И пожар потушить, и поле вспахать: изобретатель из Якутии – резидент ГАУ Технопарк «Якутия» и фонда «Сколково» Сергей Леонтьев помогает решать глобальные проблемы региона
Якутский инженер сконструировал приспособление для тушения лесных пожаров с помощью земли. Грунтомет ГР-20 крепится на трактор, Урал или Камаз, и может использоваться также для рекультивации земли и при дорожных работах для снятия асфальтового слоя.
Инженер-буровик, основатель компании «Буровые технологии» Сергей Леонтьев вырос в Якутии и хорошо знает геологические, климатические и географические особенности региона. Эти знания лежат в основе всех его изобретений. Еще в институте он конструировал различные виды вездеходной и строительной техники. Высшее образование по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых» и работ в лаборатории физики мерзлых пород ТИ (Ф)СВФУ помогли практикой проверить фундаментальные знания в области буровых и горно-геологических наук.
На производстве прошел путь от помбура до начальника участка в геологоразведочных предприятиях юга Якутии. С 2005 года – директор производственного предприятия ООО «Сахабурстрой», в дальнейшем реорганизованного в МИП «Буровые Технологии». Разработал ряд специализированных буровых установок и инструментов, отвечающих сложным геологическим условиям при разведке россыпных месторождений, для бурения технологических скважин в крепких горных породах.
«Мне часто приходится работать с бригадой в полевых условиях, ведь каждый участок работ индивидуален, как и подход, и тактика, что приводит к изменению не только режимов бурения, но и к усовершенствованию бурового инструмента и конструктивных особенностей буровых установок. Но пока сам не поработаешь, не полазаешь по непроходимым местам, не почувствуешь технологию бурения – не сможешь ее усовершенствовать».
Разработкой эффективных методов тушения лесных пожаров занимаются передовые научно-технические центры и частные компании ведущих стран мира. Но дороговизна, сложности с обслуживанием оборудования, возникшие трудности с поставкой запасных частей – очевидные минусы импортных технологий. Команда ООО «Буровые Технологии» под руководством Сергея Леонтьева разработала навесное оборудование Грунтомет ГР-20 для тушения лесных пожаров в условиях мелколесья, кустарника, отсутствия воды.
«Оборудование взрыхляет верхний слой породы, дерна до глубины 20 – 30 сантиметров, тем самым копая противопожарный ров, с помощью собственного разработанного ротоватора и в следствие кинетического удара лопастного механизма, выбрасывает измельченную породу в сторону возгорания на расстояние до 40 метров, тем самым локализуя очаг возгорания при выбросе грунта до 14 кубов в минуту и скорости движения транспортного средства до двух км в час – это очень высокая производительность. Рота солдат должна копать, чтобы так справиться. Сложности были в том, чтобы создать оригинальный разрушающий механизм, отличный от запатентованных заводами. У нас получилось».
Оборудование крепится спереди транспортного средства на трелевочный трактор ТТ-4, АМ УРАЛ, КамАЗ, и т.д. по желанию заказчика, согласно техническим требованиям оборудования. Разработка должна быть интересна авиалесоохране, лесничествам, сельскохозяйственным предприятиям и организациям дорожного строительства.
По словам Сергея Леонтьева, в настоящее время решается вопрос финансирования создания грунтомета – предложения есть. Стоимость прототипа навесного оборудования составляет около пяти млн рублей. При массовом производстве стоимость для потребителя значительно снизится. Трактор или другая техника, куда крепится агрегат, в стоимость не входят.
«Как правило, создание прототипов машин обходится вдвое дороже, чем при массовом производстве. Учитывая стоимость зарубежных аналогов, наше оборудование будет стоить в два раза дешевле, при более высокой производительности и ремонтопригодности, что даст неплохой толчок к импортозамещению в наше непростое время».
В копилке изобретений Сергея Леонтьева несколько буровых – в 2005 году собрал установку для строительства линий электропередач – БСУ-320 на базе колесного трактора Т-150. Первую установку собирал как паззл из подручных материалов, многие детали покупал на вторичном рынке. В настоящее время также идет работа над СГБУ-500 – среднегабаритной буровой установкой и МГБУ-400 (малая буровая установка) – уже на базе завода в Татарстане. В начале следующего года планируется завершение работы над первым образцом, после чего начнутся испытания, потом – серийный выпуск.
Проблемой, по мнению Сергея Леонтьева, может стать настороженное отношение ко всему новому: люди опасаются покупать неизвестные, непроверенные временем агрегаты, предпочитая более дорогое оборудование, но уже зарекомендовавшее себя на рынке. Однако интересанты есть и у него – в основном, частные золотодобывающие компании, занимающиеся разработкой россыпных месторождений, заявляют о готовности приобрести буровые установки.
«В текущей ситуации долгосрочные проекты почти не рассматриваются, все хотят быстрые решения, потому что непонятно, что будет завтра. Не хотят люди рисковать, вкладываться в разработку новых, неизученных прототипов частные инвесторы не любят».
Основное финансирование проектов Леонтьева в настоящее время идет от фонда «Сколково» – деньги направляют на прототипирование, создание проектной документации. Компания подала заявку на грант в фонд Бортника и венчурную компанию «Якутия», вкладывает и собственные средства. В привлечении инвестиций учувствует ГАУ Технопарк «Якутия». Особое содействие оказывает фонд развития инноваций и министерство инноваций республики Саха Якутия. Многие проблемы с финансированием могли бы решить крупные заводы по производству техники, но для изобретателя это значит – потерять имя.
«Есть предложения с заводов – хотят, чтобы я у них работал, но тогда авторские права на эту технику будут принадлежать им, я тут буду выступать просто конструктором, но мне это неинтересно – я воспитанник Технопарка “Якутия”, республика мне помогала, меня обучали, и я отдаю им должное – своими разработками, проектами, новаторством».
Среди перспективных разработок Сергея Леонтьева есть ряд вездеходов на пневматическом ходу, предназначенных для изучения арктических, тундровых зон, с уникальными трансмиссионными подвесками, улучшающими вездеходные качества в разы по сравнению с существующими аналогами. А применение альтернативных источников энергии (солнца и ветра), которых в этих зонах в избытке, принесет значительную экономию энергоресурсов.
Юлия БородинаКак рождаются стартапы, где взять идеи для передовых проектов и как искусственный интеллект изменит подходы к привлечению клиентов в интервью EastRussia рассказал основатель конструктора сайтов «Айгер», участник акселератора «Б8» Роман Бабеев.
- Роман, стартапы сейчас у всех на языке, IT-сфера - одна из приоритетных в стране, но именно ваш проект эксперты называют прорывным. Как все начиналось и «о чем ваш стартап»?
- Десять лет назад я работал консультантом в крупном бренд-агентстве Приморского края и решил создать собственный бизнес. Я хорошо знал принципы построения бизнес-моделей и думал, что смогу построить что-то великое. На практике оказалось, что советовать со стороны легко - когда ты находишься внутри процесса, применять свои же принципы и механизмы крайне сложно. Консультант – это теоретическая работа, а бизнес – это практика. Тебе приходится очень много работать над собой, чтобы быть устойчивым, строить свою стратегию. У меня много времени ушло, чтобы изменить себя и начать адекватно двигаться в бизнес-среде. Это суперсложно, это совсем другой уровень, и конечно – это бесконечный процесс, в котором ты постоянно должен учиться и развиваться. За время запуска проекта я участвовал в акселераторе на базе технопарка Русский, затем в якутском акселераторе «Б8».
- В чем суть проекта?
- В рамках нашего стартапа мы делаем конструктор для бизнеса. Главная идея - дать предпринимателю возможность самому разобраться и научиться привлекать клиентов через Интернет. Свой проект мы начинали с веб-студии и обратили внимание, что часто к нам приходят предприниматели, у которых уже есть сайт. У всех была общая проблема - они запускали рекламу, но она не работала эффективно и не приводила клиентов. Тогда мы поняли, что наша ценность не в том, чтобы технически помочь людям оформить их сайт, а в том, чтобы помочь им самим разобраться в их ценностном предложении, позиционировании, в том, как выстраивать маркетинговую стратегию. Наш стартап посвящен автоматизации этого процесса: самозанятые или начинающие предприниматели заходят на нашу платформу, отвечают на вопросы, которые помогают понять свои конкурентные преимущества, целевую аудиторию, формируют свой сайт и подходы к его продвижению. Через наш конструктор также можно заказать запуск рекламы. Таким образом, на выходе бизнесмен получает прибыльный и стабильный канал привлечения клиентов, он понимает, как и почему он работает, поскольку сам проработал его на каждом этапе. Суть стартапа – сделать так чтобы предприниматель все это делал без участия консультанта, просто общаясь с конструктором. Он сам формирует позиционирование компании, а отдельные задачи, к примеру дизайн или копирайт, может делегировать прямо внутри конструктора. Технически все рассчитано так, чтобы человек мог от начала и до конца сам во всем разобраться. Я считаю, что роль предпринимателя как раз в том, чтобы хорошо разбираться в ценности своего продукта, все остальное – максимально делегировать.
- Подобные сервисы для бизнеса уже есть в стране? Почему предпринимателю будет интересно использовать этот конструктор?
- Сегодня на рынке таких конструкторов позиционирования, как наш, нет. Отдельные проекты решают эти функции, но разрозненно. Наш старт-ап позволяет бизнесу за 50 000 рублей решить задачу по продвижению комплексно, наш пакет предполагает разработку сайта и рекламных баннеров, раскрутку продукта во Вконтакте, (что даже эффективнее, чем ранее в Инстаграмм, поскольку во Вконтакте сейчас есть программа, по которой он 100% дохода он отдает блогерам), оплату работы дизайнера, копирайтера и настройщика рекламы. По времени это занимает около двух-трех недель, днем наш клиент занят своей работой, а вопросы продвижения мы решаем по вечерам. Мне кажется, это очень дешево, ведь сейчас просто сделать сайт на Тильде у фрилансера стоит 30 000 - 35 000 рублей без учета рекламного продвижения. Мы предлагаем комплексный подход, который действительно поможет дойти до потребителя, причем половина от суммы пакета идет на оплату рекламных площадок.
- Бизнес уже оценил сервис? Когда запустите его в эксплуатацию?
- За последние 2-3 года, как веб-студия мы сделали уже около 300 проектов для бизнеса. Новый проект – конструктор «Айгер» – мы только запустили. В декабре выпустили первый релиз, собрали обратную связь, сейчас дорабатываем. Пока активно проект не продвигаем. Обновленный релиз с учетом всех замечаний выпустим в марте. Раньше мы делали все то же самое - конструктор, но с помощью людей. Это было дорого: только один лэндинг стоит 55 000 рублей, а полноценный сайт - 100 000, плюс реклама… Мы полностью автоматизируем процесс и получается значительно дешевле.
- Но для этого не нужен искусственный интеллект?
- Искусственный интеллект включится на следующем этапе. Сейчас мы собираем данные от пользователей. Наша цель – сделать так, чтобы данные обо всех успешных кейсах, реализованных предпринимателями внутри конструктора, помогали начинающим бизнесменам делать свои сайты эффективнее. Для этого наш искусственный интеллект сейчас активно учится. Если раньше мы делали 100 сайтов в год, то сейчас моя цель - 100 сайтов месяц. Мы хотим, чтобы в России было 55 000 пользователей «Айгер». На первом этапе мы рассчитываем на самозанятых и микробизнес, будем выстраивать контент бизнесу, работающему в сфере услуг, отелям, спа-комплексам, юристам и адвокатам, образовательным площадкам. Дальше будем расширяться.
- Вы начинали с веб-студии, а в конечном итоге пришли к IT-платформе. Как произошла такая трансформация?
- Два года назад мы с женой и сыном переехали в Якутию для участия в акселерационной программе. Жили там четыре месяца. Мы приехали с общей идеей автоматизировать веб-студию, применяя искусственный интеллект. Это направление нас очень драйвило. Мы провели около 200 интервью с бизнесом, пока изучали аудиторию. Мы много программировали и сделали первую версию нашего конструктора с предпринимательским режимом. Раньше конструктор был более специализированный, для сотрудников веб-студий. Якутск помог нам сконцентрироваться, найти оптимальное решение. Акселератор позволил нам протестировать продукт, понять стоит ли двигаться дальше в этом направлении. Менторская помощь, теоретическая часть, трекерство, общение с успешными стартаперами - в итоге именно в Якутске мы смогли расставить акценты и обрели свой проект.
- Почему выбор пал именно на Якутскую акселерационную программу?
- Программу, про которую я только что рассказал, проводил якутский акселератор «Б8». Они сначала устроили конкурс «Стартап-экспедиция» - ездили по столицам регионов ДФО, отбирали стартапы и мы попали в число немногих победителей. Так и оказались в Якутске. После Владивостока Якутск - маленький город. Мы жили в самом центре и там очень хорошая инфраструктура. Когда мы прилетели, на улице было минус 40 градусов. После Владивостока, где в это время были плюсовые температуры, семейство это слегка шокировало. Там я получил свое первое обморожение – шел по улице в минус 40 и разговаривал по телефону без перчатки. Понял, что так делать не стоит.
- Но суровый климат не остановил?
- В Якутске меня очень впечатлил IT-парк и стартап-движение, они серьезно меня заразили. Наверное, самый мощный инсайт для меня – Якутск разрушил мои границы, когда я вернулся во Владивосток, мне захотелось большего! Сейчас я нахожусь в Иннополисе и, наверное, это надолго, ведь благодаря Якутску у меня появилась жажда стартап-движения. Акселератор «Б8» проинвестировал в наш проект 1 650 000 рублей, он дал нам финансовый толчок. Потом мы получили грант от Фонда Бортника и Фонда содействия развитию инноваций, выиграли грант от администрации Приморского края, плюс – вложили собственные средства. Сейчас в нашей команде пятеро человек и проект развивается, я верю в наш успех. Стартап вообще часто на вере держится, а ощущение пользы, которую ты приносишь людям, дает тебе силы идти вперед.
Предприниматель Пётр Александров рассчитывает на коммерческий успех соломенных домов в Якутии. Исследования показали, что такие дома теплее, чем возведенные из бруса. По словам инициатора проекта – отца предпринимателя Михаила Александрова, опытный образец тестировали на теплосбережение и пожарную безопасность два года. Сравнительный анализ показал, что в деревянном доме холоднее и дров на растопку нужно больше!
Первый дом из соломы отец и сын Александровы построил в селе Покровка Амгинского улуса в 2020 году. Инициативу поддержали в районной администрации, помогли разработать бизнес-план, подсказали, где и какую поддержку можно получить. После строителей-новаторов заметили уже на республиканском уровне – сейчас предприниматели стали резидентами технопарка «Якутия».
На первый грант в 250 тыс. рублей от администрации Амгинского улуса в 2020 году 250 тыс. рублей Михайловы приобрели станки для прессовки сена. Проблемы с сырьем нет - местное сельхозпредприятие сбора урожая разрешило бесплатно собирать солому после сбора урожая.
Строительство первого дома из соломы
Фото: администрация Амгинского улуса
- Первый дом мы построили всего за два-три дня, – рассказывает Михаил Александров. - Панели легче по весу, чем те же SIP-панели (СИП-панель (от англ. Structural insulated Panel (SIP) — структурно-изоляционная панель, изготавливается из древесно-стружечных плит и теплоизолирующего материала, как правило, пенополистирола – прим. ред.), собираются легко. В тот раз успели до сильных морозов, чтобы проверить материал на стойкость.
Технология производства и сборки дома сложностей не представляет. По сути это каркасный дом.
– Мы берем двойные деревянные панели, а прессованную солому кладём внутрь, – рассказывает предприниматель.
Сама идея соломенных домов не нова. Такие постройки есть и в Европе, и в США, и в нескольких регионах России. Причем тоже в регионах с суровыми зимами - в Новосибирской и Иркутской областях. Поэтому свою задумку предприниматели реализовывали с оглядкой на имеющийся опыт, хотя и переживали насчет того, как выдержит солома легендарные якутские морозы? Для региона дома из соломы, как ни крути, в новинку, но Михаил Александров уверен, что она приживется и здесь.
– Знаете сказку про трёх поросят? Вот все и думают, что соломенный домик это ненадежное что-то. Мы понимаем, что сразу очередь выстраиваться не будет. Но мы два года проводили исследования с нашим СВФУ (Северо-Восточным Федеральным Университетом), они полностью подтвердили характеристики наших домов. Прошли все сертификации: по пожарной безопасности в том числе, и конечно проверяли тепловой контур. Я боялся очень, что точка росы будет, влажность сильная внутри из-за перепада температур, или тепловой контур где-то нарушится. Но оказалось, что ничем наши дома не уступают брусовым или тем, которые строят из сип-панелей. Последние, кстати, сильно подорожали сейчас, чуть ли не в два раза. Все из-за того, что везут их из-за границы. Во Владивосток, как я слышал, тоже привозили соломенный дом, но из Европы – так там такая цена получилась на него, что никто и не стал реализовывать всю идею. А наш будет дешевле и экологичнее – никакой химии же нет, а материалы здесь, под боком, – сообщил Александров.
Фото: пресс-служба правительства Республики Саха (Якутия)
По данным исследований, соломенный дом может выдержать температуру до -60 градусов. Строить его нужно на сваях или так, чтобы оставалось пространство от земли – так называемое проветриваемое подполье. Это позволяет дому не промерзать снизу. Солома обладает очень низкой теплопроводностью – в в 8 раз ниже, чем у популярных аналогов. Внутри хорошо сохраняется тепло, и по подсчетам жильцов соломенных жилищ, они тратят почти вдвое меньше на отопление по сравнению с соседями из брусовых домов. При желании в таком доме можно установить обычную печь, чтобы в самые лютые холода не повышать нагрузку на электросеть. Дровяная печь в соломенном доме ничуть не опаснее, чем в построенном из бруса или кругляка. По словам Петра Александрова, нужно хорошо постараться, чтобы поджечь соломенные блоки – они штукатурятся снаружи.
– Ещё хорошо, что стены лёгкие, нагрузка на фундамент получается ниже в 4-5 раз, можно упростить его конструкцию и сделать ее дешевле. Мы можем делать хоть круглые стены – любой проект у нас возможен. Пока одобрено малоэтажное строительство – это дома до трех этажей. Вполне себе большой дом можно сделать. Производство всё у нас, сырьё рядом, по осени запасаемся. Поэтому цена у нас пока будет около 5,5 тысяч за квадратный метр. Для первых заказчиков сделаем скидки, будем делать по 2,5 тысячи за квадрат. Знаю, что другие дома строятся 30 тысяч рублей за квадрат примерно, а бывает и больше – 30 тысяч это на деревянные дома цена приблизительная, во сколько сейчас обойдутся сип-панели импортные, вообще не берусь говорить. А у нас и прочность, и пожароопасность та же: нужно умудриться, чтобы он загорелся, как любой деревянный дом. Думаю, сможем заинтересовать людей, – уверен Михаил Александров.
Новоселье в «соломенном» доме
Фото: пресс-служба правительства Республики Саха (Якутия)
Помимо того, что в доме тепло зимой, говорит создатель соломенного дома, летом в нем приятная прохлада. Это в последнее время в Якутии тоже актуально из-за жары летом. А мыши, которые любят прятаться в соломе, в дом не пройдут: для этого есть своя технология обработки. Блоки покрывают сеткой, материал обрабатывается специальными средствами.
Но самое главное, по мнению Александрова – это экологичность. В соломенном доме даже воздух другой.
- Знаете, все равно пластиковые окна, вся отделка – это во многом химия же. В блоки бетонные, панели всякие – тоже. Наш дом максимально экологичный. Я к детям прихожу, и без шуток – у них совсем другая атмосфера. Может из-за того, что у соломы звукоизоляция лучше, может оттого и уют получается, не знаю. Но мне так и дышится лучше. А дом, он же для того чтобы отдыхать, и душой и телом, – рассуждает Михаил Александров.
Он уверен, что своими домами сможет заинтересовать и другие регионы.
– Нашу технологию проще простого куда-то перевести. Нужен всего-то станок, который за смену у нас делает 8-9 метров стены. Мы могли бы научить всему, подсказать. Это же и людям хорошо: такие дома смогут себе позволить очень многие. А предпринимателям и того проще – один цех и посевные площади где-нибудь поблизости чтобы были. Все. Собрать дом буквально за несколько дней можно. В Хабаровском крае, в Амурской области много посевных площадей – значит тоже есть перспективы. А эти все стереотипы про ненадежность – глупости. Наша наука сказочные ураганы опровергла, – заключает предприниматель.
За Якутией давно закрепилась репутация региона, который задает тренды в развитии альтернативных видов транспорта. Эксперты подчеркивают: огромные территории и климатические условия заставляют искать нестандартные решения, в каждом из которых тщательно просчитывается экономическая составляющая.
Безусловный тренд – это использование беспилотных летательных аппаратов. Людям, далеким от отрасли, применение грузовых беспилотников в России пока кажется экспериментом, но правительство РФ уже приняло Концепцию интеграции беспилотных авиационных систем в единое пространство. Минпромторг планирует нарастить ежегодные объемы авиагрузоперевозок беспилотниками до 18,5 тыс. тонн к 2030 году. Пока в России не сертифицирован ни один коммерческий дрон, так как процедура слишком сложна, но со временем они смогут составить конкуренцию пилотируемым аппаратам.
Впрочем, это пока все-таки остается в перспективе, пусть даже и не очень далекой, убежден Александр Мярин, заместитель председателя по инновационному развитию комитета по транспорту, дорожной инфраструктуре и логистике Торгово-промышленной палаты РС(Я), общественный советник директора ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия». «Пока технологии уступают человеку, который сидит в кабине. Сейчас беспилотники по грузоподъемности и по надежности менее эффективны, чем, например, автожиры», -- говорит эксперт.
Автожир (гироплан, ротоплан, гирокоптер) - «мопед» вертолетного мира. В эксплуатации он на порядок дешевле легких самолетов и вертолетов, прост в управлении и при этом является наиболее безопасным летательным аппаратом, которому не страшны порывы ветра до 20 метров в секунду, а приземляться он может с выключенным двигателем. У автожира в Якутии довольно много «поклонников», а несколько лет назад в республике появился один из первых в России обладателей лицензии на управление этим транспортным средством. По словам Мярина, для мониторинга труднодоступных территорий и доставки небольших грузов на 100 – 150 кг автожир подходит идеально.
«Он может стать тем видом транспорта, который по достоинству оценят рыбаки и оленеводы. Техника с большой грузоподъемностью нужна среднему и крупному бизнесу, а рыбаку и оленеводу часто надо отвезти только 100 – 150 кг, и автожир может легко справиться с этой задачей», -- отмечает он. Эксперт приводит в пример Аляску, где количество джипов и малой авиации почти сопоставимо: гидросамолет или вертолет есть практически в каждом дворе. А автожиры только начинают активно появляться, в т.ч. российского производства. Широкому распространению автожиров в России пока мешают сложности с сертификацией и получением разрешений для законного выполнения полетов в воздушном пространстве, но популярность их стремительно растет.
Есть среди инновационных транспортных средств и те, чья стихия не только небо, но и вода. Это разработки Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. Предприятие ведет строительство сразу 3 судов нового поколения: «Комета -120Р», «Метеор -120Р» и «Валдай-45». Два «Валдая» уже успешно работают на реке Лена. И при том, что автономность и дальность плавания этого судна 400 км, в прошлую навигацию «Валдай» ходил до Олёкминска, а это около 700 км. Сейчас идет работа по заключению договора на поставку в Якутию первого «Метеора - 120Р», это судно уже с дальностью до 800 км и повышенной комфортности: в кормовой части есть салон-бар, в котором можно перекусить, есть раздача в самом салоне -- большие проходы, как в самолете, позволяют раздавать снеки и напитки.
Спуск на воду судна на подводных крыльях «Валдай-45»
Фото: «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева»
«И «Валдай», и «Метеор» имеют скорость 65 – 70 км в час. Но люди хотят еще быстрее. Для обеспечения транспортной мобильности населения в условиях якутских расстояний нужно искать транспорт не менее комфортный, но с большей скоростью. И такие суда уже есть: пассажирские экранопланы», —говорит Сергей Итальянцев, генеральный директор ЦКБ имени Алексеева. ЦКБ -- проектно-производственное предприятие и мировой лидер в своем направлении, обладает уникальными компетенциями в строительстве экранопланов специального назначения и сертифицировано морским, речным и авиационным регистром.
«Экранопланы бывают трех типов – типа А, тип В и тип С, - объясняет Итальянцев. Первые – летят в экранном режиме, не подлетая как самолеты, вторые могут лететь и на экранном уровне, и время от времени делать подлёты, а тип С представляет собой практически экраноплан - самолет и способен набирать высоту до 5 тысяч метров. Это морское судно, оно может находиться на одной акватории и перелететь с одного моря на другое». К достоинствам экранопланов относится энергоэффективность и низкий расход топлива (почти вдвое ниже, чем у самолета), простота базирования и берегового обеспечения (судно может пристать даже к необорудованному берегу), безопасная посадка в особых случаях в любой точке маршрута, высокий комфорт экранного полета.
Якутии ЦКБ имени Алексеева предлагает 40-местный речной пассажирский экраноплан, причем предприятие берет на себе работу по опытной эксплуатации с обучением от капитанов-наставников и технических специалистов.
Дальность судна -- 3 тысячи километров, максимальная скорость 250 км в час, крейсерская – 200 км в час. До Олёкминска оно будет доходить менее чем за 4 часа. «По скорости --практически как самолет, но в отличие от самолета экраноплану не нужен аэропорт, а это значит, пассажирские перевозки будут дешевле», -- говорит Итальянцев. При этом в зимний период акватория остается трассой для судна: на реке нет строений, возвышений, и экраноплан идет на высоте 1, 5- 2 метра над льдом по руслу реки.
Перспективными якутские специалисты считают и работы по развитию вездеходной программы – как альтернативы вертолетным перевозкам, но здесь предстоит большое количество работы по внедрению ГОСТов и техрегламентов Таможенного Союза для очень холодного климата с рабочими температурами минус 60, и до минус 70 градусов в качестве предельной температуры.
«Есть много работы по снегоболотоходной, вездеходной, карьерной технике, по аэросаням. Сейчас надо расширять «климатический» ГОСТ Р 50992-2019 по колесной технике, который был принят по нашей инициативе на внедорожную и карьерную технику и затем обеспечить включение его требований в Техрегламент Таможенного Союза. И больше того – нужна программа создания техники для территорий экстремально холодного климата, аналогичная той, что существовала в СССР и называлась «Техника Севера», решать проблему надо комплексно», -- говорит Александр Мярин.
Все транспортно-логистические решения, которые рассматриваются сегодня в Якутии, продиктованы необходимостью обеспечить связанность внутри самой республики. Обеспечение транспортной доступности и мобильности населения – стратегическая задача. Это и повышение качества жизни людей, и новый стимул к развитию экономики, и снижение стоимости северного завоза. Доля транспортных расходов в ВРП большинства регионов Севера и Арктики значительно больше среднего по стране. Оптимизация даст миллиарды рублей экономии в год. Во главе угла при внедрении альтернативных решений в этой сфере должны быть экономичность и экологичность решений, подчеркивают эксперты.
В Якутии проанализировали объемы демографических выплат за 5 лет. В период с 2019 года они увеличились в 7 раз, с 3,5 до 26,5 миллиардов рублей. Большую их часть обеспечил президентский национальный проект «Демография». Однако со следующего года указом главы Якутии Айсена Николаева в республике вводят новые меры, направленные на стимулирование демографического роста населения. В два раза увеличится размер республиканского материнского капитала «Семья» при рождении третьего и последующего ребенка. 50 тысяч рублей получат молодые семьи до 25 лет, вступающие в брак впервые. Кроме того, готовится учреждение гранта в 10 млн руб. для муниципалитета, добившегося лучших результатов в демографической и семейной политике. Ранее, встречаясь с руководителем региона, Президент страны Владимир Путин особо отметил показатели Якутии по росту постоянного населения и его естественному приросту и попросил не сокращать меры поддержки. Республика на первом месте в ДФО по положительной динамике демографических процессов, а в этом году в ней родился миллионный житель. Новые механизмы мотивации, а также текущее состояние рождаемости для Ленского клуба и EastRussia проанализировала доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических и энергетических проблем Севера «Коми научный центр УрО РАН» Лариса Попова.
«Стабильный естественный прирост населения Якутии обеспечивается как повышенным общим коэффициентом рождаемости, так и пониженным общим коэффициентом смертности. В основе этого – более молодой возраст населения республики, а также высокие темпы роста и уровень ожидаемой продолжительности жизни в регионе, превысивший среднероссийский. Последнее обстоятельство, а также незначительное отличие продолжительности жизни сельского населения от уровня городского показателя хочется отметить особо. Это результат социально-демографической политики, которая проводится в Якутии.
В России с 2007 года ведется демографическая политика, направленная на рост рождаемости. Тогда в стране был введен федеральный материнский капитал на второго ребенка, усиленный с 2011 г. ориентированным на третьи рождения региональным материнским капиталом и дополненный в дальнейшем мерами социальной поддержки нуждающихся семей с детьми и молодых семей с первенцами. Если оценивать результаты этой политики, то на текущую демографическую ситуацию она повлияла положительно. Особенно в регионах со значительным размером регионального материнского капитала, как в Якутии. А в национальных республиках, например Якутии и Коми, – по всей вероятности, способствовала также и усилению/возрождению этнических особенностей репродуктивного поведения коренных народов.
Однако в перспективе рождаемость в стране все-таки будет падать. Во-первых, по причине досрочного исчерпания итоговой плодовитости относительно многочисленных старших когорт, то есть поколений 1980-х годов рождения, ставших основными адресатами крупномасштабных мер демографической политики. Во-вторых, из-за низкой репродуктивной активности малочисленных молодых когорт: поколений 1990-х и 2000-х годов рождения, до которых стимулирующий эффект крупномасштабных мер демографической политики не дошел, или, в лучшем случае, пока не дошел.
По этой причине следует приветствовать любые меры, направленные на рост рождаемости. Начав проводить демографическую политику, ни в коем случае нельзя отменять ее мероприятия. В идеале надо сделать их постоянно действующими, то есть бессрочными. Решение главы Якутии об удвоении регионального маткапитала считаю своевременным, поскольку сейчас третьи рождения охватывает уже малочисленные когорты 1990-х годов рождения, а их репродуктивную активность следует поддержать.
Помощь молодым семьям также актуальна: без первых рождений нет вторых. Но еще больше следует приветствовать акцент в демографической политике на вторых рождениях. Например, к удвоенному региональному материнскому капиталу применить реализуемую в последние годы механику выплат федерального капитала: бóльшую часть суммы назначать при рождении второго ребенка, остальную – при рождении третьего. Возможно, применять такую механику выплат можно начать как раз за счет грантов лучшему району/поселку».
Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.
«Образ Якутии сегодня меняется. Этому способствует и сама выставка достижений «Россия». Она констатирует свершившийся факт нового облика самого большого региона страны. И экспозиция Якутии призвана познакомить жителей страны с последними нововведениями и развеять сложившиеся стереотипы.
Многие россияне до сих пор мало знают о далекой дальневосточной республике. Все могут вспомнить про набившие оскомину холод, алмазы и оленей. Благодаря экспозиции посетители поймут, что Якутия – это про новые технологии, современные подходы в улучшении качества жизни.
Акцент при демонстрации достижений на мобильные приложения и игры, кино и мультипликацию естественен. Высокие технологии востребованы. Якутия доказывает, что можно быть центром цифровых разработок, находясь на Крайнем Севере. Это та привилегия, которая республика, похоже, стремится забрать себе. И реальный успех в этой области можно достичь, забыв, что за стеной минус 40.
При этом даже в условиях экстремально низких температур это регион, который осваивает и вдыхает жизнь в, казалось бы, непригодные для жизни территории. Свидетельство тому – демонстрируемая реакторная установка для первой в мире атомной станции малой мощности, которую строят в арктическом районе республики. Руководство Якутии добивалось этой чести. Поскольку возможность эффективного развития здесь высока, то, следовательно, и потребность в энергетике тоже немалая. АСММ здесь также выступает в роли символа будущего, который обозначает собой новый виток развития.
Ну и, конечно же, венчает образ будущего Якутии Ленский мост, распоряжение о строительстве которого отдал Президент. Завершив этот архисложный проект, республика станет еще и логистическим центром, что еще недавно было бы странно себе представить. Мост имеет значение только если до и после него идет дорога. Через Якутию пойдет транспортный путь, она перестанет быть ледяной горой, куда можно только прилететь. Главное, что регион, отделенный от «большой земли», станет ее частью, то есть ближе ко всем жителям нашей страны.
Очевидно, это успешное позиционирование. Якутия на выставке предстает инновационной, современной, но не забывающей, на какой земле она находится. Регион демонстрирует свое лицо, прорисованное значительно детальнее. Это все та же республика, но понятная, с той новизной, которой нам не хватало. О ней пока знают действительно мало. Теперь благодаря выставке, я надеюсь, будут чуточку больше».
Перспективы реализации международного проекта и заинтересованность в нем Китая специально для Ленского клуба и Eastrussia оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.
В условиях новых геополитических реалий и поворота на Восток Россия активизирует свои экономические связи со странами Азии, прежде всего, с Китаем, нашим ближайшим соседом и одним из локомотивов мировой экономики. Всего 5 лет назад, в 2018 году, товарооборот России и Китая впервые достиг отметки в 100 миллиардов долларов, а уже в этом году этот показатель, скорее всего, превысит отметку в 200 миллиардов долларов.
Такая стремительная активизация экономических связей требует значительно более развитой сети транспортно-логистической инфраструктуры: 2022 год продемонстрировал, что железнодорожная сеть на Дальнем Востоке оказалась недостаточно готова к значительно выросшему объёму грузов. В этой связи в 2023 году идёт интенсивная модернизация, включающая широкомасштабную реконструкцию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (БАМ).
Также нужно выделить и развитие т.н. «малого БАМа» - железнодорожного направления Нерюнгри-Тында-Штурм-Сковородино, который может быть продлён за счёт законсервированного направления Сковородино-Рейново (Джалинда) и запланированного международного железнодорожного моста через Амур Джалинда (Россия)-Мохэ (Китай).
Строительство мостов через Лену и Амур, которые дальновидно продвигает глава Якутии Айсен Николаев, вместе с развитием всего транспортного коридора малого БАМа имеет особое значение для Дальнего Востока и Республики Саха. Этот проект создаёт отдельную ветвь, связывающую крупнейший регион Дальнего Востока (с возможностью продления до Магадана) напрямую с Китаем с возможностью разгрузки основных мощностей БАМа и Транссиба за счёт своего перпендикулярного расположения.
Китайская сторона также заинтересована в развитии транспортного коридора, поскольку это упростит доступ к минеральным ресурсам, поставляемым со стороны России и, прежде всего, регионов Дальнего Востока, а также может стать дополнительным стимулом для экономического роста северо-восточной провинции Хэйлунцзян.
Учитывая те выгоды, которые может получить Китай и Россия, особый интерес со стороны региональных властей субъектов Дальнего Востока, необходимость срочной разгрузки основных направлений БАМа и Транссиба, а также личное упоминание транспортного коридора со стороны президента России В.В. Путина в рамках III Международного форума «Один пояс – один путь», можно сделать вывод, что проект коридора с мостом отличается особым приоритетом и его реализация – вопрос обозримой перспективы.
Как уже было отмечено, в случае успешной реализации железнодорожного сообщения по международному мосту Джалинда-Мохэ, появится прямая возможность транспортировки ресурсов отдельных видов товаров, а именно: угля с южных месторождений региона (особый интерес представляет коксующийся уголь), древесина и продукция деревообработки, продукты нефте- и газохимии, а также товары сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Для Китая данный маршрут станет ещё одним направлением растущих поставок импорта в Россию: электроники и бытовой техники, автозапчастей и автомобилей, промышленных товаров и т.д. Ожидается, что только Республика Саха сможет экспортировать от 20 до 40 миллионов тонн грузов в Китай (прежде всего, угля), однако на первых порах эта цифра может быть ниже ввиду проблем с пропускной способностью отдельных участков, например, Сковородино-Рейново (Джалинда). Тем не менее, запуск данного участка должен способствовать значительному увеличению товарооборота Республики Якутия с Китаем.
Транспортный коридор из Арктики через Ленский мост, малый БАМ и переход «Джалинда-Мохэ» является примером растущей инфраструктурной взаимосвязанности в Евразийском регионе наряду с развитием т.н. Северного морского пути, который также включает Якутию в качестве значимого транспортно-логистического звена. Китай, будучи заинтересованным в бесперебойных поставках своей продукции в Европу, а также в другие регионы мира, готов активно содействовать развитию инфраструктуры Северного морского коридора, частью чего и является реконструкция Жатайской судоверфи.
Готовность Китая обеспечить техническое оснащение и робототехнику для судоверфи можно рассматривать как позитивный сигнал: Китай является крупнейшим кораблестроителем в мире, охватывая широкий перечень производимых типов судов, а также их компонентов (например, производство высокооборотных двигателей, оптического оборудования для кораблей и т.д.). Следует обратить внимание на наработанные компетенции в данной индустрии, а также достижения в роботизации судостроения и судоремонта и даже в применении искусственного интеллекта.
Отдельным преимуществом является специфика собственности: компании, как правило, связаны с государственными отраслевыми структурами, что упрощает внедрение инноваций в отрасли. При этом можно также отметить, что Китай за счёт сотрудничества с западными компаниями смог приобрести технологии, обеспечивающие конкурентоспособность продукции на мировом рынке, однако эти технологии в ряде случаев могут быть защищены лицензионными соглашениями, запрещающими поставки в Россию в рамках санкционного режима. С другой стороны, связь судостроителей с государством и использованием отдельных схем может значительно снизить риск противодействия со стороны лицензиаров из стран Запада.