Деловой портрет Дальнего Востока
17.09.2015 13:37
Эксперт EastRussia Ростислав Туровский – о новой экономической политике в регионе
Дальний Восток сегодня — это перспективная территория и одновременно территория внутренних контрастов. Эксперт EastRussia Ростислав Туровский проанализировал инвестиционный потенциал региона
Оценка делового и инвестиционного климата
В 2014 году объем инвестиций в основной капитал в Дальневосточном федеральном округе составил 820 млрд. рублей, превысив показатель 2013 года (814 млрд. рублей).
В 2014 году доля средств из федерального бюджета в инвестициях снизилась и составила 15,1%, но это все же достаточно высокое значение относительно общероссийского показателя (8,6%),а в 2013 г. показатель был еще выше — 19,3% (общероссийский показатель — 9,8%). Основные объемы инвестиций сейчас поступают на Дальнем Востоке в крупные сырьевые и инфраструктурные проекты, реализуемые государственными и частными компаниями. Дальний Восток является одним из приоритетов для таких ведущих государственных корпораций, как «Роснефть», «Газпром», «Транснефть», «РусГидро» и др. При этом, задача активнее задействовать частный бизнес поставлена и постепенно начинает решаться за счет создания льготных налоговых режимов.
Если говорить об иностранных инвестициях в основной капитал, то их объем пока не является высоким и составляет около 20% в общем объеме. Вероятно, на инвестиционную привлекательность региона для иностранных компаний негативно влияют географические особенности Дальнего Востока, а именно — сочетание больших незаселенных территорий с недостаточно развитой инфраструктурой и сложными климатическими условиями. Эти факторы повышают издержки для вложений в основной капитал, трудовые ресурсы, транспортные расходы и т.д. В тоже время огромный ресурсный потенциал региона не может не интересовать зарубежных инвесторов. В России в 2013 году на долю Дальнего Востока приходилось около 9,22%всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ) страны (ранее было 11,64% и 17,31% в 2012 и 2011 гг. соответственно), что в целом является неплохим показателем. Относительно ПИИ на Дальнем Востоке также стоит отметить некоторые важные особенности.
Во-первых, приток прямых иностранных инвестиций распределен неравномерно среди регионов Дальнего Востока и демонстрирует нестабильную динамику. Выделяется Сахалинская область, которая по уровню прямых иностранных инвестиций лидировала на Дальнем Востоке с начала
2000-х годов(ее доля доходила до 96,41% в 2005 году),в 2011 году доля этого региона составляла 70%, а в 2013 г. значительно снизилась — до 40%.Сахалинская область является наиболее выделяющимся регионом Дальнего Востока и по другим параметрам инвестиционного климата. Например, по объему инвестиций в основной капитал на душу населения Сахалинская область лидирует не только среди регионов Дальнего Востока, но и занимает
4-е место по стране с показателем 429,47 тысяч рублей на душу населения. Сахалинская область также отличается наибольшим профицитом бюджета среди всех субъектов РФ (15,7% в 2014 году), в то время как все остальные регионы Дальнего Востока (как и большинство российских) имеют дефицит.
Во-вторых,ПИИ преимущественно сосредоточены в сфере добычи полезных ископаемых. В частности, реализация нефтегазовых проектов в Сахалинской области долгое время обеспечивала практически весь объем прямых иностранных инвестиций на Дальнем Востоке.В целом же направления инвестиционных вложений имеют тенденцию к диверсификации. Например, в Приморском крае впервые в истории происходит развитие автомобильной отрасли, а именно — было создано производство «Соллерс-ДВ».
Таким образом, инвестиционные процессы на Дальнем Востоке имеют противоречивый характер. С одной стороны, необходимо уменьшить присутствие государства и увеличить приток ПИИ, а с другой стороны, это невозможно сделать силами самих регионов, без федеральной поддержки. Вероятно, в ближайшее время невозможно добиться равномерного развития всех регионов Дальнего Востока, но в любом случае появление отдельных точек роста будет стимулировать деловую активность на территории всего макрорегиона.
Ключевые рынки сбыта и внешний торговый оборот
В отличие от нестабильного инвестиционного процесса Дальний Восток характеризуется достаточно устойчивой картиной внешнеторгового оборота, а также конфигурации постоянных торговых партнеров за рубежом.
В прошлом году внешнеторговый оборот ДФО ожидаемо снизился (впервые с 2008 года) и составил 39,01 млрд. долларов США, что на 2,6% меньше, чем в 2013 году. Негативная динамика объясняется сокращением импорта (на 12,8%), что является результатом девальвации рубля, повышения цен на импортные товары (в том числе из-за повышения таможенных пошлин, привязанных к курсу евро), что, как следствие,привело и к уменьшению потребительского спроса. Экспорт же, наоборот, увеличился (на 1,7%), однако сложная экономическая ситуация в стране замедлила темпы роста экспорта.
Внешнеторговый оборот Дальнего Востока преимущественно связан с государствами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), что обусловлено особенностями географического положения региона. Ключевыми контрагентами являются Республика Корея, Китай и Япония, на эти страны приходится около 80% всего внешнеторгового оборота Дальнего Востока. Крупнейшими партнерами по экспорту в 2014 году стали Республика Корея (32,0%), Япония (29,7%) и Китай (19,1%),структура импорта представлена этими же государствами, но в другом процентном соотношении. Лидером является Китай с долей в импорте— 45,1%,затем Япония— 16,9% и Республика Корея— 10,6%.
Сахалинская область, Приморский край и Якутия обеспечивают до 90% всего внешнеторгового оборота Дальнего Востока. До 2009 года в тройку лидеров входил Хабаровский край, однако его внешнеторговый оборот стал снижаться. В итоге регион переместился на
4-е место, пропустив вперед Якутию, которая, напротив, продолжает наращивать темпы роста внешнеторгового оборота.
Сахалинская область, которая последние 8 лет лидирует по объему внешнеторгового оборота среди других регионов Дальнего Востока(в 2014 году ее доля составила 46,14% или 18,0 млрд. долларов), преимущественно сотрудничает с Японией (43,4% внешнеторгового оборота). Экономика Сахалина имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Одним из главных экспортных товаров Сахалина с недавнего времени является сжиженный природный газ (СПГ), производимый в рамках проекта «Сахалин-2», в котором участвуют «Газпром», Shell и японские компании Mitsui и Mitsubishi. Ведущим покупателем сахалинского СПГ является Япония. В 2014 году торговый оборот Сахалина с Республикой Корея увеличился на 7,2 млрд.долларов (на 11,5%) благодаря росту экспорта сырой нефти и угля, и на эту страну приходится теперь 40,2% всего внешнеторгового оборота Сахалинской области. Сахалинский экспорт преимущественно представлен продукцией топливно-энергетического комплекса
(94-95%), импорт — машины и оборудование, металлы, которые обеспечивают технологическую реализацию нефтегазовых шельфовых проектов на Сахалине.
Приморский край долгие годы находится на Дальнем Востоке на втором месте по объемам внешнеторгового оборота, который в 2014 году составил12,9 млрд.долларов США или 29,48% от всего внешнеторгового оборота ДФО. Основным торговым партнером Приморского края является расположенный через границу Китай (51% от всего оборота).
Регион в силу своего приграничного и приморского географического положения отличается высокими показателями импорта, заметно превосходящего экспорт. Наблюдается особенно тесное сотрудничество региона с приграничными китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь, которому способствует наличие портов и пяти пропускных пунктов через границу РФ. Модернизация транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» позволит значительно уменьшить стоимость транспортных расходов и еще больше увеличить торговый оборот между Россией и Китаем, фактически создав единое транспортное пространство.Равным по объему торгового оборота является сотрудничество Приморского края с Республикой Корея и Японией — по 17% с каждой из стран.
Республика Саха (Якутия)заняла в 2014 г. третье место по объему внешнеторгового оборота —5,1 млрд.долларов, или 13% от ДФО. Главным партнером по экспорту является Бельгия (около 55% от всего внешнеторгового оборота), затем идут Индия, Китай,Израиль.В отличие от Сахалинской области и Приморского края, экспорт республики в 2014г. на 85,7% представлен драгоценными камнями и драгоценными металлами, так как в Якутии находятся крупнейшие в России месторождения алмазов. Неудивительно в этой связи, что основная часть продукции идет в Бельгию, где расположен один из крупнейших в мире рынков алмазов.
Хабаровский край находится на 4 месте (его доля — 5,7%) c объемом внешнеторгового оборота 2,2 млрд. долларов США. Позиции этого региона во внешнеторговых отношениях изменчивы в силу отсутствия надежного и гарантированного спроса на производимую им продукцию. Однако регион в прошлом году показал наибольший индекс роста внешнеторгового оборота — 124,8% к предыдущему 2013 году.Основным партнером по экспорту является Китай (84%), а товарная структура экспорта преимущественно представлена древесиной и целлюлозно-бумажными изделиями (около 90% всего экспорта).
В отношении внешнеторгового оборота других регионов стоит также отметить некоторые особенности. Амурская область экспортирует руды, железные и титановые концентраты, лесоматериалы, ее основной партнер — Китай. Магаданская область более активно сотрудничает с Республикой Корея (79,1% экспорта), поставляя минеральные продукты (доля — 66,8%), рыбную продукцию (28,8%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (29,2%). Особой специализацией этого региона на внешнем рынке являются серебро и золото.
В экспорте Камчатского края преобладает рыбная продукция (97%), основные торговые партнеры — Республика Корея, Китай, Япония, США. Чукотка тоже экспортирует преимущественно рыбную продукцию (около 85% оборота), основные партнеры — Республика Корея, Китай, США.
Внешнеторговое сотрудничество Еврейской автономной области практически полностью (в 2014 г. на 94,5%) сосредоточено на Китае. Товарная номенклатура экспорта Еврейской автономной области на 71,5% состоит из древесины и на 23,2% из сои.
Таким образом,структура импорта варьирует от региона к региону незначительно и представлена преимущественно машинами и оборудованием, металлами. Значительная часть импорта проходит через Приморский край, а главным поставщиком является Китай. Структура экспорта имеет свои особенности от региона к региону, основными рынками сбыта являются Республика Корея, Япония и Китай. В перспективе можно ожидать рост диверсификации экспортной продукции Дальнего Востока и, в частности, его отстающих регионов. Это связано с запуском новых сырьевых проектов, в частности — по добыче угля, железной руды, золота и др.
Трудовые ресурсы
Реализация крупных проектов невозможна без надлежащего обеспечения трудовыми ресурсами.На Дальнем Востоке на данный момент стоит вопрос привлечения квалифицированных работников, так как наблюдается дефицит кадров. Это связано с особенностями организации рынка труда в регионе,которые во многом обуславливаются его географическим положением и текущими общероссийскими особенностями социального развития.
С
90-х годов население Дальнего Востока сократилось на 1,8 млн. человек, наибольшие потери населения понесли Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области, около 49% убыли дали именно эти,наиболее удаленные регионы.
Во-первых, дальневосточные регионы не обошел общероссийский тренд депопуляции населения. Хотя в 2014 году рождаемость на Дальнем Востоке превысила смертность на 9334 человека, нельзя говорить об устойчивом положительном тренде. Коэффициент рождаемости действительно в 2014 г. был выше (14,1), чем в2013 г. (13,9), но эта разница незначительна. При этом значения по субъектам отклоняются не очень сильно (исключения: Якутия с повышенным значением 17,8% и низкое значение Магаданской области — 12,2).
На протяжении последних лет преимущественно благодаря Якутии в ДФО коэффициент естественного прироста населения принимает положительное значение (+1,5).В тоже время важно отметить, что сейчас коэффициент рождаемости в ДФО превышает аналогичный российский показатель, который равен 13,3. Поэтому все-таки можно говорить о наличии перспективы роста населения за счет повышения рождаемости.
Во-вторых, еще более остро стоит проблема миграционного оттока населения (особенно трудоспособного) в другие регионы России,на него приходится около 84% от всего сокращения населения Дальнего Востока за 20 лет. Значение миграционной убыли меняется каждый год, то увеличиваясь, то уменьшаясь, но при этом миграционное сальдо всегда остается отрицательным. В 2014 году оно составило 24 752 человек. Миграционное сальдо имеет отрицательное значение для всех регионов, что стало устойчивым трендом последних лет. В 2014 году отток населения увеличился из Сахалинской области и из Камчатского края, остальные регионы демонстрировали снижение миграционного оттока, но не менее 90% к прошлому году. Изменить эту негативную тенденцию пока не удалось.
В тоже время регион не испытывает проблем с подготовкой профессиональных кадров. Всего на территории Дальнего Востока действуют 44 ВУЗа и 80 филиалов, а образовательными центрами региона можно считать Хабаровский край (14 ВУЗов и 12 филиалов), Приморский край (10 ВУЗов и 26 филиалов) и Якутию (7 ВУЗов и 13 филиалов). Особенно выделяются Дальневосточный и Северо-Восточный федеральные университеты (входящие в десятку учрежденных в России федеральных университетов), расположенные в Приморском крае и Якутии соответственно.Высшие учебные заведения предлагают широкий выбор образовательных программ (всего около 300 специализаций)по востребованным для региона направлениям, связанным с морским транспортом, рыбным хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью и др.
Но, несмотря на благоприятные условия, абитуриенты часто ориентированы на непроизводственные профессии (социально-экономического профиля), в то время как существует потребность в инженерных кадрах. Кроме того, массовое стремление выпускников школ получить высшее образование (это проблема не только Дальнего Востока) создает перекос на рынке труда, так как помимо квалифицированных специалистов остро требуются представители рабочих профессий. Дисбаланс спроса и предложения ощущается уже сейчас и может усугубиться в будущем.
На данный момент перед регионами Дальнего Востока стоит задача удержания существующих человеческих ресурсов и привлечения новых.На федеральном и региональном уровнях власти ведутся дискуссии по поводу инициатив, которые бы стимулировали привлечение кадров на Дальний Восток. В частности, на данный момент идет обсуждение законопроекта, согласно которому любому жителю РФ можно будет выделить 1 га земли на Дальнем Востоке с возможностью его дальнейшего получения в собственность при освоении участка в пятилетний срок. Безусловно, данная мера не сможет полностью ликвидировать дефицит трудовых ресурсов, но в тоже время подобные инициативы говорят о том, что федеральный центр озабочен данной проблемой и готов делать дальнейшие шаги для ее устранения.
Новые стимулы для инвесторов, перспективы
За последние годы федеральный центр сделал немало шагов для улучшения инвестиционного климата на Дальнем Востоке.
Проект ТОР и другие проекты Минвостокразвития также стали импульсом для создания организаций с целью их сопровождения. Минвостокразвития инициировало создание Агентства по управлению человеческими ресурсами, которое будет заниматься привлечением профессиональных кадров, координировать набор специалистов, способствовать их переезду на Дальний Восток. Также министерство планирует создать Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока для привлечения инвесторов. Кроме того, почти в каждом из регионов Дальнего Востока есть агентство (или фонд) инвестиционного развития, например, Агентство инвестиционного развития Якутии, Агентство по развитию Курильских островов и инвестиционных программ Сахалинской области, действует Фонд развития экономики и прямых инвестиций Чукотского автономного округа и др.
На повестке стоит задача максимального раскрытия потенциала региона.Прежде всего, точками роста экономики Дальнего Востока станут территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), которые должны привлечь в регион инвесторов.30 марта 2015 года вступил в силу федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», подготовкой которого федеральные власти занимались еще с прошлого года. Территории опережающего социально-экономического развития — это экономические зоны, в отношении которых действует особый льготный налоговый режим, а также упрощенные административные процедуры.
