Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Export of the Khabarovsk Territory is not only timber and fish

What is the export of the Khabarovsk Territory in 2021, what is its export potential and how the authorities support exporters - the Ministry of Economic Development of the Territory told about this.

In 2021, over 9 months, the region's foreign trade turnover showed significant growth - 42,9% compared to the previous period and amounted to $ 2,7 billion, including exports increased by 41,5% and amounted to $ 1,9 billion. Non-resource non-energy exports of the region grew by 31,8% and amounted to USD 1,2 billion.

Export of the Khabarovsk Territory is not only timber and fish
Photo: Press Service of the Government of Khabarovsk Territory

The economy of the Khabarovsk Territory is historically oriented towards foreign markets. The region exports products of aircraft and shipbuilding, power engineering, oil refining, ferrous and precious metals, pharmaceuticals, food products, forestry and fish industries, as well as IT services, cartoons, transport and tourism services and much more.

The main positions of regional exports for 9 months of 2021 (diagram):


In 2021, over 9 months, the region's foreign trade turnover showed significant growth - 42,9% compared to the previous period and amounted to $ 2,7 billion, including exports increased by 41,5% and amounted to $ 1,9 billion. Non-resource non-energy exports of the region grew by 31,8% and amounted to USD 1,2 billion.

The export products of the Khabarovsk Territory are in demand abroad, and above all among the closest neighbors - in the countries of North-East Asia. The main trade partners of the region are the PRC, the Republic of Korea, Kazakhstan, the Philippines, and Japan. Nevertheless, we are looking for opportunities to promote the products of regional enterprises to new markets. So, in 2021, timber processing products of regional companies entered the markets of the EU countries: Germany, Belgium, France. In general, the geography of export deliveries of the Khabarovsk Territory includes about 100 countries of the world and is constantly expanding.

Chart: export partner countries of the Khabarovsk Territory for 9 months of 2021:


What are the most actively developing directions in the export of the region? Let us consider the export potential of the region by the main sectors of export development in the context of medium and small enterprises.

The Dalenergomash Group supplies machine-building products to foreign markets. The company specializes in the production and maintenance of compressor and power equipment, the production of handling and cleaning equipment for various industries. The company supplies manufactured products to India, Poland, Kazakhstan, Egypt, Vietnam, Uzbekistan, Bulgaria, Ukraine.

The Dalkhimpharm plant is the only Far Eastern exporter and manufacturer of pharmaceuticals. Dalkhimpharm is the only large manufacturer of pharmaceuticals in the Far East and is in the TOP-40 of the leading pharmaceutical industries in Russia. Today the enterprise produces more than 160 types of medicinal products, continues to increase the volume of industrial production. In the context of a pandemic, Dalkhimpharma products are in consistently high demand in the markets of the USA, Japan, Mongolia, Latvia, Kazakhstan, Turkmenistan, Tajikistan, Uzbekistan, and Kyrgyzstan. At the end of 2020, the volume of exports of the enterprise amounted to about 2,7 million US dollars and exceeded the indicators of 2019 by 2,2 times. The trends continued in 2021. Dalkhimpharm is interested in maintaining and developing export activities. To expand sales markets, work is underway to register and promote drugs in the CIS countries.

The products of the region's fishery complex are in high demand among our foreign partners.

The main exporters are medium-sized companies such as Sigma Marine Technology, Sofko and Tralflot, Far East Coast, Sever. For export are supplied: frozen fish - pollock, Pacific herring, cod, mackerel, salmon, ivashi sardines - as well as fillets, minced meat and seafood.

A promising direction for increasing the volume of non-resource non-energy exports is to increase the output under export contracts of products of deep processing of wood: veneer, pellets, OSB boards, glued sawn timber.

Such projects are being implemented in the region by the companies "RFP Group", "New Forest Pro", "Vostochnaya Torgovaya Kompaniya", "Rimbunan Hijau" and "Rustrans DV". Key sales markets are China, Japan and the Republic of Korea. Work is underway to increase exports to the markets of European countries: Germany, Belgium, France.

Small companies in the region are interested in increasing export supplies of agricultural and food products. Here we can note a number of manufacturers who have already accumulated good export experience and have achievements in this direction: the companies "Vetli - Vostok", "Zolotoy Yug", "Forest Products", "DPTK", individual entrepreneurs Amirkhanov Ilya Ilgizovich and Petrenko Natalya Valerievna. The companies have successful histories of supplying biscuits, confectionery, honey, ice cream, syrups and algae supplements to the Asian markets.

Also, work is underway to promote our fashion products and goods for the beauty industry to foreign markets. Small companies of the region enter the markets of Europe and America with evening dresses and products for beauty salons. Success is ensured by working on electronic trading platforms.

As of today, 73 companies have already been brought to the ETP by the regional export center. The boom came in the pandemic year 2020 - 36 companies interested in online exports. We are working with global and industry platforms such as Etsy, Alibaba, Ebay, All.biz, Fordaq.

Export deliveries are carried out from Etsy sites - arts and crafts (cutting boards, gift sets, leather goods), clothing, food (tea); Alibaba - products of the fashion industry and the beauty industry (stickers for nails), PVC cling film, softwood lumber to Europe, food products (drinks), seafood supplements; All.biz - seafood supplements.

We see the potential for increasing exports in the promotion of the service sector to foreign markets, among which the most promising areas can be identified:

- tourism

- medical services,

- information and telecommunication services and audiovisual products,

- export of educational services.

Despite the current lockdowns, work is underway to prepare our tourism and hospitality industry to receive foreign guests.

There are about 150 tourist routes, 237 hotels, over 1,0 thousand cafes and restaurants in the region. Tourists are offered a full range of excursion services and tours from sightseeing in large urban agglomerations to exclusive ones on Shantara for watching bowhead whales. After the opening of borders and the resumption of international tourism, everyone will be able to enjoy the beauty of the Far Eastern nature.

The pandemic did not affect the dynamics of the export development of the creative industries. On the contrary, this sphere adapts well to "remote" and lockdowns. Here, the full cycle of an export transaction from production to sale and payment can be carried out remotely, so to speak, "from home".

Since 2018, the Khabarovsk animation studio "Mechtalёt" has been operating in the Khabarovsk Territory. Specialists from the Republic of Korea, Moldova, Moscow, Kazan participate in the creation of animated films. The company's portfolio includes animated films for the games "Children of Asia", an animated video about the city of Khabarovsk, as well as animated series "Dream" and "Back to Back".

In Russia, the animated film "Back to Back" can be viewed in 9 online cinemas (IVI, OKKO, "Kinopoisk", "MEGOGO", "TVZAVR", "TWIGL", "Megafon-TV", "Yota-TV", "Mail -TV "), on 2 television channels (Multilandia and ANI), in the Mult applications and on Aeroflot and Air Astana aircraft. The audience coverage is about 5 million people.

In 2021, the distribution of the cartoon "Back to Back" began in China. Within three years, it should appear on 50 sites. Negotiations are underway with Kazakhstan, Cambodia, Singapore and Indonesia.

In addition to the export of IT industry products, under the current restrictions, it is possible to export education services remotely. Foreign students can study at Russian educational institutions online. The Khabarovsk Territory occupies a leading position as a scientific and educational center, holding for many years the first place in terms of the level and quality of education in the Far East. Taking into account the geographical location, territorial proximity to Asian countries, special attention is paid to attracting foreign students. The active development of online education programs in foreign languages ​​is underway. For example, at PNU in 2020, 130 programs (including in English and Chinese) were implemented online and remotely, by 2030 the number of such programs should increase to 150.

On the initiative of the Governor of the Khabarovsk Territory, Mikhail Degtyarev, an interuniversity campus is planned in the Territory, which will include engineering, medico-chemical-biological, information and many other buildings, the most modern laboratories, educational research complex "Sphere".

Today, students from more than 20 countries, including the southern hemisphere of the planet, receive professional education in the region. The implementation of the project to create a new interuniversity campus provides for the development of international cooperation. This will significantly increase the competitiveness of our educational product abroad.

In the region, active work is being carried out to create a favorable export environment, primarily to assist in exporting our small and medium-sized companies, to form export ambitions in the business community of the region. For example, the region was the first in the Far East to create a specialized institute for supporting SME exporters - the Regional Export Support Center. With the assistance of the CPE, small and medium-sized businesses find foreign partners, enter foreign markets, take part in international exhibitions, conclude foreign trade contracts, develop their enterprises and create jobs.

In October this year, a significant event for the regional export took place - the First Far Eastern Export Forum was held. This is the first time an event dedicated exclusively to export topics took place in the Far East. Among the participants there are current entrepreneurs and exporters of the country and the region, as well as foreign businessmen who are ready to cooperate with Russia. It was possible to take part remotely, and many took advantage of this opportunity. About 1100 people from different parts of the world have connected to online broadcasts from the forum. About 100 more participants attended the forum in person. Problems and barriers faced by exporters, successful stories of promoting products to foreign markets, prospects for the development of the Far Eastern transport and logistics complex, tourism, training of specialists in the field of foreign economic activity, as well as mechanisms of state support for business were discussed at the forum sites.

The main task of the Forum was to create an international platform for formal and informal meetings. Entrepreneurs from India, China, UAE, Indonesia, Mongolia, Japan, Sri Lanka, Republic of Korea, and Cuba took part in business negotiations with Russian business. Within two days, about 200 B2B meetings took place.

Speaking about plans for the future, Deputy Prime Minister of the Khabarovsk Territory - Minister of Economic Development of the Territory Viktor Kalashnikov noted that the development of foreign trade and investment cooperation is impossible without the active involvement of foreign partners in the region for holding meetings "on the spot." At the moment, on the instructions of the Governor of the Territory Mikhail Degtyarev, the Government of the Territory is working on the issue of building the first exhibition center in the Far East for holding large-scale international events in the region.

- The creation of such an infrastructure will allow the Khabarovsk Territory to acquire new industrial competence and occupy the niche of expo centers in the Far East that has been vacant to date. This is a significant factor in the social and economic growth of the region, - stressed Viktor Kalashnikov.

In addition to preparatory work on the creation of the Khabarovsk Expo, in 2022 the region plans to continue active work to support exports, develop tools for bringing companies to foreign markets, as well as interact with the team of the Russian Export Center JSC and with Russian Trade Missions abroad.

January 26: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Экспорт Хабаровского края – это не только лес и рыба

Что из себя представляет экспорт Хабаровского края в 2021 году, каков его экспортный потенциал и в чем власти поддерживают экспортеров – об этом рассказали в министерстве экономического развития края.

В 2021 г. за 9 месяцев внешнеторговый оборот края продемонстрировал значительный рост - 42,9 % по отношению к предыдущему периоду и составил 2,7 млрд долл., в том числе экспорт вырос на 41,5 % и составил 1,9 млрд долл. Несырьевой неэнергетический экспорт края вырос на 31,8% и составил 1,2 млрд долл.

Экспорт Хабаровского края – это не только лес и рыба
Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края

Экономика Хабаровского края исторически ориентирована на внешние рынки. Край экспортирует продукцию авиа- и судостроения, энергетического машиностроения, нефтепереработки, черные и драгоценные металлы, фармацевтическую продукцию, продукцию пищевой промышленности, лесной и рыбной отраслей, а также IT-услуги, мультфильмы, транспортные и туристические услуг и многое другое.

Основные позиции краевого экспорта за 9 месяцев 2021 г. (диаграмма):


В 2021 г. за 9 месяцев внешнеторговый оборот края продемонстрировал значительный рост - 42,9 % по отношению к предыдущему периоду и составил 2,7 млрд долл., в том числе экспорт вырос на 41,5 % и составил 1,9 млрд долл. Несырьевой неэнергетический экспорт края вырос на 31,8% и составил 1,2 млрд долл.

Экспортная продукция Хабаровского края востребована за рубежом, и прежде всего у ближайших соседей - в странах Северо-Восточной Азии. Главными торговыми партнерами региона выступают КНР, Республика Корея, Казахстан, Филиппины, Япония. Тем не менее, мы ищем возможности продвижения продукции краевых предприятий на новые рынки. Так, в 2021 году продукция лесопереработки краевых компаний поступила на рынки стран Евросоюза: Германии, Бельгии, Франции. В целом география экспортных поставок Хабаровского края насчитывает около 100 стран мира и постоянно расширяется.

Диаграмма : страны-партнеры Хабаровского края по экспорту по итогам 9 месяцев 2021 года:


Какие же направления в экспорте края наиболее активно развиваются? Рассмотрим экспортный потенциал края по основным отраслям развития экспорта в разрезе средних и малых предприятий.

Машиностроительную продукцию на внешние рынки поставляет группа "Дальэнергомаш". Предприятие специализируется на производстве и сервисном обслуживании компрессорного и энергетического оборудования, выпуске подъемно-транспортного и очистного оборудования для различных отраслей промышленности. Компания поставляет производимую продукцию в Индию, Польшу, Казахстан, Египет, Вьетнам, Узбекистан, Болгарию, Украину.

Единственным дальневосточным экспортером – производителем лекарственных препаратов является завод "Дальхимфарм". "Дальхимфарм" является единственным крупным производителем лекарственных препаратов на Дальнем Востоке и входит в ТОП-40 ведущих фармацевтических производств России. Сегодня предприятие производит более 160 наименований лекарственных препаратов, продолжает увеличивать объемы промышленного производства. В условиях пандемии продукция "Дальхимфарма" пользуется стабильно высоким спросом на рынках США, Японии, Монголии, Латвии, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. По итогам 2020 года объем экспорта предприятия составил около 2,7 млн. долл. США и превысил показатели 2019 года в 2,2 раза. Тенденции сохранены и в 2021 году. "Дальхимфарм" заинтересовано в сохранении и развитии экспортной деятельности. Для расширения рынков сбыта проводится работа по регистрации и продвижению лекарственных препаратов в странах СНГ.

Стабильно высоким спросом у наших зарубежных партнеров пользуется продукция рыбопромышленного комплекса края.

Основными экспортерами являются средние компании, такие как "Сигма марин технолоджи", "Софко" и "Тралфлот", "Дальневосточное побережье", "Север". На экспорт поставляются: мороженая рыба – минтай, тихоокеанская сельдь, треска, скумбрия, лосось, сардины иваси – а также филе, фарш и морепродукты.

Перспективным направлением увеличения объемов несырьевого неэнергетического экспорта является наращивание выпуска под экспортные контракты продукции глубокой переработки древесины: шпона, пеллет, плит OSB, клееных пиломатериалов.

Такие проекты реализуют в крае компании "РФП Групп", "Нью Форест Про", "Восточная торговая компания", "Римбунан Хиджау" и "Рустранс ДВ". Ключевые рынки сбыта – Китай, Япония и Республика Корея. Ведется работа по наращиванию экспорта на рынки европейских стран: Германии, Бельгии, Франции.

Малые компании края заинтересованы в наращивании экспортных поставок сельскохозяйственной и пищевой продукции. Здесь можно отметить ряд производителей, которые уже накопили хороший экспортный опыт и имеют достижения в этом направлении: компании "Ветли – Восток", "Золотой Юг", "Лесные продукты", "ДПТК", индивидуальные предприниматели Амирханов Илья Ильгизович и Петренко Наталья Валерьевна. Компании имеют успешные истории поставок на азиатские рынки печенья, кондитерских изделий, меда, мороженого, сиропов и биодобавок из водорослей.

Также ведется работа по продвижению на внешние рынки нашей fashion-продукции и товаров для бьюти-сферы. Малые компании края выходят на рынки Европы и Америки с вечерними платьями и продукцией для салонов красоты. Успех обеспечивается работой на электронных торговых площадках.

На сегодня региональным центром экспорта выведено на ЭТП уже 73 компании. Бум пришелся на пандемийный 2020 год – 36 компаний, заинтересованных в онлайн-экспорте. Ведется работа с глобальными и отраслевыми площадками, такими как Etsy, Alibaba, Ebay, All.biz, Fordaq.

Экспортные поставки осуществляются с площадок Etsy - товары декоративно-прикладного искусства (разделочные доски, подарочные наборы, изделия из кожи), предметы одежды, продукты питания (чай); Alibaba – продукция фэшн-индустрии и бьюти-сферы (наклейки для ногтей), пищевая пленка ПВХ, пиломатериалы хвойный пород в Европу, пищевая продукция (напитки), биодобавки из морепродуктов; All.biz - биодобавки из морепродуктов.

Потенциал наращивания экспорта мы видим в продвижении на внешние рынки сферы услуг, среди которых можно выделить наиболее перспективные направления:

- туризм,

- медицинские услуги,

- информационно-телекоммуникационные услуги и аудиовизуальная продукция,

- экспорт услуг образования.

Несмотря на действующие локдауны, ведется работа по подготовке нашей индустрии туризма и гостеприимства к приему зарубежных гостей.

В крае около 150 туристских маршрутов, 237 гостиниц, свыше 1,0 тыс. кафе и ресторанов. Туристам предлагается весь спектр экскурсионных услуг и туров от обзорных по крупным городским агломерациям до эксклюзивных на Шантары для наблюдения за гренландскими китами. После открытия границ и возобновления международного туризма все желающие смогут насладиться красотой Дальневосточной природы.

Пандемия не повлияла на динамику развития экспорта креативных индустрий. Напротив, эта сфера хорошо адаптируется к "удаленке" и локдаунам. Здесь полный цикл экспортной сделки от производства до продажи и оплаты возможно осуществить в удаленном режиме, так сказать, "из дома".

С 2018 года в Хабаровском крае работает Хабаровская студия анимационных фильмов "Mechtalёt". В создании анимационных фильмов участвуют специалисты из Республики Корея, Молдовы, Москвы, Казани. В портфолио компании анимационные фильмы к играм "Дети Азии", анимационный ролик про г. Хабаровск, а также мультипликационные сериалы "Мечталёт" и "Спина к спине".

В России анимационный фильм "Спина к спине" можно посмотреть в 9 онлайн кинотеатрах (IVI, OKKO, "Кинопоиск", "MEGOGO", "ТВЗАВР", "ТВИГЛ", "Мегафон-ТВ", "Yota-TV", "Mail-TV"), на 2 телевизионных каналах (Мультиландия и "ANI"), в приложениях "Мульт" и в самолетах "Аэрофлот" и "Air Astana". Охват аудитории составляет около 5 млн. чел.

В 2021 году в Китае начался прокат мультфильма "Спина к спине". В течение трёх лет он должен появиться на 50 площадках. Ведутся переговоры с Казахстаном, Камбоджой, Сингапуром и Индонезией.

Помимо экспорта продукции IT-индустрии, в условиях действующих ограничений удаленно возможно осуществлять экспорт услуг образования. Иностранные студенты могут обучаться в российских образовательных учреждениях в онлайн формате. Хабаровский край занимает лидирующие позиции как научный и образовательный центр, удерживая на протяжении многих лет первое место по уровню и качеству образования на Дальнем Востоке. С учетом географического положения, территориальной близости к странам Азии особое внимание уделяется работе по привлечению иностранных студентов. Ведется активная разработка программ онлайн образования на иностранных языках. Например, в ТОГУ в 2020 году 130 программ (в том числе на английском и китайском языках) были реализованы в онлайн и дистанционном формате, к 2030 году количество таких программ должно увеличиться до 150.

По инициативе Губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева в крае планируется создание межвузовского кампуса, в который войдут инженерный, медико-химико-биологический, информационный и многие другие корпуса, самые современные лаборатории, образовательный научно-исследовательский комплекс "Сфера".

Сегодня в крае получают профессиональное образование студенты более чем из 20 стран, в том числе из Южного полушария планеты. Реализация проекта создания нового межвузовского кампуса предусматривает развитие международного сотрудничества. Это значительно повысит конкурентоспособность нашего образовательного продукта за рубежом.

В крае проводится активная работа по формированию благоприятной экспортной среды, в первую очередь по содействию в выходе на экспорт нашим малым и средним компаниям, формированию в предпринимательском сообществе региона экспортных амбиций. Так, в крае первым на Дальнем Востоке создан специализированный институт поддержки МСП-экспортеров - Региональный Центр поддержки экспорта. При содействии ЦПЭ предприятия малого и среднего бизнеса находят иностранных партнеров, выходят на зарубежные рынки, принимают участие в международных выставках, заключают внешнеторговые контракты, развивают свои предприятия и создают рабочие места.

В октябре этого года состоялось знаковое для краевого экспорта событие - прошел Первый Дальневосточный экспортный форум. Мероприятие, посвященное исключительно экспортной тематике, на Дальнем Востоке состоялось впервые. Среди участников – действующие предприниматели и экспортеры страны и края, а также зарубежные бизнесмены, которые готовы к сотрудничеству с Россией. Принять участие можно было дистанционно, и многие воспользовались этой возможностью. К онлайн-трансляциям с площадок форума подключились около 1100 человек из разных уголков мира. Ещё около 100 участников присутствовали на форуме очно. На площадках форума обсуждались проблемы и барьеры, с которыми сталкиваются экспортеры, успешные истории продвижения продукции на зарубежные рынки, перспективы развития дальневосточного транспортно-логистического комплекса, туризма, обучения специалистов в сфере ВЭД, а также механизмы государственной поддержки бизнеса.

Основная задача Форума состояла в создании международной платформы для официальных и неофициальных встреч. Участие в деловых переговорах с российским бизнесом приняли предприниматели из Индии, КНР, ОАЭ, Индонезии, Монголии, Японии, Шри-Ланки, Республики Корея, и Кубы. В течение двух дней состоялось около 200 B2B-встреч.

Говоря о планах на будущее, заместитель Председателя Правительства Хабаровского края – министр экономического развития края Виктор Калашников отметил, что развитие внешней торговли и инвестиционного сотрудничества невозможно без активного привлечения зарубежных партнеров в регион для проведения встреч "на месте". В данный момент по заданию Губернатора края Михаила Дегтярева Правительство края прорабатывает вопрос строительства первого на ДВ выставочного центра для проведения в регионе масштабных международных мероприятий.

- Создание такой инфраструктуры позволит Хабаровскому краю приобрести новую индустриальную компетенцию и занять пустующую до настоящего времени нишу экспоцентров на Дальнем Востоке. Это значимый фактор социального и экономического роста региона, - подчеркнул Виктор Калашников.

Кроме подготовительной работы по созданию хабаровского Экспо, в 2022 году в крае планируются продолжать активную работу по поддержке экспорта, развивать инструменты вывода компаний на зарубежные рынки, а также взаимодействовать с командой АО "Российский экспортный центр" и с Торговыми представительствами России за рубежом.

21 мая: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика