Поделиться
Долги наши тяжкие
Поделиться

Станут ли банкротами дальневосточные регионы, разбиралось EastRussia

Только два российских региона сейчас свободны от государственного долга – таковы данные Минфина. Еще в двух в начале 2018 года было введено внешнее финансовое управление, то есть они, по сути, были признаны банкротами. Могут ли стать банкротами дальневосточные регионы, накопившие большие долги, и что это значит для их жителей, разбиралось EastRussia.

shutterstock.com
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ БАНКРОТЫ

По данным российского Минфина, по состоянию на начало 2018 года общий размер государственного долга всех регионов России составлял 2,3 триллиона рублей. В течение 2017 года он вырос на 174 млрд рублей, а за последние пять лет сумма госдолга удвоилась.

За первое полугодие совокупный объем госдолга всех субъектов РФ чуть снизился – на 5,4 % (на 125 млрд рублей) - и составил 2,19 трлн рублей. Однако снижение это произошло в основном за счет трех регионов – Кемеровской и Свердловской областей и Краснодарского края: на них, по данным агентства «РИА Рейтинг», пришлась почти половина от суммы, на которую сократился госдолг.

Госдолг ДФО, если смотреть на абсолютные величины, далеко не самый большой в стране: 172,36 млрд рублей. Почти у всех других федеральных округов госдолг больше, причем у некоторых – в разы. Исключения - Северный Кавказ (в СКФО госдолг составляет около 82 млрд рублей) и Уральский ФО (134 млрд).

В отдельных дальневосточных регионах размер госдолга, на первый взгляд, тоже не самый внушительный, если сравнивать с другими субъектами РФ. При этом совершенно уникальная ситуация в Сахалинской области – там, согласно официальным данным, госдолга нет вообще, не было и в начале 2018 года. В России кроме Сахалина лишь один субъект с нулевым госдолгом – Севастополь.

И даже в дальневосточных регионах, накопивших серьезные долги, они не столь велики, как в некоторых других субъектах РФ. Так, госдолг Якутии (55,2 млрд рублей, рост за полгода – на 6,6 %), Хабаровского края (46,6 млрд, +13,4%), Амурской области (28,7 млрд, +3,6 %) все же несравним с задолженностью, например, Татарстана (94,2 млрд рублей), Московской области (96,8 млрд), Красноярского (100,6 млрд) или Краснодарского (129,2 млрд) краев.

На этом фоне вроде бы совсем скромно смотрятся долги Приморского края (5,4 млрд, +22,8% за полгода), Камчатки (4,2 млрд, долг за полгода сократился на 8,5%), Магаданской области (16,1 млрд, +21,3 %), Чукотки (10,4 млрд, сократился на 3 %), Еврейской автономной области (5,7 млрд, +10,1 % с начала года).

Однако абсолютные цифры в данном случае ровным счетом ни о чем не говорят. Ведь все, как известно, относительно. И тот факт, что в половине российских регионов госдолг за полгода снизился, а в большинстве дальневосточных – вырос, говорит о большем, чем конкретные суммы задолженности.

Самое главное – как соотносятся долги региона и доходы его бюджета. К примеру, в уже упомянутых Краснодарском и Красноярском краях размер задолженности составляет соответственно 65,2% и 56,8% от налоговых и неналоговых поступлений в их бюджеты в течение последнего года. В Амурской области госдолг составляет 75,7% от доходов бюджета. В Магаданской – 87,5%. В Чукотском автономном округе – 96,3%. В Еврейской автономная область – 100,8%. То есть в последнем случае долги региона (внешне не столь уж большие – 5,7 млрд рублей) оказываются больше, чем его доходы. Если называть вещи своими именами, этот регион – банкрот. И еще три близки к этому: предельно допустимый размер госдолга, обозначенный в Бюджетном кодексе РФ, в них превышен.

Впрочем, здесь же можно упомянуть субъекты-«антирекодсмены», до которых дальневосточным регионам-должникам по этому показателю еще далеко. Так, в Орловской области соотношение долга и доходов бюджета составляет 102,6%, в Карачево-Черкесской Республике - 108,7%, Хакасии - 123%, в Костромской области - 128%, в Республике Мордовии  - 246%.

В начале этого года Федеральное казначейство ввело внешнее финансовое управление в двух из них: Хакасии и Костромской области. По сути, эти регионы официально были признаны несостоятельными, а все финансовые процессы в них взяты под тотальный контроль. Произошло это впервые в истории России.

- Все расходы регионов в данном случае полностью контролируются федерацией через казначейство. Для регионов экономической свободы практически не остается. Ввести в этих двух регионах казначейское исполнение – абсолютно правильный ход: это возможность предотвратить в них полный дефолт, - поясняет Евгения Бухарова, кандидат экономических наук, профессор кафедры социально-экономического планирования СФУ.

Почему казначейское управление введено только в двух регионах из тех, где долги больше доходов бюджета? При принятии решения учитывался и такой показатель, как доли в общем размере госдолга бюджетных и коммерческих кредитов. Если доля последних высока, а доходы региона меньше, чем его задолженность –  в совокупности это означает, что долг погасить практически невозможно, он будет только расти. Из перечисленных регионов ДФО, находящихся «в красной финансовой зоне», у двух – Магаданской области и ЕАО – на коммерческие кредиты приходится половина всего госдолга.
 
КТО У КОГО В ДОЛГУ
 
Как вообще получилось, что сразу несколько дальневосточных регионов оказались на грани несостоятельности? Возможно ли что-то сделать, чтобы исправить ситуацию? Быть может, и в этих регионах ДФО ввести внешнее финансовое управление, взять экономику под тотальный государственный контроль? В Хакасии и Костроме это ведь дало результаты: госдолг уменьшился.

– Будет ли управлять экономикой региона Федеральное казначейство или иная структура извне – это, с моей точки зрения, не увеличит и не уменьшит прибавочный продукт, который в регионе создается. Выход может быть только в предоставлении большей финансовой самостоятельности регионам и в то же время в возложении на них большей ответственности за свою экономику, - считает Альберт Фалалеев, профессор, доктор экономических наук, член-корреспондент РАО. – Сейчас, в очень непростой экономической обстановке, государство разными финансовыми манипуляциями вынуждено возмещать дефицит производства, потерянных из-за этого дефицита доходов и невозможность выхода на западные рынки. Но сами по себе финансовые инструменты и манипуляции никакой ценности не имеют. При этом экономические отношения регионов с центром, мягко говоря, несбалансированны, поскольку значительная доля всего произведенного прибавочного продукта, то есть, будем говорить, финансов, из регионов изымается и оседает в центре. Сейчас, когда ситуация близка к критической, работа над тем, чтобы этот баланс все же соблюдался, начинается, и проходит в настоящее время в форме предоставления регионам дополнительных субсидий, которые все же пока не компенсируют те потери, которые они несут. А работать в этом направлении необходимо, потому что сейчас даже богатейшие регионы, которые традиционно были в числе доноров, вдруг оказались среди должников.

С этой точкой зрения согласна и Евгения Бухарова. В ситуации, когда существенная часть доходов регионов уходит в центр, субъекты РФ просто неизбежно будут становиться должниками. И занимать при этом деньги под проценты как у государства, так и у коммерческих структур. А проценты (и проценты на проценты) практически не дадут задолженности уменьшиться. Классический замкнутый круг.

– Ситуация с размерами госдолга – это на самом деле беда не регионов, это беда нашего законодательства. Когда большая часть доходов у регионов изымается, у них не остается возможности улучшить положение, инвестировать в развитие своей экономики, чтобы повысить доходную часть бюджета, - говорит Евгения Бухарова. - Ситуация перезрела: межбюджетные отношения необходимо трансформировать и корректировать. При этом формально финансовая свобода у регионов есть. У них денег нет. Все субсидии, которые туда поступают, приходят связанными. У регионов есть обязательства, которые они не могут не исполнять, а на другое средств уже не хватает. То есть проблема не в том, что на региональном уровне кто-то не хочет или не умеет грамотно управлять финансами – зачастую управлять нечем, и не по вине региона.

В областном бюджете ЕАО отмечается, что в течение 2018 года размер задолженности сократится на 600 с лишним миллионов рублей. На обслуживание долга при этом пойдет почти 268 миллионов. Эта сумма – проценты по уже реструктурированным кредитам – более чем вдвое превышает дефицит областного бюджета. А источниками финансирования регионального бюджета являются в том числе кредиты, полученные как от государства, так и от банков.

Так что, похоже, в роли вечных должников регионы-дальневосточники останутся навсегда.
Юлия Старинова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов