В преддверии волны сдачи ЕГЭ на вопросы EastRussia ответила Татьяна Матвеенкова – начальник управления образования администрации Хабаровска.
– Татьяна Борисовна уже совсем скоро начинается пора ЕГЭ и ОГЭ. Насколько по Вашим наблюдениям к этому готовы школьники, учителя и школы Хабаровска?
– Готовность на все 100%! Учитывая, что все-таки мы уже 21 год работаем в режиме сдачи единого госэкзамена, накопленный опыт позволяет с уверенностью сказать – мы готовы.
Конечно, каждый год случаются ситуации, когда вносятся какие-то изменения в процессы, в организацию или технологии меняются, и, конечно, наша задача вовремя на все эти процессы отреагировать.
Мы успешно провели на днях последнюю – федеральную – генеральную репетицию ЕГЭ: были задействованы все 23 пункта сдачи экзамена в наших школах. Кстати в этом году есть существенные изменения в технологии проведения. Раньше мы получали материалы из регионального центра оценки качества, затем мы их развозили по школам, там выдавали по аудиториям, организаторы раздавали школьникам. Теперь все КИМы (контрольные измерительные материалы – прим. ред.) приходят по сети Интернет. Приходят на компьютерный терминал прямо в аудитории, где сдаётся экзамен. Они распечатываются тут же – при детях, раздаются, а потом, когда экзамен заканчивается, бланки здесь же, в аудитории, сканируются и также по Интернету отправляются на проверку.
Для готовности учеников сделан максимум возможного – это и подготовка в части повторения материалов, и тренировки ЕГЭ. Некоторые родители начинают говорить нам: «Вот зачем эти тренировки?! Вы детей накачиваете, тренируете, а они от этого волнуются!», якобы мы тем самым создаём дополнительные стрессовые ситуации. На это мы отвечаем так - репетиции и тренировки нужны для того, чтобы ребёнок на экзамене сел спокойно, и у него движения были отработаны до автоматизма, чтобы он на формальные действия по заполнению бланков не терял время, а занимался непосредственно содержанием тех вопросов, на которые ему нужно отвечать.
От таких простых моментов как корректное заполнение бланка зависит результат экзаменов. Если вдруг какие-то цифры не указаны, поставлены не там, то результат всего экзамена может быть не засчитан.
– Тренировки, это хорошо, конечно, а что показывают срезы знаний? В прошлые годы было много опасений из-за дистанционного обучения, что из-за него могло пострадать качество подготовки.
– К счастью весь этот год мы вообще учимся без использования тех самых технологий дистанционных. Мы учимся в очном режиме весь учебный год и это оптимальный режим. В прошлом учебном году нам приходилось отдельные классы переводить на «дистант», но и он у нас был урожайным на высокобалльные работы. Мы получили 31 «100-балльный» результат. Такого не было никогда в истории города Хабаровска! Было 80 работ получивших оценку 95 баллов. Очень верим, что в это этот год тоже не станет исключением.
Да, вы верно заметили, что тренировки работают не столько на проверку знаний, сколько на отработку технических моментов. Для того, чтобы увидеть, как дети готовы, проводятся различного рода текущие промежуточные аттестации, контрольные работы, тесты, пишутся сочинения, изложения. Учитель видит при этом динамику, видит пробелы. В ситуации, когда, например, большинство детей в классе не справились с конкретным заданием в контрольной работе, а у нас практически каждая тема так или иначе входит в задание по ЕГЭ, учитель делает вывод, что нужно вернуться, отработать этот вопрос с ребятами повторно и идти дальше.
Про срезы этого года могу сказать, что они показывают нормальный стабильный уровень наших детей. Тот, кто учится стабильно постоянно, тот и показывает знания и хороший результат.
– Сколько всего выпускников сдаёт ЕГЭ? Как выглядят их предпочтения? Какие предметы из необязательных более популярны, какие менее?
– У нас 3 с лишним тысячи сдающих ЕГЭ – это главным образом выпускники этого года, школьники и выпускники средних учебных заведений прошлых лет, кто по каким-то причинам не сдавал раньше, либо хочет передать.
Традиционно русский язык сдают все – это обязательный предмет. Из тех, что можно выбирать, на первом месте обществознание. Это связано с тем, что большинство вузов принимают этот экзамен в качестве одного из основных.
Радует нас то, что больше детей выбрали в этом году информационные технологии – 836 человек, против 500-600 годами ранее. Мы видим, что в целом растёт интерес к изучению информационных технологий. Хабаровский край нацелен на подготовку кадров инженерной направленности, в IT-сфере и школа идёт, что называется «в ногу», в нужном направлении.
Мы работаем над тем, чтобы инженерное образование в школах Хабаровска стало востребованным. В этом году открываем в двух школах классы судостроительной направленности – это школа МЧС и 7-ая гимназия. Это будет наш первый опыт, мы уже заключили сетевые договоры с Тихоокеанским государственным университетом, с Хабаровским колледжем водного транспорта и с Хабаровским судостроительным заводом.
В этом году пусть немного, но выросло количество детей, сдающих профильную математику – таких у нас 1400. Это тоже говорит о том, что математические знания сегодня в топе, их востребованность повышается, ребятам они нужны и для жизни, и для поступления, поэтому они их выбирают.
Остальные предметы традиционно узкой и специфичной направленности: понятно, что химию биологию выбирают те, кто собирается поступать в медицинский, право, историю – те, кто идёт на социально-гуманитарные дисциплины.
– В месяцы перед ЕГЭ традиционно возрастает спрос на репетиторов. Это происходит не только в Хабаровске, но и по всей стране. Как Вы думаете – почему это происходит, может ли это быть связано с тем, что не хватает подготовки к экзамену в школе? Насколько востребованы платные услуги в школах?
– Да, мы видим, что наши дети пользуются услугами репетиторов, пользуются в течение всего учебного года, иногда, начиная с первого класса. Больше здесь, конечно, вопросы к родителям, у которых есть определённая тревожность, что ребёнок знает меньше, чем, допустим, его сосед по парте. Здесь нужно оценивать свои возможности и ожидания ребёнка. Как быть, если ты ожидаешь от ребёнка, что он будет у тебя отличником по всем предметам, а он гуманитарий и ему математика не даётся? Он прекрасно ориентируется в гуманитарных науках, он прекрасно пишет сочинения, он рассуждает, он лидер в организации мероприятий, но математика это не его? И даже если родители нанимают репетитора, мы же понимаем, что 100 баллов по математике ребёнок не получит. То есть тут нужно понимать, чего ожидают родители и ребёнок от репетитор. Если это желание подтянуть до определённой планки, это одно. Кто-то пользуется услугами ВУЗовских преподавателей, чтобы справиться с заданиями повышенной сложности – из части «С», там уровень олимпиадных задач. А если мы говорим о том, что ну просто это дань моде, то ну, наверное, это не совсем правильно.
Мы очень много с родителями разговариваем на эту тему, мы провели очень много встреч в части подготовки к ЕГЭ. Приглашали психологов, которые разъясняли родителям, что они в первую очередь должны сами определиться, чего хотят, и чётко понимать, чего ожидают от ребёнка. Лишь тогда принимать решение – нужен репетитор и для чего.
Что касается платных услуг в школе, то сегодня это очень широкий спектр образовательных услуг, это не только репетиторство, это скорее меньшая часть. Очень много выбирают ребята творческих услуг платных, спортивные какие-то секции, гимнастика, хореография. Репетиторство в школе есть, но оно не в топе, оно не так востребовано, потому что есть определённые часы во внеурочной деятельности, где ребёнок может бесплатно получить помощь от учителя.
– Кстати про учителей. Что можно сказать о педагогическом составе хабаровских школ? Изменился ли он за последние год-два? Если «да», то как?
– Конечно, всегда хочется, чтобы соблюдался баланс молодости и опыта. Это практически 90% успеха, когда есть и молодые педагоги, к которым тянутся дети, которые зажигают своим позитивом, какими-то современными технологиями, и когда есть категория учителей, которые могут передать накопленный колоссальный опыт. У нас нет у нас пока ещё идеального баланса, есть перекос в сторону возрастного состава, соотношение примерно 55% на 45, может 60 на 40, но мы стремимся к тому, чтобы опыт и молодость гармонично сочетались в наших педагогических коллективах.
Мы заключили в этом году больше целевых договор с нашим университетом на подготовку учителей - уже сейчас заключили 60 договоров. В прошлом году было вот на это время где-то порядка 40, но все ещё продолжается, пока приёмная компания не закончится. Напомню, что целевое обучение, это можно сказать, бесплатное обучение. Кроме того мы на уровне муниципалитета своим студентам, которые сдают сессию хорошо по итогам сессии платим стипендию в 3 000 ₽. Пусть это небольшая прибавка, но это тоже стимул.
Материальное благополучие учителя всегда в фокусе нашего внимания. Это и зарплатные вопросы, и жилищные. Что касается зарплат, то это в большей степени, конечно, вопросы не муниципального уровня, есть повышающие коэффициенты учителям на уровне федерации и края. А вот что касается квартир, конечно, Хабаровск, наверное, это флагман в этой части. Больше 230 квартир за последние 10 лет вручены нашим учителям, и они остаются в приоритете. В этом году мэр города принял решение не 10 квартир, как было традиционно, а сразу 15 выделить школьным педагогам. Этим мы можем удержать особенно молодого учителя. У нас сегодня большое количество молодых специалистов, которые только два года отработали в школе, а уже имеют своё собственное жильё.
– А сколько всего учителей в Хабаровске?
– У нас всего в отрасли 10 100 человек. Из них 6 с лишним тысяч это педагоги, это воспитатели, учителя, организаторы, педагоги дополнительного образования, узкие специалисты, логопеды, дефектологи, психологи. Именно школьных учителей, «предметников» – порядка 4 500.
– И, конечно же, хочется знать как пройдут «Последние звонки» и выпускные вечера?
– «Последний звонок» пройдёт у нас 23 мая. Очень многие родители задают вопрос: «Почему? Раньше традиционно 25 мая его проводили?». Мы отвечаем, что раньше мы сдавали обычные экзамены, начинались они с 1 июня и 25 мая был традиционным днём «Последнего звонка». Сейчас его проведение привязано к графику Единого государственного экзамена. Надо подготовить школы, надо детям подготовиться, и поэтому в канун ЕГЭ мы не можем проводить «Последние звонки». В этом году у нас первый ЕГЭ 26 мая, и для «Последнего звонка» выбрано 23 мая.
Выпускной вечер, вы знаете, наверное, мы много лет традиционно проводили в общегородском формате в «Платинум Арене». Это было всегда торжественно, трогательно, традиционно с какими-то сюрпризами, новинками каждый год. Но пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь, три года мы от этого праздника отказывались, но в этом году мэр Хабаровска Сергей Анатольевич Кравчук принял решение, что выпускному в «Платинум арене» снова быть! Он будет наполнен такими же сюрпризами, как был наполнен раньше, рассказывать про них, думается не уместно – они на то и сюрпризы. Но я думаю, что ни один выпускник не пожалеет, что в его жизни был такой праздник и что он именно так он сможет попрощаться со школой – получить аттестат в её стенах и побывать на общегородском празднике, где встретиться с такими же ребятами, со своими друзьями из других школ.
– Все школы должны быть там в обязательном порядке?
– Мы говорим, конечно, что это общегородской праздник, и нам хочется, чтобы все школы были там. Но «хочется» это один вопрос, а второй, и, может быть, даже более важный вопрос – это обеспечение безопасности в этот день. Ведь все службы завязаны на то, чтобы обеспечить безопасность детей в этот день – мы работаем со всеми службами с МВД, прокуратурой, Росгвардией, ГИБДД. Если родители отказываются от участия в этот день, то тогда вопрос: «Кто обеспечит безопасность ваших детей в выбранную вами дату?». Думаю, все хотят в этот день радоваться, зная, что за вопросы безопасности отвечают профессионалы, чтобы праздник ничто не омрачило, чтобы от прощания со школой и первого шага во взрослую жизнь остались только светлые и тёплые воспоминания.
Инга ТрошинаЕдиный госэкзамен отчасти задумывался как «великий уравнитель» - он дал шанс школьникам из самых дальних уголков поступить в ведущие вузы страны. Однако большинство уехавших на учебу назад не возвращаются. Ситуация может измениться с отменой ЕГЭ – разговоры об этом идут с момента его введения. В начале 2021 года об этом вспомнили снова. Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов предложил поэтапно отказаться от ЕГЭ, для начала — освободить от него тех, кто поступает в колледжи и техникумы. А зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев заявил, что сейчас разрабатывается законопроект об отказе от ОГЭ (который сдают в конце 9 класса) — и отметил, что следующим шагом может стать отмена ЕГЭ. Одним из основных мотивов отказаться от ЕГЭ сторонники этой меры называют его спорную эффективность. И если вдруг это произойдёт, каковы будут последствия для «интеллектуальной миграции»?
УЕХАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
Ученица 11 класса хабаровской школы Анастасия Заяц хочет поступить в вуз в Санкт-Петербурге. Чтобы пройти на международное право, ей нужно сдать три ЕГЭ: по русскому, английскому и обществознанию. Максимум за три экзамена — 300 баллов, плюс индивидуальные достижения, которые добавляют очков. Конкурс на бюджетные места большой — значит, чем больше баллов будет в сумме, тем лучше.
«В Хабаровске я не совсем вижу возможности для будущего развития в сфере международного права», — говорит Анастасия Заяц.
Родители выпускницы тратят по 3800 рублей в месяц на репетитора по русскому языку, по 3500 — на онлайн-курсы по английскому, столько же — на обществознание. Если подготовка стартует с начала учебного года и длится по май включительно, то в сумме выходит 97 200 рублей.
«Мне кажется, что в центрах, которые больше развиваются в России — то есть Москва, Санкт-Петербург — там как-то больше идет финансирование в вузы. И образование, соответственно, лучше», — так размышляет абитуриентка.
И так же считают многие школьники. Семьи, в которых есть возможность отправить ребенка в столичный вуз — не на бюджет, так на платное обучение — стараются ею воспользоваться. В ближайшем окружении Анастасии есть только один человек, который точно решил, что будет учиться в Хабаровске. Остальные приняли решение уезжать.
По данным Хабаровскстата, за 2019 год из Хабаровского края в другие регионы России выехало 42 472 человека. За неполный 2020-й (не считая декабря) — 35 166 человек: очевидно, на снижение миграции повлияла пандемия коронавируса. Но для дальневосточного субъекта это скорее исключение, подтверждающее правило: население Хабаровского края неумолимо сокращается.
Вузы принимают абитуриентов в основном по результатам ЕГЭ. Значит, нужно хорошо его сдать, чтобы очутиться в какой-то другой жизни.
ЕГЭ В ОДИН КОНЕЦС 2009 года, когда ЕГЭ стал обязательным во всех регионах страны, и по 2020 год включительно край покинуло (в абсолютных числах) 33 340 человек в возрасте от 15 до 19 лет. То есть в среднем уже на протяжении 11 лет из региона уезжает около 3 тысяч школьников в год. А выпускается — примерно по 5-7 тысяч человек. Повлиял ли ЕГЭ на отток молодежи из регионов?
«Если сказать очень кратко и просто, то да, безусловно. Я сейчас не говорю ни о каких «но», которые за этим следуют. Но да, ЕГЭ — это тот инструмент, который позволил границы значительно стереть. Значительно. Однозначно — и статистика об этом говорит — после того как ввели ЕГЭ, потоки очень сильно увеличились. И это специфика не только нашего Дальневосточного региона, это специфика всех. Но мы — на порядок выше», — отметил кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и социологии ДВИУ РАНХиГС Юрий Березутский.
Школьники предпочитают западные вузы страны дальневосточным, поскольку уверены: «региональное» качество высшего образования проигрывает «столичному». Но вариант после учебы трудоустроиться в своем регионе не рассматривает почти никто. Студентов подкупает уровень жизни в столицах: проведя несколько лет в комфортных условиях и получив доступ к новым возможностям для развития, молодые люди уже не хотят обратно.
«Я уже увидела, насколько обширными возможности могут здесь быть и насколько разные люди находят себе место в больших городах»
«В Хабаровске мало открытых галерей, мастерских, творческих объединений, в которых молодежь могла бы как-то себя проявлять. Те же курсы по керамике, или по дизайну, или по фотографии стоят зачастую не столько, сколько может потратить школьник или студент начальных курсов. А в Петербурге общественные площадки предоставляют возможность людям от 15 до 30 лет бесплатно приходить в коворкинги на курсы и на мастер-классы. Наверное, полностью я бы не вернулась [в Хабаровск] совсем. Если бы была какая-то возможность сотрудничать с Дальним Востоком, то, наверное, о таком варианте я бы задумалась. Но переехать туда снова я не хочу, потому что уже увидела, насколько обширными возможности могут здесь быть и насколько разные люди находят себе место в больших городах», — рассказала поступившая в питерский вуз хабаровчанка Екатерина Лапшаева.
РОДИТЕЛИ ТОЛЬКО «ЗА»
Хабаровчанка Дарья Сайгушинская переехала в Санкт-Петербург больше трех лет назад. Поступила в вуз, в который проходила по баллам. Решила не оставаться в Хабаровске, потому что так советовала мама.
«Это самая важная, наверное, причина. Она меня на это настраивала очень долгие годы. Вуз я выбирала только потому, что по конкурсу туда прошла. Город (Санкт-Петербург) имел значение, потому что не хотела в Москву — хотя сейчас учусь именно здесь. Сейчас я довольна своим образованием, мне нравится большинство преподавателей. По моему мнению, именно преподаватели делают образование качественным, а не конкретное место», — отметила Дарья.
«Именно преподаватели делают образование качественным, а не конкретное место»
Ее мама, Лариса Сайгушинская, считает, что в хабаровских вузах нет такого сильного профессорско-преподавательского состава, как в столичных. Отсюда и разница в качестве образования студентов.
