Поделиться
Бюллетень EastRussia: пятничный эксклюзив – топливно-энергетический комплекс
Поделиться

Традиционный эксклюзивный отраслевой аналитический обзор бюллетеня EastRussia – состояние, тенденции и планы по развитию ТЭК Дальнего Востока

В Дальневосточном ФО предполагается увеличивать объем добычи угля, в первую очередь - коксующегося угля из Якутии, и экспорт в АТР. При этом сохраняются логистические ограничения, связанные с провозной способностью Восточного полигона. Продолжается строительство крупных перерабатывающих предприятий, также сохраняются планы по реализации новых проектов в данной сфере, тем не менее инвесторам предстоит решить вопросы ресурсной базы, финансирования и государственной поддержки.

Nicola Giordano с сайта Pixabay

Развитие добычи угля и вопрос обеспечения экспорта

В минувшем году существенный рост добычи угля на Дальнем Востоке отмечался в Якутии. В республике по итогам 2021 г. объем добычи угля вырос на 54,4% по сравнению с 2020 г., достигнув 31 млн тонн. Увеличивали производство УК «Колмар» и «Эльгауголь». В частности, «Колмар» ввел в минувшем году в эксплуатацию шахту «Восточная Денисовская» (Денисовское каменноугольное месторождение) мощностью 4 млн тонн в год, на которой в июне был выпущен первый миллион тонн твердого топлива. Всего компания выпустила за год 12 млн тонн угля. В частности, на ГОК «Денисовский» объем добычи составил 6 млн тонн. «Колмар» продолжает строительство обогатительной фабрики «Инаглинская-2» (для отработки запасов Чульмаканского и Верхне-Талуминского месторождений). Запуск второй очереди позволит увеличить мощность переработки до 12 млн тонн. В текущем году «Колмар» рассчитывает достичь результата добычи в 22 млн тонн угля.

На Эльге в 2021 г. было добыто 18 млн тонн угля. «Эльгауголь» намерен наращивать объем экспортных поставок. В то же время не были реализованы обсуждаемые с конца 2020 г. планы по созданию совместного предприятия с китайской компанией Guahong Ocean Shipping (GH Shipping). По предварительным данным, GH Shipping не удалось добиться устранения регуляторных барьеров для наращивания поставок угля Эльги в КНР в условиях пандемии, в то время как ранее партнерство с GH Shipping предполагало, что китайская компания обеспечит содействие таможенному оформлению, взаимодействие с государственными органами КНР и поиск конечных потребителей.

Ранее, согласно планам, в рамках соглашения с GH Shipping в КНР предполагалось поставить 15-18 млн тонн угля в 2021 г., 20-24 млн тонн – в 2022 г. и от 30 млн тонн с 2023 г. с последующим увеличением до 50 млн тонн. По данным компании «Эльгауголь», в минувшем году в Китай было поставлено 8,5 млн тонн эльгинского угля (в три раза больше, чем в 2020 г.), а в текущем году должно быть поставлено 16-18 млн тонн. Напомним, что объемы поставок в КНР российского коксующегося угля в минувшем году росли на фоне ограничений поставок на китайский рынок из Австралии[1].

Кроме того, компания «Антрацитинвестпроект»[2] рассчитывает инвестировать свыше 15 млрд рублей в добычу угля на месторождении Сыллахское (Нерюнгринский район). Запасы и прогнозные ресурсы месторождения оцениваются в более чем 700 млн тонн. В рамках проекта предполагается построить логистический комплекс с объемом погрузки 5 млн тонн в год в Амурской области в районе разъезда Талума (Тындинский район) к 2023 г. Инвестор в текущем году намерен войти в состав ТОР «Южная Якутия».

Тем временем в Чукотском АО ведущее добычу каменного угля ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd) в прошлом году достигло рекордных за время работы в регионе показателей добычи – 1 127,08 тыс. тонн твердого топлива (месторождение Фандюшкинское поле). Такой результат на 29% превысил показатель 2020 г.

