Произведения победителей и участников общероссийской литературной премии «Дальний Восток» им. В. К. Арсеньева получат шанс на киновоплощение
На креативной неделе, которая в июле пройдет на Сахалине, будут отобраны пять сценарных заявок для дальнейшего продвижения в кинопроизводство. Историям, рассказам, романам, путевым заметкам дальневосточных авторов попасть на большие экраны поможет проект «Дальневосточное кино», который был поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Идея придать дальневосточной литературе новую визуальную форму принадлежит Вячеславу Коновалову, куратору премии им. В. Арсеньева. «Дальневосточное кино» органично выросло из литературной премии имени В. Арсеньева, которой уже пять лет. Учреждение премии для развития дальневосточной литературы в свое время поддержал вице-премьер – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев, став ее учредителем.
За время работы литературной премии имени Арсеньева накопилось несколько сотен произведений, события которых происходят на Дальнем Востоке. Только в длинном списке 150 творений эпистолярного жанра, прошедших профессиональный фильтр! На первом этапе кинематографического конкурса малое жюри, в состав которого вошли руководитель проекта «Дальневосточное кино» и куратор премии им. В. К. Арсеньева Вячеслав Коновалов, известный продюсер и сценарист, преподаватель ВГИКа Олег Богатов, а также известный сценарист и режиссер Алексей Колмогоров изучили каждое произведение и определили 28 финалистов, которые сейчас активно готовят свои сценарные заявки и их презентации перед кинопродюсерами.
– Финалистами стали как дальневосточные авторы, так и представители других регионов, – отмечает Вячеслав Коновалов. – В проекте участвуют не только победители премии В. К. Арсеньева, но и те, чьи произведения попали в длинный список, а также авторы, творения которых не были отмечены, но жюри проекта «Дальневосточное кино» посчитало их достойными для экранизации.
Наряду с отбором претендентов на экранизацию, важным этапом проекта «Дальневосточное кино» является подготовка сценарных заявок и их презентация на питч-сессии. Для финалистов были организованы тематические мастер-классы. Олег Богатов, который курирует проект по сценарной части, рассказал, как грамотно написать и оформить сценарную заявку и как правильно ее презентовать перед экспертами киноиндустрии.
– Считаю это важнейшим этапом, – говорит Вячеслав Коновалов. – От качества подготовки сценарной заявки зависит судьба произведения. В этом документе учитываются важнейшие факторы – целевая аудитория, тайминг, сюжет, основные герои и многое другое. Именно по сценарной заявке кинопроизводитель будет судить стоит работать с материалом или нет. Вместе с тем и презентация – отдельное мастерство. Можно хорошо написать сценарную заявку, но выходя на питчинг, не быть готовым и не смочь интересно рассказать о ней.
Оценивать работы финалистов на Российской креативной неделе будет жюри, в состав которого вошли 10 экспертов в области кино, режиссуры, сценарного мастерства, продюсирования.
Надо напомнить, что литературная премия им. В.К. Арсеньева не ограничивает участников ни в тематике, ни в жанре. Необходимо только написать произведение на русском языке и перенести место действия на Дальний Восток.
– Произведения, которые авторы заявляют на премию имени В. К. Арсеньева, делятся по трем номинациям – «Длинная проза», «Короткая проза» и «Литература для детей». При этом я бы выделил три тематических категории, которые наиболее популярны у авторов, – продолжает Вячеслав Коновалов. – Первая категория – история освоения региона, важнейшие исторические этапы освоения Дальнего Востока, биографические зарисовки. Вторая категория – это человек и его взаимодействие с природой, экология. И третья категория – это современность, развитие Дальнего Востока. В такой же тематике будут и сценарные заявки, поскольку все три направления есть в отобранных произведениях.
Например, среди финалистов автор книги «Щедрый Буге» Камиль Зиганшин. В 2023 году он стал победителем премии им. В. К. Арсеньева в номинации «длинная проза». В основу повествования легли его дневники о тех временах, когда он работал штатным охотником в госпромхозе в горах Сихотэ Алиня.
Камиль Зиганшин был городским жителем, поэтому записывал в дневник все, что считал интересным и важным во время жизни в тайге. Книга получилась увлекательная.
В число финалистов проекта «Дальневосточное кино» вошел житель Южно-Сахалинска Владимир Семенчик. Жюри оценило его дебютную пьесу «Отжарщики, или международный рыбный день». Автор рассказал об одном из увлечений многих сахалинцев, которое перерастает в настоящую страсть – это рыбалка. Когда не берутся во внимание предупреждения МЧС, недовольство жен, финансовые траты, главное – выехать на море. Выезд удается, но, конечно, все идет не по плану. В феврале 2024 года на сцене международного сахалинского театрального центра им. А.П. Чехова состоялась премьера спектакля по пьесе Владимира Семенчика. Зрители высоко оценили постановку – билеты были раскуплены за два дня.
– Кино по дальневосточным сюжетам пока – большая редкость, – сказал после приглашения в финал проекта Владимир Семенчик. – А ведь это уникальная территория, где живут удивительные люди и происходят фантастически интересные события.
Свою сценарную заявку представит еще один сахалинский автор Любовь Безбах. Ее к финалу привела книга «Шёпот ночного дождя». Это сборник, который включает девять рассказов о периоде с 1905 по 1945 годы, когда южная половина острова принадлежала Японии. фото: оргкомитет проекта «Дальневосточное кино»
Проект «Дальневосточное кино» не закончится на определении пяти сценарных заявок, наиболее интересных для экранизации. При поддержке экспертов проекта авторы продолжат «шагать» к большим экранам. Продолжится работа для дальнейшего продвижения заявок в организации, поддерживающие кинематограф, такие как Министерство культуры РФ, Фонд кино, Институт развития интернета и другие.
Одним из проектов, который был поддержан Фондом культурных инициатив к реализации в 2024 году, стал проект под названием «Дальневосточное кино» московской АНО «Центр политических и социальных технологий». Его инициаторы намерены отобрать пять литературных произведений из числа участников премии им. Арсеньева, чтобы превратить их в сценарные заявки и предложить снять на их основе кино про Дальний Восток.
Корреспондент EastRussia пообщался с идейным вдохновителем проекта Вячеславом Коноваловым, чтобы от первого лица узнать — какие книги могут стать хорошим фильмом, а какие даже не стоит пытаться экранизировать?
Все началось пять лет назад с «Литра» — именно так называется фестиваль «Литература Тихоокеанской России», который проводится во Владивостоке. На его, как принято говорить, «полях» родилась идея об учреждении литературной премии им. В.К. Арсеньева, поддержанная полномочным представителем Президента РФ в ДФО, зампредом председателя Правительства РФ Юрием Трутневым.
Рассказывает Вячеслав Коновалов:
— Тогда, в первый же сезон, стала приходить мощная литература дальневосточная, и мы уже тогда подумали: вот мы сейчас этих людей отметим, мы сейчас будем их чествовать, литература получили, о них рассказали. А вот что дальше? И уже тогда зародилась такая «многоходовочка»: фестиваль — премия — что-то еще из собранной литературы.
— Какие были варианты?
— Было два возможных направления: создать альманах или сборник, который бы выходил каждый год, но тут возникают серьезные проблемы с авторскими правами, потому что мы принимаем на конкурс только уже напечатанные произведения. Соответственно, автор уже передал права и это достаточно сложный с юридической точки зрения вопрос.
Вторая идея была каким-то образом воплотить это все в изобразительное искусство - кино, в первую очередь, или театр, то есть сценарий. Так появилось «Дальневосточное кино».
— В чем его суть?
— Вот смотрите: за пять лет накоплено огромное количество литературы: каждый год у нас три номинации – «Длинная проза», «Короткая проза» и «Литература для детей». Получается у нас 30 произведений, вычитанных профессиональным литературным советом, появляется каждый год. Всего пять премий уже прошло. Соответственно, 150 произведений. Как их превратить во что-то визуальное?
Разумеется, первый и наиболее логичный шаг — эти произведения дать на вычитку каким-то людям, которые понимают — возможно ли произведение трансформировать в визуальный ряд? Ведь не факт, что хорошая литература сразу становится хорошим кино или хорошим спектаклем.
Механика очень простая: смотрим, какие из этих произведений можно превратить в сценарии. После этого вместе с авторами люди, которые неоднократно множество сценариев написали, начинают превращать произведение в сценарную заявку. Заодно сценаристы еще и обучают сценарному искусству автора произведения.
— Зачем?
— Автора произведения, переработанного в сценарный план, необходимо подготовить к тому, чтобы он выступал, чтобы он мог защитить свою заявку, то есть подготовить его к питчингу сценарных заявок. Затем эти люди выходят перед авторитетным жюри, в которое входят профессиональные сценаристы, известные режиссеры, продюсеры. И жюри будет оценивать каждую из представленных сценарных заявок. Голосование будет проходить примерно также, как на премии им. Арсеньева, когда дается листок, на котором необходимо поставить галочки в каждом конкретном месте и оценить от одного до десяти - что понравилось, что не понравилось, где можно было лучше и так далее.
Проект «Дальневосточное кино» в цифрах:
Что есть: 150 произведений — участников литературной премии им. В.К. Арсеньева за последние пять лет
Что будет: из их числа отбирается 25 произведений, которые переработают в сценарные заявки
Кто оценивает: жюри из 10 человек
Сколько оценивают: 2 дня во время «Креативной недели»
Кто в финале: 5 сценарных заявок
Страничка проекта: https://vk.com/dalnevostochnoe_kino
— А дальше?
— На выходе мы получаем финальный лист из пяти произведений, которые мы уже будем рекомендовать Фонду кино, Фонду развития регионального кино, Министерству культуры. Мы будем приходить и говорить, что у нас есть профессионально отобранные, профессионально написанные и профессионально оцененные кинематографическим сообществом сценарные заявки, которые уже можно воплощать в сценарии и начинать снимать.
— Кто за сценарием к вам придет?
— Не к нам, а мы с ними пойдем! Хотя и к нам тоже можно. А вообще это рассчитано на тех, кто захочет снимать кино о Дальнем Востоке. Мы придем в Фонд развития регионального кино, в Минкульт и скажем: «У нас есть профессиональные отобранный сценарий — вам интересно такое снимать?» В руках будет пакет, который можно дальше «двигать».
Если к нам придет человек и скажет: я хочу снимать о Дальнем Востоке, мы ему скажем — прекрасно! Сморите, выбирайте: есть и про пограничников, и про освоение территории, и про оборону Камчатки, и про исход белогвардейцев из Приморья. У нас будет 25 сценарных планов, которые были на питчинге — выбирайте.
P.S. Получится ли из этих пяти работ кино — покажет время. Кстати, самый любимый фильм у Вячеслава Коновалова про Дальний Восток — «оскароносная» работа «императора» японского кинематографа Акиры Куросавы «Дерсу Узала» - про того самого Арсеньева.
Кино, снятое в Якутии или о Якутии, уже давно вышло за рамки республики: якутские режиссёры регулярно берут награды на фестивалях, документальная лента якутских авторов номинировалась на Оскар, якутское кино показывает 1 канал, и его даже запрещает Роскомнадзор (фильм «Айта» реж. Степан Бурнашёв) — это ли не успех и признание?
По данным на 2022 год в Якутии работали больше 20 кинокомпаний и продакшенов. Каждый год в прокат выходит не меньше десятка местных картин. С 2015 года половина всех российских фильмов, снятых за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, была произведена в Якутии. И это в республике с населением меньше миллиона человек.
Корреспондент EastRussia решил побеседовать с участниками съёмочного процесса, чтобы попытаться выяснить – «В чём же сила, брат?»
Справка
27 якутских кинокартин, включая десять премьер, заработали в 2023 году рекордные 100 млн рублей. При этом около 10% выручки собрано за пределами республики Саха (Якутия).
«Белый пароход»
В этом году на экраны выйдет художественный фильм «Белый пароход», режиссёром которого выступила Инга Шепелева. Картина сейчас находится на стадии пост-продакшн, идет работа над звуком. Фильм полностью снимали в Якутии, где родилась и выросла не только Инга, но и оператор-постановщик фильма Вероника Соловьева.
«Мы жили там наше детство и юность, и, собственно, сценарий фильма основан на моём дебютном романе, который я написала в 21 год, когда ещё воспоминания о детстве были очень живыми и плотными», — рассказала EastRussia Инга Шепелева.
«Белый пароход» — история любви якутской учительницы и русского директора школы на фоне перестройки. Чтобы получилось реалистичнее, снимать картину решили в ретро-эстетике, для этого в республику «киношники» привезли свои специальные объективы от пленочных камер. В остальном, рассказывает Инга Шепелева, в Якутии есть всё необходимое, даже морозоустойчивые камеры. А за счет того, что группа по составу значительно меньше на выездных съемках, то процесс получается более душевным.
«В отличии от крупных студий, как-то по-семейному получается: группа маленькая, все друг у друга на подхвате, вместе преодолевают природные суровые условия. Душевно получается и это привлекает», — вспоминает съёмочный процесс Инга Шепелева.
В регионах снимать дешевле
«Кино — это в большей степени индустрия, чем искусство, где финансы и инфраструктура играют главную роль», — уверен продюсер, главный редактор сайта «Кино-Театр.Ру» Жан Просянов, с которым также удалось пообщаться на тему феномена якутского кино.
«Феномен [якутский] уже настолько окреп и стал частью ландшафта российского и мирового кино, что это уже не феномен, а полноценная самодостаточная индустрия, которая способна производить фильмы и зарабатывать на них столько, чтобы снимать следующие, то есть всё готово к самопроизводству», — поделился Жан Просянов.
По его мнению, «якутское кино» не возникло из ниоткуда, это результат кропотливого труда всех жителей республики: людей, властей, бизнеса.
«Как сказал Айсен Николаев, отвечая на вопрос "Как завести себе в регион кинематограф? " — "Нужно 20 лет газон постригать". Они занимаются кино со школьного уровня. Я в этом году был на фестивале «Республика кино» и мне показалось, что секрет в том, что они занимаются этим очень системно. Мне показывали кино школьного уровня, студенческого, полупрофессионального, любительского. Они очень грамотно подхватывают людей на любом уровне, оказывают им поддержку — инфраструктурную, творческую, продюсерскую, стараются их максимально быстро довести до результата. Такой вертикально интегрированной структуры обучения и дальнейшей реализации фильмов, пожалуй, нет ни в одном регионе», — отметил Жан Просянов.
Кстати, Жан приложил свою руку и к созданию «Белого парохода», он выступает в роли продюсера. Судя по эмоциям во время разговора, сотрудничество с Якутией ему понравилось.
«Это уникальный случай, когда в рамках одной страны есть еще одна кинематография. Я жду, что якутское кино все больше будет появляться на федеральных экранах. И что в стране будут показывать не только блокбастеры и «Чебурашку», но и авторское кино. Есть знаковые имена, которые должны ярче звучать на мировой арене, на фестивальных площадках: Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашёв. На сегодня это самые яркие представители якутского кино. Необходимо, чтобы проходило межрегиональное сотрудничество и взаимная интеграция», — рассказал Жан Просянов.
Ай да «Айта»!
Названный среди прочих Степан Бурнашёв — одна из знаковых фигур в якутском кино, после скандала, связанного с его фильмом «Айта» его известность выросла в разы. Мы решили у него выяснить слагаемые успеха кинематографа в республике. Правда, Степан оказался немногословен.
— Степан, как удается так много снимать в Якутии?
— Сложно ответить за всех. Наверное, есть какое-то лютое желание снимать кино
— Почему в Якутию переезжают «киношники» из западных регионов России?
— Таких примеров на самом деле мало. Но от них слышал, что им нравится честность в рассказах, неиспорченность большими деньгами и люди.
— Почему якутское кино стало таким качественным?
— Количество порождает качество. Есть стремление у многих ребят снимать все лучше и лучше.
Последний тезис особенно актуален: на якутское кино стали давать деньги, а это показатель. К примеру, «Белый пароход» стал первым якутским фильмом, на производство которого Минкульт РФ выделил субсидию.
Такой расклад вызывает у коллег из соседних дальневосточных территорий «белую зависть». Сергей Яковлев из Хабаровска и режиссер, и продюсер, и сценарист короткометражных художественных и документальных фильмов, но пока зарабатывать этим на жизнь не получается. И присматривается к опыту Якутии.
«У них есть свой бюджет, дотации — это все способствует, креативный кластер у них первый появился. Там одновременно выросли и спрос, и предложение. И оно начало само себя раскручивать», — считает Сергей Яковлев.
«Феномен якутского кино заключается в том, что природа, мысли, восприятие мира народа Саха — очень образные, как и язык Саха. Предания, мифология, образная знаковая система языка и культуры — всё основано на образах и нарративе, который очень сильно связан с изображением. Ведь издревле ходили из села в село олонхосуты (они показаны в фильме «Не хороните меня без Ивана» — прим. EastRussia), которые были сказителями, они были заменой телевизора и интернета, рассказывали новости из соседних сёл, так как расстояния огромные, а населённых пунктов мало, они были связующим звеном и вплетали в это всё как рассказы о происходящем в данный момент, так и о прошлом: мифы, сказания, поверья», — размышляет Инга Шепелева.
Кстати, именно из-за мифов, шаманизма, суровой природы изначально в Якутии много фильмов в жанре «хоррор».
«Уникальная самобытность якутской культуры, которая многогранна, неповторима, в которой есть своя особенность, которая выражается в индивидуальном языке. И эта культура — питательная среда для появления фильмов в жанре «хоррор», таких картин довольно много в этом жанре. Кино, прежде всего, должно вызывать эмоции, а страх и смех — эмоции, которые для людей максимально естественные и кажется, что их максимально просто «добывать», но это на самом деле сложно», — полагает Жан Просянов.
«Народ Саха очень близок к миру духов, очень одушевляет вещи, природу и поэтому это все крепко сплелось с медиумом кинематографа, потому что это было и остается абсолютно естественным: люди не подходят к кино сточки зрения академизма, с точки зрения правил, а действуют от души, по наитию. В итоге получается очень естественно и интересно», — говорит Инга Шепелева.
Есть и более реалистичные аспекты, считает Сергей Яковлев.
«У них своя устоявшаяся культура. И вот есть якутский народ, есть собственный язык, и никто другой им, как зрителям, подобный контент предоставить не может. Например, если бы у нас был свой, дальневосточный язык, нам бы тоже было важно, чтобы для нас кто-то что-то подобное делал», — размышляет он.
По его мнению, также важен тот факт, что в Якутии всего лишь миллион жителей. В итоге все так или иначе участвуют в «киношном» процессе.
«Вся Якутия завязана в кино, они любят кино, любят, что кино создается: «Я пойду, посмотрю, поддержу, поаплодирую, потом с актером обсужу». У них кино не заканчивается просмотром, просмотром оно лишь начинается. Друг друга поджигают новыми идеями. Это стало не только частью их культуры, это стало частью их жизни», — говорит Сергей.
То, что в Якутии все друг друга так или иначе знают, сыграло еще одну положительную роль – уверен Жан Просянов.
«Если по всей России у нас кинотеатрами владеют сети, что означает, что кинотеатры программируются по всей стране в едином ключе: какой-то человек решает — какой фильм будут показывать, то в Якутии большинство кинотеатров — частные: есть конкретный человек, к которому можно прийти и сказать: «Давай покажем моё кино». Экономическая составляющая якутского феномена началась с того, что один конкретный якутский режиссёр набрал одного конкретного директора кинотеатра и они договорились о том, чтобы конкретный фильм показывали в конкретном кинотеатре. Тогда суммарные сборы составили полмиллиона рублей, что перекрыло производственные затраты и с этого момента всё и началось», — рассказывает Жан Просянов.
Кстати, маленький бюджет — как съемочный, так и кассовые сборы — еще плюс в копилку якутского кино, говорит Сергей Яковлев.
«Малый бюджет для полного метра, а охват для возврата вложенных средств — 10-15 млн рублей. Это рабочая формула в наших условиях. К примеру, бюджет фильма «Золото Умальты» — 200 млн., рублей, его сложнее будет окупить», — рассуждает Сергей Яковлев.
А вот в массовый успех якутского кино на просторах всей страны Сергей Яковлев не сильно верит. И тому есть одна причина.
«Якутское кино не выходит на российский рынок, потому что русский зритель не любит читать: кино же на якутском, а титры на русском, и их нужно читать», — уверен Сергей Яковлев.
Жан Просянов напротив — говорит, что якутское «зрительское» кино, нацеленное на локальный рынок, должно выходить в российский прокат.
«Самый яркий пример этого года — эдакий якутский Уэс Андерсон — Николай Корякин с фильмом называется «Тимир», который был отмечен на фестивале «Зимний» за режиссуру и собрал в якутском прокате почти 13 млн рублей, отбив производственный бюджет. Мне кажется, такие вещи должны максимально ярко подсвечиваться на федеральном уровне, а в идеальной системе координат должны демонстрироваться не только в Якутии, но и в каждом регионе, где есть какие-то очаги кинематографии: своя киностудия, кадры, техника — к этому надо стремиться, чтобы выпускалось локальное кино, чтобы в региональном прокате оно собирало столько, чтобы могло окупаться. Тогда наше кино станет сильнее и появится шанс услышать большее количество интересных и ярких голосов» — резюмирует наш разговор Жан Просянов.
Справедливости ради стоит отметить, что локальное кино есть не только в Якутии: снимают в Бурятии, в Хакасии построили большую студию, где был снят фильм режиссера Николая Рыбникова «Чекаго». Своеобразной киностолицей нашей страны стал Калининград, где сегодня снимается огромное количество фильмов. В Екатеринбурге, где три года назад на Свердловской киностудии поменялось руководство, идет активное движение.
«В целом, если говорить о развитии регионального кино, то оно наиболее активно развивается там, где есть рибейты — возврат средств продюсерам, потраченным в этом регионе. Многократно доказано ассоциацией продюсеров кино и телевидения, что на каждый возвращённый продюсеру рубль регион по факту получает три, а если грамотно этим управлять, то шесть. Но для этого также должна быть развита инфраструктура: в городе должно быть много кафе, гостиниц, транспортная сеть, кадры второго состава, техника, хоть какой-то культурный вуз», —рассказывает об экономической и инфраструктурной стороне якутского феномена Жан Просянов.
Кстати, сайт «Кино-Театр.Ру» сейчас делает проект под названием «Кинокарта России», в рамках которого будут отмечены места, где снимались те или иные фильмы, чтобы появлялась локальная гордость и туристическая привлекательность. Судя по всему, Якутия будет на этой карте представлена весьма значительно.
Премьеры кино Якутии в 2024 году:
«Кыталыктаах кырдалларым» - режиссер Михаил Лукачевский, премьера намечена на апрель
«Легенды вечных снегов» - режиссер Алексей Романов, премьера намечена на октябрь
«Триумф» - режиссер Михаил Лукачевский, премьера намечена на октябрь
«СпидСтар» - режиссер Алексей Амбросьев
В этом году фестиваль игрового кино вместе с Дальним Востоком «разросся» до 11 субъектов и принял рекордное число художественных короткометражек. 50 фильмов люди различных профессий снимали в свободное время на личные деньги. Благовещенск, Улан-Удэ и Южно-Сахалинск участвовали впервые, и сразу же взяли первые места. Гран-при «Точки возврата» второй год подряд уносит хабаровчанин Сергей Яковлев, на этот раз с картиной «Портрет незнакомки». Какое кино снимают сегодня непрофессионалы на Дальнем Востоке и кто из них готов к всероссийскому прокату, узнавало EastRussia.
Дисциплина в одной из хабаровских школ стала бы образцовой, увидь дети своего историка Максима Горбунова в амплуа бандита из 90-х (фильм «Крыжовник»), а подзащитные благовещенского юриста Максима Бутенко по-новому взглянули бы на его дар убеждения (фильм «Зимняя Резина»). Почти каждый из участников дальневосточного кинофестиваля ведет двойную жизнь и по-своему прокладывает путь к киноолимпу. У одних он лежит через отложенный отпуск, у других — через грядки.
Кадр из фильма «Крыжовник», Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре
«У нас есть бабушка 83 года, она пришла и сказала: у меня дачу затопило, мне нечем заняться! Она сыграла бабушку-время в фильме «Мой первый верлибр» на кинолагере, — рассказывает директор фестиваля «Точка возврата» Роман Овсейчук. — Вообще у нас сложилась практика: перед проведением все ребята звонят и просят на фирменном бланке фестиваля написать письмо директорам предприятий с просьбой освободить их сотрудников для участия. Мы писали такое директору школы, на станцию скорой помощи, застройщику и т.д. У нас логика простая: если ты делаешь кино в свободное от работы время, и не зарабатываешь этим на жизнь, то ты — любитель, но не надо путать профессиональность и профессию, есть любители с профессиональным подходом. Еще одно традиционное условие нашего фестиваля — мы не принимаем документальные фильмы, только художественные. По этой причине в этом году мы «завернули» Камчатку. Авторы из Еврейской автономии ничего не прислали, итого в пятой юбилейной «Точке возврата» участвуют девять субъектов Дальнего Востока из 11».
В шорт-лист основной программы вошли 15 народных фильмов. История с Сахалина увлажнила глаза многих в хабаровском «Совкино»: по сюжету мужчина, ставший бомжем из-за личной трагедии, под Новый год достает младенца из мусорного бака, но спасти ребенка ему удается не сразу. Фильму Ивана Чанова «Брошенный» присудили третье место.
Кадр из фильма «Брошенный», Южно-Сахалинск
«Серебро» досталось не менее трогательной истории «Я тебя помню» Батора Цыбикова из Республики Бурятия с отсылками к Великой Отечественной войне.
Сергей Храмых, известный Благовещенску как инженер-строитель, занял со своей картиной первое место. «Зимняя резина» — это новогодняя зарисовка про деда Мороза, который заглядывает к выпивающим автомеханикам с просьбой «переобуть» его авто. Скепсис работяг по поводу «ряженого деда» разбивается о неопровержимые доказательства про каждого, не всегда приятные. «Зимняя резина» взяла также специальный приз: Игоря Булатова, Максима Бутенко, Николая Павлова, Владимира Литовченко и Игоря Омелькова назвали лучшим актерским ансамблем.
«Этот фильм мы сняли дня за три, еще неделя ушла на монтаж и остальной постпродакшн. Бюджет «Зимней резины» – полторы тыс. рублей, эти деньги понадобились, чтобы накрыть стол, остальной реквизит собирали по друзьям. Наши актеры — это пожарный, юрист, тренер, блогер, ведущий праздничных мероприятий и актер благовещенского Театра Драмы», — поделился режиссер Сергей Храмых.
Кадр из фильма «Зимняя резина», Благовещенск
Главный приз пятого Дальневосточного кинофестиваля — 100 тыс. рублей на съемки следующего фильма — достался «Портрету незнакомки» хабаровчанина Сергея Яковлева. Одержимого художника в фильме сыграл Виталий Федоров. Реальный же художник Павел Барсуков написал первый портрет незнакомки, второй принадлежит кисти самого 32-летнего режиссера. Кстати, выпускника колледжа искусств.
«Герой у нас изначально с поехавшей кукушечкой, потому что он охотился за людьми, которых ему хочется рисовать. Например, он пишет маленькую девочку, и не берет денег. Потом он видит незнакомку, нашла коса на камень, и получилась интересная история! В фильме — моя история, я сам художник по образованию, сейчас метамодерн — самая актуальная штука, я хотел построить мост, которым поможет людям вне искусства понять, чем реализм отличается от постмодернизма», — объясняет Сергей Яковлев (Йакф).
Фото: Сергей Яковлев на награждении, дальневосточный фестиваль игрового любительского кино «Точка возврата»
«Портрет незнакомки» сдали в день дедлайна. По признанию режиссера, последние дни команда жила за компьютером, раз за разом переделывая фильм.
«Я ненавижу это кино ровно столько же, сколько люблю. Жена сказала, что если я после всего этого не победю, она меня убьет! Спасибо организаторам, что пятый год дают нам большой пинок под зад, объединяя дальневосточных авторов на одной площадке. Мы переведем фильм на английский, и отправим на фестивали, в том числе, международные, и запустим его на краундфандинговую платформу, как поступили с фильмом «Спасенный», взявшим гран-при в 2018 году», — добавляет режиссер.
Специальный приз за «органичность, неподдельный кураж и точную атмосферу 90-х» получил хабаровско-комсомольский «Крыжовник» режиссера Юрия Чернюка. Награда «за лучшую мужскую роль и безграничную преданность профессии до самого последнего дня» досталась Василию Мухину. Посмертно: 30-летний актер, сыгравший в фильме «Дератизация» ушел в октябре этого года. В этой же картине отметили операторскую работу.
«Перефразируя Хичкока, я бы сказал так: чтобы снять фильм, нужны амбиции, амбиции и еще раз амбиции! Амбиция заключается в том, чтобы донести то, что ты видишь, а другие не замечают. Это важная вещь для кино, потому что это искусство синтетическое, оно создается под влиянием большого коллектива людей. Амбиция прожигает экран твоей кинокамеры. Она заставляет тебя собирать всех вместе, снимать дубль за дублем, доводить фильм до конца и выводить его на экраны», — считает продюсер «Дератизации» Антон Соколов.
Фестиваль «Точка возврата» два года проводился энтузиастами как хабаровский городской, и уже в третий раз — как дальневосточный на средства президентских грантов и спонсоров, которым ничто актерское тоже оказалось не чуждо. В этом году участники прислали полсотни фильмов, и организаторы сделали четыре программы: к основной и экспериментальной «Вкратце» добавили детские фильмы «Точка с запятой» и кино вне конкурса «Многоточие». Кинолагерь — это школа, где «люди с улицы» пробуют себя в качестве режиссеров, актеров, видеооператоров, монтажеров и т.д. Они получают рандомные сценарии и снимают короткие метры за двое суток. Лучшим фильмом кинолагеря-2019 признали «Таиланд» Светланы Тикановой. И это снова художник.
Кадр из фильма «Таиланд», программа кинолагеря «Вкратце»
«Мы не могли выбирать сценарий, нам достался триллер с убийством, с кровью, бытовым насилием, я от этого далека, но «вошла в шкуру». Съемки проходили так: главный герой, красиво перелетая через барную стойку, где был настроен свет, смел все на своем пути, у нас рушился потолок. Потом мы для эффектности решили задымить помещение, но сработала пожарная сирена, а потом долго и противно орала. Но мы справились! В каждом человеке есть творческий потенциал, который он зажимает и прячет в одно место, потому что ему нужно выживать, кормить детей, и бла-бла-бла. Так вот, кино вытаскивает этого творца, он собирает вокруг себя других, и все приходят к своему истинному «я», — уверена режиссер Светлана Тиканова.
Второе и третье место в кинолагере заняли «Чупа-чупс» режиссера Ладо Гранича и «Угадай, кто?» Михаила Литинского.
Кадр из фильма «Портрет незнакомки», Хабаровск
В фестивальных картинах этого сезона трудно опознать хоум-видео, а некоторые финалисты прошлых лет сделали хобби делом жизни: например, Любовь Борисова из Якутии, бравшая гран-при на «Точке возврата»-2017, в этом году получила две статуэтки на пятом Asian World Film Festival в Лос-Анджелесе с полнометражным фильмом «Надо мною солнце не садится». Детище бурятского кинематографа — фильм «Решала», известный на всю страну, когда-то тоже начинался с самодеятельности.
«Уровень растет так быстро, что мы сами пугаемся, — признается продюсер фестиваля «Точка возврата» Алла Джан-Ша. — Теперь масштаб 11 регионов, но держится все на кучке энтузиастов, у которых нет никакой гарантии, что будут деньги на проведение. Настало время признать, что это серьезное событие, которому нужен государственный подход, потому сейчас я как продюсер встречаюсь с правительством Хабаровского края и администрацией города. Мы взяли курс на НКО, и снова написали заявку на президентский грант. Каждый год мы рискуем, объявляем сезон, а потом нам везет, и мы выигрываем. Но это подстава самим себе, и больше мы на это не пойдем. Если нас не поддержат, мы свернем программу или поставим кино на паузу».
Состоится ли шестой дальневосточный фестиваль, станет известно в феврале, когда объявят победителей конкурса президентских грантов. Возможно, «Точка возврата» найдет поддержку из других источников. Если все получится, в 2020 году дальневосточный фестиваль выйдет на новый уровень: с большими показами на набережной Хабаровска, креативными инсталляциями по ДФО и узнаваемыми российскими звездами в жюри.
Хабаровский край не только родина китов и самолётов, но и кузница талантливых аниматоров. Здесь уже третий год подряд проводится единственный в ДФО фестиваль анимационного кино «Анимур», на который свои работы присылают студии со всего мира. При этом анимация считается одним из самых трудоёмких видов креативных индустрий, ведь для того, чтобы оживить одного персонажа нужно много людей. Почему этот вид киноискусства популярен в регионе, как он развивается и станет ли «Анимур» одной из точек притяжения событийного туризма — выясняло EastRussia.
В Хабаровском крае работают две студии анимации «Мечталёт» (Хабаровск) и «Зеленые камнеежки» (Комсомольск-на-Амуре). Об уровне их мастерства говорит тот факт, что у комсомольчан в 2025 году на стриминговую платформу выйдет сериал для подростков про инопланетян «Абдукция» и его увидят по всей стране. «Мечталёт», который был основан в 2018 году, имеет в своем арсенале мультфильм для детей про тайную жизнь детских рюкзачков «Спина к спине». Он вышел в 2020 году и уже известен далеко за пределами Хабаровска. Так, например, с этого года он выходит на государственном телеканале Македонии — Macedonian Radio Television.
Легендарный «Союзмультфильм» уже давно дружит с «Мечталётом», консультирует по проектам и обдумывает более плотное сотрудничество. В этом году генеральным партнёром фестиваля «Анимур» стал как раз-таки «Союзмультфильм». Ключевые специалисты студии лично прилетели в Хабаровск.
— Очень приятно, что анимация развивается именно здесь такими большими темпами, как нам кажется. Для «Союзмультфильма» это важно, потому что это помогает развитию всей анимационной индустрии. Пока она очень небольшая. И для того, чтобы развиваться и создавать конкурентоспособную продукцию не только в России, но и на международных рынках, мы должны растить саму индустрию, — рассказала креативный директор студии «Союзмультфильм» Мария Савиных.
По мнению московских экспертов, дальневосточная анимация уникальна в своем роде, так как она сочетает в себе традиционную советскую мультипликацию и восточное художественное влияние. К слову, многие аниматоры – фанаты аниме и с этого начался их путь в этот вид искусства.
11 января 2024 года в ходе рабочей поездки в Хабаровский край Президент России Владимир Путин посетил «Мечталёт», после чего поручил Минкультуры России рассмотреть возможность оказания содействия студии, а Правительству России — поддержать «Анимационный кластер Хабаровского края».
В этом году на «Анимуре» на больших экранах хабаровского кинотеатра «Гигант» экранах показали 195 фильмов из 27 стран мира. Фестиваль завоевал доверие творческой среде и привезти из Хабаровска «Мультоскар» в виде дракона стало престижным.
Гран-при фестиваля досталось работе «Руслан и Людмила» российского режиссера Матвея Лашко. По сюжету новоиспеченные жених и невеста борются с врагами прямо во время свадьбы. К слову, старославянский сеттинг очень популярен в последнее время у аниматоров. Эксперты объясняют это возрастающим интересом к своим корням и истории.
В этом году «фишкой» фестиваля «Анимур» стало голосование народного жюри и тут выбор пал на якутский анимационный фильм «Мунха». Республика славится не только кинематографом, но и анимацией. Во многом раскрыться талантам помогает господдержка региона — открыт креативный кластер «Квартал труда» с льготными условиями для резидентов, есть указ Главы об увеличении количества минут анимации. С другой стороны, есть просто живой интерес к этому у творческих ребят, поскольку надо как-то выразить себя, и анимация (как и кино) — это один из способов. Так в анимацию приходят ребята со школьной скамьи.
— У нас есть частный благотворительный фонд «Синет Спарк», у которого есть грант «Сахавуд» для киношников. Мы от нашей студии подавались туда в 2022 году, и были, по-моему, чуть ли не единственной анимацией. Когда мы пришли на питчинг в 2023 году, уже было 7 проектов по анимации, самых разных — от хорроров и арт-хауса и до сказок, от любительского уровня до профессионального. Мне кажется, это отлично демонстрирует рост заинтересованности, — говорит Анна Борисова, зам директора анимационной студии «Тундра».
Главный зритель «Анимура» — молодёжь. На показы, лекции и мастер-классы приходило так много интересующихся, что некоторым порой приходилось сидеть на ступеньках. Хабаровские школьники целенаправленно выбирают профессии, связанные с анимационным искусством. Тренд стал настолько явным, что в этом году на базе Хабаровского краевого колледжа искусств открылась школа креативных индустрий. Это образовательный центр, в котором в том числе есть студии создания анимации и 3D графики.
Кроме того, в рамках «Анимура» киностудия «Союзмультфильм» и Тихоокеанский государственный университет заключили меморандум о сотрудничестве в сфере подготовки кадров для анимационной индустрии. Это значит, что студентов будут обучать анимации, в стенах вуза будут проходить конференции, семинары, мастер-классы. Самые талантливые смогут проходить стажировки на киностудии «Союзмультфильм».
Также есть идея создать программу культурного обмена с Китаем, международные кросс-стажировки, но этот вопрос пока прорабатывается.
Но одно дело овладеть инструментарием и профессиональными навыками аниматора, нужны ещё креативные идеи, которые лягут в основу сюжета. И, кажется, с этим у хабаровчан проблем нет. На прошедшем «Анимуре» состоялся «НЕпитчинг» (денег там не давали, в остальном все было по-настоящему). Авторы за четыре минуты рассказывали московским экспертам из «Союзмультфильма» о своих проектах и получали обратную связь. Например, театральный режиссер Евгений Давыденко хочет сделать весёлый и добрый мультсериал о семейке Гоблинсов. Девушки-студентки из студии «След» создают проект «Инконнект», который расскажет младшим школьникам про интернет 2000-х. Никита Сличный из «Мечталёта» задумался над созданием сериала на тему Древней Руси «В ѣдь и Рат» в стиле приключенческого экшена.
Эксперты отметили, что многие проекты хабаровчан отвечают потребностям рынка. Как рассказали представители «Союзмультфильма», в тренде сейчас технологически развитое кино с большим количеством графики спецэффектов. Плюс появился зрительский запрос на 3D-анимацию и сериалы для подростков. Кстати, студия из Комсомольска-на-Амуре сейчас занимается созданием такого сериала. Он посвящен теме пришельцев и различных конспирологических теорий и носит название «Абдукция». К слову, продуктом уже заинтересовалась популярная стриминговая платформа и в 2025 году сериал увидит весь мир.
Если говорить о поддержке, то её пока не так много как хотелось бы, но она есть и это главное. Например, студии «Зеленые камнеежки» предоставили помещение в Доме молодежи для работы и обучения школьников.
— Нам помог очень Дом Молодежи. Нам предоставили помещение с социальной арендой, плюс идет мощная информационная поддержка, благодаря которой наш бренд стал сильным и узнаваемым. Кроме того, нас финансово поддерживают поклонники нашего творчества. Нас очень выручают донаты, — говорит руководитель студии анимации «Зеленые камнеежки» Марина Небожатко.
Аниматоры в Хабаровском крае уверены, что все изменится к лучшему. Как показывает практика, если автор серьезно «заряжен», верит в свой проект, то он рано или поздно находит деньги и нужных людей для воплощения своего проекта в жизнь. Хабаровчане намерены представлять свои проекты на питчингах и подаваться на гранты, чтобы получить финансирование. Кстати сделать это на Дальнем Востоке будет проще — 20 ноября в краевом центре откроется филиал Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) и многие вопросы, связанные с грантовой поддержкой, можно будет решать быстрее.
В «Анимуре» 2024 приняли участие более 7,5 тысячи человек, включая жителей и гостей региона. Как говорят в краевом минтуризма, благодаря фестивалю растет туристическая привлекательность Хабаровска и края в целом. Это видно даже по числу заявок: если на первый «Анимур» прислали 1,2 тыс. заявок, то в 2024 году их уже 2,3 тыс.
– Мы провели небольшую аналитику, которая показывает прирост заявок и расширение географии в жюри. Это для нас является приятным показателем. В качестве инструмента мы используем геотаргетинг, плюс к нам стекаются данные, которые озвучивают туристы по границе, с какой они прибыли в город, – отметила начальник отдела медиа-сопровождения туристического-информационного центра Ксения Кузнецова.
В качестве поддержки дальневосточным аниматорам готовы предоставить площадку визит-центра Амурский утёс. Если, конечно, авторы заинтересованы в том, чтобы другие зрители увидели их работы. Показ мультфильмов от студий края в одной из главных достопримечательностей Хабаровска будет работать на усиление туристического магнита под названием «Анимур».
Те, кто был на фестивале впервые, наверняка расскажут впечатления друзьям и единомышленникам. Не исключено, что это замотивирует приехать в Хабаровск новых гостей, как это сделал генеральный продюсер Всероссийского фестиваля анимационного кино в Альметьевске Розалин Каримов.
– Я приехал как друг фестиваля, преодолел путь в 10 тыс. километров. «Анимур» – это самый крайний фестиваль России. Мы разместим посты в наших социальных сетях, чтобы привлечь к нему внимание. Возможно, кто-то на следующий год захочет приехать лично, – поделился Розалин Каримов.
К участию в Хабаровском турнире по вэйци, учрежденном Генеральным консульством Китайской Народной Республики, зарегистрировались 120 игроков. И если в прошлом году это были дальневосточники и сибиряки, то на этот раз за игровыми столами сидели и гости из Москвы и Подмосковья, причём из числа гроссмейстеров.
Справка
Традиционная китайская настольная игра 围棋 вэйци в России более известна как го. Однако в КНР ревностно относятся к своему названию, не уставая напоминать, что игра зародилась именно в Китае. Вэйци относится к стратегическим, территориальным играм. Пространство, на котором ведется игра представляет собой деревянную или бумажную доску, расчерченную девятнадцатью поперечными и девятнадцатью продольными линиями. Соперники сражаются при помощи 360 белых и черных камней, а основная задача игроков сводится к захвату большей части территории доски.
— У нас есть амбициозная цель сделать этот турнир самым престижным на Дальнем Востоке России, — отметил в своём приветственном обращении Генеральный консул КНР в Хабаровске господин Цзян Сяоян. — Это логично, потому что Хабаровск — самый важный город на Дальнем Востоке России, в том числе и по физкультуре и спорту он всегда занимает лидирующие позиции. Вэйци — это спорт и культура. И этот турнир можно считать важным событием годов российско-китайской культуры, которые сейчас проходят в наших странах.
Среди тех, кто внимал словам Генконсула, в основном подростки: хотя вэйци имеет в России и Советском Союзе достаточно давнюю историю, широкий интерес к этой игре возник сравнительно недавно, и она стала «делом молодых». Примечательно, что самому юному воспитаннику Хабаровской краевой федерации пять лет и он собирался принять участие в нынешнем кубке, но… заболел. А девятилетний воспитанник краевой федерации Святослав Мельников уже имеет в арсенале два серебра всероссийского значения. Одно из них он завоевал на Кубке Посла Китая в Москве в зачете до 9 лет.
— Да и у нас в Хабаровске, и в целом по Дальнему Востоку в вэйци играют, главным образом очень молодые люди, дети, подростки, — рассказала EastRussia Директор Кубка Ольга Гончарова. — И сама Хабаровская федерация молодая – нам 10 лет. Кстати, ещё один интересный факт, на который обратил внимание главный судья турнира: в списке зарегистрированных много одинаковых фамилий. Это потому, что у нас играют семьями!
Что касается взрослых, то во всероссийском рейтинге по состоянию на конец октября лучший игрок представляющий Хабаровск — недавний студент Шэнь Шици: он на 38-ой позиции, на 107-ой строчке господин Генконсул КНР в Хабаровске Цзян Сяоян: правила Российской федерации допускают возможность игрокам выбрать город, за который они выступают. Самый успешный игрок с постоянной пропиской в Хабаровском крае — Сергей Ходжер — 236-ой.
Впрочем, рейтинг и успехи — дело наживное. По словам президента Российской Федерации Го Максима Волкова Хабаровску есть куда расти и все условия для этого сейчас созданы.
— Мы осваиваем очень плотно онлайн-школы, и теперь в общем-то преподавание можно вести, не теряя в качестве, как в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Челябинске, Владивостоке, в том числе и в Хабаровске, — рассказал он в беседе с корреспондентом EastRussia.
Конечно же и сам турнир стал ценным уроком для всех его участников, тем более что в этом году в нём приняли участие топовые игроки. Такие, например, как Тимур Санкин — 39-летний обладатель 6-го дана, занимающий 9-ую строчку в общероссийском рейтинге, двукратный чемпион России, президент Московской федерации, организатор Кубка Посла Китая.
Тимур обучался премудростям вэйци в самом Китае, у местных гроссмейстеров. На первом Кубке Генконсульства КНР в Хабаровске Тимур был главным судьей, но в этот раз решил вступить в интеллектуальную схватку.
— Да, в этом году я за столом. И конкуренты здесь есть, — поделился Тимур перед стартом соревнования. — Приехали серьезные ребята: Деменьшин Рахмат из Подмосковья — у него пятый дан, приехал Шэнь Шици — четвёртый дан, Савва Мезин — пятый дан, это мой ученик из Москвы, он уже не раз меня обыгрывал, в том числе год назад меня обыграл на пол-очка на Кубке Генконсула Иркутска… так что конкуренты есть.
Как раз между фаворитами турнира и разыгралась борьба за призовые места, и результат удивил организаторов: неожиданную игру показал Шэнь Шици. Он одержал верх над Тимуром Санкиным! А затем победил и его ученика Савву Мезина! И если был не проигрыш Рахмату Деменьшину, то… Но сослагательное наклонение уже неуместно. Первое место занял 19-летний Рахмат Деменьшин из Сергиева Посада, серебро у Шень Шици, а Тимур Санкин опередил таки своего ученика, заняв третье место. Савва Мезин стал четвёртым.
— Такие ситуации становятся украшением любого турнира, — комментирует Ольга Гончарова. — Обычно расстановку победителей с высокой долей вероятности можно предсказать заранее, но у нас получилась настоящая интрига. Да, Шень Шици говорил в интервью накануне начала Кубка о том, что надеется победить Тимура Санкина, но сам же и оговаривался, что это маловероятно, и тут такое…
К слову — в мировом ТОП-10 первые семь строчек занимают китайские игроки, ещё трое — выходцы из Южной Кореи. Однако, как подметил господин Цзян Сяоян, всё может измениться.
— В России уже есть очень сильные игроки, и я думаю, что в ближайшее время их мастерство очень быстро повысится. Русский народ очень умный, сколько выдающихся игроков в шахматы имеют российские корни! Поэтому, я думаю, что и в такой интеллектуальной игре как вэйци они покажут всё, на что способны и добьются высочайших результатов, — поделился Генеральный консул КНР в Хабаровске.
Яркие изображения на фасадах домов столицы Камчатского края стали активно появляться с 2020 года, когда появился фестиваль «Авача стрит-арт». Художники рисуют на домах и сражаются за звание лучшего по результатам голосования жителей. Так за четыре года появилось уже 78 полотен на многоэтажках. Все они посвящены истории полуострова, жизни коренных малочисленных народов, флоре и фауне.
EastRussia расспросила одного из самых опытных художников Сурена Давтяна, как рисуют муралы и как изображения помогают привлечь в регион туристов.
— Сурен, расскажи, пожалуйста, чем мурал отличается от граффити?
— Мурал — это рисунок на фасаде дома, от привычного и понятного большинству слова граффити отличается, масштабами. Мурал — это всегда большое изображение, а граффити может считаться даже незначительных размеров надпись, выполненная баллончиком.
— Как наносят изображение на дом?
— В основном, с проектора. Вечером, когда стемнеет, напротив фасада ставится проектор и изображение с него выводится на дом. Масштаб эскиза, который ты сделал в планшете или на ноутбуке, увеличивается в размерах в десятки раз. Дальше художник работает на высоте: переносит картинку, делает полосы, линии. На следующий день рисуешь, опираясь на намётки, которые ты для себя сделал. Но проектор не всегда можно поставить. У меня было такое – мешало дерево. Тогда приходится делить фасад на мелкие квадратики и рисовать по схеме, но этот вариант более энергозатратный.
— Сколько у тебя муралов на Дальнем Востоке?
— Я не считаю, но на вскидку могу сказать, что масштабных работ по Дальнему Востоку порядка десяти штук. Это не только Камчатка, но и Магадан. В этом году впервые работал там. Нарисовал на четырёхэтажном здании комикс. О той работе у меня осталось приятное воспоминание и оно связано с местными жителями. Бабушка лет 70 сказала, что знает про меня, так как читала статьи и видела репортаж. И спросила можно ли сфотографировать меня за работой. Я сказал: «Хорошо». Она меня сфоткала и ушла, а примерно через час вернулась обратно. В руках она держала распечатанные фотографии с моим свежим портретом. Одну из них она подарила мне. На обратной стороне была подпись с приятными пожеланиями от семьи. А на другой фотографии она попросила меня расписаться, чтобы подарить потом внуку. Это было для меня ценно и очень приятно.
— А какая вообще география твоих муралов?
— В Испании я рисовал, в Италии рисовал, в Канаде, в США был, в Москве рисовал. География не скажу, что суперобширная, какой могла бы быть, но достаточно богатая.
— Ты бы хотел переехать с Камчатки?
— Я родился Ереване и прилетел на Камчатку, когда мне было 6 месяцев. Вырос и выучился в Петропавловске-Камчатском. У меня был период, когда я покинул Камчатку — в 2015 году я уехал и жил два года в Москве, потом по году в Канаде и Америке. Путешествовал, рисовал. В 2019 вернулся. Так сложились обстоятельства – нужно было помочь родителям. И к этому времени меня уже тянуло домой. В творческом плане, что в столице, что заграницей среда позволяет отлично развиваться, но люди… ты общаешься и нет такого взаимопонимания как здесь. Как говорится, мы росли на разных мультиках.
— Кто ты по образованию?
— Я учился на мореходном факультете КамчатГТУ. По диплому я специалист по электрооборудованию судов. Но никогда не работал по этой профессии — не моё. Вместе с тем у меня есть художественное образование. Родители видели, что я постоянно рисовал динозавров, животных и поэтому и отдали меня в художественную школу.
— Расскажи про эскизы к муралам? Ты придумываешь их сам?
— Смотря какое ТЗ. Оно бывает строгое. Например, нужно, нарисовать именно шикшу. Либо более свободно ставится задача: например, изобразить народы Камчатки и тут ты уже выбираешь, что они делают. Либо сидят у костра, либо бьют в бубен, сколько их. Это ты уже решаешь сам и всё зависит от твоей фантазии.
— А эскизы рисуешь самостоятельно или с помощью искусственного интеллекта?
— Сам рисую конечно. Я не очень люблю подобными вещами пользоваться, потому что это уже не искусство. Когда делает ИИ, то это всегда видно. У такого изображения есть определенная стилистика исполнения картинок на выходе. Если человек может рисовать многогранно, то ИИ, по крайней мере, сейчас так не может. Но все может измениться уже через три-пять лет.
— Как ты думаешь, реально ли привлечь туристов на Камчатку с помощью муралов?
— Я думаю, это уже стало туристической «фишкой». По-моему, в прошлом году приезжали девочки-путешественницы из Москвы и попросили меня провести им экскурсию. Это был такой тур по граффити Петропавловска-Камчатского. Мы ездили по адресам, где были муралы, и я рассказывал, что они означают рисунки, как я их делал.
— А что еще можно добавить к уже существующей туристической «фишке»?
— Было бы классно, если бы у нас какие-то конкретные районы посвятили граффити. По типу как приезжаешь в Москву — в Одинцово, и ты знаешь, что там есть район, где есть около 50 домов и на каждом из них нанесены определенные муралы, которые рисовали художники со всей России. Ты приходишь, как в галерею и смотришь. У нас муралы разбросаны по всему городу. Хотя в этом тоже есть смысл, ведь туристу нужно заморочиться, чтобы поискать их. Это целый квест и это интересно.