ДФО становится все более привлекательным партнером для стран АТР
Руководство России еще в 2013 году выбрало модель ускоренного развития Дальнего Востока, основанную на наращивании экспорта в азиатские страны и привлечении зарубежных инвестиций. За последние годы в этом направлении достигнуты определенные успехи, о чем свидетельствует официальная статистика.
Зарубежные вложения
По данным Центрального банка России, в период с 2014 по 2016 года произошел уверенный прирост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в регионы Дальнего Востока. Если в 2014 году, фактически с начало полномасштабного запуска российской стратегии поворота на Восток, чистый приток ПИИ в ДФО составил пять млрд долларов, то в уже в 2015 году – семь млрд, а в 2016 и вовсе достиг рекордных за последние годы показателей – 10,3 млрд долларов.
Однако в последние два года наблюдается негативная динамика притока чистых прямых иностранных инвестиций в ДФО. Например, в 2017 году объем зарубежных вложений составил 8,1, млрд, а по итогам прошлого года произошло резкое снижение – до 1,3 млрд долларов. Однако такая ситуация характерна для всей России. Так, 2018 году произошло более чем трехкратное сокращение объема ПИИ по сравнению с 2016 годом – с 32,5 млрд долларов до 8,8 млрд. Подобная картина отражает ухудшение настроений иностранных инвесторов. Это во многом связано с негативными ожиданиями усиления санкционного давления США и ЕС на российскую экономику.
Несмотря на такое снижение объемов, Дальний Восток сумел добиться значительного увеличения доли привлеченных инвестиций в общероссийском объеме вложений из-за рубежа. Если в 2012 года доля ДФО составляла лишь 2%, то в 2018 выросла до 15%. По этому показателю Дальний Восток уступает лишь Центральному и Сибирскому федеральным округам, на которые в совокупности приходится 67% привлеченных инвестиций в прошлом году.
Китай на первом месте
Особое место в долгосрочном развитии Дальнего Востока занимает инвестиционное сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, для которых ДФО становится все более привлекательным партнером. По словам заместителя директора международного департамента Минвостокразвития Светланы Утяшевой, ключевым инвестором для ДФО является Китай. Его доля составляет 63% от общего количества иностранных инвестиций на Дальнем Востоке.
Сейчас в общей сложности реализуется 45 проектов с китайским капиталом на сумму 2,6 млрд долларов. Это проекты в области нефтегазохимии, переработки рыбы, выращивания аквакультуры, сельского хозяйства, промышленного производства, транспорта и логистики, лесоперерабоки. Еще 35 инвестпроектов на сумму 17,8 млрд находятся на стадии подготовки.
Один из наиболее масштабных совместных проектов на Дальнем Востоке – строительство в Амурской области нефтеперерабатывающего завода на территории ТОР «Приамурская» вблизи села Березовка. Для оперативного управления проектом стоимостью 120 млрд рублей создали российско-китайскую Амурскую энергетическую компанию (АЭК), основным инвестором которой выступает китайская Menglan Galaxy Energy Corporation, 10% вложений принадлежат российской «ИнтерРусОйл».
Постепенно вырастают и японские инвестиции, доля которых, по заявлениям полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, выросла до 5% от общего объема иностранных вложений. Среди крупных совместных проектов – открытие нового завода по производству двигателей во Владивостоке. Проект реализует российская компания «Соллерс» и японская Mazda Motor Corporation. Общий объем инвестиций превышает три млрд рублей, два из которых вложила японская сторона.
По мнению экспертов, в обозримом будущем высока вероятность, что объем японского капитала в проекты на территориях опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ) продолжит поступательно расти. Во много этому поможет совместное российско-японское предприятия для реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Его учредителями выступили Банк Японии для международного сотрудничества (JBIC), Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ).
Высоким потенциал есть и у сотрудничества Дальнего Востока с корейскими компаниями. По официальным данным, сейчас в работе находится ряд инвестпроектов стоимостью свыше одного млрд долларов. Они касаются модернизации портовой инфраструктуры, производства экологически чистой продукции, создания медицинских центров.
Самый масштабный российско-южнокорейский проект на Дальнем Востоке — создание комплекса по производству минеральных удобрений в поселке Козьмино Приморского края, инициатором и оператором которого выступает ЗАО «Национальная химическая группа». Стоимость комплекса, которй планируют ввести в эксплуатацию в 2022 году, оценивается примерно в 6,3 млрд долларов.
«Точкой роста» в инвестиционном взаимодействии может стать подписание соглашения о создании зоны свободной торговли между Россией и Южной Кореей, охватывающее инвестиции и торговлю услугами. Стороны уже официально приступили к переговорам.
Топливо в обмен на электронику
АТР – это еще и основной рынок для сбыта дальневосточных товаров. На этот регион приходится 85% экспорта ДФО. Доминирующую роль играют поставки минерального топлива (около 60%). Однако в последние несколько лет появились изменения – наметилась тенденция увеличения поставок несырьевой продукции – рыбы (15,5% от совокупного экспорта), древесины и изделий из нее (6,1%), жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней (5,3%).
Чаще всего товары из ДФО экспортируют в страны Северо-Восточной Азии. По данным Дальневосточного таможенного управления, 32,5% всего экспорта идет в Южную Корею, 23% – в Китай, 21,5% – в Японию.
Что касается импорта, то лидирующие позиции занимает оборудование и механические устройства (23,8%), электрические машины (8,6%), а также средства наземного транспорта (7,9%). Больше половины всего импорта из стран АТР на Дальний Восток идет из Китая, 9% – из Южной Корея, 8% – из Японии, 6,5% – из США.
Эксперты отмечают позитивную динамику в торгово-экономическом взаимодействии Дальнего Востока с азиатскими партнерами. Так, с Китаем по итогам 2018 года товарооборот вырос на 26% по сравнению с предыдущим годом и составил 9,8 млрд долларов. Прирост товарооборота с Южной Кореей составил 36,5%, что позволило довести объем торговли с дальневосточными регионами до 9,7 млрд долларов. Выросли показатели и во взаимодействии с Японией – на 21,6% – больше пяти млрд долларов.
По мнению специалистов именно на эти страны будет сделана ставка на более тесную интеграцию ДФО в цепочки добавленной стоимости в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Произойдет это по мере наращивания потенциала существующих ТОР.
Поворот в Арктику
Растет интерес азиатских стран и к освоению Арктики. Практически полное отсутствие месторождений ископаемого топлива у Японии, Южной Кореи, Сингапура и ограниченное количество у Китая и Индии делают эти страны зависимыми от импорта. Появляется необходимость диверсификации поставок, поэтому Арктика, на которую приходится до 25% мировых неразведанных запасов нефти и до 30% природного газа, рассматривается как важный источник расширения географии поставок.
Помимо этого у экспортоориентированных стран АТР растет спрос на создание альтернативных транспортных артерий, связывающих их с Европой. Северный морской путь, который является кратчайшим морским путем на этом направлении, может взять на себя часть грузооборота.
Больше всего в развитии Арктики заинтересован Китай. Подтверждением этому стала публикация в 2018 году «Белой книги об арктической политике», а также запуск новой масштабной инициативы «Ледяной Шелковый путь». Он должен стать дополнением к мега-инициативе «Пояса и Пути». При этом и другие страны АТР не остаются в стороне от арктических процессов. Например, Сингапур, который является наблюдателем в Арктическом совете, создает у себя лаборатории для изучения климатических процессов на этой территории.
Нужны связи
Как отмечают эксперты, сейчас становится понятно, что реализовать экспортоориентированную модель развития Дальнего Востока будет крайне сложно без существенного облегчения доступа российских товаров на азиатские рынки. Для этого нужно наладить прочное взаимодействие Минвостокразвития с ключевыми международными институтами развития и многосторонними площадками, например, с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), главным наднациональным органом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Немаловажным становится сотрудничество с азиатскими торговыми ведомствами, чтобы вовремя реагировать на введение новых или корректировку старых торговых барьеров на рынках АТР.
Сейчас Дальний Восток заинтересован в снижении тарифных барьеров в странах АТР по наиболее защищенным товарным группам, присутствующим в экспорте ДФО, в том числе нефтепродуктам, сельскохозяйственной продукции и морепродуктам с высокой добавленной стоимостью. Этого можно добиться в рамках готовящихся соглашений о ЗСТ, однако взамен нужно предложить партнерам по переговорам что-то взамен.
Совместная работа нужна и для снижения нетарифных барьеров для российской продукции. Частично это относится к мандату ЕЭК. Вопросы синхронизации таможенных норм и стандартов затронуты в подготавливаемых ЗСТ (с Ираном, Сербией, Сингапуром) и в уже существующем торгово-экономическом соглашении с Китаем.
Однако ряд важнейших нетарифных ограничений выходит за рамки деятельности ЕЭК, например, санитарные и фитосанитарные барьеры, установленные Китаем на российское зерно и мясную продукцию. Они имеют двусторонний характер и требуют прямого диалога российских и китайских ведомств. Запустить диалог для решения этого вопроса, по мнению экспертов, должно министерство по развитию Дальнего Востока.
Александр Королев, стажер-исследователь Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