Следует отметить, что правительство в текущем году согласовало квоты на экспорт угля через Восточный полигон «РЖД» для Бурятии[3] в размере 9,1 млн тонн. Напомним, что прежде квотой для гарантированного объема вывоза угля в направлении восточных портов располагал только Кузбасс (в 2021 г. – в объеме 53 млн тонн, в 2022 г. предусмотрено увеличение до 58 млн тонн). В прошлом году из Бурятии было вывезено на экспорт в восточном направлении 5,9 млн тонн угля, при этом относительно 2020 г. объем сократился на 40%, что в том числе было связано с ростом транспортировки угля из Якутии. При среднегодовом показателе погрузки якутского угля в 8,9 млн тонн (за период 2018-20 гг.), этот показатель в 2021 г. достиг 21,2 млн тонн.

В связи с опасениями относительно ограниченной провозной способности Восточного полигона[4] помощник президента и бывший министр транспорта РФ Игорь Левитин предложил увязать гарантированный вывоз угля из Бурятии, Хакасии и Кузбасса со сроками расширения Восточного полигона, а также при необходимости скорректировать объемы на правительственной комиссии по транспорту. Данное предложение было поддержано Владимиром Путиным.

Тем не менее, значительную часть добываемого твердого топлива в Бурятии составляют бурые угли, которые не востребованы на мировом рынке, и низкосортный энергетический уголь марок Д и Г. Цены на него в дальневосточных портах пока превышают 110 долларов за тонну, однако в перспективе могут снизиться, а их поставка нерентабельна в случае сокращения до 60 долларов за тонну.

При этом в настоящее время фиксируются низкие темпы динамики перевозок угля по Восточному полигону. В 2021 г. рост отгрузки угля на экспорт в восточном направлении составил незначительные 0,44% - до 101,34 млн тонн[5] (при плане Минтранса в 108,2 млн тонн), такие темпы прироста вызывают неодобрение потребителей железнодорожных услуг. Так, в минувшем году потери в отгрузке на восток Бурятии составили 4 млн тонн (они не были компенсированы на других направлениях). Невыполнение плана по отгрузке угля на восток связывают с переносом сроков сдачи объектов на основных лимитирующих участках Восточного полигона.

В то же время произошло перераспределение потоков - выросла отгрузка в восточном направлении из Якутии - на 10 млн тонн, из которых 9,5 млн тонн вывозятся через Амурскую область. Прирост отгрузки из Хабаровского края составил 1,5 млн тонн. При этом из региона не было вывезено 0,6 млн тонн, что, как и не отправленный объем из Бурятии, нарушает поручение главы правительства Михаила Мишустина, данное в марте 2021 г, о безусловном вывозе грузов ДФО. Также потребители указывают на отсутствие выполнения протокола правительственной комиссии по транспорту о недопущении снижения погрузки из моногородов относительно среднего уровня 2018-20 гг. (в частности, на 53% снизилась погрузка из Саган-Нура в Бурятии, на 26% - из Нерюнгри в Якутии и на 25% - из Черемхово в Иркутской области).

На фоне планов по увеличению угледобычи и несмотря на ограниченные возможности железной дороги, продолжается развитие портовой инфраструктуры для наращивания экспорта угля в страны АТР. Подконтрольное Эдуарду Худайнатову ООО «Коулстар» планирует построить два новых терминала в Приморском крае и согласовало соответствующие декларации о намерениях с Росморречфлотом. Так, в бухте Безымянная (морской порт Владивосток)[6] должен быть построен терминал «Аврора» мощностью 35 млн тонн в год (25 млн тонн угля, 10 млн тонн нефти). Помимо угля «Коулстара», загрузка терминала должна быть обеспечена продукцией Хабаровского НПЗ (АО «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова).

Стоимость проекта оценивается в сумму около 57,8 млрд рублей – в том числе возведение угольного терминала в 17,6 млрд рублей, нефтеналивного в 25,2 млрд рублей, 11,2 млрд рублей потребуется на организацию железнодорожных подходов к комплексу. Новый терминал предполагается построить за три с половиной года (с учетом времени на разработку и согласование проектной документации).

Еще один комплекс мощностью 17 млн тонн угля в год планируется возвести в районе Восточного порта (Находка). «Коулстар» ведет подготовку к проектированию данного объекта. Тем не менее, на текущий момент «Коулстар», ведущий разработку месторождений в Сибири, не располагает объемами добычи угля, способными полностью обеспечить мощности терминалов[7]. Таким образом, их мощности могут использоваться сторонними компаниями. В качестве оператора обоих терминалов рассматривается дочернее предприятие «Коулстар» - ООО «Морской порт «Коулстар».

В январе Главгосэкспертизой было одобрено увеличение перевалочных мощностей морского угольного терминала «Порт Вера» («А-Проперти») в Приморском крае - до 5 млн тонн в год, в то время как пока ежегодный объем перегрузки терминала не превышает 1 млн тонн угля. Данный объект ориентирован на перевалку угля Эльгинского месторождения в Якутии. Проектом предусмотрено строительство дополнительной технологической площадки и расширение грунтовой дамбы, а также размещение необходимого конвейерного и вспомогательного оборудования.

 

Развитие перерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке

В рамках ряда крупных перерабатывающих проектов продолжается строительство и монтаж оборудования, получение необходимых разрешений и создание сопутствующей инфраструктуры. В то же время под вопросом остаются отдельные масштабные проекты, в том числе из-за неопределенности с финансированием и ресурсной базой.

В декабре минувшего года государственная экологическая экспертиза выдала положительное заключение на основные объекты Находкинского завода минеральных удобрений[8] (НЗМУ), который создается в рамках приморской ТОР «Нефтехимический». Объекты включают установку по производству метанола мощностью 5 400 метрических тонн в сутки, очистные сооружения хозяйственно-бытовых вод и морской терминал. На площадке будущего предприятия возводится вспомогательная инфраструктура - резервуар запаса питьевой воды и участки подъездной дороги. Кроме того, Роспотребнадзор выдал заключение о соответствии санитарно-защитной зоны завода нормативам.

Несмотря на протесты экологических активистов (обращения с требованиями об остановке строительства были направлены президенту Владимиру Путину, губернатору Приморского края Олегу Кожемяко, в Росприроднадзор и Роспотребнадзор), проект продолжает пользоваться поддержкой со стороны властей. Мощность первой очереди НЗМУ составит 1,8 млн тонн метанола в год, второй – 3 млн тонн карбамида. Ввод установки метанола запланирован на третий квартал 2023 г. «Газпром» должен ежегодно поставлять сырье для предприятия в объеме 3,15 млрд куб. м в соответствии с контрактом, заключенным на 20 лет. Объем инвестиций в проект оценивается в 164 млрд рублей.

Между тем «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) в 2021 г. инвестировала в строительство Иркутского завода полимеров в Усть-Куте 85 млрд рублей. Общий объем запланированных инвестиций должен составить 300 млрд рублей (с учетом строительства микрорайона для работников завода на 3 тыс. человек). На текущий момент готовность проекта составляет 40%. Продолжается проведение работ по монтажу металлоконструкций и железобетонных колонн, по бетонированию. Осенью 2021 г. на предприятии завершилась установка крупнотоннажного оборудования, в настоящее время осуществляется монтаж малого технологического оборудования.

Производственная мощность предприятия составит 650 тыс. тонн товарной продукции в год - полиэтилена низкой и высокой плотности. В 2022 г. должен быть реализован финальный этап строительства. Проведение пусконаладочных работ намечено на 2023-24 г. Ресурсной базой станут месторождения ИНК– Ярактинское и Марковское, расположенные в Иркутской области. В январе текущего года ИНК застраховала строительство Иркутского завода полимеров на общую сумму 203,6 млрд рублей.

Со своей стороны компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна разрабатывает проект создания предприятия по производству СПГ в рамках «Якутского газового проекта». Данный проект отличается масштабностью, но пока не обеспечен необходимой ресурсной базой. Напомним, что Якутский газовый проект включает «Якутскую топливно-энергетическую компанию» (ЯТЭК) и ООО «Глобалтэк», которое было создано в 2019 г. в целях строительства завода СПГ в Хабаровском крае (поселок Аян, побережье Охотского моря). Ресурсной базой для завода должны стать Средневилюйское, Мастахское, Толонское и Тымтайдахское газоконденсатные месторождения в Якутии. В январе компания достигла договоренностей с китайской Zhejiang Energy International Limited об условиях продажи 10% в предприятиях Якутского газового проекта. Проект оценивается в 5 млрд евро, таким образом стоимость доли в 10% может составить до 500 млн евро.

Сделку планируется закрыть в октябре текущего года, после того как будет проведена процедура оценки активов и получения корпоративных одобрений. «А-Проперти» принадлежит 73% в ЯТЭК[9] и 51% в «Глобалтэк»[10]. «А-Проперти» сохранит контроль в обеих компаниях после продажи доли Zhejiang Energy. Предполагается, что китайский партнер, располагающий СПГ-терминалами в провинции Чжэцзян, обеспечит поставки сырья на китайский рынок в рамках соглашения о закупке товара[11] и будет участвовать в финансировании проекта по созданию завода пропорционально своей доле.

В январе тендер ООО «Глобалтэк» на проектирование СПГ-завода и подготовку необходимой документации для «Якутского газового проекта» выиграла японская компания JGC (в сотрудничестве с норвежской Aker Solutions)[12]. Они предложили, помимо проведения основных работ, решения по оптимизации процесса строительства. Срок разработки проекта должен составить около двух лет.

Окончательное инвестиционное решение планируется принять в конце 2023 г., на 2027 г. предварительно намечен запуск первой очереди завода. Для транспортировки сырья предполагается построить магистральный газопровод протяженностью 1 300 км с пропускной способностью свыше 25 млрд куб м в год[13]. Общий объем инвестиций в проект предварительно оценивается в 39,2 млрд евро (по оценкам компании Technip), но в рамках первого этапа в ЯТЭК оценивают затраты в 15 млрд рублей. Точную сумму инвестиций в ЯТЭК намерены назвать после завершения базового проектирования и инженерных изысканий. Работы по проектированию газопровода и сопутствующей инфраструктуры ведет институт «Гипровостокнефть» (Самара).

В целом проект планируется реализовать в два этапа – на первом этапе должен быть построен завод мощностью 8,9 млн тонн СПГ в год и проложен газопровод, а также пробурены более 100 скважин, обеспечивающих добычу 15 млрд куб. м газа. Второй этап включает увеличение мощности производства до 18 млн тонн СПГ в год, а объемов добычи – до 28 млрд куб. в год. При этом пока у ЯТЭК отсутствует право на экспорт СПГ, по этой причине может потребоваться договоренность с «Газпром экспортом»[14]. Также гендиректор ЯТЭК Андрей Коробов сообщал о проработке с Минэнерго варианта внесения изменений в федеральный закон об экспорте газа.

Напомним, что в декабре 2021 г. в целях расширения ресурсной базы ЯТЭК приобрела на аукционе некрупный Соболохский участок в Якутии (Вилюйский район) за 209,8 млн рублей. С учетом приобретенных в минувшем году Северного, Южного и Майского месторождений (совокупный объем ресурсов оценивается в 360 млрд куб. м), а также открытия Хайлахского газоконденсатного месторождения запасы ЯТЭК увеличились до 431,5 млрд куб. м газа и 26,5 млн тонн газового конденсата. Для реализации проекта необходимый объем запасов оценивается в 600 млрд куб. м. В ЯТЭК сообщали о планах увеличения запасов газа до 567 млрд куб. м в текущем году, а к 2025 г. – до 1 трлн куб. м.

Следует отметить, что в минувшем году Китай стал наиболее крупным потребителем СПГ в мире, импортировав свыше 78 млн тонн (рост на 20% относительно уровня 2020 г.). Дальнейший рост потребления прогнозируется с учетом реализации китайскими властями политики замещения угольной генерации и роста промышленного потребления[15].

Что касается проекта создания Восточного нефтехимического комплекса «Роснефти» в Приморье – ВНХК, то он вновь обсуждается в правительстве. До 15 февраля «Роснефть» должна представить в Минэнерго уточненные данные в ценах 2021 г. по стоимости строительства производственных объектов комплекса и объектов внешней инфраструктуры. Для каждого объекта должен быть указан ответственный за строительство, необходимый объем финансирования по годам в привязке к очередям ввода в эксплуатацию мощностей, а также необходимость нахождения объекта в федеральной собственности.

До 15 марта текущего года Минэнерго, Минфин, Минэкономразвития, Минтранс, Минстрой и Минвостокразвития совместно с «Роснефтью» предстоит дополнительно рассмотреть варианты финансирования внешней инфраструктуры ВНХК за счет различных источников (бюджетные ассигнования, проектное финансирование с использованием инвестиционного вычета, средства Фонда национального благосостояния). Кроме того, должна быть изучена возможность увеличения налоговых льгот. В «Роснефти» сообщали об экономической эффективности проекта при условии внутренней нормы доходности (IRR) не менее 20%. Тем не менее, компании было рекомендовано к 15 марта совместно с Минэнерго и Минфином проработать вопрос о реализации проекта при IRR не более 16,3%. Уточненная финансово-экономическая модель ВНХК должна быть представлена в правительство до 15 апреля.

Кроме того, предстоит дополнительно рассмотреть вопрос сырьевого обеспечения проекта. До 15 февраля «Роснефти» рекомендовано представить в правительство и в «Газпром» информацию о планируемых направлениях потребления природного газа в объеме 2,3 млрд куб. м в год. В свою очередь, «Газпрому» предстоит к 15 марта обозначить позицию по вопросу поставки природного газа для нужд ВНХК. Минэнерго до 15 апреля актуализирует и представит в правительство доработанную редакцию проекта распоряжения об утверждении плана мероприятий по строительству объектов внешней инфраструктуры ВНХК.

Напомним, что проект ВНХК должен включать НПЗ мощностью 12 млн тонн нефти в год (первая очередь) и нефтехимический комплекс мощностью переработки 3,4 млн тонн нефти в год (вторая очередь). Предварительно объем необходимых инвестиций оценивался в более чем 700 млрд рублей. В 2019 г. в «Роснефти» заявляли о нерентабельности проекта в текущих налоговых условиях (он был исключен из инвестиционного плана компании), но президент Владимир Путин в 2020 г. поручил правительству совместно с «Роснефтью» и «Газпромом» рассмотреть вопрос о возможных мерах господдержки ВНХК.

 

Планы по газификации регионов

В регионах рассматривают возможности расширения газификации. Власти Иркутской области предлагают «Газпрому» расширить программу развития газоснабжения и газификации региона на 2021-25 гг. (была подписана в сентябре 2021 г.). Так, предлагается включить в программу мероприятия по газификации Братска, Усть-Кута, Жигалово, Киренского района, а также строительство газопровода «Жигалово – Саянск». Проведение трубы до Саянска связано с планами по развитию Саянского газохимического комплекса - расширению мощностей предприятия «Саянскхимпласт» по производству поливинилхлорида (ПВХ).

Программа газоснабжения и газификации Иркутской области в текущем виде охватывает только 20 населенных пунктов Жигаловского района, предусматривает перевод на газ 14 котельных, подключение 2 тыс. 513 домовладений. Предусмотрено завершение строительства газопровода от Ковыктинского месторождения до Жигалово, строительство 156 км межпоселковых газопроводов и 306 км внутрипоселковых сетей. Вносимые иркутскими властями корректировки направлены на увеличение количества подключаемых к газу домовладений до 22 тыс. 888 единиц. Объем инвестиций в программу газификации региона оценивается в 20,6 млрд рублей. В настоящее время уровень газификации Иркутской области составляет порядка 9%.

Тем временем в декабре минувшего года были завершены работы по расширению магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» (СХВ) ПАО «Газпром» на участке от Комсомольска-на-Амуре до Хабаровска протяженностью 390,8 км. Ввод участка в эксплуатацию создает условия для дальнейшего развития газификации Хабаровского края[16], в том числе переподключения потребителей газа от газопровода «Оха - Комсомольск-на-Амуре»[17] («Роснефть»). Стоит отметить, что объем инвестиций «Газпрома» в программу газификации Хабаровского края на 2021-25 гг. составляет 5,49 млрд рублей. Компании предстоит построить 14 межпоселковых газопроводов, 9,3 км газопроводов-отводов и шесть газораспределительных станций.

 




[1] В целом российские компании в 2021 г. увеличили поставки в КНР на 38%, до 52 млн тонн.

[2] 80% - у ХК «Эволюция» (принадлежит Алексею Инкину), 20% - у АО «ОГК Менеджмент».

[3] Квоту также получила Хакасия, которая будет вывозить уголь в том числе из Тувы.

[4] В 2022 г. провозная способность должна вырасти на 14 млн тонн, до 158 млн тонн, но прирост может быть полностью распределен между новыми держателями угольных квот.

[5] При этом перевозки угля в восточном направлении на ДВЖД и ЗабЖД (включая экспортные и внутрироссийские) превысили в 2021 г. 122 млн тонн – на 0,2% больше, чем в 2020 г. А вот погрузка угля на экспорт в сети «РЖД» в целом выросла более существенным образом, на 7,7% - до 215 млн тонн.

[6] Рядом с поселком Дунай.

[7] Компании принадлежит лицензия на разведку и добычу каменного угля в границах участков Майрыхский и Бейский-Западный Бейского каменноугольного месторождения в Хакасии и участок «Богатырь» Горловского угольного бассейна в Новосибирской области (крупное месторождение антрацита, начало добычи намечено на 2023 г.). В год «Коулстар» производит 3 млн тонн энергетического угля – прогнозные запасы составляют 2,4 млрд тонн, план на 2025 г., за счет развития добычи в Новосибирской области, составляет 20 млн тонн в год. Мощность планируемых терминалов все равно значительно больше, что ставит вопрос об их загрузке.

[8] АО «Национальная химическая группа» (99%), А.Оболенский (1%).

[9] Еще 25% - у ЗПИФ «Траст Юнион Эссет Менеджмент».

[10] 49% в «Глобалтэк» принадлежит ЯТЭК.

[11] В рамках off-take-контракта (соглашение между производителем и покупателем о закупке товара, который еще не изготовлен).

[12] В финал конкурса также прошли французская Technip, которая ранее выполнила предпроектную проработку, и американская McDermott.

[13] Участки «Кысыл-Сыр – Амга» и «Амга - Аян».

[14] Лицензия на экспорт СПГ также есть у «Роснефти» и «НОВАТЭКа».

[15] Предварительно потребности КНР в СПГ к 2030 г. оцениваются в 120 млн тонн в год.

[16] Поставки газа в Хабаровский край из ресурсов «Газпрома» на текущий момент не осуществляются.

[17] Трубопровод эксплуатировал «РН-Сахалинморнефтегаз», который остановил добычу в 2020 г.

Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов