Поделиться
Дирижаблем по бездорожью
Поделиться

В Якутии намерены наладить дирижабельные перевозки

Московский авиационный институт и консорциум «Дирижабли Якутии» предлагают использовать свой опыт и научно-технический задел для решения логистических проблем изолированных и труднодоступных территорий. Проект уже получил поддержку в правительстве республики. Планируется, что дирижабли будут перевозить людей и грузы. Помогут ли они транспортному развитию Якутии, выясняло EastRussia.

pixabay.com

Новая отрасль

Тема использования дирижаблей в транспортной-логистической системе не только Якутии, но и в России обсуждается много лет. Для республики проблема обеспечения транспортной доступности своей огромной территории, а особенно ее арктической части стоит очень остро. Многие районы доступны только зимой, когда эксплуатируются зимники, либо только с использованием авиации. Но авиаперевозки достаточно дороги, особенно при реализации Северного завоза, и многократно увеличивают стоимость перевозимых товаров и продуктов. Один из возможных дешевых видов транспорта – дирижабль. Использование такого транспорта позволит более эффективно решить проблемы доступности якутской Арктики, мобильности населения, оптимизации схемы Северного завоза. 

В прошлом году внедрить дирижабельные грузоперевозки на территории Якутии предлагал Арктический инновационный центр Северо-Восточного федерального университета совместно с Долгопрудненским конструкторским бюро автоматики. Как рассказал эксперт, один из разработчиков проекта «Дирижабли Якутии» Дмитрий Попов, сейчас Московский авиационный институт совместно с партнерами на базе своих научно-технических лабораторий исследует материалы российского производства, которые можно применять при производстве дирижабельных оболочек: двух- и трехслойных.

«Пока же существуют американские и китайские технологии производства. Что касается двигателей, МАИ имеет лучший в мире научно-технический задел, а также испытательный полигон дирижабельной техники. Производство планируется наладить на базе Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики», — объяснил Дмитрий Попов.

Научно-исследовательские и конструкторские работы планируется финансировать за счет программ министерства образования и науки России.

«Речь идет о создании новой отрасли. Идет работа над национальной программы создания новой отрасли промышленности с привлечением заинтересованных ведомств и частных инвесторов», — добавил Попов.

 

Против обмеления

Депутат парламента Якутии Виктор Федоров считает идею использования дирижаблей в Якутии интересной. По его мнению, наиболее актуальными такие перевозки будут там, где не обустроены взлетно-посадочные площадки, есть большие расстояния и высокие расходы на завоз грузов.

«Это альтернатива и воздушному, речному и автомобильному транспорту. На северный завоз мы тратим очень большие суммы», — отметил Виктор Федоров. 

С ним согласен эксперт Дмитрий Попов, который считает, что перспективы использования дирижаблей в регионе огромные.

«Прежде всего, они незаменимы для разведки и транспортировки полезных ископаемых, особенно в труднодоступных арктических территориях республики. При промышленном освоении и снабжении Арктической зоны России дирижабельные перевозки незаменимы», — считает эксперт. 

Кроме того, по мнению депутата Федорова, с помощью дирижаблей можно решить проблемы, вызванные обмелением рек. В 2013 году из-за сложных погодных условий, раннего обмеления рек в Якутии сократился навигационный период по перевозке грузов до пунктов назначения. Тогда отмечали, что это привело к самому сложному северному завозу грузов в республику за последние десять лет. Непростой выдалась навигация по Лене и в этом году. План доставки социальных грузов в Арктику был на грани срыва, его выполнили, но с большим трудом. При этом Федоров не считает, что дирижабли способны убить региональную авиацию.

«Скорость движения дирижаблей небольшая. Конечно, она составит конкуренцию авиации, но не убьет ее», — считает парламентарий. 

 

Много «но»

При использовании дирижаблей нужно учитывать климатические отдаленных арктических улусов Якутии, считает глава Булунского района республики Игорь Кудряшов. Это касается сильных ветров и пурги. При этом идею использованию дирижаблей в целом он поддерживает.

«Есть отдаленные поселения-анклавы, куда не так просто добраться даже из райцентра. Вертолеты туда пускать дорого, а дирижабли были бы идеальным решением. Особенно это касается доставки грузов изолированные оленеводческие села и стада», — отметил Игорь Кудряшов.

По мнению эксперта Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), доцента РАНХиГС Александра Воротникова, в этой теме пока больше вопросов и проблем, чем уже готовых решений.

«Например, отсутствует оптимальная модель дирижабля для эксплуатации в условиях Арктики, не проведены ее испытания в реальных арктических условиях. В результате нет промышленного производства дирижаблей, а самое главное — инвестиций для их создания, а они должны быть достаточно большие. Промышленное производство будет создаваться с нуля», — считает эксперт.

Предполагается, что портовая инфраструктура для дирижаблей будет дешевле, чем для авиации. Но есть много «но»: завоз стройматериалов в Арктику, строительство газохранилищ для дирижаблей, деградация вечной мерзлоты, отсутствие компетенций в строительстве таких сооружений, считает он.

Олег Иванов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов