Чтобы развивать производство, местным компаниям нужны льготные кредиты и гарантированный сбыт.
В Хабаровском каре работает около 300 производителей пищевой и перерабатывающей промышленности. Несмотря на сложности последнего года с закупкой сырья и логистикой, компании наращивают объёмы производства и выпускают на рынок новые виды продукции. По информации краевого минсельхоза, за 2022 местный ассортимент пополнили почти сотней новинок. Но есть и проблемы: среди них сложность с получением льготных кредитов, которые нужны для модернизации предприятий.
Компания «Лесные продукты» на дальневосточном рынке более 20 лет, в ассортименте – более 50 видов продукции: сиропы и десерты на основе натуральных ягод, солёный папоротник, мёд с добавками. В прошлом году компания разработала рецептуру и выпустила в продажу новые виды сиропов. Насыщенные витаминами концентраты шиповника, черной смородины и облепихи, по задумке технологов, должны помочь хабаровчанам быстрее справиться с осенне-зимними вирусными заболеваниями.
Производственная линия по выпуску сиропов «Лесные продукты»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
– ОРВИ не дремлет, и мы хотим помочь большим и маленьким жителям края, – говорит Элла Пекина, главный технолог компании «Лесные продукты». — Посоветовались с Роспотребнадзором, получили «добро». При составлении рецепта уточнили рекомендации ВОЗ, ведь переизбыток витаминов, может быть даже опаснее, чем их недостаток. Решили внести в состав не больше 30% от суточной нормы. Мы пока выпустили 2 вида сиропов: шиповник с облепихой и витаминами группы В и витамином С, и шиповник с черной смородиной и витамином С. Витамины водорастворимые, не накапливаются в организме. Премикс витаминов группы В, в который входят никотинамид (В3), пиридоксин (В6), тиамин (В1) и пантотеновая кислота (В5) мы получаем из Москвы, его производит компания «Бифилайф». Аскорбинку доставляют из Нижнего Новгорода. Процесс разработки и оформления новых сиропов занял полгода, недавно мы прошли сертификацию в Барнауле, сейчас имеем право сами декларировать свой товар. Он идет в магазины как обычная пищевая продукция.
Директор предприятия говорит, что при составлении рецептуры ориентировались на школьников и дошкольников. Чтобы продукция поступала в образовательные учреждения и детские сады, советовались с министерством образования края. Пока новинки отгружают небольшими партиями в торговые сети. Через месяц планируют витаминизировать и плодово-ягодные десерты.
– Хотелось бы охватить более широкий спектр социальных учреждений края, — говорит Евгений Хрустов. – Объединить бы усилия наших органов управления, наших социальных объектов, ну и нас собственно. С детскими садами мы работаем по прямым контрактам уже порядка 5 лет. Из наших сиропов там делают морсы для малышей. В прошлом году ситуация была тяжёлая – на закупку сахара брали займ 3 миллиона в Фонде развития промышленности на пополнение оборотных средств. Сахар тогда в марте подскочил до 85 рублей, с 53, как было зимой 2022 года. Это, конечно, был определённый шок, ведь мы в России сахар сами производим, и тут такие цены. Из-за импортозамещения пришлось кое-где скорректировать рецепты. Например, мы раньше при производстве десертов работали на каррагинане корейском, это желирующее вещество, выработано на основе морепродуктов. В связи с тем, что поставки из Кореи стали затруднены, мы перешли на российский желатин. Вкус продукта практически не изменился. Сейчас ситуация немного стабилизировалась, сахар по 70 рублей оптом покупаем. Но обстановка на рынке остаётся напряжённой, потому что инфляция только сейчас, наверное, докатилась до нас. Кроме того, некоторые позиции привязаны у нас всё равно к курсу евро и доллару, например, упаковка часто измеряется в таких валютах. Поэтому цены приходятся повышать.
Евгений Хрустов, директор компании «Лесные продукты»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Кроме сиропов «Лесные продукты» выпускают натуральный мёд, в том числе с разными добавками. Сырьё закупают у пчеловодов, очищают и слегка нагревают. На фасовочной линии разливают мёд в упаковку. За смену здесь могут произвести больше 4 тысяч банок. Но предприятие работает всего лишь на 25% от полной производственной мощности. Директор говорит, что вместо 4-х бригад посменно трудится одна, которая переходит из цеха в цех. Если бы торговые сети больше уделяли внимание продукции местного производителя, можно было бы работать на склад и принять на работу ещё людей.
– Вот, например, наш папоротник солёный не хотят брать в некоторые торговые сети, — продолжает директор предприятия. — Говорят, что очень дорого, и требуют снизить цену, или в отказ. При этом торговую надбавку сбавлять не собираются. Но это натуральный продукт, и мы считаем, что в конечном итоге решать должен потребитель – нужен ему такой товар или нет – иметь право выбора и голосовать рублём.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
О сложностях, которые мешают развиваться, рассказывают и другие производители Хабаровска. Компания «Дальневосточная продукция» сегодня единственная на Дальнем Востоке производит макаронные изделия. Запустились в 2020 году, начинали с 4 тонн в месяц, сейчас выпускают порядка 120 тонн 12-ти наименований. Но это предельная мощность, говорит директор Татьяна Ивачева. Чтобы производить больше, нужно ставить ещё одну технологическую линию.
– У нас есть запрос на поставки в торговые сети региона, — говорит Татьяна Ивачева. — Мы уже сотрудничаем с ритейлерами «Спар», «Амбар». Планируем заходить в «Пятёрочку». Наши макароны по прямым договорам компании поставляют в школы и детские сады. В прошлом году мы отгрузили 500 килограммов в помощь мобилизованным в зону СВО. Хотели больше, но линия сломалась, весь декабрь практически простояли, и в январе еще неделю. Так что новое оборудование нужно и для того, чтобы подстраховаться, и объёмы, которые от нас хотят получать, закрыть. Но есть сложности с банками.
Фасовочный участок компании «Дальневосточная продукция»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Предприятие «Дальневосточная продукция» имеет право получить льготный займ как сельхозтоваропроизводитель по линии минсельхоза. Но на деле банки не спешат выдавать 12 миллионов рублей под 4-5% годовых.
– Обращались и в банки, и в ФРП – получаем отказы, – продолжает Ивачева. — В прошлом году направляли запросы, и в этом продолжаем надеяться. Банки рассматривают отчетность прошлых периодов, когда мы начинали, объемы были не такие большие, как сейчас, а то, что у нас сейчас - не учитывают, нужно за несколько лет подать документы с высокими цифрами по продажам. Не доверяют, получается. Хотят в залог деньги, но мы ведь и не просили бы их, если бы они у нас были. Но работать продолжаем, сейчас опять подали заявку в «Россельхозбанк», предоставили документы. С фондом развития промышленности не получилось, потому что они дают от 20 миллионов рублей под 1%, допустим, в лизинг, а нам надо меньше, мы до таких сумм ещё не доросли. Да и документы у них проверяют по полгода. Но мы решаем вопрос. Мука сильно поднялась в цене – с 25 до 28 рублей за килограмм, закупаем оптом. Чтобы пополнить оборотные средства, закупить сырьё и упаковку мы в 2022 году обратились за финансовой помощью в фонд поддержки малого предпринимательства. И благодаря этому мы взяли ещё 2 транспортёра. Загрузочный - который будет у нас в упаковщик ссыпать, и второй - разгрузочный, для выгрузки уже готовых пакетов, на стол, чтобы упаковщик мог наклеивать этикетки.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Сейчас компания «Дальневосточная продукция» подала заявку в центр «Мой бизнес». Там обещали помочь с продвижением – оплатят рекламу на телевидении. В скором времени для предприятия изготовят видеоролик. Кроме того, Татьяна Ивачева обратилась в администрацию города, там в рамках конкурса можно субсидировать часть затрат на основные средства и на оплату электроэнергии.
Инга ТрошинаВ районе имени Лазо Хабаровского края зарегистрировано и работает около тысячи различных предприятий. Одни осваивают многомиллионные инвестиции и получают от государства налоговые льготы, другие еле сводят концы с концами.
Первое предприятие, которое посетили «столичные» гости – «Тумнинский прииск», которая работает недалеко от райцентра - села Переяславки (65 км от Хабаровска – прим.ред). Инвестиционный проект на 1 миллиард рублей согласовали с Минпромом России в 2020 году. Сразу запустили производство – сначала открыли один цех по переработке древесины, за ним второй, наладили выпуск шпона из липы, дуба, ильма. Сейчас строят цех площадью три тысячи квадратных метров – в конце 2023 планируют выпускать фанеру.
– Мы вложили в производство порядка 500 миллионов рублей своих средств, – говорит Руслан Добродеев, генеральный директор предприятия. – Брали кредиты на покупку оборудования, вкладывали свои активы. Сейчас обратились в Фонд развития промышленности, нам нужно 100 миллионов рублей на приобретение станков для выпуска фанеры. Планируем закупить китайское оборудование. У нас много техники российского производства, она тоже исправно работает, на нее всегда есть запчасти, но в новый цех хотим попробовать китайское. Конечно, в связи с санкциями лучше на российском работать. Надеюсь, когда-нибудь у нас на Дальнем Востоке будут делать станки лесоперерабатывающие.
А еще хотелось бы, чтобы в нашем крае появились заводы по производству мебели и ламината из нашего сырья. Потому что некому производить. Мы шпон, который получаем из древесины, сушим и отправляем на экспорт, в Китай. И он к нам возвращается уже в виде готовой продукции, а хотелось бы наоборот.
По словам директора, примерно половина того, что производят, идет на экспорт. Другая половина востребована на внутреннем рынке. Особенно большой спрос на пиломатериалы. С наступлением нового строительного сезона на предприятие поступают заказы, и не только Хабаровского края.
– Буквально недавно у нас с запада с мебельной фабрики был заказ, 2 вагона отправили пробных, перерабатывали ильм, высушили, отправили, сейчас ждем - клиенты сказали, посмотрят, как оно будет в производстве, если все устроит - будут еще заказы делать, – рассказал Добродеев.
Компания «Тумнинский прииск» рассчитывает стать резидентом территории опережающего развития района имени Лазо. Заявку в Минэконом РФ подали в прошлом году, а в мае ждут ее одобрения. Статус участника ТОР позволит развиваться еще стремительнее, вдвое сократить затраты на электроэнергию и привлечь на производство больше специалистов. Сейчас в цехах задействовано около 70 человек, планируется, что к 2024 году, когда объем инвестиций составит миллиард рублей, и заработают новые цеха по выпуску топливных пеллет и арболитовых блоков, коллектив предприятия увеличится до 315 человек.
– Это предприятие уверенно идет вперед, примечательно, что они стартовали в разгар пандемии, потом санкции – но они продолжают развиваться, – отметила Валентина Филоненко, и. о. первого замминистра экономического развития края. – Сейчас вновь открывается китайский рынок, там востребованы наши пиломатериалы. Перспективы отличные – учитывая, что строится цех по производству фанеры. Возможно, в ближайшем будущем мы запустим собственное производство мебели, а, может, и цветных карандашей. Ведь липа, которую заготавливают в крае и перерабатывают здесь идет, в том числе, на заготовки для карандашей, которые, опять же, изготавливают в Китае.
Следующей остановкой экспертов по инвестициям и поддержке МСП стало предприятие «Дальневосточная торфяная компания», которая работает в поселке Хор уже примерно 20 лет. Здесь производят топливные брикеты из спрессованных опилок, а также органические удобрения из торфа. Оборудование порядком устарело, но уже закупили новое, говорит директор Александр Тимофеев. Через пару недель его доставят и начнется пуско-наладка. Если сейчас производят порядка 600 тонн удобрений в год, то с новой линией смогут выпускать до 1500 тонн.
– Что касается топливных брикетов, то там ведь не просто опилки, – рассказывает Александр Тимофеев. – Мы стали несколько лет назад резидентом «Сколково», разработали инновационный проект, кое-что даже запатентовали. В опилки добавляем специальные бактерии, которые в дальнейшем позволяют быстрее и проще перерабатывать этот материал. Используем отходы лесопиления с ближайшего предприятия «Римбунан Хиджау». Они нам, кстати, очень благодарны за утилизацию. Топливные брикеты охотно раскупают наши внутренние потребители – Хабаровский край, Вяземский. Да так охотно, что мы смогли в этом году закрыть их потребности только наполовину. И понятно – такие брикеты экономичней угля, теплопроводность их составляет 4895 килокалорий на килограмм продукции. Для сравнения, у бурого угля она 3800-3900 килокалорий. Брикеты намного эффективней, зольность составляет - тоже очень серьезный показатель - всего 1%, тогда как у угля это может быть и 15% и 18%. Влажность тоже по сравнению с углем выигрывает – 2% против 20%.
Органо-минеральные гранулированные удобрения на основе натурального природного сырья - торфа, которые мы производим, очень востребованы в Китае ввиду почвенного истощения. Мы уже подписали договор со своими стратегическими партнерами в Шанхае, они готовы забирать всё, что мы будем производить. У нас, конечно, не те объемы, закупки которых необходимы в Китае, но, тем не менее, очень приятно, что на той продукции, которую ты выпускаешь, вырастут хорошие качественные овощи, это всем будет полезно.
По словам Александра Тимофеева, во время пандемии коронавируса и введения первых санкций предприятие оказалось в кризисной ситуации. Производство пришлось остановить, были проблемы с сырьём и логистикой. Но сейчас ситуация нормализуется, и в этом году планируют закупить оборудование для производства жидких удобрений. Проблем с перепроизводством не опасаются – понимают, что этот товар всегда будет востребован на внутреннем рынке. Ведь органические удобрения примерно на 30% эффективнее традиционных минеральных и не перегружают почву.
– Мы готовы тиражировать свой проект по производству удобрений, им уже заинтересовало еще 2 компании – российская и китайская. Через пару лет сможем выпускать до 30 тысяч тонн в год, – продолжает рассказ директор Дальневосточной торфяной компании. – Но надо понимать, что инвестор на пустое место не приходит. У нас основной этап уже пройден – есть земля и помещение, электричество и рынок сбыта тоже есть.
А вначале было довольно сложно. Мы пытались получить льготный займ в фонде развития промышленности, но так и не смогли этого сделать. Потому что институты поддержки в тот период времени – я говорю про 2019 год - не были синхронизированы в своей работе, у них были разные алгоритмы и подходы к финансированию, у нас эта сделка так и не состоялась. Вообще самая большая проблема – это получить деньги. Сейчас в банках говорят - дайте залог, мы говорим - вот, пожалуйста, берите, и выставляем бизнес. А банкам нужен залог первой категории – то есть деньги. И парадокс в том, что я иду за деньгами, а мне для их получения тоже нужны деньги. Это очень тормозит. Иногда даже руки опускаются. Здесь важно, чтобы предприниматель понимал - важно стиснуть зубы и дойти до определенного уровня, независимо ни от чего. Тебе помогут. Понятно, что надо доказывать свою инициативу, свою правоту и ликвидность своего проекта. Но это бизнес, как говорится, ничего личного.
В завершение рабочей поездки в район имени Лазо команда экспертов из Хабаровска приняла участие в совете по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата на местном уровне. Но приехавшие на встречу представители мелкого и среднего бизнеса без энтузиазма встретили выступления специалистов на тему «О формировании и применении тарифов на электрическую энергию для субъектов предпринимательства». И рассказали им своем видении формирования этих тарифов.
– У меня пекарня, я хлебом снабжаю 11 посёлков по Оборской ветке, – говорит Ирина Гордиенко, директор «Тека-Лайн» из посёлка Мухен (120 км от Хабаровска – прим.ред). – Сами доставляем, на своих машинах хлеб в детские сады, больницы, школы, в том числе. Сейчас электроэнергия уже выше семи рублей за киловатт! Поднялась с нового года на 23%! А я хлеб повысить в цене не могу, потому что понимаю, что это вызовет социальную напряженность в поселках, где и так не живут, а выживают. Но я не понимаю, как мне дальше работать, если все в цене растёт? Где-то в 2014 году в районе была поддержка, нам субсидировали часть затрат, мы могли и цену не повышать, и людям зарплату прибавить. А сейчас ее нет. Есть только возмещение на покупку нового оборудования, но с чего его покупать, если можно и вовсе закрыться.
О проблемах с электричеством говорит и индивидуальный предприниматель Ирина Савина из села Бичевая (115 км от Хабаровска – прим. ред). По словам бизнесвумен, свет без конца отключают, от чего страдают холодильники. А тарифы на вывоз мусора, которые действуют в районе Лазо с приходом регионального оператора, и вовсе повергают её в ужас.
– Я честно показала все свои площади, и мне насчитали почти 14 с половиной тысяч рублей, – возмущается Ирина Савина. – У меня 4 маленьких магазинчика, там и 8 кубов не наберется, а мне посчитали 18. Раньше мы свои отходы свозили в карьер и пересыпали его землей, и всё всех устраивало. А теперь платим такие деньги. Может, оно так по закону и правильно, но жить и налоги платить с чего?
О сложностях, которые возникают у субъектов малого и среднего бизнеса в районе представители экспертного сообщества пообещали сообщить губернатору – в его власти хотя бы вернуть субсидию для производителей хлебопекарной продукции. Она действовала с прошлого года до конца января и очень поддерживала пекарей, позволяя производителям получать 2,5 рубля за каждый килограмм реализованного хлеба.
Завод, широко известный своей продукцией под маркой «Маслава», появившейся в 1999 году, полностью обеспечивает потребности Приморского края в соевом масле и импортирует часть продукции в регионы России и ближнее зарубежье. EastRussia продолжает выяснять, как работается дальневосточным предприятиям в условиях антироссийских санкций.
Соевое масло на МЖК «Приморская соя» производят из местного сырья - сои амурской и приморской селекции. Генномодифицированные зернобобовые здесь не используют. В месяц с завода выходит около тысячи тонн соевого масла – это около 20% от исходного сырья, остальное – соевый шрот, высоко ценимая в животноводстве высокобелковая добавка в корм скоту. Оборудование – несколько линий немецкого и итальянского производства, экстрактор — отечественный. Иностранное оборудование уже адаптировано под нужды производства, необходимые детали на заводе проектируют сами или заказывают у российских производителей.
«Мы уже решили проблему импортозамещения оборудования. Мы в данный момент автономны и самостоятельны. Текучесть кадров у нас всего 1,5%, что для нашей отрасли очень хороший показатель, это признак стабильности», – говорит руководитель производственной площадки «Приморская соя» масложирового бизнеса ГК «Русагро» Алексей Федоров.
МЖК был построен в 1926 году. В конце 70-х годов комбинат выпускал около 60 видов продукции. Начиная с 90-х, комбинат оставался ведущим на Дальнем Востоке производителем растительных масел, маргарина, майонеза и соевого шрота. В 2015 году контроль над предприятием получила ГК «Русагро». Завод был законсервирован в начале 2020 года из-за значительной кредиторской задолженности. Генеральный директор «Русагро» Максим Басов в 2020 году в интервью EastRussia говорил, что дальневосточные производители соевого шрота неконкурентоспособны, потому что нет рынка сбыта продукции.
«С маслом проблем нет, сегодня оно хорошо уходит в Китай, в Корею и в Россию. Но, к сожалению, при переработке сои получается очень мало масла и очень много шрота, потому что шрот — главный продукт переработки. К сожалению, ситуация на рынке развернулась по негативному для нас сценарию. На Дальнем Востоке и даже в Сибири недостаточный объем потребления соевого шрота, это регионы слабо развитые с точки зрения животноводства», – добавлял он.
В 2020 году этот актив компания планировала продать, но после введения ограничений на вывоз сои многим производителям пришлось корректировать планы – возникла необходимость в переработке большого количества сои. Весной 2021 года работа масложирового комбината в Уссурийске возобновилась.
По данным правительства Приморского края, рост производства сои в прошлом году составил 8% по сравнению с предыдущим годом. Спросом пользуется не только масло, но и соевый шрот, который является сырьем для изготовления комбикормов для птицы и крупного рогатого скота. География сбыта соевого шрота МЖК «Приморская соя» – от Камчатки до Центрального федерального округа. Соя богата протеином, и чем выше его содержание, тем быстрее будет давать привес животное. Как отметила инженер-химик завода Татьяна Мироненко, технология изготовления масла не изменилась с советских времен.
«Наша соя – самая лучшая. Количество солнечных дней влияет на созревание бобов, а это влияет на качество масла. Со временем изменились ГОСТы, мы им соответствуем. Технологии производства масла везде одинаковы, все зависит от оборудования. Оборудование было усовершенствовано и заменено на более производительное, с меньшими потерями».
Соевые бобы при поступлении тщательно проверяют в лаборатории. Сепаратор отбивает от сои камень и мусор, и уже чистое сырье отправляется на переработку в подготовительный цех. Начальник маслоэкстракционного цеха Максим Кайдалов рассказал, как производится растительное масло.
«После дробления соевых бобов на мелкие части происходит влаго-паровая обработка, соя плющится и получается соевый лепесток. Далее этот лепесток поступает в экстракционный цех – в роли экстрактора выступает растворитель. Он вытягивает из лепестков растительные масло. На выходе получается обезжиренный соевый лепесток и мисцелла – желтая маслянистая жидкость. Далее обезжиренный соевый лепесток сушат –полностью удаляют остатки растворителя, мисцелла также идет на дистилляционные установки, где разделяются масло и бензин-растворитель. На выходе имеем чистое соевое масло и соевый кормовой шрот без растворителя. Это я коротко описал процесс производства соевого масла. На самом деле он гораздо сложнее».
От начала приемки и до выпуска продукции проходят сутки. За это время масло успевает пройти полную обработку. Сначала получается соевое нерафинированное масло, потом рафинированное, далее – рафинированное дезодорированное. Как рассказала начальник участка рафинации и дезодорации Наталья Мухина, экспортная продукция и продукция для внутреннего потребления одинакова. Китай предпочитает приобретать у «Приморской сои» недезодорированное соевое масло, в России не пользующееся особым спросом.
Фасовочный цех находится тут же. Завод производит масло торговых марок «Маслава», «Лето красное», «Щедрое лето» и масляную смесь «Уссурийская». Алексей Федоров пообещал, что ассортимент продукции завода вскоре пополнится:
«В связи с последними событиями произошло вымывание некоторых позиций с прилавков магазинов. Линейка нашей продукции будет пополняться, планируем возвращать майонезное производство, которое будет востребовано во Владивостоке, а также будем выпускать кетчуп и горчицу – мы уже начали делать расчеты, в течение года решим этот вопрос».
Региональному оператору нацпроекта «Производительность труда» в Хабаровском крае приходится убеждать менеджмент местных предприятий бесплатно получить услуги, за которые вне проекта пришлось бы заплатить миллионы рублей. Корреспондент EastRussia выяснил одну из неочевидных, но частых причин такого положения вещей, а также посетил производство, руководитель которого возлагает большие надежды на участие в проекте.
Делиться опытом внедрения инструментов бережливого производства и повышения производительности труда в Хабаровск на стратегическую сессию, посвященную Международной неделе производительности, приехали представители крупнейших российских предприятий.
Хвалу грамотному подходу организации производства, бизнес-процессов вознесли эксперты «Норильского никеля», компании «Технониколь», «Центра корпоративных решений» Новолипецкого металлургического комбината.
Фото: пресс-служба министерства экономического развития Хабаровского края
Так Павел Пашков, директор по производству стратегической бизнес-единицы «Минеральная изоляция», рассказал, как хабаровский завод «Технониколь Дальний Восток» смог в пять раз снизить потери при производстве каменной ваты и увеличил производительность на 35% за счёт оптимизации процессов. Арсенал применённых способов – от внедрения философии и уважения к персоналу, до анализа воздушных потоков при волокнообразовании и организации рабочего места.
Изображение: фрагмент презентации стратегической бизнес-единицы «Минеральная изоляция»
«Бережливое производство – это комплекс методов, многие из них довольно стандартны – типа 5S (система организации и рационализации рабочего места – прим. ред.), или быстрая переналадка, - отметил Павел Пашков, - но важно не столько внедрить конкретный инструмент, сколько правильно его интерпретировать и подогнать под себя».
Принципиальный момент – распознать причину неудовлетворительной ситуации и бороться с ней, а не с её следствием. Необходимость изыскания внутренних резервов, борьба с потерями, незавершенными производственными процессами – через эти состояния проходят все менеджеры предприятий. Кто-то в этой позиции находится постоянно. Одни оставляют всё как есть, занимаясь «тушением пожаров», другие пытаются разобраться самостоятельно, третьи привлекают внешние ресурсы. Один из них Федеральный центр компетенций (ФЦК) – оператор нацпроекта «Производительность труда» и его региональные подразделения.
Нацпроект «Производительность труда» стал ответом на зафиксированное замедление её – производительности - роста. По оценкам экспертов Высшей школы экономики в период с 2000-го по 2009-ый производительность в РФ росла в среднем на 4,4% в год, в последнее десятилетие – только на 1,5% в год. Правительство поставило целью добиться 5% ежегодного прироста производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевых отраслей экономики. И предложило помощь – команда внешних экспертов анализирует положение дел, и вносит предложения по улучшению ситуации. Участники проекта получают комплексную поддержку в оптимизации своих производственных и бизнес-процессов, обучении персонала, руководителей, помощь при выходе на экспорт, налоговые преференции. И всё это за счет государства.
По данным самого ФЦК сейчас к проекту подключились 3773 предприятия из 78 регионов страны. В Хабаровском крае проект действует с 2021 года. Здесь к нему присоединились 20 предприятий из 80 подходящих под условия участия.
Чтобы попасть в проект предприятие должно отвечать перечню критериев:
- выручка от 400 млн рублей в год;
- отношение предприятия к одной из приоритетных отраслей, а именно: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля;
- доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не выше 50%.
Изображение: фрагмент презентации АНО «Региональный центр компетенций в сфере производительности труда»
Один из самых ярких примеров эффективности участия в «Производительности» в Хабаровском крае – завод «Амурсталь», производящий сталь с использованием электросталеплавильной технологии с дальнейшим переделом в сортовой прокат. Здесь после устранения выявленных слабых мест экономический эффект составил 760 млн рублей за полгода. При этом на одном из участков было сокращено время протекания производственных процессов на 56%, незавершенное производство – на 51%, выработку, измеряемую в тоннах на человека, увеличили на 129%. Общая производительность выросла на 30%.
Но и после обнародования результатов «Амурстали», «Хабаровского судостроительного завода», «Дальэнергомаша» очередь из претендентов на участие в нацпроекте не выстроилась.
- Разные предприятия в разных отраслях реагируют по-разному, – сообщил EastRussia Дмитрий Пугачев, замминистра экономического развития Хабаровского края, - вот «Технониколь» тот же – они мировые лидеры, без сомнения. И не считают зазорным для себя заходить в нацпроект, при том, что у них итак всё отлажено. Но и они находят у себя моменты, которые надеются разрешить, обратившись за помощью к экспертам ФЦК. Или авиазавод, выпускающий Суперджеты. И у них есть резервы! Предприятие признано лидером в стране по уровню производственной системы, у них переходящий кубок Гастева год стоял, но, тем не менее, когда туда пришли 15 экспертов ФЦК, они за два дня они сделали 43 предложения!
Мы сталкиваемся с разными ситуациями, есть руководители предприятий, которые врываются в проект, не боясь, что его признают недостаточно грамотным, продвинутым, совершенным. Такой риск есть в глазах некоторых «оценщиков». При этом есть и крупнейшее региональное предприятие, которое производит продукцию на всю страну, и мы с ним больше года общаемся на предмет включения в нацпроект. И самая честная причина, которую они не называют, это боязнь показаться в чьих-то глазах некомпетентными. У них миллиардная выручка, колоссальное количество резервов, поточное производство, но … приходится уговаривать.
Стартовое совещание программе повышения производительности труда на ООО «Мясооптторг»
Фото: EastRussia
- Нет особо желающих, - подтверждает Елена Стецюк, директор «Регионального центра компетенций в сфере производительности труда». – Мы ходим и уговариваем. Мы понимаем, что реально нужны. И в тех сроках, что сейчас указаны – до декабря 2024 года – нашу адресную поддержку ФЦК и РЦК Хабаровского края – могут получить 59 предприятий, уже есть 20 соглашений. У нас ворота открыты, но… Мы ходим к тем, к кому, как мы сами видим, помощь нужна. Но зачастую мы встречаемся с ситуацией, когда корону носить выгоднее, чем дело делать. При этом наши услуги – если их брать вне проекта – обошлись бы предприятию в шесть с половиной миллионов рублей!
Одним из «ворвавшихся» в проект стал хабаровский переработчик мяса «Мясооптторг». Организованное в 2015 году предприятие собиралось ограничиться оптовой торговой торговлей – тушами, полутушами, потом стали рубить, потом резать мельче, затем занялись переработкой. Сначала замороженные полуфабрикаты, сейчас и колбасы, и копчености и пельмени с холодцами. Коллектив из 270 человек выпускает более 2 400 тонн продукции в год (примерно в равных долях – охлажденное мясо, полуфабрикаты и варёно-копчённая продукция), оборот немного не дотягивает до миллиарда, плюс отдельно своя сеть розницы по городам Хабаровского края и Амурской области – 40 магазинов.
производственный участок «Мясоопторг»
фото EastRussia
- Мы, можно сказать, не успеваем за собственным ростом, - рассказывает генеральный директор предприятия Евгений Шестюк. – Как многие молодые предприятия, мы в ограничены в ресурсах, причем самый главный – это человеческий ресурс. Не всегда получается собрать команду, которая могла бы решать задачи, помимо текущих производственных дел. Привлекая «Региональный центр компетенций» мы надеемся решить проблемы, которые, как уже сейчас понимаем, могут остановить наше развитие.
Евгений Шестюк, генеральный директор ООО «Мясооптторг»
фото: EastRussia
Евгений сейчас жалеет, что в своё время – когда разворачивали производственный комплекс, никто не подсказал, что его можно было перенести на пару километров и стать резидентом ТОР, поэтому цену свежему экспертному взгляду теперь знает.
- Мы очень надеемся с помощью РЦК, участвуя в нацпроекте, оптимизировать максимальное количество процессов, снизить себестоимость, - добавляет он. – Получается мы нанимаем себе аудит, экспертов, только денег за это не платим! Идеальная ситуация. И самое главное, почему нам интересен федеральный проект: есть много предприятий в стране похожих на наше, которые уже решили схожие проблемы роста, и они могли бы с нами поделиться своим опытом, компетенциями. Когда мы не конкуренты, когда мы из разных регионов – это проще сделать.
Если такие настроения распространятся в бизнес-среде Хабаровского края, то возможно, что за право занять одно из оставшихся 39 вакантных мест в нацпроекте претендентам ещё надо будет постараться. Главное – не забыть корону снять.
В минувшем году на снижение производственных показателей агропромышленного комплекса Дальнего Востока влияли неблагоприятные погодные условия (дожди, тайфуны, паводки, переувлажнение почвы), а также вспышки вирусных заболеваний сельскохозяйственных животных на крупных предприятиях и в фермерских хозяйствах. При этом регионы намерены в ближайшие годы все же добиться существенного повышения уровня самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией. Основные ожидания связаны с реализацией проектов строительства крупных животноводческих и тепличных комплексов.
По предварительным данным, сельскохозяйственное производство на Дальнем Востоке в 2024 г. сократилось на 3,3% относительно 2023 г., что в целом соответствует общероссийскому негативному тренду (-3,2%). Небольшой рост производства сельскохозяйственной продукции был зафиксирован только в двух регионах – в Амурской области (+0,6%) и Хабаровском крае (+1,3%). Больше всего сократилось производство сельхозпродукции в прошлом году в Магаданской области – на 14,2%.
В Приморском крае, который является дальневосточным лидером по объемам производства скота и птицы (на убой), по данным категориям в 2024 г. было зафиксировано наиболее значительное в округе сокращение – на 24,7%, до 81,5 тыс. тонн. На формирование отрицательной динамики повлияли вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в регионе – в 2023 г. на крупном свиноводческом комплексе «Русагро – Приморье» (около 20% приморского производства свинины), а в минувшем году – в небольших фермерских хозяйствах. Напомним, что свинину в крае также производят ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье»). Хотя краевой Минсельхоз ставит цель добиться достижения самообеспеченности региона мясом собственного производства на 100% к 2028 г., пока данный показатель составляет только 48,5%. Также в крае в прошлом году снизилось производство молока – на 2,7% относительно 2023 г., до 132,8 тыс. тонн.
Увеличению производства собственной мясной продукции в Приморье должны способствовать новые проекты. В 2024 г. вьетнамская TH Group приступила к основной фазе строительства животноводческого комплекса с общим поголовьем 10 тыс. коров в Яковлевском муниципальном округе. Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на 2027 г. Инвестиции в создание комплекса и молокозавода мощностью переработки 60 тыс. тонн молока в год составят более 20 млрд рублей.
В Приморском крае в минувшем году фиксировалось заметное снижение сбора зерна – на 13,8%, до 425,6 тыс. тонн, а также картофеля – на 10,4%, до 146,3 тыс. тонн. Напротив, производство овощей увеличилось за год на 28,7%, достигнув 91,2 тыс. тонн. Сои в крае (основная экспортная культура региона) за минувший год было собрано 207 тыс. тонн, что на 43,5% меньше, чем годом ранее (урожай собран с 152,5 тыс. га, тогда как в 2023 г. – с 269 тыс. га). Причиной сокращения стало уменьшение посевных площадей из-за дождей и переувлажнения почвы (план по посеву был выполнен только на 51%).
Следует отметить, что в целом на Дальнем Востоке в прошлом году в 3,5 раза выросло производство семян подсолнечника, составив 7,9 тыс. тонн (в весе после доработки). Выращивание данной культуры сосредоточено в Приморском и Забайкальском краях, но цифры именно по данным регионам отдельно не уточняются. Тем не менее на Дальний Восток приходится лишь небольшая часть общего урожая подсолнечника в стране. В целом сбор данной культуры в РФ в прошлом году превысил 16,5 млн. тонн, снизившись на 4% относительно 2023 г.
Кроме того, в Приморском крае планируется организовать производство сельскохозяйственной техники – резидент СПВ ООО «Европа-Азия Дальний Восток»[1] намеревается выпускать на предприятии в поселке Пограничный до 70 единиц техники в месяц, инвестировав в завод 147,5 млн рублей. На земельном участке площадью 194 тыс. кв. м планируется построить производственный цех, площадки для хранения открытого и закрытого типа, а также административно-бытовой комплекс, служебное жилье для сотрудников. При этом марка выпускаемой техники пока не уточняется.
На Дальнем Востоке за 2024 г. было произведено 1,2 млрд яиц, что на 0,9% выше показателя 2023 г. Лидером по темпам роста производства на птицефабриках в 2024 г. стал Хабаровский край – как в ДФО, так и по стране в целом. В крае было выпущено 337,7 млн штук яиц, что на 44,5% больше, чем в 2023 г[2]. В регионе действуют три птицефабрики – АО «ППЗ «Хабаровский», АО «Птицефабрика «Комсомольская» и занимающееся выращиванием и реализацией перепелиной продукции ООО «Промоптторг». При этом на птицефабрике «Комсомольская» в 2022 г. из-за вспышки гриппа птиц было уничтожено все поголовье птиц, так что в минувшем году удалось достигнуть уровня производства 2021 г., что и создало общий эффект восстановительного роста в регионе.
Рост в сфере производства куриных яиц в 2024 г. относительно 2023 г. был также зафиксирован в Магаданской области (на 21%), Забайкальском крае (на 6,7%) и Чукотском АО (на 4,5%). В Иркутской области рост производства данного вида продукции составил 2,8%. Снижение выпуска яиц было отмечено в Приморском крае (на 3,4%), Камчатском крае (на 19,7%), Еврейской АО (на 8,6%) и Сахалинской области (на 67,3%).
Тем временем птицефабрика «Уссурийская»[3] в Приморском крае намерена в текущем году увеличить производственные мощности до 280 млн штук яиц в год (в настоящее время – 141 млн яиц в год). При этом в прошлом году на птицефабрике произошла частичная гибель поголовья (55,86 тыс. голов) из-за аварийного отключения электроэнергии и водоснабжения в августе. «Уссурийская» обеспечивает 70% производства куриных яиц в крае, благодаря увеличению производства предполагается довести уровень самообеспеченности региона по куриному яйцу до 70% (на сегодняшний день – 53%).
Напомним, что на предприятиях Камчатки и Сахалина в прошлом году происходили вспышки высокопатогенного гриппа птиц, что привело к гибели поголовья и необходимости его восстановления. На Камчатке в результате вспышки заболевания в октябре было уничтожено около 239 тыс. кур на птицефабрике АО «Пионерское» (принадлежит региону). Новое поголовье было доставлено на фабрику в январе 2025 г. из Екатеринбурга. Первую продукцию предполагается выпустить в продажу в конце весны, а выход на полную мощность намечен на ноябрь 2025 г. Работу по восстановлению поголовья осуществляет также и наиболее крупная на Сахалине птицефабрика «Островная» (принадлежит региону), пострадавшая от гриппа птиц в феврале прошлого года. К концу декабря 2024 г. поголовье кур превысило 160 тыс. голов, объем производства превысил 120 тыс. яиц в сутки (до вспышки заболевания предприятие производило 250 тыс. яиц в сутки).
На Дальнем Востоке планы по увеличению уровня самообеспеченности овощной продукцией связаны с проектами создания тепличных комплексов. В феврале в Камчатском крае был официально открыт тепличный комплекс «Камчатский» (ГК «Теплицы регионов»[4], ТОР «Камчатка», агропромышленный парк «Зеленовские озерки») площадью 3,6 га по выращиванию огурцов (два сорта) и помидоров (три сорта). Первый урожай комплекса составил 500 кг огурцов. В проект было инвестировано 2,98 млрд рублей. Его мощность должна достигнуть 2,8 тыс. тонн овощей ежегодно.
На некоторых дальневосточных предприятиях отрасли в начале текущего года происходили ЧП, которые повлияют на производственные результаты в ближайшей перспективе. В Приморском крае в январе произошел пожар в одном из цехов на предприятии по производству куриного мяса «Агроптица»[5] (наиболее крупный производитель мяса птицы в крае), в результате чего было утрачено 3% поголовья – уничтожено пожаром 22 тыс. голов, еще около 12 тыс. голов вынужденно забито. В 2024 г. «Агроптица» выпустила 19 тыс. тонн продукции (97% от всего объема производства в регионе). Поголовье птицы единовременного содержания на предприятии составляет около 1,2 млн голов.
В Белогорске Амурской области в конце января в производственном помещении маслоэкстракционного завода «Амурский» произошел взрыв, в результате которого погиб работник предприятия. СУ СК РФ по Амурской области возбудило уголовное дело о нарушении правил безопасности при ведении работ. В компании при этом настаивают на соблюдении условий промышленной безопасности на заводе. Ход и результаты прокурорской проверки были поставлены на контроль прокурором Амурской области Р.Пантелеевым.
Мощность МЭЗ «Амурский» составляет 240 тыс. тонн сои в год. После взрыва на заводе был введен режим ЧС локального характера, а руководство предприятия сообщило о приостановке производства соевого изолята как минимум на четыре месяца. На заводе продолжится выпуск кормового шрота, соевого масла, комбикормов и соевого лецитина. При этом намеченную на лето 2025 г. реконструкцию цеха изолята решено перенести на более ранний срок, в связи с чем обновленные производственные мощности планируется запустить в июле текущего года.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владивосток, учредитель – китайский предприниматель Яо Я.
[2] Большие темпы роста были зафиксированы в Архангельской области (+33,9%) и Республике Марий Эл (+28,1%).
[3] Учредитель – Е.Разник.
[4] Принадлежит инвестиционному фонду «РЕАМ Менеджмент» М.Сиволдаева.
[5] Компания в 2019 г. запустила птицеферму на базе обанкротившейся птицефабрики «Михайловский бройлер» в поселке Заводской. Владельцы – В.Хе (97%) и ООО «Сбербанк инвестиции» (3%).
Повысить узнаваемость и создать безусловное доверие к товарам, произведенным в Хабаровском крае во всей России и за рубежом — такую цель ставят себе власти региона. Выражение «Сделано в Хабаровском крае» должно стать синонимом высочайшего качества, надежности, инновационности и креатива. В Хабаровске прошла выставка местных предпринимателей, чья продукция признана отвечающей требованиям зонтичного бренда.
Организаторы выставки поставили себе несколько целей – с одной стороны показать жителям региона продукцию, выпускаемую под брендом «Сделано в Хабаровском крае», с другой — дать производителям возможность получить обратную связь от покупателей.
В выставке приняли участие 40 предпринимателей. Для них были оборудованы места и за аренду трех дней платить было не нужно, участие – бесплатное. Но чтобы получить такое право, необходимо было побороться — из 166 заявок от предпринимателей прошли только 40. Это как представители МСП, так и и самозанятые.
– Отбор проходил во время заседания рабочей группы. Среди критериев, которые учитывались – это чистая репутация, то есть претендент отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков и в его отношении не применяются процедуры банкротства. Также комиссия руководствовалась уникальностью, самобытностью, патриотизмом и любовью к родному краю, – рассказали EastRussia в центре «Мой бизнес», который является правообладателем товарного знака «Сделано в Хабаровском крае».
И да — все участники производят товары, продукты на исключительно территории Хабаровского края.
Жители Хабаровского края уже привыкли видеть пищевую продукцию местных производителей под брендом «Сделано в Хабаровском крае» на полках продовольственных магазинов и в сетевых супермаркетах. Но чтобы в сознании потребителя не укоренился стереотип, что бренд распространяется только на продукты питания, на ярмарке были представлены и одежда, и корма для животных, и продукция из переработанных материалов, а также изделия из кожи и бронзы и даже музыкальные инструменты – глюкофоны (глюкофон — перкуссионный музыкальный инструмент, тональный лепестковый барабан — прим. ред). Также в выставке приняли участие художники и издательство, которое выпускает книги местных авторов.
Многие действующие предприниматели пришли к открытию своего дела через выгорание. Так, случилось с хабаровчанкой Татьяной Масловой, владелицей компании «Новый лист бумажный». В прошлой жизни ей приходилось часто задерживаться на работе допоздна и в какой-то момент, не выдержав очередного перенапряжения, девушка уволилась. Ее главной целью стало найти не новую работу, а – хобби, которое стало бы мотивацией уходить со службы по расписанию и спешить навстречу любимому увлечению. Теперь она хозяйка бизнеса, который производит календари, открытки, конверты ручной работы из переработанной бумаги
– Бумажные отходы можно не выбрасывать, а дать им вторую жизнь. Мне приятно, что мои изделия радуют и вдохновляют людей! Сырье у меня есть всегда. Несут родные и друзья, да и я сама тружусь менеджером по документам. Чтобы создать открытку нужно измельчить старую бумагу, залить водой и перемешать блендером до состояния кашицы. После этого на специальных рамках работы сушатся, с них стекает вода и далее наступает моя любимая часть: оформление, – рассказывает хабаровчанка.
В тренде на экологичность и бывший телевизионный продюсер из Хабаровска Юлия Вишневская. Сначала сортировала и сдавала отходы на переработку, а потом ее осенило и она создала свое дело. Маленькое апсайкл-производство по приданию бутылкам нового функционала «Kiss me glass».
– В Хабаровске в пунктах приема вторсырья перестали принимать стеклянную тару, и я стала думать, что делать с бутылками. Я научилась работать с бутылкорезом, со стеклом и стали появляться одно за другим новые изделия. В ассортименте у меня сейчас стаканы, вазы, емкости для круп и сыпучих продуктов с крышкой, а также свечи. Их мы делаем в коллаборации с другим мастером. Продукция оказалась очень востребована, – поделилась Юлия Вишневская.
На выставке «Сделано в Хабаровском крае» также можно было встретить предпринимателей из числа коренных малых народов Севера с их уникальными изделиями. Например, Ольга Бельды, художница и вдова всемирно известного певца Кола Бельды, представила свои картины и репродукции. Она любит работать маслом, но такие работы доступны не всем из-за цены, поэтому она придумала выход. Фотографирует свои же картины, оформляет в рамке и таким образом появляется бюджетный вариант изображения. В экспозиции были представлены полотна с достопримечательностями Хабаровска, нанайскими сюжетами, и, конечно же, портреты самого Кола Бельды.
– Я здесь демонстрирую не только свое творчество, но также память о выдающемся артисте из числа КМНС. Также сейчас готовится книга воспоминаний людей со всего мира о Кола Бельды, – рассказала Ольга.
Еще одна представительница КМНС - Анна Донкан-Раитина, уроженка села Маяк Нанайского района. Уже много лет она живет в Хабаровске и делает изделия из кожи с национальным орнаментом: сумки, кошельки, футляры для очков. Говорит, они очень популярны у покупателей на западе страны. У тех, кто раньше жил в Хабаровском крае, а потом переехал, случается ностальгия и им не хватает чего-то родного.
– Все орнаменты мне передала мама. Хочется свои корни сохранить для будущего поколения. Мы должны помнить и поддерживать традиции, – считает Анна.
За три дня выставки ее посетили более 14 тыс. посетителей. А выручка с продаж составила более 1 млн рублей. Эта выставка – первая ласточка. Планы у бренда «Сделано в Хабаровском крае» – амбициозные. Выставки, подобные этой, ещё будут проводиться не только в Хабаровске, но и в различных районах региона. В будущем бренд планирует выйти и на международные рынки, а также открыть лицензированные точки зонтичного бренда. Две из них появятся в Хабаровске, и ещё одна — в Москве.
Зонтичный бренд «Сделано в Хабаровском крае» уже объединяет 80 предпринимателей региона. Они заключили соглашение, поэтому могут смело крепить на свои изделия заветный региональный знак качества. Число желающих присоединиться к бренду растет. В центр «Мой бизнес» ежедневно поступают звонки с вопросами о том, как часть частью бренда. А сделать это просто – необходимо заключить лицензионный договор на право использования товарного знака. Обязательные условия — юрлицо, индивидуальный предприниматель или самозанятый должны быть зарегистрированы на территории Хабаровского края, иметь здесь производство и стоять на учете в одной из налоговых инспекций региона. В случае положительного исхода центр поможет с созданием сайта и выпуском полиграфической продукции и конечно же с продвижением — в крае, в стране и за рубежом. Так на днях Дмитрий Демешин во время визита в Белоруссию предложил открыть там магазины регионального бренда «Сделано в Хабаровском крае». Посол России в Беларуси Борис Грызлов уже поддержал эту идею.
В 2019 году уроженец села Далахай Тункинского района Республики Бурятия Андрей Зайганов открыл свою ферму, а после сельскохозяйственный-производственный кооператив. Начал с содержания 23-х коров, сейчас в хозяйстве уже 400 буренок. Фермеру удалось заручиться господдержкой и развить агробизнес до производственных масштабов. Сейчас предприниматель реализует под личным брендом натуральное мясо и полуфабрикаты.
Биография 43-летнего Андрея Зайганова наполнена событиями. Еще до открытия агробизнеса, когда ему было 27, молодого зоотехника выбрали главой поселения Далахай. После 10 лет муниципальной службы, он сдал пост и решил открыть свое дело. Фермер признается — опыт работы в администрации обеспечил необходимыми знаниями в управлении персоналом, финансами.
— Учился в Улан-Удэ, закончил школу там же, поступил в Бурятскую государственную сельскохозяйственную академию и стал зооинженером. Прожил 20 лет в столице Бурятии, но меня всегда тянуло на родину. Как будто с детства понимал, чем буду заниматься в дальнейшем. Даже на лекциях в университете планировал агробизнес, — вспоминает Андрей Зайганов. — Когда работал главой поселения нас настигли тяжелые времена. Сначала девяностые, потом двухтысячные – рабочих мест не было. Главной моей целью было – создать рабочие места на своей родине, чтобы молодежь имела работу. Из-за этого я начал заниматься сельским хозяйством. Кроме того мне всегда хотелось потреблять только свою продукцию. Сейчас у нас все свое, только сахар не наш. Вот сейчас пчел начнем разводить, и мед будет также свой, — говорит Андрей.
Андрей знал с чего начинать. В 2019 году у родителей фермера было ЛПХ и 23 коровы. Первым шагом стало написание бизнес-плана и заявка на участие в конкурсе «Агростартап». В результате труды окупились – фермер выиграл грант в размере трех миллионов рублей. Полученный капитал пошел на покупку сенозаготовительной техники и крупнорогатого скота.
На старте своего дела Андрей Зайганов столкнулся с первыми трудностями. Помимо создания фермы, на его плечи свалилась административная часть – документация, набор персонала и прочая бюрократия.
— Когда начинаешь нанимать персонал начинаются проблемы с оформлением соцвыплат, налогами. Пока ничего не понимаешь, еле-еле разбираешься с документацией. Еще за фермой надо следить. Было очень тяжело. Мне очень помогли тогда в информационно-методологическом центре. Там специалисты безвозмездно вели полностью всю бухгалтерию. Вот только два года назад подобные услуги стали платными, — поделился Андрей.
В 2021 году фермер с компанией единомышленников открыл сельскохозяйственный потребительский кооператив (СПОК) «Маяк» — в дань памяти одноименному колхозу, который существовал в Далахае в советские годы. Кооператив выиграл грант на развитие материально-технической базы Минсельхоза Бурятии. Так, появился свой убойный пункт.
Сейчас на кооперативной ферме свыше 400 голов крупного рогатого скота, овцы, лошадии и свиньи. Мясное подразделение бренда производит полуфабрикаты – буузы (традиционное бурятское блюдо – прим. авт.), котлеты, пельмени, чебуреки, голубцы и т.д – всего 12 наименований. Производственная мощность СПОК «Маяк» – свыше 400кг мясных полуфабрикатов в месяц. Охват – все муниципальные районы Республики Бурятия и часть Иркутской области. В дальнейшем сельхозпредприятие планирует выйти на 500 голов КРС.
– У нас очень большие планы на будущее. Сейчас у нас средства вкладываются в строительство, где-то делаем ремонт, поскольку начинали все практически с нуля. Оформление земель занимает много времени и денег. Хотим взять большой кредит, таким образом, улучшить породу КРС, построить новую ферму и холодильное оборудование. На лето объем требуется большой, заявок очень много поступает. Поэтому хотим большие холодильные камеры.
Ежегодно Андрей Зайганов посещает фестиваль-ярмарку фермерских продуктов «СВОЁ». На этом мероприятии фермеры со всей республики съезжаются в столицу Бурятии для демонстрации своего продукта. Попасть на ярмарку крайне сложно: необходимо пройти полный ветеринарный контроль, а перед самим фестивалем организаторы проверяют каждый товар, который будет стоять на прилавке. В 2024 году фестиваль проводили четыре раза.
Кроме того, Андрей регулярно выезжает на встречи с крупными фермерами в разных районах Бурятии. Так, он обменивается с коллегами опытом и привозит домой новые идеи. По его словам, это немаловажная часть для роста бизнеса.
«Каждый предприниматель должен думать о том, как облегчить свой труд»
Андрей Зайганов поделился несколькими советами для начинающих фермеров. В первую очередь, уверен он, необходимо составить продуманный бизнес-план и попытаться выиграть грант для стартапа. По словам бизнесмена, без поддержки местных властей создать агробизнес крайне проблематично.
– Нужен определенный капитал, и деньги потребуется немалые. В любом случае, сельское хозяйство поначалу должно быть дотационное. Без этого никак. Самое главное – нужно работать и иметь надежных людей, которые всегда будут поддерживать и идти до конца. Все сразу получить не удастся. В наше время значительно проще построить бизнес, чем раньше. Какие-то новаторские подходы пошли, человеческий труд стараются облегчать. Все механизированное и автоматизированное. Каждый год нужно стараться, чтобы облегчить труд. Наша команда постоянно об этом думает. Необходимо перенимать опыт у других фермеров, ездить в другие регионы, даже в другие страны.
Огромную поддержку фермеру оказывает его семья – жена и двое детей, родственники хотя так было не всегда.
– Мои родные говорили, что я выбрал самую тяжелую работу. Мол, надо было работать, как работал раньше, быть чиновником. Для себя решил, что не хочу этим заниматься просто. Говорил им, что все будет хорошо, и я нашел то, что хочу делать. Последние два года таких разговоров уже нету.
Я всегда говорю, что бывают тяжелые времена. Где-то, что-то новое нужно купить, обновить технику, а денег не хватает. Потом сядешь и про себя думаешь: за пять лет я очень много сделал, успокаиваешься и работаешь дальше. Мой жизненный девиз – «Не ленись, а работай!».