На данный момент создаются 9 ТОР, каждый из которых имеет свою специализацию: две территории в Хабаровском крае, это — ТОР «Хабаровск» (промышленность, транспортно-логистическая направленность) и ТОР «Комсомольск» (промышленность), две в Приморском крае — ТОР «Надеждинская» (легкая и пищевая промышленность, транспортно-логистическая направленность) и ТОР «Михайловская» (животноводство, растениеводство, производство продуктов питания), две в Амурской области — ТОР «Приамурская» (промышленность, транспортно-логистическая направленность) и ТОР «Белогорск» (агропромышленная направленность). Кроме этого, в Камчатском крае ТОР «Камчатка» будет специализироваться на туристическо-рекреационной, портово-промышленной, агропромышленной деятельности, в Чукотском автономном округе — ТОР «Беринговская» на горнодобывающей промышленности, в Республике Саха (Якутия) создается индустриальный парк ТОР «Кангалассы». Предполагается также создание ТОР в Сахалинской области — на Курильских островах и в Еврейской АО. В результате как минимум одна ТОР будет создана в каждом субъекте федерации ДФО, а в ряде субъектов их будет по две.
Минимальным требованием для инвесторов являются вложения объемом 500 тысяч рублей, что является достаточно небольшой суммой.Инвесторам предоставляется большой набор льгот:резиденты ТОР платят лишь 7,6% страховых взносов (вместо 30%) в течение первых 10 лет, 0% составляет НДС на импорт и переработку, 0% — ввозные и вывозные таможенные пошлины, налог на прибыль первые 5 лет от
0-5%, следующие 5 лет — не менее 10%. Применяются пониженные коэффициенты арендных ставок (0,4 от базовой ставки) и налога на добычу полезных ископаемых
(0-0,8 в течение первых 10 лет). Также на территориях будет действовать режим свободной таможенной зоны для резидентов,а именно — беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление, (использование) иностранных товаров внутри ТОР, а также реэкспортный вывоз товаров и оборудования.
Упрощение административных барьеров заключается в следующем. Экологическая экспертиза объектов инфраструктуры будет длиться лишь 45 дней, также сокращены сроки получения разрешительной документации. Для решения проблемы трудовых ресурсов разрешено привлечение иностранных работников без получения дополнительных разрешений и учета квот.Государство обязуется финансировать строительство инфраструктуры объектов ТОР. Важно отметить, что закон не регламентирует число ТОР, а значит в дальнейшем возможно появление новых территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. На данном этапе создание ТОР возможно на Дальнем Востоке, а также в моногородах с тяжелой экономической ситуацией в других частях страны. В случае успеха в перспективе ТОР будут создаваться и за пределами Дальнего Востока, как это уже предусмотрено законом.
В то же время идея ТОР родилась с учетом критического анализа работы прежних ОЭЗ. Во-первых, проекты ТОР предусматривают более комплексный подход к улучшению инвестиционной привлекательности, так как предоставляют не просто особые льготные условия, а совокупность мер по общему улучшению социально-экономического развития территорий. Помимо этого, как уже было сказано выше, в рамках ТОР развитие инфраструктуры проектов обеспечивается государством. Если говорить о детальных особенностях, то налоговые льготы ТОР превышают преференции, предлагаемые в рамках ОЭЗ, а также заметно снижены административные барьеры.
Во многом идею ТОР продолжает создание Свободного порта Владивосток (12 октября 2015 года вступит в силу федеральный закон №
212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»), который объединяет 15 муниципальных образований на юге Приморского края и предлагает ряд налоговых льгот, таможенных преференций для осуществления инвестиционной деятельности. Среди льгот — пониженные тарифы страховых взносов (7,6%), резиденты на 5 лет освобождаются от налогов на прибыль, имущество, землю и другие. Важная особенность — упрощается визовый режим, в частности появилась возможность получить
8-дневную въездную визу непосредственно на границе.Также предлагается режим свободной таможенной зоны для резидентов, аналогичный условиям ТОР. Согласно закону, порт создается на 70 лет, однако предусматривается возможность продления этого срока. Предполагается, что в перспективе режим свободного порта может создаваться и в других прибрежных регионах страны, но пока эксперимент проводится только во Владивостоке.
Помимо масштабных проектов ТОР и Свободного порта стоит отметить другие инициативы федеральных и региональных властей по предоставлению налоговых льгот для стимулирования инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке.C 1 января 2014 года в силу вступил федеральный закон Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. №
267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации», который предполагает особые льготные условия налогообложения для инвесторов. Важно отметить, что закон вводит понятие «региональный инвестиционный проект» (ранее такого термина не было в Налоговом кодексе), целью которого является производство товаров на территории одного из субъектов, среди которых могут быть все регионы Дальневосточного федерального округа, а также ряд регионов Восточной Сибири — Республика Тыва, Иркутская область, Забайкальский край, Республика Бурятия. Инвестиционный проект не может быть связан с добычей и (или) переработкой нефти, добычей природного газа и (или) газового конденсата, оказанием услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата, производством подакцизных товаров (исключение — легковые автомобили и мотоциклы), осуществление деятельности, к которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0%. Кроме того, инвестиции должны быть направлены исключительно на производство товаров, а значит деятельность в сфере услуг (например, развития объектов железнодорожной и автодорожной инфраструктуры) облагается налогами в общем порядке.
Для получения льгот инвестиционный проект должен соответствовать ряду условий. Сумма вложений должна составлять не менее 50 млн. рублей (в период до 3 лет) или не менее 500 млн. рублей (в период до 5 лет). В целом указанные суммы являются вполне приемлемыми и не служат существенным барьером. Вместо обычной 20%-ой ставки налога на прибыль льготный режим предполагает ее снижение до диапазона
0-10% на первые 5 лет и не менее 10% в течение следующих 5 лет. Точкой отсчета принимается момент извлечения первой прибыли от проекта. Регионы, на территории которых происходит реализация региональных инвестиционных проектов, также приняли соответствующие законы, в которых регламентируются ставки налога на прибыль. В Якутии, Амурской области, Хабаровском крае, Чукотском автономном округе, Еврейской автономной области, Сахалинской области, Приморском крае ставки соответствуют минимальным значениям, указанным в федеральном законе, менее лояльные условия для инвесторов предлагает Камчатский край — 10% в течение первых пяти лет, а также Магаданская область — в течение первых пяти лет — 9%, следующих пяти лет — 13,5%.
Помимо этого, закон предлагает понижающие коэффициенты для ставок налога на добычу полезных ископаемых: 0 в течение первых 2 лет; далее 0,2 до 4 лет; 0,4 до 6 лет; 0,6 до 8 лет; 0,8 до 10 лет. Однако такой порядок касается лишь золота, угля, руды черных и цветных металлов, но не включает нефть, газ, газовый конденсат, общераспространенные полезные ископаемые, минеральные воды и лечебные грязи.
Были также введены ограничения, которые исключают возможность превращения регионов Дальнего Востока в офшорные зоны. Во-первых, участник инвестиционного проекта не должен иметь обособленных подразделений за пределами субъекта, на территории которого происходит реализация проекта. Во-вторых,не менее 90%доходов участника должны быть получены от реализации товаров, произведенных в результате деятельности инвестиционного проекта. Указанные требования не позволят создавать предприятия для получения льгот без осуществления реальной деятельности на территории того субъекта, где оно было зарегистрировано.
Также в июле 2015 года был упрощен порядок признания приоритетных инвестиционных проектов Байкальского региона и Дальнего Востока, в частности было отменено требование, чтобы фактическое инвестирование составляло не менее 10% от планируемых частных инвестиций. Помимо этого постановление правительства закрепило и тот факт, что финансовое обеспечение будет напрямую поступать из Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Основное условие — общая стоимость инвестиционного проекта должна быть более 250 миллионов рублей. Благодаря этим изменениям, правительство РФ одобрило в июле шесть приоритетных инвестиционных проектов Дальнего Востока, суммарный объем выделяемых средств,на которые составит 13,8 млрд. рублей.
Таким образом, у инвесторов сейчас появляется множество новых возможностей для ведения бизнеса на Дальнем Востоке. Выгодные условия налогового и таможенного режима, а главное — снижение бюрократических барьеров значительно повышают инвестиционную привлекательность Дальнего Востока, позволяют рассчитывать на серьезные изменения социально-экономической ситуации и более глубокую интеграцию макрорегиона в АТР.
Ростислав Туровский
Теги: