Как жители Бурятии празднуют буддийский Новый год – Сагаалган
В республике Бурятия Новый год по давней традиции отмечают дважды. После встречи традиционного праздника 31 декабря люди с нетерпением ждут Сагаалган, что в переводе с бурятского означает Белый месяц. Конкретной даты у этого праздника нет, он привязан к лунному календарю и первому в году новолунию: как правило, это период с начала января до окончания марта. В этом году бурятский Новый год выпал на 10 февраля, его празднование в республике продлится целый месяц. Предваряет череду праздничных дней ритуал очищения «Дугжууба». Корреспондент EastRussia посетила обряд в улан-удэнском дацане «Ринпоче Багша».
Накануне Сагаалгана принято подготовиться к празднику: привести в порядок буддийский алтарь, сделать генеральную уборку, выкинуть ненужные вещи и мусор. Нужно купить необходимые продукты для приготовления национальных блюд, а также подарки для близких и родственников. Обязательна на столе в эти дни — любая белая пища как олицетворение чистоты, благополучия и добра.
Но не менее важна в эти дни чистота души и помыслов. Поэтому накануне встречи Белого месяца в Бурятии ежегодно проводится обряд очищения «Дугжууба». В этом году его организовали в 14 дацанах города Улан-Удэ — столицы Бурятии. Накануне посещения самого популярного буддийского обряда у жителей республики принято обтереть все тело влажными салфетками или кусочком теста, «прокатывая» его по всему телу. Некоторые верующие после этого делают из комка теста табалан (фигурку человечка), представляя, как отдают этому существу все свои беды, болезни и страдания уходящего года.
Эти фигурки и свертки приносят в дацан и в течение дня складывают внутрь сооружения, которое вскоре станет ритуальным костром. Специально для Дугжуубы ламы готовят так называемый «Соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы вечером в него «вкладывают» подношение буддийскому божеству Чойжал сахюусану, а когда разгорается огонь, принято считать, что в нем сгорают все беды и страдания, заложенные туда верующими. При этом во время ритуала важно, чтобы люди мысленно или вслух просили забрать огонь все плохое, представлять, как сгорают все дурные мысли и жизненные препятствия.
Цырен-лама считает, что обряд может помочь даже людям неверующим и не осуждает, что в Сагаалган в дацан идут не только буддисты, но и православные, мусульмане и люди других религий.
— Самый главный смысл обряда — избавить человека от негатива этого года, чтобы он в новый год входил с подъемом сил. Что касается неверующих или приверженцев других религий, то пусть приходят. Уж лучше пусть так, чем совсем пустота. Мы существа земные, без разницы, кто какой национальности и веры. Каждый старается решать свои проблемы по-своему, — говорит Цырен-лама.
В дацане «Ринпоче Багша», основанном в 2000 году буддийским ламой из Тибета Еше Лодой Ринпоче с благословения Далай-ламы XIV, в предновогодние дни особенно многолюдно. Первые прихожане пришли ранним утром 8 февраля. Возле большой пирамиды из веток то и дело скапливается очередь. Люди достают из карманов и сумок свертки (тесто или салфетки, обкатанные по телу накануне) и вкладывают их внутрь будущего ритуального костра. Несмотря на достаточно холодную погоду попрощаться со своими грехами в дацан пришли сотни людей, многие пришли большими семьями, взяв с собой даже малышей.
Студентки Мэдэгма, Ирина и Арина рассказали, что каждый год совершают этот обряд и верят в то, что он помогает провести следующий год без бед и болезней.
— Еще моя бабушка учила меня, как нужно правильно прокатывать по телу тесто, как молиться. Она за всю жизнь ни разу не пропустила этот обряд и нас научила, что Дугжууба — это серьезно. Несколько раз после этого обряда у нее уходили разные болезни. Я в этом году загадаю на костре, чтобы близкие не болели, чтобы все у нас в семье было благополучно, чтобы моя учеба продвигалась нормально, и я построила хорошую карьеру, — призналась Арина.
— В детстве нам запрещали смотреть на огонь, а теперь вроде бы говорят, можно. Мы дождемся темноты, когда начнут зажигать огромный костер. Это всегда выглядит потрясающе и сразу кажется, что в этот момент все твои молитвы слышны Там, — говорит Ирина.
Цырен-лама подтверждает — случаи исцеления после обряда Дугжууба в его практике бывали не раз.
— В дацанах горит особенный костер. Бывают случаи исцеления. Я слышал, что у одного оператора, журналиста один глаз не видел. После обряда, он прозрел. Это мне рассказывали ваши коллеги-журналисты, — уверяет буддийский священник.
Как считают буддийские ламы, «огонь Дугжуубы исцеляет и дает надежду». Есть свидетельства, когда нежелание жить, апатия и хронические депрессии уходили после обряда, словно сгорев в огне.
Здесь же на территории дацана «Ринпоче Багша» находится буддистский колокол Четырех Печатей. Его вес — 700 килограммов, что делает его самым большим буддистским колоколом в России.
Еще один пункт во время прохождения молитвенного круга — это зажжение лампад для освещения своего жизненного пути.
— Чем больше света, тем чище твоя дорога, — пояснил этот обычай Цырен-лама.
В дни Сагаалгана также традиционно совершают еще один обряд — вывешивают в дацане Хий Морин или «коня ветров». Такие флажки приобретаются и освещаются в дацанах и символизируют физическую и психическую энергию человека. Считается, что конь ветров подарит удачу и всплеск свежих сил в следующем году тому, кто его вывесит.
На территории дацана есть специальное место для вывешивания таких коней удачи. Здесь мы встретили трех женщин, которые вывешивали свои флажки разных цветов. Три сестры Лариса, Ольга и Светлана признались, что уже несколько лет живут за пределами Бурятии, однако на обряд Дугжууба они не могли не приехать.
— Мы местные жители, уроженцы Бурятии. Сейчас живем в Москве, Санкт-Петербурге. Приехали сюда на встречу выпускников ну и, конечно, чтобы помолиться здесь. Тесто мы уже скинули в костер, сюда пришли, чтобы вывесить Хий морины. Хоть мы и православные, но ходим в дацан все равно. Даже если праздника нет, часто посещаем. Мы родились на бурятской земле, а значит здешние духи или боги нам всегда помогали, и там, в другом городе они нам тоже помогают, а мы их сегодня благодарим, — рассказала одна из сестер Светлана.
Тем временем, внутри дацана, где расположена одна из самых больших статуй Будды в нашей стране, идут молитвы. Ламы читают молебны, бьют в барабаны. Многие выложили на столы свои подношения – пищу, которая после молебна будет считаться освещенной и целебной. Другие пишут записки, заказывая ламам прочитать для них тот или иной молебен.
После шести вечера наступает заключительная часть молитв: ламы в красных одеяниях направляются к кострам.
В окружении толпы они снова еще громче читают молитвы и освящают ритуальный огонь. Еще минута и мужчины с факелами поджигают ритуальные костры.
В заключительной части обряда прихожане обходят горящий костер по часовой стрелке, они молятся и мысленно представляют, как в огне сгорает все плохое.
— Я загадала, чтобы в следующем году у нас родился ребенок. Пока что никак не получается, но я верю, что вымолю нам сына или дочь. Сегодня мы с мужем вместе об этом молились. Заказали молебен. Я почувствовала, что все теперь точно будет хорошо, я в это верю, — улыбаясь, сказала нам на прощание улан-удэнка Ольга Осипова.
текст: Наталья СоболеваБольшая, но малолюдная территория, точечно расположенная промышленность, и главное богатство – уникальная природа… Что уже есть, и что еще можно и нужно сделать для улучшения качества жизни жителей Бурятии рассказал в интервью EastRussia глава Республики Бурятия Алексей Цыденов.
Про COVID-19 и локдаун
— Алексей Самбуевич, какая у вас сейчас ситуация с распространением коронавирусной инфекции? Еще недавно она была одной из самых тяжелых в стране, и вы даже вводили локдаун.
— Ситуация сложная, хотя сейчас стало получше. Перед локдауном, в пике заболевания, у нас было занято 3200 коек — значительно больше, чем во вторую волну. После двух недель режима всеобщей самоизоляции снизилась потребность в госпитализации пациентов с коронавирусом. В первую же неделю после снятия локдауна в стационарах получали лечение на 742 пациента меньше по сравнению с предыдущей неделей. А нагрузка на амбулаторное звено уменьшилась на 23%. Уже с 12 июля в течение недели мы сократили 755 коек для лечения пациентов с ковид. То есть локдаун дал свой позитивный эффект. При этом в пик мы госпитализировали только тяжелых, а сейчас уже и более легких госпитализируем, чтобы предотвратить тяжелое течение болезни.
У нас был очень высокий темп прироста, «скорые» были перегружены — по 1,5 тысячи вызовов в сутки, возникали ситуации, когда вызов на «скорую» уходил на следующие сутки. С введением локдауна ситуация выправилась. И я бы хотел нашим всем медицинским работникам сказать огромное спасибо, что они выстояли. И поблагодарить всех жителей за то, что с пониманием отнеслись к локдауну и дисциплинированно соблюдали меры ограничения, выдержали эти две недели, которые позволили в итоге ситуацию переломить.
— На недавнем совещании правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока вы предложили перераспределить средства 2021 года в рамках единой субсидии на оснащение медицинским оборудованием 11 медицинских учреждений. Это связано с высокой заболеваемостью?
— Безусловно, это связано с борьбой с коронавирусом. В основном это были кислородные концентраторы – 100 единиц, инвазивные и неинвазивные аппараты ИВЛ – 77 единиц, и мониторы – в основную закупку вошло именно все, что связано с COVID-19, для создания дополнительного коечного фонда для больных. Я хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить Юрия Петровича Трутнева за поддержку и, безусловно, Президента, за то, что у нас есть такие возможности для ДФО — дополнительная программа по субсидиям по развитию регионов, которая дала нам возможность быстро развернуть дополнительные коечные места, оборудовав их всем необходимым.
— Насколько высока смертность от коронавируса в регионе?
— Смертность по 2020 году у нас ниже среднероссийского уровня, но для нас, все равно - высокая. Сейчас мы примерно в середине списка регионов идем.
— Сейчас локдаун как таковой закончился?
— Да. Безусловно, часть ограничений осталась: общепит работает до 23 ч, кинотеатры и театры открыты с загрузкой не более 50% от пропускной способности для вакцинированных. Фудкорты в торговых центрах пока закрыты, но работают кафе и рестораны внутри торговых центров со своими зонами рассадки и с требованием обслуживания официантами. Аттракционы также работают наполовину своей пропускной способности. Массовые мероприятия ограничены — но эти ограничения уже не глобальные.
Про качество жизни, жилье и безработицу
— В недавнем отчете в Хурале вы озвучили такие данные: индекс объема промышленного производства республики составил 107,4% — это первое место в ДФО и 8-е место по России. Показатель доступности мест в детских садах был доведен практически до 96%, а финансирование отрасли образования в части дошкольного сектора за прошлый год увеличилось на 2 млрд, достигнув 21,2 млрд рублей. Существенная поддержка была оказана малому бизнесу. И все равно — по рейтингу качества жизни (его регулярно делает «РИА Новости» и скоро будет такой же делать АСИ) регион пока в последней пятерке. Почему так складывается? Что можно сделать в этой ситуации? И какой вы видите ситуацию, скажем, в ближайшие год-два?
— По промышленности мы в прошлом году выросли, а в этом году растем темпами даже выше прошлого года. Что же касается рейтингов по качеству жизни — надо понять, по каким критериям и кто оценивает. Рейтинги АСИ более показательны, мы бы на них ориентировались. К остальным рейтингам я достаточно аккуратно отношусь. Это не значит, что у нас все хорошо с качеством жизни — безусловно, есть проблемы. Но я много ездил и езжу по России, знаю, где кто как живет, и я бы не сказал, что мы хуже всех.
У нас есть в городе Улан-Удэ одна ключевая проблема – это чистота воздуха в зимний период. Она серьезная и быстрого решения не имеет. Разными способами пытаемся, но здесь развилка вот в чем: можно сделать все быстро, качественно, но дорого, и людям за это придется заплатить; либо, чтобы не нагружать людей дополнительной платой за ЖКХ, придется выбирать непростые решения, чтобы добиться чистоты воздуха.
Плюс у нас большой частный сектор в городе, если брать агломерацию Улан-Удэ, то у нас порядка 67 тыс. частных деревянных домов. Таких городов в России больше нет. Люди съехались из районов республики, и вся пригородная территория застроилась частными домами.
— Какой процент у вас ветхого и аварийного жилья? Вы уже избавляетесь от него?
— Безусловно, в рамках федеральной программы. Мы сейчас уже реализуем программу 2022 года по переселению из ветхого и аварийного жилья. Действует она не только по городу – в целом по республике, по северным районам.
— Хватает ли вам средств на реализацию программы по переселению из ветхого и аварийного жилья?
— Мы производим переселение, в том числе, за счет покупки на вторичном рынке. Из-за того, что были большие закупки жилья под расселение из ветхого и аварийного, и еще для детей-сирот, мы, по сути, выбрали весь вторичный рынок. Свободные предложения на нем остались только единичные и дорогие. И сейчас мы уже строим новое жилье под переселение из ветхого и аварийного, и под расселение детей-сирот тоже.
— Вы выполняете программу расселения детей-сирот?
— Нет, многие регионы не выполняет. Деньги, которые нам дают, мы тратим на покупку жилья, но не закрываем потребность полностью. У нас в очереди 7 тыс. человек всего, и 4 тыс. человек, у которых право получения жилья уже наступило. А покупаем мы порядка 250 в год. Вот и считайте. Состав нуждающихся в этой очереди — вопрос, на самом деле более глубокий, поскольку у нас 80% детей-сирот – это социальные сироты, то есть при живых родителях.
— Вы сейчас сказали про строительство нового жилья. Это строительство чьими силами идет — у вас свои строители или иногородние компании приходят?
— У нас свои строители, но сейчас проблема кадров в строительстве есть – тотальный дефицит строителей вообще. На рынке труда тяжелая ситуация: у нас 7 тыс. человек стоят на учете как безработные, из них порядка 4,5 тыс. получают пособия, а свободных вакансий при этом – 14 тысяч.
— То есть рынку труда требуются люди с одной специальностью и квалификацией, а безработные имеют другие, так получается?
— Да. Если посмотреть наше местное телевидение, все эти бегущие строки или рекламные вставки, половина – это «ищем» и «требуются» специалисты. Причем это хорошие позиции с хорошими зарплатами.
— Эти безработные могут переучиться, чтобы занять хотя бы часть этих мест, на которые люди требуются?
— Я был на нескольких ярмарках вакансий, общался с людьми. Вот, есть вакансия 30 тыс. рублей — может, не самая высокая зарплата, но нормальная. Рассматривает вакансию мужчина с образованием, видно, что толковый… Я говорю: «Почему вы не хотите идти?» — «А мне из другого района города ехать не хочется». Вот и все.
— Значит, человеку есть на что жить.
— Да. То есть тут такая безработица, которая многими вещами обусловлена: кому-то в другой район неудобно ездить, кому-то детей не с кем оставить.
— А если посмотреть на зарплаты? Когда вы только присоединились к ДФО, у вас зарплаты были пониже, чем в Хабаровском крае или в Приморье. В прошлом интервью вы говорили, что средняя зарплата 28 тыс. рублей. А сейчас она какая?
— У нас средний доход сейчас – порядка 35 тыс. руб., а заработная плата – 42 тыс. руб. Зарплата – это у наемных работников. А доход – это в том числе ИП.
— Дальневосточная ипотека под 2% повысила спрос на жилье?
— В прошлом году в республике было выдано 9 тыс. ипотечных кредитов – абсолютный рекорд. У нас на сегодня 2 тысячи необеспеченных жильем решений банков о выдаче ипотеки - то есть, человеку уже одобрена ипотека, ему готовы деньги выдавать, но ему нечего купить на рынке.
— А вы не собираетесь привлекать московские строительные компании?
— Мы с компанией «Пик» — это крупнейший российский девелопер – подписали соглашение, и они уже полгода тут работают, изучают рынок. У нас растет жилищное строительство очень активно. Почему мы московскую компанию привлекли — наших ресурсов точно не хватит: требуется расселение большое – на сумму порядка 2 млрд рублей, снос старого жилья, новые коммуникации. Центральный район города у нас самый убогий: центр города исторический, а в домах все удобства на улице. Там 185 тыс. квадратных метров потенциальной застройки.
Про новые проекты в промышленности, ТОРы и полезные ископаемые
— Вы говорили, что производство растет, предприятия работают: вот есть Улан-Удэнский авиационный завод, ЦКК (целлюлозно-картонный комбинат) и другие... Но все равно получается, что качественного рывка нет. Есть ли какие-то сейчас на старте новые проекты, может быть, связанные с ТОР, которые должны вывести республику на качественно новый уровень?
— Чтобы выйти на качественно новый уровень, одного-двух проектов мало — это должны быть изменения и в больших проектах, и в малом и среднем бизнесе, и в сельском хозяйстве.
Что касается флагманских проектов — у нас сейчас реализуется крупнейший инвестиционный проект в республике – это Озерный ГОК, цинковое производство. Там планировалось порядка 77 млрд инвестиций, сейчас этот рубеж уже выходит за 90 млрд. Недавно там был залит первый куб бетона в строительство обогатительной фабрики.
— А чье детище, кто инвестор у Озерного ГОК?
— Там мажоритарный инвестор – Владислав Свиблов, у него много активов разных в других регионах России. Запускаться они должны через два года. Там создается больше 2 тыс. рабочих мест только непосредственно на предприятии – а еще вокруг него много всего возникает.
— Какие еще есть действующие проекты?
— Добыча флюорита на Эгитинском месторождении. В этом году полностью вышли на промышленное производство, там, около 600 новых рабочих мест создали. Лицензию купила местная компания «Друза».
— Где используются флюориты?
— Плавиковый шпат, он же флюорит, используется в металлургическом производстве. На том же месторождении ведется добыча кварца. Кварц – 99,99% чистоты — идет в электронику и в алюминиевое производство.
Полезных ископаемых достаточно! У нас одно из крупнейших в мире месторождений фосфоритов Ошурковское - там нужен инвестор, сейчас мы работаем над этим. Есть инвестор, который давно взял лицензию, но не исполняет лицензионные условия по освоению месторождения, активности никакой, поэтому я думаю, там будут изменения.
И большое Калюмное месторождение на севере Республики, это сырье для алюминиевой промышленности и производства калийных удобрений. Лицензия продана, доразведка произведена, инвестор – питерская компания «Байкал Недра Гео» — уже зашел и ведет обустройство месторождения
— Что касается ТОР – приходят ли туда новые компании?
— Предприятия, которые в первый ТОР у нас были включены, попали под ковидные ограничения. Они были ориентированы в своей работе на Китай, поэтому по объективным причинам затормозили свое развитие. Но, у нас сейчас новые компании в ТОР приходят и включаются в работу.
— Инфраструктуру успевают строить, которая ТОРу положена?
— Пока больше пользуются преференциальным налоговым режимом ТОР. Инфраструктура нужна была как раз под Озерный ГОК, и вот там без режима ТОРа, но за счет дальневосточных инструментов поддержки было выделено 7 млрд рублей на внешнюю инфраструктуру. Этот проект около 10 лет стоял в замороженном состоянии. А как только дальневосточный механизм поддержки включился, подтвердили 7 млрд из бюджета — инвестор зашел, и пошло развитие.
— В какой части вас касается проект «Восточный полигон» — модернизация БАМа, Транссиба?
— Нас это непосредственно касается, потому что у нас по территории и БАМ, и Транссиб проходят. Вот буквально на днях сдали новый Байкальский тоннель: он начинается в Иркутской области, а заканчивается в Бурятии. У нас большой участок реконструкции пути Бурятского участка БАМ.
Про туризм
— Что касается туризма — насколько сильно он пострадал от пандемии? Как вы помогали малому бизнесу в туристической отрасли?
— У нас в прошлом году падение турпотока составило больше 30%. Но август прошлого года уже был на уровне августа 2019-го — то есть основное падение пришлось на первое полугодие. И, безусловно, мы в прошлом году помогали отрасли: туркомпаниям компенсировали арендную плату за помещения, объектам туристического размещения компенсировали плату ЖКХ — свет, тепло — за время простоя.
— Сколько потратили на поддержку малого бизнеса?
— Именно в туризме — порядка 39 млн на компенсацию света, тепла за время простоя. Они еще получили президентскую поддержку, т.к. попадают в перечень наиболее пострадавших. Субсидии на зарплату, списание кредитов — президентская поддержка была существенная. В общем-то, у нас туротрасль не так сильно пострадала, не ликвидированы предприятия – и сейчас идет в плюс. Большой интерес у крупных инвесторов к строительству отелей. У нас есть в этом большая потребность, т.к. есть нехватка мест размещения. На это лето даже чартерную программу ограничили — пришлось отказываться от чартеров, потому что мы больше принять не могли.
— А инвесторы приходят какие – иностранные или наши?
— Наши инвесторы. Это в первую очередь компания «Cosmos Hotel Group» — им принадлежит отель «Космос» в Москве и еще 21 отель по миру. Они будут строить пятизвездочный, четырехзведочный отель. Сейчас у нас есть всего один небольшой пятизвездочный отель в Улан-Удэ и один в Северобайкальске.
В планах компании строительство природно-оздоровительного комплекса категории 4 и 5 звезд в особой экономической зоне «Байкальская гавань» на участке «Горячинск». Комплекс будет строиться в несколько этапов до 2024 года. Первая очередь предполагает строительство гостиницы категории 5 звезд на 150 номеров, четырехзвоздочной гостиницы на 200 номеров, 20 отдельно стоящих коттеджей, 50 сервисных вилл, 25 глэмпингов и одного дома повышенной комфортности с лаундж зоной.
Вторая очередь включает освоение земельных участков и увеличение номерного фонда с чуть более 200 до 395 единиц. Общая стоимость проекта составляет 11 млрд. рублей
Первоначальные инвестиции в проект с 2021 по 2024 годы будут направлены на строительство первой очереди в Горячинске и составят 8,4 млрд. рублей. Начиная с 2025 по 2026 годы начнется финансирование второго этапа с одновременным строительством с инвестициями в размере 2,5 млрд. рублей.
Туризм для нас также является отраслью, формирующей занятость – турист в одну точку поехал, в другую поехал на экскурсию, в третью на экскурсию, пошел в местную закусочную, какие-то сувениры купить и т.д. Туризм будет только расти. Поэтому мы и в логистику вкладываемся, в аэропорты, дороги. Создали министерство по развитию туризма в правительстве, потому что мы понимаем, что это растущая отрасль, и этот рост долгосрочный.
Про сельское хозяйство, пушнину и лес
— В сельском хозяйстве у вас есть интересные ключевые проекты?
— Есть большой проект по тепличному комплексу — более 10 га под крышей теплиц. Он, к сожалению, не так быстро развивается, как хотелось бы, — два года назад должен был запуститься, но пока только готовится к этому.
По сельскому хозяйству – конкретно по фермерам — у нас 800 млн рублей в год субсидий, а всех налогов суммарно – меньше 100 млн. Предприятия пищевой промышленности, мясоперерабатывающий комбинат и прочие я здесь не учитываю — там, понятно, налогов больше.
— А пушнина, ваш знаменитый на весь мир, баргузинский соболь — мы знаем, что это в дореволюционной России была экспортная статья доходов. А сейчас как с ней дела обстоят?
— Да. Пушнину добывают, идет она через Санкт-Петербургскую пушную биржу, но мы каких-то больших доходов от этого не видим, если честно. Я против того, чтобы был прирост добычи пушнины. Если искусственно выращиваем, то там я за, а чтобы повысить добычу в дикой природе — я против, и я не рассматриваю это как целевую задачу.
— А лесная отрасль каким образом развивается и на каком сырье? У вас есть целлюлозно-картонный комбинат — там используется свой лес или привозной?
— Лес свой. На привозном не работают — экономика тогда не складывается. Лес должен быть и физически, и экономически доступен. Поэтому они работают в основном на балансах, на горельнике, то есть товарный лес-то и не нужен ЦКК.
У нас сейчас немножко упал объем добычи леса по сравнению с предыдущими годами. Закончился тот лес, который добывался в центральной экологической зоне, там после пожаров 2015 года были огромные площади сгоревшего леса, которые вырубались. Мы там больше не рубим, а по другим участкам есть определенные проблемы с выделением, поэтому сейчас объем заготовки леса снизился.
Лес у нас, в том числе, и на экспорт идет. И если Иркутск заготавливает 30 млн кубов, то мы 2,7 млн, в 10 раз меньше. У нас другое отношение к лесу.
— Полный запрет экспорта круглого леса, который вступает в следующем году, на вас никак не подействует?
— Нет, там ограничение экспорта именно круглого леса, а у нас круглый лес практически и не экспортировался. У нас шел пиловочник — в смысле, пиломатериалы – доска, брусок. А повышение экспортной пошлины на доску и брусок, у которых влажность выше 22% — это, скажем так, низкообработанная древесина, — не является сдерживающим фактором для экспорта, потому что в этом году цена на лес выросла и так уже почти в два раза.
— То есть, сейчас идет экспорт только готового изделия?
— Да. У нас и до всех этих повышений пошлины шли доска и брус на 90%. Круглый лес из Бурятии шел в объеме меньше 10%. Поэтому увеличить на 10% объем переработки — это несложно. А от повышения пошлины на низкообработанную древесину (там критерий – это влажность), с учетом роста цены, который произошел в Китае и у нас на внутреннем рынке, лесопереработчики ничего не теряют.
Про работу главой республики
— Каковы ваши личные ощущения от работы на этой должности? Вы ведь когда-то из Москвы, с поста замминистра транспорта РФ, переехали в республику и возглавили ее. Работа в федеральном правительстве, ответственность за какую-то часть работы Минтранса РФ — и ответственность за республику, т.е. работа 24/7 – чем отличаются друг от друга? И что хочется достичь в результате, какие вы для себя ставите задачи, какой Вы хотите видите Республику, когда уйдете с поста?
— Различия кардинальные. В министерстве или в бизнесе ты работаешь с конкретными показателями – тоннами, метрами, километрами, — а здесь ты работаешь с мироощущением людей и для улучшения качества их жизни. Это совсем другое. Человек про власть вспоминает не на работе. Если человек на работу пришел, у него там взаимоотношения с начальником, с клиентами, с кем угодно, он работает. А вспоминает про власть, когда вышел с работы и домой идет: какая дорога, есть общественный транспорт или нет; когда забирает ребенка из детского сада или школы: далеко до школы или нет, хорошая школа или плохая; зашел в магазин – высокая или низкая цена на продукты; пришел домой: есть у него что-то в холодильнике или нет, какой счет у него пришел на тепло, на свет, чисто во дворе или нет. Условия жизни человека от власти зависят. И мы с этим работаем и стараемся их улучшить.
— То есть если конкретный человек своего ребенка не может устроить в детский сад — то для него без разницы, сколько новых детских садов введено?
— Совершенно верно. Вот у нас построили 20 детских садов. Кто в новый детский сад попал — ему хорошо, кто не попал – ему плохо, хоть сто их построй. С дорогами то же самое. Мы 300 км дорог в год ремонтируем, но если у конкретного человека дорога, по которой он каждый день ездит, не отремонтировалась, то все остальные 300 км для него виртуальными становятся, человек этих улучшений не ощущает.
У нас очень значительно увеличился и объем строительства, и объем ремонта, мы кардинально приросли. Но и ожидания людей повысились.
Надо отдать должное Правительству Российской Федерации, Президенту за то, что у нас много всего делается и в рамках программ общефедеральных, и в рамках адресных решений именно по Бурятии.
— Вам лично удается добиться этих адресных решений для Республики?
— Да, конечно. Все главы регионов, в хорошем смысле этого слова, лоббируют интересы своих регионов.
— Вхождение Бурятии в ДФО как-то помогает развитию вашей территории?
— Это очень много дает и для социальной сферы, и для бизнеса — много разных преференциальных режимов по бизнесу, дополнительные возможности по бюджетному финансированию, дальневосточная президентская субсидия, в рамках которой мы и школы ремонтируем и строим, и объекты культуры… Но при этом Бурятия четвертая снизу по бюджетной обеспеченности в стране, ниже нас Еврейская область, Забайкалье. У нас много денег идет (и спасибо опять же правительству) на адресные вещи – школы, детские сады, дома культуры, спортивные объекты, дороги. У нас проблема найти трудовые ресурсы строителей, чтобы это все вовремя построить. И, не только новые стройки, а текущие нужды – зарплаты, содержание сетей, ремонт деревенских домов культуры – у нас существенно недофинансированы. У нас коэффициент бюджетной обеспеченности уже после дотаций Минфина - 0,67. В среднем по России – 0,93, а у нас 0,67.
Вхождение Бурятии в состав ДФО позволило региону получать дополнительные меры, которые направлены на поддержку рождаемости, это единовременные и ежемесячные выплаты, льготная ипотека для молодых семей. У нас различными мерами социальной поддержки охватывается 70% вновь рождаемых детей.
Выплаты в связи рождением первого и второго ребенка получают 10,8 тыс. семей. Ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей, а это с 2021 года почти 13 тыс. рублей, оформили более 10 тыс. семей. За 2020 год и первое полугодие 2021 года порядка 3 тыс. семей Бурятии реализовали региональный «дальневосточный» маткапитал. Чаще всего семьи используют эти средства на улучшение жилищных условий.
Отмечу, что по уровню рождаемости в 2019 году Бурятия занимала второе место среди 12 субъектов Дальневосточного федерального округа, после Сахалинской области.
— А чтобы ситуацию улучшить, что нужно? Чтобы налогов больше собиралось, чтобы предприятий больше работало?
— Налогами мы это не догоним. Просто для понимания: у нас бюджет по расходам 93 млрд, а доходы – 37 млрд. Территория большая, плотность населения низкая, промышленность есть, но она точечная, себестоимость жизни высокая из-за климатических условий.. Сельское хозяйство — я говорил: там на 800 млн субсидий 100 млн налогов, то есть сельское хозяйство — это не источник налогов и доходов.
Мы, конечно, стремимся к повышению собственной доходной базы, и она существенно выросла за последние годы, но полностью свои затраты собственными доходами мы не закроем. Бо̀льшая часть – это федеральный бюджет.
— И, главная цель, Ваша какая? Как можно больше видеть удовлетворенных жизнью людей?
— Да, это, в принципе, единственная цель. А удовлетворенность жизнью из многого состоит: из наличия работы как таковой, из зарплаты, надежности этой работы, уверенности в завтрашнем дне, достаточности дохода, закрытия каких-то первоочередных потребностей – жилье, еда, одежда, отдых, образование детей. И, если, у человека это не получается, тогда он вспоминает о государстве и о власти. А если у человека все нормально, то власти он может и не замечать. В этом особенность работы на этом ответственном посту.
- Вот мы беседуем сейчас, а на часах вторая половина дня воскресенья. Выходные, значит, не всегда бывают днями отдыха, а Вы где силы и энергию берете?
- Наверное, в семье…
Спасибо и желаю воплотиться в жизнь всем вашим планам и достичь желаемой цели!
В республике Бурятия Новый год по давней традиции отмечают дважды. После встречи традиционного праздника 31 декабря люди с нетерпением ждут Сагаалган, что в переводе с бурятского означает Белый месяц. Конкретной даты у этого праздника нет, он привязан к лунному календарю и первому в году новолунию: как правило, это период с начала января до окончания марта. В этом году бурятский Новый год выпал на 10 февраля, его празднование в республике продлится целый месяц. Предваряет череду праздничных дней ритуал очищения «Дугжууба». Корреспондент EastRussia посетила обряд в улан-удэнском дацане «Ринпоче Багша».
Накануне Сагаалгана принято подготовиться к празднику: привести в порядок буддийский алтарь, сделать генеральную уборку, выкинуть ненужные вещи и мусор. Нужно купить необходимые продукты для приготовления национальных блюд, а также подарки для близких и родственников. Обязательна на столе в эти дни — любая белая пища как олицетворение чистоты, благополучия и добра.
Но не менее важна в эти дни чистота души и помыслов. Поэтому накануне встречи Белого месяца в Бурятии ежегодно проводится обряд очищения «Дугжууба». В этом году его организовали в 14 дацанах города Улан-Удэ — столицы Бурятии. Накануне посещения самого популярного буддийского обряда у жителей республики принято обтереть все тело влажными салфетками или кусочком теста, «прокатывая» его по всему телу. Некоторые верующие после этого делают из комка теста табалан (фигурку человечка), представляя, как отдают этому существу все свои беды, болезни и страдания уходящего года.
Эти фигурки и свертки приносят в дацан и в течение дня складывают внутрь сооружения, которое вскоре станет ритуальным костром. Специально для Дугжуубы ламы готовят так называемый «Соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы вечером в него «вкладывают» подношение буддийскому божеству Чойжал сахюусану, а когда разгорается огонь, принято считать, что в нем сгорают все беды и страдания, заложенные туда верующими. При этом во время ритуала важно, чтобы люди мысленно или вслух просили забрать огонь все плохое, представлять, как сгорают все дурные мысли и жизненные препятствия.
Цырен-лама считает, что обряд может помочь даже людям неверующим и не осуждает, что в Сагаалган в дацан идут не только буддисты, но и православные, мусульмане и люди других религий.
— Самый главный смысл обряда — избавить человека от негатива этого года, чтобы он в новый год входил с подъемом сил. Что касается неверующих или приверженцев других религий, то пусть приходят. Уж лучше пусть так, чем совсем пустота. Мы существа земные, без разницы, кто какой национальности и веры. Каждый старается решать свои проблемы по-своему, — говорит Цырен-лама.
В дацане «Ринпоче Багша», основанном в 2000 году буддийским ламой из Тибета Еше Лодой Ринпоче с благословения Далай-ламы XIV, в предновогодние дни особенно многолюдно. Первые прихожане пришли ранним утром 8 февраля. Возле большой пирамиды из веток то и дело скапливается очередь. Люди достают из карманов и сумок свертки (тесто или салфетки, обкатанные по телу накануне) и вкладывают их внутрь будущего ритуального костра. Несмотря на достаточно холодную погоду попрощаться со своими грехами в дацан пришли сотни людей, многие пришли большими семьями, взяв с собой даже малышей.
Студентки Мэдэгма, Ирина и Арина рассказали, что каждый год совершают этот обряд и верят в то, что он помогает провести следующий год без бед и болезней.
— Еще моя бабушка учила меня, как нужно правильно прокатывать по телу тесто, как молиться. Она за всю жизнь ни разу не пропустила этот обряд и нас научила, что Дугжууба — это серьезно. Несколько раз после этого обряда у нее уходили разные болезни. Я в этом году загадаю на костре, чтобы близкие не болели, чтобы все у нас в семье было благополучно, чтобы моя учеба продвигалась нормально, и я построила хорошую карьеру, — призналась Арина.
— В детстве нам запрещали смотреть на огонь, а теперь вроде бы говорят, можно. Мы дождемся темноты, когда начнут зажигать огромный костер. Это всегда выглядит потрясающе и сразу кажется, что в этот момент все твои молитвы слышны Там, — говорит Ирина.
Цырен-лама подтверждает — случаи исцеления после обряда Дугжууба в его практике бывали не раз.
— В дацанах горит особенный костер. Бывают случаи исцеления. Я слышал, что у одного оператора, журналиста один глаз не видел. После обряда, он прозрел. Это мне рассказывали ваши коллеги-журналисты, — уверяет буддийский священник.
Как считают буддийские ламы, «огонь Дугжуубы исцеляет и дает надежду». Есть свидетельства, когда нежелание жить, апатия и хронические депрессии уходили после обряда, словно сгорев в огне.
Здесь же на территории дацана «Ринпоче Багша» находится буддистский колокол Четырех Печатей. Его вес — 700 килограммов, что делает его самым большим буддистским колоколом в России.
Еще один пункт во время прохождения молитвенного круга — это зажжение лампад для освещения своего жизненного пути.
— Чем больше света, тем чище твоя дорога, — пояснил этот обычай Цырен-лама.
В дни Сагаалгана также традиционно совершают еще один обряд — вывешивают в дацане Хий Морин или «коня ветров». Такие флажки приобретаются и освещаются в дацанах и символизируют физическую и психическую энергию человека. Считается, что конь ветров подарит удачу и всплеск свежих сил в следующем году тому, кто его вывесит.
На территории дацана есть специальное место для вывешивания таких коней удачи. Здесь мы встретили трех женщин, которые вывешивали свои флажки разных цветов. Три сестры Лариса, Ольга и Светлана признались, что уже несколько лет живут за пределами Бурятии, однако на обряд Дугжууба они не могли не приехать.
— Мы местные жители, уроженцы Бурятии. Сейчас живем в Москве, Санкт-Петербурге. Приехали сюда на встречу выпускников ну и, конечно, чтобы помолиться здесь. Тесто мы уже скинули в костер, сюда пришли, чтобы вывесить Хий морины. Хоть мы и православные, но ходим в дацан все равно. Даже если праздника нет, часто посещаем. Мы родились на бурятской земле, а значит здешние духи или боги нам всегда помогали, и там, в другом городе они нам тоже помогают, а мы их сегодня благодарим, — рассказала одна из сестер Светлана.
Тем временем, внутри дацана, где расположена одна из самых больших статуй Будды в нашей стране, идут молитвы. Ламы читают молебны, бьют в барабаны. Многие выложили на столы свои подношения – пищу, которая после молебна будет считаться освещенной и целебной. Другие пишут записки, заказывая ламам прочитать для них тот или иной молебен.
После шести вечера наступает заключительная часть молитв: ламы в красных одеяниях направляются к кострам.
В окружении толпы они снова еще громче читают молитвы и освящают ритуальный огонь. Еще минута и мужчины с факелами поджигают ритуальные костры.
В заключительной части обряда прихожане обходят горящий костер по часовой стрелке, они молятся и мысленно представляют, как в огне сгорает все плохое.
— Я загадала, чтобы в следующем году у нас родился ребенок. Пока что никак не получается, но я верю, что вымолю нам сына или дочь. Сегодня мы с мужем вместе об этом молились. Заказали молебен. Я почувствовала, что все теперь точно будет хорошо, я в это верю, — улыбаясь, сказала нам на прощание улан-удэнка Ольга Осипова.
Бурятский общественник, предприниматель Эрдэни Дымчиков стал автором идеи и создателем первого в России паломнического тура, включающего в себя сразу 21 экскурсию по дацанам и святым местам Бурятии. Уникальность необычного туристического маршрута состоит в том, что паломникам или обычным туристам расскажут не только о достопримечательностях конкретного места, но и преподадут азы истории и философии буддизма. Каждому прошедшему весь цикл экскурсий дадут специальную грамоту, свидетельствующую, что человек прошел «Ехэ гороо».
Автор идеи – улан-удэнец Эрдэни Дымчиков – рассказал «EastRussia», как появилась задумка.
— Я очень люблю путешествовать. Много раз был в Монголии, два раза посетил Тибет. А затем, после Тибета, я посетил святые места в Бурятии: съездил в Баргузинский, Селенгинский, Кяхтинский, Тункинский районы. И обнаружил, что у нас, оказывается, очень много святых мест и дацанов, о которых даже я, человек очень много ездивший по республике, ничего не знал. Это очень красивые, намоленные, сакральные места со своей историей, легендами и даже чудесами, которые происходят по сей день. Поэтому возникла идея — открыть туристическую компанию, которая бы специализировалась на сакральных местах и дацанах нашей республики, — объясняет Эрдэни.
Так появилась туристическая организация «БайкалБуддаТур», директором которой стал Эрдэни Дымчиков. Он объяснил, почему тур «Ехэ Гороо» (в переводе с бурятского «большой обход святого места по часовой стрелке» — паломнический путь) состоит именно из 21 направления.
— 21 — это священное число в буддизме. Хочу подчеркнуть, что мы этот проект делаем совместно с буддийской традиционной сангхой, в частности с буддийским университетом «Даши Чойнхорлин». Суть проекта заключается в том, что мы предлагаем жителям Бурятии и гостям республики проехаться по нашим святым местам. И в каждом туре будет определенная тематическая лекция. История места, история дацана и плюс определенная часть буддийской философии. Человек, прошедший все направления, получит грамоту, что он прошел «Ехэ Гороо». Это значит, что вы побывали во всех святых местах нашей республики, поклонились им и изучили. То есть не просто человек приехал, посмотрел и уехал, а еще и вникнул в философию буддизма. Соответственно, после прохождения всех экскурсий паломник станет знатоком буддизма. Проект в основном направлен на верующих людей, это наша основная аудитория. Ведь не секрет, что многие считают себя буддистами, даже не понимая, что конкретно скрывается под этим термином, — отметил бизнесмен.
Основная трудность заключается в том, что прохождение «Ехэ Гороо» - процесс не быстрый. За один раз преодолеть многодневные туры, длительные 500-800-километровые поездки невозможно. Процесс может затянуться даже на год и более. Поэтому есть более упрощенная версия проекта – «Алтын гороо» (в переводе с бурятского «Золотой путь»). В рамках этого тура можно посетить самые основные и знаковые места республики — это порядка 10 святых мест.
Немаловажно, что оба проекта будут существовать в круглогодичном формате:
— В чем преимущество нашего проекта? В Бурятии туристический сезон длится всего 4 месяца: два летом — июль, август и два зимой — февраль, март. В основном все привязано к посещению Байкала. Два летних месяца, когда вода прогрелась и можно купаться, и два месяца зимой — когда лед встал и по Байкалу можно ездить на машинах и кататься на коньках. Остальные 8 месяцев у нас тишина. А наш проект может работать круглый год.
Что касается стоимости участия в экскурсиях, то здесь опять-таки развилка: есть предложения с демократичными ценами для самых неприхотливых путешественников и варианты для тех, кто любит комфорт высшего уровня. В зависимости от стоимости гостиниц, класса автомобиля или автобуса и других факторов цена путевок будет разной.
Для индивидуальных заказов есть еще и предложения о посещении лучших лекарей, костоправов, шаманов и лам республики. Кто-то стремится попасть на прием к тем, кто может помочь со здоровьем, другие — хотят задать жизненно важные для себя вопросы и получить на них ответы.
— Для местных жителей цена поездки будет начинаться от 2000 рублей, для приезжих — туры от 5 дней будут стоить от 30 тысяч рублей, включая проживание, — примерно оценивает Эрдэни.
По словам автора проекта, у большинства паломников есть с собой буддийские чётки. И уже в дороге путешественники читают мантры. Каждому члену экспедиции выдают специальные путеводители стилизованных под старинные книги буддийских лам. Кстати, в путеводителе также символично ровно 21 страница текста. Задача паломника получить печать на каждой из страниц книжки. Затем он получит и сертификат о прохождении паломнического тура.
Пока были только пробные заезды, проект все еще в разработке. Ориентировочно осенью он уже будет готов полностью.
Как объясняет Эрдэни, его коммерческой организации никаких субсидий не выделялось, зато есть всецелая информационная поддержка. Активно помогает в реализации проекта Минтуризма республики, преподаватели ВСГИК, Буддийский университет «Даши Чойнхорлин».
Ректор буддийского университета геше (высшая степень учёности в буддизме, которая соотносится со званием доктора буддистской философии – прим. авт.) Дымбрыл Дашибалданов считает проект «Ехэ Гороо» в первую очередь просветительским и очень важным для Бурятии.
— Бурятия — центр буддизма, поэтому этот проект для нас так важен. Мы помогаем Эрдэни, предоставляем лекторов, которые могут доступным языком и интересно рассказать об основах буддизма. Это серьезный просветительский проект. Но мы понимаем, что он отчасти и развлекательный тоже. Сейчас люди мало куда могут поехать путешествовать, и хорошо, что внутри страны есть такие интересные маршруты. Республика будет рада встречать как паломников, так и обычных туристов со всей России, — отметил геше Дымбрыл Дашибалданов.
Лариса Базарова, кандидат географических наук, доцент ВСГИК, сейчас занимается профессиональной подготовкой экскурсоводов. Эксперт, считает, что для проекта «Ехэ Гороо» нужно выучить «особенных» гидов, которые будут специализироваться именно на данной тематике.
— У нас достаточно приличный опыт разработки разного рода туров, туристских программ, экскурсионных программ. И в этом плане ВСГИК видит в этом проекте свою помощь в двух ипостасях. Во-первых, консультирование при подготовке самого туристского продукта. И, во-вторых, подготовка конкретных кадров. По своим масштабам это достаточно глобальный проект для Республики Бурятия, поскольку мы ожидаем как наших паломников, так и приезжих со всего мира. На пике реализации проекта возможна ситуация, когда одновременно могут проводиться до 12-13 экскурсий по разным маршрутам. Поэтому Эрдэни обратился к нам, чтобы мы ему помогли в подготовке кадров. Ему нужен не просто экскурсовод или сопровождающий, а человек, погруженный в тему буддизма, знающий основы его философии, культуры. Типовой гид в данном случае не подойдет. Нужно разбираться в ритуалах, молитвах, правилах, принимать участие вместе с паломниками в хуралах. Не обязательно быть при этом буддистом, но знать все тонкости гид просто обязан — считает Лариса Базарова.
Обители буддийской мудрости
Что же увидят паломники? Они посетят, к примеру, знаменитый старинный Тамчинский дацан в Селенгинском районе республики. Он основан в середине XVIII в. — это один из первых буддийских храмов России. С 1809 по 1938 годы здесь находилась резиденция Хамбо лам. История монастыря берет начало в 1741 году, когда на берегу речки Темник была установлена специальная юрта из войлока. В дальнейшем в местности Тамча, на юго-западном берегу Гусиного озера был воздвигнут деревянный храм, ставший одним из первых буддийских сооружений в Бурятии. К середине XIX в. здесь сложилась сильная монастырская религиозно-философская школа. Качество образования соответствовало стандартам, принятым в Тибете и Монголии того времени.
К началу XX в. дацан превратился в большой поселок, на территории которого находилось свыше 300 домов, 22 дугана и служило более 1000 лам. При дацане существовала единственная разрешенная царским правительством школа хувараков. Гусиноозерский дацан оставался важным центром развития буддизма вплоть до 1930-х годов. Это был один из немногих монастырей Забайкалья, где практиковалось проведение буддийских мистерий Цам. Одну из последних мистерий Цам в конце 1920-х гг. режиссер Всеволод Пудовкин снял для художественного фильма «Потомок Чингисхана». В 1938 г. дацан был закрыт, имущество разграблено. К счастью, дацан не был полностью уничтожен: до нашего времени сохранились два его храма — главный Цогчен-дуган («место всеобщего собрания») и Чойра (факультет философии). Сейчас они имеют статус памятников культового зодчества XVIII-XIX вв. федерального значения.
В 1991 г. в связи с торжествами, посвященными 250-летию официального признания буддизма в России, Гусиноозерский дацан посетил и освятил Далай-лама XIV.
Также паломники смогут посетить Санагинский дацан в Закаменском районе Бурятии.
Недавно возле него торжественно открыли статую, посвященную бодхисаттве Авалокитешвары (Арьяа Баала). 41-метровый монумент стал самым большим изображением буддийского божества в России. Статуя располагается на склоне горы на территории Парка религиозно-познавательного туризма «Арьяа Баала», автор скульптуры заслуженный художник РФ Юрий Мандаганов. На церемонию открытия приезжали паломники и туристы из разных регионов России, а также из Монголии.
Авалокитешвара, или Арьяа Баала — воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Мантра Божества является самой известной в народе — «Ом мани бадме хум». По преданию Aвaлoкитeшвapa дaл вeликий oбeт выcлyшaть мoлитвы вcex cyщecтв, oбpaтившиxcя к нeмy в чacы cтpaдaний. Он также дaл oбeт oткaзaтьcя oт coбcтвeннoй cyщнocти Бyдды дo тex пop, пoкa нe пoмoжeт дocтигнyть ниpвaны кaждoмy cyщecтву — таким образом он стал Бодхисаттвой. Именно поэтому в Санагинский дацан зачастую приезжают даже те, кто уже потерял надежду на чудо. По мнению паломников, это место является местом силы, и здесь молитвы верующих точно слышат небеса.
Паломников ждут и в Баргузинском районе республики — где находится чудесным образом проявившийся на скале лик богини Янжимы. Сюда приезжают те, кто хочет найти вторую половинку или завести долгожданного ребенка.
Легенда гласит, что когда-то Янжима жила вместе с сестрой у подножия Баргузинского хребта. Она так проникновенно пела, что от ее прекрасного голоса все вокруг оживало. А если девушка ходила в гости к семьям, то у них рождалось много детей. Согласно преданию, однажды Янжима и ее сестра вознеслись в Нирвану и превратились в дакинь — небесных принцесс. Но Янжима решила вернуться на землю, потому что ей хотелось помогать людям. Для этого она оставила на камне свое изображение.
Сегодня к буддийской святыне стекаются паломники со всей России. Люди просят, чтобы Янжима помогла создать семью и познать материнство. Нередко об этом молятся даже те, кому поставили официальный диагноз — бесплодие. Мечтающие о замужестве привозят с собой бусы и другие украшения, желающие забеременеть — приносят игрушки, как правило, куколок и пупсов. Подношения оставляют в специальном месте. После этого паломнику нужно обойти с хадаком (хадак — шелковый шарф — прим. авт.) вокруг скалы по часовой стрелке, читая специальную мантру.
И, конечно же, в Иволгинском дацане паломников ждет встреча с чудом, удивившим весь мир — нетленным телом Пандидо Хамбо Ламы XII Даши-Доржо Итигэлова. Известный религиозный деятель, живший в начале XX века, очень много сделал для развития буддизма. По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него специальную молитву для умерших людей. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву, после чего ученики подхватили её. Именно так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану.
В 2002 г. наступил срок, объявленный ламой. Останки эксгумировали. Люди, вскрывшие захоронение, почувствовали приятный запах. Очевидцы тех событий были удивлены: тело, пролежавшее в земле 75 лет, выглядело «как если бы это был живой человек». С тех пор нетленные останки Хамбо Ламы находятся в Иволгинском дацане. Тысячи паломников приходят со своими просьбами к ламе, который, словно живой, сидит в позе лотоса в специальном стеклянном кубе.
В 2004 году сотрудник Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ профессор Виктор Звягинцев исследовал тело ламы. И констатировал: суставы умершего человека не потеряли своей подвижности, кожа осталась эластичной. Помимо всего прочего стало очевидно, что бальзамирования тела не делалось, а ведь это могло хотя бы как-то объяснить отсутствие трупного запаха.
Отлично сохранились глаза, брови, ресницы, зубы и волосы. Словом, ученые признают, что современная наука не в состоянии объяснить феномен Даши-Доржо Итигэлова. Буддисты же верят, что лама победил смерть.
Эрдэни Дымчиков утверждает, что посещение таких мест дает благодать не только верующим, но и абсолютно всем путешественникам. По его словам, посещение сильных, энергетически заряженных мест обязательно отразится на судьбе и ваших повседневных делах. Открываются все дороги, заканчиваются тупики, а душа словно «распахивается».
— Святые места очень сильны энергетически. Каждое место имеет свою энергетику и историю. И, находясь в святых местах, вы, во-первых, подпитываетесь этой энергией. Во-вторых, это в принципе благое дело находиться в таких местах и молиться, потому что там очень сильные духи, которые обязательно помогут обратившимся к ним.
У каждого человека есть свои сокровенные желания. И Бурятия как раз славится тем, что у многих приехавших в республику, исполняются самые заветные мечты. Взять только одну богиню Янжиму. Уже есть сотни, а может, и тысячи случаев, когда бездетные мамы или пары приезжали просить ребенка, после безутешного приговора врачей, и Янжима удовлетворяла их просьбу. Если ты молишься и просишь что-то от чистого сердца и с искренней верой, то все получится, — уверен Эрдэни, который по мере выстраивания проекта «Ехэ гороо» выучился на гида и уже прошел аттестацию. Теперь он вместе с другими знатоками буддийских ритуалов будет рассказывать паломникам о местах силы Бурятии.
В республике Бурятия Новый год по давней традиции отмечают дважды. После встречи традиционного праздника 31 декабря люди с нетерпением ждут Сагаалган, что в переводе с бурятского означает Белый месяц. Конкретной даты у этого праздника нет, он привязан к лунному календарю и первому в году новолунию: как правило, это период с начала января до окончания марта. В этом году бурятский Новый год выпал на 10 февраля, его празднование в республике продлится целый месяц. Предваряет череду праздничных дней ритуал очищения «Дугжууба». Корреспондент EastRussia посетила обряд в улан-удэнском дацане «Ринпоче Багша».
Накануне Сагаалгана принято подготовиться к празднику: привести в порядок буддийский алтарь, сделать генеральную уборку, выкинуть ненужные вещи и мусор. Нужно купить необходимые продукты для приготовления национальных блюд, а также подарки для близких и родственников. Обязательна на столе в эти дни — любая белая пища как олицетворение чистоты, благополучия и добра.
Но не менее важна в эти дни чистота души и помыслов. Поэтому накануне встречи Белого месяца в Бурятии ежегодно проводится обряд очищения «Дугжууба». В этом году его организовали в 14 дацанах города Улан-Удэ — столицы Бурятии. Накануне посещения самого популярного буддийского обряда у жителей республики принято обтереть все тело влажными салфетками или кусочком теста, «прокатывая» его по всему телу. Некоторые верующие после этого делают из комка теста табалан (фигурку человечка), представляя, как отдают этому существу все свои беды, болезни и страдания уходящего года.
Эти фигурки и свертки приносят в дацан и в течение дня складывают внутрь сооружения, которое вскоре станет ритуальным костром. Специально для Дугжуубы ламы готовят так называемый «Соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы вечером в него «вкладывают» подношение буддийскому божеству Чойжал сахюусану, а когда разгорается огонь, принято считать, что в нем сгорают все беды и страдания, заложенные туда верующими. При этом во время ритуала важно, чтобы люди мысленно или вслух просили забрать огонь все плохое, представлять, как сгорают все дурные мысли и жизненные препятствия.
Цырен-лама считает, что обряд может помочь даже людям неверующим и не осуждает, что в Сагаалган в дацан идут не только буддисты, но и православные, мусульмане и люди других религий.
— Самый главный смысл обряда — избавить человека от негатива этого года, чтобы он в новый год входил с подъемом сил. Что касается неверующих или приверженцев других религий, то пусть приходят. Уж лучше пусть так, чем совсем пустота. Мы существа земные, без разницы, кто какой национальности и веры. Каждый старается решать свои проблемы по-своему, — говорит Цырен-лама.
В дацане «Ринпоче Багша», основанном в 2000 году буддийским ламой из Тибета Еше Лодой Ринпоче с благословения Далай-ламы XIV, в предновогодние дни особенно многолюдно. Первые прихожане пришли ранним утром 8 февраля. Возле большой пирамиды из веток то и дело скапливается очередь. Люди достают из карманов и сумок свертки (тесто или салфетки, обкатанные по телу накануне) и вкладывают их внутрь будущего ритуального костра. Несмотря на достаточно холодную погоду попрощаться со своими грехами в дацан пришли сотни людей, многие пришли большими семьями, взяв с собой даже малышей.
Студентки Мэдэгма, Ирина и Арина рассказали, что каждый год совершают этот обряд и верят в то, что он помогает провести следующий год без бед и болезней.
— Еще моя бабушка учила меня, как нужно правильно прокатывать по телу тесто, как молиться. Она за всю жизнь ни разу не пропустила этот обряд и нас научила, что Дугжууба — это серьезно. Несколько раз после этого обряда у нее уходили разные болезни. Я в этом году загадаю на костре, чтобы близкие не болели, чтобы все у нас в семье было благополучно, чтобы моя учеба продвигалась нормально, и я построила хорошую карьеру, — призналась Арина.
— В детстве нам запрещали смотреть на огонь, а теперь вроде бы говорят, можно. Мы дождемся темноты, когда начнут зажигать огромный костер. Это всегда выглядит потрясающе и сразу кажется, что в этот момент все твои молитвы слышны Там, — говорит Ирина.
Цырен-лама подтверждает — случаи исцеления после обряда Дугжууба в его практике бывали не раз.
— В дацанах горит особенный костер. Бывают случаи исцеления. Я слышал, что у одного оператора, журналиста один глаз не видел. После обряда, он прозрел. Это мне рассказывали ваши коллеги-журналисты, — уверяет буддийский священник.
Как считают буддийские ламы, «огонь Дугжуубы исцеляет и дает надежду». Есть свидетельства, когда нежелание жить, апатия и хронические депрессии уходили после обряда, словно сгорев в огне.
Здесь же на территории дацана «Ринпоче Багша» находится буддистский колокол Четырех Печатей. Его вес — 700 килограммов, что делает его самым большим буддистским колоколом в России.
Еще один пункт во время прохождения молитвенного круга — это зажжение лампад для освещения своего жизненного пути.
— Чем больше света, тем чище твоя дорога, — пояснил этот обычай Цырен-лама.
В дни Сагаалгана также традиционно совершают еще один обряд — вывешивают в дацане Хий Морин или «коня ветров». Такие флажки приобретаются и освещаются в дацанах и символизируют физическую и психическую энергию человека. Считается, что конь ветров подарит удачу и всплеск свежих сил в следующем году тому, кто его вывесит.
На территории дацана есть специальное место для вывешивания таких коней удачи. Здесь мы встретили трех женщин, которые вывешивали свои флажки разных цветов. Три сестры Лариса, Ольга и Светлана признались, что уже несколько лет живут за пределами Бурятии, однако на обряд Дугжууба они не могли не приехать.
— Мы местные жители, уроженцы Бурятии. Сейчас живем в Москве, Санкт-Петербурге. Приехали сюда на встречу выпускников ну и, конечно, чтобы помолиться здесь. Тесто мы уже скинули в костер, сюда пришли, чтобы вывесить Хий морины. Хоть мы и православные, но ходим в дацан все равно. Даже если праздника нет, часто посещаем. Мы родились на бурятской земле, а значит здешние духи или боги нам всегда помогали, и там, в другом городе они нам тоже помогают, а мы их сегодня благодарим, — рассказала одна из сестер Светлана.
Тем временем, внутри дацана, где расположена одна из самых больших статуй Будды в нашей стране, идут молитвы. Ламы читают молебны, бьют в барабаны. Многие выложили на столы свои подношения – пищу, которая после молебна будет считаться освещенной и целебной. Другие пишут записки, заказывая ламам прочитать для них тот или иной молебен.
После шести вечера наступает заключительная часть молитв: ламы в красных одеяниях направляются к кострам.
В окружении толпы они снова еще громче читают молитвы и освящают ритуальный огонь. Еще минута и мужчины с факелами поджигают ритуальные костры.
В заключительной части обряда прихожане обходят горящий костер по часовой стрелке, они молятся и мысленно представляют, как в огне сгорает все плохое.
— Я загадала, чтобы в следующем году у нас родился ребенок. Пока что никак не получается, но я верю, что вымолю нам сына или дочь. Сегодня мы с мужем вместе об этом молились. Заказали молебен. Я почувствовала, что все теперь точно будет хорошо, я в это верю, — улыбаясь, сказала нам на прощание улан-удэнка Ольга Осипова.
В республике Бурятия Новый год по давней традиции отмечают дважды. После встречи традиционного праздника 31 декабря люди с нетерпением ждут Сагаалган, что в переводе с бурятского означает Белый месяц. Конкретной даты у этого праздника нет, он привязан к лунному календарю и первому в году новолунию: как правило, это период с начала января до окончания марта. В этом году бурятский Новый год выпал на 10 февраля, его празднование в республике продлится целый месяц. Предваряет череду праздничных дней ритуал очищения «Дугжууба». Корреспондент EastRussia посетила обряд в улан-удэнском дацане «Ринпоче Багша».
Накануне Сагаалгана принято подготовиться к празднику: привести в порядок буддийский алтарь, сделать генеральную уборку, выкинуть ненужные вещи и мусор. Нужно купить необходимые продукты для приготовления национальных блюд, а также подарки для близких и родственников. Обязательна на столе в эти дни — любая белая пища как олицетворение чистоты, благополучия и добра.
Но не менее важна в эти дни чистота души и помыслов. Поэтому накануне встречи Белого месяца в Бурятии ежегодно проводится обряд очищения «Дугжууба». В этом году его организовали в 14 дацанах города Улан-Удэ — столицы Бурятии. Накануне посещения самого популярного буддийского обряда у жителей республики принято обтереть все тело влажными салфетками или кусочком теста, «прокатывая» его по всему телу. Некоторые верующие после этого делают из комка теста табалан (фигурку человечка), представляя, как отдают этому существу все свои беды, болезни и страдания уходящего года.
Эти фигурки и свертки приносят в дацан и в течение дня складывают внутрь сооружения, которое вскоре станет ритуальным костром. Специально для Дугжуубы ламы готовят так называемый «Соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы вечером в него «вкладывают» подношение буддийскому божеству Чойжал сахюусану, а когда разгорается огонь, принято считать, что в нем сгорают все беды и страдания, заложенные туда верующими. При этом во время ритуала важно, чтобы люди мысленно или вслух просили забрать огонь все плохое, представлять, как сгорают все дурные мысли и жизненные препятствия.
Цырен-лама считает, что обряд может помочь даже людям неверующим и не осуждает, что в Сагаалган в дацан идут не только буддисты, но и православные, мусульмане и люди других религий.
— Самый главный смысл обряда — избавить человека от негатива этого года, чтобы он в новый год входил с подъемом сил. Что касается неверующих или приверженцев других религий, то пусть приходят. Уж лучше пусть так, чем совсем пустота. Мы существа земные, без разницы, кто какой национальности и веры. Каждый старается решать свои проблемы по-своему, — говорит Цырен-лама.
В дацане «Ринпоче Багша», основанном в 2000 году буддийским ламой из Тибета Еше Лодой Ринпоче с благословения Далай-ламы XIV, в предновогодние дни особенно многолюдно. Первые прихожане пришли ранним утром 8 февраля. Возле большой пирамиды из веток то и дело скапливается очередь. Люди достают из карманов и сумок свертки (тесто или салфетки, обкатанные по телу накануне) и вкладывают их внутрь будущего ритуального костра. Несмотря на достаточно холодную погоду попрощаться со своими грехами в дацан пришли сотни людей, многие пришли большими семьями, взяв с собой даже малышей.
Студентки Мэдэгма, Ирина и Арина рассказали, что каждый год совершают этот обряд и верят в то, что он помогает провести следующий год без бед и болезней.
— Еще моя бабушка учила меня, как нужно правильно прокатывать по телу тесто, как молиться. Она за всю жизнь ни разу не пропустила этот обряд и нас научила, что Дугжууба — это серьезно. Несколько раз после этого обряда у нее уходили разные болезни. Я в этом году загадаю на костре, чтобы близкие не болели, чтобы все у нас в семье было благополучно, чтобы моя учеба продвигалась нормально, и я построила хорошую карьеру, — призналась Арина.
— В детстве нам запрещали смотреть на огонь, а теперь вроде бы говорят, можно. Мы дождемся темноты, когда начнут зажигать огромный костер. Это всегда выглядит потрясающе и сразу кажется, что в этот момент все твои молитвы слышны Там, — говорит Ирина.
Цырен-лама подтверждает — случаи исцеления после обряда Дугжууба в его практике бывали не раз.
— В дацанах горит особенный костер. Бывают случаи исцеления. Я слышал, что у одного оператора, журналиста один глаз не видел. После обряда, он прозрел. Это мне рассказывали ваши коллеги-журналисты, — уверяет буддийский священник.
Как считают буддийские ламы, «огонь Дугжуубы исцеляет и дает надежду». Есть свидетельства, когда нежелание жить, апатия и хронические депрессии уходили после обряда, словно сгорев в огне.
Здесь же на территории дацана «Ринпоче Багша» находится буддистский колокол Четырех Печатей. Его вес — 700 килограммов, что делает его самым большим буддистским колоколом в России.
Еще один пункт во время прохождения молитвенного круга — это зажжение лампад для освещения своего жизненного пути.
— Чем больше света, тем чище твоя дорога, — пояснил этот обычай Цырен-лама.
В дни Сагаалгана также традиционно совершают еще один обряд — вывешивают в дацане Хий Морин или «коня ветров». Такие флажки приобретаются и освещаются в дацанах и символизируют физическую и психическую энергию человека. Считается, что конь ветров подарит удачу и всплеск свежих сил в следующем году тому, кто его вывесит.
На территории дацана есть специальное место для вывешивания таких коней удачи. Здесь мы встретили трех женщин, которые вывешивали свои флажки разных цветов. Три сестры Лариса, Ольга и Светлана признались, что уже несколько лет живут за пределами Бурятии, однако на обряд Дугжууба они не могли не приехать.
— Мы местные жители, уроженцы Бурятии. Сейчас живем в Москве, Санкт-Петербурге. Приехали сюда на встречу выпускников ну и, конечно, чтобы помолиться здесь. Тесто мы уже скинули в костер, сюда пришли, чтобы вывесить Хий морины. Хоть мы и православные, но ходим в дацан все равно. Даже если праздника нет, часто посещаем. Мы родились на бурятской земле, а значит здешние духи или боги нам всегда помогали, и там, в другом городе они нам тоже помогают, а мы их сегодня благодарим, — рассказала одна из сестер Светлана.
Тем временем, внутри дацана, где расположена одна из самых больших статуй Будды в нашей стране, идут молитвы. Ламы читают молебны, бьют в барабаны. Многие выложили на столы свои подношения – пищу, которая после молебна будет считаться освещенной и целебной. Другие пишут записки, заказывая ламам прочитать для них тот или иной молебен.
После шести вечера наступает заключительная часть молитв: ламы в красных одеяниях направляются к кострам.
В окружении толпы они снова еще громче читают молитвы и освящают ритуальный огонь. Еще минута и мужчины с факелами поджигают ритуальные костры.
В заключительной части обряда прихожане обходят горящий костер по часовой стрелке, они молятся и мысленно представляют, как в огне сгорает все плохое.
— Я загадала, чтобы в следующем году у нас родился ребенок. Пока что никак не получается, но я верю, что вымолю нам сына или дочь. Сегодня мы с мужем вместе об этом молились. Заказали молебен. Я почувствовала, что все теперь точно будет хорошо, я в это верю, — улыбаясь, сказала нам на прощание улан-удэнка Ольга Осипова.
В республике Бурятия Новый год по давней традиции отмечают дважды. После встречи традиционного праздника 31 декабря люди с нетерпением ждут Сагаалган, что в переводе с бурятского означает Белый месяц. Конкретной даты у этого праздника нет, он привязан к лунному календарю и первому в году новолунию: как правило, это период с начала января до окончания марта. В этом году бурятский Новый год выпал на 10 февраля, его празднование в республике продлится целый месяц. Предваряет череду праздничных дней ритуал очищения «Дугжууба». Корреспондент EastRussia посетила обряд в улан-удэнском дацане «Ринпоче Багша».
Накануне Сагаалгана принято подготовиться к празднику: привести в порядок буддийский алтарь, сделать генеральную уборку, выкинуть ненужные вещи и мусор. Нужно купить необходимые продукты для приготовления национальных блюд, а также подарки для близких и родственников. Обязательна на столе в эти дни — любая белая пища как олицетворение чистоты, благополучия и добра.
Но не менее важна в эти дни чистота души и помыслов. Поэтому накануне встречи Белого месяца в Бурятии ежегодно проводится обряд очищения «Дугжууба». В этом году его организовали в 14 дацанах города Улан-Удэ — столицы Бурятии. Накануне посещения самого популярного буддийского обряда у жителей республики принято обтереть все тело влажными салфетками или кусочком теста, «прокатывая» его по всему телу. Некоторые верующие после этого делают из комка теста табалан (фигурку человечка), представляя, как отдают этому существу все свои беды, болезни и страдания уходящего года.
Эти фигурки и свертки приносят в дацан и в течение дня складывают внутрь сооружения, которое вскоре станет ритуальным костром. Специально для Дугжуубы ламы готовят так называемый «Соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы вечером в него «вкладывают» подношение буддийскому божеству Чойжал сахюусану, а когда разгорается огонь, принято считать, что в нем сгорают все беды и страдания, заложенные туда верующими. При этом во время ритуала важно, чтобы люди мысленно или вслух просили забрать огонь все плохое, представлять, как сгорают все дурные мысли и жизненные препятствия.
Цырен-лама считает, что обряд может помочь даже людям неверующим и не осуждает, что в Сагаалган в дацан идут не только буддисты, но и православные, мусульмане и люди других религий.
— Самый главный смысл обряда — избавить человека от негатива этого года, чтобы он в новый год входил с подъемом сил. Что касается неверующих или приверженцев других религий, то пусть приходят. Уж лучше пусть так, чем совсем пустота. Мы существа земные, без разницы, кто какой национальности и веры. Каждый старается решать свои проблемы по-своему, — говорит Цырен-лама.
В дацане «Ринпоче Багша», основанном в 2000 году буддийским ламой из Тибета Еше Лодой Ринпоче с благословения Далай-ламы XIV, в предновогодние дни особенно многолюдно. Первые прихожане пришли ранним утром 8 февраля. Возле большой пирамиды из веток то и дело скапливается очередь. Люди достают из карманов и сумок свертки (тесто или салфетки, обкатанные по телу накануне) и вкладывают их внутрь будущего ритуального костра. Несмотря на достаточно холодную погоду попрощаться со своими грехами в дацан пришли сотни людей, многие пришли большими семьями, взяв с собой даже малышей.
Студентки Мэдэгма, Ирина и Арина рассказали, что каждый год совершают этот обряд и верят в то, что он помогает провести следующий год без бед и болезней.
— Еще моя бабушка учила меня, как нужно правильно прокатывать по телу тесто, как молиться. Она за всю жизнь ни разу не пропустила этот обряд и нас научила, что Дугжууба — это серьезно. Несколько раз после этого обряда у нее уходили разные болезни. Я в этом году загадаю на костре, чтобы близкие не болели, чтобы все у нас в семье было благополучно, чтобы моя учеба продвигалась нормально, и я построила хорошую карьеру, — призналась Арина.
— В детстве нам запрещали смотреть на огонь, а теперь вроде бы говорят, можно. Мы дождемся темноты, когда начнут зажигать огромный костер. Это всегда выглядит потрясающе и сразу кажется, что в этот момент все твои молитвы слышны Там, — говорит Ирина.
Цырен-лама подтверждает — случаи исцеления после обряда Дугжууба в его практике бывали не раз.
— В дацанах горит особенный костер. Бывают случаи исцеления. Я слышал, что у одного оператора, журналиста один глаз не видел. После обряда, он прозрел. Это мне рассказывали ваши коллеги-журналисты, — уверяет буддийский священник.
Как считают буддийские ламы, «огонь Дугжуубы исцеляет и дает надежду». Есть свидетельства, когда нежелание жить, апатия и хронические депрессии уходили после обряда, словно сгорев в огне.
Здесь же на территории дацана «Ринпоче Багша» находится буддистский колокол Четырех Печатей. Его вес — 700 килограммов, что делает его самым большим буддистским колоколом в России.
Еще один пункт во время прохождения молитвенного круга — это зажжение лампад для освещения своего жизненного пути.
— Чем больше света, тем чище твоя дорога, — пояснил этот обычай Цырен-лама.
В дни Сагаалгана также традиционно совершают еще один обряд — вывешивают в дацане Хий Морин или «коня ветров». Такие флажки приобретаются и освещаются в дацанах и символизируют физическую и психическую энергию человека. Считается, что конь ветров подарит удачу и всплеск свежих сил в следующем году тому, кто его вывесит.
На территории дацана есть специальное место для вывешивания таких коней удачи. Здесь мы встретили трех женщин, которые вывешивали свои флажки разных цветов. Три сестры Лариса, Ольга и Светлана признались, что уже несколько лет живут за пределами Бурятии, однако на обряд Дугжууба они не могли не приехать.
— Мы местные жители, уроженцы Бурятии. Сейчас живем в Москве, Санкт-Петербурге. Приехали сюда на встречу выпускников ну и, конечно, чтобы помолиться здесь. Тесто мы уже скинули в костер, сюда пришли, чтобы вывесить Хий морины. Хоть мы и православные, но ходим в дацан все равно. Даже если праздника нет, часто посещаем. Мы родились на бурятской земле, а значит здешние духи или боги нам всегда помогали, и там, в другом городе они нам тоже помогают, а мы их сегодня благодарим, — рассказала одна из сестер Светлана.
Тем временем, внутри дацана, где расположена одна из самых больших статуй Будды в нашей стране, идут молитвы. Ламы читают молебны, бьют в барабаны. Многие выложили на столы свои подношения – пищу, которая после молебна будет считаться освещенной и целебной. Другие пишут записки, заказывая ламам прочитать для них тот или иной молебен.
После шести вечера наступает заключительная часть молитв: ламы в красных одеяниях направляются к кострам.
В окружении толпы они снова еще громче читают молитвы и освящают ритуальный огонь. Еще минута и мужчины с факелами поджигают ритуальные костры.
В заключительной части обряда прихожане обходят горящий костер по часовой стрелке, они молятся и мысленно представляют, как в огне сгорает все плохое.
— Я загадала, чтобы в следующем году у нас родился ребенок. Пока что никак не получается, но я верю, что вымолю нам сына или дочь. Сегодня мы с мужем вместе об этом молились. Заказали молебен. Я почувствовала, что все теперь точно будет хорошо, я в это верю, — улыбаясь, сказала нам на прощание улан-удэнка Ольга Осипова.