«У Даши в вузе очень сильный педсостав. Это профессора, это люди с огромнейшим опытом и практики, и теории. Это люди, которые пишут научные работы, научные статьи, принимают участие в конференциях, выезжают за границу. Естественно, в Хабаровске такого педсостава нет даже близко. Возьми любую специальность, любое направление. Не дают у нас такого образования, которое дают в Москве», — рассуждает Лариса Сайгушинская.
Получить доступ к «такому образованию» удается, судя по цифрам, примерно трети выпускников. Но отмена ЕГЭ сама по себе, как считают эксперты, не решит проблемы оттока молодежи.
«На мой взгляд, это ничего не изменит. Хотя, наверное, я чуть лукавлю: конечно, немножко изменит. Но альтернатива-то какая? Предложить просто сдавать экзамены, как раньше? Поезд этого ЕГЭ — он же прет. Если сейчас его убрать, не будет равнозначной замены», — считает Юрий Березутский.
В ПОГОНЕ ЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, одно из ключевых отличий высшего образования от школы и профессионального колледжа — в том, что оно учит студентов не только принимать знание, но и оспаривать его, сомневаться и опровергать.
«Став массовым, высшее образование в XX веке во многом утратило эту особенность, свою корневую черту, стало во многом просто транслировать готовое знание. Сейчас настоящих исследовательских университетов в мире — едва ли треть, остальные фактически не формируют инноваторов», — заявил Ярослав Кузьминов в интервью ТАСС.
А чтобы формировать этих самых инноваторов, нужны условия: годная теоретическая база, грамотные проводники в мир знаний (преподаватели), а также возможности для обмена опытом и расширения собственных горизонтов. Причем такие возможности должны быть и у студентов, и у их «проводников».
«Мы в среднем в год на наш маленький вуз тратили по 600-800 тысяч на поездки студентов по научным направлениям. Целыми командами ездили: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Ростов... Это я не считаю Дальний Восток. Было много поездок, много призовых мест, дипломов, грамот, кубков — и это только по научному направлению. А потом — ограничения финансирования. Так же сократились и поездки преподавательского состава на стажировки», — отметил кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и социологии ДВИУ РАНХиГС Юрий Березутский.
Экономический кризис в России 2014-2015 годов привел к сокращению финансирования во всех сферах. Но был небольшой список вузов, о которых и в такое непростое время государство особенно заботилось. Эти вузы — участники проекта «5-100».
СЛИВКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Проект «5-100» был запущен в 2013 году. По задумке, за семь лет не менее пяти вузов страны должны были войти в первую сотню ведущих мировых университетов. Финансовую поддержку тогда получило 21 учебное заведение со статусом федерального, но задумка не получилась. К концу 2020 года в сотне лучших вузов планеты находился только один российский — Московский государственный университет имени Ломоносова, который в проект «5-100» вообще не входил.
Да, концентрация на «опорных» университетах дала определенные результаты. В международном рейтинге RUR по качеству преподавания сразу семь вузов России вошли в сотню лучших. Многие вузы-участники проекта отметили, что они укрепили свой мировой имидж, усовершенствовали учебный и административный процесс. Однако эта же концентрация на «опорных» университетах привела к тому, что в них стекаются все ресурсы: и материальные, и человеческие.
«Простой пример: открыли ДВФУ. Шикарнейшие зарплаты, условия. Я там несколько раз был на конференциях — ну это просто космос, давайте будем называть вещи своими именами. Мы жили в гостинице, где живут студенты — по два человека. И они даже там порядок сами не наводят», — вспомнил Юрий Березутский.
Социолог отметил, что в его окружении почти нет преподавателей, которые покинули Хабаровский край и устроились в ДВФУ. Но на других реклама «шикарнейших зарплат и условий» сработала. Проект «5-100» выкачивает в опорные вузы лучших наставников — прямо как ЕГЭ выкачивает из регионов талантливую молодежь.
А КТО ОСТАЕТСЯ?
Остаются те, кто не может пройти по баллам в ведущие вузы страны. Проходным баллом называют результаты экзаменов последнего в списке зачисленных на бюджет. Сравним проходной балл на юриспруденцию в 2020 году в разных вузах. В Санкт-Петербургский государственный (второй по популярности в стране) он составил 295. Разница с вузами в регионах колоссальная: в ДВФУ — 243, в Хабаровском государственном университете экономики и права — 235, в Тихоокеанском государственном университете — 230.
Однако бывает и так, что абитуриенты с высокими баллами остаются в родных городах. Хабаровчанка Анна Мещерякова в свое время сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов. У нее была возможность поступить в любой вуз страны вне конкурса — на те направления, где требуется литература. Но Анна решила остаться в Хабаровске.
«Я была на тот момент влюблена. Я хотела остаться в этом городе с любимым человеком, — признается она. — Вообще я твердо убеждена в том, что человек может получить достойное образование в любом месте. Потому что ты можешь и у лучшего профессора из состава кафедры в Санкт-Петербурге ничего не взять. И тогда город и вуз тебе не помогут. Я взяла в своем вузе, на своей кафедре, наверное, действительно все, что мне было важно».
Анна получила профильное образование в ТОГУ. Хотела поступить на магистратуру в Санкт-Петербург, но не получилось. Трудоустроилась по специальности в родном Хабаровске — и считает, что здесь вполне можно достойно жить, работать, развлекаться в свободное время.
«Ты понимаешь, что практически все уедут. Это немного грустно осознавать, но потом ты примиряешься с этим и спокойно живешь»
«Мне нравится наш город. Мне очень нравится его архитектура, нравится атмосфера спокойствия — когда она, конечно, спокойная. Я люблю наш город за то, что он развивается, за то, что можно увидеть, как строятся новые дома, открываются новые торговые центры, как сюда приходят крупные федеральные компании», — делится Анна Мещерякова.
Из-за отдаленности ДФО от столицы России (и из-за высоких цен на билеты до Москвы, сопоставимых с месячной зарплатой начинающего специалиста) у многих дальневосточников есть ощущение оторванности от центра общественной, политической, культурной жизни страны. Кто-то чувствует себя как в ссылке. Но у Анны этого ощущения нет — зато есть другое. И оно про то, что исключения подтверждают правило.
«Единственное ощущение, которое у меня есть и которого наверняка нет у людей, живущих в Москве — это тотальное понимание того, что, вероятно, где-то 60 процентов близких тебе людей, особенно со школы, переедут жить на запад. Это фатум, что ли, хабаровский. Возможно, в принципе дальневосточный. Ты понимаешь, что практически все уедут. Это немного грустно осознавать, но потом ты примиряешься с этим и спокойно живешь».
8 апреля по всему миру все желающие смогут проверить свои знания русского языка и написать «Тотальный диктант». Он проходит ежегодно и в последние лет 10 каждый раз в качестве текста берется отрывок из произведения современного автора. Вернее, автор специально для диктанта пишет небольшой рассказ, который потом сам и зачитывает в одном из городов проведения «Тотального диктанта». В разные годы такими авторами были Захар Прилепин, Алексей Иванов, Гузель Яхина, Леонид Юзефович. В этот раз (впервые!) автором текста «Тотального диктанта» стал дальневосточный писатель - Василий Авченко. Корреспондент EastRussia поговорил с ним о предстоящем событии.
Собственно, почему Авченко? Тут несколько причин: Василий – фигура в современной российской литературе довольно заметная, его произведения не раз входили в шорт-листы национальных премий, а сам он в 2019 году стал лауреатом литературной премии «Дальний Восток» им. Арсеньева. Ключевое слово здесь – «Арсеньев», в этом году отмечается 150-летие его рождения, причем, указом Президента РФ отмечается на государственном уровне, вот и решили «Тотальный диктант» посвятить исследователю Дальнего Востока. И как не дальневосточнику писать про него текст?
Книга В. Авченко «Дальний Восток: иероглиф пространства»
Есть и еще одно косвенное объяснение – фонд «Тотального диктанта» возглавил Вячеслав Беляков, выходец из Владивостока, который в хорошем смысле слова «подтягивает» своих. Кстати, Ольга Ребковец, много лет возглавлявшая фонд «Тотальный диктант», тоже стала дальневосточницей - уехала на Камчатку, на руководящую должность в университет им. Витуса Беринга.
Пян-се по-сахалински
Текст для «Тотального диктанта» всегда пишется специально, ранее он не должен быть опубликован. Василий Авченко сделал своего рода эссе, документальный рассказ про Владимира Клавдиевича Арсеньева с упором на его экологическую и природоохранную деятельность на Дальнем Востоке.
- Арсеньев помимо своей основной работы, много внимания уделял вопросам экологии, он много занимался организацией заповедных территорий, здесь, у нас, - рассказывает Василий Авченко. – К тому же хочу, чтобы это был не просто текст, а некое послание, которое, возможно прочитают между строк те, кто будет писать диктант.
Изучением жизненного пути Арсеньева Авченко занимается не первый год, поэтому с фактурой вопросов не возникло. Каких-либо установок от организаторов относительно того, на что делать упор – пунктуацию, географические названия или что-то еще – не было. ТЗ одно: текст должен быть разделен на четыре самостоятельные части примерно одинаковые по сложности написания и по объему – А4.
- Текст непростой будет по написанию, - предупреждает Василий.
- Ввернул что-нибудь эдакое, дальневосточное? Например, пян-се по-сахалински? – спрашиваю его.
- Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», а во времена Арсеньева не было пян-се, сахалинские корейцы превнесли это блюдо несколько позже, - отвечает Василий.
Списать не получится
Четыре части текста – неспроста. Первая для Дальнего Востока, вторая для Урала, третья для центральной части и четвертая для остального мира. Таким образом, списать, используя разницу во времени, не получится.
Василий Авченко будет диктовать вторую часть своего текста на Урале, в Нижнем Тагиле, который в этом году получил статус столицы «Тотального диктанта». Этому выбору предшествовал целый конкурс – с защитой, жюри, полуфиналом. Из восьми предварительно одобренных городов путем народного голосования и был выбран Нижний Тагил. Главной площадкой станет Демидовский железоделательный завод, сегодня это музей под открытым небом.
Нижний Тагил. Фото Вячеслава Бухарова
Принять участие в «Тотальном диктанте» может любой желающий, причем, сделать это можно и онлайн. Все подробности на сайте проекта.
– Татьяна Борисовна уже совсем скоро начинается пора ЕГЭ и ОГЭ. Насколько по Вашим наблюдениям к этому готовы школьники, учителя и школы Хабаровска?
– Готовность на все 100%! Учитывая, что все-таки мы уже 21 год работаем в режиме сдачи единого госэкзамена, накопленный опыт позволяет с уверенностью сказать – мы готовы.
Конечно, каждый год случаются ситуации, когда вносятся какие-то изменения в процессы, в организацию или технологии меняются, и, конечно, наша задача вовремя на все эти процессы отреагировать.
Мы успешно провели на днях последнюю – федеральную – генеральную репетицию ЕГЭ: были задействованы все 23 пункта сдачи экзамена в наших школах. Кстати в этом году есть существенные изменения в технологии проведения. Раньше мы получали материалы из регионального центра оценки качества, затем мы их развозили по школам, там выдавали по аудиториям, организаторы раздавали школьникам. Теперь все КИМы (контрольные измерительные материалы – прим. ред.) приходят по сети Интернет. Приходят на компьютерный терминал прямо в аудитории, где сдаётся экзамен. Они распечатываются тут же – при детях, раздаются, а потом, когда экзамен заканчивается, бланки здесь же, в аудитории, сканируются и также по Интернету отправляются на проверку.
Для готовности учеников сделан максимум возможного – это и подготовка в части повторения материалов, и тренировки ЕГЭ. Некоторые родители начинают говорить нам: «Вот зачем эти тренировки?! Вы детей накачиваете, тренируете, а они от этого волнуются!», якобы мы тем самым создаём дополнительные стрессовые ситуации. На это мы отвечаем так - репетиции и тренировки нужны для того, чтобы ребёнок на экзамене сел спокойно, и у него движения были отработаны до автоматизма, чтобы он на формальные действия по заполнению бланков не терял время, а занимался непосредственно содержанием тех вопросов, на которые ему нужно отвечать.
От таких простых моментов как корректное заполнение бланка зависит результат экзаменов. Если вдруг какие-то цифры не указаны, поставлены не там, то результат всего экзамена может быть не засчитан.
– Тренировки, это хорошо, конечно, а что показывают срезы знаний? В прошлые годы было много опасений из-за дистанционного обучения, что из-за него могло пострадать качество подготовки.
– К счастью весь этот год мы вообще учимся без использования тех самых технологий дистанционных. Мы учимся в очном режиме весь учебный год и это оптимальный режим. В прошлом учебном году нам приходилось отдельные классы переводить на «дистант», но и он у нас был урожайным на высокобалльные работы. Мы получили 31 «100-балльный» результат. Такого не было никогда в истории города Хабаровска! Было 80 работ получивших оценку 95 баллов. Очень верим, что в это этот год тоже не станет исключением.
Да, вы верно заметили, что тренировки работают не столько на проверку знаний, сколько на отработку технических моментов. Для того, чтобы увидеть, как дети готовы, проводятся различного рода текущие промежуточные аттестации, контрольные работы, тесты, пишутся сочинения, изложения. Учитель видит при этом динамику, видит пробелы. В ситуации, когда, например, большинство детей в классе не справились с конкретным заданием в контрольной работе, а у нас практически каждая тема так или иначе входит в задание по ЕГЭ, учитель делает вывод, что нужно вернуться, отработать этот вопрос с ребятами повторно и идти дальше.
Про срезы этого года могу сказать, что они показывают нормальный стабильный уровень наших детей. Тот, кто учится стабильно постоянно, тот и показывает знания и хороший результат.
– Сколько всего выпускников сдаёт ЕГЭ? Как выглядят их предпочтения? Какие предметы из необязательных более популярны, какие менее?
– У нас 3 с лишним тысячи сдающих ЕГЭ – это главным образом выпускники этого года, школьники и выпускники средних учебных заведений прошлых лет, кто по каким-то причинам не сдавал раньше, либо хочет передать.
Традиционно русский язык сдают все – это обязательный предмет. Из тех, что можно выбирать, на первом месте обществознание. Это связано с тем, что большинство вузов принимают этот экзамен в качестве одного из основных.
Радует нас то, что больше детей выбрали в этом году информационные технологии – 836 человек, против 500-600 годами ранее. Мы видим, что в целом растёт интерес к изучению информационных технологий. Хабаровский край нацелен на подготовку кадров инженерной направленности, в IT-сфере и школа идёт, что называется «в ногу», в нужном направлении.
Мы работаем над тем, чтобы инженерное образование в школах Хабаровска стало востребованным. В этом году открываем в двух школах классы судостроительной направленности – это школа МЧС и 7-ая гимназия. Это будет наш первый опыт, мы уже заключили сетевые договоры с Тихоокеанским государственным университетом, с Хабаровским колледжем водного транспорта и с Хабаровским судостроительным заводом.
В этом году пусть немного, но выросло количество детей, сдающих профильную математику – таких у нас 1400. Это тоже говорит о том, что математические знания сегодня в топе, их востребованность повышается, ребятам они нужны и для жизни, и для поступления, поэтому они их выбирают.
Остальные предметы традиционно узкой и специфичной направленности: понятно, что химию биологию выбирают те, кто собирается поступать в медицинский, право, историю – те, кто идёт на социально-гуманитарные дисциплины.
– В месяцы перед ЕГЭ традиционно возрастает спрос на репетиторов. Это происходит не только в Хабаровске, но и по всей стране. Как Вы думаете – почему это происходит, может ли это быть связано с тем, что не хватает подготовки к экзамену в школе? Насколько востребованы платные услуги в школах?
– Да, мы видим, что наши дети пользуются услугами репетиторов, пользуются в течение всего учебного года, иногда, начиная с первого класса. Больше здесь, конечно, вопросы к родителям, у которых есть определённая тревожность, что ребёнок знает меньше, чем, допустим, его сосед по парте. Здесь нужно оценивать свои возможности и ожидания ребёнка. Как быть, если ты ожидаешь от ребёнка, что он будет у тебя отличником по всем предметам, а он гуманитарий и ему математика не даётся? Он прекрасно ориентируется в гуманитарных науках, он прекрасно пишет сочинения, он рассуждает, он лидер в организации мероприятий, но математика это не его? И даже если родители нанимают репетитора, мы же понимаем, что 100 баллов по математике ребёнок не получит. То есть тут нужно понимать, чего ожидают родители и ребёнок от репетитор. Если это желание подтянуть до определённой планки, это одно. Кто-то пользуется услугами ВУЗовских преподавателей, чтобы справиться с заданиями повышенной сложности – из части «С», там уровень олимпиадных задач. А если мы говорим о том, что ну просто это дань моде, то ну, наверное, это не совсем правильно.
Мы очень много с родителями разговариваем на эту тему, мы провели очень много встреч в части подготовки к ЕГЭ. Приглашали психологов, которые разъясняли родителям, что они в первую очередь должны сами определиться, чего хотят, и чётко понимать, чего ожидают от ребёнка. Лишь тогда принимать решение – нужен репетитор и для чего.
Что касается платных услуг в школе, то сегодня это очень широкий спектр образовательных услуг, это не только репетиторство, это скорее меньшая часть. Очень много выбирают ребята творческих услуг платных, спортивные какие-то секции, гимнастика, хореография. Репетиторство в школе есть, но оно не в топе, оно не так востребовано, потому что есть определённые часы во внеурочной деятельности, где ребёнок может бесплатно получить помощь от учителя.
– Кстати про учителей. Что можно сказать о педагогическом составе хабаровских школ? Изменился ли он за последние год-два? Если «да», то как?
– Конечно, всегда хочется, чтобы соблюдался баланс молодости и опыта. Это практически 90% успеха, когда есть и молодые педагоги, к которым тянутся дети, которые зажигают своим позитивом, какими-то современными технологиями, и когда есть категория учителей, которые могут передать накопленный колоссальный опыт. У нас нет у нас пока ещё идеального баланса, есть перекос в сторону возрастного состава, соотношение примерно 55% на 45, может 60 на 40, но мы стремимся к тому, чтобы опыт и молодость гармонично сочетались в наших педагогических коллективах.
Мы заключили в этом году больше целевых договор с нашим университетом на подготовку учителей - уже сейчас заключили 60 договоров. В прошлом году было вот на это время где-то порядка 40, но все ещё продолжается, пока приёмная компания не закончится. Напомню, что целевое обучение, это можно сказать, бесплатное обучение. Кроме того мы на уровне муниципалитета своим студентам, которые сдают сессию хорошо по итогам сессии платим стипендию в 3 000 ₽. Пусть это небольшая прибавка, но это тоже стимул.
Материальное благополучие учителя всегда в фокусе нашего внимания. Это и зарплатные вопросы, и жилищные. Что касается зарплат, то это в большей степени, конечно, вопросы не муниципального уровня, есть повышающие коэффициенты учителям на уровне федерации и края. А вот что касается квартир, конечно, Хабаровск, наверное, это флагман в этой части. Больше 230 квартир за последние 10 лет вручены нашим учителям, и они остаются в приоритете. В этом году мэр города принял решение не 10 квартир, как было традиционно, а сразу 15 выделить школьным педагогам. Этим мы можем удержать особенно молодого учителя. У нас сегодня большое количество молодых специалистов, которые только два года отработали в школе, а уже имеют своё собственное жильё.
– А сколько всего учителей в Хабаровске?
– У нас всего в отрасли 10 100 человек. Из них 6 с лишним тысяч это педагоги, это воспитатели, учителя, организаторы, педагоги дополнительного образования, узкие специалисты, логопеды, дефектологи, психологи. Именно школьных учителей, «предметников» – порядка 4 500.
– И, конечно же, хочется знать как пройдут «Последние звонки» и выпускные вечера?
– «Последний звонок» пройдёт у нас 23 мая. Очень многие родители задают вопрос: «Почему? Раньше традиционно 25 мая его проводили?». Мы отвечаем, что раньше мы сдавали обычные экзамены, начинались они с 1 июня и 25 мая был традиционным днём «Последнего звонка». Сейчас его проведение привязано к графику Единого государственного экзамена. Надо подготовить школы, надо детям подготовиться, и поэтому в канун ЕГЭ мы не можем проводить «Последние звонки». В этом году у нас первый ЕГЭ 26 мая, и для «Последнего звонка» выбрано 23 мая.
Выпускной вечер, вы знаете, наверное, мы много лет традиционно проводили в общегородском формате в «Платинум Арене». Это было всегда торжественно, трогательно, традиционно с какими-то сюрпризами, новинками каждый год. Но пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь, три года мы от этого праздника отказывались, но в этом году мэр Хабаровска Сергей Анатольевич Кравчук принял решение, что выпускному в «Платинум арене» снова быть! Он будет наполнен такими же сюрпризами, как был наполнен раньше, рассказывать про них, думается не уместно – они на то и сюрпризы. Но я думаю, что ни один выпускник не пожалеет, что в его жизни был такой праздник и что он именно так он сможет попрощаться со школой – получить аттестат в её стенах и побывать на общегородском празднике, где встретиться с такими же ребятами, со своими друзьями из других школ.
– Все школы должны быть там в обязательном порядке?
– Мы говорим, конечно, что это общегородской праздник, и нам хочется, чтобы все школы были там. Но «хочется» это один вопрос, а второй, и, может быть, даже более важный вопрос – это обеспечение безопасности в этот день. Ведь все службы завязаны на то, чтобы обеспечить безопасность детей в этот день – мы работаем со всеми службами с МВД, прокуратурой, Росгвардией, ГИБДД. Если родители отказываются от участия в этот день, то тогда вопрос: «Кто обеспечит безопасность ваших детей в выбранную вами дату?». Думаю, все хотят в этот день радоваться, зная, что за вопросы безопасности отвечают профессионалы, чтобы праздник ничто не омрачило, чтобы от прощания со школой и первого шага во взрослую жизнь остались только светлые и тёплые воспоминания.
По общему количеству медалей, добытых в профильных олимпиадах за последние годы, подрастающие робототехники Приморья обходят своих сверстников из Москвы, из Санкт-Петербурга и Новосибирска. Чтобы выяснить, как так получается, корреспондент EastRussia посетил региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады во Владивостоке.
Цветы жизни на микросхемах
Гомон детских голосов в одном из корпусов кампуса ДВФУ – верный признак того, что здесь проходит битва юных интеллектов и их детищ: роботов. На кону – попадание в финал Всероссийской робототехнической олимпиады, который в этом году состоится в Челябинске. Отправятся туда девять лучших команд: по три из каждой возрастной категории – младшей, средней и старшей. Конкуренция высока – на старт вышли 82 команды, а это на минуточку – примерно 180 человек и родители в это число не входят.
Младшим из создателей интеллектуальных машин 8 лет, самым старшим – 19. Каждый этап олимпиады имеет свою «легенду» - так в позапрошлом году объединяющей темой стали «Энергоботы» и соответствующие задания из категорий «Энергия дома», «Парковка и зарядка», «Энергетический баланс». В 2022-м: «Роботы помощники» - от робота-спасателя до садовода. Нынешний этап проходит под глобальным девизом «Объединяя мир», а задания так или иначе связаны с морской стихией.
– Ребята должны придумать роботизированные решения, которые будут помогать людям, – рассказывает Юрий Орлов, главный судья этапа олимпиады, директор методического отдела ООО «Центр развития робототехники» (постоянного организатора робототехнических соревнований в Приморье – прим. ред.). – Это задания на экологию, на работу в порту. У младших более «сказочное»: они должны собрать пробы воды, а затем найти «золотой ключик» на дне океана, который поможет кораблю выпустить мальков рыбы ценных пород. У них – в силу возраста и того, того, что они делают первые шаги телеуправляемые роботы – с планшета. Роботы, подготовленные ребятами из старших групп должны выполнять задания автономно.
Задание для робота старшей группы – погрузо-разгрузочные работы в порту. Следуя заданным маршрутом, робот должен найти груз – блоки разного цвета – и погрузить на «большой корабль», затем переместить весь корабль на «рейд», затем проделать похожие манипуляции с «маленьким кораблём».
К выполнению задания подростки готовятся не день и не два – вместе с тренером они строят робота, оснащают его необходимыми механизмами и датчиками, пишут программный код. Казалось бы – в чём соревноваться, если все пришли готовыми? Однако на поведение робота влияет множество факторов – от освещения, до материала «поля» – стенда, по которому движется умная машина. Из-за разного коэффициента сцепления (тренировались на одном материале, а соревноваться приходится на другом) робот может недовернуть, или наоборот – провернуться на месте слишком сильно и манипуляторы уже не смогут захватить «груз» так как надо. К тому же организаторы дают дополнительные – неизвестные заранее вводные – по совершению манипуляций с грузом, перекоммутации проводки итп.
– Основное творчество на олимпиаде остаётся за кулисами, – продолжает Юрий Орлов, – в момент создания робота и написания программы. Здесь проверяется уже то, насколько глубоко ребята вникли в тему, насколько быстро и успешно они могут адаптировать своего робота. Тот, кто сможет лучше перекалибровать своего «питомца», чтобы тот справился с изменившейся обстановкой, и станет победителем. Плюс конечно – уже здесь они должны написать программу для дополнительного задания.
– Совокупность покрытия освещения порождает то, что иногда робот не считывает то, что считывал на нашем поле, и иногда он делает лишний проезд, докручивает колесо, из-за этого разбивается вся программа, - рассказывает Александр Яворский.
– И как оцениваешь шанс на успех?
– Первое место, думаю, не получится занять, потому что есть другой очень сильный участник, но вероятность пройти на Россию, я думаю, у нас есть.
Региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады (ВРО) проходит во Владивостоке уже восьмой раз. С самого начала идейным вдохновителем и организатором этого действа – как впрочем, практически всего «роботодвижения» в Приморье – был и остается Сергей Мун: выпускник ДВФУ, директор «Центра развития робототехники» (ЦРР) и сооснователь «Центра робототехники». «Центр развития робототехники» занимается обучением детей и считается самой крупной на Дальнем Востоке организацией дополнительного технического образования – с 15 филиалами по Приморью, Приамурью и ЕАО. Вторая компания разрабатывает образовательные наборы по подводной робототехнике. Занятия в ЦРР начались в 2014 году и примерно с той поры Приморью нет равных в юношеском роботостроении.
Большая часть команд – как раз воспитанники ЦРР. Индивидуалы – то есть участники, не занимающиеся в каком-либо центре – на таких соревнованиях редкость и не только потому, что робототехника дорогостоящее занятие: набор необходимых комплектующих с датчиками стоит порядка 80 тыс. рублей. Куда важнее наличие тренера – вряд ли кто-то из родителей может похвастаться продвинутыми познаниями в строительстве и программировании роботов.
– За всю историю этих ВРО по количеству медалей высокого достоинства мы находимся на 1 месте в стране, - очень спокойно, буднично рассказывает Сергей. – Приморский край опережает всю Москву, Питер, Новосибирск, Челябинск.
Это связано отчасти с тем, что мы крупные. У нас много филиалов, много детей занимается – порядка трёх тысяч, а чаще всего можно встретить «кружковую» модель, где по 100-200 человек занимается, максимум может быть 300 или 500. Но что ещё важнее – у нас много тренеров, и это сильные тренеры, потому что они тоже много соревнуются между собой. Дети – они все хорошие, но основное наше преимущество в тренерах.
Ещё одно отличие «приморской школы» в том, что ЦРР делает ставку на постоянную длительную работу с детьми – от этапа с простейшими заданиями, вплоть до начальной специализации – погружению в программирование, схемотехнику, участие в совместных больших проектах.
– И даже не в медалях цель, хотя так исторически сложилось, что мы любим разные соревнования и активно в них участвуем, – продолжает Сергей. – У детей должна быть возможность развиваться в том направлении, которое природой заложено или в котором им просто интересно.
У нас в стране система дополнительного технического образования как была в 90-х разрушена, так и не была толком восстановлена. Был сильный провал, из-за которого подготовка инженерных кадров сильно пострадала. Сейчас появились и другие модели технического образования – Кванториумы, IT-кубы. У них немного другая система – они стараются пропустить через себя как можно больше детей, чтобы как можно больше подростков попробовали, потрогали – что такое робототехника и смежные сферы.
Я не говорю, что у нашего Центра государственные какие-то задачи, прежде всего это ориентация на детей, на людей, которые хотят реализоваться, как будущие инженеры или просто даже хотят получить всестороннее развитие.
Одного лишь умения водить трактор современному трактористу недостаточно. Ему нужно рассчитывать объемы вносимых удобрений, и уже сейчас иметь навыки работы с беспилотными системами. Успевает ли образовательная система за требованиями времени, узнал корреспондент EastRussia в Хорском агропромышленном техникуме, который готовит кадры для отрасли в Хабаровском крае.
Трактористки и трактористы
Диана Карасевич планирует окончить техникум и стать трактористом. Студентка второго курса изучает сельхозтехнику, пробует разобрать и собрать плуг, сеялку, знакомится с устройством трактора «Белорус». Держится уверенно среди однокурсников, поблажек не ждёт и в своих силах уверена вполне.
– Вообще это случайность, я не планировала сюда поступать, не ожидала от этого техникума чего-то бомбического, но как оказалось, мне тут всё понравилось, практика тут просто огонь – не ожидала от себя, что мне понравится, – говорит Диана. – Я хочу работать по профессии, многие предприятия берут студентов сначала на практику, вот сейчас весной поедем помогать, потом на постоянную работу оформляют. Я на третьем курсе получу права и сяду на трактор. Да, сначала были шутки – мол, не женская профессия, делать здесь мне нечего. Но сейчас парни поняли, что всё серьёзно, у нас на курсе 3 девочки учится, мы все дружим, нам ребята, если надо, помогают.
Дина Карасевич: У нас на курсе три девочки учатся на тракториста
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Хабаровского края
Но основной костяк на курсе, конечно, мужчины. За 4 года учёбы они от и до изучают устройство сельхозтехники, получают права категории от B до F. Те, у кого родители держат фермы, собираются работать вместе с ними на земле, другие мечтают открыть свое сельхозпредприятие. А некоторые жизнь с сельским хозяйством связывать не планируют.
– Я с 14 лет работаю на земле, – говорит Евгений Биктаев, студент 2-го курса Хорского агропромышленного техникума. – Живу в Марусино, у нас там поля, картошку садят, травы для скота. Знакомые мужики на тракторе работали, стало интересно, попробовал, потом пошел учиться сюда. Но когда закончу – пойду в Росгвардию.
Спрос рождает предложение
Сельхозпредприятиям края каждый год требуется порядка 40 специалистов, которые могли бы работать на тракторах, сеялках, комбайнах и другой технике. Сейчас в Хорском агропромышленном техникуме по этой специальности учится порядка 70 человек. В прошлом году, говорит и. о. директора учебного заведения Олег Севолонский, набора не было – сельхозтоваропроизводители заявки не подавали, видимо, студенты не требовались. В 2022 набрали 2 группы техников-механиков, которых также учили работать на тракторе. Зато в этом году у аграриев на студентов спрос есть, и какой.
– 31-я группа вся полностью расписана по предприятиям, 947-я группа – техники-механики - тоже практически всех разобрали, – говорит Олег Севолонский. – Ребята, которым уже есть 18 лет, получат категорию D, если сдадут экзамен, конечно. Есть потребность сегодня в специалистах, которые могли бы работать на сельхозтехнике. Мандзюк Григорий Петрович – СПХ «Колос», это Хабаровский район – на протяжении пяти лет он с нами работает, в этом году ему надо на поля 10 человек, они уже уехали на посевную работать. В Приморье Подолякин запросил студентов, тоже уехали, у него и в Хабаровске есть поля, в Дормидонтовке, Демидов пять человек берет, у нас уже договор заключен.
Студенты сразу после экзамена выезжают на практику
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Хабаровского края
Но практика у фермера и постоянная работа в сельхозпредприятии – это две большие разницы, говорит Олег Севолонский. Все студенты призывного возраста, после выпуска они практически на следующий день получают повестки в военкомат. Кто отслужит год – возвращаются в сельское хозяйство. Но таких не много. Ведь после «срочки» им предлагают пойти на контракт, и некоторые соглашаются. Там зарплата выше, чем у фермеров.
– С этого учебного года будем набирать группы на укороченный срок обучения, который составит год и 10 месяцев, сейчас пока на трактористов учатся 4 года, — продолжает и. о. директора. — И значит, до армии у них будет время поработать, но проблема будет состоять в том, что мы им можем дать только 2 категории, категорию D, которая востребована в большей мере в сельском хозяйстве, мы не можем, потому что нужно 18 лет. Это проблема, которую пока не могут решить, это проблема всей России, потому что все на этот стандарт переходят. Изменение образовательного стандарта происходит, но до конца не додумали, куда пойти работать мальчишкам, которым по 17 лет. Многие сельхозпредприятия говорят – у нас не детский сад, дайте нам опытных и ответственных.
Что касается заявок на обучение – на какое количество учащихся формировать группы – в основном пожелания принимают от фермеров, от минсельхоза, по словам Олега Севолонского в этом году была лишь одна заявка. Техникум работает с работодателями напрямую, но и от них не всегда можно добиться четкого ответа по занятости на предприятиях. Ведь проще набрать людей на сезон, чем брать специалистов «на постоянку».
– Мы в марте на базе техникума собирали работодателей, приехали, если честно, не многие, в основном от района имени Лазо, другие районы единично. Поступило несколько предложений толковых, например, от компании «Вектор» о создании ремонтной мастерской на базе нашего учебного заведения, где бы сельхозпроизводители могли ремонтировать трактора и комбайны, плюс студенты бы нарабатывали опыт в этом. Было принято решение, что будут брать ребят на практику, чтобы учились специалисты.
Трактористы нужны. Средний возраст механизаторов – 50-60 лет. Эта проблема буквально через пять лет остро встанет на предприятиях, поэтому нужно сейчас задумываться об этом, готовить кадры.
Современная трактовка профессии «тракторист»
Студенты, которые обучаются в Хорском агропромышленном по специальности «Эксплуатация и ремонт сельхозтехники», должны уметь не только провести ТО трактора: проверить перед началом работы все детали и механизмы, охлаждающие жидкости и масла, они должны понимать принципы работы на земле: когда нужно пахать, когда сеять, а когда и урожай собирать.
– Мы пришли к тому, что у нас сейчас будет своя производственная бригада, мы заключили договор с КФХ, мы будем ему производить работы на площади 300 гектаров, сформировали студенческий отряд, назвали «Агроотряд ХАТ». Ребята поедут в Святогорье, будут картофель выращивать, опыта набираться. Кроме того, студенты будут тренироваться на полях, которые принадлежат техникуму. Там посеем немного сои, других зерновых, и, конечно, картофеля. У образовательного учреждения было почти 90 гектаров земли, после обращения в минимущество нам выделили еще 50. На части нужно делать мелиорацию, но кое-где работать можно. Потом попросили еще земли – но получили отказ. Что странно, ведь в Хабаровском крае земли много, и она пустует. Я просил у минимущества участок, чтобы создать полный севооборот, согласно законам растениеводства, чтобы дети научились этому здесь, в техникуме, и вышли уже полностью готовыми специалистами, — говорит Севолонский. — Ведь примерно 15% ребят уйдут в свой бизнес – надо, чтобы это понимание земли, как что работает, уже было сформировано в голове. Тогда с него будет толк.
В мастерских техникума стоят новые «Белорусы», но нужна самая современная техника
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Хабаровского края
Мастерские в техникуме новые, пару лет назад их отремонтировали в рамках проекта «Ворлд скиллс», теперь чемпионат называется «Профессионалы». На площадке стоят свежие «Белорусы» и другая техника союзного государства, студенты обеспечены современным инструментом. Но всего этого недостаточно, считает руководитель учебного заведения Олег Севолонский. И говорит, что уже устал оббивать пороги краевого минсельхоза.
— Я был несколько раз в министерстве сельского хозяйства нашем, и всегда говорил – почему бы не обратиться к практике других регионов? Это Красноярский край, это Краснодарский край, Чита, Амурская область. Там учебные учреждения, которые готовят работников сельского хозяйства, попадают под категорию сельхозтоваропроизводителей, а значит, могут пользоваться льготами и преференциями, которые положены аграриям. А мы нет. Мне в минсельхозе говорят – мы не можем в рамках действующего бюджетного законодательства оказывать никакой помощи, а в тех регионах почему-то могут. Говорят, что мы относимся к министерству образования, вот оно и должно отвечать за, например, оборудование мастерских. Вот у нас в лаборатории стоят трактора «Белорус». Новые, в поле ни дня не были. Ребята изучают технику, но этого мало! Если проехать сейчас по мощным сельхозпредприятим, мы увидим, что там другое оборудование, другие машины, которых наши студенты изучить не могут, у нас только «Белорусы». Получается, они выйдут не полностью подготовленными из стен техникума. И фермер не так охотно их будет брать – ведь их еще придется доучивать. Нужно довести до ума социализацию между учебным заведением и сельхозпредприятиями, но пока этого нет.
фото:
Цифровизация сельского хозяйства потребует от трактористов принципиально новых навыков
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Хабаровского края
Нам нужна лаборатория, в которой можно поставить опрыскиватели, и в зимнее время их настраивать, как полагается, чтобы студенты знали норму внесения препаратов, чтобы могли рассчитать. Ведь на сельхозпредприятиях этой работой занимаются именно механизаторы. Сегодня производят оцифровку земель, и этому тоже нужно ребят учить. Использовать современные технологии – обучать их работать с дронами, например. Ведь когда в поле мокро, трактора вязнут, а урожай опрыскивать надо, можно запустить беспилотники, настроить их на норму подачи, и в путь. Но для этого нужно научить людей, и не только, как дроном управлять, но и норму внесения соблюдать, там же очень небольшие дозы. Поэтому считаю, что материально-техническую базу техникума надо обновлять, надо идти в ногу со временем, чтобы готовить своих высококлассных специалистов. И министерство сельского хозяйства должно в паре работать с минобразованием, должно понимать, а не мы должны ходить и доказывать, что нам это все действительно надо.
По словам специалистов министерства сельского хозяйства, сегодня в крае потребность в трактористах закрыта практически на 100%, и все благодаря Хорскому агропромышленному. Но есть нехватка специалистов высшего звена – агрономов и ветеринаров. Ежегодно требуется примерно 12 человек и той и другой профессии.
– У нас на территории края, к сожалению, нет ВУЗов, которые бы готовили специалистов с высшим образованием для сельского хозяйства, – говорит Светлана Кондрашова, начальник отдела краевого минсельхоза. – Ветеринаров, агрономов, зоотехников учат в Приморье, в Амурской области, в Якутске. У нас, к сожалению, один ветеринар обслуживает 12 хозяйств. Мы стараемся привлекать студентов из этих ВУЗов хотя бы на практику к нам, привозим специалистов в школы, чтобы они рассказывали детям о своей работе. Планируем, что в ТОГУ откроем в ближайшее время новую специальность, и будем учить на агрономов.
Основными направлениям социальной поддержки в дальневосточных регионах остаются расширение жилищного строительства, создание новых объектов социальной инфраструктуры, поддержка семей с детьми. Также предполагается уделять дополнительное внимание мерам поддержки молодых специалистов и развитию образования, в целях продолжающейся борьбы с оттоком населения из регионов ДФО.
Статистика по регионам
В ноябре 2022 г. во всех регионах ДФО и в Иркутской области сохранялся рост потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2021 г., Таблица 1), хотя его темпы в ДФО все же уступали среднероссийскому показателю за отчетный период (110,8% против 111,1%). Тем не менее в пяти регионах Дальнего Востока рост потребительских цен на товары и услуги в ноябре прошлого года превысил средний по РФ показатель (+11,1%) – в Забайкальском крае, Еврейской АО, Бурятии, Камчатском крае и Сахалинской области, а также в Иркутской области. В целом во всех регионах ДФО рост превысил 10%. Исключением стал Чукотский АО (104,2%).
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, ноябрь 2022 г., в % к декабрю 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
111,1 |
Сибирский федеральный округ |
111,4 |
Иркутская область |
113,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
110,8 |
Забайкальский край |
111,9 |
Еврейская авт. область |
111,8 |
Республика Бурятия |
111,6 |
Камчатский край |
111,5 |
Сахалинская область |
111,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Амурская область |
110,9 |
Магаданская область |
110,5 |
Приморский край |
110,5 |
Хабаровский край |
110,0 |
Чукотский авт. округ |
104,2 |
Несколько смягчающим фактором является превышающий средний по стране (113,1%) рост среднемесячной заработной платы в части данных регионов ДФО в октябре 2022 г. (к октябрю 2021 г., Таблица 2) – это касается Бурятии, Забайкалья, Еврейской АО и также Иркутской области. При этом в целом рост зарплаты в РФ превышал дальневосточный показатель (113,1% против 111,7%). Отрицательный показатель, т.е. сокращение зарплаты было зафиксировано только в Камчатском крае (96,1%). При этом менее чем на 10% выросли зарплаты в Сахалинской области (+9,7%), Чукотском АО (+9,1%), Амурской области (+7,4%) и Магаданской области (+6,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, октябрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,1 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
111,7 |
|
Республика Бурятия |
120,9 |
|
Забайкальский край |
119,8 |
|
Республика Саха (Якутия) |
115,2 |
|
Еврейская авт. область |
114,0 |
|
Хабаровский край |
111,9 |
|
Приморский край |
111,2 |
|
Сахалинская область |
109,7 |
|
Чукотский авт. округ |
109,1 |
|
Амурская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
106,8 |
|
Камчатский край |
96,1 |
Большинство дальневосточных регионов по-прежнему отличается высокими показателями безработицы, ее уровень в макрорегионе заметно превышает среднероссийский (4,5% против 3,8%). В сентябре-ноябре прошлого года (Таблица 3) только в Приморском и Хабаровском краях, Чукотском АО и Камчатском крае показатели оказались ниже среднего по РФ (т.е. 3,8%). При этом Приморье и Хабаровский край на Дальнем Востоке традиционно отличаются большей емкостью рынка труда. Наиболее тяжелая ситуация по-прежнему сохраняется в Забайкалье (7,8%), Бурятии (6,3%) и Якутии (6,3%).
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, сентябрь-ноябрь 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,8 |
74 886,3 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 404,2 |
Иркутская область |
4,7 |
1 158,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,5 |
4 173,2 |
Забайкальский край |
7,8 |
500,2 |
Республика Бурятия |
6,3 |
434,0 |
Республика Саха (Якутия) |
6,3 |
501,5 |
Еврейская авт. область |
5,5 |
76,1 |
Сахалинская область |
3,9 |
268,6 |
Амурская область |
3,9 |
404,1 |
Магаданская область |
3,8 |
84,1 |
Приморский край |
3,1 |
989,3 |
Хабаровский край |
2,7 |
709,0 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,8 |
Камчатский край |
1,9 |
176,5 |
Обеспеченность жильем
Проблемой Дальнего Востока остается слабая обеспеченность жильем – по общей площади жилых помещений на одного человека макрорегион в стране занимает предпоследнее место, и последнее – по вводу квартир. По этой причине меры государства направлены на увеличение объемов строительства жилья, включая социальное. Программу «Дальневосточный квартал» при этом предлагается дополнить проектом государственной поддержки возведения арендного жилья. Минвостокразвития в минувшем году разработало проект развития системы государственной аренды жилья на Дальнем Востоке, которой должен заняться «ДОМ.РФ».
Финансирование проекта составит 50 млрд рублей, выданных корпорации «ДОМ.РФ» из ФНБ до конца 2023 г. в виде долгосрочного (на 20 лет) займа (0,1% годовых). Приобретенную таким образом недвижимость «ДОМ.РФ» сможет сдавать в аренду дальневосточным регионам, а они, в свою очередь, будут сдавать их в субаренду работникам, в привлечении которых нуждается регион. Таким образом планируется обеспечить арендованным жильем порядка 10 тыс. семей.
Заем от ФНБ будет целевым – на приобретение расположенных в ДФО жилых помещений на первичном и вторичном рынках, а также мебели, бытового оборудования и вспомогательных помещений. В частности, допускается приобретение паев закрытого паевого инвестиционного фонда, в состав активов которого входят такие объекты недвижимости, и доверительное управление которым осуществляется управляющей компанией, подотчетной «ДОМ.РФ». Распоряжаться такой недвижимостью будет возможно только посредством сдачи в аренду созданному субъектом ДФО региональному оператору с последующим предоставлением жилья в субаренду физическим лицам. При этом субаренду планируется сделать льготной, а недополученные доходы - компенсировать субсидиями за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Стоит отметить, что пока не определена стоимость такой аренды – она будет зависеть от готовности регионов и ведомств, чьи профильные проекты реализуются в макрорегионе, субсидировать ставки. Учитывая, что значительная часть жилья в «Дальневосточных кварталах» должна реализовываться для социальных нужд по нерыночным ценам, к такому жилью может быть отнесено и арендное жилье. Приобретение недвижимости для государственной аренды предполагает выкуп уже готового жилья. Пока запланированный объем арендной недвижимости (10 тыс. квартир) на дальневосточном рынке отсутствует.
Арендное жилье в настоящее время строится в Приморском крае. До конца 2024 г. в регионе планируется построить 14 домов для сдачи в коммерческий найм (свыше 75 тыс. кв. м). К настоящему времени Корпорация развития жилищного строительства региона завершает строительство пяти таких домов – двух в селе Камень-Рыболов (административный центр Ханкайского района), одного в Большом Камне, двух – в Находке. До конца 2024 г. предстоит построить девять домов во Владивостоке и Артеме. Стоимость аренды в них на 50% ниже рыночной цены. На Сахалине квартиры для арендного жилья расположены в строящемся микрорайоне «Горизонт» в Южно-Сахалинске (на площади 33 га). В аренду там предполагается передать первые 500 сданных квартир.
Мера поддержки, направленная на увеличение на рынке объема доступного жилья, – программа льготной «Дальневосточной ипотеки», была продлена до 2030 г. На реализацию данной программы в федеральном бюджете 2023-25 гг. предусмотрено порядка 70 млрд рублей (на 2023 г. – 20 млрд рублей). Следует отметить, что в 2022 г. в ДФО жилье по программе приобрели порядка 26 тыс. семей, что на 48% превысило показатель 2021 г. Общая сумма выданных кредитов с декабря 2019 г. составила 245 млрд рублей.
Демография, здравоохранение и образование
В ноябре глава правительства М.Мишустин дал поручение обеспечить рост численности населения Дальневосточного ФО, реализовав ряд мер до 2031 г. Он поручил Минтруду, Минфину и правительству Приморского края проработать механизм выплат до 1 млн рублей на погашение льготной ипотеки семьям, где после 1 января 2023 г. родится третий ребенок. Приморский край является пилотным регионом для данного механизма (в настоящее время выплата составляет 450 тыс. рублей). В январе текущего года мера поддержки для приморских семей была утверждена правительством РФ. В рамках программы 450 тыс. рублей выделяется многодетным семьям из федерального бюджета, 550 тыс. рублей – из регионального. В число поручений М.Мишустина также вошло упоминаемое выше строительство не менее 10 тыс. арендных квартир для молодых специалистов и студентов со стоимостью аренды ниже рыночной.
Кроме того, для повышения доступности медицинской помощи для жителей труднодоступных районов Дальнего Востока планируется обеспечить дальнейшее развитие санитарной авиации – с 2023 г. финансирование по данному направлению должно быть увеличено в два раза. Следует отметить, что в конце минувшего года правительство РФ увеличило субвенции на здравоохранение для северных регионов со сложными климатическим условиями – Камчатского края, Магаданской области, Якутии и Чукотского АО. Средства будут направлены на оказание обязательной медицинской помощи жителям в 2023-25 гг. В 2022 г. данные регионы получат дополнительно 4,6 млрд рублей, в 2024 г. – 4,9 млрд рублей, в 2025 г. – 5,2 млрд рублей.
Отдельное внимание в поручениях было уделено мерам по развитию сферы образования. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» М.Мишустин поручил открыть не менее 900 мастерских для подготовки кадров, запустить 29 производственно-образовательных кластеров, построить межрегиональный центр подготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. На данные цели предусмотрено 12 млрд рублей. К 2025 г. поручено открыть во Владивостоке, Благовещенске и Улан-Удэ филиалы ГИТИС, Всероссийского института кинематографии им. Герасимова и Театрального института им. Щукина.
Кроме того, получателями грантов по специальному треку госпрограммы «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты») в конце минувшего года стали восемь дальневосточных университетов. Средства грантов предполагается направлять на мероприятия по повышению привлекательности университетов у абитуриентов и студентов, подготовку кадров, разработку технологий и оборудования. В число получателей гранта вошли Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, Тихоокеанский государственный медицинский университет во Владивостоке, Арктический государственный институт культуры и искусств в Якутске, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова в Улан-Удэ, Дальневосточный государственный аграрный университет в Благовещенске, Дальневосточная государственная академия физической культуры в Хабаровске, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга в Петропавловске-Камчатском и Благовещенский государственный педагогический университет в Благовещенске.
Следует напомнить, что ранее получателями гранта в рамках программы уже стали три ведущих дальневосточных вуза – Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в Якутске и Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске. Также для строительства кампуса Сахалинского государственного университета (СахГУ) – СахалинTech, из федерального бюджета предполагается выделить 3,2 млрд рублей. Кампус предполагается расположить на двух площадках в центре Южно-Сахалинска. Научно-образовательный комплекс будет включать учебный корпус, научно-лабораторный блок с технопарком, библиотеку, зал собраний (на 700 мест), общественно-деловые пространства и оранжерею. Предполагается, что к концу 2025 г. в новом кампусе будут учиться 1,5 тыс. студентов и работать 250 преподавателей.
Строительство социальной инфраструктуры осуществляется с привлечением средств единой «Дальневосточной субсидии». В 2022 г. в числе таких объектов были сданы республиканский кардио-сосудистый центр в Якутске, центр сложнокоординационных видов спорта в Комсомольске-на-Амуре, центр ядерной медицины в Улан-Удэ, проведено укрепление набережной Охотского моря в Магадане. В целом в минувшем году с применением «Дальневосточной субсидии» построено 45 объектов и 44 – отремонтировано.
Северный завоз
Для отдаленных северных регионов со сложными климатическими условиями в зимний период одним из важных является вопрос обеспечения «Северного завоза». Его традиционно затрудняло отсутствие специальной законодательной базы, регулирующей процесс. Минвостокразвития в ноябре минувшего года направило на рассмотрение в правительство законопроект «О северном завозе». Согласно планам, он должен вступить в силу с 2024 г. Законопроект был согласован с 25 субъектами РФ (население – порядка 3 млн человек), также были получены согласования от профильных ведомств и госкорпорации «Росатом». Каждый год в рамках северного завоза в арктические регионы завозится 3,2 млн грузов, а его ежегодная стоимость составляет 87 млрд рублей.
Проект федерального закона предусматривает определение самого понятия «северный завоз», распределение полномочий по управлению северным завозом между уровнями власти, определение грузов, развитие сети опорной транспортно-логистической инфраструктуры, оказание необходимых федеральных мер поддержки, совершенствование закупки товаров, а также создание единого морского оператора северного завоза и федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС). В данной информационной системе должны аккумулироваться все сведения, связанные с северным завозом. Оперативные данные мониторинга в том числе предполагается использовать для оптимизации логистических маршрутов. Минвостокразвития выступит единым федеральным координатором северного завоза.
Согласно законопроекту, все грузы северного завоза разбиваются на три категории. К первой категории относятся товары жизнеобеспечения – социально значимые продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Во вторую категорию включены грузы для государственных и муниципальных нужд (закупаемые по 44-ФЗ и 223-ФЗ). Все иные закупаемые товары отнесены к третьей категории. Для участников северного завоза законопроект вводит беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.
Федеральные меры поддержки, предусмотренные законопроектом, включают бюджетные кредиты регионам и обеспечивающим северный завоз предприятиям под 0,1% сроком до трех лет. По предварительным оценкам, для этого потребуется 55,7 млрд рублей ежегодно, данные средства необходимо предусмотреть в бюджете, начиная с 2024 г. Также предлагается сохранить субсидирование расходов на транспортировку моторного топлива на железнодорожном транспорте и субсидирование морских перевозок единым морским оператором, для чего потребуется 9,5 млрд рублей в год (средства уже заложены в бюджете). Помимо поддерживающих мер в законопроекте предусмотрены и меры ответственности участников северного завоза – за нарушение правил приоритизации грузов, непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации во ФГИС.
Планируемый единый морской оператор будет осуществлять регулярные перевозки в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов по расписанию. Единым морским оператором должна стать госкорпорация «Росатом». Тарифы на перевозку грузов жизнеобеспечения, грузов для государственных и муниципальных нужд будут регулироваться государством с 1 января 2027 г.
Осенью прошлого года глава Якутии А.Николаев оценил в 6,6 млрд рублей объем необходимых инвестиций в проект модернизации четырех нефтебаз «Саханефтегазсбыт» (собственность республики), задействованных в обеспечении северного завоза (емкостный парк для хранения топлива). Базы расположены в Белой Горе, Жиганске, Усть-Куйге и Хандыге. Большинство нефтебаз были построены в 1960-80-е гг., к настоящему времени они имеют значительное количество дефектов. В Минвостокразвития рассматривают возможность использования для их модернизации механизма «Дальневосточной концессии».
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.