекты в сфере деревообработки реализуются в рамках преференциальных экономических режимов, хотя большинство из них не относятся к масштабным. В рамках ТОР «Амуро-Хинганская» в Еврейской АО (Облученский район) компания «ВТК-Инвест» намерена запустить предприятие по производству топливных брикетов и шпона. Объем инвестиций в проект оценивается более чем в 431 млн. рублей. В феврале компания «И Сэнь» открыла деревоперерабатывающую фабрику полного производственного цикла в рамках СПВ на территории Уссурийска в Приморском крае. На предприятии выпускается березовый мебельный щит. После выхода на запланированную мощность на предприятии предполагается перерабатывать 4,8 тыс. куб. м древесины в год и выпускать 1,3 тыс. куб. м готовой продукции.

Осенью минувшего года статус резидента иркутской ТОСЭР в Тулуне получило ООО «Терминал 23» с проектом предприятия по деревообработке и производству столярных изделий из дерева. Объем капитальных вложений в проект оценивается в 39,799 млн. рублей. Также в Приангарье компания «Строй мэк» намерена запустить производство древесных топливных гранул (пеллет) мощностью 25 тыс. тонн в год на территории Жигаловского района. Бюджет проекта составляет 139,7 млн. рублей.

Наконец, в Хабаровском крае ООО «Восточная торговая компания» (ВТК) рассчитывает наладить производство топливных брикетов («пини-кей»), одноразовой деревянной биопосуды и шпона в поселке Хор (район им. Лазо). Годовая мощность по выпуску топливных брикетов должна составить 10 тыс. тонн, а мощность по выпуску лущеного шпона – 14 тыс. куб. м. Запуск нового производства является третьим этапом развития деревообрабатывающего комплекса ВТК в регионе – в рамках первого этапа компанией был налажен выпуск пиломатериалов и шпона, а в рамках второго этапа – организован выпуск фанеры, топливных гранул и древесного угля.




[1]           Авторами законопроекта выступила группа парламентариев во главе с вице-спикером Госдумы А.Гордеевым и заместителем председателя Совета Федерации Ю.Воробьевым.


[2]           В сфере повышения качества, оперативности и увеличения объема съемки с российских спутников.


[3]           В 2020 г. объем незаконной вырубки в РФ составил 6,3 куб. м на каждую 1 тыс. га.


[4]           На хвойные породы приходится около 70% экспорта необработанного леса.


[5]           По квотам для лесопереработчиков пошлина составляет 6,5%. В 2019 г. объем экспорта круглого леса из РФ сократился на 25%, составив 4,5 млн. куб. м.


Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов