Как стремление реализовать «зелёную» повестку влияет на проверенные временем решения
Весной нынешнего года Volkswagen выступил с сенсационным заявлением — международный автомобильный концерн фактически признал крах собственной стратегии по производству электромобилей. Компания замедлила реализацию проекта по строительству гигантского завода в Германии, стоимостью 2 млрд евро и поставила под вопрос создание собственного подразделения по производству аккумуляторов. На фоне 11% падения рынка электромобилей ЕС в апреле нынешнего года, которое Bloomberg назвал «красным флагом» для «климатических задач», отказ от двигателя внутреннего сгорания выглядит туманной перспективой.
Ряд экспертов утверждает, что планы Европы по поголовной электрификации автомобилей являются слишком оптимистичными. Они продиктованы по большей части политической, «зеленой» повесткой, которая навязывается реальной экономике. Точно также, как отказ
от атомной энергетики в Германии, который в итоге привел к переходу на уголь и СПГ в качестве топлива для электростанций, экологическая повестка превратилась в оружие, которым правящие круги намерены оказывать давление на иные страны. И это происходит не в первый раз — в современной истории существует кейс «завершенного» крестового похода по экологическим соображениям.
До последней трети XX века в Европе, США, Советском союзе, да и всем остальном мире активно использовали минерал, носящий коммерческое название «асбест», т.е. «неразрушимый». Из него производили более 300 видов промышленных продуктов, в том числе всем знакомый шифер, трубы для водопровода, накладки на тормозные колодки и многое другое. Универсальность минерала заключалась в его уникальном наборе полезных свойств. Тонкое, гибкое и прочное асбестовое волокно не боялось большинства химических воздействий, не горело, было прочнее стали на разрыв и устойчиво к механическим повреждениям. Затем, в конце века в Европе массовое использование асбеста привело к массовым протестам, а затем и полному запрету. Почему? Дело в том, что существует два вида асбеста, кардинально различающихся по характеру воздействия на организм человека. В Европе использовали амфиболовый асбест, который обладает устойчивостью к кислотам. Попадая в легкие человека, амфиболовое волокно остается там на годы, провоцируя тяжелые заболевания, ведь клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, не могут растворить его.
Существует и другой вид асбеста, хризотиловый. Он представляет собой гидросиликат магния, который к кислотам не устойчив. Хризотил выводится из респираторной системы человека за короткое время, и потому безопасен при контролируемом использовании. Его исторически добывали Российская Империя и СССР, США, Канада и Бразилия, в то время как Европа пользовалась в основном амфиболами. И тут на сцену вышли «зеленая повестка». После запрета амфиболов, Европа оказалась в уязвимом экономическом положении: синтетические аналоги асбеста стоили существенно дороже, свой асбест уже добывать было нельзя, а чужой покупать неохота. В мире разразилась антиасбестовая кампания.
Классическим примером подобного влияния ЕС можно назвать историю египетского водопровода. В 2000-х Египет решил провести коммуникации к удаленным пустынным поселениям. Единственной возможностью, исходя из финансовых возможностей страны, был хризотиловый трубопровод. ЕС всеми правдами и неправдами вынудил правительство страны запретить асбест, оставив без работы по меньшей мере 3 500 рабочих, заманив обещаниями «экологичных» аналогов собственного производства. Проект остался мечтой до сих пор — бюджет Египта даже теоретически не мог выдержать такой нагрузки, ЕС требовал денег за свои материалы, бедуины же так и остались без воды.
Последовательная политика европейских стран привела к закрытию хризотиловых производств в Бразилии и Канаде, существенным ограничениям в США. Сегодня агрессивная кампания «экологов» проводится в Индии и странах Юго-Восточной Азии, где потребность в быстром и доступном строительстве социальной инфраструктуры, массового жилья и коммуникаций стоит как нельзя остро. Перспективный рынок «зачищают» от единственного конкурента, который еще остался в строю — Российской Федерации.
Впрочем, «экотерроризм» является отнюдь не безопасным орудием в конкурентной борьбе. Пока страны ЕС использовали его для обеспечения своих интересов за границей, им удавалось извлекать из него выгоду, но сегодня он уже пророс и на их почве. Как мы видим, положение дел с мирным атомом и электромобилями в Германии говорят сами за себя — как будут заряжать дорогие электрокары от ТЭЦ, работающих на угле, остается нерешенной загадкой и ведет к обширным финансовым потерям.
Автомобильный рынок в России переживает ситуацию «затянувшегося шторма». Одни автопроизводители уходят, другие — открывают производства и собираются выпускать ранее незнакомые потребителю модели. Параллельно растет «серый импорт», вносящий все больше разнообразия на дороги и трепет перед зарубежным «инженерным гением» в сердца работников сервисов. Также остается открытым вопрос запчастей. «В России выгодно производить расходники — щётки, колодки, фильтры, тяги. Что касается автомобилей, то на отечественном оборудовании мы сможем собрать только «копейку», да и то, если оно осталось», — отметил в интервью РБК основатель и владелец ООО «БИГ Фильтр» Борис Бейлин. По его словам, около 50–70% рынка автозапчастей было иностранным, так что с уходом многих компаний появились значимые пробелы. Правда, эту ситуацию можно трактовать и обратно — на освободившееся место могут расширить свое производство те, кто раньше отставал в конкурентной гонке. Сейчас мы рассмотрим кейс производства хризотиловых накладок на тормозные колодки в России.
На данный момент хризотиловые накладки на тормозные колодки в легковом и грузовом транспорте применяются в основном на территории Российской Федерации и стран ОДКБ, а также встречаются в государствах Юго-Восточной Азии. Причина такой географии кроется в недавней истории автомобильной промышленности. До 1980-х годов большинство накладок на тормозные колодки производилось из асбеста. Это коммерческое название группы волокнистых минералов, отличающихся высокой стойкостью к температурным нагрузкам, трению и механическим повреждениям. Существует два вида асбеста — амфиболовый и хризотиловый, существенно различающихся по своему воздействию на организм человека. Для накладок на тормозные колодки, которые, собственно, входят в непосредственное соприкосновение с тормозным диском, лучше материала, чем асбестовое волокно, было не придумать, и потому его применяли почти в каждом автомобиле. Правда, всего за несколько лет крупнейшие автомобильные концерны на Западе отказались от асбеста. Почему?
Как уже отмечено, существует два вида асбеста. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат с содержанием железа, который обеспечивает его устойчивость к кислоте. Именно из-за этого амфиболовый асбест, попадая в легкие человека, остается там навсегда — клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, не могут его растворить. Это провоцирует тяжелые заболевания. А вот хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния и устойчивостью к кислоте не обладает. Он выводится из организма человека за короткий срок. В последней четверти XX века в Европе началась массовая информационная кампания против применения асбеста, который связывали с заболеваемостью у людей.
Главный подвох крылся в деталях — люди болели именно из-за амфиболового асбеста, широко применявшегося в Европе, а вот хризотил, традиционно добывавшийся в Канаде и СССР, такую статистику не показал. На эту тему есть исследование «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе», опубликованное в 2006 году. В России хризотил разрешено применять в промышленности в рамках норм контролируемого использования, и на его основе выпускают более 300 видов промышленной продукции.
Причина запрета асбеста в Европе довольно тривиальна — к борьбе против использования амфиболов сразу же подключились политики и производители синтетических волокон, что в результате дало полный запрет всех видов асбеста (не импортировать же хризотил из России!), и суровые нормы в отношении автопроизводителей. С тех пор согласно евро-нормам накладки на тормозные колодки производят из того или иного вида синтетического волокна, что кратно увеличивает их стоимость. При этом кампания против асбеста (уже только хризотилового) в тормозных системах не остановилась — было оказано давление на крупных японских и корейских производителей, вынужденных придерживаться «мировых» стандартов.
Тормозной путь длиной в 30 лет
В результате «антиасбестового» шторма Россия устояла. Страны Таможенного союза продолжили использование хризотиловых накладок на тормозные колодки: многочисленные отечественные и международные исследования доказали безопасность хризотилового волокна при контролируемом использовании. Тут можно упомянуть работу «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок» профессора Дэниса Паустенбаха, который на большом статистическом массиве исследования здоровья механиков, работавших с хризотиловыми накладками, не выявил никаких следов негативного влияния. Более того, он отметил, что при высоких температурных нагрузках хризотиловое волокно в фрикционных изделиях превращается в форстерит, отличающийся по своим свойствам от минеральных волокон.
Поскольку устанавливать хризотиловые накладки на новые автомобили было нельзя, они ушли на рынок «аналогов» брендированных запчастей, где и просуществовали до сегодняшнего дня. С уходом западных товаров с российского рынка, вакуум на рынке накладок на тормозные колодки стал быстро заполняться отечественными производствами. Неожиданный, но приятный факт — хризотиловые накладки на тормозные колодки обладают лучшими дискосберегающими свойствами по сравнению со своими стальными и синтетическими аналогами, а также более долгим сроком службы. Благодаря развитой хризотиловой промышленности в России, фрикционные материалы на основе «горного льна» обладают куда большей доступностью, чем их синтетические аналоги, а при учете общего роста цен на комплектующие, и вовсе становятся одним из немногих бюджетных вариантов.
Постепенное возвращение к хризотиловым накладкам на тормозные колодки можно рассматривать как позитивное явление. Отдельно стоит подчеркнуть, что отставание на рынке было обусловлено не более низкими эксплуатационными свойствами отечественных тормозных колодок, а внешнеэкономическим давлением со стороны Европы. Пока у нас существовали официальные сервисы с жесткими условиями гарантии, контролируемые зарубежными нормами производства и т.п., более выгодный для потребителя хризотил искусственно сдерживался данными факторами. Теперь же, когда отечественный рынок освободился от внешнего диктата, потребитель сам обратится в сторону доступных, экономичных и эффективных решений.
Российская хризотилцементная промышленность в последние годы претерпела существенную трансформацию, как и весь комплекс производства в стране. Несмотря на вызовы времени, промышленность развивается — это касается множества секторов, в том числе и строительства. В современной реальности как никогда стала актуальной отечественная продукция, способная решить масштабные задачи. В этом аспекте хризотилцементная отрасль играет все большую роль.
С момента появления хризотилцементной продукции прошло уже более 100 лет. Самым известным ее представителем является всем знакомый шифер, изобретенный австрийским инженером Людвигом Гатчеком в 1900 году. Всего за несколько лет материал буквально «взорвал» рынок строительных материалов — прочный, долговечный, простой в производстве и чрезвычайно эффективный, он быстро сменил привычную черепицу и сланец. В Российской империи шифер также стал набирать популярность, тем более что с 1889 года велась активная разработка Баженовского месторождения хризотилового асбеста.
В России шифер производят из хризотила, воды и цемента. Кстати, тут важно указать на особенности терминологии. Дело в том, что упомянутый хризотил является одной из разновидностей асбеста. В ХХ веке асбест широко использовался во всем мире, однако в определенный момент выяснилось, что амфиболовый асбест (другая разновидность минерала) вреден для здоровья человека. В Европе, где активно использовался именно амфиболовый асбест, началась массовая кампания, направленная против минерала. На самом деле вреден только амфиболовый асбест, а хризотил – безопасен при контролируемом использовании. Сегодня весь асбест, используемый в мире в гражданских целях – именно хризотиловый асбест.
С начала XX века технологии изменились до неузнаваемости, сама же потребность в хризотиле возросла многократно. На месте скромного карьера, где основной рабочей силой были руки местных крестьян, вырос гигантский завод по добыче и обработке хризотилового волокна, а его побратим разрабатывает Киембаевское месторождение в Оренбургской области. Рядом с каждым из огромных ГОКов выросло по городу, а заводы по выпуску хризотилцементной продукции появились во многих регионах страны. Почему?
Хризотиловое волокно имеет ряд уникальных эксплуатационных свойств, совокупность которых недостижима ни в одном из синтетических аналогов. В первую очередь, это прочность и устойчивость к воздействию высоких температур. Хризотил не горит, не плавится, не выделяет вредные пары при нагреве, не проводит электричество. При воздействии температур более 1500 С, что превышает температуру горения авиационного керосина, он становится хрупким, но так и не загорается, а на разрыв он прочнее многих марок стали. Вся продукция на его основе имеет класс «НГ», то есть «негорючий». Это означает, что материал не горит при любых условиях.
Долгие годы хризотилцементная продукция была одним из основных видов строительных материалов в России. Всем знакомые шифер, трубы для водопровода и канализации, теплоизоляционные материалы и многое другое знакомы нам всем еще с детства. Благодаря низкой себестоимости производства и уникальной совокупности полезных свойств, хризотилцемент широко использовался в СССР. Впрочем, у него был один существенный недостаток — как и другие товары, производимые в социалистическом лагере, товары из хризотил-асбеста были практичны и полезны, но не всегда эстетичны. Когда рынок постсоветского пространства столкнулся с западными товарами, привычный серый шифер значительно проигрывал во внешнем виде. Это стало звоночком для руководства заводов — назрела необходимость перемен.
К 2022 году можно сказать, что хризотилцементная отрасль начала уверенно захватывать рынок. И дело тут в ограничениях со стороны Запада в импорте, рост цен или логистические трудности. Усвоив урок из 1990-х, хризотилцементные заводы сделали ставку на интенсивное расширение линейки продукции. Сегодня на рынке присутствует множество видов цветного шифера с самыми различными покрытиями и текстурами. По желанию заказчика его могут покрыть несколькими слоями краски и лака, а могут и окрасить «в массе», причем цвет можно выбрать самостоятельно из каталога. Помимо классического волнового кровельного материала, некоторые заводы выпускают его в форме «римской черепицы», а другие проводят автоклавирование продукции, повышая её прочностные характеристики.
Помимо кровельных материалов, из хризотилцемента делают трубы, фасадные панели, сайдинг, плоский огнеупорный лист и еще более 300 видов продукции. Все они долговечные (служат около 30 лет), устойчивые к механическим повреждениям, воздействию неблагоприятных погодных условий и перепадам температур, а также не горят. Производители усвоили уроки прошлого, так что строительные материалы из хризотилцемента отличаются не только эксплуатационными характеристиками, но и разнообразием внешнего вида – имеют различную текстуру и цвет, а некоторые заводы выпускают настоящие муралы с яркими картинами. Это оценили и за рубежом — в Казахстане активно приобретают цветные фасадные панели для облицовки многоэтажных зданий.
Вслед за трансформацией производства в хризотилцементной отрасли изменился и характер спроса на продукцию. Сегодня хризотилцементная продукция активно используется при строительстве современных жилых комплексов по всей стране, в частном домостроении и оформлении зданий офисных центров. Яркие краски в сочетании с надежностью и долговечностью снова вывели хризотиловую промышленность в топ по странам СНГ, вернув внимание аудитории. Дополнительный плюс — 100% импортозамещенность хризотилцементной отрасли, что обеспечивает достаточное количество продукции по всей стране.
Помимо частных компаний, хризотилцемент активно используется в программах капитального ремонта и ремонте инфраструктуры страны. Не секрет, что в последние годы все чаще идет разговор о комплексной модернизации системы ЖКХ в России, и компании-подрядчики выбирают для этих целей именно хризотил.
Национальный проект «Жилье и городская среда», действующий в России с 2019 года, за пять лет должен максимально обеспечить семьи страны доступными благоустроенными квартирами. Ради этого разработаны льготные программы ипотечного кредитования, регионам предписано наращивать объемы возведения жилья, чтобы обеспечить спрос, а на Дальнем Востоке еще и сократить отток населения. Но итоговые цифры в отчетах чиновников рисуют не ту картину, которая стала бы отражением реальности. Подробнее о том, как в ДФО манипулируют статистикой — в материале EastRussia.
Эксперты «Восточного центра государственного планирования» (далее «Востокгосплан». — прим. ред.) объявили, что по итогам 2020 года в пяти регионах ДФО выросли объемы строительства жилья, а это, в свою очередь, приведет к росту численности населения. Речь шла о Забайкалье, Магаданской и Амурской областях, ЕАО и Бурятии.
«Объем строительных работ в Забайкальском крае по сравнению с прошлым годом вырос на 40,7%, в Магаданской области – на 19,5%, Амурская область – на 11,3%, Еврейской автономной области – на 8,3% и Республике Бурятия – на 6,9%», — уточняют аналитики.
Росстат возражает
По данным Росстата за последние три года, в Еврейской автономной области рост объемов строительства наблюдался в 2019 году — в регионе ввели 23,6 тыс. квадратных метров жилья. В 2018 году этот показатель составлял 19,5 тыс. Что касается прошедшего года (2020), в ЕАО сдали лишь 14,1 тыс. квадратных метров жилплощади, с учетом ИЖС — это на 40 процентов меньше. Денег у области нет даже на сохранение темпов строительства, не говоря уже о его наращивании: по данным межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье», региональному бюджету нужно 4 миллиарда федеральной помощи, чтобы к 2025 году добиться оптимальных показателей по выполнению программ национального проекта и построить еще 39 многоквартирных домов. В прошлом году в ЕАО строили чуть больше 6 тыс. квадратных метров в Облучье. Это 134 квартиры, которые хотят сдать в эксплуатацию в 2021-м, и они предназначены для переселения собственников аварийного фонда — в свободную продажу это жилье не пойдет.
В Амурской области кривая статистики аналогична: с 111,6 тыс. квадратных метров жилья в 2018 году она подскочила до планки в 176,2 тыс. в 2019-м. А в прошлом году произошло падение. На начало 2020-го в Приамурье строили около 155,7 тыс. «квадратов», но к наступлению 2021-го смогли сдать лишь 135 тыс. Часть строек перенесли на текущий год: свою роль в этом сыграла пандемия коронавируса, которая привела к нехватке рабочей силы. В Амурскую область не приехали китайские рабочие, и застройщикам пришлось сбавить темп.
Более-менее данные «Востокгосплана» соответствуют действительности в Магаданской области: там с 2018 по 2020 год сдали 4,3 тыс., 7,4 тыс. и 9 тыс. квадратных метров жилья соответственно. Но заявления экспертов о росте объемов строительства выглядят не такими впечатляющими после анализа цифр: на Колыме построили чуть больше, чем в нищей ЕАО. При этом территория Еврейской автономной области почти в 12 раз меньше Магаданской области, а ее население лишь на 18 тыс. больше.
В Бурятии, напротив, показатели, озвученные Росстатом, больше чем у «Востокгосплана» — статистика экспертов занижена на 12 процентов. В 2019 году в этом регионе ввели в эксплуатацию 230,6 тыс. квадратных метров жилья, а в 2020-м — 275,8 тыс., что дает прирост в 19 процентов. Что касается Забайкальского края, там объемы жилищного строительства в последние три года падают. В 2018 году сдали 210,1 тыс. квадратных метров, в 2019-м — уже 198,2 тыс., а в 2020-м — лишь 170,7 тыс. «квадратов». Падение составило почти 20 процентов.
В Хабаровском крае темпы строительства жилья снизились за три года с 290,78 тыс. квадратных метров до 223,1 тыс. В Приморье планка постепенно растет — 533,78 тыс. «квадратов» до 645,47 тыс. за это же время. Сахалин строит жилье по графику синусоиды: 389,17 тыс., 333,2 тыс. и 435,7 тыс. квадратных метров в течение трех лет. Похожая ситуация, с поправкой на цифры, сложилась на Камчатке и в Якутии. В Чукотском АО рост показателей строительства незначительный: с 880 квадратных метров в 2018 году регион дошел до 1,7 тыс. по итогам 2020-го. Таким образом, реальный рост, озвученный «Востокгоспланом», совпадает с официальной российской статистикой только по Магаданской области.
Эти нестыковки — не единственные в существующей картине строительства жилья на Дальнем Востоке. Ознакомиться с реальными данными по каждому из регионов ДФО практически невозможно: в открытом доступе отчетные цифры министерств строительства не удается найти. На запросы EastRussia не ответили из Магаданской области, Бурятии, Забайкалья, Якутии, Чукотки и ЕАО. В Хабаровском крае предоставили информацию за три года, но она не во всем соответствует данным Росстата. Так, в 2018 году, по сведениям краевого министерства строительства, ввод жилья составил 273,8 тыс. квадратных метров — федеральная статистика говорит о 290,78 тыс. В 2019 году местные застройщики сдали 294,5 тыс. квадратных метров по данным министерства строительства, и 282 тыс. — по отчетам Росстата. Цифра за 2020 год в Хабаровском крае завышена на 5,3 тыс. квадратных метров в сравнении с федеральной (228,4 тыс. «квадратов» против 223,1 тыс.).
В Приморском крае и на Сахалине, напротив, данные до тысячной доли совпадают с отчетами Росстата, как сделанные под копирку. В Амурской области по итогам 2020 года данные противоречивы: по сведениям Амурстата, в эксплуатацию сдали 135 тыс. квадратных метров жилья, а минстрой говорит о 155,7 тыс.
Сотые доли квадрата
О реальной обеспеченности жильем населения говорит и показатель строительства квадратных метров в соотношении с численностью граждан. В среднем по России по итогам 2020 года возводили 0,4 квадратных метра на человека. При этом около 94 процентов объема жилищного строительства аккумулировано в городах, а фактически — в 308 агломерациях. Еще 809 крупных населенных пунктов страны не прирастают квадратными метрами, а в них проживают 24 миллиона россиян — эти данные опубликовало Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК).
Не менее чем в половине регионов ДФО соотношение по строительству жилья к численности населения ниже, чем в среднем по России. Так, по итогам 2020 года в Забайкальском крае проживали 1 053 485 человек, и на каждого строилось лишь 0,16 квадратного метра жилья — в 2,5 раза меньше среднероссийского показателя. В Бурятии это 0,277 квадратных метра на гражданина, на Чукотке — 0,03 квадратного метра, в ЕАО — 0,09 квадратного метра. На Сахалине и Курилах приходится 0,89 «квадрата» новостройки на одного островитянина — это в 2,2 раза больше, чем в среднем по России и на 30 процентов больше, чем в 2019 году, но этот факт в списке «Востокгосплана», как ни странно, не фигурирует вообще.
В Амурской области в 2020 году построили 0,17 квадратного метра на человека, а в 2019-м — 0,22 метра. Падение реального показателя обеспеченности жильем почти на 30 процентов к прошлогоднему вуалируется ростом объемов строительства. Аналогичные вопросы возникают и к статистике других регионов.
Брошено, но нужно
Помимо явных нестыковок по показателям строительства нового жилья, остается подвешенным статус брошенных квартир — на Дальнем Востоке их предостаточно. Речь идет не о расселенном аварийном и ветхом фонде, который еще не успели ликвидировать, а о вполне пригодных для жилья помещениях в небольших городах и поселках. Часть уезжающих годами не могут продать свои квартиры — такая жилплощадь никому не нужна. Часть помещений поступает в маневренный фонд и переходит в распоряжение муниципалитетов, часть уничтожается. Но большая доля квадратных метров продолжает пустовать без дела, пока здание целиком не придет в негодность. Иногда речь идет о целых кварталах.
Заброшенные дома постепенно «съедают» жилое пространство, ликвидируя маленькие села. В Магаданской области так недавно перестал существовать поселок Атка. В Хабаровском крае количество пустующих домов растет, а «свободные» квадратные метры поступают под контроль районных администраций — власти региона такое жилье в статистике не учитывают. Целые кварталы брошенных квартир можно увидеть в Амурске: они появились еще в 90-х годах прошлого века, когда население города сократилось почти на 30 процентов. Сейчас таких зданий 14, и местная мэрия пытается замаскировать неприглядные фасады маскировочными принтованными панелями. Баннерные сетки прикрывают дом № 8 на Комсомольском проспекте и четыре дома на улице Строителей. Выглядит это симпатично, но красочная обертка не умаляет проблему: оставленные квартиры в Амурске по-прежнему висят на балансе города мертвым грузом. Заселять их нельзя, но и признать аварийными или непригодными не выходит. Комментировать патовую ситуацию в администрации города отказались.
Кроме того, ни в одном из субъектов ДФО региональные министерства строительства не отслеживают, сколько квадратных метров жилья в сданном доме застройщик реально выставляет на свободный рынок. В ежегодные отчеты поступают цифры, отражающие общую квадратуру здания. При этом несколько жилых помещений подрядчик может оставлять в своем резерве и не пускать в продажу. В официальной статистике это «урезание» никак не отражается и дает бонус к годовому показателю строительства — а значит, и пространство для возможных манипуляций статистикой.
«Министерство строительства не контролирует, как компания-застройщик распоряжается построенными квартирами, если они возводились не под условия заключенного контракта с нашим учреждением», — сообщил EastRussia представитель минстроя Хабаровского края.
Самой неоднозначной в этой истории остается формула расчета обеспечения жильем, о которой уже шла речь выше: объем сданных квадратных метров делится на численность населения региона. Миграция населения с Дальнего Востока ежегодно измеряется тысячами человек, и тут есть простор для жонглирования статистикой. Так, по данным Минвостокразвития, в 2019 году отток населения с ДФО суммарно составил 10,4 тысяч человек. Это так называемая иммиграционная убыль. По факту из макрорегиона уехали 285 165 дальневосточников. Как утверждает Росстат, только за полгода (январь-июль 2019) и один лишь Хабаровский край лишился больше 31 тысячи граждан. Забайкальский край за этот же период покинули чуть больше тысячи граждан, около 1 600 человек оставили Амурскую область. Даже с учетом прибывших в дальневосточные субъекты иностранцев, которые приезжают по трудовым квотам на время, а прибыло их в 2019-м 274 720 человек, картина сильно отличается от заявленной федеральным ведомством. В 2020 году миграция с Дальнего Востока сократилась из-за пандемии коронавируса, но с ослаблением эпидемиологических ограничений она ожидаемо будет нарастать.
Если предположить, что 10,4 тыс. дальневосточников, которые покинули федеральный округ в 2019 году — это семьи из трех человек, у каждой из которых была в собственности квартира площадью около 50 квадратных метров, то уехавшие оставили в регионах ДФО 3466 квартир. Общая площадь этого жилья составит 173 тысячи квадратных метров, которые появятся на рынках недвижимости Дальнего Востока как доступные для населения. Это около 15,7 тысячи квадратных метров для каждого из 11 регионов. Кроме того, даже если ежегодно в условной Амурской области будут строить 100 тысяч «квадратов», этот объем будут распределять на постоянно уменьшающуюся численность населения. Аналогичная ситуация складывается в каждом из субъектов Дальнего Востока: люди уезжают, не обращая внимания на рост или падения темпов строительства.
Таким образом, даже при одинаковых темпах строительства жилья показатель обеспеченности квадратными метрами на Дальнем Востоке в целом и в каждом из регионов может расти каждые 12 месяцев. Для этого дальневосточникам, судя по всему, необходимо всего лишь продолжать покидать родную землю: чем меньше жителей в регионе, тем больше квадратных метров на них приходится, по законам обратной математической пропорции.
Хризотиловый асбест широко используется в мировой промышленности благодаря уникальным свойствам. Россия занимает лидирующие позиции по добыче и экспорту хризотила, поставляя его в развивающиеся страны. В то же время в Европе, США и Канаде асбест запрещен из-за его ассоциации с заболеваниями. Однако большинство опасений относится к амфиболовому асбесту, который отличается от хризотилового безопасностью при контролируемом применении.
В 2024 году было опубликовано исследование «Хризотил-асбест: современное состояние и перспективы развития в горно-обогатительной промышленности», согласно которому Россия называется ключевым поставщиком хризотилового асбеста в мире. Шутка ли — на долю отечественной промышленности пришлось 47% мирового экспорта в 2023 году. Многолетняя динамика показывает, что и текущий год сохранит лидерские позиции России на мировом рынке хризотила.
Ключевыми потребителями волокна являются Индия, Китай, Индонезия, другие страны Юго-Восточной Азии и государства Ближнего Зарубежья. Хризотил используют для производства более 300 видов продукции, в том числе доступных кровельных материалов (шифера), труб, фасадных плит, сайдинга, тепло- и электроизоляционных материалов для строительства зданий, машиностроения и обеспечения пожарной безопасности. Он обладает исключительным набором полезных свойств: выдерживает нагрев до 1 500°С, не плавится, не выделяет вредные пары при нагреве, при этом обладая высокой прочностью. Развитая промышленная добыча хризотила позволяет выпускать на его основе товары для массового потребления, доступные для развивающихся регионов мира.
Вместе с активным использованием хризотила в растущих экономиках развивается и кампания по его «отмене». За последние десятилетия ряд международных организаций неоднократно поднимал вопрос о запрете хризотилового асбеста на всей планете, пока, впрочем, безрезультатно. В странах Евросоюза, США и Канаде хризотил запрещен. Вместо хризотилового волокна производства этих стран активно предлагают синтетические волокна, впрочем, уступающие хризотилу по количеству полезных свойств.
Корни конфликта лежат в недавней промышленной истории человечества. Вплоть до второй половины XX века асбест использовался по всей планете чрезвычайно интенсивно — уникальные свойства прочно обеспечили ему мантию «короля изоляций». Кровля для жилых домов, корабли, защитное снаряжение для пожарных, металлургов и военных, а также многое другое делали с применением асбеста. Затем, к концу века началось массовое движение против использования асбеста в странах будущего ЕС — его связывали с возникновением тяжелых заболеваний, в том числе онкологии. Правда, протестовали тогда против амфиболового асбеста.
Дело в том, что разные виды асбеста чрезвычайно сильно отличаются по степени воздействия на человеческий организм. Амфиболовый асбест (крокидолит, амозит, тремолит и др.) представляет собой сложный гидросиликат с молекулой железа в составе. Он обладает устойчивостью к кислотам, что не позволяет организму человека избавиться от амфиболового волокна, если оно в него попадет. К примеру, клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, используют именно кислоту для выведения посторонних предметов. В результате амфиболы могут спровоцировать тяжелые заболевания, в том числе онкологию. А вот хризотиловое волокно не обладает устойчивостью к кислоте. Оно представляет собой гидросиликат магния, который выводится из организма за короткий промежуток времени.
В итоге словом «асбест» называется два разных по характеру воздействия на человека минеральных волокна. Если провести аналогию, то также можно было бы требовать контактировать с алюминием в средствах индивидуальной защиты, потому что это «металл», такой же, как ртуть. Последняя же вредна для человека? Значит, и все остальные металлы — тоже. Наконец, смородина и арбуз оба являются ягодами, так что и продавать их надо в лукошках. В современных правовых реалиях слово «асбест» имеет смысл только вместе с определением — «хризотиловый» он, или «амфиболовый».
Европа широко использовала амфиболовый асбест, месторождения которого есть на севере региона, а также в бывших колониях в Африке. Как показывает исследование «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе», проведенное в 2006 году, в странах Запада асбестообусловленные заболевания являются заметной проблемой. В то же самое время государства социалистического блока не демонстрируют негативной статистики заболеваемости — на территории СССР добывали хризотиловый асбест. Можно сказать, что России просто повезло, поскольку у нас исторически только хризотил использовался для производства продуктов массового потребления.
В итоге, Европа встала перед нетривиальным выбором. Запрет амфиболов освободил нишу, в которую легко мог проникнуть хризотил «с Востока». Доступность российского минерала делала его чрезвычайно выгодным решением, и потому вместо честной конкурентной борьбы Запад принял решение развязать кампанию по очернению всех видов асбеста. Имея в своем распоряжении авторитетные международные организации и другие рычаги влияния, ЕС по сей день агитирует за запрет хризотила. На смену ему, естественно, должны прийти синтетические волокна европейского производства.
Впрочем, как показывает практика, далеко не все страны готовы идти на поводу у обещаний. Существующие научные исследования убедительно доказали, что хризотиловое волокно является безопасным при контролируемом использовании. Практика же промышленного применения показывает, что хризотиловая продукция позволяет реализовывать большие инфраструктурные проекты, строить массовое жилье и, в целом, решать масштабные задачи.
Заседание Дальневосточного бассейнового научно-промыслового совета с участием главы Росрыболовства Ильи Шестакова состоялось во Владивостоке 28 ноября. Участники обсудили проблемы путины 2024 года, которая стала самой неудачной за последние 20 лет.
Беспокоит экспертов и ситуация с добычей трески – эффективность промысла в Беринговоморской зоне снижается вместе с биомассой. На этом фоне научное сообщество предложило радикальные меры по ограничению объёмов вылова.
Итоги путины в 2024 году оказались значительно ниже прогнозных ожиданий, подчеркнул Илья Шестаков, предваряя заседание. Так, вылов тихоокеанских лососей составил около 235 тысяч тонн и это на 27% ниже прогнозной оценки. Росрыболовство поручило разобраться в причинах несоответствия.
Прогноз по лососёвым был на уровне 320 тысяч тонн, сообщил в своём докладе директор государственного научного центра ВНИРО Кирилл Колончин.
Отраслевая наука сформировала региональные стратегии промысла лосося, которые были всесторонне рассмотрены в дальневосточных регионах. Учёные исследовали около 2 млн километров акватории в рамках научного сопровождения путины. Съёмки выполнялись силами 43 специалистов с научных бортов.
Однако расчёты не подтвердились. Прогнозы по кете не оправдались ни в одном из промысловых районов Камчатского края, где выловлено 130,76 тыс. тонн лососевых. А в Сахалинской области добыча стала наименьшей с 2001 года. Всего сахалинские рыбаки выловили 53,58 тыс. тонн.
В Хабаровском крае объём добычи тихоокеанских лососей превысил показатели предыдущих пяти лет и составил 39,99 тыс. тонн. Тем не менее, ни по одному из объектов промысла региональный вылов не достиг прогнозных величин.
В Магаданской области в 2024 году добыли около 9 тысяч тонн лососевых. Это исторический максимум для региона. Но на общую статистику он повлиял мало.
Второй год подряд не оправдались прогнозы вылова в Чукотском автономном округе, где выловлено 0,308 тонн лососевых. Из них 60 тонн кеты и 5 тонн горбуши.
Одной из причин провальной пути докладчик назвал потепление климата.
«Среднемесячная и среднегодовая температуры достигают рекордных значений. Ожидается, что 2024 год станет самым теплым за весь период. Прирост температуры в Арктике составил 2,3 градуса, что повлияло на снижение площади морского льда на 42 процента. Изменение гидрологического режима нерестовых рек спровоцировало специфические факторы, снижающие выживаемость поколений лососей – дождевой паводок и раннее и мощное весеннее половодье, с которым связан миграция молоди», — сообщил Кирилл Колончин.
К примеру, на выживаемость чукотских лососей, вернувшихся на нерест в 2024 году, негативное влияние оказали дождевые паводки в период нереста родительского стада.
По словам докладчика, региональная перестройка климата – это главная причина деградации кеты и горбуши в Чукотском автономном округе.
Из-за изменений гидрологического режима рек снизились уловы тихоокеанских лососей в арктических промысловых районах Аляски. В 2024 году здесь суммарно добыли 9 тонн кеты и 3 тонны горбуши – 1 и 4 процента от прогнозных ожиданий.
Потепления климата привело к тому, что перегрев поверхности океана охватил более половины нагульных акваторий камчатской горбуши и практически всю нагульную акваторию сахалинской и прочих стад горбуши. При этом вопреки ожиданиям современное потепление происходит не за счет расширения перегретых вод в восточной части Северной Пацифики, а наоборот, вследствие их притока из юго-западной части Тихого океана.
«В целом, лососевая путина этого года подтвердила тренд на снижение запасов тихоокеанских лососей, а также показала необходимость усиления региональных стратегий и работы для предупреждения негативных изменений в сроках и динамике миграции лосося», — заключил докладчик.
В то же время у регионов возникают вопросы к регулированию промысла.
«В Сахалинской области общий вылов составил 63 процента от прогнозного, при этом в период путины возникали определенные сложности регулирования промысла, связанные с поступлением рекомендаций по добыче без научных обоснований, — рассказал заместитель министра по рыболовству Сахалинской области Тимофей Чайкин. — Из-за этого приходилось тратить больше времени на решение спорных моментов, что повлияло на оперативность промысла и в последующем стало основанием для предъявления исков рыбопромышленников к органам власти».
Тимофей Чайкин попросил Илью Шестакова дать поручение проанализировать итоги комиссии по регулированию анадромных видов рыб, чтобы в 2025 году таких недопониманий не возникало.
Ассоциация рыбопромышленников Чукотского автономного округа заявила о проблеме браконьерства и нехватке инспекторов Рыбоохраны на территории региона.
«Часто это люди, не знающие местности, не имеющие оружия, чтобы защитить себя. Мы полагаем, что есть смысл создать специальный центр компетенций для подготовки таких инспекторов, которые едут в другой регион», — обратился к Илье Шестакову представитель ассоциации.
На это глава ведомства отметил, что решить проблему будет сложно.
«Если необходимо оружие, надо будет рассмотреть этот вопрос. Что касается количества инспекторов Рыбоохраны, хочу проинформировать, что в следующем году ожидается снижение численности (…) еще на 10 процентов, поэтому количество инспекторов по любому сократится. Мы и так отрываем их от центральных регионов, чтобы отправить на путину», —прокомментировал Илья Шестаков.
Заседание продолжило обсуждение охотоморской минтаевой путины. В целом, отраслевое сообщество позитивно оценивает ситуацию. Хотя численность минтая в Охотском море снижается, это не должно вызвать критических последствий, так как появилось поколение 2021 года, которое в 2026-0227 году вступит в промзапас и поддержит выбывающее поколение старшей возрастной группы.
Единственное, что беспокоит ученых, это увеличение доли перелова. Если в прошлом году средневзвешенный перелов минтая составил 16%, то в 2024 году достиг 20%. Тем не менее, к нарушениям правил рыболовства это отношения не имеет.
Хуже обстоит ситуация с выловом тихоокеанской трески. Первичная оценка биомассы этого объекта промысла в 2024 году составила 111-113 тыс. тонн. Показатель низкий для последних десятилетий.
В 2023-2024 гг. в восточной части Берингова моря биомасса трески уменьшилась с 620 до 501 тыс. тонн. Снизились запасы и в западной части.
«Ожидать, что в ближайшее время мы получим запасы, которые позволят обеспечить вылов более 100 тысяч тонн, не приходится. Но говорить об удержании величины запаса на каком-то стабильном уровне можно вполне», — отметил руководитель Тихоокеанского филиала ВНИРО (ТИНРО) Алексей Байталюк.
Снижение численности тихоокеанской трески связано с изменчивостью акватории холодных лаврентийских водных масс, которые ограничивают распространение скоплений биоресурсов из восточной части Берингова моря. Также влияет на промысел неустойчивость запаса локальных группировок в западной части.
Чтобы сохранить биоресурсы, научное сообщество выдвинуло радикальные предложения. Это установление в 2025 году полного запрета на добычу трески донным тралом, снюрреводом и донным ярусом в январе-марте — в период формирования преднерестовых и нерестовых скоплений.
«Главная наша цель — сохранить нерестилища, чтобы никоим образом не нарушалась жизнедеятельность личинок», — акцентировал докладчик.
Ещё одно предложение — установить в 2025 году запрет на рыболовство всеми орудиями с 1 января по 15 апреля в локальных районах Берингова моря, а именно на нерестилищах. При этом Алексей Байталюк отметил, что соблюсти ограничения по локальным участкам крайне сложно из-за проблем с их администрированием. Соответственно, самыми эффективными могут стать максимально жёсткие меры — никакого вылова, спецвылова и прилова.
Инициатива вызвала широкий резонанс среди рыбопромышленников. Директор рыболовецкого колхоза «Восток-1» Александр Сайфулин озвучил свою позицию по данному вопросу.
«Наше предприятие специализируется на глубоководном промысле макруруса, в частности, в Беринговом море. Считаю, что полное ограничение ярусного лова — это избыточная мера, потому что макрурус никак не пересекается с треской. Эти виды обитают на разных глубинах и сосредоточены в разных районах промысла. Наше предложение — ограничить ярусный промысел именно в отношении трески», — обозначил он.
Многие коллеги поддержали Александра Сайфулина. Не стоит запрещать ярусный промысел объектов, которые никак не относятся к нерестилищам трески, считают отраслевики. Это, к примеру, может ударить по добыче камбалы и минтая в Камчатском крае, которые так же обитают на глубине до 100 метров.
«Касательно трески — услышал позицию. Она имеет место быть. Посмотрим, возможно ли сделать это через приказ — проконтролировать вылов на локальных участках», — прокомментировал Илья Шестаков.
Ввести ограничения так же предлагают в отношении сельди. Ученые выступили за то, чтобы с 1 июня по 30 сентября 2025 года запретить промышленное рыболовство сельди тихоокеанской всеми орудиями и способами в Западно-Беринговоморской зоне. Все предложения рассмотрят на следующем заседании совета.
При этом в общероссийских масштабах объём добычи по итогам 2024 года прогнозируется на уровне 5 млн тонн. По словам Ильи Шестакова, за последние 6 лет это среднегодовой показатель. Даже неудачная лососевая путина не повлияла на него кардинально. Выловленных объёмов хватит и для внутреннего, и для внешнего рынка.
Одной из основных проблем угольной отрасли остается дефицит провозных мощностей железнодорожной транспортной инфраструктуры, ограничивающий возможности экспорта. Также угольные компании сталкиваются со снижением мировых рыночных цен и ростом железнодорожных тарифов. Тем не менее на Дальнем Востоке растет объем угледобычи, а также завершен проект по строительству частной железнодорожной ветки для вывоза угля на экспорт из Якутии. Реализуются меры по развитию газопроводной инфраструктуры в целях достижения плановых показателей поставок газа в Китай. При этом сокращается производство СПГ на Сахалине.
На Дальнем Востоке отмечается рост объемов добычи угля. В Якутии за три квартала текущего года произведено 35,8 млн тонн угля, что на 32% больше результата за аналогичный период прошлого года. В республике добыто 31 млн тонн коксующегося угля и 4,5 млн тонн энергетического. Прирост в основном обеспечила компания «Эльга» (Эльгинское месторождение). В целях обеспечения экспорта растущих объемов компания в ноябре завершила строительство Тихоокеанской железной дороги, связывающей месторождение с терминалом «Порт Эльга» на побережье Охотского моря.
Также добычу в Якутии вели компании «Колмар» (ГОК «Денисовский», ГОК «Инаглинский»), АО ХК «Якутуголь» (ПАО «Мечел», разрезы «Нерюнгринский», «Кангаласский», «Джебарики-Хая») и «АнтрацитИнвестПроект» (Сыллахское месторождение). Отгрузка на ДВЖД с Эльгинского месторождения за три квартала составила 13,4 млн тонн, с Сыллахского месторождения («АнтрацитИнвестПроект») – 860 тыс. тонн.
В Амурской области в январе-сентябре 2024 г. добыча угля увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода 2023 г., достигнув 3,388 млн тонн. Около 98% от общего объема производства обеспечили «Огоджинская угольная компания» (компания «Эльга») и АО «Амурский уголь» (холдинг «Русский уголь»). Огоджинское месторождение (Селемджинский район) на сегодняшний день является основным источником добычи каменного угля в Приамурье. За январь-сентябрь на Огодже получено 1,195 млн тонн, что на 10,47% превзошло результат за аналогичный период прошлого года. План добычи на 2024 г. составляет в 2,4 млн тонн.
АО «Амурский уголь» на Ерковецком разрезе (Октябрьский район) произвело за девять месяцев 1,709 млн тонн бурого угля, что на 16,8% больше, чем за аналогичный период годом ранее. На Северо-Восточном разрезе «Амурский уголь» получил 433,2 тыс. тонн бурого угля, увеличив результат на 29,3%. Еще 50 тыс. тонн бурого угля в регионе за отчетный период обеспечили ООО «Альянс» на Архаро-Богучанском месторождении и ООО «ДальВостокУголь» на Райчихинском месторождении.
В Чукотском АО ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal[1]) в январе-сентябре 2024 г. произвело 1,272 млн тонн каменного угля на Фандюшкинском месторождении (Анадырский район), нарастив результат на 11,5% относительно аналогичного периода 2023 г. Напротив, добыча бурого угля на Чукотке (АО «Шахта Угольная») в январе-сентябре снизилась в два раза, до 57,2 тыс. тонн (на Анадырском месторождении).
Также рост добычи угля фиксируется в Хабаровском крае. АО «Ургалуголь» (АО «СУЭК») по результатам января-сентября 2024 г. произвело 7,4 млн тонн твердого топлива на Ургальском месторождении (Верхнебуреинский район), что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам текущего года недропользователь планирует обеспечить производство более 10 млн тонн угля.
Снижение объемов угледобычи отмечается в Магаданской области. В регионе в январе-сентябре 2024 г. было добыто 223,9 тыс. тонн угля, что на 16% ниже, чем за аналогичный период 2023 г. Добычу каменного угля на Колыме осуществляют ООО «Северовостокуголь» (Верхне-Аркагалинское месторождение) и ООО «Северо-Восточная угольная компания» (Булурская угленосная площадь). Каменный уголь данных месторождений поставляется преимущественно на экспорт, в то время как для внутреннего потребления области в основном используется уголь, поставляемый из других регионов (в первую очередь, с Кузбасса).
Тем не менее на сегодняшний день угледобывающая отрасль испытывает проблемы, связанные с транспортными ограничениями экспорта, ростом железнодорожных тарифов и снижением мировых цен. По итогам десяти месяцев текущего года перевалка угля в морских портах Дальнего Востока сократилась на 2,1%, до 92,2 млн тонн. Однако в октябре отгрузки из дальневосточных портов выросли на 9% относительно октября прошлого года (и на 13% относительно сентября текущего года), до 10,4 млн тонн. Основной объем был направлен в Китай, поскольку после снижения в третьем квартале, в октябре экспорт угля в КНР вырос на 8% к сентябрю текущего года и на 21% к октябрю 2023 г., составив 9,4 млн тонн, в связи с сезонным увеличением потребления.
По итогам десяти месяцев текущего года экспорт угля из России составил 164 млн тонн, что на 9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, в КНР за данный период было поставлено 43,9 млн тонн, в Японию, Южную Корею и на Тайвань в совокупности - 23,23 млн тонн, в Индию – 8,2 млн тонн. На фоне повышения с 1 декабря 2024 г. на 13,8% тарифа на железнодорожные перевозки и последующего вероятного роста стоимости угля может продолжиться сокращение российских экспортных поставок в КНР и Индию[2]. Спад наблюдается уже в настоящее время – по итогам января-июля 2024 г. экспорт энергетического и коксующегося угля из РФ в Китай сократился на 10% относительно аналогичного периода 2024 г., до 54,4 млн тонн (в денежном отношении экспорт снизился в 1,7 раз, до 5,5 млрд долларов). Экспорт угля в Индию в январе-сентябре 2024 г. сократился на 26% по сравнению с январем-сентябрем 2023 г., составив 6,1 млн тонн.
Ожидается, что в предстоящем году будет несколько снижено влияние транспортных ограничений на поставки угля по железной дороге благодаря открытию Тихоокеанской железной дороги компании «Эльгауголь» А.Авдоляна и А.Исаева. Частная железнодорожная ветка направлена на вывоз из Якутии угля Эльгинского месторождения и поставок до терминала «Порт Эльга» в Хабаровском крае. На первом этапе пропускная способность Тихоокеанской железной дороги составит 30 млн тонн в год. Второй этап планируется ввести в первом квартале 2027 г., увеличив пропускную способность до 50 млн тонн в год.
Грузооборот угольного терминала «Порт Эльга» после запуска в 2025 г. должен составить 14 млн тонн. На втором этапе, который предполагается реализовать в первом квартале 2026 г., грузооборот должен вырасти до 30 млн тонн ежегодно, а третий этап предполагает увеличение грузооборота до 50 млн тонн в первом квартале 2027 г. Железная дорога и порт были включены в состав ТОР «Хабаровск» в начале октября текущего года.
Первый состав с углем в тестовом режиме прошел по Тихоокеанской железной дороге 14 ноября. За первый рейс перевезено 20 полувагонов и два вагона. Протяженность пути составила 531 км (в т.ч. 500 км – по территории Хабаровского края). К концу ноября укладка железнодорожного полотна завершилась на всем протяжении Тихоокеанской железной дороги, построены все 19 станций и разъездов.
Ввод объекта в эксплуатацию намечен на первый квартал 2025 г. Стоимость строительства составила около 146 млрд рублей, в том числе крупный кредит предоставил Газпромбанк. Терминал «Порт «Эльга» принял первый балкер «Омолон» 14 ноября. Перевалку угля планируется начать до конца текущего года. На терминале к настоящему времени готовы причалы №1 и №2, готовность причала №3 превысила 35%, готовность причала №4 – 20%.
Стоит отметить, что в октябре правительство РФ отменило курсовую пошлину на бурый уголь – при условии, если цена превышает 63 доллара за тонну. Действие нулевых экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит продлено до 30 ноября текущего года. При этом убытки российских угольных компаний в январе-июле 2024 г. оцениваются в 3,1 млрд рублей, тогда как за аналогичный период 2023 г. была получена прибыль в размере 316,1 млрд рублей. На рынке наблюдается сокращение доли прибыльных компаний отрасли – с 63,1% до 48,3%.
Угольные компании также обеспокоены планами по отмене квот по вывозу угля на восток для регионов[3]. Осенью ОАО «РЖД» предложило отменить в 2025 г. квоты на вывоз угля почти для всех наделенных ими регионов, сделав исключение только для Кузбасса, но при условии вывоза в рамках квоты и других грузов, с более высокой добавленной стоимостью.
Правительство в целом поддержало идею «РЖД». Вице-премьер В.Савельев в ноябре поручил правительству предусмотреть на 2025 г. квоту в 55,3 млн тонн для Кемеровской области на вывоз в восточном направлении всех грузов[4]. Таким, образом кузбасская квота будет включать не только уголь. Помимо угля «РЖД» рассчитывает вывезти в рамках квоты порядка 15 млн тонн высокотехнологичной продукции.
Тем временем Минтранс выступает за предоставление квоты Новосибирской области[5], но только компании «Сибантрацит», в то время как в Кузбассе предоставляемой квотой могут воспользоваться все производители угля. В Минтрансе также одобряют отмену квот для остальных регионов и дополнение угольной квоты Кемеровской области другой продукцией.
Однако на необходимости сохранения квот для всех регионов-держателей в правительстве настаивает Минэнерго, возглавляемое бывшим губернатором Кемеровской области С.Цивилевым (его семье подконтролен угледобывающий «Колмар»). Бурятия, Якутия, Иркутская область, Хакасия и Тува в соответствии с планами правительства, должны в 2025 г. сохранить возможность вывоза объема угля, не превышающего квоты текущего года, при этом соглашения предполагается заключать с конкретными предприятиями, а не регионами.
По итогам девяти месяцев 2024 г. по квотам перевезено 74,1 млн тонн угля. Общий размер квоты 2024 г. для шести регионов составляет 100 млн тонн угля. В том числе из Якутии в январе-сентябре текущего года в восточном направлении было перевезено 19,5 млн тонн угля (+1% к плану, квота на 2024 г. – 26,3 млн тонн), из Бурятии – 6,7 млн тонн (+1% к плану, квота на 2024 г. – 8,5 млн тонн), из Иркутской области – 2,6 млн тонн (+4% к плану, квота на 2024 г. – 3,3 млн тонн). В Минэкономразвития полагают, что предоставление квот на вывоз угля отдельным регионам несет угрозу финансовой устойчивости «РЖД» и препятствует развитию несырьевого экспорта в восточном направлении.
В сфере добычи углеводородов «Газпром» рассчитывает увеличивать поставки газа в Китай. В ноябре Главгосэкспертиза РФ одобрила ПАО «Газпром» увеличение мощности магистрального газопровода «Сила Сибири» до проектных 38 млрд куб. м в год за счет строительства вторых компрессорных цехов на всех восьми компрессорных станциях, работающих в системе газопровода, а также второй нитки газопровода. Протяженность «Силы Сибири» составляет 3 тыс. км, его ресурсной базой являются Чаяндинское (Якутия) и Ковыктинское (Иркутская область) месторождения. В 2023 г. по газопроводу в КНР было поставлено 22,7 млрд куб. м газа. Проектной мощности поставки должны достигнуть в 2025 г.
Также Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение «Газпрому» на строительство второго участка газопровода в рамках обустройства дальневосточного маршрута поставок газа. Он предполагает строительство газопровода-отвода от магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» - от газоизмерительной станции (ГИС) до государственной границы. Работы будут проводиться в Лесозаводском городском округе Приморского края. Ранее компания получила одобрение по первому этапу проекта – участку газопровода-отвода от трубы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» до ГИС.
По дальневосточному маршруту предполагается поставлять до 10 млрд куб. м газа в год с месторождений на сахалинском шельфе (проект «Сахалин-3», включающий Киринское, Южно-Киринское и Мыгинское месторождения). Начало поставок газа в КНР по данному маршруту намечено на 2027 г. В октябре текущего года «Газпром» подписал с китайской нефтегазовой корпорацией СNPC координационное соглашение о поставках по дальневосточному маршруту.
Тем временем добыча газа в рамках сахалинских проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» пока не восстановилась. На проекте «Сахалин-1» добыча в январе-сентябре 2024 г. составила 6,96 млрд куб. м, что соответствует уровню добычи за аналогичный период 2023 г. В сентябре добыча сократилась на 6,4% относительно сентября прошлого года, составив 660 млн куб. м. В рамках проекта «Сахалин-2» за девять месяцев текущего года производство газа снизилось на 4,5% относительно аналогичного периода 2023 г., до 11,46 млрд куб. м. В сентябре сокращение составило 5,5% относительно аналогичного месяца прошлого года, до 1,35 млрд куб. м.
Экспорт СПГ с завода проекта «Сахалин-2» также снижается – по итогам января-октября 2024 г. отгрузки СПГ снизились на 4% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,86 млн тонн. В октябре снижение экспорта составило 6,8% к октябрю прошлого года, до 893 тыс. тонн. Поставки СПГ из России в Китай в текущем году росли за счет отгрузок с проекта «Ямал СПГ» компании «НОВАТЭК» в Ямало-Ненецком АО.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В апреле текущего года компания Tigers Realm Coal заключила юридически обязывающее соглашение о продаже своих чукотских активов (компании «Берингпромуголь», управляющей компании «Берингугольинвест» и геологоразведочной «Северной Тихоокеанской угольной компании») с компанией «АПМ-инвест» М.Бузука. Сделку должны еще одобрить акционеры TIG, ФАС и президент РФ.
[2] В настоящее время для Республики Корея российский энергетический уголь 6000 ккал с погрузкой в декабре предлагается по цене 116-125 долларов за тонну. Цены на уголь 5500 ккал для Китая составляют 106-107 долларов за тонну. Стоимость угля 6000 ккал для поставок в Индию – 110 долларов за тонну.
[3] Объемы в рамках квот перевозятся в приоритетном порядке – в рамках третьей очереди временных правил определения очередности.
[4] Квота Кузбасса в 2024 г. составила 54,1 млн тонн. Правительство региона предлагало увеличить квоту в 2025 г. до 68 млн тонн.
[5] В июле текущего года власти Новосибирской области запрашивали квоту в размере 10 млн тонн угля в восточном направлении и 20 млн тонн в северо-западном.