Чтобы развивать производство, местным компаниям нужны льготные кредиты и гарантированный сбыт.
В Хабаровском каре работает около 300 производителей пищевой и перерабатывающей промышленности. Несмотря на сложности последнего года с закупкой сырья и логистикой, компании наращивают объёмы производства и выпускают на рынок новые виды продукции. По информации краевого минсельхоза, за 2022 местный ассортимент пополнили почти сотней новинок. Но есть и проблемы: среди них сложность с получением льготных кредитов, которые нужны для модернизации предприятий.
Компания «Лесные продукты» на дальневосточном рынке более 20 лет, в ассортименте – более 50 видов продукции: сиропы и десерты на основе натуральных ягод, солёный папоротник, мёд с добавками. В прошлом году компания разработала рецептуру и выпустила в продажу новые виды сиропов. Насыщенные витаминами концентраты шиповника, черной смородины и облепихи, по задумке технологов, должны помочь хабаровчанам быстрее справиться с осенне-зимними вирусными заболеваниями.
Производственная линия по выпуску сиропов «Лесные продукты»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
– ОРВИ не дремлет, и мы хотим помочь большим и маленьким жителям края, – говорит Элла Пекина, главный технолог компании «Лесные продукты». — Посоветовались с Роспотребнадзором, получили «добро». При составлении рецепта уточнили рекомендации ВОЗ, ведь переизбыток витаминов, может быть даже опаснее, чем их недостаток. Решили внести в состав не больше 30% от суточной нормы. Мы пока выпустили 2 вида сиропов: шиповник с облепихой и витаминами группы В и витамином С, и шиповник с черной смородиной и витамином С. Витамины водорастворимые, не накапливаются в организме. Премикс витаминов группы В, в который входят никотинамид (В3), пиридоксин (В6), тиамин (В1) и пантотеновая кислота (В5) мы получаем из Москвы, его производит компания «Бифилайф». Аскорбинку доставляют из Нижнего Новгорода. Процесс разработки и оформления новых сиропов занял полгода, недавно мы прошли сертификацию в Барнауле, сейчас имеем право сами декларировать свой товар. Он идет в магазины как обычная пищевая продукция.
Директор предприятия говорит, что при составлении рецептуры ориентировались на школьников и дошкольников. Чтобы продукция поступала в образовательные учреждения и детские сады, советовались с министерством образования края. Пока новинки отгружают небольшими партиями в торговые сети. Через месяц планируют витаминизировать и плодово-ягодные десерты.
– Хотелось бы охватить более широкий спектр социальных учреждений края, — говорит Евгений Хрустов. – Объединить бы усилия наших органов управления, наших социальных объектов, ну и нас собственно. С детскими садами мы работаем по прямым контрактам уже порядка 5 лет. Из наших сиропов там делают морсы для малышей. В прошлом году ситуация была тяжёлая – на закупку сахара брали займ 3 миллиона в Фонде развития промышленности на пополнение оборотных средств. Сахар тогда в марте подскочил до 85 рублей, с 53, как было зимой 2022 года. Это, конечно, был определённый шок, ведь мы в России сахар сами производим, и тут такие цены. Из-за импортозамещения пришлось кое-где скорректировать рецепты. Например, мы раньше при производстве десертов работали на каррагинане корейском, это желирующее вещество, выработано на основе морепродуктов. В связи с тем, что поставки из Кореи стали затруднены, мы перешли на российский желатин. Вкус продукта практически не изменился. Сейчас ситуация немного стабилизировалась, сахар по 70 рублей оптом покупаем. Но обстановка на рынке остаётся напряжённой, потому что инфляция только сейчас, наверное, докатилась до нас. Кроме того, некоторые позиции привязаны у нас всё равно к курсу евро и доллару, например, упаковка часто измеряется в таких валютах. Поэтому цены приходятся повышать.
Евгений Хрустов, директор компании «Лесные продукты»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Кроме сиропов «Лесные продукты» выпускают натуральный мёд, в том числе с разными добавками. Сырьё закупают у пчеловодов, очищают и слегка нагревают. На фасовочной линии разливают мёд в упаковку. За смену здесь могут произвести больше 4 тысяч банок. Но предприятие работает всего лишь на 25% от полной производственной мощности. Директор говорит, что вместо 4-х бригад посменно трудится одна, которая переходит из цеха в цех. Если бы торговые сети больше уделяли внимание продукции местного производителя, можно было бы работать на склад и принять на работу ещё людей.
– Вот, например, наш папоротник солёный не хотят брать в некоторые торговые сети, — продолжает директор предприятия. — Говорят, что очень дорого, и требуют снизить цену, или в отказ. При этом торговую надбавку сбавлять не собираются. Но это натуральный продукт, и мы считаем, что в конечном итоге решать должен потребитель – нужен ему такой товар или нет – иметь право выбора и голосовать рублём.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
О сложностях, которые мешают развиваться, рассказывают и другие производители Хабаровска. Компания «Дальневосточная продукция» сегодня единственная на Дальнем Востоке производит макаронные изделия. Запустились в 2020 году, начинали с 4 тонн в месяц, сейчас выпускают порядка 120 тонн 12-ти наименований. Но это предельная мощность, говорит директор Татьяна Ивачева. Чтобы производить больше, нужно ставить ещё одну технологическую линию.
– У нас есть запрос на поставки в торговые сети региона, — говорит Татьяна Ивачева. — Мы уже сотрудничаем с ритейлерами «Спар», «Амбар». Планируем заходить в «Пятёрочку». Наши макароны по прямым договорам компании поставляют в школы и детские сады. В прошлом году мы отгрузили 500 килограммов в помощь мобилизованным в зону СВО. Хотели больше, но линия сломалась, весь декабрь практически простояли, и в январе еще неделю. Так что новое оборудование нужно и для того, чтобы подстраховаться, и объёмы, которые от нас хотят получать, закрыть. Но есть сложности с банками.
Фасовочный участок компании «Дальневосточная продукция»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Предприятие «Дальневосточная продукция» имеет право получить льготный займ как сельхозтоваропроизводитель по линии минсельхоза. Но на деле банки не спешат выдавать 12 миллионов рублей под 4-5% годовых.
– Обращались и в банки, и в ФРП – получаем отказы, – продолжает Ивачева. — В прошлом году направляли запросы, и в этом продолжаем надеяться. Банки рассматривают отчетность прошлых периодов, когда мы начинали, объемы были не такие большие, как сейчас, а то, что у нас сейчас - не учитывают, нужно за несколько лет подать документы с высокими цифрами по продажам. Не доверяют, получается. Хотят в залог деньги, но мы ведь и не просили бы их, если бы они у нас были. Но работать продолжаем, сейчас опять подали заявку в «Россельхозбанк», предоставили документы. С фондом развития промышленности не получилось, потому что они дают от 20 миллионов рублей под 1%, допустим, в лизинг, а нам надо меньше, мы до таких сумм ещё не доросли. Да и документы у них проверяют по полгода. Но мы решаем вопрос. Мука сильно поднялась в цене – с 25 до 28 рублей за килограмм, закупаем оптом. Чтобы пополнить оборотные средства, закупить сырьё и упаковку мы в 2022 году обратились за финансовой помощью в фонд поддержки малого предпринимательства. И благодаря этому мы взяли ещё 2 транспортёра. Загрузочный - который будет у нас в упаковщик ссыпать, и второй - разгрузочный, для выгрузки уже готовых пакетов, на стол, чтобы упаковщик мог наклеивать этикетки.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Сейчас компания «Дальневосточная продукция» подала заявку в центр «Мой бизнес». Там обещали помочь с продвижением – оплатят рекламу на телевидении. В скором времени для предприятия изготовят видеоролик. Кроме того, Татьяна Ивачева обратилась в администрацию города, там в рамках конкурса можно субсидировать часть затрат на основные средства и на оплату электроэнергии.
Инга ТрошинаВ районе имени Лазо Хабаровского края зарегистрировано и работает около тысячи различных предприятий. Одни осваивают многомиллионные инвестиции и получают от государства налоговые льготы, другие еле сводят концы с концами.
Завод, широко известный своей продукцией под маркой «Маслава», появившейся в 1999 году, полностью обеспечивает потребности Приморского края в соевом масле и импортирует часть продукции в регионы России и ближнее зарубежье. EastRussia продолжает выяснять, как работается дальневосточным предприятиям в условиях антироссийских санкций.
Соевое масло на МЖК «Приморская соя» производят из местного сырья - сои амурской и приморской селекции. Генномодифицированные зернобобовые здесь не используют. В месяц с завода выходит около тысячи тонн соевого масла – это около 20% от исходного сырья, остальное – соевый шрот, высоко ценимая в животноводстве высокобелковая добавка в корм скоту. Оборудование – несколько линий немецкого и итальянского производства, экстрактор — отечественный. Иностранное оборудование уже адаптировано под нужды производства, необходимые детали на заводе проектируют сами или заказывают у российских производителей.
«Мы уже решили проблему импортозамещения оборудования. Мы в данный момент автономны и самостоятельны. Текучесть кадров у нас всего 1,5%, что для нашей отрасли очень хороший показатель, это признак стабильности», – говорит руководитель производственной площадки «Приморская соя» масложирового бизнеса ГК «Русагро» Алексей Федоров.
МЖК был построен в 1926 году. В конце 70-х годов комбинат выпускал около 60 видов продукции. Начиная с 90-х, комбинат оставался ведущим на Дальнем Востоке производителем растительных масел, маргарина, майонеза и соевого шрота. В 2015 году контроль над предприятием получила ГК «Русагро». Завод был законсервирован в начале 2020 года из-за значительной кредиторской задолженности. Генеральный директор «Русагро» Максим Басов в 2020 году в интервью EastRussia говорил, что дальневосточные производители соевого шрота неконкурентоспособны, потому что нет рынка сбыта продукции.
«С маслом проблем нет, сегодня оно хорошо уходит в Китай, в Корею и в Россию. Но, к сожалению, при переработке сои получается очень мало масла и очень много шрота, потому что шрот — главный продукт переработки. К сожалению, ситуация на рынке развернулась по негативному для нас сценарию. На Дальнем Востоке и даже в Сибири недостаточный объем потребления соевого шрота, это регионы слабо развитые с точки зрения животноводства», – добавлял он.
В 2020 году этот актив компания планировала продать, но после введения ограничений на вывоз сои многим производителям пришлось корректировать планы – возникла необходимость в переработке большого количества сои. Весной 2021 года работа масложирового комбината в Уссурийске возобновилась.
По данным правительства Приморского края, рост производства сои в прошлом году составил 8% по сравнению с предыдущим годом. Спросом пользуется не только масло, но и соевый шрот, который является сырьем для изготовления комбикормов для птицы и крупного рогатого скота. География сбыта соевого шрота МЖК «Приморская соя» – от Камчатки до Центрального федерального округа. Соя богата протеином, и чем выше его содержание, тем быстрее будет давать привес животное. Как отметила инженер-химик завода Татьяна Мироненко, технология изготовления масла не изменилась с советских времен.
«Наша соя – самая лучшая. Количество солнечных дней влияет на созревание бобов, а это влияет на качество масла. Со временем изменились ГОСТы, мы им соответствуем. Технологии производства масла везде одинаковы, все зависит от оборудования. Оборудование было усовершенствовано и заменено на более производительное, с меньшими потерями».
Соевые бобы при поступлении тщательно проверяют в лаборатории. Сепаратор отбивает от сои камень и мусор, и уже чистое сырье отправляется на переработку в подготовительный цех. Начальник маслоэкстракционного цеха Максим Кайдалов рассказал, как производится растительное масло.
«После дробления соевых бобов на мелкие части происходит влаго-паровая обработка, соя плющится и получается соевый лепесток. Далее этот лепесток поступает в экстракционный цех – в роли экстрактора выступает растворитель. Он вытягивает из лепестков растительные масло. На выходе получается обезжиренный соевый лепесток и мисцелла – желтая маслянистая жидкость. Далее обезжиренный соевый лепесток сушат –полностью удаляют остатки растворителя, мисцелла также идет на дистилляционные установки, где разделяются масло и бензин-растворитель. На выходе имеем чистое соевое масло и соевый кормовой шрот без растворителя. Это я коротко описал процесс производства соевого масла. На самом деле он гораздо сложнее».
От начала приемки и до выпуска продукции проходят сутки. За это время масло успевает пройти полную обработку. Сначала получается соевое нерафинированное масло, потом рафинированное, далее – рафинированное дезодорированное. Как рассказала начальник участка рафинации и дезодорации Наталья Мухина, экспортная продукция и продукция для внутреннего потребления одинакова. Китай предпочитает приобретать у «Приморской сои» недезодорированное соевое масло, в России не пользующееся особым спросом.
Фасовочный цех находится тут же. Завод производит масло торговых марок «Маслава», «Лето красное», «Щедрое лето» и масляную смесь «Уссурийская». Алексей Федоров пообещал, что ассортимент продукции завода вскоре пополнится:
«В связи с последними событиями произошло вымывание некоторых позиций с прилавков магазинов. Линейка нашей продукции будет пополняться, планируем возвращать майонезное производство, которое будет востребовано во Владивостоке, а также будем выпускать кетчуп и горчицу – мы уже начали делать расчеты, в течение года решим этот вопрос».
Региональному оператору нацпроекта «Производительность труда» в Хабаровском крае приходится убеждать менеджмент местных предприятий бесплатно получить услуги, за которые вне проекта пришлось бы заплатить миллионы рублей. Корреспондент EastRussia выяснил одну из неочевидных, но частых причин такого положения вещей, а также посетил производство, руководитель которого возлагает большие надежды на участие в проекте.
Делиться опытом внедрения инструментов бережливого производства и повышения производительности труда в Хабаровск на стратегическую сессию, посвященную Международной неделе производительности, приехали представители крупнейших российских предприятий.
Хвалу грамотному подходу организации производства, бизнес-процессов вознесли эксперты «Норильского никеля», компании «Технониколь», «Центра корпоративных решений» Новолипецкого металлургического комбината.
Фото: пресс-служба министерства экономического развития Хабаровского края
Так Павел Пашков, директор по производству стратегической бизнес-единицы «Минеральная изоляция», рассказал, как хабаровский завод «Технониколь Дальний Восток» смог в пять раз снизить потери при производстве каменной ваты и увеличил производительность на 35% за счёт оптимизации процессов. Арсенал применённых способов – от внедрения философии и уважения к персоналу, до анализа воздушных потоков при волокнообразовании и организации рабочего места.
Изображение: фрагмент презентации стратегической бизнес-единицы «Минеральная изоляция»
«Бережливое производство – это комплекс методов, многие из них довольно стандартны – типа 5S (система организации и рационализации рабочего места – прим. ред.), или быстрая переналадка, - отметил Павел Пашков, - но важно не столько внедрить конкретный инструмент, сколько правильно его интерпретировать и подогнать под себя».
Принципиальный момент – распознать причину неудовлетворительной ситуации и бороться с ней, а не с её следствием. Необходимость изыскания внутренних резервов, борьба с потерями, незавершенными производственными процессами – через эти состояния проходят все менеджеры предприятий. Кто-то в этой позиции находится постоянно. Одни оставляют всё как есть, занимаясь «тушением пожаров», другие пытаются разобраться самостоятельно, третьи привлекают внешние ресурсы. Один из них Федеральный центр компетенций (ФЦК) – оператор нацпроекта «Производительность труда» и его региональные подразделения.
Нацпроект «Производительность труда» стал ответом на зафиксированное замедление её – производительности - роста. По оценкам экспертов Высшей школы экономики в период с 2000-го по 2009-ый производительность в РФ росла в среднем на 4,4% в год, в последнее десятилетие – только на 1,5% в год. Правительство поставило целью добиться 5% ежегодного прироста производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевых отраслей экономики. И предложило помощь – команда внешних экспертов анализирует положение дел, и вносит предложения по улучшению ситуации. Участники проекта получают комплексную поддержку в оптимизации своих производственных и бизнес-процессов, обучении персонала, руководителей, помощь при выходе на экспорт, налоговые преференции. И всё это за счет государства.
По данным самого ФЦК сейчас к проекту подключились 3773 предприятия из 78 регионов страны. В Хабаровском крае проект действует с 2021 года. Здесь к нему присоединились 20 предприятий из 80 подходящих под условия участия.
Чтобы попасть в проект предприятие должно отвечать перечню критериев:
- выручка от 400 млн рублей в год;
- отношение предприятия к одной из приоритетных отраслей, а именно: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля;
- доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не выше 50%.
Изображение: фрагмент презентации АНО «Региональный центр компетенций в сфере производительности труда»
Один из самых ярких примеров эффективности участия в «Производительности» в Хабаровском крае – завод «Амурсталь», производящий сталь с использованием электросталеплавильной технологии с дальнейшим переделом в сортовой прокат. Здесь после устранения выявленных слабых мест экономический эффект составил 760 млн рублей за полгода. При этом на одном из участков было сокращено время протекания производственных процессов на 56%, незавершенное производство – на 51%, выработку, измеряемую в тоннах на человека, увеличили на 129%. Общая производительность выросла на 30%.
Но и после обнародования результатов «Амурстали», «Хабаровского судостроительного завода», «Дальэнергомаша» очередь из претендентов на участие в нацпроекте не выстроилась.
- Разные предприятия в разных отраслях реагируют по-разному, – сообщил EastRussia Дмитрий Пугачев, замминистра экономического развития Хабаровского края, - вот «Технониколь» тот же – они мировые лидеры, без сомнения. И не считают зазорным для себя заходить в нацпроект, при том, что у них итак всё отлажено. Но и они находят у себя моменты, которые надеются разрешить, обратившись за помощью к экспертам ФЦК. Или авиазавод, выпускающий Суперджеты. И у них есть резервы! Предприятие признано лидером в стране по уровню производственной системы, у них переходящий кубок Гастева год стоял, но, тем не менее, когда туда пришли 15 экспертов ФЦК, они за два дня они сделали 43 предложения!
Мы сталкиваемся с разными ситуациями, есть руководители предприятий, которые врываются в проект, не боясь, что его признают недостаточно грамотным, продвинутым, совершенным. Такой риск есть в глазах некоторых «оценщиков». При этом есть и крупнейшее региональное предприятие, которое производит продукцию на всю страну, и мы с ним больше года общаемся на предмет включения в нацпроект. И самая честная причина, которую они не называют, это боязнь показаться в чьих-то глазах некомпетентными. У них миллиардная выручка, колоссальное количество резервов, поточное производство, но … приходится уговаривать.
Стартовое совещание программе повышения производительности труда на ООО «Мясооптторг»
Фото: EastRussia
- Нет особо желающих, - подтверждает Елена Стецюк, директор «Регионального центра компетенций в сфере производительности труда». – Мы ходим и уговариваем. Мы понимаем, что реально нужны. И в тех сроках, что сейчас указаны – до декабря 2024 года – нашу адресную поддержку ФЦК и РЦК Хабаровского края – могут получить 59 предприятий, уже есть 20 соглашений. У нас ворота открыты, но… Мы ходим к тем, к кому, как мы сами видим, помощь нужна. Но зачастую мы встречаемся с ситуацией, когда корону носить выгоднее, чем дело делать. При этом наши услуги – если их брать вне проекта – обошлись бы предприятию в шесть с половиной миллионов рублей!
Одним из «ворвавшихся» в проект стал хабаровский переработчик мяса «Мясооптторг». Организованное в 2015 году предприятие собиралось ограничиться оптовой торговой торговлей – тушами, полутушами, потом стали рубить, потом резать мельче, затем занялись переработкой. Сначала замороженные полуфабрикаты, сейчас и колбасы, и копчености и пельмени с холодцами. Коллектив из 270 человек выпускает более 2 400 тонн продукции в год (примерно в равных долях – охлажденное мясо, полуфабрикаты и варёно-копчённая продукция), оборот немного не дотягивает до миллиарда, плюс отдельно своя сеть розницы по городам Хабаровского края и Амурской области – 40 магазинов.
производственный участок «Мясоопторг»
фото EastRussia
- Мы, можно сказать, не успеваем за собственным ростом, - рассказывает генеральный директор предприятия Евгений Шестюк. – Как многие молодые предприятия, мы в ограничены в ресурсах, причем самый главный – это человеческий ресурс. Не всегда получается собрать команду, которая могла бы решать задачи, помимо текущих производственных дел. Привлекая «Региональный центр компетенций» мы надеемся решить проблемы, которые, как уже сейчас понимаем, могут остановить наше развитие.
Евгений Шестюк, генеральный директор ООО «Мясооптторг»
фото: EastRussia
Евгений сейчас жалеет, что в своё время – когда разворачивали производственный комплекс, никто не подсказал, что его можно было перенести на пару километров и стать резидентом ТОР, поэтому цену свежему экспертному взгляду теперь знает.
- Мы очень надеемся с помощью РЦК, участвуя в нацпроекте, оптимизировать максимальное количество процессов, снизить себестоимость, - добавляет он. – Получается мы нанимаем себе аудит, экспертов, только денег за это не платим! Идеальная ситуация. И самое главное, почему нам интересен федеральный проект: есть много предприятий в стране похожих на наше, которые уже решили схожие проблемы роста, и они могли бы с нами поделиться своим опытом, компетенциями. Когда мы не конкуренты, когда мы из разных регионов – это проще сделать.
Если такие настроения распространятся в бизнес-среде Хабаровского края, то возможно, что за право занять одно из оставшихся 39 вакантных мест в нацпроекте претендентам ещё надо будет постараться. Главное – не забыть корону снять.
В начале 2024 года ряд субъектов РФ отчитался об увеличении финансирования программ капитального ремонта. Так, в Санкт-Петербурге городские власти планируют отремонтировать 2202 дома, вложив около 37,1 млрд рублей. «КоммерсантЪ» со ссылкой на пресс-службу Смольного указывает на существенное увеличение вложений в реализацию программы за последние годы. Для сравнения, в 2021 году на программу капремонта было направлено 16,2 млрд рублей, в 2022 году — 18,4 млрд, а 2023-й год достиг показателя в 28 млрд рублей. По словам представителей администрации Санкт-Петербурга, достичь этого удалось за счет успешного пополнения фондов за счет взносов граждан. Не отстает от северной столицы и Урал — в Свердловской области в нынешнем году планируется отремонтировать на 11% больше домов, чем за прошлый аналогичный период. «При капитальном ремонте в домах полностью обновляют инженерные коммуникации, ремонтируют крышу — монтируют новое покрытие и утепляют чердак, проводят ремонт фасада и подвальных помещений, а также меняют лифтовое оборудование», — отметил в пресс-релизе гендиректор свердловского Фонда содействия капитальному ремонту Станислав Суханов.
Итак, работы по ремонту старого жилого фонда в России идут полным ходом. Между тем, увеличение финансирования программ капитального ремонта в современной реальности является не только позитивным следствием повышения наполняемости фондов, но и объективной необходимостью. С течением времени все больше жилья должно быть включено в программу, инфраструктура и коммунальные сети также требуют ухода. Отдельно необходимо поговорить и о рынке строительных материалов. За последние два года он пережил непростые времена, сформировавшие принципиально новую реальность. В ней дорогие синтетические строительные материалы, к примеру, используемые для кровельных работ, теплоизоляции или внешней отделке зданий либо пропали вовсе, либо существенно прибавили в стоимости. После прошлогодних «американских горок» на рынке строительных материалов, по данным Росстата, ситуация стабилизировалась, не проваливаясь в неудержимый рост цен. Тем не менее, девелоперы указывают на рост себестоимости строительства в 2023 году на 18-19% — капремонт также подорожал.
Впрочем, дороговизна капремонта – вопрос дискуссионный. Новая экономическая и производственная реальность требуют переориентации закупок на внутренний рынок и импортозамещение всей отрасли. Хорошим примером является хризотиловая промышленность. Она производит более 300 видов продукции на основе хризотилового волокна, в том числе шифер, напорные и безнапорные трубы, фасадные плиты, сайдинг и многое другое. При этом вся технологическая цепочка от добычи волокна до производства готовой продукции находится на территории России и полностью импортозамещена. Более того, наша страна является мировым лидером по экспорту готового волокна. Строительные материалы на основе хризотила не горят, не гниют, не плавятся и не проводят электричество. Их срок службы составляет около 30 лет, а при ответственном использовании может быть увеличен втрое. К примеру, в российских деревнях легко можно встретить избу 1950-х годов постройки с неизменной шиферной крышей — многоквартирные дома в этом смысле от частного дома не отличаются ничем.
Еще в 2012 году Высшая школа Экономики провела исследование, в рамках которого были проведены подсчеты о перспективах экономии при использовании хризотиловой продукции. «Проведенные расчеты свидетельствуют, что если долю асбестоцементных шифера и труб в имеющемся объеме производства аналогичной по назначению продукции довести хотя бы до 10%, только прямая экономия на закупках составит 3,7 млрд. руб. по шиферу и 2,7 млрд. руб. по трубам в год», — отметили исследователи. Отметим, что эти расчеты были проведены 12 лет назад — сегодня потенциальная выгода от применения хризотилцементных шифера и труб может быть кратно выше.
В современной реальности единственный способ увеличить эффективность реализации средств, направленных в строительство — это снижение себестоимости за счет широкого внедрения эффективных отечественных продуктов, зарекомендовавших себя за последние десятилетия. Так собираются делать на Кубани, где местные производители сообщили о готовности закрыть все потребности по капремонту за счет собственной продукции. Данный подход, масштабированный в рамках других регионов, позволит существенно сократить затраты на закупку стройматериалов и высвободить средства на дальнейшее расширение программы капитального ремонта.
Какао бобы из африканского Кот-д’Ивуа́ра проделывают долгий путь, чтобы превратиться в нежный и натуральный хабаровский шоколад. Супруги Дмитрий и Ольга Меховщиковы сначала готовили лакомство для себя, потом решили – продукт пользуется спросом у друзей и знакомых – надо наладить массовое производство. Сегодня сладкий «Амурский бульвар» знают и в Москве – хабаровский шоколад недавно представили на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.
— Процесс изготовления такого шоколада не быстрый, — говорит Дмитрий Меховщиков. — На одну партию уходит до 2-х суток. Сначала какао-бобы тщательно перемалывают в течение 10 часов, через 4 часа уже начинает формироваться суспензия. Потом масса коншируется еще 11 часов – перемешивается в специальном аппарате. К особой рецептуре, без химикатов и улучшителей вкуса, мы шли несколько лет. Субстанция, которая получается в итоге, напоминает по плотности свинец. Именно поэтому натуральный шоколад не выпускают большими партиями – мы его льём в формы вручную, ведь без эмульгаторов и заменителей какао-масла, которые обычно используются в массовом производстве, масса быстро кристаллизуется и забивает все патрубки машины, которые потом просто невозможно очистить. Кстати, у нас вы не встретите так называемого «горького» шоколада. Ведь его горький вкус у компаний-фабрикантов обусловлен тем, что какао-бобы довольно быстро портятся – из 10 тонн примерно треть плесневеет. Если их сортировать и выбрасывать – представляете, какой тогда будет цена за плитку? Поэтому большие производители просто пережигают бобы чуть ли не до состояния золы – вот вам и фирменная горечь.
Для хабаровского шоколада, который выпускают под брендом «Амурский бульвар», производители используют только натуральные ингредиенты: российские сливки, тростниковый сахар, настоящее какао-масло и ваниль. Многие компании используют в составе лецитины, полученные из сои или семян подсолнечника с помощью ацетона, для придания шоколаду текучести. Но Меховщиковы принципиально против химии.
— Эти добавки являются сильными аллергенами, а мы хотим, чтобы наш шоколад был не только вкусным, но и полезным, — добавляет Дмитрий. — Делаем его по классической технологии 19-го века, с применением современных технических новинок. Искренне хотим, чтобы хабаровчане гордились тем, что у нас в городе делают такой продукт, хотим продвигать свой бренд, и думаем, что конкурс «Знай наших» поможет нам в продвижении. Сейчас мы загружены примерно на треть, а можем делать порядка тонны шоколада каждый месяц.
Увеличить объемы производства с помощью конкурса отечественных брендов планирует и другой местный производитель. ООО «Цех» выпускает сыровяленые деликатесы под маркой «Амурро». Предприятие довольно молодое, но о его продукции знают уже по всему Дальнему Востоку. Началось все с того, что компания поставляла сторонние деликатесы для ресторанов, но со временем заметили, что качество продуктов стало падать, а в пандемию еще и неприлично выросла цена. Тогда возникла идея – запустить собственный цех по изготовлению сыровяленых колбас.
— Мы открылись в 2021 году, — говорит Иван Сушков, коммерческий директор компании «Цех». — Основное сырье - это свинина, закупаем ее в «РусАгро». К сожалению, у местных фермеров нет ни объемов, которые нам нужны, ни способов заготовки, ни возможности правильно разделывать мясо. В производство идет отвисевшееся 5-7 дней. Хорошее качество у бренда «Мираторг» - иногда покупаем свинину у них. Делаем немного, чуть ли не штучно, но наши холодильники стоят практически по всему Дальнему Востоку, и есть один в Москве. Производим 5 наименований колбас: классические итальянские, испанские варианты, адаптированные под Хабаровск, 5 цельномускулов – это продукция, которая вялится цельным куском: утка, брезаола, говядина, вырезка, шея сыровяленая свиная - коппа, окорок целый, который вялится от 6 месяцев до 1,5 лет - кулателло называется в Италии, и сейчас мы еще делаем панчетту - это бекон сыровяленый, который проводит в камере 3 месяца.
От идеи до реализации прошло почти 5 лет. Иван вместе с единомышленниками пересмотрел массу видео в интернете. Ориентировались на небольшие итальянские производства, где делают прошутто и хамон. В Италии, Испании и Польше заказали такое же оборудование, консультировались с российскими специалистами, которые делают сыровяленые деликатесы для себя. В России подобного днем с огнем не найти, признается Иван. Поэтому прежде чем запускать массовое производство, долго экспериментировали: в качестве тестовой камеры созревания приобрели обычный торговый холодильник, в котором отстраивали температуру, влажность, скорость обдува.
— Мы выкинули несколько килограммов мяса, прежде чем получили хороший результат, — признается Иван Сушков. — Оно просто начинало портиться, и так раз за разом. На эксперименты ушло примерно полгода. Потом, когда получилось, как нужно, мы построили на основании этого холодильника промышленную камеру созревания, ее тоже отстраивали больше года. К сожалению, в России пока нет нужных по качеству специй, стартовых культур, поэтому их покупаем за рубежом. Как и испанское красное сухое вино темпранильо, которое добавляется в колбасу. Но вот с вином проще, в дальнейшем мы можем попробовать перейти на российские аналоги. Для защиты колбасы и придания ей специфического вкуса мы используем благородную белую плесень, окунаем в нее продукцию и потом она в камере вызревает, как на сыре.
Производитель намерен расширяться до 4-5 тонн в месяц – этому может поспособствовать победа в конкурсе брендов. В ближайшее время планируют построить еще один цех – поставки колбас и других деликатесов «Амурро» расписаны на 3 месяца вперед.
К сыровяленому мясу хорошо подходит продукцию другого местного производителя. Компания «Густо фэмели» делает около 2-х десятков джемов и варенья. Лимонник на березовом соке, мармелад из пива ИПА, грушевые дольки с розмарином или лавандой – это лишь малая доля изысканных вкусов. Для предпринимателя Дарьи Лимановой джемы и варенье – это радость родом из детства.
— У нас был большой сад, и мы всегда варили варенье, — вспоминает Дарья. — У всех в семье были свои рецепты, даже у папы. Особенно нравилось мне так называемое королевское варенье – из малины, крыжовника и смородины. Но джемы и конфитюры – это же не только сладость к чаю. Они прекрасно дополняют сыры и мясную тарелку. А если к оригинальным вкусам добавить еще и крафтовую упаковку – получится интересный и полезный бренд, который не стыдно и друзьям в подарок в другой город отвезти.
Конкурс отечественных брендов «Знай наших» проходит в рамках форума «Сильные идеи для нового времени», организованного по поручению Владимира Путина. Он призван поддержать местных производителей, которые могут не только заменить, но и превзойти по качеству и ассортименту импортную продукцию. Для компаний-производителей в каждом регионе разрабатывают свои меры поддержки. В Хабаровском крае готовится целая программа, куда войдет продвижение компаний на маркетплейсы, проведение обучающих лекций, семинаров и бизнес-тренингов. Предприятиям также помогут принимать участие в выставках, как на территории края, так и за его пределами. Для узнавания местных производителей все товары будут маркировать единым товарным знаком в виде тигра, в правительстве края как раз завершается его регистрация.
1000 идей со всей России отберут на федеральном уровне. 100 лучших презентуют на форуме «Сильные идеи для нового времени», который пройдет 19-20 февраля в Москве. 10 лучших позиций представят в рамках пленарного заседания президенту страны Владимиру Путину.
Конкурс «Знай наших» проводится в рамках форума «Сильные идеи для нашего времени». Его основные цели — найти и «подсветить» отечественные бренды, помочь российским компаниям занять освободившиеся рыночные ниши, помочь масштабировать производство востребованных отечественных продуктов. Корреспондент EastRussia посетил два хабаровских предприятия, чтобы познакомиться с выпускаемой продукцией и оценить шансы на победу в конкурсе.
От мультфильмов до моющих средств
«В прошлом году компаний-участников от Хабаровского края было меньше», — не без гордости рассказывает начальник управления развития предпринимательской и инновационной деятельности регионального минэкономразвития Александр Климкин.
По его словам, предприниматели увидели в конкурсе возможность рассказать о себе широкой публике. Для того, чтобы принять участие, достаточно лишь заполнить анкету. Критериев, которые предъявляются к номинантам, не так уж и много: это должен быть субъект МСП, производство локализовано на территории региона, ещё одно условие — рост выручки.
От Хабаровского края заявились по всем номинациям: от продуктов питания, до креативных индустрий. Среди участников производители одежды, предметов интерьера, сувенирной продукции, а также известная далеко за пределами Хабаровского края мультипликационная студия «Мечталет».
Ловись, рыбка!
Среди конкурсантов известная в регионе компания «ДВ ареал», которая уже четверть века производит рыбную продукцию. Это пресервы, салаты, филе – всего около 300 наименований. Помимо традиционных для Дальнего Востока кеты, горбуши и сельди работают и с малознакомой рыбой для дальневосточников, постоянно придумывают что-то новое — в год до 30 позиций.
«В год мы выпускаем до 500 тонн готовой продукции, сырье используем исключительно местное — с нижнего Амура и из Приморья. Продукцию отправляем по всему региону», — рассказывает коммерческий директор ООО «ДВ-Ареал» Оксана Боглевская.
Продукцию «ДВ-Ареал» на Дальнем Востоке действительно знают и любят. А вот закрепиться в западных регионах России пока не получается — открыли пять торговых точек в Москве, но столкнулись с тем, что возить готовую продукцию в столицу очень дорого. Сейчас разрабатывают альтернативные варианты «рыбного десанта» в первопрестольной. Не исключено, что откроют производство — везти замороженное сырьё не так накладно.
Для расширения рынков сбыта «ДВ-Ареал», собственно, и заявляется на конкурс. В прошлом году, кстати, тоже принимали участие — даже прошли в финал, но победить не удалось. В этот раз надеются, что получится. И это в дальнейшем поможет выйти на рынки Китая — ведь под «боком» такой огромный рынок сбыта.
Хотят поставлять свою продукцию в Китай и в научно производственной компании «Нимфа». Это предприятие с 2010 года разрабатывает и производит различную бытовую химию и товары народного потребления: всего свыше 100 наименований чистящих и моющих средств, а также ведут работу по разработке собственной линейки средств по уходу за телом и косметики — гелей, кондиционеров, шампуней.
«Фишка» «Нимфы» в том, что для косметики здесь используют различные травы и ягоду, в том числе дальневосточные эндемики – лимонник, аралию, липу, бруснику. Сырьё берут только у проверенных поставщиков, тех же, кто снабжает местный завод по производству лекарственных средств и травяных сборов. К работе привлекли учёных — чтобы максимально использовать полезные свойства местных дикоросов. После сертификации продукцию хабаровского предприятия планируют использовать в санаториях и здравницах России.
Порка же «Нимфа» отгружает свои моющие средства — а это и жидкое мыло для рук, и жидкое хозяйственное мыло, и средства для мытья посуды, по всему Дальнем Востоку — крупным клиентам в Якутии, к примеру, отправляют сразу бочками. Там его местные предприниматели расфасовывают и реализуют в рознице.
«Мы готовы выпускать свою продукцию под торговой маркой любого предпринимателя, который хочет «встать» на полки магазинов или маркетплейсов», — рассказывает директор НПО «Нимфа» Ольга Луценко.
Пока что мощность предприятия задействована лишь на треть — в месяц здесь выпускают до 30 тонн продукции. Чтобы повысить свою узнаваемость и расширить клиентскую базу, в «Нимфе» также решили поучаствовать в конкурсе «Знай наших». Свободных средств на рекламную компанию в НПО нет, а подстегнуть спрос необходимо. Для этого нужно зайти в торговые сети, выйти на маркетплейсы и поставлять продукцию по всей стране и в Китай.
«В Китае большой спрос на подобную продукцию, так как она экологически чистая», — говорит Ольга Луценко.
Выход на маркетплейсы — одна из предлагаемых мер поддержки для местных производителей — участников конкурса. Также призеров ожидают обучающие программы и бесплатное участие в профильных мероприятиях.
В Хабаровском крае после прошлогоднего «Знай наших» решили разнообразить и расширить программу поддержку местных производителей: сейчас формируется краевая программа поддержки брендов. Она будет включать обучающие мероприятия, участие в выставках в крае и за его пределами.
«Полное сопровождение бренда — от идеи до продвижения. В этом году запустим», — делится Александр Климкин.
Также в Хабаровском крае решили сделать реестр брендов и разработать единый для всех местных производителей. Когда-то им был истребитель, производимый в Комсомольске-на-Амуре, ему на смену после народного голосования пришёл тигр. В ближайшее время — после того, как завершатся все необходимые процедуры в Роспатенте, «хабаровский знак качества» начнет появляться на товарах, сделанных в регионе.